Половое – Ой!

Сериал Половое воспитание смотреть онлайн LostFilm HD 720

Эйса Баттерфилд Отис Милберн

Проблемы с величиной пениса и самооценкой. Рвотный рефлекс при минете. Неуклюжая возня неопытных лесбиянок. Подорванная репутация школьницы. Думаете, это описание порно-роликов? Не угадали! Сюжеты эпизодов новой британской драмеди «Половое воспитание».

Страсти в провинциальной школе

Идея снять дерзкий сериал про подростков и то, с чем они сталкиваются во время «переходного периода», принадлежит Лоре Нанн. Шоураннер стала автором сценария – наряду с коллегами Брайаном Когманом и Софи Гудхарт. Исполнительный продюсер проекта Джэйми Кэмпбелл и съемочная группа работали в живописных местах Англии и Уэльса: действие происходит в пасторальном местечке Мурдейл и старшей школе городка.

При такой-то маме!

Джиллиан Андерсон Джин Милберг

Главный персонаж Sex Education, – не решающийся расстаться с девственностью старшеклассник Отис Милберн. Парень не может прикоснуться даже к себе, не говоря о том, чтобы сблизиться с девушкой. Ирония заключается в профессии матери героя. Джин – практикующий сексолог, как и бывший муж Реми, переехавший в Соединенные Штаты и прекративший воспитание сына.

Благодаря книгам и наглядным пособиям мамаши, Отис осведомлен в тонкостях подростковой психологии. Этим предлагает воспользоваться новая однокашница юноши, Мейв, девица с подпорченной репутацией.

Когда гормоны разбушевались, а знаний и навыков не хватает

Вначале робко, а потом более уверенно, Милберн консультирует школяров, понимая, что влюбляется в «напарницу», а у той другие интересы. В то же время Джин, уставшая устраивать личную жизнь, знакомится с «мужем на день», сантехником и ремонтником Джейкобом. Дочь рабочего, Ола, заинтересовывается Отисом.

Каждый эпизод – отдельно взятая проблема очередной пары «клиентов» новоявленного психотерапевта. Но через весь сезон проходит сюжетная линия и юного сексолога, пытающегося войти во взрослость. А также его приятеля Эрика, смирившегося с гомосексуальной ориентацией.

Популярные исполнители и одаренные новички

Эмма Маккей Мейв Уайли

В комедии/драме «Половое воспитание» заняты как знаменитые исполнители, так и начинающие актеры. Роль Отиса доверена звезде «Хранителя времени» англичанину Эйсе Баттерфилду. Джин сыграла Джиллиан Андерсон, успешно снимающаяся в Соединенном Королевстве и США. Экс-супруга миссис Милбурн изображает известный британский артист Джеймс Пьюрфой («Последователи», «Видоизмененный углерод»).

Сериал открыл аудитории актрису франко-английского происхождения Эмму Маккей, внешне похожую на Марго Робби. Дебютантка исполнила роль Мейв. Другие новички – Шути Гатва, Эйми Лу Вуд, Колин Суинделлс. Смешение смешного и грустного, рассматривание реальных пикантных ситуаций, через которые прошли многие вчерашние подростки, сделало новый нетфликсовский продукт популярным.

Эйми Лу Вуд Эми Гиббс

Мотайте на ус!

Критики солидарны с аудиторией. Rotten Tomatoes подвел итоги 58-ми отзывов рецензентов: 91% положительных оценок. Средний рейтинг составил 8,34 из 10. Консесус сайта-агрегатора сравнивает сценарий с «хрипловатой шалостью подростков», у которых бушуют гормоны. А сексуальные «ловушки», в которые угождают герои, и выход из тупиков позволяют поучиться даже взрослым.

Шоу «Половое воспитание», пока состоящее из восьми эпизодов первого сезона, было показано на потоковом сервисе Netflix 11 января 2019, а уже 2 февраля руководители компании заказали продолжение шоу.

polovoe-vospitanie.ru

Почему стоит посмотреть «Половое воспитание» – самый обсуждаемый сериал нового года

Отис — стеснительный подросток-девственник, вынужденный жить под одной крышей с матерью-сексологом. В то время как обычные дети читали букварь, Отис изучал картинки в «Камасутре». Он знает тысячу и один ответ на вопрос про «это» и вместе с местной «бунтаркой» по имени Мэйв решает организовать подпольную секс-терапию прямо в школе. Таким образом Отис помогает своим одноклассникам избавиться от комплексов и начинает зарабатывать неплохие деньги.

Кадр из сериала «Половое воспитание»

Netflix продолжает захватывать мир — только в 2018 году на популярной онлайн-платформе вышло не менее десяти новых фильмов и сериалов, нацеленных на подростковую аудиторию. И если создатели ребута «Сабрины» явно перегнули с попыткой подстроиться под современные социальные тренды, а сценаристы «Ненасытной» просто плюнули на них с высокой горы, то авторы «Полового воспитания» решили остаться в стороне от популярных тем, обратившись к вечному. Тема сексуального созревания в школе никогда не перестанет быть актуальной — поколения подростков меняются, а проблемы остаются те же.

Кадр из сериала «Половое воспитание»

В 80-х сексуальным воспитанием подростков занимался Джон Хьюз — его очаровательные в своём простодушии герои мило трепетали при виде друг друга, обмениваясь целомудренными поцелуями. В 90-х эстафету перенял «Беверли-Хиллз 90210», где темы сексуальных отношений уже вышли из зоны табу, но были слишком слащавы и романтизированы, а богемная жизнь калифорнийских подростков слабо монтировалась с реальной школой. В 00-х парадом правил «Американский пирог», персонажи которого разменяли сантименты на пошлые шуточки и сексуальные эксперименты.

Создатели «Полового воспитания» не стали в очередной раз изобретать велосипед, они грамотно использовали классические тропы, взяв на заметку ошибки предшественников. Герои нового сериала Netflix верят в любовь, но при этом не лишены здорового цинизма. Они свободно говорят о сексе, как о естественной стороне жизни, при этом не чураясь шуток ниже пояса, но и не паразитируя на них. Таким образом, «Половое воспитание» пытается построить диалог со зрителем на максимально доступном для него языке и как бы невзначай обсудить действительно важные темы, такие как невозможность эякуляции, сексуальные фобии, нимфомания, отсутствие оргазма.

Кадр из сериала «Половое воспитание»

Глядя на завораживающие живописные кадры небольшого городка в Англии и харизматичных персонажей, которые с первых минут располагают к себе, ты хочешь остаться с героями сериала навсегда. Выбор на главную роль британского актёра Эйсы Баттерфилда стал действительно удачным кастингом. В свой 21 год он по-прежнему похож на нескладного подростка, смотрящего на мир большими наивными глазами. Это комично резонирует с его образом локального секс-эксперта. Джиллиан Андерсон, успевшая отточить навыки психоанализа в трех сезонах «Ганнибала», кажется, впервые попробовала себя в комедийной роли. Несмотря на внешнюю уверенность, её персонаж также имеет в своём арсенале целый набор типичных женских проблем. Эмму МакКи Интернет уже окрестил второй Марго Робби. Сравнение, конечно, лестное, но хочется верить в то, что ассоциация с Марго не помешает талантливой британской актрисе построить успешную карьеру в большом кино.

Предостережение: сериал смотрится настолько легко, что весь первый сезон можно случайно посмотреть за один день. И если все же вы решились провести восемь часов в компании Отиса и его друзей, будьте готовы к тому, что одной лишь темой секса дело не ограничится. Ведь у героев «Полового воспитания» море других, не менее животрепещущих проблем.

www.film.ru

Половое созревание мальчиков и девочек

Забавный малыш начинает превращаться во взрослого юношу или девушку в период полового созревания. Научное его название – «пубертат». В данный период каждый ребенок становится более зрелым не только физически, но и психологически.

Начало периода полового созревания и его срок

Признаки полового созревания

Половое созревание девочек

Половое созревание мальчиков

Как помочь ребенку в период полового созревания?

Во время пубертата в подростке меняется очень многое – его тело, его внешность и даже его восприятие самого себя, окружающих людей и окружающего мира. Невозможно найти двух мальчиков или девочек, у которых данный период проходит абсолютно одинаково. Но все же некоторые закономерности, которые объединяют всех подростков в период пубертата, специалистам удалось выявить.

Начало периода полового созревания и его срок

У мальчиков и девочек половое созревание проходит совершенно по-разному и воспринимают его дети тоже по-разному. Это также важно учитывать.

Если для юных представительниц прекрасного пола совершенно нормальным явлением считается ранее половое созревание, то у мальчиков наоборот может возникнуть задержка полового созревания.

Важно отметить, что ранее половое созревание девочки не должно сильно беспокоить родителей.

Зачастую мама и папа начинают переживать по этому поводу и водить ребенка по врачам. Хотя на самом деле в таком явлении нет ничего страшного.

В целом период пубертата у представителей обоих полов длится примерно пять лет. Срок его начала очень индивидуален. Но, если он слишком явно колеблется, то родители могут посоветоваться с педиатром. Только опытный специалист сможет грамотно оценить физическое состояние ребенка и, если возникнет необходимость, назначить ему дополнительные медицинские обследования и соответствующие анализы. Все это позволит выяснить, по каким причинам произошло отклонение от нормы.

Стоит отметить, что серьезные проблемы с гормонами у детей бывают очень редко. В большинстве случаев основной причиной их становится наследственность.

В первую очередь родителям нужно вспомнить, были ли у них в свое время отклонения в какую-либо сторону в период полового созревания. Если да, то это на 50 процентов повышает риск возникновения подобных отклонений и у их чад. Особенно явно это проявляется в росте. Если и мама, и папа малыша невысокие, то не следует ждать резкий скачок в росте у мальчика и девочки.

Несмотря на допустимые отклонения срока периода пубертата в обе стороны, современные медики все же установили для него определенные рамки. У юных барышень половое созревание начинается с 7 лет. Крайний срок его начала – 13 лет. У мальчиков, как правило, данный период начинается с 10 лет. Крайний срок его начала – 15 лет.

При этом, если до 15 лет девочки опережают мальчиков в развитии, то далее юные представители сильного пола начинают их активно обгонять

Если крайний возраст прошел, а период пубертата так и не начался, родителям рекомендуется обратиться в врачу-эндокринологу или детскому педиатру.

Очень важный момент! Свои сомнения по поводу здоровья и нормального развития своего крохи ни в коем случае нельзя озвучивать при нем.

Результатом такой неосторожности может стать глубокая психологическая травма, бороться с которой необходимо будет при помощи специалистов. В подростковый период психика мальчиков и девочек крайне уязвима. Лучше обсудить с врачом свои опасения один на один, а уже затем пригласить в кабинет ребенка.

www.wmj.ru

Половое созревание раннее позднее у мальчиков и девочек

Половое созревание — это период жизни человека, в течение которого его организм достигает биологической половой зрелости. Этот период называется пубертатным и характеризуется появлением вторичных половых признаков (см. Половые признаки), окончательным формированием половых органов и половых желез. Время наступления пубертатного периода зависит от многих факторов — национальности, климатических условий, питания, условий жизни, пола и т. д. У мальчиков он в среднем наступает с 15—16 лет, у девочек с 13—14 лет и заканчивается соответственно к 20 и 18 годам. Следует подчеркнуть, что в сроках наступления пубертатного периода отмечаются значительные индивидуальные отклонения. В физиологическом отношении этот период характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез. В коре надпочечников начинают усиленно вырабатываться андрогены (см. Половые гормоны), повышается секреция гонадотропинов гипофиза (см. Гонадотропные гормоны), что ускоряет развитие половых желез. У девочек с усилением функции яичников, вырабатывающих эстрогены, начинается рост молочных желез, наружных и внутренних половых органов: матки, влагалища, половых губ. В возрасте 14—15 лет, иногда раньше, происходит становление менструального цикла (см.). Объективным критерием зрелости половых желез служат менструации у девочек и поллюции (см.) у мальчиков. Наиболее часто встречающаяся последовательность появления половых признаков представлена в таблице.

Последовательность появления признаков полового созревания
Возраст в годах Признаки полового созревания
девочки мальчики
8 Таз становится шире, бедра округляются  
9 Увеличение секреции сальных желез  
10—11 Начало развития молочных желез Начало роста полового члена и яичек
12 Появление волос на половых органах, увеличение половых органов Рост гортани
13 Щелочная реакция влагалищного секрета становится резко кислой Увеличение яичек и полового члена. Небольшое появление волос на половых органах. Начало формирования скелета по мужскому типу
14 Появление менструации и появление волос в подкрыльцовых впадинах Изменение голоса (ломается), небольшое увеличение (набухание) грудных желез
15 Выраженные изменения размеров таза и его пропорций по женскому типу Пигментация мошонки, появление усов и появление волос в подкрыльцовых впадинах. Значительное увеличение яичек
16—17 Менструации происходят регулярно, с овуляцией (см. Менструальный цикл). Усиление роста волос на лице, теле; мужской тип растительности на лобке. Появление поллюций
18—19 Прекращается рост скелета Замедление роста скелета

Нередко нормальное половое созревание протекает в несколько иной последовательности. В этих случаях иногда бывает очень трудно найти четкую границу между нормой и патологией. Одной из причин подобных отклонений являются нарушения гормональных систем, в других случаях определенное значение приобретают конституциональные особенности подростка в пубертатный период, а также психогенные факторы, которые могут вызывать выраженные эндокринные расстройства. Чрезвычайно важно учитывать эти случаи, поскольку нерациональное применение гормональных препаратов при лечении может привести к значительным повреждениям многих систем. В период полового созревания наблюдаются иногда небольшие временные отклонения, т. е. вариации нормального процесса развития. Их расценивают как физиологические явления. У девочек может быть значительный рост молочных желез (макромастия), причем преждевременного полового созревания не наступает. К физиологическим вариациям полового созревания относятся также нарушения менструального цикла, ювенильные маточные кровотечения,   аменорея (см.). Нередко наблюдаются болезненные менструации, сопровождающиеся головными болями, рвотами, слабостью. Эти нарушения обычно наблюдаются у девушек с неустойчивой нервной системой. У мальчиков может быть небольшое увеличение грудных желез (пубертатная гинекомастия), которая   полностью   проходит.

Поздним (pubertas tarda) считается половое созревание, наблюдающееся у девушек в 18—20 лет, у юношей в 20— 22 года. При данной патологии лечебные мероприятия должны быть направлены на улучшение условий быта, питания и введение мужских, женских половых гормонов и препаратов, содержащих гонадотропные гормоны гипофиза. Запаздывание полового развития и отставание в росте наблюдается при инфантилизме (см.). Недоразвитие полового аппарата и отсутствие половых признаков данного пола — гипогенитализл (см.) — обусловлены дисфункцией эндокринных желез и прежде всего гипофиза.

Ранним (pubertas ргаесох) считается половое созревание, наступающее у девочек моложе 8 лет, у мальчиков моложе 10 лет и характеризующееся преждевременным появлением вторичных половых признаков, быстрым развитием половых органов и ускоренным ростом. У мальчиков это проявляется в ускорении роста, а затем раннем прекращении роста (что в дальнейшем ведет к низкорослости), быстром росте половых органов и появлении вторичных половых признаков (оволосение, низкий тембр голоса, выражена скелетная мускулатура). Возможны эрекции и поллюции. У девочек отмечается ускорение роста, а затем раннее прекращение роста, таз становится широким, увеличиваются размеры матки и яичников. Встречаются случаи менструаций в дошкольном возрасте.

Раннее половое созревание в сочетании с ускоренным ростом, но резкой диспропорцией скелета, низкорослостью и умственной отсталостью определяется как macrogenitosomia praesox.

С проблемой полового созревания тесно связан вопрос полового воспитания. Это система медико-педагогических воздействий на подростков с целью воспитания у них определенных норм поведения в сексуальной жизни. Задача полового воспитания заключается в создании физически здорового поколения, сексуальная жизнь которого должна быть подчинена нормам морали нашего общества. Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек, раннее вовлечение их в общественную жизнь, сочетание обучения с производственным трудом, широкое развитие физической культуры и спорта среди молодежи создают базу для разумного родового воспитания.

Половое созревание (лат. pubertas) — это процесс роста и дифференцировки половых желез, половых органов и вторичных половых признаков. Половое созревание протекает со сложнейшими изменениями в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других системах организма, а также в физическом развитии и заканчивается наступлением половой зрелости.

Большую роль в половом созревании играет гипоталамическая область, находящаяся в неразрывной функциональной взаимосвязи с гипофизом. В период Половое созревание заметно повышается активность гонадотропных гормонов гипофиза, возрастает содержание андрогенов и эстрогенов в крови и моче. Эстрогены, синтезируемые яичниками, вызывают увеличение матки, влагалища, малых половых губ, молочных желез и ороговение эпителия влагалища. Андрогены обусловливают половое оволосение, рост полового члена и мошонки у мальчиков, а у девочек — клитора и больших половых губ. Половые гормоны, особенно андрогены, стимулируют рост и дифференцировку костной ткани, способствуют закрытию зон роста, усиливают развитие мускулатуры. В этих процессах проявляется белково-анаболический эффект половых гормонов. Взаимоотношение между различными системами, регулирующими половое созревание, показано на рис. 1.


Рис. 1. Схема взаимоотношений между различными системами, регулирующими рост и половое развитие (из Гилленсверда, по Уилкинсу).

Половое созревание начинается у девочек раньше, чем у мальчиков. В этот период у девочек заметно увеличивается экскреция с мочой эстрогенов и гонадотропинов, а у мальчиков — андрогенов. В последнее время во всех странах сроки начала полового созревания сдвинулись к более раннему периоду. Так, по наблюдениям В. С. Груздева, относящимся к 1894 г., менструации начинались в 15 лет 8 мес.; в настоящее время (1965) они начинаются чаше в 13—14 лет. У юношей дата наступления половой зрелости устанавливается по первым эякуляциям. Начало и продолжительность пубертатного периода зависят от семейных (конституциональных) особенностей, строения тела и условий внешней среды (питание, климат, жилищные условия и др.). Половое созревание начинается у девочек от 8—11 и продолжается обычно до 17 лет, у юношей — с 10—13 и до 19 лет.

В период полового созревания могут наблюдаться гипертоническая реакция и гипотоническое состояние, лабильность пульса, акроцианоз, пятна Труссо, ортостатическая альбуминурия, спонтанная гипогликемия, иногда и психические нарушения. О степени полового созревания судят по вторичным половым признакам — оволосению на лобке (11—13 лет) и в подмышечной области (12—15 лет), у девочек, кроме того, по срокам начала менструаций и развитию молочных желез (10—15 лет), а также при помощи рентгенограмм кисти и дистальных концов костей предплечья. Началу полового созревания соответствует окостенение сесамовидной кости, затем появляется синостоз в первой пястной кости и концевых фалангах; при окончании полового созревания происходит полное синостозирование эпифизов лучевой и локтевой костей. Оценивать степень полового созревания у мальчиков по размерам наружных половых органов необходимо осторожно, так как их рост нередко несколько отстает.

Преждевременное половое созревание (pubertas praecox) бывает истинным и ложным. При истинном имеется взаимосвязь между гипоталамо-гипофизарной областью, половыми железами и надпочечниками. Различают конституциональную (эссенциальную) и церебральную формы истинного полового созревания.

Конституциональная форма наблюдается почти всегда у девочек и обусловлена, по-видимому, семейным предрасположением. Вторичные половые признаки появляются рано, даже с рождения, однако чаще в 7—8, а менструации — в 8—10 лет. Менструации овуляторные. У мальчиков вторичные половые признаки могут возникнуть уже в 9—11 лет, реже раньше. Налицо макрогенитосомия (преждевременное увеличение наружных половых органов). В 12—13 лет половое созревание заканчивается.

Первоначально дети с преждевременным половым созреванием опережают в физическом развитии своих сверстников. Однако в дальнейшем в связи с закрытием зон роста у некоторых из них возникают низкорослость и диспропорциональность — нижние конечности относительно коротки по отношению к туловищу (рис. 2). Психическое развитие таких детей чаще соответствует возрасту, а если отстает, то приблизительно на 2 года. У девочек экскреция фолликулостимулирующего гормона и эстрогенов с мочой достигает уровня пубертатного периода. Содержание 17-кетостеропдов в суточной моче превышает уровень возрастной нормы. При опухолях надпочечника и половых желез уровень экскреции гормонов значительно выше. Вагинальный мазок подтверждает нормальный менструальный цикл.

Прогноз при конституциональной форме преждевременного полового созревания благоприятный. Лечение не проводится.

При церебральной форме истинного полового созревания имеются поражения гипоталамической области (опухоли, кровоизлияния, врожденные дефекты мозга, энцефалит) или опухоль шишковидной железы. В настоящее время большинство исследователей считает, что даже при опухолях шишковидной железы преждевременное половое развитие обусловлено вторично возникающими изменениями в гипоталамусе в связи с внутренней гидроцефалией. У детей отмечается раннее и быстрое развитие половых органов и вторичных половых признаков. В яичниках возникают зрелые граафовы фолликулы, желтое тело. В яичках образуются интерстициальные клетки и происходит сперматогенез. Содержание гонадотропинов, эстрогенов, 17-кетостерои-дов в моче соответствует пубертатному периоду.

Преждевременное половое созревание отмечается и при множественной фиброзной дисплазии, при которой имеются изменения в костной системе, пигментация кожи и повышенная активность щитовидной железы.

Ложное половое созревание (pseudopubertas praecox) возникает при патологических изменениях в надпочечниках, яичниках или яичках. Овуляция и сперматогенез отсутствуют. После удаления опухоли возможно обратное развитие вторичных половых признаков.

Замедленное половое созревание (pubertas tarda) характеризуется поздним развитием половых органов и желез, а также появлением вторичных половых признаков. У юношей оно диагностируется в 20—22 года, у девушек в 18—20 лет. Наиболее часто возникает под влиянием конституционального (семейного) фактора, реже вследствие недостаточных гигиенических условий и алиментарных причин. Запаздывание полового созревания наблюдается иногда до 15—16 лет. При этом отстает физическое и нередко психическое развитие. Дифференцировка костной системы также отстает, чаще на 2—4 года. Большинство детей в ближайшие годы достигает в половом развитии своих сверстников.

Оценку полового созревания необходимо проводить на основании ряда признаков и особенно рентгенологических данных о дифференцировке костной системы. Соответствие процессов окостенения фактическому возрасту, как правило, исключает отставание в половом созревании.

Вариации полового созревания. Преждевременное развитие молочных желез (premature thelarche) у девочек может быть единственным признаком отклонения. Отсутствие вторичных половых признаков, эстрогенных изменений вагинального мазка и увеличения внутренних и наружных половых органов позволяет отличить этот процесс от истинного полового созревания. Предполагают, что в основе premature telarche лежит повышенная реакция ткани молочных желез на эстрогены. В дальнейшем эта реакция может исчезнуть. Лечения не требуется.

У мальчиков нередко наблюдается пубертатная гинекомастия (см.), выраженная чаще слева и исчезающая без лечения. Лечение мужскими половыми гормонами противопоказано.

Преждевременное вторичное оволосение (premature pubarche) развивается на лобке, в подмышечных впадинах без других признаков вирилизации и чаще наблюдается у девочек. Лишь с 10—12 лет оно сочетается с увеличением молочных желез, наружных и внутренних половых органов. Позже дети развиваются нормально. Выделение с мочой 17-кетостероидов соответствует возрастной норме или несколько превышает ее. Дети с преждевременным половым созреванием требуют наблюдения врача и должны периодически обследоваться.

Во время полового созревания иногда имеется увеличение щитовидной железы II и III степени без нарушения функции. Лечение при этом не проводится. Нередко, особенно у мальчиков, развиваются акромегалоидные явления (также физиологические). Возможно преобладание мужского или женского начала. Прогноз при этом благоприятный. В этот же период иногда отмечается так называемый псевдофрейлиховский тип ожирения, несколько похожий по наружному виду на ожирение при адипозо-генитальной дистрофии (см.). При этом распределение жира равномерное с некоторым преобладанием в области груди, живота и бедер. Руки и ноги часто укорочены. Длина тела и дифференцировка костей соответствуют фактическому возрасту. Гипогенитализм отсутствует или выражен незначительно. Выделение 17-кетостероидов и 17-оксикортикостероидов с мочой в норме. Основной обмен снижен или в норме. Половое созревание наступает в обычные сроки или несколько запаздывает. Медикаментозного лечения не требуется.

В период полового созревания у девушек с явлениями базофилизма (базофильные клетки гипофиза усиленно функционируют) отмечается ожирение по женскому типу, появляются стрип на бедрах, ягодицах, груди. Артериальное давление нередко повышено. Однако половое развитие не нарушено или даже ускорено. Менструации возникают вовремя, причем цикл сохранен. Прогноз, как и при описанных выше вариантах ожирения, благоприятный.

Пубертатное истощение наблюдается преимущественно у девушек. Первые симптомы: отсутствие аппетита, боли в животе, отрыжка и рвота, чаще повторная. Кожа сухая, морщинистая. Отмечаются брадикардия, глухие тоны сердца, артериальная гипотония, аменорея. В отличие от гипофизарной кахексии, нет атрофии молочных желез и выпадения волос. Основной обмен снижен. Функция щитовидной железы не нарушена. Содержание 17-кетостероидов в моче снижено, после введения АКТГ достигает нормы. Фолликулостимулирующий гормон в моче чаще отсутствует или снижен. Прогноз обычно благоприятный. Лечение — необходим тщательный уход, аминазин, белково-анаболические стероиды. Метандростенолон (или неробол) по 5 мг в день, нероболил внутримышечно по 25—50 мг 1 раз в неделю (4—6 инъекций).

К постановке диагноза, назначению медикаментов, особенно гормонов, а также к прогнозу заболеваний и состояний в периоде полового созревания нужно подходить осторожно.

Рис. 2. Девочка 2,5 лет: раннее половое и физическое развитие (рост 110 см).

www.medical-enc.ru

Половое созревание — это… Что такое Половое созревание?

Полово́е созрева́ние (также пуберта́тный период или пуберта́т) — процесс изменений в организме подростка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Половое созревание запускается с помощью сигналов из головного мозга к половым железам: яичкам у мальчиков и яичникам у девочек. В ответ на эти сигналы половые железы вырабатывают различные гормоны, стимулирующие рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи и репродуктивных органов. Рост тела ускоряется в первой половине пубертатного периода, а полностью заканчивается с завершением полового созревания. До начала полового созревания различия в строении тела девочки и мальчика сводятся практически только к половым органам. В течение периода полового созревания формируются значительные различия в размерах, форме, составе и функции многих структур и систем организма, наиболее очевидные из которых относят ко вторичным половым признакам.

Строго говоря, термины период полового созревания и пубертат (от лат. pubertas — «возраст роста волос») отражают только те изменения, которые происходят в половой системе, но не культурные и социальные аспекты взросления, для характеристики которых более приемлем термин «подростковый период». Подростковый период не только включает в себя пубертат, но значительно перекрывает его по продолжительности.

Половые различия в течение пубертата

Несмотря на значительные индивидуальные колебания, пубертат у девочек в среднем начинается в возрасте 10 лет, у мальчиков — 12, а заканчивается у девочек к 16—17 годам, у мальчиков — к 17—18. У мальчиков основным гормоном полового созревания является андроген и тестостерон, который отвечает за все процессы формирования мужчины, и в том числе рост костей в длину. Несмотря на преобладание тестостерона, существенная часть этого гормона в процессе метаболизма превращается в эстрогены, имеющие свойства закрывать зоны роста костей, но уровень эстрогенов у мальчиков нарастает значительно медленнее, чем у девочек, поэтому рост мальчиков идёт дольше и интенсивнее. Если перед началом пубертата мальчики в среднем на 2 см ниже девочек, то к концу этого периода юноши становятся в среднем на 13 см выше девушек. В процессе женского пубертата доминирующим является эстрогенный гормон эстрадиол, который вызывает рост и развитие молочных желёз и женских половых органов. Эстрадиол у девочек начинает повышаться раньше и достигает более высокого уровня, чем у мальчиков, поэтому девушки достигают половой зрелости и останавливаются в росте раньше, чем юноши.

Начало полового созревания

Начало пубертата связывают с высокой пульсативной выработкой гонадотропин релизинг-гормона (ГнРГ) в гипоталамусе, который стимулирует выработку лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов в гипофизе. Причина повышения уровня ГнРГ точно не установлена, но предполагают, что в этом большую роль играет лептин, уровень которого значительно возрастает с началом полового созревания и снижается с окончанием последнего.

Изменения в мужском организме

Этапы полового созревания у мужчин

Половые органы и фертильность

Первым признаком полового созревания у мальчиков является увеличение яичек (адренархе). Яички в промежуток от 1 года до начала пубертата почти не изменяются в размерах, длина составляет 2—3 см, а ширина 1,5—2 см. Через 6 лет после начала пубертата яички достигают объёма 18—20 см³, однако нужно учитывать индивидуальные различия размеров яичек среди мужчин. Яички имеют две основных функции: продукция гормонов и выработка сперматозоидов, причём первая начинается раньше и стимулирует вторую. Уже через год после начала созревания в утренней моче мальчиков можно обнаружить сперматозоиды. Половой член (пенис) начинает расти вскоре после начала роста яичек. По мере роста полового члена возникают эрекции, а затем поллюции. В среднем, потенциальную фертильность мальчики достигают к 13-летнему возрасту, а полную — к возрасту 14—16 лет.

Рост волос (адренархе)

Увеличение волосяного покрова Половозрелый юноша — кожа пениса и мошонки более тёмная, имеются лобковые волосы

Первыми появляются лобковые волосы, вскоре после начала роста половых органов. Появившись в небольшом количестве у основания полового члена, волосы постепенно становятся гуще и занимают весь лобковый треугольник, после чего распространяются на бедра и по белой линии живота к пупку. Следом, по истечении нескольких месяцев и даже лет, начинается рост волос в подмышечных областях, около заднего прохода, на верхней губе, около ушей, вокруг сосков и на подбородке. Последовательность и темп роста волос подвержены индивидуальным различиям. В течение жизни волосы продолжают расти и становятся гуще на руках, ногах, груди, животе и спине. Не у всех мужчин имеется полный рост волос на лице в молодом возрасте, и не все имеют волосы на груди.

Изменение (ломка) голоса

Под влиянием андрогенов происходит рост гортани, удлинение и утолщение голосовых связок, что делает голос более низким. Изменение голоса обычно сопутствует скачку роста тела и происходит в течение довольно короткого промежутка времени. При этом может наблюдаться нестабильность голоса. Мужской голос устанавливается в среднем к 15 годам, и обычно предшествует росту волос на лице.

Мужское телосложение и мускулатура

К концу пубертата юноши имеют более тяжёлые кости и почти вдвое больше мышечной массы, чем девушки. Некоторые кости растут намного быстрее (плечи, челюсти), приводя к заметным различиям в мужском и женском телосложении. Прирост мышечной массы начинается в конце периода полового созревания, достигая максимума через год после скачка роста. Увеличение мышц может продолжаться по окончании пубертата, но более медленно.

Изменения в женском организме

Этапы полового созревания у женщины

Молочные железы

Рост молочных желёз (телархе) является первым признаком полового созревания, и наблюдается в среднем в возрасте 10,5 лет. Сначала под ореолой с одной или обеих сторон (околососковым кружком) появляется небольшое, болезненное уплотнение. По прошествии 6—12 месяцев уплотнение начинает отмечаться с обеих сторон, оно увеличивается в размерах, становится более мягким и выходит за пределы ореолы. За 2 года молочные железы достигают зрелого размера и формы, соски становятся чётко выраженными. Размеры и форма молочных желез у девушек имеют выраженные индивидуальные различия.

Лобковые волосы

Волосы на лобке появляются через несколько месяцев после начала роста молочных желёз. У 15% девочек этот признак появляется первым. Сначала это единичные волоски на половых губах, за 6—12 месяцев распространяющиеся на лобок. В дальнейшем волосы разрастаются и покрывают весь лобковый треугольник.

Половые органы, менструация, фертильность

Под влиянием эстрогенов эпителий влагалища утолщается, и клетки начинают активно слущиваться с его поверхности. Шейка матки начинает выделять небольшое количество слизи. Это приводит к появлению беловатых выделений из влагалища — подростковых белей. Яичники и матка увеличиваются в размерах, в яичниках начинают расти фолликулы. При проведении ультразвукового исследования в этом периоде можно увидеть множество мелких кист — фолликул. Первая менструация (менархе) обычно наступает через 2 года после начала роста молочных желёз, и в течение первых 2-х лет менструации могут носить нерегулярный характер. В большинстве менструальных циклов в течение первого года овуляция не происходит, а в течение второго года происходит только в половине циклов, поэтому фертильность в этом периоде ограничена, хотя зачатие вполне возможно. В дальнейшем девушка считается достигшей половой зрелости.

Строение тела, распределение жира

В течение пубертата под влиянием высокого уровня эстрогенов происходит рост костей таза в ширину, в результате чего бёдра становятся шире. Жировая ткань нарастает, и к концу пубертата превышает объём жировой ткани у юношей в два раза. Жир откладывается, в основном, в области молочных желёз, бёдер, ягодиц, плечевого пояса, лобка.

Общие для обоих полов признаки

Подмышечные волосы, запах тела и акне

Под влиянием андрогенов у обоих полов наблюдается рост волос в подмышечных областях и изменение запаха пота за счёт жирных кислот, входящих в его состав. Андрогены также увеличивают секрецию жира сальными железами кожи, что способствует повышенному росту бактерий и появлению акне.

Влияние различных факторов на начало пубертата

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.
  • Исторический сдвиг: средний возраст начала полового созревания значительно снизился с 1840-х годов, уменьшаясь примерно на 4 месяца в десятилетие.
  • Генетика: у 46% девочек начало полового созревания приходится на тот же возраст, что и у их матерей, что предполагает влияние генетических факторов. Специфический ген, ответственный за передачу этой информации по наследству, ещё, однако, остаётся неизвестным. Предполагают, что это ген андрогенного гормона.
  • Окружающая среда: существует гипотеза[источник не указан 423 дня], что более раннее начало пубертата могут вызывать косметические средства, содержащие экстракт плаценты или эстрогены, а также химические вещества фталаты, которые используются в производстве косметики, игрушек и пластиковых контейнеров. Отходы фармацевтических производств, выпускающих половые стероиды, могут также подвергаться неполной переработке и определяться в составе окружающей среды в значительных концентрациях[источник не указан 423 дня]. Половые гормоны иногда используются на фермах, выращивающих скот, и могут случайно загрязнять окружающую среду. Озабоченность выражается[кем?] по поводу бисфенола А, применяющегося при изготовлении бутылочек для детского питания, спортивных и медицинских товаров, а также при производстве некоторых пищевых продуктов.
  • Питание: характер питания имеет наибольшее влияние на начало полового созревания, особенно у девочек. Дополнительные калории, помимо требуемых для роста и активности, откладываются в виде подкожного жира, а жир необходим для вынашивания и вскармливания потомства. Поэтому определённое количество жира сигнализирует о том, что организм имеет достаточный запас энергии для полового созревания и фертильности. В вегетарианских семьях, например, отмечается более позднее начало пубертата у девочек, чем в семьях, употребляющих в пищу животные белки.
  • Общество: время начала полового созревания имеет расовые, национальные и социальные различия. Средний возраст менархе у разных народов варьирует от 12-и до 18-и лет: наиболее раннее отмечено у представительниц негроидной расы, а наиболее позднее — у представителей азиатской расы, живущей в высокогорных районах.

Преждевременное половое развитие

Преждевременное половое развитие — наступление периода полового созревания у девочек до 8 лет и у мальчиков до 9 лет[1].

При патологических процессах в области шишковидной железы, гипоталамуса в гипоталамо-гипофизарной системе наступают изменения, напоминающие таковые при нормальном половом созревании и секреции гонадотропных гормонов гипофиза, что в свою очередь приводит к половому развитию, имитирующему препубертатный и пубертатный периоды (так называемое истинное преждевременное половое развитие как у мальчиков, так и у девочек, которое всегда изосексуальное). При опухолях гонад, опухолях или дисфункции коры надпочечников начинается ложное преждевременное половое развитие: секреция гонадотропинов не усиливается, а чрезмерная продукция половых гормонов корой надпочечников или опухолями гонад не соответствуют изменениям, свойственным нормальному препубертатному или пубертатному периодам, гонады остаются инфантильными.

У девочек ложное преждевременное половое развитие может быть гетеросексуальным — при адреногенитальном синдроме или изосексуальным — при опухолях яичников, у мальчиков — изосексуальным.

Симптомы

Ускорение роста и увеличение массы тела, опережение сверстников в половом развитии.

У девочек — увеличение молочных желез, появление оволосения на лобке, кровянистых выделений из влагалища, увеличение матки, придатков соответственно препубертатному или пубертатному периодам, в некоторых случаях появляются регулярные менструации.

У мальчиков — увеличение наружных половых органов, появление оволосения на лобке и лице, эрекции, поллюции. Выявляются усиление сосудистого рисунка, гиперпневматизация пазухи основной кости, ускоренная дифференцировка скелета. Раннее закрытие зон роста приводит в конечном итоге к низкорослости.

Может проявляться неврологическая симптоматика: головная боль, быстрая утомляемость, булимия, полидипсия, симптомы поражения глазодвигательных нервов.

См. также

Полезные ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Половое развитие — нормы и отклонения

Акселерация – явление, встречающееся повсеместно. Ускоренное половое развитие подростков сегодня беспокоит психологов и медиков. Преждевременное созревание может привести к непредвиденным последствиям. Внешне подросток может казаться достаточно взрослым – в этом и заключаются анатомические особенности пубертатного периода у мальчиков и девочек. Однако высокий рост или пышный бюст не являются свидетельством стабилизации гормонального фона и окончательного созревания головного мозга. Попробуем разобраться, как в норме проходит физическое и половое развитие у детей, а также на что следует обращать внимание их родителям.

Что такое пубертатный период

В организме у каждого из нас есть свои биологические часы. Этим абстрактным понятием объясняют своевременность роста и развития организма, появления и увядания рефлексов, функций. В грудном возрасте малыши сосут пальцы и учатся ходить, но уже через несколько лет, приобретя множество навыков, идут в школу, чтобы познать мир. У женщин с годами появляются морщины, а у стариков – седина. Все эти и многие другие естественные перемены – следствие нормальной работы эндокринной системы, а также гипоталамуса и гипофиза. Эти железы расположены в головном мозге и выделяют гормональные вещества, необходимые для запуска возрастных биологических процессов.

Для каждого переходного периода характерны свои особенности. Но наибольший стресс организму приносит течение пубертата. Перемен, которые происходят с неокрепшим детским телом, не счесть, но мы прямо сейчас постараемся все разложить по полочкам.

Развитие половых клеток и органов у представителей обоих полов проходит в три этапа. У девочек и мальчиков они наступают не одновременно:

  1. Препубертат. У мальчиков начинается в 8 лет и завершается ближе к одиннадцати. У девочек начинается 1-2 годами раньше.
  2. Пубертатный период. Возраст, с наступлением которого детей можно считать подростками, также отличается. У мальчиков он наблюдается в 11-17 лет, у девочек обычно завершается к 15 годам.
  3. Взросление. Половозрелыми девушек считают в возрасте 15-18 лет. Формирование юношей завершается к 19-20 годам.

Как взрослеют мальчики

Половое созревание у мальчиков начинается с формирования вторичных половых признаков, толчком для которого служит повышение в организме концентрации андрогенов тестикулярной природы.

Процесс созревания мужской репродуктивной системы стартует с изменения размеров гениталий. Сначала увеличивается продольный диаметр каждого яичка, приобретает пигментацию и складчатость мошонка. К 11-12 годам у подростка появляется лобковое и аксиллярное оволосение. В редких случаях растительность в интимных зонах возникает до того, как яички увеличатся в объеме. Это не является нормой, подобное нарушение вызывает избыточная выработка андрогенов. В медицине данное явление называют ускоренным адренархе.

По мере нарастания тестикулярного объема размер пениса становится больше. Сначала увеличивается его длина, а после и диаметр. Пигментация (потемнение кожных покровов) продолжает нарастать.

Приблизительно к 13-14 годам у юноши появляется оволосение на лице, шее, грудной клетке. В этом возрасте гениталии вполне могут соответствовать размерам взрослых мужчин, но пока рано говорить о наступлении половой зрелости. Свидетельствовать об этом должен сперматогенез. Первые эякуляции и поллюции наступают ближе к 16 годам. Половое созревание у мальчиков продолжается до 19-20 лет, но фертильными, т. е. способными оплодотворить женскую яйцеклетку, они становятся раньше.

Еще одно изменение, которое происходит под влиянием повышенной секреции мужских гормонов, — это приобретение телом характерной архитектоники: увеличение плечевого пояса, рост костей и мускулатуры.

Как меняются девочки-подростки

Период полового созревания у девочек также начинается с появления вторичных признаков, а о его завершении свидетельствует установление регулярного менструального и овуляторного цикла. Первые заметные перемены выражаются увеличением груди: под областью ареолы происходит уплотнение железистой ткани, а околососковая зона темнеет. Рост молочной железы обеспечивается секрецией эстрогенов – в возрасте 10-11 лет они вырабатываются в достаточном количестве. Часто девочек пугает асимметрия (одна грудь кажется больше), которая исчезает лишь в период формирования зрелой железы.

Следующий вторичный признак полового развития у представительниц слабого пола является лобковое и подмышечное оволосение. Чаще всего рост волос в подмышечных впадинах говорит о приближении менархе – первой менструации. Несмотря на то что процесс формирования половых признаков чаще всего происходит именно в такой последовательности, приблизительно у 1 % девочек сначала развивается оволосение. Неправильное течение пубертата бывает вызвано повышенным присутствием в организме мужских гормонов.

Параллельно с развитием половой системы изменяется архитектоника тела. У девочек увеличение массы тела происходит за счет наращивания преимущественно жировой ткани. «Накапливаться» в организме она начинает с шестилетнего возраста. В раннем пубертате жировая ткань перераспределяется и откладывается в области бедер и таза.

Несколько этапов созревания юношей и девушек

Итак, каждый из периодов полового развития вкратце можно описать так:

  • Своеобразная подготовка к предстоящим переменам – это препубертатный период. В течение 2-3 лет организм накапливает достаточно сил для того, чтобы совершить большой скачок в росте и половом развитии. Далее наступает подростковый период, с особенностями которого приходится сталкиваться каждому человеку.
  • Для подросткового (пубертатного) возраста характерен интенсивный рост, усиленная работа половых желез, значительные изменения в фигуре. У представителей обоих полов также меняется голос: у мальчиков вследствие мутации он становится низким и глубоким, у девочек – теряет свою звонкость.
  • Взросление. Закрепление приобретенных половых признаков, остановка роста, начало активной половой жизни и воспроизведение потомства.

Негативные проявления пубертатного периода

Кроме того, с началом полового созревания у девочек и мальчиков появляются схожие проблемы со здоровьем. Часто подростки страдают воспалением сальных желез, распространением угревой сыпи по лицу, спине, плечах, иногда ягодицах. Лоснящаяся жирная кожа в возрасте 12-16 лет предрасположена к акне.

Возможны боли в мышцах и суставах, головокружения и обмороки, нарушения координации. У девочек может часто болеть грудь и низ живота, а перед первыми месячными – сильно тянуть поясницу.

Сложный характер подростка

Половому развитию представителей обоих полов сопутствует еще один немаловажный аспект – психологический. О сложностях переходного возраста не понаслышке знают родители. Изменения в характере и бунтующая манера поведения имеют преимущественно гормональную природу происхождения. Явным признаком «внутренней ломки», спровоцированной поступлением в кровь подростка большого количества тестостерона и эстрогена, являются резкие перепады настроения. Более чувствительны к гормональным перестройкам девушки. Они могут стать буйными без конкретной на то причины, а через пять минут – жалостливыми и слезливыми.

Сразу стоит отметить, что подобные психические явления у подростков не лечатся. Помочь ребенку преодолеть пубертатный период способен правильно подобранный рацион. Чтобы смягчить гормональный «шторм» подростка, важно минимизировать суточное количество поступающих в организм калорий, исключая в первую очередь быстрые углеводы, шоколад, кофеин, энергетические напитки и жирные блюда. Приоритет в питании лучше отдавать продуктам животного происхождения, содержащим кальций и белок, особенно необходимые в период активного роста. Девочкам, помимо этого, важно постоянно восполнять дефицит железа. Оно содержится в говяжьей печени, гранатовом соке, яблоках, красном мясе.

Если подросток тяжело переживает пубертат, стоит обратиться к неврологу или психотерапевту. Юношам и девушкам обычно рекомендуют пропить витамины, гомеопатические седативные средства и адаптогены (экстракт эхинацеи, лимонника, янтарной кислоты).

Какие болезни возникают у подростков

Как уже было сказано, возрастное развитие половых клеток и репродуктивной системы в общем служит не самым благоприятным периодом для организма. Подростковое взросление – своеобразный «пусковой крючок» для активизации ряда заболеваний и патологических состояний. В пубертатном периоде часто обостряется гастрит, обнаруживается холецистит, сахарный диабет. Первые приступы мигрени у большинства девушек, страдающих этой проблемой, возникали как раз в подростковом возрасте. Близорукость, декомпенсация врожденных, но вовремя не диагностированных болезней сердца, сколиоз, плоскостопие – у детей в возрасте от 10 до 16 лет достаточно шансов на подобные проявления. В тяжелых случаях развивается ювенильная шизофрения или онкология.

С другой стороны, активный рост в период формирования юношей и девушек позволяет многим «перерасти» астму, энурез, аденоиды. Случается, что у ребенка ослабевают или вовсе исчезают аллергические реакции.

Нарушения в работе половой системы

Существуют специфичные заболевания, типичные только для подростков. Самые распространенные из них:

  • Акне – воспаление сальных желез, которое проявляется обильными угревыми высыпаниями. К 17-18 годам, как правило, проходит самостоятельно.
  • Гинекомастия – увеличение грудных желез у мальчиков. Встречается у юношей, страдающих от избыточного веса и дефицита тестостерона в организме.
  • Гирсутизм – чрезмерное оволосение у девочек. Темный пушок над верхней губой, волоски вокруг сосков и вдоль белой линии живота – повод обратиться к эндокринологу, который назначит анализы на гормоны и соответствующее стероидное лечение.
  • Меноррагия – месячные, которые длятся дольше 6 дней. Для меноррагии характеры обильные выделения. Интенсивность и продолжительность менструации нередко приводит к анемии. На протяжении первого года цикла могут встречаться метроррагии – несвоевременные менструальные кровотечения.

Слишком рано: причины акселерации

Говоря о нарушениях полового развития, имеют в виду два варианта: преждевременное созревание и его задержка. Иногда во внутренней системе организма, которая определяет ритм его жизнедеятельности, происходит сбой, и естественные процессы наступают раньше или позже положенного срока.

Так, акселерация – это преждевременное половое развитие, которое начинается у мальчиков до 9 лет, а у девочек — до 8. В столь раннем возрасте организм еще не готов к пубертатным изменениям. В будущем преждевременное половое развитие приводит к раннему угасанию репродуктивных функций. К тому же дети-акселераты нередко начинают раннюю сексуальную жизнь, которая опасна для здоровья, особенно в случае незапланированной нежелательной беременности.

Патологическими причинами акселерации являются нарушения в эндокринной системе, доброкачественные и злокачественные опухоли мозга, гипофиза, болезни надпочечников и неправильная работа половых желез. При возникновении первых признаков акселерации нужно обратиться к врачу. Чтобы не допустить раннего наступления пубертатного периода, врачи рекомендуют родителям не перекармливать детей, ограничить потребление углеводов и отдать в спортивную секцию.

Пятилетняя мама из Книги рекордов Гиннесса

Самый известный случай в истории девочки с ранним половым созреванием просто шокирует. Перуанке Лине Медина на момент рождения сына было всего 5 лет и 7 месяцев. Несмотря на то что происхождение беременности осталось невыясненным, в 1939 году ее сынишка родился абсолютно здоровым с весом 2700 г. Врачи, проводившие кесарево сечение, опубликовали отчет, в котором отметили, что менархе у Лины наступило в 2 года и 8 месяцев, а к 4 годам ее молочные железы были почти сформированы.

Раннее взросление вызывают либо естественные, либо патологические причины. Сегодня многие врачи считают, что виной преждевременного наступления пубертата служат гормональные добавки в корме скота, мясо которого мы едим, вещества, выделяемые из пластиковых упаковок и пластмасс. Созревание раньше срока не проходит последовательно: например, у мальчика внезапно может появиться сексуальное влечение и полноценная эрекция, а только потом развиться оволосение.

Задержка вторичных половых признаков

Встречается у подростков и другая ситуация – задержка полового развития. Для этого нарушения характерно отсутствие вторичных половых признаков к 14-15 годам: у девочек нет растительности на теле, грудь практически не развита, а у мальчика размер пениса не увеличивается. Иногда такое запоздание в развитии считают нормальным. Паниковать раньше времени не стоит, если подросток астенического телосложения.

Также причиной задержки может стать перенесенное тяжелое заболевание, анорексия (у девочек) или занятие профессиональным спортом. Но если вторичные половые признаки не появляются и к 16 годам, проконсультироваться с доктором просто необходимо: возможно, имеют место генетические отклонения.

В детальном обследовании нуждаются девочки с оволосением по мужскому типу, сформировывавшейся грудью и отсутствием менструации – такие симптомы могут быть вызваны аномальным отсутствием матки при функционирующих яичниках.

Рекомендации родителям

За здоровьем ребенка в переходном пубертатном возрасте нужно тщательно следить. Важно, чтобы подросток правильно питался и отдыхал. С профилактической целью каждый год желательно сдавать лабораторно-клинические анализы мочи и крови – этот простейший вид обследования является достаточно эффективным способом выявления воспалительных процессов в организме.

Также родители в ответе перед детьми за их половое воспитание. Уроки в виде разъяснительных бесед о правилах гигиены, вреде ранней половой жизни и контрацепции нужно проводить с каждым подростком, каким бы взрослым и всезнающим он себя ни считал.

fb.ru

Половое воспитание — это… Что такое Половое воспитание?

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.[1]

Своей целью половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.[1]

История полового воспитания и его актуальность

В течение многих веков трактовка вопросов полового воспитания определялась традициями, освящёнными религией. Только в XX в. начались попытки научного подхода к проблемам полового воспитания . Во 2-й половине XX в. повсеместно возникает интерес к ним со стороны не только специалистов — педагогов, сексологов и др., но и общественности, государственных органов.[1] Это связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих стран взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и моральные нормы в половой жизни («единая половая мораль — свободная любовь»), с ростом ЗППП, ВИЧ/СПИД, частоты подростковой беременности , абортов и родов у несовершеннолетних и т. д.[1][2]

Половое воспитание в странах мира

В СССР и в других социалистических странах уделялось значительное внимание вопросам методики полового воспитания подрастающего поколения. Однако данные о его эффективности не публиковались. Накопленный методический материал, по-видимому, неизвестен на Западе.[1][2] Нет свидетельства о применении понятия «половое воспитание» за рубежом[источник не указан 1183 дня]. Между тем, элементы полового воспитания присутствуют в структуре воспитания индивида в странах Запада. Их охватывает приведённая ниже таблица «Обязанности воспитателя/родителя «.[3]

Потребность подростка Задача перед воспитателем
Физическая безопасность — безопасность тела подростка и его жизни Обеспечить физическую безопасность: место обитания, одежду, пищу
Защитить подростка от опасностей — физическая забота
Физическое развитие — приемлемые условия для роста подростка здоровым Обеспечить подростка средствами физического развития
Тренировать тело подростка, ввести упражнения
Развивать привычки к поддержанию здоровья
Обеспечить защиту его интеллекта — условия, в которых сможет развиться разум подростка Создать атмосферу мира и справедливости, уважения достоинства других
Создать среду, свободную от страха, угроз и нарушения прав
Развитие интеллекта — предоставление подростку возможности учиться Чтение, письмо, счёт и т. д.
Поддержка и/или предоставление обучения, связанного со школой
Обучение социальным навыкам и этикету
Моральное и духовное развитие. Создание этической системы и системы ценностей с социальными нормами, которые внесут вклад в убеждения подростка, его культуру и обычаи
Эмоциональная безопасность — помочь защите психики подростка Предоставить подростку безопасное и любящее окружение
Создать у подростка ощущение, что его любят, что он нужен, что его приветствуют
Эмоциональная поддержка, поощрение
Привязанность, ласка, близость, доступность и т.д
Эмоциональное развитие — развитие у подростка способности любить, заботиться, помогать и т. д. Демонстрация симпатии и сочувствия к более молодым, пожилым и более слабым, к больным лицам и т. д.
Забота о других, помощь бабушке и дедушке и т. д.

Элементы полового воспитания включены в программы широко распространённого в странах Запада «сексуального просвещения».[4] Последнее, как известно, занимается подробным ознакомлением детей и подростков (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов) с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни. Удельный вес вопросов полового воспитания в более поздних и более совершенных программах сексуального просвещения (Нидерланды и США) возрастает.[2][5][6]

Методика полового воспитания в СССР

Она охватывала возрастные периоды от раннего детства (2-3 года), подросткового возраста (12-16 лет) до юношеского возраста (16-21 год). Методика включала пять этапов. Половое просвещение вводилось в половое воспитание на 4-5 этапе (начиная с 8-го класса средней школы).[7]

Принципы методики полового воспитания в СССР

Половое воспитание вытекало из общих принципов воспитательной работы в СССР:

  • оно проводилось как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодёжных организациях и т. д. на основе единого подхода со стороны родителей , педагогов и воспитателей, медицинских работников;[8]
  • оно имело дифференцированный

— в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребёнка (родителей) — и поэтапный (преемственный) характер;[9]

  • оно подразумевало сочетание с благоприятной нравственной атмосферой и гигиеническими условиями.[10]

Первый этап полового воспитания детей в СССР

Этот этап охватывал детей младшего и дошкольного возрастов. На этапе проводилось обучение детей элементарным гигиеническими навыкам и правилам поведения. Для родителей подчёркивалась важность ухода, направление ухода на устранение возможности раздражения эрогенных зон ребёнка (в первую очередь в области половых органов) неудобной одеждой, паразитирующими в толстом кишечнике глистами (острицами) и др.[11] В 2-3 года у ребёнка формировалось сознание принадлежности к определённому полу, появлялось понимание различий в строении тела мальчика и девочки, возникали вопросы типа «Откуда я взялся?». Эти наблюдения и вопросы — следствие естественного процесса познавания окружающего мира, они не имели ещё сексуального характера. Отвечать на них рекомендовалось в доступной ребёнку форме, кратко, без излишней детализации (например, без описания строения и функции половых органов), так как такая детализация могла пробудить у ребёнка интерес к сексуальным подробностям, о которых он не подозревал и, естественно, не спрашивал.[1][12] Поскольку, как правило, более точный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» ребёнок стремился получить лишь в 5-7-летнем возрасте, а вопрос о роли отца в его рождении начинал возникать у ребёнка в 6-8 лет [13] то до этого времени детей вполне удовлетворяли формальные ответы типа: «Я родила тебя в родильном доме», «Ты вырос у меня в животике» и т. п. Рекомендовалось приводить примеры из жизни животных , но не следовало уклоняться от истинного ответа или прибегать к сказкам о «капусте», «аистах», «базаре» и т. п. Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая ложь вызывали недоверие ребёнка к ним, обострённый интерес к таинственной стороне жизни и потребность удовлетворить любопытство с помощью более «осведомлённых» старших товарищей.[13]

Второй этап полового воспитания детей в СССР

Детей младшего школьного возраста обучали общим морально-этическим и гигиеническим правилам, важным для нормального полового развития. Существенную роль, как и на др. этапах полового воспитания, играла организация рационального режима и питания.[14] В дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок мог влюбляться (чаще в старшего, обычно красивого или сильного человека), старался быть ближе к любимому, ласкаться, ухаживать за ним. В таких случаях не следовало фиксировать внимание на этой влюблённости, надо было постараться переключить внимание ребёнка на новые игры, чтение и др. занятия. Влюблённость проходила сама. Как и на др. этапах полового воспитания, были важны положительные примеры корректных взаимоотношений родителей и других взрослых.[1]

Третий этап полового воспитания подростков в СССР

Этот этап соответствовал периоду полового созревания. Как правило, этот период не сопровождался нарушениями в состоянии здоровья; могли наблюдаться повышенная утомляемость, раздражительность, снижение внимания. Задача родителей состояла в том, чтобы сообщить ребёнку необходимые сведения о физиологических особенностях растущего организма и обучить его соответствующим специальным правилам гигиены.[15] Прежде всего родителям нужно было подготовить девочку к появлению менструаций. По данным опросов того времени, 70 % девочек узнавали об этом именно от матерей. Мальчика надо было подготовить к поллюциям. Было необходимо научить девочек правилам специального туалета, ведения менструального дневника, рассказать об одежде, питании, режиме в эти периоды и т. д. Мальчики также должны были быть ориентированы, что поллюции —естественное явление и что они требуют соблюдения элементарной гигиены. Была необходима настойчивая, но тактичная борьба с нередким в это время злоупотреблением мастурбацией, которая не должна была принимать формы запугивания её «страшными» последствиями.[1][16][17]

Четвёртый и пятый этапы полового воспитания юношей и девушек в СССР

Основная задача 4-го и 5-го этапов полового воспитания (соответственно подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу) состояла в освещении вопросов взаимоотношения полов как комплексной нравственной, социальной и гигиенической проблемы, в изложении основ гигиены половой жизни, в профилактике ЗППП, незапланированных беременностей и абортов, в морально-этических вопросах и гигиене брака.[18][19] В методике полового воспитания признавалось, что начиная с периода полового созревания подростки искали и утверждали свои идеалы; были очень критичны, легко шли на конфликты со взрослыми, часто переоценивали собственные нравственные достоинства или, наоборот, страдали от своих воображаемых недостатков. Основным мотивом поведения пробуждающейся женщины постепенно становилось желание нравиться окружающим, затем — представителям именно мужского пола, стремление к сопереживанию, к любви и ласке. Чтобы привлечь к себе внимание, девочки старались улучшить свою внешность модной причёской, одеждой, косметикой. Одновременно усиливался интерес к более точным сведениям о «тайнах» любви.[20]Юноши утверждали своё «я» под девизом «всё могу как взрослый» (в том числе курить, пить алкогольные напитки и пр.), начинали присматриваться к девушкам. Нередко прежние привязанности к подругам (у девочки) и товарищам (у мальчиков) постепенно отходили на второй план. Молодые люди стремились подавить в себе неясные желания, но не знали, как это сделать, не умели найти себя в обществе сверстников противоположного пола, часто искали помощи и поддержки со стороны взрослых, но только при условии их тактичности. Советы родителей и учителей относительно поведения принимались юношами и девушками с благодарностью, если они не носили характера императива или запрета (в этом случае запрет явно или тайно нарушался). Умение взрослого видеть прекрасное (в природе, искусстве, труде, человеке), сделать себя приятным для других, уважительно, бережно относиться к окружающим привлекало внимание молодого человека и оказывало на него влияние.[1][21]

Силы и средства методики полового воспитания в СССР

Половое воспитание проводилось родителями в семье, медицинскими работниками и педагогами (воспитателями) в учебных заведениях (во время учебных или внеклассных занятий) или производственных коллективах (лекции, беседы, брошюры, научно-популярные кинофильмы, тематические вечера и т. д.), загсами, культурно-просветительными и медицинскими учреждениями.[1]

В конце 1980-х стала известна статистика абортов в СССР. Оказалось, что СССР занимал одно из первых мест в мире по количеству абортов на число рождённых детей. В значительной степени это связано с недостаточной осведомленностью населения о методах контрацепции, хотя некоторые средства контрацепции, такие, как презервативы, продавались в аптеках. Пик числа абортов пришёлся на 1964 год — 5,6 млн абортов, что было максимальным за всю историю России.[22] В постсоветской России количество абортов остаётся достаточно высоким. Так, в 2006 году было зарегистрировано 1 млн. 582 тыс. абортов. Кроме того, в России участились случаи подростковых абортов: из около 1,5 млн случаев, зафиксированных в 2006 году, 10 % пришлось на девушек до 19 лет. В 2007 году на 1000 абортов приходилось 27, сделанных девушками 15-19 лет.[23] Возросло и количество матерей-подростков: к 2002 году в России из 1000 матерей 30 были подростками 15-19 лет. Также отмечено возрастание заболеваемости СПИДом, особенно среди молодых людей. Действительное число людей, которые жили с ВИЧ в конце 2005 года, оценивается от 560 тыс. до 1,6 млн, причём большинство из них — люди, возраст которых составляет 15-30 лет.[24]

Все это можно объяснить отсутствием в современной России системы полового воспитания, адекватной для нынешних российских условий. Общая либерализация, свобода СМИ, печати, доступа в Интернет, тенденции современной моды и ценности массовой культуры подпитывают и без того свойственный подросткам интерес к вопросам секса и сексуальности, создают ощущение абсолютной сексуальной дозволенности, чего не было в СССР. При этом в средних общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях нет универсальной комплексной программы воспитания, затрагивающей как медико-биологические аспекты половых отношений (беременность, менструальный цикл, контрацепция, ЗППП, заболевания репродуктивной системы), так и этические, психологические и социальные аспекты (моральная ответственность в отношениях, готовность вступить в отношения, осознание своей сексуальности, семейные отношения). Не готовы заниматься сексуальным воспитанием детей и родители. При опросе ВЦИОМ населения РСФСР в феврале 1991 года на вопрос «Говорили ли ваши родители с вами на темы полового воспитания?» утвердительно ответили только 13 процентов опрошенных; 87 процентов сказали «нет». Опросы подростков, проведённые в в конце 90-х-начале 2000-х гг. дали аналогичные результаты. Зачастую родители и учителя считают, что беседы на половые темы подстегивают интерес подростка к сексу и способствует более раннему вступлению в половые связи.

Известный российский сексолог И. Кон пишет[25]:

Министерство образования просило и в конце 1996 г. получило со стороны Фонда народонаселения ООН финансовую помощь для проведения в течение трёх лет экспериментальной работы для подготовки элементов курса полового воспитания в 16 пилотных школах, включая обучение группы учителей, чтобы в дальнейшем создать на этой основе необходимые стране собственные альтернативные программы, которые не копировали бы западный опыт, а учитывали специфику нашей культуры. Но не успел проект начаться, как разразился политический скандал.

Воспользовавшись ошибками министерских чиновников (обществу не разъяснили заранее целей проекта; одновременно с информацией о начале проекта были опубликованы 5 альтернативных программ полового воспитания, составленных отечественными авторами без учета возрастных особенностей детей; сам проект не имел научного руководства и первая анкета, рассчитанная на выяснение того, что подростки знают о сексуальности, содержала ряд не соответствующих возрасту детей вопросов), представители консервативной международной организации Pro Life, со штаб-квартирой в США, борющейся за запрещение абортов и контрацепции во всем мире, обвинили РАПС и Министерство образования в желании не только развратить наших невинных детей, но и добиться физического вырождения и истребления нации по заданию западных спецслужб. Эту компанию поддержали некоторые политики и деятели Русской православной церкви. В разных газетах публикуются написанные по одному и тому же шаблону клеветнические статьи, утверждающие, что РАПС — «сатанинская организация», безопасный секс — путь к разврату, контрацепция — такое же убийство, как аборт, и что никаких сведений о сексуальности школьникам ни в каком возрасте сообщать не следует. В том же духе высказывались и некоторые члены Российской Академии образования, Президиум которой постановил, что России нужно не сексуальное просвещение, а нравственное воспитание «с элементами полового воспитания».

Конфликт между стратегиями полового воспитания не является уникальным для России. Подобное также характерно для некоторых развивающихся стран, а также для США, где последние 10 лет была очень популярна программа полового просвещения, ограниченного воздержанием.

При этом надо иметь в виду, что в Нидерландах, где программа полового воспитания (включая сведения, касающиеся контрацепции, профилактики венерических заболеваний и формирования сексуальности человека) с включена в школьную программу начиная с младших классов, средний возраст первых сексуальных контактов не ниже, а то и выше, чем в других странах. Так, в США подростки вступают в половые отношения примерно в 16 лет, а в Нидерландах — почти в 18 лет. Доля подростковых родов в Голландии также одна из самых низких в мире (5 человек на 1000). Низким также является процент заболеваемости ВИЧ. Например, в США на 1000 людей приходится 2,33 ВИЧ-инфицированных, в то время, как в Нидерландах — 0,28 ВИЧ-инфицированных.[24]

Следует отметить, что программа полового воспитания является только одним из факторов, помогающих решить проблемы подростковых беременностей, абортов и ЗППП. К прочим факторам можно отнести экономическое благополучие страны, уровень общей культуры, образования и т. д.

Примечание

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большая советская энциклопедия «Половое воспитание»
  2. 1 2 3 Davies, Martin (2000). The Blackwell encyclopaedia of social work. Wiley-Blackwell. pp. 245. ISBN 978-0-631-21451-9.
  3. Parenting For Everyone (Педагогика для всех, 2000, ISBN 5-8246-0042-2)
  4. Press Release: «Troubled Teen Son…» 2009
  5. Special Report: Christian Parenting 2001
  6. Dare to Discipline. Bantam, 1982. ISBN 0-553-20346-0
  7. Большая советская энциклопедия Возрастная физиология
  8. Хрипкова А. Г., Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании, М., 1970;
  9. Хрипкова А. Г., Проблемы полового воспитания школьников, «Вестник АМН СССР», 1972, № 5:
  10. Хрипкова А. Г., Богданович Л. А., Шибаева А. Н., Продолжим разговор на трудную тему, М., 1973.
  11. Соломин Н. Л., О пропаганде санитарно-гигиенических навыков в половом воспитании подростков и молодёжи, «Советское здравоохранение», 1969, № 3;
  12. Нойберт P., Вопросы пола (Книга для молодёжи), пер. с нем., 2 изд., М., 1961;
  13. 1 2 Нойберт P., Что я скажу моему ребёнку?, М., 1971;
  14. Шибаева А. Н., Социально-гигиенические аспекты полового воспитания девочек и девушек, М., 1970;
  15. Скрипкин Ю. К., Ханонова О. Е., Гигиенические советы юношеству, М., 1970;
  16. Гыне И., Юноша превращается в мужчину, пер. с чеш., М., 1960;
  17. Петер Р., Шебек В., Гыне И., Девушка превращается в женщину, пер. с чеш., М., 1960;
  18. Свадковский И. ф., Нравственное воспитание, М., 1972;
  19. Калью П. И., Проблемы планирования семьи в зарубежных странах, М., 1973;
  20. Тарнавский Ю. Б., Блинов Г. М., Мальчики и девочки, М., 1972
  21. Имелинский К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972;
  22. [1] Рассекреченная статистика числа абортов на 100 живорождений, 1960—2003 СССР-СНГ
  23. [2] Прерывание беременности (аборты) по возрастным группам в 2007 г
  24. 1 2 [3] Российское научное сексологическое общество
  25. [4] И. Кон. Вкус запретного плода: сексология для всех.
Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *