Пограничная ситуация в экзистенциализме это – : , , , —

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — это… Что такое ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ?


ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
ПОГРАНИЧНАЯ СИТУА́ЦИЯ

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.

  • ПОГОДИН
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»

Смотреть что такое «ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ» в других словарях:

  • Пограничная ситуация — (нем. Grenzsituation) ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г. Пограничные… …   Википедия

  • Пограничная ситуация — Из книги «Психология мировоззрения» немецкого философа Карла Яс перса (1883 1969). Философ понимает под этим термином тот период в жизни человека (а также государства , общества), когда он создает одни ценности (или приобщается к ним) и… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Пограничная ситуация — ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. Пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ

    — понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.) …   Тематический философский словарь

  • Пограничная ситуация —  ♦ (ENG boundary situation)  (нем. Grenzsituation)    термин, используемый экзистенциалистскими авторами для описания момента просветления, когда человек начинает осознавать, что за пределами обыденного существования есть трансцендентное… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ситуация — и, ж. situation f. 1. устар. Местоположение, расположение. БАС 1. Ситуация Сатурнова. 1707. АК 3 145. Имею указ .. от двора, чтобы приискать одного архитекта, который бы знал положение и размер не токмо что палат, но ситуации удобной места и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Пограничная зона — Пограничная зона  полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… …   Википедия

  • ситуация пограничная — ситуации существования индивидуального (бытия личного), в коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Они побуждают… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Пограничная охрана Финляндии — У этого термина существуют и другие значения, см. Пограничная охрана. Пограничная охрана Финляндии …   Википедия

  • Пограничная политика — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан, направленная на укрепление суверенитета и территориальной… …   Пограничный словарь

Книги

  • На кого я похожа Избранное, Майская Т.. Тамара Майская детство провела в Ленинграде, пережив блокаду. Потом переехала в Москву. Окончила филологический факультет Московского Государственного Университета.. С конца 50-х годов вплоть… Подробнее  Купить за 863 руб
  • На кого я похожа, Тамара Майская. Тамара Майская детство провела в Ленинграде, пережив блокаду. Потом переехала в Москву. Окончила филологический факультет Московского Государственного Университета. С конца 50-х годов вплоть… Подробнее  Купить за 755 руб

dic.academic.ru

Пограничная ситуация в философии — понятие

Пограничная ситуация – это такие обстоятельства, при которых появляется опасность или возникает риск для жизни индивида. Понятие пограничная ситуация впервые введено немецким психиатром и философом экзистенциалистом Карлом Ясперсом в 1935 году. Появляются пограничные обстоятельства или критические в ситуациях, когда индивид при смерти или над ним нависло ощущение вины, по причине тяжёлых жизненных испытаний или переживании сильных стрессов.

Пограничные ситуации по Ясперсу являются фактором освобождения человека от всех ранее удерживающих его условностей, норм, правил или общепринятых взглядов, тем самым индивид осознает свое экзистенциальное предназначение.

Понятия экзистенциализм, пограничная ситуация имеют непосредственную связь между собой, поскольку благодаря пограничным обстоятельствам человек способен прийти к подлинному осознанию своего бытия, он может отойти от обыденного сознания.

Структура пограничной ситуации состоит из человека, его самости, свободы и рождающегося в ее результате инсайта.

Понятие пограничная ситуация психология определяет как рубеж, перейдя который человек может полностью измениться, пересмотреть свои ценности, отношения с окружающим миром и прежде всего свои взгляды на жизнь.

Все чем ранее жил человек становится для него каким-то ненастоящим, иллюзорным. Индивид на каком-то этапе начинает понимать, что всё это мешало ему жить реальной жизнью.

Пограничная ситуация в философии

В философии пограничная ситуация рассматривается в экзистенциальном направлении. Благодаря которому человек может выйти из подчинения предметному миру и начать переживать подлинное существование. При этом индивид отказывается от господствующих в социуме ценностей, традиций и установок при обстоятельствах, которые опасны для его жизни. Или это происходит в борьбе, в мучениях или в предсмертном состоянии.

Структура пограничной ситуации в философии состоит из экзистенциального страха, страха не найти свое место, предназначение или смысл в жизни.

Пограничные ситуации по Ясперсу представлены в форме земной болезни, смертельной опасности, страдания и борьбы, в которых человек приходит к осознанию себя, как экзистенции.

Жан Поль Сартр считает пограничную ситуацию «дурнотой», скукой, переживанием необоснованных ожиданий, предчувствием бесполезности любых начинаний.

Философия рассматривает два понятия: экзистенциализм пограничная ситуация, как с помощью пограничных условий человек приходит к экзистенции.

Понятие пограничная ситуация, с философской точки зрения, это переживание личностью ее места жизни и принятие всех ее проблем, прямая связь человека с миром.

Пограничные ситуации не настолько определяются в частностях, как выступают в роли общего положения дел, это обстоятельства, которые не только изменяются относительно условий в их конкретных проявлениях, но и принадлежат личному бытию. Сюда относится факт принципиальной заключенности в обстоятельства, также причисляется факт, что человек мыслит о своей вине, о том, что заслуживает на смерть. Обстоятельства, в которых появляются подобные мысли, принадлежат критическим ситуациям.

Пограничные ситуации не изменяются, относятся к человеческому бытию и не являются окончательными. Их не обозреть, человек не видит всего прочего за ними. Они как будто стена, наталкиваясь на которую, человек разбивается. Но человеку не нужно изменять их, а только прояснить для себя, но до конца постигнуть их невозможно.

Понятие «границы» определяют рамки человеческого бытия, и эти рамки внедряются вовнутрь человека. Эти грани представляют собой то, что определяет человека изнутри, глубинные явления существа. Эти рамки наблюдаются в страдании, борьбе, вине, смерти, случайности и других переживаниях, которые определяются человеком всегда, как случайное явление, чего можно избежать, но именно такое объяснение показывает ущербность существующего порядка. Чтобы улучшить этот порядок, философы пытались придумывать утопии идеального мира, в котором не было места страданиям, борьбе и различным жизненным проблемам. Поэтому, считая проблемы устранимыми, они уходят от обязательства с ними разбираться.

Экзистенциальные философы твердят, что эти моменты можно изведать в их неупразднимости, как то, чего избежать никак нельзя, как нечто решающее, принадлежащее существу человека, без этого человеческое существо невозможно достаточно определить.

Поэтому пограничные обстоятельства представляют собой что-то такое, что можно принять к сведению и учитывать в деянии. Но решающим является в них именно то, что под влиянием реальности человек ставит под сомнение основание какого-то занятия или действия, в них таится ущербность, которая способна сотрясти жизнь человека до самых ее основ. Человек в подобных обстоятельствах сталкивается с пониманием глубокой тревожности своего бытия. Хотя они бывают совершенно разными, есть нечто общее – они не имеют опоры, которая бы выстояла перед определенным опытом или даже мыслью, не несут в себе ничего абсолютного и твердого. Все находится в постоянном положении под вопросом, все относительно, расщеплено на антагонистичности.

В таком значении пограничные ситуации – это такие обстоятельства, попадая в которые человек подходит к границе существования. Со временем они встречаются в опыте каждого человека, в результате этого ощущение действительности не является гармоничным и цельным, в ней выявляются противоречия, которые не так просто разрешить посредством мышления, также вообще являются принципиально неустранимыми.

В опасных для жизни случаях, самым четким образом познается конечность человеческого бытия, потому что такие обстоятельства имеют границы, которые делают невозможным гармоничное постижение человеческой жизни и мира. Только в самой радикальной пограничной ситуации, то есть смерти, возможны все описанные идеи, потому что ее смысл имеет большое и непосредственное значение для опыта экзистенциального существования. Вследствие того, что пограничные ситуации противоположны всякой успокоенности в замкнутом и гармоничном образе мира, они держат человека в инициативном состоянии, не дают ему расслабляться, из-за беспокойства и поиска смысла, это определяет поведение человека.

Пограничные ситуации не могут быть до конца объяснены и понятны, их фактический смысл неподвластен разуму, но делают очевидным незащищенность человеческого бытия. Критические условия позволяют увидеть насколько потерянным является человеческое бытие. Но человеческое бытие изначально существует в положении потерянности, оно не может сравниться с экзистенциальным существованием, по существу, используя собственные силы и побуждения. Оно должно быть принужденным к этому, это и происходит в опыте, где личное бытие повергнуто в пограничную ситуацию.

Лишь на опыте переживания экстремальных условий у человека формируется понятие экзистенциального существования. Только на основе пограничной ситуации может возникнуть ощутимая острота, содержащаяся в понятии экзистенциального существования. Иногда раз или два человеку везёт и он избегает пограничных ситуаций, уйдя в суету будничного существования, но если хорошо осознать это, то можно увидеть, как здесь реализуется экзистенциальное существование. Человек становится действительно самим собой, когда входит в пограничную ситуацию, не боится «взглянуть ей в глаза».

Понятие пограничная ситуация психология рассматривает, как обозначение переживания экзистенциального страха и тревоги перед неизвестным. Поскольку философия и психология имеют тесную связь, психология также твердит о том, что только в опасных для жизни обстоятельствах человек способен познать свое подлинное существо, он становится самим собой. Именно страх раскрывает связь человека с миром и делает его свободным от повседневных норм, правил, установок. В страхе человек познает все свое существование, и все неотложные дела и проекты кажутся ему такими условными во времени. Даже когда человеку кажется, что он осознает свое предназначение, и что он думает, что любит жизнь, все равно он обретает истинный смысл лишь перед лицом смерти.

Понятие пограничная ситуация имеет большое значение в экзистенциальной концепции, потому что переживать эти условия и экзистировать – это одно и то же. В процессе экзистирования человек проявляет свою самость, «Я», что в свою очередь проявляет его свободу. Именно в свободе кроется бытие самости. Поскольку человек смог постигнуть себя, исходя из свободы, он тем самым постигнул свою трансценденцию. Только в переживании чувства беспомощности человек способен познать свое бытие и стать свободным. Это переживается и в экстремальных условиях, где внешние обстоятельства ведут к летальному исходу, и в ситуациях, когда человек теряет близкого человека, переживает относительно него чувство вины, или боится настоящей жизни, боится принять себя и все происходящее.

psihomed.com

Экзистенциализм — Пограничное состояние


Подборка по базе: Что влияет на состояние воздушной среды.docx, Генезис рельефа уральских гор и его современное состояние .doc, Неотложное состояние.docx, Курсовая работа Современное состояние управленческой мысли — тен, Многие биологи и философы связывают состояние здоровья со смысло, Многие биологи и философы связывают состояние здоровья со смысло, Сирийский конфликт причины, стороны, развитие, современное состо, Повседневное состояние человеческого общества и окружающей его п, Йододефицитное состояние.pptx, реферат Сон как функциональное состояние..docx.

Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю идр.

Экзистенциалисты впервые заявили об отсутствии смысла жизни. Раньше человек находил истину в вере, в любви, в богатстве, в просвещении и саморазвитии, но жестокая правда вылезает наружу: смертного приговора никому не избежать. Таким образом, люди стали терять себя как личность и медленно, но верно приходить к выводу, что смысла нет. Экзистенциализм является философией, утверждающей о том, что в мире становится трудно не потерять себя. Сущность философии жизни и заключается в поиске своего предназначения, своего «я». Каждый должен обрести себя.

Философия экзистенциализма насыщена основными понятиями, например, экзистенция (существование) и эссенция (сущность). Остановимся немного подробнее на главных определениях экзистенциализма, объясним их суть, и тогда будет легче пропустить через себя эту своеобразную философию.


  • Пограничное состояние – это ситуация, в которой человек почти смотрит смерти в лицо. Почему оно актуально для философии? Ведь именно в такие моменты личность прорывается наружу, и после острых, тяжело переносимых моментов, скрыться за повседневностью оказывается довольно трудным. Это сейчас, читая статью, мы можем задуматься о том, как бы поступили, испытывая трудности, а, окажись мы в ситуации, где остается время только на действия – тут мы и проявим себя. Было бы хорошо не оказываться в подобных пограничных ситуациях, ведь для примера таковых отлично подходит война или голодный обморок, способный разорвать существование человека с бытием. Однако жизнь преподносит людям неприятные сюрпризы под видом тех же аварий или терактов, и тогда большинство людей и проявляют себя – кто-то боится за свою жизнь и убегает, а кто-то может оказаться героем. Никто не знает наверняка, зато именно благодаря такому нелицеприятному состоянию, человек может отыскать свою ту самую эссенцию.

  • Эссенция – это, иными словами, сущность человека. Смысл есть у любого творения, хоть те же экзистенциалисты утверждают, что истина не дана человеку изначально. Это действительно так, не каждый из нас рожден с идентичной целью. У одного представителя, может, миссия — проявить себя в определенном миге, когда для другого истинным достижением будет являться совершенно противоположное. Себя человек и свою роль в мире может искать всю жизнь, и сущность свою проявить в абсолютно неожиданное время. Философия существования подчеркивает необходимость человека скорее познать свою эссенцию, ведь в предметах уже заложена своя сущность. Ручка была создана, чтобы ею писали, телефон – чтобы по нему звонить, а человек – зачем? Ответа нет, человек ищет его сам и найдет при проявлении своей сущности. Об этом мы поговорим немного подробнее, сначала разобравшись с остальными важными философскими определениями.

  • Экзистенция – это непосредственное существование человека. У человека первична экзистенция, то есть он уже существует, а зачем – ищет ответ для себя. Вся философия построена на обосновании существования людей, ведь, раз человек находится в этом мире, значит это для чего-то необходимо. Собственно, для эссенции, которую человек проявляет во время жизни, своего существования, своей экзистенции.

  • Абсурд– это не менее важный термин в философии экзистенциализма. Это слово уже не звучит в негативе, напротив, приобретает яркую окраску. Абсурд в искусстве приводит к изобилию смыслов, а в экзистенциализме, напротив, подчеркивает бессмыслицу в жизни. В том же «мифе о Сизифе» абсурдность существования встает на первый план, но к этому мы еще вернемся. Именно благодаря абсурду осуществляется разлад человеческого существования с окружающей действительностью.

Итак, центральная идея философии экзистенциализма становится понятной на примере обычного предмета, скажем, чашки. Ее создали специально для того, чтобы из нее пить, то есть ее существование оправдано и наполнено смыслом.

Возьмите в руки любую поделку и убедитесь в смысле ее существования, это работает со всем, кроме Божьего творения, – человека. Человек не был рожден со своей миссией сразу, он ищет свою сущность на протяжении жизни. Весь смысл экзистенциализма заложен в поисках истины. Характерная черта философии состоит в убеждении, что первоначального, заложенного кем-то смысла в бытие нет, но в то же время его можно найти самому в каждой мелочи. Это не обязательно вера, любовь, и что там еще провозглашали предыдущие эпохи? Предназначение человека может появиться в выборе рода деятельности, творчестве или в незначительном, на первый взгляд, мгновенье. Каждый из нас способен найти свой смысл существования, какая разница, какой, если конец в итоге один?

Идея экзистенциализма заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Учения философии существования выдвигает жизнь человека с его проблемами и волнениями на первую позицию.

Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический. Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки.

Проблемы


  1. Проблема смысла жизни. Экзистенциализм нахлынул волной на Западную Европу и подтолкнул людей к размышлению о новом смысле жизни. Проблематика философии достаточно остра, ведь примириться с положением в обществе, когда окружает лишь безысходность, довольно непросто. Наилучший пример разъяснения философии существования – «миф о Сизифе» Альбера Камю, где в центре произведения находится герой, который обречен на вечное таскание камней на скалу снова и снова. Автор поднимает тему абсурда жизни, и так мы задаемся вопросом о ее бессмысленности в целом. Возвращаясь к выходам из затруднительного положения, читатель догадывается, что можно смириться и наслаждаться существованием назло однообразной реальности. После очередного подъема Сизиф вновь поднимает камень в гору, однако при этом он же может смотреть по сторонам и разглядеть что-то новое для самого себя – даже в этой цикличности есть смысл, неужели не найдется счастья для нас? Смысл жизни в самом процессе, в самом существовании человека.

  2. Проблема выбора. Важнейшая особенность экзистенциализма в том, что человек ответственен за свой выбор. В пограничной ситуации он может проявить свою сущность. Как правило, такие ситуации – миг перед возможной смертью, к примеру, сражение на войне. В обычной жизни человек может лишь предполагать, как бы он поступил при какой-либо катастрофе, но все эти миражи разбиваются об жестокую реальность. Попав в беду, субъект не найдет времени размышлять, а сразу начнет действовать. Как – уже зависит от ответственности человека за все происходящее. Основная проблема экзистенциализма – выход личности из пограничной ситуации, так люди и проявляют свое геройство либо же, напротив, страх и трусость. Это момент истины, момент феноменального прозрения, когда личность выходит за рамки себя и своего рутинного опыта, открывая новые грани реальности.

  3. Экзистенциализм также выдвигает проблему одиночества человека и проблему внутреннего выбора. Кроме того, в направлении философии значительное место занимает свобода, как способ самореализации. Путем воплощения своих возможностей можно справиться с существованием, и при этом каждый человек должен подлинно обрести себя. А именно – стать хозяином своей судьбы, быть свободным в первую очередь от окружающего социума.

Основные представители

 Основоположник экзистенциальной философии — датский писатель Сёрен Кьеркегор. Так же статус отца философии существования приписывают Фридриху Ницше, однако ни датский философ, ни автор теории о сверхчеловеке не употребляли сам термин «экзистенциализм», в отличие от представителя религиозного направления Карла Ясперса. Именно он первый вводит специальный научный термин для философии в своих работах.

Представители атеистического экзистенциализма, такие, как Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер, предполагали, даже, вернее сказать, настаивали на том, что смысл жизни человека состоит не в вере. Эта идея подчеркивается в произведении Альбера Камю «Посторонний», когда главный герой повести Мерсо яростно выталкивает за двери священника, призывавшего довериться божественному промыслу. К слову, позиция персонажа совпадает с мировоззрением его создателя, французского писателя. Камю считает, что смысл бытия именно в принятии той самой бессмыслицы, поэтому его герой Мерсо принимает и смиряется с обстоятельствами, которые нельзя изменить. Конечно, в жизни вряд ли мы встретим такого правдивого и в то же время равнодушного человека, как Мерсо, но это лишь подтверждает мысль Камю о том, что он – не герой, а философская идея.

Симону де Бовуар, супругу разделившего философию на религиозный и атеистический экзистенциализм Сартра, правильно будет отнести к представителям атеистической философии существования. Из религиозных писателей-экзистенциалистов можно выделить отечественных представителей, например, Бердяева и Достоевского.

Современный экзистенциализм


Несмотря на свое уже относительно давнее появление, экзистенциализм актуален и в нынешнее время. Люди задумывались, и будут задумываться о смысле бытия, именно поэтому они ищут варианты, порой опираясь на новые версии. Если вспомнить причины возникновения экзистенциализма, то можно понять, почему развитие направления в философии вполне объяснимо. Человек стал бессилен перед техническим прогрессом. Живя в «продвинутом», постоянно изменяющемся мире, волей-неволей будешь задумываться, в чем же твое предназначение, ведь новые гаджеты шаг за шагом обгоняют тебя в развитии. К сожалению, нет никаких гарантий, что каждый из нас будет находиться вне конфликтных психологических ситуаций. Было бы отлично, если бы обстоятельства, пробуждающие метафизическую «тошноту», приводили нас сразу к ответу на извечный вопрос, однако, возможно, каждый человек должен пройти свой путь становления личности. Именно поэтому экзистенциализм можно назвать современной философией, возникшей в начале XX века.

topuch.ru

Экзистенциализм — Википедия

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы.

Экзистенциальная истина в понимании Кьеркегора, — это не та истина, как она понималась Гегелем, с которым Кьеркегор постоянно полемизировал в своих работах, подвергая критике его систему взглядов, или в науке. Объективная истина познается, а экзистенциальная истина должна быть пережита, её не познают, а переживают. Для этого требуется существовать экзистенциально, жить как личность, индивидуальность.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм — не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается[1][2].

Основы экзистенциализма заложил Сёрен Кьеркегор, хотя он не использовал термин «экзистенциализм». Кьеркегор первым использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование». В своём фундаментальном труде «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»[en]» Кьеркегор до Зигмунда Фрейда использовал термин сексуальность. В «Понятии страха[en]» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность». Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни. В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией и непосредственно с Гегелем.

Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В своём фундаментальном труде «Бытие и время» Мартин Хайдеггер пишет: «Вопрос экзистенции должен выводиться на чистоту всегда только через само экзистирование. Ведущую при этом понятность себе самой мы именуем экзистентной. Вопрос экзистенции есть онтическое „дело“ присутствия. Тут не требуется теоретической прозрачности онтологической структуры экзистенции. Вопрос о структуре нацелен на раскладку того, что конституирует экзистенцию. Взаимосвязь этих структур мы именуем экзистенциальностью. Их аналитика имеет характер не экзистентного, но экзистенциального понимания». В связи с этим Наталья Исаева, переводчик и исследователь творчества Кьеркегора, пишет в комментариях к его работе «Или-или»: «У Хайдеггера в „Бытии и времени“ мы находим всего лишь три примечания, где он прямо отсылает читателя к Кьеркегору. (Heidegger M. Sein und Zeit. 1927), однако на деле долг тут неоплатно высок, и большую часть основополагающих понятий экзистенциализма можно с лёгкостью найти у датского философа. И „Dasein“ как „наличное бытие“, и „заброшенность-в-мир“, и маркирующая роль „страха“, „тревоги“ („Angst“), и ощущение человеком своей смертности, вносящее глубинные деформации в рефлексирующее сознание, — введением всей этой проблематики Хайдеггер, безусловно, обязан Кьеркегору».

В «Заключительном ненаучном послесловии к „Философским крохам“» Кьеркегор утверждал: «Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её. Представляется даже правильным утверждать, что тут мы имеем дело с чем-то, что не может быть помыслено, — то есть с экзистированием. И опять же тут присутствует некая трудность, которую экзистенция суммирует следующим образом: тот, кто мыслит, одновременно экзистирует». В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделён им на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.

В своей работе «Философия экзистенциализма» Отто Фридрих Больнов писал: «Именем философии существования, или же экзистенциальной философии, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии, с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне ещё очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт, получившей тогда свое название экзистенциальной философии».

Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).

Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[6]

Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

В философии существования нашёл отражение кризис оптимизма Просвещения, опиравшегося на технический прогресс, но, согласно экзистенциалистам, бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой трансцендентной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой трактовку феноменологического метода Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].

Человек способен мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой[9].

Принципы экзистенциализма.

  1. Применительно к человеку, его существование предшествует его сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. (Некоторые экзистенциалисты отвергают долговременное обретение сущности: для них, обретаясь, она сразу отчуждается.)
  2. Существование человека — это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека. Как правило, люди избегают осознавать, что они свободны, предпочитая жить «как заведено в мире», неподлинно.
  3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нём.
  4. Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть. (Тем не менее, разные экзистенциалисты по-разному относятся к вопросу, является ли смерть «моей интимной возможностью».)

Значение страха для экзистенциальной философии[править | править код]

Экзистенциалисты пришли к выводу, что страх (или тревога) — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы: людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. Источник боязни всегда определён. В случае со страхом, какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. В этой неопределённости и проявляется основное свойство страха, ощущение страха возникает без какой-либо видимой и определённой причины.

Экзистенциалисты придают страху позитивную окраску: он потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает всё несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование. Наталья Исаева пишет: «Психологический очерк Кьеркегора „Понятие страха“ вообще-то целиком посвящён проблеме первородного греха (Arvesynd, букв.: „наследственного греха“), лежащего в основе страха (Angest). Не будем забывать, что Кьеркегор был тут первым — первым философом, первым психологом, первым теологом, разграничившим „страх-боязнь“ (Frygt), то есть страх, которому мы можем найти, подобрать конкретную причину, и этот мучительный, сосущий человека изнутри страх-головокружение (Angest), лишённый рациональных объяснений. <…> По мысли Кьеркегора, причиной, точнее, истоком страха может быть лишь первое искушение, в которое впал Адам, — ведь это и есть тот самый грех, что открыл дорогу смерти».

Кьеркегор утверждал:

Страх есть головокружение свободы[10]

По мнению Кьеркегора, « Ещё никогда не существовало гения без чувства страха, разве что он был одновременно и религиозен».

Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ведомый ими, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на трансцендентного (в опыте не явленного) Бога или (если отвергает веру в Его существование) на самого себя, — и лишь в этом проявляется истинная свобода. Для большинства экзистенциалистов слово Бог не выражает и не отражает современной понятийной базы как в науке, так и в философии[11].

Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)[10].

Своими предшественниками современные экзистенциалисты считают:

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

В СССР экзистенциальные идеи развивал «философ подполья» Яков Друскин[13].

В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:

В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

Австрия:

Италия:

Испания:

В США идеи экзистенциализма популяризировали:

Великобритания:

Польша:

Аргентина:

Словения:

Приверженцем экзистенциализма можно считать Лавкрафта, создателя психологически обоснованных ужасов.

Переводчик на русский язык работ Кьеркегора Наталья Исаева считает, что экзистенциальные ситуации воспроизводит в своих фильмах датский кинорежиссёр и сценарист Ларс фон Триер («Антихрист», 2009).

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

Французский персонализм:

В немецком протестантизме — диалектическая теология:

ru.wikipedia.org

VII. СИТУАЦИЯ И ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ. «Философия экзистенциализма»

 

1. СИТУАЦИЯ

     Данные выше определения отношения человека в экзистенциальной философии к миру существенно обостряются еще в одном аспекте. Уже подчеркивалось, что наряду с существованием столь же изначальным образом оказывается задан мир и что этому миру свойственны стесненность (die Beengung) и тревожность. Однако уже в понятии «экзистенциального мыслителя» содержался такой момент, который затем был упущен в предшествующем изложении: а именно что этот мыслитель оказывался в своем мышлении посредством собственного бытия в совершенно определенном положении с присущими этому положению совершенно определенными обстоятельствами. В соответствии с этим мир представляет собой для личного бытия не просто всеобщий фон, но одновременно всегда уже совершенно определенное стечение обстоятельств, совершенно определенный мир, в котором это бытие себя обнаруживает и которое совершенно определенным образом требует от него ответа.

     Свой первый шаг экзистенциальная философия здесь делает вновь совместно с философией жизни. Последняя а также разворачивается против мышления, парящего в абстракции, минующего мыслящего человека как особенную связующую точку, и одновременно с обратной связанностью мышления с жизнью подчеркивает соотнесенность с особенными и всегда лишь однократными жизненными обстоятельствами. Любая жизнь постоянно помещена в определенное положение (die Lage), в определенные «жизненные обстоятельства» (die «Lebensumstande»). Из этой определенной связующей точки окружающие вещи подвергаются определенному подразделению согласно отношениям близости и дальности — не только в пространственном смысле, но одновременно и в смысле степени препятствования. Жизненные отношения связывают человека с окружающими вещами и людьми и извлекают для него из среды последних совершенно определенное значение. Сами по себе жизненные отношения опять-таки оказываются весьма разнообразными и подразделяются прежде всего на два полюса: содействия и препятствования, дружественности и враждебности (71) — в зависимости от того специфического отношения, которое они занимают по отношению к жизни и устремлениям человека. Отсюда определяется то особенное положение, в котором человек находится. Оно всегда уже содержит в себе определенный порядок мира, в котором любая отдельная составная часть занимает свое определенное место в зависимости от характера связей с человеком. Положение характеризует этот совокупный порядок, причем так, что оно затрагивает человека в самом его нутре и требует от него совершенно определенной реакции.

     Экзистенциальная философия начинает точно таким же образом, вырабатывая соответствующее понятие ситуации в которой человек уже всегда находится за счет своего собственного бытия. Приблизительно в этом смысле Ясперс определяет «Ситуацией называется не только сообразная законам природы или же чувственно данная действительность, являющаяся конкретной действительностью не только психически или лишь физически, но в обоих смыслах одновременно, означающая для моего бытия преимущество или вред, возможность или преграду (II 202). Это экзистенциально-философское понятие ситуации в точности соответствует жизнефилософскому понятию положения, однако с теми отличиями, которые вообще характерны для отношения этих обоих философских направлений между собой. В то время как в философи жизни моменты содействия и препя

litresp.ru

3. Пограничная ситуация и экзистенция.. ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ

3. Пограничная ситуация и экзистенция.

— Мы как существование можем только уклоняться от пограничных ситуаций, закрывая глаза на них. Мы желаем сохранить свое существование в мире, расширяя его; мы относимся к нему, не задавая вопросов, овладевая и наслаждаясь им или страдая от него и падая его жертвами; но в конце концов нам не остается ничего иного, как сдаться (uns zu ergeben). Поэтому мы осмысленно реагируем на пограничные ситуации не планами и расчетами, имеющими целью преодолеть их, но совершенно иного рода активностью: становлением возможной в нас экзистенции, мы становимся самими собой, когда с открытыми глазами вступаем в пограничные ситуации. Будучи доступны для знания только внешним образом, они делаются ощутимы как действительности только для экзистенции. Переживать пограничные ситуации и экзистировать — это одно и то же. В беспомощности существования это есть восхождение бытия во мне. Между тем как вопрос о бытии бывает чужд для существования в пограничных ситуациях, самобытие бытия может быть осознано в них через скачок: сознание, которое вообще только лишь знает о пограничных ситуациях, исполняется в них — уникальным, историчным и незаместимым образом. Граница вступает в свою истинную функцию — быть еще имманентной и, однако, указывать уже на трансценденцию (Die Grenze tritt in ihre eigentliche Funktion, noch immanent zu sein und schon auf Transzendenz zu weisen).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — это… Что такое ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ?


ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ
— понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психоэмоционального стресса и т.п.).

Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ). Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. 2008.

  • ПЛАТОНИЗМ
  • ПОДСОЗНАНИЕ

Смотреть что такое «ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ» в других словарях:

  • Пограничная ситуация — (нем. Grenzsituation) ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г. Пограничные… …   Википедия

  • Пограничная ситуация — Из книги «Психология мировоззрения» немецкого философа Карла Яс перса (1883 1969). Философ понимает под этим термином тот период в жизни человека (а также государства , общества), когда он создает одни ценности (или приобщается к ним) и… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ — (нем. Grenzsituation) – категория философии экзистенциализма, введенная Ясперсом, означающая моменты глубочайших потрясений (страх, страдание, борьба, смерть и др.), в к рые человек познает себя как нечто безусловное. Философская Энц …   Философская энциклопедия

  • Пограничная ситуация — ситуация индивидуального существования (личного бытия), в которой самосознание личности обостряется и она непроизвольно и глубже познает себя. Пограничные ситуации возникают перед лицом решающих или очень важных для жизни человека событий… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Пограничная ситуация —  ♦ (ENG boundary situation)  (нем. Grenzsituation)    термин, используемый экзистенциалистскими авторами для описания момента просветления, когда человек начинает осознавать, что за пределами обыденного существования есть трансцендентное… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ситуация — и, ж. situation f. 1. устар. Местоположение, расположение. БАС 1. Ситуация Сатурнова. 1707. АК 3 145. Имею указ .. от двора, чтобы приискать одного архитекта, который бы знал положение и размер не токмо что палат, но ситуации удобной места и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Пограничная зона — Пограничная зона  полоса вдоль границы государства или территории, где ограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность. Как правило, устанавливается на границах с враждебными или недружественными территориями с целью… …   Википедия

  • ситуация пограничная — ситуации существования индивидуального (бытия личного), в коих самосознание личности обостряется и человек непроизвольно познает себя. Согласно К. Ясперсу, возникают перед лицом смерти, вины, испытаний с непредсказуемым исходом. Они побуждают… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Пограничная охрана Финляндии — У этого термина существуют и другие значения, см. Пограничная охрана. Пограничная охрана Финляндии …   Википедия

  • Пограничная политика — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан, направленная на укрепление суверенитета и территориальной… …   Пограничный словарь

Книги

  • На кого я похожа Избранное, Майская Т.. Тамара Майская детство провела в Ленинграде, пережив блокаду. Потом переехала в Москву. Окончила филологический факультет Московского Государственного Университета.. С конца 50-х годов вплоть… Подробнее  Купить за 863 руб
  • На кого я похожа, Тамара Майская. Тамара Майская детство провела в Ленинграде, пережив блокаду. Потом переехала в Москву. Окончила филологический факультет Московского Государственного Университета. С конца 50-х годов вплоть… Подробнее  Купить за 755 руб

thematic_philosophical.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *