№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственный | Отметка о выполне-нии |
1. | Сверка базы несовершеннолет- них с КпДН, ГпДН, состоящих на профилактическом учёте. | 01.09.-10.09. | Соц. педагог | |
2. | Составление социальных паспортов классов и школы | 01.09.-20.09. | Зам. дир-ра по ВР кл. руководители, соц.педагог | |
3. | Заседание Совета Профилактики | Не менее 1 раза в четверть | Соц.педагог | |
4. | Оформление стенда «Правовой уголок школьника» | сентябрь | Соц.педагог | |
5. | Оформление стенда «Детский телефон доверия» | сентябрь | ||
6. | Проведение профилактических встреч, индивидуальных бесед с учащимися, не приступившими к занятиям | 02.09.-10.09.
| Совет профилактики кл. руководители, соц.педагог | |
7. | Встреча с сотрудниками ГИБДД (профилактические беседы) | По графику | Зам.дир-ра по ВР Сотрудники ГИБДД | |
8. | Тематические классные часы: Начальная школа: «Воспитание здоровых привычек», «Наши права и обязанности», «Дорогою добра», «Скажем нет вредным привычкам» Средняя школа классные часы правовой направленности: «О вреде курения», «Ты не прав-если ты не знаешь прав», «Предупреждён-значит вооружен» Старшая школа: классные часы правовой направленности: «Умей сказать «нет!», «Склонность или пагубная привычка?», «Незнание законов не освобождает от ответственности». | По планам | Зам.дир-ра по ВР соц.педагог кл. руководители пед.организатор |
|
9. | Организация внеурочной деятельности. Сверка списков детей «группы риска» учащихся, посещающих кружки, спортивные секции |
01.10.-10.10.09 г. | Кл. руководители зам.дир-ра по ВР |
|
10. | Мероприятия, посвященные ко Дню защиты прав детей -викторина «Знаю свои права»; -оформление стенда ко Дню защиты прав детей | ноябрь | Кл. руководители зам.дир-ра по ВР соц.педагог учитель ИЗО | |
11. | Декада права | декабрь | Зам.дир-ра по ВР Соц.педагог пед.организатор | |
12. | Уроки России, посвященные дню Конституции | декабрь | Классные руководители | |
13. | Декада профилактики | ноябрь | Зам.дир-ра по ВР соц.педагог | |
14. | Выставки тематической литературы: -«Права человека и права ребенка», -«Предупреждение вредных привычек у подростков». Обзор газетных статей | январь | Библиотекарь | |
15. | Участие в акции «Внимание-дети!» | сентябрь, май | Педагог-организатор | |
16. | Просмотр тематических фильмов на классных часах | в течение года | Зам.дир-ра по ВР соц.педагог | |
17. | Профилактические беседы о вреде употребления спайсов, табака, алкоголя | в течение года | Зам.дир-ра по ВР соц.педагог кл. руководители | |
18. | Проведение родительских собраний в классах с приглаше- нием инспекторов КпДН и ГпДН по вопросу профилактики | в течение года | Зам.дир-ра по ВР соц.педагог кл. руководители | |
19. | Участие в районных мероприяти- ях по правовому воспитанию | по плану | Зам.дир-ра по ВР соц.педагог педагог-организатор |
nsportal.ru
Направление работы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма) |
2. Изучение — Закона РФ «Об образовании», — Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г., — Конвенции ООН «О правах ребенка», — Семейный кодекс РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми), — Уголовный кодекс РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках),
| В течение года | Зам.директора по ВР |
Организация взаимодействия администрации школы с |
| В течение года | Зам.директора по ВР |
Работа с учащимися | Начальная школа:
| В течение года | Зам.директора по ВР, учителя начальной школы |
Средняя школа:
профилактические беседы,
коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.
| В течение года | Зам.директора по ВР, классные руководители | |
Старшая школа:
профилактические беседы,
личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», «Любовь и дружба. Свобода половых отношений», «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.
гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д. | В течение года | Зам.директора по ВР, классные руководители | |
«Трудные» подростки:
| В течение года Сентябрь-октябрь В течение года | Зам.директора по ВР, классные руководители родит.комитет, инспекция по делам несовершеннолетних | |
Опекаемые дети:
| В течение года Сентябрь-октябрь В течение года 1 раз в четверть В течение года | Зам.директора по ВР, классные руководители родит.комитет | |
Работа с родителями | Родительские собрания:
| Сентябрь Январь | Зам.директора по ВР, классные руководители |
Неблагополучные семьи и семьи, дети которых стоят на учете в КДН:
| В течение года Сентябрь-октябрь В течение года | Зам.директора по ВР, классные руководители | |
Мониторинги, обследования |
| Сентябрь Ноябрь Декабрь Март | Зам.директора по ВР, классные руководители |
Наглядная агитация |
| Октябрь Май Сентябрь Декабрь Апрель Февраль Май | Библиотекарь Зам.директора по ВР преподаватель ИЗО Преподаватель ИЗО, классные руководители |
Классные часы по программе «Мой выбор» | 5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива» 7-8 кл. «Преступление и наказание» 9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни» | В течение года | Зам.директора по ВР., классные руководители |
Общее руководство и контроль за работой пед.коллектива по правовым вопросам |
| В течение года В течение года | Зам.директора по ВР |
ПРИЛОЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ |
Меры по предупреждению общественноопасных деяний школьников. |
nsportal.ru
Календарно-тематическое планирование на тему: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
Перспективный план работы.
Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Задачи:
— Создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
— ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения;
— воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;
— содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыках его проявления;
— оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
Работа с детьми.
Тема. Цели. Лексика.
Сентябрь
1 «Что такое право?».
Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. Права, обязанности, государство, деклорация.
2. «У каждого есть имя»
Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст
Октябрь
1.»Семья – семь Я». Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права
2. «В гостях хорошо, а дома лучше». Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.
Ноябрь
1. «Как дружить без ссоры». Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.
2. «За свое постаю, а чужое не возьму». Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)
Декабрь
1. «Хочу или надо?»Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.
2. «Худо тому, кто добра не делает никому». Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.
Январь
1. «Чего вдругом не любишь, того и сам не делай». Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный..
2. «Секреты вежливости». Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.
Февраль
1. «Дети и взрослые «. Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота.
2. «Жизнь дана на добрые дела». Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.
Март
1. «Кто где живет?». Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия
2. «Моя Родина».Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.
Апрель
1. «Труд и отдых». Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.
2. «Грамоте учиться всегда пригодиться». Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.
Май
1. «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок». Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено,смерть,травма.
Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков
Работа с родителями.
№ п/п | Название. | Срок | Задача. |
1 | Собрание «Права родителей, права детей» | Сентябрь. | Выявление уровня правовой культуры родителей. Сплочение коллектива родителей и детей для достижения общего результата. |
2 | Папка – передвижка «Права детей» | Октябрь | |
3 | Буклет «Что в имени тебе моем…» | Ноябрь | |
4 | «Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых | Декабрь | |
5 | Консультация «Детская лож за и против» | Январь | |
6 | Памятка «Жестокое обращение с детьми» | Февраль. | |
7 | Консультация «Понимаем ли мы своих детей?» | Март | |
8 | Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми» | Апрель | |
9 | Анкетирование родителей. | Май. |
Работа с педагогами.
№ п/п | Название. | Срок | Задача. |
1 | Анкетирование педагогов. | Сентябрь. | Выявление уровня правовой культуры педагогов. Оказание необходимой помощи в вопросах правового воспитания детей. |
2 | Буклет «Конвенция о правах ребенка» | Октябрь | |
3 | Памятки «Жестокое обращение с детьми» | Ноябрь | |
4 | Консультация «Правовое воспитание в детском саду» | Декабрь | |
5 | Консультация «Почему дети разные?» | Январь | |
6 | Консультация «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении» | Февраль. | |
7 | Презентация «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Апрель | |
8 | Выставка материалов по теме. | Май |
Литература:
1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. — №5
2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. — №4
3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. — №6.
6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.
7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.
8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
nsportal.ru
№ п/п |
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с педагогами | |||
Соблюдение санитарно- гигиенических норм по охране здоровья детей в возрастных группах ДОУ | В течении года |
Заведующая, ст. воспитатель, ст. мед.сестра, воспитатели |
|
Осмотр детей на внешние признаки насилия. | В течении года | ст. мед. сестра | |
1. | Общее собрание трудового коллектива по теме «Охрана прав и достоинства детей в ДОУ» | сентябрь | заведующая |
2. | Анкетирование сотрудников «Что вы знаете о Конвенции?». | сентябрь | ст. воспитатель |
3. | Организация информационного стенда «Права ребенка» | сентябрь |
Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели |
4. | Семинар «Правовое образование в ДОУ» | октябрь | ст. воспитатель |
5. |
Консультация для педагогов «Как помочь ребенку утвердить свое «Я». |
октябрь | ст. воспитатель |
6. |
Тематический контроль «Изучение принципов взаимоотношений между детьми и взрослыми» |
ноябрь |
Заведующий, ст. воспитатель |
7. | Консультация для педагогов «Формы взаимодействия педагогов с родителями» | ноябрь | |
8. | Практикум «Разработка листовок по реализации прав ребенка». | декабрь | Ст. воспитатель, воспитатели |
9. | Консультация для педагогов «Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении» | декабрь | ст. воспитатель |
10. | Тематический педсовет «Взаимодействие с детьми и родителями по правовому воспитанию» | январь | Заведующий, ст. воспитатель |
11. | Консультация для педагогов «Семья и права ребенка.» | январь | ст. воспитатель |
12. | Дискуссия «Наказания в воспитании» | февраль | ст. воспитатель |
13. | Тематический тренинг для педагогов «Наказывая, подумай зачем» | март | ст. воспитатель |
14. | март |
Заведующий, ст. воспитатель |
|
15. | Консультация для педагогов «Наказания и отношение к ним» | апрель | ст. воспитатель |
16. | Мини – диспут «Как бы я поступил». | апрель |
Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели |
17. | Анализ деятельности ДОУ за год по проблеме «Формирование основ правового сознания у дошкольников» | май |
Заведующая, ст. воспитатель |
Работа с детьми | |||
1. | Подбор литературы по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка | сентябрь | ст. воспитатель |
2. | Разработка перспективного планирования работы по правовому воспитанию в возрастных группах | сентябрь | ст. воспитатель, воспитатели |
3. |
Праздник «День знаний» Цикл занятий по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка «Моя семья». |
сентябрь |
ст. воспитатель, воспитатели, муз. рук. |
4. | Серия игр на развитие умения общаться «Воображаемый друг» | сентябрь | воспитатели |
5. | Анкетирование «Семья глазами ребенка» | октябрь | |
6. | Цикл НОД по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка «Если что у Вас болит, Вам поможет Айболит», познакомить детей с правом на медицинский уход. | октябрь |
воспитатели, ст. мед. сестра |
7. | Серия игр на развитие чувства индивидуальности «Нить жизни» | октябрь |
Воспитатели, дети |
8. | Оформление альбома с детскими рисунками «Что я знаю о своих правах?» | ноябрь | воспитатели |
9. | Беседа «Моя Родина» | ноябрь | воспитатели |
10. | Цикл НОД по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка — «Ты и твое имя». | ноябрь | воспитатели |
11. |
Цикл НОД по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка: — досуг «Право на любовь». |
воспитатели, дети, музыкальный руководитель |
|
12. |
Серия игр на развитие чувства индивидуальности «Загадывание желаний» |
декабрь | воспитатели |
13. | Досуг «О правах — играя». | январь |
воспитатели, музыкальный руководитель |
14. |
Цикл НОД по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка: «Права и обязанности ребенка» |
февраль | воспитатели |
15. | Серия игр на развитие умения общаться «Моя кукольная семья» | февраль | воспитатели |
16. |
Чтение сказки с детьми старшего возраста «Новые приключения Буратино в стране дураков». Рисование иллюстраций к сказке. |
февраль | воспитатели |
17. |
Цикл НОД по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка: «Я гражданин своей страны» |
март | воспитатели |
18. | Организация дидактических игр по правовому воспитанию во всех группах. | март |
воспитатели, дети |
19. |
Цикл НОД по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка: «Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок» |
март | воспитатели |
20. | Театрализованное представление «Мы тоже имеем права» | май | воспитатели, музыкальный руководитель |
21. | Серия игр на развитие чувства индивидуальности «Кто Я?» | май | воспитатели |
Взаимодействие с родителями | |||
Оформление семейных уголков в каждой группе детского сада | В течение года | воспитатели | |
1. | Организация информационного стенда «Защитим права детей» | сентябрь | ст. воспитатель |
2. | Составление социальных портретов семей | сентябрь | воспитатели |
3. | Анкетирование: «Мой ребенок» | сентябрь | ст. воспитатель |
4. | Изготовление семейных альбомов «Я и моя семья». | октябрь | воспитатели, родители, дети |
5. | Консультация «Научите ребенка делать добро». | октябрь | воспитатели |
6. | Консультация «Адаптация детей в социальном мире» | ноябрь | воспитатели |
7. | Родительское собрание «Права родителей, права детей» | ноябрь | воспитатели |
8. | Консультирование и коррекционная работа с семьями | декабрь | воспитатели, родители |
9. | Родительский клуб «Проблемы детского труда и отдыха». | декабрь | воспитатели, родители |
10. | Консультация «Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых | январь | воспитатели |
11. | Тренинг «Наказание: польза или вред?» | январь | ст. воспитатель |
12. | Групповая дискуссия «Авторитет родителей» | февраль | воспитатели |
13. | Цикл бесед «В гостях у Конвенции»Повышение компетентности родителей в нормативно-правовой сфере | февраль | воспитатели |
14. | Проведение Дня прав ребенка | март | ст. воспитатель |
15. | Консультация «Здоровье ребенка в ваших руках» | март | Ст. мед. сестра |
16. | Консультация «Почему дети разные?»Повышение компетентности родителей в нормативно-правовой сфере | апрель | воспитатели |
17. | Организация праздника «Мама, папа и я – счастливая семья» | май |
воспитатели, муз. руководитель |
ds81biy.edu22.info
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Участники мероприятия | Ответственный за проведение |
Проведение мероприятий по правовому воспитанию | ||||
1 | Организация работы по информированию о событиях на Украине, разъяснению исторического значения присоединения Крыма и Севастополя к России. | 2014 г. | Все педагогические работники и учащиеся | Зам. директора по УВР Иванова И.Н. |
2 | Обновление информационных стендов «Подросток и закон», «Закон и порядок», «Толерантность», «Пока не поздно», «Служба доверия», «Панорама событий». | Сентябрь-октябрь 2014г. | Зам. директора по УВР Иванова И.Н. | Зам. директора по УВР Иванова И.Н. |
3 | Выпуск молодежных листков «Информационный вестник» | Ко всем памятным датам и событиям | Учащиеся лицея | Совет студенческого самоуправления |
4 | Создание и вручение учащимся и родителям Памяток по правовой культуре | В течение учебного года | Все педагогические работники и учащиеся | Зам. директора по УВР Иванова И.Н. |
5 | Организация работы по формированию нетерпимого отношения к проявлениям коррупции с юношеского возраста, проведение Недели правовых знаний с целью повышение уровня правосознания и правовой культуры: — тематические классные часы «Наши права – наши обязанности», «Право на образование» | Октябрь 2014 | Все педагогические работники и учащиеся | Зам.директора по УВР Иванова И.Н., классные руководители |
6 | Радиопередачи «Изучаем свои права», «Права человека – твои права» | Ежемесячно 1 среда | Учащиеся лицея | Зам. директора по УВР Иванова И.Н. |
7 | Книжные выставки в читальном зале «Права человека», «Закон в твоей жизни» | декабрь 2014г. | Учащиеся лицея | Библиотекарь лицея |
8 | Проведение олимпиады по обществознанию, праву. | По графику олимпиад | Учащиеся лицея | Преподаватель правовых дисциплин Молодцова Л.В. |
Проведение мероприятий по формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции | ||||
1 | Организация и проведение 9 декабря, в день Международного дня борьбы с коррупцией дня правовых знаний: — проведение классных часов«Что я знаю о своих правах?», «Подросток и закон» — встреча учащихся с представителями правоохранительных органов города и района по вопросам антикоррупционной пропаганды и образования. | 09.12.2015г | Все педагогические работники и учащиеся | Зам.директора по УВР Иванова И.Н. |
2 | Считать постоянно действующими телефонами «Доверия» служебные телефоны зам. директора по УВР, зам. директора по УПР, директора лицея. | Постоянно | Учащиеся лицея | Зам.директора по УВР Иванова И.Н. |
3 | Список телефонов и адресов электронной почты с указанием должностных лиц выставить на сайте ОУ | Постоянно | Учащиеся лицея | Руководитель кружка «Компьютер ный мир» |
4 | Информирование педагогической общественности и учащихся о работе, проводимой государственными органами по борьбе с коррупционными проявлениями в обществе | Регулярно на производственных совещаниях по понедельни- кам | Все педагогические работники и учащиеся | Зам.директора по УВР Иванова И.Н. |
nsportal.ru
№ п\п |
НАИМЕНОВАНИЕ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
1. |
Классные часы о правилах поведения в школе, на правовую тематику |
Классные руководители |
1 неделя сентября |
2. |
Беседа «Закон РФ о правовой ответственности несовершеннолетних» Беседа «Устав школы. Права и обязанности участников образовательно процесса» |
Куборева Н.В. Кузьминова Е.В. |
сентябрь январь |
3. |
Лекторий на тему: «Подросток и закон» – «Что такое порядочность», – «Что значит быть принципиальным», – «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д. -классные часы правовой направленности: – «Я –гражданин России», – «Закон и подросток», – «Закон о наркотиках», – «Мои права – мои обязанности» |
Макарова Т.С. Кузьминов И.И. Хорошилова Н.П. Классные руководители |
октябрь декабрь февраль в течение года |
4. |
Заседание Клуба интересных встреч (встреча с работниками правоохранительных органов) |
Макарова Т.С. |
март |
5. |
Беседа «Права человека и права ребенка» |
Кузьминова Т.Н. |
декабрь |
6. |
Викторина «Знатоки Конституции РФ» Классный час «Конституция — основной закон страны», посвящённый Дню Конституции |
Кузьминов С.И., Хорошилова Н.П. |
декабрь |
7. |
Деловая игра «Правовой марафон», посвящённая Дню прав человека |
Пожидаева Л.Г. |
январь |
8. |
Выставка плакатов «Подросток вышел на улицу» Выставка рисунков «Наши права» |
Пальчикова В.А., классные руководители |
январь |
9. |
Проведение индивидуальных бесед с учащимися «группы риска», с нарушителями дисциплины и порядка |
Макарова Т.С. |
1 раз в четверть |
10. |
Обзор газетных статей и выставка литературы на правовую тему |
Кузьминова Т.Н. |
1 раз в четверть |
11. |
Выпуск тематических газет |
Классные руководители |
1 раз в месяц |
12. |
Проведение декады «Внимание – дорога» (по особому плану) |
Макарова Т.С., Кузьминов И.И. |
Сентябрь |
13. |
Просмотр тематических фильмов |
Макарова Т.С., классные руководители |
В течение года |
14. |
Опекаемые дети: -вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков), -индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании, -посещение на дому с целью составления актов обследования условий, -встречи и беседы с опекунами, -индивидуальная работа с обучающимися и опекунами. |
В течение года Сентябрь-октябрь В течение года 1 раз в четверть В течение года |
Макарова Т.С., классные руководители опекаемых детей |
gor-gol.ru
Планирование «Программа правового воспитания»
Программа правового
воспитания
«Закон обо мне. Мне о законе»
Для учащихся 7-11 лет 4 года обучения
Составитель: Бондаренко Ольга Александровна,
учитель начальных классов.
I. Пояснительная записка
Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство — это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок — личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.
Поэтому программа носит развивающий и профилактический характер. Материалы помогают в развитии социальной уверенности ребенка и предупреждении социально неуверенного поведения
II. Цели и задачи программы
Цель программы правового воспитания:
Повышение уровня правовой культуры детей.
Задачи:
Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
Продолжать развивать правовое самосознание.
Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
Что сделает работу учителя по данной программе успешной? Признание им следующих идей:
Ребенок, школьник — это, прежде всего человек, то есть «живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение».
Ребенок, независимо от возраста, характера и успеваемости, — личность, то есть «член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими». В этом смысле ученик и учитель равны друг другу.
Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.
Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом — сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться.
III Содержание воспитательного процесса
Работа по программе «Маленькие дети с большими правами»- это процесс сотрудничества детей и взрослых по углублению, закреплению названных выше установок. А уроки, внеклассные мероприятия, классные часы и т.п. — средство, прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества.
Признание этих идей, принятие этой идеологии определяет не только содержание программы, но и их структуру, логику работы в целом и педагогическую.
Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в ребенке, учителе и родителях. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на «разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка (и взрослого тоже!) и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
Устав школы, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ;
право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
правила общения в коллективе;
правила безопасной жизнедеятельности.
1V Участники воспитательного процесса
Основными участники воспитательного процесса являются:
классный руководитель,
учащиеся 7-10 лет (1-4 кл.),
родители учащихся.
Функции участников:
Классный руководитель:
координирует и направляет деятельность по реализации программы;
проводит мероприятия по правовому воспитанию.
Родительский комитет:
оказывает помощь в проведении мероприятий по правовому воспитанию;
контролирует соблюдение прав учащихся.
Совет класса:
определяет содержание конкретных мероприятий;
обсуждает и вносит предложения в план реализации содержания программы;
проводит мероприятия по правовому воспитанию.
V Этапы реализации правового воспитания
1 год
Задачи:
познакомить с понятиями «правила», «право»;
изучить Устав школы;
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
разработать правила общения в коллективе
1 Дискуссия «Правила вокруг нас» Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе.
2 Знакомство с Уставом школы. Устав школы, права и обязанности учащихся
3 Беседа «Конвенция о правах ребенка» Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка — документ, который тебя защищает.
4 Игровая программа «Я и право» Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка
5 Классный час «Мой класс и мои друзья» Права учащихся в нашей школе и нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.
6 Анкетирование «Я и мой класс» Взаимоотношения в классе. Поддержка, взаимопомощь и сочувствие.
7 Конкурс рисунков «Я и моя школа»
8 Фестиваль имен «Что в имени твоем» Право на имя
9 Игра «Азбука для пешехода» Участники дорожного движения. Виды транспорта. Мы пассажиры.
10 Экскурсия «Безопасная дорога домой» Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки.
11 Встреча с работником ГИБДД Безопасные места для детей.
12 Музыкально-театрализованное представление «Мой класс — моя семья»
2 год
Задачи:
познакомить с понятиями «гражданство», «право на заботу», «право на образование»;
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
соблюдать правила общения в коллективе
Сентябрь.
Классный час «Я — гражданин России»
Государство, граждане, государственные символы
Сентябрь.
Конкурс компьютерных рисунков «Герб класса»
Герб, флаг.
Октябрь.
Встречи с известными людьми города
Почетные жители города
Октябрь.
Викторина «Знатоки родного края»
Государственные символы, природа Алтайского края.
Ноябрь. Беседа «Наша школа»
Право на образование.
Знакомство с внутренним распорядком школы.
Устав школы — основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.
Декабрь.
Конкурс «Самый, самый, самый»
7. Январь.
Классный час «Мой дом — моя крепость»
Право детей на жизнь в семье.
Права и обязанности членов семьи.
Право ребенка на защиту от жестокого обращения.
8. Февраль.
Обсуждение ситуаций: «Если вдруг…» Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).
9. Март.
Конкурс компьютерных рисунков «Мой двор»
Дом, в котором я живу.
Мой двор.
Мои соседи.
10. Апрель.
Конкурс и защита проектных работ «Герб семьи»
Нравственные ценности в семье
11. Апрель.
Выставка «Увлечения моей семьи»
Традиции, обычаи семьи.
12. Май.
Музыкально-театрализованное представление «Подари улыбку другу».
У каждого ребенка есть определенные права — право на жизнь, право на образование и т.д. Но так же каждый ребенок имеет право на любовь, внимание, признание.
Цели:
1. приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений;
2. развитие чувства толерантности.
3 год
Задачи:
познакомить с понятиями «национальность», «индивидуальность», «право пользоваться родным языком»;
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
научить соблюдать правила этикета в коллективе
1 Викторина «Народные сказки» Традиции, ценности, герои разных народов
2 Беседа «Мы — дети разных национальностей» Знакомство с культурой людей разных национальностей, их бытом, традициями, обычаями.
3 Экскурсия в краеведческий музей.,
4 Проектная работа «Путеводитель для гостей г. Славгорода» Культурно-исторические места нашего города.
5 Конкурсная программа «Новый год в разных странах» Традиции, ценности, обычаи разных народов
6 Классный час «Я иду в гости» Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Разговор по телефону. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.
7 Беседа «Право на индивидуальность» Индивидуальность, толерантность,
8 Конкурс «Рекорда нашего класса»
9 Музыкальная программа «Фестиваль талантов» Талант, дар
10 Игра-тренинг «Учимся принимать решения» Как помочь детям научиться принимать индивидуальное решение, которое значимо не только для принимающего решение и зависит не только от него, которое учитывает интересы и возможности окружающих, но при этом является самостоятельным и ответственным выбором конкретной личности?
11 Игра «Я один дома» Опасные ситуации, правила поведения в опасной ситуации
12 Музыкально-театрализованное представление «Вместе дружная семья» Традиции, обычаи разных народов России
4 год
Задачи:
познакомить с понятиями «органы власти», «президент», «право на охрану здоровья»;
отрабатывать практические навыки соблюдения правил безопасной жизнедеятельности;
научить соблюдать правила этикета в коллективе
1 Беседа «Профилактика заболеваний» Здоровье, гигиена, закаливание, витамины, правильное питание, закаливание
2 Спортивные соревнования «Мама, папа и я — спортивная семья» Здоровый образ жизни
3 Встреча с медицинскими работниками Право на медицинские услуги
4 Проектная работа «Олимпийские резервы нашего класса» Олимпиада, рекорд
5 Классный час «Российская Федерация. Власть в нашей стране» Государство, гражданство, органы власти, президент, органы местного самоуправления
6 Знакомство с Конституцией РФ Конституция, закон
7 Дискуссия «Что является правонарушением?» Правонарушение, преступление.
8 Дискуссия «Защитите меня!?» Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе.
9 Составление памятки «Кто может меня защитить?»
10 Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН Права и обязанности несовершеннолетних
11 Викторина «Мои права и обязанности» Права, обязанности детей
12 Музыкально-театрализованное представление «Мы на свет родились, чтобы радостно жить» для воспитанников детского сада Конвенции о правах ребенка, уважение к правам и обязанностям каждого человека, любовь и доброе отношение детей к окружающим, уверенность в себе и в своих возможностях.
Темы родительских собраний по правовому воспитанию 2 класс
Сентябрь.
Тема: «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей
Октябрь.
Тема: «Конвенция прав ребенка» 3. Ноябрь. Тема: «Ответственность несовершеннолетних за умышленные поджоги».
Декабрь.
Лекция «Об исполнении Федеральных законов от 07.06.2013 № 120-ФЗ и от 21.10.2013 года № 274-ФЗ»
Январь.
Тема «Уголовное право. Преступление. Ответственность»
Февраль.
Тема: «Семейное право. Права и обязанности родителей».
Март.
Тема: «Как уберечь детей от употребления наркотиков».
Апрель.
Тема: «Трудовое право и несовершеннолетние».
Май.
Тема: Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН Права и обязанности несовершеннолетних
VII Ожидаемые результаты:
Усвоение ключевых понятий «закон», «право», «обязанности», «правонарушения», «национальные отношения», «государство»;
Формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность;
Улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву;
Овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.
Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.
Литература
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. — 2004. — №8.
2. Антонов Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М., 2004.
3. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа «Защити меня». — Самара, 2002.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
5. Конвенция о правах ребенка. Дидакт, декабрь 1993 — март 1994. — №2-3.
6. Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека. — 2000. — №6.
infourok.ru