Педагогика и андрагогика: Андрагогика и педагогика — Психологос

Андрагогика и педагогика — Психологос

Когда мы заводим речь об обучении, в голову обычно приходит слово «педагогика». При этом мы далеко не всегда осознаем некоторое несоответствие употребляемого понятия требованиям ситуации.

Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие «андрагогика» (Андрагогика — обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros — мужчина и аgо — веду, воспитываю. Для справки: педагогика — обучение и воспитание ребенка (paidos — ребенок)).

Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год. Кстати, в университетах телесные наказания провинившихся были обычной практикой.

В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.

Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики — науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь «изобрести велосипед». К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.

1. Запрос на обучение

Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей — это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.

Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.

2. Учет низкой или снижающейся обучаемости

Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.

3. Психологический статус учителя относительно ученика

Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции — учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга (Демиург — созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом), когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.

Отношения андрагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них — это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.

4. Обучение параллельно работе

Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.

5. Не только учить, но и переучивать

Для педагогов ребенок — табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут «писать свои картины». В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе «борьбы с сорняками» могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками.

Андрагогика — забытая наука или полезные принципы обучения взрослых?

Концепция одной профессии на всю жизнь больше не актуальна: ей на смену приходит lifelong learning — обучение на протяжении всей жизни. Что такое андрагогика и как она помогает в ее реализации — в материале РБК Тренды

Педагогика — наука о воспитании, развитии и образовании человека, преимущественно в детском и юношеском возрасте. При этом обучение взрослых имеет ряд отличительных особенностей, изучением которых занимается андрагогика.

За последние 15 лет мир изменился быстрее, чем менялся в предшествующие 100 лет.

К 2010 году за всю свою историю создало 1,5 зеттабайт информации, что равно 34 млрд смартфонов с самым большим объемом памяти. Исходя из динамики, к 2025 году мы создадим 175 зеттабайт информации, и эту цифру сложно выразить в понятных человеческому мозгу величинах.

Скорость создания и накопления информации и ее доступность меняют традиционное отношение к знаниям и обучению.

Энциклопедическое знание и механистические навыки стремительно теряют свою актуальность, а значит формы обучения, рассчитанные на «зубрежку» и повторение монотонных действий становятся неактуальными.

Появляется необходимость в развитии навыков иного порядка — метанавыков, которые помогают синтезировать знания из разных источников, соединяя их со своим опытом и создавая в результате свою уникальную базу знаний.

Что такое андрагогика и почему взрослым вдруг понадобилось учиться

Недавняя беседа об андрагогике в подкасте «Все сложно» началась с вопроса ведущего «Андра — что?». И это правда, удивительно — мы все слышали о педагогике и представляем себе, что это такое, и совершенно ничего не слышали про раздел андрагогики, само это понятие многим неведомо. Хотя эти науки и подходы к развитию личности зарождались одновременно. Почему так?

Традиционно упор всегда делался на развитии человека, приобретении им навыков в детском и юношеском возрасте, то есть, на педагогике. Профессиональное развитие, освоение непосредственных умений происходило либо через цехи и мастерские для рабочих, либо в университетах для точных и гуманитарных специальностей, к которым до середины XX века имели доступ лишь избранные слои населения. Профессию, как правило, получали в молодом возрасте и на всю жизнь. В связи с этим андрагогика как подход и наука до 1980-х годов была не востребована.

У большинства взрослых не было необходимости переучиваться или получать кардинально новые навыки: например, наши бабушки, дедушки и даже родители работали на одном предприятии или в одной сфере всю жизнь, и это было нормально. Такую ситуацию практически невозможно представить в наши дни.

В 1980-х годах, и особенно после падения Берлинской стены, мир стал глобальным. Компании стали выходить на мировой рынок, и у огромного числа людей появилась возможность выйти на глобальный рынок труда. Стремительное развитие технологий заставило предприятия менять методы производства, автоматизировать их, переносить в страны с более дешевой рабочей силой. Миллионы людей, особенно в развитых странах, впервые в жизни столкнулись с нестабильностью и необходимостью менять свою деятельность, набор компетенций и даже профессию в середине карьерного пути. Возникла необходимость переучиваться — быстро, эффективно, основываясь на практике, а не на теории. В этот момент произошло рождение андрагогики. Тогда же американский ученый Малком Ноулз выпустил свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых.

Как мы будем учиться в постиндустриальном мире

Сейчас механический труд все чаще выполняется роботами при помощи современных технологий. Одновременно с этим растет спрос в креативных областях, где нужны другие навыки и отношение к организации работы — больше самостоятельности, свободы и инноваций. Активно развиваются маркетплейсы фрилансеров: один человек часто может одновременно выполнять проекты для разных компаний, больше не связывая свою жизнь с одной организацией. Этот тренд будет развиваться и дальше.

Нарастает необходимость в развитии иных образовательных моделей, которые бы давали принципиально новые компетенции. Учитывая скорость социально-экономических изменений и глобальность рынков труда, обновлять их будет нужно гораздо чаще, чем это требовалось всего десять лет назад.

Возникает большой запрос от бизнеса и государств на инновации и технологическое развитие всех сфер общества. Все это не делается механистически, это — креатив, открытия, идеи, коммуникация между специалистами из разных сфер. В инновациях унифицированные действия большого количества людей не приведут к результату, но креативный подход и индивидуальность каждого имеют значение. Более важную роль начинает играть сотрудник как субъект, его личность и индивидуальность, а не коллектив и институт.

Особенности обучения взрослых

Как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая их индивидуальность, богатый жизненный и практический опыт, установки, разные жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы)? На эти вопросы отвечает современная андрагогика.

Забудьте, как вы учились в школе — взрослые учатся иначе.

В центре образовательных подходов — гармоничное и осознанное развитие уже сложившейся личности, а не «подгонка» человека под требования институтов, компаний или государства.

Когда мы говорим об обучении, ключевое отличие взрослых от детей — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация. У взрослого особое отношение к настоящему с рядом ограничений — в отличие от ребенка взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких, готовить пищу и т.д. Взрослый иначе, чем ребенок строит планы: как правило, у него есть специфическое видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Соответственно его программа должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.

Схемы и методы обучения, которые вы использовали в школе и университете, скорее всего, не позволят вам успешно учиться сейчас. Чтобы выстроить свою стратегию, а также гармонично и осознанно развиваться в целом будучи уже взрослым человеком, необходимо разобраться в ключевых принципах андрагогики.

Преимущество этой науки в том, что, освоив ее подходы, учащийся взрослый человек может самостоятельно выстроить свою образовательную стратегию и корректировать ее на протяжении жизни.

Как создать условия для обучения, которые подходят именно вам

Первое, что необходимо понять — то, как учитесь именно вы. Для этого необходимо проделать следующие упражнения.

  • Вспомните весь свой образовательный опыт и выберите из него моменты, когда вы чувствовали себя максимально уверенно, учились с удовольствием и чувствовали пользу. То, что заставит вас хотеть туда вернуться.

Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Оценивайте не столько контент, а форматы, темп, каналы, через которые давалась информация (визуальный, аудиальный, кинестетический). Было комфортнее в групповой работе или в смешанной, в дискуссиях или индивидуальном формате, сначала практика, а потом теория или наоборот? Поищите и найдите какую-то закономерность.

Совет: обращайте внимание не только на процесс, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Был ли в вашей жизни в то время спорт? Какой? Попробуйте оценить, оказали ли они влияние на ваш образовательный опыт.

  • Выпишите все позитивные составляющие образовательного опыта — это ваша идеальная среда для обучения. Пробуйте ее воссоздавать. В отдельный столбик выпишите все негативные составляющие образовательного опыта — это ваша худшая среда обучения.

Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. Подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.

  • Организуйте обратную связь. Знание коллективно, а человек социален. Новые знания и практики усваиваются только в случае, если вы можете обсудить свой прогресс с другими.

Совет: обратную связь можно организовать в семье, рабочем коллективе. Можно найти единомышленников в интернете: вести блог, получая обратную связь от читателей или слушателей, написать статью или принять участие в подкасте, делиться результатами в социальных сетях. Можно написать экспертам отрасли, с кем-то встретиться лично на профильной конференции или деловом мероприятии.

  • Прислушивайтесь к себе и начинайте изучать свои индивидуальные особенности.

Совет: в этом вам помогут как практики саморефлексии, так и различные доступные тесты.

Примеры тестов:

Тест Майер-Бриггс на определение типа личности. Он поможет обратить внимание на ваши особенности восприятия мира и на то, как вы принимаете решения.

Тест «Визуал-аудиал-кинестетик». Он определит, какой канал восприятия информации для вас наиболее предпочтительный и эффективный.

Тест HBDI (Hermann Brain Dominance Instrument), определяющий тип мышления на основе когнитивных предпочтений.

К любому тесту необходимо относиться критически: ни один из них не раскрывает все особенности личности.

Как определить цели обучения

Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше. Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях.

Подробнее про метод можно прочитать здесь.

Целеполагание должно стать одной из ваших регулярных практик и вызывать только положительные эмоции.

Как мотивировать себя пройти обучение до конца

Мотивация — это движущая сила образовательного процесса у взрослых. Если детей можно заставить учиться с помощью дисциплины и наставлений, то со взрослыми метод кнута вряд ли будет работать.

Метод пряника также не совсем надежен. Если взрослый проходит программу только для того, чтобы, например, получить приятный годовой бонус, и при этом не фокусируется на ней, то толку от нее будет мало. Метод кнута и пряника относится к внешней мотивации. В андрогогическом подходе важно уметь раскрывать свой ресурс внутренней мотивации, пользоваться и управлять им.

Мотивация в обучении у взрослого человека складывается из двух составляющих:

  1. умение ставить процессные цели, то есть самостоятельно выбирать какой навык, знание или компетенцию вы «прокачиваете».
  2. умение управлять фокусом внимания, то есть организовать себе среду с постоянной обратной связью.

Поразмышляйте над каждым из этих пунктов. Задавайте себе вопросы: что я получаю от процесса обучения? Какая зона развития сейчас находится в моем фокусе внимания? Чем я могу поделиться и от кого могу получить обратную связь?

Как научиться замечать негативные установки и преодолевать их

Когнитивные установки бывают позитивными и негативными и сформировались как ответная реакция на внешний опыт. Они защищают психику от лишних раздражений и предлагают готовые схемы мышления, которые гарантированно не позволят повторить отрицательный опыт или, наоборот, позволят повторить позитивный.

В обучении и жизни в целом крайне важно распознавать негативные установки и трансформировать их в позитивные. Это достаточно сложная работа, которая требует высокого уровня саморефлексии и осознанности.

Например, для многих актуальна негативная установка «у меня нет предрасположенности к языкам, поэтому я не могу выучить английский». Обратите внимание, как она проявляется в поведении, заметьте ограничения, перефразируйте в позитивную установку.

Как наслаждаться процессом обучения

В педагогике огромное значение уделяется результатам образовательного процесса и его оценке — вспомните всякого рода экзамены, тесты, зачеты, контрольные. Наверняка, у вас иногда возникало ощущение, что вы учитесь не ради знаний, а ради экзамена, после которого все благополучно забывалось.

Один из важнейших принципов андрагогики — обращение одинакового внимания как на результаты, так и на процесс, а также наслаждение им и отслеживание изменений установок, взглядов и ценностей в режиме реального времени, а не после завершения обучения.

Это позволит моментально соотносить образовательный опыт с реальной жизнью, корректировать процесс и получать позитивные эмоции, которые положительно влияют на запоминание и осмысление информации.

Онлайн курсы, которые помогают учиться осознанно:

Книги об андрагогике:

Телеграм-каналы для тех, кто хочет выстроить свою систему обучения:

Телеграм-каналы для тех, кто хочет профессионально разбираться в обучении взрослых:

Инстаграм-аккаунты про обучение взрослых:


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Андрагогика: принципы практического обучения взрослых

Автор: Bлaдимиp Aлександрович Дресвянников, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в Пензе.

 

Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Обучение взрослых людей должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей.

На это и направлена современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.

В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.

Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.

Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.

В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:

  • взрослому человеку, который обучается — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;
  • он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
  • взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
  • взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
  • процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;
  • процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

 

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения.

Вместо лекционных, андрагогика предусматривает преимущественно практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.

Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.

 

Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики.

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка — составление программ, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего, групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся внутрифирменными производственными связями).

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе — написанию работ типа рефератов, кейсов, созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.

6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности предприятия. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи.

9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.

Для максимально эффективного достижения целей андрагогики необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет:

  • Первая категория делится на две группы — имеющие и не имеющие профессионального образования. Соответственно первым необходимо дать это образование с тем, чтобы они включились в профессиональную деятельность, организовав производственные учебные классы. Вторым следует создать условия для повышения профессионального уровня.
  • Вторая категория имеет профессиональное образование и опыт работы, для нее актуально профессиональное развитие, реализация потенциала.
  • Третья категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.

Для каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным категориям, установив, например, отношения наставничества.

 

Вся наша образовательная система задумана и целиком построена на перечисленных выше принципах андрагогики. Выберите для себя те курсы, которые наиболее отвечают вашим профессиональным и личностным целям.

Педагогическая и андрагогическая модели обучения — Организация учебного процесса


Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть
По материалам моих лекций

Организация учебного процесса может отличаться позицией обучающегося, характером его взаимоотношений с педагогом и связи учебной деятельности с другими видами деятельности обучающегося. По этим признакам выделяется две основных модели обучения: педагогическая и андрагогическая.

Педагогическая модель – модель обучения детей (педагогика в переводе с древнегреческого – детовождение).

Андрагогическая модель – модель обучения взрослых (андрос в древнегреческом – взрослый мужчина). Речь идёт, прежде всего, не о фактическом (физическом) возрасте обучающихся, а об их психологической готовности занять в учебном процессе позицию взрослого человека.

В педагогической модели позиция обучаемого – это позиция ведомого, в полном соответствии с древнегреческим значением названия данной модели. Соответственно, роль педагога – вести ученика за собой (или с собой, если ученик максимально активен, и обучение построено на сотрудничестве учителя с учеником).

В андрагогической модели обучающийся занимает позицию ведущего, участвуя в планировании и реализации учебного процесса, в оценивании своих результатов. Роль педагога состоит не в том, чтобы «вести», а в том, чтобы помочь обучающемуся в организации познания и применении новых знаний и умений.

В педагогической модели обучающий субъект (учитель, преподаватель) определяет цели, содержание, способы, средства и источники обучения. Влияние обучаемого на учебный процесс минимально. Конечно, педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, их интересы и потребности. Ученики даже могут высказать ему свои пожелания, однако окончательное решение принимается и реализуется педагогом, а не учеником.
Для ученика процесс обучения – способ социализации, усвоения культуры. Как правило, он неглубоко осознаёт важность обучения, и его учебная деятельность может быть не связана с достижением какой-либо конкретной цени в жизни. Учебный процесс организуется без привязанности к тому, чем обучающийся занимается вне учёбы, считается, что учёба и есть его главный труд.

В андрагогической модели обучающийся стремится к самореализации, и обучение для него – способ решить жизненную проблему, достичь конкретную цель в профессиональной деятельности, в семье, в быту и т.д. Будучи взрослым, он уже обладает значительным жизненным опытом, который можно использовать в качестве источника обучения, и может сразу же применять в жизни новые знания, умения, качества личности, приобретаемые в процессе обучения.
Учебная деятельность взрослого в гораздо большей степени, чем в предыдущей модели, обусловлена внешними жизненными факторами, которые могут либо способствовать, либо препятствовать обучению. Например, большая загруженность на рабочем месте ограничивает время на учёбу, а возможность безотлагательно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности способствует эффективности обучения.


Подсказка робота: со статьёй «Педагогическая и андрагогическая модели обучения» тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Педагогическая и андрагогическая модели обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/pedagogicheskaja_i_andragogicheskaja_modeli/14-1-0-505 (дата обращения: 02.09.2021).


Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике

Тем, кто работает с информационными технологиями, приходится учиться непрерывно. Но взрослые не могут учиться по тем же принципам, что и школьники: наша способность воспринимать информацию меняется на протяжении жизни. Исследования в этой области привели к появлению новой образовательной концепции, а информационный бум, распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей предопределили очередную смену образовательной парадигмы.

В этой статье я расскажу, как эволюционировали образовательные концепции, на какие принципы обучения взрослых опираются современные учебные центры и что изменится в образовании в недалеком будущем.



Образование считается одной из самых консервативных сфер деятельности человека. Однако и в теории обучения время от времени происходят большие перемены. Одно из таких изменений случилось в середине прошлого века: оформился отдельный раздел теории обучения – обучение взрослых, или «андрагогика».

Хотя сам термин «андрагогика» был введен немецким историком-педагогом Александром Каппом на сто лет раньше, в XIX веке, теория обучения взрослой аудитории получила реальное развитие лишь в середине XX века.

Необходимость «закачивать» во взрослые умы большое количество сложной информации технического характера в короткие сроки неизбежно привела к исследованию особенностей взрослого человека как субъекта процесса обучения. Один из первых примеров такой задачи – обучение солдат во время Второй мировой войны. Относительно недавний пример – обучение ИТ-специалистов.

Все мы отлично знаем традиционный школьный и вузовский подход к обучению. Это обучение преимущественно контентно-ориентированное, а в центре образовательного процесса находится учитель. Он – непререкаемый авторитет.


Источник

Подход ориентирован на массовое обучение более-менее однородной по начальному уровню знаний и опыта группы учеников. Часто опыт у учеников отсутствует, а их разум – это «чистый, белый лист бумаги». В школьных классах обычно занимается не менее 20 учеников, а на лекциях в вузах число студентов может превышать и сотню. Программы в школах и университетах – многолетние и ориентированы прежде всего на получение фундаментальных знаний. И, что важнее, школа и вуз должны научить подрастающее поколение осознанно учиться и трудиться.
В чем же отличие подхода к обучению в рамках андрагогики?

  • Самое главное – у взрослых слушателей имеется накопленный багаж, опыт. Этот опыт должен учитываться в процессе обучения. Если игнорировать уже имеющийся у учащихся опыт, обучение становится неэффективным и бессмысленным. При этом опыт у разных слушателей существенно различается. Часто преподавателям приходится «бороться» со сложившимися стереотипами.
  • Существенно меняется роль преподавателя. Это уже не непререкаемый авторитет, а «простой смертный». Преподаватель находится не над коллективом учащихся, а внутри. Он – проводник, организатор, его задача – вести свою группу в «светлое будущее». Слушатели же являются равноправными участниками своей группы и могут воздействовать на направление движения. Авторитарный, командный стиль ведения занятий недопустим.


Источник

Если говорить про обучение ИТ-специалистов, то каждый уважающий себя ИТ-вендор имеет программу обучения и сертификации (экзаменов) преподавателей, которая основана на принципах андрагогики, а учебные центры, ведущие такие программы обучения, обязаны иметь в штате подготовленных преподавателей.

В наш учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» мы всегда с опаской берем на работу уже сложившихся учителей школ и преподавателей вузовов. Не каждому из них удается перебороть свои привычные взгляды на процесс обучения и перестроиться.


Источник
  • Слушатели могут иметь сильно различающиеся мотивации обучения, и это необходимо учитывать. Без персонального подхода к каждому слушателю в такой ситуации не обойтись.
  • Обучение взрослых, как правило, краткосрочное и интенсивное. Растягивать программу нельзя, чтобы надолго не отрывать специалистов от своих рабочих обязанностей. В нашем учебном центре обычно продолжительность курсов – 5 дней, по 8 академических часов каждый.

Поскольку обучение информационным технологиям носит прикладной характер, содержание курсов быстро устаревает. Сейчас обычный срок обновления технических ИТ-курсов составляет не более двух лет.

  • Чтобы обеспечить эффективность обучения, следующего принципам андрагогики, количество слушателей в группе должно быть небольшим, в районе 10 человек.

Эти постулаты взяли на вооружение учебные центры в сфере информационных технологий. Сеть таких учреждений, преимущественно коммерческих, сложилась в России к началу этого века.

Но постепенно ситуация в образовании снова начала качественно меняться. Обусловлено это рядом факторов.

  • Процедура публикации информации стала очень простой и доступной для всех желающих, а скорость распространения информации – почти мгновенной. Это произошло благодаря развитию интернета, поисковых систем и социальных сетей.
  • Стало повсеместным использование электронных гаджетов, подключенных к высокоскоростным мобильным сетям – прежде всего речь идет о смартфонах и планшетах. Этот фактор изменил не только подходы к разработке и распространению программного обеспечения, но также повысил доступность образовательного контента. Теперь по сути любой человек может получать доступ к образовательным материалам в любое время и из любого места Земли и даже космоса.


Источник
  • Развитие компьютерной техники и магистральных сетей передачи данных теперь позволяет хранить и быстро передавать огромные массивы сложных данных. Образовательный контент из преимущественно текстово-графического стал по большей части мультимедийно-интерактивным.
  • Электронное обучение (elearning), а также простые инструментарии для подготовки электронных учебных материалов стали данностью, реальностью сегодняшнего дня.

Таким образом, в начале этого века начала оформляться теория нового подхода к обучению, которая получила название «хьютагогика» (эвтагогика).

Об электронном обучении elearning активно заговорили в 90-х годах прошлого века, что было связано с растущей доступностью персональных компьютеров и развитием Интернета. Тогда на Западе появились школы с дистанционным обучением для учеников из дальних поселений. Сегодня использование электронного обучения – обычная практика не только для школ и вузов, но и для бизнеса.

Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых

Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon)

в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов, которые апеллируют к самостоятельному поиску, открытиям и выводам.


Источник

Хьютагогика не противопоставляется андрагогике и не отменяет ее, а является ее продолжением, следующим шагом, на котором учащийся берет на себя роль лидера в образовательном процессе. Он не только самостоятельно ищет и отбирает информацию, но также и выбирает способы и методы обучения. А значит, учащийся должен представлять сущность таких вариантов и оценивать их эффективность.

Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.

Роль преподавателя также изменяется. Лучше всего его миссию описать иностранным термином «фасилитатор» (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Для реализации принципов хьютагогики в образовательном процессе должны быть изучены, пересмотрены и скорректированы подходы к производству учебного контента. Очевидно, он должен быть максимально понятным, подаваться с использованием игровых компонент и, желательно, небольшими порциями в разных форматах.

Сейчас эффективность самостоятельного обучения – одна из основных тем при обсуждении проблематики корпоративного обучения. Это обусловлено тем, что во всех крупных организациях (в том числе и в нашей группе компаний) уже внедрены системы электронного обучения, которые, как правило, предполагают самостоятельное обучение как основную форму образования.

При этом все понимают, что невелика конвертация тех, кто начал учиться самостоятельно, и тех, кто завершил это обучение без дополнительных организационных и методологических усилий. Самостоятельное обучение должно «подпитываться» внешней энергией экспертов, тьюторов, мотиваторов, других слушателей. Форма подачи и доступность материала, продолжительность образовательной единицы – все имеет смысл и значение, иначе интерес к самостоятельному обучению теряется.  

Ряд специалистов по обучению персонала отмечает общую низкую культуру самообучения в России. Используя на курсах «Сетевой Академии» элементы самообучения, мы также нередко отмечаем, что специалисты не готовы к восприятию проактивных форм самостоятельного обучения. Например, обучающиеся не могут критически воспринимать информацию и задавать вопросы преподавателю, а больше ориентированы на традиционный подход, когда учитель задает вопросы по изученному материалу. Слушателям бывает сложно самостоятельно контролировать качество усвоения материала. То есть взрослому, воспитанному традиционной системой образования и привыкшему к пассивному восприятию новой информации, бывает непросто перестроиться к новой системе.


Источник

Поэтому менять подходы к обучению лучше с самого детства, в школе или даже раньше. Очень важно научить людей учиться самостоятельно и осознанно, потому что правильно выстроенное самостоятельное обучение сможет конкурировать по эффективности с онлайн-обучением.

Многие компании экспериментируют с методологией самообучения и мотивацией слушателей, интуитивно используя положения хьютагогики. На слуху такие подходы и практики обучения, как микробучение, sms-треннинги, мобильное обучение, смешанное обучение и т.д. Мы также проводим эксперименты и внедряем практики и инструменты, показавшие свою эффективность (например, т.н. «персональное обучение»). При этом «задним числом» понимаем, что в основном все внедряемые нами новшества относятся к подходу в духе хьютагогики.

Например, мы изменяем роль преподавателя, делая его больше консультантом, направляющим самообучение слушателей, а не лектором, или даем большую свободу слушателям в выборе материала для изучения. Но всегда лучше понимать общие принципы построения обучения, чем использовать метод «научного тыка».

В свое время изучение принципов андрагогики очень помогло нам в выстраивании массового обучения взрослых слушателей. Мне не известно, проводились ли в России осознанные попытки построения самонаправляемого обучения (если такие примеры есть, поделитесь, пожалуйста). В мире такие исследования проводились, например, обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла.

Изменения в подходах к корпоративному обучению (да и, наверное, в образовании в целом) грядут, и они неизбежны и уже происходят. Бизнесу нужны специалисты, которые могут принимать самостоятельные решения и доводить их до результата. Умение направлять свое самостоятельное обучение, безусловно, коррелирует с таким бизнес-требованием.


Источник

Пока новая концепция обучения взрослых находится в стадии осмысления, генерации идей, совершения проб и ошибок. Мы ждем перемен и готовимся к ним. А вы замечаете, как в последние десятилетия меняются подходы к образованию?

Внизу небольшой опрос на эту тему, и мы думаем, всем будет интересно узнать, как учатся читатели Хабра.

почему взрослых нужно обучать иначе, чем детей

Ноулз выделил несколько факторов, которые следует учитывать при преподавании. И затем, описав основные характеристики, присущие ученикам-детям, Ноулз противопоставил им черты обучающихся взрослых.

Ученики-дети, по мнению Ноулза, рассматривают знания всего лишь как инструменты, помогающие справляться с учебными заданиями и получать высокие оценки. Они не догадываются, как будут применять эти знания в реальной жизни.

Взрослый же ученик не будет браться за изучение чего-либо, пока не поймёт, зачем ему это нужно.

Поэтому первая задача, которая стоит перед педагогом, работающим со взрослыми людьми, — объяснить им ценность обучения. Например, показать, как учёба повысит их продуктивность на работе или качество жизни. Ещё лучше — создать экспериментальные условия, в которых ученики сами ощутят нехватку знаний, которыми может поделиться преподаватель.

Поскольку традиционный педагог, согласно Ноулзу, воспринимает детей как зависимых от него, то и сами ученики со временем начинают осознавать свою подчинённость учителю. Однако чем старше дети, тем большую самостоятельность они проявляют.

Взрослый человек уже вполне осознаёт ответственность за собственные решения и свою жизнь.

Такое самосознание порождает в зрелых людях потребность в том, чтобы и другие уважали их самостоятельность. Тем не менее, когда зрелый человек сталкивается с необходимостью снова чему-нибудь учиться, нередко он вспоминает свой опыт детской зависимости и, по словам Ноулза, «складывает руки, садится поудобнее и говорит: „Учите меня“».

Однако это ошибочное предположение, что от него, как и в детстве, требуется послушание, вскоре вступает в конфликт с нынешним самосознанием зрелого ученика. Чтобы преодолеть этот дискомфорт, человек в конце концов просто бросает обучение. Поэтому Ноулз советует: преподаватель, который желает просвещать взрослых, должен первым делом помочь им преодолеть представление об ученике как о зависимом субъекте. Вместо этого стоит предложить модель ученика, который сам выбирает направление своего обучения.

Традиционный педагог не считает личный опыт учеников отправной точкой для обучения. Опыт, который имеет для него значение, — его собственный или опыт автора учебника. Поэтому основой работы становятся, например, лекции и чтение литературы, выбранной самим преподавателем, а не учениками.

В андрагогике на опыт учеников смотрят иначе.

Уже только потому, что взрослый человек прожил более долгую жизнь, чем школьник, его опыт гораздо более разнообразен. Причём он ещё и различается от человека к человеку. Поэтому обучение должно помогать взрослым проявлять свою индивидуальность.

Здесь будут полезны групповые обсуждения, разбор кейсов, решение проблем — то есть активности, в которых взрослый ученик может выразить свою точку зрения. Взаимное обучение тоже работает.

Впрочем, у большого опыта есть и тёмная сторона. К зрелому возрасту человек накапливает немало нездоровых ментальных привычек и предрассудков. Преподаватель должен постараться обратить на это внимание учеников и помочь им открыться новым идеям. В этом пригодятся такие практики:

  • Прояснение ценностей. Человек ранжирует различные ценности (здоровье, семья, свобода, познание и так далее) с 1-го по 10-е место согласно своим приоритетам. Далее он отвечает себе на вопросы, живёт ли он в соответствии с этими ценностями; если нет, то почему; как может изменить ситуацию к лучшему.
  • Тренировка восприимчивости. Это психологическая техника, направленная на развитие положительной групповой динамики и взаимного доверия. Она заключается в групповом обсуждении различных тем в безопасной атмосфере, в которой участники могут свободно выражать себя и общаться с другими, а затем анализировать свои реакции.

Этот пункт похож на первый. Дети, считает Ноулз, готовы систематически изучать только то, что, по словам преподавателя, поможет им справиться с контрольными заданиями и получить лучшие оценки.

Взрослые же готовы изучать то, что поможет им более успешно справляться с проблемами и задачами, возникающими в реальной жизни.

Кроме того, чтобы повысить готовность взрослых учиться, следует предлагать им образовательные задачи, соответствующие их текущим способностям и уровню развития. В англоязычной психологии и педагогике их называют Developmental tasks (развивающие задачи). По мнению Ноулза, для взрослого ученика одной из таких задач может стать развитие диалектического мышления, то есть осознание сложности и противоречивости окружающего мира.

При традиционном подходе обучение сфокусировано на изучении отдельных предметов, например геометрии или русской литературы XX века. Дети при этом воспринимают учёбу как приобретение знаний, относящихся к предмету.

В андрагогике же обучение сфокусировано на решении задач, которые помогут ученикам справляться с проблемами в реальной жизни. Новые знания и навыки при таком подходе лучше усваиваются, когда они представлены в контексте настоящих жизненных ситуаций.

Чтобы подчеркнуть значимость контекста, Ноулз приводит такой пример. На протяжении многих лет в США боролись с неграмотностью взрослых, проводя курсы чтения, письма и арифметики. Однако ученикам не хватало мотивации и многие из них не проходили обучение до конца.

Когда исследователи стали искать причины неудач, они поняли, что неграмотных людей учили читать и писать слова, очень далёкие от их реального словарного запаса. А математические задачи даже отдалённо не помогали справляться с трудностями, с которыми взрослые ученики сталкивались в магазине или банке. Когда создатели курсов приблизили задания к быту обучающихся, результаты учеников улучшились.

Мотивация учеников-детей — внешняя. Это оценки, одобрение или неодобрение учителя, давление родителей.

Конечно, и взрослых нередко мотивируют стимулы извне, будь то повышение по службе или прибавка к зарплате. Но внутренние факторы, по мнению Ноулза, стимулируют зрелых людей всё-таки сильнее.

Например, выше хорошей зарплаты взрослый человек может поставить удовлетворение от работы и самоуважение.

Ноулз ссылается на исследование, проведённое канадским педагогом Алленом Тафом ещё в 1970-х, которое показало: обычно взрослые люди изначально мотивированы учиться и саморазвиваться. Однако нередко им мешают такие препятствия, как недостаток возможностей и ресурсов, нехватка времени, а также учебные программы, которые противоречат принципам обучения взрослых и приводят к негативному самовосприятию взрослых в роли учеников. Так что, похоже, взрослые изначально полны мотивации, а задача учителя — убирать барьеры, которые встают у них на пути.

Основы педагогики и андрагогики. Присваивается квалификация «Педагог-андрагог»

• Раздел 1. Педагогика • Педагогика как наука
• Развитие и формирование личности
• Проблема содержания образования в педагогическом процессе
• Инновации в образовании
• Системно-деятельностный подход в образовании
• Воспитание в педагогическом процессе
• Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания
• Самостоятельная работа слушателей

• Раздел 2. Андрагогика • Андрагогика как наука
• Взрослый человек как субъект обучения и воспитания
• Андрагогическая модель и технология обучения

• Раздел 3. Информационные технологии • Введение в информационные технологии и их эволюция
• Аппаратная платформа и программное обеспечение информационных технологий
• Основные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word
• Расширенные возможности обработки информации в текстовом процессоре MS Word
• Обработка и форматирование информации в текстовом процессоре МS Excel
• Анализ информации в текстовом процессоре MS EXCEL
• Создание презентаций с помощью программы MS PowerPoint
• Сетевые технологии обработки информации. Интернет
• Самостоятельная работа слушателей

• Раздел 4. Практикум по решению профессиональных задач • Профессиональная задача в образовательном процессе. Виды и типы профессиональных задач
• Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных задач
• Психолого-педагогическая диагностика как составная часть решения педагогических задач
• Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Организация образовательной среды для решения педагогической задачи
• Самостоятельная работа слушателей

• Раздел 5. Психология взрослого человека • Психология юношества: особенности интеллектуального и личностного развития
• Психология молодости: авторство собственного образа жизни
• Психология взрослого человека
• Психология зрелого человека

• Раздел 6. Правовые нормы педагогической деятельности • Правовые аспекты государственной политики в области образования
• Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
• Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования
• Правовое регулирование управленческих отношений
• Понятие и особенности правового регулирования деятельности образовательного учреждения
• Самостоятельная работа слушателей

• Раздел 7. Управление конфликтами • Психологическое сопровождение решения конфликтных ситуаций в образовательной организации
• Самостоятельная работа слушателей

• Раздел 8. Психолого-педагогические особенности обучения взрослых • Отечественный и зарубежный опыт и современные проблемы в образовании взрослы

• Особенности обучения взрослых: психолого-педагогические аспекты
• Современные методы обучения взрослы

• Оценка качества и эффективности адаптивных систем и технологий образования взрослы

• Самостоятельная работа слушателей

Как учатся взрослые | Педагогика и андрагогика

Число взрослых учеников продолжает расти, требуя от учебных заведений и отдельных учителей понимания того, как учатся взрослые, и лучших практик, которые приводят к наибольшему успеху в обучении взрослых.

Важно начать с понимания различий между педагогикой и андрагогикой. Так как около 35% студентов колледжей сейчас являются взрослыми, а также популярностью среди взрослых, обучающихся по онлайн-программам на получение степени, для преподавателей как никогда важно научиться преуспевать в обучении взрослых учащихся.

Педагогика против Андрагогики

Педагогика происходит от греческого слова «ребенок» и «ведущий» и относится к науке и практике обучения детей. Исследователь Малкольм Ноулз впервые ввел термин андрагогика примерно в 1968 году в связи с моделью обучения взрослых. Некоторые из основных различий между ними, по определению Института старения, включают следующее.

Дети в образовании:

  • Положитесь на других, чтобы решить, что важно изучить
  • Примите информацию, представленную за чистую монету
  • Ожидайте, что то, что они узнают, будет полезным в их долгосрочном будущем
  • Имейте мало или нет опыта, на котором можно рисовать — это относительно «чистые доски»
  • Слабая способность служить знающим источником для учителя или одноклассников

С другой стороны, взрослые ученики:

  • Решайте сами, что для них важно учиться
  • Необходимость подтверждать информацию, основанную на их убеждениях и опыте
  • Ожидайте, что то, что они узнают, сразу же пригодится
  • Обладает большим опытом, на котором можно рисовать — может иметь фиксированную точку зрения
  • Существенная способность служить знающим ресурсом для преподаватель и однокурсники

Эти различия обеспечивают найденный Педагогика учитывает различия в методике обучения между двумя группами.

Взгляд на то, как учатся взрослые

Эксперты в области образования считают Knowles первопроходцем в обучении взрослых. Его работа, начатая в конце 1960-х годов, помогла образовательным учреждениям сформировать свой подход к разработке курсов, предназначенных для взрослых учащихся.

Ноулз, преподававший в Бостонском университете и Университете Арканзаса, разработал шесть характеристик взрослых учащихся.

  • Необходимо знать : Взрослые хотят знать, почему так важно чему-то учиться
  • Foundation : Взрослые используют опыт в учебной деятельности
  • Самооценка : Взрослые хотят участвовать в принятии решения, чему учиться в их образование
  • Готовность : Взрослые хотят изучать то, что они могут применить немедленно
  • Ориентация: Взрослые хотят проблемно-ориентированное образование, а не ориентированное на содержание
  • Мотивация: Взрослые лучше реагируют на внутренние, чем на внешние мотиваторы

Три общие темы трансформационного обучения

Покойный американский социолог Джек Мезироу разработал концепцию трансформационного обучения, которая включает изменение того, как взрослые учащиеся думают о себе и мире.Учителя могут направлять взрослых учащихся на пути к трансформации, помня об этих элементах.

Центральность опыта

Все взрослые учащиеся смотрят на новую информацию через призму того, что они испытали раньше. Важно разрешить взрослым привнести этот опыт в классную дискуссию, но преподаватели также должны, при необходимости, бросать вызов взрослым учащимся, основываясь на их предвзятых убеждениях.

Критическое осмысление

Взрослые учащиеся хорошо понимают, как прошлые действия влияют на настоящее.Критическое размышление позволяет им подвергнуть сомнению текущие предположения и принять новые возможности.

Рациональный дискурс

Преподаватели должны обеспечить открытый разговор о темах курса, включая точки зрения студентов, которые могут основывать свои убеждения на подлинном опыте. В рациональном дискурсе идеи критического размышления претворяются в жизнь.

Андрагогика и педагогика

«Педагогика» буквально означает «ведущий ребенок ».«

Термин «андрагогика» был придуман для обозначения искусства / науки преподавания. взрослых .

Малькольм Ноулз и другие предположили, что методы, используемые для обучения детей, часто не самое эффективное средство обучения взрослых. В г. Современная практика Образование для взрослых (1970), Ноулз определил андрагогику как «новую технологию для обучения взрослых «. Его четыре андрагогических предположения заключаются в том, что взрослые:

1) перейти от зависимости к самостоятельности;
2) использовать накопленный ими опыт для обучения;
3) готовы учиться, когда берут на себя новые роли; и
4) хотят решать проблемы и немедленно применять новые знания.

Первоначально определялся как » искусство и наука, помогающие взрослым учиться «, андрагогика стала понятной как альтернатива педагогике; ориентированный на учащихся подход для людей всех возрастов.

Педагогика тоже можно думать обучения как «ориентированное на учителя или директивное», а андрагогика — как «ориентированное на учащегося / направляемое».

Взрослые старше 21 года — это самый быстрорастущий сегмент сегодняшних «студентов», особенно в дистанционном и онлайн-обучении.Рассмотрение андрагогического принципы разработки курсов стали более актуальными и актуальными.

Andragogy утверждает, что взрослые учатся лучше всего, когда:

  • Они чувствуют необходимость узнать
  • У них есть ввод что, почему и как они учатся
  • Содержание обучения и процессы имеют значимую связь с прошлым учащегося опыт .
  • Их опыт используется как учебный ресурс. (См. Таксономию Блума)
  • Чему следует научиться относится к текущей жизненной ситуации и задачам человека.
  • У них столько же автономии возможно
  • Условия обучения сводит к минимуму беспокойство и поощряет свободу экспериментов.
  • Их обучение стили учитываются.
  • Есть кооператив обучающий климат
  • Создаем механизмы для взаимного планирования
  • Организуем диагностику потребностей и интересов учащихся и позволяют формулировать цели обучения исходя из выявленных потребностей и интересов
  • Проектируем последовательные деятельность по достижению цели

Педагогика против андрагогики в электронном обучении: заметите ли вы разницу?

5 отличий педагогики от андрагогики в электронном обучении

Термины « андрагогика » и «педагогика» имеют греческое происхождение, включая греческий глагол «назад», что означает «руководство», и греческие слова «андрас» (мужчина) и «пайди» (ребенок) соответственно. .Таким образом:

Педагогика = p aidi (ребенок) + a go (гид)

Andragogy = ndras (мужчина) + go (гид)

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что педагогика — это подход к обучению, ориентированный на детей, тогда как андрагогика — это подход к обучению, ориентированный на взрослых; или, формально, педагогика — это искусство и наука, помогающая детям учиться, тогда как андрагогика — это искусство и наука, помогающие взрослым учиться.

До 1950 года все исследования были сосредоточены на детях, и не было много свидетельств того, как учатся взрослые.Термин «андрагогика», хотя и известен с 1833 года, когда немец Александр Капп использовал его для обозначения теории Платона, практически в современном образовании появляется только после начала 1960-х годов, который использовался для выражения отличительных характеристик взрослых учащихся , которые влияют не только на их мотивацию к обучению, но и на их способность к обучению по сравнению с таковыми у детей. Для конструкторов учебных заведений знание этих различий имеет решающее значение, поскольку привлечение и мотивация взрослых учащихся , безусловно, является сложной задачей.В этой статье я расскажу о различиях между андрагогикой и педагогикой, чтобы вы могли убедиться, что знаете все, что вам нужно для создания мотивационного контента и структуры , независимо от того, создаете ли вы курсы электронного обучения для взрослых или детей .

Педагогика против андрагогики: 5 основных отличий
  1. Поведение при обучении.
    Взрослые учащиеся самостоятельны; у них есть контроль над своим опытом обучения, и они на 100% несут ответственность за собственное обучение.Они также активно участвуют не только в планировании, но и в оценке своего обучения, поскольку знают, какие знания хотят получить. Напротив, молодые ученики не ориентированы на себя; они по-прежнему зависят от своих учителей в процессе обучения. Следовательно, их учителя должны нести ответственность не только за то, чему будут учить, но и за то, как это будет преподавать и оценивать.
  2. Роль опыта учащихся.
    Взрослые учащиеся явно имеют больше опыта, чем молодые.Их опыт становится главным ресурсом как их обучения, так и личностной идентичности, которую они развили, поскольку чем богаче и разнообразнее их опыт, тем больше разнообразия они могут привнести в собственное обучение. С другой стороны, молодые учащиеся по умолчанию представляют мало личного опыта, и поэтому этот опыт не может служить учебным ресурсом; его можно использовать только для развития.
  3. Ориентация на обучение.
    Какие знания больше всего интересуют учащихся взрослых? Естественно, взрослые учащиеся ищут информацию, полезную в их личной жизни и рабочей среде.Эта аудитория требует, чтобы их обучение соответствовало их реальным жизненным вопросам, проблемам и задачам, и чтобы их образование повысило их уровень успеваемости и помогло им жить лучше и приносить больше удовлетворения. Обучение молодой аудитории, напротив, сосредоточено на предмете, подразумевая, что предмет определяет последовательность, в соответствии с которой будут представлены и преподаваться единицы содержания обучения.
  4. Готовность учиться.
    Готовность взрослых учащихся к обучению может быть вызвана буквально чем угодно; внезапное изменение их жизни, потребность в более успешном решении жизненных задач и проблем, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию и т. д.Взрослые должны знать, зачем чему-то учиться; как только они ответят на этот вопрос, они будут готовы к работе. С другой стороны, детям обычно говорят, чему учиться; причина их обучения — развитие навыков для достижения следующего уровня мастерства.
  5. Мотивация к обучению.
    Что побуждает взрослых находить время для обучения в своем плотном графике ? В основном внутренних мотиватора; самоуважение, уверенность в себе, стремление к лучшему качеству жизни, любопытство, саморазвитие и признание — это лишь несколько факторов, которые мотивируют взрослых учащихся учиться.Излишне говорить, что внутренние стимулы намного мощнее внешних, и поэтому взрослые учащиеся чаще всего более удовлетворены процессом обучения, более целенаправленны, настойчивы и с большим желанием применять свои знания чаще и успешнее, чем младшие ученики. С другой стороны, дети и подростки в основном мотивированы внешними факторами, такими как получение хороших оценок или других льгот или избежание последствий неудач.

Понятно, что андрагогика может иметь высокую мотивацию, поскольку взрослые учащиеся более ориентированы на цели, чем ученики младшего возраста; вот почему предоставление им значимых учебных занятий может существенно повлиять на результаты обучения.

Создавайте эффективные учебные программы с помощью лучшего инструмента для разработки!

Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков инструментов для электронного обучения!

Теперь, когда вы познакомились с дебатами о педагогике и андрагогике, возможно, вам будет интересно узнать, как применить принципы обучения взрослых к результатам электронного обучения. Прочтите статью 9 советов по применению теории обучения взрослых к электронному обучению и узнайте, как интегрировать 4 принципа андрагогики в свой курс электронного обучения для максимального вовлечения и мотивации взрослой аудитории.

VIVAHR

Простое и доступное программное обеспечение для найма Опубликуйте свои вакансии на всех бесплатных сайтах с объявлениями о вакансиях одним щелчком мыши + целевые страницы Culture Marketing ™.

Андрагогика против педагогики — разница и сравнение

Сегодня педагогика относится к теориям и методам, используемым в обучении. Однако в прошлом педагогика относилась конкретно к методам обучения детей. Андрагогия была придумана, чтобы сосредоточиться на практиках, используемых для обучения взрослых.

Таблица сравнения

Сравнительная таблица андрагогики и педагогики
Андрагогика Педагогика
Определение Методы и практики, используемые в обучении взрослых. Методы и практики, используемые в обучении, особенно детей.
Focus На независимом, самостоятельном и / или совместном обучении взрослых. О методах преподавателя передачи знаний ученику, которые зависят от методов и понимания учителя.
Власть Взрослые могут контролировать большую часть своего учебного опыта и должны быть заинтересованы в обучении. Часто может по желанию искать новый или другой опыт обучения. Учитель контролирует процесс обучения детей, и многое из того, что преподается, основано на жестких программах.
Важность оценок Может быть очень низкой Высокая

Сфера преподавания

В традиционном смысле этого слова педагогика ориентирована на авторитет, «сверху вниз», в том смысле, что учитель имеет полный или почти полный контроль над процессом обучения ребенка.Методы обучения, используемые в педагогике, в большей степени направлены на передачу фундаментальных знаний, а не на критический дискурс. Это формальный процесс, и обычно оценки используются как средство документирования успеваемости детей.

Между тем, андрагогика сосредоточена на обучении взрослых и на том, какие методы лучше всего работают в образовании взрослых. Это гораздо более самостоятельный подход, поскольку взрослые часто должны устанавливать свои собственные графики обучения и иметь мотивацию к учебе или практике.Образование взрослых также часто носит совместный характер, поскольку взрослые обычно работают вместе и анализируют работу друг друга и понимание предмета. Во многих образовательных курсах для взрослых — например, на кулинарных или художественных уроках — обучение носит неформальный характер, и оценки могут не иметь значения или вообще отсутствовать.

Истоки педагогики и андрагогики

Слово «педагогика» намного старше слова «андрагогика». Педагогика , как слово, впервые появилось в середине-конце 1500-х годов на среднефранцузском языке и имеет корни в латинском и греческом языках.Буквально это означало «направлять или учить ребенка». [1] Сегодня это часто просто относится к искусству обучения. [2]

Андрагогия , что означает «методы или техники, используемые для обучения взрослых» — это новое слово, придуманное в 1800-х годах немецким педагогом Александром Кнаппом и популяризированное в 1960-х годах Малькольмом Ноулзом. , американский педагог, специализирующийся на обучении взрослых.

Список литературы

Поделитесь этим сравнением:

Если вы дочитали до этого места, подписывайтесь на нас:

«Андрагогика vs педагогика.» Diffen.com. Diffen LLC, n.d. Web. 1 сентября 2021 г. <>

В чем разница между андрагогикой и педагогикой?

В чем разница между андрагогикой и педагогикой?

Постоянное развитие универсальной системы обучения ведет к развитию многих методов преподавания и / или обучения. Два из этих методов называются Andragogy и Pedagogy . Обе методологии играют важную роль в области образования, и ее должны полностью понимать те, кто ценит обучение.

Слово Андрагогия происходит от двух греческих слов andr и agogos, , что буквально означает ведущий человек . Впервые о нем услышал в 1833 году немецкий педагог и редактор Александр Капп. Так продолжалось до 1921 года, когда Andragogy был снова использован в отчете Ойгена Розентока-Хьюсси, который вернул теорию обучения взрослых. Когда Душан Савичевич приехал в Бостон в 1966 году, он представил Andragogy Малькольму Ноулзу и объяснил ему, как именно он используется в европейском контексте.Ноулз хорошо известен тем, что принял теорию обучения взрослых. Andragogy , благодаря Малкольму Ноулзу, стал бешено популярным в Соединенных Штатах Америки.

Педагогика , с другой стороны, присутствует в системе обучения с середины до конца 1950-х годов и до сих пор остается одной из наиболее часто используемых и широко принятых образовательных структур во всем мире. Педагогика происходит от двух греческих слов payos и agogos , что буквально означает ведущих детей .Известно, что он возник на среднефранцузском языке.

Андрагогия и Педагогика , хотя и похожи в том смысле, что они помогают в процессе обучения человека, также имеют различия. Andragogy обычно фокусируется на процедурах и техниках, используемых при обучении взрослых, в то время как Pedagogy основное внимание уделяется методам и подходам, которые могут быть очень полезны в обучении детей. Andragogy обычно самонаправляется. По сути, это беззаботная образовательная структура, созданная взрослыми для взрослых. Педагогика , однако, нуждается в эффективном учителе, потому что это в основном зависит от компетентности учителя и понимания того, какой учебной программе следует школа. Ожидается, что учителя, использующие Педагогика , всегда будут полностью вооружены информацией и фактами, поскольку их обязанность и ответственность заключается в том, чтобы иметь возможность передать полученные знания своим ученикам.

Педагогика — это формальный процесс, в котором используется система оценок для проверки и подтверждения успеваемости ребенка.Кроме того, в Andragogy обучение проходит довольно расслабленно, и важность оценок практически отсутствует. Не обязательно иметь высшую оценку, если вы учитесь по собственному желанию и в своем собственном темпе. В образовании взрослых почти все проявляют некоторую уступчивость. Кто-нибудь обязательно протянет руку, когда вам это понадобится, чтобы пересмотреть вашу работу.

Оба метода обучения ( Андрагогика и Педагогика ) следуют одному и тому же основному принципу, а именно обучению независимо от возраста.Это, по сути, самая важная часть.

О группе обязательного обучения

Группа обязательного обучения — ведущий британский провайдер аккредитованных курсов по обучению инструкторов, включая премию и обучение . Нажмите на ссылку ниже, чтобы узнать больше о нашей премии в области образования и обучения:

Премия в области образования и обучения — Уровень 3 Квалификация по обучению инструкторов.

Свяжитесь с нашей службой поддержки по телефону 02476100090 или по электронной почте , чтобы узнать больше о нашей подготовке инструкторов.

В чем разница между андрагогикой и педагогикой?

Педагогика, андрагогика, а теперь и эвтагогика

Онлайн: Сейчас в тренде # 142

Обучение взрослых — это не то же самое, что обучение детей; выполненный хорошо, он дает взрослым уровень автономии, включая даже возможность определять и направлять свое обучение.

К сожалению, мы все еще находим университетских преподавателей, которые учат своих студентов, как если бы они находились в классах начальной или средней школы 19 или 20 веков.Они рабски следуют учебникам, заполненным фактами, предлагают утомительные объективные викторины, чтобы углубить факты в умы студентов (игнорируя тот факт, что ответы находятся на расстоянии одного клика), и никогда не поднимаются на пирамиду цифровой таксономии Блума или диаграмму глубины знаний) за пределами «вспомнить / воспроизведение »или« запоминание и понимание ».

Цифровая пирамида таксономии Блума

Общая лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 от nist6dh

Тем не менее, исследования показывают нам, что, стремясь накопить более глубокие знания в эту цифровую эпоху, мы должны стремиться подняться по пирамиде таксономии, чтобы побудить студентов применять, анализировать, оценивать и творить.Таким образом мы строим обучение более высокого порядка, которое обеспечивает адаптируемость и гибкость. Теоретик образования Малкольм Ноулз предложил четыре принципа андрагогики (обучения взрослых).

  1. Взрослые должны участвовать в планировании и оценке их обучения.
  2. Опыт (включая ошибки) составляет основу учебной деятельности.
  3. Взрослые больше всего заинтересованы в изучении предметов, которые имеют непосредственное отношение к их работе или личной жизни.
  4. Обучение взрослых ориентировано на проблемы, а не на содержание.

Следующим шагом в работе с мотивированными взрослыми учащимися является гевтагогика: «ориентированная на учащихся стратегия преподавания и обучения, при которой обучение определяется учащимся». Применяя гевтагогические принципы, мы поощряем самостоятельное обучение. При этом может показаться, что мы отказываемся от работы по обучению, но вместо этого мы позволяем нашим ученикам определять свои потребности и результаты:

Конечно, одной из отличительных черт самостоятельного обучения является то, что оно требует, чтобы инструкторы передавали контроль над процессом обучения самим учащимся.Хотя это может означать меньшее планирование со стороны преподавателя, это также часто означает больше времени для индивидуальной работы с учащимися над установлением их целей или создания более широкого диапазона контента, чтобы учащиеся могли выбирать, что им изучать.

Вот несколько способов поощрения самостоятельного обучения:

  • Предоставление учащимся возможности самостоятельно устанавливать даты завершения заданий.
  • Разрешить учащимся несколько попыток завершения.
  • Предоставление учащимся возможности разработать свои собственные курсовые проекты.
  • Организация модулей таким образом, чтобы учащиеся могли начать с того, что их больше всего интересует.

Отказавшись от жесткого контроля над обучением, мы уважаем наших взрослых профессионалов, которые создают и направляют собственное обучение. Наша роль заключается в поощрении и поддержке, включая такие методы, как сократовские вопросы, чтобы помочь студентам улучшить их учебный опыт.

Этот подход уникально применим к сфере непрерывного профессионального образования.Так мы будем наиболее эффективно обучать профессионалов.

Самостоятельное обучение уважает мотивацию и компетентность профессионалов, стремящихся улучшить и расширить свои знания и навыки. Это особенно эффективно в Интернете, где используется множество веб-ресурсов и инструментов для просвещения и обновления областей исследования. Мы должны побуждать наших преподавателей и разработчиков учебных материалов рассмотреть эти эффективные подходы к обучению взрослых, мотивированных и профессиональных студентов.

Конечно, я буду продолжать следить за развитием новых тенденций, технологий, педагогики и практики. , блог о непрерывном и онлайн-образовании UPCEA . Вы можете получать обновления прямо на вашу электронную почту каждое утро — без рекламы, без спама!

Бест,

Рэй Шредер Директор-основатель
Национальный совет по онлайн-образованию

Андрагогика, а не педагогика — развитие факультета

Само-концепции учащихся определяют их мышление и обучение.В годы начальной и средней школы мы учимся зависеть от учителя как руководителя нашего обучения. Обычно мы сидим на стульях рядами в классе, лицом к передней части комнаты, и наше внимание сосредоточено на учителе, который рассматривается как распространитель информации, читающий лекции и делящийся своими знаниями. В этом режиме обучения роль ученика заключается в том, чтобы записывать, собирая как можно больше информации. Учащийся быстро понимает, что важно знать или помнить то, что, по словам учителя, важно для сдачи теста или урока.Ингаллс (1973) отмечает, что в педагогике учитель в одностороннем порядке решает, что и как следует изучать. В андрагогике учащиеся сами определяют учебный план, исходя из своих интересов и потребностей.

Ноулз (1980) указывает, что взрослый учащийся имеет совершенно другую самооценку. Для взрослых естественно желание взять под свой контроль свою жизнь. Сознательные решения принимаются каждый день, от того, как одеваться до того, что есть на ужин. Поэтому взрослый учащийся нередко хочет иметь чувство контроля над своим обучением.Я-концепция взрослого учащегося автономна от учителя, он хочет принимать решения о том, что изучать, что важно, как и когда следует усваивать информацию. К сожалению, во многих колледжах студент приходит на большую лекцию. холл с крошечными стульями, прикрученными к полу, которые обращены к передней части комнаты. Когда ученик садится, он или она может вернуться к ранее усвоенной концепции «Я», зависящей от учителя, и спокойно подумать про себя: «Научи меня.Это создает почву для когнитивного диссонанса, когда самооценка учащегося и реальность его учебной среды находятся в противоречии. Часто конфликт разрешается посредством непродуктивного поведения, которое проявляется в виде опозданий, прогулов, низких оценок или отказа от курса.

Предыдущий опыт учащегося

Признание предыдущего опыта учащихся — одна из самых важных вещей, которые фасилитатор мог когда-либо делать в классе.В начальной или средней школе имеет значение только опыт учителя. Напротив, взрослые учащиеся привносят в учебную среду богатый богатый опыт, который они могут использовать в процессе обработки информации. Каждый бит информации тщательно обрабатывается, сравнивая его с ранее сохраненной информацией.

Таким образом, в классе для взрослых самым богатым источником информации является не учитель, а сами ученики. В этой парадигме учитель рассматривается не как распространитель знаний, а как фасилитатор обучения.Например, при обсуждении Японии существует множество источников информации, основанных на количестве студентов: возможно, один из них японец, другой — ветеран Второй мировой войны, третий — шеф-повар, специализирующийся на японской кухне, и некоторые из них много путешествовали по стране. страна. Задача инструктора, ориентированного на андрагогику, состоит в том, чтобы извлечь выгоду из этого обширного опыта. Это также связано с самооценкой ученика: если учитель игнорирует опыт ученика, он или она может рассматриваться как игнорирующий (или, что еще хуже, отвергающий) ученика как личность.

Готовность к обучению и актуальность

Взрослые студенты должны быть в состоянии, когда они готовы учиться. Взрослые учащиеся должны уметь видеть связь между тем, что они изучают сейчас, и каким-то непосредственным применением. Например, четырнадцатилетняя девочка может быть не готова к изучению навыков финансового планирования и управления семьей, а беременный молодожены, безусловно, готовы. Это становится заботой не только учителя, но и разработчика учебной программы, который должен провести тщательный анализ того, что студент знает в настоящее время и что он должен знать, — процесс, который разработчики учебной программы называют анализом пробелов.

Знать главное «Почему»

Взрослые должны знать, почему им нужно чему-то учиться, прежде чем брать на себя обязательства (Ноулз, 1989). Таф (Tough, 1971) обнаружил, что, когда взрослые пытаются чему-то научиться, вы будете упорно трудиться, чтобы понять преимущества изучения информации и последствия ее неиспользования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *