Педагогика для взрослых: Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики

Теория эффективного обучения взрослых, или 10 принципов андрагогики

Термин «андрагогика» не нов. Он был впервые введен в научный оборот в 1833 г. немецким историком А. Каппом. Практически одновременно с немецким коллегой Э. Л. Трондайк доказал, что вне зависимости от уровня подготовки человека его способность к учебе в возрасте 22–45 лет находится на некотором мало изменяющемся устойчивом уровне.

Во второй половине XX века ученые обратились к исследованиям Трондайка в связи с возросшей потребностью переобучения большого количества взрослых людей. Сильно выросло качество жизни, и как следствие, снизилась рождаемость и усилился процесс старения населения европейских государств. Большое влияние на андрагогику в это время оказала гуманистическая философия, в частности, её положения заняли важное место в исследованиях К. Роджерса, который написал пять постулатов гуманистической модели обучения (взрослых). Вот они:

  1. Мы не можем обучать другого человека. Мы можем только помочь ему учиться.
  2. Человек успешно обучается, лишь когда осознает изучаемое, как непосредственно связанное с улучшением и поддержанием своего Я.
  3. Опыт, ассимилированный обучающимся, может привести к искажению в организации личности и имеет тенденцию к искажению посредством символизации.
  4. Структура личности становится более ригидной в условиях угрозы.
  5. Учебная ситуация должна сводить к минимуму угрозы и облегчать восприятие изучаемого.

Наконец, в 1970 году М. Ш. Ноулс в своей книге «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» сформулировал новые положения теории обучения взрослых, воспроизводимые наукой по сей день:
  • ведущая роль в обучении принадлежит обучающемуся взрослому;
  • стремясь к самореализации, обучающийся преследует определенные цели, достижение которых и есть результат обучения;
  • жизненный опыт и профессиональные умения обучающегося должны быть задействованы в образовательном процессе;
  • взрослый должен уметь применять полученные знания на практике;
  • обучение — процесс совместной деятельности педагога и обучающегося.

Обучение, согласно современной андрагогике, должно быть построено таким образом, чтобы минимизировать роль преподавателя, который хоть и управляет этим процессом, но реже использует дидактические приемы и методики. Андрагог модерирует учебный процесс, обращаясь в первую очередь к заявленным индивидуальным целям каждого обучающегося.

Исследования Ноулса фиксируют различия в обучении студентов и групп взрослых. Например, учебный процесс в андрагогике получил отличную от педагогической оригинальную модель. Изменилось и содержание обучения. Лекционные часы сокращаются, а предпочтительной формой учебы становятся практические занятия, семинары, дискуссии, работа с кейсами, деловые игры. В содержательном поле андрагогику характеризует высокий приоритет комплексных (междисциплинарных) занятий над теоретическими.

Андрагогика — забытая наука или полезные принципы обучения взрослых? :: РБК Тренды

Концепция одной профессии на всю жизнь больше не актуальна: ей на смену приходит lifelong learning — обучение на протяжении всей жизни. Что такое андрагогика и как она помогает в ее реализации — в материале РБК Тренды

Педагогика — наука о воспитании, развитии и образовании человека, преимущественно в детском и юношеском возрасте. При этом обучение взрослых имеет ряд отличительных особенностей, изучением которых занимается андрагогика.

За последние 15 лет мир изменился быстрее, чем менялся в предшествующие 100 лет.

К 2010 году за всю свою историю создало 1,5 зеттабайт информации, что равно 34 млрд смартфонов с самым большим объемом памяти. Исходя из динамики, к 2025 году мы создадим 175 зеттабайт информации, и эту цифру сложно выразить в понятных человеческому мозгу величинах.

Скорость создания и накопления информации и ее доступность меняют традиционное отношение к знаниям и обучению.

Энциклопедическое знание и механистические навыки стремительно теряют свою актуальность, а значит формы обучения, рассчитанные на «зубрежку» и повторение монотонных действий становятся неактуальными.

Появляется необходимость в развитии навыков иного порядка — метанавыков, которые помогают синтезировать знания из разных источников, соединяя их со своим опытом и создавая в результате свою уникальную базу знаний.

Что такое андрагогика и почему взрослым вдруг понадобилось учиться

Недавняя беседа об андрагогике в подкасте «Все сложно» началась с вопроса ведущего «Андра — что?». И это правда, удивительно — мы все слышали о педагогике и представляем себе, что это такое, и совершенно ничего не слышали про раздел андрагогики, само это понятие многим неведомо. Хотя эти науки и подходы к развитию личности зарождались одновременно. Почему так?

Традиционно упор всегда делался на развитии человека, приобретении им навыков в детском и юношеском возрасте, то есть, на педагогике. Профессиональное развитие, освоение непосредственных умений происходило либо через цехи и мастерские для рабочих, либо в университетах для точных и гуманитарных специальностей, к которым до середины XX века имели доступ лишь избранные слои населения. Профессию, как правило, получали в молодом возрасте и на всю жизнь. В связи с этим андрагогика как подход и наука до 1980-х годов была не востребована.

У большинства взрослых не было необходимости переучиваться или получать кардинально новые навыки: например, наши бабушки, дедушки и даже родители работали на одном предприятии или в одной сфере всю жизнь, и это было нормально. Такую ситуацию практически невозможно представить в наши дни.

В 1980-х годах, и особенно после падения Берлинской стены, мир стал глобальным. Компании стали выходить на мировой рынок, и у огромного числа людей появилась возможность выйти на глобальный рынок труда. Стремительное развитие технологий заставило предприятия менять методы производства, автоматизировать их, переносить в страны с более дешевой рабочей силой. Миллионы людей, особенно в развитых странах, впервые в жизни столкнулись с нестабильностью и необходимостью менять свою деятельность, набор компетенций и даже профессию в середине карьерного пути.

Возникла необходимость переучиваться — быстро, эффективно, основываясь на практике, а не на теории. В этот момент произошло рождение андрагогики. Тогда же американский ученый Малком Ноулз выпустил свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых.

Как мы будем учиться в постиндустриальном мире

Сейчас механический труд все чаще выполняется роботами при помощи современных технологий. Одновременно с этим растет спрос в креативных областях, где нужны другие навыки и отношение к организации работы — больше самостоятельности, свободы и инноваций. Активно развиваются маркетплейсы фрилансеров: один человек часто может одновременно выполнять проекты для разных компаний, больше не связывая свою жизнь с одной организацией. Этот тренд будет развиваться и дальше.

Нарастает необходимость в развитии иных образовательных моделей, которые бы давали принципиально новые компетенции. Учитывая скорость социально-экономических изменений и глобальность рынков труда, обновлять их будет нужно гораздо чаще, чем это требовалось всего десять лет назад.

Возникает большой запрос от бизнеса и государств на инновации и технологическое развитие всех сфер общества. Все это не делается механистически, это — креатив, открытия, идеи, коммуникация между специалистами из разных сфер. В инновациях унифицированные действия большого количества людей не приведут к результату, но креативный подход и индивидуальность каждого имеют значение.

Более важную роль начинает играть сотрудник как субъект, его личность и индивидуальность, а не коллектив и институт.

Как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая их индивидуальность, богатый жизненный и практический опыт, установки, разные жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы)? На эти вопросы отвечает современная андрагогика.

«После работы не хочется»: почему в России мало занимаются саморазвитием Фото: Debby Hudson / Unsplash

Забудьте, как вы учились в школе — взрослые учатся иначе.

В центре образовательных подходов — гармоничное и осознанное развитие уже сложившейся личности, а не «подгонка» человека под требования институтов, компаний или государства.

Когда мы говорим об обучении, ключевое отличие взрослых от детей — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему.

У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация. У взрослого особое отношение к настоящему с рядом ограничений — в отличие от ребенка взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких, готовить пищу и т.д. Взрослый иначе, чем ребенок строит планы: как правило, у него есть специфическое видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Соответственно его программа должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.

Схемы и методы обучения, которые вы использовали в школе и университете, скорее всего, не позволят вам успешно учиться сейчас. Чтобы выстроить свою стратегию, а также гармонично и осознанно развиваться в целом будучи уже взрослым человеком, необходимо разобраться в ключевых принципах андрагогики.

Как выстроить систему осознанного обучения

Преимущество этой науки в том, что, освоив ее подходы, учащийся взрослый человек может самостоятельно выстроить свою образовательную стратегию и корректировать ее на протяжении жизни. Для этого необходимо:

1. Создать условия для обучения, которые подходят именно вам.

Первое, что необходимо понять — то, как учитесь именно вы. Для этого необходимо проделать следующие упражнения.

  • Вспомните весь свой образовательный опыт и выберите из него моменты, когда вы чувствовали себя максимально уверенно, учились с удовольствием и чувствовали пользу. То, что заставит вас хотеть туда вернуться.

Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Оценивайте не столько контент, а форматы, темп, каналы, через которые давалась информация (визуальный, аудиальный, кинестетический). Было комфортнее в групповой работе или в смешанной, в дискуссиях или индивидуальном формате, сначала практика, а потом теория или наоборот? Поищите и найдите какую-то закономерность.

Клуб взаимопомощи: что такое мастермайнд-группа и как ее организовать Фото: Debby Hudson / Unsplash

Совет: обращайте внимание не только на процесс, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Был ли в вашей жизни в то время спорт? Какой? Попробуйте оценить, оказали ли они влияние на ваш образовательный опыт.

  • Выпишите все позитивные составляющие образовательного опыта — это ваша идеальная среда для обучения. Пробуйте ее воссоздавать. В отдельный столбик выпишите все негативные составляющие образовательного опыта — это ваша худшая среда обучения.

Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. Подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.

  • Организуйте обратную связь. Знание коллективно, а человек социален. Новые знания и практики усваиваются только в случае, если вы можете обсудить свой прогресс с другими.

Совет: обратную связь можно организовать в семье, рабочем коллективе. Можно найти единомышленников в интернете: вести блог, получая обратную связь от читателей или слушателей, написать статью или принять участие в подкасте, делиться результатами в социальных сетях. Можно написать экспертам отрасли, с кем-то встретиться лично на профильной конференции или деловом мероприятии.

  • Прислушивайтесь к себе и начинайте изучать свои индивидуальные особенности.

Совет: в этом вам помогут как практики саморефлексии, так и различные доступные тесты.

Примеры тестов:

Тест Майер-Бриггс на определение типа личности. Он поможет обратить внимание на ваши особенности восприятия мира и на то, как вы принимаете решения.

Тест «Визуал-аудиал-кинестетик». Он определит, какой канал восприятия информации для вас наиболее предпочтительный и эффективный.

Тест HBDI (Hermann Brain Dominance Instrument), определяющий тип мышления на основе когнитивных предпочтений.

К любому тесту необходимо относиться критически: ни один из них не раскрывает все особенности личности.

2. Определить цели обучения.

Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше. Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях.

Фото: Debby Hudson / Unsplash Фото: Debby Hudson / Unsplash

Подробнее про метод можно прочитать здесь.

Целеполагание должно стать одной из ваших регулярных практик и вызывать только положительные эмоции.

Как работает менторинг, почему вам нужен наставник и где его искать Фото: Debby Hudson / Unsplash

3. Разобраться с мотивацией.

Мотивация — это движущая сила образовательного процесса у взрослых. Если детей можно заставить учиться с помощью дисциплины и наставлений, то со взрослыми метод кнута вряд ли будет работать.

Метод пряника также не совсем надежен. Если взрослый проходит программу только для того, чтобы, например, получить приятный годовой бонус, и при этом не фокусируется на ней, то толку от нее будет мало. Метод кнута и пряника относится к внешней мотивации. В андрогогическом подходе важно уметь раскрывать свой ресурс внутренней мотивации, пользоваться и управлять им.

Мотивация в обучении у взрослого человека складывается из двух составляющих:

  1. умение ставить процессные цели, то есть самостоятельно выбирать какой навык, знание или компетенцию вы «прокачиваете».
  2. умение управлять фокусом внимания, то есть организовать себе среду с постоянной обратной связью.

Поразмышляйте над каждым из этих пунктов. Задавайте себе вопросы: что я получаю от процесса обучения? Какая зона развития сейчас находится в моем фокусе внимания? Чем я могу поделиться и от кого могу получить обратную связь?

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности Фото: Andrea Piacquadio / Pexels

4. Научиться замечать негативные установки и преодолевать их.

Когнитивные установки бывают позитивными и негативными и сформировались как ответная реакция на внешний опыт. Они защищают психику от лишних раздражений и предлагают готовые схемы мышления, которые гарантированно не позволят повторить отрицательный опыт или, наоборот, позволят повторить позитивный.

В обучении и жизни в целом крайне важно распознавать негативные установки и трансформировать их в позитивные. Это достаточно сложная работа, которая требует высокого уровня саморефлексии и осознанности.

Например, для многих актуальна негативная установка «у меня нет предрасположенности к языкам, поэтому я не могу выучить английский». Обратите внимание, как она проявляется в поведении, заметьте ограничения, перефразируйте в позитивную установку.

5. Наслаждаться процессом обучения.

В педагогике огромное значение уделяется результатам образовательного процесса и его оценке — вспомните всякого рода экзамены, тесты, зачеты, контрольные. Наверняка, у вас иногда возникало ощущение, что вы учитесь не ради знаний, а ради экзамена, после которого все благополучно забывалось.

Один из важнейших принципов андрагогики — обращение одинакового внимания как на результаты, так и на процесс, а также наслаждение им и отслеживание изменений установок, взглядов и ценностей в режиме реального времени, а не после завершения обучения.

Это позволит моментально соотносить образовательный опыт с реальной жизнью, корректировать процесс и получать позитивные эмоции, которые положительно влияют на запоминание и осмысление информации.

Онлайн курсы, которые помогают учиться осознанно:

Книги на русском языке:

Телеграм-каналы для тех, кто хочет выстроить свою систему обучения:

Телеграм-каналы для тех, кто хочет профессионально разбираться в обучении взрослых:

Инстаграм-аккаунты про обучение взрослых:


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Педагогика взрослых — это… Что такое Педагогика взрослых?


Педагогика взрослых

   — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в различных организационных формах, в которых осуществляется целенаправленная педагогическая деятельность. Во мн. зарубежных странах П.в. называют андрагогикой.

   К сфере П.в. относится прежде всего деятельность государственных и общественных учреждений, специально предназначенных для образования взрослых, а также учреждений, ведущих работу по распространению политических, научных и художественных знаний. Важной педагогической задачей остаётся разработка принципов выбора литературы для самообразования, а также рациональных методов, приёмов самообразования, его эффективной организации.

   Теоретические положения и практические рекомендации, разрабатываемые П.в., используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и других учреждений. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в пределах П.в. прежде всего проблем общего и дополнительного образования взрослых, досуга и некоторых других. Исследования по этой проблематике ведут учреждения различного профиля: педагогические, социологические, психологические, медицинские, культуры и другие. В Рос. Федерации ведущим является Институт образования взрослых РАО (С.-Петербург).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 188)

   Ч44

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Педагогика вальдорфская
  • Педагогика высшей школы

Смотреть что такое «Педагогика взрослых» в других словарях:

  • ПЕДАГОГИКА ВЗРОСЛЫХ — см. Образование взрослых, раздел Педагогика взрослых …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПЕДАГОГИКА — наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те… …   Новейший философский словарь

  • «Педагогика для всех» и система общепедагогических идей С.Л.Соловейчика — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/5 октября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • Педагогика Монтессори — Учебные материалы системы Монтессори Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори  система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марие …   Википедия

  • Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) …   Википедия

  • Педагогика Западной цивилизации — В 1 м тыс. до н. э. в древнегреч. полисах высокая полит. активность граждан, распространение свободомыслия и идей гносеологии, рационализма способствовали развитию философии и науч. представлений о мире. В 5 в. до н. э. софисты объявили человека… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПЕДАГОГИКА — (буквально с греческого вождение детей) совокупность представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную …   Социология: Энциклопедия

  • ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление в отеч. педагогике 2 й пол 20 в, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения Среди них. III А Амонашвили, И II Волков, И II Иванов, E H Ильин, В А Караковский, С H Лысенкова, Л А и Б II Никитины, В Ф Шаталов, M …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Специальная педагогика — Специальная педагогика  это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… …   Википедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ — направление в образовании, обеспечивающее удовлетворение образоват. потребностей лиц, занятых самостоятельной проф. деятельностью. С учётом образоват. интересов и возрастных особенностей взрослых создаётся и действует система специализиров.… …   Российская педагогическая энциклопедия


Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике

Тем, кто работает с информационными технологиями, приходится учиться непрерывно. Но взрослые не могут учиться по тем же принципам, что и школьники: наша способность воспринимать информацию меняется на протяжении жизни. Исследования в этой области привели к появлению новой образовательной концепции, а информационный бум, распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей предопределили очередную смену образовательной парадигмы.

В этой статье я расскажу, как эволюционировали образовательные концепции, на какие принципы обучения взрослых опираются современные учебные центры и что изменится в образовании в недалеком будущем.



Образование считается одной из самых консервативных сфер деятельности человека. Однако и в теории обучения время от времени происходят большие перемены. Одно из таких изменений случилось в середине прошлого века: оформился отдельный раздел теории обучения – обучение взрослых, или «андрагогика».

Хотя сам термин «андрагогика» был введен немецким историком-педагогом Александром Каппом на сто лет раньше, в XIX веке, теория обучения взрослой аудитории получила реальное развитие лишь в середине XX века.

Необходимость «закачивать» во взрослые умы большое количество сложной информации технического характера в короткие сроки неизбежно привела к исследованию особенностей взрослого человека как субъекта процесса обучения. Один из первых примеров такой задачи – обучение солдат во время Второй мировой войны. Относительно недавний пример – обучение ИТ-специалистов.

Все мы отлично знаем традиционный школьный и вузовский подход к обучению. Это обучение преимущественно контентно-ориентированное, а в центре образовательного процесса находится учитель. Он – непререкаемый авторитет.


Источник

Подход ориентирован на массовое обучение более-менее однородной по начальному уровню знаний и опыта группы учеников. Часто опыт у учеников отсутствует, а их разум – это «чистый, белый лист бумаги». В школьных классах обычно занимается не менее 20 учеников, а на лекциях в вузах число студентов может превышать и сотню. Программы в школах и университетах – многолетние и ориентированы прежде всего на получение фундаментальных знаний. И, что важнее, школа и вуз должны научить подрастающее поколение осознанно учиться и трудиться.
В чем же отличие подхода к обучению в рамках андрагогики?

  • Самое главное – у взрослых слушателей имеется накопленный багаж, опыт. Этот опыт должен учитываться в процессе обучения. Если игнорировать уже имеющийся у учащихся опыт, обучение становится неэффективным и бессмысленным. При этом опыт у разных слушателей существенно различается. Часто преподавателям приходится «бороться» со сложившимися стереотипами.
  • Существенно меняется роль преподавателя. Это уже не непререкаемый авторитет, а «простой смертный». Преподаватель находится не над коллективом учащихся, а внутри. Он – проводник, организатор, его задача – вести свою группу в «светлое будущее». Слушатели же являются равноправными участниками своей группы и могут воздействовать на направление движения. Авторитарный, командный стиль ведения занятий недопустим.


Источник

Если говорить про обучение ИТ-специалистов, то каждый уважающий себя ИТ-вендор имеет программу обучения и сертификации (экзаменов) преподавателей, которая основана на принципах андрагогики, а учебные центры, ведущие такие программы обучения, обязаны иметь в штате подготовленных преподавателей.

В наш учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» мы всегда с опаской берем на работу уже сложившихся учителей школ и преподавателей вузовов. Не каждому из них удается перебороть свои привычные взгляды на процесс обучения и перестроиться.


Источник
  • Слушатели могут иметь сильно различающиеся мотивации обучения, и это необходимо учитывать. Без персонального подхода к каждому слушателю в такой ситуации не обойтись.
  • Обучение взрослых, как правило, краткосрочное и интенсивное. Растягивать программу нельзя, чтобы надолго не отрывать специалистов от своих рабочих обязанностей. В нашем учебном центре обычно продолжительность курсов – 5 дней, по 8 академических часов каждый.

Поскольку обучение информационным технологиям носит прикладной характер, содержание курсов быстро устаревает. Сейчас обычный срок обновления технических ИТ-курсов составляет не более двух лет.

  • Чтобы обеспечить эффективность обучения, следующего принципам андрагогики, количество слушателей в группе должно быть небольшим, в районе 10 человек.

Эти постулаты взяли на вооружение учебные центры в сфере информационных технологий. Сеть таких учреждений, преимущественно коммерческих, сложилась в России к началу этого века.
Но постепенно ситуация в образовании снова начала качественно меняться. Обусловлено это рядом факторов.
  • Процедура публикации информации стала очень простой и доступной для всех желающих, а скорость распространения информации – почти мгновенной. Это произошло благодаря развитию интернета, поисковых систем и социальных сетей.
  • Стало повсеместным использование электронных гаджетов, подключенных к высокоскоростным мобильным сетям – прежде всего речь идет о смартфонах и планшетах. Этот фактор изменил не только подходы к разработке и распространению программного обеспечения, но также повысил доступность образовательного контента. Теперь по сути любой человек может получать доступ к образовательным материалам в любое время и из любого места Земли и даже космоса.


Источник
  • Развитие компьютерной техники и магистральных сетей передачи данных теперь позволяет хранить и быстро передавать огромные массивы сложных данных. Образовательный контент из преимущественно текстово-графического стал по большей части мультимедийно-интерактивным.
  • Электронное обучение (elearning), а также простые инструментарии для подготовки электронных учебных материалов стали данностью, реальностью сегодняшнего дня.

Таким образом, в начале этого века начала оформляться теория нового подхода к обучению, которая получила название «хьютагогика» (эвтагогика).
Об электронном обучении elearning активно заговорили в 90-х годах прошлого века, что было связано с растущей доступностью персональных компьютеров и развитием Интернета. Тогда на Западе появились школы с дистанционным обучением для учеников из дальних поселений. Сегодня использование электронного обучения – обычная практика не только для школ и вузов, но и для бизнеса.

Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов, которые апеллируют к самостоятельному поиску, открытиям и выводам.


Источник

Хьютагогика не противопоставляется андрагогике и не отменяет ее, а является ее продолжением, следующим шагом, на котором учащийся берет на себя роль лидера в образовательном процессе. Он не только самостоятельно ищет и отбирает информацию, но также и выбирает способы и методы обучения. А значит, учащийся должен представлять сущность таких вариантов и оценивать их эффективность.

Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.

Роль преподавателя также изменяется. Лучше всего его миссию описать иностранным термином «фасилитатор» (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Для реализации принципов хьютагогики в образовательном процессе должны быть изучены, пересмотрены и скорректированы подходы к производству учебного контента. Очевидно, он должен быть максимально понятным, подаваться с использованием игровых компонент и, желательно, небольшими порциями в разных форматах.

Сейчас эффективность самостоятельного обучения – одна из основных тем при обсуждении проблематики корпоративного обучения. Это обусловлено тем, что во всех крупных организациях (в том числе и в нашей группе компаний) уже внедрены системы электронного обучения, которые, как правило, предполагают самостоятельное обучение как основную форму образования.

При этом все понимают, что невелика конвертация тех, кто начал учиться самостоятельно, и тех, кто завершил это обучение без дополнительных организационных и методологических усилий. Самостоятельное обучение должно «подпитываться» внешней энергией экспертов, тьюторов, мотиваторов, других слушателей. Форма подачи и доступность материала, продолжительность образовательной единицы – все имеет смысл и значение, иначе интерес к самостоятельному обучению теряется.  

Ряд специалистов по обучению персонала отмечает общую низкую культуру самообучения в России. Используя на курсах «Сетевой Академии» элементы самообучения, мы также нередко отмечаем, что специалисты не готовы к восприятию проактивных форм самостоятельного обучения. Например, обучающиеся не могут критически воспринимать информацию и задавать вопросы преподавателю, а больше ориентированы на традиционный подход, когда учитель задает вопросы по изученному материалу. Слушателям бывает сложно самостоятельно контролировать качество усвоения материала. То есть взрослому, воспитанному традиционной системой образования и привыкшему к пассивному восприятию новой информации, бывает непросто перестроиться к новой системе.


Источник

Поэтому менять подходы к обучению лучше с самого детства, в школе или даже раньше. Очень важно научить людей учиться самостоятельно и осознанно, потому что правильно выстроенное самостоятельное обучение сможет конкурировать по эффективности с онлайн-обучением.

Многие компании экспериментируют с методологией самообучения и мотивацией слушателей, интуитивно используя положения хьютагогики. На слуху такие подходы и практики обучения, как микробучение, sms-треннинги, мобильное обучение, смешанное обучение и т.д. Мы также проводим эксперименты и внедряем практики и инструменты, показавшие свою эффективность (например, т.н. «персональное обучение»). При этом «задним числом» понимаем, что в основном все внедряемые нами новшества относятся к подходу в духе хьютагогики.

Например, мы изменяем роль преподавателя, делая его больше консультантом, направляющим самообучение слушателей, а не лектором, или даем большую свободу слушателям в выборе материала для изучения. Но всегда лучше понимать общие принципы построения обучения, чем использовать метод «научного тыка».

В свое время изучение принципов андрагогики очень помогло нам в выстраивании массового обучения взрослых слушателей. Мне не известно, проводились ли в России осознанные попытки построения самонаправляемого обучения (если такие примеры есть, поделитесь, пожалуйста). В мире такие исследования проводились, например, обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла.

Изменения в подходах к корпоративному обучению (да и, наверное, в образовании в целом) грядут, и они неизбежны и уже происходят. Бизнесу нужны специалисты, которые могут принимать самостоятельные решения и доводить их до результата. Умение направлять свое самостоятельное обучение, безусловно, коррелирует с таким бизнес-требованием.


Источник

Пока новая концепция обучения взрослых находится в стадии осмысления, генерации идей, совершения проб и ошибок. Мы ждем перемен и готовимся к ним. А вы замечаете, как в последние десятилетия меняются подходы к образованию?

Внизу небольшой опрос на эту тему, и мы думаем, всем будет интересно узнать, как учатся читатели Хабра.

Андрагогика и педагогика — Психологос

Когда мы заводим речь об обучении, в голову обычно приходит слово «педагогика». При этом мы далеко не всегда осознаем некоторое несоответствие употребляемого понятия требованиям ситуации.

Профессиональное обучение взрослого человека, как правило, сильно отличается от обучения ребенка. Конечно, какие-то методы оказываются универсальными, однако любой преподаватель, привыкший на протяжении 20-30 лет работать с детьми, не должен слепо переносить свой профессиональный подход на взрослого. Это чревато серьезным снижением эффективности обучения и прочими проблемами, в том числе психологического характера. Вот почему, говоря об обучении взрослых, в последние десятилетия все более активно в противовес педагогике используют понятие «андрагогика» (Андрагогика — обучение взрослого человека. Слово произошло от греческих andros — мужчина и аgо — веду, воспитываю. Для справки: педагогика — обучение и воспитание ребенка (paidos — ребенок)).

Исторически сложилось, что в прежние века в основном учили детей. На базе данной деятельности и сложилась наука педагогика. Студентов просто рассматривали как детей старшего возраста, чему соответствовал и их юридический статус: в большинстве стран Европы совершеннолетие наступало в 21 год. Кстати, в университетах телесные наказания провинившихся были обычной практикой.

В ХХ веке с усложнением профессиональной деятельности в результате бурного научно-технического прогресса остро встал вопрос об обучении взрослых людей, уже давно вышедших из студенческого возраста. Это было связано с тем, что знания, полученные ими в детстве и юности, через пару десятилетий уже морально устаревали.

Для решения данной проблемы поначалу применяли средства педагогики без каких-либо изменений, но довольно быстро обнаружилась потребность в выработке нового подхода. Это и отразилось в появлении андрагогики — науки об обучении взрослого человека. При этом вовсе не планировалось полностью перечеркивать все научные и практические достижения педагогики, пытаясь «изобрести велосипед». К тому же большинство андрагогов вышло из педагогов. Вопрос состоял в необходимости адаптировать профессиональный капитал педагогов к требованиям новой ситуации и попытаться выработать особые методы обучения, максимально отображающие специфику работы с учениками зрелого возраста. В результате все больше стала проявляться специализация учителей, они сосредоточивались на работе с аудиторией того или иного возраста. С каждым годом растет число преподавателей, работающих исключительно со взрослыми. несмотря на преимущественно педагогическое образование, их правильнее называть андрагогами. Те же, кто работает со всеми категориями учеников, вынуждены при смене слушателей формировать у себя способность переключаться с одного профессионального подхода на другой. Поэтому есть смысл специально рассмотреть основные различия между обучением детей и взрослых.

1. Запрос на обучение

Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей — это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей. Но чаще всего учителя в этом плане с детьми особо не возятся, прибегая к испытанным средствам физического наказания, ограничения свободы, лишения удовольствий и тому подобное.

Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Бывают, конечно, случаи, когда кто-то из работников выражает равнодушие или даже протест по поводу программы профессионального обучения, реализуемой руководством его организации. Однако следует признать, что для области профессионального обучения такая ситуация все-таки нехарактерна. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

В соответствии с этой особенностью взрослых у андрагога появляется возможность применять значительно более эффективные методы обучения, так как активные восприятие и мышление совсем по-другому позволяют усваивать новый материал. Стержнем деятельности учителя в данном случае оказывается уже не вопрос принуждения, а задача максимально быстрого удовлетворения аппетитов ученика в получении знаний и формировании навыков. Оно и понятно: взрослый человек, заплатив за обучение немалые деньги, желает получить за них максимум возможного. И, естественно, при каждом удобном случае он пытается сэкономить, стремясь обойтись собственными силами. Поэтому его организованное обучение, как правило, сочетается с активным процессом самообучения. Это порождает такую особенность андрагогики, как большой рынок не только учебных услуг, но и материалов для самостоятельного образования.

2. Учет низкой или снижающейся обучаемости

Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается. Из-за этого андрагогу приходится проявлять чудеса изобретательности при выработке методики обучения, чтобы выжать максимум возможности из такого непластичного материала, которым является мозг стареющего человека. А заинтересованный ребенок, что называется, схватывает все на лету, и педагогу не приходится особенно задумываться над формой обучения. Для андрагога же методология становится одной из главных составляющих профессии.

3. Психологический статус учителя относительно ученика

Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина. К тому же педагог, как правило, выполняет сразу две функции — учителя и воспитателя. Он фактически формирует личность человека в процессе обучения. Это может привести к развитию у педагога синдрома демиурга (Демиург — созидающее начало, созидательная сила, творец, обычно отождествляемый с богом), когда он начинает отождествлять себя с полубогом. Появляется пресловутый менторский тон, привычка смотреть на всех свысока, поучать даже тогда, когда об этом не просят.

Отношения андрагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем. Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них — это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию. Вопрос выбора ведущего и ведомого в процессе обучения, как правило, решается выяснением соотношения психологической силы, весом авторитета и профессионального капитала каждого.

4. Обучение параллельно работе

Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается. Сложности с организацией занятий, длительные перерывы между ними вынуждают андрагогов изыскивать дополнительные способы и формы построения учебного процесса, подстраиваясь под далеко не оптимальные для него условия. Педагоги же с подобными проблемами обычно не сталкиваются, являясь диктаторами в своей деятельности. Они выбирают наиболее оптимальный режим работы и вынуждают всех остальных участников процесса приспосабливаться к своим требованиям.

5. Не только учить, но и переучивать

Для педагогов ребенок — табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут «писать свои картины». В отличие от них андрагоги имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе. Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И андрагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков. Ведь в процессе «борьбы с сорняками» могут быть повреждены какие-то жизненно важные наработки человека. Одна и та же привычка в труде для него может быть помехой, а в житейских делах основой благополучия. Это требует от андрагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками.

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Педагогика взрослых

   — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, обучения, образования и самообразования взрослых людей в различных организационных формах, в которых осуществляется целенаправленная педагогическая деятельность. Во мн. зарубежных странах П.в. называют андрагогикой.

   К сфере П.в. относится прежде всего деятельность государственных и общественных учреждений, специально предназначенных для образования взрослых, а также учреждений, ведущих работу по распространению политических, научных и художественных знаний. Важной педагогической задачей остаётся разработка принципов выбора литературы для самообразования, а также рациональных методов, приёмов самообразования, его эффективной организации.

   Теоретические положения и практические рекомендации, разрабатываемые П.в., используются в работе клубных, туристско-экскурсионных, библиотечных, музейных и других учреждений. Многообразие возможных направлений обусловило дифференциацию и выделение в пределах П.в. прежде всего проблем общего и дополнительного образования взрослых, досуга и некоторых других. Исследования по этой проблематике ведут учреждения различного профиля: педагогические, социологические, психологические, медицинские, культуры и другие. В Рос. Федерации ведущим является Институт образования взрослых РАО (С.-Петербург).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 188)

   См. также Андрагогика, Геронтогогика, Педагогика «третьего возраста», Российская академия образования (РАО)

   Ч44

Поделитесь на страничке

принципы практического обучения для взрослых

Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики:

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка — составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего (аналитика, когнитолога), групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся внутрифирменными производственными связями).

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе — написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.

6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности предприятия. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.

9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.

Для максимально эффективного достижения целей андрагогики необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет.

Первая категория делится на две группы — имеющие и не имеющие профессионального образования. Соответственно первым необходимо дать это образование с тем, чтобы они включились в профессиональную деятельность, организовав производственные учебные классы. Вторым следует создать условия для повышения профессионального уровня.

Вторая категория имеет профессиональное образование и опыт работы, для нее актуально профессиональное развитие, реализация потенциала.

Третья категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.

Для каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным категориям, установив, например, отношения наставничества.

Education 3.0 и педагогика (андрагогика, эвтагогика) мобильного обучения

Эволюция Интернета от Web 1.0 к Web 2.0, а теперь и к Web 3.0, может использоваться как метафора того, как должно развиваться образование, как движение, основанное на эволюции от Education 1.0 к Education 3.0. Я обсуждал это в «Школах делают» Образование 1.0 «; говорить о выполнении Образования 2.0; когда им следует планировать и внедрять Education 3.0.

Многие преподаватели занимаются образованием 1.0; говорить о выполнении Образования 2.0; когда им следует планировать и внедрять Education 3.0. В этом посте сравнивается развитие Интернета и Интернета с развитием образования. Интернет стал неотъемлемой частью гобеленов большинства обществ по всему миру. Интернет влияет на образ мыслей, действий и бытия людей; и люди влияют на развитие и содержание Интернета. Сегодняшний Интернет стал огромным иллюминатором и порталом в человеческое восприятие, мышление и поведение.Таким образом, логически может показаться, что школы последуют примеру, имитируя происходящее через Интернет, чтобы помочь детям и молодежи функционировать, учиться, работать и играть в здоровой, интерактивной и просоциальной манере в своих обществах. -большой.

Большинство школ все еще живут в рамках модели «Образование 1.0» и функционируют по ней. Они сосредоточены на учебной программе, основанной на эссенциализме, с соответствующими методами обучения и тестирования.

Подобно Web 2.0, Education 2.0 включает больше взаимодействия между учителем и учеником; студент студенту; и студент к содержанию / эксперту.Некоторые преподаватели перешли к более взаимосвязанному творческому образованию 2.0, используя совместное обучение, глобальные учебные проекты, общие вики-страницы, блоги и другие социальные сети в классе.

Education 3.0 — это коннективистский, гевтагогический подход к преподаванию и обучению. Учителя, учащиеся, сети, связи, средства массовой информации, ресурсы, инструменты создают уникальную сущность, которая может удовлетворить индивидуальные потребности учащихся, преподавателей и даже общества. Много ресурсов для образования 3.0 буквально свободно доступны для взятия.

Источник: http://www.slideshare.net/moravec/toward-society-30-a-new-paradigm-for-21st-century-education-presentation?type=powerpoint

Сделав еще один шаг вперед или под другим углом, переход от Education 1.0 к Education 3.0 можно сравнить с переходом от педагогики / эссенциализма / инструктивизма к гевтагогике / конструктивизму / коннективизму. Это можно рассматривать как континуум, идущий от педагогики к андрагогике и к эвтагогике (ПАУ).На следующем рисунке описаны эти три подхода к обучению. (Я понимаю, что преподаватели могут отличаться в описаниях и определениях, особенно в педагогике).

http://www.blog.lindymckeown.com/?p=52

Это означает переход от образовательного подхода, основанного на эссенциализме или инструктивизме, к подходу, основанному на конструктивизме и коннективизме.

Эссенциализм определяется как:

Эссенциализм пытается привить всем учащимся самые важные или базовые академические знания и навыки, а также развитие характера.В эссенциалистской системе учащиеся должны овладеть набором информации и базовыми методами для своего класса, прежде чем они будут переведены в следующий более высокий класс. Эссенциалисты утверждают, что классы должны быть ориентированы на учителей. Учителя или администраторы решают, что наиболее важно для учеников, без учёта интересов учеников. Учителя также обращают внимание на результаты тестов, как на средство оценки успеваемости. Источник: http://www.siue.edu/~ptheodo/foundations/essentialism.html

Инструктивизм можно описать как:

В инструктивистской теории обучения знания существуют независимо от ученика и передаются ученику учителем. В модели, ориентированной на учителя, инструктивистский взгляд проявляется в передаче информации студенту в формате лекции. Эта теория требует от студента пассивного восприятия информации и знаний, представленных преподавателем. Статья Источник: http: // EzineArticles.com / 1857834

Эти описания соответствуют характеристикам Education 1.0 или традиционной педагогической системы обучения.

Андрагогическая, более конструктивистская ориентация приобретает характеристики Образования или Веб 2.0, где принципы активного, основанного на опыте, аутентичного, актуального, социально-сетевого опыта обучения встроены в структуру класса или курса.

Гевтагогическая, коннективистская ориентация тесно связана с Education 3.0.

При гевтагогическом подходе к преподаванию и обучению учащиеся обладают высокой степенью автономности и самоопределения, и упор делается на развитие способностей и способностей учащихся. Возобновление интереса к эвтагогии частично связано с повсеместным распространением Web 2.0 и возможностями, предоставляемыми этой технологией. Благодаря своей ориентированной на учащихся структуре Web 2.0 предлагает среду, поддерживающую гевтагогический подход, в первую очередь за счет поддержки разработки контента, создаваемого учащимися, и самостоятельности учащихся в поиске информации и в определении пути обучения.Источник: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1076

Несмотря на то, что эвтагогика обычно определяется и описывается для взрослых учащихся, учитывая те времена, когда мы живем с открытыми образовательными ресурсами и изобилием информации, учащиеся даже на начальном уровне имеют потенциал участвовать в образовательном опыте, основанном на эвтагогии. Другими словами, они могут участвовать в самоопределении и самостоятельном обучении, когда они не только определяют направление своего учебного пути, но также могут создавать контент, который повышает ценность и ценность соответствующей области контента или области обучения.

Выбор направления обучения

Это не должно быть так просто, как заявить, что один, как педагог, использует одну ориентацию обучения над другой. Педагогам необходимо изучить то, чему они учат, и население, которому они учат. Например, процедурные знания, например, как оказать первую помощь или починить машину; или фиксированный набор знаний, таких как анатомия человека (для области медицины), или изучение права, как правило, лучше всего преподавать в «педагогическом» стиле под руководством учителя.Это становится целенаправленным обучением и стратегическим использованием философии и подходов преподавания и обучения для достижения желаемых результатов.

Приложения для мобильного обучения

Педагогика мобильного обучения

С идеей о том, что педагогика соответствует инструктивистско-эссенциалистскому методу преподавания-обучения, мобильное обучение в этой категории обычно подпадает под распространение знаний о содержании через приложения. [На мой взгляд, в эту категорию попадает слишком много приложений, разработанных для образования, и стартапы пытаются воспользоваться преимуществами использования iDevices в образовательных учреждениях.] Их цель состоит в том, чтобы напрямую обучать студентов знаниям о содержании или навыкам, с помощью которых они могут повторять и / или проходить тестирование на содержании, предоставленном им, посредством взаимодействия с приложениями. Я классифицировал эти приложения как рабочие листы на стероидах. Типичные примеры включают типы приложений с флэш-картами, такие как Netter’s Musculoskeletal Flash Cards. Конституция США — мелочи с карточками и упражнения по математике. Я использую простые критерии, чтобы определить их эффективность: «Будет ли учащийся использовать приложение, если у него есть выбор, или использовать его в свободное время?»

Однако, как указывалось выше, бывают случаи, когда учащимся необходимо усвоить совокупность знаний.Для учащихся доступны (и, вероятно, более интересные) более увлекательные интерактивные приложения. Примеры включают: Solar Walk ™ — трехмерную модель Солнечной системы, рассечение лягушек и интерактивные электронные книги.

Андрагогика мобильного обучения

Опять же, хотя Андрагогика описана для обучения взрослых, мы можем извлечь его основные принципы и применить их к Андрагогике мобильного обучения для большинства возрастных групп. Многие характеристики обучения, основанные на проектах (подлинные, реальные проблемы; сетевое обучение; использование совместных цифровых инструментов), подпадают под категорию андрагогики мобильного обучения.Вот некоторые ресурсы и примеры:

Следующая презентация демонстрирует проектное обучение с помощью мобильных устройств в классе естественных наук в средней школе.

Евтагогика мобильного обучения

Создание среды мобильного обучения на основе гутагогики соответствует некоторым рекомендациям Национального исследования студентов бакалавриата и информационных технологий ECAR, отчет 2011 г .:

Используйте технологии более преобразующими способами, такими как совместное и совместное взаимодействие, а также для преподавания и обучения более высокого уровня, которые интересны и актуальны для жизни и планов на будущее учащихся.Больше используйте технологии, чтобы расширить обучение за пределы классной комнаты.

Учеников в эвтагогике мобильной обучающей среды:

  • Определите, что они хотят изучать, и разработайте собственные учебные цели для своего обучения, основываясь на широком диапазоне желаемых результатов курса.
  • Используйте свои собственные мобильные обучающие устройства и технологии, чтобы решить, как они будут учиться.
  • Создавайте собственные учебные сообщества, возможно, используя инструменты социальных сетей, предложенные и / или созданные преподавателем.Возможные сети, многие из которых имеют соответствующие приложения, включают: Facebook, Twitter, Edmodo, Instagram, сайты блогов, Youtube и т. Д.
  • Использовать опыт преподавателя и других членов их обучающих сообществ, чтобы предлагать и внедрять ресурсы, связанные с содержанием.
  • Использовать опыт преподавателя и других членов их учебных сообществ, чтобы предложить Web 2.0 и другие онлайн-инструменты, которые студенты могли бы использовать для демонстрации и создания учебных артефактов.
  • Продемонстрировать свое обучение с помощью методов и средств, которые лучше всего подходят им. Это может включать использование своих мобильных устройств для ведения блога, создания фотоэссе, демонстрации экрана, создания видео или подкастов, рисования, пения, танцев и т. Д.
  • Возьмите на себя инициативу, чтобы получить обратную связь от преподавателя и их коллег. Использовать эту обратную связь или нет — это их выбор.

Некоторые общие учебные мероприятия, которые могут быть введены в образовании с использованием гевтагогического подхода, включают:

Вот набор слайдов, который я подготовил, чтобы представить концепции и идеи, которые я представил выше.

Нравится:

Нравится Загрузка …

,

Андрагогика против педагогики — BusinessDictionary.com

При обсуждении концепций обучения можно использовать слова андрагогика и педагогика, хотя они относятся к очень разным областям обучения. Эта статья поможет вам четко понять разницу между андрагогикой и педагогикой.

Андрагогика

Андрагогика относится к концепциям обучения, которые относятся к обучению взрослых, которые могут отличаться от традиционных концепций обучения, используемых в начальной и средней школе. Ключевые аспекты андрагогики включают:
  • Фокус: В обучении взрослых часто гораздо больше внимания уделяется индивидуальному и самостоятельному обучению.Хотя обучение в классе может существовать, оно часто рассматривается как дополнение к целям независимого обучения.
  • Контроль: Обычно учащийся гораздо более ответственно относится к своему учебному процессу, и его мотивация к обучению имеет решающее значение для достижения успеха. При обучении взрослых часто существует множество методов для достижения одних и тех же целей обучения, и учащийся может выбрать желаемый путь.
  • Оценка: Важность выставления оценок часто бывает разной, поскольку многие курсы обучения взрослых просто сосредоточены на завершении.Необходимость получения высоких оценок для будущих целей (например, поступления в хороший университет) не так важна, как в педагогике.
  • Учителя: В принципах преподавания андрагогики учителя не так важны, как личная ответственность. Учителя могут существовать для гидов и для вопросов, но не будут направлять учеников через все учебные материалы.

Педагогика

Педагогика относится к концепциям преподавания, которые относятся к обучению детей, и является тем аспектом обучения, с которым большинство людей знакомы гораздо лучше (через собственное начальное и среднее образование).Ключевые аспекты педагогики включают:
  • Фокус: Фокус обучения ребенка очень целенаправлен, с ограниченным отклонением от установленных планов обучения. Классное или групповое обучение является основным направлением обучения, когда информация передается студентам, а не им самим.
  • Контроль: Контроль за процессом обучения в значительной степени находится в руках учителей или организации, которая диктует учебный план (то есть школьного совета или факультета).Часто допускается очень небольшое отклонение от установленного процесса обучения.
  • Оценка: Оценка, как правило, очень важна с точки зрения обучения ребенка, поскольку она важна для продвижения по службе, а также для будущей возможности получить высшее образование (университет или колледж). Оценка преподаваемых концепций обычно проводится периодически на протяжении всего курса.
  • Учителя: Учителя занимают центральное место в педагогических концепциях, поскольку они несут ответственность за передачу всей информации, которую должен усвоить ученик.Кроме того, они должны затем оценить обучение учащихся, когда дело доходит до выставления оценок. По сравнению с обучением взрослых это означает, что опытные учителя гораздо более важны с точки зрения успешного обучения для учащихся.

Андрагогика против педагогики

В то время как концепции андрагогики и педагогики относятся к двум разным типам учащихся, взрослым и детям, соответственно, эти концепции переплетаются, поскольку природа обучения — скользящая шкала от самостоятельного обучения к руководству учителем. ,Некоторые дети могут учиться в рамках более самостоятельных концепций, а некоторые взрослые могут учиться в рамках более ориентированных на учителей концепций. В конечном итоге образование должно быть адаптировано к аудитории (студентам), чтобы обеспечить достижение требуемых результатов. ,

методов обучения

Термин метод обучения относится к общим принципам, педагогическим и управленческим стратегиям, используемым для обучения в классе.

Ваш выбор метода обучения зависит от того, что вам подходит — вашей образовательной философии, демографических данных в классе, предметной области (областей) и заявления школы.

Теории преподавания можно разделить на четыре категории на основе двух основных параметров: подход, ориентированный на учителя, против подхода, ориентированного на ученика, и использование высокотехнологичных материалов по сравнению с использованием низкотехнологичных материалов.

Заинтересованы в развитии своих навыков учителя? Изучите короткие курсы онлайн-образования, разработанные, чтобы дать вам глубокое понимание различных навыков преподавания.

Подход к обучению, ориентированный на учителя

В самом крайнем понимании учителя являются главной авторитетной фигурой в модели обучения, ориентированной на учителя. Учащиеся рассматриваются как «пустые сосуды», которые пассивно получают знания от своих учителей посредством лекций и прямого обучения с конечной целью получения положительных результатов тестирования и оценивания.В этом стиле обучение и оценка рассматриваются как две отдельные сущности; обучение студентов оценивается с помощью объективно выставленных тестов и оценок.

Узнайте больше о различных стилях обучения, в которых используется подход, ориентированный на учителя.

Подход к обучению, ориентированный на студентов

Хотя учителя по-прежнему являются авторитетной фигурой в модели обучения, ориентированной на учащихся, учителя и учащиеся играют одинаково активную роль в процессе обучения.

Основная роль учителя состоит в том, чтобы тренировать и способствовать обучению учащихся и общему пониманию материала, а также измерять обучение учащихся с помощью формальных и неформальных форм оценивания, таких как групповые проекты, портфолио учащихся и участие в классе.В классе, ориентированном на учеников, обучение и оценка взаимосвязаны, потому что обучение ученика постоянно измеряется во время обучения учителя.

Узнайте больше о различных стилях обучения, в которых используется подход, ориентированный на учащихся.

Высокотехнологичный подход к обучению

Достижения в области технологий способствовали развитию сектора образования за последние несколько десятилетий. Как следует из названия, высокотехнологичный подход к обучению использует различные технологии, чтобы помочь студентам в обучении в классе.Многие преподаватели используют в классе компьютеры и планшеты, а другие могут использовать Интернет для выполнения домашних заданий. Интернет также полезен в классе, поскольку он предоставляет неограниченные ресурсы. Учителя также могут использовать Интернет, чтобы связывать своих учеников с людьми со всего мира.

Ниже приведены некоторые технические инструменты, используемые сегодня в классах:

Низкотехнологичный подход к обучению

Хотя технологии, несомненно, изменили образование, многие преподаватели предпочитают использовать более традиционный, низкотехнологичный подход к обучению.Некоторые стили обучения требуют физического присутствия и взаимодействия между преподавателем и учеником. Кроме того, некоторые исследования показали, что классы с низким уровнем технологий могут ускорить обучение. Например, студенты, которые делают рукописные заметки, лучше запоминают, чем студенты, которые делают печатные заметки. Еще одним недостатком технологий в классе может быть то, что учащиеся, которые в более раннем возрасте использовали функции проверки орфографии и автозамены, могут иметь более слабые навыки правописания и письма. В конечном итоге, адаптация учебного процесса к разным типам учащихся невероятно важна, и иногда учащиеся работают лучше, используя низкотехнологичный подход.

Вот несколько примеров использования низких технологий в различных методиках обучения:

  • Кинестетикам необходимо двигаться во время обучения. Учителя должны позволять ученикам передвигаться, говорить руками и жестами.
  • Экспедиционное обучение включает «обучение на практике» и участие в практическом опыте. Студенты могут участвовать в полевых исследованиях, учебных экспедициях, проектах или тематических исследованиях, чтобы иметь возможность применять знания, полученные в классе, в реальном мире, а не учиться в виртуальном мире.
  • Многие виды профессионального или практического обучения невозможно освоить виртуально, будь то лабораторный эксперимент или обработка дерева.

Благодаря этим различным подходам к обучению преподаватели могут лучше понять, как лучше всего управлять своими классами, проводить обучение и общаться со своими учениками. Внутри каждой категории ориентации на учителя и ученика и использования технологий существуют определенные роли преподавателя или «методы» поведения преподавателя, которые характеризуются своим собственным уникальным сочетанием методов обучения и оценки.Узнайте больше о каждом из них, чтобы подобрать наиболее подходящий для вашего класса.

Методы обучения, ориентированные на учителя

Прямая инструкция (Низкие технологии)

Прямое обучение — это общий термин, обозначающий традиционную стратегию обучения, основанную на явном обучении посредством лекций и демонстраций под руководством учителя.

В этом методе обучения учитель может играть одну или все следующие роли:

В качестве основной стратегии обучения в рамках подхода , ориентированного на учителя , прямое обучение использует пассивное обучение, или идею о том, что учащиеся могут узнать то, что им нужно, путем прослушивания и просмотра очень точных инструкций.Учителя и профессора выступают в качестве единственного поставщика знаний, и в соответствии с моделью прямого обучения учителя часто используют систематические планы уроков по сценариям. Программы прямого обучения включают в себя именно то, что учитель должен сказать, и действия, которые ученики должны выполнять в каждую минуту урока.

Поскольку оно не учитывает предпочтения учащихся и не дает им возможностей для практического или альтернативного обучения, прямое обучение чрезвычайно ориентировано на учителя. он также довольно низкотехнологичный, часто полагаясь на использование учебников и рабочих тетрадей вместо компьютеров и устройств 1: 1.

В начало

Перевернутые классы (высокие технологии)

Идея перевернутого класса возникла в 2007 году, когда два учителя начали использовать программное обеспечение, которое позволяло им записывать свои лекции вживую. К следующему учебному году они начали вводить заранее записанные лекции и делились идеей того, что стало известно как перевернутый класс.

В общих чертах, перевернутая этикетка в классе описывает структуру преподавания, при которой учащиеся смотрят заранее записанные уроки дома и выполняют задания в классе, а не слушают лекции в классе и выполняют домашнее задание дома.Учителя, использующие модель перевернутого класса, часто снимают собственные обучающие видеоролики, но многие также используют готовые видеоролики из онлайн-источников.

Ключевым преимуществом перевернутой модели классной комнаты является то, что она позволяет ученикам работать в своем собственном темпе, если учитель так решает ее реализовать. В некоторых случаях учителя могут назначать одни и те же видео всем учащимся, в то время как в других учителя могут разрешить учащимся смотреть новые видео по мере их освоения тем (используя более «дифференцированный» подход).

Но, несмотря на этот потенциал для большей ориентации на учащихся, перевернутые модели классов по-прежнему в основном основаны на представлении учителя о том, как должно происходить обучение и какая информация нужна учащимся, что делает их в основном ориентированными на учителя. С технологической точки зрения система зависит от предварительно записанных уроков и онлайн-занятий, а это означает, что и ученикам, и учителям необходимо хорошее интернет-соединение и устройства, которые могут получить к нему доступ.

Подробнее:

В начало

Кинестетическое обучение (низкотехнологичное)

Иногда известное как тактильное обучение или «практическое обучение», кинестетическое обучение основано на идее множественного интеллекта, требующего от учащихся делать, творить или творить.В кинестетической среде обучения студенты выполняют физические упражнения, а не слушают лекции или смотрят демонстрации. Практический опыт, рисование, ролевые игры, строительство, а также использование драмы и спорта — все это примеры кинестетических занятий в классе.

Несмотря на то, что это отличный способ держать учеников занятыми, а иногда и просто бодрствовать, очень немногие классы используют исключительно кинестетическое обучение. Одна из причин заключается в том, что, несмотря на популярность теорий стиля обучения, отсутствуют научно обоснованные доказательства, показывающие, что обучение определенным стилям обучения дает лучшие академические результаты.

Один положительный момент заключается в том, что кинестетическое обучение редко основывается на технологиях, поскольку этот метод ценит движение и творчество выше технологических навыков. Это означает, что это дешево и довольно легко освоить, а также является долгожданной передышкой от существующего у студентов экранного времени. Кинестетическое обучение может быть больше ориентировано на ученика, чем на учителя, когда ученикам предоставляется выбор, как использовать движение для изучения новой информации или приобретения новых навыков, поэтому оно также может быть адаптировано к конкретным предпочтениям учителя в классе.

Подробнее:

В начало

Методы обучения, ориентированные на студентов

Дифференцированное обучение (Низкие технологии)

Дифференцированное обучение — это практика обучения адаптации инструкций к индивидуальным потребностям учащихся. Первоначально он стал популярным после принятия Закона 1975 года об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), который гарантировал всем детям равный доступ к государственному образованию. Индивидуальные образовательные программы (IEP), начатые в рамках IDEA, помогли классным учителям отличаться от учащихся с особыми потребностями.Сегодня дифференцированное обучение используется для удовлетворения потребностей всех типов учащихся.

Учителя могут различать разные способы: как учащиеся получают доступ к контенту, какие действия учащиеся выполняют для усвоения концепции, как выглядит конечный продукт обучения и как устроен класс. Некоторые примеры дифференциации включают: обучение студентов чтению книг на их собственном уровне чтения, предложение учащимся разных списков правописания или встречи в небольших группах для повторного изучения тем.

Хотя дифференциация ориентирована на индивидуальные потребности учащихся, в основном она планируется и реализуется учителем. А технологии, хотя и могут быть полезными, не являются отличительной чертой дифференцированного стиля обучения, что делает их довольно традиционным методом с низким уровнем барьеров.

Подробнее:

В начало

Обучение на основе запросов (высокие технологии)

Основанный на исследованиях учащихся и практических проектах, обучение на основе запросов — это метод обучения, в котором учитель выступает в качестве поддерживающей фигуры, которая обеспечивает руководство и поддержку учащихся на протяжении всего процесса обучения, а не в качестве единственной авторитетной фигуры.

В этом методе обучения учитель может играть одну или все следующие роли:

Учителя поощряют учащихся задавать вопросы и обдумывать то, что они хотят знать об окружающем мире. Затем студенты исследуют свои вопросы, находят информацию и источники, которые объясняют ключевые концепции и решают проблемы, с которыми они могут столкнуться в процессе. Результаты могут быть представлены в виде видеороликов, созданных собственными силами, на веб-сайтах или официальных презентациях результатов исследований.

Обучение на основе запросов подпадает под подход, ориентированный на учащихся, поскольку учащиеся играют активную роль и участвуют в собственном обучении. Но фасилитация учителей также играет ключевую роль в этом процессе. Обычно во время цикла опроса каждый студент работает над другим вопросом или темой. В этой среде учителя задают вопросы высокого уровня и вносят предложения по исследованию процесса, а не содержания. В конце цикла исследования студенты размышляют над полученным опытом и тем, что они узнали.Они также рассматривают, как это связано с другими интересными темами, поскольку запрос по одной теме часто приводит к большему количеству вопросов, а затем к исследованию новых областей.

Обучение на основе запросов может широко использовать технологии через исследовательские сайты в Интернете, социальные сети и возможность установления глобальных связей с людьми за пределами сообщества. Но в зависимости от рассматриваемого предмета это не обязательно.

Подробнее:

В начало

Экспедиционное обучение (высокие технологии)

Экспедиционное обучение основано на идеях преподавателя, основавшего Outward Bound, и представляет собой форму проектного обучения, при котором учащиеся отправляются в экспедиции и углубленно изучают темы, которые влияют на их школы и сообщества.

Обучение в этой модели включает несколько областей содержания, чтобы учащиеся могли увидеть, как решение проблем может происходить в реальном мире — в идеале, в их собственном мире. Например, студент в большом городе может изучить статистику загрязнения, прочитать информацию о его последствиях и поехать в места своего города, на которые повлияла проблема. Когда они хорошо понимают обстоятельства, учащиеся и преподаватели работают над поиском решения, которое они могут активно реализовать.

С технологической точки зрения G Suite (Google Docs, Sheets и Drive) и доступ в Интернет могут помочь студентам в исследованиях, презентациях и реализации проектов.Но краеугольным камнем этой методологии является практическая работа и проникновение в сообщество.

Подробнее:

В начало

Персонализированное обучение (высокие технологии)

Персонализированное обучение — это такая новая образовательная модель, что ее определение все еще развивается. В основе модели учителя заставляют учеников следовать индивидуальным планам обучения, которые соответствуют их интересам и навыкам. Самостоятельность учащихся и выбор учебной программы — отличительные черты индивидуального обучения.

Оценка

также адаптирована к индивидуальным особенностям: школы и классы, реализующие индивидуальное обучение, используют прогрессирование на основе компетенций, чтобы учащиеся могли перейти к следующим стандартам или темам, когда они усвоили то, над чем они сейчас работают. Таким образом, учащиеся в персонализированных учебных классах могут продвигаться к работе, выходящей за рамки своего учебного уровня, по мере освоения тем, в то время как учащиеся, которым требуется дополнительная помощь, также включают это время в свои ежедневные графики.

В индивидуальной учебной среде можно также сделать упор на готовность к колледжу и карьере.Учащиеся, которым не требуются исправительные или дополнительные работы, могут вместо этого работать с учителями, чтобы развивать социальные навыки и уроки других навыков или навыков 21 века, а также получать наставничество.

Персонализированное обучение в высшей степени ориентировано на учащихся, но учителя должны проводить уроки, проверять частые оценки данных и встречаться со студентами, чтобы внести необходимые изменения в свои планы обучения. Им также потребуется определенный уровень комфорта с технологиями: дифференцированные и персонализированные инструкции, которые студенты получают, часто имеют форму онлайн-уроков и программ, поэтому учителя должны иметь возможность легко перемещаться по виртуальным платформам.

Подробнее

В начало

Обучение на основе игр (высокие технологии)

Игровое обучение происходит из желания вовлечь учащихся в более активное обучение в классе. Поскольку они требуют от учеников умения решать проблемы и использования мягких навыков, которые понадобятся им во взрослом возрасте, игры — отличный способ поощрить образ мышления «мастерство», а не сосредотачиваться на оценках.

В игровой среде обучения учащиеся работают над заданиями для достижения определенной цели (учебной цели), выбирая действия и экспериментируя на этом пути.По мере того, как учащиеся добиваются определенного прогресса или достижений, они могут зарабатывать значки и очки опыта, как в своих любимых видеоиграх.

Обучение на основе игр требует от учителей много времени и планирования. К счастью, есть программное обеспечение, которое значительно упрощает этот процесс, например 3DGameLab и Classcraft. Учителя, использующие это программное обеспечение, могут лучше различать задания для учащихся из-за данных, предоставляемых программами.

Поскольку учителя играют большую роль в планировании и создании контента в рамках этой модели, обучение на основе игр не полностью ориентировано на учащихся.Но он по-прежнему очень ориентирован на ученика, который работает в своем собственном темпе и делает самостоятельный выбор в игровой среде.

Подробнее:

В начало

,Определение

в кембриджском словаре английского языка

Кабинет педагогики включает пин-апы и выезды на места. Язык обучения, в отличие от языка администрирования, может быть преобразован из проблемы идентичности в проблему педагогики .После критического рассмотрения определения жанра, она обсуждает три жанровых «школы» и критикует их подходы к педагогике . Она завершает свою диссертацию, делая предложения относительно того, как может выглядеть этот вид педагогики и что он может содержать.Тем не менее, хотя локализация разрешена в работах продвинутых ученых, педагогические работы в школах и колледжах не готовы к этим экспериментам.В учебной программе интеллектуального языка используются различные образовательные средства таким образом, чтобы сделать возможным как можно больше шагов от итеративной диалоговой педагогики .Эти вопросы бросают вызов педагогике в новом тысячелетии.

Главы организованы вокруг ключевых понятий прикладной драмы — гражданства, педагогики, , социального вмешательства, прав человека.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *