Педагогическая конфликтология как наука: Педагогическая конфликтология

Педагогическая конфликтология — Московская Школа Конфликтологии

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин пе­дагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Современная актуализация интереса к педагогической конфликтологии обусловлена многими причинами. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, ока­залась в сложном положении. Резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и вос­питания, существенные сдвиги в области культурных ориентации всей обще­ственной системы, масштабное развитие криминогенной ситуации не могло не сказаться в целом на состоянии образовательной системы в нашей стране. Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной ра­боты в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с уче­том особенностей школьного социума, по формированию благоприятного мо­рально-психологического климата, методика индивидуального консультирова­ния, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.

Многие процессы, происходящие в общественной жизни или, говоря кон­кретно, в педагогической или управленческой деятельности – это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому важное значение сегодня имеет внедрение в повседневную практику технологий «конструирования» здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его формальных и неформальных структур. Одним из действенных способов упреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения, оказание психологической и педагогической помощи тем, кто в силу различных жизненных обстоятельств, своего духовного состояния в этом нуждается. Повышенный интерес вызывает дальнейшая разработка вопросов адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива, регулирования процессов идентификации и интеграции, свидетельствующих о достижении психологической совместимости людей и комфортности их меж­личностного общения. Особо актуальны сегодня мониторинговые социаль­но-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов, создание и функционирование конфликтологических служб в образователь­ных учреждениях.

Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым руководителем норм профессиональной этики, умение руководителя направлять конфликты, возникающие в школьных кол­лективах, в конструктивное русло. Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного руководителя является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Более того, обязательным требованием к атте­стации руководящих и педагогических работников является оценка человековедческой компетентности [1], включающая и конфликтологическую подготовку. В связи с этим в 2001 году впервые кафедрой человековедческих технологий Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области разработана диагностическая карта по опре­делению уровня человековедческой компетентности современного педагога.

Предпринятые за последние 20-30 лет попытки научной разработки основ­ного содержания педагогической конфликтологии , опыт практического участия конфликтологов в различных сферах деятельности, показав свою реальную значимость, обнаружил «настоятельную необходимость разносторонней мето­дологической, теоретической и методической работы по концептуализации конфликтологического знания, его оснащению адекватным понятийным ап­паратом и соответствующими эмпирическими процедурами и средствами как для развития возникших конфликтных ситуаций, так и для их эффективного регулирования и разрешения» [2].

Рассуждая о теоретико-методологических и прикладных проблемах кон­фликтологии, значимых для педагогической практики, прежде всего следует отметить, в чем заключается особенность педагогической работы и почему современный педагогический социум является социальным пространством по­вышенного напряжения.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по клас­сификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с ученическим коллективом один на один, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен ак­тивно регулировать как свое поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях.

«Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка спо­собствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы» [3].

Следует отметить, что педагоги остро реагируют на оценку своих личност­ных данных. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками. Кроме того, большинство учителей имеют высокую личност­ную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.

Как известно, демографической особенностью педколлектива является то, что 83 % школьных педагогов – женщины. Как считают специалисты, в одно­родных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса. Существенным является и такое противоречие: разные притязания-ожидания, разные ценностные ориентации, различные психофизические возможности учителей, объединенных одной про­фессиональной деятельностью в общем социальном пространстве и времени.

В жизнедеятельности педколлектива существуют две стороны: формальная (функционально-деловая) и неформальная – эмоционально-личностная. Пси­хологическое единство в социуме может быть достигнуто за счет совместной деятельности и здоровых межличностных отношений. Дифференциация в сфе­ре функционально-статусных отношений порождает социальное неравенство, которое также провоцирует психологическую напряженность.

Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взро­слых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфлик­та отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования спе­цифических компонентов социального опыта воспитанников.

Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания яр­ко проявляется конфликтогенность педагогического социума, заключающаяся в следующем:

Все это приводит к выводу, что конфликтность является закономерно­стью функционирования педагогического социума. Однако данная закономер­ность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рас­смотрения.

Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития

Педагогический конфликт

Общие причины

Специфические причины педагогических конфликтов

Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель»

(Журнал: Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394)

____________________

Педагогическая конфликтология

Конфликтология и конфликты

1. Предмет и метод педагогической конфликтологии

Вопросы для подготовки к итоговому контролю по дисциплине Педконфа

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого явл. изучение природы и причины пед. Конфликтов, разработка методов, их практического регулирования и разрешения.

Предметом изучения педагогической конфликтологии является природа возникновения и развития проблемной ситуации, измерение степени ее развития, возможные пути воздействия на нее в сфере педагогической деятельности учителя.

Предмет педагогической конфликтологии — факты, механизмы и закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании.

Объект педагогической конфликтологии — системные, процессуальные и результативные конфликты в образовании.

Методы

1. Структурно-функциональный — способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них.

2. Процессуально-динамический — определение основных этапов или стадий развития конфликта.

3. Метод типологизации — обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия.

4. Прогностический — описывает возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, а также оптимальные пути и средства урегулирования конфликта.

5. Разрешительный – рассматривает основные стратегии и тактики урегулирования конфликта

2. Социально-педагогическое назначение педагогической конфликтологии

Состоит в:

1. Изучении природы и причин педагогических конфликтов,

2. Разработке методов практического регулирования, разрешения и предупреждения пед. конфликтов.

3. Повышении уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях

4. Снижении напряжённости в межличностных отношениях в школьном социуме

5. Повышении престижа педагогической профессии в обществе

6. Обучении субъектов образования основам конфликтологических знаний посредством специализированных образовательных программ и тренингов

————

Педагогическая конфликтология — теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

Современная актуализация интереса к педагогической конфликтологии обусловлена многими причинами. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, оказалась в сложном положении. Резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, разрушение производственных связей и структур, жесткая конкуренция, изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания, существенные сдвиги в области культурных ориентации всей общественной системы, масштабное развитие криминогенной ситуации не могло не сказаться в целом на состоянии образовательной системы в нашей стране. Падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме, невротический стиль общения во многих семьях обусловливают возникновение разнообразных проблемных и конфликтных ситуаций. Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе. Профессия педагога очень важна так как именно от нее зависит развитие общества. Но именно здесь возникает больше всего конфликтов поэтому назначение пед. Конфликтологии, чтобы снизить число данных конфликтов.

Назначение:

— оптимизация всех форм общения

— оказание психологической и педагогической помощи

— разработка методов адаптации новых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива

— регулирования процессов идентификации и интеграции

— мониторинговые социально-психологические исследования конфликтогенности школьных социумов

— создание и функционирование конфликтологических служб в образовательных учреждениях

Теория и практика использования контекстного подхода в обучении педагогической конфликтологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 371.13

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Е.А. Михайлова

Статья посвящена проблеме использования контекстного подхода в обучении педагогической конфликтологии. Автор предлагает использовать матрицу поведения педагога, построенную с учетом особенностей воспитательных теорий, с целью предотвращения возможных конфликтов

Ключевые слова: контекстный подход, педагогическая конфликтология, конфликт, матрица поведения

На учителе лежит сложная и

ответственная миссия: не только обучать, но и воспитывать. Практика показывает, что

включение воспитательного потенциала

конфликта в воспитательный процесс

значительно повышает эффективность

последнего, поэтому педагог, реализующий идеи воспитания в контексте конфликта должен

обладать определенными знаниями в области педагогической конфликтологии. К сожалению,

далеко не все педагоги ими обладают.

Контекстный подход поможет педагогу

эффективно освоить основы педагогической конфликтологии, позволяя сочетать собственные знания и опыт с моделированием определенных проблемных ситуаций. Это будет способствовать, с одной стороны, повышению

профессионального уровня педагога, с другой, позволит моделировать ситуации,

рассматривающие конфликт как важную и необходимую составляющую всего

воспитательного процесса. Контекст в данном процессе играет «важнейшую

смыслообразующую роль во всех процессах психики, сознания и деятельности. Контекст -это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и

преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [1:37]. Педагог, обладающий достаточным количеством знаний о том, как воспитывать в контексте конфликта сможет показать ученику, что собой представляет тот или иной конфликт, как он будет развиваться, как его можно интерпретировать и использовать в повседневной жизни. Сам по по себе конфликт (сопШСи — от латинского столкновение) можно определить как противостояние взглядов, интересов,

приводящих, в результате, к борьбе, противоборству.

Михайлова Елена Александровна — ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранного языка № 1232 учитель, соискатель ФПО МГУ им. Ломоносова. e-mail: [email protected]

Социум постоянно сопровождают конфликты. К сожалению, учебное заведение также не является исключением, и педагогические конфликты, например, в школе имеют свою специфику, так как возникают, как правило, из-за противоречий между субъектами учебно-воспитательного процесса.

Целенаправленное включение любого опыта поведения в конфликте в воспитательный процесс, подход к воспитанию в контексте конфликта позволит педагогу вывести воспитательный процесс на качественно новый уровень.

«Главное, как в обучении, так и в воспитании

— это создание таких ситуаций, в которых ребенок начинает брать что-то из выработанных человечеством средств деятельности, усваивает их…» [2:683]. Поэтому возникающие

конфликтные ситуации являются средством, помогающим усваивать опыт поведения в конфликте, методы выходя из него, являясь прекрасным воспитательным средством у высокопрофессионального учителя. Другими словами, воспитательный процесс может проходить в контексте конфликта.

Конечно, многое зависит не только от профессионализма преподавателя, но и его конфликтологической компетентности,

внутренней культуры, уровня духовности, а также выбранного стиля взаимодействия с учениками, так как, например, авторитарный стиль общения вряд ли будет способствовать успешности воспитательного процесса. К сожалению, практика показывает, что далеко не все педагоги способны предвидеть, контролировать и успешно разрешить конфликтную ситуацию. Часто конфликт рассматривается как отдельная от воспитания субстанция. Вследствие этого, наблюдаются напряжение психологического климата в классе, периодически возникают проблемы общения с учениками, родителями, коллегами, администрацией. Следовательно, от этого страдает и школьный социум, и воспитательный процесс.

Поэтому в рамках контекстного подхода для любого педагога остается крайне важной проблема, с одной стороны, повышения уровня теоретических знаний, с другой, четкого

понимания как их применить на практике. С одной стороны целенаправленно воспитывать, с другой, включить и считать конфликт неотъемлемой частью воспитательного процесса. Другими словами, любые возникающие

конфликтные ситуации педагог должен использовать в воспитательном процессе. Педагогам, имеющим затруднения, при решении подобных вопросов необходимо помогать их преодолевать через обучение в рамках

контекстного подхода: через активное

совмещение теории с практикой, через

моделирование напряженных ситуаций, через поиск решений с помощью детального анализа, в конце концов, через самообразование. Воспитательный процесс достаточно

противоречив, что также способствует появлению конфликтов. Так противоречия могут возникать:

— между требованиями социума и возможностью личности;

— между возможностями личности и условиями, в которых она развивается;

— между педагогическими задачами и готовностью ребенка их принять;

— между воспитательными целями и способностями педагога их в полной мере реализовать.

Поэтому задача педагога посредством целенаправленного воспитания в контексте конфликта научить ребенка культуре поведения в конфликте, что позволит значительно снизить степень напряженности противоречий

воспитательного процесса.

По словам И. З. Гликмана «успешность воспитательного влияния педагога зависит от его способностей как участника и организатора общения» [3:18]. Но у всех учителей эти нормы и принципы сформированы по-разному, а значит и их трансляция ученику идет также в произвольной форме. Получается, что чем выше морально-нравственная культура учителя, тем выше его воспитательные ориентиры, которые сводятся к уважению личности ученика, его потребностям, созданию психологически здоровой атмосферы, что снижает конфликтогенность образовательного социума.

В значительной мере на педагога ложатся все проблемы, связанные с воспитанием, если в школе не создана воспитательная система. К сожалению, учебных заведении со сложившейся воспитательной системой немного. Школа, в которой создана и успешно функционирует такая система, берет на себя значительную часть воспитательной функции, что очень помогает учителю в его работе. В таком образовательном учреждении «воспитание — становится функцией целого социального организма — школы.» [4:142].

Полностью изжить конфликты в той же школе практически невозможно, но ей принадлежит ключевая роль в формировании у учеников умения общаться и использовать это умение в разрешении конфликтных ситуаций, так как конфликты у подростков оказывают значительное влияние на формирование его личности.

В информационно-методическом письме Минобразования РФ от 15.01.2003 № 13-5108/130 гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации говорится о том, что еще на первой ступени (начального образования) закладываются не только основные моральные ценности, нормы поведения, но и происходит формирование личности, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в общество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Можно говорить о том, что общество в целом осознает, что учить мирно разрешать конфликты необходимо с детства, так как личность, умеющая разрешать конфликтные ситуации посредством диалога, является гарантом стабильности любого социума и государства.

В этой связи предлагается «Матрица поведения педагога» (таблица 1), которая позволит учителю сориентироваться, с одной стороны, в особенностях любой воспитательной теории, с другой стороны, поможет выбрать подходящую тактику поведения в воспитательном процессе, способствующую распознаванию и

предотвращению развития конфликта, а также смягчению его последствий.

Как применять Матрицу педагогом можно

показать на следующем примере. Учитель предпочитает гуманистическую теорию в качестве воспитательной, которая в крайнем своем проявлении может способствовать развитию, например, индивидуализма, а значит, возникновению конфликтных ситуаций. Педагог, заранее ознакомившись с возможными последствиями, выберет оптимальное

направление развития воспитательного процесса в контексте конфликта.

Воспитывая учеников, педагог не должен забывать, что конфликтность учеников-

подростков обусловлена, прежде всего, спецификой их взросления. Многие ученые также считают, что проявление конфликтности связано с изменениями в эмоциональной сфере. Педагог, «вооруженный» профессиональными знаниями в области педагогической

конфликтологии по-настоящему способен

воспитать в детях уважение друг к другу даже в конфликтной ситуации, научить их слушать и слышать.

Матрица поведения педагога

№ Теория воспитания Негативные проявления Поведение педагога (методика)

1. Г уманистическая -индивидуализм, -эгоизм, -самоуверенность — Педагог концентрируется на целенаправленном и систематическом формировании у учащихся понятий «уважение», «достоинство», «толерантность», «сотрудничество». — Педагог проводит целенаправленное воспитание в контексте конфликта (беседа о конфликтном поведении, дискуссия «Кто прав?», обсуждение нестандартных ситуаций, круглый стол).

2. Духовного воспитания — малодушие, — подчинение оппоненту — Педагог сосредотачивается на разъяснении роли конфликта и его значении в обществе, поведении участников, алгоритме успешного выхода из конфликта. — Педагог формирует и разъясняет значение собственного мнения.

3. Антропо- центрическая — завышенное самомнение, — борьба за одобрение, похвалу — Педагог анализирует с учащимися любую конфликтную ситуацию, разъясняя все ее особенности и недостатки. — Педагог в процессе воспитания все время акцентирует внимание учеников на понятиях «взаимоуважение», «личное достоинство». — Педагог разъясняет значения конструктивного и деструктивного конфликтов. — Педагог постоянно использует воспитательный потенциал конфликта, разъясняя, почему нужно делать так, а не иначе.

4. Т ехнократическая — низкие нравственные ориентиры, — отсутствие человеколюбия, уважения к другим — Педагог постоянно обращается к понятиям «мораль», «культура», «сотрудничество», «уважение», «сопереживание».Целенаправленно формируя у учащихся нравственные ориентиры. -Внимание педагога сосредоточено на воспитании в контексте конфликта. На постоянной основе проводятся разнообразные беседы о последствиях конфликтов, способах их предотвращения, дискуссии о разрушительной силе конфликтов, обсуждение и анализ произошедших конфликтных ситуаций, пути выхода из них, круглые столы с привлечением учащихся других классов.

5. Г осударственно-политическая — раздражение — подавление воли, -посягательство на личное достоинство человека — Педагог помогает учащимся развивать самоуважение, самодостаточность. — Педагог воспитывает у учеников чувство уваженияк иным точкам зрения. — Педагог постоянно разъясняет негативные последствия от раздражительности, невыдержанностикак фактора, способствующего развитию конфликтной ситуации. — Акцентируется внимание на значение в конфликте конструктивного диалога.

6. Функционально- ролевая — чувство неудовлетворенности, — конкуренция, — неуважение к оппоненту — Педагог учит учащихся контролировать свои действия. — Педагог постоянно акцентирует внимание на формировании нравственных ориентиров: моральных нормах, уважении к членам группы и их интересам. — Разъясняет значение поведения каждого в случае возникновения конфликтных ситуаций

7. Традиционная — неуважение национальным традициям — Педагог сосредоточен на целенаправленном формировании понятий «уважение», «толерантность» — Разъясняются все возможные последствия любых конфликтов, особенно на национальной почве.

Велико значение методологии педагогической конфликтологии. Так Базелюк В. В. методологией педагогической конфликтологии называет совокупность теоретических положений по получению достоверного научного знания о педагогических конфликтах для практического их применения с целью предвидения и преодоления. Педагога, владеющего методологией

педагогической конфликтологии можно считать обладающим конфликтологической

компетентностью, т. е. умеющего использовать теоретические знания о возникновении, развитии, стадиях завершения конфликта, а также способного не только диагностировать возможные последствия конфликтной ситуации, но и грамотно их предотвращать.

Многие авторы сходятся на том, что по-настоящему компетентный специалист обладает высоким уровнем знаний и умением их грамотно применять. Компетентность педагога также

рассматривается с точки зрения контекстного подхода: как владения теоретическими знаниями и умелым применением их на практике.

Обучение педагогической конфликтологии позволит педагогу сохранять

конфликтоустойчивость, т.е. поддерживать стабильным поведение в стрессовой ситуации. О высокой степени конфликтоустойчивости может говорить способность управлять эмоциональным состоянием в конфликте, способность

распознавать возможные провокации и

принимать адекватные решения в

затруднительных ситуациях, умение уважать и прислушиваться к мнениям оппонентов, способность поддерживать высокий уровень самоконтроля. Практика показывает, что, к сожалению, даже опытные педагоги не всегда обладают высокой степенью

конфликтоустойчивости.

В заключении хотелось бы отметить

следующее.Педагогам в силу специфики их профессиональной деятельности необходима

дополнительная теоретическая и практическая

подготовка в области педагогической конфликтологии. Теория в сочетании с практикой на фоне использования контекстного подхода в обучении педагогической конфликтологии должна формироваться еще на стадии обучения в вузе и совершенствоваться в процессе получения учителем педагогического опыта. Только сознательная целенаправленная и системная воспитывающая деятельность педагога, включающая профилактику конфликтов и их разрешение в целенаправленный воспитательный процесс, позволит реально качественно повысить его эффективность.

Предлагаемая «Матрица поведения педагога» в рамках контекстного подхода как раз сочетает в себе, с одной стороны, теоретический, с другой, практический аспекты, позволяющий педагогу выбрать подходящий именно для него алгоритм поведения в воспитательном процессе в контексте конфликта. А также будет способствовать сокращению у педагогов количества,

периодически возникающих в процессе воспитания, затруднений. Это позволяет рекомендовать «Матрицу поведения педагога» для использования в педагогическом образовании.

Литература

1. Вербицкий А.А.Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.

2. Щедровицкий Г.П., НадежинаР.Г.Развитие детей и проблемы нравственного воспитания // Избранные труды.

— М.: Школа культурной политики, 1995. — С. 682—686.

— 800 с.

3.Гликман И. З.Воспитатика. Учебник для студентов

педагогических вузов: в 2 частях. Часть II. Организация воспитательного процесса. — М.: НИИ школьных

технологий, 2009. — 320 с.

4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. — М.: Издательство Московского психологосоциального института, 2010. — 306 с.

ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранного языка № 1232 (г. Москва)

THEORY AND PRACTICE OF USING THE CONTEXT APPROACH IN TEACHING

PEDAGOGICAL CONFLICTOLOGY

E.A. Mikhaylova

The paper deals with the use of the contextual approach to teaching conflict resolution training. The author proposes to use the matrix behavior of the teacher, built taking into account the peculiarities of educational theories, in order to avoid possible conflicts

Key words: contextual approach, teaching, conflict management, conflict, matrix behavior

Эксперт РАНХиГС высказался о педагогической конфликтологии

Конфликтология как наука о противостоянии социальных групп, слоев и индивидов развивалась в России в своеобразных, даже можно сказать – экстраординарных условиях, — отмечает профессор Ставропольского филиала РАНХиГС Александр Агамов .

Проблема «запущенного» или скрытого конфликта является серьезным препятствием на пути к эффективному взаимоотношению в диалоге «педагог-ученик». В то же время, способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, а также управлять своими эмоциями предопределяет будущий успех в реализации профессиональных умений молодого специалиста, — обращает внимание эксперт.

«Особенности конфликтов в коллективах учебных заведений обусловлены многообразными причинами, вызывающими повышенную психологическую напряженность в любом учебном заведении, особенно в высшей школе. Без знания этих причин крайне сложно оценить механизмы развития и завершения конфликтов, а главное – проводить их профилактику и превентивную ликвидацию самих условий и факторов, способствующих появлению конфликтных ситуаций в учебном процессе», — убежден профессор Ставропольского филиала РАНХиГС.

Сложные психологические ситуации и конфликты отношений часто появляются в результате не очень умелого разрешения преподавателем ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Сегодня преподавателю высшей школы приходится корректировать поведение обучающихся через опосредованную оценку их поступков при недостаточной информации о внутренних обстоятельствах и подлинных причинах конфликта.

«Следует всегда помнить, что даже случайная ошибка преподавателя при разрешении ситуаций и конфликтов в студенческой среде, затем усиленно тиражируется в восприятии обучающихся, прочно сохраняется в их памяти и достаточно долго влияет на характер дальнейших взаимоотношений», – комментирует Александр Агамов.

Поэтому, отмечает он, «никак не следует снижать роль личностного фактора в педагогическом процессе и переключать живое общение на стандартные и предельно формализованные образовательные технологии типа современного, еще во многом пробного и экспериментального, дистанционного обучения».

Конфликтология — Изучаемые дисциплины на специальностях


Конфликтология представляет собой науку, которая занимается изучением всех закономерностей зарождения и становления, развития и изменения, завершения и обуздание конфликтных ситуаций разных видов и уровней.

Немного истории

Первые положения конфликтологии были созданы Карлом Марксом, который разработал уникальное учение о противоречии и модернизировал модель революционного класса. Далее его учения были развиты известным американским социологом Дж. Тернером. Также большой вклад в развитие этого направления внесли немецкий философ Георг Зиммель и социолог с Америки — Льюис Козер.
Конфликтология как самостоятельная дисциплина была впервые создана в конце пятидесятых годов. Тогда ее предметом стало объяснение всех социальных процессов, жизни и развития различных общественных систем с помощью категории конфликта (противоборство субъектов, которые преследуют совершенно разные целы и интересы).

Суть конфликтологии как дисциплины

Конфликтология – это дисциплина, состоящая из двух частей: теоретической и прикладной. Ее содержание формируется из нескольких уровней знаний:

  • теоретические особенности конфликта, его объяснение как социального феномена, анализ его динамики и взаимосвязи, а также многих других аспектов;
  • изучение технологий обуздания и ликвидации конфликтов, которые возникают в разнообразных формах жизни: в семье, на работе, в коллективе и др.

Самой основной особенностью данной науки является ее комплексный характер. Конфликты могут возникать в разных сферах жизни и ежедневной деятельности человека, поэтому ими интересуются практически все социальные науки.
Политология, психология, социология, экономика и юридическая сфера — все эти науки так или иначе связаны с конфликтологией. А представители этих дисциплин сталкиваются с конфликтами практически ежедневно, поэтому они вынуждены изучать их основные аспекты и методы разрешения.

Цель дисциплины

Самой основной целью изучения «Конфликтологии» является создание у студентов целостного и правильного представления о происхождении конфликтов, возможных способах их решения, а также развитие умения использовать полученные знания на практике, то есть – в процессе будущей профессиональной деятельности.

Основные задачи дисциплины

Конфликтология поможет:

  • познакомить учащихся с многоаспектными конфликтологическими теориями и специальными знаниями в рамках этой науки;
  • обучить студентов самостоятельно определять, анализировать и систематизировать истинные причины возникновения конфликтных ситуаций в разных сферах нашего общества;
  • обучить основам, механизмам и методам управления конфликтными ситуациями, а также сформировать навыки для их регулирования;
  • развить и закрепить навыки и готовность в психологическом плане для ориентировки в момент возникновения конфликтов.

Что будет знать студент

После освоения данной дисциплины, каждый учащийся будет знать:

  • все самые важные и основные термины науки;
  • особенности и специфические причины возникновения конфликтных ситуаций;
  • специфику развития конфликтов;
  • эффективные способы и методы урегулирования конфликтов.


Что будет уметь студент после изучения «Конфликтологии»

Изучив основы дисциплины «Конфликтология», каждый студент будет уметь:

  • самостоятельно идентифицировать признаки конфликтов разных видов;
  • определять этапы развития возникшего конфликта;
  • подбирать самые эффективные методы для урегулирования острой ситуации.

Чем будет владеть студент

Каждый студент, прошедший полный курс изучения дисциплины «Конфликтология», будет владеть комплексным понятийным аппаратом дисциплины. То есть, сможет расшифровывать и использовать профессиональные термины в процессе своей деятельности.
После обучения студент сможет владеть навыками по подбору учебной литературы и поиску узкоспециализированной информации. Также учащиеся получат навыки работы с персональным компьютером, научатся пользоваться глобальной сетью и всеми доступными источниками информации.

Помимо этого, в процессе изучения данной науки, студент сможет овладеть основами педагогического мышления и сформировать у себя правильную культуру поведения в обществе. Все это обязательно поспособствует приобретению профессиональной компетентности.

Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:

  • Журналистика

    Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное…

  • Реклама и связи с общественностью

    Перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования Наименование испытания Форма вступительного испытания Русский язык Письменное тестирование Обществознание Письменное тестирование История Письменное тестирование на базе профессионального образования Наименование испытания Форма вступительного испытания Русский язык Письменное…

Конфликтология

Модуль 1. Технологии эффективной коммуникации и переговоров
Модуль 2. Публичное выступление и технологии презентации проекта
 
Модуль 3. Принятие решений и управленческое консультирование
Модуль 4. Лидерство и командообразование
Модуль 5. Социология конфликта 

Эффективные и жесткие переговоры

Управление конфликтами в переговорах

Противодействие манипуляции

Эффективная письменная коммуникация

Публичное выступление

Технологии презентации проекта

Методология разработки управленческих решений

Тайм-менеджмент

Мониторинг и контроль

реализации управленческих решений

Социально-психологические

основы подготовки и реализации

управленческих решений

Командообразование

Внутренние целевые аудитории. Мотивации. Системы обратной связи

Типы корпоративных ценностей и модели корпоративных культур

Особенности межкультурных коммуникаций

Корпоративные мероприятия для сотрудников

Внутренние коммуникации в кризисных ситуациях

Концепции структурных конфликтов. Диалектическая, функционалистская, аналитическая и системные модели конфликта

Динамика, структура, функции и уровни социального конфликта

Регулирование и разрешение конфликта

Социология экономических конфликтов

Социология политических конфликтов

Социология организационных конфликтов

Возникновение и развитие конфликтологических идей и теорий

Понятие, сущность, особенности и типология политического конфликта

Структура политического конфликта

Динамика политического конфликта

Формы проявления политического конфликта

Насилие в политическом конфликте

Урегулирование и разрешение политических конфликтов

Переговоры как способ предупреждения и разрешения политического конфликта


Предмет, методы, задачи и место психологии конфликта

Психологические традиции изучения конфликта

Структурные элементы и причины возникновения межличностного и межгруппового конфликта

Психологические стратегии поведения в конфликте

Психологические технологии предупреждения конфликта

Психологические технологии урегулирования конфликта

История экономической конфликтологии

Конфликт между экономическими субъектами

Внутриорганизационный экономический конфликт

Управление экономическими конфликтами


Феноменология межличностного конфликта

Особенности протекания конфликтов в образовательной среде

Особенности педагогических конфликтов между педагогами и учащимися

Особенности педагогических конфликтов между учащимися

Особенности педагогических конфликтов между детьми (учащимися) и родителями 

Особенности педагогических конфликтов в диаде «педагог – педагог» и «педагог – родитель»

Особенности педагогических конфликтов между педагогами и администрацией

Работа с межличностными конфликтами в индивидуальном и групповом консультировании


Образовательное направление «Конструктивное решение конфликтов»

Что такое конфликт?
Как правильно вести себя в конфликте?
Можно ли избежать конфликтов?
Как конфликт может стать ресурсом развития личности?

На эти и другие вопросы Вы сможете ответить, выбрав данное направление.

Значимость конфликтной компетентности личности в современном мире трудно переоценить. Без овладения различными стратегиями действия в конфликте и умения реализовать эти стратегии в реальных ситуациях с учетом возможных изменений невозможно быть успешным и эффективным как в личной, так и в профессиональной жизни.

Конфликтология как наука имеет богатую традицию. Конфликт и стратегии его конструктивного решения — предмет исследований в философии (Г.В.Ф.Гегель, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер), социологии, психологии (З. Фрейд, К. Левин, Р. Мэй). Образовательное направление базируется на идеях научной школы конструктивной психологии конфликта (М. Дойч, Б. Хасан), успешно действующей в Красноярске в Сибирском федеральном университете.

Основные темы направления:

  • конфликт — это: понятие, феномен, альтернативы, смежные явления;
  • условия возникновения конфликта, основания и конфликтная ситуация;
  • назначение и функции конфликта;
  • психология конфликта: конфликты внешние и внутренние, мотивы, ценности, переживания и эмоции в конфликте;
  • конфликт-анализ: из чего состоит конфликт, способы диагностики;
  • конфликтная динамика: естественная и искусственная, конструктивная и деструктивная;
  • конструирование конфликтов: возможно ли, зачем и как?

В ходе работы Вы узнаете много нового про себя и для себя, научитесь не бояться конфликтов, приобретёте опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций, освоите различные способы действий в конфликте, ознакомитесь с техниками манипуляций.

Практические занятия проводятся в тренинговом формате и построены на анализе конкретных конфликтных ситуаций, деловых играх и игровых процедурах, работе с кейсами.

Ведущий образовательного направления

Ирина Сергеевна Ватащак, заместитель директора Института психологии практик развития, магистр психологии.

Область профессиональных интересов — психология конфликта, профессиональное развитие в педагогической деятельности.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Статья посвящена анализу актуальных идей по проблеме обучения студентов педагогической конфликтологии вуза. Особое внимание уделяется технологии ее исследования. Актуальность проблемы заключается в том, что в современной Украине педагогическая конфликтология постепенно формируется благодаря теоретико-эмпирическим исследованиям. Ученые активно развивают исторические, сравнительные, методологические, дидактические и другие ее аспекты.С начала XXI века. Педагогические конфликты начали изучать в высших учебных заведениях благодаря новой дисциплине — педагогической конфликтологии. Педагогическая конфликтология — область научных психолого-педагогических знаний о способах, способах и средствах прогнозирования, предупреждения и преодоления противоречий, возникающих в образовательном процессе образовательного учреждения. Знание сути, специфики и предотвращения педагогических конфликтов в высшем образовании может повысить профессиональную, интеллектуальную и личностную компетентность студентов, преподавателей и руководителей высших учебных заведений.В современном вузе Украины желательно отдавать приоритет не только традиционным, но и инновационным образовательным технологиям: коучингу, наставничеству, медиации, модерации и фасилитации, которые обеспечивают высокий уровень усвоения знаний, приобретение качественных навыков и умений учащимися и имеют перспективный потенциал для реализации целей и задач дисциплины. «Педагогическая конфликтология». Ведь важным аспектом профессиональной подготовки студентов является не только усвоение соответствующих знаний, но и развитие конкретных навыков, что возможно в рамках практической учебной деятельности, что является фундаментальной основой для усвоения знаний. дисциплина «Педагогическая конфликтология».В нем исключительное внимание направлено на развитие у студентов умений, навыков коммуникативной деятельности, на ее технологию. В сфере образования коммуникативная, профессионально-педагогическая компетентность становится главным инструментом успешной личности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Проанализированы актуальные представления о проблеме предотвращения педагогических конфликтов в высшей школе. Исследованы и охарактеризованы сущность, специфика, принципы и динамика предотвращения педагогических конфликтов между студентами и учителями.Особое внимание уделяется современным технологиям преподавания и обучения в высших учебных заведениях. Особое внимание было уделено учебной подготовке по дисциплине «Педагогическая конфликтология». Подробно рассмотрено содержание, исторический аспект, правила, этапы, приемы педагогической подготовки, которая используется для предотвращения педагогических конфликтов в вузе. В результате исследования сделаны выводы о необходимости предотвращение эмоционального выгорания преподавателя вуза », которое является доминирующей причиной конфликтов (27%) в спорах между студентами и педагогами.Чтобы этого избежать и обеспечить высокую эффективность работы учителя, целесообразно использовать комплексный подход, основанный на теоретических исследованиях современных ученых и эмпирическом опыте авторов статьи (общая выборка составила 37 человек). преподавателей и 214 студентов факультета кибернетики, психологии, геологии, физики, радиофизики Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко). Суммируя все вышесказанное, можно констатировать, что личностный (76%) и объективный (24%), организационные факторы, влияющие на возникновение синдрома «выгорания» учителя.Эти факторы взаимно усиливают друг друга в зависимости от психических процессов, качеств, свойств личности и опыта учителей, условий их учебной деятельности. Комплексный подход включает учет и сбалансированное сочетание фундаментальных факторов качественного гармонического стиля. жизни личности в целом и конструктивной успешной профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, а именно физическое, психическое, духовное здоровье учителя и стимулирование педагогическим обучением.В результате исследования был сделан вывод, что низкий уровень эмоционального интеллекта личности является причиной конфликтов (21%) в высшем образовании и необходимо развивать EQ через образовательную подготовку, которая становится важным инструментом в предотвращение педагогических конфликтов, связанных с неудовлетворительным уровнем применения образовательных технологий (13%) и другими многочисленными причинами конфликтов (39%). Таким образом, использование педагогического тренинга улучшает качество усвоения не только дисциплины «Педагогическая конфликтология», но и другие курсы, а также профессиональную, личную компетентность, продуктивность студентов и преподавателей за счет экономии времени и ресурсов.

Разработка и проверка двух анкет для изучения восприятия конфликта в физическом воспитании

В этой статье представлены две анкеты о конфликтах для учителя физического воспитания (PE), который представляет большой интерес в существующей системе образования. Действительно, оптимизация качества образования и сосуществование в школах являются важными задачами на международном уровне для решения проблем 21 века, направленных на создание более справедливых обществ, основанных на широком участии. Школы превращаются в пространство для построения демократических, мирных и инклюзивных процессов обучения, способствующих сосуществованию сообществ (резолюция 37 C / 4) [1].Понимание этой социальной реальности и предложение эффективных и творческих стратегий обучения — вот настоящие образовательные проблемы. Как подтверждает ЮНЕСКО [1], продвижение мирных обществ уважения, гендерного равенства, разнообразия, устойчивости и активного участия в демократических процессах посредством критического осмысления, творчества и ответственности являются ключевыми педагогическими целями.

Сосуществование как основа образования не новость. В «Международной комиссии по образованию для 21 века» Делор [2] уже описал, что сосуществование является одной из основ образования 21 века.Он подтвердил, что образовательные процессы, которые создаются в школах, способствуют развитию социальных навыков, основанных на уважении разнообразия и мирных стратегий как способ разрешения конфликтных ситуаций. «Научиться жить вместе», один из «четырех столпов образования» [2], по-прежнему остается одной из самых важных задач для школ 21 века [3,4].

В последнее десятилетие образовательные цели были сосредоточены на создании благоприятной школьной атмосферы, способствующей развитию усвоения знаний и всестороннему росту учащихся в мирной среде сосуществования, которая создает демократическое сознание в контексте взаимного уважения [5,6, 7,8].

Влияние текущих социально-экономических, культурных и образовательных преобразований требует, чтобы школы не только продвигали академические навыки своих учеников, но также поощряли социальные навыки и эмоциональное благополучие в качестве основы для оптимального развития школы. возраст детей [9,10,11,12,13]. Это подтверждается различными исследованиями [14,15,16,17], в которых подчеркивается важность нынешнего этапа взросления школьников.

Школа — это среда, в которой мальчики и девочки проводят много времени и в которой рождается несколько значимых событий.Это критический контекст для их нынешних и будущих социально-эмоциональных и поведенческих изменений [3,18,19,20]. Фактически, в возрасте от 11 до 16 лет, который является переходным этапом, отмеченным интенсивными физиологическими, физическими, психологическими и социальными изменениями и трансформациями [5,20,21], школа становится подходящим сценарием для интегрального развития учащихся из-за: (а) влияние на сосуществование и благополучие [4,22], (б) социальная приверженность [13] и (в) передача в школьное сообщество [23,24].

На практике сосуществование в школе создает трудности, которые нарушают школьный климат [6,25,26] — факт, который вызывает возникновение межличностных конфликтов [27,28].Эта реальность открывает путь к обучению межличностным отношениям в пользу роста социальных компетенций, которые помогают учащимся в конструктивном преобразовании конфликта [23,29,30].

PE, Обучение двигательному поведению и конфликт

В школах физическая активность и спорт — исключительный способ для учащихся испытать взаимодействие со своей группой сверстников [31] и развить социальные и коммуникативные навыки, просоциальное поведение и уважение для других [32,33]. В результате этого взаимодействия мальчики и девочки формируют свое когнитивное, эмоциональное и социальное развитие [34], а также формируют и оптимизируют свою шкалу ценностей и моральное мышление [35,36,37].

Как утверждает ЮНЕСКО, физкультурная физкультура представляет собой обучающий материал для развития навыков, необходимых для достижения успеха в 21 веке, поскольку это единственный учебный предмет, подход которого сочетает в себе двигательные навыки и обучение, основанное на ценностях [38]. Это также было подтверждено в Берлинской декларации (2013 г.) на Международной конференции министров спорта ЮНЕСКО (MINESP V), где было заявлено, что физкультура — это наиболее эффективный способ для детей приобрести компетенции, навыки и отношения для участия в жизни общества во всем мире. жизнь [39].

Согласно Международному совету по спортивным наукам и физическому воспитанию [40], физкультура помогает учащимся всесторонне развивать уважение к себе и другим, улучшать уверенность в себе и положительную самооценку, оптимизировать социально-познавательную и академическую успеваемость, взаимодействовать с другими и учиться социальным навыкам, а также иметь возможность получить опыт, направленный на благополучие. Эти знания будут передаваться на всю оставшуюся жизнь, помогая улучшить сосуществование в обществе и школе [41,42].

В физкультуре, области, основанной исключительно на процедурном опыте, процессы преподавания и обучения являются следствием приобретения и трансформации моторного поведения [43]. Каждая моторная игра имеет внутреннюю логику, которая требует от игроков определенного взаимодействия с остальными участниками — с пространством, временем и материалом [44]. В результате этих взаимодействий каждый ученик адаптирует свои реакции к внутренней логике игры посредством различных двигательных действий.

Концепция моторного поведения определяет, что любая моторная реакция (например,g., «передача партнера») мобилизует его / ее глобальную личность, активируя органические (физиологические), аффективные (эмоциональные реакции), когнитивные (принятие решений) и социальные (тип отношений с другими игроками) измерения [43]. Интерпретация физкультуры как обучения двигательному поведению дает учителям возможность интегрировать значительный опыт в комплексную подготовку своих учеников [44,45,46].

Воспитание моторного поведения означает преобразование конфликтных интервенций учащихся на уроках физкультуры для улучшения сосуществования в школе [47].В обучении межличностным конфликтам традиционные игры являются фундаментальным элементом, способствующим просоциальному обучению через значительный опыт благополучия в отношениях [23,28,29,43,48].

В любой традиционной игре игроки должны решать различные проблемы, связанные с внутренней логикой этой деятельности, представляя различные проблемы в отношениях. По этой причине любая традиционная игра представляет собой настоящую лабораторию социального взаимодействия [43]. Когда моторное поведение адекватно (скорректировано), сосуществование развивается в благоприятной среде отношений.Тем не менее, когда в отношениях время от времени возникают разногласия, дисбаланс или напряжение, возникает двигательное поведение, не благоприятствующее межличностным отношениям [47].

Следовательно, моторный конфликт (MC) может быть вызван неверно скорректированным поведением словесного соглашения (при заключении соглашения с другими участниками), неверно скорректированным моторным поведением (если оно отклоняется от ожидаемых реакций) или извращенным моторным поведением (которое порождает расстройство и что подразумевает нарушение правил игры).Впоследствии, в ответ на этот стимул, вовлеченные игроки могут отреагировать вербальной (например, оскорбление), физической (например, толчок) или смешанной (например, оскорбление плюс толчок) агрессией [49,50]. После наблюдения за этими МК учителям физкультуры нужны стратегии и инструменты, которые помогут им в образовании преобразовывать ситуации дисбаланса и позволяют себе предлагать положительный опыт, способствующий целостному развитию их учеников [49,51,52].

В этом смысле Саес де Окарис и Лавега [47] ввели индекс конфликта (ICF) в качестве ключевого элемента для обучения МК, который позволяет количественно оценить уровень конфликтной интенсивности главных героев для последующего предложения, разработки и применения на практике. последовательные стратегии улучшения их конфликтного поведения [49].МКФ является результатом суммы интенсивности происхождения, где рассматриваются три возможности конфликтного поведения (согласие = 1; несогласованное = 2; извращенное = 3), с интенсивностью конфликтной реакции, тремя вариантами (словесные агрессия = 1; физическая агрессия = 2; смешанная агрессия = 3). В обоих случаях баллы варьируются от 1 до 3 в зависимости от уровня интенсивности, где 1 — наименее интенсивный, а 3 — самый интенсивный [47].

После получения конфликтного профиля (ICF) учитель имеет возможность вводить превентивные меры для содействия позитивному диалогу и благополучию в отношениях среди своих учеников [30,49].Соответственно, учитель может принципиально вмешиваться: (а) через внутреннюю логику моторной игры, изменяя правила или даже изменяя игру, чтобы найти более благоприятные условия; и (b) в отношении главных героев конфликтной ситуации, где, согласно ICF, учитель сможет напрямую вмешаться или предоставить время и пространство вовлеченным участникам, чтобы они могли управлять конфликтом положительным образом [29, 49].

Следовательно, MC образование становится фундаментальной педагогической стратегией для учителя физкультуры.Процессы преподавания и обучения будут оптимизированы за счет трансформации МК и будут способствовать улучшению сосуществования в школах [23,29,46,53,54]. Более того, если учитель может вовлекать учеников в их собственный учебно-преподавательский процесс, размышляя о переживаемых процессах, это может спровоцировать появление социальных и индивидуальных преобразований, которые вносят существенные улучшения в сосуществование в школе [55].

Необходимы стратегии и ресурсы для создания условий мирного сосуществования в школах [5,6,7,8].Внедрение стратегий, побуждающих учащихся осознать и задуматься над своим вмешательством и прогрессом в знаниях, которые они достигли, может способствовать осмысленному обучению. По этой причине уместно углубиться в восприятие учащихся как инструмента для развития критического осмысления и ответственности в школах [1], особенно в области физкультуры. Развитый опыт, который способствует благополучию участников в отношениях, является ключевым элементом для оптимизации межличностных отношений и создания позитивного климата в классе [35].

Изучив литературу, мы обнаружили наличие некоторых примеров анкет, близких к целям исследования, с общей ориентацией на (а) климат в классе (например, «Испанская версия Шкалы спортивной мотивации II, адаптированная для физического воспитания» — SMS -II-PE »[56];« Learning Climate Questionnaire-LCQ »[57];« Инструмент управления классом физического воспитания »[58]), (b) насилие в школе (например,« Опросник о насилии в школе-CUVE »[59] ; «Тест AVE — издевательства и школьное насилие» [60]), (c) сосуществование в школе (e.г., «Шкала сосуществования школ» [61]; «Анкета ненасилия — CENVI» [62]), (d) разрешение конфликтов в школьном возрасте (например, «Испанская версия Conflictalk» [63]), (e) физическая активность (например, «Опросник физической активности для детей старшего возраста— PAQ-C »[64]) и (f) PE (например,« Шкала просоциального и антисоциального поведения в спорте в испанском контексте занятий по физкультуре »[65];« Анкета по надлежащему поведению в физическом воспитании и спорте — CAEFD »[ 66]) и др.

Эти ориентации были сочтены неадекватными для изучения конфликтов в PE, поскольку они не фокусировались на элементах, которые являются частью процесса MC (т.е., причины МК и их ответы) [50]. Получение мнений учащихся и их точки зрения на MC, ответы, полученные из предыдущего противоречивого стимула, и даже то и другое одновременно, может помочь учителям физкультуры дополнить наблюдения MC, возникающие в их классах. Это действие позволит учителям принимать решения и вносить последовательные предложения, направленные на оптимизацию обучения двигательному поведению своих учеников, и, следовательно, будет способствовать сосуществованию в школе для достижения благополучия в отношениях и создания позитивной среды.

В соответствии с теоретической точкой зрения, разработанной MC [49], цель этого исследования заключалась в разработке и проверке двух анкет для изучения восприятия учащимися средних школ MC на уроках физкультуры. В первом вопроснике (CONFLICT1-AGE) изучалось восприятие учащимися различных возможностей, которые может вызывать МК, а во втором (CONFLICT1-RES) изучалось восприятие учащимися ответов на провокационные стимулы от МК. Комбинация обоих инструментов позволит более детально изучить восприятие МС учениками средней школы.

Первая анкета позволяет нам определить, как участвующие студенты адаптировали свои ответы к внутренней логике игры. Когда участники неправильно адаптируются к этой внутренней логике, это может вызвать напряжение в межличностных отношениях. Однако может оказаться, что восприятие студента, принимающего конфликт, не было абсолютно адекватным. Следовательно, необходимо в первую очередь сосредоточить внимание на происхождении конфликта. Второй вопросник касается реакции на конфликтные отношения и помещает нас в контекст регулирования негативных эмоций и отношения, принятого в конфликте.В этом случае вмешательство учителя физкультуры должно отличаться от вмешательства источника конфликта. Следовательно, необходимо рассматривать эти две анкеты как неразделимые биномы, чтобы понять два измерения процесса МК.

Конфликтология — Санкт-Петербургский университет

Уровень образования : Бакалавриат

Вид обучения : Очное

Продолжительность: 4 года

Язык обучения: Английский, Русский

Основные образовательные курсы

  • Введение в исследования по разрешению конфликтов
  • Исследования по разрешению общих конфликтов
  • Исследования по истории разрешения конфликтов от античности до эпохи Возрождения
  • История разрешения конфликтов в эпоху Просвещения 20 Век
  • Разрешение социальных конфликтов
  • Исследования по разрешению политических конфликтов
  • Исследования этнических конфликтов
  • Психология конфликта
  • Методы разрешения конфликтов и поддержания мира: переговоры
  • Конфликты в политической истории демократии
  • Исследования по разрешению педагогических конфликтов
  • Исследования по разрешению региональных конфликтов
  • Исследования по разрешению экономических конфликтов
  • Методы и методы прикладных исследований в области разрешения конфликтов
  • Трудовые конфликты и способы их разрешения
  • Конфликт интересов в политике
  • PR и GR Методы разрешения конфликтов
  • Конфликтология в международных отношениях
  • Консультации по разрешению социальных конфликтов
  • Арбитражный суд
  • Религиозные конфликты
  • Математическое моделирование конфликтов
  • Судебный арбитраж и конфликт
  • Разрешение организационных конфликтов и консультирование по вопросам управления
  • Управление конфликтным потенциалом в организации
  • Принятие решений в конфликтных ситуациях: методы и модели
  • Теория и практика разрешения конфликтов: примеры, модели и методы, ролевые игры

Карьера

Выпускники начинают карьеру в области административного и корпоративного управления, управления персоналом, исследований, в СМИ и правоохранительных органах.

Заинтересованы в этой программе — настройте личную учетную запись, чтобы продолжить работу.

Вестник СУрГПУ Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Введение. Актуальность исследования продиктована необходимостью формирования компетенций, позволяющих специалистам эффективно разрешать конфликты. Его целью стала разработка технологии формирования компетенции в области разрешения конфликтов будущих педагогических психологов.

Материалы и методы. В статье представлены результаты формирующего эксперимента, проведенного с 2013 по 2017 годы на базе РГП ПГВ «Костанайский государственный педагогический колледж» и АО «Костанайский социально-технический университет имени академика З. Алдамжара». В исследовании приняли участие 234 студента, обучающихся по направлению подготовки «Педагогика и психология». Для сбора эмпирических данных использовались методы: опрос, тестирование и наблюдение. Для проверки эффективности предложенной технологии использовался педагогический эксперимент с пре- и пост-тестированием уровня сформированности компетенции в области разрешения конфликтов педагогических психологов.

Результаты и их обсуждение. Представленная в статье технология формирования компетенции в области разрешения конфликтов будущих педагогических психологов включает шесть блоков: целевой, методологический, содержательный, методико-технологический, оценочно-критериальный и продуктивный.

Результаты эксперимента показали, что использование предложенной технологии приводит к росту количества студентов с высоким уровнем знаний конфликтологии, навыками разрешения конфликтов, умением управлять своими эмоциями.Также технология позволяет развивать ряд профессиональных качеств педагога-психолога.

Заключение. В ходе исследования установлено, что формирование компетенций в области разрешения конфликтов у педагогических психологов возможно благодаря реализации следующих условий: а) включение будущих педагогических психологов в информационное пространство конфликтологии на весь период обучения. ; б) использование инновационных интерактивных технологий обучения; в) ориентация студентов на самообразовательную деятельность в условиях конфликта.

конфликтологическая компетентность, разрешение конфликтов, подготовка учителей, подготовка психологов, компетентностный подход, медиация

• низкий уровень подготовки по конфликтологии студентов отмечается преподавателями и выпускниками вузов;

и входят в состав компетенции области разрешения конфликтов: когнитивный, практический и рефлексивный компоненты;

t Технология формирования компетенции в области разрешения конфликтов может быть эффективной за счет реализации трех условий: погружения в информационное пространство конфликтологии; активизация конфликтной деятельности; самообразование в области конфликтологии

1.Шамликашвили Ц. А. Медиация как междисциплинарная наука и социально значимый институт. Психологическая наука и образование .2014, №1. 2. Р. 5–14.

2. Вандергут С., Саррис А., Кирби Н., Уорд Х. Изучение отношения студентов бакалавриата к межпрофессиональному обучению, мотивации к обучению и предполагаемого воздействия обучения навыкам разрешения конфликтов. Журнал межпрофессиональной помощи , 2018, Vol. 32, нет, 2. Р. 211–219. DOI: 10.1080 / 13561820.2017.1383975

3. Cheng F.K. Навыки посредничества для разрешения конфликтов в сестринском образовании. Медицинское образование на практике , 2015, №15, рр. 310-313. DOI: 10.1016 / j.nepr.2015.02.005

4. Ттофи Мария М., Фаррингтон Дэвид П. Эффективность школьных программ по сокращению издевательств: систематический и метааналитический обзор. Журнал экспериментальной криминологии , 2011, Vol. 7 (1). Р. 27–56. DOI: 10.1007 / s11292-010-9109-1

5. Терк Ф. Оценка воздействия разрешения конфликтов, воспитания мира и посредничества между сверстниками: исследование метаанализа. Исследования в области международного образования , 2018, Vol. 11, вып. 1, рр. 25 — 43. DOI: 10.5539 / ies.v11n1p25

6. Malizia D.A .; Джеймсон Дж. К. Скрыто на виду: влияние медиации на посредника и последствия для обучения разрешению конфликтов. Разрешение конфликтов ежеквартально , 2018, Vol. 35, нет. 3. Р. 301 — 318. DOI: 10.1002 / crq.21212

7. Акгун С., Араз А. Влияние обучения разрешению конфликтов на навыки разрешения конфликтов, социальную компетентность и агрессию у турецких учеников начальной школы. Журнал воспитания в духе мира , 2014, Vol. 11: 1, с. 30–45. DOI: 10.1080 / 17400201.2013.777898

8. Кабасакал З.Т., Санкал А.С., Тюрнюкль А. Влияние программы воспитания в духе мира на тенденции к насилию и навыки решения социальных проблем учащихся. Образование и наука , 2015, Т. 40, нет. 182. Р. 43–62. DOI: 10.15390 / EB.2015.4704

9. Касик Н.С., Кумчагиз Х. Влияние программы обучения разрешению конфликтов и посредничеству со стороны сверстников на самооценку и навыки разрешения конфликтов. Международный журнал академических исследований , 2014, Vol. 6 (1). Р. 179–186. DOI: 10.1080 / 17400201.2013.777898

10. Кильмашкина Т.Н., Лозовицкая Г.П., Чиркина, Дегтярев А.В. Теоретическое обоснование курса повышения квалификации в области управления конфликтами в организации. Психологическая наука и образование , 2017, Т. 22, нет. 6. Р. 130–140. DOI: 10.17759 / pse.2017220612

11. Никулина И.В., Соловова Н.В. Формирование конфликтологической компетентности преподавателя вуза. Высшее образование в России, 2018, № 2. С. 95–102.

12. Крылова Т.А. Конфликтологическая компетентность курсантов как фактор противостояния стрессам. Universum: психология и образование, 2016, no. 11 (29), с. 4.

13. Шишкина Е.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в студенческом коллективе. Вестник Челябинского государственного педагогического университета , 2008, №1. 6. С. 105–112.

14.Бисембаева А.К. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической готовности у будущих учителей-психологов. Педагогическое образование в России , 2017, вып. 3. Р. 84 –89.

15. Коминелли Л. Обучение молодых юристов европейской системе медиации: пришло время разработать новую педагогику для управления конфликтами и разрешения споров. The Italian Law Journal , 2016, Vol. 02, нет. 01, рр. 163–176. DOI: 10.2139 / ssrn.2772084.

Развитие профессионально-педагогической направленности учителя профессионального образования

Абрамова, Н.С., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. (2018) Развитие учебно-методического обеспечения в контексте внедрения информационно-коммуникационных технологий. Балтийский гуманитарный журнал, 7, вып. 2 (23), 181-184. (на русск. яз.).

Маркова С.М., Наркосиев А.К. (2018). Профессиональное образование учащихся профессиональных училищ. Вестник Мининского университета (Вестник Мининского университета), 6, (3), 3. DOI: 10.26795 / 2307-1281-2018-6-3-3.

Мялкина, Е.В., Седых Е.П., Житкова В.А., Васькина В.А., Исайков О.И. (2018). Ресурсный центр университета как элемент социального развития региона. Вестник Мининского университета (Вестник Мининского университета), 6, (3), 1. DOI: 10.26795 / 2307-1281-2018-6-3-1.

Барткив О.С., Дурманенко Е.А. (2018). Моделирование интерактивных методов в процессе подготовки будущих учителей для вузов. Гуманитарные балканские исследования, 1, 30-32.

Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М. (2018). Технологии деятельности в профессиональном образовательном учреждении. Балтийский гуманитарный журнал, 7, вып. 3 (24), 167-170. (на русск. яз.).

Чирва А.Н., Чирва О.Г. (2018). Содержание и методика профессионально ориентированной подготовки по информатическим дисциплинам будущих учителей технологий. Научный вектор Балкан, 1, 27-31.

Денисенко, С. (2018). Применение квест-технологии в профессиональной подготовке бакалавра издательского дела и полиграфии в высшей школе.Балканское научное обозрение, 1, 29-33.

Гарневская, С.М. (2018). Возможности формирования образов коммуникационных технологий при обучении технологиям и предпринимательству. Балканское научное обозрение, 1, 34-37.

Игнатенко Х.В., Игнатенко К.В. (2018). Формирование самостоятельности как профессионально важной личностной черты будущего учителя профессионального образования с помощью кейс-технологии. Гуманитарные балканские исследования, 1, 40-42.

Ильяшенко Л.К., Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Ваганова О.И., Смирнова З.В. (2019 б). Развитие коммуникативных компетенций студентов в условиях смешанного обучения. Amazonia Investiga, 8 (18), 313-322.

Ильяшенко Л.К., Маркова С.М., Миронов А.Г., Ваганова О.И., Смирнова З.В. (2019 год). Образовательная среда как ресурс развития процесса обучения. Amazonia investiga, 8 (18), 303-312.

Каменез Н., Ваганова О. Смирнова З., Кутепова Л., Винокурова И. (2019). Разработка содержания образовательных программ дополнительного образования для профессорско-преподавательского состава при организации образовательных услуг обучения с инвалидностью.Amazonia investiga, 8 (18), 267-278.

Клинков, Г. (2018). Специфика проявления педагогического общения как особого конструкта. Научный вектор Балкан, 1, 51-52.

Кошечко, Н.В. (2018). Нововведения учебной дисциплины «Педагогическая конфликтология» в профессиональной подготовке студентов. Научный вектор Балкан, 1, 59-63.

Махомета Т.М., Тиахай И.М. (2018). Использование интерактивного обучения в процессе подготовки будущих учителей математики.Балканское научное обозрение, 1, 48-52.

Маркова С.М., Занфир Л.Н., Ваганова О.И., Смирнова З.В., Цыплакова С.А. (2019). Отдел учебного процесса в условиях реализации интерактивного обучения будущих инженеров. Amazonia Investiga, 8 (18), 450-460.

Никонова Н.П., Ваганова О.И., Смимова З.В., Быстрова Н.В., Маркова С.М. (2019a). Налаживание партнерских отношений и продвижение дополнительных образовательных услуг. Международный журнал прикладной физиологии упражнений, 8 (2.1), 347-355.

Никонова Н.П., Ваганова О.И., Смирнова З.В., Челнокова Е.А., Кутепов М.М. (2019b). Методическая поддержка в партнерстве с учреждением дополнительного образования и педагогами. Международный журнал прикладной физиологии упражнений, 8 (2.1), 339-346.

Пометун, О.И., Гупан, Н.М. (2018). Изучение истории как образовательного пространства развития критического мышления студентов. Гуманитарные балканские исследования, 1, 60-63.

Седых Е.П., Занфир Л.Н., Ваганова О.И., Смирнова З.В., Булаева М.Н. (2019). Использование технологии обучения при подготовке студентов инженерных специальностей. Amazonia Investiga, 8 (18), 461-470.

Смирнова З.В., Каменез Н.В., Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Везетиу Е.В. (2019). Опыт использования вебинара при подготовке инженеров. Amazonia Investiga, 8 (18), 279-287.

Ваганова О.И., Коновалова Е.Ю., Абрамова Н.С., Лапшова А.В., Смирнова З.В. (2019a). Повышение уровня готовности учителей к педагогическому проекту.Amazonia Investiga, 8 (22), 286 — 294.

Ваганова О.И., Одарич И.Н., Попкова А.А., Смирнова З.В., Лебедева А.А. (2019b). Самостоятельная работа студентов в профессиональных учебных заведениях. Amazonia Investiga, 8 (22), 295 — 304.

Ваганова О.И., Сиротик С.Д., Попкова А.А., Смирнова З.В., Булаева М.Н. (2019c). Дополнительное образование в высшем профессиональном учебном заведении. Amazonia Investiga, 8 (22), 305 — 310.

Ваганова О.И., Смирнова З.В., Груздева М.Л., Чайкина З.В., Ильяшенко Л.И. (2019d). Разработка содержания обучения магистрантов по курсу «мехатроника и робототехника» в университете. Amazonia Investiga, 8 (22), 694 — 700.

Ваганова О.И. (2019e). Формирование компетенции владения современными образовательными технологиями в вузе. Amazonia Investiga, 8 (23), 87-95.

Ваганова О.И. (2019ф). Организация практических занятий в вузе с использованием современных образовательных технологий.Amazonia Investiga, 8 (23), 81-86.

Васьковская, Г.А. (2018). Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения. Балканское научное обозрение, 1, 76-79.

Иванова Н.Л., Коростелев А.А. (2019). Влияние соревновательного подхода на спортивную мотивацию студентов. Amazonia Investiga, 8 (18), 483-490.

Рахимбаева, Инга Е .; Коростелев Александр А., Шакирова Индира А., Айшвария Б., Фонг Тхань Нгуен, Хашим, Вахида, Маселено, Андино.(2019). Интеграция образовательной и дидактической систем в подготовку будущих учителей. Международный журнал прикладной физиологии упражнений, 8 (2.1), 1131-1136.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ САНОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Ключевые слова: конфликт, знания, коммуникативность личности, словесные конфликтные ситуации, образовательная деятельность, профилактика профессионального выгорания

Абстрактные

Проблема формирования конфликтологической компетентности будущего специалиста как фактора развития саногенного потенциала образовательной среды вуза актуальна и требует немедленного теоретического решения.В статье раскрывается содержание таких основных понятий, как «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая компетентность» будущих специалистов, предлагаются подходы к развитию конфликтологической компетентности как фактора развития саногенного потенциала образовательной среды высших учебных заведений. В данном исследовании «конфликтологическая компетентность» понимается как необходимая часть профессиональной компетентности будущих специалистов, включающая в себя искусство индивидуальной работы с личностью, владение различными «ключами» общения, специальные методы организации своей психики, средства эмоционального стресса. и снижение тревожности с целью обеспечения собственного потенциала психического здоровья.Формирование конфликтологической компетентности базируется на следующих основных блоках: теоретические знания в области конфликтологии и психологии; владение технологиями предотвращения, управления, минимизации деструктивных форм конфликта; формирование саногенного типа мышления, включающего рефлексивность, креативность и динамизм; владение технологиями стрессоустойчивости в конфликтах, отсутствие страха в конфликтах; соблюдение профессиональной этики в конфликтах; высокий уровень личностной культуры, обеспечивающий уровень психологического здоровья будущих специалистов.

использованная литература

1. Антонов Х. В. (2005). Компоненты организацииино-педахогичной дииальности из запчастей и подолания конфликтов у педахохичному выщому навчальному заклади. [Духовность личности: методология, теория и практика: сборник научных трудов]. Луганск: СНУ. [на украинском языке]
2. Гришина Н. В. (2008). Psykholohyia konflykta. [Психология конфликта].СПб. : Pyter. [на русском языке]
3. Зинчина О. Б. (2007). Конфликтология: навчальный посибник. [Конфликтология: пособие]. Харьков: ХНАМХ. [на украинском языке]
4. Ишмуратов А. Т. (1996). Конфликт и захода: основы детской теории конфликтов. [Конфликт и согласие. Основы теории когнитивного конфликта. Киев: Наукова думка. [на украинском языке]
5. Максудов Р. Р. (2009). Восстановительная медицина: идея и технология: Метод. рекомендованный. [Восстановительная медиация: идея и технология: Методические рекомендации].Москва: Ынстют права и публичной политики. [на русском языке]
6. Орлов Ю. М. (2006). Оздоравливающее (саноенное) мешление. [Лечебное (саногенное) мышление. Серия: Управление поведением, Книга 1]. Москва: Слайдынь. [в России]
7. Романова Х. М. (2014). Теория и практика впровадження инновацийных технологий навчання у професиину пидхотовку квалификованых робитников: монография. [Теория и практика внедрения инновационных технологий обучения в подготовку специалистов: монография].Киев: Полихрафсервис. [на украинском языке]
8. Ратников В. П. (2001). Конфликтология: учебник для вузов. [Конфликтология: учебник для вузов]. Москва: ЮНИТЫ-ДАНА. [на русском языке]
9. Слипушко О. М., Яременко В. В. (2006). Новый тлумачный словарь украинской мовы. [Новый толковый словарь украинского языка. В 3-х томах. Vol. 1]. Киев: «АКОНИТ». [на украинском языке]
10. Трусь Н.В., Шубина Т.Х. (1999). Словарь международных слов и выражений. [Словарь иностранных слов и выражений].Мынск: Современный литератор. [на белорусском языке]


Просмотры аннотации: 21 Загрузки в PDF: 28

Как цитировать

Полищук, Г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *