П я гальперин: Гальперин Петр Яковлевич (1902 — 1988). Все психологи России.

Петр Гальперин — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, психолог

Биография

Петр Гальперин с детства интересовался наукой о человеческой психике, что повлияло на выбор жизненного пути. Советский психолог оставил память о себе в виде многочисленных трудов, цитат и фото.

Детство и юность

Петр Гальперин появился на свет 2 октября 1902 года в российском городе Тамбове. Отец был нейрохирургом и отоларингологом, мать вела домашнее хозяйство. Мальчик рос вместе с братом Теодором и сестрой Полиной.

Когда будущий психолог был подростком, его мать погибла под колесами машины. Это стало тяжелым ударом для Гальперина, который чувствовал к ней сильную привязанность. Вскоре в доме появилась новая жена отца, которая сумела найти общий язык с детьми и стать частью семьи.

В детстве Петр был способным учеником, любил читать. Он учился в гимназии, в которой практиковалось совместное обучение мальчиков и девочек, и уже тогда посещал философский кружок. Но отец не одобрял увлечений сына, посоветовав пойти по его стопам и получить медицинское образование.

В итоге Гальперин стал студентом Харьковского медицинского института. Он изучал психоневрологию и интересовался влиянием гипноза на колебания пищеварительного лейкоцитоза, чему посвятил первый научный труд. После получения диплома парень устроился на работу в центр для наркоманов, где сформулировал идею о том, что в основе зависимостей лежит нарушение обмена веществ.

В 1928 году молодой человек получил приглашение в лабораторию при Украинском психоневрологическом институте. Там произошло знакомство с Алексеем Леонтьевым, с которым его объединяло восхищение трудами Льва Выготского.

Некоторое время мужчина числился доцентом при Харьковском педагогическом институте, а после сокращения был вынужден перейти в психиатрическую клинику. Следующие несколько лет он занимался преимущественно психиатрией и читал лекции для студентов.

Личная жизнь

Личная жизнь ученого сложилась удачно, со своей женой Тамарой Меерзон он познакомился еще в школьные годы. Избранница была другом и соратницей мужчины, ей автор посвятил книгу «Введение в психологию». Они прожили много лет душа в душу и воспитали дочь Софью.

Психология

Гальперин был активным участником Харьковской психологической группы, которая действовала под руководством Леонтьева. В этот период Петр изучал отличия орудий, используемых человеком, от вспомогательных средств животных, чему позже посвятил кандидатскую диссертацию. Ученая степень была присвоена ему только спустя 2 года после защиты, в 1938-м.

Результаты исследований нашли применение в период Второй мировой войны. В то время психоневрологический институт был преобразован в госпиталь и эвакуирован в Тюмень. Петр Яковлевич служил там около двух лет, а затем по приглашению Леонтьева переехал в Свердловскую область, чтобы начать работу в центре по восстановлению после пулевых ранений.

Психолог доказал, что двигательные функции возобновляются быстрее, если сопровождаются осмысленной деятельностью. Например, больному проще поднять руку, чтобы взять предмет, чем бесцельно. Исследования Гальперина нашли применение в лечебной физкультуре.

Следующий этап в карьере ученого начался после переезда в Москву, где он работал в МГУ. Петр Яковлевич числился на философском факультете и был доцентом при кафедре психологии, где с 1947 года занимался преподаванием.

Именно в Москве возникла теория поэтапного формирования умственных действий, сделавшая мужчину знаменитостью. В ее основе лежит предположение о том, что человеческое мышление развивается в процессе взаимодействия с предметами. Психолог выделил несколько этапов, которые необходимы, чтобы внешнее действие усвоилось и стало внутренним — было доведено до автоматизма и осуществлялось неосознанно.

Несмотря на то, что исследования Гальперина были подвергнуты критике, они нашли практическое применение при совершенствовании образовательного процесса. Аспекты теории изложены в книге «Введение в психологию», которая стала признанным вкладом в психологию.

В последующие годы биографии Петр Яковлевич продолжал работать в МГУ. Он получил ученую степень профессора только в 1966 году, а спустя 5 лет возглавил кафедру возрастной психологии. Даже в преклонном возрасте ученый не прекращал трудиться и числился консультантом при вузе.

Смерть

Гальперин умер 25 марта 1988 года, причиной смерти стало ослабленное здоровье. Он похоронен на Востряковском кладбище, рядом расположена могила жены.

Труды

  • 1937 — «Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного»
  • 1941 — «Об установке в мышлении»
  • 1957 — «К вопросу о внутренней речи»
  • 1959 — «Развитие исследований по формированию умственных действий»
  • 1966 — «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий»
  • 1974 — «Экспериментальное исследование внимания»
  • 1976 — «Введение в психологию»
  • 1978 — «Актуальные проблемы возрастной психологии»
  • 1985 — «Методы обучения и умственное развитие ребенка»
  • 1995 — «Психология как объективная наука»

Интересные факты

  • По национальному происхождению ученый — еврей.
  • Среди учеников психолога были Николай Нечаев, Людмила Обухова и Антонина Ждан.
  • В молодости Петр Яковлевич много и часто болел, был слабым и с трудом мог передвигаться. Все изменилось после поездки на военные сборы, где здоровье улучшилось.

Гальперин Петр Яковлевич


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Петр Яковлевич Гальперин

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — отечественный психолог, автор теории поэтапного формирования высших психических функций. Биография. В 1926 г. окончил Харьковский медицинский институт но специальности психоневрология. Работал в качестве врача-психоневролога, а затем психолога в медицинских и педагогических учреждениях Украины. В 1930-х гг. был членом Харьковской деятельностной школы, одним из ближайших сотрудников А. Н. Леонтьева. Во время Великой Отечественной войны работал в эвакогоспитале, проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного подхода. В 1943 г. был приглашен

С. Л. Рубинштейном, который заведовал кафедрой психологии МГУ, для работы на этой кафедре в качестве доцента, с 1965 г. он — профессор кафедры психологии МГУ, с 1970 по 1983 г. — заведующий кафедрой детской и генетической психологии психологического факультета МГУ. Исследования. На рубеже 1940-1950-х гг. разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Основным ядром этой концепции было описание совокупности психологических условий и механизмов, раскрывающих закономерности формирования человеческих действий, понятий, образов. В качестве условий осуществления этого процесса были описаны следующие: формирование адекватной мотивации; формирование полной ориентировки; перенос действий в заданный план; изменение
интеризуемого
действия по ряду параметров (обобщенность, сокращенность и др.). В дальнейшем предложил новую теорию внимания, разработал концепцию трех основных типов учения. Дал трактовку психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Созданная под руководством П. Я. Гальперина методика внешнего контроля за процессом интериоризации обеспечивала формирование в реальной практике обучения таких умственных действий, которые обладают требующимся уровнем мастерства, включая способность к обобщению. Его концепция получила широкое распространение в отечественной педагогической психологии, в частности на ее основе были разработаны эффективные системы обучения двигательным навыкам в профессиональной деятельности и спорте.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 122.


Сочинения:

Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1; Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966; К проблеме интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 6; Разумность действия и предмет науки // Психологические исследования. Тбилиси, 1974; Введение в психологию. М., 1976.

Литература:

Соколовская Т., Логвиненко А. П. Я. Гальперин // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Подольский А. И. Психологическая система П. Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. № 5.

 

 

 

Петр Гальперин | PSYERA

Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, в последствии стал известным профессором. Именно он привил сыну любовь к знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе в 1917 г.

Вместе со своей будущей женой, Тамарой Мерзоп, Петр учился на лечебном факультете в медицинском институте в Харькове. После окончания института он работал в Центральном Украинском психоневролог ическом институте в качестве врача-психоневролога, а затем — психолога.

В 1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». В своей работе он сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная. Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенности ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах — восприятии, мышлении, памяти, которые рассматриваются как особые формьг ориентировочной деятельности.

В 1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного университета. Знаменательным событие стало состоявшееся в 1953 г. в Москве совещание по психологии, на котором Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий.

Петр Яковлевич Гальперин изучал развитие уже не внешней, а внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия -ориентировки, исполнения и коггтроля — наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие безошибочно. Также как и Скиннер, Гальперин пришел к выводу, что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность действия и возможность внешнего контроля за ходом его выполнения. Однако, если у Скинерра процесс решения задачи, также как и контроль за ее выполнением, остается всегда внешним, у Гальперина происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное. Поэтому теория Гальперина получила название теории поэтапного формирования умственных действий. В то же время Гальперин, исследуя разные способы задания ориентировочной основы, пришел к выводу о значении проблемного обучения; он также изучал условия, способствующие автоматизации и интериоризации умственного действия.

Гальперин выделил 4 первичных параметра действия:

  • уровень выполнения;
  • мера обобщения;
  • полнота фактически выполняемых операций;
  •  мера освоения.

В 1965 г. Петр Яковлевич защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственный действий и понятий»». В 1971 г. стал заведующим кафедрой возрастной психологии, а 1983 г. — профессором-консультантом этой кафедры.

Основной труд — «Введение в психологию», ставший итогом научной деятельности П.Я. Гальперина, вышел в 1976 г. Он готовил следующее издание этой книги, но не успел закончить. Умер 25 марта 1988 г.

П.Я. Гальперин (1902–1988)[9]. Век психологии: имена и судьбы

П.Я. Гальперин

(1902–1988)[9]

Согласно распространенной точке, личность творца неотделима от его творений. Далеко не всегда это положение оказывается верным. Однако жизнь П.Я. Гальперина – как личная, так и профессиональная – целиком и полностью подтверждает идею о неразрывном единстве личности ученого и созданной им теории. П.Я. Гальперин, отличавшийся от многих своих современников-ученых последовательностью научных, таким же, по свидетельствам очевидцев, был и в жизни.

При упоминании его имени перед глазами встает худой человек невысокого роста, абсолютно седой, с большим носом, в очках. Запомнилась его ироничная улыбка, красивые, как бы отточенные движения, негромкий спокойный голос. В аудиторию Петр Яковлевич всегда входил с портфелем, но во время лекций к записям почти не обращался. Говорил медленно, четко формулировал свою мысль, останавливая внимание слушателей на ключевых положениях. Его лекции вызывали большой интерес именно потому, что Петр Яковлевич всегда отвечал на многочисленные записки с вопросами.

По свидетельствам учеников и сотрудников, П.Я. Гальперин был отзывчивым и доброжелательным человеком. Его квартира являлась местом проведения интереснейших встреч и дискуссий. Отличительной чертой, на которую указывают современники П.Я. Гальперина, была его скромность. Петр Яковлевич публиковался до обидного мало. работа с его личным архивом позволяет предположить, что скромность сочеталась с очень высокой требовательностью. Статьи переписывались по 5–7 раз, главная книга «Введение в психологию» писалась более 20 лет (первые записи относятся к середине 50-х годов, а книга увидела свет в 1976 году).

Хотя печатных работ у него немного, но каждая из них – будь то статья в журнале или тезисы к конференции, интервью или брошюра – может быть рассмотрена как маленький психологический шедевр. Петр Яковлевич Гальперин безусловно занимает одно из первых мест в ряду выдающихся советских психологов. Мировую известность принесла ему теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Исследуя теоретические вопросы обучения и умственного развития, он разработал принципиально новый подход к практике школьного обучения; экспериментально показал, что возможно быстрое и эффективное усвоение без проб и ошибок основных положений любых предметных знаний (математики, физики, русского языка и др.). Представления ученого об организации усвоения знаний логически вытекает из предложенного им оригинального понимания предмета психологии как науки об ориентировке субъекта в предметной ситуации. П.Я. Гальперин создал новый метод изучения психических процессов, принципиально отличающийся от широко распространенного у нас в стране и за рубежом тестового метода исследования. Теоретически и экспериментально доказал, что магистральный путь исследования психических явлений – их построение с заданными свойствами.

Его имя хорошо известно зарубежным коллегам, его книги переведены на многие языки. Однако теоретическое наследие изучено недостаточно. До сих пор не написана биография. Это обусловлено рядом жизненных обстоятельств: многочисленные переезды мешали сохранению семейных архивов.

Петр Яковлевич Гальперин родился в 1902 году в Тамбове. Его отец Яков Абрамович Гальперин в то время был уездным врачом-отоларингологом, впоследствии он стал известным нейрохирургом. Мать София Моисеевна Маргулис была дочерью купца первой гильдии и вышла замуж за сына типографского рабочего вопреки воле родителей. В 1911 году семья переехала в Харьков, где маленький Петя пошел учиться в единственную в России гимназию с совместным обучением мальчиков и девочек. В той же гимназии в том же классе училась и Тамара Израилевна Меерзон, впоследствии жена Петра Яковлевича. По воспоминаниям сестры Полины Яковлевны Слободской, брат рос живым и озорным мальчиком. Однажды на школьной переменке он так бесился и танцевал на крыше погреба, что провалился прямо в бочку со сметаной.

Самое сильное переживание детства связано с трагической гибелью матери: ее сбила машина на глазах у сына (по разным сведениям, ему в то время было 12 или 15 лет). Петр Яковлевич вспоминал, как в детстве любил сидеть рядом с матерью и распутывать нитки для вязания. Впоследствии он говорил о поисках нити Ариадны, когда предстояло найти ответ на вопрос о происхождении психологических явлений. Можно предположить, что Петр Яковлевич видел двойной смысл этого выражения, мысленно возвращаясь в далекие детские годы. После смерти матери в дом вошла сотрудница отца операционная сестра Анна Ивановна, которая благодаря своей доброте смогла стать детям второй матерью.

Петр Яковлевич, по его воспоминаниям, много болел, точного диагноза поставить не могли, но предполагали туберкулез кишечника. Выздоровление наступило неожиданно и необъяснимо. Во время болезни он прочитал много книг по философии и психологии из отцовской библиотеки.

Отец был высокообразованным человеком, с уважением относился к знаниям. Достаточно привести такой пример: в течение двух лет в их семье жил профессор Столпнер, который, будучи почти слепым, первым перевел на русский язык Гегеля. Именно в те юношеские годы у Петра Яковлевича появилось желание найти метод, с помощью которого можно объективно исследовать человеческое мышление. Эту идею как путеводный принцип он сохранил в течение всей жизни.

Когда пришло время определиться в выборе профессии, а это были первые послереволюционные годы, отец посоветовал ему заняться медициной. С 1921 (по другим данным, с 1920-го) по 1926 год Петр Яковлевич обучался в харьковском медицинском институте и получил квалификацию врача-психоневролога.

Начиная с 3-го курса Гальперин посещал неврологическую клинику профессора Платонова, который увлекался проблемами гипноза. Первая научная работа и первая публикация будущего ученого была посвящена влиянию гипноза на пищеварительные лейкоциты. В 1926 году он начал работать в амбулаторном лечебном центре для наркоманов. Обследуя больных, пришел к выводу, что в основе наркомании лежит нарушение процессов метаболизма, которые можно восстановить с помощью яда.

С 1928 года Петр Яковлевич стал работать в психоневрологической лаборатории, которая там же, как и клиника наркомании, была частью психоневрологического института. В 1930 году он совместно с другими сотрудниками пытался объединить Психоневрологический институт с психиатрической клиникой, чтобы основать Всеукраинскую психоневрологическую академию. Хотя официальное учреждение академии так и не состоялось, она стала приглашать в Харьков специалистов из других городов. Именно с этого времени Петр Яковлевич вплотную занялся психологическими исследованиями. Вначале он работал с А.Р. Лурией, но в 1931 году присоединился к харьковской психологической группе, возглавляемой А.Н. Леонтьевым. В состав группы входили Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.А. Морозова, Р.Е. Левина, Л.С. Славина. Хотя Петр Яковлевич говорил о большом значении для него встречи с А.Н. Леонтьевым, можно предположить, что все эти люди, ставшие впоследствии известными психологами, а в то время просто влюбленные в психологию, оказывали сильное взаимное влияние друг на друга.

Работая в составе харьковской группы, в 30-е годы Петр Яковлевич пытался обоснованно доказать недопустимость сведения психологии к павловской теории высшей нервной деятельности. В Харькове он несколько раз виделся с Л.С. Выготским (Выготский умер в 1934 году), а впоследствии назвал его «действительно гениальным человеком, единственным в истории советской и русской психологии».

В 1932 году Гальперин был призван на годичную военную службу, по возвращении до 1936 году работал в академии в отделе психологии. В это время он писал кандидатскую диссертацию на тему «Орудие и средство. Различие между орудиями человека и вспомогательными средствами животных» и защитил ее в 1936 году перед медицинским научным советом Психоневрологического института. Но диссертация была принята лишь в 1938 году, так как имела выраженную психологическую направленность. В этой работе впервые было показано четкое психологическое различие между двумя видами действий с предметами: если животные пользуются предметами как продолжением естественных частей тела, то человеческие орудия очень сложные, к ним рука должна приспособиться. До настоящего времени полный текст диссертации не опубликован.

После выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) Гальперин был вынужден перейти в психиатрическую клинику, на кафедру хронических болезней, где проработал до начала войны, занимаясь в основном психиатрией.

В 1942 году Харьков был оккупирован. Психоневрологический институт, превращенный в госпиталь, переехал в Тюмень. П.Я. Гальперин проработал здесь врачом до начала 1943 гда, когда по приглашению А.Н. Леонтьева переехал в свердловск, где Леонтьев создал реабилитационный центр для лечения двигательных нарушений, возникших в результате ранений. Петру Яковлевичу удалось доказать (работа была начата еще в Тюмени), что важным условием восстановления двигательной функции руки является ее включение в привычную профессиональную деятельность (например, плотника). Кроме того, он убедительно продемонстрировал, что выполнение действия в составе осмысленной деятельности также способствует возвращению движений. Например, больной оказывается не в состоянии просто поднять руку, но может это сделать, например, чтобы достать шляпу.

Осенью 1943 года П.Я. Гальперин приехал в Москву и стал работать доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ. В конце 40-х – начале 50-х годов он провел исследования, которые позволили затем сформулировать гипотезу о поэтапном формировании умственных действий и понятий. Впервые о таком подходе Петр Яковлевич заявил в июле 1952 года, выступив в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки на основе труда Сталина по вопросам языкознания. В июле 1953 года в Москве состоялось еще одно совещание по вопросам психологии, на котором Петр Яковлевич сделал доклад «Опыт изучения формирования умственных действий». С этого времени началась история теории поэтапного формирования (ТПФ) умственных действий.

Согласно данной теории умственное развитие есть результат переноса внешних материальных действий в план восприятия, представлений и понятий. Процесс переноса осуществляется через ряд этапов, на каждом из которых происходит новое воспроизведение действия и его системные преобразования. Петр Яковлевич выделил основные свойства – параметры действия, представления о которых менялись с получением новых экспериментальных фактов и теоретических обобщений. Изменение действий по уровням, по мнению ученого, составляет основу движения по этапам. На первом формируется мотивационная основа, на втором – ориентировочная, от особенностей которой и зависит качество формируемого действия. далее начинается отработка действия. Сначала это происходит в материальной (или материализованной) форме, затем в громкоречевой: ребенок вслух повторяет содержание ориентировочной схемы. После этого постепенно исчезает внешняя сторона речи – действие осуществляется во «внешней речи про себя» и, наконец, речевой процесс уходит из сознания – действие выполняется во «внутренней речи».

Одним из ключевых понятий ТПФ является понятие ориентировки. Петр Яковлевич выделил три типа ориентировочной деятельности и соответственно три этапа учения.

Первый тип характерен для традиционного обучения, второй – для хорошего традиционного, третий – вооружает таким методом исследования, что ребенок оказывается в состоянии самостоятельно решать частные задачи. Три типа имеют разный развивающий коэффициент. Если первый и второй не влияют, по мнению Гальперина, на умственное развитие, то в третьем ярко выступает эффект общего развития. Этот тип обучения дает ребенку четкие средства различения и оценки внутреннего строения и свойств объектов, порождает сильнейший интерес к их изучению; позволяет по-новому подойти к проблеме возрастных возможностей детей, в частности, дошкольников.

Данные теоретические положения легли в основу докторской диссертации, которую Петр Яковлевич защитил в 1965 году, а в 1966 году ему было присвоено звание профессора. С 1971 года П.Я. Гальперин – заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, с 1984 года – профессор-консультант. В 1980 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В 1976 году вышла главная работа П.Я. Гальперина – «Введение в психологию». В этой небольшой по объему книге в сжатом виде изложено оригинальное понимание психологии как главной науки об ориентировочной деятельности. Несмотря на то что книга очень невелика, по глубине и важности представленных в ней проблем она может быть отнесена к числу фундаментальных теоретических работ в области общей психологии.

Петр Яковлевич готовил к печати второе, расширенное издание, но издать не успел. Он умер 25 марта 1988 года. При жизни Петр Яковлевич, как уже говорилось, публиковался мало, поэтому предстоит большая работа по внимательному изучению и систематизации его научного архива. Среди важных событий последних лет хочется отметить выход сборника трудов П.Я. Гальперина «Психология как объективная наука».

Если научный вклад ученого может быть по-разному оценен потомками, то некоторые факты личной биографии говорят сами за себя. Всю жизнь Петр Яковлевич прожил со своей женой Тамарой Израильевной Меерзон. Они были рядом в течение всей долгой совместной жизни и умерли в один год. Книге «Введение в психологию» Петр Яковлевич предпослал посвящение: «Моему дорогому другу, моей жене Тамаре Израильевне Меерзон». Это искреннее выражение любви и признательности. Далеко не каждый оказывается способным испытывать и вызывать такие чувства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Век образования. Год 1960. Личность года.      Гальперин П.Я.

Среди плеяды отечественных психологов Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) представляется фигурой не только великой, но во многом загадочной. Мировую известность ему принесла выдвинутая им теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов, в которой проанализировано становление основных компонентов психической деятельности. В современной психологии идеи П. Я. Гальперина позволили на принципиально новом уровне решать проблемы интеллектуального развития ребенка и строить практику обучения. Его книги переведены на многие языки. Он стал основателем научной школы, последователи которой работают в различных странах мира.

Петр Яковлевич был необыкновенным человеком: его отличали благородные манеры, красивое лицо, удивительная деликатность, доброжелательность, чуткость и скромность, поразительное чувство юмора. И вместе с тем он был ученым мировой величины, выдающимся мыслителем в области теории и истории психологии, педагогики, детской психологии.

Детские годы Гальперина прошли в интеллигентной еврейской семье. Поскольку мать погибла, когда Петру было 15 лет, основное влияние на его формирование оказал отец – талантливый врач. Несомненно, под влиянием отца Петр Яковлевич поступает в медицинский институт в Харькове. Судьбоносной для Петра Яковлевича оказалась встреча с А.Н. Леонтьевым, который с группой психологов приехал в Харьков и начал исследовательскую деятельность в Психоневрологическом институте. Это были молодые люди, очарованные психологией и влюбленные в Л. С. Выготского. Увлеченность Гальперина психологией была необычайна. Достаточно сказать, что он, чтобы не отвлекаться на лечение, вырвал зубы из обеих челюстей и вставил искусственные.

После постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов» для психологии наступили особенно тяжелые времена. И только после войны стало возможно возвращение Гальперина к научной работе. В 1960 г. Петр Яковлевич публикует впервые в целостном виде свои подходы к поэтапному формированию умственной деятельности. Смысл ее заключался в том, что, задавая ориентировочную основу действия, педагог получает возможность формировать у школьников умственные действия с заранее заданными свойствами. К сожалению, по до конца не ясным причинам, это исследование в целостном виде не было завершено. Зато были созданы такие фундаментальные труды как «Введение в психологию» и «Актуальные проблемы возрастной психологии».

Петр Яковлевич был не только любимцем студентов и сотрудников кафедры психологии МГУ. Он пользовался непререкаемым авторитетов среди учеников Выготского, они называли его ласково «Гальпетя» и считали самым эрудированным и мудрым психологом. Он обладал строгим, рациональным, проницательным умом, четкой логикой. Был необыкновенно требователен и даже суров к себе. Всегда подолгу занимался шлифовкой своих рукописей. Кстати, расшифровать его записи и заметки нелегко, – все они сделаны своеобразной скорописью, состоящей из одних согласных букв. Хотя сам Петр Яковлевич, как и члены его семьи не пострадали от репрессий, но в его душе навсегда поселились страх и осторожность.

Статьи

Актуальность (теоретическое обоснование). Традиционно разработка практических занятий на уроках химии нацелена на выстраивание узкой взаимосвязи между теорией и практикой. На таких уроках обычно следуют за предписанной программой и не придают важности размышлениям о значении предлагаемых действий. Чтобы улучшить изучение химии, мы предлагаем новую модель, которая базировалась бы на теории деятельности (ТД), а также включала бы полную схему ориентировочной основы действия (ООД). Это позволило бы направлять экспериментальную деятельность на развитие правильного мышления в сфере химии у учеников и пробудило бы их творческое начало.

Цели. Цель данной статьи — предложить модель, основанную на теории деятельности А.Н. Леонтьева, которая позволила бы направлять экспериментальную деятельность; сущность этой деятельности состоит в поиске решений поставленных задач и создании хорошо структурированной и творческой среды при обучении химии.

Методы. В образовательном эксперименте приняли участие 23 студента первого курса (средний возраст 19 лет) дисциплины «Общая химия» курса машиностроения одного из университетов на Кубе. Эксперимент состоял из начальной диагностики, необходимой для разработки моделей (ООД) пяти экспериментальных действий во время занятия. Данные были собраны из наблюдений на занятии. Наблюдения основывались на использовании студентами предлагаемых моделей и письменных текстов, которые они составляли при выполнении действий во время эксперимента. Данные анализа включали три уровня представления действий студентами, включая следующую классификацию по качеству выполнения действий: верно (I), частично верно (II), неверно (III) (согласно ООД).

Результаты. Мы обнаружили, что число студентов, правильно выполнявших задания, увеличивалось при работе по модели ООД от ЭД2 до ЭД6. C учетом того, что ООД создаются, чтобы упростить обучение комплексным действиям, такой результат большинства студентов говорит о постепенном освоении содержания предмета «химия» на хорошем уровне, особенно в том, что касается экспериментальной деятельности (86,9% на уровне 1 на ЭД6). Студенты постепенно выказывали более высокий уровень знаний, мотивации и независимости во время проведения эксперимента, улучшали продуктивность социального взаимодействия в парах и с преподавателями во время занятий.

Выводы. Полученные результаты показали возможности организации экспериментальных действий, основывающихся на теории деятельности, которая повышает эффективность преподавания в сфере профессиональной подготовки. Такой подход рассматривается как более прогрессивный способ преподавания в профессиональной среде. Решение рассматривать стратегию по решению задач как экспериментальную деятельность, разработанную на основе направленности действия, дает студентам больше возможностей вовлекаться в решение задач сознательно и творчески, исследовать, принимать решения, становиться мотивированными участниками процесса обучения.


Ключевые слова: теория деятельности, преподавание химии, обучение, полная ориентировочная основа деятельности

П. Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

УДК 159.9.018

П.Я. Гальперин как теоретик и методолог психологической науки

А.Н. Ждан

При систематическом рассмотрении основного вопроса — о предмете психологии … возникла необходимость критического анализа и теоретического исследования с привлечением материала смежных наук.

П.Я. Гальперин.

отечественной психологической науке методологами принято считать основателей крупных общепсихологических концепций -Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г Ананьева. Из следующего поколения ученых — Б.Ф. Ломова. Однако без имени П.Я. Гальперина этот перечень будет неполным.

В рамках данной статьи (не претендуя на исчерпывающий анализ) попытаемся обосновать это положение и с этой целью воссоздать общие методологические принципы, раскрыть содержание, особенности, место и функции методологии в творчестве П.Я. Гальперина.

Разработанная Петром Яковлевичем оригинальная общепсихологическая концепция преемственно связана с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского и психологической теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Развивая экспериментально-генетический метод, общая стратегия которого была намечена Л.С. Выготским, он создал новый метод психологического исследования — метод формирующего эксперимента (Гальперин, 1966, №4).

Построение общепсихологической

концепции проходило одновременно с осмыслением комплекса важнейших

вопросов научной методологии и психологической теории. В их числе оказались неразрывно связанные друг с другом проблемы, где основной стала проблема сущности психического (шире — места психического) в мире (психофизическая проблема). Она решалась во взаимосвязи с вопросом об объективной необходимости и объективных признаках психического и функций психики в поведении животных и человека.

Рассмотрение обозначенных выше проблем подготовило почву для постановки центрального для психологической науки вопроса — о ее предмете и методе. «Вопрос о предмете изучения, — писал П.Я. Гальперин, — это не только первый и сегодня, может быть, самый трудный из больших теоретических вопросов психологии, но вместе с тем во-

прос неотложной практической важности» (Гальперин, 1976, С. 7). Ученый считал его особенно важным потому, что от его решения зависит понимание того, чем должен заниматься психолог, какие задачи он призван решать.

Вспоминаю один эпизод из своего опыта работы с Петром Яковлевичем. К нему обратилась сотрудница нашего факультета с просьбой помочь ее сыну, ученику 6-го класса, который не успевал по физике, в частности, не справлялся с решением задач. Дополнительные занятия с учителем, которые сводились к решению большого числа задач, не приводили к успеху. Петр Яковлевич поручил мне подойти к этой ситуации с психологической точки зрения, понять ее как психологическую проблему. Нужно было выяснить, что не позво-

Антонина Николаевна Ждан — член корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

ляет ученику правильно решить задачу. Опираясь на проведенное к этому времени известное исследование Л.Ф. Обуховой (Обухова, 1968), удалось установить, что этот ученик не умел учитывать

все аспекты проблемной ситуации задачи. Наши дополнительные занятия с ним были направлены на то, чтобы научить его восстанавливать по условиям задачи фактическую ситуацию. Данный пример наглядно показывает, чем отличается педагогический подход к работе с неуспевающими учениками от психологического подхода. Становится понятно, в чем заключается практическая значимость решения вопроса о предмете психологии. Определение различий в позициях педагога и психолога при решении учебных задач — это часть большого вопроса о соотношении психологии с философией и смежными науками, также изучающими различные аспекты психики, и, прежде всего, с физиологией (психофизиологическая проблема) и биологией.

Чтобы избежать ошибок редукционизма (еще одна тема в комплексе теоретических идей П.Я. Гальперина) необходимо было осознать соотношение между физиологическими процессами и психическими явлениями, чтобы не допустить сведения психического к физиологическому и, в соответствии с этим, определить роль биологического в психическом развитии человека. Это нужно для того, чтобы не попасть в ловушку биологизации, которую расставляет перед исследователем большая и неоднозначная научная проблема соотношения биологического и социального в человеке. Разделяя позиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и учения А.Н. Леонтьева об исторической природе психики и сознания человека, ПЯ. Гальперин дал свое оригинальное представление о биологическом начале в психическом развитии человека. Общественная природа жизни людей, в отличие от биологического

№ 2 [8] 2012

типа жизни животных, привела к образованию новой, исторической по своей природе психики человека. Это выразилось не только в приобретении оригинальных свойств, но и в отмирании у человека ин-

стинктов. При этом значимость органических особенностей, телесных анато-мо-физиологических характеристик и вызываемых ими органических потребностей сохраняется. Однако эти органические особенности не предопределяют поведение человека в обществе.

Важнейшей в творчестве П.Я. Гальперина была психологическая проблема взаимоотношения языка и мышления и шире — языка и сознания. Ее реше-

ние вылилось в создание нового понятия — языкового сознания. Для творчества ученого было характерно строгое отношение к научной терминологии.

С этим связано его внимание к определениям основных психологических понятий (Гальперин, 1973). На конкретном примере разграничения понятий «биологического» и «органического» (Гальперин, 1975) он показал значимость работы в области научной терминологии как методологической проблемы. Эти и некоторые другие большие теоретические вопросы психологического познания занимают существенное место в ряду

научных исследований П.Я. Гальперина.

Общую философскую основу их решения и формирования концепции в целом составляет диалектический материализм (Гальперин, 1976, С. 36-57; Галь-

перин, 1992, С. 5). Однако в своих трудах он не давал подробного анализа этого учения, не останавливался на характеристике того вклада, который оно вносит в психологическую науку. Ученый использовал диалектико-материалистическую трактовку таких понятий как «материя», «идеальное», «психика» в целях обоснования психологических представлений об образе, идеальных действиях и др.

У П.Я. Гальперина нет специальных трудов, посвященных методологии психологии. Она не выделялась в его творчестве в отдельную область, но составляла необходимый компонент всех его работ и была неразрывно связана с собственными конкретными теоретическими и эмпирическими исследованиями. Методологическая позиция пронизывает всю систему его идей, является хребтом, поддерживающим эту систему. Она соответствует идеям Л.С. Выготского о месте методологии в научном исследовании. По Выготскому, «есть два различных способа методологического оформления конкретных психологических

исследований. При одном методология исследования излагается отдельно от самого исследования, при другом она пронизывает все изложение. Можно было бы назвать немало примеров того и другого. Одни животные — мягкотелые -носят свой костяк снаружи, как улитка раковину; у других скелет помещается внутри организма, образуя его внутренний остов. Второй тип организации представляется нам высшим не только для животных, но и для психологических монографий» (Выготский, 1983, С. 23). Научная система П.Я. Гальперина принадлежит ко второму, высшему типу

ее методологического оформления.

Выработанная им четкая методологическая позиция составляет основу всех его исследований. Поскольку ее положения и принципы не были специально

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Разделяя позиции культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и учения А.Н. Леонтьева об исторической природе психики и сознания человека, П.Я. Гальперин дал свое оригинальное представление о биологическом начале в психическом развитии человека. Общественная природа жизни людей, в отличие от биологического типа жизни животных, привела к образованию новой, исторической по своей природе психики человека. Это выразилось не только в приобретении оригинальных свойств, но и в отмирании у человека инстинктов

В своих исследованиях П.Я. Гальперин сделал следующий шаг в изучении интериоризации. Он выдвинул новую теоретическую задачу: развернуть содержание этого процесса, выделить его этапы.

У П.Я. Гальперина нет специальных трудов, посвященных методологии психологии. Она не выделялась в его творчестве в отдельную область, но составляла необходимый компонент всех его работ и была неразрывно связана с собственными конкретными теоретическими и эмпирическими исследованиями.

систематизированы автором, существует самостоятельная задача экспликации методологических принципов, на которые он реально опирался. Эта задача требует специальной работы, которая к настоящему моменту частично проделана А.И. Подольским, Н.Н. Нечаевым, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдовым, Л.Ф. Обуховой и другими учениками и последователями П.Я. Гальперина. В данной статье освещаются те аспекты методологической позиции ученого, которые, на наш взгляд, еще не привлекали к себе достаточного внимания.

Важнейшим методологическим принципом научной системы П.Я. Гальперина является положение о единстве теории и истории. Все его творчество служит яркой иллюстрацией необходимости освоения исторического опыта. Известно, что история психологии была самостоятельной областью научного творчества и педагогической деятельности ученого (Ждан, 2011). В своем главном труде «Введение в психологию» он в предельно сжатой форме схематически кратко, но в содержательно-проблемном ключе обозначил исторический путь, пройденный мировой и отечественной психологической наукой с момента ее возникновения (Гальперин, 1975, С. 11-35). Также во всех других своих работах, посвященных более частным вопросам, П.Я. Гальперин обращается к историческому опыту, опирается на него. Этот опыт рассматривается им не только с внешней стороны, т.е. не как простое указание на то, что сделано предшественниками. Он углубляется в дух и смысл проделанной ими работы. «Без нового понимания того, что составило зерно истины в прежнем понимании психики, и почему оно ошибочно в целом, что на самом деле есть то, что называется психической деятельностью и что составляет в ней предмет психологии, — словом, без преодоления так называемых опытных основ классической психологии невозможно систематическое построение психологии как объективной науки» (Гальперин, 1981, С. 50). В своих размышлениях о прошлом науки, он показывает, что историческая последовательность и связь понятий и теорий учит посредством постижения своих ошибок правильному пониманию психологических проблем. В этом заключается необходимость владения историей.

Вспомним, например, статью П.Я. Гальперина об интериоризации. Это — центральный в его концепции вопрос и одновременно объект постоянной критики. Статья начинается с указания на особое значение понятия интериоризации у Л.С. Выготского. Он называет эти другие теории: систему психологических взглядов французской социологической школы, идеи Ж. Пиаже о роли интериоризации в образовании операций, рассматривает трактовку

В общем — за позитивистскую точку зрения в подходе к ним. Согласно П.Я. Гальперину, позитивистские установки в психологии заключаются в том, что в качестве единиц психологической действительности признаются «позитивные вещи» — явления сознания или поведения, они же объявляются предметом психологии. Но, как он не уставал повторять, психическое явление, которое мы наблюдаем в себе или в поведении, представляет некоторую целостность. В ней смеша-

Важнейшим методологическим принципом научной системы П.Я. Гальперина является положение о единстве теории и истории. Все его творчество служит яркой иллюстрацией необходимости освоения исторического опыта.

этого явления. Особенно обстоятельно раскрывается учение Л.С. Выготского, в преемственной связи с которым дается собственное новое определение этого понятия. П.Я. Гальперин показывает, что Л.С. Выготским намечен подход к генетическому исследованию интериори-зации как процесса, в котором происходит не просто его транспортировка из одной формы — внешней и социальной в другую — внутреннюю и индивидуальную (к чему до этого сводилась трактовка интериоризации), но происходит созидание внутреннего плана сознания. В своих исследованиях П.Я. Гальперин сделал следующий шаг в изучении инте-риоризации. Он выдвинул новую теоретическую задачу: развернуть содержание этого процесса, выделить его этапы. Решение этой задачи вылилось в построение теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий, которая составляет основное содержание его общепсихологической концепции.

История в изложении П.Я. Гальперина пронизана критикой, скептическим отношением к историческому опыту. Его

ны разные стороны: психологическая, логическая, физиологическая, философские аспекты. В своих исследованиях ученый доказывает, что «все формы душевной деятельности по своему основному назначению — суть разные формы ориентировки в проблемных ситуациях, вызываемых различиями этих ситуаций. Такое понимание душевной жизни радикально меняет и предмет, и направление ее исследований» (Гальперин, 1987, С. 174), и составляет задачу и предмет психологии. Такое понимание потребовало новых методов исследования. Недостатком всех прежних методов является их ограниченность поверхностью изучаемых психических явлений, они констатируют явление, но не позволяют проникнуть в его сущность, а, как известно, в науке сущность и явление не совпадают. В отличие от методов, описывающих психические явления и процессы (Петр Яковлевич называет их констатирующими, срезовыми методами), нужны методы, позволяющие выявлять сущность психического (Гальперин, 1966, №4).

Критика позитивизма в психологии -одна из важных особенностей методо-

Критика позитивизма в психологии — одна из важных особенностей методологии П.Я. Гальперина. Она присутствует во всех его опубликованных работах, а также в устных выступлениях, в частности, на методологических семинарах.

историческое мышление одновременно и критическое мышление. Он критикует все предшествующие подходы к решению фундаментальных психологических проблем, и прежде всего, проблем предмета и метода психологии. За что критикует?

логии П.Я. Гальперина. Она присутствует во всех его опубликованных работах, а также в устных выступлениях, в частности, на методологических семинарах. Он писал и говорил о том, что позитивизм пронизывает всю классическую эмпирическую психологию с ее тезисом

о чувственном опыте как источнике фактов. Он вскрывал позитивистское начало и в больших направлениях психологии XX в. — в психоанализе, в гештальтпси-хологии, бихевиоризме. Не освободилась от него и советская психология. В качестве иллюстрации этого утверждения ученый приводил слова С.Л. Рубинштейна, которыми открываются его знаменитые «Основы»: психология изучает специфический круг явлений, который «выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, мысли, желания, чувства, стремления, желания и т.п.» (Рубинштейн, 1946, С. 5). П.Я. Гальперин считал такое указание недостаточным, потому что в нем не выделено, что именно в названных явлениях

является задачей психологического изучения, в чем заключается их психологическая сущность.

Что такое сущность в психологии? Согласно П.Я. Гальперину, сущность психических явлений — это их психологические механизмы как те отношения, в системе которых возникают и затем познаются психические явления. Ученый раскрывает понятие психологической сущности через изучение психологических механизмов, строго отграничивая их от физиологических механизмов, к которым обычно сводилось объяснение психических явлений. Психологические механизмы обнаруживаются при условии кардинального изменения всей стратегии научных исследований, которая получила воплощение в концепции формирующего эксперимента. По отношению к умственному действию — объекту многолетних экспериментальных исследований в школе П.Я. Гальперина, его психологическим механизмом являются ориентиры, направляющие действие. В них представлен образец действия, намечен путь его выполнения. Их содержание и преобразования, которые они претерпевают в процессе планомерно-поэтапного формирования от внешних развернутых форм действия к выполнению в идеальном плане, составляют психологическую сущность умственного действия. Явление не похоже на то, что за ним скрывается. «Лишь фун-

кционально-генетическое исследование раскрывает их действительные отношения и обнаруживает у психических явлений сущность…» (Гальперин, 1966, №6, С. 30). Задача изучения сущности психических явлений и процессов стала объективно разрешимой с помощью нового метода исследования, созданного ученым. Им стал метод формирующего эксперимента как процесса планомерного формирования действия с заданными свойствами (Гальперин, 1966, №4). Концепция П.Я. Гальперина — это реализация объективности исследования психики, поскольку содержание психических явлений устанавливается объективно, допускает объективную проверку

(Гальперин, 1987). Объективность в этом смысле, как подчеркивал Петр Яковлевич, не имеет ничего общего с объективностью в психологии бихевиористского толка (там же, С. 174).

В связи с рассмотрением вопроса о предмете и методе в психологии П.Я. Гальперин высказывает свое отношение к проблеме редукционизма. Поскольку психические явления или (как часто говорил и писал Петр Яковлевич) психическая деятельность, имеет много сторон, каждая из которых составляет предмет отдельной науки, психология должна учитывать этот факт: изучаемая ею «психологическая сторона теснейшим образом» связана с другими их сторонами, а психология -с другими науками (Гальперин, 1966, №6 С. 31). Но понимание психологических закономерностей она не должна искать в других науках, даже непосредственно связанных с ней, прежде всего, в физиологии как особенно близкой к психологии области. Бескомпромиссная позиция по отношению к редукционизму — это другая сторона главного для П.Я. Гальперина теоретического вопроса — определения специфики предмета психологии. Он объявляет борьбу с редукционизмом, как явным (например, в рефлексологии), так и скрытым, борьбу «с подменой процессов и законов психологии процессами и законами тех областей

знания, которые усваиваются человеком и воспроизводятся в теоретической и практической деятельности — законами логики, лингвистики, математики и т.д.» (Гальперин, 1992, С. 5).

Таким образом, историческое критическое мышление П.Я Гальперина позволило ему открыть новые перспективы в развитии психологической науки.

Выявление психологических механизмов психической деятельности открывает пути, позволяющие понимать, объяснять и воздействовать на психические процессы. Тем самым теория неразрывно связывалась с практикой. Связь теории с практикой — важнейшая методологическая особенность психологии П.Я. Гальперина. В его творчестве не было разделения психологии на теоретическую и прикладную, практическую. В своих работах он доводил теоретическое рассмотрение того или иного вопроса до его использования в решении практической задачи. Так, например, в статье о языковом сознании он рассматривает вопросы большой теории: о природе сознания, его связи с языком в учения Гумбольдта, в теории лингвистической относительности Сэпира-Уорфа и т.д. Казалось бы, все это очень далеко от практики. Но с самого начала Петр Яковлевич заявляет: «К проблеме «язык и мышление» я подхожу, прежде всего, практически -с точки зрения задачи построения речи на иностранном языке» (Гальперин, 1977, С. 95). На основе выделения языкового сознания им решалась практическая задача построения научно обоснованного метода обучения иностранному языку и вытекающих из него конкретных методик.

Поскольку центральной областью практики, в соотношении с которой велась исследовательская работа П.Я. Гальперина, был педагогический процесс, нередко (хотя это и неадекватно) его называют педагогическим психологом, а созданную им концепцию относят к педагогической психологии. В действительности его теория открывала пути решения любых практических задач не только в сфере образования, но и во всех тех областях, в которых стоит задача овладения каким-то материалом — знанием, навыком: в психологии труда, в практике восстановительного обучения при мозговых нарушениях и в других областях. Методо-

В творчестве П.Я. Гальперина не было разделения психологии на теоретическую и прикладную, практическую. В своих работах он доводил теоретическое рассмотрение того или иного вопроса до его использования в решении практической задачи.

№ 2 [8] 2012

и

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

логия П.Я. Гальперина надежно защищает психологическую науку от схизиса между ее теоретической и практической областями. В силу этого его концепция сохраняет свою актуальность для современной ситуации в науке с ее бурным развитием практической психологии.

2 октября 2012 г. исполнилось 110 лет со дня рождения П.Я. Гальперина. Концепция, созданная им в другую эпоху, в других общественно-исторических условиях и в другой научной ситуации в психологии, представляет не только чисто исторический интерес. Эта система и ее методологические принципы -единство теории и истории, направленность на изучение сущности психических явлений против позитивистских стандартов как неадекватной позиции, от которой, однако, психология не освободилась до сих пор; единство теоретической и практической прикладной психологии, составляющие самую душу его трудов, пронизывающие все его творчество, выполняющие важную реальную

функцию средства научного психологического познания и его практического использования и сегодня так же актуаль-

ны как и при жизни Петра Яковлевича. В условиях, когда междисциплинарные связи стали едва ли не самой характерной особенностью современной ситуации в психологической науке, когда стираются грани между психологическими отраслями, задачи психологического познания не освобождают исследователя от выработки определенного взгляда на проблему редукционизма и на другие методологические положения, которые защищал Петр Яковлевич.

П.Я. Гальперин преподал нам большой методологический урок. Всей своей деятельностью он утверждал единство методологии и конкретных научных ис-

следований, он показал невозможность или, скажем мягче, непродуктивность разработки методологии в отрыве от эм-

пирической работы в психологии. Только та методология является плодотворной, которая вырабатывается на основе творческого освоения исторического опыта путем его критического анализа и в процессе собственных конкретных исследований, в которых она проверяется на истинность и необходимость и постоянно совершенствуется. Этот урок важен и очень нужен сегодня. Он звучит особенно актуально в современных условиях, когда развитие методологии достигло небывалого масштаба и выдвинуло специалистов, для которых методология стала единственной областью деятельности.

П.Я. Гальперин преподал нам большой методологический урок. Всей своей деятельностью он утверждал единство методологии и конкретных научных исследований, он показал невозможность или, скажем мягче, непродуктивность разработки методологии в отрыве от эмпирической работы в психологии.

Литература:

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций

// Л.С. Выготский Собр. соч. в 6 т., Т. 3. — М., 1983.

2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976.

3. Гальперин П.Я. Идеи Л.С. Выготского и задачи психологии сегодня

// Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Москва, 23 — 25 июня, 1981 г. — М., 1981. — С. 46-50.

4. Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека

// Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму Москва, сентябрь 1975. -М., 1975. — С. 250-262.

5. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. — 1966. — №6. — С. 25-32.

6. Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления

// Вопросы психологии. — 1966. — №4. — С. 128-135.

7. Гальперин П.Я. О возможности построения объективной психологии

// Вопросы психологии. — 1987. — №6. — С.174-175.

8. Гальперин П.Я. Опыт систематического определения основных понятий психологии (рецензия на книгу Платонов

К.К. О системе психологии. — М., 1972)

// Вопросы психологии. — 1973. — №2. — С.148-150.

9. Гальперин П.Я. Ответы на вопросы корреспондента журнала «Estudios de psychologis»

// Вестник МГУ Серия 14. Психология. — 1992. — №4. — С. 5-10.

10. Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления

// Вопросы философии. — 1977. — №4. — С. 95-101.

11. Ждан А.Н. История психологии на кафедре общей психологии: исследования и преподавание

// Вестник МГУ Серия 14. Психология. — 2011. — №1. — С.3-11.

12. Обухова Л.Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач

// Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности / под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. — М., 1968. -С.153-186.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

Наград 2021 | Кафедра физики

Награда председателя за выдающиеся заслуги

Награда аспиранту или студенту бакалавриата в знак признания выдающихся заслуг перед кафедрой, большим университетом, местным сообществом или более широким научным сообществом.

Даниэль Норчини

Джулиан Куэвас-Сепеда

Каэли Хьюз

Катрина Миллер

Эдгар Марруфо Вильяльпандо

Лиза Лин


Награды бакалавриата

Стипендия Grainger Senior

Награда третьему курсу физики, проявившему особый интерес и способности к работе в лаборатории, а также выдающееся мастерство в формальной курсовой работе.

Хуитинг Лю


Премия Льюиса

Награда лучшему выпускнику факультета физики.

Лиза Лин

Сици Ни


Летняя исследовательская премия Селове

Награда перспективному студенту бакалавриата, продемонстрировавшему исследовательские способности в области физики.

Лара Браверман

Оливер Гальперин

Фансинь (Сэм) Ли


Конрад Кенингсманн

Хуитин Лю

Кейер Тимьян

Тингран Ван


Награда EFI Натана Шугармана

Жоао Франсиско Шида


Награды выпускникам

Товарищество Блументаля

Награда аспиранту в области теоретической физики со статусом ординатуры.

Колин Шайбнер


Стипендия выпускников Grainger

Награда перспективному аспиранту, продемонстрировавшему исследовательские способности в области экспериментальной физики.

Чжэндун Чжан


Премия Йод

Награда аспиранту за выдающиеся исследования в области экспериментальной физики.

Мелоди Лим


Премия Сидни Нагеля за творчество в исследованиях

Награда студенту, чье оригинальное исследование включает в себя очаровательные образы.

Роберт Мортон


Премия Винштейна в области приборостроения

Награда аспиранту за выдающуюся работу в области разработки или применения приборов.

Эмили Смит


Премия Вентцеля для преподавателей

Награда выпускнику первого курса за выдающуюся работу в качестве ассистента преподавателя.

Эгэ Эрен


Премия за преподавание физических наук

Виктор Чжан


Награда EFI Натана Шугармана

Игорь Лобач

Икун Ван

Рик Гальперин

Адъюнкт-лектор
Профессор практики прав человека
Директор Программы образования в области прав человека

О

Образование

Ф.Д., Обернский университет,
Магистр искусств, Южный методистский университет
Бакалавр гуманитарных наук, Университет Джорджа Вашингтона,

Рик Гальперин является директором программы образования в области прав человека Южного методистского университета http://www.smu.edu/humanrights/ и читает курсы в SMU, в том числе: «Дилемма Америки: борьба за права человека»; Америка и эпоха геноцида; и «Америка в ярости: от Брауна до Уотергейта, 1954–1974».

У него часто берут интервью по телевидению и радио, а также в печатных СМИ, и он выступает на национальном и международном уровнях по широкому кругу вопросов прав человека, включая геноцид и смертную казнь 

Гальперин работал в Совете директоров Amnesty International США с 1989 по 1995 год и снова с 2004 по 2010 год; он занимал пост председателя правления с 1992 по 1993 год и снова с 2005 по 2007 год.Он также является членом Национального консультативного комитета по смертной казни, Национальной коалиции за отмену смертной казни и Техасской коалиции за отмену смертной казни (был президентом с 2000 по 2006 год и с 2007 года по настоящее время).

Гальперин участвовал во многих проектах по наблюдению за соблюдением прав человека, в том числе в составе делегации Amnesty International, которая расследовала условия содержания в тюрьме Террелла (техасская камера смертников) в Ливингстоне, штат Техас. В 1998 году он был свидетелем казни со смертельной инъекцией в камере смерти в Хантсвилле, штат Техас.Гальперин также входил в состав делегации ООН по правам человека и проверял условия содержания в тюрьмах Дублина, Ирландия, и Белфаста, Северная Ирландия, для подготовки отчета Ирландской комиссии по тюрьмам, а также участвовал в составе делегации по наблюдению за соблюдением прав человека в Сальвадоре в 1987 году. 

В Помимо своей работы против смертной казни, Гальперин также активно работает в других областях прав человека. Он работает с различными организациями, которые добиваются улучшения положения с правами человека от имени женщин, детей, геев и лесбиянок, представителей коренных народов, лиц, переживших пытки, заключенных в тюрьму политических узников совести и правозащитников, журналистов и медицинских работников, находящихся под незаконным -остановить нападение со стороны правительств по всему миру.

Гальперин возглавляет группы заинтересованных лиц, в том числе студентов, преподавателей и членов сообщества, три раза в год в образовательных поездках по правам человека в такие места, как Аргентина, Камбоджа, Руанда, Южная Африка, Сальвадор, Босния и многочисленные места Холокоста по всей стране. Европа. Каждый декабрь он берет группу в лагеря смерти и другие места Холокоста в Польше на две недели. Эти поездки призваны частично отдать дань уважения тем мужчинам, женщинам и детям, которые были уничтожены в лагерях, а также почтить память тех, кто выжил.(http://smu.edu/newsinfo/stories/rick-halperin-trip-dec2006.asp) Необходимо было и остается помнить, что человеческий дух способен вынести и победить самые невообразимые ужасы, которые может произвести человечество. .

Марк Гальперин — Чарли Роуз

250 выступлений
Старший политический аналитик, NBC News

Видео

250
  • Беспорядки в Белом доме
    Политика Дата выхода в эфир 27.07.2017
    Политологи Марк Гальперин и Джон Хайлеманн обсуждают политические беспорядки в Белом доме.
  • Беспорядки в Белом доме; Конор Оберст
    Развлечения, политика Дата выхода в эфир 27.07.2017
    Политологи обсуждают политические беспорядки в Белом доме. Оберст представляет свой новый альбом «Приветствия».
  • «Цирк»
    Политика Дата выхода в эфир 13.04.2017
    Марк Гальперин и Джон Хайлеманн, соавторы политического документального сериала «Цирк.»
  • «Цирк»; Дэн Ламот; DVF Awards
    Мир, политика, общество Дата выхода в эфир 13.04.2017
    Соавторы документального сериала «Цирк». Дэн Ламот об использовании новой бомбы. Дайан фон Фюрстенберг и Джейн Гудолл на церемонии вручения наград DVF.
  • Финальные дебаты
    Политика Дата выхода в эфир 19.10.2016
    Анализ финальных президентских дебатов с журналистами и экспертами.
  • Налоги Трампа, продолжение.
    Политика Дата выхода в эфир 03.10.2016
    Обсуждение недавних новостей о том, что Трамп мог бы избежать подоходного налога почти на миллиард долларов.
  • Налоги Трампа
    Политика Дата выхода в эфир 03.10.2016
    Журналисты описывают, как Дональду Трампу удалось избежать налогов на миллионы долларов.
  • Анализ дебатов; Вспоминая Арнольда Палмера
    Политика, спорт Дата выхода в эфир 26.09.2016
    Взгляд на первые дебаты между Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон.Мы помним жизнь чемпиона по гольфу Арнольда Палмера.
  • Анализ дебатов
    Политика Дата выхода в эфир 26.09.2016
    Взгляд на первые дебаты между Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон.
  • Новости о выборах
    Политика Дата выхода в эфир 06.09.2016
    Джон Хейлеманн и Марк Гальперин обсуждают последний отрезок кампании: до выборов осталось всего 62 дня.
  • Обновление выборов; Яблоко; Дана Прист
    Мир, Политика, Технологии Дата выхода в эфир 06.09.2016
    Взгляд на финал кампании. Предварительный просмотр новых продуктов Apple. Дана Прист о расследовании возможного российского взлома.
  • Трамп и права на оружие
    Политика Дата выхода в эфир 10.08.2016
    Карен Тумалти и Марк Гальперин обсуждают недавние комментарии Дональда Трампа относительно Хиллари Клинтон и Второй поправки.
  • Политика; Кларисса Уорд; «Флоренс Фостер Дженкинс»
    Мир, развлечения, политика Дата выхода в эфир 10.08.2016
    Недавние комментарии Дональда Трампа относительно Хиллари Клинтон и Второй поправки. Об Алеппо сообщает корреспондент Кларисса Уорд. Посмотрите на «Флоренс Фостер Дженкинс».
  • Марк Гальперин
    Политика Дата выхода в эфир 04.08.2016
    Марк Гальперин о президентской кампании и вражде Дональда Трампа с семьей Хан.
  • Зика; Марк Гальперин; Хавьер Муньос; «Боевые псы»
    Развлечения Дата выхода в эфир 04.08.2016
    Доктор Энтони Фаучи о вирусе Зика. Марк Гальперин о президентской кампании. Хавьер Муньос о роли Александра Гамильтона. «Боевые псы» с режиссером Тоддом Филлипсом и актером Джона Хиллом.
  • Речь Клинтон
    Политика Дата выхода в эфир 02.06.2016
    Марк Гальперин и Джон Хайлеманн обсуждают сегодняшнюю речь Хиллари Клинтон, осуждающую Дональда Трампа.
  • Политика; Дэвид Петреус; Эверест
    Мир, Политика, Спорт Дата выхода в эфир 02.06.2016
    Обсуждение сегодняшней речи Хиллари Клинтон, осуждающей Дональда Трампа. Дэвид Петреус о продолжающейся битве за Эль-Фаллуджу. Альпинисты Эдриан Баллинджер и Кори Ричардс…
  • электронных писем Клинтона; Джулиан Барнс; Джессика Лэнг
    Развлечения, Политика, Книги Дата выхода в эфир 25.05.2016
    Обсуждение отчета Государственного департамента о методах электронной почты Хиллари Клинтон.Писатель Джулиан Барнс. Актриса Джессика Лэнг о своей роли в фильме «Долгое путешествие в…
  • Электронная почта Клинтон
    Политика Дата выхода в эфир 25 мая 2016 г.
    Обновление отчета Государственного департамента о методах электронной почты Хиллари Клинтон.
  • «Цирк»; Марк Ронсон; Майкл Эрик Дайсон
    Развлечения, политика, общество Дата выхода в эфир 11.05.2016
    Взгляд на сериал Showtime «Цирк.» DJ Марк Ронсон. Майкл Эрик Дайсон о президенте Обаме и гонке.

Вам также может понравиться

Клуб львов Оук-Клифф

Рик Гальперин является директором программы прав человека Эмбри в Колледже гуманитарных наук и наук Дедмана Южного методистского университета. Он поступил на исторический факультет университета в 1985 году и начал преподавать курсы по правам человека в 1990 году.

В 2012 году SMU начал предлагать бакалавриат по специальности «Права человека», что сделало его первым университетом на Юге и только пятым в стране, предложившим такую ​​степень.Это произошло через пять лет после того, как Программа по правам человека Эмбри была создана благодаря подарку от Семейного фонда Эмбри в Далласе.

Вне классной комнаты Гальперин трижды в год проводит группы студентов, преподавателей и членов сообщества в образовательных поездках по правам человека в такие места, как Аргентина, Камбоджа, Руанда, Южная Африка, Сальвадор, Босния и многочисленные места Холокоста по всей Европе. Сюда входит и Польша, где в течение последних двух недель декабря он берет группу для посещения лагерей смерти и других мест Холокоста, чтобы узнать и отдать дань памяти мужчинам, женщинам и детям, уничтоженным в лагерях, и почтить память тех, кто пережил этот опыт.

Гальперин занимал много руководящих постов в организациях по правам человека и социальной справедливости, включая Amnesty International USA, в которой за более чем 40 лет работы он трижды был председателем совета директоров. Он также входил в совет директоров Национальной коалиции за отмену смертной казни, Центра помощи пережившим пытки, Международного комитета спасения и Техасской коалиции за отмену смертной казни.

Преподаватель продолжает активно участвовать в проектах по мониторингу прав человека, включая участие в проекте U.N. Делегация по правам человека, проинспектировавшая условия содержания в тюрьмах Дублина, Ирландия, и Белфаста, Северная Ирландия, для Ирландской тюремной комиссии; делегация по наблюдению за соблюдением прав человека в Сальвадоре и лагерях палестинских беженцев в Газе. На внутреннем фронте он входил в состав делегации Amnesty International, которая расследовала условия содержания в колонии Террелл (штат Техас) в Ливингстоне, штат Техас, и был свидетелем казни со смертельной инъекцией в камере смертников в Хантсвилле, штат Техас.

Гальперин работает с многочисленными организациями, которые помогают женщинам, детям, геям и лесбиянкам, представителям коренных народов, пережившим пытки, заключенным в тюрьму политическим узникам совести и правозащитникам, журналистам и работникам здравоохранения, подвергающимся непрекращающимся нападениям со стороны правительств по всему миру.

Награды и признание активиста включают Премию аболициониста Фредерика Дугласа Международной амнистии, Далласский миротворец года, Премию DCTV за свободу слова, Премию NCADP за массовый активизм, Премию NCADP за пожизненные достижения в области отмены смертной казни, Премию за гуманитарную службу от Конгресса по правам человека для меньшинств Бангладеш Даллас-Форт-Уэрт и Премия Далласских молодых юристов «Колокол Свободы».Он также является лауреатом Национальной премии факультета Национальной ассоциации программ гуманитарных наук для выпускников.

В SMU Гальперин получил премию «M» (высшая награда университета за выдающиеся заслуги), три награды «Выдающийся преподаватель факультета» и стипендию Роберта О. Купера в области мира и справедливости. Он также был назван профессором Пайпер.

Гальперин имеет степень по истории юга США Университета Джорджа Вашингтона (бакалавр искусств, 1971), историю юга США Южного методистского университета (магистр гуманитарных наук).A., 1974) и истории юга США Обернского университета (доктор философии, 1978). Он также учился в Сорбонне в Париже (1968-1969 ).

законов об абортах в Северной Ирландии нарушают права женщин, сообщает орган ООН. CEDAW) заявил в пятницу.

«Отказ в аборте и криминализация аборта приравниваются к дискриминации женщин, потому что это отказ в услуге, в которой нуждаются только женщины.И это ставит женщин в ужасное положение», — говорится в заявлении заместителя председателя комитета Рут Гальперин-Каддари.

«Ситуация в Северной Ирландии представляет собой насилие в отношении женщин, которое может быть приравнено к пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению», — сказала она.

В ответ на отчет правительство Соединенного Королевства заявило, что оно не признает, что женщины в Северной Ирландии подвергались серьезным и систематическим нарушениям их прав.

В отчете рекомендуется изменить закон, чтобы прекратить возбуждение уголовных дел против женщин и девочек, делающих аборт, или против любого лица, помогающего в аборте, с мораторием на применение существующих законов в промежуточный период.

В нем говорится, что аборт должен быть законным, по крайней мере, в случаях изнасилования или инцеста, когда физическому или психическому здоровью женщины угрожает опасность, или в случаях серьезных нарушений развития плода.

Среди других его рекомендаций были обеспечение наличия противозачаточных средств, борьба с гендерными стереотипами в отношении главной роли женщин как матерей и защита женщин от домогательств со стороны участников кампании против абортов.

Британское правительство заявило, что в течение многих лет женщины из Северной Ирландии ездили в Англию, Шотландию и Уэльс, чтобы сделать аборт, что было законно, хотя им приходилось платить за аборт, который предоставляется бесплатно Национальной службой здравоохранения для жителей те части Соединенного Королевства.

С июня 2017 года женщинам из Северной Ирландии больше не нужно платить за аборты в Англии, а в Шотландии и Уэльсе были аналогичные планы по обеспечению того, чтобы с них не взималась плата, говорится в сообщении.

В настоящее время в Северной Ирландии нет собственного правительства, поскольку ирландские националисты Шинн Фейн вышли из состава правительства, разделившего власть со своими соперниками, Демократической юнионистской партией, более года назад.

«Выводы и рекомендации Комитета, касающиеся изменений в уголовном законе об абортах, не могут быть рассмотрены в отсутствие законодательного органа, уполномоченного принимать законы по таким вопросам в Северной Ирландии», — говорится в ответе Великобритании.

Но отчет будет доведен до сведения министра, как только он будет назначен, добавил он.

КЛДЖ состоит из 23 независимых экспертов по правам человека и осуществляет надзор за выполнением Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин странами, которые ее ратифицировали, но не обладает полномочиями по обеспечению соблюдения.

Репортаж Тома Майлза; Под редакцией Робина Помероя

Гальперин-Каддари Рут | Юридический факультет

 

проф.Гальперин-Каддари является экспертом в области семейного права и международных прав женщин, а также директором-основателем Рэкмановского центра улучшения положения женщин на юридическом факультете Университета Бар-Илан в Израиле, где она работает доцентом. В декабре 2018 года она отработала три срока (двенадцать лет) в Комитете ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ), в течение которых она также дважды занимала пост заместителя председателя Комитета и первого председателя Комитета. Рабочая группа по расследованиям.Выпускница Йельской школы права (LL.M.; JSD), она много публиковала в своих областях знаний, в том числе книгу о женщинах в Израиле, которая была опубликована издательством University of Pennsylvania Press. Она является известным оратором как на академических, так и на профессиональных форумах, и несколько раз выступала в качестве свидетеля-эксперта по израильскому семейному праву в международных трибуналах. Она также в течение пяти лет работала на национальном уровне в качестве председателя Консультативного комитета Управления по улучшению положения женщин при канцелярии премьер-министра.

Она является получателем ряда важных исследовательских грантов, в том числе GenderNet Horizon202 от ЕС и трижды от Израильского научного фонда (ISF).

В 2018 году она была включена в список 100 самых влиятельных людей в гендерной политике по всему миру по версии Apolitic. В июле 2007 года она была награждена Международной премией за мужество от Государственного департамента США. В ноябре 2014 года она была удостоена премии «От Катан» за продвижение гендерной справедливости посредством волонтерской работы, присуждаемой НПО «Руах Нашит» в Израиле; в марте 2016 года она была награждена премией Раппапорта за вклад женщин в изменение израильского общества; а в январе 2017 года она получила правительственную награду «Рыцари качества» от Движения за качественное правительство в Израиле.

За время своего пребывания в CEDAW она руководила успешным принятием (в 2013 г.) новой Общей рекомендации об экономических последствиях семейных отношений и их расторжении; и провел (в 2018 г.) расследование ограничительного режима абортов в Северной Ирландии, отчет о котором был принят в законодательстве Великобритании в июле 2019 г., предписывая декриминализацию абортов в Северной Ирландии.

Для просмотра файла в формате pdf нажмите здесь

  • стр.332–344 в алгебраической топологии и алгебраической K -теории (Принстон, штат Нью-Джерси, 1983 г.), под редакцией W. Browder, Ann. математики. Стад. 113, Princeton University Press,

  • 1987

Свободные (ℤ/2)k-действия и задача коммутативной алгебры

для этого случая теорема доказана для S nl x…x S n~ , где ni могут быть различными. Доказательства этих теорем в значительной степени опираются на специальные гомологические свойства вовлеченных пространств, в… Развернуть

  • Посмотреть 2 выдержки, библиографический список

Рациональные гомотопии и действия тора

  • с.293–306 в Аспектах топологии под редакцией И. М. Джеймса и Э. Х. Кронхеймера, London Math. соц. Конспект лекций Сер. 93, Cambridge University Press, Cambridge,

  • 1985

Стабильный свободный ранг симметрии произведений сфер

Хорошо известная гипотеза в теории групп преобразований утверждает, что если p простое число и (ℤ/p) r действует свободно на произведении k сфер, тогда r≤k. Мы доказываем это утверждение, если p велико по сравнению с… Expand

  • Посмотреть 1 выдержку, библиографический фон

24

Мы изучаем связь между количеством фирм и рыночной властью в экспериментальных олигополиях.Ценовая конкуренция при убывающей отдаче включает в себя широкий интервал равновесия чистой стратегии… Expand

ПОСТРОЕНИЕ И РАЗБОРКА ГРУППОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Учитывая конечную группу G, нетрудно показать, что она может свободно действовать на произведении сфер. Более деликатным вопросом является следующий вопрос: каково минимальное целое число k = k(G), такое, что G действует… Развернуть

  • Посмотреть 1 отрывок, биография

2002

современный конференц-выставочный комплекс, Брюссель Экспо, и мы ожидаем, что акцент на местных действиях привлечет рекордное количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.