Основные формы выражения мыслей – —

Основные формы мысли

Отвлечённое и связанное с речью мышление совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие — мысленное представление свойств, качеств, объектов и явлений с помощью речи. Существуют разные понятия, это зависит от того, какие именно свойства или объекты имеются в виду. Могут быть выделены, например, конкретные, собирательные, общие и абстрактные понятия. Конкретное или наглядно-образное понятие — это мысленное представление конкретного объекта или явления: ветер, стол, берёза, книга и т. п. При этом подразумевается некое единичное явление или совершенно определённый предмет. Такие понятия образуются путём соединения некоторого числа наглядных признаков этого предмета или явления. Собирательное понятие есть мысленное представление какой-то естественной группы объектов или явлений. Это, к примеру, гроза, лес, город, деревня, страна. Такие понятия составляются путём перечисления предметов и явлений, образующих некое натуральное множество.

Общее понятие есть мысленное представление однородной в каком-то отношении группы объектов или явлений: стол (имеются в виду все предметы со свойствами стола), стул, машина, дерево, работа и т. п. Общие понятия образуются путём соединения признаков, одинаковых для соответствующего класса предметов, ситуаций или явлений. Абстрактное понятие есть мысленное представление невещественных, как бы неконкретных свойств и качеств объектов или явлений. Это, к примеру, цвет, вещество, энергия, труд.

Абстрактные понятия определяются различными способами, но при этом обязательно подчёркивается природа, функциональное назначение соответствующего свойства или качества. Другой подход состоит в выделении простых и сложных понятий. Простые понятия образуются мысленным представлением какого-то одного свойства предмета или явления. Например, это синий, круглый, высокий и т. д. Сложные понятия составляются из нескольких признаков. В конъюнктивных понятиях это по меньшей мере два признака, в дизъюнктивных — одно из двух либо оба признака, в соотносительных — вся совокупность признаков, связей и отношений.

Различают содержание и объём понятия. Содержание понятия — это совокупность отражённых в нём свойств объектов. Объём понятия — это множество объектов, которым принадлежат такие свойства. При этом чем больше содержание понятия, тем меньше его объём и наоборот — закон обратного их отношения. Объёмы понятий могут быть тождественными, частично совпадающими, объём одного понятия может быть включён в состав другого и, наконец, разные, противоположные понятия могут входить в состав другого, более широкого. Например, «галлюцинация есть один из видов нарушения восприятия» и «галлюцинация — мнимый наглядный образ» есть тождественные по содержанию понятия. «Зрительная галлюцинация» и «слуховая галлюцинация» есть частично совпадающие понятия. Все виды галлюцинаций входят в состав понятия «психотическое расстройство». Такие противоположные понятия, как «мания» и «депрессия», включены в понятие «аффективное расстройство». Объём и содержание множества даже научных понятий не имеют чётких определений, это неизбежно влечёт ошибки суждения.

Суждение — мысль об объекте, явлении, ситуации, включающая констатацию того или иного признака или свойства либо отсутствие такового. Таким свойством может быть что угодно, начиная от наглядного признака и заканчивая чем-то более значительным. Например, обладает ли явление А качеством причинности по отношению к явлению С. Иными словами, это любое утверждение, которое, согласно формальной логике, может быть только истинным или ложным.

Существуют разные типы суждений. Эмпирические суждения таковы, что их истинность может быть установлена опытным путём. Например, правомерность суждения «Джон агрессивен» можно выяснить путём наблюдения за субъектом суждения. Формальные суждения индивид признаёт ложными или истинными на основе предшествующего личного опыта. Например, он считает верным суждение «все люди агрессивны». Если такие суждения приобретают характер аксиомы, то индивид в силу атрибуции враждебности станет делать из них некие логические следствия, то есть приписывать людям это отсутствующее у них качество. Суждения могут быть основаны на теоретическом знании, на интуиции, иметь другие источники, в том числе болезненные. Чем сильнее оторваны суждения от наглядности, тем более вероятно, что они окажутся ложными.

Суждения могут быть для индивида не только истинными или ложными, его оценка содержания суждения может быть иной. Например, это оценка утверждения с позиции знания: «мне это известно из того, что я читал». Индивид тем самым говорит, что его мнение не претендует на абсолютную истину, оно основано только на том, как он сумел понять прочитанное. Соответственно этому он и выразит своё суждение. Например, он скажет так: «Я согласен с автором этой книги в том, что история с Чингисханом выдумана от начала до конца». Оценка собственного суждения может выражать отношение убеждённости («я в этом убеждён»), отношение сомнения («я этом не уверен»), отношение веры («я в это не верю»). Могут быть и такие оценки собственного суждения: «это необходимо», «это адекватно», «это разрешено», «это хорошо», «это допустимо», «это вероятно», «это полезно» и др.

Упомянутые здесь и подобные им оценки содержания суждения называют логическими предикатами. Способность суждения, по Э.Канту, особенно отчётливо проявляется в готовности индивида применить свой рассудок к конкретным обстоятельствам. Чем более дифференцированной и точной является система оценок суждения индивида и чем шире круг объектов и ситуаций, о которых индивид может судить, тем более развита его способность суждения. Если он, например, подменяет оценку истинности оценкой целесообразности или адекватности, он ошибается, так как полезное в том или ином отношении отнюдь не всегда бывает истинным. Очень важно в плане оценки способности к суждению индивида сознание им того, что он не готов судить о том, что ему малоизвестно или непонятно. Умного человека отличает от умственно отсталого сознание ограниченности своего знания.

Умозаключение — новое знание, извлекаемое из уже принятых суждений, или логический вывод из имеющихся посылок. Способность к умозаключениям есть способность рассуждать, мыслить самостоятельно. В логике Аристотеля различаются индуктивные и дедуктивные силлогизмы, или умозаключения. В индуктивных умозаключениях из двух или более частных посылок делается один общий вывод. Например: медь — металл, медь электропроводна; следовательно, все металлы электропроводны. Обобщающие умозаключения могут быть и ошибочными. Например: чугун — металл, чугун при нагревании уменьшается в объёме; следовательно, все металлы при нагревании уменьшаются в объёме. Адекватная будто бы логика не гарантирует того, что обобщающие выводы всегда верны. Дедуктивные умозаключения образуют частный вывод, основанный на общей и частных посылках. Например: все люди ошибаются, Пётр — человек; следовательно, ошибается и Пётр. Такие конкретные умозаключения также могут быть ложными. Например: все сыры жёлтого цвета, Луна жёлтого цвета; следовательно, Луна состоит из сыра. Это пример того, что наглядные признаки плохо совмещаются с логикой.

Ложным является и классический силлогизм, принятый за образец правильного мышления: «Все люди смертны, Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен». Этот конкретный, как и подобные ему, вывод на самом деле вводит в заблуждение: Сократа давно уже нет, ему не может угрожать вторая смерть. Ошибка состоит тут в том, что к посылке «Сократ — человек» незаметно добавили ещё одну, ложную — «Сократ жив до сих пор». В целом же все умозаключения образуют два класса: дедуктивные и вероятностные. Дедуктивные силлогизмы строятся по правилам, гарантирующим получение истинности заключения при истинности посылок. Все остальные умозаключения являются вероятностными. В реальной умственной практике умозаключения часто бывают представлены в неполной, энтимемантической форме (от греч. in thimos — в уме), то есть некоторые посылки как бы только подразумеваются, они остаются незамеченными, отчего случаются многочисленные ошибки.

К содержанию

psyclinic-center.ru

Виды речи по форме выражения мысли

Эссе

 Виды речи по форме выражения мысли

Работу выполнил:

_____________________________________

Руководитель:

_____________________________________

………….

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение ……………………………………………………………..……….. 3

II. Основная часть …………………………………………………………………

  1. Внешняя речь. Виды внешней речи ………………………….….… 4
  1. Устная речь …………………………………………………….…. 4
  2. Письменная речь ………………………………………….……….. 6
  1. Внутренняя речь ………………………………….…………….…… 8

III. Заключение …………………………………………………….…..………… 9

IV. Список литературы ………………………………………….……….…… 10

ВВЕДЕНИЕ

Трудно представить жизнь современных людей без обладания речью, хотя когда-то в глубокой древности, вероятно, первобытный человек как-то мог без неё обходиться. Но как только возникла необходимость согласовывать свои действия в борьбе за выживание, человек начал учиться говорить. Постепенно развиваясь, человеческая речь превратилась в систему языковых средств, необходимых для хранения и передачи информации.

Сейчас мы понимаем, что речь стала одним из самых важных приобретений цивилизации. Без неё невозможными бы стали передача опыта последующим поколениям и полноценное общение.  

В зависимости от различных условий речь человека приобретает некоторые особенности. Эти особенности и лежат в основе деления речи на виды. У каждого человека способ формирования и формулирования мыслей посредством языка индивидуальный. Однако все индивидуальности варьируются в пределах трёх способов. Всего три способа есть на вооружении человека, который формирует мысли (внутренняя речь), формулирует их другому человеку, присутствующему в данный момент (устная речь) или отсутствующему (письменная речь).

В зависимости от формы выражения мысли человека различают два основных вида речи, а именно внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь в свою очередь делится на диалогическую и монологическую. Внешняя речь служит общению, внутренняя — это внутренний беззвучный речевой процесс. Внутренняя речь выражается чаще всего средствами внутреннего, индивидуального кода каждого человека.

Своими специфическими особенностями обладают устная и письменная речи, и у каждого из этих видов своя сфера общения.

В этой работе мы попробуем разобраться во всех видах речи по форме выражения мысли, познакомиться с их особенностями, отличающими разные виды друг от друга

Внешняя речь. Виды внешней речи

Внешняя речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, так сказать, процесс материализации мысли.

Служит внешняя речь общению, следовательно, её основным признаком является доступность к восприятию (её можно слышать или видеть).

С помощью внешней речи один человек может передавать информацию другому человеку, и этот человек может её воспринимать и понимать. Например, преподаватель читает студентам лекцию, студент читает записи, сделанные на лекции, мать разговаривает по телефону с сыном – все они пользуются внешней речью.

В зависимости от того, употребляются в процессе внешней речи звуки или письменные знаки, внешняя речь подразделяется на два вида: устную и письменную речь. При устной речи собеседники находятся рядом и воспринимают речь друг друга непосредственно. Письменная речь обращена к человеку, в данный период отсутствующему. Он не видит и не слышит пишущего речь, написанное прочтёт только через некоторое время.

Устная речь

Устная речь – самая распространённая форма речи. При помощи устной речи происходит процесс общения: с одной стороны произносится вслух та или иная информация, с другой – эта информация воспринимается на слух. Процесс общения протекает, как правило, в меняющихся условиях.

ru.essays.club

формы мысли — это… Что такое формы мысли?

  • формы греческой жизни — Формы греческой жизни, подготовившие рождение философии Поэмы Гомера и гномические поэты     Исследователи единодушны в том, что для понимания философии народа или цивилизации необходимо соотнести их с искусством, религией и социально… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Мысли — Мысль  действие ума, разума, рассудка. Конечный или промежуточный продукт мышления. Мыслью также иногда называют нечто выраженное в виде визуального образа, звука, словосочетания или ощущения, высказанное вслух предположение, соображение,… …   Википедия

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Формы сказуемого —      1. Многие формы сказуемого характерны для разговорной речи. Сюда относятся:           1) сказуемые, выраженные инфинитивом глагола несовершенного вида со значением интенсивности начала действия, например: Он бежать, а я догонять; иногда в… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • формы мышления — в традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности …   Словарь терминов логики

  • Формы работы психолога с задержанными и содержащимися в СИЗО — Психологическая помощь в местах лишения свободы должна отражать, с одной стороны, уровень потребности в ней людей, лишенных свободы, а с другой адекватность использования в указанных условиях модифицированных психотерапевтических (а иногда и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ —         возникновение и генезис саморефлексий культуры. Генезис истории мировой культурологич. мысли восходит к тому условному моменту, когда культура начинает рефлектировать свое движение, отмечая в себе содержат. изменения, смысловые сдвиги,… …   Энциклопедия культурологии

  • “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (́Черты конкретной метафизики)” —     “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)” неоконченная книга П. А. Флоренского, части которой он писал с 1917 по 1926, но включил в нее и некоторые ранние работы. Флоренскому удалось опубликовать лишь несколько частей книги:… …   Философская энциклопедия

  • «У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ — (Черты конкретной метафизики)» – неоконченная книга П.А.Флоренского, части которой он писал с 1917 по 1926, но включил в нее и некоторые ранние работы. Флоренскому удалось опубликовать лишь несколько частей книги: «Общечеловеческие корни… …   Философская энциклопедия

  • КАНТ — (Kant) Иммануил (1724 1804) нем. философ, крупнейший представитель нем. идеализма. Доцент (1755 1770), проф. Кёнигсбергского ун та (1770 1796). В философии К. традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние… …   Философская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Формы мышления – понятие, умозаключение, суждение

    Человек является мыслящим существом. Даже когда он не проходил школьного обучения, его мозг использовал все свои возможности в виде запоминания, мышления, решения логических задач и т. д. Выделяют три формы мышления, которыми являются понятие, умозаключение и суждение. Именно о них пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

    Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи. В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами. Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.

    Что такое формы мышления?

    Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:

    1. Понятие.
    2. Умозаключение.
    3. Суждения.

    Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.

    Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение  и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.

    Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.

    Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.

    перейти наверх

    Основные формы мышления

    Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.

    Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.

    Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.

    В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.

    Понятие – это обобщенное и отвлеченное явление, в отличие от восприятия и представления. Понятие представляется в виде абстрактного определения, а восприятие и представление имеет конкретные образные явления.

    Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, память и пр.

    Суждение бывает:

    1. Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
    2. Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
    3. Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.

    Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.

    Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:

    1. Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
    2. Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
    3. Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
    4. Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.

    Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.

    Дедуктивное мышление позволяет выявить частные параметры и качества предмета на основе общих знаний о нем.

    Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.

    перейти наверх

    Формы мышления и их характеристика

    Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.

    Понятие бывает:

    1. Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
    2. Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
    • Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
    • Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
    • Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
    1. Единичным.
    2. Специфическим.
    3. Всеобщим.
    4. Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
    5. Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.

    Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.

    Понятия формируются у человека двумя путями:

    1. Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
    2. Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.

    Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира. Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно. Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.

    Более глубоким суждение становится, когда человек переходит от общего к частному. Он выделяет конкретные признаки предмета, которые отличают его от других похожих на него предметов. Здесь можно выделять части и видеть между ними взаимосвязи. Также осознавать процессы, происходящие в отдельном объекте, причины их возникновения.

    Суждение бывает:

    • Истинным (правдивым), когда сделанные выводы подтверждаются объективной реальностью.
    • Ложным, когда предположения не подтверждаются реальными доказательствами.
    • Общей направленности, когда просматривается общая взаимосвязь в предметах одной категории.
    • Частным, когда взаимосвязь наблюдается у нескольких предметов одной группы.
    • Единичным, когда вывод относится лишь к одному предмету, он не свойственен другим предметам данного класса.
    • Формальным, когда утверждаются факты без указания их правдивости.
    • Эмпирическим, когда суждения выводятся на основе наблюдения за предметами, которые входят в одну группу.

    Умозаключение является сложным мыслительным механизмом, который предполагает использование имеющегося знания для приобретения нового знания. Здесь используются понятия и суждения, которые уже имеют доказательства своей правдивости. Объединяется несколько понятий или суждений, между которыми просматривается взаимосвязь. Исходные суждения являются посылками для формирования умозаключения. Человек их мыслительно объединяет и формирует взаимосвязь на основе утверждения или отрицания. Таким образом делается некий вывод.

    Умозаключение делается с применением логики.

    перейти наверх

    Итог

    Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения. Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

    Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

    Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

    Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

     

    psytheater.com

    это… Понятие, определение, основные положения, виды мыслеформ, примеры и материализация смысли

    Многим из тех, кто умеет воплощать в реальность свои мысли, давно известна их природа. Такие люди понимают, что мысль является не просто некоторой фразой, случайно промелькнувшей в сознании и навсегда исчезнувшей. В действительности каждая из идей способна воплотиться в материальном мире. Именно поэтому мудрецы и философы всех времен рекомендовали следить за состоянием собственных мыслей – ведь рано или поздно они могут реализоваться.

    Процесс мышления

    Одно из важнейших понятий для современных эзотериков – это мыслеформа. Всякий раз, когда человек молча о чем-то рассуждает, его идея в виде облака начинает излучаться от головы. Конечно, невооруженным глазом этого не увидишь. Все это происходит на тонком, энергетическом плане.

    Создание мыслеформы

    Одновременно у думающего человека возникает и определенный энергетический посыл. Мыслеформа – это такая живая конструкция, которая существует в астральном плане благодаря мышлению человека, но которая еще не воплотилась в материальном мире. Ее человек сам порождает собственными соображениями, подпитывает своей энергией. Единственное, чем пока эти образы отличаются от предметов или живых существ материального мира, – это отсутствие физического тела. В остальном же мыслеформа ничем не отличается от земных вещей. У нее есть астральное тело, она наполнена ментальной сутью, которую среди людей принято называть информацией.

    Последняя, необходимо отметить, является неотъемлемым свойством мысли. Информация является и сутью, и формой мысли. В зависимости от того, какого рода данные вкладывает человек в информацию, созданная им живая конструкция будет содержать в себе идеи добра или зла.

    Мыслеформы – это конструкции, которые человек порождает постоянно, за исключением периодов сна. У среднестатистического человека ментальное тело развито крайне слабо. Это не позволяет ему мыслить глубоко, детально анализировать поступающую извне информацию, самостоятельно порождать сильные мыслеформы. Такой человек в большей степени способен на восприятие чужих идей.

    Именно таким является мышление большинства людей. Их содержанием, как правило, являются повседневные мелочи, рассуждения о бытовых проблемах, поверхностные чувства и желания.

    Чем отличаются сильные люди

    Есть и такие люди, которые излучают более мощный энергетический поток. При общении с ними может даже разболеться голова. Воздействие их мыслей ощущается очень сильно. Создается впечатление, что такой человек стремится вдолбить свои идеи в головы окружающим – настолько силен их ментальный напор. При этом ему не нужно размахивать руками или каким-либо образом пытаться доказать свою значимость. У него очень сильная жизненная энергия.

    Итак, человек порождает астральные конструкции, которые называются мыслеформами. Они обладают собственным телом, которое состоит из астральной материи и обладает самостоятельной внутренней сутью. Она соткана из ментальной энергии, которая обладает той информацией, что вложил в нее человек. Конструкция, созданная мыслителем, может жить в течение очень длительного времени. Некоторые эзотерики полагают, что существовать она может столетия и даже тысячелетия – до того момента, пока энергия не рассеется окончательно.

    Из этого можно понять, что мыслеформы – это очень сильные творения, оказывающее серьезное влияние на мир. Очень страшным может быть воздействие агрессивного человека. Чем более он умен, чем сильнее его мышление, тем более ужасающие мысленные конструкции он создает.

    Виды и примеры идейных конструкций

    Сколько существует людей, столько можно найти и форм мыслей. Ведь у каждого человека собственный взгляд на мир, своя жизненная история. Поэтому характер ментальных конструкций во многом зависит от индивидуальности человека. Всего же выделяют два основных вида мыслеформ – положительные и отрицательные. Повседневные соображения, посещающие человека, обычно не создают устойчивых мыслеформ. Если кто-то ищет по квартире ключи, думая о них, или же размышляет о деталях рабочего проекта в нейтральном ключе, его идеи не создают стойких ментальных конструкций в тонком плане.

    В качестве положительных примеров мыслеформ можно привести следующие:

    1. «У меня все в порядке».
    2. «Я счастлив жить в этой стране. Меня устраивают те условия, в которых я родился и рос».
    3. «Я люблю свою семью».
    4. «С моими детьми все будет в порядке. Они вырастут достойными людьми».
    5. «Сосед Иван с третьего этажа – хороший, доброжелательный человек».

    Негативные мыслеформы

    Отрицательные мыслеформы могут быть такими:

    1. «Меня никто не любит».
    2. «Я никого не люблю. Я ненавижу всех вокруг».
    3. «Никогда не получится отдать этот огромный долг Василию Петровичу».
    4. «Почему мне приходится работать с глупцами?».

    Мыслеформы человека чаще всего подпитываются каждый день однотипными идеями. Как правило, агрессивный человек страдает от своей агрессии каждый день. Добрый, напротив, ежедневно подпитывает мыслеформы при помощи положительных идей. Это приводит к тому, что изо дня в день ментальная конструкция становится все сильнее – пока, наконец, не воплощается в физический мир.

    Можно ли пресечь воплощение негативных идей?

    Если личность обладает высоким интеллектом, если она развита духовно – для нее существует способ управления создаваемыми мыслеформами. Для этого необходимо вовремя переключать мышление с отрицательных идей на положительные. Желающий изменить характер своих мыслеформ должен научиться отслеживать возникновение негативных идей и сознательно переключать фокус своего внимания на позитивные вещи.

    Таков единственный способ изменить свое мышление. Личность должна выработать в себе осознанный подход и знать, что же она в действительности делает, когда наполняет свое сознание агрессивными, завистливыми или депрессивными идеями. Переключиться с негативных соображений на правильные мыслеформы всегда непросто. Но другого пути преобразовать себя и тот мир, в котором человек живет, попросту нет.

    Почему нужно менять течение мыслей?

    Если индивид видит вокруг себя один негатив, а все ситуации в жизни представляются ему угрожающими – он в первую очередь вредит самому себе. Возникновение мыслеформы и материализация ее в физическом мире происходят не одновременно. Но если отрицательные идеи наполняют сознание человека каждый день, рано или поздно катастрофы не избежать. Мысли о долгах приведут к еще большему финансовому краху. Ведь человек будет сосредоточен не на том, какие у него есть возможности заработать деньги, а на негативных аспектах.

    Боязнь за свое здоровье также ни к чему хорошему не приводит. Ведь от стресса болезни только обостряются. А раздражительность и злость приводят к тому, что от агрессора все отворачиваются. И винить в своем одиночестве потом ему придется только себя самого.

    Как материализовать идею?

    Пользуясь законом воплощения желаемого, человек может сделать реальным любое свое пожелание (равно как и любой свой страх). Есть немало алгоритмов материализации мыслеформ. Последовательность действий большинства из них заключается в следующем:

    1. Определить, что именно требуется. Предельно ясно и конкретно сформулировать желание. Это один из важнейших пунктов, на котором люди нередко совершают ошибки. Например, девушка мечтает о том, чтобы в ее жизни появился веселый и общительный молодой человек. Она вкладывает силы в эту мыслеформу, которая, конечно же, через некоторое время становится реальность. Но на поверку оказывается, что веселье молодого человека скрашивает не только ее жизнь. Гиперобщительность нового возлюбленного дополняется желанием проводить время в компании друзей – и далеко не всегда брать с собой избранницу. Поэтому здесь нужно быть особенно осторожным, и формулировать мысль предельно конкретно.
    2. Регулярно подпитывать новую мыслеформу. Для этого необходимо как можно чаще возвращаться к желаемой идее, представляя, что она уже стала реальностью. Как минимум делать это нужно два раза в день – утром после пробуждения и вечером перед сном. Длительность данной стадии у каждого человека индивидуальна. Зависит она и от духовной силы личности, и от масштабности желания, и от того, какие мысли преобладают в сознании в остальное время бодрствования. Например, если желающий найти работу два раза в день питает данное желание, а в оставшиеся часы наполнен тревогой по поводу безработицы – это негативно скажется на созданной им мыслеформе. Материализация мысли в таком случае может не произойти, или же она будет осуществлена гораздо позднее, чем хотелось бы.
    3. Одновременно необходимо благодарить высшие силы за помощь и содействие. Энергия благодарности позволит еще больше усилить создаваемую мыслеформу и ускорить ее воплощение в земном мире.
    4. Некоторые эзотерики считают, что одновременно с мысленными посылами следует подпитывать идею и эмоциями. В частности, нередко такой совет дает известный мистик и автор множества книг Вадим Зеланд. Мыслеформа, считает он, нуждается в положительных переживаниях создавшего ее человека. Например, тот, кто стремится разбогатеть, должен уже сейчас вызывать в себе такие чувства, которые он испытывал бы будучи финансово обеспеченным человеком. Это позволит еще больше приблизить его процветание.

    Создание мыслеформ и материализация мыслей – интересный и увлекательный процесс. Он требует работы над собой и вложения определенных духовных усилий. Но его результатом может быть исполнение самых заветных желаний и преобразование реальности, которая окружает человека.

    fb.ru

    Основные формы мышления. Формы мышления в психологии :: SYL.ru

    Высшей ступенью познания мира является мышление. Без него невозможно получить представление о недоступных нам в чувственном плане объектах, особенностях, взаимосвязях действительности. Формы мышления разнообразны. Оно является объектом исследования во многих науках, особенно таких как логика, психология, нейрофизиология.

    Мыслительный процесс

    Мышление представляет собой особый процесс, имеющий ряд признаков. Отдельно рассматривают механизм протекания, формы мышления в психологии и операции мыслительного процесса.

    • Обобщение. Мышление отражает окружающую действительность в обобщенной форме. Человек применяет обобщения для единичных предметов, явлений.
    • Еще один признак мышления — опосредованное познание окружающего мира, то есть человек способен характеризовать и судить об объектах без прямого контакта, с помощью анализа информации.

    Особенности осуществления процесса мышления

    Формы мышления

    Операции мыслительного процесса

    • Отражение через обобщение
    • Познание опосредованно
    • Решение конкретных ситуаций
    • Взамосвязь с речью
    • Понятие
    • Суждение
    • Умозаключение
    • Анализ
    • Синтез
    • Сравнение
    • Обобщение
    • Абстрагирование
    • Конкретизация

    Рациональное и интуитивное мышление

    Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.

    Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию – это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.

    Понимание между людьми происходит просто, когда они оперируют рациональными понятиями, ведь их суть точно определена. Донести свои ощущения и чувства до собеседника довольно сложно. Чувства, выраженные через речь, уже не так будут восприняты слушателем. По поводу непонимания в общении Тютчев метко подметил: «Мысль изреченная есть ложь».

    Формы реализации мыслительных процессов

    Для лучшего понимания мы все формы сгруппировали в приведенную ниже таблицу

    Критерии

    Характеристика

    • Понятийная форма

    Понятие как форма мышления способствует познанию сути существующего объекта (предмета, явления), выявлению предметных взаимосвязей, определению отношений, обобщению признаков.

    Свойства каждого объекта или явления разнообразны, могут быть существенными и несущественными.

    Понятие как форма мышления существует в словесном виде. Слова обозначают понятия единичного («планета», «край»), общего («термин», «элемент»), конкретного или абстрактного («зло» и «добро») характера.

    Большой объем признаков – это свойство родовых понятий («животное», «мебель»), меньшим числом признаков обладают видовые понятия («примат», «диван»).

    • Форма суждений

    Суждение как форма мышления содержит подтверждение/не подтверждение какого-либо факта, положения предмета, связь с явлениями, свойствами, событиями. Оно может быть оспоримым, общим и единичным.

    Для проявления суждений необходимо применять полноценные фразы. Суждение как форма мышления тождественно предложению. К суждениям не относят все фразы из междометий и некоторые из нескольких слов («Ах!», «Ну что еще?»)

    • Форма умозаключений

    Умозаключение как форма мышления возникает при объединении нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

    Метод индукции предполагает обобщение, объединение отдельных элементов. С его помощью выделены закономерности и правила при исследовании разнообразных явлений.

    Метод дедукции предполагает ход мыслей от общей картины к отдельным деталям, фактам. Это получение знаний на базе существующих закономерностей.

    Вышеперечисленные формы мышления человек реализует во всех их видах с учетом решаемых задач.

    Суждение

    Суждение — форма мысли, устанавливающая логические взаимосвязи понятий, совпадение которых (тождественность) выражается связкой «есть», противоречие — «не есть». Взаимосвязь или не тождественность выражается в виде предложений, например, как сказал Уэтли: «Логика есть наука о языке». Предложения являются лишь словесной оболочкой суждений, но они не могут быть одним и тем же. Например, логические формы мышления не могут быть отражены в вопросительных и побудительных предложениях. Любые суждения возможно выразить в форме предложений, но не все фразы относятся к суждениям. Истинные суждения реально отражают суть и особенности объекта, а ложные – неадекватно.

    Умозаключение как форма мышления

    Умозаключение позволяет на базе имеющейся информации получить «свежие» знания. Оно образуется как результат перехода от каких-либо высказываний о реальном мире к новому выводу, являющемуся новым знанием о ситуации. Например, совпадение геометрического центра и центра тяжести тела возможно, когда его плотность совпадает во всех его частях. Астрономические наблюдения показали, что данные центры у Земли не совпадают. Следует умозаключение: Земля имеет разную плотность в своих разных частях. Таким образом можно получить новое знание, не исследуя объект.

    Содержательные умозаключения (акт психики) образуются в результате перехода от высказываний к выводу на интуитивной основе, интуиция подсказывает наличие связи между объектами, явлениями. Формально-логические умозаключения (логические формы мышления) образуются при участии логики.

    Процессы мышления

    Работа над разнообразными задачами и ситуациями (в теории, на практике) невозможна без использования следующих процессов в различных комбинациях.

    Мысленный процесс: объект (явление, ситуация) мысленно делится на составные части. Сопровождается отделением несущественных связей.

    Восстановление целого из разрозненных элементов — процесс, обратный анализу. Преобладание анализа или синтеза в складе мышления зависит от склонности индивида к разным мыслительным формам.

    Сравнить объекты (понятия, вещи) — значит сопоставить их, увидеть в них общее и различное, классифицировать (объединить по одному признаку).

    Процесс, при котором рассматривают объект под определенным ракурсом: выделяют один признак (свойство, сторону) объекта и «абстрагируются» (не замечают), отвлекаются от других признаков.

    • Конкретизация

    Оперирование конкретными явлениями, обратное абстрагированию

    Выявление максимального числа близких признаков, особенностей и связей между объектами (вещами, понятиями), отбрасывание особенностей, являющихся единичными, случайными.

    Научное мышление

    Начало процессу мышления может положить возникновение проблемной ситуации и необходимость ее решения. Мыслительный процесс неосуществим без умения поставить вопрос, увидеть непонятное, непознанное.

    Формы научного мышления – это формулировка проблемы (вопрос), определение доказательств или опровержений какого-либо факта, гипотеза и теория. Последние две формы относятся к опережающему познанию и необходимы для стимулирования научных исследований, обоснования результатов.

    Принципы, законы и другие категории не относят к формам научного мышления, так как они являются либо понятиями, либо суждениями.

    Виды мышления

    С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

    Наглядно-действенное

    Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).

    Наглядно-образное

    Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).

    Словесно-логическое

    Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

    Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

    Особенности мышления

    Основные формы мышления существуют на базе психологических законов c учетом развитости ума и интеллекта разных людей. От каких особенностей зависят качества ума?

    • Гибкость – умение приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации, менять ход действий.
    • Глубина – умение проникнуть в суть сложной проблемы, найти ее причины, увидеть новые задачи там, где их не замечают другие.
    • Скорость – способность быстро применять основные формы мышления, решить ситуацию, принять решение. Она зависит от объема знаний, развитости навыков мышления, опытности.
    • Самостоятельность – умение поставить новую цель и достичь ее без участия другого индивида. Она формируется на базе информации, переданной от окружающих людей. Человек, самостоятельно мыслящий, может подойти к изучению мира с творческой точки зрения, найти варианты разрешения ситуации.
    • Широта — способность охватывать большое число тем, вопросов. Она отражает уровень эрудиции, интеллекта и разностороннюю развитость.
    • Последовательность – умение следовать логике, поддерживать логическую преемственность при выражении мыслей, обосновывать суждения.
    • Критичность – способность при познании не оказываться под влиянием чужих мыслей. Индивид критически мыслящий может трезво оценить сильные и слабые стороны, особенности объекта, явления. Он склонен к тщательной проверке своих решений и требовательной оценке мыслей.

    Формирование всех мыслительных качеств происходит в комплексе и всегда идет рука об руку с интеллектуальным развитием. Уровень способности результативно решать встающие на пути ситуации и проблемы называется интеллектом. Совершенствование важных мыслительных качеств, развитость личности во многих направлениях зависят от хорошей организации учебной и профессиональной деятельности.

    Практические задания по применению мысленных процессов

    № 1. Сравнение

    Задание: найти общие признаки в каждой паре понятий и ответить на вопрос, какие формы мышления в психологии использовали. Несколько пар относятся к близким «однополевым» понятиям (например, «футбол» и «кий» сообщают о спорте или игре), другие – к «разнополевым» с точки зрения семантики, ответы на которые не учитываются. Случайные или чисто внешние признаки не засчитываются. Ответы по «однополевым» сравниваются с верными результатами (нормой считается от 10 до 15 совпадений).

    № 2. Рассуждение

    Задание: Суахили – это один из африканских языков. Используя несколько фраз подстрочника, необходимо перевести фразу «Я тебя люблю» на язык суахили.

    «он любит тебя»

    акупенда

    «он воюет с ними»

    авапига

    «я воюю с тобой»

    никупига

    «он любит нас»

    авупенда

    В ходе группового обсуждения проговорить этапы решения задания и поэтапно проанализировать, как получили верный ответ — «никупенда».

    №. 3. Игра «Царь и трое пленников»

    Групповая игра для 10-13 человек, могут участвовать несколько групп. Каждой группе предстоит принять решение и обсудить его перед всеми при подведении итогов. «У царя трое пленников. Он придумал игру, чтобы решить, кого казнить, а кого помиловать. Пленники с завязанными глазами должны тянуть жребий (от 1 до 5), бумажка с номером помещается каждому на спину. Два номера черного цвета, остальные — белого. Когда все бумажки были прикреплены на спины, пленников поставили в ряд и сняли повязки. Царь обещал, что освободит того, кто угадает цвет номера со своей спины. Пленник, стоявший в конце шеренги, видел номера впереди стоящих, но ошибся. Стоявший вторым видел номер первого и тоже не назвал верный ответ. Первый в шеренге пленник не видел ни одного номера и ответил: «Белый». Царь освободил его за правильный ответ.

    Задание: как рассуждал первый пленник, восстановите ход его мыслей (для решения задачи необходимо подумать, почему ошиблись два других пленника).

    www.syl.ru

    Мышление и речь. Основные мыслительные операции


    1. Характеристика мышления

    2. Стадиям развития мышления в онтогенезе

    3.Основные логические операциями мышления

    4. Характеристика речи

    5. Функции речи

    6. Виды речи

    1. Характеристика мышления

    Человеку доступны два  вида  познания чувственное и рациональное. Посредство ощущений и восприятия, осуществляемых с помощью органов чувствительности, человек воспринимает объективную действительность на уровне явлений и не может познать скрытые свойства объектов, вскрыть общие, закономерные связи и отношения между ними. На уровне чувственного познания невозможно выделить сущность вещей, их внутреннее строение.

    Преодолеть границы непосредственного чувственного познания человеку позволил переход к мышлению. Именно мышление представляет собой более высокий и качественно новый уровень познания — рационального (лат. rationalis — разумный). С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения единичных предметов или явлений действительности к ее опосредствованному отражению. В качестве средств используются знаки, прежде всего речь.

    Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.

    2.По стадиям развития в онтогенезе выделяются наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

    Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отображением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохранятся как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. 

    Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. Так у ребенка в дошкольном возрасте формируется наглядно-образное мышление. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. Наглядно-образное мышление также развивается и функционирует в течение всей жизни человека.

    На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление — высший этап развития мыслительной деятельности.

    3. Основные логические операциями мышления. К ним относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

    Анализ — процесс разделения предмета на основные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон.

    Синтез — процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете.

    Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения.

    Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий.

    Абстрагирование — вычленение какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных.

    Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.

    Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности. Каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с другой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией.

    Посредством мышления человек решает различного рода задачи теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации результатов на практике.

    По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитивное мышление. Первое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании. Интуитивное мышление основано на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения.

    В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделяют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалистического мышления — получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины. При аутистическом мышлении ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутистическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет место при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

    Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление. Существует подход, при котором критерием творческого мышления считается создание новых продуктов, обладающих общественной значимостью (объективная новизна). Некоторые учёные рассматривают новизну результата по отношению к самому мыслящему человеку (субъективная новизна). При репродуктивном мышлении человек использует заданные цели, шаблонные схемы и стереотипные способы решения.

    4. Характеристика речи Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

    Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

    5. Функции речи. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

    Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

    Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

    Третья функция речи — функция коммуникации, т.е. передачи информации. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

    6.Виды речи. Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя — к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая — к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.

    Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности, в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи, отличаются от слов внешней речи тем, что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

    Наряду с внешней и внутренней речью существует так называемая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых.

    Дополнительные материалы

     

    Взоимосвязь мышления и речи

    Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

    Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

    Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж.Уотсон). К.С.Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.

    Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она – интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

    Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем.Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

    В тех случаях, когда мышление совершается в основном не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышление вообще невозможно без речи: его смысловое содержание всегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, однако, что мысль всегда и сразу появляется в уже готовой речевой форме, доступной для других. Мысль зарождается обычно в виде тенденций, сначала имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. От этой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате часто очень сложной и иногда трудной работы. В процессе речевого оформления мысли работы над речевой формой и над мыслью, которая в ней оформляется, взаимно переходят друг в друга.

    В самой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает как бы перевести ее в новый план объективного знания и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию ее объективированного значения.

    Как форма и содержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика – структуру мышления; они не тожественны. Поскольку в речи отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли. Уже в силу этого нельзя непосредственно отожествлять мышление с речью, сохраняющей в себе архаические формы. Речь вообще имеет свою «технику». Эта «техника» речи связана с логикой мысли, но не тожественна с ней.

    Наличие единства и отсутствие тожества между мышлением и речью явственно выступают в процессе воспроизведения. Воспроизведение отвлеченных мыслей отливается обычно в словесную форму, которая оказывает, как установлено в ряде исследований, в том числе и проведенных нашими сотрудниками А. Г. Комм и Э.М.Гуревич, значительное, иногда положительное, иногда – при ошибочности первоначального воспроизведения – тормозящее влияние на запоминание мысли. Вместе с тем запоминание мысли, смыслового содержания в значительной мере независимо от словесной формы. Эксперимент показал, что память на мысли прочнее, чем память на слова, и очень часто бывает так, что мысль сохраняется, а словесная форма, в которую она была первоначально облечена, выпадает и заменяется новой. Бывает и обратное – так, что словесная формулировка сохранилась в памяти, а ее смысловое содержание как бы выветрилось; очевидно, речевая словесная форма сама по себе еще не есть мысль, хотя она и может помочь восстановить ее. Эти факты убедительно подтверждают в чисто психологическом плане то положение, что единство мышления и речи не может быть истолковано как их тожество.

    Утверждение о несводимости мышления к речи относится не только к внешней, но и к внутренней речи. Встречающееся в литературе отожествление мышления и внутренней речи несостоятельно. Оно, очевидно, исходит из того, что к речи в ее отличие от мышления относится только звуковой, фонетический материал. Поэтому там, где, как это имеет место во внутренней речи, звуковой компонент речи отпадает, в ней не усматривают ничего, помимо мыслительного содержания. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается прежде всего в ее грамматической – синтаксической и стилистической – структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, имеет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению, и мышление не сводится к ней.

    Итак: 1) между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления; 3) речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

    Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

    shpargalum.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *