Опыты это: Значение слова ОПЫТ. Что такое ОПЫТ?

Значение слова ОПЫТ. Что такое ОПЫТ?

О́ПЫТ, -а, м.

1. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом.Несмотря на свой житейский опыт, я тогда мало знал людей. Чехов, Рассказ неизвестного человека. Люди с большим производственным опытом, вроде Назарова, были очень нужны нашему фабзавучу. В. Беляев, Старая крепость. || То, что уже имело место, что уже было испытано на практике, в жизни, с чем приходилось встречаться. Убедиться на личном опыте.Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его [Дубровского] характера. Пушкин, Дубровский. Трудно применить сейчас [во Вьетнаме] хотя бы опыт наших среднеазиатских республик. Не повернется на здешних рисовых полях ни комбайн, ни трактор. Солоухин, Открытки из Вьетнама.

2. Филос. Вся совокупность чувственных восприятий, приобретаемых в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу всех наших знаний о материальном мире. Тот самый опыт (не в махистском, а в человеческом смысле слова), который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди

, 635 — — этот самый опыт создает наше убеждение в том, что вещи, мир, среда существуют независимо от нас. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

3. Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования; эксперимент. Провести опыт.Петр Абрамович испытывал разные. нововведения в аппаратуре. При одном таком опыте нагреваемый спирт воспламенился. И. Новиков, Пушкин в изгнании. После лекций Виктор остался работать в лаборатории. Борис не пришел. Это было досадно, так как опыт они решили ставить вместе. Добровольский, Трое в серых шинелях.

4. Попытка осуществить что-л., пробное осуществление чего-л. Первый опыт молодого писателя.Потом появлялись на столе бумажки с крупными каракулями Сони — первые ее опыты в письме.

Гладков, Мать. Опыты Перова в области исторической картины подготовили появление В. И. Сурикова в русской живописи. Зотов и Сопоцинский, В. И. Суриков.

Горьким опытом прийти к чему (или узнать что и т. п.) см. горький.
Искушенный опытом см. искушенный.

опыт — это… Что такое опыт?

  • опыт — опыт, а …   Русский орфографический словарь

  • ОПЫТ —         основанное на практике чувств. эмпирич. познание действительности; в широком смысле единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым чувств. данные являются …   Философская энциклопедия

  • ОПЫТ — Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… …   Толковый словарь Ушакова

  • опыт — Попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют. См. испытание.. наученный опытом, умудренный опытом… . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опыт испытание, проба,… …   Словарь синонимов

  • Опыт —  Опыт  ♦ Expérience    Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… …   Философский словарь Спонвиля

  • ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению …   Большой Энциклопедический словарь

  • опыт —     ОПЫТ, эксперимент     ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • опыт — способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОПЫТ — ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений …   Современная энциклопедия

  • ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория …   История Философии: Энциклопедия

  • опыт — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    о́·пыт

    Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -опыт- [Тихонов, 1996]

    .

    Приставка: о-; корень: -пыт-; окончание: -∅ [Кузнецова, Ефремова, 1986].

    Произношение[править]

    • МФА: ед. ч. [ˈopɨt]  мн. ч. [ˈopɨtɨ]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. совокупность знаний и навыков, являющаяся результатом деятельности ◆ О сколько нам открытий чудных // Готовит просвещенья дух // И опыт, сын ошибок трудных, // И гений, парадоксов друг. А. С. Пушкин
    2. то же, что опыт работы ◆ Без опыта и рекомендаций устроиться все тяжелей. единственный выход начать хоть с чего-нибудь, иначе вообще никакого опыта не будет. Беременность: Планирование беременности (форум) // «2005» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. знание, убеждение и т. п., проверенные на практике ◆ Вы знаете, что неизвестность мучительнее самого несчастного опыта, ― больно, очень больно любить, не зная, любят ли еще нас!
      И. И. Лажечников, «Спасская лужайка», 1812 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    4. попытка осуществить какой-либо план в качестве пробы с целью получения знаний ◆ Одним из интересных экспериментов, позволяющих почувствовать на себе закономерность фундаментальной ошибки, является серия опытов Милграма с подчинением авторитету.
    Синонимы[править]
    1. практика, искушённость
    2. практика, опытность; частичн. навык, мастерство
    3. проверка, поверка, испытание
    4. эксперимент
    Антонимы[править]
    1. безопытность, неискушённость, неопытность
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Список всех слов с корнем «-пыт-»
    • существительные: пытка, опыт, опытник, опытница, опытничество, опытность, попытка
    • прилагательные: опытный, опытнический, безопытный, подопытный, пытливый
    • глаголы: пытать, пытаться, допытываться, испытать

    Этимология[править]

    Из гл. опытать, далее из о- + пытать, далее из праслав. *pytati «мучить; пробовать; спрашивать», от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пꙑтати, ст.-слав. пꙑтати (др.-греч. ἐξετάζειν), русск. пытать, укр. питати «спрашивать», белор. пытаць — то же, болг. пи́там «спрашиваю», сербохорв. пи́тати, пи̑та̑м, словенск. pítati, pȋtam, чешск. ptát sе «спрашивать о ч.-л.», словацк. руtаť «просить, умолять», польск. pytać «спрашивать», в.-луж. pytać, н.-луж. руtаś

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    • Жолковский А. К., Иорданская Л. Н., Мельчук И. А., Никитина С. Е. Опыт // Толково-комбинаторный словарь русского языка. Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. / И. А. Мельчук, А. К. Жолковский. — Wiener Slawistischer Almanach. Sonderbänd 14. — Wien, 1984. — С. 515—526.
    1. Котков С.И Сказки о русском слове. — М. : Наука, 1967. — 196 с.

    ОПЫТ — это… Что такое ОПЫТ?

    компонент познават. деятельности, посредством к-рого обеспечивается непосредств. связь системы знания с познаваемым объектом. По своей психологич. форме О. выступает как непосредственное знание предметов и зависимостей, чувственно «данных» познающему субъекту. Логич. структура О. основывается на единстве непосредственного и опосредованного знания; то, что психологически выступает для отд. индивида как констатация непосредственно данного, логически и исторически является воплощением активной предметной деятельности обществ. субъекта. В истории философии О. понимался по-разному. Для философов-материалистов О. – это отражение предметов, существующих независимо от сознания человека; для идеалистов-эмпириков действительность тождественна субъективному О. «…Толкование понятия опыт разделяло классических материалистов и идеалистов» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 136). В антич. и ср.-век. европ. философии проблема О. вставала в связи с решением общего вопроса о взаимоотношении и сравнит. ценности разума и чувственности в познании, а границы того и другого определялись не всегда достаточно четко (так, в философии Платона врожденные идеи, невыводимые из чувственного О., считались тем не менее непосредственно воспринятыми душой тогда, когда она еще не соединилась с телом). Эмпирич. философия 17–18 вв. утвердила тезис, что все знание происходит из О. Для нее выделение О. как констатации данного, в отличие от деятельности размышления, приобретает принципиальный характер: если все знание происходит из О., то получаемые в О. «идеи» есть те исходные элементы, результатом комбинации к-рых является система знания в целом. Попытки понять О. как чистую «данность» и отождествить содержательность знания с фиксацией этой «данности», начатые материалистом Локком, доводятся до логич. конца в философии идеалиста Юма, к-рый, подобно Локку, начинает с сенсуализма и эмпиризма, но в конечном счете приходит к выводу, что ничто нельзя осознать путем О. и наблюдения. Так метафизич. эмпиризм, делая все логич. выводы из своих посылок, приходит к самоотрицанию. Попытку возрождения субъективно-идеалистич.. эмпиризма Беркли и Юма в 20 в. предпринял махизм в концепции «чистого О.», подвергнутой критике Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В частности, Ленин раскрыл эклектичность употребления понятия О. махистами и показал, что в таком употреблении О. «…прикрывает и материалистическую» и идеалистическую линию в философии, освящая их спутыванье» (там же, с. 135). В 20 в. возникают и такие направления субъективно-идеалистич. эмпиризма, к-рые пытаются преодолеть психологизм и разграничить логич. и психологич. элементы О. Дж. Мур и Рассел, используя аппарат математич. логики, формулируют т.н. концепцию «чувственных данных» (sense-data), понимая под последними не элементы О. как психологич. процесса, осуществляющегося в индивиде, а те внешние для познающего индивида содержания, к-рые он воспринимает и к-рые якобы не являются ни физическими, ни психическими по своей природе. При этом акцент делается уже не на анализе «чистого О.», а на логич. конструировании системы мира и знания из неких мнимых чувственно логизированных сущностей – «чувственных данных». Логич. позитивизм пытается продолжить феноменалистскую программу Рассела, но в ряде пунктов он вынужден существенно отойти от эмпиризма, в частности отказаться от осн. понятия эмпирич. философии – понятия О. Вопрос о том, какова должна быть структура языка науки – будет ли это вещный язык или же язык чувственных данных, решается путем свободного выбора, подчеркивает Карнап (см. «Значение и необходимость», М., 1959, с. 301–02). Эмпирич. концепция О. приводила к абсурдным следствиям, заставлявшим отрицать само понятие О. и по др. линии. Еще Локк обратил внимание на то, что познающему субъекту непосредственно в О. дан не только мир внешних ему предметов, но и факт переживания субъектом самого себя как чего-то внутреннего, отличного от внешнего объекта. Последний факт Локк назвал «внутренним» О., в отличие ог «внешнего» О. – познания предметной действительности. Под влиянием Локка в зап.-европ. философии и психологии сложилась концепция, согласно к-рой во внутр. О. субъект и объект познания полностью» совпадают, сливаются. Такого рода опытное знание является якобы совершенно непосредственным и в то же время совершенно достоверным, т. к. не может быть ничего достовернее знания субъектом своих собств. состояний. Отличие психологии от остальных наук усматривалось в том, что она имеет дело именно с внутр. миром субъекта, исследуя его при помощи интроспекции. Однако развитие интроспективной психологии выявило невозможность достичь сколько-нибудь убедит. результатов на этом пути. Бихевиоризм предложил отказаться от субъективистского изучения «внутр. мира» субъекта и заменить его «объективным» методом изучения внешних реакций организма на окружающие его условия, но реакция на «интроспекционизм» привела бихевиоризм к отказу от понятия О. вообще. Т.о., развитие категории О. в философии метафизич. эмпиризма привело к ее устранению из логики и гносеологии и признанию ее чисто психологич. значения (Карнап), а эмпирич. психология (бихевиоризм) пришла к отрицанию и психологич. значения О. Не более успешной была трактовка О. в метафизич. рационализме, для к-рого объективное знание тождественно математике и механике, а познание рассматривается как формальнологич. расчленение готового, данного содержания, заложенного во «врожденных идеях» и не выводимого из О. То, что не укладывается в рамки механико-математич. науки, объявляется субъективным. Опытное знание трактуется как смутное, «имагинативное» и противопоставляется рациональному, ясному, исходящему из интуитивно очевидных истин. Но такое резкое принижение роли О. в познании оказывается в вопиющем противоречии с практикой развития эксперимент. естествознания, в к-ром с несомненностью обнаруживается логич. связь с О. самых абстрактных и непосредственно не данных в О. теоретич. понятий. Первые шаги к правильному пониманию О. и его роли в познании были сделаны в нем. классич. философии, к-рая исследует познание как развивающийся многоуровневый процесс. При этом высшие уровни, возникая на основе нижележащих, не просто существуют рядом с последними, а взаимодействуют с ними, глубоко перестраивая их организацию. «Существенным для науки является не столько то, что началом служит нечто непосредственное, а то, что все ее целое есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее также и первым» (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 54). Диалектич. материализм исходит из последоват. материалистич. сенсуализма, но в то же время подчеркивает, что развитие познания характеризуется не просто выявлением содержания, в готовом виде данного в ощущениях, а включением ощущений в более сложные познават. структуры и как результат – появлением такого познават. содержания, к-рое непосредственно в ощущениях не дано. Познание всегда осуществляется в формах, исторически выработанных человечеством, и прежде всего в определ. формах предметной деятельности и языка, к-рые и определяют характер «видения» мира познающим субъектом, характер логич. расчленения действительности в акте О. Будучи единством непосредственного и опосредованного знания, О. выступает как компонент познания всякий раз, когда происходит включение непосредственно данных ощущений в познават. структуры более высоких уровней: на одном этапе развития познания в качестве О. может выступать восприятие, на другом – восприятие, осмысленное в логич. категориях языка, и т.д. В совр. науч. познании О. выступает по крайней мере в двух различных формах: 1) как осмысление данных ощущения и восприятия в терминах обычного языка или в терминах, определяемых через термины обычного языка, т.е. как эмпирич. знание; 2) как осмысление данных ощущения и восприятия в теоретич. терминах. Что же касается -т.н. «внутр. О.», то он является фикцией: осознание субъектом собств. переживаний, по видимости выступающее как непосредств. восприятие нек-рой «внутренней» данности, в действительности предполагает отнесение этих переживаний к реальному индивиду или к реальным внешним предметам как к их источнику. Непосредств. восприятие себя как «Я» есть результат оценки (часто неосознанной) индивидом себя и своих действий с т. зр. обществ. субъекта, выступающего обычно в виде некоего обобщенного «другого человека» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 62, прим.). В обществ. науках термин «О.» нередко употребляется как характеристика деятельности общества, класса, социальной группы, отд. человека (О. классовой борьбы, О. решения определ. задач и т.п.). Понятие О. в этом смысле выражает строение и условия реализации того или иного вида, способа деятельности. В обществ. жизни изучение такого О. необходимо для успешного решения социально-политич. и экономич. задач. Специально обобщению О. революц. борьбы посвящены труды классиков марксизма-ленинизма. В жизни отд. человека приобретение и усвоение О. решения задач является одним из осн. механизмов формирования и развития личности. В филос. анализе О. в этом смысле включается в более широкое понятие практики.

    Лит.: Локк Д., Опыт о человеч. разуме, [пер. с англ.], М., 1898; Юм Д., Исследование о человеч. разуме, пер. с англ., СПБ, 1904; Кант И., Критика чистого разума, пер. с нем., 2 изд., П., 1915; Рассел Б., Человеч. познание, [пер. с англ.], М., 1957; Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965.

    В. Лекторский. Москва.

    Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

    ОПЫТ — это… Что такое ОПЫТ?

  • опыт — опыт, а …   Русский орфографический словарь

  • ОПЫТ —         основанное на практике чувств. эмпирич. познание действительности; в широком смысле единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым чувств. данные являются …   Философская энциклопедия

  • ОПЫТ — Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • опыт — Попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют. См. испытание.. наученный опытом, умудренный опытом… . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опыт испытание, проба,… …   Словарь синонимов

  • Опыт —  Опыт  ♦ Expérience    Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… …   Философский словарь Спонвиля

  • ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению …   Большой Энциклопедический словарь

  • опыт —     ОПЫТ, эксперимент     ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • опыт — способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОПЫТ — ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений …   Современная энциклопедия

  • ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория …   История Философии: Энциклопедия

  • опыт — это… Что такое опыт?

            ОПЫТ — такое знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, будет ли это реальность внешних субъекту предметов и ситуаций восприятие) или же реальность состояний самого сознания (представления, воспоминания, переживания и т.д.). Большинство философов сближали О. с чувственным знанием.

            Проблема О. обсуждалась в философии, прежде всего, в связи с вопросом об обосновании знания. Для рационалистов О. не может быть ни полноценным знанием, ни его источником, а лишь, в лучшем случае, поводом для деятельности мышления. Зато для эмпириков знание может быть только опытным. При этом для последних важно выделить подлинный, настоящий, «чистый» О. и отделить его от того, что только кажется непосредственно данным, но не является таковым на деле. Ибо, с этой точки зрения, только непосредственно данное содержание знания может быть несомненным и самодостоверным и поэтому способным служить основанием всей системы знания. Согласно этой концепции, знание, кажущееся вне-опытным (априорным), на самом деле является либо сложным продуктом О. (логика и математика, в понимании Д.С. Милля), либо вообще не знанием в точном смысле слова, а лишь экспликацией некоторых особенностей языка (логика и математика как системы аналитических высказываний в концепции логических позитивистов), либо бессмысленным псевдо-знанием (метафизика в понимании всех эмпириков). Однако все попытки выделить абсолютно непосредственное содержание знания в виде О. (ощущения сенсуалистов, «чувственные данные» английских и американских неореалистов в начале 20 в., «протокольные предложения» логических позитивистов) не увенчались успехом.

            Существуют еще две влиятельные философские концепции, которые не являются эмпиристскими, но в которых проблема О. является одной из центральных.

            Прежде всего, это философская система Канта. Для последнего знание совпадает с О. Мысленные образования, предмет которых не может быть включен в систему О., в частности идеи Бога, трансцендентального Я, мира в целом, не могут претендовать на знание (хотя эти идеи и играют важную роль в познании и нравственной деятельности). Вместе с тем понимание О. у Канта весьма отлично от эмпиристского. Во-первых, О. возможен лишь в результате применения априорных (вне-опытных) форм организации чувственного материала. Во-вторых, Кант подчеркивает взаимосвязь и вместе с тем несводимость друг к другу двух типов О.: внешнего и внутреннего. Внешний О. (относящийся к физическим телам и связанным с ними событиям) предполагает организацию ощущений априорными формами пространства и времени и априорными категориями рассудка. При этом Кант отличает восприятие от О. Для первого достаточно априорных форм пространства и времени. О. же возможен лишь на основе применения также и категорий. Внутренний О. (относящийся к событиям во внутреннем мире сознания субъекта) осуществляется на основе априорной формы времени и определенных априорных категорий рассудка. В-третьих, по Канту, возможен своеобразный «априорный О.», когда в виде «чувственной данности» выступают сами априорные формы созерцания: пространство и время. Это имеет место, как он считает, в чистой математике.         Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля допускает не только чувственное, но и нечувственное созерцание (восприятие). Кроме обычного О., считает Гуссерль, существует также и О. необычный, совпадающий с трансцендентальной рефлексией. Это созерцание «чистым сознанием» своих собственных априорных сущностных структур. Поэтому возможны «категориальное восприятие», «созерцание сущности» (вещи бессмысленные с точки зрения Канта). Трансцендентальный субъект может созерцать и самого себя и тем самым иметь о себе знание. Такого рода О., по Гуссерлю, лежит в основе всего познания и всей культуры. Мышление имеет смысл лишь в той мере, в какой оно обслуживает так понятый О.

            Обсуждение проблемы О. в истории философии, а также в современной литературе по теории познания, философии науки и когнитивной науке, как представляется, позволяет сделать следующие выводы.

            1. Невозможно выделить совершенно непосредственное и абсолютно достоверное знание, отождествляемое с О., — понимается ли это знание в духе эмпиризма как элементарные чувственные единицы или в духе феноменологии как самоочевидные феномены. То, что кажется сознанию непосредственно данным, всегда является продуктом активной деятельности субъекта, предполагающей использование определенных схем и эталонов (некоторые из них могут быть врожденными), языка, категорий культуры, а в науке также и теоретического языка (см. Восприятие).

            2. Мышление и О. взаимодействуют. С одной стороны, результаты мыслительной деятельности так или иначе используются на О. и в этом процессе подвергаются испытанию на пригодность (хотя способы определения этой пригодности могут быть весьма сложными). С другой стороны, сам О. критикуется, меняется и переосмысливается на основе прогресса мышления. Поэтому О. является категорией исторической.

            3. В этой связи можно различать разные типы О. Это обыденный О., фиксирующий в обыденном языке и в правилах «здравого смысла» результаты повседневной житейской практики. Это применяемое в науке (прежде всего в описательных науках) систематическое наблюдение. Особой разновидностью последнего является самонаблюдение (интроспекция), бывшее основным методом эмпирической психологии 19 в. и начала 20 в. От обычного О. следует отличать такую специфическую его разновидность, как научный эксперимент, предполагающий не просто фиксацию естественно данного порядка вещей, а создание определенных искусственных ситуаций, позволяющих изучать явления «в чистом виде». Античная наука была основана на обычном О. Естественная наука Нового времени положила в основу знания эксперимент.         4. Нет резкой границы между опытными и вне-опытными науками. Любой О. предполагает вне-опытные компоненты. С другой стороны, и в таких вне-опытных науках, как математика, имеют место догадки, гипотезы, отказ от того, что казалось абсолютно несомненным. Различие синтетических и аналитических высказываний, как показал У Куайн, относительно. Есть целый ряд дисциплин, предмет которых не дан в О., но которые тем не менее не являются априорными, а имеют дело с эмпирически существующими текстами (история, филология, культурология, философия).

            5. Есть большие сомнения в возможности выделения «внутреннего О.» в качестве самостоятельного. Если обычный («внешний») О. предполагает воздействие внешнего предмета на органы чувств субъекта, то непонятно, какие органы чувств может использовать субъект, испытывающий свой «внутренний О.». И кто этот субъект? То, что представляется объектами «внутреннего О.», на самом деле является элементами или звеньями ориентации во внешнем мире (когнитивными схемами, дискурсивными или полудискурсивными образованиями).

            В.А. Лекторский

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

    «ОПЫТЫ» — это… Что такое «ОПЫТЫ»?

  • опыты — делать опыты • действие опыты показали • субъект, демонстрация ставить опыты • действие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • опыты — bandymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokytojo vadovaujamas praktinis mokinių darbas siekiant geriau pažinti tikrovės reiškinius, plėsti pažintinę veiklą, tikrinti žinias, gebėjimus ir įgūdžius. Bandymai atliekami mokyklos kabinetuose,… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • «ОПЫТЫ» — произведение Мишеля Монтеня, публиковавшееся с 1580 по 1588 г. Это произведение 50 летнего человека, возвратившегося из долгого путешествия по Европе (1580), который, стремясь проверить, хорошо ли он прожил жизнь, предается своеобразной… …   Философский словарь

  • Опыты на животных — Шимпанзе Энос перед помещением в космический корабль Меркурий Атлас 5, 1961 год …   Википедия

  • Опыты (журнал) — Опыты Специализация: литературный Периодичность: нерегулярно Язык: русский Главный редактор: Юрий Иваск Издатель: Мария Цетлина Страна …   Википедия

  • ОПЫТЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ — «ОПЫТЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ», Россия, СТВ, 1993, цв., 69 мин. Документально постановочный фильм. История трагической судьбы Нестора Ивановича Махно. В фильме свободно соединены телерепортажи с исторической хроникой, актерские монологи с… …   Энциклопедия кино

  • Опыты Г. Шапошникова по искусственной эволюции — Тля из подсемейства Aphidinae …   Википедия

  • Опыты над людьми 1939-1945-х годов в Японии — Уничтожение тел «Отряд 731» (яп. 731部隊, Nana san ichi butai)  спецотряд японской армии, занимался исследованиями в области биологического оружия, проводились и другие, не менее жестокие, антигуманные опыты, не имевшие непосредственного отношения… …   Википедия

  • Опыты Кирхгофа — Впервые исследование спектров поглощающих одноатомный газ, имеющий линейчатые спектры испускания, пропуская через него белый свет были сделаны в 1854 году, и выполнил их Густав Кирхгоф. Содержание 1 Исследование Кирхгофа 2 Примечания …   Википедия

  • Опыты массовые — О., проводимые по единой схеме и методике одновременно в большом числе пунктов в целях установления количественных показателей действия определенного вида, дозы, способа и времени внесения удобрения или соответствующего агротехнического приема …   Толковый словарь по почвоведению

  • научных экспериментов для детей

  • Мыльный эксперимент

    Мы знаем, что мыло используется, чтобы смыть грязь с рук и тел. Мы также знаем, что мыло используется для мытья других вещей, таких как посуда, из которой мы едим, одежда, которую мы носим, ​​собака (когда он бежит по грязи) и даже машина твоих мамы и папы.

    Читать больше
  • дождь идет дождь

    Земля — ​​это большое, большое место.Он наполнен миллионами растений, животных, людей, камней и деревьев. Земля имеет тысячи рек, ручьев и ручьев и четыре океана.

    Читать больше
  • Жди

    Пища и жидкости (вода, сок, молоко, газированные напитки и спортивные напитки), которые мы помещаем в наши тела, питают и питают тело, чтобы оно продолжало функционировать и помогало ему расти.

    Читать больше
  • Tash Talk

    Мы все знаем, что мусорить неправильно.На самом деле, это запрещено законом в большинстве мест, чтобы мусорить. Но знаете ли вы, почему мусорить неправильно?

    Читать больше
  • Химическая реакция

    Смесь происходит, когда вы объединяете две или более вещи без создания нового химического вещества. Сочетание молока и шоколадного сиропа делает шоколадное молоко — то, что нравится большинству.

    Читать больше
  • Как они растут

    Какая твоя любимая еда? Как часто ты ешь это? Как вы думаете, вы хотели бы есть свою любимую еду каждый день? Хотели бы вы, чтобы вам не приходилось есть ничего, кроме вашей любимой еды?

    Читать больше
  • Раковина или Поплавок

    Все, к чему вы можете прикоснуться, называется материей.Количество занимаемой космической материи называется массой (размером). В большинстве случаев, чем больше масса чего-то (чем больше), тем больше она весит… но не всегда.

    Читать больше
  • Секретный Атом Эксперимент

    Элемент — это химическое вещество, изготовленное из одного типа атома. Кислород, золото, медь, железо и гелий — все это элементы. Соединение двух или более элементов — это соединение.Вода и кислота являются соединениями.

    Читать больше
  • Краска Эксперимент

    Вы когда-нибудь были в музее, где можно было увидеть украшения, керамику и ткани, сделанные индейцами? Задумывались ли вы, как они смогли сделать такие яркие и красочные вещи? Где они взяли свою краску?

    Читать больше
  • Вес бумаги

    Какую самую тяжелую вещь вы можете взять, используя большой палец и палец? Бумага, щетка для волос, поводок собаки и даже книга (если она не слишком тяжелая) — это то, что вы можете поднять таким образом.

    Читать больше
  • Spin It

    Задумывались ли вы, почему некоторые вещи вращаются легче, чем другие? Есть на самом деле несколько способов объяснить движение вращения.

    Читать больше
  • Грязь Эксперимент

    Вы когда-нибудь задумывались о том, из чего состоит грязь? Если вы этого не сделаете, вы будете удивлены, узнав, что вся грязь не похожа.

    Читать больше
  • Гены Эксперимент

    Каждая живая клетка имеет гены. Гены похожи на встроенную инструкцию для клетки. Гены рассказывают, как выглядит, как действовать и как выживать.

    Читать больше
  • Скалы Эксперимент

    Осадочные породы — это форма камней, которая образуется, когда крошечные частицы камней и минералов толкаются и спрессовываются, образуя одну скалу.

    Читать больше
  • Молочный эксперимент

    Вы знаете, что молоко поступает от коров, и вам нужно это же молоко для производства ВСЕХ молочных продуктов, включая сыр. Что вы можете не знать, так это то, что коровы готовят молоко.

    Читать больше
  • Поверхностное натяжение

    Поверхностное натяжение — это способность жидкости позволять предметам плавать на ней.

    Читать больше
  • Тайна Шпината

    Каждое живое существо уникально — нет двух абсолютно одинаковых вещей (за исключением идентичных близнецов). Мы знаем, что это правда из-за дезоксирибонуклеиновой кислоты.

    Читать больше
  • Эксперимент по зубной пасте

    Вы уже знаете, как важно чистить зубы.Вы также знаете, что есть правильный и неправильный способ чистить зубы.

    Читать больше
  • Эксперимент на сердце

    Сердце — это мышцы тела. Сердце делится на четыре части. Эти части называются камерами. Работа каждой камеры — перекачивать кровь в органы тела.

    Читать больше
  • Солнечная энергия

    Солнечная энергия исходит от солнца.Солнечная энергия может нагревать воду, обогревать ваш дом, обеспечивать электричеством свет и многое другое.

    Читать больше
  • Push and Pull

    Законы движения Ньютона говорят нам три вещи о том, как и почему все движется. Закон движения № 1: Объект будет оставаться в покое, пока внешняя сила не приведёт его в движение.

    Читать больше
  • Эксперимент по кислотному дождю

    Загрязнение — большая проблема в нашем обществе.Наша вода, наша земля и наш воздух загрязнены из-за того, что мы делаем.

    Читать больше
  • Эксперимент по плавлению или заморозке

    Вы знаете, что лед — это твердое состояние воды. Вы также знаете, что лед холодный и что если температура опускается ниже нуля, лед начнет таять.

    Читать больше
  • вопрос вкуса

    Какая твоя любимая каша на завтрак? Ваш любимый вид пиццы? Ваш любимый вид мороженого? Твой любимый фрукт?

    Читать больше
  • Что ты видишь

    Какой твой любимый цвет? Розовый? Желтый? Зеленый? Черный? Когда вы видите свой любимый цвет (или цвета), как вы себя чувствуете?

    Читать больше
  • Mold Experiment

    Вы когда-нибудь видели, как плесень растет на старой и устаревшей пище? Вы когда-нибудь задумывались, как плесень попала туда? Плесень исходит от воздуха.

    Читать больше
  • Смотреть их работа

    Муравьи — одно из самых удивительных существ на земле. Да, они противны, когда вы пытаетесь устроить пикник на улице, но знаете ли вы муравьев.

    Читать больше
  • Сахарный эксперимент

    Вам, вероятно, уже не раз говорили, что употребление слишком большого количества сахара вредно для вас.Но знаете ли вы, почему слишком много сахара вредно для вашего организма?

    Читать больше
  • Звуковой Эксперимент

    Звук — это воздушная волна, которая вибрирует против материи. Большую часть времени звуковые волны вибрируют против вещества, которое является газом (воздухом).

    Читать больше
  • Физический или химический эксперимент

    Три состояния вещества: ТВЕРДЫЙ, ЖИДКИЙ и ГАЗ.Вы знаете, что материя часто может изменить свое состояние. Примером этого является замерзание воды.

    Читать больше
  • ,
    10 лучших научных экспериментов, которые стоит попробовать дома

    Домашняя наука

    Наука окружает нас — она ​​не ограничивается классом или лабораторией. Есть много забавных экспериментов, которые нуждаются в очень небольшом количестве оборудования, кроме нескольких предметов домашнего обихода и некоторого любопытства. Мало того, что это будет способствовать формированию культуры обучения на протяжении всей жизни, но и отлично смотрится при поступлении в колледж! Эти эксперименты делают великолепные семейные проекты вместе — гораздо лучше, чем вегетарианство перед телевизором!

    Ниже вы найдете подборку научных экспериментов в области биологии, химии, физики и наук о Земле.В каждом разделе будет перечислено необходимое вам оборудование, некоторые инструкции и объяснение того, что происходит.

    1. Пластическая химия — производство слизи

    Оборудование:

    • 2 Пластиковые стаканчики
    • 2 пластиковых ложки
    • Пищевой краситель — выберите свой любимый цвет
    • Порошок буры (обычно находится рядом со стиральным порошком)
    • Клей ПВА
    • Вода

    Что делать :

    1. Смешайте столовую ложку буры с примерно 75 мл воды в первой чашке.Перемешать, пока он не растворится (это может занять некоторое время)
    2. Смешайте столовую ложку клея ПВА с двумя столовыми ложками воды. Добавьте несколько капель пищевого красителя. Хорошо перемешайте, пока хорошо не смешано.
    3. Добавьте одну столовую ложку раствора буры к клеевой смеси. Хорошо перемешайте и увидите, что смесь превращается в слизь.
    4. Оставьте слизь на 30 секунд, а затем поднимите ее!

    Что происходит?

    Бура вызывает перекрестные связи между длинными нитями PVA.Это предотвращает скольжение нитей друг о друга, что делает это примером неньютоновской жидкости.

    Далее? Поэкспериментируйте с соотношениями ингредиентов, чтобы получить различные типы слизи — эластичные, упругие, упругие и влажные слизи могут быть получены путем экспериментирования с тем, сколько буры вы добавляете.

    2. Вулкан Сода

    Самый традиционный эксперимент DIY. Вам понадобится:

    1. Большая бутылка диетического колы
    2. Пакет с менто
    3. Быстрые руки
    4. Открытое пространство ( Не пытайтесь в помещении )

    Что делать:

    Все знают это.Положите пару бутылок менто в бутылку с колой и отойдите в сторону.

    Что происходит? Поверхность конфеты может выглядеть гладкой, но в физическом плане она на самом деле довольно шероховатая. Газированные напитки являются газированными, потому что они подвергаются устойчивой химической реакции, которая выделяет углекислый газ. Шероховатая поверхность леденца обеспечивает дополнительные места для этой реакции — они известны как центры зародышеобразования.

    Далее? Экспериментируйте с различными ароматами менто, марками колы, другими сладостями в сахарной оболочке.Вы могли бы попробовать колпачок для спортивных напитков на коле, чтобы увидеть, имеет ли это значение

    3. Наука о гиперохлаждении

    Мой личный фаворит! Этот эксперимент, как я представляю науку плавления и замерзания. Вам понадобится:

    1. Металлическое ведро
    2. 1 кг поваренной соли
    3. 6х 500 мл бутилированная вода
    4. Две сумки колотого льда и воды
    5. Терпение

    Что делать: Посмотрите это видео для получения полной информации, поскольку этот эксперимент, хотя и простой, деликатный.

    Далее? Конкурировать, чтобы увидеть, кто может залить самую высокую морозильную башню

    4. Rocket Science — Pocket Rockets

    NASA — не единственные, кто может делать ракеты! Вам понадобится:

    1. Канистра для фотопленки ye olde (в большинстве магазинов фотоаппаратов еще есть, что раздавать бесплатно)
    2. Алка-Зельцер планшет
    3. Маленький кусочек Blu-Tak
    4. Вода
    5. Водяная краска или краска (по желанию)

    Что делать: Возьмите крышку канистры и приклейте блю-так внутрь.Затем осторожно, но крепко приклейте свой планшет alka-seltzer к синей кнопке. Наполните канистру на полпути водой. Плотно закройте крышку. Теперь у вас есть заправленная ракета. Просто перевернись и сделай шаг назад.

    Что происходит? Это просто приложение давления. Когда алка-сельтер растворяется, он выделяет углекислый газ. Поскольку канистра герметична, ей некуда деваться! Давление нарастает, пока не станет ПОП!

    Далее? Эксперимент с различными количествами воды и марок шипучих таблеток.Я играю трюк, когда считаю во время разговора и щелкаю пальцами, когда взлетает каждая карманная ракета 🙂

    5. Наука о двойном остеклении

    Докажите эффективность вашего дорогого двойного остекления с помощью простого эксперимента. Вам понадобится:

    • Две пустые пластиковые бутылки для напитков объемом 1 литр
    • Одна пустая 2-литровая пластиковая бутылка для напитков
    • острые ножницы
    • Два одинаковых стакана или бумажных стаканчика — все, что не имеет достаточно узкой ручки, чтобы поместиться в меньшую бутылку
    • Кувшин или что-то для наполнения стаканов от
    • Горячая вода из крана
    • Две термометра (продаются в аптеках и супермаркетах) и скотч.

    Что делать: Много шагов к этому (и оно аккуратно украдено с веб-сайта Bang), так что посмотрите эту ссылку для получения полной информации и объяснений!

    6. Физические магические уловки

    Липкий рис: Получите чистую банку с вареньем. Заполните до верха рисом. Крепко держите банку одной рукой, надавите карандашом вправо до дна. Потяните карандаш медленно, но не до конца. Оттолкни его снова вниз. Если уровень риса начинает падать, долейте рис.

    В конце концов рис уплотнит ваш карандаш, и вы сможете поднять всю банку с карандашом. Когда это происходит, трение между карандашом и рисом настолько велико, что вы не можете легко вытащить карандаш!

    Согните воду статическим электричеством: Взорвите воздушный шар и потрите его по голове, чтобы накопить статический заряд. Делайте это в течение нескольких минут, чтобы действительно получить приличный заряд. Затем включите кран: его должно быть достаточно, чтобы выходил ровный, но медленный поток воды, а не только капли.Поднесите воздушный шар близко к потоку воды и наблюдайте, что происходит!

    Супер прыгающий: Хватай теннисный мяч. Положите его на пол и посмотрите, как высоко он подпрыгивает. Теперь возьми баскетбол. Положите его на пол и посмотрите, как высоко он подпрыгивает. Теперь положите теннисный мяч поверх баскетбольного мяча; поддержите баскетбол одной рукой и теннисный мяч другой. Бросай два мяча в одно и то же время. Теперь иди и попроси по соседству вернуть свой теннисный мяч.

    7. Радуга в стакане

    Плотность совсем не плотная — воспользуйтесь этой физической концепцией, сделав радугу в стакане.Вам понадобится:

    1. 5 очков
    2. Сахар
    3. Вода
    4. Разноцветные пищевые красители
    5. столовая ложка
    6. Эпическое терпение и твердая рука — это потребует некоторой практики!

    Что делать: Выровняйте стаканы и положите 3 столовые ложки воды в первые четыре стакана. Добавьте одну столовую ложку сахара на стакан один, два на стакан два, три на стакан три, четыре на стакан четыре. Тщательно перемешайте, чтобы растворить сахар.Теперь добавьте в каждый стакан разноцветный пищевой краситель. Налейте 1/4 стакана четыре в стакан пять. Это было легко.

    Это хитрый бит. Вы должны залить следующий слой (стекло три) так осторожно, чтобы он не смешался с первым слоем. Вы можете положить чайную ложку чуть выше первого слоя и аккуратно полить смесью на задней части ложки, чтобы минимизировать брызги. Чем медленнее вы это делаете, тем лучше результаты. Когда вы наполнили стекло примерно до той же ширины, что и последний слой, повторите со стеклом два, а затем со стеклом один.Если вы сделали это правильно, вы должны получить что-то вроде картинки.

    Что происходит? Различные количества сахара в воде создают различные плотности воды. Поскольку вы накладываете их на самые тяжелые в нижней части, разные слои будут «сидеть» друг на друге. В конце концов, из-за динамики частиц слои будут смешиваться. Чем больше разница в плотности, тем дольше длится эффект. Однако, в отличие от воды и масла, после того, как вы смешаете слои, они не успокоятся.

    Далее? Подобный, более приятный, эффект может быть достигнут с помощью «кабачков» (смесей для напитков) вместо пищевых красителей.

    8. Горячий лед

    Лед — это кристаллическое твердое вещество, которое образуется при замерзании воды. Но вода — не единственная жидкость, которая образует кристаллы. Вам понадобится:

    1. Родительский надзор
    2. Ацетат натрия (легко доступен онлайн)
    3. пирекс блюдо
    4. Кастрюля
    5. Ножницы

    Что делать:

    Налейте порошок ацетата натрия в кастрюлю.Добавляйте немного воды за раз. Вы просто хотите растворить гель: чем меньше воды вы добавите, тем лучше. Нагрейте смесь осторожно, помешивая. Вы должны заметить, гель растворяется

    Теперь вылейте эту смесь в стакан, следя за тем, чтобы не допустить растворения геля в стакан. (Оставьте нерастворенные кристаллы на потом). Поместите это в холодильник на час, чтобы охладить.

    Вынь свою смесь горячего льда. Это должно быть жидким. Прикоснитесь к нему и наблюдайте, как смесь мгновенно застывает.Почувствуйте снаружи контейнера — он должен быть теплым на ощупь.

    Что происходит? Это еще один пример переохлаждения, но с жидкостью, которая замерзает выше 0. Помните, что все замерзание меняется с жидкости на твердое вещество — это не обязательно должно быть холодно

    Далее? Для формирования скульптур вам понадобится металлический поднос, покрытый тонким слоем порошка ацетата натрия, который будет действовать как место зарождения.

    9. Расти что-нибудь!

    Я оставляю это на ваше воображение! Попробуйте выращивать цветы, помидоры, травы, что угодно! Это научит ответственности, а также откроет возможности для различных экспериментов (уровень освещенности, уровень удобрений, разные места в доме, время полива, регулярность полива) и позволит детям развить свои навыки наблюдения.Пусть они ведут дневник или журнал своих наблюдений в течение нескольких недель, подробно записывая, что они делают с растением и что они видят.

    10. Самонадувающийся воздушный шар

    Объедините биологию и физику, чтобы взорвать воздушный шар силой дрожжей! Вам понадобится:

    1. Бутылка использованных мытых газированных напитков (крышка не требуется)
    2. Латексный баллон (чем тоньше, тем лучше)
    3. Резинка
    4. Мерный кувшин
    5. Дрожжи
    6. Сахар
    7. Вода

    Что делать: Поместите 2 чайные ложки дрожжей, 1 чайную ложку сахара и одну чашку воды в бутылку.Положите баллон поверх бутылки и закрепите резинкой. Оставь, но следи за этим

    Что происходит? Дрожжи — это на самом деле микроорганизм. Дрожжи «едят» сахар и дышат. Продуктом дыхания является углекислый газ, который медленно заполняет баллон.

    Далее? Поэкспериментируйте с разными температурами, разными видами сахара, разными количествами сахара, чтобы увидеть, как быстро вы сможете взорвать баллон.

    ,Эксперимент
    — OSRS Wiki

    из старой школы RuneScape Wiki

    Перейти к: навигация, поиск В RuneScape Wiki также есть статья: rsw: Experiment

    Уровень 51 Уровень 25 (паук)
    Уровень 25 (овца)

    Эксперимент
    Выпущено 31 января 2005 (обновление)
    Члены Да
    Боевой уровень 51
    Размер 2×2
    Проверьте Ключ имеет свисающий ключ с воротника.
    Боевая информация
    Макс. Удар 6
    Агрессивный Нет
    Яд Нет
    Стиль атаки Удар
    Скорость атаки
    Статистика боя
    Ranged icon.png
    ,
    BBC — Этика — Этика животных: эксперименты на животных

    Полезны ли эксперименты на животных?

    Полезны ли эксперименты на животных?

    Эксперименты на животных приносят пользу людям только в том случае, если их результаты достоверны и могут быть применены к людям.

    Не все ученые убеждены, что эти тесты являются действительными и полезными.

    Моральный статус экспериментаторов

    Экстремисты по защите прав животных часто изображают тех, кто экспериментирует с животными, настолько жестокими, что лишаются какого-либо собственного морального положения.

    Но спор о том, являются ли эксперименты морально правильными или неправильными. Общий моральный облик экспериментатора не имеет значения.

    Что важно, так это этический подход экспериментатора к каждому эксперименту. Джон П. Глюк предположил, что этого часто не хватает:

    Глюк предлагает этот совет для людей, которым может потребоваться эксперимент на животных:

    Эксперименты на животных и права животных

    Проблема экспериментов на животных проста, если мы примем, что животные имеют права: если эксперимент нарушает права животного, то это морально неправильно, потому что неправильно нарушать права.

    Возможные выгоды для человечества в проведении эксперимента совершенно не имеют отношения к морали дела, потому что права никогда не должны нарушаться (за исключением очевидных случаев, таких как самооборона).

    И как писал один философ, если это означает, что есть некоторые вещи, которые человечество никогда не сможет выучить, так тому и быть.

    Этот мрачный результат принятия решения о морали экспериментов на животных на основе прав, вероятно, является причиной того, что люди всегда оправдывают эксперименты на животных на основополагающих основаниях; показывая, что польза для человечества оправдывает страдания животных.

    Обоснование экспериментов на животных

    Те, кто поддерживает эксперименты на животных, говорят, что добро, нанесенное людям, перевешивает вред, нанесенный животным.

    Это — аргументалистский аргумент, потому что он рассматривает последствия рассматриваемых действий.

    Он не может быть использован для защиты всех форм экспериментов, поскольку существуют некоторые формы страданий, которые, вероятно, невозможно оправдать, даже если выгоды являются исключительно ценными для человечества.

    Этическая арифметика

    Эксперименты на животных и этическая арифметика

    Последовательное обоснование экспериментов на животных можно продемонстрировать, сравнив моральные последствия выполнения или не проведения эксперимента.

    Этот процесс нельзя использовать математически, чтобы помочь людям решать этические вопросы на практике, но он действительно демонстрирует проблемы очень четко.

    Основная арифметика

    Если проведение эксперимента принесет больше вреда, чем его отсутствие, то этично неправильно проводить этот эксперимент.

    Вред, который может быть вызван невыполнением эксперимента, является результатом умножения трех вещей:

    • моральная ценность человека
    • число людей, которые выиграли бы
    • ценность выгоды, которую не получит каждый человек

    Вред, который нанесет эксперимент, является результатом умножения вместе:

    • моральная ценность экспериментального животного
    • количество животных, страдающих в эксперименте
    • отрицательная величина вреда, причиненного каждому животному

    Но это не так просто, потому что:

    • практически невозможно присвоить моральную ценность существу
    • практически невозможно присвоить значение вреду, причиненному каждому человеку
    • вред, который будет нанесен экспериментом, известен заранее, но польза неизвестна
    • вред, нанесенный экспериментом, вызван действием, в то время как вред, вызванный неиспользованием, вызван упущением

    Определенный против потенциального вреда

    В теоретической сумме, приведенной выше, вред, который эксперимент нанесет животным, сопоставляется с вредом, нанесенным людям, если не проводить эксперимент.

    Но это две концептуально разные вещи.

    • Вред, который будет нанесен животным, наверняка произойдет, если эксперимент будет выполнен
    • Вред, нанесенный людям, не выполняя эксперимент, неизвестен, потому что никто не знает, насколько вероятно, что эксперимент будет успешным или какие выгоды он может принести, если он будет успешным

    Таким образом, это уравнение совершенно бесполезно как способ решить, является ли этически приемлемым проведение эксперимента, потому что до тех пор, пока эксперимент не будет проведен, никто не может знать ценность выгоды, которую он приносит.

    И еще один фактор, отсутствующий в уравнении, который обсуждается в следующем разделе.

    Акты и упущения

    Уравнение не касается моральной разницы между действиями и упущениями.

    Большинство специалистов по этике считают, что мы несем большую моральную ответственность за то, что мы делаем, чем за то, что мы не можем сделать; то есть, что морально хуже причинять вред, делая что-то, чем вредить, не делая что-то.

    Например: мы думаем, что человек, который намеренно утопил ребенка, сделал что-то гораздо более неправильное, чем человек, который отказывается пробираться в мелкий бассейн, чтобы спасти тонущего ребенка.

    В контексте эксперимента на животных, если эксперимент проводится, экспериментатор будет выполнять действия, которые наносят вред вовлеченным животным.

    Если эксперимент не состоится, экспериментатор ничего не сделает. Это может нанести вред людям, потому что они не получат лечения от своей болезни, потому что лекарство не будет разработано.

    Таким образом, аргумент действия и упущения может привести нас к тому, что

    • для экспериментатора морально хуже причинять вред животным, экспериментируя с ними
    • , чем (потенциально) навредить некоторым людям, не проводя эксперимент, который мог бы найти лекарство от их болезни.

    И поэтому, если мы хотим продолжить арифметику, которую мы начали в предыдущем разделе, нам нужно добавить дополнительный и различный фактор с каждой стороны уравнения, чтобы иметь дело с различными моральными ценностями действий и упущений.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *