Что такое образованный, интеллигентный человек? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Николай Рубакин
ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАННЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК? 1
Аннотация. Цель самообразования — сделать из себя человека действительно образованного. В фундаменте самообразования — сила самой личности. Человек, мотивированный на самообразование должен быть ориентированным на дух современного ему общества. Образование и самообразование имеют не только личное, но и общественное значение.
Ключевые слова: образование; самообразование; признаки образованного человека.
Annotation. The purpose of self — education is to make yourself an educated person. The foundation of self-education is the power of the personality. The man, motivated on self-education should be focused on the spirit of contemporary society.
Keywords: education; self-education; attributes of educated person.
Николай Александрович Рубакин (01.07.1862 — 23.11.1946) — основатель особого направления психологии — библиопсихологии, связанного с изучением чтения как психологического процесса, как базового элемента социализации человека на определенном историческом этапе развития. Библиопсихология сопряжена со многими областями научных знаний: с психолингвистикой, с возрастной и педагогической психологиями, с психологией развития, с психологией творчества и др.
Особое место в исследованиях Н. А. Рубакина занимает изучение феноменологии самообразования.
В журнале приводятся некоторые из его материалов по проблеме образования и самообразования.
Материалы к публикации подготовила профессор В. С. Мухина.
Итак, первый вопрос, который встает перед нами, это вопрос о цели самообразования — о его основной задаче, о конечном результате, достигнуть которого необходимо во что бы то ни стало.
Цель и задача самообразования, если ее выразить в общих словах, заключается вот в чем: сделать из себя и надеясь только или главным образом на себя, и своими средствами, человека действительно образованного. Но
Цель
самообразования
1 РубакинН. А. Библиологическая психология. — М., 2007. -С. 503-509. Продолжение. Начало см.: Рубакин Н. А. Всякий желающий может сделать из себя действительно образованного человека // Развитие личности. — 2010. — № 4. — С. 131-136.
№ 1 — 2011
Действительно
образованный
человек
Самая суть образования
Сила духа —
фундамент
самообразования
Во-первых, что такое образованный человек и, во-вторых, ради чего делать из себя такового?
На эти вопросы прежде всего и надо ответить самому себе.
От ответов на них зависят и план, и размеры, и напряженность, и вообще характер всей самообразовательной работы.
Действительно образованный человек — не тот, кто считает себя «образованным». Даже неграмотные лавочники и урядники, и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе «немецкое платье» и при его помощи причисляться к «чистой публике», даже такие считают себя образованными, хотя их душа — тьма кромешная. Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много хотя бы самых хороших книг.
Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или специальное, все равно, его критерий — переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.
Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин -физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть — в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух.
Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые, обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно, прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли — это другой вопрос), не имеет особенной ценности.
Особенно важно для нас, русских, для нашего народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в
230
№ 1 — 2011
Важно быть ориентированным на дух
общественности
Интеллигентный человек
Общественное значение образования и самообразования
Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями, и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в ее целом и в частностях — этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей, мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованы лишь для себя и про себя, — пишет нам один рабочий. — Нам от таких ни тепло, ни холодно». Совершенно правильно. Не такие нужны России.
Интеллигентный человек — это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.
Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.
Человек действительно образованный должен заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент в случае нужды явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания, прежде всего, этой возможности. <…>
№ 1 — 2011
Образованный человек не может обойтись без общественного служения
Образованный человек — слуга жизни
Образованный человек — терпимый человек
Образован тот, кто умеет определять свое отношение к условиям жизни
Не в этом его деле, то есть не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.
В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча — явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?
Где есть свет — там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.
Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности. <…>
Разносторонняя кабинетная ученость — тоже образование. Но еще выше стоит та ученость, хотя бы тоже кабинетная, которая за вечной истиной не забывает и злобы дня. В нашей книжке «Вечная слава» мы имели случай подробнее ответить на возражение такого рода.
Образованный человек — прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость — узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое. <…>
Образованный человек — непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть, прежде всего, как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека — не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <…>
«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обста-
232
№ 1 — 2011
Истинно
образованный
способен
ориентироваться
в окружающей
действительности
новкой» 2, условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: «Оно должно «Так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней»». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам, и стремлениям своей жизненной среды».
Но ведь каждый народ, в свою очередь, распадается на различные круги, и в каждом из них — своя жизнь, свои интересы, свои нравы, свой уклад, словом сказать — свое содержание, своя более или менее особая жизнь. У разных людей далеко не одинаковы и задачи жизни, на которую особый отпечаток кладут и род занятий, и общественное положение, и пол, и возраст и т.д. Говоря о своем образовании, а тем более самообразовании, ни один из нас не может не принимать в расчет всего этого. Бесспорно, каждый из нас, если он желает быть действительно образованным, должен выработать в себе способность принимать сознательное участие в общей и местной жизни народа; но кто именно и какое именно участие сможет принять в ней -это другой вопрос, который каждый человек может решить для самого себя особым образом. Это задача частная, хотя и не менее важная, чем задача общая. <…>
«Истинно образованным мы должны признать всякого, кто приобрел способность с того места, на котором он поставлен природой и судьбой, ориентироваться в окружающей действительности и создать себе собственный гармонический духовный мир, великий или малый — безразлично. Не количеством того, что знает или что изучил человек, определяется образованность, но силой и самобытностью, с которыми он усвоил изученное и которыми пользуется для уразумения и оценки представляющихся ему явлений. Поэтому нельзя не назвать образованным и крестьянина, прошедшего лишь курс народной школы, и, быть может, даже никогда не слыхавшего имен Гете и Шиллера, если он, разумно воспользовавшись теми средствами, какие были предоставлены ему обстоятельствами, создал себе цельное воззрение на естественный и исторический мир, в котором он живет, и если он умеет самостоятельно разбираться в своей сфере.
2 Здесь и далее цитирует кн.: Паулсен Ф. Образование / Пер. с нем. М. и С. Сабашниковых, — М., 1900. — С. 18-20.
№ 1 — 2011
Сущностные черты необразованного
человека
Совокупность признаков образованного человека
Умение
ориентироваться в реальных условиях
Достоверность знания адекватна самой жизни
Позиция мыслящей, чувствующей, сознательной личности
Наоборот, мужчину или женщину, умеющих говорить о чем угодно, но только заученными фразами и чужими словами, мы не постесняемся назвать необразованными, хотя бы они представили свидетельство от всех учебных заведений и испытательных комиссий мира. Образованность определяется не материалом, а формою знаний». <…>
Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.
1. Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.
2. Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться это уменье вдумываться, оценивать и понимать. Разносторонность знаний, как мы увидим ниже, необходима потому, что сама жизнь имеет многое множество сторон, тесно между собой связанных, слитых. Имея дело всегда с жизнью как таковой, нельзя же судить о многих сторонах по какой-либо одной. Достоверность знания необходима для того, чтобы не ошибаться при оценке качественной стороны, а точность их -при оценке количественной стороны тех явлений жизни, с которыми приходится на своем веку встречаться.
3. Активность — уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде <…>, а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность — это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность в конечном итоге сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность — это и есть жизнь. Без активности нет
234
№ 1 — 2011
Отзывчивость как образованность и тонкость чувства
Четыре качества образованного человека делают его интеллигентным
Образованный человек образован не только для себя, но для всех
образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность в конечном итоге сводится к нулю.
4. Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания — будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость — это уменье «не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали». Отзывчивость — это чуткость к окружающей жизни, это своего рода «образованность чувства», как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость -это противоположность «дубинности», благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности «превратиться в толстокожее». При посредстве той же отзывчивости личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека и выше его.
Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо. <…>
Вывод таков: действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех, он -одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он — источник, он — естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни. <…>
(Продолжение следует)
№ 1 — 2011
Что отличает образованного человека от необразованного? | Век учись
В первую очередь, следует понять, что такое образованность. Образованность – это качество человека, способность непрерывно получать жизненный опыт и в дальнейшем развиваться, исходя из него. Под словом «образованность” следует понимать именно это – оно не имеет ничего общего с образованием, которое человек получает в процессе учебы на какой-либо основе.
Образованный человек – персона со стержнем внутри. Ответственный, целеустремленный, смелый – он никогда не забьется в угол от бытовых проблем, у такого человека есть свои личные принципы и своя вечная цель в жизни. Образованная персона не боится экспериментов, сложностей, прогресса и перемен, не ищет повода, а ищет возможность. Такие люди часто добиваются желаемого и не страшатся риска, ставит себе планку выше, чем есть, совершенствуется, пытается стать лучше, сильнее, умнее.
Что отличает образованного человека от необразованного?Естественно, что человека познают со временем, при общении, однако, невежду определить весьма легко. Необразованный человек – полная противоположность вышеупомянутого. Он окружен стенами страха и неизвестности, общественного мнения и стереотипов. Границы его зоны комфорта ни в коем случае не расширятся, а проблемы будут играть роль веской причины неудач.
Упрямство такого человека несет не принципиальный характер, а, скорее, единственный возможный взгляд на ситуацию. Такие люди не совершенствуются. Для них основная цель – остаться на плаву, нежели плыть дальше. На необразованных людей очень легко повлиять, а их надежность оставляет желать лучшего.
Чтобы определить необразованного человека, следует вслушаться — он не уверен в себе, c не конструктивной речью. Говорит много лишнего и не по делу, а когда дело доходит до выбора, не может определиться, а определившись – сомневается.
Что отличает образованного человека от необразованного?Для такого типа людей характерно часто менять свое мнение, которое, впрочем, меняется вследствие чужого влияния. Такие люди согласятся с вашим мнением, хотя в душе все будет наоборот. Эти люди сами попали в ловушку своей лени и страхов, что весьма негативно сказывается не только на них, но и окружающих их людях.
Образование очень важно. Но образованность важнее. Да, оно не может решить профессию, но может повлиять на навыки. Надо стараться, быть лучше. Нельзя останавливаться на достигнутом. Не стоит бояться нового. Тренируя себя, свои память и умения, побеждайте свои страх и лень. Именно это и отличает образованного человека от необразованного.
Наш канал постоянно делится с вами различными материалами по теме «Образование». Прочтите еще несколько статей из нашего Справочника и возвращайтесь снова:
Альтернативное образование – о мировых экспериментах в системе образования.
О чем нам врали в школе – 6 учительских заблуждений.
Высшее образование экстерном – как по-быстрому получить «вышку».
Образованный человек: принципы Николая Рубакина
Автор: Николай Александрович Рубакин (1862-1946), выдающийся книговед и библиограф, собравший две библиотеки из 130 000 и 80 000 томов, которые он подарил Государственной библиотеке СССР им. Ленина (сейчас Российская государственная библиотека). Материал подготовлен и публикуется по букинистическому изданию 1962 года.
В настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.
Чтобы жить, нужно иметь образование специальное, но еще нужно иметь образование общее. Нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно уменье мыслить и понимать, нужна известная широта кругозора, известная высота развития.
Специальное образование сообщает человеку некоторый более или менее ограниченный круг знаний и некоторую совокупность навыков. Общее образование дает человеку широкое и цельное мировоззрение, оно дает ему понимание различных сторон мировой жизни, от бесконечно малых атомов до бесконечно необъятных небесных пространств, от микроскопических клеточек, из которых составлены организмы, до народов и племен, составляющих человечество.
Как мир един, так и общее образование едино. Правда, для удобства изучения и усвоения один и тот же предмет, одно и то же явление изучается разными науками с разных сторон, но только совокупность наук дает возможность понять весь факт, все явление. Как ни чужды, по-видимому, одна другой физиология и история, но только знание и понимание той и другой дают возможность понять человека, который представляет из себя не только организм, но и сознательного исторического деятеля и которого, кроме того, изучают и химики, и физики, и психологи, и экономисты и т. д.
Очевидно, без общего образования человек не может достигнуть должного понимания какого бы то ни было явления, а значит — он не может быть и хорошим специалистом. Специалист-химик должен знать и физику, и математику, и историю этих наук, и физиологию, наконец должен иметь способность к обобщениям, если он не желает только оставаться в области одних фактов. Стремление проникнуть в глубину своей специальности выводит человека за пределы ее. Таким образом, чтобы быть хорошим специалистом, нужно иметь общее образование; но чтобы жить — нужно быть специалистом.
Цель и задача самообразования, если ее выразить в общих словах, заключается вот в чем: сделать из себя и надеясь только или главным образом на себя, и своими средствами, человека действительно образованного. Но за этим вопросом неизбежно встает другой — следующий, а вместе с ним — третий, неразрывно с ним связанный:
Во-первых, что такое образованный человек и, во-вторых, ради чего делать из себя такового?
На эти вопросы прежде всего и надо ответить самому себе. От ответов на них зависит и план, и размеры, и напряженность и, вообще, характер всей самообразовательной работы.
Действительно образованный человек — не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.
Самая его суть — в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, — в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении в нее чего-то нового, своего в ту или иную область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или будь это образование специальное, — все равно, его критерий — переделка жизни, перемены, в ней производимые, при его помощи.
Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его.
Каждый из нас, если он желает быть действительно образованным, должен выработать в себе способность принимать сознательное участие в общей и местной жизни народа; но кто именно и какое именно участие сможет принять в ней, — это другой вопрос, который каждый человек может решить для самого себя особым образом.
Самая суть работы над своим образованием заключается вовсе не в том, чтобы прочитать и изучить столько-то тысяч страниц, а в том, как их прочитать и изучить; т. е. — обдумать, передумать так, чтобы изученное вошло и в плоть и в кровь. И к тому же прочно, основательно. Задача и цель в том, чтобы усвоить самую суть образования, а не в том, чтобы щеголять учеными словами да плохо понятыми знаниями и мыслями.
Образованным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине и в течение всей своей жизни. Надо не только сделаться образованным и интеллигентным, надо еще привыкнуть к своей образованности и интеллигентности. И это особенно важно. Ведь привычка — вторая природа.
Жить — это значит бороться; и не только за жизнь, а и за полноту и улучшение жизни. Поэтому для нас «человек» — это значит борющийся человек, такой, кто чувствует, что живет именно тогда, когда борется, кто житейской борьбы не боится, кто даже радуется ей, потому что где она, там и напряженность жизни, и там-то человек и чувствует ее трепетание. В тысячу раз выше надо поставить людей, умеющих плодотворно действовать хотя бы без дипломов, чем людей бездейственных, но с дипломами.
Но и одного уменья действовать еще мало. Нужно знать, что творить, для чего и для кого творить, нужно понимать и цель и смысл и своей и чужой деятельности.
Отсюда такие задачи, стоящие перед каждым человеком, который путем самодеятельности стремится стать образованным:
- присматриваться к окружающей жизни и вдумываться в нее;
- ее изучать, знать и понимать;
- уметь в ней действовать.
Для этого же иметь подготовку:
- общую, т. е. широкий кругозор;
- специальную, т. е. профессиональную.
Наметив общую цель образования, будем говорить теперь, как ее достигать и достигнуть.
Первое и главное правило: надо начинать самообразовательную работу не с книги, а с жизни.
Жизнь всегда учит гораздо большему, чем лучшая из лучших книг. Книга — только орудие и пособие. Не жизнь нужно проверять книгами, т. е. теориями, а как раз обратно. Начинать нужно с вдумчивости в жизнь и с того, что такого-то человека, живущего в таком-то месте земли, в такой-то обстановке его личной, обыденной жизни, сильнее всего мучит, волнует, интересует. Когда уже загорелся в душе, под влиянием жизни, этот огонек исканий, тогда за ответом на эти искания можно идти и к книгам, которые в этом случае, наверно, окажутся интересными. Но и в этом случае нужно идти к книгам не для того, чтобы их советы принимать на веру, а лишь для того, чтобы почерпнуть из них материал для собственных размышлений.
Второе правило: всякое явление жизни надо обсуждать непременно и постоянно не с одной какой-либо стороны, а со многих, — с возможно большего числа сторон.
Теория тем и отличается от практики, что она более односторонняя, чем практика, которая, приводя человека в непосредственное столкновение с жизнью, уже подразумевает необходимость считаться со всеми сторонами ее. Все эти стороны существуют в жизни нераздельно, — разделяет же их лишь человеческий ум для удобства изучения и притом совершенно искусственно. Поэтому практика —лучший способ проверки всяких знаний. Не действуя, не приходя в непосредственное столкновение с жизнью, вряд ли можно оценить как следует какую-нибудь теорию. Применение — это и значит проверка. Без такой проверки нет истины. Без применения все — и истины и теории — одни слова и слова.
Что же именно следует изучать для того, чтобы сделать из себя действительно образованного и интеллигентного человека?
Не следует изучать какую-либо одну науку, обходя все другие, потому что ни одну науку нельзя изучать помимо ее связи с другими. Какая область жизни кому ближе, ту и надо изучить наиболее подробно (специально). Но одно дело знания специальные, и совсем другое дело — знания общие. Каждому человеку необходимы и те и другие — непременно и те и другие. Общие знания о всем мире и всей жизни — это основа для знаний специальных. Знания специальные — это лучшая проверка знаний общих. Специальные знания углубляют, но зато и суживают кругозор. Общие знания расширяют и освещают его…
Наук много, и с течением времени становится все больше и больше. Правда, все они, в своей совокупности, говорят об одной и той же, все о той же Вселенной и о ее жизни. Необходимо так соединить в своем уме все, что добыто отдельными науками, чтобы о раздельности разных сторон одной и той же Вселенной и помину не было, потому что эта раздельность на самом-то деле не существует,— она выдумка человеческого ума.
Вы сами можете служить для себя примером. Вы — личность, вы — единое целое. И тем не менее в себе самом вы отличаете великое множество сторон. На вашем примере вы лучше всего можете уяснить себе отношение науки к жизни, отношение отдельных сторон и их частичного изучения к их целому. И правда, вас изучают с самых различных сторон десятки, если не сотни, отдельных наук, а вы, тем не менее, по-прежнему представляете из себя нераздельное целое.
Вряд ли нужно доказывать, что знакомство с беллетристикой столь же необходимо для человека, работающего над самообразованием, как и знакомство с науками. Для огромного большинства читателей именно с этой области легче всего начинать расширение своего кругозора и выработку своего Я.
То же самое нельзя не сказать и о других, так называемых изящных искусствах. Искусство — необходимый элемент самообразования, незаменимый никаким другим. Было время, когда изящным искусствам не придавали никакого значения или сводили его почти к нулю, а «эстетику» и «эстетиков» осмеивали. Это время прошло, и искусство заняло подобающее место в схеме общего образования.
Внутренний мир человека бесконечно сложен и многообразен. Жить полною, разностороннею жизнью — это значит жить так, чтобы звучали по возможности все струны души и все стороны человеческой психики, все силы человека имели бы случай упражняться, проявляться и расцветать. Выбрасывать искусство и в своей жизни и даже отодвигать его на задний план — это то же, что совершать своего рода преступление над самим собою.
Далее, очень важно, стремясь сделаться образованным человеком, возможно глубже размышлять о человеческом поведении, иначе говоря, об отношении человека к человеку. Необходимо побольше думать о самых основах и правилах своего и чужого поведения, о привычках, интересах и вообще о всем том, что влияет на человеческое поведение, и о том, что считать добром и что злом, и почему так считать.
Наконец, надо побольше думать о происхождении этих основ и правил и их развитии в течение тысячелетий. То, что думали и думают люди разных времен и стран о добре и зле, о цели и смысле жизни, о справедливости и несправедливости и т. д.
Каким принципам я должен повиноваться? И что значит я «должен». Каких правил, принципов держаться в моем поведении, внешнем и даже внутреннем? Чем осмысливать и украшать свою жизнь, так, чтобы не рыдать от горя, когда она, неожиданно для меня, пройдет, окончившись бессмысленно и нелепо? В чем ценность моей жизни? В чем ее смысл? В чем ее цель? Какой идеал я должен поставить перед собою в виде этой цели и стремиться к нему и в моих личных переживаниях, и во вне — в жизни семейной, общественной и т. д.?
Все это вопросы глубочайшей важности, и теоретической и практической, для каждого человека. Их каждый из нас должен так или иначе разрешить… Хочет человек или не хочет, а без нравственной мерки, которую может выработать лишь он сам, его совесть, он в жизни обойтись не может. Надо ее выработать, эту мерку, возможно отчетливую, определенную, и чем скорее, тем лучше.
Из всего предыдущего следует, что беллетристика и другие изящные искусства, а также и этика не только должны входить в общую систему самообразования, но и лежать в основе его.
К этому отделу еще примыкают, как необходимые составные его части, отделы художественной критики и публицистики, знакомство с которыми не менее необходимо в целях самообразования, чем с предыдущими.
Всякое художественное произведение, более или менее выдающееся, всегда вызывало и вызывает целую литературу оценок и толкований — критических статей, комментариев со всевозможных точек зрения.
Публицистика — это оценка текущей общественной жизни, той самой «злобы дня», которую мы не только переживаем — в каждый момент истории свою особую, — но и которая вообще очень близко нас касается.
Художественный критик оценивает произведение и его автора. Публицист дает свою оценку самой жизни. И тот и другой как бы открывают нам двери из узкой конуры личной жизни на арену жизни общественной. Отсюда следует глубокой важности правило: в круг самообразования должна войти периодическая печать — газеты и журналы, которые давали бы читателю возможность следить за общим ходом текущей жизни, и за борьбой интересов и мнений, в ней развертывающейся.
Работая над самообразованием, нужно иметь в виду не приспособление к жизни, а возвышение этой последней посредством возвышения себя над нею.
Образованный человек — это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Одно дело понимание некоторых областей жизни, и совсем другое дело — общее миросозерцание, в состав которого входит понимание всех основных явлений и задач жизни. Вряд ли нужно доказывать, что это общее миросозерцание и миропонимание представляет из себя итог, конечный результат всей работы над самообразованием, ее цель, ее резюме, конечный вывод.
Только тогда, когда миросозерцание человека станет его «второй натурой», войдет в привычку — только тогда имеет право сказать про себя этот человек: «Да, я действительно имею миросозерцание, и оно действительно мое».
Выработать свое миросозерцание — это значит так прочно построить его, чтобы, несмотря ни на какие возражения и даже страдания в течение всей жизни, оно и не разрушалось и не переделывалось, а только бы пополнялось, совершенствовалось и чтобы крепость ума и духа говорили сами за себя.
Общее миросозерцание — цель самообразования. В понятие миросозерцания входят не только знания, не только понимание, но и настроение, т. е. направление симпатий и антипатий, идеалы этические и социальные, а также уменье осуществлять их.
Работая над выработкой своего миросозерцания, нельзя не принимать в расчет не только самого себя, свои собственные особенности, — нужно еще учитывать и особенности своей среды, а значит, и того исторического момента, когда живешь. Перестать бояться чужих мнений, несогласных со своими, — это одна из первых привычек, которую должен выработать в себе человек.
Личность человека — единое, нераздельное целое. Дело самообразования не есть только дело интеллекта (разума). Это дело всей личности целиком, со всеми ее переживаниями, думами, напастями, страданиями, горем, радостью и т. д. Это дело всей жизни.
Хотите стать образованным человеком? Вот ваш шанс:
Самоменеджмент: управление карьерой: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курсудвоенные согласные — Удвоение «н» в «образованный»
Это слово имеет два значения:
ОБРАЗ’ОВАННЫЙ , образованная, образованное. 1. ( •кратк. образован, образована, образовано). прич. страд. прош. вр. от образовать . «Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.» Пушкин.
2.( •кратк. образован, образованна, образованно). Получивший образование, обладающий широким образованием, просвещенный, культурный. Нельзя быть образованным человеком, если не знать основ марксизма-ленинизма. Она очень образованна. | То же в знач. сущ. «Образованные одолели: из чиновников, из офицеров, из университетов — всё на сцену лезут. » А.Островский.
http://www.onlinedics.ru/slovar/ushakov/t/obrazovannyj.html
А теперь о правописании «нн» в прилагательных и причастиях, произошедших от глаголов.
Итак, 2 буквы «н» следует писать, если:
1.Имена прилагательные и причастия образованы от глаголов совершенного вида (если есть приставка, кроме НЕ, то вид будет точно совершенный: связанный, скошенный, нескошенный, но некошеный). Запомнить: раненый.
2.Если имеются такие суффиксы, как -ева- или -ова-, например: организованная экскурсия, выкорчеванный лес и пр.). Исключения: жеваный и кованый (ов- и ев- входят в корень, а не являются суффиксами).
3.Если в предложении имеется какое-либо зависимое слово (например, плетенная из прутьев). https://fb.ru/article/148093/pravopisanie-n-i-nn-v-prilagatelnyih-suffiksyi-prilagatelnyih-pravila-isklyucheniya
Так что образованное природой — причастие, -НН- пишется, потому что есть суффикс -ОВА-, сов. вид.
Образованный человек — прилагательное от сущ. образование (человек, получивший образование), но восходит оно тоже к глаголу образовать, так что вполне можно сказать, что это отглагольное прилагательное и -НН- пишется по этой же причине — есть суфф.-ОВА-.
образованный — это… Что такое образованный?
образованный — образованный … Орфографический словарь-справочник
образованный — Просвещенный, интеллигентный, культурный, цивилизованный, воспитанный, развитой. Ср … Словарь синонимов
ОБРАЗОВАННЫЙ — ОБРАЗОВАННЫЙ, образованная, образованное. 1. (кратк. образован, образована, образовано). прич. страд. прош. вр. от образовать. «Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.» Пушкин. 2. (кратк. образован,… … Толковый словарь Ушакова
ОБРАЗОВАННЫЙ — ОБРАЗОВАННЫЙ, ая, ое; ан. Получивший, имеющий образование 2 (во 2 знач. ), имеющий разносторонние знания. Образованная женщина. | сущ. образованность, и, жен. Всесторонняя о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
образованный — • глубоко образованный • жутко образованный • необыкновенно образованный … Словарь русской идиоматики
Образованный — I м. разг. Тот, кто получил образование, обладает образованием [образование II 2.]. II прил. 1. Получивший образование II 2., обладающий образованием; просвещенный, культурный. 2. Находящийся на определённом уровне развития культуры, знаний;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Образованный — I м. разг. Тот, кто получил образование, обладает образованием [образование II 2.]. II прил. 1. Получивший образование II 2., обладающий образованием; просвещенный, культурный. 2. Находящийся на определённом уровне развития культуры, знаний;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
образованный — образованный, образованная, образованное, образованные, образованного, образованной, образованного, образованных, образованному, образованной, образованному, образованным, образованный, образованную, образованное, образованные, образованного,… … Формы слов
образованный — невежественный расформированный серый необразованный … Словарь антонимов
образованный — образ ованный; кратк. форма прич. ан, ана; кратк. форма прил. (получивший образование, знающий, просвещенный) ан, анна (он а умн а и образ ованна) … Русский орфографический словарь
Образ образованного человека | Главный портал МПГУ
27 сентября в рамках программы погружения в профессию первокурсники Института детства обсуждали проблемы образования и современных представлений об образованном человеке.
Установочная лекция “Какой образованный человек востребован сегодня и как им стать?” была прочитана доцентом кафедры психологической антропологии, к. психол. н. Н.Б. Ковалевой, ей помогал руководитель Герменевтического клуба МПГУ Ф. Ковалев. Действительно вопрос: по каким критериям мы определяем степень образованности человека и уровень его профессиональной подготовки? И зависит ли одно от другого?
В процессе командной работы и обсуждений первокурсники искали ответы на эти вопросы вместе с магистрантами кафедры и участниками Герменевтического клуба. Работа по группам включала анализ медиатекстов, дискуссии, различные формы творческой деятельности.
Финальное коллективное обсуждение сегодняшнего дня высветило ряд проблемных вопросов, работа над которыми продолжится в рамках проблемных семинаров.
Новости МПГУ
ART-ФЕСТИВАЛЬ МПГУ 2021 начинается! Отборочный этап уже пройден.02 / 03 / 2021
19-го февраля прошел первый отборочный этап в номинации “Музыкальный Круг” и “ТанцУдар” в рамках ART-ФЕСТИВАЛЯ МПГУ 2021. Нам поступило более семидесяти заявок на участие. Планы меняла эпидемиологическая ситуация, несколько раз мы изменяли формат и дату мероприятий, но, несмотря на…
Новости МПГУ
Новый проект ART-ЦЕНТРА «ПроменART». Присоединяйся!02 / 03 / 2021
Друзья, мы заметили, что многие из Вас хотели бы посещать с нами выставки и art-пространства Москвы! И решили запустить НОВЫЙ ПРОЕКТ – ПроменART! На выходных мы предлагаем вам вместе с ArtЦентром совершать променArt-ы — прогулки с искусством! Нас ждёт: ✨Творческая. ..
Новости библиотеки
Новые поступления в ЭБ МПГУ02 / 03 / 2021
Уважаемые читатели, в Электронной библиотечной системе МПГУ вам доступно для чтения учебно-методическое пособие, подготовленное автором МПГУ Якимовым Игорем Анатольевичем, кандидатом педагогических наук, доцентом Кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе им. М. Р. Львова, директором Лицея…
Новости МПГУ
Art-центр МПГУ на проводе! Пришло время раскрыть все карты…01 / 03 / 2021
Пришло время раскрыть все карты… Перед вами команда Art-центра МПГУ! Смешная, талантливая, безнарушениядедлайновработающая (нет), яркая , а главное, ИЩУЩАЯ новые ощущения, творческие проекты, новых участников. Мы много что уже умеем и хотим развиваться и дальше! У нас большие планы!. ..
Новости МПГУ
Университетские субботы. Встреча цикла «Австралия глазами географа»01 / 03 / 2021
27 февраля состоялась еще одна встреча цикла «Австралия глазами географа», подготовленная кандидатом педагогических наук доцентом кафедры физической географии и геоэкологии Еленой Юрьевной Зейналовой. Эта лекция была посвящена бывшей столице Австралийского Союза, но, пожалуй, самому большому австралийскому городу – Сиднею.
Срок выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования изменен
Федеральным законом от 23.05.2020 № 154-ФЗ внесены изменения в абзац шестой части 5 статьи 34 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания. Ранее такой срок был определен законом — не позднее шести месяцев со дня создания вновь образованного муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные полномочия по проведению выборов.
Согласно Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию. Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.
До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания такого муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей вышестоящим правовым актам, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
Аудиокнига недоступна | Audible.com
-
Evvie Drake: более
- Роман
- К: Линда Холмс
- Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
-
Что-то заставляло меня слушать….
- К Каролина Девушка на 10-12-19
Обзор Educated
Билла Гейтса Я всегда гордился своей способностью учить себя. Когда я в чем-то мало разбираюсь, я читаю учебник или смотрю онлайн-курс, пока не узнаю.Я думал, что неплохо учусь сам — пока не прочитал мемуары Тары Вестовер Образованный . Ее способность учиться самостоятельно поражает меня прямо из воды. Я был счастлив недавно сесть с ней, чтобы поговорить о книге.
Тара выросла в доме выживших мормонов в сельской местности Айдахо. Ее отец имел весьма неосновные взгляды на правительство. Он верил, что приближается конец света и что семья должна как можно меньше взаимодействовать с системами здравоохранения и образования.В результате она не ходила в классную комнату до 17 лет, а серьезные медицинские кризисы оставались без лечения (ее мать получила черепно-мозговую травму в автокатастрофе и так и не выздоровела).
Поскольку Тара и ее шесть братьев и сестер работали на свалке своего отца с раннего возраста, никто из них не получил должного домашнего обучения. Ей пришлось самостоятельно изучать алгебру и тригонометрию, а также заниматься самообучением перед экзаменом ACT, который у нее хватило, чтобы поступить в Университет Бригама Янга. В конце концов, она получила докторскую степень по интеллектуальной истории в Кембриджском университете.(Полное раскрытие: она была стипендиатом Гейтса, о чем я даже не знал, пока не добрался до этой части книги.)
Образованный — удивительная история, и я понимаю, почему она потратила так много времени на ее изучение. список бестселлеров New York Times . В чем-то он напомнил мне документальный фильм Netflix . Дикая, дикая страна , который я недавно смотрел. Оба исследуют людей, которые удаляются из общества, потому что у них есть эти убеждения и знания, которые, по их мнению, делают их более просвещенными.Их системы убеждений выигрывают от их обособленности, и вы вынуждены либо быть, либо нет.
Но в отличие от Wild, Wild Country , который упивается странностями своих субъектов, Образованный не чувствует себя вуайеристом. Тара никогда не бывает жестокой, даже когда она пишет о самых смутных убеждениях своего отца. Понятно, что вся ее семья, включая маму и папу, энергична и талантлива. Какими бы ни были их идеи, они их преследуют.
Из семи братьев и сестер Вестовер трое из них, включая Тару, уехали из дома, и все трое имеют докторскую степень.D.s. Три докторские степени в одной семье было бы замечательно даже для более «обычного» домашнего хозяйства. Я думаю, что в их детстве должно было быть что-то, что придавало им определенную жесткость и помогало им оставаться стойкими. Ее отец учил детей, что они могут научить себя чему угодно, и успех Тары является тому подтверждением.
Мне показалось увлекательным, как Тара изучала философию и историю в школе, чтобы доверять собственному восприятию мира. Поскольку она никогда не ходила в школу, ее мировоззрение полностью сформировал ее отец.Он верил в теории заговора, и она тоже. Только когда она пошла в УБЯ, она поняла, что есть и другие точки зрения на то, что ее отец представил как факт. Например, она никогда не слышала о Холокосте, пока о нем не упомянул ее профессор истории искусств. Ей пришлось изучить эту тему, чтобы сформировать собственное мнение, отличное от мнения ее отца.
Ее опыт — это крайняя версия того, через что каждый проходит со своими родителями. В какой-то момент в детстве вы переходите от мысли, что они знают все, к тому, чтобы видеть в них взрослых с ограниченными возможностями.Мне грустно, что из-за этого процесса Тара отдаляется от многих членов своей семьи, но путь, который она выбрала, и жизнь, которую она построила для себя, действительно вдохновляют.
Когда вы с ней встречаетесь, у вас не остается никакого впечатления от всей суматохи, через которую она прошла. Она так красноречиво рассказывает о травмах своего детства, в том числе о физическом насилии, которому она подверглась со стороны одного брата. На меня произвело впечатление то, как она так откровенно говорит о своей наивности когда-то — большинству из нас трудно говорить о собственном невежестве.
Мне было особенно интересно услышать ее мнение о поляризации в Америке. Хотя это и не политическая книга, « Образованный » затрагивает ряд различий в нашей стране: красные штаты против синих штатов, сельские и городские, с высшим образованием против нет. Поскольку она провела всю свою жизнь, перемещаясь между этими мирами, я спросил Тару, что она думает. Она сказала мне, что разочарована тем, что она назвала «нарушением благотворительности» — идеей, которая пришла из Салемских процессов над ведьмами и относится к моменту, когда два члена одной группы распадаются и становятся разными племенами.
«Меня беспокоит, что образование становится палкой, которую некоторые люди используют, чтобы заставить других подчиняться или становиться чем-то высокомерным», — сказала она. «Я думаю, что образование — это просто процесс самопознания — развития чувства собственного достоинства и того, что вы думаете. Я думаю об этом как о великом механизме соединения и уравнивания ».
Процесс самопознания Тары прекрасно отражен в книге Educated . Я думаю, что это книга, которая понравится всем, независимо от того, какой жанр вы обычно выбираете.Она талантливый писатель, и я подозреваю, что эта книга не последняя, что мы слышим от нее. Не могу дождаться, чтобы увидеть, что она сделает дальше.
Воспитала Тара Вестовер: 9780399590504
Хвала
«Вестовер каким-то образом сумела не только запечатлеть ее непревзойденно исключительное воспитание, но и сделать ее нынешнюю ситуацию не такой уж исключительной и находящей отклик у многих других». — The New York Times Book Review
«Вестовер — проницательный и честный проводник по трудностям сыновней любви и очарованию жизни разума.» — Житель Нью-Йорка
« Удивительная история, поистине вдохновляющая. Это даже лучше, чем вы слышали ». —Билл Гейтс
«Душераздирающая. . . прекрасное свидетельство способности образования открывать глаза и изменять жизни ». —Amy Chua, The New York Times Book Review
«Воспоминания о взрослении, напоминающие « Стеклянный замок ». — O: The Oprah Magazine
«Единственные в своем роде мемуары Вестовера посвящены формированию разума. . . . В динамичной прозе она вспоминает детство, которое полностью ее определило. И все же, как она постепенно почувствовала, это деформирует ее ». — The Atlantic
«Тара Вестовер — живое доказательство того, что некоторые люди неукротимы и неукротимы в ботинках со шнуровкой. Ее новая книга « Образовано, » — это душераздирающие, трогательные и лучшие мемуары за последние годы о том, как выйти за рамки ограничений рождения и окружающей среды к лучшей жизни. . . . ★ ★ ★ ★ из четырех ». — USA Today
«[ Образовано ] лишил меня дара речи от удивления.Лирическая проза [Уэстовер] завораживает, как и ее личная история, когда она росла в семье, в которой девочки должны были стремиться только к тому, чтобы стать женами, а стремление к образованию считалось греховным. Ее путешествие удивит и вдохновит как мужчин, так и женщин ». — Refinery29
«Клепка. . . Вестовер переносит читателей глубоко в этот мир, среду, обычно скрытую от посторонних. . . . Ее история примечательна, о чем свидетельствует каждый крайний анекдот, описанный аккуратной прозой. —The Economist
«Тонкое, детальное исследование того, как дисфункция любого рода может быть нормализована даже в рамках самой традиционной семейной структуры, и ущерб, который может нанести такое сдерживание». — Financial Times
«Будь то рассказывание сцен ярости и насилия, воспоминание о сельских пейзажах или мучительный самоанализ, Вестовер пишет с необычайным умом и грацией. . . . Одно из самых невероятных и увлекательных путешествий, которые я читал за последние годы. — Новости
Тара Вестовер превращает свое изолированное детство в захватывающий мемуар Об образовании
В начале 2000-х годов Тара Вестовер была малолетней девочкой, жившей в Айдахо со своей семьей мормонов-фундаменталистов. Они были изолированы от других людей, даже от ее большой семьи, за исключением церкви. Ее отец не верил в врачей или «государственные школы», заставляя детей работать на семейной свалке. В конце концов, они с братом выучили математику достаточно, чтобы поступить в Университет Бригама Янга.Когда приехал Вестовер, она была полностью уверена, что в конце концов вернется домой, выйдет замуж и будет жить так, как задумал ее отец.
Сегодня Вестовер живет в квартире в Лондоне. Она посещает врачей, имеет докторскую степень в Кембридже и стажировалась в Гарвардском университете. О том, как она совершила этот дезориентирующий прыжок, рассказывается в ее мемуарах « Образовано, сейчас вышло из Рэндом Хауса». История Вестовера как о ее трудном детстве и о том, каково это расти на маргинальных убеждениях, так и о видении мира глазами уникального, умного и наблюдательного человека.
У Вестовер все еще звучит западный оттенок в голосе, и она склонна высказывать свои мысли вслух, демонстрируя свой быстрый ум в работе. Она села с Vanity Fair , чтобы поделиться своей историей и своими мыслями об образовании и изменении своего мнения.
Ярмарка тщеславия: Как члены вашей семьи отреагировали на идею, что вы пишете о них книгу? Вы использовали псевдонимы по необходимости или потому, что думали, что это будет более уважительно?
Tara Westover: У многих из них нет псевдонимов, но я использовал псевдонимы для тех, от которых меня отделяли.Те, с кем я общался, не возражали. Они действительно хорошо прочитали это, давая мне много отзывов. Я, наверное, звонил всем им сотни и сотни раз, задавая случайные вопросы. Я поднимал трубку и говорил: «Что это за металл? Когда мы получили эту машину? Ты помнишь, откуда был этот погрузчик? » Они были очень терпеливы.
Предоставлено Random House.Вы решили написать книгу о своем воспитании после того, как защитили кандидатскую диссертацию. Вы были готовы написать мемуары?
Я умел писать как академик, поэтому я знал, как писать академические статьи, эссе и тому подобное.Но то, что хорошо для сочинения, невыносимо при написании повествования. Я понятия не имел, как написать рассказ или повествование, когда начинал. И у меня это получалось довольно плохо. У меня есть писательская группа в Лондоне, и она была жестокой. Они говорили мне: «Это действительно хреново. Это действительно плохо ».
Как вы перешли от того, что ваша писательская группа назвала дерьмовым, к законченной книге?
Мой друг рассказывал об этом, коротком рассказе. Я никогда раньше не читал рассказов.Я даже не слышал рассказов. Я вырос не в такой семье. . . Ну, у нас были книги, но не было таких книг. Я подумал: «Да, мне нужно разобраться в этой штуке, называемой повествовательной аркой», что бы это ни было. Сначала я попробовал погуглить, что было ограниченно. Я подумал: «Ну, я просто прочту кучу историй, и тогда я увижу, что это значит». Я понял, что чтение книг занимает много времени. Поэтому, когда я услышал об этом рассказе, я подумал: «Ну, я могу читать больше, потому что они короче.
Я много читал Мавис Галлант, Дэвида Минса, других писателей из Нью-Йорка . Я начал слушать художественный подкаст The New Yorker с Деборой Трейсман, что просто потрясающе, потому что у вас есть эти писатели, они приходят, они выбирают рассказ другого писателя, читают его, а затем обсуждают его. Они указывают на все маленькие уловки, механизмы писателя, которые они используют, чтобы заставить вещи работать. Каждая глава [в Educated ] построена как рассказ, потому что я был так одержим ими.
Это на самом деле часто встречается в книге, где вы сосредотачиваетесь на определенном навыке или идее и изучаете все, что можете об этом. Как ты думаешь, почему ты так хорошо учишься?
Я думаю, это вера в то, что вы, , можете чему-то научиться. Это то, что я действительно ценю благодаря полученному мной воспитанию. Мои родители все время говорили мне: ты можешь научить себя чему-нибудь лучше, чем кто-то другой может научить тебя этому. Что я действительно считаю правдой. Я ненавижу слово «лишать силы», потому что оно кажется своего рода клише, но я действительно думаю, что мы лишаем людей способности к самообучению, создавая идею о том, что кто-то другой должен сделать это за вас, что вы должны принять конечно, вы должны делать это каким-то формальным образом. Любая учебная программа, которую вы разработаете для себя, будет лучше, даже если она не идеальна. Вы будете следовать тому, что вам небезразлично.
Проживая в Лондоне, когда вы писали большую часть книги, повлияло на ее составление?
Определение «образованный» по Merriam-Webster
ed · u · cat · ed | \ E-jə-ˌkā-təd \ 1 : с образованием особенно : с образованием выше среднего образованные спикеры 2а : , свидетельствующие об обучении или практике : квалифицированный образованные рукиб : для образованного образованный вкус
c : на основе некоторого знания фактов обоснованное предположение
«Образованные» Тары Вестовер | The New Yorker
Я далеко не первый критик, который рекомендовал поразительные мемуары Тары Вестовер «Образованный», но если его кометный хвост из ярких обзоров еще не убедил вас, позвольте мне посмотреть, что я могу сделать. Вестовер родился где-то в сентябре 1986 года — свидетельство о рождении не было выдано — в отдаленной горе в Айдахо, седьмым ребенком родителей-мормонов-выживших, которые присоединились к параноидальному лоскутному одеялу убеждений, выходящих далеко за рамки предписаний их религии. Правительство всегда было готово к вторжению; Конец Света всегда был под рукой. Мать Вестовера работала акушеркой и целительницей трав. Ее отец, обладавший пророческими способностями, владел свалкой, где его дети трудились без защитного снаряжения.(Уэстовер вспоминает такие ужасные и частые несчастные случаи, что это чудо, что она дожила до того, чтобы вообще рассказать свою историю.) Традиционной медицине, как и школам, не доверяли, а это означало, что решимость Вестовера уйти из дома и получить формальное образование — выбор это движет ее книгой и изменило ее жизнь — это восстание против мира ее родителей.
Эта история, сколь бы примечательной она ни была, могла бы быть просто еще одной записью в поджанре экстремальной американской жизни, если бы не необычная проницательность человека, рассказывающего ее. Вестовер изучает ее детство с беспощадной ясностью и, что еще более поразительно, с любопытством и любовью, даже к тем, кто серьезно проиграл или обидел ее. Отчасти это книга о том, как быть пришельцем в чужой стране; Вестовер, которая учится в университете, не может не скучать по своему горному дому. Но ее более глубокая тема — это память. Вестовер внимательно отмечает расхождения между своими воспоминаниями и воспоминаниями родственников. (Во всяком случае, те, кто до сих пор с ней разговаривает. Ее родители давно оборвали ее.) «Часть меня всегда будет верить, что слова моего отца должны принадлежать мне», — пишет она. Если ее книга — акт неповиновения, способ установить рекорд ее собственной жизни, это также попытка понять и даже уважать тех, от кого ей пришлось оторваться, чтобы освободиться.
Educated by Tara Westover Review — побег из семьи мормонов-фундаменталистов | Автобиография и мемуары
В наши дни мы много слышим о окраинах США. Географически эти места могут находиться в центре континента, но они находятся на периферии экономической жизни страны, а зачастую и социальной. Нам говорят, что люди, которые там живут, отчаянны и жалки, столь же жестоки и суеверны.
Мемуары Тары Вестовер — это именно то место и люди. Она родилась в семье мормонов-фундаменталистов в Айдахо, была самой младшей из семи детей. Ее отец Джин был пророком их маленькой семьи, убежденным, что конец света наступит на рубеже тысячелетия. (Когда этого не произошло, отмечает автор, «разочарование в его чертах было таким детским, что на мгновение я задумался, как Бог мог ему в этом отказать».) Он не верит в отправку своих детей в школу, но верит, что молочные продукты — греховные, из-за послания от Бога. «Исайя не говорит, что зло, масло или мед», — вот как он сообщает благую весть. «Но если вы спросите, Господь скажет вам!»
Фэй, мать Вестовера, в основном полагается на своего мужа, несмотря на то, что, очевидно, были некоторые сомнения в божественности его свидетельства. Она находит некоторую независимость в своих ролях как своего рода целительница веры и как опытная, но явно не имеющая лицензии акушерка. В конце концов, она переходит к эфирным маслам, так называемому мышечному тестированию и «энергетической работе». То, что все эти действия кажутся несколько противоречащими религиозной доктрине мормонов, — это то, о чем Вестовер никогда прямо не упоминает. Точно так же, как когда-то это делало ее ребенок, она, кажется, принимает объяснения своей матери. Например, тестирование мышц — это «акт веры, в котором Бог говорил через ее пальцы».
Брат врывается в ее комнату, пока она спит, и обвивает руками ее горло, называя ее шлюхой
В этом рассказе — семья Уэстовер оспаривает ее версию событий — жизнь мрачна во всех смыслах.Деньги — это постоянная борьба; Джин в основном работает с металлоломом, но этого недостаточно. Машины, которыми управляют измученные члены семьи, разбиваются во время длительных поездок, но больницы и западная медицина запрещены, поэтому травмы сохраняются и гноятся. Поразительное количество ужасных происшествий случается с мужчинами Вестоверов: клочья ног, ожоги. Сама автора неоднократно подвергалась избиениям и жестокому обращению со стороны старшего брата, который врывается в ее комнату, пока она спит, и скрепляет руками ее горло, называя ее шлюхой из-за ее дружбы с местным парнем.
И она постепенно выбирается из всего этого. У нее нет формального образования, но она успевает учиться в колледже. Сначала она борется с трудностями, но получает достаточно хорошие оценки, чтобы защитить докторскую диссертацию в Кембридже. И в ходе всего этого, пишет Вестовер, она нашла себя — через то, что некоторые могут назвать «трансформацией», а другие — «предательством». Как она выразилась в последней строчке книги: «Я называю это образованием».
Если бы это были 1990-е годы, язвительный обозреватель, возможно, уже наложил бы на эту книгу ярлык жанра на основании одного лишь краткого содержания, высмеивая ее как пример «освещенного страдания».Эти хроники трудных начинаний были чрезвычайно популярны; «Пепел Анджелы » Фрэнка МакКорта и «Бегущие ножницы » Огюстена Берроуза возглавили чарты бестселлеров. Критики склонны подвергать критике сентиментализм, который часто пронизывает эти книги: люди в них — злодеи и герои, а беспорядок реальной жизни сводится к более простым ответам о том, кто был прав, а кто виноват. И когда книга Джеймса Фрея « Миллион маленьких кусочков» оказалась в значительной степени чушью, критики во всем мире втайне радовались.Они сказали, что знали это. Они знали, что эти книги — нечестные мелодрамы.
В этих мемуарах прослеживаются все способы, которыми традиционная жизнь США ставит преграды и отговаривает вас перерасти свои «корни»
Повествовательный стиль Вестовера — эпизодический, медитативный и повторяющийся — не охватывает мелодраму в той степени, в которой многие из этих книг сделал. Ее голос слегка хлипкий, леса покрыты листами пластика, словно все еще строятся. Если не считать своего рода четко выраженного вихря страдания, ее почти не чувствуешь. Образованный полагается на самомнение, что Вестовер был спасен книгами, но в конце я почувствовал, что наш рассказчик все еще прячется за своими степенями и сертификатами, не совсем готовый выйти на свет. Я все время думал о книге Мэри Карр «« Клуб лжецов »», мемуарах ее тяжелого техасского воспитания и о том, что голос Карр был тем, что нельзя было игнорировать.
Как и Карр, Вестовер может рассказать историю, которую нельзя игнорировать. Ее биография говорит кое-что важное о США: даже в месте с прекрасными возможностями вы можете расти, не имея представления о том, как прикоснуться к их раскаленному добела центру.В этих мемуарах прослеживаются все способы, которыми традиционная американская жизнь создает препятствия и активно отговаривает вас от того, чтобы вырасти из своих «корней». Здесь есть идеи, которые могли бы составить конкуренцию проблематичной и более идеологической Hillbilly Elegy Джей Ди Вэнса — если бы только они были более четко сформулированы.
Образованный издается Хатчинсоном. Чтобы заказать копию за 12,74 фунтов стерлингов (14,99 фунтов стерлингов), перейдите по адресу bookshop.theguardian.com или позвоните по телефону 0330 333 6846.