Нарративные техники – Что такое нарративная психология, нарративный метод

Что такое нарративная психология, нарративный метод

ПсихиатрПсихология и психиатрия — научные области, которые стремительно развиваются на современном этапе истории. Постоянно появляются новые методики, разрабатываются новые подходы. Меняется общество, и его психология меняется вместе с ним. Именно поэтому появляется необходимость в том, чтобы психотерапивные методы развивались и дальше.

Многие специалисты заявляют о том, что на данный момент психиатрия и психология сейчас находятся на пороге больших перемен, так как сейчас набирает всю большую популярность специальные методы нарративной психотерапии. Некоторые считают относительно новые методы по-настоящему волшебными.

В это же время сторонники классической психотерапии отстаивают свои консервативные соображения, заявляя о том, что просто задавая вопросы, невозможно добиваться результатов.

Прощание

Обычно нарративщики берутся за проблемы даже смертельно больных людей, от которых ранее отказались другие врачи. Нарративные практики действительно демонстрируют высокую эффективность лечения различных психологических проблем — даже самых сложных.

В чём секрет нарративной психологии, как появилась и сформировалась нарративная психотерапия, и в чём заключается нарративный подход, будет рассказано в данной статье.

Суть нарративного подхода

Для начала стоит рассказать немного об истории появления данного подхода в современной психотерапии.

История

Писатель

Нарративная психотерапия сформировалась в результате объединения множества идей, которые высказывались самыми разными специалистами в разных областях психологии и психиатрии. Они имели общие черты, но в то же время не представляли собой единого методического подхода. Поэтому на протяжении определённого времени эти идеи просто «пылились» на полках в одном ряду с другими интересными идеями, которые просто не были со временем реализованы.

Появление «нарративной практики», как впоследствии было названо это направление в психотерапии, связывают с работой двух учёных: новозеландца Дэвида Эпстона и австралийца Майкла Уайта. Именно эти специалисты объединили идеи, высказывающиеся ранее другими психологами, психиатрами и психотерапевтами, создав методы нарративной психотерапии.

ПациентЦель нарративной терапии заключается в том, чтобы создать вокруг пациента определённого пространства, в котором впоследствии будут развиваться предпочитаемые, альтернативные истории

. Эти истории призваны дать клиенту ощущение того, что он способен повлиять на ход событий, происходящих в его собственной жизни. Клиент становится в центре своей же истории, при этом предполагается использование «своих» людей для того, чтобы повысить чувства поддержки и заботы.

Новое направление в психотерапии было названо нарративным по определённым причинам. В переводе с латинского «narratio» переводится как повествование, рассказ. Как уже было сказано выше, за основу берётся история, помогающая клиенту осуществить осмысление своего жизненного опыта.

Человек рассказывает о себе с помощью историй. Именно в них он высказывает свои переживания, а также моменты накопленного опыта. У каждого человека есть свои истории, в которых присутствуют детали, которые известны только ему. Именно они отражают суть индивида, могут продемонстрировать особенности его характера и направленность полученного им опыта. Рассказывая свои собственные истории, человек погружается в них, становится их центром, формируя воображаемое пространство, где он может

чувствовать себя уверенным и раскованным. Это помогает расслабиться и собраться в самых разных жизненных ситуациях.

Если обратить внимание на терминологию, которая используется в нарративной психотерапии, то можно обнаружить акценты, на которые обращается внимание при проведении терапии. Историей в нарративной психотерапии называют событийную последовательность во времени, которая имеет в своей основе единую тему и общий сюжет. В связи с этим новый подход в психотерапии основывается на довольно тесных связях с искусством, литературой, и культурой.

Основоположник

Понятие истории берётся из литературы великого американского психолога и педагога Джерома Бруннера. Он писал о том, что человеческая память формируется с помощью так называемых нарративов-историй, мифов. Нарративы при этом непросто являются имитацией или отображением жизни, — они конструируют жизнь, являясь её материалом, связующим и организующим.

Любые события, происходившие в жизни индивида, могут быть маленькими и большими, весьма важными и довольно незначительными. Но все они накладывают свой особый отпечаток на человеческую память, оставляя определённые впечатления и воспоминания. Все эти события складываются в определённую последовательность. Во всех событийных последовательностях можно обнаружить наличие связующей их темы.

ЛечениеВ каждой последовательности человек может представать в разном свете: в глупых и смешных историях индивид является слабым, комичным и неуклюжим, в героических историях человек не может быть слабым —

он силён, непоколебим и сам для себя становится идеалом, примером. В любой последовательности, сотканной из различных событий, человек воспринимает себя определённым образом. Восприятие зависит от оценки события и действий главного героя обществом, им самим, а также его близкими людьми.

Когда к психотерапевту, практикующему нарративные методы лечения, обращается пациент, специалист сначала его выслушивает. Пациент должен рассказать практику какую-то проблемную историю из его собственной жизни, при этом не скрывая деталей и своего отношения к ним. При этом нарративщик должен непросто внимательно выслушать своего пациента, но и обнаружить в рассказанной истории что-то позитивное. Позитивное зерно затем будет «выужено» психотерапевтом их общего повествования, а затем переработано в новую историю.

Методологические особенности нарративного метода

Сущность метода и его особенности можно раскрыть, указав всего три пункта. Именно по ним читатель сможет легко и просто понять, в чём же состоит удивительный метод нарративной психотерапии, в чём его суть:

  1. Отделение жизни индивида от его проблем. Рассказывая историю психотерапевту, пациент старается выговориться, тем самым открывая свои проблемные стороны. Проблемы делают жизнь мрачнее и тяжелее. Именно поэтому нарративщик старается выслушать историю человека, а затем найти в ней определённый позитив, чтобы впоследствии использовать позитивную сторону повествования для отделения жизненных событий от случившихся проблем;
  2. Вызов проблемным историям, считающимися индивидом определяющими течение жизни. Довольно часто человек, сталкиваясь с проблемой, как бы «привязывается» к ней. Он не может выкинуть проблему из голову, делая её центром своего существования. Проблема связывает человеку руки, делая его бессильнее. Безысходность окутывает индивида, что впоследствии рушит его жизнь. Нарративный практик бросает вызов проблемным историям, доказывая человеку, что проблема не является фактором, определяющим его существование. Проблема вполне решаема практически в любом случае;
  3. Переделывание истории в соответствии альтернативными способами жизни, предпочитаемыми человеком. Нарративный практик непросто меняет историю человека. Он создаёт ему совершенно новый образ мышления. История человека является концентрацией его жизненного опыта, полученного на протяжении жизни. Это «склад» его переживаний и впечатлений. Его история переделывается специалистом для выделения новых способов для существования, для более комфортной жизни. Человек получает альтернативу той жизни, которой он недоволен. Таким образом, он становится увереннее в себе, крепче духом и спокойнее душевно. А именно это очень часто становится своеобразным лекарством от тоски и уныния, которые мешают индивиду достичь своей цели в жизни.

Обязанность нарративного практика отличается от функций обычного психотерапевта. Нарративщик не рассказывает успокаивающие истории — он слушает проблемные. После прослушивания истории пациента такой специалист не начнёт вливать в его уши обычные рассуждения, которые можно услышать на приёмах у большинства психотерапевтов. После того как клиент выговаривается, нарративный практик начинает задавать вопросы. Таким образом, он приводит пациента к ответам на них. Все проблемы человека находятся у него в голове. Справиться с ними можно, только придя к их решению самому. Нарративная методика просто подводит человека к ответам на его вопросы.

В чём отличия нарративного подхода от других?

В начале статьи говорилось о том, что у нарративной психотерапии имеются недоброжелатели, которые крайне негативно относятся к методам этой практики. Чтобы не быть голословным, стоит привести несколько отличий нарративного подхода от других, которые считаются довольно радикальными. Именно поэтому довольно неудивительно, что у данного подхода есть противники.

Итак, в чём заключаются отличия нарративного подхода от других психотерапевтических методик:

  1. Для начала следует отметить отношение классической психологии и нарративного подхода к человеческому бессознательному. Если придерживаться классической практики, то считается, что бессознательное — это нечто вроде «души» — человеческое сознание, где и находится проблема. Нарративная практика рассматривает бессознательное как концентрацию жизненного опыта и впечатлений, полученных на протяжении жизни. Таким образом, выделяется не абстрактное понимание данного вопроса, а довольно конкретное обозначение. Именно бессознательное содержит ответы на многие вопросы, и человеку потребуется помочь дойти до них;
  2. Довольно интересным выглядит отличие, касающееся отношения нарративного практика к своему пациенту. Если в классической психотерапии, специалист изначально относится к человеку, пришедшему к нему, как к больному, то нарративный практик считает пациента практически здоровым. Конечно, со своими проблемами-истериками, депрессиями, нервными срывами, но в целом здоровым. Такое доброжелательное отношение положительным образом сказывается на состоянии пациента — он сразу начинает чувствовать себя легче и увереннее;
  3. Обычная психология ориентируется в первую очередь на ощущения человека. Нарративный метод отталкивается от действий пациента. Нарратив позволяет определить интересы человека, а затем проследить за действиями, которые могут привести его к избавлению от существующих проблем. Специалист стремится переписать историю пациента для того, чтобы он стал увереннее в своих собственных силах и счастливее.

С какими проблемами работает нарративный подход?

Нарративный подход применяется для работы с людьми, имеющими самые разные проблемы:

  • Семейные проблемы. Проблемы взаимоотношений в семье, между родственниками или же в отношениях в паре;
  • Проблемы внутриличностного характера. К таким проблемам относятся: низкая самооценка, плохая эффективность, обречённость, потеря смысла жизни, чувство вины и стыда, обида;
  • Организационные проблемы: проблемы с коллективом, выстраиванием отношения в обществе или в организации;
  • Социальные проблемы. Тут могут быть приведены и относительно незначительные вроде проблем со сверстниками, и весьма серьёзные — реабилитация участников стихийных бедствий.

psiho.guru

Что такое Нарративная психология — Журнал 1таймер.ру

Ты рассказываешь свою историю – попутно лечишь душевные болячки. Это нарративный метод в психологии, если совсем простыми словами. В статье раскрываем нарративную психологию с 4 составляющих: история зарождения, выжимка основных идей, методы работы и отличия от классических практик.

Что такое нарративная психология

Нарративная психология (по-другому — нарративная терапия, от английского «narrative» – то есть «повествование», «рассказ») — психотерапевтический подход, который использует модель нарратива как основной метод работы с клиентом. Люди рассказывают на сеансах истории из жизни, а врач помогает им осмыслить пересказанный опыт.

Выжимка основных идей нарративной психологии

Если убрать всю “мишуру” и выделить 1 значимое, то нарративных подход – история конкретного человека.

🗿 Под словом нарратив, в данном контексте, имеется в виду последовательность событий за период времени (нед/мес/годы), с общими сюжетом и темой. Клиент неспеша рассказывает.

А цель психолога здесь — помогать клиенту максимально подробно и ярко описать свою историю.

С точки зрения терапевтов, применяющих нарративный подход, накопленное человеком знание не всегда бывает объективным. Важно учитывать условия, в котором оно получается, осязать культурно-исторический и социальный контекст.

Истории каждого человека не статичны. Они условно состязаются между собой за право стать доминирующей. Некоторые из них способствуют развитию, а некоторые — наоборот встают непреодолимым препятствием. Последний случай характеризует наличие проблемы.

Другая особенность нарративной психологии — роль клиента. Клиент сам является экспертом, а терапевт только предлагает ему альтернативные направления, в которых может развиваться беседа. Это помогает человеку ощутить свое влияние на жизнь, осознать, что существуют другие пути, по которым он способен идти. В результате работы клиент строит нарратив так, чтобы он был предпочтителен для него самого.

Применяя концепции нарратива для группы людей, практик не ставит перед собой цель установить «ступени», по которым нужно подниматься, чтобы мнение обратившихся за помощью становилось важным. Никто не должен чувствовать себя неуслышанным.

4 метода работы в нарративном подходе

Чтобы усвоение было максимальным – от себя советую для каждого сразу придумать вымышленный пример, а так к делу – есть четыре главных метода нарративного подхода:

  1. Экстернализация. По-другому — вынесение проблемы вовне. В данном случае проблемный опыт выносится за рамки личности и представляется как отдельный элемент, не связанный со внутренними качествами. Клиент прослеживает, как проблема влияет на него — и как он влияет на нее сам.
  2. Деконструкция. Помогает человеку понять, что только он является автором своей истории. Рассматривается то, какая властная сила влияет на мнение человека о том, что нарратив клиента исходит из постороннего источника.
  3. Восстановление участия. Сторонние люди дают свою точку зрения на клиента и рассказанную им историю. Таким образом создается поддержка предпочитаемой альтернативной истории.
  4. Работа с внешними свидетелями. Клиент повествует историю сторонним свидетелям и узнает, какой они видят в услышанном посыл, как изменился для них образ человека с его принципами и ценностями. Также люди отмечают, в каких местах рассказанное перекликается с их опытом, что они нового узнали или осознали.

Чем отличается нарративный подход от других психологических практик

Классическая психология ставит во главу угла концепцию человеческого бессознательного, на которое клиент не влияет самостоятельно — для этого необходима обязательная помощь эксперта. Практики нарративной психологии считают умения и навыки главными помощниками в решении проблемы. Их позиция — каждый человек способен помочь себе сам.

Картинка сравнения нарративного подхода в психологии и других школКартинка сравнения нарративного подхода в психологии и других школ

В работе с психологами часто ставится равенство между человеком и проблемами: «Я бесполезный», «Моя дочь – никчемная». Они становятся описанием, клеймом, которое воспринимается как унизительный диагноз. В нарративной терапии принято разделять клиента и проблему (метод экстернализации), при этом последняя становится не своеобразным эпитетом, а временным нарушением надежд или ценностей.

В традиционной психологии принято уделять внимание субъективным переживаниям человека — эмоциям, ощущениям, тогда как нарративная терапия опирается на действия клиента в проблемной ситуации. Практик не ставит целью «огорошить» человека новым диагнозом, а помогает самостоятельно определить корень проблем, аккуратно подталкивая к нужному решению. При этом «нужному» не с точки зрения терапевта, а с позиции клиента.

Историческая справка по нарративной психологии

Нарративная психология появилась почти 40 лет назад, на рубеже 1970-1980 годов. За основу такого метода были взяты идеи Льва Выготского, Виктора Тернера, Клиффорда Гирца и других именитых ученых в областях этнографии, психологии и биологии. (не будем усложнять, это можно погуглить дополнительно).

Создатели нарративной теории – Майкл Уайт и Дэвид Эпстон. Они совместно занимались консультациями по своей методике и обсуждали то, что у них получалось.

В базу легли личные наработки, плюс компиляция уже устоявшихся теорий. Как итог = новый подход, отличающийся от методов, принятых в традиционной психотерапии.

Майкл Уайт и Дэвид ЭпстонМайкл Уайт и Дэвид Эпстон

Но сказать, что они уникумы – нельзя. Кроме Уайта и Эпстона в тот же отрезок времени о концепции нарратива писали работы как-минимум двое психологов: Теодор Сарбин («Нарратив как базовая метафора для психологии», статья 1986 года) и Джером Брунер («Жизнь как нарратив», в том же году).

Брунер вывел интересное суждение, что система мышления человека состоит из двух модусов: внеконтекстного и нарративного. Отсюда берет начало идея о важности осмысления опыта и переживаний людей.

В принципе, работа над теорией нарративного подхода расширила понимание психологии человека категорично!

В 1999 году в Австралии состоялась первая Международная конференция по нарративной терапии и работе с сообществами. В июле 2011 — десятая. При этом интерес к данному подходу сохраняется не только внутри конференций. В большинстве регионов планеты публикуются новые книги и журналы, нарративный подход постоянно улучшает и развивает свои идеи. Непопулярным он оказался лишь на территориях стран Северо-Африканского побережья Средиземного моря, Средней Азии и Аравийского полуострова.

Сообщества нарративных практиков существуют более чем в 40 странах. Идеи подхода используются в различных сферах: работа с семьями, работа для примирения подростков со взрослыми, работа в школах, работа с жертвами насилия.

Наибольшую полезность такая терапия принесла в четвертом случае, при работе с группами людей и отдельными клиентами, пережившими травмы. Другой слой общества, для которого оказался полезным именно нарративный формат терапии — меньшинства.

Отечественная нарративная психология появилась сперва в рамках семейной терапии, в конце 1990-х годов. Впоследствии получила развитие и применяется специалистами для разрешения проблем одиночных клиентов.

Чем занимается нарративный психолог

В первую очередь — внимательно слушает истории клиентов. Не перебивая, не пытаясь передать свои ценности, а мягко направляя к нужную сторону. Чтобы человек отдалялся от проблемы, психолог ведет с ним диалог на экстернализующем языке. Трудность представляется не в связке с местоимением «я» («Я безответственный»), а как отдельный элемент («Есть проблема – безответственность»). Нарративный психолог не занимается распутыванием клубка проблемы, а наводящими вопросами подводит человека к пониманию и самостоятельному решению сложившихся трудностей.

Практик должен подобрать правильную стратегию ведения беседы с клиентом. Это не всегда удается с первого раза, но с более глубоким анализом рассказа человека постепенно экстернализующий подход калибруется и помогает двигаться в верном направлении. Проблема с установлением контакта возникает из-за того, что клиент и сам не совсем верно понимает смысл проблемы или рассматривает ее недостаточно широко.

Клиент сам выбирает себе новую историю. Практик не вмешивается в этот процесс напрямую и не знает правильного выхода. Важная особенность такой терапии — дать человеку создать новый путь самостоятельно, с учетом знаний сильных и слабых сторон, пользуясь имеющимися умениями и навыками. Для нарративного психолога клиент (этот термин во взаимодействии практика и обратившегося за помощью даже не употребляется) — это человек с проблемой, а не проблемный человек. Отсюда исходит быстрое установление доверительных отношений.

🗿 Суть нарративной практики сводится к трем основным моментам: отделить жизнь от проблем; изменить взгляд человека на доминантное положение проблемы в своем нарративе; переписать историю на другую, в зависимости от желаний клиента.

Вывод. Что из этого извлечь для конкретной личности?

Нарративный подход отличается от традиционной психотерапии, однако идеи и методы в рамках такого подхода не только разрешают проблему клиента, но и дать ему возможность сделать это практически самому.

Это закрепляет проделанную работу и убеждает человека в том, что он способен направить свою жизнь так, как этого желает. Нарративная терапия помогает осознать клиенту степень ответственности за происходящее в каждой истории и прививает оптимистичное мышление насчет неразрешимости возникших трудностей.

Я считаю, что с темой нарративной статьи сильно перекликается Осознанность в жизни и настольно рекомендую уплотнить знания этой статьей. В том случае, если вы рассматривали вопрос с точки зрения “Как это применить для саморазвития?”

1timer.ru

Нарративная психотерапия — основные техники, логика подхода

Нарративная психотерапия пытается исправить довольно сложную часть человеческой личности — трактовку событий. Не секрет, что человеку свойственно воспринимать происходящие события в определенном ключе, позитивном или негативном. В последнем случае и начинается работа психотерапевтов, которые пытаются настроить мышление человека на позитивный лад, позволяя ему увидеть светлую сторону жизни, а не только ее тень.

нарративная психотерапияОснователями метода стали Майкл Уайт и Давид Эпстон, объединившие общие идеи огромного количества психологов, биологов и этнографов в систему, которую они назвали «нарративной практикой». В 1999 году произошла международная конференция в Австралии. Метод еще очень молод, однако это не убавляет его эффективности на практике.

По мнению нарративных терапевтов, объективная реальность недостижима и любые знания, которыми обладает человек, это отражение определенной позиции. Очень важно знать, из какой исторической, социальной и культурной позиции она происходит.

Логика нарративного подхода

нарративный подходЖизнь человека полиисторична. Истории, которые он переживает, состязаются за право оказаться в привилегированном положении. К примеру, если девочка, замкнутая на своей стеснительности, попытается поступить в балетную школу, но ей откажут, эта история отложится в ее памяти довольно ярко. Хотя до этого она могла на отдыхе вполне спокойно установить контакт с целой группой людей и успешно с ними общаться.

Задача нарративной психотерапии — показать альтернативную сторону жизни. Заставить человека убедить себя в том, что на самом деле он интересный.

Из подобного примера проистекает довольно простой принцип — когда доминирующая история может стать источником проблемы, нарративные терапевты просто стараются учесть опыт, не включенный в историю. Благодаря этому можно собрать альтернативные истории, с помощью которых и можно ее исправить.

Нарративная психотерапия: основные техники

из любой ситуации есть выходНарративная психотерапия направлена на то, чтобы отделить человека от его проблемы, помочь ему найти ценности и цели, ради которых он должен продолжать свою жизнь. При этом основной фокус обычно нацелен на чувство целеустремленности и личные навыки индивидуума.

Некоторые техники нарративной психотерапии используются людьми неосознанно и довольно редко, однако это факт.

Нарративную психотерапию можно использовать самостоятельно так как есть несколько простых в освоении техник:

  1. Рассказывание историй. Благодаря этому человек может смысл и цель в своих действиях. Часто проблема заключается в том, что полученный опыт интерпретируется худшим из вероятных значений. Подобный подход вполне может привести к депрессии, апатии, стрессу. Человек может стать вялым и начать искать причину в питании или режиме сна, хотя на деле нужно менять подход к интерпретации полученного опыта. Суть способа заключается в том, чтобы взять листок бумаги и записать на нем все ключевые моменты жизни. Затем следует просто спросить себя «Могу ли иначе интерпретировать эти события?». После этого необходимо дать развернутый ответ.
  2. Техника экстернализации. Суть данной техники заключается в том, чтобы рассматривать проблемы как внешнее проявление, а не в качестве части личности. Например, если человек имеет частые вспышки гнева, ему нет необходимости изменять свою личность, это слишком сложно. Намного проще изменить свое отношение к ситуациям, при которых возникают эти вспышки, сделав так, чтобы они вызывали другую, положительную или нейтральную реакцию.
  3. Техника деконструкции. Проблему всегда можно разделить на составные части. Таким образом действуют терапевты, но могут и простые люди. Достаточно просто записать на листке основные составляющие проблемы, чтобы разделить ее. Так станет проще искать решение.

нарративная психотерапияК специалистам обращаться имеет смысл только тогда, когда не получается самостоятельно выполнить указанные техники на хорошем уровне.

Видео-лекция В. В. Москвичева «Нарративная психотерапия»

mind-control.ru

Нарративная терапия | Блог 4brain

В жизни каждого человека происходит множество событий, которые он трактует тем или иным образом. Позитивная личность во всем ищет плюсы и возможности, подбадривает себя, негативная же видит только темные стороны. Если вы принадлежите ко второму типу людей, то можно ли это изменить? Сторонники современной нарративной терапии утверждают, что да. Дело лишь в том, как человек интерпретирует события, которые с ним происходят.

Майкл Уайт и Дэвид Эпстон объединили идеи многих психологов, этнографов и биологов – и дали название своему детищу «нарративная практика». Первая Международная конференция по нарративной терапии и работе с сообществами состоялась в 1999 году в Аделаиде, Австралия. Как видите, эта методика еще совсем молода, поэтому находится в стадии развития и может дать миру еще много новых практик и техник.

Нарративная терапия – это форма психотерапии, которая направлена на то, чтобы отделить человека от проблем, позволяя индивидууму экстернализировать, а не интернализировать их, а также помочь определить ценности, навыки и знания, с которыми он должен жить. Важна опора на чувство целеустремленности и собственные навыки личности.

В нарративной терапии важна концепция идентичности. Метод направлен на то, чтобы не связывать проблемы, с которыми люди сталкиваются или ошибки, которые они совершают, с личностью самого человека. Этот подход, скорее, стремится избегать современных представлений о человеке, заставляющих нас полагать, что существует определенное «истинное я» или «истинная природа». За что его подвергают определенной критике.

На самом деле, мы уже обладаем некоторыми техниками нарративной терапии или отдельными ее частями, проблема только в том, что это больше интуитивная, нежели осознанная практика. Ниже вы прочтете о пяти наиболее распространенных методиках, которые можно научиться применять самостоятельно.

1

Рассказ о своей истории

Рассказывание историй – это то, каким образом мы находим смысл и цель своих действий (личного опыта).

Проблема состоит в том, что зачастую мы склонны интерпретировать свой опыт наихудшим из возможных значений. Это приводит к стрессу, апатии и депрессии. Человек становится вялым, ищет причину в питании и недостаточном количестве сна.

Но там, где существует проблема, есть и спасение: мы можем трактовать события своей жизни так, как захотим. Только делать это нужно сознательно, прилагать определенные усилия, а не пускать все на самотек.

Вы можете взять ручку и лист бумаги и записать все ключевые моменты своей жизни. Затем задайте себе вопрос «Каким образом я склонен интерпретировать эти события?» и дайте максимально развернутый ответ. А теперь спросите себя «Как я могу иначе посмотреть на это?».

Если вы чувствуете, что не можете эффективно выполнить данную технику самостоятельно, возможно есть смысл обратиться к профессионалу.

2

Техника экстернализации

Техника экстернализации заключается в том, чтобы рассматривать свои проблемы или поведение как внешнее проявление, а не как часть своей личности. Как мы уже говорили, именно за эту технику нарративную терапию склонны критиковать. Однако и польза от этой методики есть немалая.

Экстернализация может иметь огромное влияние на самоидентификацию человека и его уверенность в себе. Общая идея этого метода заключается в том, что гораздо легче изменить поведение, чем изменить характеристику, которая является частью вас.

Например, если вы легко выходите из себя и склонны к частому проявлению гнева, вы должны кардинально изменить себя, чтобы решить эту проблему (сделать это довольно сложно). Однако, если вы считаете, что агрессия и злость не являются частью вашей натуры и проявляются только под воздействием определенных обстоятельств, вам нужно просто изменить свое отношение к ситуации (что, конечно, намного легче).

Это может показаться незначительным, но есть глубокое различие между мышлением человека, который называет себя «проблемным», и тем, кто признает, что он иногда ведет себя неподобающе.

Задача терапевта состоит в том, чтобы убедить клиента не придавать большое значение диагнозам или самосбывающимся пророчествам.

3

Техника деконструкции

Деконструкция позволяет разделить проблему на составные части, что делает ее более понятной и доступной для решения. Нужно убедить себя, что любая проблема, какой бы серьезной, сложной и запутанной она ни была, всегда разрешима.

Деконструирование проблемы делает ее более конкретной и позволяет избежать чрезмерного обобщения, а также уточнить, в чем состоит основная сложность ее преодоления.

В качестве примера техники деконструкции представьте себе двух людей, состоящих в долгосрочных отношениях друг с другом, которые испытывают некие проблемы. Один из партнеров часто расстраивается из-за того, что второй никогда не делится с ним своими чувствами, мыслями или идеями. Много ли вы поняли об этой ситуации? Вероятно, что нет, потому что нет четкого представления, в чем состоит проблема, не говоря уже о том, какое может быть решение. Если вы терапевт, то главной задачей будет разбить проблему на составные части и попробовать найти решение для каждой из них.

То же самое вы можете сделать самостоятельно, если захотите решить собственную проблему. Разделите ее на ключевые части и попытайтесь выявить нечто общее.

4

Технология уникальных результатов

Метод уникальных результатов включает в себя изменение собственной сюжетной линии. В нарративной терапии человек стремится построить сюжетную линию для своего опыта, который дает смысл и положительную, функциональную идентичность.

Мы не ограничены одним сюжетом одних и тех же событий. Прошлые выходные сегодня мы можем трактовать позитивно, а спустя полгода увидеть и найти в них исключительно неприятные моменты.

Технология уникальных результатов помогает человеку изменить свой взгляд на ситуацию и начать воспринимать реальность под другим углом, более позитивно.

Подобно книге, которая переключает точки зрения от одного персонажа к другому, наша жизнь имеет несколько потоков повествования, проходящих через нее с различными перспективами, областями фокуса и точками интереса. Использование техники уникальных результатов – это возможность решить, на какой сюжетной линии вы хотите сосредоточиться, забыв о той, которая была источником ваших проблем.

Вы можете подумать, что техника уникальных результатов – это просто способ убежать от жестокой реальности, но на самом деле это ее переосмысление. То, что кажется неприятностью с одной точки зрения, имеет множество положительных моментов с другой. Вероятно, и у вас бывали ситуации, в которых вы неосознанно применяли технологию уникальных результатов, причем успешно. Ничто не мешает вам специально выделять время и целенаправленно выписывать те события своей жизни, интерпретацию которых вы хотите изменить и сделать более позитивной.

5

Экзистенциализм

Экзистенциализм – это не мрачная и безнадежная точка зрения на мир без смысла, как принято считать. Основная идея его заключается в том, мир не имеет одного неотъемлемого значения, поскольку каждый человек может придать реальности свой собственный смысл.

Таким образом, экзистенциализм и нарративная терапия идут рука об руку. Последняя побуждает людей находить свою цель и смысл, а не ориентироваться на какую-то существующую, абсолютную истину.

Если вы заядлый читатель и при этом умеете адекватно трактовать философские размышления, рекомендуем прочесть некоторые экзистенциалистские работы Жана-Поля Сартра, Альбера Камю или Мартина Хайдеггера.

Книги по нарративной психологии

Разумеется, эта тема слишком сложна, чтобы ее можно было освоить, изучив всего одну статью. Поэтому мы предлагаем вам список литературы, с которой можно начать свое знакомство с нарративной терапией.

  • «Нарративная психология. Самость, психологическая травма и конструирование смыслов» Мишель Кроссли.
  • «Нарративная терапия. Карты нарративной практики» Майкл Уайт.
  • «Экзистенциальная психология взрослости» Елена Сапогова.
  • «Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности» Юлия Турушева.
  • «Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как терапия» Джин Комбс, Джилл Фридман.

Желаем вам удачи!

4brain.ru

Нарративная терапия — просто — Психологос

Что написано пером, того не вырубишь топором. Создатели нарративного подхода Майкл Уайт и Дэвид Эпстон не спорят с русской пословицей. Рассматривая жизни людей и их взаимоотношения как истории эти, на сегодняшний день уже всемирно известные и уважаемые австралийские специалисты, утверждают: «рубить» и не надо.

Достаточно посмотреть внимательнее, что написано — почитать под другим углом зрения, вглядеться в написанное мелким шрифтом, в скобках, сносках, комментариях, в тех фрагментах нашей личной истории, которые мы в свое время предпочли не вписывать в главные сюжетные линии, но которые, тем не мене, никуда не делись, стоит только их вспомнить и заново вдохнуть в них жизнь.

Переписать историю своей жизни

«Нарратив» в переводе с английского означает «рассказ», «повествование». Нарративная терапия – беседа, в процессе которой люди «перерассказывают», то есть рассказывают по новому, истории своей жизни. Для нарративных терапевтов «история» это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.

Когда мы рождаемся, у нас нет никаких идей о том, какой смысл имеет ежесекундно получаемый нами опыт, нет названий тому, что мы переживаем. Мы не знаем, кто мы, где мы, что мы люди, вокруг нас родственники, над кроваткой игрушка, а сами мы, к примеру, довольны или голодны. У нас нет даже таких понятий, как «кто», «где», «вокруг», «Я», удовольствие и пр. Постепенно от окружающих нас людей мы узнаем, что мы есть, у нас есть имя, мы мальчик или девочка, что мы капризничаем или ведем себя хорошо, что мы настойчивые или ленивые, плаксивые или чувствительные, умные или непослушные. Взрослые люди сообщают нам, что сейчас мы грустим, а в другой момент радуемся, что нам больно или смешно, тревожно или спокойно. Так шаг за шагом мы формируем истории, о том, кто мы, и какова наша жизнь. А жизнь при этом продолжается, и каждому переживаемому мгновенью мы приписываем тот или иной смысл в соответствии с уже имеющимися у нас знаниями. История жизни каждого человека состоит из множества переплетающихся сюжетов – о том, каков он, о его личной жизни, карьере, учебе, о его достижениях и разочарованиях, семье и увлечениях, желаниях и планах. При этом мы стремимся к тому, чтобы каждая сюжетная линия выглядела логично, и все они между собой были как-то согласованы. Так, например, если у человека есть история о том, что он альтруист, филантроп и к тому же законопослушный гражданин, ему сложно будет совместить с ней историю о том, что он выбрал карьеру киллера и достиг в ней больших успехов. А человеку, рано узнавшему, что он умный и прилежный мальчик, и что это очень хорошо, а затем в соответствии с этим знанием, присоединившим к нему новое, о том, что он талантливый ученик и целеустремленный юноша, легко будет себе объяснить, как он оказался в шапочке и мантии на церемонии вручения дипломов в Гарварде. Тонкость состоит в том, что в жизни филантропа, наверняка, был момент, когда он стоял в час «пик» в вагоне метро зажатый малознакомыми телами и ненавидел все человечество, а гарвардский выпускник не раз не справлялся с заданиями и испытывал желание все бросить и выращивать цветы, просто наши герои не вписали эти события в истории своей жизни, сделав их как бы невидимыми, на время, а может и навсегда.

Одна из базовых идей Майкла Уйата состоит в том, что в действительности жизнь человека состоит из огромного количества событий, слишком противоречивых, чтобы из них можно было составить мало-мальски последовательный сюжет. Поэтому мы преимущественно обращаем внимание на те события, которые подтверждают уже сконструированные нами доминирующие истории о нас, а многочисленные эпизоды, противоречащие этим главенствующим сюжетным линиям, отбрасываем и быстро забываем, видя в них необъяснимые «случайности». Так, например девочка, у которой уже сложилась доминирующая история о том, что она стеснительная и замкнутая, запомнит, как она очень хотела участвовать в школьном спектакле, но побоялась вызваться, и пополнит этим эпизодом свою уже существующую историю. Удивительно при этом, что не решилась вызваться девочка как раз под влиянием представлений о себе, как о замкнутой и стеснительной. Летом этого же года эта девочка, отдыхая на даче, сама познакомилась и подружилась с уже сложившейся компанией ребят; за несколько месяцев до эпизода с театром она подала заявку на участие в телевизионном конкурсе; и, наконец, она постеснялась сказать о своем желании играть в спектакле, но это желание у нее было (!), а это не очень типично для замкнутых людей. Все эти эпизоды останутся как бы не удел, им нет места в ее главной истории о себе, они этой истории противоречат и поэтому для девочки – автора истории выглядят как отдельные, как будто «висящие в пустоте», не наделенные особым смыслом и поэтому быстро блекнущие строки.

Предположим, эта девочка выросла, ее история про замкнутость стала уже очень плотной. Она приходит к нарративному терапевту и рассказывает, что неспособна проявить инициативу или даже откликнуться на ухаживания молодых людей, избегает принимать участие в корпоративных вечеринках, у нее мало опыта общения, и тревоги об этом недостатке опыта не дают ей наконец-то в общение вступить, в результате она недовольна своими успехами, как в работе, так и в личной жизни, и не знает как это можно изменить. Эта молодая женщина скажет терапевту, что она замкнутая и стеснительная с детства, и приведет в подтверждение своих слов уже знакомые нам эпизоды и еще сколько угодно им подобных. Терапевт же, задавая специальные вопросы, поможет нашей героине припомнить в деталях, наделить новым смыслом и соединить в новую историю многочисленные эпизоды из ее жизни, не вписывающиеся в ту проблемную историю нарративные терапевты называют историю, которую человек на данной момент считает для себя уже бесполезной проблемно-насыщенной, с которой она пришла.

Для того чтобы вместо проблемно-насыщенной истории «Я замкнутая, стеснительная, я не умею общаться» в сотрудничестве с терапевтом женщина смогла создать альтернативную историю, которую ей, предположим, захочется назвать «Я интересна другим людям, и они интересны мне», ей не нужно «меняться» в прямом смысле этого слова, как-то мучительно трансформируя своя «Я». Как мы уже поняли в ее жизни, в действительности уже в потенциале содержится много историй и бесчисленное количество событий, и она вольна выбирать какие события отобрать и какой смысл им придать, чтобы «сконструировать себя» предпочтительным для себя же образом.

В действительности, наши жизни мультиисторичны. Каждый момент содержит пространство для существования многих историй, и одни и те же события в зависимости от приписываемых им смыслов и характеров связей могут сложиться в разные сюжеты. Любая история не лишена некоторой степени неопределенности и противоречивости. И ни одна история не может вместить все жизненные обстоятельства.

Социум

Конечно, знанием о том, какой смысл приписать получаемому нами опыту владеют не только члены нашей семьи, это знание разделяется всем сообществом, в котором мы родились, нашим социумом. Майкл Уайт очень любит французского философа Мишеля Фуко, и использовал многие его идеи при создании своего метода. Мишель Фуко обратил внимание на то, что в разных обществах, в разное время идеи о том, что «нормально», что соответствует «здравому смыслу» или «само собой разумеется» сильно разнятся.

Нарративные терапевты полагают, что базовые, «общепринятые» идеи, которые люди обычно принимают за «законы жизни», «порядки вещей» и «вечные истины» о том, что есть человек и общество, в действительности меняются по ходу истории. В каждом конкретном обществе, в каждый конкретный момент \ период истории существуют люди и социальные институты (наука, церковь, совет старейшин), определяющие, какое знание следует считать истинным — в том числе знание о том, что есть умственная патология, психическая норма и не норма, преступление, заболевание, сексуальность и пр. Хотя эти знания выглядят как непреложные, «вечные» истины, на самом деле, когда-то их не было, затем люди договорились между собой что, Земля, к примеру, плоская. Дети этих людей, еще помнят, что «так решили отцы», а через несколько поколений все уже просто знают, что «это так». А тот, кто думает, что «не так» – сумасшедший или дурак. Итак, в каждом обществе существуют какие-то доминирующие знания. О том, что нормальный человек стремится к счастью, или о том, что счастье нас может ждать только в загробной жизни; о том, что красивая женщина обладает семью складочками на животе, или что у нее не должно быть живота вовсе; что приличный человек должен трудиться, или что уважаемый человек — это тот, кто как раз может себе позволить не работать; что дети это огромная ценность и большая радость, или что у них нет души и их можно сбрасывать со скалы; что одиночество это способствующее духовному развитию и открывающее дорогу к счастью благо, или признак ущербности и обязательное условие несчастья; что справится с проблемами человеку может помочь психотерапевт, духовник, друзья, алкоголь или партком.

Уайт вслед за Фуко полагает, что мы склонны принимать на веру и даже как бы сливаться с доминирующими историями нашей культуры, легко соглашаясь с тем, что они содержат истину о том кто мы, как нам понимать наш опыт и какими нам следует быть. И эти доминирующие знания скрывают возможности, которые могли бы предложить другие, альтернативные истории. По мнению Майкла Уайта, люди приходят в терапию, когда доминирующие истории не позволяют им прожить свои собственные предпочтительные истории, или когда человек активно участвует в воплощении историй, которые он находит бесполезными. На женщину, делающую одну пластическую операцию за другой, влияют несколько популярных в нашем современном обществе историй.

Что человек должен быть счастлив, что «женское счастье, был бы милый рядом», что чтобы достичь этого счастья надо обладать определенным телом, а то, каким это тело должно быть, подробно объясняется в средствах массовой информации. Складочка жира для этой женщины начинает означать что она «ненормальная», печальные переживания по этому поводу только усугубляют это ощущение, потому что «норма» для человека быть счастливым, а отсутствие идеальной семейной жизни окончательно убеждает в том, что она совершенно неправильный человек и нормальные люди должны от нее только шарахаться. Женщине плохо, а значит история о необходимости достижения счастья посредством совершенного тела ей неполезна.

Если она придет к нарративному терапевту, то, беседуя с ней, он постарается сделать эти поддерживающие ее проблемную историю социальные знания и стереотипы видимыми. Тогда она сможет обсуждать их влияние на себя, занять по отношению к ним более активную позицию, решить насколько они для нее полезны, и, возможно, обратится к каким-то другим альтернативным знаниям, не доминирующим в данный момент в ее культуре. Складочка жира может означать все что угодно, например: «я способна хорошо о себе позаботиться», «я могу позволить себе и умею получать удовольствие», «я в себе уверена», «я готова к материнству», «складочка жира».

Таким образом, в ходе нарративной беседы меняется репертуар знаний, привлекаемых человеком для интерпретации его опыта, а, следовательно, меняется опыт и история.

Мы – не проблемы. Проблемы – это проблемы.

Нарративные терапевты верят что, то, как мы мыслим, во многом, определяется языком, на котором мы говорим. Когда человек слышит «ты невнимательный», или сам про себя говорит «я эгоистичный», выглядит, так как будто проблема «Невнимательность» или «Эгоизм», является его неотъемлемой частью, он таков, а значит это он «проблемный», с ним что-то не так. В этом случае визит к терапевту становится для человека грандиозным предприятием по изменению себя. Решиться на такое не просто, это по определению должно длиться долго и мучительно, и может потребовать весьма серьезных усилий. Разговаривая с человеком так, как будто с ним что-то не так, даже во время терапии, мы только усиливаем его ощущение собственной «проблемности».

Майкл Уайт и Дэвид Эпстон считают, что если говорить о проблемах немного иначе, то с ними гораздо легче справиться. Нарративные терапевты отличают человека от его проблем, они не беседуют с проблемным человеком, а говорят с человеком о его проблеме. При этом проблематизируется проблема, а не человек. Во время нарративной беседы мы говорим об Алкоголизме, Депрессии, Страхе контроля, Перфекционизме, Лени, Неусидчивости, Страхе одиночества и т.д., человек исследует, как проблема влияет на его жизнь, как убеждает его действовать тем или иным образом, каков его опыт и методы противостояния проблеме, как его планы и мечты отличается от планов Проблемы на его жизнь. Техника отделения человека от его проблемы называется экстернализация. Она особенно полезна в работе с семьями, так как позволяет всем вместе бороться с отделенной проблемой, а не объединяться против «проблемного» члена семьи.

Очень легко отделяют от себя проблемы и еще легче расстаются с ними дети. Как только ребенок обнаруживает, что у него с Проблемой разные планы на жизнь, или что она врет, он с легкостью говорит проблеме «убирайся», и она уходит. Это может быть Лень, мечтающая о том, чтобы он остался неграмотным и без друзей, со стареньким компьютером и всегда недовольными родителями. Лень, которая нашептывает ему, что он недостаточно умен, чтобы справится с домашними заданиями, а вокруг столько всего интересного, на что можно отвлечься. Но сам мальчик мечтает стать программистом, ему нравится общаться и нужен новый компьютер. Он не раз успешно выполнял задания, и знает, что может быть умным, усидчивым, получать удовольствие от достижений и многое ему на самом деле интересно. Лень обманывает его, утверждая, что он не переживет неудачи, неспособен на усилия, и поэтому лучше сразу «бежать».

Узнав как действует Проблема, родители могут помочь ребенку, решившему расстаться с такой Ленью, если будут более спокойно относится к его неуспехам и поощрять усилия.

Итак, во время нарративной терапии человек отделяет от себя свои проблемы, исследует их и пересматривает свои с ними отношения.

Позиция терапевта

Нарративные терапевты не считают себя экспертами в жизнях других людей. В нарративной теории отсутствует идея «нормы» и знания о том, каким человек или его отношения должны быть. Сам человек выступает автором своей истории и экспертом в своей жизни, только он может решить, что для него предпочтительно. Сотрудничая с человеком, терапевт может помочь ему определиться с предпочтениями, увидеть возможности, создать новую историю о себе и воплотить ее в жизнь.

Для кого?

Любой человек или группа людей может обращаться к нарративным практикам для разрешения своих сложностей. Сложности тоже могут быть любыми.

Нарративные методы широко применяются и в работе с очень маленькими детьми, при этом терапевт может использовать игрушки или рисунки. Богат опыт нарративной помощи людям, которым в нашем обществе присваиваются психиатрические диагнозы. Нарративный подход на сегодняшний день самое современное и ведущее направление в семейной психотерапии.

Этапы работы

Критерием эффективности в нарративной практике является решение самих людей, что они достигли своих целей. Поэтому в конце каждой встречи терапевт спрашивает, нужна ли людям следующая встреча и через какое время, по их мнению, им было бы полезно ее организовать. Иногда бывает достаточно одной беседы. Чаще это может быть 3-10 встреч раз в неделю по 1-2 часа каждая. Иногда люди считают, что им полезно приходить раз месяц или реже, иногда несколько раз в неделю. При нарративной работе значимые изменения должны начинаться довольно быстро, в то же время некоторым людям нужно время, чтобы определиться с предпочтениями, проверяя их в обычной жизни, или чтобы достаточно развить и «оживить» новую предпочтительную историю, тогда встреч может быть больше. Есть люди, которые хотят решить несколько задач или заняться самоисследованием, этому также можно посвятить больше времени. Стоимость одной встречи колеблется от 50 до 100 у.е., обычно бывают возможны социальные скидки.

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

О нарративных техниках — Литературная мастерская

В последнее время на блоге было много рецензий, кто-то может решить даже, что чересчур много рецензий, поэтому давайте сегодня разбавим этот кисель и займемся вопросом сугубо практическим: что делать, если у вас скучный текст? Длинный. Нудный. Скучный. Серый. Никому не нужный. Текст. Всем обладателям блестящих, накрепко сбитых сюжетов и высокой самооценки читать строго не рекомендуется, лучше пойдите и допишите очередной бестселлер. А мы, простые смертные, будем уж как-то разбираться со своими бедами, а также осваивать хитроумные нарративные техники, куда уж без них.

О нарративных техниках

Нарратив спасет от скуки

Проблема скучного текста может посетить автора совершенно внезапно. Кажется, еще вчера вы писали лаконично и ясно, публика рукоплескала и строчила в комментах восторженные отзывы, а сегодня предательски что-то щелкнуло, и в обсуждениях вдруг – внезапные обвинения в скуке, тоске, затянутости и чуть ли не загубленной молодости. Конечно, не каждый сперва в такое поверит, немытый плебс может и заблуждаться. Тем более вы же так старались, погружались на глубину проработки, здорово продумали детали и подтекст… А эти все режут по сердцу – скучно им, видите ли. Бяда!

К великому сожалению, современного читателя крайне сложно чем-либо удивить. Все самое интересное он уже прочитал в юные годы, а что не дочитал – досмотрел в кино. С возрастом способность читателя глубоко и искреннее восхищаться прочитанным притупляется, восприятие костенеет. Да и литература уже не является единоличной властительницей умов и сердец, как в позапрошлом веке. В наше время соперничать на равных с кино, играми и телевидением она очевидно не в состоянии. Вот и получается, что для того, чтобы читатель не заскучал, чтобы не порывался к телику и интернету, придется автору приложить недюжинные усилия. Конечно, когда в арсенале припасен некий бронебойный материал, нет никакой нужды в лишних шараханьях, горячие факты сами прорубят себе дорогу. Но часто ли мы обладаем такими? Исключительно редко. Наиболее остро вопрос скуки встает именно тогда, когда писателю требуется рассказать о чем-то обыденном, тривиальном, а потому по-житейски скучном. Ну вот наш герой – какой-нибудь зашореный мелкий служащий, или бездельник-студент, или простой рабочий. Обладатель мирной и прозаической профессии, в которой  как не ищи – нет ничего героического. И сюжет у нас какой-нибудь, как назло, лирический, скажем, неразделенная любовь повара к посудомойке. Вот и готов универсальный рецепт литературного снотворного.

Нарративные техники призваны помочь автору рассказывать нескучно о скучном.

Для начала коротко, доходчиво и своими словами о том, что такое нарратив. Нарратив – это способ (художественного) повествования. Элементарный пример нарратив – это линейная, последовательно рассказанная история. Но это, уж простите, каменный век, и эким прямым натиском уже редко кого возьмешь. Последовательное линейное развитие событий требует либо очень сильного материала, либо идеально выстроенного сюжета. Говоря упрощенно, если писатель не может зацепить содержанием, он должен возмещать подачей. А если говорить сложно: каждая история требует индивидуального нарративного оформления, позволяющего произвести на читателя наиболее сильное воздействие.

Говоря о нарративных техниках, я, в первую очередь, подразумеваю разнообразные композиционные построения (в короткой прозе они неплохо описаны М. Веллером, подробности в статье «Композиция»), но также и поток сознания, мозаичность, двойничество, искривления пространства и времени, et cetera.

Если задуматься, то на использовании определенных, исторически сложившихся нарративных техник стоят целые жанры (триллер, ужасы, детектив), многие писатели сделали отдельные приемы частью своего неповторимого авторского почерка. Проще всего отследить использование нарративных техник на примере таких жанров как ужасы и детектив. Детективная история всегда подразумевает особую вывернутую композицию: из истории намеренно изъято запускающее событие (преступление), и мы планомерно движемся к нему следом за сыщиком, проходя путь убийцы буквально от конца к началу. Исходное событие раскрывается для нас только в финале. В литературе ужасов традиция иная – во главе угла стоит мастерство создания и нагнетания нужной тревожно-нервической атмосферы, которое можно считать своего рода искусством, и такие мастера, как Стивен Кинг и Дин Кунц, овладели им в совершенстве.

Поэтому очевидно, нарративные техники – это комплекс приемов и специфических умений, без которого сегодня не возможен ни один серьезный писатель.

Некоторые примеры использования нарративных техник:

  • В романе Владимира Сорокина «Теллурия» применяется так называемая мозаичная композиция, а также напрочь отсутствует главный герой. И все это отнюдь не случайно. Фрагментарность, раздробленность композиции позволяет в достаточно сжатом объеме дать полномасштабную картину столь же раздробленного многообразного мира. Вообще, «Теллурия» щедра на яркие приемы: хорошо запоминается и своеобразный кентаврский язык, и просторечные стилизации, и философские рассуждения псоглавцев, варящих в котелке солдатскую голову.
  • В романе Василия Аксенова «Ожог» главный герой волею автора разделен на целых пять ипостасей: ученого, саксофониста, скульптора, врача и писателя. Вначале мы несколько сбиты с толку неожиданными переключениями между персонажами, но в какой-то момент, когда понимание уже потихоньку просыпается в наших усталых мозгах, автор разражается очередью из пяти зеркальных эпизодов к ряду, где каждый из этой интеллигентской пятерки оказывается в одной и той же ситуации встречи с давним американским другом Патриком Тандерджетом и бывшей любовницей Марией Кулаго, и окончательно снимает все вопросы. Пять последовательных глав даже носят одно название – «ABCDE».
  • Думаю, знаменитый роман Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества» не нуждается в представлениях. А ведь он является наглядным примером того, как нарративная техника может породить целый жанр.
  • Практически в каждом романе Виктора Пелевина мы можем видеть один и тот же прием – приведение квазиреальных газетных или книжных фрагментов. Это придает тексту ощущение странной достоверности, углубляя и без того сильное погружение читателя в авторский мир.
  • Уклон в документалистику тоже можно рассматривать как вариант нарративной техники. В мировой литературе подобного рода книги уже давно сформировали значительный сегмент. И тут уже не столь важно, лежат ли в основе истории реальные события, или автор старательно пытается выдать за них свою или чужую выдумку (роман «Жизнь Пи» Янна Мартела) – нужный эффект достигается практически всегда.

Таким образом, мы подходим к логичному выводу, что в современном мире подача истории приобретает все большую важность. В век информации и высоких скоростей огромные пространные тексты даются читателю все труднее, и  авторам все чаще придется думать не только о том, что рассказывать, но и как.

На этом все на сегодня. Оставляйте свои вопросы и пожелания, делитесь мнениями в комментариях. До скорой встречи!

litmasters.ru

Нарративная психотерапия — Psydeal

Нарративная терапия (с английского narrative therapy) — это область в психотерапии и психологии, которая использует нарратив.

Содержание статьи

Что же такое нарратив?

Нарратив (англ. и фр. — narrative, лат. — narrare) — это языковой акт, передача клиентом связанных между собой историй, событий из жизни. На основании этих рассказов терапевт помогает найти клиенту решение своей проблемы и посмотреть на нее под другим углом. Благодаря диалогу и правильно поставленным вопросам клиенту открываются новые возможности.

Происхождение этого термина связано со знаменитыми авторами австралийцем Майклом Уайтом и новозеландцем Дэвидом Эпстоном. Они опубликовали книгу в 1990 году под названием «Нарративные средства достижения терапевтических целей». В своей книге они раскрывают важность историй из жизни клиентов. Как именно они их рассказывают, чему придают огромное значение, какие события наделяются положительностью и отрицательностью…

Нарративный подход

Именно тогда в 1970-1990 годах произошла трансформация в психологии, психотерапии и психиатрии. Был разработан нарративный подход. Этот подход считался и считается «волшебной таблеткой». До сих пор психологи и психиатры удивляются результатам нарративного метода. Нарративщики, задавая простые вопросы, излечивают клиентов, помогают преодолеть очень тяжелые жизненные ситуации. Вдруг дети обретают свободу от своих страхов, муж и жена снова находят вдохновение друг в друге, а у пожилых находятся силы и радость для нового дня. Возникает вопрос: в чем же секрет этого «волшебного средства»? И откуда такое название?

Narrates с латинского переводится — рассказ, повествование. Суть этого метода в акценте на рассказе клиента, его истории и как именно она рассказывается. Это говорит о восприятии человеком полученного жизненного опыта. Все люди постоянно рассказывают какие-то истории, будь то школа, выпускной, новое знакомство, университет, свадьба, рождение ребенка… Разные люди и разные истории… Эти истории складываются в последовательность событий. И в каждом из этих событий раскрывается тема. И собственно эта тема есть суть человека.

Часто люди, рассказывая истории, придают себе одни определенные черты, характеристики. Смелость, трусость, глупость, наглость, гордость…

На приеме у практикующего специалиста клиент рассказывают свою историю. И терапевт выделяет в данной ситуации не только проблемное поле, но также находит позитив, которого клиент не замечает. Эта история прорабатывается и уже в нее терапевт вписывает новую позитивную историю.

Суть подхода

1. разделении человека и его проблемы. Необходимость осознания клиентом что человек — это человек, а поступок — это поступок. Терапевт помогает понять, что человек — хороший, а вот поступок может быть плохим. И этот поступок, эта ситуация может менять самовосприятие. Человек может на какое-то время перестать видеть свои истинные ценности и цели.

2. рассмотрении проблемного поля под другим углом;

3. определении альтернативной ситуации и нового поведения.

Нарративные терапевты в отличие от специалистов других направлений в психологии и психотерапии рассматривают человека и его личностные качества в отдельности друг от друга. Если индивид считает себя ленивым, то это обрекает самого человека жить с этими качествами и не бороться. Потому что преодоление отрицательных черт требует неимоверных сил. Проще все оставить как есть, ну вот такой вот я плохой.

А нарративный подход отделяет лень и человека, помогает почувствовать себя в безопасности. Дает понять, что все хорошо, что он хороший и что эту проблему можно решить.

В нарративной практике терапевт внимательно слушает клиента и по ходу разговора задает вопросы. Его задача не решать проблему клиента, а дать возможность самому клиенту найти решение. Ведь никто другой не знает что лучше именно для этого отдельно взятого человека. Никто не вправе решать за него, что нередко делают другие специалисты.

Нарративная терапия

Отличие нарративщиков от других специалистов

Нарративщик Другие психологи, психотерапевты.
— Работают с конкретной ситуацией, а не с абстрактным мышлением.

— Разделяют человека и проблему.

— Человек — это человек. Поступок — это поступок. Человек изначально рассматривается психически здоровым, адекватным, способным решать свои проблемы.

— Специалист не осуждает и не оценивает клиента, а задает вопросы. С таким отношением человек сам воспринимает себя более спокойно. Это помогает «взять себя в руки» и посмотреть на ситуации под другим углом.

— Отталкивается не от чувств клиента, а от его действий.

— Такой подход вызывает доверие.

— Результаты решения проблемы удивляют своей быстротой. Человек переписывает свою историю наново.

— Используют уголки сознания и подсознания

— Считают, что бессознательное знает больше, чем сам человек. Работают с бессознательным.

— Рассматривают человека вместе с его проблемой.

— Человек рассматривается «больным», несостоятельным, нездоровым, неадекватным, потерявшим способность брать ответственность и решать.

— Специалист оценивает клиента, сам клиент начинает себя воспринимать в роли пациента

— Часто задают вопросы о чувствах, ощущениях клиента.

— Доверие такой подход не вызывает.

-Проблема может затянуться и даже усугубиться.

 

С чем работает нарративный подход в психологии?

Большая часть проблем, даже «неизлечимых» можно решить с помощью нарративного подхода:

— Семейные: отношение в паре, между супругами и их детьми, родственниками.

— Внутриличностные: нарушение самооценки, низкой эффективности, наличие стыда, обид, отсутствие смысла жизни.

— Организационные: создание хороших отношений в сообществах и организациях, обучение избегать конфликты.

— Социальные: работа с несоблюдением и притеснением прав человека, с насилием, с пострадавшими в автокатастрофах и стихийных бедствиях, поддержка родных и близких пострадавших. Также нарративная терапия оказывается людям со смертельными заболеваниями. И результаты потрясают! Люди обретают внутреннюю свободу, даже если сама болезнь не исчезает. Они учатся с ней не выживать, а жить!

Новый подход не имеет противопоказаний и ограничений. К специалистам могут обращаться люди разных возрастных категорий и конфессий, с разными профессиями и взглядами на жизнь. От подростка до пожилого. Каждый найдет решение своих проблем. Каждый из них увидит свет в конце туннеля. И уже проблемы с выбором профессии, первой любви, неуспеваемости, взаимоотношений с родителями и друзьями, страх жизни или смерти не будут проблемами.

Нарративный подход. Практическая часть

Практика в нарративной терапии местами забавная, смешная, комичная, местами очень веселая и легкая, именно поэтому проблемы клиента растворяются, лопаются ка мыльные пузыри.

Так каким же образом происходит решение сложных жизненых ситуаций? Как события переписываются? И откуда берет начало новая история? Вот пример из практики нарративного подхода.

На консультацию к нарративному терапевту пришла мама с шестилетним мальчиком. Мама жаловалась, что ребенок не хочет оставаться дома один. Она воспринимала это, как каприз, проявление своего эго. По ее словам, малыш требует слишком большого внимания к себе. По причине боязни остаться без мамы с папой, ребенок не общался не только с другими взрослыми, но даже со сверстниками.

Мама и ранее обращалась к психологам, но все в один голос утверждали, что у ребенка недостаток внимания и неумение сдерживать свои эмоции. Своими диагнозами специалисты помочь не могли.

В надежде хоть на малейшую помощь, мама обратилась к нарративному практику.

Специалист начал разговор с малышом. Он задавал простые вопросы, отделяя ребенка и его эмоции: « Похоже Нетерпение и Истерика берут верх над тобой. Тебе тяжело справиться с Ними. Особенно когда все идет не так как тебе хочется». Терапевт понимает, что эмоции доставляют дискомфорт мальчику, потому что родители недовольны им. Он не дает свою оценку и в особенности не ставит диагноз, а располагает к себе. Далее терапевт задает вопрос о том, хочет ли малыш справиться с этой ситуацией. И мальчик сказал «да». Малыш понимает, что если он научиться играть один без мамы с папой, то сможет играть с другими детьми. Мальчик даже вспомнил, что были моменты, когда он оставался в комнате один после прочтения мамой сказки на ночь, и ему становилось очень страшно, но он храбрился, убеждал себя что все хорошо. И ему удавалось заснуть.

Как же переписываются истории? Какие вопросы помогают взглянуть на ситуации по-другому?

Нарративный практик уточняет, что происходит сейчас и что человек выберет делать после. Самое первое рассматривается действие. Затем намерения, цели, ценности и добирается до важных принципов, из которых строится собственно жизнь. Задаются вопросы относительно новых убеждений: на что клиент надеется, что собирается делать в дальнейшем, какие убеждения были раньше и что изменилось.

Вопросы, которые задает нарративный практик:

— выясняется ОТНОШЕНИЕ человека к проблеме: Как тебе это?

— находится ОБОСНОВАНИЕ недовольства: Почему ты так к этому относишься?

— сам человек находит РЕШЕНИЕ проблемы: Как бы ты хотел реагировать?

— поддерживает клиента, вселяет уверенность, что его НАВЫКИ И УМЕНИЯ достаточны, чтобы справиться с проблемой: Какие твои навыки и умения могут тебе в этом помочь?

Нарративная психотерапия.

Используя вопросы, приведенные выше, можно самому себе помочь, не обращаясь к специалисту.

Противопоказание к использованию этой техники: серьезные психологические травмы и клинические диагнозы.

В остальных вопросах смело можно приступать к данному методу.

Нарративные практики

Подход в нарративной психотерапии помогает клиенту занять активную позицию в решении проблемы. Он не смиряется с плохим собой, а рассматривает ситуацию в альтернативном мире. Он сам ищет выход из сложившегося положения, что побуждает его отвечать за свои действия и последствия.

P. S. Нарративный подход очень молодой метод в психологии. Но, не смотря на это, его уже используют в 47 странах мира, а это 50 тысяч практиков. В Росии нарративщиков больше 1000, но число специалистов с каждым годом растет. Каждый год проводятся конференции. На Facebook и других сайтах постоянно предоставляется новая информация, издаются книги и журналы, а также переводятся материалы с зарубежных источников. Начинающим специалистам и просто заинтересованным лицам рекомендуется для прочтения книга Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

psydeal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *