Направления практической психологии – Направления практической психологии — психология

Основные направления в практической психологии

С какой стороны на предмет поглядишь, то в нем и увидишь. Направление в практической психологии — свой родной, предпочитаемый способ видения, предпочитаемый инструментарий и очевидные для практического психолога задачи, направления деятельности.

Зачем нужно выделять отдельные направления?

В реальной работе мастеров практической психологии обычно используется не какое-то одно, а одновременно несколько направлений, взаимно дополняющих и поддерживающих друг друга. Однако знание возможностей и ограничений каждого конкретного направления помогает пользоваться ими более осмысленно.

Хозяйка на кухне пользуется и кастрюлями, и ножом, и половником. При этом у хорошей хозяйки ножи заточены, а кастрюли чистые и нужной емкости. Каждый инструмент подготовлен и используется по назначению.

Виды направлений по инструментарию

По используемому инструментарию в практической психологии можно выделить следующие основные направления:

  • Когнитивно-бихевиоральное

Бихевиоральное направление рассматривает человека как сложную машину, отвечающую реакциями на воздействия внешней среды, преломляя их сквозь призму внутренних переменных (ментальных карт, целей и потребностей). Работая со способами понимания и подкрепляя правильное поведение, происходит психотерапия. Это — бихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход. См.→

  • Психодинамическое

Психодинамическое направление исходит из того, что вся происходящая в нас внутренняя жизнь — это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подтолкающей нас к развитию и самоактуализации. Соответственно, это психоанализ, юнгианство и гуманистический подход. См.→

Гуманитарное направление объединено верой во внутреннюю свободу человека, верой в возможность человека самому формировать свои отношения, смыслы и жизненные ценности, быть верным самому себе. В первую очередь, это экзистенциальный и духовные подходы. См.→

  • Направление личной социальной ответственности

Направление личной социальной ответственности требует с человека личной ответственности его внешнее, социальное поведение. Этого ожидает от человека традиционная педагогика, таков подход работодателей, таков деятельный и личностно-деятельный подход. См.→

Статус, авторитет, влияние

www.psychologos.ru

3.4. Наиболее эффективные направления практической психологии, используемые в процессе психологического консультирования

Классический психоанализ

Его основоположником является 3. Фрейд. Централь­ное понятие классического психоанализа – понятие кон­фликта. Именно конфликт является причиной всех на­рушений в поведении человека и его эмоциональной жизни.

Главной задачей психоанализа является помощь в осознании конфликтной ситуации, при которой бессоз­нательные влечения не признаются сознанием.

З. Фрейд анализирует структуру личности и выделя­ет в ней три компонента: «Я», «Сверх Я» и «Оно».

«Я» – контролирует поведение, осуществляет ана­лиз окружающей ситуации, вырабатывает план поведе­ния, ориентируясь на окружающую среду.

«Сверх Я» – осуществляет оценку действий и наме­рений человека с учетом социальных норм, ценностей. Шкала ценностей программируется родителями.

«Оно» – вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Это неосознаваемая часть личности. Именно она является источником влечения и действий.

Конфликт возникает между «Я», «Оно», с одной сто­роны, и «Сверх Я», с другой. У «Я» существуют меха­низмы защиты: рационализация, отрицание, проекция, сублимация, ритуал, вытеснение и т. д. Используя тех­нику психоанализа при консультировании, практиче­ский психолог помогает клиенту понять и осознать истинную причину его поведения, минуя защитные ме­ханизмы…

Психолог должен быть готов к тому, что «Я» клиента будет защищать себя, сопротивляясь влиянию психоло­га. Формы сопротивления могут быть, разнообразные: молчание, юмор, перенос на психолога чувств, вызван­ных значимыми для клиента людьми.

Клиент должен, в первую очередь, принять концеп­цию психоанализа, быть готовым к длительной совмест­ной работе. Результатом этой работы будет улучшение психологического состояния и способность реалистиче­ски управлять своим поведением. Чем моложе клиент, – тем лучше результат.

Противопоказанием являются психические заболе­вания и наличие суицидальных мыслей у клиента. Программа психоаналитической работы с клиентом в рамках психоанализа складывается из пяти этапов.

Первый этап – это поиск болезненного очага в бес­сознательном. Находят его, анализируя оговорки, опис­ки человека, ассоциации.

Второй этап – проговаривание человеком своих проблем. Это очень болезненный процесс, т. к. клиент как бы заново переживает и страдает. На этом этапе возникает агрессия, направленная на психолога.

Третий этап – переоценка событий, изменение сис­темы взглядов.

Четвертый этап – придание положительной окрас­ки новой системе ценностей.

Пятый этап – забывание, ликвидация очага возбуж­дения.

При психоанализе используют техники свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализ сопротив­ления, анализ переноса, интерпретации.

Техники, используемые при психоанализе

1. Метод свободных ассоциаций. Психолог предлага­ет клиенту высказать любые ассоциации и предположе­ния клиента, связанные с его переживаниями.

Сам обращает внимание не только на содержание высказываний, но и на их последовательность, а также на моменты, которые клиент избегает обсуждать.

2. Толкование сновидений. Фрейд считал сны самым коротким путем в подсознание. Именно во время сна ослабевают защитные механизмы «Я» и открываются скрытые от сознания желания и переживания. 3адача практического психолога – раскрыть содержание снов и помочь клиенту найти причины из его настоящего, вызвавшие именно этот сон.

Рассмотрим далее способы работы со сном в психо­логическом консультировании, придерживаясь положе­ний, принятых в психоанализе. Сон – это компромисс между сознанием и бессознательным. Сон открывает путь в бессознательное.

Толкование снов – это целое искусство. Чтобы им ов­ладеть, психологу нужно понять индивидуальные особен­ности человека и полагаться на собственную интуицию. Интуиция интуицией, но придерживаться следующих принципов при толковании снов психологу не повредит:

– нельзя начинать анализ сновидений, имея в голове значения символов сна;

– сон индивидуален, т. е. все, что происходит во сне, под­чинено только логике видящего этот сон;

– сон всегда говорит только о сегодняшних, актуаль­ных событиях, даже если они облечены в форму со­бытий десятилетней давности; – при трактовке символов сна не стоит забывать о есте­ственной функциональной нагрузке предметов, явле­ний, увиденных во сне;

– необходимо интерпретировать сюжет сна в общем, а не отдельные символы сна.

Выделяют следующие категории снов:

Сны – удовлетворения желаний, которые не могут быть удовлетворены в действительности.

Сны – предупреждения об опасности. Днем в на­шем сознании не задерживаются сигналы опасности, ночью бессознательное предупреждает о замеченной опасности.

Терапевтические сны, в которых несколько ночей подряд проигрывается самый худший вариант разви­тия событий. С каждым разом он становится все менее ужасным, а реальные события менее травматичными.

Сны – кошмары. Эти сны служат для обретения сил в борьбе с чем-то новым и неизвестным.

Панические сны. Это расплата за недозволенные дей­ствия и мысли.

Это далеко не полный перечень категорий снов, но он дает некоторое представление о смысле некоторых снов.

3. Анализ сопротивления. Цель применения этой тех­ники – помочь клиенту понять, какие именно механиз­мы психологической защиты являются помехой для реального осознания им своих проблем и что именно эти механизмы в данной ситуации действуют там, где защитная функция уже не нужна.

4. Анализ переноса. В классическом психоанализе пе­ренос на консультанта эмоций клиента, связанных с пси­хологическими травмами его прежней жизни, даже по­ощряется психологом. Это помогает консультанту наблю­дать и анализировать причины душевных травм и при­чины именно такой формы поведения клиента. Благода­ря анализу переноса, можно переработать и изжить нега­тив в эмоциональном мире консультируемого.

5. Интерпретация. 3начение интерпретации при кон­сультировании трудно переоценить. Этот метод ставит своей целью разъяснить консультируемому неясные или скрытые причины его переживаний и поведения. При­чем делать это следует психологу очень осторожно, объяс­няя клиенту лишь то, что он уже способен принять, го­воря с ним на языке, понятном ему.

Логотерапия

Многие авторы пытались систематизировать все по­ступки и переживания человека. Некоторые из авторов свели все желания и действия к двум мотивам: дости­жение максимальной любви и власти. Другие – к поис­кам смысла жизни и самоактуализации. Направление практической психологии, которое считает поиск смыс­ла жизни и его реализацию мотивом всех поступков человека, называется логотерапией. Основателем этого направления является В. Франкл.

Основные положения логотерапии:

  • смысл жизни не дается человеку извне, его нельзя предложить или навязать, человек должен найти его самостоятельно.

Франкл рассматривает поиск смысла жизни основ­ным двигателем поведения человека. Все человеческие поступки Франкл делит на способствующие развитию, разрушающие и безразличные. Человек несет ответствен­ность за свои поступки. В принятии решения и выборе он свободен, но смысл жизни каждого реализуется толь­ко тогда, когда мы совершаем поступки, способствую­щие созиданию нашей духовности.

По мнению Франкла, вопрос о смысле жизни, стремле­ние его обрести закономерен для любого человека. Когда человек не видит путей к этому, у него начинаются пси­хологические трудности, негативные переживания. А смысл жизни, по Франклу, существует в любые моменты жизни, даже трагические. Психолог как раз и должен помочь клиенту осознать этот смысл, особенно в психо­травмирующих ситуациях (ситуациях гибели родных, в военных событиях). Смысл жизни, утверждает Франкл, надо искать в творчестве, в эмоциях, в смирении.

Для того чтобы помочь человеку найти смысл жизни, Франкл предлагает следующие техники:

1. Методика дерефлексии заключается в снятии из­лишнего самоконтроля, чрезмерного самокопания. Психологу важно показать клиенту, что самокопание непродуктивно, оно только отнимает время и энергию.

2. Методика парадоксальной интенции (интенция – намерение). 3аключается она в подведении клиента к осуществлению именно того, чего он стремится избежать. Вдохновить клиента на это поможет использование юмора, т. к. юмор Франкл считает формой свободы. Так, если человек боится закрытых помещений, ему предла­гают заставить себя находиться там длительное время. В результате, как правило, страх исчезает, а человек перестает бояться того, чего раньше избегал.

3. Сократовский диалог – это своего рода словесный поединок, вскрывающий противоречия в суждениях клиента. Психолог последовательно, при помощи вопро­сов, подводит клиента к запланированному выводу. Воп­росы подбираются таким образом, чтобы клиент давал как можно больше положительных ответов.

4. Персональное осмысление жизни. Эта техника по­могает найти смысл жизни, когда он потерян, путем осоз­нания своей уникальности и незаменимости. Человеку, утратившему смысл жизни, нужно показать, что он ну­жен другому человеку, что жизнь другого без него теря­ет смысл (например, женщина, потерявшая ребенка, мо­жет создать фонд помощи матерям, оказавшимся в по­добной ситуации).

Трансактный анализ

Э. Берн создал популярную концепцию, уходящую корнями в психоанализ.

Изучая общение людей, он описал три Я-состояния, которые есть в каждом человеке. В зависимости от си­туации общения одна из этих трех составляющих, а иног­да они вместе, выходит на первый план. Все эти три составляющих личности необходимы.

Родитель – это правила поведения, запреты, нормы, необходимость советовать, опекать. Эту информацию че­ловек усваивает от родителей или других авторитетных для него людей. Когда Родитель блокирован в структуре личности, человек становится аморальным, беспринципным.

Ребенок – это эго-состояние, когда проявляется до­верчивость, непосредственность, творчество, а также кап­ризность, обидчивость, упрямство, легкомыслие.

Взрослый – это состояние, когда преобладает рациона­лизм, объективность, принятие решений на основе собствен­ного опыта. Коррекция, по Берну, должна быть направле­на на закрепление постоянного взрослого поведения.

Девизы:

Ребенка хочу, нравится. Взрослого целесообразно, полезно. Родителя — должен.

Э. Берн описывает определенные стереотипы в обще­нии людей друг с другом.

1. Первый стереотип поведения – игра. Это неосозна­ваемая программа поведения человека, целью которой является избежать близкого общения с другим человеком или получение положительных эмоций. Каждый участник играет определенную роль. Этапы игры содер­жат удар, ответ, ловушку, расплату, вознаграждение. Каж­дое действие сопровождается определенными чувствами.

Игра разыгрывается между состояниями одной лич­ности (Родитель, Взрослый, Ребенок) или между двумя личностями, иногда между личностью и коллективом. Исход игры всегда предсказуем. Выигрышем выступает эмоциональное состояние, к которому стремится игрок.

2. Вторым стереотипом в межличностном общении являются поглаживания и удары. Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, с их помощью люди друг другу передают положительные или отрицательные эмоции. Поглаживания бывают позитивные («Сегодня вы чудесно выглядите») и фальшивые («Вам очень идет этот платок, он закрывает морщины на ва­шей шее»). Положительные поглаживания необходимы каждому человеку. В случае недостатка физических поглаживаний человеку необходимо большое число пси­хологических поглаживаний. Психологические удары и поглаживания связаны между собой: чем больше че­ловек получает положительных поглаживаний, тем мень­ше производит психологических ударов.

3. Существует такой способ поведения, как вымога­тельство. Это способ общения, при котором личность вызывает у самого себя отрицательные эмоции, требуя от других, чтобы его успокаивали. Например, человек постоянно жалуется. Делает он это для того, чтобы по­лучить от партнера по общению эмоциональную и пси­хологическую поддержку.

4. Трансакции. Единицей общения является трансак­ция, состоящая из стимула и ответа. А обращается к Б, посылая коммуникативный стимул, Б ему отвечает. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, ка­кое Я-состояние А послало стимул Б и какое Я-состоя­ние Б ответило. Когда Взрослый одного человека посы­лает сигнал Взрослому другого человека, Родитель – Родителю, Ребенок – Ребенку – это вид параллельных трансакций. При такой трансакции развиваются некон­фликтные отношения, которые могут длиться довольно долго. Конфликт же начинает развиваться при перекре­стных трансакциях. Эти трансакции осуществляются между неравноценными составляющими структуры лич­ности (Родитель – Ребенок, Родитель – Взрослый, Ре­бенок – Взрослый, Ребенок – Родитель). Результатом этой трансакции будут упреки, конфликты. Скрытые трансакции включают более двух эго-состояний. Сти­мул при такой трансакции маскируется под социально приемлемый, а реакция на него ожидается реальная.. Например, молодой человек приглашает понравившую­ся ему девушку выпить кофе. Она благодарит его и со­глашается. На осознаваемом уровне беседа идет по ли­нии Взрослый – Взрослый, а на психологическом уров­не по линии Ребенок – Ребенок («Вы мне нравитесь» – «Вы мне тоже»).

5. Психологическая позиция и установки личности. У каждого человека существуют базовые представления о себе, о других и об окружающем мире. Именно эти базовые установки влияют на его поведение и принятие им решений. Если человек удачлив, принят другими людьми, уверен в себе, нет сомнений, что его жизненная позиция: «Я благополучен – ты благополучен». Чело­век с такой позицией считает, что жизнь его и каждого человека – это огромная ценность. Поэтому он поддер­живает добрые отношения с окружающими, избегает кон­фликтов, не тратит время и энергию на борьбу с самим собой и с окружающими.

Тот, кто считает, что его жизнь и жизнь других лю­дей ничего не стоит, кто злоупотребляет алкоголем, ку­рением, наркотиками, ведет асоциальный образ жизни, имеет жизненную установку: «Я неблагополучен – ты неблагополучен». Это позиция отчаяния и разочарова­ния. Формируется она у человека, избалованного вни­манием и заботой, а потом по каким-либо причинам лишенного такого отношения.

Человек, который себя и свою жизнь ценит очень низ­ко, а других – высоко, стоит на позиции «Я неблагополу­чен – ты благополучен». Этот человек неуверен в себе, не берет на себя никакой инициативы, низко оценивает свой труд, за все происходящее берет вину на себя.

«Я благополучен – ты неблагополучен» – эта уста­новка надменного превосходства. Человек с такой уста­новкой весьма высоко ценит свою жизнь и свое «Я», но не ценит другого человека. Такая установка формиру­ется либо у детей, взращенных в атмосфере почитания и всепрощения, либо у детей, которые пребывают в усло­виях, угрожающих жизни и их достоинству.

Все эти установки, родительские программы, соци­альные роли, которые играют люди, серии трансакций предопределяют жизнь каждого человека. Проанализи­ровав их, можно предугадать следующий этап жизни че­ловека, а иногда и чем закончится пьеса жизни. Поэтому Э. Берн говорит о жизненном сценарии, которому чело­век неуклонно следует или яростно сопротивляется ему.

Так вот, трансактный анализ включает в себя анализ структуры личности, анализ трансакций, анализ психоло­гических игр, анализ индивидуального жизненного сцена­рия. Трансактный анализ проводится для того, чтобы по­мочь клиенту осознать свои игры, свой жизненный сцена­рий. В случае непродуктивности поведения и жизни кли­ента – помочь ему освободиться от навязанных программ поведения и психологических игр, стать независимым, спон­танным, ответственным за свои поступки и чувства.

При трансактном анализе психолог для клиента – это партнер, учитель и эксперт. А общение между психоло­гом и клиентом идет по линии Взрослый – Взрослый.

Гештальттерапия Ф. Перлза

Гештальттерапия – один из популярнейших под­ходов психотерапии в мире. Она широко используется в психологическом консультировании.

Что такое гештальт? Этот термин немецкого проис­хождения, переводится как «форма». Следовательно, геш­тальттерапия – это теория формы.

Это направление зародилась в 40-50-е гг. ХХ столе­тия. Благодаря гению Ф. Перлза и его коллег (JIapы Перлз, Поля Гудмана) были синтезированы многочисленные направления европейских, американских и восточных философий, терапий. Плодом этого синтеза стала геш­тальттерапия, нечто новое, совершенно оригинальное, по­строенное на традиционном. Т. е. образовался новый геш­тальт, в котором «целое есть нечто иное, чем сумма частей». Гештальт располагается на пересечении психоана­лиза, психотелесных видов терапии, психодрамы, экзис­тенциальных подходов и восточной философии.

Гештальт помогает узнать себя, принять себя та­ким, какой ты есть, и изменить себя, ориентируясь на эталон (социальный или индивидуальный, внутренний или внешний).

Перлз называет пять способов убить в себе личность, индивидуальность. Это интроекция, проекция, дефлек­сия, рефлексия, конфлуенция. Попытаемся разобраться, что все эти слова обозначают.

Интроекция. Интроект – чужой опыт, тот, что усва­ивается человеком в детстве без критических замеча­ний. Человек усваивает чувства, опыт, взгляды, нормы других людей, которые вступают в противоречие с его собственным опытом. Со временем интроекты и свои убеждения сложно разделить.

Проекция. При проекции человек не признает в себе те качества, которые не укладываются в его «Я-концеп­цию», но видит эти качества в других.

Дефлексия. Человек, для которого она характерна, избегает неформальных контактов, минимальных про­блем. Дефлексия выражается в ритуальности, болтли­вости, условности поведения.

Рефлексия. Она наблюдается, когда потребность лич­ности блокируется социальной средой, в этом случае неизрасходованная на реализацию потребностей энер­гия направляется на себя. Неудовлетворенные потреб­ности – это незавершенные гештальты. Худшим вари­антом незавершенного гештальта является обида, кото­рая мешает полноценному общению. Поэтому завершить незавершенное, освободиться от невыплеснутых эмо­ций – существенный момент в гештальткоррекции.

Конфлуенция – слияние человека с его средой, ситуа­ция, когда свои мысли, желания не отличаются от чужих.

В результате этих способов обезличивания человек отказывается от своего подлинного «Я».

С помощью гештальткорреции можно открыть истин­ное «Я» клиента. Это долгий и болезненный процесс, включающий несколько уровней. В результате совмест­ной работы психолога и клиента, последний сможет сбро­сить все фальшивое, привнесенное и начать жить и дей­ствовать от своего «Я». Психолог в процессе гештальт­терапии – это помощник, соавтор, который пытается облегчить выражение чувств клиента и активизировать его резервы для личностного роста.

Чтобы дать самое беглое представление о гештальт­терапии, следует перечислить техники, наиболее распро­страненные и чаще всего используемые в гештальттера­пии. Они именуются играми и экспериментами.

1. Техника усиления. Одна из задач гештальттера­пии – понять и осознать свое «Я». Техника усиления помогает выполнить это путем проецирования на внеш­нюю сторону того, что проигрывается внутри. Для это­го можно использовать игру «Преувеличение». Клиен­ту предлагается усилить какие-либо телесные, вокаль­ные движения (громче и громче произносить фразу, усилить жест), чтобы яснее осознать смысл и причину подобных действий.

2. Монодрама. Это вариант психодрамы, в которой диалог ведется между фрагментами одной личности, зна­чимыми для клиента. Например, между его активным и пассивным началом. Происходит это так: на «горя­чий стул» сажают воображаемого собеседника. Клиент поочередно меняет стулья, отождествляя себя то с одной, то с другой позицией.

Еще одним широко распространенным приемом в рамках монодрамы является использование двух игро­вых позиций: «Большой пес» и «Щенoк». Большой пес олицетворяет обязанности, требования, оценки. Щенок – уловки, отговорки, уклонение от обязанностей. Включа­ясь в такую игру, клиент начинает осознавать бессмыс­ленность манипуляций над своей личностью, учится продуктивно управлять самим собой.

3. Гештальтистская драматизация. Она помогает освободиться от чувства обиды, вины, т. е. завершить не­завершенный гештальт. Для этого клиенту предлагают с помощью «горячего стула» высказать свои чувства воображаемому обидчику или обиженному.

4. Интегрирующее осознание. Состоит оно в том, чтобы быть чрезвычайно внимательным к постоянным измене­ниям своих чувств, эмоций, переживаний, физических ощу­щений. Психологу надо быть вдвойне внимательным, так как он должен осознавать и замечать свои изменения и одновременно изменения, происходящие с клиентом.

5. Прямое обращение. В гештальттерапии речь адресуют только тому, о ком говорят. Так, например, претензии умер­шему выговаривают, представляя его на стуле напротив.

Перечислены далеко не все техники гештальттерапии. Их огромное количество, но все они направлены на пси­хологическую поддержку личности, освобождение чело­века от психологических проблем, на личностный рост.

Нейролингвистическое программирование

(НЛП)

Суть метода отражена в названии. «Нейро» – отра­жает тот факт, что все психологические процессы связа­ны с нервной системой, «лингвистическое» – демонст­рирует важность речи в обработке и классификации на­шего опыта. «Программирование» указывает на взаимосвязь психических и лингвистических составляющих нашего опыта.

Возникло НЛП в 70-е гг. ХХ столетия в США. Осно­ватели этого направления практической психологии Джон Гриндер, Ричард Бэндлер, Лэсли Камерон-Бэнд­лер. Они решили проанализировать жизнь и деятель­ность величайших психотерапевтов их времени (Перлза, Сатира, Эриксона). При этом внимание акцентировали не на их учениях, а на их действиях, задавая вопрос: «Как гениальные люди мыслят?» Т. е. НЛПисты иссле­довали структуру успеха. Эти соображения легли в ос­нову философии НЛП. НЛП – это и наука, и искусство. В качестве науки НЛП предлагает системный подход к любой ситуации, а помогут в этом базовые идеи, кото­рые лежат в основе разумного жизненного уклада:

1. Карта – это не территория. Под картой отдельно взятого человека понимают его личные представления об окружающем мире, событиях. Для карты мы отбира­ем ту информацию, которая важна для нас. Карта – это не территория, но она помогает эффективно взаимо­действовать с внешним миром. Общаясь с людьми, необ­ходимо помнить, что у каждого своя карта, свои предпочтения и представления о мире. И все-таки любая, даже самая точная карта – это не территория.

2. Сознание и тело – части единой системы. Измене­ния в сознании влекут изменения в теле. И наоборот, есть целые психотерапевтические направления, которые через работу с телом лечат душу.

3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе. Мы помним все события, которые с нами про­исходили, все чувства, вызванные этими событиями, все, что мы видели или слышали. Все это записано в нашей нервной системе и составляет наш жизненный опыт.

4. Субъективный опыт можно разделить на образы, звуки, ощущения, вкус и запах. Эта идея поясняет нам, каким образом закодирован наш жизненный опыт.

5. Смысл коммуникации в полученной от собесед­ника реакции. Так, мы общаемся, чтобы получить ка­кую-то реакцию: информацию, необходимую нам, эмо­циональное сообщение или сигнал о получении сведе­ний от нас.

6. Не бывает поражений – бывает только обратная связь. «Вся наша жизнь – игра». А люди ищут в играх победителей и побежденных. Даже если они, играя, по­лучили удовольствие, а победил кто-то другой, они стра­дают. Между тем, каждая новая игра дает нам огромное количество полезной информации, знаний – это обрат­ная связь. Поэтому мы не проигрываем, а получаем возможность набраться опыта и знаний.

7. В основе любого поведения лежит позитивное на­мерение, оно связано с первоначальным окружением. Эта мысль очень эффективна при разрешении конфлик­та. Есть поведение, а есть намерение. Так вот, намерения всегда позитивны, потому что сами для себя мы плохого не выберем. Себе человек плохого не пожелает, разве что исключительно с позитивными намерениями.

8. Любое поведение – выбор наилучшего варианта из тех, что имеются в данный момент. Все, что мы дела­ем – результат нашего выбора, а для себя мы плохого не выберем.

9. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами. Ресурсы имеют особенность: они работают тогда, когда их замечают и начинают ими пользоваться. В противном случае – лежат себе. Зато если заняться поиском, их можно найти видимо-невидимо.

10. Вселенная – дружественная среда, изобилующая ресурсами. Каждое событие, которое происходит с нами – подарок Вселенной. Кто-то с благодарностью принима­ет этот подарок и пользуется ресурсами, а кто-то назы­вает это ударами судьбы и оплакивает их.

Исповедуя такую жизненную философию, легко стать успешным человеком, если научиться правильно ставить цели и вырабатывать стратегию достижения этой цели. В этом поможет НЛП.

С помощью методик НЛП также можно:

Для осуществления этого очень важно понимать парт­нера и говорить с ним на одном языке, для этого в рам­ках НЛП разработаны положения о ведущей модально­сти каждого человека (аудиальной, визуальной и кинестетической). Определяют ее по движению глаз, жести­куляции и голосу, об этом уже было написано в главе «Создание доверительных отношений между психоло­гом и клиентом».

Техники НЛП

1. НЛП поможет не только понимать самому и быть понятым, но и целенаправленно корректировать, изме­нять собеседника. Для этого используют прием якоре­ния. Его основная предпосылка состоит в том, что люди располагают всеми ресурсами, чтобы совершить в себе необходимые изменения. Роль психолога – помощь в получении доступа к этим ресурсам.

Ресурсы лежат в личной истории каждого – это пе­реживания. Возможность доступа к этим ресурсам тог­да, когда это необходимо, называется якорением.

Якорь – это условный стимул. Для установления якоря необходимо попросить собеседника вспомнить ситуацию, в которой он испытывал требуемое пережи­вание. Наблюдая момент полного выражения этого чув­ства (например, при воспоминании испуга губы станут тоньше, цвет лица бледнее, дыхание – поверхностным; при воспоминании страсти губы станут полнее, цвет лица – ярче, дыхание глубже), введите стимул, с кото­рым это чувство может быть ассоциировано. В качестве стимула можно использовать щелчок пальцами, прикос­новение. Если удалось заякорить это чувство, то при повторении стимула возникнет связанное с ним состоя­ние. Психологу необходимо позаботиться, чтобы стимул был воспроизведен в точности – для того, чтобы выз­вать нужное внутреннее состояние.

2. Ассоциации и диссоциации. Ассоциация – это про­цесс соединения, объединения. Диссоциация – ситуа­ция разделенности, разрозненности. Рассмотрим мето­дику применения данной техники. Существуют доволь­но сильные переживания, которым тяжело противопо­ставить настолько же сильные позитивные чувства. В таких случаях техника якорения не работает. Нуж­но найти способ убрать интенсивность переживания. Это произойдет, если клиенту отделиться, диссоцииро­ваться от чувств, связанных с психической травмой. Для этого ему надо постараться вспомнить травмирующую ситуацию, но наблюдать за собой как бы со стороны. Лишившись эмоциональной подпитки, исчезает боль, страх, досада. А ассоциироваться необходимо с приятными воспоминаниями.

3. Рефрейминг. Изменить неблагоприятную для кли­ента ситуацию невозможно, но можно изменить отноше­ние к ней. В этом поможет техника рефреймингов. Она заключается в переименовании проблемы, для чего достаточно просто сместить внимание на другие стороны проблемы и дать клиенту новый взгляд на ситуацию. Так, » проблему» можно переименовать в «задачу», и она уже не нависает: к проблеме относятся куда более серь­езно, чем к задаче, которую можно решать сейчас, мож­но позже, а можно и вообще не решать. А тот, кто имеет излишний вес, например, вовсе не толстяк, а солидный, значительный здоровяк. 3адача рефрейминга – пока­зать другую сторону того же события.

Ознакомление с практикой НЛП убеждает, что дан­ное направление практической психологии – довольно оригинальный способ изучения человека и управления им. НЛП на сегодняшний момент – одно из наиболее эффективных направлений в практической психологии.

Перейдем от общего к частному, от направлений, тех­ник практической психологии к использованию их. Ру­ководствуясь в своей работе многочисленными приема­ми, методиками, техниками психологи-консультанты воз­действуют на клиента. Но эффективность этого воздей­ствия определяется не столько избранным методом, сколь­ко опытом психолога и особенностями его личности.

Как уже говорилось ранее, практический психолог работает с индивидуумом и группой (семейной и произ­водственной). Начнем с индивидуального консульти­рования.

studfile.net

Практическая психология | Блог 4brain

практическая психология

Практическая психология – раздел психологии, занимающийся практическим применением ее знаний. Она применяется во всех сферах человеческой деятельности: спорте, здравоохранении, образовании, производстве, праве. Широкую популярность приобрела благодаря развитию Интернета и интересу многих людей к самой науке. Это имело следствием появление многочисленных работ по практической психологии, которые на самом деле отношение к ней имели весьма отдаленное.

Задачи практической психологии

Областями практической психологии являются:

  • Психологическая коррекция: целенаправленное воздействие на психику человека, благодаря которым она приводится в соответствие с возрастной группой или иной нормой.
  • Психодиагностика: получение психологической информации о человеке или группе.
  • Психотерапия: оказание помощи в продуктивном изменении личности в случае серьезных психологических проблем.
  • Психологическое консультирование: создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах.

Основой является то, что человек предстает целостно, в единстве своих специфических способностей, качеств, процессов, психолог-практик должен использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Практическая психология объединяет все области психологии, которые нацелены на практику. Ее главной задачей является помощь людям, переживающим сложности. К примеру, в психологической помощи могут нуждаться:

  • Супруги, чей брак распадается из-за постоянных конфликтов.
  • Больной человек, который испытывает психологические проблемы.
  • Школьник, стоящий на пороге выбора профессионального пути.
  • Человек в ситуации внутреннего конфликта и кризиса.
  • Подростки с нарушением поведения.
  • Группы людей и коллективы, связанные родственными или профессиональными связями.
  • Лидеры, которые управляют другими людьми и хотят это делать эффективно.

Помимо этого, практическая психология решает три уровня задач:

  1. Прикладные задачи: разработка методических материалов по практической психологии, специальных обучающих программ, создание проектов нормативных документов такой деятельности.
  2. Научно-исследовательские задачи: изучение закономерностей формирования и развития личности с целью разработки методов, технологий и способов применения психологических знаний.
  3. Практические задачи: определяются непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога-практика.

Если вы решили самостоятельно изучать практическую психологию, то для вас начало ее изучения должно сводится к решению следующих трех задач:

Первая задача: научиться понимать сущность своих психических явлений и их закономерности.

Вторая задача: научиться управлять своими психическими явлениями.

Третья задача: использовать полученные знания для решения психологических проблем.

С чего начать изучение практической психологии?

Если не принимать во внимание очевидный совет «поступите в ВУЗ», то окажется, что это достаточно сложный вопрос.

Профессиональные психологи-практики очень критично относятся к популярной психологической литературе, называя ее «поп-психологией», что звучит довольно уничижительно. И достается не только заправским знатокам истинного предназначения женщин или специалистам по психологии отношений, но и известным авторам, таким как Дейл Карнеги, Эрик Берн, Джон Грэй.

Но если у вас нет 5-6 лет на то, чтобы получить высшее образование в этой области, а изучить практическую психологию с целью самопомощи хочется, то нужно много читать, причем не только академические учебники. Зачем?

Тони Роббинс в книге «Разбуди в себе исполина» писал, что до того, как начать помогать людям, он прочел около 500 книг по психологии. Он читал и тут же применял теорию на практике. Роббинс советует НЛП, потому что эта область дает огромное количество методик для коррекции. Верить этому или нет? Дело ваше, но у Роббинса огромное количество почитателей по миру, которым он по их же словам помог, так что как минимум интерес его работы вызывают.

Поэтому главный совет один – читайте как можно больше, но при этом всегда проверяйте все рекомендации, которые находите в книгах, поддавайте информацию критическому анализу, сопоставляйте.

Вы можете найти свой собственный путь. Учтите, что многие великие мотиваторы, люди, которые влияют на жизни тысяч других, на самом деле самоучки. Они выбрали свою дорогу, читали и учились хаотично, и это в итоге создало их уникальные личности с оригинальными идеями. Так, конечно, вы не получите академических знаний, но все зависит от изначальных целей, с которыми вы принимаетесь за изучение.

Это же касается и тех, кто хочет получить высшее образование – не ограничивайтесь учебниками по программе, изучайте новое, потому что это очень динамичная область, в которой едва ли не каждый день совершаются удивительные открытия.

При этом раз в неделю задавайте себе следующие вопросы, чтобы не сбиться с курса:

  • Чего я в действительности хочу добиться, изучая психологию?
  • Как повлияет ее изучение на меня и мое окружение?
  • Как изменится моя жизнь, когда я буду обладать необходимыми знаниями?
  • Действительно ли это та цель, на которую я готов потратить часть драгоценной жизни?

Не становитесь теоретиком в худшем понимании этого слова. Бросайте в бой изученные методики, проверяя их эффективность. Но с этим связано еще одно предостережение: некоторые техники являются слишком сложными для человека неподготовленного. Поэтому прежде чем что-то сделать, хорошо подумайте о том, готовы ли, о последствиях и рисках. Не бросайтесь с головой в омут, следуя первому и самому популярному совету выходить за рамки зоны комфорта.

Психология личности

Психология личности – это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности с психологической точки зрения. Она тесно связана с практической психологией, поэтому интересоваться одним направлением невозможно не затронув другое.

Например, чтобы лучше понимать людей, вам понадобится ознакомиться со свойствами личности:

Характер. Это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Однако целостность характера не абсолютна и может меняться со временем. Очень сильно зависит от темперамента.

Темперамент. Без понимания темперамента вы не сможете составить полную карту личности человека. Он составляет основу формирования и развития характера, а также обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. Если какой-то человек медлителен, а его эмоции вяло перетекают из одной в другую, можете быть уверены, что это либо флегматик, либо меланхолик. Разумеется, в каждом человеке есть что-то от каждого типа темперамента, однако один из них всегда преобладает.

Способности. Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а обнаруживаются в глубине, быстроте и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. Существуют физические, литературные, музыкальные, конструктивно-технические, математические, учебные и умственные способности.

Мотивация. Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Если вы не научитесь мотивировать других или хотя бы себя, это может убить всякое желание развиваться как личность, работать, менять мир, влиять на окружающих.

Все эти черты личности тесно связаны друг с другом. Психология – очень сложная и развивающаяся наука, поэтому ее изучение – это процесс длиною в жизнь. Если вы полюбите учиться, то сможете сделать ее частью своей жизни или даже профессией.

Книги по практической психологии

Тема практической психологии чрезвычайно обширна, поэтому если вы хотите изучить ее глубже, ознакомьтесь с книгами из этого списка.

  • «Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день» Николай Козлов.
  • «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом» Джанетт Рейнуотер.
  • «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» Николай Козлов.
  • «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен.
  • «Психология о личности» Алексей Бодалев.
  • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  • «Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом» Алексей Бодалев.
  • «Практическое консультирование» Галина Колесникова.
  • «Дар психотерапии» Ирвин Ялом.
  • «Учебник по системной терапии и консультированию» Арист фон Шлиппе.
  • «Книга о власти над собой» Тони Роббинс.
  • «Из лягушек – в принцы» Ричард Бэндлер и Джон Гриндер.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: