Мужской журнал бау: «У большинства мужчин садо-мазохистское отношение к маскулинности» — Журнал

«У большинства мужчин садо-мазохистское отношение к маскулинности» — Журнал

Интервью с лейпцигским феминистом и публицистом Кимом Посстером о мужских идеалах и страдании, которое они порождают.

Виктория Мокрецова

У тебя накрашены ногти. Это такой акт протеста или твоё личное предпочтение?

Вообще это частое явление среди левых. Но многие мужчины красят ногти только по политическим причинам. Такой символический акт безусловно легитимен, но мне он всегда казался слишком поверхностным. Для себя я решил, что начну красить ногти только тогда, когда мне самому это понравится.

Как на это реагируют окружающие?

Смотря где. Например, в общественном транспорте это шокирует. Дети показывают своё неприятие очень открыто. Они только начинают сознательно изучать гендерные роли и поэтому особенно строги и внимательны к отклонениям.

Что сегодня значат гендерные роли? Мы прекрасно знаем, как феминистское движение в последние десятилетия изменило роль женщины. Что произошло с образом мужчины?

Он стал гибче и глобализированней. Сегодня в мужской образ пытаются интегрировать чувствительность, в том числе и потому что есть стремление к более плоским иерархиям и эмоциональному интеллекту на неолиберальном рынке труда. Это меняет требования к маскулинности, и они не всегда однозначны. Безопасного места, где маскулинность чувствует себя уверенно и уютно, не существует. Ее суть состоит в поиске этой самой сути.

То есть, однозначного общественного представления о маскулинности не существует?

Напротив. Маскулинность как концепт всегда означает быть субъектом, действовать по своему усмотрению, быть мнимо независимым. Качества, которые составляют эту независимость, меняются, но тот факт, что мужчины независимы, остается устойчивым. Согласно модели гегемониальной маскулинности, существует общественно преобладающая идея маскулинности, на которую должны ориентироваться все мужчины, желающие самоутвердиться в мужском качестве. Она меняется исторически, но это происходит не произвольно, а в зависимости от разных внешних факторов, например, капиталистических условий. В эпоху просвещения ни один мужчина не должен был быть физически сильным. Лишь в 19-ом веке с ростом индустриальной работы в мужскую атрибутику вошли мускулы.

Сегодня много говорят о токсичной маскулинности. Нужна ли нам “хорошая” маскулинность, некий позитивный идеал, к которому стоит стремиться мужчине?

Ни в коем случае. Я могу понять, как возникает эта мысль. Мужчины пытаются ориентироваться на существующие требования и идеалы, что травмирует их и заставляет проявлять жестокость по отношению к самим себе и окружающим. И можно подумать, что мы изменим это заменив «плохие» требования на «хорошие», например, нежность. Мой вопрос, почему нужно потакать этой мужской потребности быть «настоящими мужчинами»? Нет ни одного достойного, аутентичного и совершенно точно феминистского ответа на вопрос «Достаточно ли я мужественный?». Мужчинам он вообще не нужен.

© Виктория Мокрецова А что им нужно?

Критически-рефлексирующая поддержка в противостоянии этому вопросу. Швейцарский ученый Эдгар Ферстер сделал прекрасный анализ в области работы с молодежью. Речь шла о том, нужны ли подросткам хорошие мужские примеры. Ферстер понимает эту мысль, но считает, что это автоматически подразумевает, что мужчины могут ориентироваться только на мужчин и не принимают женщин в качестве примера. Он написал по этому поводу следующее: «Критика маскулинности открыта, так как она не строит новые мужские идеалы. Критика маскулинности берет силу не из «кризиса маскулинности», а из жажды иных стремлений». Мужчины должны начать размышлять о маскулинности не для того, чтобы снова с ней примириться. Движущей силой для них должно быть желание не быть больше такими, какими их хочет видеть общество и какими они в нём стали.

И как мужчины могут прийти к этому?

Большинство мужчин приходят к идее поразмышлять о себе критически, когда они сталкиваются с женщинами. Когда есть феминистская критика, которая их касается и с которой они должны иметь дело. Поэтому я думаю, что феминистская критика необходима. Сами мужчины могут попробовать прорвать мужское сообщничество, этот тон приятельского, спортивного уважения, с которым они друг к другу обращаются. Вместо того, чтобы безусловно принимать себя такими, какие они есть, мужчины должны начать проблематизировать свои качества и говорить об этом. Таким образом можно что-то сдвинуть. Но я бы не стал недооценивать то, что мужчинам в патриархате прививают гегемониальное невежество, которое им же и выгодно. Поэтому есть большие сомнения, пойдет ли большинство мужчин на это.

В феминистском дискурсе мужчины представлены прежде всего в роли «преступника». Это было особенно заметно в движении #MeToo. Но в то же время мужчины наверняка сами являются жертвами патриархальных структур. Почему-то об этом практически не говорят.

Это проблема феминизма, но не его вина. Это в мужской ответственности, вынести это на обсуждение. Феминистская критика указывает прежде всего на роль преступника, и я считаю это важным и правильным. К сожалению, если речь вообще заходит о мужском страдании, то, как правило, в качестве аргумента против феминистской критики.

Что такое мужское страдание?

Во многом его тематизирует понятие токсичной маскулинности. К нему принадлежат жесткий подход к собственной эмоциональной и сексуальной жизни и плохая забота о себе. Кроме того, прежде всего у гетеросексуальных мужчин присутствует невероятная зависимость от женщин, в том числе как от заботящихся субъектов. Одновременно с этим женщины и женственность обесцениваются. Это противоречие часто приводит к насилию. Но самый главный опыт страдания – это быть структурированным как мужчина, всю жизнь навязывать себе вопрос «Достаточно ли я мужественный?». У большинства мужчин садомазохистский подход к маскулинности. С одной стороны, они страдают от этих требований и иерархий. Их стыдят, подвергают насилию, вгоняют в депрессию. Но, с другой стороны, это часто приводит к еще более ожесточенному желанию принадлежности. Насилие проникает внутрь, оправдывается и передается «немужественным» мужчинам и прежде всего женщинам.

Киму Посстеру 27 лет. Он живет в Лейпциге и работает в феминистском исследовательском проекте. Среди его научных интересов маскулинность, феминистская критика и феминистское движение. Он также пишет публицистические материалы для немецких изданий Konkret, Jungle World, Analyse & Kritik и ведет вместе с другими мужчинами-феминистами блог о критической маскулинности.

Была у врача. Колонка Диляры Тасбулатовой: Диляра Тасбулатова: Медведь. Первый Мужской журнал

Тэги:

Работает он в довольно тесном помещении – у каждого свой закут. За неполной стенкой-перегородкой – другой врач. Но другого врача я тем не менее не вижу.

Мой врач мне говорит:
– Ну че, политическая? (он меня так называет, зная, что я озабочена проблемами типо в стране, и все время провоцирует).
Я (пока еще свободным ртом) быстро говорю:
– Кошмар. Украина молодцы. Я полностью на их стороне. Вчера вот даже плакала…
Врач говорит (он меня так провоцирует)
– Ага! Значит, ты против имперского величия России????

– Против (говорю я) Нафигасе мне имперское величие??
тут из-за перегородки раздается глухой голос:
– Я русский националист (говорит пациент как будто с набитым ртом). Получается примерно так:
– Я – руффкий нафиналист
Его врач (не мой) ему говорит:
– Не разговаривать! Пломба сохнет!
Националист оговорит:
– Ну и фуй с ней!
Врач ему говорит:
– А я из Дагестана! Рот закрой, слушай, пломба сохнет!
Мой врач (русский мужик) говорит:
– Когда пломба высохнет, будешь русским националистом, а пока ты в руках у Кавказа!
Националист кряхтит и что-то мычит за стенкой.
Но его врач его понимает (да и мой тоже, они привыкшие так общаться)
Кавказский врач говорит:
– Плэвать мнэ на твой национализм, у тэбя вот зубы херовые!
Националист мычит уже громко:
– ЖЖЖЖЖ, МММММ, КХХХХХ…вау бау зызызызы
Мой врач говорит:
– Националистом бушь на улице, а тут сиди смирно, а то тебе Тамерлан последние вырвет!
Тут я (с инструментом во рту) пытаюсь сказать:
– А что, у националистов всегда зубы гнилые?
Но получается тоже примерно так:
– КХХХ ААААА, МММММ
Но оба врача все прекрасно понимают.
Мой врач говорит:
– Эй, вы, пациенты! А ну-ка заткнитесь! Молчать! И ты, политическая, и этот националист фигов!
Наступает тишина. Только звук работающей бор-машины…
Вдруг – из-за перегородки раздается страшный крик:
– АААААА!!!!!!
Тамерлан сделал своему пациенту наверно оченно больно…
Тот вопит.
Тамерлан говорит:
– Вы же мужчина! Тэрпите! А если на ваших войнах с чурками вас ранят, тоже так кричать будэте?
Националист тихо подвывает.
Тамерлану, видно, становится жаль его и он вдруг говорит тоном доброй мамочки:
– Ну ну ну, потэрпитэ! Щас лекарство положим, мышьяк дам, пройдэт!
Мой врач подмигивает и тихонько мне говорит:
– Наверно, спецом ему больно сделал! Проучил дурака!
За стенкой становится тихо.
Националист – маленький мужичонка, но весь в черном, злобно зыркая на меня, уходит,
Появляется в нашем отсеке Тамерлан:
– Сложный чэловэк. Все время ругает Кавказ, Но приходыт тока ко мне… У него зубы сложные… Плохие очэн…
Мой врач говорит:
– Ты ему спецом что ли врезал?
Тот говорит:
– Что ты, Игорь! Как не стыдно? Я же врач, я всэх лечу, хоть фашиста вылечу!

КОММЕНТАРИИ

Тест-драйв BAW 1044 / Бау 1044. Мужская машина для мужской работы

Двигатель: дизель.

Объем — 3238 см3

Мощность — 70/3800 кВт/об–1

Макс. крут. момент — 245/2200 Нм/об–1

Макс. скорость — 95 км/ч

Трансмиссия: 5-ти ступ. МКПП

передняя, задняя подвеска — рессорная,

с гидравлическими амортизаторами

Тормоза: пневматические раздельные

передние — дисковые

задние — барабанные

Кабина:

Над двигателем,кол-во мест 3

Габаритные размеры:

Длина — 5990 мм

Ширина — 2020 мм

Высота — 2220

Расход топлива:

при 90 км/ч — 14,2 л/100 км.

при 60 км/ч — 9,0 л/100 км.

городской цикл — 12,8 л/100 км.

Полная масса: 3500 кг

Грузоподъемность: 1635 кг

В конце августа на 9-й Московской международной аVтомобильной выставке «Мотор Шоу» был представлен грузовой аVтомобиль BAW Фenix 1044. Грузовик вызвал живой интерес у широкой публики. О новом аVтомобиле нам рассказали в автоцентре «Карсар», который является официальным дилером корпорации BAW в Татарстане.

При создании грузовика BAW Фenix 1044 корпорация учла все нюансы российского рынка. Грузовой аVтомобиль должен быть недорогим, экономичным, ремонтопригодным. Он должен обладать хорошей грузоподъемностью коммерческого аVтомобиля и отвечать всем современным требованиям. Грузовик BAW Фenix 1044 был всесторонне испытан техническими специалистами компании: исследование всех узлов и агрегатов, «обкатка» в условиях российских дорог. Автомобиль успешно прошел сертификацию центрального научно-исследовательского аVтомобильного и автомоторного института России (НАМИ).

BAW Фenix 1044 создан на оборудовании и по технологии японской фирмы Isuzu Motors Ltd. Благодаря усиленной раме, грузовик получился прочным и надежным. Автомобиль способен перевозить грузы весом до 1,7 тонн. Несмотря на длинную базу в 3,3 метра, грузовик получился легкоуправляемым. А пневматическая система тормозов с дисковыми передними тормозами и 2-мя контурами тормозной системы полностью обеспечивает безопасность, как при штатных режимах, так и при экстренном торможении.

BAW Фenix 1044 оснащен мощным и экономичным 95-сильным дизельным двигателем объемом 3, 2 литра с турбонаддувом и интеркуллером, удовлетворяющим нормам по токсичности EURO II. Расход топлива в груженом состоянии составляет всего 12 литров на 100 километров.

Особого внимания заслуживает салон BAW Фenix 1044. Грузовики собираются в трех вариантах кабины – одинарная, полуторная и двойная, с возможностью размещения до 6 пассажиров, и оборудования спального места. Наличие спального места позволяет с успехом применять BAW Фenix 1044 в междугородних перевозках.

Грузовик BAW Фenix 1044 адаптирован к российским условиям — предпусковой подогреватель, отопитель кабины повышенной производительности, дополнительная шумоизоляция салона. По желанию покупателя заводом-изготовителем на аVтомобили устанавливаются гидроусилитель руля и кондиционер.

Грузовик BAW Фenix 1044 – это добротная мужская машина для мужской работы. Он надежен в работе, прост в эксплуатации, не ест много топлива и не создает больших затрат при ремонте. В автоцентре «Карсар» заметили, что в сентябре в Россию поступит еще одна модификация данного грузовика — BAW Фenix 1065. Главным его отличием от собрата будет повышенная грузоподъемность – до 4 тонн.

Альфред

Водительский стаж 11 лет

Поступившее предложение провеститест-драйв этого китайского грузовика навело меня на философские мысли. В последнее время я очень часто общаюсь скитайским автопромом в виде различных джипов и малолитражек, а вот теперь дошел и до грузовиков. Это я все к чему? А к тому, что они уже постепенно осваивают практически все сегменты рынка и играют все более и более важную роль на нашем рынке. Секрет успеха очень прост – ЦЕНА. Причем, забегая вперед, скажу, что китайцам свойственно лукавство, но оно на руку покупателям. Я имею в виду то, что они откровенно копируют западные модели (приглядитесь на значок производителя, ничего не напоминает?) и, например, занижают данные мощности двигателя, экономя средства граждан от налоговых сборов. Ну, как такая техника может таить в себе всего 95 лошадиных сил? Имея столь скудный табун лошадок и при этом уходить с места с буксой, словно это не грузовик, а легковушка вряд ли возможно. Это произошло когда я выезжал с второстепенной дороги на главную, ну и поддал слегка газку, ведущие колеса с пробуксовкой рванули так, что я чуть не ударился головой о подголовник. М..да какие еще сюрпризы таит в себе этот грузовик. Хотя, может я и не прав насчет мощности двигателя, онвсе-таки дизельный, у него несколько другие характеристики нежели у бензинового.

Невзирая на свои размеры и грузоподъемность он подпадает под права категории «В» и это еще одна хитрость производителей. Хотя, сказать откровенно, к этой технике надо будет привыкать. Просто так сесть с легковушки или «Газель» и поехать не получиться, есть свои нюансы. Например, траекторию поворота нужно будет выбрать заранее и входить в него с большего радиуса, иначе рискуете в поворот не вписаться. Еще работа воздушной тормозной системы обладателю прав категории «В» покажется очень непривычной. Здесь не получится четко и ровно дозировать тормозное усилие, нужно давить на педаль, и если уж встал, так уж встал! Этот экземпляр не балует своего хозяина – отсутствует даже ГУР. Для такого монстра его конечно остро не хватает. Специально поездил на площадке, попробовал маневрировать. Поворачивать колеса, стоя на одном месте непросто, а если слегка тронуться с места, то задача упрощается и становится намного легче. Благодаря огромным зеркалам можно выполнять маневры и парковаться без особых опасений, нужно лишь учитывать длину кузова. На ходу с пустым кузовом, да при такой длинной базе, BAW козлит словно Нива. Рессорная подвеска создана отнюдь не для комфорта, а для «бери побольше — неси подальше». А взять он способен до 2.5 тонн груза (со слов менеджера автосалона) и утащить его очень далеко и резво. Во время движения с пустым кузовом складывается такое впечатление, что ему нужны всего две передачи 2-ая и 5-я. Вторая — тронуться с места, а пятая — ехать. На пятой передаче грузовичок едет практически на любой скорости, дизельный двигатель способен вытянуть с самых низов очень уверенно, именно то, что надо для настоящего грузовика. Особо хочу отметить то, что в отличие от многих китайских аVтомобилей у него нет характерного запаха в салоне, хоть качество пластмассы и оставляет желать лучшего, но зато все детали подогнаны ровно и аккуратно изготовлены. Педальный узел и ручка КПП расположены там, где надо. Большой «грузовой» руль ложиться в руку хорошо и не склонен к проскальзыванию. Места трем людям среднего телосложения достаточно, правда, при таких размерах кабины, боковое стекло находится близко к водителю.

У него откидывающаяся кабина, которая открывает прекрасный доступ к двигателю. Я специально проверил надежность замка крепления кабины. У замка, как и положено, двойная защита от случайного срабатывания в случае аварии или экстренного торможения. Внешне аVтомобиль выглядит очень привлекательно и свежо, у него очень красивая оптика и экстерьер. Общее впечатление создается такое, что это настоящее мужское орудие труда.

Вадим

Водительский стаж 9 лет

Это не первый китайский аVтомобиль, который опробовали сотрудники «Автоклуб-Казань». Правда, до этого были исключительно легковые аVтомобили (Chery QQ, FAW Jinn, Chery Tiggo, Derways Saladin). Поэтому, прежде чем сесть за руль грузовика BAW, стоит повнимательнее его осмотреть снаружи. Первое ощущение – это надежность с большим запасом прочности. Массивная рама, массивные задние рессоры, 4 колеса на задней оси – этот грузовик создан для тяжелой работы. Немного удивило расположение аккумулятора, открытого всем ветрам. Но, как оказалось, это стандартное решение для небольших грузовиков. «Плюс» закрыт пластмассой, а если и этого будет недостаточно, то есть прекрасное народное средство – покрыть контакты слоем обыкновенного вазелина. А вот двери закрываются с металлическим лязгом, неприятно. Да и в дверной зазор видна часть замка, что скажется не лучшим образом при дожде или снеге. А вот двигатель порадовал, он хоть и EURO2, но сделан просто, без излишних электронных штучек, доступ к деталям везде свободный. Такой двигатель под силу отремонтировать любому опытному трактористу или водителю грузовика.

Теперь – в кабину. На руле и передней панели — пластиковые вставки «под дерево». Дело вкуса, но мне такие вставки не нравятся, причем в любой машине. Руль расположен по грузовому, практически горизонтально. В салоне (в тесноте, да не в обиде) поместились 3 человека. Заводим двигатель, и воздух наполняется дизельным звуком. Тормоза здесь не гидравлические, а воздушные, поэтому надо чуть-чуть подождать, пока давление воздуха не достигнет 6-ти атмосфер. Двигатель серьезный, турбодизель 3.2, на пустой машине трогаться надо со 2-й передачи. Кстати, передачи включаются хоть и с небольшим дожимом, ночетко. Есть небольшой запах новой пластмассы. Это минус, потому что на многих китайских машинах его уже нет. С другой стороны, это плюс, ибо запах небольшой, пару лет назад в салон новой китайской машины без противогаза зайти было невозможно. Прогресс налицо. Ну, хватит предысторий, пора ехать. Трогается грузовик легко, но – ГУРа тут нет! Пару раз я промахивался мимо поворота, и вынужден был дополнительно маневрировать. Спишем это на изнеженность горожанина. А мой знакомый (после 10-ки) орудовал рулем легко и точно, такова сила привычки. Еще одна особенность – нет точного, интуитивно понятного, положения «нуля» на руле. Но с этим я справился быстро, всего за пару км, главное — ощутить машину. По трассе можно ехать неторопясь, а можно и быстрокого-то обогнать, мощи хватает. Замечу, что есть комплектация кабины со спальным местом. Подвеска здесь жесткая, на «лежачих полицейских» не просто трясет, а очень сильно встряхивает. С одной стороны – хорошо, это говорит о надежности, да и грузить можно больше. С другой стороны – трясет сильно на пустой машине. Специально съехали на проселочную дорогу, и – машина преобразилась, именно жесткость подвески позволяет мягко отрабатывать плавные кочки и неровности грунтовки.

Грузовик BAW 1044 ладно скроен и крепко сшит. Он прост в обслуживании и ремонте. Вполне может поспорить с ГАЗелью­ (расход 17 л А-92 по городу) по выгодности перевозок (BAW — 12.8 л ДТ по городу). Дорожный просвет – 18 см, что вполне хватает и для сельской местности. Простота конструкции позволяет ремонтировать все в грузовике буквально «на коленке». Мне кажется, что BAW обязательно будут покупать те, кому нужен простой, надежный, экономичный грузовик для повседневной тяжелой работы.

Текст: Газета «Автоклуб-Казань»

Тематический список журналов РНТБ — РНТБ

Журналы на русском, белорусском и украинском языках

* Звездочкой помечены журналы, имеющие ссылки на собственные сайты. Переход осуществляется из электронного каталога.

 

Bulletin Officiel de la Propriete Industrielle: Brevets d’Invention [Электронный ресурс] / Национальный институт промышленной собственности 
De jure.Мониторинг хозяйственного законодательства : еженедельник
Osterreichisches Patentblatt. Teil 1-2 [Электронный ресурс] / Патентное ведомство
Iнтелектуальна власнiсть [Интеллектуальная собственность] : научно-практический журнал
Авторское право : бюллетень ЮНЕСКО
Адвокат : информационно-аналитическое издание о практическом применении законодательства
Актуальные проблемы гражданского права : научный журнал / учредитель: Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО»
Актуальные проблемы экономики и права : научный журнал
Безопасность бизнеса : научно-практический и информационный журнал
Библиотека практикующего юриста : CD-ROM
Библиотечка журнала «Юрист в строительстве»
Библиотекарь: юридический консультант : журнал
Библиотечка журнала «Юрист» : практический журнал *
Бизнес, прибыль, право : журнал
Биржа интеллектуальной собственности. Перспективные изобретения Республики Беларусь / Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальный центр интеллектуальной собственности
Биржа интеллектуальной собственности : БИС : научно-практический журнал
Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. Сер .: Высшие и средние педагогические учебные заведения, средние общеобразовательные школы всех типов, дошкольные и внешкольные учреждения
Бюллетень нормативно-правовой информации : производственно-практический, научный журнал
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти : еженедельное издание *
Бюллетень текущего законодательства и практика его применения (картотека)
Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации
Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь
Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации : журнал *
Вестник Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь *
Вестник Кыргызпатента: Вопросы интеллектуальной собственности : научно-практический журнал
Вестник Московского университета. Сер .11, Право : научный журнал
Вестник Роспатента : приложение к офиц.бюл.
Государство и право : журнал
Гражданин и право : журнал о гражданских правах
Дело и право : юридический журнал
Дзяржава i права : бягучы бiблiягр. спiс
Единение : журнал Союзного государства Беларуси и России
Жилищное право : журнал
Журнал международного права и международных отношений *
Журнал международного частного права
Журнал российского права
Закон : журнал для деловых людей: журнал-приложение к газете «Известия»
Закон и право : журнал
Законность : правовой научно-практический журнал
Законодательство для бухгалтера : приложение к журналу «Бухгалтерский вестник»
Законодательство и практика средств массовой информации : международное издание
Законодательство и экономика : журнал для деловых людей
Законодательство. Право для бизнеса : журнал
Збор дэкрэтаў, указаў Прэзiдэнта i пастаноў урада Рэспублiкi Беларусь
Збор законаў Беларускай ССР, указаў Прэзiдыўма Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, пастаноў Савета Мiнiстраў Беларускай ССР
Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь
Известия высших учебных заведений. Правоведение : научно-теоретический журнал
Изобретатель : научно-практический журнал *
Изобретательство (Проблемы. Решения. Факты) : научно-практический журнал
Изобретения. Полезные модели. Промышленные образцы [Электронный ресурс] : официальный бюллетень / Национальный центр интеллектуальной собственности
Интеллектуальные права: авторское право, патентное право, товарные знаки : информационный бюллетень
Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права : научно-практический журнал *
Интеллектуальная собственность в Беларуси [Электронный ресурс] : научно-практический журнал / Национальный центр интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность в Беларуси : научно-практический журнал *
Интеллектуальная собственность. Документы и комментарии : специализированный межотраслевой журнал
Интеллектуальная собственность. Законодательство. Вопросы правоприменения : научно-практический журнал : прил. к журналу  «ИС. Авторское право и смежные права»
Интеллектуальная собственность. Консультации : ежеквартальное приложение к журналу  «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность»
Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность : научно-практический журнал
Интеллектуальный капитал : межотраслевой научно-практический журнал
Информационное право: журнал 
История государства и права : Федеральный журнал: научно-правовое издание *
Кадровое дело : информационно-практический журнал
Конституционное и муниципальное право : практическое и информационное издание
КонсультантЭкспресс. Аналитика: производственно-практический журнал
КонсультантЭкспресс. Аналитический выпуск: производственно-практический журнал
ЛИЦЕНЗИНТОРГ информирует
Личный юрист: научно-популярный журнал *
Международное право : научный, педагогический, информационный журнал по вопросам теории и практики
Международное публичное и частное право : научно-практический и информационный журнал
Московский журнал международного права : научно-теоретический и информационно-практический журнал
Нарматыуна-прававыя акты [Нормативно-правовые акты] : экспрэс-бюл.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь : сборник правовых актов / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
Недвижимость и ипотека : профессиональный журнал Издательского дома «РЦБ»
Нормативно-правовые акты : экспресс-бюллетень
Нормативные документы и комментарии : нормативный межотраслевой и многопрофильный отраслевой производственно-практический журнал
Ноу-хау бизнеса. Эффективные современные бизнес-идеи и их детальный анализ : журнал
Обзор судебной практики : производственно-практический журнал*
Онеркэсiп меншiгi. Ресми бюллетень. [Ч. 1] = Промышленная собственность. Изобретения. Полезные модели. [Ч. 1]: официальный бюллетень 
Онеркэсiп меншiгi. Ресми бюллетень. [Ч. 2] = Промышленная собственность. Товарные знаки. Промышленные образцы. [Ч. 2]: официальный бюллетень 
Основы государства и права : журнал
Парламенцкая дзейнасць: тэорыя i практыка : бiблiяграфічны спiс
Патентная информация сегодня. Информация, технологии, рынок : научно-практический журнал
Патентный поверенный : научно-практический журнал для профессионалов *
Патенты и лицензии : научно-практический журнал *
Планета Земля : информационно-справочный журнал
Право. by: научно-практический журнал *
Право Беларуси : журнал для юристов-хозяйственников
Право интеллектуальной собственности: специальное информационно-аналитическое образовательное юридическое издание
Право и политика : международный научный журнал *
Право и экономика : информационно-аналитический и научно-практический журнал по рос. законодательству для руководителей и юристов 
Право. Экономика. Психология = Law. Economics. Psychology : научно-практический журнал 
Правовая политика и правовая жизнь : академический и вузовский юридический научный журнал
Предпринимательство, хозяйство и право : хозяйственно-правовой журнал
Президентский контроль : информационный бюллетень
Проблемы правовой информатизации : научно-практический журнал
Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем : официальный бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Промышленная собственность и рынок
Промышленно-торговое право : журнал
Промышленные образцы зарубежных стран 
Сборник декретов, постановлений, распоряжений и приказов по народному хозяйству
Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР
Сборник рефератов НИР. Сер .2, История. Исторические науки. Государство и право. Юридические науки. Военное дело
Собрание законодательства Российской Федерации
Собрание постановлений правительства Союза Советских Социалистических Республик : Отд.1-2
Современное право : информационно-практический журнал
Сорта растений [Электронный ресурс] : официальный бюллетень 
Справочник руководителя : журнал для руководителей и их заместителей
Спрос.Справочник потребителя : спецвыпуск
Страховое право : научно-аналитический журнал
Судебная практика: журнал 
Судовы веснік [Судовый вестник] : часопіс : афіц. выданне Вярхоўнага Суда Рэсп. Беларусь
Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие : информационно-аналитическое издание Верховного Суда Республики Беларусь : приложение к журналу «Судовы веснік» / учредитель: Верховный Суд Республики Беларусь
Товарные знаки и знаки обслуживания. Наименования мест происхождения товаров [Электронный ресурс] : официальный бюллетень 
Транспортное право : журнал: практическое и информационное издание
Труд и право : журнал
Трудовое право : практический журнал *
Финансовое право : научно-практическое и информационное издание
Финансы в документах : журнал
ФИПС: Новости патентной информации
Хозяйственное право : журнал
Хозяйство и право : ежемесячный юридический журнал *
Хозяйство и право в вопросах и ответах: профессиональный практический журнал 
Человек и закон : популярный журнал 
Экологическое право : Федер. журнал: практический и информационный журнал
Экология и право : журнал
Экономика. Управление. Право : научно-практический журнал
Экос-информ : федеральный вестник экологического права
Экспресс-закон : сборник законодательных и нормативных актов Российской Федерации
Юридический журнал : научный и производственно-практический журнал
Юридический мир : производственно-практический, научный журнал
Юридический мир : общеправовой журнал
Юрист : практический журнал
Юрист. Промышленность : производственно-практический журнал : приложение к журналу «Юрист» / учредитель: ООО «Информационное правовое агентство Гревцова»
Юрист. Торговля : производственно-практический журнал : приложение к журналу «Юрист» / учредитель: ООО «Информационное правовое агентство Гревцова»
Юрист. Услуги : производственно-практический журнал : приложение к журналу «Юрист» / учредитель: ООО «Информационное правовое агентство Гревцова»
Юрист в строительстве: профессиональный практический журнал 
Юстыцыя Беларусі : юрыдычны навукова-практычны часопіс
Я — юрисконсульт организации : профессиональный практический журнал для юрисконсульта / учредитель: ООО «Агентство Владимира Гревцова»

 

Зарубежные журналы

Copyright WORLD [Международное авторское право]. — London. — Текст англ. — 10 вып. в год.
Intellectus: revista de proprietate intelectuala [Журнал по интеллектуальной собственности]. — Chisinau:AGEPI. — Текст молд. — 4 вып. в год
Registreringstidning for varumarken-Innehavererister [Алфавитный указатель владельцев товарных знаков] / Ведомство по патентам и регистрации. — Стокгольм. — Текст швед. — ежегод.
Изобретательство и рационализаторство: Офиц.изд. / Ин-т по изобретат.и рационализации [Изобретательство и рационализация]. — София. — Текст болг. — Орган НТИ. — 12 вып.в год

 

Электронные журналы

ABA Journal [Журнал Американской ассоциации юристов]

ABA Tax Times [Журнал Американской ассоциации юристов по вопросам налогообложения]

California Law Review [Калифорнийское правовое обозрение]

Daily Compilation of Presidential Documents [Ежедневный подбор президентских документов]

Dalhousie Journal of Legal Studies [Журнал университета Дальхауз по исследованиям в области права]

Dalhousie Law Journal [Журнал университета Дальхауз по юриспруденции]

Family Court Review [Обзор семейной судебной практики]

Family Law [Семейное право]

Family Law Litigation [Судебные процессы по семейному праву]

Family Law Quarterly [Ежеквартальный журнал по семейному праву]

Family Law Update [Новости семейного права]

Gaceta Laboral [Трудовой бюллетень]

Gaming Law Review & Economics [Обзор вопросов игрового права и экономики]

Gaming Law Review [Обзор вопросов игрового права]

Hague Journal of the Rule of Law [Гаагский журнал по верховенству права]

ICFAI Journal of Alternative Dispute [Журнал по альтернативным регулированиям]

ICFAI Journal of Banking Law [Журнал по банковскому праву Института дипломированных финансовых аналитиков Индии]

ICFAI Journal of Corporate & Securities Law [Журнал по праву корпораций и ценных бумаг Института дипломированных финансовых аналитиков Индии]

ICFAI Journal of Cyber Law [Журнал по праву в сфере киберпространства Института дипломированных финансовых аналитиков Индии]

ICFAI Journal of Employment Law [Журнал по трудовому праву Института дипломированных финансовых аналитиков Индии]

ICFAI Journal of Environmental Law [Журнал по законодательству в сфере охраны окружающей среды Института дипломированных финансовых аналитиков Индии]

ICFAI Journal of Health Care Law [Журнал по законодательству в сфере здравоохранения Института дипломированных финансовых аналитиков Индии]

James Cook University Law Review [Правовой обзор Университета Джеймса Кука]

Kansas Law Review [Канзасский юридический журнал]

Macquarie Law Journal [Юридический журнал школы права Маквайр]

NAELA Journal [Журнал Национальной академии юристов по правам пожилых]

OASIS — Observatorio de Análisis de los Sistemas Internacionales [OASIS: Обсерватория анализа международных систем]

Pace International Law Review [Журнал школы права Пейс по международному законодательству]

Pace International Law Review Online Companion [Интернет-приложение журнала школы права Пейс по международному законодательству]

Pace Law Review [Правовое обозрение школы права Пейс]

Pacific McGeorge Global Business & Development Law Journal [Журнал международного экономического права школы права МакДжорджа Тихоокеанского университета]

Pacific Rim Law & Policy Journal [Журнал права и политики Тихоокеанского кольца]

UCLA Entertainment Law Review [Обзор вопросов права в сфере развлечений, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

UCLA Journal of Environmental Law & Policy [Журнал по экологическому праву и политике, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

UCLA Journal of International Law & Foreign Affairs [Журнал по международному праву и иностранным делам, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

UCLA Journal of Islamic & Near Eastern Law [Журнал по исламскому и ближневосточному праву, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

UCLA Journal of Law & Technology [Журнал права и технологий, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

UCLA Law Review [Обзор вопросов права, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

UCLA Pacific Basin Law Journal [Журнал по праву Тихоокеанского региона, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

UCLA Women’s Law Journal [Журнал по женскому праву, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе]

Vanderbilt Journal of Entertainment & Technology Law [Журнал Вандербильта по праву в сфере развлечений и технологий]

Vanderbilt Journal of Transnational Law [Журнал Вандербильта по транснациональному праву]

Vanderbilt Law Review [Правовой обзор Вандербильта]

Washington International Law Journal [Вашингтонский журнал по международному праву]

Yale Journal On Regulation [Журнал по нормативно-правовому регулированию Йельского университета]

Yale Law & Policy Review [Обзор политики и права Йельского университета]

Yale Law Journal [Журнал права Йельского университета]

Young Lawyer [Молодой юрист]

Zeitschrift für die gesamte Strafrechtswissenschaft [Журнал по общему уголовному праву]

Nikita Vladimirovich, Москва, Россия, ВКонтакте, 29 лет, id215642596

Science|Наука
Первый познавательный паблик ВКонтакте. У нас вы можете прочитать как научные новости (обычно в закрепе самые актуальные), так и общественные, потому что мы рассматриваем науку в более широком смысле, включая туда в том числе социологию, общество, психологию и т.д. Просим не исходить из названия сообщества и думать, что у нас исключительно новости химии и астрофизики. Спасибо за понимание.

Чёртов стыд
Втопим креативностью по серости будней!

Олень да Винчи

О блин! — Где блин? — Вон блин!
Та самая группа 🔥 Оплот твоего хорошего настроения. Свежая порция юмора уже летит к тебе.

Книга Рекордов

Просветленный
Цинизм, пофигизм и сарказм постов «Просветленного» удивляет, также у подписчиков они вызывают чувство солидарности.

Чёткие приколы
У нас вы найдёте массу прикольных картинок и фотографий, интересные новости и приколы. Мы не позволим вам заскучать!

Psychology|Психология
Все о психологии простым языком.

Сарказм
Качественный и умный юмор

Со смыслом..
Когда мы станем ценить то, что у нас уже есть, и со смыслом заниматься тем, что любим, вместо того, чтобы жить в поиске и ожидании недостижимых идеалов — тогда мы, по-настоящему, станем счастливыми.. Важно понимать, что со смыслом прожитый день, важнее бессмысленно прожитых лет! Друзья! Мат, несет в себе разрушительные вибрации для всех нас, давайте воздержимся от него и сохраним чистоту родного языка 🙂 © Со смыслом.. ∞

Инцидент Кузбасс
Новости Кузбасса Наш Инстаграм 👇 https://www.instagram.com/incident_kuzbass Подпишись на наш telegram👇

Наука и Техника

FUN
Самый саркастичный паблик из всех саркастичных в ВК. Картинки смешные, но ситуации страшные.

Черный юмор
Любишь чернее черной черноты бесконечности? Только серьёзный юморок, только хардкор. Твоя личная комната грязи здесь!

ЗШ
Уже 9 лет передаю привет вашим мамам

КФ
Интеллект и немного безумия.

Бурятский театр оперы и балета » Дочь Байкала (журнал «Балет»)

Известный критик Александр Максов оценил обновленную версию «Красавицы Ангары»

На этой неделе на сцене Бурятского театра оперы и балета состоялся юбилейный 10-й показ обновленной редакции легендарного спектакля «Красавица Ангара». Эта постановка — одна из самых ярких и масштабных в репертуаре нашего театра. И одна из самых успешных. В этом году единственный в стране национальный балет, удостоенный Государственной премии РСФСР имени М. Глинки, увидят в Иркутске и, возможно, в Москве. Переговоры о выступлении нашей балетной труппы в столице находятся на завершающей стадии.

У московского зрителя определенная информация о «Красавице Ангаре» уже есть. Самый авторитетный российский специализированный журнал «Балет» опубликовал в свежем номере рецензию авторитетного балетного критика Александра Максова. Автор профессионально, компетентно и основательно оценил третью редакцию спектакля. По его мнению, творческие задачи, поставленные перед артистами, «с блеском решены создателями новой версии». Он выразил уверенность в том, что это решение является «залогом дальнейшей жизни спектакля, волнующего зрителя сегодня, как и десятилетия назад».

Ссылки по теме:


Александр МАКСОВ

Член Союза театральных деятелей России, Международного  Союза музыкальных деятелей, Российской хореографической ассоциации.
Родился  в Баку 6 марта 1955 г. Работал в  Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета в качестве заведующего театральным музеем и на азербайджанском телевидении в качестве сценариста.
С 1979 года является специальным корреспондентом журнала «Советский балет» (ныне – «Балет»).
Балетный критик, обозреватель журнала «PRO Танец».
Автор сценариев телепередач Аз.ТВ о деятелях музыкального театра, а также балетных либретто.
В 1987 году провел Закавказский, а в 1991 году – Всесоюзный конкурс артистов балета и балетмейстеров «Праздник Терпсихоры», являлся председателем Организационного комитета и членом жюри.
Создал в Баку Центр оперного и балетного искусства, занимал должность его директора.
С 1991 по 1997 г.г.  – координатор, артистический директор и член жюри фестиваля «Я люблю балет» в Минске. Создатель и главный редактор Белорусского балетного журнала «Вестник хореографии».
Координатор международных фестивалей:  имени Рудольфа Нуреева в Уфе , а также в Чебоксарах.
В 1995-1997 г.г. консультант художественного руководителя балет Большого театра.
Член  жюри конкурса «Одесские жемчужинки». Член и ответственный секретарь жюри прессы нескольких конкурсов «Арабеск».
Выступал с лекциями в Victoria Ballet Academi (Торонто).
В настоящее время заведующий литературной частью Московского государственного театра «Русский балет».
Член экспертного совета Премии СТД «Гвоздь сезона».
Как балетный критик публикуется в различных изданиях России, СНГ и зарубежной прессе.


Приводим полный текст рецензии:

Подобно средневековому замку в центре Улан-Удэ высится громада Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, не случайно называемого Большим театром Бурятии. В идеально отреставрированном здании о Стране Советов напоминает многое. Построенный в стиле сталинского ампира, театр изобилует символами ушедшей эпохи. На фасаде рельефное изображение Ордена Ленина, присвоенного театру за творческие достижения, на портале сцены герб РСФСР, в оформлении фойе и плафона зрительного зала алые знамена с профилями революционных вождей, а в орнаменте занавеса лиры соседствуют с серпами и молотами. Местное Управление охраны памятников предельно строго относится к любому вмешательству в интерьеры, даже если оно связаны с развесками фотографий артистов.  Понятно, что в этих условиях балет «Красавица Ангара» это не только жемчужина национальной культуры, но и бережно хранимый раритет.

Вот уже более полувека спектакль-легенда является визитной карточкой Бурятского театра оперы и балета, точнее бурятского балетного искусства. Либретто написано писателем-драматургом Намжилом Балдано по мотивам народных преданий о седом Байкале. Сюжет стал литературной основой композиторов Льва Книппера и одного из основоположников бурятской профессиональной музыки — Баудоржи Ямпилова. В партитуре нет прямых фольклорных цитат, но музыка изобилует национальными интонациями, осмысленными приемами европейского композиторского письма. За сочинение хореографии взялся балетмейстер Михаил Заславский, а два великолепных adagio главных героев принадлежат авторству Игоря Моисеева – консультанта постановки.

Заславский крайне ответственно подошел к работе: «В начале своей деятельности… я объехал всю республику. Побывал в Агинском, Усть-Ордынском национальных округах. Помню, была сенокосная страда. Все были очень заняты. А по ночам молодежь, старики и старухи показывали мне свои танцы. Фотограф старался их запечатлеть. Побывали мы в музеях Бурятии, Читинской, Иркутской областей, разговаривали с этнографами, знакомились с   национальными обычаями, предметами быта, песнями, костюмами бурят. Очень помогло знакомство с живописью и скульптурой. Эти материалы, эти поездки стали для меня источником творчества». То же могли бы сказать о себе художники-постановщики Александр Тимин (декорации) и Мария Шестакова (костюмы). Премьера 1959 года представила зрителям, может быть, несколько наивный, но по-своему завораживающий спектакль с внятной сюжетной коллизией и режиссурой, мелодичной музыкой, отвечающей требованиям времени хореографией, и ярким живописным оформлением.

«Ценящий экзотическую красоту балета, Ивата вернул в хореографическую ткань выпавшие из нее со временем вариации первой редакции, детальнее проработал пантомимные эпизоды, при этом мизансцены стали динамичнее. Допущены ли в этой работе просчеты? Вероятно, да».

Юная красавица Ангара, дочь старого Байкала и храбрый юноша Енисей любят друг друга. Соперник Енисея, черный Вихрь, которому тоже нравится Ангара, а еще больше богатство ее отца, пытается хитростью добиться цели. Но в схватке с Енисеем оказывается побежденным. Байкал соединяет влюбленных Ангару и Енисея.

Все эти годы «Красавица Ангара» оставалась в репертуаре театра, хотя и подвергалась редактуре.  В 1972 году была осуществлена вторая редакция балета. Композитор Ямпилов написал рад новых сцен. Партия Енисея обрела два новых танца, некоторые фрагменты были поставлены заново, а в целом хореография спектакля усложнилась в соответствии с развитием хореографического искусства и возросшими возможностями труппы.

Золотыми буквами в летопись спектакля вписаны имена первых исполнителей ролей — Ларисы Сахьяновой (Ангара), Цыден-Еши Бадмаева и Петра Абашеева (Енисей), Юрия Баранова (Черный вихрь), Федора Иванова (Байкал).

Галерею танцовщиков пополнили Е. Самбуева, Э.Кондратьева, О. Короткова, Ю. Муруев, В. Ганженко, С. Эрдынеева, А. Павленко, Г. Мергенов,  Б. Васильев,  З. Хусаев и многие другие.

И вот, в истории «Красавицы Ангары» — новая интересная глава. За обновление спектакля, посвященного 100-летию со дня рождения Бау Ямпилова и памяти Бакалина Васильева, взялся художественный руководитель бурятского балета Морихиро Ивата. Он исходил из тезиса: «Балет идет уже пятьдесят семь лет. За это время он был обновлен всего один раз. Сейчас наступило время, когда необходимо вдохнуть в спектакль новую жизнь, артистам дать новый творческий импульс и поставить новые художественные задачи».

При этом Ивата не собирался делать «резких движений». Ценящий экзотическую красоту балета, он вернул в хореографическую ткань выпавшие из нее со временем вариации первой редакции, детальнее проработал пантомимные эпизоды, при этом мизансцены стали динамичнее. Допущены ли в этой работе просчеты? Вероятно, да. Так, редактор сохранил эпизод «пленниц», которые, казалось бы, должны развлекать своего мрачного повелителя «Памирским танцем», на деле же танцуют «для себя» — Черный Вихрь в этот момент на сцене отсутствует. А вот хореография шествия Черного Вихря со своим воинством, изначально, может быть, и несколько примитивная, но «своя», теперь, изобретательно усложнена, но невольно вызывает образ поступи легионов Красса в знаменитом спектакле Юрия Григоровича. Словно не за невестой отправляется Черный Вихрь, а на войну… Но такова была и сцена в структуре первоначальной версии. Вообще здесь немало аллюзий, позволяющих следить за ходом авторского мышления балетмейстера-постановщика Заславского. Вот Енисей, играющий на флейте девушкам, так похож на лесное божество Пана с нимфами, а вот Нукер Черного Вихря —  балетный родственник Нурали…

«К сотрудничеству Ивата привлек художника Сергея Спевякина, до неузнаваемости изменившего оформление спектакля.  В нем активно использована видеопроекция, которая наряду с декорациями придала балету яркость и колорит».

Деликатное отношение к партитуре обусловило длинный музыкальный антракт, в течении которого зрителей «развлекают» воздушные пузырьки, долго поднимающиеся со дна Байкала в виде спецэффектов. Впрочем, и сам балетмейстер критически оценивает работу и, охотно ее совершенствует.

К сотрудничеству Ивата привлек художника Сергея Спевякина, до неузнаваемости изменившего оформление спектакля.  В нем активно использована видеопроекция, которая наряду с декорациями придала балету яркость и колорит. Действие начинается с лирического монолога Енисея, который мечтает на берегу Байкала, Над рябью озера проносятся анимационные облака, создающие особую эмоциональную напряженность. Под стать медиаэффектам и свет, поставленный московским художником по свету Александром Романовым, умеющим сменить холодновато-спокойные тона на кроваво-красную заливку сцены. Удачные костюмы – выразительно стилизованные и удобные для танца созданы молодым художником Еленой Бабенко, которая использовала и струящиеся ткани, и меховую опушку, и люрекс с органзой.  Творческую группу постановщиков дополнил приглашенный из Москвы дирижер Александр Топлов, добившийся от оркестра насыщенного звучания, без всяких скидок на провинциальность. Музыканты справляются и с тонкими мелодическими нюансами, и с замысловатыми ритмами. К примеру, танцу девушек аккомпанируют арфа, струнные и ударные, а трио шаманов ворожит исключительно под звуки малого барабана, литавр и тарелок.

В хореографической лексике сплетаются танцевальные кружева женского кордебалета, восточная пластика одалисок, воинственная пляска юношей. В «подводном мире», как и в картинах «Конька-горбунка» средствами пластики передаются рапидные движения волн и рисуются забавные сценки обитателей байкальского дна. Если образ Байкала решен статично, то партия всех остальные персонажей технически насыщенна. У женщин – комбинации на пуантах, у мужчин – большие прыжки, часто встречается saut de basque, double assemble. В дуэтах артисты исполняют не только кантиленные перетекания тел, но и различные «верхние» поддержки, подкрутки. Встречается даже головокружительная «рыбка» a la Ольга Лепешинская и Петр Гусев.

 При всех сложностях бытования театра, подготовлено два состава исполнителей. Это не только главные герои, но и троица мистически одержимых Шаманов (первый состав — Баярто Дамбаев, Зоригто Дашиев, Мицухиса Сайто, второй — Михаил Овчаров, Виталий Базаржапов, Баир Жамбалов), пары Воинов Черного Вихря (Михаил Овчаров и Артемий Плюснин, Борис Ламажапов и Вячеслав Намжилон).  

«Творческие задачи, поставленные Морихиро Ивата перед артистами, с блеском решены создателями новой версии «Красавицы Ангары». И в этом залог дальнейшей жизни спектакля, волнующего зрителя сегодня, как и десятилетия назад».

Лия Балданова в роли Ангары подкупает непосредственностью сценического поведения. Приметы современной балетной техники в ее интерпретации воспринимаются как естественные «высказывания». В сольных вариациях, в дуэтах с Булытом Раднаевым (Енисей) и Баиром Жамбаловым (Черный Вихрь) артистка умело расставляет танцевальные и игровые акценты.

Елена Хишиктуева в заглавной партии стремится к «душевности».  В ней артистка находит свой ключ к воплощению реакций героини, которая испытывает по ходу спектакля самые разные эмоциональные состояния.

Психологический и философский конфликт антиподов —  Енисея и Черного Вихря особенно драматургически обостренно и пластически эффектно разыгрывают Булыт Раднаев и Баир Жамбалов. В сцене поединка тело Черного Вихря, поднятого над землей сильными руками Енисея-Раднаева красиво зафиксировало позу в воздухе, прежде чем быть повергнутым. Виктор Дампилов и Баир Цыдыпылов по-своему ярко воплощают непримиримость своих героев, как носителей полярных характеров. У первого – это светоносность и благородства, у второго – сумрачность и коварство.

Таким образом, творческие задачи, поставленные Морихиро Ивата перед артистами, с блеском решены создателями новой версии «Красавицы Ангары». И в этом залог дальнейшей жизни спектакля, волнующего зрителя сегодня, как и десятилетия назад.

Александр МАКСОВ

ФОРМУЛЫ ОСЕТИНСКОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

1 Дзусова Б.Т. 1

1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»

В статье рассмотрены гендерные особенности использования формул речевого этикета в осетинском языке. Наибольший акцент сделан на этноспецифику речевого этикета осетин в его содержательной многогранности, раскрывающей национальные особенности быта и нравов народа, что формирует его этнопсихологическое мировоззрение, непосредственно связанное с нравственно-этическими традициями осетинского народа.

осетинский язык

речевой этикет

проклятия

устойчивые выражения

устная речь

1. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Этнолингвистические стереотипы фемининных характеристик образа девушки // Вестник Челябинского ГУ. – 2013. – С. 74–76.

2. Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К. Этноспецифика эмотивных устойчивых сочетаний в осетинском языке // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 29. – С. 53–56.

3. Комаева Р.З. Эстетика художественного слова. – Владикавказ, 1993.

4. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII–XIX вв.). – Орджоникидзе, 1974.

5. Малерович А., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. – М.: Русские словари, Астрель, 2001.

6. Новиков В.Л. Словарь модных слов. – М.: Зебра Е, 2005.

7. Парсиева Л.К., Гацалова Л.Б. Краткий очерк истории осетинской лексикологии // Вестник Владикавказского научного центра. – 2013. – Т. 13. – С. 7–11.

8. Парсиева Л.К. Система междометия в общей парадигме языка (на материале осетинского и русского языков). Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Владикавказ, 2010.

9. Цаликова М.А. Тенденции гендерной стереотипизации в российских СМИ начала XXI века. Диалог культур как социальный императив межнационального взаимодействия // Материалы международной научной конференции. – Владикавказ: Проект Пресс, 2012. – С. 435–441.

При определении гендерных особенностей языка велика роль фольклора, а для младописьменных народов, к которым относились и осетины, – вдвойне. Изучение гендерноокрашенных зон фольклора, а также дискурсов (практик речевого общения), позволяет глубже проникнуть в психологию индивида, поскольку фольклор несет в себе определенный философский и социально-этический идеал [1].

Из всех афористических фольклорных текстов нацеленность на воспитание нравственных чувств человека и взаимоотношения между людьми в семье и обществе в наибольшей степени присуща пословицам и поговоркам [1]. Нами же предпринята попытка описать гендерные различия в таком особом жанре фольклора, как проклятия.

Интересно заметить, что формулы речевого этикета − устойчивые проклятия − широко представлены в речедеятельности осетин, о чем свидетельствует и наша рабочая картотека, в которой их насчитывается более ста примеров, легко дифференцирующихся на, условно говоря, «женские» и «мужские» формулы речевого этикета [2].

Мы не разделяем такую точку зрения, считая, что четкой грани провести между ними по половому признаку невозможно, так как и те и другие в большинстве своем в зависимости от локальной ситуации активно используются как женщинами, так и мужчинами.

Да, собственно, и сам автор в классификации анализируемых формул на «женские» и «мужские» в подтверждение своего взгляда приводит примеры лишь «женских»:

Мæ фыдбылызтæ дæ хай уæнт!

Саугуырм бау!

Бын бау!

Де, мгæрттæй фæхъæуай!

Сау бон дыл ныккæнæд!

Пусть мои несчастья будут твоими!

Чтоб ты ослеп окончательно!

Чтоб ты погиб!

Чтоб тебя лишились твои друзья!

Чтоб для тебя наступил черный день!

«Мужские» же проклятия и заклинания в работе не представлены. Хотя среди этикетных формул вообще можно выделить те, которые используются преимущественно мужчинами или преимущественно женщинами, что предопределено какими-то обрядами, ситуациями, регламентируемыми обычаем [8].

Обращает на себя внимание и то, что в рассматриваемых формулах осетинского речевого этикета как стержневые компоненты выделяются слова: сау, судзгæ, хæдзар, хуыцау, емынæ, къона, бындур, хур, аларды, вокруг которых группируются две и более формулы.

Так вокруг слова сау (черный) группируются:

Сау бон дыл ныккæнæд!

Сау дæлгом бау!

Саугуырм бау!

Сау сыгъд дыл ссæуæд!

Дæ сау бындур ныззилæд!

Дæ сау уæрдон дын æрбатулæнт!

Сау бон мыл ныккæна!

Чтоб для тебя наступил черный день!

Чтоб ты околел!

Чтоб ты ослеп окончательно!

Чтоб ты сгорел!

Чтоб ты разорился вконец, остался один, одинешенек!

Чтоб прикатили твою черную арбу!

Чтоб настал для меня черный день!

…Вокруг слова бындур (основа):

Дæ бындур йæ тæккæ

бынæй ныззилæд!

Дæ бындур фехæла!

Дæ сау бындур ныззилæд

Уæ бындур ныззилæд!

Чтоб твой дом был разорен

окончательно!

Чтоб была разрушена основа твоего дома!

Чтоб ты разорился, вконец, остался один, одинешенек!

Чтоб погибли вы!

…Вокруг слова къона (очаг):

Дæ къона фехæлæд!

Дæ къона хæрзхæлд фæкæнæд!

Чтоб был разрушен твой очаг!

Чтоб разорился окончательно твой очаг!

Культ домашнего очага у осетин особо почитаем еще со скифских времен. Он ассоциируется с древним культом огня «очистительной силы», широко отраженный в религиозно – магической обрядности осетин. Поэтому не случайно «огнем, как и очагом, и предком, клялись осетины».

…Вокруг слова хуыцау (бог):

Хуыцау уæ ралгъитæд!

Хуыцау уæ кæрæдзийы

цæгъдæг фæкæнæд!

Хæрæджы тъæнгтæ хæргæ

фæцæуай, цы хуыцау дæ!

Хуыцау дæ ма сразы уæд!

Да проклянет вас бог!

Дай бог, чтоб вы убивали друг

друга!

Чтоб пищей для тебя, боже,

служили ишачьи внутренности (досл. кишки).

Чтоб бог не был доволен тобой!

Вокруг слова емынæ (чума):

Емынæ дæ бахæра!

Емынæ дæ гуыбыны!

Чтоб тебя унесла чума!

Чтоб ты заболел чумой!

Вокруг слова аларды (оспа):

Аларды дын дæ цæст скъахæд!

Аларды дæ гуыбыны!

Чтоб божество оспы выкололо тебе глаза!

Чтоб ты заболел оспой!

Вокруг слова судзгæ (горький, жгучий):

Судзгæ æнæрай скæн!

Судзгæ фæбадай!

Судзгæ бон дыл ныккæнæд!

Чтоб тебе не пошло впрок!

Горе тебе!

Чтоб настал для тебя черный день!

Вокруг слова хæдзар (дом):

Дæ хæдзар фехæлæд!

Дæ хæдзар басудзæд!

Дæ хæдзар уаддымд фæуæд!

Уаринæг дæ хæдзар!

Хæрзхæлд фæуай!

Чтоб разорился твой дом!

Чтоб сгорел твой дом!

Чтоб в твоем доме ветер гулял!

Чтоб твой дом был предметом раздела!

Чтоб твой дом разорился!

Кроме этого, в этих формулах обращает на себя внимание и то, что использование подобных формул осетинского речевого этикета носит локальный характер, т.е. зависит от места и конкретной житейской ситуации.

Легко почувствовать, что во всех приведенных нами формулах речевого этикета содержится высокая степень фразеологичности, и это особенно ценно, так как именно в них заложены особенности морально-нравственного национального этикета, благодаря чему они современно звучат во все исторические эпохи.

Мы намеренно делаем акцент на последнем, т.к. это воспринимается каждым последующим поколением, несмотря на отдаленные эпохи, свежо и чрезвычайно современно и актуально. Как отмечалось выше, на рубеже XX–XXI веков, а точнее в постперестроечное время, когда в России началось активное реформирование социально-экономических, политических и морально-нравственных основ, Россия начала искать и ищет до сих пор рационального выхода из того положения, в котором она оказалась и продолжает быть сегодня. Смена государственного строя и характерных для него общественных атрибутов, явились одной из предпосылок разрушения основ нравственности и морали, о чем гневно говорят на всех уровнях от правительства, СМИ до приватных разговоров и бесед. Сегодня делаются попытки директивно узаконить различного рода кодексы нравственности, патриотизма, морали, потому что, как хорошо понимает руководство страны, без воспитания этих качеств невозможно сформировать достойную личность, гражданина, преданного своей Родине [3].

Таким образом, наблюдения показали, что национальная специфика речевого этикета осетин в его содержательной многогранности, раскрывающей национальные особенности быта, нравов, чаяний народа, что собственно формирует его этнопсихологическое мировоззрение, теснейшим образом связанного с нравственно-этическими традициями осетинского народа. И его место в духовной культуре трудно переоценить.


Библиографическая ссылка

Дзусова Б.Т. ФОРМУЛЫ ОСЕТИНСКОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-1. – С. 171-173;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34508 (дата обращения: 12.08.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Дорожные куртки, обувь, брюки и одежда для мужчин и женщин

Olive Bomber потрясающий