Моторная алалия признаки – Моторная алалия – симптомы у детей, лечение

Алалия у детей: симптомы

Новорожденные младенцы разговаривать не умеют, и лишь спустя какое-то время они начинают гулить, потом произносить слоги, каверкать слова. Словом, пока их речь станет более-менее похожей на нашу, пройдет немало времени. Но иногда зрослея, ребенок продолжает либо молчать совсем, либо разговаривать невнятно, что понять его не представляется возможным. Такое состояние называется алалией.

Что такое алалия

Алалия – это своего рода неврологическое заболевание, которое характеризуется патологическим недоразвитием речи у ребенка либо ее полным отсутствием. Болезнь вызывается поражением центров речи в коре головного мозга. Патология определяется системными речевыми нарушениями: изменен фонетико-фонематический, лексико-грамматический строй. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), даже обладая достаточным уровнем интеллекта и слуха, не могут говорить вообще либо обладают скудным словарным запасом.

Некоторые родители путают развитие алалии у ребенка с глухотой и немотой. Эти заболевания хоть и имеют некоторые схожие признаки, но все-таки отличаются друг от друга. Обратите внимание на своего грудного ребенка, позовите его с разной интонацией и проследите его реакцию на ваш голос. Понимает ли кроха вашу речь? Если малыш немного повзрослел, попросите его выполнить простые команды «Дай куклу», «Где мячик?» Такие игры позволят определить, понимает ли ребенок речь взрослого. Если вы обнаружили какие-либо нарушения, обращайтесь к врачу.

Диагностика алалии показывает, что среди заболевших малышей большее количество составляют дети дошкольного возраста (один процент), чуть меньше подвержены заболеванию школьники начальных классов. Из числа больных детей мальчики подвержены болезни в большей степени, чем девочки. Развитие алалии происходит в период внутриутробного развития ребенка, послеродовом периоде и на ранневозрастном (до трех лет) этапе.

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

  • механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;
  • осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;
  • патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;
  • скоротечные, затяжные роды;
  • инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;
  • наследственный фактор.

К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Виды алалии

Алалия бывает сенсорной (нарушение восприятия), моторной (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

Сенсорная алалия: причины

Патология височной области (центра Вернике) является причиной развития сенсорной алалии. Этой корковой зоной регулируется способность воспринимать слышимую речь, различать звуки, понимать сказанное, услышанное. Сенсорную алалию отличают:

  • нарушенное восприятие слышимой речи;
  • отсутствие ее смыслового восприятия.

Слух ребенка при этом обычно не нарушен. Зачастую наблюдается острая реакция больных детей на различные звуки (гиперакузия).

Сенсорная алалия: симптомы

Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.

Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).

Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.

Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений. Тяжелая форма недоразвития речи приводит к торможению процессов памяти, нарушениям психики. Нередко болезнь сопровождается интеллектуальным недоразвитием ребенка.

Моторная алалия: причины

Повреждение лобно-теменного центра Брока приводит к развитию моторной разновидности болезни. Он обеспечивает речедвигательную функцию, ответственную за формирование навыков озвучивания речи. Моторная алалия характеризуется тем, что ребенок может воспринимать чужую речь, понимает ее. Затруднения возникают при самостоятельном воспроизведении речи.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью. Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы. Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Вместо заключения

Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом. Родителям следует обратить внимание на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

childage.ru

Моторная алалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Моторная алалия – первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. Характеризуется отсутствием или дефицитарностью устного высказывания. Из неречевых симптомов типичны неразвитость моторики, заторможенность (реже – гиперактивность), нарушения ВПФ. Интеллект, физический слух, строение периферических речевых органов и понимание речи не нарушены. Обследование включает сбор анамнеза, исследование праксиса и артикуляционной моторики, речевого статуса. Логопедическая коррекция ведется поэтапно: запуск речи, наращивание словаря, формирование связного высказывания и грамматики, усовершенствование звуко-слоговой структуры.

Общие сведения

Моторная алалия – нейропсихологический синдром, при котором нарушаются процессы производства речевого высказывания. В МКБ-10 ему соответствует «расстройство экспрессивной речи». Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет; большинство моторных алаликов составляют мальчики. Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до незначительных фонетических и грамматических погрешностей. Синдром может протекать в изолированной моторной форме, но нередко, при диффузном поражении речевых центров, возникает сенсомоторный (или мотосенсорный – в зависимости от преобладающего компонента) вариант. Учитывая полисиндромный характер алалии, ее изучение ведется в различных аспектах: с точки зрения логопедии, патопсихологии, неврологии, лингвистики.

Моторная алалия

Причины моторной алалии

Происхождение патологии связано с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями головного мозга, а именно – моторных центров речи, расположенных в задней трети нижней лобной извилины и постцентральных отделах коры доминантного полушария. На ранних этапах онтогенеза формирующиеся мозговые структуры крайне уязвимы к различным воздействиям, поэтому их повреждение сопровождается нарушением речевых и неречевых процессов. С учетом срока влияния повреждающего фактора различают:

  • Пренатальные вредности. Это группа физических, биологических, химических, метаболических факторов, воздействующих на ЦНС плода. К ним относятся вирусные инфекции беременной, вызывающие церебральные нарушения у ребенка (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия и пр.), эндокринные болезни матери (диабет), тяжелые токсикозы беременности, гипоксия плода, иммунологический конфликт по Rh-фактору. Неблагоприятно на последующем речевом развитии ребенка могут сказаться физические и психические травмы беременной, бесконтрольный прием женщиной лекарственных препаратов, курение и употребление алкоголя, воздействие радиации и пр.
  • Интранатальные причины. Действуют в течение всего периода родов. Среди них наиболее опасны внутричерепные родовые травмы и асфиксия новорожденного, приводящие к поражению центров моторной реализации речи и гибели нейронов. Мелкоточечные кровоизлияния в лобные доли могут вызывать стремительные роды, медикаментозная стимуляция, родоразрешение с помощью акушерских щипцов. Причиной кислородного голодания плода в родах чаще всего становится преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, кесарево сечение.
  • Ранние постнатальные патологии. В их числе — перенесенные в возрасте до одного года ЧМТ, менингиты и энцефалиты, опухоли с локализацией в зоне Брока, соматические заболевания (рахит, гипотрофия), частые инфекционные заболевания, вызывающие истощение ЦНС. Свою лепту в этиологию алалии вносят социально-психологические условия, в которых находится ребенок: недостаток вербального общения, эмоциональная депривация, госпитализм.

Тяжесть алалии напрямую коррелирует со временем повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные – после рождения. Роль семейного анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. В большинстве случаев при внимательном изучении истории развития ребенка можно проследить воздействие не одного, а целой группы патологических факторов.

Патогенез

Понимание механизмов моторной алалии неоднозначно у различных исследователей. Все существующие теории делятся на психофизиологические, психологические и психолингвистические. Сторонники психофизиологической (сенсомоторной) концепции объясняют речевую недостаточность несформированностью моторного звена речи. Ведущим дефектом они называют нарушение двигательной программы реализации речевого высказывания — кинестетическую или кинетическую апраксию.

Психологическая концепция первоосновой считает недоразвитие неречевых процессов: внимания, памяти, восприятия, из-за чего возникает диссоциация между отдельными этапами речевой деятельности ‒ при переходе от программирования высказывания к его моторной реализации. Наиболее обоснованной с позиций сегодняшних представлений считается психолингвистический подход и входящие в него языковые концепции. Согласно им, основу патогенеза алалии составляет неразвитость операций внутреннего планирования, выбора фонетических и лексико-грамматических средств, речевого оформления высказывания.

Классификация

Различные аспекты изучения моторной алалии, как системного нарушения речи, нашли отражение в ее классификациях. В основу клинического подхода к систематизации положен топический аспект – локализация поражения головного мозга. С учетом этого критерия выделяют два вида экспрессивной алалии:

  • Моторная афферентная. Возникает при поражении патологическим процессом постцентрального участка коры, расположенного в нижне-теменном отделе левого полушария. Эта зона отвечает за кинестетический контроль речевой программы. При ее повреждении наступает афферентная орально-артикуляторная апраксия, при которой ребенок испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз, воспроизведением слов и фраз.
  • Моторная эфферентная. Обусловлена повреждением центра Брока — премоторных участков коры заднелобных отделов мозга. В норме здесь осуществляется контроль за переключением артикуляторных актов. При эфферентной форме возникает кинетическая апраксия, проявляющаяся трудностями выполнения серии последовательных речевых движений, искажением слогового состава слова.

Лингвистическая классификация алалии базируется на выделении ведущего типа нарушения языковой системы – первичного или вторичного. Согласно ей, встречается четыре формы экспрессивной алалии: с ведущим расстройством по типу артикуляторной апраксии, с недоразвитием фонематической системы, с нарушением фонематического анализа и с преобладающим нарушением функции повторения.

Симптомы моторной алалии

Тяжесть речевого недоразвития может варьировать от незначительных вербальных трудностей до отсутствия разговорной речи. В последнем случае моторных алаликов иногда называют «неговорящими» или «безречевыми» детьми. Нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны. Ранний этап развития протекает с бедными речевыми реакциями, иногда у ребенка совсем отсутствует лепет. Первые слова появляются к 3-4 годам или позднее. В процессе коммуникации дети пользуются звукоподражанием, жестами и примитивными лепетными словами. Речь изобилует литеральными парафазиями (звуковыми заменами), элизиями (пропусками фонем), персеверациями (повторением звуков или слогов), контаминациями (соединением слогов из разных слов).

Активный словарь беден, фразы редуцированы, аграмматичны. В речи преобладают имена существительные, отсутствуют предлоги и союзы, практически не используются глаголы, наречия и прилагательные. Члены предложения не согласуются по числу, падежу, роду и времени. Затруднено повторение отдельных звуков, звуковых цепей, слов и целой фразы по просьбе взрослого. Страдают операции отбора и правильного употребления слов соответственно ситуации. Все это делает речь малопонятной для окружающих. Понимание обращенной речи в основном сохранено, ребенок может выполнить команду или инструкцию.

Кроме речевых проблем, определяется целый ряд нарушений в неврологическом и психологическом статусе. Обычно моторные алалики малоактивны, реже – импульсивны или уравновешенны. К своему речевому недостатку некритичны. Их отличает неуклюжесть и неловкость движений, дискоординация. Грубо нарушена моторика пальцев рук, мелкие точные действия трудновыполнимы. В познавательной сфере выявляется инертность мышления, малый объем памяти, расстройства восприятия, неустойчивость внимания. Дети плаксивы, страдают частой сменой настроения, нарушениями сна и аппетита.

Осложнения

Отсутствие экспрессивной речи, ограниченность круга общения, неразвитость ВПФ резко сдерживают полноценное развитие ребенка. У некоторых алаликов выражен речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новыми людьми, неумение коммуницировать со сверстниками. На фоне несформированности экспрессивной речи может развиваться интеллектуальная недостаточность, носящая вторичный характер. В массовой школе дети с алалией с трудом осваивают навыки письма, на этой почве у них часто возникают различные формы дисграфии и дислексии. На выходе из моторной алалии возможно появление речевых запинок – заикания.

Диагностика

Обследование неговорящих детей проводится специалистами медицинского звена (педиатром, детским неврологом, детским отоларингологом) и психолого-педагогической службы (логопедом, детским психологом). Цель комплексной диагностики – разграничение алалии и иных форм безречья. Диагностическая тактика включает:

  • Медицинское обследование. При сборе анамнестических данных уточняются особенности протекания беременности и родов у матери, история раннего развития ребенка, перенесенные заболевания. Физикальный осмотр выявляет моторную апраксию, нарушение координации, асимметрию рефлексов, гипер- или гипокинезию. Уже на данном этапе могут быть определены причины алалии и намечены необходимые инструментальные исследования (ЭЭГ, УЗДС церебральных сосудов, МРТ головного мозга).
  • Логопедическая диагностика. Предполагает оценку различных сторон речи и уровня речевого развития. С целью обследования речевого статуса используются тестовые задания, позволяющие судить об объеме словаря, сформированности грамматического строя, слоговой структуры, фонетико-фонематических процессов. Обязательно исследуется артикуляционный праксис, определяется точность выполнения движений губ и языка, артикуляционных переключений.
  • Психодиагностика. В рамках этого блока осуществляется изучение эмоционально-волевой и когнитивной сферы ребенка. Диагностика строится в игровой форме, позволяющей провести активное наблюдение и оценить поведение ребенка в различных ситуациях. Обычно у детей-алаликов выявляются черты психического инфантилизма.

Сделать вывод о наличии у неговорящего ребенка моторной алалии можно только в процессе динамического наблюдения, при исключении других форм психоречевого дизонтогенеза. Алалию дифференцируют с отсутствием речи при олигофрении, ЗРР, аутизме, детской афазии, анартрии, псевдоалалическом синдроме, глухонемоте, мутизме и др.

Коррекция моторной алалии

Лечебно-коррекционный процесс носит разностороннюю направленность. Медицинский аспект включает проведение курсов фармакотерапии, физиопроцедур, направленных на компенсацию мозговых нарушений. Психологическая помощь заключается в коррекция нарушенных ВПФ, эмоциональной и поведенческой сферы. Оптимально, чтобы педагогическая работа была начата в раннем возрасте (до 3-4-х лет), проводилась систематически и поэтапно в условиях специализированного ДОУ. Содержание логопедического воздействия включает:

  • Стимулирование речевой активности. Основные задачи начального периода – развитие мотивационного компонента, вызов речевых реакций на основе подражания, обогащение словарного запаса. Одновременно ведется работа над навыками ведения диалога. Эти задачи решаются с помощью различных игровых ситуаций. Важно поощрять любую речевую активность ребенка.
  • Формирование фразовой речи. На фоне наращивания словаря и развития диалоговой формы общения возникают предпосылки для появления простого предложения. Постепенно структура фразы усложняется, проводится работа над слоговым составом слова, преодолением речевых аграмматизмов. В качестве упражнений используются приемы отраженного повторения, заучивание двустиший, составление предложений по картинкам, отгадывание загадок.
  • Развитие связной речи. На следующем этапе переходят к формированию монологической речи, развитию навыков внутреннего программирования и формулирования высказывания. Ребенка учат пересказу, составлению текстов по серии картинок, сочинению рассказов на заданную тему. Большое внимание уделяется уточнению грамматических структур, развитию коммуникативных умений.
  • Коррекция фонетико-фонематических нарушений. Проводится по традиционным логопедическим методикам. При моторной алалии обязательным является уточнение произношения всех фонем, включая гласные и звуки раннего онтогенеза. В процессе работы требуется постоянная фиксация внимания ребенка на положении органов артикуляции и кинестетических ощущениях, более длительная и тщательная автоматизация и дифференциация звуков.

Прогноз и профилактика

Эффективность преодоления моторной алалии зависит от сроков начала занятий, их регулярности, профессиональных компетенций логопеда. В случае учета всех аспектов коррекционной работы и раннего комплексного воздействия прогноз для речевого и психического развития благоприятный: дети догоняют сверстников, могут успешно обучаться в обычной школе. При поздней диагностике синдрома и развитии вторичной умственной отсталости полной компенсации достичь не удается. Профилактика речевой недостаточности включает предупреждение вредных воздействий на развивающийся плод, родовых травм и ранних постнатальных повреждений головного мозга. Успешность коррекции любых речевых недостатков во многом зависит от атмосферы в семье, родительской настойчивости в достижении положительных результатов.

www.krasotaimedicina.ru

Сенсорная алалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Общие сведения

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Сенсорная алалия

Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

www.krasotaimedicina.ru

Алалия у детей: виды, лечение: причины появления и симптомы

Алалией называеют стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга (центра Брока). Эти изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Алалия — это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.

Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Моторная алалия

О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.

Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз — основание для получения инвалидности.

Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.

Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Клиническая картина и особенности поведения детей

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.

Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.

Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.

Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.

Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.

В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Методы диагностики и лечения

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.
У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.

Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.
{gallery-0}

Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Методика выполнение массажа

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Коррекционная работа логопеда

Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.

Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.
Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.

На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Прогноз и профилактика

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов. Если остались вопросы, задайте их в комментариях или просто напишите нам – у нас есть опыт работы с такими детьми.

Симптомы алалии и способы лечения нарушения

ourkids.ru

Сенсорная алалия у детей: признаки, причины и лечение

Артикуляционная диспраксия, или алалия, – это термин, обозначающий, что ребенок не говорит совсем или недостаточно хорошо. Это стойкое специфическое недоразвитие речевой функции. Отличием нарушения является то, что слух и интеллект сохранен. Сенсорная алалия − это определенная форма недоразвития речи, причиной которой является патологический процесс в речевом центре коры головного мозга. Симптомы заболевания могут отличаться в зависимости от степени тяжести его повреждения (она может отсутствовать совсем или частично). В целом, алалия классифицирована на три типа, каждый из которых имеет отличительные признаки.

СодержаниеСвернуть

Описание патологической дисфункции речи

Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.

Механизм алалии заключается в поражении зоны Вернике, Брока, расположенных в левом полушарии головного мозга. Взаимодействуя между собой, в норме они отвечают за воспроизведение речи и понимание информации. Если под воздействием каких-либо причин нарушается их работа, возникает речевая дисфункция.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной доли. Но часто отмечается смешанная симптоматика заболевания, что существенно затрудняет диагностику и составление плана лечения.

По каким признакам можно охарактеризовать данный вид речевого расстройства? Основные симптомы сенсорной алалии:

  • расторможенная речь – ребенок много и часто говорит, но невнятно; его сложно остановить, он не понимает, что ему говорят;
  • значительное отставание в интеллектуальном плане от сверстников;
  • малыш трудно воспринимает информацию на слух;
  • слабая координация движений, плохая мелкая моторика;
  • замена фонем на похожие;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • резкие перепады настроения: такие дети импульсивны, чересчур активны или, наоборот, замкнуты и безынициативны;
  • трудности при связывании названия предмета с образом.

На приеме у логопеда дети-алалики не могут назвать предмет, изображенный на картинке. В лучшем случае, это будет произношение ударного слога. Но, если сказать ребенку: «Покажи мне автобус», он это сделает. Так происходит, потому что у него ограниченный запас пассивных слов. Отличие сенсорной алалии от моторной в том, что во втором случае дети понимают, что говорят им родители и взрослые.

Любая из форм патологии требует лечения, так как может привести к умственному недоразвитию, инвалидности. Наиболее тяжелым является смешанный тип болезни, прогноз при которой редко положительный. Он будет проявляться разнообразными симптомами.

Сенсорная алалия у детей может сохраняться без лечения до 10 лет и старше, со временем будет нарушать другие сферы жизни, ухудшая ее качество. При дисфункции синтаксической стороны речи вам может казаться, что ребенок вас слышит, но на самом деле во время обращения к нему он будет заниматься посторонними делами. Так происходит, потому что он нечетко слышит, что именно ему говорят и не понимает, что от него хотят. В таких случаях невролог может сделать заключение, о том, что ребенок-аутист или имеет умственную отсталость. Но это на самом деле не так. В сравнении с другими формами речевой патологии, у таких детей хорошие умственные способности, память, понимание происходящего вокруг.

Развитие речи у детей проходит в индивидуальном порядке и зависит не только от внутренних функциональных причин, но и внешних. До полутора лет, как правило, врачи не говорят о ЗРР. Но если отставание от возрастной нормы сохраняется в 3-4 года, это повод обратиться к специалистам. Чем раньше диагностирована алалия и начата терапия, тем больше шансы ребенка на полноценное развитие.

У сенсорных алаликов также могут присутствовать моторные нарушения. Метод лечения подбирается ситуативно, логопед не может спрогнозировать динамику терапии.

Этиология возникновения

Алалия может быть диагностирована в раннем младенческом возрасте. В таком случае она возникла еще в период внутриутробного развития. Факторами риска считаются инфекции матери при вынашивании плода, кислородное голодание, тяжелый токсикоз, не до конца вылеченные хронические заболевания. Также причиной речевой дисфункции могут стать механические травмы во время родовой деятельности. В то же время, при нормальном течении беременности алалия возникает, как следствие обвития пуповиной, асфиксии плода, интоксикации в перинатальном периоде, в результате преждевременных родов, из-за внутричерепных повреждений во время операции кесарева сечения.

Однако, чаще всего это расстройство речи диагностируется в период от 1 до 3 лет. Оно может быть спровоцировано такими состояниями:

  • воспалительными заболеваниями головного мозга;
  • тяжелыми соматическими нарушениями;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • тяжело протекающими вирусными заболеваниями;
  • рахитом.

Как и в случае с рядом других нарушений речи, отмечается влияние генетического фактора. Поэтому, если у одного из родителей диагностирован подобный недуг, малыш нуждается в наблюдении специалистов. У некоторых детей с алалией имеется врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с диспраксией. Чтобы предотвратить развитие дефекта, родители должны обеспечить ему правильный уход и окружить вниманием. Нельзя пропускать плановое медицинское обследование.

Способы диагностики алалии

Комплексное обследование ребенка состоит из осмотра педиатра, логопеда, психолога, невролога, отоларинголога. При необходимости оценивают состояние здоровья матери в период беременности.

Для оценки состояния головного мозга применяют МРТ, ЭЭГ, эхоэнцефалографию. Методы безболезненны и не представляют опасности для ребенка. Обязательной является дифференциация сенсорной алалии с тугоухостью. Для этого проводят аудиометрию, отоскопию.

Задача диагностики состоит в определении характера и степени тяжести нарушений. Психолого-педагогическая экспертиза предоставляет заключение о познавательной сфере.

Лечение патологии

Терапия заболевания комплексная и включает прием медикаментов, воздействие на головной мозг электрических токов, развивающие методики логопедии. Лекарства должен прописывать врач, схема будет отличаться для каждого пациента. Обязательно назначают ноотропы для улучшения работы головного мозга (Кортексин, Пирацетам), седативные медикаментозные средства при необходимости.

Параллельно начинают логопедические занятия, цель которых – улучшение связной речи ребенка, обучение пониманию простых фраз, увеличение словарного запаса. Особенно трудно это дается детям, не посещающим детский сад. Тренировка речи должна проходить без перерыва, под наблюдением специалиста и на дому.

В процессе сеанса микротоковой терапии с помощью электрических импульсов стимулируют работу пораженной зоны коры головного мозга. Процедуру проводят детям, начиная с 6-месячного возраста. Величина сверхмалых импульсов по силе соответствует токам, протекающим в центральной нервной системе. Воздействие происходит на рецепторы кожи, по которым дальше распространяется по нервам. Итогом коррекции становится восстановление рефлекторной деятельности головного мозга.

Массаж органов артикуляционного аппарата не только улучшает тонус мышц, устраняет спазм, но и положительно влияет на мимику лица, снимает напряжение общего характера, улучшает эмоциональный настрой. Хороших результатов добиваются, применяя лазерную и магнитную терапию, электростимуляцию. Решающую роль играют логопедические занятия, без них положительной динамики не будет. Большая работа предстоит маме ребенка, ведь она будет побуждать кроху к разговору, стимулировать его речь.

Сроки лечения алалии и окончательного выздоровления индивидуальны, результатом регулярной терапии является развитие логоритмики и связной речи. Занимаясь на дому с ребенком, необходимо подбирать упражнения и занятия, чтобы стимулировать его к общению. Как правило, малыш с интересом реагирует на подачу материала в форме игры. Наибольших успехов добиваются, используя комбинированное лечение. Каждое занятие с логопедом улучшает память, внимание, постепенно происходит соединение звуков в слоги.

Например, для обучения восприятия информации на слух необходимо назвать предмет и попросить малыша указать на него. Не расстраивайтесь, если он будет делать ошибки, просто покажите правильный вариант и снова повторите задание. За один раз не изучайте больше двух предметов, их количество нужно увеличивать постепенно. Когда вы достаточно расширите словарный запас, приступайте к отработке правильного произношения слов. При этом обращайте внимание на темп своей речи, интонация должна быть выразительной. При сенсорной алалии введение новых слов сопровождают показом соответствующих картинок.

Изучение алфавита также должно осуществляться в подобной манере: сначала покажите крохе звук, затем придумайте слова, которые с него начинаются. Чтобы развить интерес к чтению, покупайте яркие детские книги с красочными иллюстрациями. По ним можно не только учиться читать, но и описывать персонажей, учить цвета и т. д. Всегда закрепляйте новую информацию повторением. Заниматься можно до трех раз в день по 5-7 минут.

Меры по предупреждению патологии

Профилактика диспраксии начинается с момента беременности, в течение которого необходимо выполнять все рекомендации, данные врачами. Также будущая мама должна избегать травматизации, чтобы не навредить малышу.

Обязательные рекомендации для профилактики возникновения дефекта речи:

  • диспансерное наблюдение беременной, своевременная сдача анализов;
  • бережное отношение к собственному здоровью, правильный образ жизни с полноценным режимом питания и отдыха;
  • соблюдение всех предписаний врача, прием витаминов при необходимости;
  • создание оптимальных условий для развития малыша, благоприятный микроклимат.

На первых этапах развитие речевой функции основывается на подражании взрослым, наблюдая за вашей артикуляцией, малыш учится говорить. Включенные по телевизору мультфильмы или детские передачи этому не способствуют. В лучшем случае его словарный запас пополнится фразами героев.

Прогноз сенсорной алалии при ранней диагностике положительный. Уделяйте время развитию крохи, не усаживайте его перед гаджетом. Чтобы не столкнуться с дефектами речи, необходимо общаться с ним, полезным будет общение со сверстниками. При отсутствии коррекционных мероприятий задержка речевого развития отражается на адаптации в детском коллективе, у ребенка могут возникнуть нарушения психологического характера.

Без постороннего вмешательства речь спонтанно не будет развиваться. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, схему терапии определяет только квалифицированный специалист. Коррекционная методика при алалии подбирается с учетом специфики речевого расстройства, особенностей характера крохи, его интересов и компенсаторных возможностей организма. Успех лечения зависит также от ликвидации неврологического заболевания у ребенка.

logopediacentr.ru

Сенсомоторная алалия — причины, симптомы, методы коррекции

Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.

Существует несколько условных форм алалии:

  1. Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
  2. Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
  3. Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.

Что такое сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:

  • Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
  • Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
  • Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.

Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.

Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.

По степени выраженности алалия бывает двух типов:

  1. Легкой — когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
  2. Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.

Сенсомоторной алалии присущи:

  • Скудный словарный запас;
  • Позднее формирование речи;
  • Трудности в произношении.

Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.

Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:

  • Нежелание идти на контакт с окружающими;
  • Привязанность к определенной вещи, предмету;
  • Боязнь громких звуков;
  • Беспричинный плач;
  • Навязчивые движения.

Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.

Причины сенсомоторной алалии

Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.

Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:

  • Резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • Недоношенность;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Родовые травмы;
  • Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
  • Плацентарная недостаточность;
  • Угрозы во время беременности.

Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.

В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:

  • Краснуха;
  • Менингит;
  • Энцефалит;

Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.

Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.

Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.

Сенсомоторная алалия — симптомы

Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.

Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.

У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:

  • Неразвитость мелкой и крупной моторики;
  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Неспособность выполнять простые действия;
  • Нарушения осанки;
  • Леворукость;
  • Бегающие зрачки.

Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:

  • Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
  • Проблемы с памятью, невнимательность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.

Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.

Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.

Кроме фукнкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.

logoprav.ru

| Моторная алалия: симптомы, причины, лечение

Клинические симптомы моторной алалии

Клиника моторной алалии разнообразна и проявляется не только нарушением речевой функции. У некоторых детей отмечается психоневрологическая симптоматика. В каждом случае характер патологии зависит от степени поражения мозга, интеллектуальных способностей ребенка и других факторов. Все вышеперечисленное необходимо учитывать при выборе тактики лечения моторной алалии у детей.

При экспрессивной алалии нарушается звукопроизношение, слоговая структура слов, выстраивание предложений. Воспроизведение и повторение слов или полностью отсутствует, или затруднено. Запас слов ограничен, ребенок применяет лишь обиходные термины.

Специфической чертой моторной алалии является преимущественное использование в лексиконе имен существительных в именительном падеже. Ребенок произносит простые фразы с грамматическими ошибками, плохо запоминает новые слова.

Выраженное нарушение характеризуется отсутствием речи, сохранением лепета и звукоподражания. В таком случае невербальное общение ребенка сопровождается яркой мимикой и жестами.

Не стоит забывать о неречевой симптоматике. У пациентов имеются двигательные нарушения: плохо развита пальцевая моторика, нарушена координация движений, из-за чего отмечаются частые падения. Ребенок не может без помощи взрослых одеваться, в особенности, застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь.

У детей с алалией страдает память, концентрация внимания, эмоционально-волевая сфера. Наблюдается гиперактивность или, наоборот, заторможенность, ограничение подвижности. Детям свойственны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в связи с незрелостью нейронов головного мозга.

Первичные интеллектуальные способности не нарушены. Если не заниматься лечением моторной алалии у детей, нарушение речи приводит к вторичному снижению интеллекта. Поэтому так важно проводить своевременную коррекционную работу при моторной алалии.

vishiradugi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *