Мир мыслей и чувств: Мир мыслей и мир чувств

Мир мыслей и мир чувств

1. Мир мыслей и мир чувств

Обществознание 6 класс
Мир мыслей
и мир чувств
Презентация к уроку учителя истории
Гимназии № 1552 г. Москвы
Т.И.Карпене

2. Цели:

1. Развитие мышления (логического,
образного, ассоциативного) и творческого
потенциала
2. Развитие монологической (устной и
письменной) речи
3. Отработка понятий «мысль»,
«мышление», «чувства», «эмоции»

3. Работа в группе

Что такое
«мысль»?
Какие бывают
мысли?

4. Мысль — это действие ума, разума, рассудка

Мысль — это
действие ума,
разума,
рассудка

5. Н. Рерих. Мысль. 1946 г.

Человек окружен океаном мыслей.
Он плавает в океане мыслей, одни мысли он
впитывает, а другие отторгает. У каждого человека
есть свой собственный мир мыслей.
К. Тодесчи
Какую
главную
идею
высказали
оба автора?
Н. Рерих. Мысль. 1946 г.
Прокомментируйте высказывание
• Мысль — это тонкая сила.

• Силой мысли человек может творить и
совершенствовать мир, в котором он
живет.

7. У каждой мысли есть образ.

• Каждому
объекту вокруг
нас
соответствует
его мысленный
образ в
сознании.
Стол — это некий мысленный образ плюс сам
внешний предмет.

8. Мысли художника, облаченные в образ…

Попробуйте угадать эти мысли…
Попробуйте угадать эти мысли… Какие они…
• Мысль выражается при помощи речи в
суждении
Суждение — это
высказывание,
содержащее
определенную
мысль.
Несколько логически связанных между
собой суждений,
дающих новое знание –
это умозаключение.
Мысль – это важнейший элемент мышления.
Мышление — это поток
мыслей, связанных между
собой в последовательную
цепочку более-менее
относящихся друг к другу
ассоциаций и идей.
Способность мыслить – это
отличительная черта
человека.
Не мыслям надо учить, а мыслить.
И. Кант

12. 1843 — 1931. Далекие мысли. Евген де Бланс

Почему художник
именно так назвал
свою картину?
Выстройте свое
умозаключение
в соответствии
с логикой …..
Мультфильм
«Жили-были Мысли»
http://mults.spb.ru/mults/?id=1069
1. Какие
мысли жили в
сказочном городе?
2. Что хотела найти Чудная
мысль и нашла ли?
3. Какую главную мысль
хотел донести до зрителей
автор?
9.55

14. Представьте себя, сидящим в этом кресле….

Опишите в 10 предложениях свои МЫСЛИ.
Постарайтесь, чтобы они были позитивными.
Угадайте мысль художника…
и выразите ее в названии картины

24. МИР ЧУВСТВ

Что помогло вам угадать мысли художника?
МИР ЧУВСТВ
Домашнее задание
Попробуйте выразить свои
мысли и чувства в одной из
форм (на выбор)
— в стихотворении
— в рисунке
— в афоризме

Урок обществознания «Мир мыслей и чувств»

План урока

Предмет: обществознание

Учебник: «Обществознание» 6 класс. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва. «Просвещение» 2014

Класс: 6

Учитель: Жарких С.Н.

Тема урока: Мир мыслей и чувств

Цель урока: выяснить смысл понятий: мысль, суждение, умозаключение, чувства, эмоции, способствовать формированию представлений обучающихся о роли мыслей и чувств в духовном мире человека, об уникальности духовного мира человека.

Планируемые результаты:

Предметные: различать чувства и эмоции, мыслительные операции, применять полученные знания, умения;

Метапредметные:– 1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем2) регулятивные:

 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям

.Личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, презентация

Тип урока: открытие нового знания.

  1. Организационный момент.

— Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.

II. Актуализация знаний:

Если хочется пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

— Это отрывок из стихотворения Берестова, как он связан с темой прошлого урока?

— что такое потребности?

— игра «Расставь приоритеты» 

Расставьте потребности в том порядке, как они важны для вас.

1. Воздух 4. Сон 7. Учеба

2. Вода 5. Еда 8. Общение

3. Семья 6. Этикет 9. Экология

Сравните с соседом, почему у вас получился разный порядок?

— какие виды потребностей вы знаете? Давайте распределим эти потребности по видам: биологические: воздух, вода, сон, еда, экология. Социальные: семья, общение. Духовные: этикет и учеба.

— какую роль играют потребности в нашей жизни?

III. Введение в новый материал

Создание проблемной ситуации при помощи двух высказываний. Сначала зачитывается мнение Декарта «Я мыслю, следовательно, существую»

Вопрос к классу:

Что для Декарта важнее всего?

Сравните его высказывание с мнением В. Высоцкого «Я люблю, и, значит, я живу»

— Что особенно важно для Высоцкого?

— Какое вы заметили противоречие?

— Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит выяснить на уроке?

— Какие у вас есть версии решения проблемы?

Что нужно узнать для решения проблемы?

Тема урока: Мир мыслей и чувств

План урока:

1. Мир мыслей

2. Мир чувств

IV. Изучение нового материала

1. Мир мыслей

— Выслушайте притчу и ответьте на вопросы

О Драконе, который губил людей

Когда-то, в очень давние времена, все люди были добрыми и дружелюбными, а в целом мире не было ни одной плохой мысли. Поэтому люди не воевали и даже не ссорились друг с другом. На дне глубокого темного озера среди непроходимых лесов и неприступных гор в большом каменном сундуке был заперт на семь замков хитрый и коварный дракон. Много тысяч лет он находился в заточении. Но вот случилось то, о чем и по сей день жалеют многие люди. На землю из космоса прилетел большой метеорит, он упал прямо в озеро и взорвался. Взрывом каменный сундук выкинуло со дна озера и ударило о скалу. Сундук раскололся, и дракон, расправив свои крылья, вылетел на свободу. Не было у дракона длинных когтей и острых зубов. Но зато вместо огня из его пасти изрыгались всякие безобразные, коварные и злые мысли. И с этого дня стали появляться на земле вражда, злоба и войны. Злые мысли быстро разнеслись по всему свету и, попадая в головы к некоторым людям, стали их портить. То война между народами из-за драконовых мыслей начнется, то поссорятся люди по подсказке дракона, а мог он и нарочно какого-нибудь человека на преступление подговорить. Стали некоторые люди от мыслей плохих болеть и умирать раньше времени. Много способов знал дракон, чтобы люди вред себе приносили и другим его делали. Много жизней успел загубить дракон, прежде чем люди поняли, что с ним нужно бороться и обязательно победить. Но люди не знали, как можно его поймать и каким оружием можно его убить. Ведь дракон был очень хитрым, умным и коварным, он никогда не подлетал близко к людям, а только посылал им издалека зловредные мысли и мог узнавать замыслы каждого человека. И тогда один хороший человек по имени Добрыня отправился в дальнюю горную страну, чтобы разыскать седого мудреца, живущего в хрустальной пещере, и спросить его совета, как победить дракона. Забеспокоился дракон, знал он, что мудрец имеет тайную силу и знания, и не хотел допустить, чтобы о них стало известно людям. Решил дракон пагубными мыслями помешать Добрыне в дороге и не дать ему дойти до мудреца. А Добрыня между тем шел в горную страну. Еда, взятая из дому, давно закончилась, и он проголодался. Увидел Добрыня маленького медвежонка, застрявшего высоко между ветвями дерева. Почувствовал вдруг Добрыня, как у него в голове драконова мысль возникла: «Убей медвежонка, зажарь его и съешь, а когда голод утолишь, сил опять станет много, и до горной страны тогда быстро дойдешь». Понял Добрыня сердцем, что мысль эта недобрая, жестокая и не стал медвежонка трогать, а наоборот, вытащил его из ветвей и отпустил на свободу. Не успел Добрыня и шагу сделать, как рядом огромная мать-медведица появилась, обрадовалась освобожденному медвежонку и тут же в лес с ним ушла. Оказалось, что медведица все это время позади стояла и наблюдала, как человек с ее сынишкой поступит. Понял Добрыня, к какой верной гибели толкала его драконова мысль. Пошел дальше и вскоре около дороги кусты со сладкой малиной увидел, а ягоды на них медом обмазаны. Наелся Добрыня ягод, поблагодарил незнакомца доброго, что ягоды медом намазал, и путь свой продолжил. Настойчиво шел Добрыня к горной стране, драконовы мысли часто в голову ему приходили и погубить всячески хотели. Однажды увидел он в овраге незнакомое дерево с большими листьями и красивыми цветами и залюбовался им. И так ему спать захотелось, и мысли возникли:

— Полежи в тени красивого дерева, отдохни часок-другой с дороги,- шепчет -одна мысль.

— Приляг, отоспись, наберешься сил, и усталость как рукой снимет,- вторит другая мысль.

Но почему-то не понравились Добрыниному сердцу эти мысли, взволновалось оно. Вроде бы невинные мысли, но уж слишком прилипчивые и чересчур упрямо и настойчиво лезут в голову. Решил Добрыня сон и усталость превозмочь и дальше свой путь продолжить. Только стал он отходить от дерева , как вдруг наступил на что-то в траве, посмотрел внимательнее, а под ногами птица мертвая лежит, а чуть дальше еще одна. Вспомнил Добрыня рассказ о редком, растущем в далеких странах сонном дереве. Остановится под таким деревом зверь или человек в безветренную погоду да и спать захочет, а заснет, так и не проснется. Добрыня своему чуткому сердцу спасибо сказал за то, что опять почувствовало Драконовы мысли. Еще долго шел Добрыня. Пришел он в горную страну и искал большую хрустальную пещеру, в которой, по словам людей, мудрец живет. Только не может он пещеру отыскать- гор так много, что не то чтобы их обойти, а даже сосчитать трудно. Выбился из сил Добрыня и сел, уставший, на камень, а в голову закрались мысли сомнения, подозрения и неуверенности.

— Может, хрустальная пещера вовсе не в этих, а в других горах находится,- шепчет сомнительная мысль.

— Наверное, мудрец уже умер, ведь люди не живут долго на свете, — старается неуверенная мысль.

От таких мыслей вера в победу и успех у Добрыни угасла, и решил он повернуть назад. Но в самый последний момент вспомнил о своем верном сердце и стал к нему прислушиваться. Мысль сердца совсем тихая. Чуть что, замолкает сердце и уступает место сильным мыслям ума. Дало сердце опять почувствовать Добрыне, что сомнения прилетели от дракона, чтобы веру в сердце погасить и домой возвратить. Тал Добрыня искать пещеру, постоянно с сердцем советуясь, и однажды привело оно его к высокой горе, на склоне которой была еле заметная пещера. Увидел Добрыня, что перед пещерой хрустальные камни лежат, а внутри своды ее из настоящего прозрачного хрусталя. Хотел он зайти в пещеру, да только сердце опять волнуется и подсказывает, что лучше этого не делать. Вдруг перед пещерой выросла радуга, а внутри ее белый мудрец появился. Только Добрыня рот открыл, чтобы поздороваться и о драконе спросить, как мудрец отвечать ему стал.

— Оружие и сила против Дракона в твоем сердце и в сердце каждого человека, так и расскажи это другим людям. Именно сердце умеет всегда добро от зла отличить. Знает сердце человеческое красоту мысли, слова и действия, пусть люди при драконовых мыслях всегда к сердцу своему обращаются и слушать его научатся.

Исчез мудрец, а Добрыня поспешил к людям, чтобы передать им его слова о том, как можно зловредные мысли дракона победить.

Вопросы к классу:

— Чем можно победить зловредные мысли дракона?

— А как сердце побеждает драконовы мысли?

— Злые мысли вредят человеку или могут иногда приносить ему пользу?

— Сомнение, подозрение и неуверенность чаще помогают человеку в жизни или, наоборот, вредят?

-Нужно ли такие мысли допускать или лучше их побыстрее прогонять?

— Может ли человек отгонять от себя плохие мысли и чаще думать о хорошем? Что для этого надо?

Итак мы убедились, что мысль играет важную роль в жизни человека. Проведем небольшой эксперимент: посидите спокойно и прислушайтесь к себе.

— Какие мысли у вас появились за это время?

-Озвучьте их.

Мысли рождаются в голове человека постоянно. Но как они появляются на свет? Попробуем раскрыть этот секрет.

Задание: работая с текстом п.2 §4 на стр. 36-37 учебника, дайте характеристику содержанию человеческого мышления

Приведите примеры понятий из разных предметов.

Мысль выделяющая

совокупность

предметов по их общим признакам, называется понятием

Высказывание,

содержащее

определенную мысль,

называется суждением

Несколько логически

связанных суждений, из

которых можно вывести

новое суждение, называется

умозаключением

уу

Содержание человеческого мышления

Приведите примеры понятий из разных предметов.

Докажите, что фразы «Корень учения горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь – один раз отрежь» являются суждениями. А фраза «Азбука к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным» — умозаключением.

Задание: внимательно прочитайте рассказ и выполните задание- ответьте на вопросы.

Гадкое мороженое

Зайдя в магазин за хлебом, Юля увидела свое любимое клубничное мороженое и сразу же решила его купить. Она совсем не подумала, что скоро ей обедать и она может сладким перебить себе аппетит. Забыла, что еще позавчера болела. Не посчитала, останутся ли у нее деньги на хлеб. В общем, при виде мороженого она забыла обо всем на свете и, не раздумывая, заплатила деньги. Оказалось, что хлеб уже покупать не на что, и она отправилась обратно домой. В обед после сладкого мороженого все казалось каким-то особенно невкусным. Вдобавок оставшийся старый хлеб быстро кончился, а без него есть стало еще противнее. Целый час Юля сидела перед тарелкой с супом. Морщась, она заставляла себя есть каждую ложку, но под конец не вытерпела, раскапризничалась и ни в какую не хотела его доедать. Настроение было прескверное.

— Ну надо же, — думала Юля, из-за пяти минут клубничного удовольствия целый час мучений и отвратительного настроения, это уж слишком много.

Но это было еще не все. К вечеру у нее голос стал хриплым и поднялась температура. Отец пришел с работы с двумя билетами в цирк, но их пришлось возвратить в кассу. Следующий день был не лучше. Юля лежала с компрессом на горле, с градусником под мышкой, с лекарством во рту и жаловалась своей кукле- подружке:

— Какое же все-таки это вчерашнее мороженое гадкое и нехорошее, настоящий предатель. Сначала сладенькое, вкусное, так и просится «оближи меня». А потом вон сколько из-за него неприятностей.

Бабушка случайно услышала этот разговор и сказала:

— Это не мороженое предатель, а твоя голова, внученька. Потому что в нужную минуту перестает думать и дает полную свободу рукам и ногам.

Вопросы к классу:

— Почему Юля приняла неправильное решение?

— Для принятия правильного решения нужна всего одна мысль или нужно собрать много мыслей и по очереди их продумать?

— Кто правильно решит задачу: тот, кто быстрее захочет ответить или тот, кто сначала как следует подумает?

— Как вы понимаете слова: «за каждое удовольствие нужно платить»?

2. Мир чувств.

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищите ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга, работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада- это разнообразные чувства и эмоции. Человек не только мыслит, но еще и выражает свои чувства, свое отношение к окружающему миру и людям.

Творческое задание: разделившись на пары, придумайте сценки, иллюстрирующие чувства, которые может испытывать человек. Затем придумайте ситуации, подтверждающие вывод ученых о том, что одно и то же событие может восприниматься по- разному в зависимости от настроения человека.

Можно ли как-то классифицировать мир чувств?

Задание: прочитайте п. 3 §4 на стр. 37 учебника и ответьте на вопросы

— Почему одно и то же событие может вызывать у разных людей различные чувства?

— Опираясь на личный опыт, вспомните, чем было вызвано ваше то или иное настроение?

-Какие бывают виды чувств?

Высшие чувства

Интеллектуальные –

переживания,

связанные с познанием

окружающего мира

Эстетические:

чувство наслаждения;

радость от общения с прекрасным

Нравственные:

чувство долга;

чувство справедливости;

любовь к труду

возмущение бесчестным поступком;

-Какую же роль играют чувства и эмоции в жизни людей?

Применяя прием мозговой штурм ответьте на этот вопрос

Задание: Рассмотрите репродукцию картины Решетникова «Опять двойка» в рубрике «Картинная галерея» на стр. 38 учебника. Попробуйте «оживить картину». Озвучьте ее, голосом передав эмоции героев картины.

Задание: Поставить стрелки, в соответствии с чувствами участников, изображенных на картине

сожаление

ученик любовь

мать радость

сестра уважение

брат восхищение

собака горе

осуждение

страх


Задание: прочитайте текст на стр.39 « Путешествие в прошлое». Ответьте на вопросы.

— что можно сказать об этих людях?

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

V. Рефлексия

Игра «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зеленой – побольше таких уроков, поучительно; желтой – понравилось, но не все, интересно; красной – не понравилось

VI. Подведение итогов урока

— с помощью каких органов чувств мы познаем мир?

— С целью лучшего понимания значения органов чувств, как основных каналов получения информации, учитель вызывает добровольца для проведения эксперимента «Зажатые эмоции». Добровольцу с помощью шарфов завязываются поочередно глаза, уши, рот, нос, руки и ноги.

Удалось ли донести информацию? Какой вывод о роли органов чувств можно сделать

– Исходя из того, что мы еще сейчас узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  1. Объясните, чем эмоции отличаются от чувств?

  2. Объясните смысл следующего выражения: «Не пойман – не вор». Согласны ли вы с ним?

— «На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок – пустых и полных.

— Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— Зачем?

— Чтобы забыть.

— О чем забыть? – спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц; ему очень хотелось помочь бедняге.

— совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий».

Учитель задает вопрос после прочтения фрагмента: «Почему Маленький принц ушел от пьяницы, растерянный и недоумевающий»?

VII. Домашнее задание:

§4 стр. 36-40

Презентация к уроку обществознания в 6 классе «Мир мыслей и чувств» | Презентация к уроку по обществознанию (6 класс) на тему:

Слайд 1

Мир мыслей и чувств

Слайд 2

Эксперимент Посидите спокойно и прислушайтесь к себе. Какие мысли появились у вас за это время?

Слайд 3

Раскрываем секрет Задание: работая с текстом на с.36-37 дайте учебника, характеристику содержанию человеческого мышления. Содержание человеческого мышления Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется понятием. Высказывание, содержащее определенную мысль, называется суждением. Несколько логически связанных суждений, из которых можно вывести новое суждение, называется умозаключением.

Слайд 4

Зайдя в магазин за хлебом, Юля увидела свое любимое клубничное мороженое и сразу же решила его купить. Она совсем не подумала, что скоро ей обедать и она может сладким перебить себе аппетит. Забыла, что еще позавчера болела. Не посчитала, останутся ли у нее деньги на хлеб. В общем, при виде мороженого она забыла обо всем на свете и ,не раздумывая, заплатила деньги. Оказалось, что хлеб уже покупать не на что, и она отправилась обратно домой. В обед после сладкого мороженого все казалось каким-то особенно невкусным. Вдобавок оставшийся старый хлеб быстро кончился, а без него стало еще противнее. Целый час Юля сидела перед тарелкой с супом. Морщась, она заставляла себя есть каждую ложку, но под конец не вытерпела, раскапризничалась и ни в какую не хотела его доедать. Настроение было прескверное. «Ну надо же,- думала Юля,- из-за пяти минут клубничного удовольствия целый час мучений и отвратительного настроения, это уж слишком много.» Но это было еще не все. К вечеру у нее голос стал хриплым и поднялась температура. Отец пришел с работы с двумя билетами в цирк, но их пришлось возвратить в кассу. Следующий день был не лучше. Юля лежала с компрессом на голове, с градусником под мышкой, с лекарством во рту и жаловалась своей кукле-подружке: — Какое же все-таки это вчерашнее мороженое гадкое и нехорошее, настоящий предатель. Сначала сладенькое, вкусное, так и просится «оближи меня». А потом вон сколько из-за него неприятностей! Бабушка случайно услышала этот разговор и сказала: — Это не мороженое предатель, а твоя голова, внученька! Потому что она в нужную минуту перестает думать и дает полную свободу рукам и ногам.

Слайд 5

Гадкое мороженое Почему Юля приняла неправильное решение? Для принятия правильного решения нужна всего одна мысль или нужно собрать много мыслей и по очереди их продумать? Кто правильно решит задачу: тот, кто побыстрее захочет ответить или тот, кто сначала как следует подумает? Как вы понимаете слова «за каждое удовольствие нужно платить»?

Слайд 6

Мир чувств

Слайд 7

Мир чувств Приведите примеры, когда вы испытывали какое-то сильное чувство? Ученые утверждают, что одно и то же событие разные люди могут воспринимать по-разному? Почему так происходит?

Слайд 8

Классификация чувств. Задание: работая с текстом с.37 составьте схему. Высшие чувства Нравственные: Чувство долга Чувство справедливости Любовь к труду И нтеллектуальные: переживания, связанные с познанием окружающего мира Эстетические: Чувство наслаждения Радость от общения с прекрасным

Слайд 9

Какую роль играют чувства в жизни людей? Мир чувств и эмоций Помогают лучше понимать происходящее Помогают проникать в переживания других людей Формируют отношения между людьми Способствуют познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков Придают поведению человека своеобразный колорит Воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях

Слайд 10

Рубрика «Картинная галерея» Внимательно рассмотрите репродукцию картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» и ответьте на вопросы рубрики. Чувства порождают мысль Мысль будит чувства Чувства влияют на поступки человека

Слайд 11

Рубрика «Путешествие в прошлое» С. 39 учебника.

Слайд 12

Домашнее задание §4, вопросы 4-6, задания РТ.

Различие чувства и мысли | Философский штурм

Систематизация и связи

1. Различие чувства и мысли не так просто, как это кажется на первый взгляд. Это становится особенно ясно, если пытаться дать определения того и другого. Так, говорят, что мышление и чувства есть разные способности человека, которые различаются также благодаря различию своего предмета — мысли и чувства. Но как способности, чувство и мысль имеют также и нечто общее. Причем это общее таково, что мы можем мыслить о чувстве и даже «чувствовать мысль». Различать мысль и чувства не приходит в голову, например, древним греческим «физиологам» до Парменида — Фалесу, Анаксимену, Анаксимандру, Гераклиту.

2. Мы говорим, что чувство и мысль — разные способности. Что здесь имеется в виду? Давайте, сначала, различим внешнее чувство (ощущение) и внутреннее (переживание). Ощущения (слуховые, зрительные, тактильные и др.) образуют в своей совокупности некое «внешнее место», которое можно назвать «миром», как окно, через которое мы обращены к иному себя. В то же время, мы различаем от этого мира себя, говоря о «внутреннем» как месте своих переживаний и мыслей. Противопоставляя внешнюю и внутреннюю позицию своей обращенности, мы различаем ощущения и мысль. Это первое отличие. Необходимо также отличить, мысль от переживания, т.е. внутреннего чувства. Мысль есть тоже своего рода переживание, состояние и т.д., но особого рода. Внутреннее переживание, например, страх охватывает нас независимо от нашего желания, страх буквально овладевает нами, нашей волей, как если бы был чем-то «внешним» по отношению к нам. Другое дело — мышление. Оно в нашей власти, более того, мышление есть результат нашего труда промысливания, научения, тренировки. Мышление есть результат использования нашей воли, есть акт воли, с которым мы даже ассоциируем себя. Именно поэтому, мы различаем душу (мышление, сознание) и тело (ощущения и переживания).

3. Итак, различие мышления и чувства нам удается определить ссылкой на соответствующий опыт чувствования и опыт мышления. Как их можно различить согласно их предметам? Ведь предметом мысли является и мир, и переживания, и само мышление? А чувство может быть и относительно внешнего, и относительно внутреннего, и относительно самого себя. И чувства и мысли есть нечто пригодное для принятия любого предмета, все может быть прочувствовано и промысленно. По-видимому, различие предметов чувства и мысли имеет другой смысл, возможно имеют в виду, что чувства являются «носителем» чувств, а мышление — «носителем» мыслей, как если бы различие мысли и чувства находилось не просто в различии опыта (чувствования или мышления), но сами субстраты этих опытов были бы разные, по типу — мы мыслим «стул» как мысль, в отличии от стула как данности чувств. В этом случае, мир удваивается на сам мир и на мысль о нем. Такую логику мы находим, если искать первых философов, у Парменида и Платона. Получается следующая картина: чувства дают нам данность мира, на которую накладывается данность мышления — в результате мы имеем некий мир мыслей и чувств, переплетенный в едином знаковом пространстве.

4. Но если мышление и чувства находятся в разных плоскостях и в смысле способности, и в смысле своего предмета, то как вообще они могут пересекаться? А ведь мы реально мыслим о чувственном и чувствуем относительно того, о чем мыслим. Каким образом, различное по существу (и со стороны субъекта, и со стороны мира) может вообще соотноситься? А если признать, что соотношение мышления и чувствования реально существует, то придется вместе с этим признать, что чувства и мышление не удается различить по существу на почве различия способностей и их предметов. .

Мысли, чувства и ощущения — Психологос

Традиционное упражнение в гештальт-терапии: «Глядя на человека, проговаривай свои мысли, свои чувства и свои ощущения». При этом все понимают, что «Наверное, тебе около тридцати лет» — это мысли, «Меня к тебе тянет» — это чувство, а «Мои руки немного потеют» — это ощущение.

Казалось бы, все так просто и очевидно, однако на практике возникает множество ошибок, непониманий и просто путаница. Да и с точки зрения теории много сложных моментов в связи с тем, что сложившееся словоупотребление в практической психологии за многие десятки лет стало серьезно отличаться от стандартов академической психологии.

Ощущение

Ощущения — это в первую очередь элементарные кинестетические ощущения: все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них.

Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое — все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов. Вижу — картинки, слышу — звуки, а чувствую (ощущаю) — ощущения↑.

«Приятная расслабленность в груди» или «напряжение в плечах», «сжаты челюсти» или «ощущаю тепло рук» — это кинестетика и это непосредственные ощущения. А вот рассказ о том, что вы видите и слышите — уже в меньшей степени рассказ о ваших ощущениях.

«Вижу свет и слышу негромкие звуки» — еще об ощущениях, а «Вижу твои прекрасные глаза и теплую улыбку» — это уже не непосредственные ощущения. Это уже восприятия, переработанные умом ощущения, это уже целостное и осмысленное видение происходящего с добавлением тех или иных чувств.

Там, где начались восприятия, обычно кончаются ощущения. Ощущения — это непереработанная, без интерпретаций, непосредственная кинестетика.

Впрочем, по жизни все конкретнее и сложнее. Фраза «Я ощущаю, как мне жмут ботинки» — все-таки об ощущениях. При том, что «ботинки» — это целостное восприятие предмета, это уже не ощущение, а восприятие, но фраза делает акцент не на ботинки, а на то, что ботинки «жмут». А «жмут» — это ощущение.

Мысли

Мысли — интересные связки чего-то с чем-то, которые родил ум в процессе переработки ощущений, чувств или каких-либо других мыслей. Мысли бывают ясные и смутные, мелкие и глубокие, путаные и четкие, это могут быть предположения и ассоциации, убежденные констатации или рассказ о сомнениях, но при мысли всегда работает голова.

Если чувство это восприятие через тело, то мысли — образно-визуальное или понятийное восприятие, восприятие через ум (голову).

«Я знаю, что мы чужие» — через голову это это знание, нейтральная мысль. «Я чувствую, что мы чужие» — если это пропущено через душу (то есть через тело), — это может быть обжигающее или леденящее душу чувство.

Влечение, желание может быть нейтральным знанием: «Я знаю, что к обеду я проголодаюсь и буду искать, где поесть». И это может быть живым чувством, когда внимание на всех вывесках ищет «кафе» и отвлечься трудно…

Итак, мысли — это все то, что приходит к нам через ум, через голову.

Чувства

Когда вас спрашивают о ваших чувствах, это не про так называемые внешние чувства, не про наличие у вас глаз, слуха и других органов чувств.

Если девушка скажет своему молодому человеку: «У тебя нет чувств!», то его ответ: «Как нет? Чувства у меня есть. У меня есть слух, зрение, все органы чувств в порядке!» — или шутка, или издевательство. Вопрос о чувствах — это вопрос о внутренних чувствах,

Внутренние чувства — это кинестетически переживаемые восприятия событий и состояний жизненного мира человека.

«Я тобой восхищаюсь», «чувство восхищения» или «ощущение света, исходящего от твоего прекрасного лица» — это про чувства.

Чувства и ощущения часто похожи, их нередко путают, но на самом деле отличить их легко: ощущения — это элементарная кинестетика, а чувства — уже переработанные умом ощущения, это уже целостное и осмысленное видение происходящего.

«Теплые объятия» — это не про 36 градусов по Цельсию, это про историю наших отношений, так же как и чувство «Мне с ним неуютно» — говорит о гораздо большем, чем ощущение «жмут ботинки»↑.

Чувства нередко путают и с интеллектуальной оценкой, но направленность луча внимания и состояние тела почти всегда подскажут вам правильный ответ. В интеллектуальной оценке есть только голова, а чувство всегда предполагает тело.

Если вы сказали «Я доволен», но это шло из головы, это была только интеллектуальная оценка, а не чувство. А довольное, на всем дыхании выпущенное от всего пуза «Ну ты паразит!» — очевидное чувство, поскольку — от тела. Подробнее см.→

Если вы заглянули себе в душу и чувствуете в себе чувство — значит, это правда, у вас — чувство. Чувства не врут. Однако здесь нужна осторожность — вы не всегда можете быть уверены, какое конкретно у вас чувство. То, что иногда переживается человеком как определенное чувство, может им и не быть, может быть чем-то другим. В этом конкретном пункте — чувства, бывает, врут↑.

Чтобы люди в чувствах не путались, чтобы одно чувство люди не принимали за другое и меньше придумывали чувства там, где их на самом деле нет, сочиняя рэкетные чувства, многие психологи предлагают словарь настоящих чувств и методику их распознавания.

Итак, как же коротко определить чувства? Чувства — это образно-телесная интерпретация кинестетики. Это кинестетика, оформленная в живые метафоры. Это живое, пришедшее к нам из нашего тела. Это язык, на котором говорит наша душа.

Кто кого определяет?

Ощущения вызывают чувства? Чувства вызывают мысли? Все наоборот? — Скорее, правильные ответ будет в том, что взаимосвязи ощущений, чувств и мыслей могут быть любыми.

  • Ощущения — чувства — мысли

Ощущение зубной боли — чувство страха — решение пойти к зубному.

  • Ощущение — мысль — чувство

Увидел змею (ощущения), на основе прошлого опыта сделал вывод, что она может представлять опасность (мысль), как следствие — испугался. Т.е., другой порядок.

  • Мысль — чувство — ощущение

Вспомнил, что Вася обещал мне дать денег, но так и не дал (мысль), обиделся (чувство), от обиды сперло дыхание в груди (ощущение) — другой порядок.

  • Мысль — ощущение — чувство

Представил, что мои руки теплые (мысль) — ощутил тепло в руках (ощущение) — успокоился (чувство)

Сколько чего надо?

Если у нас есть ощущения, есть мысли и есть чувства, то можно ли говорить о каком-то желательном их соотношении? По факту, у разных людей это соотношение бывает сильно разным, и в первую очередь идет различие по преобладанию мыслей или чувств.

Есть люди, любящие чувствовать и умеющие чувствовать. Есть люди, склонные не чувствовать, а думать, привыкшие и умеющие думать↑. К таким людям за чувствами обращаться трудно: они могут вам по вашему запросу рассказать о своих чувствах, но когда вы от этого человека отойдете, он вернется к штатному образу жизни, где он думает, принимает решения, ставит цели и организует себя на их достижения, не отвлекаясь на то, что ему не нужно, на чувства.

Мужчины чаще выбирают разум, женщины чаще выбирают чувства↑. Думается при этом, что важно не только то или иное соотношение мыслей и чувств, а вопрос о качестве мыслей и о содержании чувств.

Если у человека мысли пустые, негативные и бессвязные, то пусть лучше будет больше у него добрых и красивых чувств. Если у человека прекрасная голова, глубокие и быстрые мысли, то отвлекать его на большое количество чувств уже не видно необходимости.

Наверное, у развитой личности должны быть достаточно развиты (как прожиточный минимум) все эти три способности — способность ощущать, способность чувствовать и способность думать, а далее каждый имеет право на свой выбор.

Так происходит в хорошей школе: она дает обязательный набор предметов, а далее каждый выбирает свою специализацию, свое будущее.

Человек как организм чаще выберет жить чувствами, человек как личность — будет развивать свой разум. См.→

Мир состоит из меня, моих мыслей, моих чувств; всё остальное — мираж, чистое воображение. Жизнь — сон, где я сам создаю образы, которые проходят передо мной. Жизнь — это последовательный сон, и когда он перестает сниться, весь мир с его красотой и болью, печалями, с его невообразимым разнообразием перестает существовать.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Человек умирает тогда, когда перестает меняться, а смерть — это только формальность.

Неизвестный автор (1000+)

Думаю, одно из самых моих любимых чувств — это смеяться с кем-то и в процессе этого осознавать, как же ты обожаешь этого человека и вообще то, что он существует.

Неизвестный автор (1000+)

Совершенство состоит не в том, чтобы сделать что-то великое, а сделать это с величием и красотой.

Неизвестный автор (1000+)

Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.

Джордж Бернард Шоу (100+)

Когда человек берет управление в свои руки, жизнь его перестает зависеть от обстоятельств.

Вадим Зеланд (50+)

Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.

Артур Шопенгауэр (100+)

Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в счастливый случай.

Неизвестный автор (1000+)

Если кто-нибудь скажет, что любовь и мир — это клише, которое ушло вместе с шестидесятыми, это будет его проблемой. Любовь и мир вечны.

Джон Леннон (50+)

А новый день — как-будто листик чистый,
Ты сам решаешь: что, куда, когда…
Начни его с хороших мыслей друг,
И в жизни всё получится тогда!

Неизвестный автор (1000+)

Зачем тебе весь мир, если его никому не хочется подарить.

Михаил Афанасьевич Булгаков (50+)

Мысли и чувства – Учительская газета

Как не приветствовать желание наших читателей поразмышлять над прочитанным, поделиться своими чувствами после чтения с другими?!

Игорь Тучкин, Железноводск, Ставропольский край:

«С удовольствием знакомлюсь с номерами «Учительской газеты». Хорошо, когда материалы дают пищу для ума и размышлений. К примеру, в 23‑м номере «Учительской газеты» было опубликовано интервью с Вячеславом Никоновым, председателем Комитета Госдумы по образованию и науке. Уже по первым строкам материала мне стало ясно, что новая книга Вячеслава Алексеевича «Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего?» – явление далеко не заурядное. Жаль только, что книги нет пока в библиотеках, и в первую очередь в школьных. Но, надеюсь, дело поправимое.

А размышлял я вот о чем. Наше поколение, да и последующее, изучавшее историю по учебникам тех времен, было и остается «западным». Куда деваться, коль так нам преподносили историю?! Новый труд Вячеслава Алексеевича заставляет читателя внимательно посмотреть на Восток, где, по сути, и зародилась человеческая цивилизация.

Нет смысла пересказывать интересное интервью, лучше его прочитать или ознакомиться с самой книгой.
А вообще-то здорово, что «Учительская газета» в суматохе наших дней печатает полезные, глубокие статьи, которые заставляют размышлять, спорить, обсуждать их с собеседниками».

Иван Соколов, краевед, Московская область:

«В «Учительской газете» часто публикуются материалы о школьных музеях, о том, какую важную и нужную работу ведут они. Запомнился материал о школьном музее в Подольске, где бережно хранят память о подвиге курсантов.

Мне довелось окончить московскую школу №468. Ныне она школа входит в объединение, вобравшее кучу школ и детсадов с названием «ГБОУ «Школа имени маршала В.И.Чуйкова». Несомненно, Василий Иванович, легендарный полководец, герой Сталинграда, достоин всяческих почестей. Но есть одно «но»!
Школа, в которой я учился, почти четверть века носила имя дивизионного комиссара Ивана Васильевича Зуева, члена военного совета 2‑й ударной армии. Был у нас и музей его памяти. Школа была открыта в 1965 году, и тогда же был создан музей, в котором хранились раритеты, связанные с жизнью и смертью комиссара. Это письма, личные вещи…

В девяностые годы музей Зуева стал ненужным, все экспонаты вынесли в подвал. Памятная доска у входа в школу исчезла.

А ведь о судьбе комиссара написаны книги, десятки очерков, и Роман Кармен, который вместе с Зуевым сражался в Испании, в интербригаде, снял о Иване Васильевиче Зуеве фильм. А что знают о комиссаре Зуеве нынешние школьники?»

обучающих мыслей и эмоций | Психология сегодня

Источник: taramara78 / Shutterstock

У всех нас разные взгляды на мир. У некоторых может быть сильное обоняние, и их переживания фильтруются через ароматы и запахи. Другие могут быть особенно наглядными и реагировать в первую очередь на то, что видят. Грядка с цветами вызывает спокойствие, а беспорядок в доме вызывает беспокойство.

Чувства осязания, вкуса и слуха также могут быть способами связи с миром и влиять на ваше восприятие событий, людей и ситуаций.Помимо чувств, на ваше мировоззрение влияет баланс между вашими мыслями и эмоциями.

Многие люди испытывают любовь и привязанность к щенкам. Для некоторых эта любовь будет преобладать, и они будут полны желания забрать щенка домой. Они могут это сделать, даже если у них нет места для другого домашнего животного. Другие могут улыбаться и ценить щенка, но сопротивляться усыновлению, потому что у них нет времени и денег, необходимых для ухода за животным.

Если вы будете действовать в большей степени в соответствии со своими эмоциями, знание и понимание того, что вы чувствуете, поможет вам эффективно принимать мудрые решения.Будет важно иметь возможность назвать свои эмоции и определить причины своих чувств. Сбивающее с толку беспокойство и волнение может означать пропуск важных событий. Смешение волнения и счастья может означать стремление к новому опыту и потерю удовлетворения.

Может быть, вы называете свои мысли эмоциями. Например, вы можете отреагировать на событие словами: «Я чувствую себя преданным». По правде говоря, предательство — это не чувство, а действие, которое вы называете в своих мыслях. Вы можете грустить, сердиться или обижаться в результате предательства или даже от мысли, что вас предали.

Мысли и чувства являются частью переживания предательства. Возможно, фраза: «Я чувствую себя преданным» — это сокращенный способ передать этот общий опыт, но ни мысли, ни чувства не выражены точно. Если об этом забыть, это изменит ваш опыт и усложнит жизнь. Возможность точно обозначить эмоцию, которую вы испытываете, является частью эффективного управления этой эмоцией.

Рассмотрим другой пример. Когда вы говорите: «Я чувствую себя глупо», и мысли, и чувства замаскированы.Мысль такая: «Я тупой». Чувства могут быть стыдом, грустью или обидой.

Если вы чувствуете эмоции, но не навешиваете на них ярлыки, вам будет труднее справиться с ними. Точные ярлыки — это часть управления эмоциями. Кроме того, вы, вероятно, знаете навыки управления настоящими эмоциями, но нет навыка «чувствовать себя глупым», потому что это не чувство.

Отсутствие мысли означает, что вы можете не видеть в своем мышлении осуждения и недействительности. Потому что чувства просто есть; вы принимаете их, не требуя доказательств.Вместо этого вы проверяете, оправданы ли ваши чувства. Например, вы можете сказать, что боитесь, признать, что боитесь, а затем проверить наличие угрозы. Если нет реальной угрозы вашей безопасности, вы работаете над управлением своими чувствами.

Таким образом, если вы навешиваете ярлык «глупый» как чувство, вы принимаете именно то, что вы «чувствуете», и, вероятно, найдете ситуацию, которая оправдывает это «чувство». Найти такую ​​ситуацию было легко. Ваши действия, основанные на «чувстве глупости», вполне могут ухудшить ситуацию.Вдобавок принятие «ощущения» своей глупости может привести к тому, что вы увидите эту характеристику как часть своей личности, хотя на самом деле это была ложная мысль, а вовсе не чувство.

Точное обозначение опыта как «Я думаю, что я глупый» приводит к другому результату. Вы можете бросить вызов своим мыслям и проверить, верны ли они. Если вы спросите себя, правда ли, что вы глупы, то, вероятно, будет много ситуаций, опровергающих эту идею.

Обратите внимание на комментарий: «Я чувствую себя разбитым.«Если вы считаете, что чувствуете себя разбитым, доказательства обратного не изменят утверждения, и ваши чувства будут замаскированы мыслью о том, что вас сломали. Один из способов перефразировать это утверждение, чтобы отразить и чувства, и мысли:« Я думаю, что я сломлен, потому что вижу себя брошенным другими »и« Я чувствую болезненную грусть ».

Утверждение о чувстве разбитости также может быть сокращением для других мыслей и чувств. Точное определение своего опыта поможет вам справляться более эффективно, больше реагировать на мудрость и меньше на эмоции и не искажать свое самоощущение на основе того, что может быть неточными мыслями, которые вы назвали чувствами.

Почему ваши мысли ненастоящие

Вы когда-нибудь осознавали, что все, что происходит в вашем уме — каждая мысль, чувство, ощущение, все, что вы осознаёте, — на самом деле происходит только в вашем личном внутреннем мире? Ваши мысли появляются только вам и никому не слышны. Здесь, на Земле, есть один физический мир, но миллиарды различных внутренних миров. Мы все находимся в своих отдельных театрах, наблюдая совершенно разные представления, и все же мы ведем себя так, как если бы мы находимся в одной аудитории, наблюдая то же самое событие, которое мы называем жизнью.

Почему так важно размышлять об этой истине? Медитировать на этом освобождает, потому что это означает, что то, что мы лично живем в наших головах, нереально. Мы осознаем свои мысли, поэтому в этом смысле они реальны. И все же наши мысли не существуют вне нашего осознания. Нет больше нигде, где на самом деле возникает мысль, которая появляется вам в этот момент. В отличие от того, как мы это себе представляем, наши мысли не являются твердыми, как деревья или скалы, которые существуют вне нас каким-то осязаемым образом.Конечно, я никогда не видел, чтобы мимо меня проходила мысль на улице. Где, как и существуют ли мысли в теле, не ясно. То, что мысли появляются нашему сознанию на гигантском проекционном экране (для которого мы являемся аудиторией), — это все, что мы знаем.

Допустим, в этот момент вы думаете о подруге и о чем-то конкретном, что она сделала, и о том, что вы хотите ей сказать в ответ. Тот друг, о котором вы думаете, в данный момент не переживает ваши мысли (о ней).Если вы не занимаетесь этой мыслью или не поддерживаете ее, ее буквально не будет. Мысль появляется только внутри вас. Ваш друг ничего об этом не знает. И что еще более странно, у вас даже не возникало мысли, что вы называете «своим». Скорее, оно казалось вам и в пределах вашей осведомленности, даже если вы никогда не выбирали его и не просили его появиться! Если эта мысль не подпитывается вашим вниманием или интересом, она уже исчезнет.

То, что делает мысль реальной, — это то внимание, которое мы ей уделяем.Мы превращаем мысль в твердый объект, сосредотачиваясь на нем и относясь к нему так, как если бы это событие происходило где-то в мире. Обычно в мире человека или предмета, о котором мы думаем. Мы связываем эти два понятия — мысль и объект, о котором идет речь, — хотя на самом деле они не связаны. Наша мысль не влияет на объект этой мысли, если мы не верим в нее. Как это освобождает знание того, что если мы не обращаем внимания на мысль, не отвечаем на нее, не изменяем ее, не отождествляемся с ней и всем остальным, она буквально перестает существовать.Если мы позволим мысли быть ничем, тогда это будет то, чем она будет … ничто.

Может быть немного страшно осознавать, что мы единственные, кто переживает опыт, которым мы живем, что то, что мы называем своим опытом, не существует ни в каком реальном смысле, кроме мгновения в нашем сознании. Точно так же может быть неприятно осознавать, что на самом деле не происходит никакого общего опыта. Более того, мы не выбираем мысли и чувства, которые появляются перед нами — они просто появляются в нашем сознании, а затем исчезают, как светлячки в ночи.Из чего создаются мысли и откуда они берутся, мы просто не можем знать.

Но тогда возникает вопрос, если каждый из нас слышит разные мысли (живя в совершенно другом цирке, если хотите), ни одна из которых мы на самом деле не пишем сами, то для кого или для чего появляются все эти отдельные и индивидуальные представления? Кто или что является большей аудиторией — коллективным сознанием, в рамках которого происходят все эти отдельные события? Это вопрос, на который нужно скорее обдумать, чем ответить.

Итак, в следующий раз, когда мысль появится перед вами, в вашем сознании, помните, что она нереальна в том смысле, что имеет некую твердую форму или существует где-то вне вас. На содержание того, о чем вы думаете, никоим образом не влияет тот факт, что эта мысль возникает внутри вас, и он / она / она не осознает, что такое событие происходит в вашем внутреннем мире. Мысль появляется только перед вами и внутри вас. Без сока вашего внимания он просто бесследно исчезает.

Copyright 2013 Нэнси Колиер.

Азбуки изменения своих мыслей и чувств, чтобы изменить свое поведение.

Измените свои негативные мысли быстро с помощью трехступенчатой ​​оценки.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это широко используемая форма психотерапии, которая помогает людям понять связь между их мыслями и чувствами, а также то, как мысли и чувства влияют на их поведение. Цель когнитивно-поведенческой терапии — научить людей, что, хотя они не могут контролировать все аспекты окружающего их мира, они могут контролировать то, как они интерпретируют вещи в своей собственной среде и как с ними справляются.Основная предпосылка состоит в том, что люди часто имеют мысли или чувства, которые закрепляют проблемные или деструктивные убеждения, и эти ошибочные убеждения могут повлиять на функционирование и отношения дома, на работе, в школе и в обществе в целом.

Эта основная посылка вплетена в программу «Альтернативы гневу» при расширении Университета штата Мичиган как базовое понимание — то есть, если вы можете изменить свои мысли, вы можете изменить свою жизнь. КПТ — один из самых популярных методов лечения, поскольку он хорошо изучен и доказал свою эффективность при лечении широкого спектра психических расстройств, включая зависимость, депрессию, тревогу и фобии.Он также ориентирован на конкретную цель, и его результаты легко измерить. Он берет свое начало от Альберта Эллиса в 1980 году в Rational Emotional Theory, но Аарон Бек был разработчиком CBT.

В течение многих лет я использовал концепции CBT с людьми, с которыми работаю, в очень простом формате «Азбука CBT». Эту модель лучше всего можно объяснить следующим образом: «Я думаю, я чувствую, и я чувствую». Это то, что означает ABC:

(A) Активирующее событие — Фактическое событие и непосредственная интерпретация события клиентом

(B) Представления о событии — Эта оценка может быть рациональной или иррациональной

(C) Последствия — Как вы себя чувствуете и что вы делаете или другие мысли

В таблице ниже (из консультирования.com) вы можете увидеть, как когда происходит негативное событие, его можно интерпретировать как положительно, так и отрицательно. То, как человек его интерпретирует, влияет на то, как он себя чувствует, думает и ведет себя. Результат может быть здоровым или нездоровым.

Вот пример негативной перспективы:

1. Что такое активирующее событие? Пример: Однажды утром мой коллега приходит на работу, проходит мимо моего стола и не разговаривает со мной и не подтверждает меня.

2. Что вы думаете об этом событии? Что вы придаете этому значению? Пример: я считаю, что он / она просто грубит или расстроен из-за того, что произошло пару дней назад.

3. Какие чувства вы испытываете, когда думаете об этом? Пример: Мне обидно, что она не заговорила, и я боюсь, что она скажет что-то плохое обо мне нашему общему другу.

Вот пример позитивной перспективы:

На этом этапе вы возвращаетесь к первому событию, активирующему событию, которое остается тем же самым, а затем оспариваете автоматическую мысль, которая у вас возникла о событии.

1. Событие активации остается прежним. Пример: Однажды утром мой коллега приходит на работу, проходит мимо моего стола и не разговаривает со мной и не подтверждает меня.

2. Что еще может означать это событие? Определите другие возможные убеждения или объяснения. Попробуйте дать хотя бы нейтральное объяснение . Пример: у нее (моей коллеги) могло быть тяжелое утро, потому что движение было интенсивным или у нее не было достаточно времени, чтобы остановиться, чтобы выпить кофе. Как бы то ни было, она, вероятно, была слишком отвлечена, чтобы сказать «доброе утро», и придет поболтать позже в тот же день.

3. Какие чувства вы испытываете, когда думаете, что альтернативы возможны? Пример: меня успокаивают, что она не задерживается на мероприятии, которое произошло на днях, и я чувствую себя в безопасности, что она не будет говорить за моей спиной.

4. Как меняется ваше поведение, когда меняются ваши чувства? Пример: я не буду тратить ни секунды своего времени на размышления о чем-то, что не имеет ко мне никакого отношения.

Это очень базовая форма когнитивно-поведенческой терапии, и, как и в случае с более интенсивной формой техники, она может работать только в том случае, если принимающий человек открыт для изменения своих мыслей и понимает и принимает, что их мысли влияют на их поведение. Для получения дополнительной информации о здоровых отношениях, управлении отношениями и управлении гневом посетите веб-сайт www.msue.msu.edu.

Вы нашли эту статью полезной?