Методика исследования социального интеллекта – —

Методика исследования социального интеллекта

Михайлова (Алешина) Е. С.

Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию — СПб, ГП «ИМАТОН», 1996 — 56 стр. — ISBN5-7822-0002-2

Лицензия ЛР № 040759 от 26. 04. 96. Подписано в печать 20. 08. 96. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 3, 5.

Тираж 1000 экз. Заказ № 3512

ГП «ИМАТОН» — 198005, Санкт-Петербург, Московский пр., 19

Отпечатано в типографии газеты «На страже Родины»

Госстандарт России ГП «ИМАТОН»

Михайлова (Алешина) Е.

Адаптация теста

Дж.ГИЛФОРДА и М. САЛЛИВЕНА

Руководство по использованию

Санкт-Петербург

1996

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необ­ходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (спо­собности предвидеть последствия поведения, аде­кватно отражать вербальную и невербальную экс­прессию поведения, понимать логику развития слож­ных ситуаций межличностного взаимодействия).

Методика является стандартизированным психоло­гическим тестом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в исполь­зовании. Она по праву считается одной из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть рекомендована в качестве эффективного инструмента при решении широкого круга прикладных задач.

ISBN 5-7822-0002-2 © ГП «ИМАТОН», 1996

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА» периодическое издание для практических психологов:

актуальные направления отечественной и зарубежной психологии;

— опыт применения психологии в различных сферах общественной практики;

— значимые события в жизни практических психологов;

— информация об учебных заведениях, осуществляющих подготовку психологов разного уровня;

— семинары, тренинги, курсы в крупных психологических центрах России;

— психологическая литература и методики.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ:психодиагностические тесты, психологические методики, компьютерные системы, фоно­граммы аудиовоздействия и т. п.

Вся продукция фирмы «ИМАТОН» разработана или адаптирована ведущими специалистами России, выполнена на высоком техническом уровне, снабжена подробными методическими руководствами и другими материалами, необходимыми для ее использования.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ в рамках про граммы «Инструментарий практического психолога»:

семинары по различным направлениям психологии с участием ведущих российских и зарубежных специалистов;

— выездные семинары по практической психодиагностике (инструментарий «ИМАТОН»).

Подробное описание продукции и услуг «ИМАТОН» представлено в КА­ТАЛОГЕ фирмы, который будет выслан бесплатно

по Вашему требова­нию. Газету Вы можете приобрести в редакции или регулярно получать ее по почте. По всем вопросам обращайтесь по адресу:

198005, Санкт-Петербург, Московский пр., 19,

Главный государственный центр единства измерений,

ГП «ИМАТОН»

Телефон: (812) -251-4461, (812) -259-5097

Факс (812) -259-9091

Введение

Перед Вами новая для русскоязычного читателя психодиа­гностическая методика, которая уже более тридцати лет широко применяется как у себя на родине — в Америке, — так и в евро­пейских странах. Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различ­ных аспектов одного из наиболее интересных психических фе­номенов — социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии).

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» [27]. Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социаль­ный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, про­дуктом которого является социальное приспособление, а не глу­бина понимания [15].

И наконец, в 60-е годы Дж. Гилфорд, создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рас­сматривал его как систему интеллектуальных способностей, не­зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Поэтому в данном руковод­стве значительное внимание уделено описанию этой модели как теоретической основы построения методики.

В отечественной психологии понятие «социальный интел­лект» было введено Ю. Н. Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интел-

3

лектом, понимая под этим устойчивую, основан­ную на специфике мыслительных процессов, аффективного реа­гирования и социального

опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозиро­вать межличностные события» [З].

Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживается на многочисленных примерах, когда люди, отли­чающиеся высокими достижениями в изучении явлений матери­ального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентиро­ванный интеллект), оказываются беспомощными в области меж­личностных отношений.

Методика исследования социального интеллекта вносит за­метный вклад в преодоление существующей диспропорции между большим количеством традиционных тестов интеллекта и недостатком методик для диагностики способностей к межлич­ностному познанию.

Предлагаемый адаптированный вариант тестовой батареи базируется на результатах французской адаптации, обобщенных в руководстве Парижского центра прикладной психологии 1977 года [23].

По сравнению с французским руководством, в данной рабо­те существенно расширен раздел о теоретических основах по­строения методики, дополнены разделы о надежности и валид­ности, внесены некоторые коррективы в процедуру проведения в соответствии со спецификой отечественных социокультурных условий. Приводятся результаты стандартизации методики на российской выборке. Расширены интерпретационные возмож­ности теста, впервые предпринята попытка интерпретации выде­ленных профилей структуры социального интеллекта. Описаны диагностические возможности теста для прогноза успешности педагогической деятельности и для оценки коммуникативной компетентности учителей.

К несомненным достоинствам методики относятся:

studfile.net

misi — Психологическая диагностика


 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                     Исследование социального интеллекта                    
                         (Дж. Гилфорд, М. Салливен).                        
 
      Социальный интеллект является профессионально  важным  качеством  для 
 профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность де- 
 ятельности педагогов, психологов, психотерапевтов,  журналистов,  менедже- 
 ров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.                
      Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.     
      Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых  тетрадей. 
 Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале  и  один 
 субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Вре- 
 мя проведения субтестов ограничено.                                        
      Процедура тестирования.                                               
      В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение 
 полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны  индиви- 
 дуальный и групповой варианты тестирования.                                
      При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются  в 
 порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации  авторов  методики  не 
 являются непреложными.                                                     
      Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6  минут 
 (1 субтест - "Истории с завершением"), 7 минут (2 субтест -  "Группы  экс- 
 прессии"), 5 минут (3 субтест - "Вербальная экспрессия"), 10 минут (4 суб- 
 тест - "Истории с дополнениями"). Общее время  тестирования,  включая  ин-

www.sites.google.com

Методика исследования социального интеллекта

Определение 1

Социальный интеллект является способностью верно понимать человеческое поведение. Данная способность является необходимой для эффективного межличностного взаимного действия и успешной адаптации в социуме.

Сущность методики исследования социального интеллекта

Метод исследования социального интеллекта М. Салливена и Дж. Гилфорда дает возможность измерить как совокупный уровень социального интеллекта, так и частные способности понимания поведения (способности предвидения последствий поведения, адекватного отражения невербальной и вербальной экспрессии поведения, понимания логики развития сложных ситуаций взаимодействия между личностью).

Метод является стандартизированным психологическим тестом, имеющим четкий алгоритм интерпретации и проведения, в связи с этим он весьма прост в использовании. Он по праву признается одним из лучших в психодиагностической мировой практике, может рекомендоваться как эффективный инструмент для разрешения широчайшего круга прикладных задач.

Данная психодиагностическая методика уже свыше тридцати лет широко используется как у себя на родине — в Америке, — так и в европейских государствах. Метод является батареей стандартизированных тестов, которые направлены на диагностику разнообразных аспектов одного из наиболее интересных феноменов психики — социального интеллекта (способности понимать и прогнозировать людское поведение в различных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональное состояние человека по вербальной и невербальной экспрессии).

Замечание 1

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для определения «дальновидности межличностных отношений».

Множество известных психологов внесли собственную лепту в интерпретацию данного понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связал социальный интеллект со способностью высказать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозируя вероятностные человеческие реакции. Социальный интеллект, согласно мнению Г. Оллпорта, — особенный «социальный дар», который обеспечивает гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособленчество, а не глубины понимания.

И, наконец, в 60-е годы Дж. Гилфорд, автор первого надежного теста по измерению социального интеллекта, рассматривал его в форме системы интеллектуальных способностей, не имеющих зависимости от фактора общего интеллекта и связываемых, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерить социальный интеллект вышла из общей модели интеллектуальной структуры Дж. Гилфорда. В связи с этим в этом руководстве значимое внимание уделяется описанию этой модели в образе теоретической основы строения методики.

В российской психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю. Н. Емельяновым:

Определение 2

Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида называют его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, базирующуюся на специфике мыслительных процессов, аффективных реакций и социального опыта способность понимания самого себя, а также иных людей, их взаимных отношений и прогнозирования межличностных событий.

Значение этой стороны психики с особенной наглядностью обнаружено на множестве примеров, когда люди, которые отличаются высочайшими достижениями по изучению явлений материального мира (обладающие высоким общим предметно-ориентированным интеллектом), оказываются беспомощными в сфере отношений между личностями.

Метод исследования социального интеллекта вносит заметный вклад в преодоление существенной диспропорции меж большой численностью традиционных тестов интеллекта и недостатком методов по диагностике способностей межличностного познания.

Методика включает четыре субтеста, из них три сформированы на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты могут диагностировать четыре способности в структуре социального интеллекта: познание систем, классов, преобразований и итогов поведения. Два субтеста собственной факторной структуре содержат также второстепенные вопросы, которые касаются способности понимания элементов и отношений поведения.

Особенности методики

Предлагаемая адаптированная вариация тестовой батареи базирована на результатах французской апробации, которые обобщены руководством Парижского центра прикладной психологии 1977 года.

В сравнении с французским руководством, в этом труде существенно расширен раздел, касающийся теоретических основ строения методики, дополняются разделы валидности и надежности, вносятся некоторые коррективы в процедуру ведения согласно специфике отечественных социологических культурных условий. Приведены итоги стандартизации методики на выборке России. Расширяются интерпретационные возможности теста, первоначально предпринята попытка интерпретации выделенных профилей структуры интеллекта социума. Описываются диагностические возможности теста для прогнозирования успешности деятельности в педагогике и для оценки коммуникативной компетентности учителей.

Достоинства методики

К достоинствам методики относятся:

  1. Легкость, оперативность и экономичность в процедуре проведения.
  2. Качественный, вызывающий интерес у обследуемых стимулирующий материал, который допускает также дидактическое применение на практических занятиях и семинарах по психологии общения, при проведении группировок социально-психологического тренинга.
  3. Существование стандартизированных нормативов.
  4. Высокие характеристики психометрии (валидность, надежность).
  5. Широчайшая область применения.
  6. Возможность использовать в широчайшем возрастном диапазоне, начиная с девяти лет.

Появление первого российского варианта адаптации теста Дж. Гилфорда и М. Салливена является плодом десятилетней работы специалистов в сфере исследований рефлексивных и коммуникативных способностей личности и их осуществления в профессиональной области.

spravochnick.ru

2. Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла)

скачать 2. Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Холла)

Методика состоит из 30 утверждений и позволяет выявить слагаемые социального интеллекта, который является важнейшим условием полноценного профессионального и личностного развития человека («Самосознание», «Саморегуляция», «Эмпатия», «Коммуникабельность», «Самомотивация»). Достоверность методики зависит от уровня самооценки и самопонимания.

Инструкция. Если высказывание отражает ваше отношение к себе, людям и событиям — поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус.


1

6

11

16

21

26

2

7

12

17

22

27

3

8

13

18

23

28

4

9

14

19

24

29

5

10

15

20

25

30

1. Для меня дороги как отрицательные, так и положительные эмоции в своей жизни.

2. Когда я испытываю давление со стороны, то обычно сопротивляюсь.

3. Я обычно терпеливо выслушиваю других людей, иногда в ущерб своим интересам.

4. В общественных местах или транспорте я с интересом рассматриваю незнакомых людей.

5. Когда я занимаюсь любимым делом, все остальное отходит на второй план.

6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что мне нужно изменить в своей жизни.

7. Я отслеживаю свои эмоциональные реакции.

8. Мне легко понять переживания даже незнакомых людей.

9. Мне нравится работа, связанная с интенсивным общением.

10. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

11. Мне интересно наблюдать изменение своего эмоционального состояния.

12. Если меня что-то расстроило, я быстро прихожу в себя.

13. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они их стараются скрыть.

14. Мне нетрудно попросить незнакомого человека о помощи.

15. Когда я берусь за новое дело, я не сомневаюсь в его успехе.

16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживания, чтобы понять их причину.

17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях.

18. Я чувствую настроение человека по выражению его лица.

19. Обычно я чувствую себя комфортно даже в компании незнакомых людей.

20. Профессиональная успешность во многом зависит от отношения человека к своей работе.

21. Знание своих истинных чувств необходимо мне для поддержания «хорошей формы».

22. Я обычно быстро прихожу в себя после неожиданного огорчения.

23. Я замечаю зависимость своего настроения от настроения окружающих меня людей.

24. В долгой дороге мне интереснее общаться с попутчиками, чем читать книгу.

25. Препятствия на пути к цели делают меня сильнее.

26. Люди, осознающие свои чувства, лучше управляют своей жизнью.

27. Я могу влиять на свое настроение.

28. Я обычно внимательно отношусь к просьбам незнакомых людей о помощи.

29. У меня много друзей, которые всегда поддержат меня в сложной ситуации.

30. Я хотел (а) бы работать не только из-за денег.

Подсчитайте число плюсов в каждой строке и запишите полученные числа в последних строчках.

Первая строка — «Самосознание», вторая — «Саморегуляция», третья — «Эмпатия», четвертая — «Навыки взаимодействия», пятая — «Самомотивация».

Обработка теста заключается в подсчете плюсов в каждой строке: 0–2 балла — низкий уровень; 3–4 — средний уровень; 5–6 — высокий уровень выраженности качества.

Самосознание — способность осознавать свои эмоции, мотивы и потребности.

Высокий (5–6) уровень самосознания означает способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, дающую возможность прогнозировать успешность в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Средний (3–4) уровень самосознания означает недостаточно сформированную способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, затрудняющую профессиональное и личностное развития.

Низкий (0–2 балла) уровень самосознания означает несформированную способность осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, осложняющую работу, связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Саморегуляция — способность управлять своими эмоциями.

Высокий (5–6) уровень самоконтроля позволяет людям контролировать свое эмоциональное состояние, что является профессионально важным качеством в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Средний (3–4) уровень самоконтроля означает недостаточную способность управлять своими эмоциями, затрудняющую профессиональную и социальную адаптацию человека.

Низкий (0–2 балла) уровень самоконтроля может проявляться в виде эмоциональной неустойчивости, тревожности, утомляемости, осложняя профессиональную деятельность, связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Эмпатия — умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Высокий (5–6) уровень эмпатии является профессионально важным качеством для профессий, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Средний (3–4) уровень эмпатии может осложнять профессиональную деятельность в сферах, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Низкий (0–2) уровень эмпатии свидетельствует о слабой способности понимать чувства, мотивы и потребности других людей и может препятствовать эффективному выполнению работы, связанной с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Навыки взаимодействия — доброжелательный интерес к людям, готовность к сотрудничеству.

Высокий (5–6) уровень способствует эффективному взаимодействию с другими людьми и является профессионально важным качеством для профессий, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Средний (3–4) уровень может осложнять деятельность, связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Низкий (0–2) уровень затрудняет работу, связанную с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Самомотивация — способность ставить перед собой цели и достигать их.

Высокий (5–6) уровень самомотивации способствует достижению поставленных целей и позволяет прогнозировать профессиональную успешность в различных сферах.

Средний (3–4) уровень самомотивации может осложнять профессиональную деятельность.

Низкий (0–2) уровень самомотивации может негативно влиять на профессиональную успешность в различных сферах.


3. Поведение в конфликте (модификация методики Томаса)

Инструкция. Этот тест помогает увидеть некоторые особенности своего поведения в конфликтных ситуациях. Как часто вы ведете себя подобным образом? (1 — никогда, 2 — редко, 3 — часто, 4 — постоянно).


1. В споре с коллегами я стремлюсь показать преимущества своей позиции

1

2

3

4

2. Я веду переговоры с целью достичь компромисса

1

2

3

4

3. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег

1

2

3

4

4. Я стараюсь исследовать проблему вместе с коллегами и найти приемлемое для всех решение

1

2

3

4

5. Я настойчиво отстаиваю свою позицию

1

2

3

4

6. Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения

1

2

3

4

7. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы

1

2

3

4

8. Я в чем-то уступаю, но в чем-то твердо настаиваю при решении проблемы

1

2

3

4

9. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с коллегами в решении проблем

1

2

3

4

10. Я избегаю открытых дискуссий по поводу разногласий

1

2

3

4

11. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям коллег

1

2

3

4

12. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению

1

2

3

4

13. Я предлагаю выбирать среднюю позицию для преодоления разногласий

1

2

3

4

14. Обычно я соглашаюсь с предложениями коллег

1

2

3

4

15. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций

1

2

3

4

Подсчитайте сумму баллов по каждой из пяти групп:

1-я группа (сотрудничество) — строки 4, 9, 12;

2-я группа (приспособление) — строки 3, 11, 14;

3-я группа (соперничество) — строки 1, 5, 7;

4-я группа (избегание) — 6, 10, 15;

5-я группа (компромисс) — 2, 8, 13

10–12 баллов — ярко выраженная стратегия поведения в конфликтной ситуации.

7–9 баллов — преобладающая стратегия поведения в конфликтной ситуации.

3–6 баллов — не характерная стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Сотрудничество, или кооперация поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Эта стратегия считается самой эффективной, т.к. укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

Приспособление — принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.

Конкуренция, или соперничество — стремление добиться преимуществ за счет другого. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Избегание — уклонение от принятия решений. Хотя при этом сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.

Компромисс поиск решения, которое частично устраивает обе стороны.

При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. При компромиссе каждая стороны получает небольшую выгоду. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

4. Определение уровня тревожности

Методика направлена на выявление уровня тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми. Методика состоит из 20 утверждений, выявляющих уровень тревожности.
Инструкция. Прочитайте утверждения и ответьте «да» или «нет».


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

  1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.

  2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.

  3. В школе я чувствую себя неуютно.

  4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.

  5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.

  6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.

  7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.

  8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.

  9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.

  10. Я болезненно реагирую на критические замечания.

  11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.

  12. Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете.

  13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.

  14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.

  15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.

  16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.

  17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.

  18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.

  19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.

  20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.

Обработка результатов

Подсчитайте количество положительных ответов.

0–6 — низкий уровень тревожности. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с людьми и ваши успехи или неуспехи в школе. Возможно, все в вашей жизни складывается так хорошо, что вас даже не беспокоят эти вопросы. Или природа наградила вас темпераментом, который позволяет невозмутимо воспринимать укусы и удары судьбы. Вам можно позавидовать. Главное, чтобы ваша эмоциональная броня не мешала вам общаться с людьми. Третий вариант: проблемы есть, но вы делаете вид, что их нет.

Люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются в нужный момент неподготовленными. Обычно у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований, которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что способны.

7–13 — средний уровень тревожности. Умеренный уровень тревожности оказывает на человека стимулирующее действие. Однако вам следует учитывать, что ваше внутреннее состояние неустойчиво и зависит от влияния внешних факторов — успеха или неуспеха в делах, отношений с близкими людьми, здоровья.

14–20 — высокий уровень тревожности. Вероятно, вы часто испытываете нервное перенапряжение. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Не стремитесь к общению с большим числом людей.

Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА МЫШЛЕНИЯ

(модификация методики Г.С. Никифорова)

Если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных. Наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания — мышление.

Художник Сэмюэль Морзе в 1832 году возвращался в Америку из Европы, где с успехом прошла выставка его картин. Морской путь занимал более месяца. Попутчиками Морзе оказались физики. Наслушавшись их разговоров, Морзе, которому неизвестны были даже азы физики, высказал мысль, что в основу системы передачи информации могут быть положены комбинации сигналов. Вернувшись домой, художник забрасывает живопись и занимается изобретением устройства, которое назовут телеграфом.

Его демонстрация состоялась в сентябре 1837 года в Нью-Йоркском университете. А через пять лет Морзе получает правительственный заказ на строительство 40-мильной телеграфной линии Балтимор — Вашингтон. Сначала Морзе хотел прокладывать провод в земле, но это было сложно и дорого, поэтому он решил заменить подземный кабель более экономичной и надежной воздушной линией. Вместо изоляторов на столбах он использовал бутылки. Сейчас поверхность Земли покрывают миллионы километров воздушных телеграфных линий1.


  • Какие качества помогли Морзе сделать его открытие?

Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.

Методика состоит из 32 утверждений и позволяет узнать ведущий тип мышления (предметно-действенный, абстрактно-символический, словесно-логический или наглядно-образный), то есть индивидуальный способ преобразования информации. Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Инструкция. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, в бланке рядом с номером поставьте плюс, если нет — минус.
Бланк


1

5

9

13

17

21

25

29

П-Д

2

6

10

14

18

22

26

30

А-С

3

7

11

15

19

23

27

31

С-Л

4

8

12

16

20

24

28

32

Н-О

Высказывания


  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

  2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

  3. Я люблю читать книги.

  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

  5. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

  6. Я люблю играть в шахматы.

  7. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

  8. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

  9. Мне нравится все делать своими руками.

  10. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

  11. Я придаю большое значение сказанному слову.

  12. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

  13. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

  14. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

  15. Мне интересна работа ведущего теле-, радиопрограмм, журналиста.

  16. Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.

  17. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

  18. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

  19. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

  20. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

  21. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

  22. Я понимаю красоту математических формул.

  23. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

  24. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

  25. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

  26. Мне интересно было бы расшифровать тайные знаки.

  27. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

  28. Я понимаю красоту природы и искусства.

  29. Мне нравится работа, требующая физической активности.

  30. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

  31. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

  32. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строчек и запишите это число в клетках с буквами П-Д, А-С, С-Л, Н-О. Чем выше балл, тем ярче выражен тип мышления (0–2 балла — слабая выраженность, 3–5 — средняя, 6–8 — высокая).

Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление развито у спортсменов, танцоров, артистов.

Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые, которым легко усваивать информацию в виде знаков, кодов и формул, которые нельзя потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с хорошим речевым развитием. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению руководители, политики, ученые, переводчики, преподаватели, писатели, журналисты формулируют свои мысли и доносят их до людей.

Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Мышление, сочетающее выраженные признаки нескольких типов, называется синтетическим.


скачать

nenuda.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

В настоящее время важной для адаптации и интеграции человека в обществе является сформированность у него социального интеллекта. Ребенку социальный интеллект позволяет адекватно понимать эмоциональное состояние и личностные особенности окружающих, устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, рационально разрешать возникающие конфликты, корректно взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.Одной из особенностей младшего школьного возраста является интенсивное развитие интеллектуальных способностей личности, изменение уровня межличностных взаимодействий, представлений ребёнка о личности и социальном поведении. В этом возрасте существует потребность в развитии позитивной социальной гибкости, позволяющей ребенку чувствовать себя более уверенно в постоянно меняющихся условиях социальной среды. Но в настоящий момент в психологии не достаточно работ, посвященных исследованию социального интеллекта младших школьников. Следовательно, выбранная нами тема является актуальной.

В зарубежной психологии Э. Торндайк в 1920 году впервые употребил понятие «социальный интеллект», обозначив им дальновидность в межличностных отношениях и приравняв его к способности мудро поступать в человеческих отношениях [1]. Г. Оллпорт понимает социальный интеллект как способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях [2]. В отечественной психологии термин «социальный интеллект» первой рассмотрела М.И. Бобнева. Она считает, что социальный интеллект – это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Таким образом, социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности [3].

Проанализировав работы отечественных и зарубежных психологов, мы убедились, чтоб существуют варианты выделения компонентов социального интеллекта, но есть несколько тенденций, которые объединяют подходы разных авторов. И зарубежные, и отечественные исследователи выделяют: когнитивный компонент (понимание других людей, их внутренних свойств и особенностей, умение анализировать свое поведение, умение анализировать и прогнозировать последствия своего поведения), эмоциональный (эмпатия), коммуникативный (техника общения, коммуникативно-личностный потенциал, способность и готовность работать совместно). На изучение развития этих компонентов в младшем школьном возрасте было направлено наше исследование.

Цель исследования состояла в том, чтобы установить уровень сформированности и проявления компонентов социального интеллекта в младшем школьном возрасте. Объектом исследования являлся социальный интеллект младших школьников. Его предметом – компоненты социального интеллекта и их проявление в младшем школьном возрасте. Для сбора данных были использованы следующие методы и методики: тестирование («Рисуночный тест фрустрации» С. Розенцвейга), «Методика изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний» Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой, методика «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена (в адаптации Е. Михайловой (Алешиной)). Базой исследования стало Муниципальное учреждение дополнительного образования детей и подростков «Детско-юношеский центр «Гелиос» г. Ковров. Исследуемая группа включала 15 девочек детского клуба по месту жительства «Белые крылья» МУ ДОД ДЮЦ «Гелиос» г. Ковров в возрасте 8-11 лет, обучающихся во 2-4 классах.

С помощью «Методики изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний» Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой, мы установили, что у 87 % (13 человек) испытуемых выражен средний уровень эмпатии. Высокий уровень эмпатии присутствует лишь у 13 % (2 человека) учащихся.

Младшие школьники со средним уровнем эмпатии (87 %) способны к адекватному распознаванию и называнию эмоционального состояния персонажа картинки, однако они не выделяют причин этого состояния. В процессе распознавания эмоциональных состояний они ориентируются не только на свой опыт, но и на экспрессивные характеристики персонажей картинок – выражение лица, позы. Воспитанники с высоким уровнем эмпатии (13 %) способны адекватно распознавать и правильно называть эмоциональное состояние персонажа, могут назвать причины выделенного состояния, т.е. связать его с поведением других участников события. Кроме того, они способны к дифференциации близких по характеру переживаний.

С учетом результатов, полученных по этой методике, в формирующую программуцелесообразно включать занятия,направленные на изучение эмоций, умению их различать, а так же — на развитие эмпатии младших школьников.

При анализе результатов по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект» мы использовали сырые баллы, т.к. нормативная таблица стандартных баллов предназначена для возрастной группы 18-55 лет.

По результатам Субтеста №1 «Истории с завершением» мы установили, что у 80 % испытуемых (12 человек) способности к познанию поведения находятся на среднем уровне, а у 20 % испытуемых (3 человека) – выше среднего уровня.

Воспитанники с оценками выше среднего уровня умеют прогнозировать последствия поведения. Они способны предугадывать поступки людей, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Так же они могут выстроить стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Воспитанники со средними оценками по субтесту понимают связь между поведением и его последствиями не очень хорошо. Они могут часто совершать ошибки, попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других.

Субтест №2 «Группы экспрессии» показал, что у 74 % младших школьников (11 человек) присутствует средний уровень способности к познанию поведения. У 13 % (2 человека) воспитанников выявлен уровень способности к познанию поведения ниже среднего, и так же у 13 % (2 человека) воспитанников — выше среднего.

Оценки выше среднего характеризуют испытуемых как людей способных верно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их, мимике, позам, жестам. Средние оценки показывают, что младшие школьники обращают внимание на невербальные реакции участников коммуникации. Воспитанники с низкими оценками по субтесту не очень хорошо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов. В общении они в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений, но могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.

Согласно результатам Субтеста №3 «Вербальная экспрессия», 77 % воспитанников (10 человек) имеютсредний уровеньспособности к познанию поведения, 20 % воспитанников (3 человека) – ниже среднего, 13 % воспитанников (2 человека) – выше среднего.

Младшие школьники с оценками по субтесту выше среднего обладают чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Воспитанники со средними оценками могут находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях. Младшие школьники с низкими оценками по субтесту не до конца распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Они часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Распределение результатов по Субтесту №4 «Истории с дополнением» следующее: средний уровень установлену 53 % воспитанников (8 человек), а уровень ниже среднего у 47 % воспитанников (7 человек).

Испытуемые со средними оценками анализируют сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Испытуемые с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и плохо адаптируются кразного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Сумма баллов по отдельным субтестам в этой методике называется композитной оценкой. По ее результатам воспитанники были разделены на две группы: 74 % (11 человек) испытуемых со средним уровнем развития способности к познанию поведения и 26 % (4 человека) испытуемых с уровнем развития способности к познанию поведения ниже среднего.

По результатам данного теста формирующая программа будет включать в себя занятия, направленные на изучение вербальных и невербальных способов общения, формирование умения их распознавать и правильно трактовать. Так же в программе будут занятия, посвященные формированию у воспитанников умения прогнозировать поведение людей.

Согласно результатам «Рисуночного теста фрустрации» С. Розенцвейга, y 67% испытуемых (10 человек) выражена экстрапунитивная направленность реакций (пример ответов: «Она сама виновата! Мы пошли»). У 20 % испытуемых (3 человека) — интрапунитивная направленность реакций (пример ответов: «Мне одной будет лучше»). 13 % испытуемых (2 человека) имеют импунитивную направленность реакции (пример ответов: «Я и не хочу к тебе идти»). При изучении типа реакций испытуемых было выявлено препятственно-доминантное поведение – 74 % младших школьников (11 человек) (пример ответов: «Ну и катайся!») и необходимо-упорствующее (разрешающее) поведение – 26 % младших школьников (4 человека) (пример ответов: «Я сама куплю куклу»).

Итак, младшие школьники исследуемой группы при возникновении конфликтной ситуации начинают порицать, упрекать, осуждать (пример ответов: «Почему ты не оставила последний кусочек мне?»). Также для данной группы характерно акцентирование внимания на препятствиях, вызывающих фрустрацию. Большинство испытуемых не могут спрогнозировать последствия сказанных ими тех или иных слов, выражений. Проявляя агрессивность, они не смогут завести друзей, следовательно, не смогут успешно адаптироваться в коллективе. В формирующей работе с ними необходимо проведение занятий направленных на формирование коммуникативной компетентности, умения работать в группах.

Таким образом, уровень развития компонентов социального интеллекта у большинства воспитанников находится на среднем уровне. Воспитанники с таким уровнем способны понимать поведение людей, но не могут извлечь максимум информации исходя из вербальных и невербальных проявлений, могут достаточно хорошо понимать язык невербального общения и прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах. Испытуемые с уровнем ниже среднего могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Исходя их всего выше сказанного, формирующая работа с такими воспитанниками будет направлена на развитие компонентов социального интеллекта:  когнитивного (понимание других людей, их внутренние свойства и особенности, умение анализировать свое подведение, умение анализировать и прогнозировать последствия своего поведения), эмоционального (эмпатия), коммуникативного (техника общения; коммуникативно-личностный потенциал; способность и готовность работать совместно).

 

Список литературы:

  1. Смирнова, Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности / Н.Л. Смирнова // Психологический журнал. — 1994. — №6. — С. 61-63
  2. Лунева, О.В. Социальный интеллект: история развития и основные модели [Текст] / О.В.Лунева. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. – 35 с.
  3. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. — М.,1979.

sibac.info

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (тус) Методика исследования социального интеллекта Методика «Интеллектуальная лабильность»

Целью данной методики является диагностика различных аспектов умственной деятельности человека в возрасте от 13 до 61 года.

Максимальные результаты по всем субтестам 20 баллов.:

Всего 9 субтестов: субтест №1 (ОС) проверяет осведомленность, субтест №2 (ИЛ) – исключение лишнего, субтест №3 (ПА) — поиск аналогий, субтест №4 (ОО) – определение общего, субтест №5 (АР) – арифметический, субтест№6 (О3) – определение закономерностей, субтест №7 (ГС) – геометрическое сложение, субтест №8 (ПВ) – пространственное воображение, субтест №9 (З) – запоминание.

Субтест 1 (ОС) — «Логический отбор» — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных в качестве ответа слов.

Субтест 2 (ИЛ)- «Определение черт» — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В заданиях предлагается пять слов, из которых четыре имеют общую смысловую связь, а одно такой связи не имеет. В качестве ответа необходимо указать это слово.

Субтест 3(ПА) — «Аналогия» — анализ комбинаторных способностей, то есть умения строить аналогии. В заданиях необходимо установить связь, аналогичную той, которая существует между парой предложенных слов.

Субтест 4(ОО) — «Классификация» — оценка способности выносить суждения. В заданиях этого типа испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.

Субтест 5(АР) — «Задания на счет» — оценка уровня развития практического мышления. Состоит из 20 арифметических задач.

Субтест 6(ОЗ) — «Ряды чисел» — анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами. В заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его.

Субтест 7(ГС) — «Выбор фигуры» — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Задания состоят из разделенных на части геометрических фигур. В качестве ответа необходимо указать фигуру, которая соответствует фигуре — заданию.

Субтест 8(ПВ) — «Задания с кубиками» — исследование того же, что и в субтесте 7, но при оперировании пространственными фигурами. Задания состоят из отдельных кубиков, имеющих различные пометки на гранях. Эти кубики — задания необходимо идентифицировать с кубиками — ответами.

Субтест 9 (З) — «Задание на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное». В заданиях необходимо запомнить слова, соединенные в группы. После этого эти слова предлагаются в качестве заданий и необходимо вспомнить, в какую из групп они входят.

После этого проводится обработка (в баллах по шкалам). Субтесты 1,2,3,4 и 9 позволяют оценить развитость гуманитарных способностей; субтесты 5,6,7 и 8 — естественно-научных; субтесты 7,8 — технических, а субтесты 5 и 6 — математических способностей.

После подсчета баллов по каждому субтесту полученные значения переводятся в нормированные баллы по специальной таблице. Общая сумма баллов по всем субтестам также переводится в нормированные баллы с учетом возраста.

На основе этих данных строится график, который помогает нагляднее представить, с каким из видов заданий испытуемый справился лучше, а с каким хуже.

На основании полученных данных проводится интерпретация результатов. Известно, что тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.

Общий уровень интеллекта.

На основе итоговой оценки, которая получилась путем сложения баллов по каждому субтесту и переводу в стандартный показатель, можно сделать вывод об общем уровне интеллекта.

Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу.

Если в вербальных субтестах (ОС, ИЛ, ПА, ОО, З) испытуемый набрал высокое число баллов (а данные виды субтестов требуют способностей в оперировании символами), то можно предположить, что у испытуемого превалирует вербальный интеллект, следовательно, он должен быть ориентирован на общественные науки или на изучение иностранных языков. Испытуемый в большей степени должен интересоваться такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и соответствующий вид мышления.

Данные по математическим субтестам АР и ОЗ могут говорит о наличии или отсутствии у испытуемого «математической одаренности».

Субтесты на пространственное воображение (ГС и ПВ) выявляют наличие или отсутствие у испытуемого технической и научно-естественной одаренности.

Если испытуемый показал лучшую результативность в тестах ОС и ПА, чем в тестах ИЛ и ОО, то можно говорить о наличии практической одаренности в большей степени, чем теоретической.

Интерпретация результативности по отдельным субтестам.

Субтест ОС (осведомленность) Изветно, что для успешного выполнения данного субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Поэтому можно сказать, обладает ли испытуемый достаточным относительно простым набором сведений из различных областей: географии, истории, биологии и так далее.

Субтест ИЛ (исключение лишнего) несет знания об умении испытуемго сравнивать предметы между собой. Результаты по данному субтесту позволяют предположить, как испытуемый умеет переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному. Способен ли он хорошо выделять общие признаки предмета и их свойства.

Результаты субтеста ПА (поиск аналогий) говорят об уровне развития операций обобщенияи об уровне развития словесно-логического мышления. Можно говорить о быстроте и сообразительности человека.

Субтест ОО (определение общего) диагностирует уровень развития операции абстрагирования. Достаточно большое количество баллов по данному субтесту позволяет говорить о наличии хороших способностей к абстрагированию и наоборот. По результатам данного субтеста можно сделать вывод о том, имеет ли испытуемый хороший словарный запас и широкий кругозор.

Результаты субтеста З (запоминание) позволяют говорить о высоком или низком уровне развития кратковременной памяти у испытуемого.

Данные по субтесту АР (арифметический) свидетельствуют о способности человека к математическому анализу и синтезу, математическому обобщению, а так же о наличии практических математических способностей.

Субтест ОЗ (определение закономерностей) позволяет судить о теоретических математических способностях.

Результаты субтеста ГС (геометрическое сложение) могут говорить о наличии либо отсутствии у испытуемого особого вида логики, при которой схватывание наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями. От него зависят успехи в технической деятельности. А так же уровень развития пространственного мышления.

Субтест ПВ (пространственное воображение) предъявляет высокие требования к развитию пространственного воображения и наглядно-действенного мышления.

7.Методика исследования социального интеллекта

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа «человек-человек» и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест — на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

Процедура тестирования

В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не являются непреложными.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут (1 субтест — «Истории с завершением»), 7 минут (2 субтест — «Группы экспрессии»), 5 минут (3 субтест — «Вербальная экспрессия»), 10 минут (4 субтест — «Истории с дополнениями»). Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Правила тестирования

1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного субтеста.

2. Убеждаться каждый раз, что обследуемые правильно поняли инструкцию к субтестам.

3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведений о Барни и Фердинанде — действующих лицах первого и последнего субтестов.

4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее типичное поведение персонажей в данной ситуации, исключая оригинальные и юмористические трактовки.

mirznanii.com

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (тус) Методика исследования социального интеллекта Методика «Интеллектуальная лабильность» (стр. 1 из 19)

ИНСТИУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Курсовая работа

№ 2

на тему :

ИНТЕЛЛЕКТ

Методики исследования интеллекта

Выполнила

Рунова О.Б.

факультет: психологический

Преподаватель

________________________

Оценка: _______

г. Москва

2006 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………..2

Глава 1.

I. Кратко об истории возникновения понятия интеллекта в психологии………………………………..4

II. Подходы к изучению интеллекта………………………………………………………………………..6

III. Коэффициент интеллекта (IQ) ………………………………………………………………………..18

IV. Креативность и ее связь с интеллектом……………………………………………………….………21

Глава 2.

V. Методики исследования интеллекта….………………………………………………………………..23

1. Тесты Стенфорд-Бинэ …………………………………………………………………………………..23

2. Тест Векслера……………………………………………………………………………………………24

3. Тест Айзенка……………………………………………………………………………………………..25

4. Прогрессивные матрицы Равена……………………………………………………………………….26

5. Тест Кеттела/Культурно-свободный тест интеллекта (CFIT)……………………………………..…28

6. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)………………………………………………………29

7. Методика исследования социального интеллекта…………………………………………………….30

8. Методика « Интеллектуальная лабильность» …………………………………………………………35

9. Корректурная таблица Бентона…………………………………………………………………………36

10. Краткий отборочный тест ( КОТ) на интеллект (под редакцией Бузина Н.В.)……………………39

11. Краткий ориентировочный тест (КОТ-2) (адаптация Пахомовым теста Вандерлинка)…………. 44

VI. Вывод……………………………………………………………………………………………………46

Список литературы ……..…………………………………………………………………………………47

«Интеллект. Методики исследования интеллекта.»

Введение.

В наше время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.

В конце XIX в. психологию проникают и быстро завоевывают популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий.

При исследовании процесса мышления наименее критичными оказались эксперименты, в которых сопоставляли результаты мыслительных операций людей с высоким и низким интеллектом.

Рассматривая интеллект – как некий уровень умственного и социального развития человека, который способствует его быстрой адаптации к изменяющимся жизненным условиям и ситуациям, влияя на скорость и правильность принятия решений в рамках ограничений наложенных социумом, можно предположить наличие некоторой связи уровня общего интеллекта и имеющимися у человека определенными, чаще всего неосознаваемыми, планами жизни – жизненными сценариями.

Сегодня в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем психологической адаптации или же психических расстройств. У кого не обнаруживается названных нарушений, те часто демонстрируют зависимость от психически активных веществ.

К сожалению, жизнь нашего общества сегодня трудно представить без алкоголя, табака. Все более властно заявляют о себе наркотики. «Когда у человека не выявляется психологических проблем психической адаптации или зависимостей от психически активных веществ, важно измерить его интеллект. И если результаты измерения интеллекта показывают норму, можно говорить о человеке, составляющем счастливое исключение из жестких правил нашего бытия», — так считает профессор, президент психотерапевтической лиги В.В. Макаров.

Можно предположить, что люди с низким интеллектом чаще испытывают проблемы в психологической адаптации и неохотно расстаются со своими сценариями, что так же может завести человека в безвыходную ситуацию.

Семьдесят лет наша страна упорно строила коммунизм. Несколько поколений людей в нашей стране были запуганы, зажаты, зачарованы и заморожены одним, признанным единственно правильным, взглядом на вещи, на жизнь, на себя и других людей. И это приводило в тупик.

Три или даже четыре поколения жителей нашей страны жили в советскую эпоху, эти люди стали носителями особого мировоззрения, занявшее прочное место в сознании и бессознательном.

В наше время они живут в иной реальности или даже в иных реальностях, резко отличающихся от советских. Сегодня от людей требуется способность быстро адаптироваться к окружающим изменениям и умение быстро действовать.

Противоречия сложившихся жизненных приоритетов и все возрастающих требований социальной жизни приводят к психологической нестабильности, к психосоматическим, психическим и наркологическим расстройствам.

Все вышесказанное привело к повышенному интересу в нашей стране к различным психодиагностическим методикам по исследованию интеллекта.

В настоящее время, благодаря трудам Б.Г. Анохина, Т.А. Голубовой, Н.А. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубенштейна, В.Д. Шадрикова, В.Н. Дружинина и др., проблему способностей можно отнести к числу наиболее подробно исследованных в психологии. Но, с другой стороны, эта проблема является одной из наиболее противоречивых в дифференциальной психологии. Очень важно при исследовании подобрать правильную подходящую методику, а для этого требуются глубокие знания различных подходов как к самому понятию интеллекта, так и к его исследованию.

Важность исследования умственных способностей человека сегодня признана во всем мире и бурно прогрессирует, поэтому выбранную мною тему курсовой работы «Интеллект. Методики исследования интеллекта» считаю актуальной для нашего времени.

Объектом данного исследования являются методики исследования интеллекта.

Предметом исследования являются различные теории современной психодиагностики интеллекта.

Целью данного исследования является изучение различных подходов к исследованию интеллекта и подбор методик по проведению данных исследований.

Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. В процессе теоретического исследования проанализировать литературу на предмет понятие интеллекта.

2. Подобрать методики исследования интеллекта.

Глава 1.

I.КРАТКО ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ ИНТЕЛЛЕКТ В ПСИХОЛОГИИ.

Всякий умный человек знает, что такое интеллект… Это то, чего нет у других!

(Me Nemar, 1964).

Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект — черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагиро­вания на внешние стимулы.

Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.

В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологи­чески и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин.

В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более «психологич­ных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах опреде­лялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия опреде­ленных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кэттелл определил параметры реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например, что среднее время восприятия звука составляет около 0,1 секунды, а среднее время реакции на тот же звук примерно 0,2 секунды. Особенно важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представив эти данные графически, Кэттелл получил колоколообразную кривую, сходную с кривыми распределения некото­рых физических или химических показателей.

Представления, сформировавшиеся в результате двух этих разнооб­разных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция челове­ческого разума, продержавшаяся в течение многих лет.

В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффектив­ности служило время, затраченное испытуемым на решение предложен­ных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.

Колоколообразное распределение времени реакции, полученное Кэттеллом, было использовано для оценки интеллекта с помощью раз­личных тестов и для выяснения вопроса о том, как распределяется уровень интеллекта среди населения. При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую — «сверходаренные». И, наконец, периодически всплывало представление о том, что ‘ интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в ос­новном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *