Лурия психолог: Деятельность Александра Романовича Лурия в годы Великой Отечественной войны

Лурия Александр Романович — Психологическая газета

Доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук РСФСР и Академии педагогических наук СССР.

Иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики. Почетный член ряда зарубежных психологических обществ: британского, французского, швейцарского, испанского. Почетный доктор университетов Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия).

Патриарх российской психологии (Профессиональные итоги XX столетия, 2000).

В 1921 г. окончил Казанский университет, в 1937 г. — 1-й Московский медицинский институт.

В 1921-1934 гг. вел научные исследования и преподавал в Казани, Москве, Харькове.

В 1922-1930 гг. — член Русского психоаналитического общества.

В 1931-1934 гг. руководил Сектором психологии Украинской психоневрологической академии в Харькове.

С 1933 г. работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы: Медико-биологическом институте (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзном институте экспериментальной медицины, Московском государственном педагогическом дефектологическом институте, Научно-практическом институте специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (в 1929-1934 гг. — Экспериментальный дефектологический институт), Институте нейрохирургии имени академика Н.Н. Бурденко.

Во время ВОВ, до конца 1944 г., руководил крупным нейрохирургическим эвакогоспиталем в Челябинской области.

С конца 1944 г. — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко.

С 1945 г. — профессор, в 1966-1977 гг. — заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

Внёс важный вклад в развитие различных областей психологии, таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

В 1930-х гг. фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских гештальт-психологов.

А.Р. Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Один из основателей нейропсихологии. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения — в годы войны Лурия и группа его сотрудников организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Основные публикации:

  • Психоанализ как система монической психологии. М., 1925 (в сборнике «Психология и марксизм»)
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. М., 1927
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. М., 1930 (в соавт. с Л.С. Выготским)
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. М., 1940
  • Травматическая афазия. М., 1947
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948
  • Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М., 1956 (в соавт. с Ф.Я. Юдович)
  • Умственно отсталый ребёнок. М., 1960
  • Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. М., 1963; Т. 2. М., 1970
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966
  • Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М., 1968, 2019
  • Психология как историческая наука. 1971
  • Основы нейропсихологии. M., 1973
  • Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974
  • Нейропсихология памяти. Т. 1. М., 1974; Т. 2. М., 1976
  • Основные проблемы нейролингвистики. М., 1976
  • Язык и сознание. М., 1979
  • Потерянный и возвращённый мир
  • Культурные различия и интеллектуальная деятельность
  • Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М., 2001
  • Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. М., 2002
  • Лекции по общей психологии. СПб, 2007
  • Психологическое наследие. М., 2003

Награды:

  • Орден Трудового Красного Знамени за научно-практическую работу в годы войны
  • лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени за труды по нейропсихологии (1967)

Информация о НИЦ детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия

Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия. Позвольте познакомить Вас с информацией о нашем психологическом Центре. Возможно, она поможет Вам сделать правильный выбор.

Центр детской нейропсихологии был создан в 1999 году. Сейчас у нас работают более сорока квалифицированных специалистов: нейро-психологов, психологов — специалистов по раннему развитию, нейролингвистов, детских и семейных психотерапевтов, логопедов и др., из них 1 доктор психологических наук и 4 кандидата психологических наук.

Центр детской нейропсихологии имеет четыре отделения в разных районах Москвы, что позволяет детям  заниматься недалеко от дома.

Многим известно любимое высказывание Александра Романовича Лурия, что нет ничего практичнее хорошей теории. Наш детский психологический Центр в Москве является моделью практического применения разработок отечественной психологии, и в первую очередь, идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского в практику нейропсихологической диагностики и коррекции трудностей обучения и поведения детей.

Комплексность подхода обеспечивается сочетанием на каждом занятии индивидуальных и групповых методов когнитивной, двигательной, эмоционально — личностной коррекции и телесно-ориентированной терапии.

Одной из форм работы в нашем детском психологическом Центре являются занятия в диадах. Проведение занятий в диадах уникально, так как сочетает плюсы группового занятия (игровой, соревновательный моменты, возможность общения и повышения мотивации к обучению) и индивидуальной работы (возможность уделить больше внимания каждому ребёнку отдельно).

Проведение занятий в диадах требует от  ведущего специалиста двойной отдачи энергии и особого мастерства и профессионализма как при их создании, так и в процессе самого занятия. Особое внимание уделяется вопросу оптимального состава диад. Методы работы в диадах нами были научно обоснованы, апробированы, защищены и положительно зарекомендовали себя в течение 14-летней работы Центра.

Мы придаем очень большое значение работе с родителями, как в форме семейных консультаций, тренингов-семинаров для родителей, так и издавая популярные статьи и книги для родителей.

Специалистов нашего Центра регулярно приглашают в СМИ в качестве экспертов и консультантов по вопросам детской психологии и нейропсихологии.

Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии является базой профессиональной подготовки специалистов и студентов из МГУ им. М.В. Ломоносова и ряда других ведущих ВУЗов г. Москвы и зарубежных стран.


Мы в цифрах

более 2500

детей
в год

количество посещений

4

количество отделений

более 50 специалистов

количество сотрудников

1999

год основания

более 400

научных
публикаций

количество публикаций

Залогом успешности нашей работы являются два условия:

1. Высокая квалификация специалистов, и ее поддерживает постоянно действующий научно-практический семинар. На нем происходит обмен опытом сотрудников нашего Центра и ведущими специалистами других смежных организаций, а также, совместно (методом мозгового штурма) обсуждается, как лучше помочь конкретному ребенку. 

Все инновационные технологии внедряются в практику, описываются в книгах и статьях, а также излагаются на научных конференциях. За неполных 20 лет сотрудники Центра выпустили более 26 книг и 70 научных статей, приняли участие во многих отечественных и международных конгрессах и конференциях.

2. Благоприятный психологический климат работы. Это важно, в первую очередь, для детей, с которыми мы занимаемся, так как ребенок с печальным и травмирующим опытом неуспеха и порицаний должен, благодаря занятиям с детским психологом, пережить ситуацию успеха и убедиться, что Учиться легко!

Это обеспечивается не только профессиональными, но и личностными качествами специалистов нашего детского нейропсихологического Центра. И потому в нашем гимне есть такие слова:

Может светом тот делиться,
Кто умеет сам светиться,
Кто души своей частицу
Может с радостью дарить.

«Маленькая книжка о большой памяти» Александра Лурия рассказывает о том, на что способен человек

Известный психолог и писатель Оливер Сакс отмечает, что Александру Лурии, с которым Сакс состоял в активной переписке, за полвека научной карьеры удалось доказать: любые функции мышления человека нужно изучать в контексте его жизни и получаемого им опыта. Лурия, развивая идеи своего коллеги Льва Выготского, во время Второй мировой войны занимался реабилитацией раненых с травмами головы, изучая, как изменение одного процесса влияет на весь организм. Благодаря деятельности ученого появилась новая дисциплина – нейрофизиология.

«Маленькая книжка о большой памяти» – романтическое исследование памяти одного человека в течение 30 лет. Журналист Соломон Шерешевский пришел в лабораторию Лурии по настоятельной просьбе своего редактора. Уже после первых опытов и бесед выяснилось, что молодой человек мог запоминать огромное количество информации: осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки. Пациент воспринимал голос Сергея Эйзенштейна словно «какое-то пламя с жилками».

Шерешевский бросил журналистику ради выступлений со сцены и стал мнемонистом. Его память оказалась не подверженной времени, словно облачное хранилище, он мог воспроизвести данные через несколько лет хранения без всяких изменений. Всю информацию Шерешевский превращал в зрительные, яркие образы и расставлял на улице своего воображения, чаще всего заимствуя оформление из детских воспоминаний. Получившиеся образы он сортировал в необходимом порядке, увеличивал в размерах, чтобы не потерять («яйцо»), изменял условия освещения. Если предстояло запомнить что-то неясное, например слова древнееврейской молитвы в детстве, то они откладывались «в виде клубов пара и брызг». С помощью тестов установить объемы памяти испытуемого не удалось, и Лурия решил перейти от количественного анализа к качественному.

В ходе постоянного общения с Шерешевским Лурия установил, что одна из главных особенностей мнемониста – возможность переносить то, что происходит с ним («Я»), на другого («Он»), будь то ощущения зубной боли или страх. Со временем мир образов стал для пациента более реальным и, конечно, более управляемым пространством, чем социальная реальность. При всей глубине его памяти Шерешевскому было трудно запоминать хаотичные, меняющиеся объекты – лица людей – или понимать художественную литературу, в которой значение слова чаще всего отличается от его смысла. Если большинство людей стремятся вспомнить что-то, то мнемонист учился искусству забывать ненужные сведения. Особые способности заставили мнемониста, как и любого другого человека с исключительным восприятием, начать изучение самого себя и той границы, которую он каждый день стирает, покидая свою память как убежище.

Александр Лурия. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). М.: Опустошитель, 2017

Лурия, Александр Романович — Психологос

Лу́рия, Алекса́ндр Рома́нович (16 июля 1902, г. Казань — 14 августа 1977) — известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского.

Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представителя ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств (см. Афазия) и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом.

Основные публикации

  • Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
  • Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
  • Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
  • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
  • Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  • Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
  • Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.

Александр Лурия — фото, биография, психолог, книги, личная жизнь, причина смерти

Биография

Ученому-романтику, «Бетховену нейропсихологии», изобретателю детектора лжи Александру Лурии наука помогала пережить тяжелые времена, отвлечься от семейных неурядиц и политических катаклизмов. Лурия-писатель оставил большое литературное наследие, среди которого фундаментальные учебники, книги в жанре научпопа, стихи и сказки.

Детство и юность

Александр родился в 1902 году в Казани в семье врача. У отца мальчика — единственного в городе — имелся аппарат, позволявший делать рентгеновские снимки. Младшая сестра Саши Лида в 30-х годах 20-го века пострадала от сталинских репрессий.

16.07.1902 родился Александр Романович Лурия, выдающийся отечественный психолог, основоположник современной нейропсихологии.

Опубликовано Pro Platform Пятница, 15 июля 2016 г.
Александр Лурия в молодости

Гимназию Александр окончил с серебряной медалью, а затем был Казанский университет, «покоренный» в 19 лет. Психология заинтересовала юношу не сразу, сначала «наука о человеческой душе» показалась Саше оторванной от жизни.

На формирование Лурии-психолога большое влияние оказали знакомство с Львом Выготским и исследования Зигмунда Фрейда. В Казанском университете Александр создал кружок психоанализа, сообщил об этом австрийскому ученому и, как ни удивительно, получил от Фрейда одобряющее ответное письмо.

Психология и медицина

Психолога интересовали самые разные проблемы: зависит ли от воспитания память и интеллект человека, как компенсировать умственную отсталость у детей и афазию (провалы в памяти в результате травм) у взрослых, как реагирует мозг и тело на стресс. Огромное значение имеют прикладные исследования врача о восстановлении утраченных навыков при помощи трудотерапии и перераспределении нагрузки с поврежденных участков мозга на здоровые.

Читайте такжеНевролог: «дергающийся» глаз свидетельствует о нарушениях в организме

Лурия отличался поразительной научной мобильностью. Когда на генетику в 30-х годах 20-го века начались гонения, ученый с мировым именем (в 1932 году в США вышла книга Александра Романовича «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека», дошедшая до российского читателя только через 70 лет) экстерном окончил медицинский институт и пошел работать к Н. Н. Бурденко рядовым хирургом. А когда пришла война, Лурия развернул в Челябинской области госпиталь, специализирующийся на травмах мозга.

Памятные и знаменательные даты психологии ———- Александр Романович Лурия 16 июля 1902 г. в г.Казани родился…

Опубликовано Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы Вторник, 16 июля 2013 г.
Невролог Александр Лурия

В научной и личной биографии Лурии особое значение имели 2 пациента, за каждым из которых психолог наблюдал на протяжении 30 лет. Одному из них — младшему лейтенанту Льву Засецкому, раненному на фронте в голову, врач помогал вспоминать. Другому — Соломону Шерешевскому, страдавшему синдромом выдающейся памяти, забывать.

Исследования Лурией феномена Шерешевского легли в основу книги «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)», опубликованной в 1968 году и переизданной в 2019-м. По мотивам произведения в 1999 году режиссер Кристофер Дойл снял фильм «Слова излишни».

Личная жизнь

В молодости Александр дружил с Сергеем Эйзенштейном. Автор «Броненосца Потемкина» консультировался с ученым по вопросам психоэмоционального воздействия видеоряда на зрителей. Невропатолог любил элегантно одеваться и дарить подарки родственникам и коллегам. С юношеских лет и до старости Лурия увлекался любительским фото.

Александр Романович Лурия — известный русский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского.

Опубликовано SciJournals Пятница, 12 февраля 2016 г.
Александр Лурия в последние годы

Первая жена Лурии Вера Благовидова — актриса травести, переехавшая вместе с психологом из Казани в Москву и служившая в Камерном театре Таирова. В 1931 году она полюбила другого мужчину и ушла от Александра.

Счастье и покой в личной жизни Лурия нашел со второй женой — микробиологом Ланой Пименовной Линчиной, с которой прожил 44 года, пока смерть не разлучила супругов. Лана родила Александру единственную дочь Лену, впоследствии ставшую ученым-биологом и занимавшуюся исследованием клеток мозга.

Читайте также7 знаменитостей, страдающих от панических атак

Исследователь памяти Лурия быстро запоминал иностранные слова — владел немецким, английским, французским и фарси, мог объясниться на грузинском и узбекском языках. Когда в период оттепели ученый получил возможность выезжать на международные форумы, из-за рубежа Александр Романович привозил детективы, не издававшиеся в СССР, и читал их в подлиннике.

Смерть

Лурия скончался в санатории в возрасте 75 лет. На рабочем столе Александра Романовича осталась незаконченная рукопись «Парадоксы памяти». Причина скоропостижной смерти нейропсихолога — сердечный приступ.

Библиография

  • 1927 — «Речь и интеллект в развитии ребенка»
  • 1930 — «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок»
  • 1940 — «Учение об афазии в свете мозговой патологии»
  • 1947 — «Травматическая афазия»
  • 1948 — «Восстановление функций мозга после военной травмы»
  • 1956 — «Речь и развитие психических процессов у ребенка»
  • 1960 — «Умственно отсталый ребенок»
  • 1962 — «Высшие корковые процессы и их нарушение при локальных поражениях мозга»
  • 1966 — «Лобные доли и регуляция психических процессов»
  • 1968 — «Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)»
  • 1973 — «Основы нейропсихологии»
  • 2001 — «Этапы пройденного пути. Научная автобиография»
  • 2002 — «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека» (в США издано в 1932 году).

Исполнилось 100 со дня рождения психолога Александра Лурия

16 июля 1902 года в Казани родился будущий выдающийся российский психолог Александр Романович Лурия.


В 1921 г. Лурия окончил факультет общественных наук Казанского университета, в 1937 г. — 1-й Московский медицинский институт. Его учителем был Лев Выготский, основатель крупной научной школы в психологии. Под его влиянием Александр Лурия изучал развитие речи и мышления у ребенка, структуру детской игры, сделал ряд обобщений, касающихся межкультурных различий в психике человека.

Работы Лурия по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований и в России, и за рубежом. Изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психики, он показал значение речи в организации психических функций у детей.

Начиная с 1940 г., Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Много лет ученый посвятил исследованиям нарушений психики при различных поражениях мозга.

В результате этих исследований Лурия создал новое направление в психологии — нейропсихологию. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Лурии и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов.

Одновременно с научной деятельностью Александр Романович Лурия в течение всей жизни вел большую педагогическую работу, преподавал во многих вузах Москвы. Он является основателем отечественной школы нейропсихологии. Под руководством Лурии защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие его ученики стали докторами наук.

Александр Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ. Он был почетным доктором ряда университетов в Англии, Польше, Бельгии, Финляндии и других странах.

Лурия — автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки. Основные его работы: «Речь и интеллект в развитии ребенка» (1927), «Восстановление функций после военной травмы» (1948), «Умственно отсталый ребенок» (1960), «Мозг и психические процессы» (1963, 1970), «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга» (1962, 1969), «Основы нейропсихологии» (1973), «Нейропсихология памяти» (1974, 1976), «Основные проблемы нейролингвистики» (1976), «Язык и сознание» (1979) и ряд других.

Умер Александр Романович Лурия в Москве 14 августа 1977 г.

Наследию известного во всем мире ученого Александра Лурия в год его 100-летнего юбилея будет посвящено несколько международных конференций, одна из которых пройдет в конце сентября в Москве, отмечает РИА «Новости».

Александр Романович Лурия. Научные труды

Основные научные труды А.Р. Лурии

  1. Речь и интеллект в развитии ребенка [Текст] / А.Р. Лурия // Экспериментальное исследование речевых реакций ребенка / Под ред. А.Р. Лурии. — М., 1927.
  2. Этюды по истории поведения [Текст] / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. — М.: Госиздат, 1930.
  3. Речь и интеллект в развитии ребенка [Текст] / А.Р. Лурия // Травматическая афазия. — М., 1947.
  4. Восстановление функций мозга после военной травмы [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: АМН СССР, 1948.
  5. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка [Текст] / А.Р. Лурия. — М., Т. I-II. — 1956-1958.
  6. Мозг человека и психические процессы [Текст] / А.Р. Лурия. — М., Т. I-II. — 1963.
  7. Лобные доли и регуляция психических процессов [Текст] / А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская. — М., 1966.
  8. Нейропсихологический анализ решения задач [Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. — М., 1966.
  9. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 1969.
  10. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 1973.
  11. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
  12. Нейропсихология памяти [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: Педагогика, 1974. — Т. I. ; 1975. — Т. II.
  13. Этапы пройденного пути [Научная автобиография психолога] / А.Р. Лурия. — М.: Прогресс, 1985.
  14. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста) [Текст] / А.Р. Лурия. — М.: Эйдос, 1994.
  15. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. — М., Воронеж, 1997.
  16. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. — М., 1998.
  17. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А.Р. Лурия. — М.: Academia, 2002.

Фотоархив изданий

Тайна С., человека с невероятной памятью

Апрельским днем ​​1929 года застенчивый мужчина с широким лицом. появился в Московской академии коммунистического просвещения и попросил специалист по памяти. Человек, который станет известен в психологическом литературу, как С., прислал его начальник, редактор отдела в Московская газета, в которой С. был корреспондентом. В то утро редактор заметил, что С. не делал никаких записей, когда выполнялись ежедневные задания. сделали. Когда он столкнулся с С.по этому поводу С. пояснил, что ему не нужно записывать что-нибудь; он просто вспомнил. Редактор взял газету и прочтите ее подробно, предлагая С. повторить все вернулось к нему. Когда С. сделал это дословно, редактор отправил его в осмотрите его голову.

Исследователю, встречавшемуся в тот день с С., было 27 лет. Александр Лурия, чья слава как основоположник нейропсихологии все еще лежала перед ним. Лурия начал перематывать списки случайных чисел и слов. и спрашивая С.повторять их, что он и делал, в постоянно удлиняющихся сериях. Еще более примечательно то, что когда Лурия повторно тестировал С. более пятнадцати лет. позже он обнаружил, что эти числа и слова все еще сохранились в памяти С. «Я просто вынужден был признать, что объем его памяти составлял , без каких-либо явных ограничивает , — пишет Лурия в своем знаменитом исследовании С. Мнемонист », опубликовано в 1968 г. на русском и английском языках. В книге Лурия описывает, как С., отчаянно пытаясь очистить свой разум от нежелательных воспоминаний, обратился к тому, чтобы записывать все, что он хотел забыть, на листках бумаги, в надежде, что он сможет как-то избавиться от этих воспоминаний.Когда это потерпел неудачу, он поджег полоски бумаги и смотрел, как они сгорают дотла, тоже безрезультатно.

Монография Лурия стала классикой психологии как в России, так и за рубежом. и он оказал значительное влияние на зарождающуюся область памяти исследования. Случай С. превратился в притчу о ловушках безупречного отзывать. Лурия перечисляет различные трудности, с которыми сталкивался С. перемещаясь по повседневной жизни, связывая их с глубокими недостатками, он выявлено в способности С. мыслить мир абстрактно.Эти когнитивные нарушения, как предполагает Лурия, были связаны с синдромом С. необычайная эпизодическая память — память, которая у нас есть для личных опыта, в отличие от семантической памяти (которая говорит нам, что Например, у верблюда только один горб). Получение значения из мир требует, чтобы мы отказались от части его текстуры. Дело С., как многие читатели отметили, что напоминает рассказ Хорхе Луиса Борхеса «Фунес». Воспоминания », художественное произведение о человеке, терзаемом упорством его памяти. «Думать — значит забыть разницу, обобщить, абстрактно », — пишет Борхес.«В чрезмерно насыщенном мире Фунеса есть были только подробностями, почти непрерывными деталями ». Аналогично Лурия пишет, что для С. почти каждое слово, каждая мысль были отягощены чрезмерная детализация. Например, когда он слышал слово «ресторан», он Представьте себе вход, клиентов, румынский оркестр, настраивающийся на игру для них и так далее. Как и Фунес, С. владел своего рода частным языком, чтобы каталогизируют богатство его мысленных ассоциаций. Слово, обозначающее «плотва» на идиш может также означать, в его понимании, вмятину в металлическом ночном горшке, корка черного хлеба, и свет, отбрасываемый лампой, которая не может толкнуть Вернуть всю тьму в комнату.

С его богато описательной прозой тематическое исследование Лурии читается как литературная работа в той же степени, что и психологическая монография. Лурия хотел не столько узнать, на что был похож С., сколько, чтобы перепрофилировать философа Знаменитая формулировка Томаса Нагеля о летучей мыши, чтобы узнать, что это было как для С. быть С. Он цитирует длинные отрывки из их интервью и переписка и два голоса — Лурия, размеренный и задумчивый; С., яркие, полные почти галлюцинаторных образов — смешанные на странице, предлагая проблески странного внутреннего пейзажа.Лурия более сдержанный когда дело доходит до внешнего мира человека, которого он учился почти три десятилетия. Он предлагает лишь самую незначительную часть биографии и никогда не называет С. его настоящим именем в книге — хотя С. был мертв уже десять лет когда Лурия опубликовал свое исследование, и его подвиги памяти были уже хорошо в СССР известно, как именно умер С. или что он делал в своем более поздние годы, Лурия не говорит. Некоторые источники говорят, что он тратит свои закатные годы, как московский таксист, переправляющий пассажиров без надобности для карты, в то время как другие утверждают, что он сошел с ума и попал в убежище, не в состоянии отличить настоящее от вечно живого прошлого его память.Оказывается, это тоже не так.

Прошло много лет, с тех пор, как Лурия впервые прочитал книгу на бакалавриате. изучая русский язык, а затем, столкнувшись с ним снова в качестве исследования помощник в лаборатории памяти, как я искал, по нечетным выходным и ночам, какие сведения мне удалось найти о С., настоящее имя которого Соломон Шерешевский. В конце концов я разыскал родственника. Затем еще Недавно мне попалась небольшая синяя школьная тетрадь, сохранившаяся Внучка Лурии в архиве психолога.Это содержит Автобиографический рассказ Шерешевского о том, как он стал мнемонист. Написано незадолго до его смерти и оставлено незавершенным. открывается его впечатлениями от той первой встречи с Луриа двадцать восемь лет. годами ранее. Он даже предоставляет точный список вещей, которые ему дал Лурия. запомнить тот день.

Мои поиски Соломона Шерешевского выявили человека, который плохо вписывался в история о человеке, который не мог забыть, как он так часто изображен. На самом деле у него не было идеальной памяти.Его прошлое не было земля, по которой он мог бродить по своему желанию. Для него воспоминания потребовали сознательное усилие и некий творческий гений. Он не был фотограф, я пришел к выводу, что как художник — человек, который нарисовал не по памяти, а с памятью , комбинируя и рекомбинируя его цвета, чтобы создавать миры, которые мог видеть только он. Его необычный случай также раскрывает кое-что о том, как наши обычные умы запоминают, и как часто они не надо.

Рассказ Шерешевского о его жизни как мнемониста расходится с Luria на самой первой странице.Он датирует их встречу 13 апреля, 1929 г., у Лурии это произошло за несколько лет до этого, а Шерешевский дает ему тогда тридцать семь лет, в то время как Лурия утверждает, что его субъекту было еще около двадцати лет. По словам Шерешевского, он вернулся в газету в тот день и сказал своему редактору, что его память были проверены и было обнаружено, что они выходят за рамки того, что считалось быть физически возможным. Услышав это, редактор убедил его брось писать — тогда специальность Шерешевского была короткой сатирические произведения, которые в первые годы правления Сталина не оправдались от благосклонности — и вместо этого посвятить себя работе полный рабочий день в качестве профессиональный мнемонист.Вскоре он нанял циркового дрессировщика в качестве своего менеджер и помощник путешественника, его тренировал карнавальный жонглер о том, как развлечься. Затем он отправился в провинцию.

Михаил Рейнберг посетил одно из выступлений Шерешевского в небольшом Подмосковье. Для Рейнберга С. был просто дядей Соломоном. я разыскал его через контакт в Москве и поехал к нему несколько раз. лет назад жарким летним днем ​​в Бруклине, где он сейчас живет. Его Квартира представляла собой беспорядочную череду аккуратно убранных комнат, в которых безошибочно русские чувства к ним, от вышитой бисером занавески в коридоре до праздник вкуснейших закусков , которые были выложены к моему приезду.Рейнберг коренастый, с аккуратно зачесанной шевелюрой цвета слоновой кости, и мы сидели часами на кухне разговаривает о дяде. В этом городе за пределами Москва, по его словам, фермеры, которые должны были встретить его и его дядю на вокзале так и не появились, поэтому наняли конные сани провести их по снегу, чтобы найти место встречи самостоятельно. Когда они приехали, организаторы установили классную доску Шерешевского. выступления, но затем перебил угощения, предназначенные для прием и напился.Не заинтересован в проверке пределов мнемониста, жители деревни вместо этого убеждали своих посетителей присоединяйтесь к ним за столом и продолжайте пить. Фактическая производительность никогда не было, но тем не менее они заплатили ему — картошкой, Рейнберг вспомнил, за что его дядя был благодарен.

Как и продуктов питания, жилья в те годы было в дефиците. В Москве, Шерешевский жил с женой и сыном в сырой комнате в подвале. хозяйственной постройки, спрятанной во дворе.Это была попытка ситуация для них всех, но, возможно, особенно для жены Шерешевского, Аида. Выпускница знаменитого Смольного института благородных девиц, Аида была талантливым музыкантом и держала собственное пианино в тесноте. кварталы. В хорошую погоду муж и жена катили инструмент во двор, чтобы дать ему высохнуть. Там было что-то поразительное в этом несоответствующем изображении: они двое катить тяжелое пианино к солнечному месту во дворе, каждый удар вызывая тусклое полихроматическое эхо изнутри его деревянного тела.

Рейнберг настаивал, что судьба Шерешевского в жизни не просто плохая. удача, но результат организованной кампании устрашения. По словам Рейнберга, на Шерешевского оказывали давление, чтобы он проявил свои таланты. работать на тайную полицию, но он отказался. Его проблемы усугубились после Вторая мировая война, сказал Рейнберг, во время так называемого кампания против космополитизма, чистка, направленная в первую очередь против евреев. (Лурия, к тому времени известный психолог, был уволен с работы в Институт нейрохирургии, и, по словам семьи его дочери, мемуары, держал чемодан упакованным и готовым к возможному аресту.) Шерешевского все больше избегали, его шоу отменяли. Рейнберг сказал мне, что тайная полиция подбросила провокаторов в Аудитории Шерешевского, некоторые из которых кричали и свистели на него в чтобы отвлечь его от рутины. После провального выступления из-за чего зрители стали требовать возмещения, его карьера была по сути закончено. Эта карьера точно совпадала с правлением Сталина, охватывающий несколько волн массовых арестов. Сотни тысяч, даже миллионы, исчезнувшие в пасти лагерей; опальные общественные деятели были буквально отрыты от записи; мертвые и исчезнувшие были вычищены не только из жизни, но и из коллективной памяти нации.Шерешевский зарабатывал на жизнь своей памятью в стране, где правил амнезия.

Что-то еще, что я узнал в тот день, угрожало изменить все мои ощущение того, кем был Шерешевский: его дядя, сказал Рейнберг, мог быть забывчивый. Если он не пытался сознательно что-то запомнить, он не всегда вспоминал это позже. Я предполагал, основываясь на случае Лурии исследования и мифологии, которая выросла вокруг него, советский Фунес, с безупречным и невольным воспоминанием о своем прошлом. Рейнберг сказал мне что его дядя тренировался часами в день для его вечерних выступлений.Был он в конце концов, просто шоумен?

Как описывает Лурия, некоторые психические операции Шерешевского имеют сильное сходство с разнообразными мнемоническими трюками, которые известны на протяжении многих веков — например, «дворец памяти» или «Метод локусов», в котором воображаемое физическое пространство используется для организовать информацию в правильной последовательности. В редакции Шерешевского этого устройства, он мог представить себе улицу Горького, главную московскую улица, деревенская улица из детства, мысленно распределяя то, что он хотел запомнить по всей длине, часто создавая импровизированная история вне последовательности, а затем возвращение назад позже вспомнить (собрать заново) эти предметы в своем сознании.Это техника, которой может научиться почти каждый; в своей книге «Лунная походка с Эйнштейн ». писатель Джошуа Фоер описывает использование этой техники для победы в Чемпионат США по запоминанию. Лурия не отрицает, что Шерешевский использовал мнемонические приемы, но он утверждает, что они появились позже и что они просто дополнила огромные природные способности Шерешевского.

Биография

Биография — Майкл Коул

.

Александр Лурия родился в Казани, старинном русском университетском городке на востоке страны. Москвы.Он поступил в Казанский университет в 16 лет и получил высшее образование. степень в 1921 году в возрасте 19 лет. Еще студентом основал Казанский Психоаналитическая ассоциация и планирует карьеру в психологии. Его самый ранний исследование стремилось установить объективные методы оценки фрейдистских идей об аномалиях мышления и влиянии переутомления на умственные процессы.

В 1923 году его использование измерения времени реакции для изучения мыслительных процессов в контексте настройки работы принесли ему место в институте психологии в Москве, где он разработал психодиагностическую процедуру, которую он упомянул как «комбинированный двигательный метод» диагностики отдельных лиц. мыслительные процессы.В этом методе (подробно описанном в Luria, 1932), испытуемых просят выполнить три задания одновременно. Одна рука удерживаться в устойчивом положении, в то время как другой используется для нажатия клавиши или сжатия резины лампочка в ответ на словесные стимулы, предъявляемые экспериментатором, на которые испытуемого просят устно ответить первым словом, которое придет разум. Предварительные испытания представлены до тех пор, пока не будет достигнута стабильная исходная координация. Установлено. В этот момент появляются «критические» стимулы, которые экспериментатор считает, что они связаны с конкретными мыслями по теме.Доказательством способности «читать мысли субъекта» является выборочное нарушение ранее созданной согласованной системы путем критические тестовые стимулы. Этот метод применялся к множеству естественных возникающих и экспериментально вызванных случаев, обеспечивая модельную систему для психодиагностика, которая привлекла широкое внимание на Западе, когда была опубликована. книга с описанием этих исследований была издана на русском языке только в 2002 г. благодаря на его связь с психоаналитическим теоретизированием, которое не одобрялось советскими властями.

В 1924 году Лурия познакомился со Львом Семеновичем Выготским, влияние которого имело решающее значение в формировании его будущая карьера. Вместе с Выготским и Алексеем Николаевич Леонтьева, Лурия стремился создать такой подход к психологии, который дать им возможность «открыть для себя естественные процессы, такие как физические созревание и сенсорные механизмы переплетаются с культурно детерминированными процессы, вызывающие психологические функции взрослых »(Лурия, 1979, стр. 43).Выготский и его коллеги по-разному относились к этому новому подходу. как «культурная», «историческая» и «инструментальная» психология. Все эти три ярлыка указывают на центральную роль культурного посредничества в конституция собственно человеческих психологических процессов и роль социальной среды в структурировании процессов, посредством которых дети присваивают культурные инструменты своего общества в процессе онтогенеза. Особо большое внимание уделялось роли языка как инструмента инструментов »в этом процессе: овладение языком рассматривалось как поворотный момент, когда филогения и история культуры сливаются, чтобы сформировать человеческие формы мысли, чувств и действий.

С конца 1920-х годов до своей смерти Лурия стремился разработать этот синтетический культурно-историческая психология в разных содержательных областях психологии. В начале 1930-х годов он возглавил две экспедиции в Среднюю Азию, где исследовал изменения в восприятии, решении проблем и памяти, связанные с историческими изменения в экономической активности и учебе. В этот же период он нес исследования однояйцевых и разнояйцевых близнецов, выросших в большом жилом доме. школа по выявлению динамических отношений между филогенетическими и культурно-историческими факторы развития речи и мышления.

В конце 1930-х гг. в основном, чтобы убрать себя из поля зрения общественности из-за периода чисток по инициативе Сталина Лурия поступил в медицинский школа, где он специализировался на изучении афазии, сохраняя свое внимание к отношениям между языком и мышлением в политическом нейтральная арена. Начало Второй мировой войны сделало его специальные знания, имеющие решающее значение для советских военных действий, и трагическая широкая доступность людей с различными формами травматических черепно-мозговая травма дала ему обширный материал для развития его теорий. функции мозга и методы лечения очаговых поражений головного мозга.Именно в этот период он разработал системный подход к работе с мозгом. и познание, которое стало известно как дисциплина нейропсихологии. Центральным в его подходе было убеждение, что «чтобы понять мозг основы психологической деятельности, нужно быть готовым к изучению обоих мозг и система деятельности »(1979, с. 173). о связи структуры и функций мозга с проксимальным, культурно организованным, окружающая среда обеспечивает связь между ранним и последующим части карьеры Лурии.

После войны Лурия решил продолжить свою работу в области нейропсихологии. Его планы были прерваны на несколько лет, когда он был удален из Институт нейрохирургии в период особо опасных антисемитских настроений. репрессии. В это время он преследовал свои научные интересы через серия исследований развития языка и мышления в умственном умственно отсталые дети.

В конце 1950-х Лурия разрешили вернуться в исследование нейропсихологии, которым он занимался до самой смерти от сердечной недостаточности в 1977 г.Незадолго до своей смерти он вернулся к самым ранним мечтам. из построение единой психологии. Он опубликовал два тематических исследования, одно из человек с исключительной идиокинкразической памятью (Лурия, 1968), другой человека, получившего черепно-мозговую травму (Лурия, 1972). Эти двое тематические исследования иллюстрируют его сочетание классических экспериментальных подходов с клиническим и реабилитационным подходом, синтез, который стоит как модель когнитивной науки конца ХХ века.

Жизнь, исследования и вклад в нейробиологию

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ НЕЙРОПСИХОТЕРАПИИ Том 1 Выпуск 2 (2013)

49

Будучи особенно заинтересованным в психоанализе, Лурия

организовал встречу Казанской исследовательской группы по психоанализу,

состоявшейся в 1922 году. После завершения

своего отчета «Современное состояние психоанализа —

лет» Лурия отправил письмо Зигмунду Фрейду, уведомив его

о существовании группы в России.В своем ответе

Фрейд выразил большое удивление и дал автору перевод своей работы

(Глозман, 2007, с. 172).

Исследования и публикации

После опубликования в 1923 году монографии об основных

тенденциях современной психологии, Лурия начал писать

статей для журнала «Проблемы психофизиологии

Труда и реексологии». Именно это привлекло внимание профессора К. Н. Корнилова, директора Московского института психологии

, который впоследствии в

пригласил молодого Лурия для проведения исследований в Москву.

В Москве Лурия начал читать лекции в Академии коммунистического образования

. Позже он одновременно стал заведующим психологической лабораторией

Корниловского института, лабораторией

криминалистики и психологической лабораторией

Академии коммунистического просвещения. Из-за того, что на протяжении всей жизни

неохотно обсуждали аспекты своей личной жизни,

только недавно стало очевидным, что между 1923 и

1930 Лурия женился на своей первой жене, Вере Благовидо —

ва (Кузовлева и Дас, 1999). , п.54).

В конце 1920-х Лурия работал в Институте психологии

вместе с другим выдающимся российским психологом

, Алексеем Николаевичем Леонтьевым, над комбинированным двигательным методом

с целью понимания стоящего сложного человеческого поведения. влияние

аффективных реакций на двигательные реакции. В результате

их работы было опубликовано несколько статей, что привело к дальнейшему развитию первого детектора лжи в системе уголовного правосудия

(Luria, 1979, стр.196).

В 1922 году Лурия опубликовал свою первую большую работу под названием «Принципы реальной психологии», в которой он сформулировал методологические основы советской / российской психологии

, которые впоследствии были приняты его учениками

.

(Глозман, 2007, с. 172).

Это был январь 1924 года — «поворотный момент» в его жизни

(Лурия, 1979, с. 37), когда во время Второго психоневрологического съезда

в Ленинграде (ныне

Санкт-Петербург).-Петербург), Лурия впервые встретился со Львом Семеновичем

Выготского. Выготский вскоре присоединился к Лурии и Леонтьеву

в Москве, и недавно сформированная «тройка» начала свою работу

по тщательному пересмотру основных достижений

за предыдущие годы в психологии, социологии и

биологической теории. Эти молодые ученые «имели благородство» (Лурия, 1979, с. 205), чтобы подвергнуть сомнению многие теории и стремились создать новую советскую психологию.

В то время Лурия и Выготский также начали свои первые эксперименты

на пациентах с поражением головного мозга.

Первоначально они пытались определить взаимосвязь между элементарной и высшей формами умственной деятельности, а также их церебральную репрезентативность у здоровых

взрослых. Далее молодые исследователи сосредоточили внимание на

процессах, которые могут возникнуть в условиях

поражений головного мозга при раннем аномальном онтогенетическом развитии (

) (Глозман, 2007, с.172). В конце концов, они

пришли к некоторым первым идеям о социально-историческом подходе

к истокам человеческого разума.

Одновременно группа из пяти учеников, в том числе

Л.И. Божович, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Л.С.

Славина и А. Запорожец, присоединились к «тройке» и стали

создать новую научную школу с акцентом на по символу —

ic деятельности в своих исследованиях. В дополнение к работе

с Выготским, этот период был значимым для Лурии в

, установив его идеи о планировании и регулировании роли речи и афазии

как первых разработок российской нейропсихологии

.

В 1929 году Лурия представил две свои работы на психологическом конгрессе

в США: первую

о комбинированном двигательном методе и вторую о

эгоцентрической речи у детей. Во время поездки в Германию

многие, в это время он также встретил Левина, Колера,

и Зейгарник, и участвовал в экспериментах

Дембо.

В 1931 году Лурия выполнил свою первую экспедицию в

центральноазиатского региона Советского Союза, республику Узбекистан, со второй экспедицией после

в 1932 году.Однако в результате враждебного допроса со стороны правительства

Лурия был сначала обвинен в

исследованиях, основанных на теориях расизма, и к 1932 году группа Выготского

была вынуждена прекратить свои исследования социально-исторического развития

мыслительный процесс.

В 1932 году Ливерит опубликовал печально известную работу Лурия

«Природа человеческих конфликтов» (переиздана в 1976 году) на

, ставшую основой его докторской диссертации.

В 1933 году Лурия женился на Лане Линчиной, ученой,

, которая оставалась его женой на всю оставшуюся жизнь.У Лурии

и Ланы была дочь Елена Александровна Лурия,

, которая впоследствии стала выдающимся микробиологом

сущности (Кузовлева и Дас, 1999, с. 54).

Из-за преследования цензуры Лурия был вынужден покинуть

Москвы в Харьков вместе со своими коллегами

лиг, где он начал читать лекции в Академии психоневрологии

, а также учился в Медицинском институте

и работал. в клинике. В то время Лурия

продолжил свое исследование психических изменений

В этот день в 1902 году родился Александр Лурия

Александр Лурия родился в еврейской семье в Казани, Россия.Его отец был профессором медицины Казанского университета. Лурия начал свои студенческие годы в Казанском государственном университете в области языка и литературы, но он был очарован психоанализом. Он основал Казанское психоаналитическое общество и переписывался с Зигмундом Фрейдом до его окончания в 1921 году. Лурия хотел, чтобы область психологии объединяла обобщения естественных наук с глубоким пониманием индивидуальной психологии, предлагаемым гуманитарными науками.

Его ранние исследования пытались объединить экспериментальные техники с психоаналитической техникой свободных ассоциаций.В эксперименте по повышению производительности труда в советской лаборатории Лурия использовал эти методы для изучения влияния утомления на умственную деятельность. Рабочих, испытывающих разную степень утомляемости, попросили свободно связываться с заданными словесными стимулами, в то время как Лурия записывал время их реакции. Это исследование принесло ему место в Московском государственном институте экспериментальной психологии, и в 1923 году он переехал в Москву.

В Москве Лурия разработал свой «комбинированный двигательный метод», который стал всемирно известным методом психодиагностики.Сначала испытуемых просили выполнять несколько задач одновременно, отвечая на вербальные стимулы. После того, как на основе этих предварительных испытаний была установлена ​​базовая линия координации испытуемого, экспериментатор вводил словесный стимул, основанный на гипотезе о мыслях испытуемого. Тип и продолжительность сбоев в координации субъектов затем использовались для реконструкции их мыслительных процессов. Метод комбинированной моторики Лурии послужил ранним детектором лжи и использовался в системе уголовного правосудия.

В 1924 году Лурия познакомился с советским психологом Львом Выготским. Они основали кружок Выготского-Лурия, который пытался разработать теорию «культурно-исторической психологии», которая стремилась объяснить единство разума, мозга и культуры в человеческом развитии в конкретных условиях. В начале 1930-х годов это исследование привело Лурия в Центральную Азию, где он исследовал, как изменения в экономических и образовательных возможностях влияют на развитие восприятия, решения проблем и памяти. Он пришел к выводу, что дети из неблагополучных семей не были «более отсталыми», чем образованные, а просто переняли различные классификации и культурные инструменты из своей среды.Исследования близнецов помогли Лурии отличить социальные факторы от генетических в психологическом развитии.

Он поступил в медицинский институт в конце 1930-х годов и специализировался на афазиях (нарушениях речи, вызванных повреждением головного мозга). Начало Второй мировой войны сделало опыт Лурии критически важным для советских властей, которые пытались справиться с травмами, полученными солдатами. На основе своей клинической работы с жертвами войны с черепно-мозговой травмой он подготовил набор нейропсихологических тестов и учебник, которые используются до сих пор.

Антисемитская дискриминация после войны вынудила Лурия переехать в Институт дефектологии, где он изучал развитие языка и мышления у детей с умственными недостатками. Он пришел к выводу, что языковые реакции формируют двигательные реакции, сформулировав свое исследование в терминах Павлова, потому что это была модель психологических исследований, санкционированных Сталиным и советскими властями. Вернувшись к нейропсихологии в конце 1950-х, Лурия написал два тематических исследования, которые с тех пор стали очень известными.Первый, «Разум мнемониста», был о российском журналисте с почти неограниченной памятью. Во втором, «Человек с расколотым миром», рассказывалось о лечении и выздоровлении солдата, получившего черепно-мозговую травму во время войны. Эти тематические исследования синтезировали экспериментальный и нарратологический подходы и послужили моделями для более поздней когнитивной науки.

Лурия продолжал свою работу, пока не умер от сердечной недостаточности в 1977 году.

Frontiers | «Назад в будущее»: к целостной культурологической науке Лурии о человеческом мозгу и разуме в историческом исследовании умственной отсталости

Многочисленные успехи современной нейробиологии и нейропсихологии очевидны и неоспоримы.В наши дни исследования мозга явно находятся на подъеме, и исследования, связанные с мозгом, быстро растут в количестве и расширяются в новых междисциплинарных областях, таких как мозг, разум и … образование, вычисления, сознание, память, познание, поведение, культура, искусство, творчество и тому подобное. Этот специальный выпуск журнала Frontiers in Human Neuroscience посвящен еще одной интересной теме: взаимодействию исследований мозга и специального образования, его теории и практике.

В поисках исторического прецедента и культурного прототипа современного острого интереса к взаимодействию между нейробиологией и специальным образованием мы обнаруживаем автора, хорошо известного среди широких масс читателей и, подобно другим пионерам исследований мозга, среди ученых в области нейробиологии: русского ученого Александра Лурия (1902–1977).Невролог и автор бестселлеров Оливер Сакс, большой поклонник как научных, так и основанных на конкретных случаях идиографических работ Лурии, обсудил секрет успеха Александра Лурия как необычное сочетание дополняющих друг друга «классического» и «романтического» подходов в исследованиях и практике последнего. и мышление (Cole et al., 2013; Sacks, в печати). Тем не менее, такое описание остается в некоторой степени неполным, если к нему не добавить еще одно чрезвычайно важное измерение: социальную активность Лурия в юности, преобразующую позицию его исследований, а также культурные и целостные основы его теории биосоциального и культурно-исторического психоневрологического развития человека. — теория, которую он выдвинул несколько десятилетий назад, работая рука об руку с другим светилом и пионером гуманитарных наук, Львом Выготским (1896–1934), выдающимся психологом-культурологом и марксистом.Эти социальные и культурные аспекты подхода Лурии являются значительным дополнением к его холизму, своего рода комбинацией «классической и романтической науки», которая не обязательно выходит за естественные границы организма, который, по-видимому, изолирован от исторически развивающихся социальных, культурных и психологическая среда (Проктор, 2011). Такой «более высокий уровень», «культурный холизм» подхода Лурия еще больше расширяет возможности его теории в ее усилиях по решению ряда вопросов и проблем практического и прикладного характера и, таким образом, представляет огромный интерес для современных ученых и практиков. .

В целом, Лурия представляется весьма актуальным для темы нашего нынешнего обсуждения неврологического подхода к специальному обучению в его поисках идентичности. В настоящее время мало что известно о периоде превращения Лурия из культурного психолога Выготского в нейропсихолога, каким мы его знаем сейчас. Еще менее известен тот факт, что в определенный момент своей ранней карьеры в 1930-х годах Лурия стал профессионалом, которого лучше всего можно было бы охарактеризовать как неврологически настроенного дефектолога или, говоря более современным и политкорректным языком, специалиста по специальному образованию. с опытом и исследовательским интересом к нейропсихологии.Таким образом, Лурия, пожалуй, можно назвать одним из первых нейропсихологов в области специального образования. В этой статье мы хотели бы сосредоточиться на снимке ранней карьеры Лурии, чтобы обсудить конкретный пример первой нейродефектологической работы Лурии, которая остается практически неизвестной до сегодняшнего дня.

Эта работа была резюмирована в документе, который Лурия подготовил для презентации на Первом международном конгрессе детской психиатрии в Париже в 1937 году, научном мероприятии, которое стало первым заседанием современной Международной ассоциации детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IACAPAP). ), последний Конгресс которого проходил в 2012 году, снова в Париже.Лурия — скорее всего, по политическим причинам — никогда не приезжал, поэтому доклад был представлен в отсутствие автора. К счастью, статья вышла на французском языке в протоколах Конгресса и доступна нам (Luria, 1937). Насколько нам известно, это первое существенное обсуждение статьи Лурии на английском языке.

Поистине замечательно, насколько актуальна презентация Лурии по ряду пунктов. Таким образом, Лурия открывает свой доклад, выражая недовольство современным уровнем знаний по проблеме умственной отсталости.В отсутствие неврологической теории этого феномена исследования были сосредоточены на описании и классификации на основе широких статистических тестов, таких как тест IQ. Лурия предупреждает нас, что такой подход только отдаляет нас от истинного понимания явления. Самая большая опасность, которую он представляет, — это путаница между умственной отсталостью, вызванной социальными обстоятельствами, и умственной отсталостью. Он утверждает, что решение проблемы — это углубленные клинические исследования развития этих дефектных состояний с использованием патопсихологических и патофизиологических методов.

Лурия критикует даже те попытки предложить неврологическое или психологическое объяснение проблемы умственной отсталости. Он утверждает, что большинство из них пытаются напрямую определить взаимосвязь между конкретным заболеванием и дисфункцией конкретной нейропсихологической системы (например, восприятия, эмоций и т. Д.).

Лурия, напротив, понимает проблему умственной отсталости через призму развития. Он видит в этом не болезнь какой-то системы, выполняющей определенную психологическую функцию, а дефект, возникший в процессе развития.Поскольку все психические функции взаимосвязаны с точки зрения развития, становится необходимым понять нормальное развитие, чтобы достичь всеобъемлющего теоретического понимания умственной отсталости. Отсюда также следует, что повреждение любого нейропсихологического аспекта во время развития и после него, вероятно, будет иметь очень разные результаты.

Лурия приводит конкретные примеры клинических исследований, подтверждающих его подход к умственной отсталости, связанный с развитием. Сначала Лурия рассматривает случай 14-летней пациентки Феди К., который заболел энцефалитом в возрасте 8 месяцев, мать которого через некоторое время поняла, что он не видит. Обследование показало, что его основным расстройством была зрительная агнозия, но ее влияние было очень обширным. Федя обладал богатым словарным запасом и отличной памятью на слова, но его речь была совершенно бессмысленной — то есть бессмысленной, бессмысленной — и состояла в основном из воспроизведения обычных речевых паттернов. Словесные формулы, которые он использовал, не имели никакого смысла и не имели отношения к рассматриваемым объектам.Его поведение, интеллектуальная активность и внутренний мир были оторваны от реальности и совершенно бессмысленны. Все это сильно отличается от случаев зрительной агнозии у взрослых, в которых, несмотря на широко распространенное системное повреждение, пациенты могли компенсировать некоторые из своих функций, например, с помощью языка, и не достигали состояния деменции. Объяснение этой разницы заключается в том, что восприятие, особенно зрительное, используется как основа для дальнейшего развития всей психологической системы ребенка.Нарушение этого психологического процесса на столь ранней стадии нарушает все развитие и приводит к олигофреническому состоянию.

Второй случай, которым Лурия рассматривает в своем отчете, — это случай пятилетних однояйцевых близнецов Юры и Леши Ш. У братьев был дефект речи, вероятно, наследственный, позже диагностированный в результате акустической агнозии. Они вообще почти не разговаривали. Они использовали несколько примитивных звуков, и их значение менялось в зависимости от конкретной ситуации. В целом их поведение больше соответствовало уровню развития двухлетнего возраста, чем их сверстники.Они играли в основном в примитивные игры, не умели рисовать и строить мозаику, не обладали воображением и не понимали воображаемых ситуаций. Позже, после образовательного и корректирующего вмешательства, которое включало разделение близнецов и лингвистико-акустическое обучение, ситуация значительно улучшилась. Лурия утверждает, что их умственная отсталость исчезла через десять месяцев, и они остались только шепелявить. Опять же, есть заметная разница между ситуацией близнецов и ситуацией акустической агнозии, вызванной в более старшем возрасте.

На основе таких тематических исследований Лурия делает два основных вывода о природе умственной отсталости. Во-первых, они подтверждают его гипотезу о том, что эффект от повреждения одной и той же функции сильно различается, если это взрослый или ребенок. И, что более важно, они показывают, что эффект зависит не от самой функции, а от той роли, которую она играет в данный конкретный момент для будущего развития различных функциональных психологических систем. Лурия заключает, что эти результаты подтверждают предположение Выготского о том, что олигофренические состояния, такие как идиотизм, слабоумие, слабость, являются заболеваниями центров, локализация которых в мозге неодинакова и, следовательно, возникают в разное время.

В конце своего отчета Лурия утверждает, что эти клинические, дефектологические, открытия привели его к рассмотрению более широкой, неврологической, теоретической проблемы — проблемы церебральной локализации. Они поддерживают гипотезу Выготского о том, что эффект локального поражения, имевшего место в детстве, определяется прежде всего той ролью, которую этот мозговой центр играет в будущем развитии психологических процессов. Соответственно, Лурия представляет более комплексный подход к церебральной локализации функций.Он не считал психические функции узко локализованными в определенных областях мозга или продуктом мозговой деятельности «в целом». Подход Лурия рассматривает различные области мозга как компоненты функциональных систем, которые участвуют в сложных психологических функциях. Следовательно, о повреждении определенной области мозга следует судить по его роли в функциональной системе и роли функциональной системы в будущем развитии человека. Вот так Лурия заканчивает свою первую в своем роде «нейродефектологическую» статью.

Более глубокий анализ этой статьи, а также всей системы культурной и целостной «нейродефектологии» Лурии выходит за рамки этого небольшого очерка. Возможно, не все аспекты этой системы одинаково хорошо обсуждаются и, таким образом, остаются только подразумеваемыми в этой конкретной презентации — как, например, политическая, освободительная позиция Лурии и его твердая вера в практически безграничный потенциал образовательной, реабилитационной и коррекционной социальной практики. . Еще одним заметным упущением является теория значения и сознания Выготского-Лурия, которая не интегрирована в эту концептуальную основу, которая, по-видимому, представляет одну из наиболее важных будущих задач и составляет «зону ближайшего развития» для этой теории в ее нынешнем виде.

Тем не менее, даже краткое изложение культурных, неврологических и связанных с развитием взглядов Лурии на проблему инвалидности и аномального развития дает нам представление о широте лурианской науки, способной иметь дело с действительно впечатляющим кругом тем. Это, пожалуй, самый важный урок, который нам еще предстоит извлечь из работ советских ученых, таких как Выготский, Лурия и их единомышленники. И все же в этом заключается главная проблема научного наследия этих классических всемирно известных авторов: не только увидеть их теорию во всей ее интегрирующей силе советской идиосинкразической «историко-материалистической» целостной и диалектической теории «Моцарта» и «Бетховен в психологии» (Toulmin, 1978), но также не упустить относительно менее известные и недостаточно развитые, но, возможно, столь же многообещающие возможности, которые он предлагает современным ученым.Необходимо понимать, что это не «окаменевшая» интеллектуальная конструкция, а динамическая система мышления, «беременная» захватывающими возможностями дальнейшего теоретического, практического и прикладного развития, такими как, например, незаконченная теория значения Выготского-Лурия. , осмысление и сознание.

Возможно, именно из этой стипендии наша современная наука позаимствует в своем поиске интегративной концепции, которая одинаково хорошо работала бы в терминах строго «классических» исследований и «романтической» науки с точки зрения целостного, исторического и интегративного социологического исследования. -культурная перспектива и перспектива развития, до сих пор не полностью изученная.

Список литературы

Коул М., Брунер Дж. И Сакс О. (2013). Диалог об Александре Лурии. PsyAnima. Дубна Психол. J . 5, 41–49.

Лурия, А. Р. (1937). «Психологические исследования в области развития олигофренов», в Premier Congrès International De Psychiatrie Infantile, Paris , Vol. 4, изд М. Леконт Comptes rendus (Лилль: S.I.L.I.C), 135–145.

Проктор, Х. (2011). Нейрональные идеологии: Екатерина Малабу в свете А. Р. Лурия. Одуванчик 2, 1–13.

Мешков О. (в печати). Лурия и «романтическая наука», в Кембриджский справочник по культурно-исторической психологии , редакторы А. Ясницкий, Р. ван дер Вир и М. Феррари (Нью-Йорк, Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета).

Тулмин, С. (1978, 28 сентября). Моцарт психологии. Нью-Йоркское обозрение книг , 14, 51–57.

ELKOST Международное литературное агентство — Александр Лурия

ELKOST Intl.литературное агентство занимается мировыми правами в литературном имении Александр Р. Лурия (1902-1977) .

Александр Р. Лурия (1902-77) был одним из самых значительных психологов-исследователей и теоретиков 20-го века и часто упоминается в мировых научных кругах как ОТЕЦ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. Работы Лурия были опубликованы самыми известными академическими и ориентированными на массовый рынок издательствами по всему миру. Однако во многих случаях текст Лурия переводился не с его оригинальной русской рукописи, а с других переводов.Кроме того, в подавляющем большинстве стран, где были опубликованы книги Лурии (за исключением, может быть, Германии), эти публикации носили спорадический характер и, следовательно, не имели комплексного подхода к общим научным достижениям Лурии.

Сегодня, после приостановки публикаций Лурия, вызванной как роспуском старых советских механизмов лицензирования прав на иностранный перевод, так и неопределенной ситуацией с литературным имуществом Лурия, вызванной трагической смертью его дочери Елены в 1993 году, появилась новая возможность. уникальный корпус произведений Александра Лурия снова к заинтересованному читателю.На этот раз книги Лурия систематизированы и дополнены его ранее не публиковавшимися работами из личного архива великого ученого.

Среди других работ Лурия мы предлагаем всем заинтересованным издателям книгу под названием «Научная автобиография Александра Лурия», предназначенная для самой широкой аудитории. Наряду с собственным текстом Лурии, этот том содержит биографический очерк, посвященный Александру Лурии, автором которого является его дочь Елена, сама выдающийся ученый. Автобиография Лурии была впервые опубликована в США в 1972 году и недавно переиздана (2005, L.Erlbaum Associates). Эссе Елены Лурии появилось на русском языке во время перестройки и никогда не публиковалось за рубежом.

В архиве Лурии есть много материалов, ожидающих публикации, в том числе его рабочие заметки, неопубликованные статьи и эссе, а также его переписка с самыми выдающимися учеными XX века, включая Зигмунда Фрейда и Льва Выготского.

1987 Pensamento e linguagem: as últimas conferencias de Luria — Artes Medicas

2001 Pensamento e linguagem: as últimas conferencias de Luria — Artmed

2005 Desenvolvimentoognitivo seus Fundmentos culturais e sociais — SP Icone

2006 A mente e a memória um pequeno livro sobre uma vasta memória — Martins Fontes

2000 Jezik i svest — Завод за уджбенике и наставна средств

1980 Нейропсихология и высшие психологические функции: Výber statí z prací prof.А.Р. Луриджи — СПН

1977 Ztracený a znovunavrácený svet — SPN

1983 Основы нейропсихологии — Нолит

1977 Las funciones corticales superiores del hombre — Orbe

1995 En splintret verden: en hjerneskade og dens følger -Nordisk Forlag

1995 Hjernen: Introduction to neuropsykologien — Nordisk Forlag

1995 Sprog og bevidsthed — Nordisk Forlag

1996 Suurmuistaja: pieni kirja suuresta muistista; Mies jonka maailma pirstoutui; eraan aivovaurion tarina — Gaudeamus

1979 Psykologia ja psyykkisen toiminnan kehityshistoria — Kansankulttuuri

1985 Les fonctions corticales supérieures de l’homme — Presses Universitaires de France

1998 L’homme dont le monde volait en éclats — Seuil

1982 Die Funktion der Sprache in der geistigen Entwicklung des Kindes — Schwann

1986 Sprache und Bewußtsein — Pahl-Rugenstein

1992 Der Mann, dessen Welt в Шербенгинге.Zwei Neurologische Geschichten — Rowohlt

1993 Romantische Wissenschaft Forschungen im Grenzbezirk von Seele und Gehirn — Rowohlt-Taschenbuch

1992 Das Gehirn in Aktion: Einfuhrung in die Neuropsychologie — Rowohlt,

2002 Kulturhistorische Humanwissenschaft: Ausgewählte Schriften — Pro Business

2004 Gehirn, Geschichte und Gesellschaft: die Neuropsychologie Александр Р. Лурияс (1902-1977) — Lehmanns Media

1978 Problemi fondamentali di neuroolinguistica — Armando

2001 Un mondo perduto e ritrovato — Editori Riuniti

2002 Una memoria prodigiosa.Viaggio tra i misteri del cervello umano — Mondadori

2004 Viaggio nella mente di un uomo che non dimenticava nulla — Armando Editore

МЕКСИКА

2005 Las funciones corticales superiores del hombre — Distribuciones Fontamara,

1977 Нейропсихологические исследования афазии — Swets & Zeitlinger

1982 Grondslagen van de neuropsychologie — Van Loghum Slaterus

1989 De Man met een kogel in zijn hoofd: «de geschiedenis van een neurologisch geval» — Б.Баккер

1990 Een teveel aan geheugen: een nerologisch geval — Bakker

1973 Habla y desarrollo mental en el niño — A.Redondo

1973 Pequeño libro de una gran memoria — Taller de Ediciones Josefina Betancor

1978 Cerebro y lenguaje: la afasia traumática: síndroma, exploración y tratamiento — Fontanella

1979 Психология и педагогика — Акал

1979 El cerebro humano y los процес псикикос: нейропсикологический анализ активности совести — Фонтанелла

1979 Atención y memoria — Fontanella

1980 Los processos cognitivos: análisis socialhistórico — Fontanella

1980 Основы нейролингестики — Массон

1980 Neuropsicologia de la Memoria — Hermann Blume

1981 La resolución de issuesas y sus trastornos — Fontanella

1982 Введение в психологию — Фонтанелла

1984 Atención y memoria — Mr.Ediciones

1984 Lenguaje y comportamiento — Ред. Fundamentos

1984 Sensación y percepción — Mr. Ediciones

1984 El cerebro en acción — г-н Эдисионес

1986 Lenguaje y pensamiento — Mr. Ediciones

1986 Introducción evolucionista a la psicología — Mr. Ediciones

2003 Исторический процесс познания — Ediciones Akal

2009 Pequeño libro de una gran memoria — KRK

2009 El mundo perdido y recuperado — KRK

1977 Mannen vars varld slogs i spillror: berattelsen om en hjarnskada — Wahlstrom & Widstrand

1977 Высшие корковые функции человека — Основные книги

1978 Когнитивное развитие: его культурные и социальные основы — Harvard University Press

1982 Язык и познание — Wiley

1987 Теория А.Р. Лурия: функции разговорной речи в развитии высших психических процессов — Эрлбаум

1992 Обезьяна, первобытный человек и ребенок: очерки истории поведения — Harvester Wheatsheaf 1992

1997 Рабочий мозг Введение в нейропсихологию — Основные книги

2004 Человек с разрушенным миром: История мозговой раны —

Издательство Гарвардского университета

2005 Автобиография Александра Лурия: диалог с Созданием разума — Л.Erlbaum Associates

2006 Разум мнемониста: небольшая книга об обширной памяти — Harvard University Press

Рэйчел Лурия, клинический социальный работник / терапевт, Новый Орлеан, Лос-Анджелес, 70115

Информация в журнале Psychology Today предоставляется исключительно участвующими терапевтами. Когда вы видите эту печать, это означает, что Psychology Today подтвердила следующее:

  • Имя и контактные данные специалиста
  • Что лицензия профессионала, если применимо, действительна в штате, в котором он или она занимается
  • То, что на профессионала не распространяются какие-либо ограничения лицензии, препятствующие практике

Psychology Today проверяет информацию в то время, когда терапевт изначально указан в справочнике, а затем по истечении срока полномочий профессионала.

Если вы обнаружите, что какая-либо информация в справочнике Psychology Today является неточной, сообщите нам об этом по электронной почте: [email protected]

Вы берете на себя полную ответственность за общение с любой терапевт, с которым вы связываетесь через справочник Psychology Today. Психология сегодня ни в коем случае не будет несет ответственность перед вами или кем-либо за любое принятое вами решение или действия, предпринятые вами в зависимости от информация предоставлена ​​в «Психологии сегодня».

Справочник Psychology Today не предназначен как инструмент для проверки учетных данных, квалификации или способностей любого терапевта, который он перечисляет. Включение в Психология сегодня не подразумевает рекомендаций или одобрения, а также не подразумевает упущения Психология сегодня подразумевает неодобрение. Psychology Today не гарантирует и не представляет, что Справочник Psychology Today или любая его часть точны или полны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *