Логик сенсорик – Социотип, или описание типов личности в соционике

Социотип, или описание типов личности в соционике

Соционический тип (социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека — с точки зрения соционики, врожденный тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением функций. Соционика рассматривает 16 типов информационного метаболизма, или социотипов.

Социотип определяет возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью и в частности при отношениях с людьми, его сильные и слабые стороны. Каждый тип обладает своими сильными и слабыми сторонами, особенностями поведения, способом мышления и принятия решений, взглядами на жизнь и ценностями. Одинаковыми типами могут обладать люди из совершенно различных слоев населения: политик, ученый, беспризорник, да много еще кто. Но их объединяют схожие реакции на подобные ситуации, близкие взгляды на жизнь.

Согласно соционической теории социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться.

Соционические дихотомии описываются следующим образом​:

Дихотомия логика/этика

Имеет дело очередь с информацией. Даже любое общение для логика — это прежде всего обмен информацией. «Столько слов и никакой конкретики. Говори уже по делу?»

Доверяет фактам, судит по параметрам правильно — неправильно, логично — не логично, справедливо — несправедливо. «Я пообещал, поэтому я сделаю» Говорит о фактах, о данностях. Действует по договору, по закону. Обычно «шаблонная» мимика и жесты.

Логик не уверен в своих отношениях с людьми: кому он нравится, а кому нет. Судит других по делам, слушает, что ему говорят, а не как.

Обычно переходит к фактами и логическим умозаключениям, даже когда его спрашивают о человеческих взаимоотношениях.

Имеет дело с энергией. Для этика общение — обмен энергией. Судит по интонациям, мимике, жестам собеседника. Смотрит, на то, как говорит собеседник, меньше обращает внимание на то, что именно.«Он только сказал «Алло», а мне сразу уже все было понятно«

Судит по параметрам морально — аморально, гуманно — не гуманно. Говорит о людях, об отношениях, даже когда вопросы идут на логические темы «Кем я работаю? О, у нас очень дружный коллектив! Такие замечательные люди» Компетентен в области человеческих взаимоотношений. Действует по тому, как подсказывает сердце, настроение. Очень разнообразная мимика, живая.

Логику нужен этик для того, чтобы поддержать настроение, наладить отношения, приободрить. Помочь разобраться в межличностных проблемах, воодушевить. Этик может подсказать линию поведения, какую позицию лучше занять в общении с теми или иными людьми.

Этику нужен логик, чтобы выяснить целесообразность или нецелесообразность действий, рассчитать расходы, выявить логические связи, помочь разобраться с логической информацией: законами, технологиями и пр.

В рабочем коллективе логику проще дается составление бизнес-планов, распределение ресурсов, разработка концепций. Этику лучше удается находить подход к людям, мотивировать, поддерживать атмосферу в коллективе.

Дихотомия сенсорика/интуиция

Живет здесь и сейчас, живет в мире конкретных ощущений. Хорошо разбирается в ощущениях собственного тела. Для него важна собственная территория, вещи, предметы. Может долго и упорно работать, доводить начатое. Может руководить людьми, добиться от кого-то требуемого. Переживает из-за непредсказуемости, волнуется о том, что ждет впереди.

«Растекается» по времени, живет в мире идей и мыслей. Чувствует вероятности, может прогнозировать развитие событий. Не такое большое внимание уделяет собственному пространству, не всегда может долго отстаивать свое мнение силой. Чувствует идеи и тенденции, «выхватывает» их из воздуха. Обычно не очень хорошо может сделать так, чтобы другие его слушались. Не может насладиться моментом, не очень хорошо чувствует ощущения своего тела, когда заболел или плохо чувствует себя.

Сенсорику нужен интуит для того, чтобы понять, к чему ведет ситуация, какой курс лучше выбрать, какие существуют альтернативы.

Интуиту нужен сенсорик, чтобы помочь отстоять свое мнение, довести дела до конца. К тому же сенсорик подскажет интуиту когда и как нужно обратить внимание на свое здоровье.

Дихотомия рациональность/иррациональность

Имеет цель, доводит дело до конца. Направлен на сохранение традиций и шаблонов, как логических так и этических. Склонен к планированию, отсутствие плана дает ощущение нестабильности и неуверенности.

Легко меняет цель или может существовать вообще без конкретной цели. Разрушает имеющиеся нормы, делает по-своему. Не любит планов, любой план ограничивает.

Рационалы нужны этому миру для того, чтобы поддерживать стабильность, передавать традиции.

Иррационалы нужны миру, чтобы находить новые пути там, где старые уже неэффективны.

Дихотомия экстраверсия/интроверсия

Движется от частного к общему. Оперирует объективными фактами. Может охватывать большой объем новой информации. Может легко общаться сразу с несколькими людьми, даже с толпой. Ориентирован на растрату энергии. Расширяет поле своей деятельности. Объективное восприятие реальности.

Движется от общего к частному. Рассказывает о своем мнении, своих взглядах. «Загружает» каждый новый внешний объект в себя. Общается один на один с конкретным человеком, тяжело удерживает внимание более чем на троих людях. Ориентирован на сохранение энергии. Склонен углублять и детализировать то, за что он берется. Субъективное восприятие.

Интроверту нужен экстраверт, чтобы показать ему как широк этот мир, эктраверт привносит в мир интроверта новую информацию, поддерживает его своей энергией. Экстраверт расширяет поле интроверта.

Экстраверту нужен интроверт для того, чтобы помочь акцентироваться на конкретном вопросе, чтобы доработать и довести до ума то, что начал экстраверт. А также показать, что не все находится извне, многое есть и внутри. Интроверт направляет энергию экстраверта.

16 соционических типов

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, иррациональность-рациональность) образуется 16 соционических типов:

  • «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
  • «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик экстраверт, рационал)
  • «Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Есенин», «Лирик» — интуитивно—этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Наполеон» (Цезарь), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
  • «Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
  • «Джек Лондон», «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
  • «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
  • «Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
  • «Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
  • «Гексли», «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
  • «Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)

Как подсказки о сильных и слабых сторонах личности знание социотипов полезны, однако ссылаться на свой тип, отказываясь делать то, что трудно — нечестно и неприлично. В нормальной организации никому из сотрудников не придет в голову сказать: «Я сенсорик, поэтому не буду думать о планировании на день, неделю и месяц». Аналогично, странно было бы слышать: «Я интуит, поэтому не могу доводить дело до конца». При определенном уровне личностного развития разговоры «я интуит — я сенсорик» уже неуместны.

www.psychologos.ru

Логики — сенсорики и одежда

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

color-harmony.livejournal.com

сенсорно-логический интроверт (мастер) Жан Габен – Станислав.ру

Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) – это один из соционических типов, также известный как «мастер». Типичным представителем такого типа является Жан Габен. Его дуал – интуитивно-этический экстраверт (советчик) Томас Гексли.

Описание психотипа по Вайсбанду

Айсберг в океане. Упрямый, замкнутый, почти всегда одинаково холодный и загадочный. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны кажется, что достигнутый результат всегда больше затраченных усилий. Неброское тихое упорство при обязательном завершении всего начатого, внутренняя ответственность за дело и скромность. «Англичане не демонстративны в своём отношении к труду», как недемонстративные они в проявлении своих чувств вообще. Поначалу может показаться, что они делают всё с прохладцей, спустя рукава. Но постепенно начинаешь понимать, что их неторопливость отражает общий ритм жизни – сочетание раскованности с отлаженностью.

Талантливая лень. Он не Дон Кихот – бесцельно работать не станет. Прирождённый изобретатель, но с внедрением своих идей не торопится, пока не созреют условия для максимальной отдачи. Гордится своим умением не заниматься ничем, что не приносит пользы. Обожает комфорт, удобства. При совместных с кем-то действиях всё мило и ненавязчиво устраивается так, как удобно ему. В достижимой для него области пространства всё организовано идеально для работы и отдыха. Эстет, полностью доверяющий своему вкусу. Одевается очень аккуратно, со вкусом, но не вызывающе. Чувствительная кожа: «принцесса на горошине» – это про него.

Сдержанная эмоциональная насыщенность. Именно склонность скрывать эмоции под маской недоступности и холодности придаёт им тонкую отшлифованность и даже выразительность (В. Высоцкий, А. Миронов, А. Челентано). Спокоен при всех обстоятельствах, но по-разному. Остаётся холодно недоступен, когда любит. Не спешит поверить в чувства своего несколько легкомысленного дуала Гексли. Очень ревнив и недоверчив, панически боится, что его эмоции будут выставлены на посмешище. В опасных ситуациях упрямо ничего не боится, спокойно приближается к источнику опасности. Это его основной ход – идти напрямик на противника; выдерживает тот, кто сильнее. Это основная поза актёра Жана Габена – упрямство, неуступчивость, внутренняя правота и бесстрашие. Чем более одинок, тем более недоступен.

Цели и методы. Если рядом нет его дуала Гексли, его можно принять за лентяя и болтуна. Много говорит, а сам ничего не делает, чего-то выжидает. Он и вправду выжидает – вопля о помощи. Бесцельно работать он не станет, а целей сам выдумывать не умеет. Только очень горячий энтузиаст владеет ключиком, запускающим в действие точный и безошибочный механизм этого ТИМа. Наградой ему служит радость, которую он доставляет своим трудом. Об искренности желаний он судит по интонациям, которые его автоматически мобилизуют. Он должен быть любимчиком, «уравниловки» он не терпит. Купить его можно лишь искренними чувствами, выражаемыми глазами и интонациями.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Интратимная сенсорика как сильная функция придаёт этому соционическому типу упорного, реалистично мыслящего человека. Самостоятелен, не стремиться к лидерству, однако своего не уступит, заботится об удобствах.

Творческая функция – логика действия – заставляет его быть очень тщательным, точным, даже экономным в своих действиях по достижению цели. Ориентирован на материальное стимулирование труда. Полностью доверяет собственному деловому мышлению.

«Садясь» на свою ролевую функцию – интратимную интуицию – Габен любит подчеркнуть свою ориентированность во времени, настаивать на своих понятиях перспективности и своевременности.

Болевая четвёртая функция – экстратимная этика – заставляет его не доверять свои эмоции другим людям, прятать их от окружающих. В случаях конфликтов бывает груб и несдержан.

Внушаем по экстратимной интуиции. Плохо разбираясь в перспективах завтрашнего дня, хочет слышать, что в будущем светло и прекрасно. Очень благодарен, когда ему раскрывают его же способности и инициируют на дело.

По своей шестой функции – интратимной этике – нуждается в том, чтобы партнёр помог в налаживании межличностных отношений, которыми Габен дорожит.

Седьмая функция – экстратимная сенсорика – порождает малопонятные окружающим выходки, когда Габену кажется, что его интересы ущемляются.

Интровертная логика как восьмая функция позволяет ему хорошо и наглядно объяснять сложный материал.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «ЭГО». 1-я позиция. Программная функция. Сенсорика ощущений

Для представителей этого типа характерно стремление оградить себя от неприятных ощущений, уйти в уютное, комфортное уединение, в приятное общество, «тёплую компанию», допускающую лёгкие и ни к чему не обязывающие отношения, уйти в воспоминания, ярко и точно воссоздающие приятные впечатления, однажды пережитые и надолго запомнившиеся. («Я как сейчас помню запах свежескошенной травы футбольного поля, на которое я вышел первый раз в жизни…»)

Габены наделены исключительной памятью на приятные ощущения. Способны воссоздать и описать ощущение цвета, запаха, вкуса. Описать впечатление пережитого, увиденного и услышанного. (Воспоминание звуков в фильмах Андрея Тарковского (Габена) используется как своего рода «сенсорная символика», выраженное ощущение несёт определённую смысловую нагрузку.)

Габен умеет наблюдать ощущение, испытываемое другим человеком. Причём особенно хорошо замечает неприятные ощущения. (В фильмах Тарковского испытываемые персонажами некоторые неприятные ощущения засняты в медленном темпе и крупным планом – так, чтобы зритель успел обратить внимание на эту деталь, поскольку она имеет определённое смысловое значение.)

Габен – единственный из всех типов личности, кто совершенно безошибочно подмечает те самые сокровенные ощущения и потребности, которые не всякий человек в себе замечает и в которых не всегда себе признаётся. Более того, Габен может подойти к незнакомому человеку и сказать ему об этом. Может подсказать, как избавиться от неприятных ощущений, может ему в этом помочь. Например, может по глазам человека определить, что тот голоден, может пригласить его к себе домой и накормить. Физическую неудовлетворённость человека определяет безошибочно, более того, не может остаться к ней безучастным. Габена раздражает даже невольное наблюдение чужих страданий.

Габен очень дорожит созданным им ощущением физического и душевного комфорта. Поэтому старается избегать раздражителей, разрушающих его внутреннюю гармонию. А раздражать его может и неэстетичность чьего-либо облика, и резкие запахи или звуки, и тусклое освещение, и перегруженный интерьер, и обшарпанные стены, и неприятные интонации в голосе. Любое проявление физического и эмоционального дискомфорта влияет на его настроение (иногда даже на потенцию), вызывает у него внутренний протест, желание срочно сменить обстановку. Габен всегда старается изолировать себя от окружающих раздражителей. Например, находясь дома, может отключать телефон, чтобы ничто не мешало его приятному уединению.

Следуя своей сенсорной системе взаимоотношений, Габен предпочитает воспринимать гармонию ощущений в комплексе: объект одновременно должен быть и эстетичным на вид, и приятным на ощупь, на цвет, на вкус и на запах. Гармония воспринимаемых ощущений – основное требование, предъявляемое представителями этого типа к окружающей их действительности.

Представителям этого типа свойственна спокойная, размеренная пластика движений. Сочетание внешней мягкости и расслабленности с внутренней сдержанностью.

Одеваются просто, удобно и со вкусом. Любят практичный, спортивный стиль. Любую, даже рабочую одежду умеют носить с непринуждённым изяществом. Независимо от предназначения одежды Габены всегда уютно и удобно себя чувствуют в том, что на них надето. Менее всего Габен заинтересован гнаться за модой, поскольку во вкусах довольно консервативен. Предпочитает выглядеть аккуратным и ухоженным, хотя не стесняется и в рабочей одежде появляться всюду, где ему заблагорассудится.

Габен умеет прислушиваться к своим ощущениям, любит о них рассказывать, анализировать их. Ценит естественную красоту и остроту ощущений. Неполнота получаемых ощущений, равно как и пресыщение ими его раздражает, иногда вызывает отвращение.

Любит и ценит удовольствия во всех их проявлениях и ни в коем случае от них не отказывается; умеет их надолго растягивать, благодаря своей способности вновь и вновь воспроизводить в памяти приятные ощущения. Стремление к удовольствиям для Габена – это, скорее, норма жизни: «А кто не стремится к удовольствиям? А что, нужно жить и обязательно мучиться? Если бы у меня было 10 жизней, я бы одну прожил так, как хочет мама, другую – как хочет жена… Но у меня одна жизнь, и я её проживаю так, как я хочу».

С мнением, что «за всякое удовольствие в этой жизни нужно платить», категорически не согласен. Габен вообще не принимает такой постановки вопроса. Удовольствие в его понимании – индивидуальный настрой субъективных ощущений. Умение настраиваться на получение удовольствия – это его субъективная способность, его индивидуальная заслуга. Так зачем же нужно за это расплачиваться?

Ни при каких обстоятельствах Габен не подставит под удар своё личное благополучие, комфорт и покой. Более того, таких обстоятельств он старается не создавать, а если они уже сложились неблагоприятным для него образом, старается выйти из ситуации с наименьшими для себя потерями.

Вследствие таких установок Габен может показаться человеком эгоистичным и себялюбивым. И такое мнение окружающих действительно существенно усложняет жизнь представителям этого типа. Впрочем, Габены упорно отстаивают своё право жить так, как им хочется, мотивируя его тем, что не намерены никому доставлять неприятностей, и действительно очень переживают, если их образ жизни заставляет кого-то страдать.

Габенам доставляет удовольствие в первую очередь ощущение собственных сил и собственного здоровья. Многие из них стараются вести здоровый образ жизни. Отдают предпочтение тому виду спорта, который более насыщен яркими впечатлениями и сильными ощущениями: альпинизм, туризм, подводное плавание. Спорт для Габена – это не только испытание выносливости, это ещё и ощущение полноты жизни, яркости и полноты впечатлений. (Образ отважного путешественника-первопроходца необычайно привлекает представителей этого типа, поэтому некоторые из них в числе любимых писателей в первую очередь называют Джека Лондона.)

Многие Габены с удовольствием придерживаются здорового режима питания, увлекаются вегетарианской пищей или сыроедением. Все без исключения представители этого типа великолепно умеют готовить, практически не учась этому. Ценят естественную красоту вкусовых ощущений, поэтому могут спокойно придерживаться бессолевой диеты и обходиться без острых приправ.

Серьёзно занимаются профилактикой своего здоровья, диетами, гимнастиками. Некоторые из них в стремлении выйти на максимально эффективный биоэнергетический режим и добиться полной концентрации ощущений увлекаются йогой, занимаются медитацией, стремятся познать пределы своих сенсорных возможностей.

Любят ходить пешком, причём в их походке чувствуются слаженность и размеренный автоматизм движений. На протяжении всей ходьбы Габены держат ровный, однажды заданный темп. Не любят останавливаться, дожидаясь отставших. Поэтому предпочитают ходить пешком в одиночестве. Ходьба для Габенов – ещё и способ сосредоточиться на своих мыслях. Процесс ходьбы для них иногда бывает важнее цели следования.

Габены наделены тонким ощущением гармонии цвета, линии и формы. Тонко чувствуют цветовые сочетания, ощущают меру насыщенности цвета, динамику линии, лёгкость и незагромождённость форм.

Не любят подавляющей монументальности. Им нравятся простые формы, лишённые декоративных излишеств. Умеют рационально использовать пространство – даже в тесном помещении могут создать иллюзию простора и ощущение неперегруженного пространства. (Образец габеновской эстетики точнее всего представлен эстетическими традициями Японии – сочетание гармонии и функциональности простых и естественных форм.)

В доме не терпят лишних вещей и без сожаления их выбрасывают. В быту умеют обходиться малым. Умеют организовать комфорт самыми минимальными средствами. Умеют создать ощущение

stanislaw.ru

Реалист (ESTJ) – экстраверт, сенсорик, логик, рационал

Реалист (ESTJ) – экстраверт, сенсорик, логик, рационал

ESTJ скорее вступят в игру по предложенным правилам, чем установят свои, но они по-своему очень креативны и развивают в себе умения, которые имеют множество применений. Человек такого типа, будучи булочником, способен испечь любой тип хлеба. Если он токарь, то сможет выточить из металла или пластика любую запчасть. Если художник, то будет писать реалистичные пейзажи. ESTJ исключительно изобретательны в решении проблем, возникающих в реальной жизни, и их решения практичны, элегантны и разумны.

Они отлично умеют организовать мир вокруг себя, смотрят на него здраво и приземленно, воспринимая в черно-белых красках. Их мотивируют осязаемые цели. Как говорит Бриггс-Майерс, они считают «абстрактные идеи несущественными и малозначительными»{174}.

ESTJ демонстрируют миру свою сильнейшую функцию – логику, производя впечатление людей, владеющих собой, организованных и опрятных. Хотя они все оценивают объективно и реалистично и вполне уверены в себе, иногда, чтобы их слова звучали весомее, они склонны к «преувеличениям ради пущей убедительности»{175}. Так, они могут использовать более яркие цвета, предлагать более масштабные проекты, играть свою партию более громко и подбирать в отчет более впечатляющие факты.

К этому типу относятся примерно 11 процентов мужчин и 6 процентов женщин{176}. Они умеют излагать свои мысли логично и стройно. Как и другие SJ (сенсорики-рационалы), ESTJ – традиционалисты. Свою креативность они используют для того, чтобы все приводить в порядок, классифицировать и расставлять по местам и сообразно графику. Они семь раз отмерят, прежде чем отрезать, и резать будут очень аккуратно. Один ESTJ в разговоре с нами пошутил, что способен порезать дольками толщиной в микрон любой предмет – хоть металлическую трубу, хоть томат.

Свою вторую по силе функцию, сенсорику, ESTJ «берегут» для себя и именно на свои пять чувств полагаются при сборе информации, причем информацию ценят буквальную, осязаемую. Если вы ESTJ, вы воспринимаете мир прежде всего как набор звуков, запахов, вкусов, текстур, материалов, форм и цветов. И поскольку вы сфокусированы на том, что имеется «здесь и сейчас», вы умеете мастерски превращать каждый момент в отдельное переживание. Вы склонны рассуждать вслух (хотя не спешите интернализировать свои мысли) и для всего можете найти подходящее место. Если интроверт скорее будет визуализировать акт перемещения вазы в лучах света, вы как экстраверт встанете и передвинете цветы поближе к окну.

Как выглядит креативность ESTJ? Одна известная художница-ESTJ, акварелист, лауреат многих премий, любит сочетать восточную и западную техники и рисует цветы в реалистичной манере, только все, что она изображает на холсте – от кромки до кромки полотна, – представлено в очень резком фокусе. Это очень серьезные картины, в которых соблюдены и правила композиции, и требования перспективы, и законы природы, и при этом каждый цветок опознаваем, каждый листок отделен от других и каждая деталь реалистична. В своей работе автор не полагается на свое воображение или на фотографии, а предпочитает писать с натуры. Вдохновение она также черпает не столько от людей, сколько из предметов, которые окружают ее в настоящий момент, и если у какого-то растения еще не наступил сезон цветения, то его на картине не будет.

ESTJ – Реалист, он воссоздает факты такими, какими их видит. Этот тип людей больше, чем какой-либо другой, воспринимает все дословно и действует согласно букве закона. Так, например, группа наших друзей, все ESTJ, регулярно обходит озеро, у которого мы живем, и берет на заметку каждый новопоявившийся навес или упавшее дерево. Они подмечают все, что идет вразрез с нормативами, и сразу подают жалобу, если кто-то переустроил территорию без соблюдения рекомендаций муниципалитета или построил себе причал, заходящий слишком далеко в воду.

У одного знакомого-ESTJ к пенсии все просчитано и готово. Хотя он и не принадлежит к элите, он находит способ проводить зимы, чередуя горнолыжный курорт Колорадо и теплый пляж Флориды. Чтобы управляться с несколькими объектами недвижимости, креативность уж точно нужна. Он дает такое объяснение на сей счет: «Конечно, дело хлопотное, и, чтобы все получилось, нужно очень серьезно заниматься планированием. Причем большая часть планирования связана не с тем местом, где ты находишься, а с теми, где тебя нет». Неожиданные хозяйственные проблемы и пересылка почты, например, – «классические» логистические кошмары. «Нужно психологически настроиться на то, что у тебя постоянно каникулы, а дом – там, где ты сейчас, – говорит он. – Бывает, звонит сосед и сообщает о странном бибикающем звуке, который доносится со стороны твоего дома, или ты открываешь входную дверь и обнаруживаешь, что водопроводную трубу в твое отсутствие прорвало. Нельзя все предусмотреть заранее. Приходится реагировать незамедлительно». Поддерживать все в порядке он научился еще будучи пилотом. «Необходимо задавать себе вопрос: “А что если?..” и разрабатывать резервные варианты на всякий пожарный, будь то плохая погода или отказ мотора. Нужно создать систему планирования непредвиденных ситуаций».

Решая проблемы, ESTJ используют хранящиеся у них в памяти факты и следуют стандартным, уже опробованным процедурам, смешивая и варьируя типовые приемы при схожих обстоятельствах. Они вносят небольшие, пошаговые улучшения в существующие системы, повышая их эффективность и точность путем совершенствования процессов выполнения работ.

Один немецкий инженер-ESTJ, пенсионер, имеющий двадцать патентов на свои изобретения, на протяжении многих лет помогает своим друзьям в решении разных нестандартных проблем. Например, если нужно сделать зажимную скобку для защитного козырька раритетного «Мерседеса» – такую в магазинах днем с огнем не найти – или требуется соорудить щиток из нержавеющей стали для ступенек лесенки, ведущей на лодку, чтобы еноты не забирались в нее по ночам. Вот как он сам объясняет свои способности: «Некогда я проходил обучение в машинном цехе и многое узнал об особенностях металлов и материалов вообще. Эти знания позволили мне позже, когда я уже учился на инженера, сразу объединять теорию с практикой. Мои проекты были лучше других потому, что я всегда использовал самый подходящий для конкретной цели материал». И добавил: «Мне нравилось принимать участие в начальных стадиях проекта: на этом этапе всегда есть что-то новенькое». Карьеру он сделал на проектировании прототипов высокоскоростных обрабатывающих машин:

«Я брал, скажем, копир, который выдавал 50 копий в минуту, и модернизировал его так, чтобы он выдавал более 1000 копий в минуту. В результате резко снижались издержки и повышалась производительность.

Простые идеи всегда работают лучше всего, а потому я стремился делать машины как можно более простыми в производстве и в обслуживании. Я обдумывал процесс их применения и спрашивал себя, как можно облегчить жизнь людей. Мои мелкие предложения не меняли продукт в корне, но улучшали его эксплуатацию и сборку.

Одной своей идеей я особенно горжусь. Требовалось усовершенствовать сложный процесс упаковки, когда в одну коробку укладываются различные сорта конфет. Я нашел вариант очень простой модификации оборудования, в результате которой, однако, было сохранено множество рабочих мест, так как производитель передумал закрывать фабрику. Рабочие устроили мне овацию».

У ESTJ есть особое чутье к тому, что наиболее уместно в каждой конкретной ситуации, и они говорят об этом прямо и открыто. Реалисты спокойно раздают указания, и люди их слушаются. Художников, принадлежащих к этому типу, легко себе представить в роли старых мастеров, передающих свою «науку» целой армии подмастерьев.

Во времена перемен люди смотрят на ESTJ в надежде, что те укажут им путь. Реалисты действуют исходя из своего прошлого успешного опыта. Но у них бывают сложности, когда необходимо порвать со старыми испытанными методами или оценить принципиально новое решение. ESTJ доверяют установленному в организации порядку субординации, но им не следует забывать и про то, что порой хорошие идеи могут исходить не только из традиционных источников. Помимо этого, ESTJ необходимо помнить, что многие стоящие идеи приходят из теории и могут не иметь непосредственного практического применения, но это еще не означает, что они неплодотворны.

Когда ESTJ осознают трудности, которые придется преодолевать, они способны найти обходные пути. Имея ясное представление о направлении движения, Реалисты предпримут все необходимые шаги, чтобы достичь своих целей, в этом можно не сомневаться. Однако процесс творчества часто бывает запутанным и хаотичным, а потому людям ESTJ-типа лучше воздерживаться от своей привычки быстро принимать решения, свойственной, кстати, всем рационалам. Им необходимо понять, что временами надо действовать, не имея четких ориентиров, и что в такие моменты это единственно возможный способ найти настоящий азимут. Как крутящаяся иголка компаса в какой-то момент встает на свое место, так рано или поздно в творческом процессе станет ясно, куда следует двигаться. И хотя Реалисты славятся прежде всего своей способностью фокусироваться на улучшении систем, им все же приходится учитывать и реакцию людей на эти улучшения.

Легко представить ESTJ в качестве дирижера оркестра. Они слышат музыку, чувствуют, чего в ней не хватает, принимают объективные решения и умеют сделать так, чтобы музыканты работали, не отвлекаясь. Реалисты ориентированы на результат и на эффективность, а потому у них высокий уровень производительности и завершенности проектов. Можно поручиться, что их творения будут реалистичными, беспристрастными и вполне в духе традиций, а также будут изобиловать деталями, – ведь их работа нацелена на улучшение процессов и решение насущных проблем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

«Габен» — Сенсорно-логический интроверт — Соционический «Клуб-16»

Сенсорно-логический интроверт — «Мастер» (Габен, ISTP)

Описание по функциям

1. S — сенсорика ощущений

Мир познает через ощущения. Остро воспринимает все, что нарушает естественную гармонию. Отвергает всякую искусственность, наигранность, нездоровые инстинкты. Брезглив. Заботлив в отношении родных и близких. Если видит, что человек устал или плохо себя чувствует, тут же приходит ему на помощь. Никогда не бросит в беде друга. Хорошо чувствует возможности ощущений. В погоне за их новизной (рыбалка, сбор грибов или ягод, купание, путешествие и т. п.) ведет подвижный образ жизни. Не переносит однообразие и скуку. Любит спокойное общение с природой. Внутренне чувствителен и раним, хотя этого и не показывает. Для того чтобы выжить, умеет приспособиться к господствующим нравам, по необходимости следует общественным стереотипам.

2. Р — деловая логика

Хорошо работает руками. Охотнее ремонтирует вещи, чем их выбрасывает. Бережлив в обращении с материальными ресурсами. Имеет технологический склад ума. Находит простые, но эффективные методы решения деловых вопросов. Прежде чем взяться за дело, продумывает несколько вариантов достижения желаемого результата и останавливается на самом экономичном. Работает только удобным для себя способом. Отмечает тех людей, которые увиливают или халтурят. Продумывает, как заставить их взяться за дело или отстранить. Сам будет делать лишь то, что строго необходимо. Мастерски владеет инструментами и техническими приспособлениями. Упорно совершенствует себя в выбранном виде деятельности. 3а счет рациональной организации труда надеется на быстрый результат.

3. Т — интуиция времени

Заставляет себя укладываться в обещанные сроки, не опаздывать. Ему нравится везде успевать, управлять своим временем. Боится, что ему навяжут неудобный временной график. В общении с людьми демонстрирует умудренность жизнью. Проявляет свой скепсис через специфический юмор и самоиронию. Однако в душе все же не теряет надежду на успех. В критической ситуации, при резкой перемене обстановки не паникует, а ищет способ, как выиграть время. Следует своему внутреннему чутью на события. Чувствует себя зависимым от превратностей судьбы. Жизненные потрясения принимает на себя, стараясь уберечь от них своих близких. Однако длительное время выдержать этот груз трудно.

4. Е — этика эмоций

Контрастен в проявлении своих эмоций: то хладнокровен и погружен в себя, словно «айсберг в океане», то, наоборот, эмоционально возбужден и напорист. Оценивает человеческие отношения по степени эмоциональных проявлений. Бурные эмоции для него — показатель нестабильности, плохих отношений. Во время конфликта предпочитает не ввязываться в спор, а просто уйти. Но если его заденут за живое, ответит в резкой форме. Не станет откровенничать с посторонними. Не любит, когда «лезут в душу», пытаются проникнуть в его внутренние переживания. Его нужно понимать без слов.

5. I — интуиция возможностей

Любит, когда его способности и достижения оценивают по достоинству. Если его результаты не замечают, то пропадает всякое желание стараться. Если его способности длительное время оказываются никому не нужны, то может даже заболеть. Нуждается в новых, необычных проблемных ситуациях, отвлекающих его от серых будней. Если же ему мероприятие неинтересно, то без стеснения будет заниматься своими делами или попросту отключится. Его нужно приободрять и вдохновлять на дело, иначе расслабляется и впадает в меланхолию. Без новых увлекательных целей его физический тонус падает. С ним нужно разговаривать языком комплиментов и похвалы, заверять в скором успехе. Его состояние оптимально, когда успех то и дело ускользает, хотя и находится где-то совсем рядом.

6. R — этика отношений

Его настроение зависит от того, как к нему относятся окружающие. Доверяет только глубоким привязанностям, устойчивым, проверенным временем чувствам. В общении с окружающими сам устанавливает необходимую ему психологическую дистанцию и очень нервничает, если кто-то ее не выдерживает. Не переносит навязчивых людей. Не станет жить или работать в психологически нездоровом, склочном коллективе. Сглаженность отношений для него — непременное условие полноценной жизни. Несмотря на щепетильность и далекую дистанцию в общении, довольно терпим к человеческим недостаткам. Умеет прощать людям, незлобив.

7. F — силовая сенсорика

Критически относится к насилию и принуждению. Ни на кого не станет давить, но и сам не подчинится попыткам диктата. Не любит конкуренции, лишен амбиций и карьерных устремлений. Не будет бороться за власть или претендовать на более высокое место. По темпу речи, манерам и внешнему виду человека определяет его силовые качества, результативность в деле. Сразу отличит бахвальство от реальных возможностей. Знает, какую силу и куда надо приложить для достижения желаемой цели. Однако сам эффективно воздействовать на болевые точки не может. Проявляет насилие редко и всегда под давлением внешних обстоятельств.

8. L — структурная логика

Надежный деловой партнер. Соблюдает свои обязанности, если считает их разумными. Предпочитает откровенность и полностью ясность в деловых отношениях. Очень упрям. Если в чем-то уверен, его практически нельзя переубедить в обратном. Хладнокровно будет придерживаться своего понимания ситуации. В деле демонстрирует расчетливость и методичность. Всегда старается обойтись минимальными силами, привлекать поменьше людей. Противник бюрократии и мелочного контроля. Гибко перестраивается в частностях, но строго придерживается главной технологической схемы.

Внешние признаки
СЛИ хорошо определяется по выражению лица. Для внешнего облика характерна безэмоциональность, которая со стороны воспринимается либо как холодность и загадочность, либо как неприступность и внутренняя ранимость. Такое впечатление производят сенсорные подтипы. У логического подтипа наблюдается характерная «кошачья» улыбка человека, настроенного на поиск удовольствий. На лице написан скепсис и недоверие. Форма лица часто суживающаяся книзу. Рот спокойный, ровный, губы имеют одинаковую толщину. Они, как правило, сжаты, уголки рта слегка опущены.

СЛИ обладает характерной походкой, которая очень помогает в определении данного социотипа: походка вразвалочку, очень пружинистая, на слегка согнутых ногах, как бы крадущаяся. Фигура у СЛИ обычно спортивная. Для него характерна улыбка в одну сторону рта, которую из-за нескрываемого скептицизма можно назвать ухмылкой. Любит согласные звуки, отчего его речь бывает грубовато-раскатиста, как у Маяковского, или с хрипотцой, как у Высоцкого. Преобладающий стиль одежды — неофициальный, обиходно-элегантный, а также спортивный. Бросается в глаза прежде всего практичность и удобство одежды, а не внешние украшения. Одежда на СЛИ очень хорошо сидит, идет по его фигуре.

Манера общения
Особенностью его манеры общения, которая обращает на себя внимание сразу — скептицизм оценок и большое упрямство в суждениях. СЛИ изначально настроен на то, чтобы не соглашаться с собеседником. Эти споры могут длиться бесконечно. Даже если на словах согласится, все равно останется при своем мнении. Распознать СЛИ можно и по характеру проявления эмоций в общении. Обычно холоден и безэмоционален, но если разойдется, то эмоциями своими не управляет: становится резок, груб, холеричен. В таком состоянии сильно жестикулирует, возбуждается, повышает голос. Такой характер общения можно представить себе на примере артистки Л. Гурченко. С посторонними своими переживаниями никогда не делится. Не любит панибратского общения, навязчивых объятий. Это обусловлено даже физиологически: у него очень чувствительная кожа. Не терпит, когда лезут в душу. Больше всего ценит состояние душевного равновесия. Умеет хорошо и доходчиво объяснить. Стремится к наглядности и яркости передачи материала. Эта особенность хорошо видна в творческой манере учителя-новатора В.Ф.Шаталова. Дает целесообразные советы по способу выполнения работ.

Особенности поведения
Основная особенность поведения, которая становится заметной при более или менее близком общении с СЛИ — это его прагматизм и ориентация на осязаемую пользу. Всегда очень экономен. Никогда не работает просто так, на одном энтузиазме. Трудно включается в работу. Проходит некоторое время, прежде чем он активно приступит к делу. Зато уж если начал чем-то заниматься, то старается выжать все до последней капли. В повседневной практичности ему нет равных. В поведении стремится к полной независимости. Допускает посторонних людей к себе только до определенного предела, когда они еще не оказывают реального влияния на него. Очень ценит дружбу.

Людей принимает у себя всегда, когда бы они ни пришли. Сделает все, чтобы спасти человека, если слышит вопль о помощи. Любит получать острые ощущения разными способами: активным отдыхом, быстрой ездой на автомобиле и т.п. Рекорд острых ощущений поставил Григорий Распутин, вошедший, благодаря этой черте, гипертрофированно в нем развитой, в историю. Имеет свои четкие внутренние убеждения и требования к себе, которым упорно следует. Причем этот внутренний «кодекс чести» может расходиться с общепринятыми нормами поведения. С мнением окружающих о себе считается мало. Всегда проявляет большое упорство. Не подчиняется неразумным, с его точки зрения, командам. Действует только так, как считает нужным. Это создает ему репутацию строптивого, неуживчивого, хулигана и т.п.

Рекомендации
Вашей сильной стороной является неистощимая любознательность к явлениям окружающего мира. Вы стремитесь к различным знаниям, охотно путешествуете, при этом не просто созерцая условия жизни, природу, архитектуру. У Вас хорошо развит эстетический вкус.

Глубинной целью Вашей личности является комфорт как в физическом смысле этого слова, так и в отношениях с людьми. Грубые манеры, бестактность, отсутствие душевной теплоты со стороны окружающих глубоко ранят Вас. Вы стремитесь к гармонии, покою, здоровому образу жизни.

Другой Вашей сильной чертой является деловая логика, благодаря которой Вы умеете рационально вести свои дела. В своих поступках Вы руководствуетесь исключительно здравым смыслом и чувством реальной пользы.

За бесполезные дела предпочитаете не браться. Но если дело Вас интересует, Вы можете развить большую работоспособность, действуя четко, размеренно и неуклонно. В таких случаях Вы заранее предусматриваете все детали работы, подготавливаете все необходимое, проявляя при этом изобретательность, завидную практичность и расторопность.

Ваша слабая черта — неумение проявлять свои чувства к людям, из-за чего окружающим Вы можете казаться холодным и равнодушным человеком. Присущая Вам внутренняя напряженность провоцирует иногда вспышки гнева, когда Вам трудно сдержать свои эмоции, хотя впоследствии Вы сильно сожалеете об этом.

Так как проявление оттенков чувств и эмоций дается Вам с трудом, Вы предпочитаете сентиментальности шутливую манеру разговора, из-за чего можете быть иногда неправильно поняты. Свои неудачи Вы предпочитаете переживать молча, в одиночестве. Чтобы не было ситуаций непонимания, старайтесь доверять партнеру и говорить с ним серьезным тоном.

Другой Вашей проблемой является значительный заряд скептицизма: это так же определяет Ваше пессимистическое отношение к будущему. Вы часто предаетесь меланхолии и унынию, у Вас могут опуститься руки и пропасть желание действовать. Ваша апатия во многом мешает Вам проявить размах и добиться в жизни большего, чем подсказывает Вам личный опыт. Вам можно рекомендовать чаще путешествовать, менять хотя бы в мелочах привычный уклад жизни. Новые впечатления вызовут интерес к изучению истории.

Постарайтесь найти дело по душе, которое наполнит Вашу жизнь смыслом, устремит Вас в будущее. Увлеченность работой — лучшее лекарство от скепсиса и апатии. Не позволяйте меланхолии овладеть Вами. В такие минуты отправляйтесь к друзьям, на прогулку, в кино, театр. Больше времени проводите с веселыми людьми, заряжающими Вас положительными эмоциями.

Гуленко В.В., Молодцов А.В. — Введение в соционику

socionik.com.ua

Организатор (ISTJ) – интроверт, сенсорик, логик, рационал

Организатор (ISTJ) – интроверт, сенсорик, логик, рационал

Представьте себе часовщика, который в тишине мастерской ставит эксперимент. Он пробует сделать механические часы с нуля, да так, чтобы они были намного точнее любой кварцевой модели. Если вы ISTJ, вы сами точны как часы. Вас считают человеком строгим и объективным, реалистом и традиционалистом. К этому типу относятся примерно 16 процентов мужчин и 7 процентов женщин{121}.

Для Организатора креативность предполагает преодоление проблем сегодняшнего дня путем применения решений, однажды уже опробованных – им или кем-то другим – и доказавших свою эффективность. Нередко для инноваций требуется прежде всего смелость. Как главнокомандующий в Войне за независимость США Джордж Вашингтон прославился своей отвагой, решительностью и административными способностями. Как первый президент США он заслужил признание тем, что претворял в жизнь идеалы отцов-основателей, принимал беспрецедентные решения и закладывал основы культуры служения государству, которой мы дорожим по сей день.

Когда идеи исходят от уважаемых источников, ISTJ способны оценить их и поддержать, взвалив на себя задачу их практической реализации. Если вы ISTJ, вам не нужны бездонные запасы новых идей, чтобы проявлять креативность, – хватит и одной. Как выразился Генри Форд, «Лучше приложить все силы для усовершенствования одной хорошей идеи, вместо того чтобы гнаться за другими, новыми. Хорошая идея дает ровно столько, сколько человек может осилить»{122}.

Если вы традиционалист и любите все планировать, как вы в таком случае проявляете свою креативность? ISTJ доказывают: креативность можно найти и в рутине – соблюдение правил и выполнение требований также может быть увлекательным занятием. Так, например, домохозяйка-ISTJ, решив приготовить шоколадные десерты, которые не были бы похожими ни на печенье, ни на мини-тортики, может смешать рецепты печенья и торта и получить тесто как раз той консистенции, которая ей нужна.

Большинство открытий и инноваций совершаются без всякой «чарующей магии» – они чаще всего появляются в результате совмещения технологий или внесения небольших улучшений в то, что уже существует. Генри Форд, например, сам любил копаться в машинах, и его креативность в буквальном смысле слова рванула вперед, когда он собрал свое первое самоходное транспортное средство – протоавтомобиль под названием квадроцикл, – прицепив четыре велосипедных колеса к раме с рулевым управлением от лодки. Комбинируя отдельные предметы, чтобы получить нечто новое, Форд в итоге явил миру объект, сохранивший внешний вид вложенных в его создание предметов, – в данном случае он выглядел как пара велосипедов с рулевым управлением от лодки. Возможно, все станет еще яснее и нагляднее, если мы сравним инновативность интуитов и сенсориков. Если инновация N направлена на то, чтобы в результате сложения 1 и 2 получить нечто совершенно иное, такое как 3, то инновация S склонна в процессе сложения 1 и 2 получить 12 – как квадроцикл Форда, который был создан путем совмещения отдельных частей, а не их переплавки в качественно иной продукт.

Как и Форд, ISTJ предпочитают проявлять креативность внутри системы, комбинируя различные компоненты, внеся улучшения в процесс, повышая качество результата и сокращая издержки, время производства и количество требуемого материала.

ISTJ способны творить внутри систем, потому что они, как никто другой, умеют накапливать и классифицировать огромные массивы фактов и данных, начиная с названий городских улиц и расписания автобусов до колебаний цен на бензин и зерновые. Цвета, текстуры, звуки и ароматы – все это ISTJ буквально впитывают и над всем этим размышляют. Когда они думают о дедушкином доме у озера, они вспоминают качели из старой покрышки и белые деревянные скрипучие кресла. Они замечают и помнят не только как кто-то принес на своих ботинках грязь и наследил на широкой веранде перед домом, но еще и детали холмистой местности за домом, где росли клены. Как писала Изабель Бриггс-Майерс, когда ISTJ расслаблены и не чувствуют на себе груз ответственности, они порой способны на «пылкие реакции в личном общении», но происходит подобное «по их собственному усмотрению, а потому предсказать такое невозможно»{123}. В процессе творчества и для решения сегодняшних проблем они черпают силы из своих воспоминаний – а их у ISTJ кладезь.

Внимательное отношение к деталям и невероятная память – большое подспорье ISTJ в творческом процессе. Один Организатор-инженер объяснил нам, что ему доставляет удовольствие заниматься совершенствованием того, что уже существует, хотя процесс отнимает немало времени. Работу он начинает с чтения инструкций и обдумывания каждого шага и не приступает к непосредственному изготовлению рекомендаций или чертежей, пока не продумает всю процедуру. Он даже вспомнил, как его однажды раскритиковали коллеги за то, что он слишком много времени уделяет этапу планирования и недостаточно – этапу реализации. И только позже стало очевидно: благодаря его внимательному отношению к вопросам, которые решаются на самой ранней стадии планирования, ему удалось создать проект, полностью загружающий существующее оборудование, причем таким образом, что и сам производственный процесс оказался намного быстрее и дешевле, чем предполагалось изначально, и менять оборудование не пришлось.

Многое из того, что замечают ISTJ, они держат при себе до тех пор, пока не будут полностью готовы поделиться своими идеями и наблюдениями. Миру же они демонстрируют свое предпочтение к логике – окружающие ценят их за способность четко, ясно и подробно излагать факты. Эта способность заметна и в их творениях. ISTJ стремятся поддерживать вокруг себя спокойствие и стабильность, а для этого в нашем хаотичном мире требуется незаурядная креативность.

Если вы ISTJ, вы принадлежите к одному из самых замкнутых из всех шестнадцати типов. И вам как Организатору не по душе, когда люди пытаются изменить вашу систему. Но поскольку вы к тому же исключительно послушны долгу, ваше чувство ответственности заставляет вас время от времени выбираться из своей «скорлупы». Когда требуется, вы покидаете свою зону комфорта, чтобы превосходно исполнить роль хозяина, оратора, актера или исполнителя.

А еще ISTJ способны творить и воссоздавать осязаемые объекты по памяти, например могут приготовить вкуснейшую лазанью, не имея рецепта, – им достаточно того, что они когда-то пробовали это блюдо в классическом итальянском ресторанчике и оно их впечатлило. В процессе интровертной рефлексии мозг Организаторов способен приподнимать их над реальностью, и в этом состоянии они могут расставлять приоритеты и упрощать (например, вычислить необходимые продукты и баланс ароматов в лазанье, учтя особенности домашнего приготовления в сравнении с серийным производством). И когда ISTJ решают, какие детали важнее других, они тем самым набрасывают узду на свои грезы – узду, которая находится в руках их TJ-предпочтения (предпочтения логики и рациональности). Готовое блюдо, которое они в конце концов предъявят «публике», будет настолько аутентичным, что никто и не заподозрит: томатный соус – консервированный.

Для Организатора креативность – нечто весьма реальное. К этому типу людей, похоже, относился и Эдвард Хоппер, американский художник-реалист, автор культовой картины «Полуночники». Он рисовал застывшие городские пейзажи, пустынные улицы, одинокие фигуры и старинные здания. Настоящий успех пришел к нему только в зрелом возрасте, до этого ему приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием и иллюстрированием. Как учитель он поддерживал в классе строгую дисциплину и был известен тем, что мог выгнать с урока чрезмерно глупого или нерадивого ученика. Как иллюстратору ему не нравилось, когда кто-то занимается саморекламой. Он очень расстраивался, если заказчик просил его пренебречь фактами. Однажды, работая над созданием афиши фильма о Наполеоновских войнах, Хоппер нарисовал солдат во французской форме тех времен, но, к его огромному неудовольствию, от него потребовали пойти навстречу тогдашним вкусам американской публики и «одеть» их в форму, похожую на американскую. Как писал о художнике Гейл Левин: «Обслуживание массового вкуса никогда не было его сильной стороной»{124}. На выбор объекта у Хоппера уходила масса времени, не менее длительным был и этап отсеивания, систематизации и изложения фактов – особенность, весьма характерная для творческого процесса типичного ISTJ.

Креативность ISTJ можно сравнить с точным и подробным перечнем фактов, воссоздающим пережитое один к одному. Перечнем, в котором все лаконично и по делу, детальность которого создает ощущение аккуратности, собранности и серьезности. Организатор воспринимает конкретные объекты, скажем винтики, колесики и шестеренки, как отдельные кусочки информации. И поскольку он во всем, в том числе и в произведениях искусства, стремится к ясности, ISTJ предпочитает показывать каждый элемент в отдельности, нередко обводя его контуром и делая однозначно распознаваемым: чтобы всем было понятно, где яблоки, а где апельсины. С такой же дотошностью ISTJ подходят и к самому процессу творчества: планы и эскизы у них разложены по папочкам, кухонная утварь начищена до блеска и расставлена по ящичкам, метки, сделанные карандашом, стерты резинкой, а мазки кистью подчищены и сглажены. Любые следы проявления креативности, присутствие которых в конечном продукте не предусмотрено, начисто удалены.

ISTJ ставят простоту превыше шика и блеска. Они пекутся «прежде всего о личной собственности, стоимости и долговечности» и особенно высоко ценят «классику, антиквариат и фамильные реликвии»{125}. Они склонны поддаваться ностальгии и чаще включают в число объектов творческого осмысления различные места и события, чем людей. Причем люди, если и встречаются в творчестве ISTJ, нередко получаются какими-то изолированными от окружающей среды и застывшими – как люди на картинах Хоппера.

Если вы Организатор, вы более склонны действовать не по зову сердца, а по велению долга, поступать так, как вам кажется, следует поступить. Вы осторожно и объективно оцениваете, какие идеи стоит реализовывать и за какие проекты можно браться. Приняв решение, вы внимательно все планируете и далее, строго соблюдая правила, настойчиво добиваетесь выполнения задуманного.

ISTJ не занимаются творчеством просто так, «искусства ради». Их креативность должна быть направлена на удовлетворение некой конкретной потребности – скажем, на починку скрипящей двери, организацию празднования знаменательного события, украшение спальни или нахождение более короткого маршрута до офиса. Даже произведения искусства у них имеют некую практическую ценность и могут создаваться просто ради пропитания. Людей типа ISTJ увлекают ручной труд и ремесла, им нравится получать ощутимый результат. Особо привлекательной для них может быть профессия фотографа с ее скрупулезностью, со всеми ее техническими устройствами и процедурами. Организатору-инженеру, о котором мы говорили выше, например, нравится в свободное время заниматься компьютерной обработкой фотоснимков, при которой внесение мелких поправок – кадрирование изображения, изменение его контрастности, настройка цветового баланса – приводит к приятным глазу результатам. Как он говорит, ему не очень интересно менять что-то по-крупному, гораздо больше удовольствия и поводов для гордости ему приносит способность вычленять или перекомпоновывать какие-то мелкие фрагменты изображения так, чтобы добавить, например, к групповому снимку отсутствовавшего на тот момент человека.

Как комики и шоумены ISTJ ценят ситуационный юмор и любят буквализировать образные выражения. Вот как, например, Джонни Карсон описывал себя: «Люди говорят: “О, он такой самоуверенный, такой надутый”. На самом деле я ужасно стеснительный. Ну, а то, что перед аудиторией веду себя иначе… так это совсем другое дело: перед аудиторией я чувствую себя вполне комфортно, так как я здесь главный»{126}. Карсон умел отделять свою профессиональную жизнь от личной и, выйдя на пенсию, перестал появляться на публике. Книги писателя-ISTJ изобилуют очень точными наблюдениями и обилием деталей. Если он музыкант, то ни на ноту не отойдет от партитуры, а если актер, будет строго придерживаться сценария и выполнит все, что от него потребует роль.

Если вы Организатор, самые большие трудности в творчестве вас подстерегают в тех ситуациях, когда вам приходится делать нечто для себя новое, заставляющее отойти от традиции, от привычной для вас процедуры. Необходимость действовать без четкой цели и в спешке, не имея достаточного количества времени для составления плана, причиняет вам значительные неудобства, но вы в состоянии с ними справиться – теперь-то вы предупреждены.

Со временем у ISTJ формируется особый креативный стиль. Однажды выработанного стиля они будут придерживаться с редкой последовательностью, так как люди этого типа постоянно оценивают текущую работу и сопоставляют ее со своими достижениями в прошлом. ISTJ создают классические творения, реалистичные, с тщательно проработанными деталями. Генри Форд утверждал: «Человек, который использует свои умения и конструктивное воображение, чтобы понять, сколь много он может дать за доллар, а не сколь мало он может дать за доллар, обречен на успех»{127}. Форд говорил как ISTJ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Мастер (ISTP) – интроверт, сенсорик, логик, иррационал

Мастер (ISTP) – интроверт, сенсорик, логик, иррационал

Креативные решения необязательно бывают сентиментальными, абстрактными или запланированными и уж тем более вычурными. Мастерам, например, всегда удается сохранять хладнокровие, даже на месте происшествия. Но они также не соблюдают правил, не считаются с планами и бюрократические порядки им не указ. ISTP не станут тратить время попусту, они быстро оценят проблему, проверят наличные ресурсы и незамедлительно сделают все необходимое, чтобы остановить кровотечение. Пока другие медлят, стараясь точно выполнить инструкцию и переживая по поводу чьих-то задетых чувств, ISTP находят креативное решение жизненно важных проблем.

Джексон Поллок говорил: «Это все одна большая игра в строительство, и кто-то участвует в ней с кистью в руках, кто-то – с лопатой, а кто-то выбирает перо»{154}. Если вы ISTP, то вы Мастер, который молчаливо возводит свое строение и постоянно ищет возможности для проявления своей активности. К этому типу относятся примерно девять процентов мужчин и два процента женщин{155}. ISTP – люди действия, а не слов. Они «сначала стреляют», а «задавать вопросы потом» им уже не интересно. Иногда, пригласив гостей на ужин, Джексон Поллок проводил весь вечер в молчании, предоставляя супруге объяснять им: «Он не верит в слова, он верит только в дела»{156}. И поскольку ISTP говорят мало, чтобы понять их, нужно смотреть, что они делают.

Если вы ISTP, ваша главная сила – логика, ясность мышления, но, так как вы интроверт, свои мысли вы держите при себе. Миру вы показываете свою сенсорику, вторую по силе функцию. ISTP – реалисты, которые фиксируют детали действительности с фотографической точностью. Если вам предстоит продавать квартиру на съежившемся рынке недвижимости, наверняка вы прикинете, как бы сфотографировать ее так, чтобы она выглядела привлекательнее. Ответ знает Мастер. ISTP способны быстро внести мелкие поправки, используя то, что есть под рукой, в результате чего пространство начнет казаться больше. Призвав на помощь свое воображение, они быстро определят, как лучше перенаправить освещение, как расставить комнатные растения и подушки, тут же протрут кофейный столик и разберутся с беспорядком на нем, выгонят собаку на улицу и подметут пыль под ковриком. Все. Осталось только щелкнуть затвором – и готово!

ISTP от природы любознательны. Они собирают огромные объемы информации в виде фактов и к каждому из них относятся как к единичному опыту, не нуждающемуся в дальнейшем анализе и классификации. Удовольствие и удовлетворение получают от ага! – моментов, которые у них периодически случаются, но как люди скрытные, как и INTP (Аналитики), они не считают необходимым делиться своими прозрениями с окружающими.

То, чем занимаются ISTP, другим часто представляется безликим и отвлеченным, лишенным теплоты и эмоциональности. К тому же Мастера предпочитают работать с инструментами, а с людьми – лишь опосредованно, в воображении. Одна ISTP, специалист по маркетингу, объяснила нам, что выстраивает презентации для клиентов так, чтобы «привлечь их внимание и воодушевить их в первые две минуты». В работе она активно использует визуальную память и любит, по ее словам, в процессе творчества «упрощать и воссоздавать прошлый опыт».

Целью ISTP часто является сам акт творения: процесс для них важнее результата. Они пользуются любой возможностью для того, чтобы собирать факты: пробуют открыть любую «дверь», чтобы посмотреть, не найдется ли за ней какая-нибудь новая информация и не обнаружатся ли некие новые слабости, которыми можно воспользоваться.

В процессе творчества происходит много неожиданных событий. Для ISTP подобные сюрпризы очень важны, но на то, чтобы предсказывать или планировать их, люди такого типа время тратить не станут. Когда наступит парад планет, они поймают самый подходящий момент и инстинктивно воспользуются представившимся шансом. Как прирожденные Мастера, они практичны, способны быстро овладевать техникой, аппаратами и машинами так, чтобы пользоваться ими с хирургической точностью и сноровкой механика. Кажется, ISTP априори знают, как именно воспользоваться каждым инструментом, чтобы получить результат без лишних усилий. Инновации особенно удаются Мастерам, когда им приходится решать неотложные проблемы в одиночку, используя наличные ресурсы нетрадиционным способом.

Один ISTP, художник-график, рассказывал нам, что черпает вдохновение из самого факта начала работы. Далее идеи сами ведут его. Процесс творчества кажется ему довольно длительным и утомительным, так как всегда есть множество путей, которые можно избрать, и детали для него крайне важны. В качестве «помощников» он обычно держит рядом включенный радиоприемник и кое-какие игрушки, а еще старается работать у окна, чтобы можно было время от времени, почувствовав потребность в передышке, переводить взгляд на происходящее за стеклом и отвлекаться. По его словам, процесс и есть главное, ради чего все затевается, потому что «думать об искусстве или держать у себя произведение искусства – это не то же самое, что делать искусство». Ему не нравится мысль о том, что искусство нуждается в некоем смысле, – он просто хочет, чтобы его мультики и 3D-модели выглядели настолько осязаемо и реалистично, чтобы зритель «мог перешагнуть через монитор компьютера и окунуться в них».

ISTP по «одежке» не только встречают: для них в процессе творчества цвет и текстура – качества для многих «поверхностные» – важнее всего. Другой художник-ISTP говорил нам, что любит делать наброски фигур и ему забавно наблюдать, насколько разные формы могут принимать человеческие тела, но его профессиональный интерес сводится лишь к их коже. Как он отметил: «Модели – это фигуры, а не люди, и мне не интересно, что у них происходит под этой самой кожей». Если вы Мастер, не забывайте, что глубина не помешает творению, а проникновенность – общению. Иначе вы рискуете перестать относиться к людям как к живым существам.

ISTP мало заботят правила, процедуры, традиции и мнение окружающих. Они независимы, оригинальны и считают себя вправе творить так, как им вздумается, не считаясь ни с какими ограничениями. Подобное вольнодумство позволяет им вести себя вызывающе и нарушать статус-кво. И поскольку этика – их наименее развитая функция, они, как правило, не чувствуют потребности считаться с ценностями других людей, из-за чего их произведения порой кажутся неприлично дерзкими. ISTP нравится быть непредсказуемыми и игнорировать правила. Их творчество также может выбрать собственный курс и уйти в «независимое плавание». Если вы ISTP, вам стоит время от времени останавливаться, чтобы охватить взглядом общую картину и подумать о том, как другие могут отреагировать на ваше решение. Такие остановки помогут вам избежать тупиков и непродуктивных по большому счету путей.

Джорджия О’Киф, известная своими пейзажами, натюрмортами и особенно цветами, была человеком практичным, откровенным и несентиментальным. Как она сама говорила: «Я ненавижу цветы, но рисую их, потому что они дешевле натурщиц и не шевелятся»{157}. Хотя ISTP нередко рефлексируют над разными практическими вопросами, материальный мир доставляет им больше удовольствия, нежели ментальный. «Время, проведенное мной в размышлениях, не дает мне ощущения того, что я что-то сделал, – говорил Энди Уорхол. – Время, проведенное мной в размышлениях, не стоит ничего. Я могу рассчитывать, что мне заплатят только за то время, когда я что-то делаю»{158}. ISTP нравится работать в одиночку. Они получают удовольствие от самого процесса творчества и предпочитают оставлять людей теряться в догадках по поводу их работы, нежели делиться с ними своими открытиями. Сам Уорхол, например, никогда не отвечал на вопросы прямо.

Вы редко увидите карандашный набросок, первоначальный эскиз или черновик проекта, сделанный ISTP. Они предпочитают скрывать свои методы, приемы и привычки в работе. При этом они готовы идти наперекор всему миру. Джорджия О’Киф говорила: «Я действительно играла с материалом… Я не бралась за работу, если она не была достаточно легкой»{159}. Если ISTP занимаются сценическими видами искусства, они много импровизируют. Как комики и шоумены они остроумны, особенно хороши в ситуационном юморе. Как карикатуристы и художники-мультипликаторы они любят рисовать объекты с четким контуром. Если они писатели, то пишут кратко и используют самые свежие выражения и модный сленг.

Если вы ISTP, вы наиболее креативны в «латании дыр» и решении срочных проблем, когда нужно работать подручными средствами, как, например, во время чрезвычайных ситуаций. Вы можете стать еще креативнее, если будете учитывать реакцию других на ваши решения, а также то, как эти самые решения впишутся в глобальную систему вещей. Признайте, что вы идете своим путем, и используйте свою креативность для тех видов творчества, которые не предусматривают непосредственного словесного выражения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *