Лев семенович выготский: Выготский Лев Семенович | Ученые

Лев Семенович Выготский — психолог, отец, человек — психологический центр, помощь психотерапевта, консультация психолога

Выготский Лев Семенович (1896- 1934)– выдающийся советский психолог, основоположник культурно-исторического подхода, получившего мировую известность. Практически, единственный оппонент великого женевского психолога Жана Пиаже. С начала 30-х годов он был вычеркнут из истории отечественной психологии.

Мне повезло. Лет 10 назад, когда я училась в аспирантуре Психологического института РАО, всякий раз спускаясь в подвал к секретарю аспирантуры, я вглядывалась в старые стены, ведь всем было известно, – здесь жил Выготский. Я представляла себе туманные картины того времени и его судьбы. Очень хорошо помню свой трепет в душе и свои грезы. А сегодня я была в доме дочери Выготского – Гиты Львовны Выгодской, и мы говорили об ее отце.
Простой разговор — часа четыре — о ее детских воспоминаниях и чувствах, но мне кажется, что в этой простоте рассказа, необыкновенно живых (в ее 78 лет) глазах, в том, как, прощаясь, она по-детски взяла меня за руку, присутствовал сам Лев Семенович. Ее папа. Таким я его почувствовала.

Елена Шуварикова.

— 9 лет я прожила с ним в одной комнате, не в подвале Психологического Института, где Выготсий жил сразу после приглашения в Москву, а на Серпуховке. В те годы это была глухая провинция… (Смеется).

— Вам было 9 лет, когда папы не стало?

— Не просто 9 лет, а мой день рождения – был последний день, когда он работал. Уходя, он сказал мне: «Постараюсь прийти пораньше». Но на работе у него случилось очень тяжелое кровохарканье. Его привезли домой, положили на кровать, и когда я вбежала в комнату, он только прошептал губами: «Я обещал тебе прийти пораньше. И пришел». Больше он не поднялся. У него была тяжелая форма туберкулеза легких. Был пневмоторакс. Еще в 25-26-х годах его положение было настолько тяжелым, что его жизнь исчислялась месяцами. Ему систематически поддували легкие. Было очень тяжело, но это продлило ему жизнь на 8-9 лет. Он знал, что приговорен, что отпущены месяцы… А прожил еще годы.

— Поэтому он так много работал?

— Да, он так много работал, торопился закончить свои труды. У меня есть письмо отца к любимому ученику — Сахарову. Он пишет: «Я в очень трудных условиях: в палате 6 тяжело больных, койки стоят вплотную, работать очень трудно». Но в таких условиях он писал «Исторический смысл психологического кризиса».
У папы на голове…

— Расскажите, каким Вы его запомнили как папу…

— У мамы был довольно твердый характер, и я всегда была ближе с папой. Маму я бесконечно предано любила, но по духу был ближе папа. И все детство было с ним связано, несмотря на его бешеную загруженность. Мы жили в 23-метровой комнате вчетвером – мама, папа, я и сестренка. Этот дом снесли в 1971 году. И сейчас на месте дома — шахта метро «Серпуховская». Я всегда думаю, когда вижу идущих в метро людей, что они даже не подозревают, какие интересные вещи происходили на том самом месте, где они садятся в поезда…

Жили мы так: стоял письменный стол, стеллажи с книгами до потолка и наше ложе, на котором мы спали – кровать родителей, детская кровать сестренки и довольно узкий диванчик, на котором много лет спала я. Он сидел за столом спиной и работал, а у него «на голове» мы играли. Спинка стула использовалась для строительства домика куклы. С его стороны — никакого возмущения и раздражения, — это считалось вполне нормальным. У меня какие-то игрушки были, а у ребят во дворе совсем не было, и они подговаривали: «Сходи-спроси: можно ли у вас поиграть?». Вот хорошо помню, я спрашиваю у мамы, как у первой инстанции: «Ребята хотят прийти к нам поиграть…» Мама показывает – папа работает. Он тут же поворачивается, как бы ни был сосредоточен: «Можно, конечно, можно. Ко мне приходят товарищи, и было бы несправедливо, если к тебе не могли прийти. Иди, зови ребят». И на оставшихся 7-9 свободных метрах мы играли. Причем ребята, не стесняясь, в полный голос говорили. Он только поворачивался, смотрел на нас и продолжал работать.

Где-то в 31-м году из Берлина вернулась очень верный Выготскому человек — Блюма Вульфовна Зейгарник. Она вспоминала в 1984 году в день, когда отмечали 50-летие со дня его смерти, как была потрясена, когда впервые попала к нам домой. Выготский сидит, работает. Мама делает свои дела по дому. Кто-то входит, выходит, разговаривает. Дети играют. А он работает. Зейгарник не могла себе представить, что в таких условиях можно написать такие труды, какие написал Лев Семенович.

— При такой занятости, сколько же отцовского времени доставалось старшей дочери?

— Специального времени он мне уделять не мог, но я никогда не слышала от него: «Я занят» или что-то в этом роде. Естественно, мы были приучены, если у него сидел кто-то из аспирантов или сотрудников, мы с сестрой не лезли. А в положенные 8.30 вечера стелила свой диванчик и под эти разговоры засыпали. Мне тогда казалось – какой скукой они занимаются… (Смеется). Иногда со мной договаривались: «Придут друзья, ты, пожалуйста, сиди тихо. Не мешай». Они собирались и, закатив глаза, читали стихи. На греческом, на немецком и, конечно, на русском.

Иногда отец брал меня с собой, когда ходил консультировать в Институт Мозга. Сначала мне показывал все, включая знаменитую банку — мозг Ленина, а потом я ждала во внутреннем дворике, пока он освободится. Зато нам предстояла обратная дорога с разговорами.

В нашем доме творятся несправедливые вещи!

— Фразой: «Это было бы несправедливо – мне можно, а тебе нельзя», я бы описала атмосферу нашего дома. У нас жил Леня – мой двоюродный брат, на 2 года старше. Для меня он был огромным авторитетом. И мы с ним были глубоко уверены, что, то, что можно взрослым, можно и нам. Произошла такая смешная история. За несколько лет до смерти Лев Семенович начал курить. Как легочнику, ему, конечно, не нужно было это делать. А так как это доставляло ему удовольствие, то ни у кого не хватало духа запретить ему. И в один прекрасный день Леонид говорит мне: «Ты знаешь, у нас в доме творятся несправедливые вещи: вот Лев Семенович курит, а нам не дал». Я была возмущена: действительно! Мне самой это в голову не пришло. Я говорю: «Давай до вечера подождем, он придет, и будем выяснять отношения». Пришел папа. Все ужинали. Мы сидели с двух сторон от него, болтали ногами и с нетерпением ждали, когда он закончит чаепитие. В семье очень любили вечерами пить чай возле печки и разговаривать. А тут он нам был нужен. Мы сгорали от нетерпения… И вот с чаем было покончено, он отодвинул стакан, только хотел достать портсигар, а я ему говорю: «Ты знаешь, у нас творятся несправедливости». Он очень серьезно к этому отнесся. «Вот ты куришь. А нам с Ленечкой и не подумал предложить». Он подумал и спросил: «А ты уже пробовала?» Говорю: «Я нет, а Леня пробовал». Он еще подумал и сказал: «Ты права. Будем курить вместе». Никто из присутствующих, а семья у нас собиралась человек 11-12, не проронил ни слова. Он достал три папиросы. Размял, дал нам с Леней, объяснил для чего нужно разминать, потом показал как надо примять мундштук у папиросы… Все молчали… Гробовая тишина. А у меня — торжество на душе невероятное! Он поднес зажигалку мне, Лене, себе. «А теперь, — говорит, – надо вдохнуть глубоко»… До этого момента я помню все отчетливо. После этого — ничего не помню. И больше я никогда не пробовала курить. А Леня закурил на 18 году жизни.

— В большой семье – 12 человек – был кто-то старше Льва Семеновича?

— Дедушка и бабушка.

— А кто считался главой семьи?

— Наверное, дедушка. До 31 года, когда дедушка умер. Потом все обязанности за семью и сестер папа взял на себя.

— И все-таки, старшие молчали, когда он дал вам курить…

Да, все молчали. Негласно он был любимцем в семье, но никогда этим не пользовался.

Мой талисман

— Его любили в семье, любили и уважали ученики. А как он сам к себе относился?

— Очень требовательно. Предельно скромный человек, сверхделикатный. Поэтому он в каждом готов был видеть человека, значащего больше, чем он сам. И это не было позой. Никогда. Он слушал своих учеников так, что если бы Вы вошли, то не поняли, кто учитель, а кто ученик. Отношение к людям у него было необыкновенное. У нас в институте дворник работал много лет. Однажды у меня с ним зашел разговор о Льве Семеновиче. «Он как еще от углы улицы меня выдел – он шляпу сымал, и мне кланялся». Уборщицы говорили похожие вещи. Из Ярцево, где отдыхали летом, мы забрали в Москву сына хозяев, у которых снимали квартиру, а на следующий год дочь. Им в институты надо было поступать. И у отца как-то находилось время опекать молодых студентов.

— А все-таки, как к себе он относился? Любил себя?

— Он никогда о себе не думал, не заботился о себе, легко и охотно поступался своими удобствами ради окружающих. Человек по 8-10 часов в день читает лекции на одном легком… Остальное время сидит, пишет. Ночью проснешься – мама, сестренка спят. На столе горит зеленая лампа — он работает. Фактически, он относился к себе по-варварски. Он своей значимости не понимал. Вот еще такой пример. Мне надо было идти в школу. В один из дней в августе он приехал и сказал: «Тебя приняли в школу. И самое интересное, ты – Выгодская, и класс — «в». Легко запомнить». Оказывается, это был самый слабый класс: «нулевку» я не проходила, и меня записали в класс «в». Но его это нисколько не ущемляло. Настало 31 августа (тогда это был первый день учебного года). Завуч в сером халате зачитывал списки. И вдруг, читая список первого «а», зачитывает мою фамилию. Папа говорит: «Это недоразумение. Ты записана в класс «в». Когда завуч закончил читать, Лев Семенович подошел к нему (а отец консультировал эту школу) и говорит: «Тут какая-то ошибка. Моя дочь в классе «в». Я очень хорошо помню этот разговор — папа держал меня за руку. Тот ответил: «Мы просто посчитали, что дочь Выготского может учиться в классе «а». Смущение на лице Льва Семеновича было заметным. Мне самой было неловко идти с ним в этот класс «а»…

— А как он относился к Вашей маме? Каким был мужем?

— Он очень любил маму. Очень гордился ей. У меня сохранилась такая записная книжечка, в которую он вносил записи в Лондоне… И на странице дня рождения мамы он так о ней пишет… Я была так взволнована, когда прочла слова, обращенные к ней… Он очень любил, когда она с ним ходила на конференции, заседания. Мама одно время работала в Институте Дефектологии – в самом трудном, диагностическом отделении, и приводила трудных детей к нам домой, чтобы у них была передышка, когда родители их не брали. Мама работала, и папе это было приятно и интересно. Я вообще в семье не слышала ни одной ссоры, ни разу никто не повысил голос. Ни разу не помню, чтобы бабушку называли иначе, как «мамочка». Уже совсем взрослая, я узнала от мамы такую историю. У нее было серебряное колечко, доставшееся ей когда-то от матери. Когда папа уезжал, он брал его с собой. Сначала просто как материальное напоминание о маме, но постепенно это кольцо стало талисманом. Всегда, расставаясь с мамой, он брал это кольцо с собой. И в день его похорон, в крематории, мама сняла с руки кольцо и надела на палец папе.

«Давай я пойду на психологическое…»

— А как Вам было быть дочерью Выготского?

Как Вам сказать… В общем, трудно. Фамилия была одиозная, хоть и отличалась одной буквой. Отец изменил «д» на «т». Его родственникам этого сделать не разрешили. Многие не знали точно, кто такой Выготский, «он ли украл, у него ли украли», – с чем-то таким он был связан. (Смеется). Я училась во времена «махровые». Страшные. Проректор по кадрам в МГУ, до сих пор помню его фамилию — Почекутов, был страшный человек. Что он делал со мной на распределении! Вы не представляете себе. «Она из Гомеля. Не была ли в оккупации? Нет. А не было ли родственников в оккупации? Нет. А нет ли родственников за границей…» Самое худшее распределение дали мне. И даже после распределения 3 месяца меня не брали на работу. Я уже с грудным ребенком была готова работать кем угодно. Александр Романович Лурия помог, и меня взяли лаборантом.

— А у Вас была внутренняя альтернатива – в психологию идти или куда-то еще?

Я хотела стать историком (меня интересовала древняя история). А мама узнала, что есть отделение психологии. Ей ужасно этого хотелось! Знаете, я считаю, она это заслужила: одна, без высшего образования «тянула» двух детей. Какой ценой, каким трудом… И я решила, что читать книги по истории я могу и сама, в конце концов, и сказала маме: «Давай я пойду на психологическое…»

— Вы не пожалели потом?

— Много сложностей, конечно, было. Заведовал отделением психологии Рубинштейн, а он, по словам его ученика Ярошевского, запрещал произносить даже имя Выготского. Даже когда училась моя дочь на психфаке, она старалась не афишировать, что она — внучка Выготского.

Гита Львовна сказала, что отец был предельно скромным человеком. По-моему, и они – его потомки (кстати, почти все психологи) — похожи на него в этом. Ум, достоинство и простота. Как редко встречается мне в людях такое сочетание…

Как Выготский пришел в психологию? При выборе специальности после окончания гимназии Лев поддался уговорам родителей, которым казалось, что медицинское образование сможет обеспечить сыну в будущем интересную работу и средства к существованию. Но, проучившись около месяца на медицинском факультете Московского Императорского университета, он переводится на юридический факультет (это давало право впоследствии стать адвокатом и жить вне «черты оседлости»). Однако интерес к философии и литературе, проявившийся еще с детства, был так высок, что Лев Семенович одновременно (в 1914г.) поступил на академическое отделение историко-философского факультета народного университета им. Шанявского. Психологию и педагогику в этом негосударственном университете преподавал оригинальный мыслитель и известный русский психолог П.П.Блонский. Он и увлек Выготского своими идеями …

Выготский Лев Семенович • Аутизм.Энциклопедия

Лев Семенович Выготский — советский психолог, создатель культурно-исторического подхода в психологии. Его работа легла в основу целого направления исследований когнитивного развития. В его теории подчеркивается фундаментальная роль социального взаимодействии в развитии познавательных процессов.

Выготский считал, что дети формируют свое поведение и привычки под влиянием культуры и межличностных контактов. Он называл это явление культурным опосредованием и заявлял, что высшие психические функции развиваются в результате социокультурного взаимодействия.

До сегодняшнего дня в педагогической психологии остается популярной теория Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБТ). В эту зону попадает промежуток времени, который необходим ребенку для того, чтобы перейти от ранних ступеней обучения новой задаче к ее самостоятельному выполнению. Выготский считал, что ребенок учится выполнять более сложные задания при помощи того, кто уже умеет с ними справляться. При этом тот, кто обучает, сам не выполняет задачу вместо ребенка. Выготский называл такую социальную поддержку развивающим обучением и подчеркивал, что оно обязательно должно соотноситься с сенситивными периодами развития ребенка и постоянно подстраиваться под приобретаемые им новые навыки.

Выготский выстроил связь между языком и мыслительными процессами. Он считал, что внутренняя речь ребенка ответвляется от внешней вместе с дифференцированием социальной и эгоцентрической функции. Однако он предупреждал, что внутренняя речь имеет иное содержание и характер, чем внешняя. Она служит для контроля и управления действиями ребенка, в то время как внешняя речь играет важную роль в социальном и эмоциональном развитии.

Выготский также проводил исследования игры. Он обнаружил, что игра имеет важнейшее значение в процессе обучения, что дети часто усваивают причинно-следственные связи в ее ходе и что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Он также утверждал, что культурные нормы, правила поведения и социальные навыки часто усваиваются через игру. Следовательно, игра — важный вид деятельности, который позволяет ребенку учиться управлять своим поведением.

За свой выдающийся вклад в науку был прозван «Моцартом психологии».

Лев Выготский родился в 1896 году в Орше (территория современной Беларуси). Его отец был купцом, а мать, имея педагогическое образование, не работала и посвятила жизнь заботе о семье. Был вторым из восьми детей.

Выготский провел детство в Гомеле и там же получил среднее образование. В школе демонстрировал незаурядные успехи, особенно в изучении иностранных языков. В 1913 году поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевелся на юридический факультет. В это же время он продолжал самостоятельно изучать философию. В 1917 году Выготский бросил юридический факультет и закончил образование на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. После окончания университета вернулся в Гомель и начал работать преподавателем.

В 1923 году на базе Гомельского педагогического техникума организовал психологическую лабораторию. Результаты работы студентов его лаборатории были представлены Выготским на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в январе 1924 года. Здесь же он познакомился с Александром Лурией, который сыграл немалую роль в том, что по итогам съезда Выготскому была предложена должность в Институте экспериментальной психологии в Москве.

Первый исследовательский проект Выготского — диссертация по психологии искусства.

В 1925 году он посетил Международную конференцию по просвещению глухонемых детей в Лондоне и после этого тяжело заболел. Несмотря на то, что Выготского удалось вылечить, он оставался очень слабым и до конца 1926 года не работал. После своего выздоровления ученый погрузился в теоретическую и методологическую работу о кризисе в психологии, но рукопись осталась незавершенной и была опубликована спустя несколько десятилетий после смерти Выготского.

Собрал вокруг себя сообщество исследователей, известное как «круг Выготского—Лурии», которое занималось изучением развития высших когнитивных функций.

В начале 1930-х годов Выготский столкнулся с личным и профессиональным кризисом. Он занялся самокритикой и переосмыслением собственных теорий, обнаружив в них множество недоработок. Одновременно с этим сильное влияние на Выготского стали оказывать идеи гештальтпсихологии и работы Курта Гольдштейна и Курта Левина. Большинство работ, которые ученый начал в это время, не были закончены, так как в 1934 году Выготский скончался от туберкулеза в возрасте 37 лет.

Библиография: https://istina.msu.ru/workers/2334729/

Текст: Юля Азарова

Выготский Лев Семёнович — Лев Симхович Выгодский

советский психолог. 1896–1934

Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Он был вторым из восьмерых детей в семье.

Образованием мальчика занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога.

В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно – историко-философский факультет народного университета им. Шанявского.

С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; читал лекции в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К. Крупской, педагогический факультет 2-го МГУ и др.), Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925 год, опубликовано в 1965 году).

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись создана в 1926 году), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Он разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка.

В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. Наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка.

Лев Семенович начал свою научную и практическую деятельность в области дефектологии еще в 1924 году, когда он был назначен заведующим подотделом аномального детства при Наркомпросе. В последующие годы. Л.С. Выготский вел не только интенсивную научную, но и проделал большую практическую и организационную работу в этой области.

В 1926 году им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции в Москве. За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции, а затем стал ее научным консультантом.

В 1929 году на базе названной выше лаборатории создается Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (ЭДИ). Директором института был назначен И.И. Данюшевский. С момента создания ЭДИ и до последних дней своей жизни Л.С. Выготский был его научным руководителем и консультантом.

В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми. Л.С. Выготский обследовал детей, а затем подробно анализировал каждый отдельный случай, вскрывая структуру дефекта и давая практические рекомендации родителям и педагогам.

В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. В 1933 году Л.С. Выготский совместно с директором института И.И. Данюшевским решили заняться изучением детей с нарушениями речи.

Проведенные Л.С. Выготским в этом институте исследования до сих пор являются основополагающими для практической разработки проблем дефектологии. Созданная Л.С. Выготским научная система в этой области знаний имеет не только историографическое значение, но и существенно влияет на развитие теории и практики современной дефектологии. Его учение до сих пор не теряет своей актуальности и значимости.

Изучая развитие и распад высших психических функций, Выготский приходит к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Эти опыты ложатся в основу общепсихологической концепции, известной как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрывается общественно-историческая природа сознания, высших психических функций. В книге «История развития высших психических функций» (1930–1931 годы, опубликованной в 1960 году) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Им была сформулирована проблема возраста в психологии, предложен вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу.

Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.

Материал создан: 14.07.2015


Лев Выготский. Добрый гений // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Среди черно-белых портретов на стенах кафедры психологии его лицо всегда самое молодое и красивое. Советский психолог, основатель культурно-исторической теории Лев Выготский – один из тех людей, о которых не стыдно говорить с придыханием. Не только потому, что он был гением, хотя в этом нет сомнений. Выготский каким-то образом смог остаться удивительно добрым и порядочным человеком в то время, когда это мало кому удавалось.

В конце XIX века город Гомель Могилевской губернии кипел жизнью. Мастерские, заводы и деревообрабатывающие предприятия соседствовали с сырыми бараками, в которых ютились рабочие. Активно строили школы и училища. Гомель был не только промышленным и торговым центром, но и средоточием еврейской жизни: евреи составляли больше половины населения. Город насчитывал 26 синагог, 25 молитвенных домов, были в нем еврейское училище первого разряда и частная еврейская гимназия для мальчиков.

В 1897 году второй этаж небольшого дома в самом центре города, на пересечении улиц Румянцевской и Аптечной, заняла небольшая семья: банковский служащий Симха, его жена Циля, по образованию учительница, и двое их детей – большеглазая Хая-Анна двух лет от роду и годовалый Лев. Для Льва Выгодского, которого мир скоро узнает как Льва Семеновича Выготского, этот дом в сердце Гомеля станет сердцевиной его жизни, питательной средой всех его успехов и трудов, мыслей, чаяний и борьбы.

Как вскоре узнали соседи, Выгодские перебрались из городка помельче – Орши. Отец семейства получил хорошую должность: купец Симха стал заместителем управляющего гомельского отделенияСоединенного банка. Симха Выгодский был человеком властным и с непростым характером, настоящим патриархом. Он получил прекрасное образование, говорил на нескольких языках и скоро завоевал среди горожан непререкаемый авторитет. Выгодский-старший стал одним из лидеров гомельского движения самообороны, учрежденного в 1903 году, участвовал в создании кружка еврейского образования и городской публичной библиотеки.

Свою маму, Цецилию Моисеевну, дети называли «душой семьи» – она, в противоположность мужу, была мягкой и участливой. По профессии Циля Выгодская не работала, посвятив себя дому и уходу за детьми. Молодая семья росла, один за другим появлялись на свет младшие сестры и брат Льва и Анны. Кроме семерых родных детей Выгодские воспитывали племянника Давида, сына покойного брата Симхи, Исаака. Давид Выгодский впоследствии станет известным поэтом, литературным критиком и переводчиком.

Нетрудно догадаться, что такая большая семья жила более чем скромно: у девочек, кроме гимназической формы, было по одному ситцевому платьицу. На что не скупились родители – так это на образование детей. Любимым досугом были поездки в театр и обсуждение прочитанных книг.

Первые пять лет Лев Выгодский обучался дома. Его репетитор Соломон Ашпиз, не последний человек в гомельской социал-демократической организации, кроме революционной деятельности был знаменит тем, что учил своих подопечных при помощи сократического диалога. Под его руководством Лев выучил английский, древнегреческий и древнееврейский языки, а став гимназистом, успешно освоил еще и французский, немецкий и латынь.

Выгодский-старший заботился о том, чтобы дети развивали свои таланты. Заметив интерес Льва к культуре и философии, отец в одной из деловых поездок раздобыл ему «Этику» Бенедикта Спинозы. Польщенный таким вниманием, Лев много раз перечитывал книгу. Долгие годы она оставалась одной из его любимых.

Дети в семье Выгодских были приучены заботиться друг о друге, старшие опекали младших. Существовал трогательный обычай: по вечерам, когда отец возвращался с работы, вся семья собиралась за чаем, и каждый по кругу рассказывал о случившемся за день. Возможно, именно это сочетание теплой семейственности, трудолюбия и свободы мысли, которое передали ему родители, и заложило основы будущих гениальных открытий Льва Выготского.

Жизнь тоже преподносила свои уроки. Маленькому Льву было 7 лет, когда по местечкам и городам прокатилась волна кровавых погромов, унесших тысячи жизней. В первом гомельском погроме 1903 года (спустя два года случится и другой) было убито десять человек. Сотни других были избиты, ранены, ограблены. После состоялся знаменитый Гомельский судебный процесс, несправедливый и стыдный. Судили не только погромщиков, но и евреев, участников самообороны – за то, что пытались защитить свои дома и семьи.

Эти события выросший Выготский не забудет никогда, но и никогда не заговорит о них напрямую. Тема антисемитизма навсегда останется для него больной. Свои первые публикации в журнале «Новый путь», уже под измененной фамилией, Выготский посвящает юдофобии в русской литературе. «…доведшая реализм до его крайнего выражения и перешедшая путем гениального психологического постижения тайн души человеческой ту грань, за которой уже реальное становится символическим, русская литература так мало внесла психологического проникновения в изображение евреев», – с горечью отмечает он.

Кстати, тему изменения имени его биографы и близкие обходят деликатным молчанием: никто точно не знает, когда именно и почему из Льва Симховича Выгодского он превратился в Льва Семеновича Выготского. Не слишком убедительная официальная версия гласит, что будущий знаменитый психолог не хотел, чтобы его путали с двоюродным братом, литератором Давидом Выгодским.

В 1913 году, с отличием окончив частную гимназию Ратнера, Выгодский, тогда еще с буквой «д» в фамилии, подал документы на филологический факультет Московского университета и получил отказ. Хотя перспективный ученик и попадал в «процентную норму» для лиц еврейского происхождения, выбор факультетов был для него ограничен. Тогда по совету родителей он поступил на медицинский – куда еще идти способному еврейскому юноше? Но интерес к гуманитарным наукам пересилил, и через год 18-летний Лев перевелся на юридический. Сказался и «национальный вопрос»: профессия адвоката позволяла преодолеть черту оседлости.

Друзья по студенческой скамье и позже коллеги описывали Выготского как доброго, оптимистичного человека с прекрасным чувством юмора в сочетании с удивительной порядочностью и неизменно энергичного. Благодаря этой кипучей энергии у него хватало сил одновременно с занятиями на юридическом посещать свободные лекции историко-философского факультетаУниверситета имени Шанявского. В 1917 году он закончил свое обучение там, окончательно бросив юриспруденцию.

Академические успехи, первые публикации в журналах, добрые друзья и любимое дело… Что должен был почувствовать 23-летний молодой человек, услышав диагноз «туберкулез легких», который в то время означал смертный приговор с небольшой отсрочкой?

«Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна», – писал Выготский. До изобретения пенициллина оставалось еще два десятка лет. Он не успел. И все же успел много – так много, что трудно представить, как все это может вместить человеческая жизнь в 37 лет длиной.

Жениться по большой любви и стать отцом двух дочерей, старшая из которых, Гита, позже опубликует книгу, выражая ему, рано ушедшему, свои любовь и восхищение. Работать учителем литературы в целом ряде школ и техникумов. Возглавить театральный подотдел Гомельского отдела народного образования, а затем художественный отдел при Губнаробразе. Принять участие в работе Московского государственного института экспериментальной психологии, Государственного института научной педагогики, Московского педагогического государственного университета, Института по изучению высшей нервной деятельности, Экспериментального дефектологического института – и это далеко не полный список мест, где трудился Выготский.

Защитить диссертацию и получить звание старшего научного сотрудника, эквивалентное нынешней степени кандидата наук. Написать почти две сотни работ по детской психологии, педагогике, литературе и искусству. Стать основоположником культурно-исторической концепции развития, которую до сих пор изучают психологи и педагоги по всему миру.

Его труды поражают стройностью и простотой изложения: ни заумных терминов, ни громоздких конструкций. Он писал ясно и легко, так же, как и мыслил. Но мысли эти потрясали своей свежестью, а еще удивительными нежностью и сочувствием, с которыми Лев Выготский описывал внутренний мир своих подопечных.

«Допустим, перед нами ребенок, страдающий недостатком слуха вследствие каких угодно причин, – рассуждает Выготский в своей монографии “Трудное детство”. – Легко можно представить, что этот ребенок будет испытывать ряд трудностей, приспосабливаясь к окружающей среде. Его будут оттирать другие дети на задний план во время игр, он будет опаздывать на прогулки, он окажется отодвинутым от активного участия в детском празднике, беседе». И продолжает: теперь у ребенка есть три возможных пути развития. Первый – озлобиться на весь мир и стать агрессивным, второй – приспособиться к своему дефекту и получать от него «вторичную выгоду» или же третий – компенсировать свой недостаток развитием положительных качеств: внимания, чуткости, смекалки.

Выготский призывал педагогов с пониманием относиться к «неудобному» поведению учеников, вникать в его причины, «бить по корню, а не по явлению». Если применять такой подход вместо наказаний, убеждал он, можно будет во благо детей использовать те же дефекты, которые привели к непослушанию или необучаемости – «для превращения их в хорошие черты характера».

А вот чего, по счастью, Выготский не успел – увидеть, как вскоре после смерти его труды будут гореть в топке сталинских репрессий как в переносном, так и в самом прямом смысле. Книги психолога изымали из библиотек и нередко сжигали. Это время застали его дочери, Гита и Ася Выгодские. Гита Львовна, психолог-дефектолог, продолжила дело отца и посвятила жизнь восстановлению его наследия.

«Мне хотелось написать о своем отце правдиво, объективно, – признается она в книге “Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету”. – А это предполагает, что надо рассказать не только о положительных сторонах его личности, но также и о том, что может характеризовать его с негативной стороны. Но сколько я ни силилась, я не могла воскресить в памяти ничего, что говорило бы о нем отрицательно – ни одного такого его поступка, который ронял бы его в моих глазах. Ничего.…Так каким же он был? Для себя я отвечаю на этот вопрос словами из любимого им произведения: он – “лучший из людей, с которыми случалось мне сходиться” (У. Шекспир, “Гамлет”)».


Выготский Лев Семенович | Мир Психологии

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович (1896-1934 Орша, Российская империя) — известный в мировой психологии сов. психолог.

Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех др. аспектах творчества В.).

В ранний период творчества (до 1925) Выготский разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против. аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии («Исторический смысл психологического кризиса»), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма (см. Каузально-динамический анализ).

В течение 10 лет Выготский Л.С. занимался дефектологией, создав в М. лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического ин-та (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. («Мышление и речь», 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии (см. Зона ближайшего развития, Обучение и развитие), проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и многие др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и др. смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотику, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев («тройка»), впоследствии к ним присоединились Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина («пятерка»), создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями во многих странах мира. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Выготский Лев Семенович (1896–1934) — российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами к-рого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты).

Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное (см. Ассоциация) течение представлений — целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие — произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы — продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, — сперва социальном, потом — психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание. «История развития высших психических функций», 1931).

На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под к-рыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем — значению как «клеточке», из к-рой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных.

Совместно с учениками В. экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе («Мышление и речь», 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи В. оплодотворили не только психологию и ее различные отрасли, но также другие науки о человеке (дефектологию, языкознание, психиатрию, искусствознание, этнографию и др.).

Литература

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Моцарт в психологии: Лев Семенович Выготский

 

«Не будет преувеличением назвать

Льва Семеновича Выготского гением»

А. Лурия

17 ноября в 1896 году родился известный советский психолог, выдающийся исследователь, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций – Лев Семенович Выготский.

Лев Выготский родился в семье купца и учительницы. Семья была с хорошим достатком. Жили в небольшом городе – Гомеле. Мальчик учился в местной школе, учиться ему нравилось. Он много читал. Окончил школу с золотой медалью.

В 1913 году поступает сразу в два высших учебных заведения: на юридический факультет Московского университета и в Народный университет на историко-философский факультет. Став студентом, начал заниматься исследовательской деятельностью. Публикует первые научные статьи. Жизненный путь ученого описывается в книге: Сто великих психологов.

Познакомившись с книгой А.А. Потебня «Мысль и язык», увлекается психологией. Это увлечение в 1923 году приводит его в Гомельский педагогический техникум, где он возглавляет группу студентов лаборатории Московского педологического института. Результаты исследований этой группы были доложены Л. С. Выготским на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде 6 января 1924 года.

Тема доклада – «Методика рефлексологического и психологического исследования». Доклад молодого ученого принимают на ура. Это выступление было поворотным в судьбе ученого и важным для психологии. Не имея базового психологического образования, он по-новому взглянул на психологию. Выдвинул новые идеи. На него обратили внимание известные психологи – А. Леонтьев и А. Лурия. По приглашению ученых он начинает работать в Московском институте экспериментальной психологии.

Л. С. Выготский на базе института создает свою культурно-историческую психологическую школу. А в 1930 году выдвигает культурно-историческую концепцию развития психики и личности, которая изложена в книге Л.С. Выготского «Психология».

Рассмотрим основные идеи концепции. Развитие человека можно поделить на две составляющие – натуральную и культурную.

Развитие первой происходит биологически, т.е. обусловлено исключительно природой. На этой составляющей находятся животные и младенец. Получается, что развитие идёт с чего-то простого, как и в эволюции мозга.

Вторая составляющая – культурная, присущая только человеку. В животном мире этого нет. Культура – это прежде всего традиции, обычаи, ценности, нормы, искусство. Все это меняется, трансформируется, приобретает новый вид.

На начальном этапе мозг и у животных, и у человека развивается одинаково. Но животные так и остаются на низшем уровне, а ребенок включается в социальную среду, в среду, где есть речь и культура. Благодаря социальной среде у человека развиваются высшие психические функции. Т.е. культура выступает как средство развития высших психических функций.

Следующее важное положение данной концепции – всякая высшая психическая функция появляется «на сцене» дважды, первый раз, как интерпсихическая, второй, как интрапсихическая.

Интерпсихическая или, проще говоря, межличностная и есть социальная, развивающаяся в социуме, во взаимодействии с другими людьми. Переход от низших психических функций к высшим происходит благодаря культуре, благодаря социальному развитию человека.

Интрапсихическая или внутриличностная. То есть, сначала наше развитие происходит в социуме, опосредствуется культурой, и только потом это переходит вовнутрь нас.

Переход между интерпсихической и интрапсихической называется интериоризацией, т.е. переход из внешнего во внутреннее, из социума к человеку. На основе этих заключений Л.С. Выготский формулирует основное положение концепции: высшие психические функции по своему происхождению социальны. По строению опосредованы, а по способу функционирования произвольны, т.е. сознательны.

  К высшим психическим функциям относят – мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь, воля, сексуальность.

Получается, для развития ребенка, развития его высших психических функций, крайне важно взаимодействовать с взрослым. Процесс взаимодействия ребенка с взрослыми называется совместной деятельностью. Любая функция в культурном развитии ребенка сначала возникает в процессе совместной деятельности и существует не внутри ребенка, а между ребенком и взрослым. И только потом осваивается самим ребенком.

Чтобы понять вышеизложенное рассмотрим еще очень важный закон, сформулированный Л.С. Выготским – «Обучение ведёт за собой развитие». Как это происходит?

  Изначально ребенок находится в зоне актуального развития. Зона актуального развития – это то, что ребенок может сделать сам, без помощи кого-либо, то, что ему доступно. В совместной деятельности со взрослым ребенок выполняет непосильные для него одного какие-то «задачи». Выполнив «задачи», перемещается в зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок может сделать только в совместной деятельности с взрослым. Освоив новое со взрослым, ребенок это новое может воспроизвести самостоятельно. И это новое становится ему посильным, а, следовательно, становится зоной актуального развития. Так в ходе своего развития ребенок постоянно переходит из одной зоны в другую. И это непрерывный процесс. О развитии детской психики вы прочитаете в следующих книгах:

Выготский, Л. С. Психология развития ребенка

Выготский, Л. С. Педагогическая психология

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии

Самым плодотворным периодом в работе Льва Семеновича Выготского были годы с 1924 по 1934. В это время он получает заслуженное признание в научных кругах, становится авторитетным ученым. Принимает активное участие в научных конференциях разного уровня. Пишет статьи, издает десятки книг. Перечислим самые известные книги Л.С. Выготского: «Педагогическая психология», «Психология развития человека», «Основы дефектологии», «Вопросы детской психологии», «Воображение и творчество в детском возрасте», «О природе эгоцентрической речи» и др.

Динамично развивается в это время и созданная им научная школа. Его школа становится одной из самых многочисленных. Среди учеников и последователей можно назвать именитых ученых – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин. Ученики подхватывают и развивают идеи учителя.

В Центральной библиотеке им. Пушкина вы можете найти следующие труды его учеников и последователей:

П. Я. Гальперин «Введение в психологию». В этой книге собраны ключевые работы автора, позволяющие составить представление о базовых положениях его концепции.

Л. В. Занков «Избранные педагогические труды». В сборник включены работы «Дидактика и жизнь», «Обучение и развитие», «Беседы с учителями», где рассматриваются объективные закономерности обучения и развития младших школьников, отражены экспериментально-педагогические исследования по важнейшим проблемам дидактики.

А. В. Запорожец «Психология действия: избранные психологические труды». В книге разобраны следующие проблемы: Проблемы развития психики. Развитие восприятия. Развитие мышления. Развитие произвольных движений.

В. Эльконин «Психология игры». В этой книге автор рассматривает значение игры для психического развития ребенка. Обобщаются материалы по психологии игры.

Научная деятельность Л.С. Выготского не была бы успешной, если бы в его жизни не появился «ангел» – супруга – Роза Ноевна Смехова. В браке прожили 10 счастливый лет. Супруга во всем поддерживала мужа, а его дочери – Гита и Ася пошли по стопам отца, посвятили свою жизнь науке. Гита стала психологом, Ася – биологом. Внучка Льва Семеновича Елена Евгеньевна Кравцова продолжила династию психологов. Возглавила Институт психологии, который носит имя ее знаменитого деда.

Выготский очень рано ушел из жизни, прожив всего 37 лет. Умер он 11 июня 1934 г. Умер от туберкулеза, от которого страдал долгие годы. Но несмотря на такую короткую жизнь, его вклад в развитие психологии был огромным. Многое из того, что ученый сказал тогда, разгадывают до сих пор. И до сих пор развивают идеи, предложенные этим гением.

 

Если вам интересна судьба, творчество Льва Семеновича Выготского, его учеников и последователей приглашаем в Центральную библиотеку им. Пушкина за книгами.

 

Источники:

Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. – Москва: Педагогика, 1982. Т. 5: Основы дефектологии. – 1983. – 368 с.

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский; [составление, автор вступительной статьи], под редакцией В. В. Давыдова; [авторы комментариев: В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Н. В. Елизарова]. – Москва: Педагогика, 1991. – 479 с.

Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – 3-е издание. – Москва: Просвещение, 1991. – 93 с.

Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз, 1997. – 224 с.

Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; составитель, автор послесловия М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 480 с.

Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.

Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2004. – 509 с.

Сто великих психологов / автор-составитель В. Яровицкий. – Москва: Вече, 2004. – 427 с.

 

Лариса Тараторина, Центральная библиотека им. Пушкина

(PDF) Лев Выготский

3. Наконец, ВМП превращается

в интрапсихологическую функцию: внешние

средства становятся внутренними (внутренняя речь, умственные

расчеты и т. д.).

HMF не работают изолированно, они

соединены в единую систему. В процессе

онтогенеза разрушаются первичные, врожденные

связи между функциями и создаются новые, искусственные

связи. Затем они образуют систему

, которую можно намеренно изменить, а в

какая функция доминирует и направляет

другие.Зрелая психика характеризуется наличием

гибких и дифференцированных психологических систем, которые могут быть приспособлены к конкретным задачам.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Понятие ЗБР появляется в лекциях, прочитанных

Выготским в начале 1930-х годов, где он утверждал

, что обучение должно стимулировать внутренние изменения: оно

должно опережать развитие , а не

следуют за ним. Учитывая фактический

уровень развития ребенка, взрослый должен познакомить

средства культуры и научить ребенка

пользоваться ими.Этот перенос культурных средств происходит

в ЗБР, что характеризует процессы

, созревающие, но еще не полностью созревшие.

В практической диагностике ЗБР определяется как

разница между уровнем самостоятельного решения ребенком

задач и его уровнем решения

задач в сотрудничестве со взрослым.

Онтогенез словесного мышления

По Выготскому, мышление и речь

имеют разные генетические корни, и отношения

между ними вариабельны в фило-, онто- и

функциональном генезисе.У животных интеллект и

речь развиваются независимо друг от друга,

, но в процессе антропогенеза эти

функции сливаются в единое целое словесного

мышления, которое является уже не естественным, а

социально- историческая форма поведения.

В начале 1930-х годов Выготский приступил к изучению значения слова как единицы словесного

мышления, определяя значение как внутреннюю структуру знаковой операции.С помощью

методики двойной стимуляции (в виде

пробы Выготского-Сахарова, также известной как

пробы Казанина-Ганфмана) Выготский показал

как смысл, проходя через различные стадии

(синкретический целое, комплекс и понятие), постепенно приобретает устойчивую структуру и становится менее зависимым от ситуативных факторов. Высшая форма

смысла — понятие — основана на абстракции,

свободна от конкретного содержания и не привязана к

чувственным впечатлениям.Понятия, приобретенные

взрослыми, образуют сеть; этот внутренний план

обобщения Выготский назвал семантическим полем.

Служит основой волевого действия и

связывает когнитивную и аффективную системы.

Эгоцентрическая речь

Термин «эгоцентрическая речь» для речи

, обращенной к самому себе, был предложен Пиаже,

, работа которого послужила отправной точкой для серии

экспериментальных исследований исследовательской группы Выготского

.Вопреки предположению Пиаже, что эгоцентрическая речь есть не что иное, как сопровождение действий ребенка, Выготский доказывал, что она имеет особую функцию в психическом развитии. В соответствии с социогенетическим законом

речь возникает как интерпсихологический процесс

и затем проходит экстрапсихологическую

стадию, когда внешнее средство (звучащее

слово) служит объективации поведения и облегчает его

справляться.По мере развития ребенка эгоцентрическая речь переходит в субвокальный план и затем, на

стадии интрапсихогической, становится внутренней речью.

Внутренняя речь и семантическая динамика

Мысль не выражается, а оформляется в слове,

утверждал Выготский вслед за лингвистом Александром

Потебня. Он сравнил мысль с парящим

облаком, которое извергает поток слов и мотиваций с ветром, который приводит облако в движение.

С помощью этой метафоры Выготский представил словесное мышление как сложное динамическое

целое, проходящее в своем развитии несколько планов: (1) мотивация, (2) мысль, (3) внутренняя

речь и (4) голосовая речь (Выготский, 1987).

Таким образом, каждое отдельное высказывание является результатом серии

внутренних процессов, не поддающихся прямому наблюдению.

По косвенным признакам Выготский предположил

, что внутренняя речь имеет ряд отличительных черт: смысл преобладает над смыслом; это предикативное (подлежащее часто опускается), сокращенное и

Лев Выготский 3

Лев Семенович Выготский | Блог Центра Каммингса

— Предоставлено Екатериной Редькиной.

В ближайшее воскресенье, 17 ноября, родился советский психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Выготский наиболее известен разработкой культурно-исторической теории и вкладом в различные области психологии: педагогическую психологию, психологию развития, психологию искусства и другие.

Выготский принадлежит к той группе авторов, о которых должен знать каждый студент-психолог в России. Находясь в архивах на ТЭЦ, я, естественно, хотел узнать, какой контент можно здесь найти.Свои поиски я начал с того, что по разыскным пособиям и описям отыскивал материалы о членах так называемого кружка Выготского. Наиболее известные ее представители — советский психолог и нейрофизиолог А. Р. Лурия и советский психолог развития, основоположник «теории деятельности» А. Н. Леонтьев.

Я нашел несколько записей об этих людях в различных материалах, включая переписку, тесты, материалы конференций, рисунки и открытки.

Автор Количество записей
л.С.Выготский 30
Леонтьев А.Н. 5
А.Р.Лурия 72

Эскиз мозга, сделанный Лурией, без даты.

Изображения Москвы 1959 года. Они принадлежали Лурии и были переданы Уорду С. Холстеду.

На втором этапе этого проекта я решил расширить свои поиски, чтобы найти в архивах как можно больше советских и российских психологов и физиологов.

Этот проект еще не завершен; однако уже есть список из более чем 200 записей. Список на данный момент включает:

  • Советские физиологи: И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, П.К.Анохин .
  • Советские психологи: Д.Н.Узнадзе, А.А. Смирнов, А.В.Запорожец .
  • Русские ученики Курта Левина: Блюма Зейгарник, Тамара Дембо и Гита Биренбаум .
  • Российские иммигрантские психологи: Мария Рикерс-Овсянкина, Григорий Разран, Яков Касанин, Глеб Анреп, Евгения Ганфман, Н.И. Осерецкий .

Спецвыпуск «Новых масс» от 10 ноября 1942 г. Выпуск посвящен 25-летию СССР.

Первая страница статьи об Иване Павлове в «Новых мессах».

Очень часто советская психология изображается обособленной и обособленной, тогда как различные материалы свидетельствуют о множественных связях между советскими, американскими и европейскими психологами. Влияние было взаимным: с одной стороны, многие достижения советской науки стали популярными и приемлемыми за рубежом, а с другой стороны, зарубежные психологи оказали влияние на развитие советской психологии.Что особенно интересно, сколько таких связей установилось: личная переписка, профессиональные отношения, переросшие в длительную дружбу, поездки и личные визиты.

Письмо Лурии Молли Харроуэр.

Письмо Харроуэра Лурии.

Новогодняя открытка, отправленная Лурией Харроуэру.

Прослеживание этих связей между психологией на международном уровне может многое добавить к нашему пониманию истории этой области. Для меня изучение архивных записей советской психологии дало мне представление об истории советской психологии, но это также действительно изменило мой взгляд на советских ученых.Просматривая документы известных ученых, они почему-то кажутся не такими далекими гениями, которыми восхищаешься в учебниках и опубликованных материалах, а больше реальными, интересными людьми!

Читать полностью »

Что такое теория когнитивного развития Льва Выготского?

Как родители, мы, естественно, беспокоимся о наших детях. Матери пещерных детей, вероятно, переживали из-за того, что на их малышей случайно не наступит шерстистый мамонт (или что-то в этом роде, основанное на научных данных, а не на Флинтстоуны ).Это имеет смысл и коренится в наших инстинктах делать все, что нам нужно, чтобы убедиться, что наш ребенок выживет. Но в какой-то момент это перешло от беспокойства об их непосредственной безопасности к беспокойству о том, достигают ли они всех вех своего развития «вовремя». И во всем этом завязана теория Выготского.

Прежде чем мы двинемся дальше, напоминаем: все дети развиваются в своем собственном темпе! Сравнение успехов вашего собственного ребенка с прогрессом его сверстников — что, к сожалению, социальные сети делают слишком легко — не поможет.Но откуда мы вообще берем представления о том, что представляет собой «нормальное» развитие? Многое из этого вытекает из различных теорий когнитивного развития, в том числе из теории Льва Выготского.

Вот что нужно знать об этой влиятельной теории.

Что такое теория когнитивного развития Выготского?

Родившийся в Российской империи в 1896 году, Лев Выготский был психологом и теоретиком, написавшим шесть книг за одно десятилетие, прежде чем умереть от туберкулеза в возрасте 37 лет.И хотя его работа не была широко известна в западных странах до 1970-х годов, с тех пор она считается одной из основополагающих концепций психологии развития.

Для Выготского познавательное и социальное развитие неразрывно связаны. В частности, он считал, что то, как развиваются детский мозг и мыслительные процессы, связано с их социальным взаимодействием, и эта идея также известна как социокультурная теория. Основываясь на этой идее, он предполагает, что культура играет важную роль в формировании и развитии определенных способностей, таких как обучение, память, внимание и решение проблем.Выготский объясняет, что культурно-специфические инструменты (прежде всего, стили обучения) также влияют на то, как дети думают об окружающем мире.

Каковы ключевые понятия теории Выготского?

Двумя основными компонентами теории когнитивного развития Выготского являются Зона ближайшего развития (ZPD) и строительные леса:

Зона ближайшего развития

способны достичь сами, и что они могут сделать с помощью опытного наставника или учителя.Концепция зоны ближайшего развития Выготского, также известная как зона потенциального развития (в любом случае ЗБР работает), основана на идее, что, обучая ребенка новым навыкам, он лучше всего учится в ситуациях, когда он может почти завершить их. задача самостоятельно, но не совсем там. Вот тут-то и приходит на помощь учитель, родитель или кто-то еще, которые постепенно предлагают меньше помощи, пока ребенок не справится с задачей самостоятельно.

Строительные леса

Выготский называл методы обучения, которые помогают ребенку освоить новый навык, «строительными лесами».Согласно Merriam-Webster, строительные леса определяются как «система или структура поддержки, предоставляемая инструктором, чтобы помочь учащемуся перейти на следующий уровень обучения». Их можно применять в различных академических предметах, таких как математика, естествознание и язык, а также в ситуациях, связанных с развитием двигательных навыков, таких как спорт. Примеры вспомогательных методов включают в себя, когда учителя или родители:

  • Работают один на один с учениками
  • Используют наглядные пособия
  • Приводят примеры
  • Предлагают подсказки
  • Используют модели

В конечном счете, один из основных выводов Социокультурная теория когнитивного развития заключается в том, что, по его мнению, дети могут многому научиться, лишь открывая для себя что-то самостоятельно.Чтобы они действительно прогрессировали, им необходимо работать с учителями или наставниками, которые могут помочь им в их стремлении к знаниям и новым навыкам.

Кто такой Жан Пиаже?

Если вы слышали о теории когнитивного развития Льва Выготского, важно также знать, кто такой Жан Пиаже. Думайте о Пиаже как об одном из крестных отцов когнитивного развития. Он был швейцарским психологом и генетическим эпистемологом. Он изучал, как дети развивались интеллектуально в первые годы жизни.Его работа была большим вкладом в мир развития и образования детей.

Он наиболее известен созданием четырех стадий когнитивного развития, которые включают сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретную операционную стадию и формальную операционную стадию. Однако его критиковали за то, что он не использовал в своих исследованиях разнородную группу детей. Некоторые даже пришли к выводу, что он недооценил интеллект детей.

Лев Выготский цитирует

Не могу нарадоваться Выготскому? Если вы цените его учения и хотите узнать больше, послушайте самого человека и ознакомьтесь с приведенными ниже цитатами.

«То, что сегодня ребенок может сделать в сотрудничестве, завтра он сможет сделать один».

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; в игре он как будто на голову выше самого себя». «Как-то в нашем обществе сложилось однобокое представление о человеческой личности, и почему-то все понимали одаренность и талант только применительно к интеллекту. Но можно быть талантливым не только в мыслях, но и в чувствах.«То, что сегодня ребенок может сделать в сотрудничестве, завтра он сможет сделать один».

Эта статья была впервые опубликована

Теория когнитивного развития Жана Пиаже и социокультурная теория Льва Семёновича Выготского — Пример бесплатного эссе

Обратите внимание! Это эссе было отправлено студентом.

В области психологии существует множество различных теорий развития познания, в частности теория когнитивного развития Жана Пиаже и социокультурная теория Льва Семеновича Выготского.Я считаю, что обе точки зрения в чем-то верны, а в чем-то неверны.

Теория когнитивного развития Пиаже, как говорится в учебнике, заключается в том, что «дети активно создают знания по мере того, как они манипулируют своим миром и исследуют его» (Лаура Э. Берк (22 февраля 2010 г.), Исследование продолжительности жизни). Я полагаю, что теория Пиаже в основном утверждает, что человеческий разум приспосабливается, чтобы понять мир. Пиаже — теоретик стадий, и он предположил, что есть четыре стадии, через которые проходят люди, развивая свой ум.В целом я не согласен с идеей стадий и более неравнодушен к взгляду на непрерывность из-за идеи, что возрастной диапазон данной стадии слишком широк для оценки, чтобы ее можно было применить к чему-то столь текучему, как разум.

Сочинение нужно? Мы напишем это для вас!

Любой предмет

Мин. Доставка за 3 часа

Платите, если удовлетворены

Получите свою цену

Первый — сенсомоторный (от рождения до 2 лет), при котором «младенцы «думают», воздействуя на мир глазами, ушами, руками и ртом.(Лаура Э. Берк (22 февраля 2010 г.) Изучение развития продолжительности жизни). Я подумал, что эта идея будет очень интересным подходом к разработке. Исследование мира с помощью органов чувств, казалось, разрешило загадку того, почему у людей возникают проблемы с запоминанием событий в младенчестве, потому что память будет в наших чувствах, а поскольку чувства постоянно используются, ранняя информация, хранящаяся в них, к тому времени уже давно исчезнет. включается автобиографическая память.

Второй — предоперационный (2-7 лет), в котором «дети дошкольного возраста используют символы для представления своих более ранних сенсомоторных открытий… мышлению не хватает логики двух оставшихся этапов.(Лаура Э. Берк (22 февраля 2010 г.) Изучение развития продолжительности жизни). Я предположил, что упомянутые «символы» относятся к рисункам и воображению маленьких детей. В учебнике упоминается, как его теория была поставлена ​​под сомнение из-за его недооценки детей, особенно на этом этапе. Я полностью согласен с этими претендентами, потому что я был поражен историями, которые я слышал, и личным опытом детей в этой, казалось бы, неясной группе детей 2-7 лет, которая, вполне вероятно, имеет большое количество выбросов.

Следующий этап – конкретно-операциональный (7-11 лет), в течение которого «рассуждения детей становятся логическими… Они организуют предметы в иерархии классов и подклассов. Однако дети мыслят логично и организованно только тогда, когда имеют дело с конкретной информацией, которую они могут воспринять напрямую» (Лаура Э. Берк (22 февраля 2010 г.) Изучение развития продолжительности жизни). Самое большое несогласие, которое у меня есть на данном этапе, заключается в том, что это не объясняет творчество детей. Например, при рисовании у ребенка обычно есть представление о том, что он хочет нарисовать, даже если то, что он планирует нарисовать, не находится прямо перед ним.Это еще одна стадия, на которой Пиаже недооценил развитие детей. Я действительно думаю, что на этом этапе детям становится легче рассуждать логически по мере того, как они схватывают понятия.

Заключительный этап — это формальный операционный этап (11+ лет), на котором «способность к абстрактному, систематическому мышлению позволяет подросткам, столкнувшись с проблемой, начать с гипотезы, вывести проверяемые выводы, а также изолировать и комбинировать переменные, чтобы увидеть какие выводы подтверждаются» (Laura E.Berk (22.02.2010) Изучение развития продолжительности жизни), другими словами, думайте как ученый. Я считаю, что это, хотя и явно ориентированное на научное сообщество, является точным описанием возможностей мозга взрослого человека. Однако идея о том, что 11- или 12-летний ребенок может мыслить таким стратегическим образом, кажется мне немного странной.

Таким образом, части теории Пиаже, которые я включаю в свое личное убеждение, заключаются в том, что сенсомоторная стадия точно отражает когнитивные способности младенца, конкретная операциональная стадия кажется хорошим возрастным диапазоном для того, чтобы быть в состоянии передать логику ребенку (хотя я думают, что дети в этом возрасте могут понять больше, чем просто то, что им показывают физически, например, моральные различия между и неправильным), а формальная операционная стадия описывает точное представление зрелого мышления.

Социокультурная теория Выготского рассматривает когнитивное развитие детей и предполагает, что «дети начинают общаться с собой почти так же, как с другими. Это значительно улучшает их мышление и способность контролировать собственное поведение» (Лаура Э. Берк (22 февраля 2010 г.) Изучение развития продолжительности жизни). Пиаже предположил, что познание ведет к языку, в то время как Выготский предположил, что язык ведет к познанию, то есть «мышлению вслух» (J’Lene, George (2/2012), лекция по психологии жизни.) Выготский был совершенно прав, и фактически «почти все исследования поддерживали точку зрения Выготского». (Лаура Э. Берк (22 февраля 2010 г.) Изучение развития продолжительности жизни). Я полностью согласен с идеей приватной речи, связанной с познанием; Мне гораздо легче запоминать сложную информацию или справляться с ней, если я тренирую себя через нее вербально, используя личную речь, как, я думаю, делают и многие другие.

Выготский также предложил идею зоны ближайшего развития, «ряда задач, которые слишком сложны для выполнения ребенком в одиночку, но возможны с помощью взрослых и более умелых сверстников.(Лаура Э. Берк (22 февраля 2010 г.) Изучение развития продолжительности жизни). Для уплотнения зоны ближайшего развития используется специальный тип коучинга, называемый формированием лесов, при котором родитель или более опытный сверстник регулируют поддержку, предлагаемую во время сеанса, в соответствии с текущим уровнем навыков или успеваемости ребенка. больше вещей самостоятельно. Я согласен, что строительные леса — хороший способ описать, как ребенок учится определенным вещам от своих родителей.

Я не совсем понимаю, как Выготский рассматривал притворную игру как зону ближайшего развития.Только некоторые типы, такие как мальчик, притворяющийся папой, было бы легче сделать, если бы поблизости был отец, который подражал бы или занимался возведением строительных лесов. Однако, если девочка притворяется феей или принцессой, насколько трудно будет ребенку сделать это самостоятельно? Если у них есть живое воображение чего-то, тренер только изменит это видение, чтобы оно соответствовало собственному представлению тренера о том, как должны выглядеть фея или принцесса.

Расширение теории Выготского, с которым я согласен, — это термин управляемого участия Барбары Рогофф, который относится к «совместным усилиям между более опытными и менее опытными участниками, без указания точных особенностей общения» (Laura E.Берк (22.02.2010) Изучение развития продолжительности жизни). Я согласен, потому что обычаи обучения/воспитания в других культурах и отклоняющиеся обстоятельства не охватываются первоначальным термином «строительные леса». Одним из лучших способов обучения для детей является взаимодействие с другими.

Таким образом, те части теорий Выготского, которые я включил в свое личное убеждение, основаны на моем личном опыте и большом количестве доказательств, упомянутых в учебнике.Мне нравится, как Рогофф расширяет свои идеи, потому что они более универсальны для разных культур.

Лев Выготский (17 ноября 1895 — 11 июня 1934), психолог

Фон

Лев Выготский родился в Орше, Белоруссия, в Российской империи (сегодня в Беларуси) в нерелигиозной еврейской семье. Он вырос в городе Гомеле, где получил как государственное, так и частное образование. На него повлиял его двоюродный брат Давид Выгодский.

У Выготских было восемь детей. Лев увлекался изучением языков, литературы, философии (любимым философом на всю жизнь оставался Бенедикт Спиноза). Это способствовало развитию способностей мальчика и позволило ему заниматься дома

По приглашению нового директора Психологического института Москвы, К. Н. Корнилов, Выготский и его новая жена Роза Смехова переехали в Москву. До рождения его первой дочери Гиты они жили в «подвале Института экспериментальной психологии» в окружении «архивов философского отдела этого института».

Умер от туберкулеза в 1934 г. в возрасте 37 лет в Москве.

Образование

В конце концов Выготский был принят в МГУ по «еврейской лотерее», в соответствии с которой была введена трехпроцентная квота студентов-евреев для поступления в университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Там он изучал юриспруденцию, но жажда знаний подтолкнула его поступить в «неофициальный» «Народный университет Шанявского».

В гимназию он ходил только на два последних года обучения, но успел закончить ее с золотой медалью в 1913 году. К моменту поступления в МГУ он уже в разной степени владел немецким, французским, английским, латынью, Древнегреческий и древнееврейский.

Сначала Л.Выготский учился в медицинском университете, но потом попросился на юридический факультет. Однако страсть к литературе осталась, и в 1914 году Л.Выготский поступил также на историко-филологический факультет А.Университет Л. Шенявского. Этот университет был прогрессивным для своего времени учебным заведением, в которое принимали студентов независимо от их национальности, вероисповедания и политических взглядов. Власти не признавали дипломы Университета имени А. Л. Шенявского, так как он не был официальным учебным заведением. Однако уровень образования там был высоким и студенты могли получить действительно фундаментальные знания

Карьера

По окончании учебы в 1917 году Выготский вернулся в Гомель, чтобы преподавать «профессию, которую он теперь мог практиковать благодаря отмене антисемитского законодательства после Октябрьской социалистической революции», и публиковать «копии великих литературных произведений».

6 января 1924 г. Выготский выступил с докладом «Методология рефлексологических и психологических исследований» на «Втором Всероссийском психоневрологическом съезде в Ленинграде». В 1925 году Выготский защитил диссертацию на тему «Психология искусства». Он начал свою карьеру в Психологическом институте в качестве «штатного научного сотрудника второго класса» и продолжил ее в других учебных, научно-исследовательских и клинических учреждениях Москвы, Ленинграда и Харькова, широко исследуя идеи о когнитивном развитии.

. Первая исследовательская работа Л. Выготского, посвященная анализу шекспировского «Гамлета», была написана в качестве курсовой по филологии. Перед написанием статьи Л. Выготский досконально изучил как оригинальный текст трагедии, так и ее переводы, приобретя таким образом знания в области философии литературы. Судьба произведения оказалась необычной, так как оно было опубликовано спустя 52 года, выдержало несколько изданий, было переведено на несколько языков и получило рецензии ведущих литературоведов.

Во время учебы в Москве Л.Выготский серьезно увлекся психологией. Не случайно, окончив университеты в 1917 г. и вернувшись в Гойнель, Л. Выготский стал в 1919 г., когда город был освобожден от немецких войск, преподавать в профессиональном училище не только литературу, эстетику, философию и русский язык. школе, но и психологии и логики в местном гуманитарном техникуме (колледже).

Это были годы, когда Л.Выготский провел свои первые исследования в области психологии и создал психологическую лабораторию, где проводил исследовательские эксперименты.На II Всероссийском психоневрологическом конгрессе, проходившем в 1924 г. в Петербурге, Л.В.Выготский выступил с тремя прекрасными докладами и был немедленно приглашен на работу в Московский институт экспериментальной психологии. В 1925 г., несмотря на тяжелую болезнь, Л. Выготский был занят наднетлюксологическим трудом «Смысл психологического кризиса», который был опубликован лишь спустя 55 лет.

Удачнее сложилась судьба научных работ Л. Выготского по педагогической психологии, первая статья была опубликована в 1926 году.Особый интерес для ученого представляли дети с умственными или физическими недостатками. Хотя Л.Выготский был очень занят на работе и имел проблемы со здоровьем, он три года изучал медицину, так как чувствовал, что ему не хватает медицинских знаний. В 1926 г. им была создана специальная лаборатория, на базе которой в 1929 г. был открыт Экспериментальный институт дефектологии, научным руководителем которого до самой смерти был Выготский.

Выдающемуся ученому суждено было прожить всего 37 лет.Это были годы титанического труда, результатом которого стало 270 научных работ (некоторые из них до сих пор не опубликованы).

Существует мнение, что общепсихологическую теорию Л.Выготского объединяют три основные темы: значение культуры, центральная роль языка и «зона ближайшего роста или развития*. Л. Выготский ввел понятие знака как особого психологического средства, использовал

как действенное средство преобразования психики из естественной (биологической) в культурную (историческую).Л. Выготский пытался раскрыть общую картину психологического мира человека и с этой целью изучал эволюцию знаковых значений, прежде всего языковых, в интеллектуальной жизни ребенка. Он утверждал, что только такой способ обучения может быть действительно эффективным, так как опережает развитие ребенка.

Работы Л. Выготского подвергались резкой критике за «идеализм» и «формализм» и не были адекватно осмыслены советской психологией. Тем не менее его идеи о соотношении языка и мышления, о связи формирования понятий и образования оказали большое влияние на прикладные аспекты педагогики и развитие нейролингвистических исследований.

Преждевременная смерть Л. Выготского помешала осуществлению многих перспективных проектов ученого. Тем не менее его идеи помогли обнаружить совершенно иные подходы к фундаментальным вопросам формирования личности. Работы Л.Выготского нашли глубокий отклик во всех науках, занимающихся изучением человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Влияние Л.Выготского признано и в сферах

просмотров

Возможно, самый важный вклад Выготского касается взаимосвязи развития языка и мышления.Эта проблема была исследована в вышедшей в 1934 г. книге Выготского «Мышление и речь» с русским названием «Мышление и речь». Фактически эта книга представляла собой просто сборник очерков и научных работ, написанных Выготским в разные периоды развития его мысли и включены сочинения его «инструментального» и «целостного» периодов. Выготский так и не увидел книгу опубликованной: она вышла посмертно под редакцией его ближайших сподвижников (Колбановского, Занькова и Шифа) не ранее декабря 1934 г., т.е.э., через полгода после его смерти. Первый английский перевод был опубликован в 1962 г. (с несколькими более поздними переизданиями) с сильно сокращенным и под альтернативным и неправильным переводом названия «Мысль и язык», которое означало бы русское «Мысль и язык». В книге устанавливается явная и глубокая связь между речью (как молчаливой внутренней речью, так и устным языком) и развитием ментальных понятий и когнитивного сознания. Выготский описывал внутреннюю речь как качественно отличную от словесной внешней речи.Хотя Выготский считал, что внутренняя речь развивается из внешней через постепенный процесс «интернализации» (т. речь не будет похожа на разговорную речь в том виде, в каком мы ее знаем (в частности, она будет сильно сжата). Следовательно, сама мысль развивается социально.

Личность

Интересы Выготского в области психологии развития, детского развития и образования были чрезвычайно разнообразны.Его философская основа включает интерпретации когнитивной роли инструментов посредничества, а также переинтерпретацию хорошо известных концепций психологии, таких как интернализация знаний. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития, метафору, способную описать потенциал когнитивного развития человека. Его работы охватывали такие темы, как происхождение и психология искусства, развитие высших психических функций, философия науки и методология психологических исследований, связь между обучением и развитием человека, формирование понятий, взаимосвязь между развитием языка и мышления, игра как психологический феномен, неспособность к обучению и аномальное развитие человека (также известное как дефектология)

Цитаты других о человеке

  • «Это последнее, что я сделал в психологии — и я хочу, как Моисей, умереть на вершине, увидев землю обетованную, но не ступив на нее ногой.Прощайте, дорогие создания. Остальное — тишина», — его собственное заявление .

Соединения

Лев был женат на Розе и у них родились две дочери Ася и Гита

Жена:
Роза Ноевна
Дочь:
Ася
Дочь:
Гита
адепт:
Лидия Ильинична Божович
адепт:
Алексей Леонтьев
адепт:
Александр Лурия
адепт:
Александр Запорожец

Лев Семёнович Выготский.Частная коллекция. News Photo

Соглашение о простом доступе

Следующие активы содержат неопубликованное и/или ограниченное содержимое.

Изображения, помеченные как Легкий доступ для загрузки , не включены в пакет Премиум-доступа или подписки Getty Images, и вам будет выставлен счет за любые изображения, которые вы используете.

Легкий доступ к загрузкам позволяет быстро загружать изображения высокого разрешения без водяных знаков. Если у вас нет письменного соглашения с Getty Images, в котором указано иное, загрузка Easy-access предназначена для целей компа и не лицензируется для использования в окончательном проекте.

Ваша учетная запись Easy-access (EZA) позволяет сотрудникам вашей организации загружать контент для следующих целей:

  • Тесты
  • Образцы
  • Композиты
  • Макеты
  • Черновой монтаж
  • Предварительные правки

Он имеет приоритет над стандартной комбинированной онлайн-лицензией для неподвижных изображений и видео на веб-сайте Getty Images. Учетная запись EZA не является лицензией.Чтобы дополнить свой проект материалами, загруженными из вашей учетной записи EZA, вам необходимо получить лицензию. Без лицензии дальнейшее использование невозможно, например:

  • презентации фокус-групп
  • внешние презентации
  • итоговые материалы, распространяемые внутри вашей организации
  • любые материалы, распространяемые за пределами вашей организации
  • любые материалы, распространяемые среди населения (такие как реклама, маркетинг)

Поскольку коллекции постоянно обновляются, Getty Images не может гарантировать, что какой-либо конкретный элемент будет доступен до момента лицензирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.