Кто такие гендерные люди: Что если не все люди — мужчины или женщины?

Что если не все люди — мужчины или женщины?

Автор фото, Thinkstock

Подпись к фото,

Германия, Австралия, Непал и Пакистан уже предоставляют возможность выбрать третий пол в официальных документах

Все больше и больше людей в мире отказываются применять к себе категории «мужчина» или «женщина», поскольку не относят себя ни к тем ни к другим либо находятся в процессе перехода между гендерами.

Германия, Австралия, Непал и Пакистан уже предоставляют возможность выбрать третий пол в официальных документах, и еще несколько стран рассматривают возможность последовать их примеру. Кроме того, ученые обнаруживают все больше доказательств того, что даже биологический пол допускает не два возможных состояния, а широкий спектр возможностей.

Следует ли нам пересмотреть наши взгляды на бинарность человечества, также как и отношение к этому важному элементу нашей идентичности?

Четыре эксперта изложили свою точку зрения по этому вопросу Всемирной службе Би-би-си.

Брин Биксби: пол – продукт культурных традиций

Брин Биксби выросла мальчиком, потом этот мальчик повзрослел, женился и стал отцом. А потом Брин объявила, что она человек бигендерный, то есть ощущает себя одновременно и мужчиной, и женщиной. Она основала сайт Bigender.net, популяризирующий идею о том, что пол, гендер – психологический спектр.

В колледже на Хеллоуин я надела платье. Все думали, что это шутка, и те, кто помогал мне его надевать, были уверены, что я хочу выглядеть гиперреалистично, утрированно. Но я не хотела быть похожей на трансвестита, я хотела быть женщиной, и, насколько я понимаю, это многих удивило.

Именно тогда я впервые посмотрела в зеркало и увидела настоящего себя. Люди стали относиться ко мне как к женщине, потому что они видели, что я этого хочу.

Автор фото, Brin Bixby

Подпись к фото,

Брин Биксби основала сайт для таких людей как он(а)

Мне было бы гораздо легче жить, если бы не надо было думать о моем гендере, но, к сожалению, это невозможно для небинарных людей.

В нашей культуре создан гендерный стереотип, и на Западе этот стереотип бинарный. А мое ощущение своего пола как части моей идентичности меняется в зависимости от многих факторов.

Я представляюсь женщиной везде, кроме как на работе и в школе, в которую ходят мои дети, просто потому что очень утомительно объяснять каждому встречному, что гендерная идентичность может быть переменной.

В идеале наша культура не придавала бы столь большого значения полу человека, что дало бы людям свободу жить так, как им удобнее.

Сейчас мы видим, что среди молодежи и тех, кто проводит много времени в интернете, это чувство бинарности слабеет и в их жизни границы гораздо более размыты.

Марк Гевиссер: следует принять гендерный континуум

Писатель Марк Гевиссер рассматривает гендерную идентичность в различных культурах.

Мы знаем, что гендерный континуум существует, потому что всегда существовали женственные мальчики и маскулинные девочки. Трансгендерность — отнюдь не западный феномен. Во многих культурах по всему миру есть понятие третьего пола и переменности гендерной самоидентификации.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Хиджра — каста в Индии, Пакистане и Бангладеш, в которую входят представители «третьего пола»

В Индии существует каста хиджра, в культуре американских индейцев, народа муше в Мексике или бакла на Филиппинах есть понятие человека с двойной душой. С распространением иудеохристианской традиции и западной культуры это понятие стало менее превалирующим, но эти люди все еще есть.

На Западе часто этих людей идеализируют. Но на самом деле, если вы из народа бакла и у вас две души, то в этой культуре вам разрешается играть лишь ограниченную роль. В Индии каста хиджра практически изолирована от остального общества – они могут заниматься либо попрошайничеством, либо проституцией. Это не лучшая жизнь.

Я как-то разговаривал с замечательным гендерным психологом Дианой Эринсафт, и вдруг во время разговора я забеспокоился, подумав, что если бы я ее встретил, когда я был маленьким мальчиком, я мог бы стать маленькой девочкой. Она лишь рассмеялась и сказала: «Нет, ты точно мужчина».

Но после этого мы заговорили о потенциальной опасности того, что трансгендерное движение может создать новую бинарную парадигму, при которой если у вас родится женственный мальчик и вас это беспокоит, то вы легко сможете просто привести его к доктору, который помашет волшебной палочкой и скажет: «Ваш женственный мальчик стал принцессой».

А не лучше бы было, если бы наше общество давало возможность девочкам с мальчишескими ухватками или женственным мальчикам просто расти и быть самими собой?

Диана говорит о «гендерном коктейле». Она услышала этот термин от одного из своих пациентов, который сказал ей: «Я не девочка и не мальчик. Я гендерный коктейль, у меня все перемешано».

Доктор Имран Муштак: врачи все чаще осознают сложность определения пола

Доктор Имран Муштак — уролог-педиатр, работает в Лондоне с детьми с изменениями полового развития. Примерно один из 1500 детей рождаются с признаками таких изменений, но менее заметные отклонения наблюдаются у около одного из 100 новорожденных.

Пол человека несомненно представляет собой спектр. Он ни в коем случае не бинарен, и мы это сейчас начинаем понимать.

Я уже 12 лет работаю в этой области, и за это время я видел много перемен в том, что мы понимаем под словом «пол», и в том, как мы обращаемся с детьми, которые рождаются с неопределенным полом. Нам все больше и больше становится ясно, насколько это сложный вопрос.

Автор фото, iStock

Подпись к фото,

Врачи все реже решают проблему неопределенного пола хирургическим путем

Как определить пол ребенка? По физическим характеристикам, по гениталиям – есть ли яички или яичники, или и то и другое? По хромосомам? По гормонам?

Бывают дети с двумя хромосомами Х, что типично для женского пола, но при этом их гениталии выглядят как мужские.

Десять или 20 лет назад практически никто не сомневался в необходимости хирургического лечения таких детей. Все были уверены, что операция нужна для того, чтобы ребенок стал либо мальчиком, либо девочкой.

Но будучи врачом и хирургом, я все чаще считаю нецелесообразным подвергать ребенка необратимой операции.

Мы знаем, что результаты операций 10-20-летней давности были не столь позитивными, как нам хотелось бы. Сейчас начинается новый этап: через 10-20 лет мы узнаем результаты отказа от подобных операций и того, что эти дети вырастут с неопределенным полом.

Я не думаю, что мы должны применять гендерные категории. Я не думаю, что на свидетельстве о рождении должен быть указан пол ребенка. Я не думаю, что пол следует указывать в водительских правах или в паспортах.

Мы такие, какие есть. У нас есть имя, у нас есть дата рождения. Дайте нам просто номер.

Тамара Адриан: мы должны бороться за мир более подвижного гендера

Тамара Адриан стала первым трансгендерным депутатом парламента Венесуэлы, однако так как в этой стране с 1998 года невозможно легально изменить пол, ей пришлось принимать присягу под своим изначальным мужским именем.

Я уже 15 лет говорю, что следует запретить пол как правовую категорию, так как она создает условия для дискриминации против мужчин или женщин. Гендерная идентичность влечет такие же последствия, как в прошлом идентичность расовая или религиозная: были две официальные группы населения – одна привилегированная и пользующаяся всеми правами, и вторая, угнетенная, не имеющая прав.

С полом то же самое. Если вы мужчина, то у вас есть права, которых нет у женщины, и эта правовая классификация по-прежнему используется для подрыва равноправия: например, в объявлении на работу указывается, что работодатель ищет мужчину или женщину.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Адвокат Тамара Адриан стала первым трансгендерным депутатом парламента Венесуэлы

По-моему, идея признания третьего пола будет первым шагом в направлении отмены категории пола в официальных документах.

Это может быть решением многих проблем, потому что, например, люди с неопределенным полом в Непале или Индии и Пакистане юридически не существуют. Они не могли голосовать или ходить в школу, у них в принципе не было никаких прав. Так что для этих стран это может быть альтернативой.

В других странах, как например в Австралии или Германии, которые уже перестали делить людей на женщин или мужчин, это стало первым шагом к более гендерно переменчивому миру. В Австралии, например, люди имеют право отказаться указывать свой пол в официальных документах. Однако в этом случае они теряют право заключать брак.

Уже сейчас можно увидеть зачатки этого менее бинарного будущего, когда люди говорят о метросексуальных мужчинах, или когда женщины один день надевают костюм, а на следущий день платье и высокие каблуки.

Это часть гендерно переменчивого будущего, в котором вам никто не запретит носить, что вам вздумается, или выражать свою половую принадлежность так, как хочется именно вам.

Пол и гендер: мужской, женский, общий

  • Катерина Архарова
  • Русская служба Би-би-си, Лондон

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

В индийском Хайдарабаде в начале февраля прошел парад ЛГБТ-активистов

О том, что люди бывают пола мужского, женского и «смешанного», человечество знало давно: иначе не появилось бы у древних греков Гермафродита, у индусов — Ардханаришвары, а у японцев — Футанари, — существ, объединяющих в себе и мужское и женское и, по сути, не имеющих пола как такового.

Позднее выяснилось, что есть биологический пол — тот самый, который записывают в метрику — и есть социальная функция этого биологического пола, то есть набор связанных с ним ожиданий или стереотипов.

И если о гендерной роли задумались в конце ХIX века, то в XX веке над развитым человечеством навис еще один большой знак вопроса, связанный с сексуальной ориентацией.

Пол: ошибочный

Вопрос о том, кого кем считать, заиграл новыми красками 60 лет назад, когда были сделаны первые успешные операции по смене пола.

В ноябре 1962 года женственный нью-йоркский молодой человек по имени Джордж Йоргенсен усилиями датских врачей стал Кристиной Йоргенсен. Еще будучи подростком Йоргенсен чувствовал, что оказался пленником в чуждом ему теле.

Многие тогда полагали, что у него что-то не в порядке с головой, а вовсе не с духом, заключенном в чужеродное тело, и не воспринимали его серьезно.

Однако датский доктор Кристиан Гамбургер, кормивший животных гормонами и активно экспериментировавший с гендерной терапией, диагностировал у Йоргенсена гендерную дисфорию (расстройство гендерной идентичности), прописал женские гормоны и убедил пациента сменить одежду — с мужской на женскую.

Автор фото, other

Подпись к фото,

После операции по смене пола Кристиной Йоргенсен заинтересовались в Голливуде

За этим последовала операция, анатомические подробности которой особенно не афишировались, но вернувшись из Дании на родину, Йоргенсен была тепло встречена журналистами и просто любопытствующими уже не как Джордж, а как Кристина, и вскоре стала знаменитостью, которую принял в свои объятия любящий все необычное Голливуд.

«Есть ошибки при установлении пола. Не сказать, что миллионы, но достаточно много, — поясняет доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ Сергей Ениколопов, — и только, когда ребенок в пубертате, выясняется, что воспитывали мальчика, а была девочка или наоборот, и хирургическим путем приходится доводить пол до ума».

За равенство гендеров!

Кристина Йоргенсен не стала актрисой или звездой шоу-бизнеса, она стала просто знаменитостью благодаря самому факту смены пола.

Не столь триумфальной была участь Эйприл Эшли — первой британки, прошедшей эту же процедуру. Эйприл, родившись Джорджем Джеймисоном, отправилась делать операцию по смене пола в Марокко.

Вернувшись в Британию в новой ипостаси, но со старым паспортом, Эйприл уже на паспортном контроле столкнулась с неприятием официальных структур ее новой личности, поскольку чиновник отказался признать, что она и человек, обозначенный в паспорте, это одно и то же лицо.

Оказалось, что новообретенный пол надо еще документально подтверждать и отстаивать, и в борьбу за права трансгендеров включились феминистки, политизировав в 1960-70-е годы вместе с активистами гей-движения концепт гендера.

Как высказалась в одной из недавних дискуссий британская журналистка Джули Биндл, «задача феминизма, насколько я ее понимаю, осознать гендерный пол как систему подавления, которая служит сохранению неравенства между мужчинами и женщинами, и это неравенство разрушить, то есть уничтожить гендерную идентичность».

Гендерные роли и ожидания

Возможно, концепция гендера как таковая в чем-то изживает себя, соглашается Ирина Костерина, координатор программы «Гендерная демократия» фонда Генриха Бёлля.

К тому же в русском языке слово «гендер» используется мало, оставаясь сугубо научным термином. Но само понятие «гендерная идентичность» вбирает в себя слишком много разных аспектов, чтобы можно было его просто так сбросить со счетов.

«У кого-то гендерная идентичность будет связана с возрастной идентичностью, у кого-то — с представлением о своем теле, своей внешности, сексуальности; у кого-то гендерная идентичность подразумевает определенные черты личности, например, представление о настоящем мужчине. То есть, ее нет как общей характеристики», — говорит Ирина Костерина.

Пол, сексуальная ориентация и гендерная идентичность — где эти понятия сходятся, а где расходятся?

Специалисты говорят, что на протяжении всего ХХ века происходили и продолжают происходить в XXI веке колоссальные культурные и социальные колебания в понимании того, какими роли мужчины и женщины должны быть.

Что такое — быть настоящим мужчиной? Представление об этом разнится от страны к стране и даже внутри российских регионов.

«Сибирские мужчины будут думать одно [о том], что такое настоящий мужчина, кавказские — другое, московские мужчины – совершенно третье, и это все как раз и есть гендерная идентичность: это представление о себе и то поведение, которое мужчина реализует и ожидает от других мужчин», — поясняет Ирина Костерина.

В России, как полагает доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ Сергей Ениколопов, гендерная идентичность гораздо более выраженная, что привело к проявлениям агрессивной маскулинности, с одной стороны, и к чрезмерному выпячиванию женских достоинств, с другой.

«Как только в роддоме кого-то засовывают в голубой пакетик, а кого-то в розовый, то начинается гендерная социализация. Поэтому мальчикам дарят ружья, девочкам — куклы, и в традиционной системе воспитания еще и добавляют девочке, которая очень активна: «Ты не мальчик, ты девочка», а мальчику говорят: «Ты не должен плакать, ты мальчик», и так они и растут. Потому очень много людей у нас не понимало, в чем же проблема гендера?», — говорит психолог.

Пол — личное дело каждого?

На Западе гендерная идентичность все больше нивелируется: с 2004 года в Великобритании «Закон о признании пола» (Gender Recognition Act) позволяет менять не только паспорт, но и собственную метрику, если вдруг человек, сменив пол, хочет задним числом исправить ошибку природы в своих документах и скрыть сей факт от работодателей и прочих посторонних.

В Австралии уже разрешили в паспорте указывать третий вариант — не мужской и не женский, а неопределенный, обозначенный как «х». В Британии сейчас рассматривается схожее предложение.

Так может быть пол, как и сексуальная ориентация, — это личное дело каждого?

Вряд ли это возможно, полагает Ирина Костерина, поскольку наш пол определяют гениталии, гормоны и физическое наше тело.

«То, что убирают из паспорта пол – конечно, это уступка меньшинствам и попытка создать для них недискриминационную, скажем, среду, в которой человек, у которого есть проблемы с гендерной идентичностью, не будет себя чувствовать в уязвимой ситуации, переживать, что он должен прямо сейчас определиться и еще как бы «доказать», что ты выглядишь как женщина, а на самом деле мужчина», — полагает Ирина.

Секс и унисекс

В Швеции, которая во многом для Британии являет собой пример социального равенства, становится все более популярной политика гендерно-нейтрального воспитания в детских садах и школах, что распространяется на одежду, игрушки, книжки и даже имена.

Многие западные медики отказались от понимания того, что гендерная дисфория — это своего рода заболевание, болезнь. Сейчас речь идет о том, как помочь людям в этом состоянии нормально функционировать.

Сами же трансгендеры, как на Западе, так и в России, ратуют за разрушение бинарной гендерной системы. Легко ли это, и главное, нужно ли? ntakte

«В таком случае придется разрабатывать не ту культуру, которая веками складывалась, а какую-то новую, — размышляет Серей Ениколопов. – К тому же, боюсь, что так вот и погиб Древний Рим. Жесткие традиционные культуры, у которых по поводу пола нет никаких проблем, будут побеждать, и пока несчастный человек будет думать: а дозволено ли человеку с третьим полом взяться за оружие и оказать сопротивление, — у него дома окажутся варвары».

Вместе с тем мой собеседник подчеркивает, что смягчение нравов в отношении транссексуалов, гомосексуалов и прочих меньшинств необходимо.

В рамках борьбы за равноправие всех полов – сколько бы их ни было – сейчас развернута кампания по включению слова «трансфобия» в Оксфордский словарь, а компания Microsoft уже объявила, что внесет изменения в свои спелчекеры, которые будут узнавать слово «трансфобия», что означает отвращение, неприятие по отношению к транссексуальности и/или к транссексуалам и транссексуалкам.

В рамках этой же тенденции предлагается использовать и гендерно нейтральное обращение: в английском вместо мисс, миссис или мистер – просто микс (Mx), например, микс Джоунс.

Не скажу, что я слышала это в речи, но идея такая обсуждается.

Гендер для чайников — краткий курс

COLTA.RU и Фонд имени Генриха Бёлля с удовольствием представляют наш новый совместный проект — мы надеемся, что он станет началом большого и осмысленного разговора о сюжетах, которые российское общество предпочитает не замечать или недопонимать.  

Как распознать сексизм и не впасть в него самому? Как найти свой собственный «-изм» и научиться ориентироваться в современном гендерном многообразии? Что вообще такое этот «гендер»? Об этом и многом другом — краткий видеокурс «Гендер для чайников», где в наших внутренних противоречиях разбираются лучшие российские эксперты, исследователи и практики, социологи и демографы, специалисты в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Наш первый эксперт — Елена Здравомыслова, социолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, содиректор программы гендерных исследований. 

Что такое гендер?
Патриархат
Как формируются гендерные роли?
Консервативный поворот
Консервативный поворот (продолжение)

Что такое гендер?

K списку

Гендер — это иностранное слово, оно имеет латинские корни. И оно пришло в русский язык из английского языка. По-английски это звучит «дженде». Это слово вводится в науки, и первый человек, который это делает, — психиатр, психолог и психоаналитик Столлер. Он в 1968 году пишет книжку, которая называется «Gender and sex». Он предлагает точно разделять биологические характеристики человека, его половые характеристики (то, что по-английски будет называться sex) и gender — то, что социально организовано и социально сконструировано. Он это делает в 68-м году. На самом деле исследователи еще раньше пользуются этим термином, но именно за Столлером закрепилась эта идея, он у нас первооткрыватель этого термина. Этот термин активно начинает использоваться феминистскими исследователями, исследователями женского опыта, в гендерных исследованиях.

Исследования стали называться гендерными, от слова «дженде». Потому что на самом деле их фокус заключается в изучении социально конструированных отношений, групп, определяемых по признаку пола. Вот что такое гендер. В России впервые появился термин «гендер» в самом конце 80-х годов. Гендер по-английски — это грамматический род. В русском языке есть тоже грамматическая категория рода. И почему бы не использовать тогда категорию рода, объясняя социальную организацию отношений между полами? Очень важно было обозначить этот спектр исследовательских интересов через термин, который не ассоциируется с другими замыленными и ведущими не туда явлениями и дискурсивными формациями. Поэтому — «гендер».

Исследователи и просто люди, чувствительные к этой проблематике, стали обсуждать вопросы дискриминации по признаку пола. И вот тогда категория «гендер» оказалась очень емкой, важной и уместной. Потому что эта дискриминация, конечно, связана с социальными и политическими процессами.

И надо назвать людей, которые особенно сделали такой значимый шаг в этом направлении. Это созданный в 89-м году Московский центр гендерных исследований. Он создавался в Академии наук, в Институте народонаселения, в Институте демографии. И вот ядром человеческим было несколько исследователей, которые и раньше занимались феминизмом и гендерными исследованиями. Но это был их личный как бы интерес, институционально это не было никак оформлено. Это Анастасия Посадская, Наталья Захарова, Наталья Михайловна Римашевская, которая была во главе этого. Вот эти исследователи поставили вопрос о реальных структурных барьерах гендерного равенства.

А тут возникли специальные политические возможности для того, чтобы гендерные исследования были достаточно автономной областью этого знания. А дело в чем? Дело в том, что Россия в конце 80-х — начале 90-х годов демонстрирует политическую волю, интеграцию в международные академические процессы. После того как в Пекине ООН в 85-м году приняла декларацию, которую подписала Россия, о борьбе со всеми формами дискриминации против женщин, нужно было в соответствии с подписанной декларацией предпринять ряд шагов.

Потому что эта декларация предполагала действия на политическом уровне. Один из этих шагов — это зеленый свет для исследователей дискриминации и неравенства по признаку пола.

Патриархат

K списку

Патриархат — это социальная система, это общественное устройство, при котором женщины являются объектом угнетения, эксплуатации и оказываются в подчиненном положении. Такая исследовательница, как Сильвия Волби — я о ней говорю, потому что я разделяю эту точку зрения, — разделяет патриархат на публичный и приватный. Вот приватный патриархат, он в основном реализует себя как система подчинения женщин в сфере семейной жизни, в сфере частной жизни. И носителем воли, субъектом этого подчинения является отдельный конкретный мужчина.

Отец, супруг. И можно всегда сказать: кто угнетатель супруги? Ее муж. Патриархат становится персонализированным.

Но в публичном патриархате — нет. В публичном патриархате очень трудно назвать вот этого индивидуального носителя угнетения, эксплуатации и доминирования. Это сама структура, это само общественное устройство. На самом деле угнетается патриархатом не только женщина, но и мужчина. Тем самым фактом, что существует жесткое представление об их ролях. И вот этот публичный патриархат, то есть патриархат в общественной сфере: в сфере занятости, в сфере политики, в культурной репрезентации — то есть в тех картинках, которые нам сообщают представления о мужественности и женственности, — вот этот патриархат действует по-другому. Он не исключает женщин полностью. Он их включает — пожалуйста, занимайте свои позиции на работе, в политике — но включает на определенных условиях. Сегрегируя. Мы тебя сделаем заместителем премьер-министра, но ты будешь отвечать за вопросы здравоохранения.

Патриархат может, конечно, определяться как механизм угнетения женщин. Но если мы оптику сдвинем, мы увидим, что это также механизм угнетения мужчин. Потому что он давит и разделяет. Предписывает и сегрегирует. Если мужчина не вписывается в матрицу доминирования, которая ему предписана обществом, — «Будь охотником! Будь насильником! Будь кормильцем!» — то он будет слыть негодным, неудачником, ненастоящим мужчиной.

Когда обсуждаются гендерные отношения в России, то очень часто звучит тезис о женской власти. Эта дискуссия о женской власти, обсуждение ее, конечно, каким-то образом затемняет вопрос о гендерном неравенстве. Или по-другому его формулирует. На самом деле, о каком патриархате мы можем говорить? О каком феминизме мы можем говорить? Женщины действительно обладают ресурсами, потому что они работают. И не только поэтому, а потому, что у них есть своя особая женская власть. И такие обсуждения характерны не только для нашего общества.

В последнее время даже в литературе появился такой жанр, который исследователи называют «стервологией». Это разнообразные сборники, наставления, домострои определенные, руководства к действию, написанные психологами, которые обсуждают, как женщины могут манипулировать мужчинами. И вот в эту категорию «стервы», где почти обсценная (ненормативная) лексика (во всяком случае, этот термин явно не поощрительного характера), как бы едино встроены два образа женщины. С одной стороны, женщина, которая нечестным путем добивается своих целей, нелегитимно власть использует. А с другой стороны, она все-таки субъект, имеет свои цели, умеет их защищать и продвигать. Но делает она это нечестными путями. Использует так называемую женскую власть.

Мы предлагаем, вместе с моей коллегой Анной Темкиной и другими исследователями, говорить, что вот такая женская власть — это власть слабых. Эта власть манипуляторов, она, конечно, связана с предписанными ролями. И что такое вот эта женская власть? Это власть соблазнения, это власть интриги.

Это власть, которая не признается как реальная борьба за свои права. Это просто использование своего положения для того, чтобы управлять этим бедным мужчиной. Мужчина голова, а женщина шея. Эта власть находит себе применение только потому, что патриархат работает. Что у женщин нехватка нормальных ресурсов. Тогда, будучи реальными субъектами, они прибегают вот к этим самым малолегитимным способам. Вот в этом заключается власть слабых. И постольку, поскольку женщина не допущена на равных с мужчиной соревноваться за какие-то значимые блага, она начинает пользоваться этими подковерными тактиками для того, чтобы добиться своих целей. Вывод такой: власть слабых существует. И женская власть как таковая, как власть манипуляторов, как власть интриганок, — она существует как власть слабых. Если не будет патриархата, исключающего и сегрегирующего, то не будет и власти слабых.

Как формируются гендерные роли?

K списку

Я бы хотела начать с того, что вообще гендерная проблематика в российском обществе довольно долго привлекала внимание только очень узкого круга активистов и исследователей. Массового интереса к этой проблематике, в общем, не было. И вдруг произошли перемены, гендерные вопросы стали политизироваться, и очень сильно. Начинается это примерно с середины 2000-х годов. То есть это второй срок президента Путина. Он объявляет, что перед Россией стоит демографическая проблема. Намечает три стратегии ее решения. И утверждает, что одним из путей решения демографического кризиса в России является рост деторождения. И необходимо поощрять женщин для того, чтобы они рожали детей.

Продвигается и очень быстро принимается закон о материнском капитале. Когда оказывается: роди второго ребенка, помоги гражданам России решить очень важный демографический вопрос, этому ребенку будет три года, и женщина получит так называемый материнский капитал. Начались общественные обсуждения: может ли действительно некоторая сумма служить стимулом для репродуктивного решения, как формулировать, какие есть действительно последствия этого закона. Феминистская критика прозвучала, потому что речь шла о материнском капитале. Довольно скоро он стал называться семейным капиталом. Но в реальной практике деньги эти может реально получать женщина. Обсуждались также цели, на которые может быть истрачен материнский капитал. Как мы знаем, по закону таких целей первоначально было только три. Это решение жилищного вопроса, пенсионные накопления матери и образование детей. Это прокрустово ложе трех целей использования этих денег оказалось чрезвычайно узким. Отношение государства к гражданам — такое, с одной стороны, патерналистское, а с другой стороны, жестко контролирующее — «Мы знаем, на что вам надо потратить деньги. И вы со своими потребностями уж приспособьтесь сами» — воспроизводило советские модели. Хотя сумма достаточно большая, тем более она индексировалась. С 2007 по 2016 год работает программа материнского капитала. И ясно, что она, может, и не решает проблему демографического кризиса, но улучшает в определенной степени положение семей. Семьи на нее рассчитывают. И, в общем, эта мера впервые проблематизирует гендер.

Второй момент связан с введением некоторых поправок в закон о репродуктивных правах. Дело в том, что у нас возникают массовые инициативы, которые призывают коренным образом пересмотреть очень либеральный закон об абортах. Или полностью его запретить. Происходит мобилизация консерваторов, которые вообще-то называются пролайферы. Это те, кто, обсуждая проблематику репродуктивных прав, категорически против того, чтобы у женщины вообще были репродуктивные права. Эти консерваторы, которые радикально хотят запретить аборт, не добиваются своей цели. Но изменения в законодательстве об абортах происходят, и частично эти поправки приводят к его ужесточению. Это второй, так скажем, пунктик политизации гендера. Потому что там возникает вопрос, имеет ли женщина право распоряжаться своим телом или ей надо вообще запретить это делать. Или она должна это делать только с согласия своего мужчины, партнера и так далее.

Третий момент, связанный с консервативной мобилизацией, касается закона о ювенальной юстиции. Довольно сложная дискуссия. Дело в том, что Россия должна была подписать закон о ювенальной юстиции. Консерваторы категорически против этого закона. По двум основаниям. С одной стороны, они говорят, что у них есть либеральный аргумент. Он заключается в том, что если государство вмешивается в частную жизнь, то это пространство коррупции, интервенции и давления. И ограничивает родительские права. С другой стороны, под эту же сурдинку совершенно не проводится никаких мер по облегчению положения детей, которые оказываются в местах заключения и которые преследуются по закону. Они говорят о том, что семья все должна решать. «В семье должны быть роли четко расписаны. Какие могут быть права ребенка?!» Ведь закон о ювенальной юстиции базируется на правах ребенка. «Никаких прав ребенка! Только права отца и права матери!» Вот эта модель традиционной семьи выступает. И это тоже консервативное такое наступление, чтобы не использовать слово «наезд».

Дальше мы говорим о законе о гендерном равенстве. Чтобы действительно реально бороться с дискриминацией, нужно было провести через парламент закон о гендерном равенстве с определенными формулировками. Это международное право. Этот закон блокируется, его не принимают. Почему? Потому что консерваторы выступают против категории «гендер». И вот это для нас довольно любопытный момент. Они говорят, что «гендер» — это чуждый термин, заимствованный. Мало того, сторонники гендерного подхода утверждают, что модели и роли мужественности и женственности, мужского и женского поведения социально сконструированы. А если они социально сконструированы, их можно изменить. Их можно выбрать. Они не предписаны ни государством, ни биологией, ни религиозными догматами. А раз так, то, используя категорию «гендер» в законодательных актах, мы тем самым проводим политику выбора сексуальной ориентации и половых ролей.

Консервативный поворот (продолжение)

K списку

В то время как Кокс играет второстепенную роль в фильме Orange Is the New Black , в фильме Amazon Transparent Джеффри Тамбор играет Мауру, разведенную трансгендерную женщину, вступающую в поздний переходный период.Шоу, выигравшее два «Золотых глобуса», является, пожалуй, самым тонким взглядом на трансгендера на телевидении. Вот трейлер первого сезона:

Эти шоу, хотя и феноменальны сами по себе, также сыграли большую роль в том, чтобы отдернуть занавес перед транс-проблемами в основных СМИ. Сосредоточившись на трансгендерных людях, сериалы познакомили многих американцев с концепцией, с которой они, возможно, не были знакомы в прошлом — во многом так же, как и шоу Will and Grace , Queer as Folk и Six. Feet Under познакомил американцев с геями и лесбиянками.

6) Я хочу знать чью-то гендерную идентичность, но не хочу быть оскорбительным. Есть ли вежливый способ спросить?

Хавьер Саррачина / Vox

Если есть какая-то разумная неуверенность, GLAAD говорит, что лучше всего прямо спросить, какая у человека гендерная идентичность. Хотя это может быть неудобно для обеих сторон, это намного лучше, чем проблемы, которые могут возникнуть из-за того, что не спрашивают и не делают предположений.И есть большая вероятность, что трансгендерные, гендерно неконформные, гендерно-гендерные и небинарные люди могут быть привыкли к этому вопросу — и могут даже оценить его, потому что это показывает, что вы не хотите неправильно их гендерно искажать.

Мисгендеринг рассматривается как оскорбление в сообществах ЛГБТК, потому что он характеризует людей так, как они не имеют отношения к ним. Что еще хуже, некоторые противники прав ЛГБТ сознательно искажают гендерную принадлежность людей, чтобы продемонстрировать свое неодобрение идентификации или выражения пола таким образом, чтобы не учитывать традиционные социальные стандарты.Эти неуловимые действия рассматриваются многими ЛГБТК как микроагрессия, которая, хотя и не всегда является явным или преднамеренным оскорблением, может служить постоянным напоминанием людям о том, что большие слои населения не понимают и не одобряют их личность.

«Представьте, что вы проживаете жизнь каждый день, и во многих ваших взаимодействиях кто-то пытается вас обнять и наступает вам на ногу при этом», — сказал принц Вирджиния.«А потом, когда вы просите их сойти с вашей ноги, независимо от того, насколько вы вежливы, они отвечают:« О, извините, я просто пытался вас обнять »».

Иногда проблема усугубляется ограничениями в английском языке, который в значительной степени полагается на местоимения гендерного характера. ЛГБТ-сообщества пытались предложить различные гендерно-нейтральные местоимения, но ни один из них не прижился. Некоторые люди и организации, включая Vox, могут использовать «они» вместо «он» или «она» в качестве гендерно-нейтрального местоимения единственного числа.

Отсутствие общепринятого гендерно-нейтрального местоимения затрудняет правильное обращение даже самого доброжелательного человека к кому-либо, не рискуя ошибиться в гендерном отношении. Это одна из причин, по которой обычно лучше напрямую спрашивать о гендерной идентичности человека, если есть какая-то разумная неуверенность.

7) С какими трудностями сталкиваются трансгендерные люди?

Эрик Тайер / Getty Images

Большинству людей может быть трудно полностью понять множество препятствий, с которыми ежедневно сталкиваются трансгендерные, гендерно неконформные, гендерно-неконтролируемые и небинарные люди.Но они сталкиваются с огромным неравенством почти во всех аспектах жизни общества.

Семьи избегают и даже отвергают детей из-за их гендерной идентичности и самовыражения. Работодатели и домовладельцы могут отказывать людям в работе и жилье, потому что они не соответствуют гендерным нормам, что разрешено законами большинства штатов. В социальных сетях и СМИ трансгендеров обычно изображают как намеренно вводящих в заблуждение людей и даже сексуальных хищников, которые хотят обмануть или заманить других в ловушку, чтобы они переспали с ними.

Вот еще несколько примеров:

  • Национальное исследование дискриминации трансгендеров (NTDS) 2011 года показало, что вероятность того, что трансгендерные и гендерно неконформные люди будут жить в крайней бедности, почти в четыре раза выше, чем среди населения в целом.
  • NTDS обнаружила, что 57 процентов трансгендеров и гендерно неконформных людей сообщают о неприятии семьи. Этот отказ имел резкие последствия: по данным NTDS, у транс- и гендерно-неконформных людей, которых отвергают их семьи, почти в три раза больше шансов стать бездомными, на 73 процента больше шансов попасть в тюрьму и на 59 процентов больше.
  • В отчете Нью-Йоркского городского проекта по борьбе с насилием за 2013 год было обнаружено, что трансгендерные люди, особенно цветные трансгендерные женщины, сталкиваются с одним из самых высоких показателей насилия и убийств на почве ненависти в стране.
  • Исследование 2014 года, проведенное Институтом Уильямса и Американским фондом предотвращения самоубийств, показало, что 46 процентов транс-мужчин и 42 процента транс-женщин пытались покончить жизнь самоубийством в какой-то момент своей жизни по сравнению с 4,6 процентами населения в целом.

Вышеупомянутые опросы и исследования показали, что эти различия более выражены среди цветных транс-женщин, которые могут жить в условиях конвергенции трансфобии, расизма и женоненавистничества в США. «Тела цветных транс-женщин являются местом множественных форм глубоко исторического угнетения, — сказал Чейз Странджио, штатный поверенный Проекта ЛГБТ и СПИДа Американского союза гражданских свобод.«Это важная часть понимания насилия против трансгендерных людей».

В 2015 году были убиты несколько трансгендерных женщин, большинство из которых принадлежали к расовым меньшинствам. Для сегмента, который составляет менее 1 процента населения США, количество смертей достигло того, что активисты назвали «ужасающей руганью» и «эпидемией».

8) Почему общество доставляет такие трудности людям, не соблюдающим гендерные нормы?

Филипп Лопес / AFP через Getty Images

Как и во многих других вопросах дискриминации, корень проблемы — предрассудки: представление о том, что люди, не являющиеся цисгендерными, каким-то образом неполноценны или ошибаются в том, как они себя идентифицируют.

Самая большая проблема, о которой Кейслинг и многие другие трансгендеры озвучили мне, — это неправильная характеристика того, что люди, не соответствующие гендерным ожиданиям общества, всегда пытаются обмануть других. Возможно, это стереотип и , который лежит в основе многих проблем, с которыми эти люди сталкиваются в своей повседневной жизни, из-за чего им трудно даже войти в ванную комнату, соответствующую их полу — не говоря уже о том, чтобы получить работу или получить признание семьи.

«Это вызывает фобию», — сказала Анжелика Росс, генеральный директор TransTech Social, компании, которая активно обучает и нанимает трансгендеров, чтобы предоставить им возможности трудоустройства.

Некоторые предрассудки проявляются в государственной политике. Например, счета за пользование туалетом пытаются помешать трансгендерам пользоваться туалетом, который соответствует их гендерной идентичности. Беспокойство заключается в том, что если трансгендерным людям будет разрешено пользоваться туалетом для их гендерной идентичности, будь то через инклюзивную политику или законы, запрещающие дискриминацию ЛГБТК в определенных условиях, мужчины каким-то образом воспользуются этими мерами, чтобы проникнуть в женские туалеты и совершить сексуальное насилие. женщины.

Но даже если в штатах трансгендерным людям разрешат пользоваться туалетом, который соответствует их гендерной идентичности, изнасилование и сексуальное насилие останутся полностью незаконными.

Более того, нет сообщений о каких-либо сексуальных домогательствах в результате того, что государства или учреждения разрешают трансгендерам пользоваться туалетом для их гендерной идентичности. В ходе двух расследований, Media Matters подтвердили экспертам и официальным лицам в 12 штатах и ​​17 школьных округах, обеспечивающих защиту ЛГБТК-людей, что у них не было увеличения сексуальных преступлений после того, как они приняли меры защиты ЛГБТК.

Вопросы СМИ

Трансгендеры говорят, что просто хотят пользоваться правильной ванной, ранее воспользовавшись хэштегом Twitter #wejustneedtopee, чтобы выразить свое недовольство государственными счетами:

#transawareness #occupotty #translivesmatter #wejustneedtopee pic.twitter.com/b0f1znAYRh

— Майкл С. Хьюз (@ _michaelhughes1) 11 марта 2015 г.

На более базовом уровне, многие люди не верят, что выражение или идентификация с полом, отличным от того, который обозначен при рождении, является здоровой возможностью. Только в 2012 году Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам классифицировало гендерную дисфорию как излечимое состояние эмоционального дистресса, а не как постоянное состояние, называемое «расстройством гендерной идентичности». Если некоторые из ведущих мировых медицинских экспертов и ученых не пришли к такому выводу до недавнего времени, неудивительно, что остальная часть населения во многих отношениях догоняет их.

Защитники ЛГБТК говорят, что разговоры должны начинаться на индивидуальном уровне, чтобы способствовать более широким культурным изменениям и пониманию, подобно тому влиянию, которое геи, лесбиянки и бисексуалы оказали на общество, открываясь и показывая другим, что их любовь и брак в значительной степени не отличаются от у гетеросексуальных пар.

«Люди пытаются найти эти прямые решения», — сказал Росс. «Но это, скорее, разговор о том, как мы принимаем выражение каждого… Мы должны сосредоточиться на создании общества, которое способствует уникальности и разнообразию, а не убивает их.«

9) Есть ли признаки того, что все станет лучше?

Mandel Ngan / Pool через Getty Images

Хотя данных опросов по трансгендерным вопросам мало, есть несколько признаков культурного сдвига в отношении гендерной идентичности и самовыражения в США.

Тот факт, что трансгендеры стали главными персонажами отмеченных наградами шоу, показывает, что времена меняются.Растущая слава Лаверны Кокс и популярность таких шоу, как Transparent и Orange Is the New Black , указывают на то, что многие части общества готовы к более широкому разговору о гендерной идентичности и самовыражении.

В социальных сетях Facebook теперь позволяет пользователям указывать свою гендерную идентичность в профилях, а также предоставляет более 50 предопределенных вариантов после того, как пользователи и союзники ЛГБТК потребовали большего выбора.

защитника ЛГБТ также добиваются успехов на политической арене.Президент Барак Обама стал первым президентом, упомянувшим трансгендерных людей в речи о положении дел в этом году. Многие штаты — совсем недавно в очень консервативной и религиозной Юте — приняли или рассматривают законы, запрещающие дискриминацию по признаку гендерной идентичности на рабочем месте и в жилых помещениях.

Тем не менее, есть много областей, в которых, по словам защитников, общество продолжает отставать. В некоторых штатах, например в Северной Каролине, были приняты или рассмотрены анти-ЛГБТ-законы, запрещающие трансгендерам пользоваться туалетом для их гендерной идентичности.Федеральное правительство, которое теперь запрещает несколько форм дискриминации в сфере здравоохранения через Obamacare, не требует, чтобы медицинские страховые компании предоставляли полное транс-инклюзивное покрытие. Несмотря на некоторый прогресс на уровне штатов, большинство штатов не запрещают дискриминацию на рабочем месте по признаку гендерной идентичности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *