Компетенции и личностные качества – , — .

Личностные качества и компетенции. Личные компетенции

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Уварова Н.В.

Научный руководитель:

канд. социол. наук, доц.

Реутов Н.Н.

Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста

специалист профессиональный качество конкурентоспособный

Молодежь, составляющая третью часть трудоспособного населения России, занимает важное место в системе воспроизводства и развития трудовых ресурсов и является основным инновационным потенциалом. И от того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны.

В начале ХХ века блистательно-афористичный Козьма Прутков утверждал: «Однобокий специалист подобен флюсу. Полнота его односторонняя». Смысл этого тонкого наблюдения в полной мере раскрылся в эпоху новых рыночных экономических условий с конкуренцией людей и идей. Специалист XXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. Таким образом, современное состояние рынка труда России диктует необходимость дополнительного качества специалиста – конкурентоспособность.

Термин «конкуренция» имеет латинский корень, который обозначает «сталкиваться, соперничать, соревноваться». Следовательно, конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу.

В чем же эти преимущества? Прежде всего, в активности самого специалиста, в поиске своей профессиональной «ниши», в стремлении к профессиональной социализации, под которой подразумевается процесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а так же овладение стандартами и ценностями профессионально сообщества.

Современный молодежный рынок труда России как часть мирового характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Обострились проблемы, связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодежи, являющейся наименее социально защищенным субъектом рынка труда.

Согласно данным социологических исследований работодатели отмечают, что для успешного трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций. Среди причин, мешающим молодым специалистам трудоустроиться, работодатели отмечают отсутствие профессионального опыта, высокие амбиции, несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям рынка труда, слабую мотивацию к труду, перенасыщение рынка труда специалистами данного профиля и др.

Основы профессионализма закладывает в молодого человека общество, которое постоянно обучает его в течение всей жизни в разных формах профессионального образования. Но окончательно формирует и шлифует себя как профессионал сам человек, вырабатывая определенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения и развития. Профессионализм – это не только высший уровень знаний, умений и результатов труда специалиста в данной области, а определенная системная организация психики человека с определенной социальной направленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению о своем месте в профессиональной общности. Широко используемое сегодня понятие «компетентность» означает «соответствовать и быть способным к достижению чего-либо». В то время как термин «компетенция» подразумевает: а) круг проблем или сфер деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; б) совокупность полномочий, прав должностного лица.

Итак, профессионализм – это мера и степень совершенства, которых достигает человек в своей деятельности. Профессиональная компетентность – степень проявления профессионализма, глубокое доскональное знание своего дела и способность делать его хорошо и эффективно.

Можно заметить, что престижная и интересная работа достается людям общительным и оптимистичным, которые способны быстро, легко и непринужденно устанавливать контакты с другими людьми; способны к точной передаче своих мыслей и чувств. Все дело в том, что наша работа напрямую зависит от наших отношений с людьми, от нашей коммуникативной компетентности (культуры общения), от нашей психологической гибкости.

Почему компетенции различают на профессиональные и личностные? Разве компетенции не находятся в единстве? Не всегда. И особенно это актуально для молодых специалистов. Дело в том, что в теории считается, что для успешной работы нужны профессиональные компетенции, которые первоначально формируются в ВУЗе. Но как показывает практика, что личностные компетенции не менее важны, а иногда и основные в достижение карьеры.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

В общем виде личностная компетенция включает:

Принятие решений

Установление контактов

Коммуникативность

Ориентация на результат

Установка на обучение

Уверенность в себе

Чего не хватает сегодняшнему молодому специалисту (выпускнику вуза) для успешной работы?

Прежде всего, общеделовой компетенции. Имеется ввиду желание трудиться, внимательно и добросовестно относиться к делу, стремиться достичь реального результата, при этом адекватно оценивая собственные способности и их стоимость на рынке труда. К сожалению, работодатели чаще сталкиваются с обратным: большие амбиции и требования высокой оплаты на фоне безответственности и отсутствия опыта.

Реже наблюдается нехватка и совсем общих компетенций — воспитанности, умения себя вести, доброжелательности в общении, умения подобрать адекватный внешний вид для различной обстановки.

В большем дефиците находятся навыки целесообразной самоорганизации: пунктуальность, способность правильно распоряжаться своим временем (тайм-менеджмент), умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их. Здесь важно отметить, что ВУЗ играет огромную роль в формирование этого элемента личностной компетенции: умение вовремя мобилизоваться, учиться и переобучаться, адекватно воспринимать и анализировать информацию, выбрасывая из нее все не нужное и четко выделяя нужное. В жизни и работе эти вещи часто помогают куда больше, чем профессиональные знания.

На наш взгляд, навыки целесообразной организации являются одной из ключевых основ успешной деятельности, соперничать с ними по важности могут только коммуникативные навыки.

Коммуникативная компетентность включает в себя:

· способность к продуктивному диалогу;

· управление своими эмоциями, чувствами, поведением;

· умение прогнозировать возможные напряженные межличностные отношения и уметь достойно выходить из ситуации конфликта;

· способность выбирать оптимальный стиль общения в деловых ситуациях.

Можно выделять и другие личностные компетенции. Например, часто не хватает умения разделять личные и служебные дела, и человек, вместо того, чтобы заниматься делом, проявляет ненужные эмоции. Отсутствие этого умения, на мой взгляд, – прямой непрофессионализм. Таким образом, можно сделать вывод,

criptopia.ru

Профессиональная компетентность человека. Личностные качества и компетенции

«Компетенции — это характеристики, необходимые для успешной управленческой деятельности».

МакКлеланд.

При рассмотрении качеств человека, способствующих формированию определенных трудовых навыков и выполнению определенных служебных обязанностей, обычно выделяют профессиональные и индивидуальные (личные) компетенции. К профессиональным относят, как правило, те, которые касаются выполнения им работы, его служебной деятельности, усиливаются при профессиональной специализации человека, а также отражают преимущественно рациональное в поведении человека. В противоположность этому считается, что индивидуальные (личные) компетенции — те, которые проявляются и вне служебных отношений, в быту, в семье, в повседневном общении с друзьями, членами семьи, родственниками и другими людьми. В качестве важнейших личностных качеств руководителя рассматриваются: доброжелательность, справедливость, коллективизм, умение держать слово, отзывчивость, уравновешенность, скромность, внешняя привлекательность, жизнерадостность, широта кругозора. К числу деловых качеств менеджера относятся трудолюбие, инициативность, аккуратность, профессионализм, организованность, исполнительность, энергичность, ответственность, способности к работе, дисциплинированность.

Вместе с тем практика показывает, что указанное разделение не только условно, но зачастую не вполне отражает реальную действительность. Дело в том, что эффективность управления и успешность деятельности организации напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными качествами руководителя. В частности, существуют управленческие ситуации, успешное разрешение которых зависит, определяющим образом именно от нравственных качеств руководителя.

Не случайно целый ряд источников среди качеств руководителя, имеющих значение для эффективности управления организацией, не разделяет профессиональные и индивидуальные (личные) . Так, среди важнейших качеств лиц, принимающих решения в бизнесе, особое внимание уделяется следующим (рис. 1):

Качества лиц, принимающих решения в бизнесе:

мотивации самооценка

и уровень притязаний

В процессе своей деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации.

Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.

Трудно переоценить значение для руководства и управления коммуникативных качеств менеджера, и, прежде всего, общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию.

Весьма необходимы для менеджера его волевые качества — настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности работы менеджера имеют также его эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как алертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).

С другой стороны, для различных сфер деятельности менеджера — научной, практической, консультационной — можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение (рис. 2).

Качества менеджера

Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления.

Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности. Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой — необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования. В этой связи начинающему менеджеру важно иметь адекватную самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности, способности и склонности, сильные и слабые стороны характера, а также способы и методы компенсации собственных недостатков. Абсолютно недопустимы как исключающие эффективное социальное управление негативные качества менеджера: вероломство, зазнайство, косность (рабская приверженность отжившим привычкам и традициям, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни), догматизм, формализм, авторитаризм.

Такого рода знания своих качеств помогают менеджеру формировать индивидуальный стиль управления, способствуют повышению эффективности его деятельности, а значит успешности действий возглавляемого им коллектива, стабильному развитию организации.

Для самостоятельной оценки своих качеств, в частности мышления, менеджерских способностей, волевого фактора, нравственных качеств менеджера следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.

Вместе с тем следует учитывать, что стремление заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми во многом зависит от содержания соответствующих форм активности и от особенностей самого человека. В значительной мере это стремление определяется субъективной ценностью и значимостью для конкретного человека будущих результатов его деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере его включения в них становятся значимыми. Здесь весьма важны постановка человеком перед собой целей собственного развития, а также усилия, прилагаемые человеком в достижении поставленной цели.

Для эффективного руководства на любом уровне управления имеют значение две группы индивидуальных качеств менеджера :

1. качества, знания, навыки и умения, определяемые сферой деятельности организации (экономика, наука, культура, военное дело и т.д.). Здесь большое значение имею

www.gazato.ru

Личностные компетенции сотрудников: условия формирования и развития

Что включают личностные компетенции сотрудников, как создать условия для развития и формирования социально-личностных компетенций – об этом читайте в материалах статьи.

Из статьи вы узнаете:

Что такое компетенции и личностные качества сотрудников

На сегодняшний день наблюдается потребность общества в специалистах, которые обладают не только глубокими знаниями в определенной области, профессиональными навыками, но и соответствующими личностными компетенциями и качествами.

Скачайте документы по теме:

Под компетентностным подходом понимается приоритетная ориентация на поставленные цели или векторы, это:

  • высокий уровень обучаемости;
  • самоопределения;
  • самоактуализация;
  • социализация;
  • развитие индивидуальности.

Скачать документы >>>

Основной единицей оценки качества результатов обучения выступает компетентность и компетенция. В психологической литературе оба понятия рас­сматриваются неоднозначно. Это связано со сложностью общей структуры профессиональной деятельности. Стоит учитывать, что в разных областях используются различные теоретические подходы исследований.  

Компетенции и личностные качества рассматриваются в виде:

  • соответствующей степени формирования общест­вен­но-практического опыта определенного субъекта;
  • адекватности при реали­зации должностных обязанностей и требований;
  • высоким уровнем обучаемости по специальным и индивидуальным программам;
  • формам активности.

Личностные компетенции – способность что-либо выполнять хорошо, с максимальным уровнем эффективности, с высокой степенью саморегулирования, высоким уровнем самооценки, с быстротой, гибкостью и адаптивностью на изменение соответствующих обстоятельств и внешней среды.

Психологические, внутренние и потенциальные образования, выявляющиеся в компетенции, рассматриваются в качестве личностных факторов. Непосредственно под компетентностью понимается содержательное обобщение эмпирических и теоретических знаний, которые представлены в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений. Под компетенцией рассматриваются обобщенные способы всех совершаемых действий, которые помогают продуктивно исполнять профессиональные обязанности.     

К базовым компетенциям относятся те, которыми обладают все люди, независимо от той или иной профессиональной принадлежности. К профессиональным компетенциям относится способность, готовность выполнять соответствующие действия согласно требованиям, методической организованности, решения всех поставленных задач, в дальнейшем самооценивать результат проведенной деятельности.

Под академической компетенцией рассматривают владение методологией, терминологией, применяемой в отдельных областях, понимание всех действующих взаимосвязей в пределах общей системы, осознание аксиоматических пределов.

Читайте по теме в электронном журнале

Личностные компетенции руководителя

Кроме образования и опыта работы, руководителю необходимо владеть определенными личностными и профессиональными компетенциями, помогающими успешно исполнять должностные обязанности. Руководитель должен обладать способностью к объективной самооценке и тогда он сможет точно представить, на чем основаны его сильные и слабые стороны. Кроме того, руководителю потребуется способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям, уметь успешно и быстро решить методологические, технологические проблемы.

К личностным компетенциям руководителя относится и умение общаться, доходчиво и логично высказывать собственное мнение, давать поручения. К качествам целеустремленности относится умение четко ставить и видеть текущие и стратегические цели, проводить последовательную работу по достижению оптимального результата.   

Возможно, вам будет интересно узнать:

Как обеспечить развитие личностных компетенций

На формирование профессионально-личностной компетенции, развитие коммуникативных навыков влияет применение методик развивающей психодиагностики, тренингов. Необходимо учитывать, что психодиагностика позволяет стимулировать процессы самопознания, изучать особенности структуры личности, самоотношение, самооценку, способы изменения качеств негативного характера. Тренинги совершенствуют и развивают положительные качества личности, позволяют скорректировать негативные.  

Развитие личностных компетенций происходит при использовании методов проектов, помогающих интегрировать полученные знания при изучении различных дисциплин.

Справка

При выполнении профессионально-ориентированных задач повышается:

  1. уровень интереса к профессиональной деятельности;
  2. скорость адаптации, методики наиболее важно применять в процессе адаптации нового персонала.   

Индивидуальные и коллективные формы тренингов разрабатываются специалистами по работе с персоналом. При необходимости развить личностные качества сотрудников рационально применять психологические тренировки, помогающие освоить соответствующие практические навыки и определить, какой способ поведения наиболее продуктивен при возникновении той или иной ситуации.

Необходимо учитывать, что при формировании личностных компетенций наибольший эффект оказывают коллективные формы обучения и тренингов. Между сотрудниками увеличивается количество межличностных и социальных связей. Это повышает сплоченность, взаимопомощь и взаимопонимание, учит понимать и слушать собеседника и учитывать мнение других. При стимуляции делового и профессионального общения развивается и коммуникативная компетентность.   

Творческие задания способствуют не только обучению, но и интегрированности умений, знаний, полученных при профессиональном обучении. Направленность такого процесса развивает профессиональную ориентированность, повышает общую направленность всех процессов трудовой деятельности.  

Как проводится формирование социально-личностных компетенций

Формирование и развитие социально-личностных компетенций неразрывно связано с развитием базовых и профессиональных. В психологии особое внимание уделяют воспитанию и развитию при формировании психики человека. Не отрицают и роль наследственности в развитии тех или иных качеств.

Обучение направлено на стимулирование развития личности. При получении профессионального образования происходит становление самосознания, ускоренное развитие личности. Развиваются нравственные и эстетические чувства, стабилизируется характер. Именно в этот период закладываются социальные функции: гражданские, профессиональные и трудовые.

Процесс формирования социально-личностных компетенций занимает достаточно много времени и включает следующие виды компетенций:

личностную или персональную, которая выражается в сохранении психического и физического здоровья, самопознании, саморазвитии, стремлении к повышению квалификации;

коммуникативную, помогающую овладеть навыками устного, письменного общения, обеспечивающую готовность к сотрудничеству, владению приемами межличностного и профессионального общения;

информационную, включающую владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения, выработку критического отношения ко всем видам информации.

В структуру личностных компетенций входят такие качества, как:

  • организованность;
  • обучаемость;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • реализация личностного потенциала;
  • чувство долга;
  • самопланирование;
  • потребность в реализации внутреннего потенциала;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • гуманность и т.д.

При проведении оценки персонала HR-менеджеры анализируют результаты, которые достигнуты сотрудниками. При этом учитывают и способы достижения таких результатов. Проработанные компетенции позволяют упорядочить весь процесс аттестационных мероприятий. Стандартные профессиональные модели работают эффективно, если они адаптированы к текущим и стратегическим целям, всей специфики организации.  

Модель личностных компетенций включает набор основных индикаторов поведения, которые необходимы для успешного выполнения трудовых функций. В профиль компетенций включают соответствующий список с точным и последовательным определением уровня проявления всех качеств, которые потребуются для успешного исполнения трудовых функций в той или иной должности.  

Возможно, вам будет интересно узнать:

www.hr-director.ru

Личностные качества и компетенции. Ключевые компетенции

Мы представляем очередную статью для собственников и руководителей (не hr), раскрывающую еще один аспект оценки персонала. В ней мы остановимся:

  • на том, что такое компетенции;
  • видах компетенций;
  • на применении компетентностного подхода в ;
  • этапах внедрения компетенций;
  • преимуществах, которые получает компания, формулирующая компетенции.

Что такое компетенция?

Для внедрения системной оценки персонала необходимы четкие критерии. Большинство методов сводится к оценке эффективности (результатов труда) сотрудника и набору его личностных качеств. Одним из ведущих является компетентностый подход.

Компетенция — интегральная характеристика/критерий, описывающий качество поведения человека в определенной деятельности. Как правило, эта некая идеальная модель поведенческих проявлений, позволяющих ему достигать результата, быть эффективным в этом виде деятельности.

Понятно, что поведение человека в каждой ситуации определяется многими факторами: внутренними установками и мотивацией, навыками, пониманием технологии, знаниями. И даже генетической предрасположенностью.

Например, менеджеру по продажам, работающему на рынке B2 B (крупные корпоративные продажи), важны развитые коммуникативные навыки для общения с различными специалистами и лицами, принимающими решения. И все это можно назвать «Ведение переговоров»:

  • гибкость поведения, умение осознанно подстраиваться под стиль собеседника;
  • вариативность в предложении альтернатив;
  • развитые навыки аргументации и т.д.

Одновременно с этими качествами, «продавец» должен обладать настойчивостью в достижении цели, умением планировать и контролировать свою деятельность, возможностью работать под давлением. А это уже другая компетенция — «Ориентация на результат».

И таким образом можно сказать, что каждую деятельность можно описать облаком критериев — моделью компетенций. Причем, для каждого бизнеса компетенции будут уникальными, отражающими его специфику. Вот почему мы рекомендуем разрабатывать собственные компетенции.


Вам могут быть полезны наши услуги

Поведенческие индикаторы компетенции

Как уже раскрывалось выше в примере с «Ведением переговоров», компетенция состоит из простых составляющих — конкретных пунктов, содержащих описание действия. И эти составляющие называются поведенческими индикаторами. Именно на основании поведенческих индикаторов строится оценка персонала с применением или структурированного интервью.

Но это еще не все, необходимы уровни проявления компетенций.

Шкала развития компетенций

Для того, чтобы описать качество действия сотрудника, задать эталонные значения и иметь возможность сравнивать с ним проявленное поведение, существует шкала развития компетенций. Это уровни, описывающие качество поведения. И шкала по уровням может быть разная. Например, 4 уровня (также возможны промежуточные значения — «половинки»):

  • 0 — компетенция не проявлена/отсутствует;
  • 1 — уровень базового развития;
  • 2 — уровень уверенного владения компетенцией в стандартных ситуациях;
  • 3 — уровень мастерства (эталон, возможность трансляции).

Грубо говоря, шкалу развития компетенций можно представить в виде градусника «плохо-хорошо». В соответствии с этим «градусником», оценивается сотрудник.

Существует несколько вариантов описания уровней компетенций. В приведенных ниже примерах видны различия. Можно предположить, что и создавались они для разных методов оценки.

Пример описания компетенции: перечисление всех поведенческих индикаторов и уровни со значениями для деятельности сотрудника.

Формулирует видение конечной цели. Организовывает окружающих/ формирует группу «последователей». Эффективно мотивирует людей в командной и индивидуальной работе. Поощряет коллег и подчиненных к выдвижению инициатив и самостоятельности. Делегирует полномочия и ответственность с учетом индивидуальных особенностей подчиненных и их карьерных устремлений. Уделяет внимание и время развитию подчиненных. Высказывает и отстаивает собственную позицию по решаемым вопросам. Предоставляет и запрашивает обратную связь.
А Исключительно высокий уровень развития компетенции (2) Компетенция выражена ярко, сотрудник является эталоном применения данной компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в большинстве ситуаций высокой сложности, разрешать кризисы, быть транслятором собственного опыта.

B Высокий уровень развития компетенции (1,5) Сильный уровень развития компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов в сложных, нестандартных ситуациях.

C Стандартный уровень развития компетенции (1) Требуемый уровень развития компетенции.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов во всех базовых рабочих ситуациях.

D Уровень развития компетенции ниже стандартного (0,5) Компетенция проявляется частично.

Уровень развития компетенции позволяет сотруднику достигать результатов только в хорошо знакомых рабочих ситуациях, действовать по существующим алгоритмам и инструкциям.

E Низкий уровень развития компетенции/ компетенция не проявлена (0) Компетенция не проявляется.

Уровень развития компетенции не позволяет сотруднику достигать результатов даже в хорошо знакомых рабочих ситуациях.

Пример компетенции с расширенным описанием поведенческих индикаторов на каждом уровне.

Балл Уровень Описание поведенческих индикаторов
4 Стратегический В дополнение к уровню 3:

— Устанавливает такие правила работы группы, при которых дает возможность каждому проявить себя, оставаясь при этом лидером

— Обеспечивает принятие группового решения, которое ориентировано не только на «здесь и сейчас», но и на будущее

3 Уровень мастерства В дополнение к уровню 2:

— Мотивирует группу на выполнение цели, вдохновляет, влияет на настрой группы

— Ориентирует других участников группы на активную работу в группе

— Предлагает решение, которое принимает группа

2 Базовый — Берет инициативу на себя

— Взаимодействует с каждым членом команды, основываясь на индивидуальных особенностях личности

— На

www.lllit.ru

Профессиональные и личные компетенции примеры. Профессиональные и личностные требования к менеджеру



Личностные компетенции – которыми обладает конкретный человек. Их развитие больше зависит от имеющегося, заложенного природой потенциала, а формирование происходит независимо от того, чем человек занимается. При любом виде деятельности личные компетенции можно применять, а также успешно развивать.

В свою очередь, личностные компетенции руководителя – это компетенции, присущие человеку, занимающему руководящую должность. Однако и в этом случае речь идет о базовых компетенциях, заложенных в человека природой. Для эффективного руководства необходимо заниматься их развитием.

Личные компетенции руководителя: связь с потенциалом

Перечень компетенций управленца:

  1. Инновационность, новаторство;
  2. Разработка решений;
  3. Умение работать с информацией;
  4. Достижение целей;
  5. Саморегулирование и выдержка;
  6. Инициатива и решительность;
  7. Общительность и уверенность;
  8. Отношение к другим;
  9. Ориентация на развитие;
  10. Конструктивность к себе.

Инновационность, новаторство, способность принимать решения, а также уметь работать с информацией – все эти компетенции относятся к интеллектуальному потенциалу. Для управленца важно постоянно идти вперед, развивать свою компанию, соответственно, он обязан уметь идти по новому пути. Немаловажно принятие решений, так как от поведения директора в данном случае зависит судьба бизнеса. Работа с информацией – это необходимостью. И такое умение придется развивать, если есть желание стать успешным руководителем.


Достижение целей, саморегулирование, выдержка
, а также инициативность и решительность – личностные компетенции начальника, относящиеся к волевому потенциалу. Руководитель обязан уметь ставить цели и их достигать. Для управленца важно регулировать свое поведение, свою работу, иметь выдержку при решении различных вопросов. Инициативный, решительный руководитель – это ценный ресурс для любой компании.

Общительность, уверенность, отношение к другим, умение общаться – коммуникативный потенциал. Безусловно, только уверенный начальник способен обеспечить эффективность работы компании, принимать решения, которые позволят бизнесу развиваться. Немаловажна общительность, уважение к другим, умение общаться с окружающими, выбирая определенную модель поведения.

ppfstrahovanie.ru

2.1.2 Профессиональные умения, компетентность и личностные качества педагога

В процессе данного исследования также было выявлено немало негативных тенденций в Интернете, прямо или косвенно таящих большую опасность, особенно для подрастающего поколения. Вопросам безопасности в Интернете было уделено немалое внимание. Были созданы специальные разделы по безопасности на исследовательском сайте WWW.LA.BY. Из-за большой разновидности Интернет-угроз, лучшей представляется возможность сосредоточится на личности педагога, использующего Интернет-технологии в образовательном процессе. Поэтому последующие два раздела 2.1.2 и 2.1.3 посвящены личностным качествам педагога, участвующего в данном творческом процессе.

Фундаментальная роль периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют:

  • педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
  • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
  • педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
  • педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
  • педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
  • культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;
  • педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств, в педагогической литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько). [38]

Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает учащегося, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания студентов с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п. Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях. Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями учащихся, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.
На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.
Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. [21]
Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования.

Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.
Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
  • экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

  • гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
  • идеологические умения – социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;
  • дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
  • организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
  • коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;
  • прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
  • рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
  • организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
  • общепрофессиональные умения – умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;
  • конструктивные умения – интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;
  • технологические умения – количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;
  • производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным профессиям;
  • специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность. [11]

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

la.by

Материал на тему: Сообщение на педагогическом совете от 28.01.2016 г. «Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности»

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность

по адаптированным основным образовательным программам»

Сообщение на педагогическом совете от 28.01.2016 г.

«Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности»

на тему: «Профессиональный стандарт педагога. Новый взгляд на привычную деятельность»

Докладчик: учитель-логопед высшей

квалификационной категории – Пискунова И.А.

г. Сергиев Посад

Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности

  1. В стандарте говорится: «Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку». Что ж, пожалуй, мы к этому готовы уже давно, ведь на основании Закона об образовании и ФЗ «Об образовании лиц с ОВЗ» от 02.06.1999 г. в нашей школе обучаются различные дети, независимо от их диагноза, которые раньше были признаны необучаемыми. У нас конечно же много вопросов и проблем, как научить неговорящего ребенка, ребенка с диагнозом РАС и прочее, но мы стараемся найти подход к каждому из них и радуемся даже незначительным успехам и победам.  А настоящий учитель и до Профессионального стандарта всегда помогал детям.
  1. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Ребенок пришел в школу. Он и его семья вправе ожидать от нас помощи – ведь это особенный ребенок. Мы, конечно же, не давали клятву Гиппократа, но наука дефектология предполагает по своему определению, дает необходимый инструментарий (знание методик преподавания, технологий) для оказания помощи каждому маленькому человеку, нуждающемуся в специальной помощи. Этим с вами мы и занимаемся ежеминутно, ежечасно и ежедневно, на протяжении всего процесса обучения маленького человека.
  1. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. На этот вопрос ответить с одной стороны просто, да, мы стараемся подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая его особые проблемы, но, с другой стороны, очень сложно. Возникает вопрос – почему сложно? Ответ прост – на самом деле, мы не обладаем клиническими знаниями, которые так необходимы при усложняющемся дефекте обучающихся. Нас учат в институтах лишь азам наук медицины, а современный мир диктует новые требования – более глубокое изучение сути имеющейся проблемы у того или иного ребенка ( нарушение той или иной степени  диктует свои правила, подчас ребенок не может овладеть навыком чтения или письма не потому, что он не хочет, а потому, что не может в силу медицинских показаний). Из этого следует, что нам необходимы специальные знания.
  1. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

В нашей школе и раньше существовал ПМПк, но деятельность его была, как правило, формальной, мы отслеживали детей, находящихся на индивидуальном обучении в конце учебного года. Следует отметить, что в настоящее время, круг вопросов стал значительно шире,  и в этом заинтересована не только администрация школы, но и сами учителя, при решении спорных вопросов. Радует, что и родители просят рассмотреть «успехи» своего ребенка и оценить его возможности. И поверьте, это действительно работает, так как удается «сгладить конфликты» и принять правильное решение не единолично учителю, а вместе с группой специалистов. От слаженной работы всех сотрудников школы зависит дальнейшее квалифицированное сопровождение с целью достижения позитивного результата и решению возникших проблем.

  1. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

Изучение документации на поступившего обучающегося – это самый первый этап знакомства с ним. Эта работа в нашей школе предшествует даже наблюдению за ребенком в различных ситуациях    (учителя знакомятся с протоколами ТПМПК заранее, даже еще не видя ребенка, особенно при наборе детей в школу на новый учебный год). Изучая личное дело, социальный статус семьи, ведомость оценок, характеристика  из учреждения, где находился ребенок, мы, педагоги представляем психологические возможности и трудности уже нашего подопечного. А вот прочтение медицинских показателей, как я уже указывала выше, не всегда нам доступно в силу имеющихся пробелов в знаниях медицинской терминологии, требуется либо самостоятельное изучение, что достаточно сложно, либо обращение за помощью к администрации школы в проведении мастер-классов в этой области.

  1. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

,Данный вопрос очень сложный, так как самостоятельно это делать нам никогда не приходилось, мы всегда получали готовые формы индивидуальных карт сопровождения детей-инвалидов, в которых, как правило, ничего конкретного не было указано.  Ушли в прошлое дневники наблюдений, необходимы новые современные подходы. Сейчас перед нами стоит трудная, но вполне решаемая задача (дело это не одного дня).  Предположительно в марте 2016 года будет предоставлена «рыба» так называемой СИРП. Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы, но это пока слова, а какой она должна быть на самом деле, мы пока с вам еще и не знаем, и нам предстоит кропотливая работа в этом направлении.

  1. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

Думаю, что на этом вопросе останавливаться не стоит, так как не в пример другим учреждениям нашего типа, большинство педагогов, работающих в нашей школе, имеют дефектологическое образование или получают его, что, в свою очередь, позволяет  профессионально использовать в своей работе  имеющиеся у них знания.

  1. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

Динамика развития ребенка предполагает как позитивные, так и негативные моменты на протяжении всего процесса обучения ребенка и сотрудничества семьи и школы. Существует портфолио каждого обучающегося, и наши педагоги (Ступко А.О., Туз И.И.)начинали их делать в начальной школе, к сожалению, эта работа не была продолжена в среднем звене. Стоит к этому вопросу подойти более серьезно, не только из-за того, что портфолио куда-то нужен для поступления, а в силу того, что это документ, наглядно демонстрирующий рост ученика, как в сфере обучения, так и воспитания, пусть это  будут «крохи» маленьких, но наглядных успехов. Но стоит сказать, что наши педагоги всегда старались это делать и озвучивали  даже самые маленькие успехи каждого перед классом и перед родителями.

  1. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Это понятие доступно далеко не всем. Нужно  очень хорошо ориентироваться в том, кто в классе лидер, кто скрытый лидер, кто аутсайдер. Нужно уметь внушить детям в классе, что сопереживает тот, кто силен духом, а не слаб. В нашей школе этому вопросу уделяется большое внимание как на уроках, так и во внеурочное время. Радует то, что когда наши ребята (не все конечно же) попадая в открытый социум, выделяются из среды своих сверстников (лагерь г. Евпатория, «Дубрава» и т.д.) именно в умении сопереживать другим, в этом большая заслуга педагогов школы.

  1. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

Учителя школы окончили педагогические ВуЗы. Обязательным предметом в институтах были такие дисциплины, как общая педагогика, психология, спец психология, гигиена подростка. Существуют возрастные категории у детей, предполагающие  их разное поведение и возможности усвоения образовательных программ. Мы учитываем кризисы развития, которые происходят у каждого ребенка, ведем профилактические беседы и с ребятами, и с их родителями. Может быть эта работа, по нашему мнению, не всегда эффективна, но, как правило, «прогнозы» педагогов сбываются на все 100%. К большому сожалению, очень многие родители отказываются от медикаментозной коррекции, а педагог в одиночку ничего сделать не может, даже если очень хочет при всем своем желании.

Надеюсь, что последнее родительское собрание 9 где выступал специалист из МОПБ №5), многих заставило призадуматься, следует отметить, что некоторые семьи (Бигеев А., 2-а кл.) уже обращались за помощью. Пусть это только начало, но оно уже положено…

  1.  Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

В практике повседневно каждый учитель использует психологические подходы к тем обучающимся, с кем он работает, так как без налаженного контакта (учитель-ученик) не будет положительной результативности и продуктивности в воспитании и обучении. В этой работе учитывается интерес ученика, а главное, его мотивация. Здесь стоит сказать о работе педагога Бутиной Н.К, творческие коллективы обучающихся под руководством которой занимают призовые места в различных конкурсах, Туз И.И., ее дети всегда самые активные участники всех внеклассных мероприятий, Фирсовой Н.В. – ее уроки увлекают детей к познанию нового не только в школе, но и за ее пределами. Эта активность радует не только учителей, но и самих детей..

  1.  Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

Все работающие в школе (администрация, учителя, обслуживающий персонал) стремятся создать комфортную обстановку для всех обучающихся и, собственно, своей работы. Внешний комфорт (преобразования в нашей школе налицо), в свою очередь, повлечет и желание лучше учиться. «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Комфортная среда формирует  культуру взаимоотношений и поведение подростков. Ученик чувствует себя психологически безопасным, раскрывается во всех своих возможных проявлениях.  В таком микроклимате нет места проявлению унижения и насилия. Либо контролируется (вследствие специфики ОУ) на самом начальном этапе зорко следящими педагогами нашей школы. Ни для кого не секрет, что наши дети, если бы была такая возможность, ходили бы в школу и во время каникул, потому что «здесь интересно, а дома нечего делать».

  1.  Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

При необходимости учитель (а чаще классный руководитель) обращается к психологу и вырабатывает единую линию поведения и воздействия к определенному ученику; сопоставляет показатели педагогического сопровождения начального и среднего образования.

Эта работа только набирает обороты в нашей школе, в силу того, что долгое время психолог отсутствовал по независящим от нашего желания причинам), но она имеет место и приносит результат.

Следует отметить тесную связь с логопедами не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников. Радует то, что выполняются рекомендации,  и педагоги не стесняются обращаться за помощью, боясь выглядеть некомпетентными.

  1.  Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом  мониторинга личностных характеристик ребенка.

Все педагоги «психологи», но помощь квалифицированного специалиста никогда не будет лишней. Тем более, что прочитывая данные диагностик, предоставляемых этим специалистом, можно и, скорее всего, нужно поучиться это делать всем, особенно что касается образца написания психологического портрета ученика. Думаю, что в этой помощи еще никому не было отказано.

  1.  Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

С учетом данных, предоставляемых психологом, о чем я говорила выше,  в процессе работы с учеником, сопоставляя с наблюдениями учителя, составляется психолого-педагогическая характеристика. В результате этой общей работы характеристика наиболее полно отражает личность ученика.

  1.  Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Эта работа, как я уже указывала выше, нам еще предстоит. Мы будем идти шаг за шагом к решению данной проблемы, надеюсь, что все учителя примут активное участие. ШМО учителей гуманитарного цикла уже начало работать в этом направлении.

  1.  Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

Говорить об УУД в нашей школе не имеет смыла, так практически все обучающиеся имеют свои личностные, психологические и физические особенности, а вот а базовых адаптированных учебных действиях стоит подумать, но и этот вопрос находится в стадии изучения и разработки.

Можно сделать вывод, что  многие положения Профессионального стандарта педагога нам  близки и соотносятся с нашей непосредственной деятельностью и работой всего коллектива в целом.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *