Когнитивно простой человек это: Когнитивная простота/когнитивная сложность. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума

Методика Готтшальдта: узнайте свой когнитивный стиль по фигурам

Немецкий психолог Готтшальдт Курт Бруно был представителем гештальтпсихологии, изучал проблемы общей и генетической психологии. Он широко известен своими необычными экспериментами по определению идеального образа себя, когда испытуемым предлагалось изменить свой образ на фото. Также Готтшальдт разработал оригинальную методику включенных фигур, созданную для исследования визуальных и когнитивных способностей.

С помощью этой методики можно определить познавательный стиль восприятия информации: полезависимость или поленезависимость. Полезависимость понимается, как зависимость от контекста, а поленезависимость наоборот — это способность человека не подчиняться влиянию контекста. Суть метода заключается в том, что если восприятие любой формы зависит от опыта (встречал ли человек эту фигуру ранее или видит ее впервые), то сложная фигура, в составе которой изображена простая, неоднократно воспринимавшаяся до этого момента, будет определена как отдельно простая и плюс дополнительные части.

Разработка Готтшальдта направлена на изучение восприятия части и целого, а именно определение геометрических сложных и простых фигур.

Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение

Как проводится тестирование?

Участникам предлагается 30 фигур, из которых необходимо выбрать 5 эталонных. На бланке размещена сложная и простая фигура, в большой фигуре находится простая (треугольник, прямоугольник) в качестве ее части. В первую очередь человеку показывают простую фигуру на протяжении 10 секунд (большую фигуру предварительно закрывают плотным листком). Потом демонстрируется сложная фигура, при этом простую фигуру также прячут под листом бумаги. Человеку необходимо отыскать простую фигуру в большой, засекается время пока испытуемый ищет фигуру. Когда эталонная фигура найдена, фиксируется время, затраченное на выполнение задания.

Как рассчитываются результаты?

Для определения результата необходимы следующие показатели: за какое время были выполнены все тесты, сколько правильных ответов было дано, рассчитывается отношение количества верно выполненных заданий к времени окончания выполнения теста. Чем больше получено правильных ответов и меньше потрачено времени, тем увеличена вероятность поленезависимости. Обычно поленезависимые люди тратят на тест меньше времени, чем полезависимые, и дают больше верных ответов.

Поленезависимые люди склонны к образному мышлению, лучше обучаемы, быстрее решают задачи на сообразительность, легче относятся к изменениям, но они хуже ладят с людьми, не умеют быстро решать конфликты. Полезависимые люди наоборот умеют быстро наладить контакт с собеседником, избегать конфликтных ситуаций, но они пассивны в обучение, предпочитают обучаться по четко структурированному материалу.

Узнайте больше о типах личности из онлайн-курса «Типология личности». Научитесь отличать одних людей от других, определять характер, темперамент и способности собеседника. После обучения вы сможете самостоятельно распознавать типы личности и легко выстраивать отношения с людьми. Все онлайн-курсы на платформе «Россия — страна возможностей» абсолютно бесплатные. Используйте свободное время с пользой!

Закон Миллера, или как снизить когнитивную нагрузку на пользователей (волшебное число семь плюс-минус два) — Дизайн на vc.

ru

Статья для начинающих UX/UI-дизайнеров, исследователей и аналитиков. Этот закон помогает определить оптимальное количество объектов на сайте для упрощения и ускорения взаимодействия пользователей с ними.

{«id»:190896,»url»:»https:\/\/vc.ru\/design\/190896-ux-dizayn-zakon-millera-ili-kak-snizit-kognitivnuyu-nagruzku-na-polzovateley-volshebnoe-chislo-sem-plyus-minus-dva»,»title»:»UX-\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d: \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u041c\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0430, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u0430\u043a \u0441\u043d\u0438\u0437\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u0433\u043d\u0438\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043d\u0430\u0433\u0440\u0443\u0437\u043a\u0443 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 (\u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u0441\u0435\u043c\u044c \u043f\u043b\u044e\u0441-\u043c\u0438\u043d\u0443\u0441 \u0434\u0432\u0430)»,»services»:{«facebook»:{«url»:»https:\/\/www.

facebook.com\/sharer\/sharer.php?u=https:\/\/vc.ru\/design\/190896-ux-dizayn-zakon-millera-ili-kak-snizit-kognitivnuyu-nagruzku-na-polzovateley-volshebnoe-chislo-sem-plyus-minus-dva»,»short_name»:»FB»,»title»:»Facebook»,»width»:600,»height»:450},»vkontakte»:{«url»:»https:\/\/vk.com\/share.php?url=https:\/\/vc.ru\/design\/190896-ux-dizayn-zakon-millera-ili-kak-snizit-kognitivnuyu-nagruzku-na-polzovateley-volshebnoe-chislo-sem-plyus-minus-dva&title=UX-\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d: \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u041c\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0430, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u0430\u043a \u0441\u043d\u0438\u0437\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u0433\u043d\u0438\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043d\u0430\u0433\u0440\u0443\u0437\u043a\u0443 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 (\u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u0441\u0435\u043c\u044c \u043f\u043b\u044e\u0441-\u043c\u0438\u043d\u0443\u0441 \u0434\u0432\u0430)»,»short_name»:»VK»,»title»:»\u0412\u041a\u043e\u043d\u0442\u0430\u043a\u0442\u0435″,»width»:600,»height»:450},»twitter»:{«url»:»https:\/\/twitter.
com\/intent\/tweet?url=https:\/\/vc.ru\/design\/190896-ux-dizayn-zakon-millera-ili-kak-snizit-kognitivnuyu-nagruzku-na-polzovateley-volshebnoe-chislo-sem-plyus-minus-dva&text=UX-\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d: \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u041c\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0430, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u0430\u043a \u0441\u043d\u0438\u0437\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u0433\u043d\u0438\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043d\u0430\u0433\u0440\u0443\u0437\u043a\u0443 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 (\u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u0441\u0435\u043c\u044c \u043f\u043b\u044e\u0441-\u043c\u0438\u043d\u0443\u0441 \u0434\u0432\u0430)»,»short_name»:»TW»,»title»:»Twitter»,»width»:600,»height»:450},»telegram»:{«url»:»tg:\/\/msg_url?url=https:\/\/vc.ru\/design\/190896-ux-dizayn-zakon-millera-ili-kak-snizit-kognitivnuyu-nagruzku-na-polzovateley-volshebnoe-chislo-sem-plyus-minus-dva&text=UX-\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d: \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u041c\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0430, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u0430\u043a \u0441\u043d\u0438\u0437\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u0433\u043d\u0438\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043d\u0430\u0433\u0440\u0443\u0437\u043a\u0443 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 (\u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u0441\u0435\u043c\u044c \u043f\u043b\u044e\u0441-\u043c\u0438\u043d\u0443\u0441 \u0434\u0432\u0430)»,»short_name»:»TG»,»title»:»Telegram»,»width»:600,»height»:450},»odnoklassniki»:{«url»:»http:\/\/connect.
ok.ru\/dk?st.cmd=WidgetSharePreview&service=odnoklassniki&st.shareUrl=https:\/\/vc.ru\/design\/190896-ux-dizayn-zakon-millera-ili-kak-snizit-kognitivnuyu-nagruzku-na-polzovateley-volshebnoe-chislo-sem-plyus-minus-dva»,»short_name»:»OK»,»title»:»\u041e\u0434\u043d\u043e\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043d\u0438\u043a\u0438″,»width»:600,»height»:450},»email»:{«url»:»mailto:?subject=UX-\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d: \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u041c\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0430, \u0438\u043b\u0438 \u043a\u0430\u043a \u0441\u043d\u0438\u0437\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u0433\u043d\u0438\u0442\u0438\u0432\u043d\u0443\u044e \u043d\u0430\u0433\u0440\u0443\u0437\u043a\u0443 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 (\u0432\u043e\u043b\u0448\u0435\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u0441\u0435\u043c\u044c \u043f\u043b\u044e\u0441-\u043c\u0438\u043d\u0443\u0441 \u0434\u0432\u0430)&body=https:\/\/vc.
ru\/design\/190896-ux-dizayn-zakon-millera-ili-kak-snizit-kognitivnuyu-nagruzku-na-polzovateley-volshebnoe-chislo-sem-plyus-minus-dva»,»short_name»:»Email»,»title»:»\u041e\u0442\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0447\u0442\u0443″,»width»:600,»height»:450}},»isFavorited»:false}

12 732 просмотров

Профессор психологии Принстонского университета Джордж Миллер (George Armitage Miller), который является одним из основателей когнитивной психологии, в 1956 году опубликовал одну из самых цитируемых статей в психологии под названием «Волшебное число семь плюс или минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two) в которой показал, что кратковременная память человека, как правило, оперирует в диапазоне от 5 до 9 элементов. Это и есть закон Миллера (Miller’s law), но не всё так однозначно.

Слева: Джордж Миллер. Справа: диаграмма закона Миллера. wikipedia.org

Эксперимент Миллера

Профессор Миллер провел ряд экспериментов, в которых испытуемым показывали длинный список различных объектов (например, список из цифр, список из букв, список из слов), а после презентации просили повторить список в том же порядке или в другом. Миллер заметил, что продолжительность памяти человека составляет около семи объектов (или фрагментов информации). Запоминаемость до пяти или шести объектов была почти идеальной, но всегда снижалась по мере увеличения количества объектов.

Также Миллер обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать разное количество элементов, в зависимости от типа элементов. Например, средний испытуемый запоминал девять двоичных цифр, восемь десятичных цифр, семь букв алфавита и пять односложных слов, поэтому в законе указана цифра 7 и погрешность ± 2 элемента. Более поздние исследования, показали, что продолжительность памяти зависит также от знаний проверяемого человека. Например, одно слово может быть одним объектом для носителя языка, но то же самое слово будет набором нескольких объектов для человека, который совершенно незнаком с данным языком и видит неизвестное слово как набор из нескольких фонетических объектов.

Самостоятельная проверка закона Миллера

Если остались сомнения, попробуйте закон Миллера на себе. На изображении ниже список простых (односложных) слов, не связанных по смыслу и никак не отсортированных. Внимательно прочитайте эти слова один раз, а затем сверните окно-браузера и запишите слова которые вспомните из данного списка на листке бумаги или в блокноте смартфона/компьютера, очередность слов значения не имеет. Для чистоты эксперимента, не подглядывайте на список слов на изображении, когда будете записывать.

Прочитайте слова на изображении, затем закройте браузер и запишите слова на листке Тест для самостоятельной проверка закона Миллера

Сколько слов вам удалось записать? Поделитесь в комментариях под этой статьей, чтобы сравнить результаты. Среднестатистический человек записывает от 5 до 9 слов. Вот так работает кратковременная память человека, пределы которой описывает закон Миллера.

{«url»:»https:\/\/booster.osnova.io\/a\/relevant?site=vc»,»place»:»between_entry_blocks»,»site»:»vc»,»settings»:{«modes»:{«externalLink»:{«buttonLabels»:[«\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c»,»\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c»,»\u041d\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u0417\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c»,»\u041a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c»,»\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c»,»\u0421\u043a\u0430\u0447\u0430\u0442\u044c»,»\u041f\u0435\u0440\u0435\u0439\u0442\u0438″]}},»deviceList»:{«desktop»:»\u0414\u0435\u0441\u043a\u0442\u043e\u043f»,»smartphone»:»\u0421\u043c\u0430\u0440\u0442\u0444\u043e\u043d\u044b»,»tablet»:»\u041f\u043b\u0430\u043d\u0448\u0435\u0442\u044b»}},»isModerator»:false}

Закон Миллера в дизайне

Каждый раз, когда пользователь посещает веб-сайт, в мозгу запускается процесс обработки входящей информации. Усилие необходимое для обработки этой информации, называется когнитивной нагрузкой. Особенность когнитивной нагрузки в том, что она ограничена объемом рабочей памяти (оперативной памяти) человека, которая обеспечивает временное хранение информации, предназначенной для активной переработки мозгом в текущий момент времени. И когда мозг получает больше информации, чем способен обработать (в среднем это 7 +/-2 объекта) то мозг начинает замедляться или даже отказываться от поставленной задачи, забывая часть объектов. Прибавьте сюда незнакомый интерфейс или слабо проработанный UX-дизайн сайта, которые также увеличивают когнитивную нагрузку и объем рабочей памяти сократиться ещё больше. В результате, пользователь может покинуть такой сайт с мыслью «какой-то сложный и непонятный сайт». Поэтому, несмотря на то, что полностью избежать когнитивной нагрузки невозможно, желательно стремиться нагружать пользователей как можно меньше. Вариантов применения закона в дизайне множество, например при создании страницы сравнения товаров в интернет-магазине не выводить больше 5-7 товаров, так как держать в памяти больше элементов может быть сложно для части пользователей.

Маркетплейс Яндекс.Маркет не отображает больше 6 товаров на странице сравнения market.yandex.ru

Чанкинг

Один из способов запомнить больше объектов – это применить чанкинг (модное слово в среде дизайнеров, которое в переводе с английского «chunking» означает простое — группирование). Интересную деталь обнаружил профессор Миллер: люди могли вспомнить только 7 отдельных букв, но если эти буквы были сгруппированы по смыслу, то есть собраны в слова, то в этом случае, испытуемый мог вспомнить уже не 7, а 28 букв (или 7 простых односложных слов по 4 буквы в каждом). То есть, в первом случае каждая отдельная буква считается объектом (или фрагментом) для кратковременной памяти, в то время как во втором случае уже каждое слово является объектом. Цифры в группах человеку запоминать также проще, но есть нюансы. Более поздние исследования Фабьена Мати и Якоба Фельдмана выявили, что запоминаемость цифр в группах зависит от количества цифр в группе и от последовательности цифр.

Исследование запоминаемости групп цифр, Fabien Mathy, Jacob Feldman, 2012 fabien.mathy.free.fr

То есть, если цифры в группе идут в порядке возрастания (1, 2, 3, 4) или убывания (9, 8, 7, 6), то человек способен запоминать больше цифровых групп, а сами группы могут содержать при этом больше цифр. Но если цифры в группе идут в разном порядке, то человек запоминает меньше блоков. Наиболее распространенные примеры разделения больших цифр на группы – это номера на банковских картах и номера телефонов.

Слева: номер карты разбит на группы. Справа: номер карты не разбит на группы.

Так 16 цифр банковской карты гораздо сложнее считывать и запоминать если они собраны воедино. Но если эти же цифры разбить на группы по 4 цифры, то считывать и запоминать становится проще. Аналогично с номерами телефонов. Так номер телефона +7 495 395-00-45 разбитый на группы запомнить и считать проще и быстрее, чем номер не разбитый на группы +74953950045.

Некорректная трактовка закона Миллера в дизайне

Некоторые дизайнеры неправильно трактуют закон Миллера, в следствии чего вводят излишние ограничения в дизайне. Например, дизайнер может ограничить навигационное меню на сайте семью разделами, опасаясь нарушить волшебное число Миллера. Однако цель меню навигации по сайту не в том, чтобы запоминать все его разделы, а в том, чтобы помочь пользователю попасть в необходимый раздел как можно быстрее. Другими словами, нет никакого смысла сокращать количество разделов меню до семи, потому что это может лишь увеличит количество вопросов и кликов до необходимого подраздела.

Каталог маркетплейса Ozon состоит из 25 основных разделов, в каждом из которых 10-15 подразделов ozon.ru

Вывод:

Краткосрочная память человека ограничена, поэтому помните о законе Миллера при проектировании и дизайне страниц. По возможности, не заставляйте пользователей запоминать больше нескольких объектов за раз и группируйте объекты по смыслу, везде где это возможно. Это позволит сделать взаимодействие с сайтом удобнее и быстрее, а также сократить когнитивную нагрузку на пользователей.

В данной статье очень кратко разобран лишь один закон для улучшения пользовательского опыта. Если вы хотите узнать больше о UX дизайне на основе инженерной психологии и UX исследований, то специально для вас мы составили электронный учебник Конверсия на стероидах, в котором собрано множество подобных точек роста конверсии в виде удобного курса по UX дизайну.

Приходите и прокачивайте свои скиллы в дизайне и набирайтесь убедительных аргументов для обоснования своих дизайн-решений перед заказчиком.

Время реакции или время отклика

Что такое время реакции или время отклика?

Время отклика или время реакции — это время, которое проходит с момента восприятия информации до ответной реакции на неё. Другими словами, это способность обнаруживать, обрабатывать и давать ответную реакцию на стимул.

Время отклика зависит от нескольких факторов:

  • Восприятие: возможность уверенно видеть, слышать или чувствовать стимул имеет важнейшнее значение для быстрой реакции. В лёгкой атлетике, когда судья даёт стартовый сигнал, звук достигает ушей спортсменов (они воспринимают стимул).
  • Обработка информации: чтобы своевременно среагировать, необходимо сконцентрироваться и хорошо понять информацию. Следуя приведённому выше примеру, спортсмены, услышав стартовый сигнал, различают его в общем звуковом потоке и понимают, что можно стартовать (обрабатывают стимул).
  • Отклик: развитая моторика необходима, чтобы своевременно реагировать на стимул. Когда спортсмены получили и успешно обработали сигнал, они начинают забег (реагируют на стимул).

Если какой-либо из этих процессов нарушен, это негативно повлияет на время отклика. Другими словами, спортсмен с пониженным временем реакции будет находиться в невыгодном положении по сравнению со своими соперниками. Кроме того, время отклика обязательно включает компонент моторики в отличие от скорости обработки информации. Вот почему хорошее время реакции отождествляется с наличием хорошим рефлексов.

В указанном примере цепочка процессов (восприятие, обработка и ответ) выполняется за долю секунды, однако время отклика может изменяться в зависимости от различных факторов:

  • Сложность стимула: чем сложнее стимул, тем больше информации предстоит обработать, и на это уйдет большее количество времени.
  • Простота, подготовка и ожидания: если необходимо реагировать на знакомые стимулы, на которые мы уже отвечали ранее, время, затраченное на обработку информации, значительно сократится. Чем меньше новой информации необходимо обработать, тем быстрее будет наш ответ. Если (как в примере с лёгкой атлетикой) вы ожидаете появление стимула (спортсмены знают, что им подадут сигнал), время реакции будет ещё короче.
  • Состояние организма: на время реакции могут негативно повлиять такие факторы, как усталость, внимание (сонливость), высокая температура, пожилой возраст, или даже переедание или употребление таких веществ, как алкоголь и наркотики. Это может отрицательно сказаться как на обнаружении стимула, так и на его обработке и реакции на него.
  • Стимулируемая сенсорная модальность: время отклика будет лучше, когда стимул, который вызывает реакцию, является слуховым, а не зрительным, поскольку такие стимулы требуют меньше времени на обработку. Каждая сенсорная модальность подразумевает различное время отклика.

Кроме перечисленных факторов на время реакции также повлияет тип стимула, который мы обрабатываем:

  • Простой: единственный отклик на один стимул. Например, когда мы нажимаем клавишу «пробел» после каждого нового слова на экране компьютера.
  • Альтернативный: различные ответы на разные стимулы. Например, на клавиатуре мы нажимаем клавишу со стрелкой влево, если появляется слово на английском, и нажимаем клавишу со стрелкой вправо, если слово на испанском.
  • На основе отбора: при наличии различных стимулов мы должны ответить только на один из них. Например, нажать пробел, когда появляется слово на испанском. Если появляется слово на английском языке — не касаться клавиш.

Почему время реакции имеет важное значение и как оно влияет на нашу жизнь? Хорошее время отклика позволяет нам быть гибкими и эффективными при ответе на различные стимулы и ситуации. При разговоре, когда мы за рулём или занимаемся спортом и т.д. Адекватное время реакции даёт нам преимущества, однако при этом нужно корректно обрабатывать информацию: если во время интервью нам задают вопрос, ожидается, что мы отреагируем быстро и правильно. Другой пример: когда мы сталкиваемся с непредвиденными ситуациями, управляя автомобилем или занимаясь в спортзале, это происходит похожим образом — недостаточно действовать быстро, недостаточно действовать хорошо, нужно делать это одновременно. К счастью, время отклика можно тренировать и улучшить.

Примеры времени отклика

  • Если вы едете за рулём и вдруг замечаете пешехода у перехода, время, в течение которого мы замечаем пешехода, принимаем решение затормозить и выполняем это действие, является временем реакции. Эта когнитивная способность может нас спасти от множества несчастных случаев.
  • В боксёрском поединке или футбольном матче крайне важно вовремя обнаружить движение противника, предугадать его действия и отреагировать как можно быстрее и точнее. Хорошее время реакции будет иметь ключевое значение для результата.
  • Вы находитесь в здании и вдруг замечаете пожар. В данном случае время реакции — это время, которое вам понадобится для того, чтобы сразу после обнаружения пожара найти ближайший огнетушитель.
  • Ребенок находится на уроке физкультуры и должен начать бежать по сигналу учителя. Время, затраченное на старт после сигнала учителя, будет временем отклика.
  • Когда охранник обнаруживает подозрительную активность, время, которое ему потребуется, чтобы отреагировать, может иметь решающее значение для успешного вмешательства в ситуацию. Если он обнаружит, например, кражу, временем реакции будет временной отрезок между моментом, когда он заметил кражу, и началом преследования.

Патологии и расстройства, связанные со временем реакции

Любой тип расстройства, при котором нарушается восприятие, обработка информации или моторика, затронет и время реакции. Именно поэтому время реакции является когнитивной способностью, очень чувствительной к различным поражением. Например, проблемы со зрением или слухом , такие как слепота или глухота, могут привести к снижению времени реакции по причине нарушения восприятия. Пациенты с брадипсихией (заторможенностью мышления) или деменциями, например, страдающие болезнью Альцгеймера, могут иметь пониженную скорость обработки информации, в результате чего замедляется время реакции. И наоборот, импульсивные люди или те, у кого наблюдается СДВГ, также могут иметь проблемы с обработкой информации, и, следовательно, временем реакции. Что касается самого момента отклика, люди с акинезией или брадикинезией (как у пациентов с болезнью Паркинсона), или проблемами моторики, такими как гемипарез или другие типы паралича, также могут иметь трудности при необходимости инициировать двигательную реакцию. В целом, при любом нейродегенеративном заболевании, как, например, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз или хорея Хантингтона, будет наблюдаться нарушение времени реакции в результате поражения головного мозга в ходе болезни. И, наконец, повреждения мозга, вызванные травмой головы или инсультом, также могут повлиять на любой из этих трёх процессов и негативно отразиться на времени реакции.

Следует отметить, что одним из расстройств, которые могут значительно повлиять на скорость обработки информации, является диффузное аксональное повреждение головного мозга (ДАП). Обычно при сотрясении мозга (например, из-за удара по голове или резкого торможения автомобиля) повреждаются его нейронные соединения. Движение, которое происходит в мозге, приводит к натяжению или разрыву аксонов (той части нейрона, которая образует связи с другими нейронами, белое вещество головного мозга). Это происходит не только в одной конкретной области головного мозга — аксоны травмируются по всей площади мозга, вызывая диффузное повреждение. В результате замедляется скорость обработки информации, и, следовательно, время реакции. К сожалению, это довольно частое явление, и обычно подразумевает плохой прогноз.

С другой стороны, время реакции может ухудшиться не только из-за травмы мозга. Существуют различные жизненные обстоятельства, которые могут негативно повлиять на эту когнитивную способность. Сон, настроение, тревожность, даже недостаток внимания могут изменить время реакции. В отличие от других факторов, эти причины можно устранить гораздо проще и быстрее.

Как измерять и оценивать время реакции?

Время реакции присутствует в большинстве наших повседневных дел. Способность взаимодействовать с окружающей средой и реагировать на непредвиденные изменения напрямую зависит от нашего времени отклика. Таким образом, оценка времени реакции важна и может пригодиться в различных областях жизни: в учёбе (это поможет нам узнать, есть ли у ребёнка проблемы с восприятием, обработкой информации или моторикой, и связанные с ними трудности в учёбе), в медицинской сфере (для выявления у пациентов нарушений, связанных с восприятием, обработкой информации или моторикой), в профессиональной среде (помогает определить, какие работники лучше подготовлены для видов работ, связанных с необходимостью быстро действовать при определённых обстоятельствах).

Различные когнитивные функции, в том числе время реакции, можно эффективно и надёжно оценить с помощью комплексного нейропсихологического тестирования. Тесты, которые предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки времени реакции, основаны на классических тестах: NEPSY, Тесте Переменных Внимания (TOVA), Тесте на Длительное Поддержание Функции (CPT), Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT). Кроме времени реакции также можно измерить рабочую память, визуальное сканирование, зрительно-моторную координацию, ингибицию, мониторинг, память на имена, зрительное восприятие, контекстуальную память, распознавание, фокусированное внимание и пространственное восприятие.

  • Тест-Расследование REST-COM: на короткое время появляются рисунки предметов. Затем как можно быстрее необходимо выбрать слово, соответствующее представленным изображениям.
  • Тест на Декодирование VIPER-NAM: на экране ненадолго появляются изображения объектов, которые затем исчезают. Вслед за этим появляются четыре буквы, и только одна из них соответствует первой букве названия объекта, необходимо правильно выбрать эту букву. Задачу нужно выполнить как можно быстрее.
  • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появляются три объекта. Во-первых, нужно как можно быстрее вспомнить порядок их появления. Затем появятся четыре серии из трёх объектов, которые отличаются от ранее представленных. Необходимо восстановить исходную последовательность.
  • Тест на Принятие Решений REST-SPER: на экране появляется несколько двигающихся стимулов. Необходимо быстро выбрать нужные стимулы, избегая при этом нажатия на остальные.
  • Тест на Скорость REST-HECOOR: на экране появляется синий квадрат. Необходимо как можно быстрее нажимать на него, оставаясь внутри квадрата. Чем больше раз будет нажата кнопка за отведённое время, тем лучше будут полученные результаты.
  • Тест на Обработку Информации REST-INH: в этом задании на экране будут появляться два блока с различными цифрами и фигурами. Сначала необходимо реагировать на размер фигуры и указать самую высокую. Затем нужно будет выбрать блок с наибольшей цифрой из представленных.

Как восстановить или улучшить время реакции?

Время реакции, как и другие когнитивные способности, можно тренировать и улучшать. CogniFit («КогниФит») даёт возможность делать это профессионально. Реабилитация времени реакции основана на пластичности мозга. CogniFit («КогниФит») предлагает серию упражнений для тренировки и улучшения времени отклика и других когнитивных функций. Мозг и его нейронные связи усиливаются при использовании функций, которые от них зависят. Поэтому, если мы регулярно тренируем время реакции, укрепляются соединения нейронов в задействованных структурах мозга. Таким образом, в результате тренировки этой способности нейронные связи будут работать быстрее, улучшая наше время отклика.

CogniFit («КогниФит») состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы стимуляции когнитивных способностей, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинает работу с точной оценки времени реакции и других основных когнитивных функций. По итогам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персонализированный план тренировок с целью улучшение времени отклика и укрепления других когнитивных функций, которые, согласно результатам оценки, в этом нуждаются.

Для улучшения времени реакции необходимо тренироваться правильно и регулярно. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для тестирования и реабилитации этой когнитивной функции с целью её оптимизации. Для корректной стимуляции нужно уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. Разнообразные интерактивные задания представлены в форме увлекательных игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») показывает подробную диаграмму улучшений когнитивного состояния.

Персональный сайт — Тест 20. Зарубежные теории личности

Тема 20. Зарубежные теории личности

1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды – с другой, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) психоаналитиков;

д) когнитивистов.

2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) фрейдистов;

г) когнитивистов.

3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:

а) аналитическая;

б) гуманистическая;

в) когнитивная;

г) деятельностная.

4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:

а) имеет лучшее психическое здоровье;

б) хуже справляется со стрессом;

в) имеет более низкий уровень самооценки;

г) менее адаптивна к социуму.

5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:

а) «схема»;

б) «модель»;

в) «конструкт»;

г) «установка».

6. Ключевое понятие аналитической психологии – это:

а) артефакт;

б) архетип;

в) знак;

г) символ.

7. Автором психологии личностных конструктов считается:

а) Э. Эриксон;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) Дж. Келли.

8. Метод семантического дифференциала предложен:

а) К. Спирменом;

б) Г. Айзенком;

в) Ч. Осгудом;

г) Дж. Келли.

9. Метатеория, явившаяся основанием для исследований «имплицитных теорий личности», стала:

а) теорией когнитивного диссонанса;

б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;

в) теорией баланса;

г) теорией конгруэнтности.

10. Автором теории когнитивного диссонанса является:

а) Л. Фестингер;

б) К. Левин;

в) У. Джемс;

г) П.В. Симонов.

11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) его индивидуально-психологических особенностей.

12. Принцип функциональной автономии обоснован:

а) К. Роджерсом;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпортом;

г) К. Юнгом.

13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:

а) символического интеракционизма;

б) мультифакторной;

в) социотехнических систем;

г) индетерминизма.

14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:

а) бихевиористская;

б) психоаналитическая;

в) гуманистическая;

г) ассоционистская.

15. Г. Айзенк признается автором модели личности:

а) однофакторной;

б) двухфакторной;

в) трехфакторной;

г) четырехфакторной.

16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:

а) Р. Бернса;

б) Э. Берна;

в) Дж. Мида;

г) Дж. Морено.

17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность;

б) экстраверсия/интроверсия;

в) экстрапунитивность/интропунитивность;

г) психотизм/депрессия.

18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:

а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;

б) сходные свойства личности;

в) необходимые условия для заболевания неврозами;

г) тенденции, более или менее присущие каждому.

19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:

а) по К. Хорни;

б) по З. Фрейду;

в) по Г. Айзенку;

г) по Э. Берну.

20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:

а) Дж. Кеттелла;

б) К. Леонгарда;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:

а) эго;

б) персона;

в) тень;

г) самость.

23. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:

а) К. Юнг;

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) К. Роджерс.

24. Любое поведение определяется своими последствиями:

а) по Б. Скиннеру;

б) по Дж. Уотсону;

в) по А. Бандуре;

г) по В. Кёлеру.

25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;

г) взаимодействий между людьми.

26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:

а) необихевиоризмом;

б) интербихевиоризмом;

в) социальным бихевиоризмом;

г) нейролингвистическим программированием.

27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:

а) жесткое;

б) мягкое;

в) формально-динамическое;

г) структурно-содержательное.

28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:

а) А. Маслоу;

б) Г. Оллпортом;

в) Г. Айзенком;

г) К. Роджерсом.

29. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) К. Левин.

30. Основоположником психодинамической теории личности является:

а) К. Юнг;

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм.

31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) индивидуальных особенностей субъекта.

32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:

а) к теориям черт личности;

б) к теориям типов личности;

в) к теориям инстанций личности;

г) к факторным теориям личности.

33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»,

б) «Я»;

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:

а) асоциальную;

б) аморальную;

в) алогичную;

г) здоровую.

35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:

а) реальности;

б) удовольствия;

в) постоянства;

г) отражения.

36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:

а) ассоцианизму;

б) бихевиоризму;

в) когнитивизму;

г) психоанализу.

37. З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:

а) оральной;

б) анальной;

в) фаллической;

г) генитальной.

38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:

а) бихевиорального;

б) когнитивного;

в) деятельностного;

г) психоаналитического.

39. Проблема механизмов психологической защиты Я была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии;

б) в гуманистической психологии;

в) в бихевиоризме;

г) в психоанализе.

40. Гарантом психологической защищенности не является:

а) адекватная самооценка;

б) чувство принадлежности к группе;

в) склонность к надситуативной активности;

г) ригидность мышления.

41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):

а) неофрейдизм;

б) персоналистские теории;

в) отечественная психология;

г) когнитивная психология.

42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:

а) рационализацией;

б) вытеснением;

в) забыванием;

г) переносом.

43. Замещение не может проявляться:

а) в изменении чувств;

б) в изменении мотивов;

в) в изменении отношений личности на противоположные;

г) в регрессии.

44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием;

б) регрессией;

в) вытеснением;

г) подавлением.

46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:

а) К. Юнгом;

б) А. Адлером;

в) З. Фрейдом;

г) Г. Гельмгольцем.

47. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств;

б) в ориентации поведения на доступную цель;

в) в отрицании реальных фактов;

г) в выборе поведения, противоположного подавленному.

48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:

а) отрицание;

б) вытеснение;

в) проекция;

г) подавление.

49. Принято считать, что наиболее адекватным способом психической защиты является:

а) проекция;

б) вытеснение;

в) сублимация;

г) подавление.

50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

а) вытеснение;

б) проекция;

в) идентификация;

г) сублимация.

51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:

а) Электры;

б) Афродиты;

в) Медеи;

г) А.Фрейд.

52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:

а) следствием дефекта;

б) универсальной движущей силой развития личности;

в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;

г) силой, тормозящей развитие.

53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:

а) комплекса неполноценности;

б) комплекса превосходства;

в) чувства неполноценности;

г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

а) с комплексом превосходства;

б) с самоуважением;

в) с переоценкой собственного «Я»;

г) со способностью любить.

55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) гештальтистов;

б) фрейдистов;

в) бихевиористов;

г) когнитивистов.

56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил(а):

 

а) психология сознания;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) психоанализ.

57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

а) задатки;

б) рефлексы или социальные навыки;

в) способности;

г) темперамент.

58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

а) Дж. Уотсон;

б) Б. Скиннер;

в) А. Бандура;

г) К. Хорни.

59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:

а) 3 основных условия;

б) 4 основных условия;

в) 5 основных условий;

г) 6 основных условий.

60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) застенчивым, предпочитает умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:

а) К. Хорни;

б) Г. Салливан;

в) Э. Фромм;

г) Э. Эриксон.

62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлер;

в) Э. Шелдону;

г) А. Валлону.

63. «Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлеру;

в) А. Валлону;

г) А. Маслоу.

64. Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

а) бихевиоральным;

б) гуманистическим;

в) психоаналитическим;

г) когнитивистским.

65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в концепции:

 

а) К. Роджерса;

б) А. Бандуры;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

Когнитивные искажения в освоении “времен” английского языка, или Кто нам мешает, тот нам и поможет

*Феномен Баадера-Майнхоф, или Иллюзия частотности — когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.


Кругом “баги”…

“Софт” каждого из нас напичкан “багами” — когнитивными искажениями.


Возникает вопрос: а как может осуществляться восприятие реальности человеком без оных? Может ли человеческое сознание в принципе быть свободным от систематических отклонений в восприятии? Как изменилось бы человеческое общество и мир, если бы каждый был от них свободен?

Пока ответов на эти вопросы нет, и пока ни один из нас от них не свободен, этой “ахиллесовой пятой” человеческого восприятия успешно пользуются маркетологи, рекламщики и прочие практики поведенческой экономики. Им удалось создать манипулятивные техники, успешно эксплуатируя наши когнитивные искажения для, например, достижения коммерческих целей корпораций.

Автор нашла рабочее применение когнитивным искажениям в другой сфере — обучении иностранным языкам.


Психологическая инерция родного языка в изучении иностранного

Как специалист, работающий с сознанием людей, автор очень хорошо знает, сколь мучительна и малоэффективна борьба с психологической инерцией родного языка при изучении английского.

Когнитивной наукой выявлено, что, даже если человек прекрасно осведомлен о наличии у себя когнитивных искажений, это знание ни в коей мере не дает человеку иммунитет от впадения в них. При обучении языку целью является практическое освоение языка как инструмента, а не борьба с неизбежными когнитивными искажениями, препятствующими достижению данной цели. В то же время, столкновения с когнитивными искажениями в процессе освоения иностранного неизбежны.

К сожалению, существующие на сегодня популярные технологии и методики обучения иностранным языкам на систематическом уровне не учитывают естественное сопротивление психики к интеграции непонятных ей языковых конструкций, и, фактически, представляют собой скорее долгосрочные проекты по пробиванию лбом закрытых дверей, чем приятный процесс освоения важных навыков, сопровождаемый удовольствием от ощущения роста мастерства и рентабельности интеллектуальных, временнЫх и финансовых вложений.

В процессе педагогической практики автор усвоила одну истину: бороться с искажениями восприятия при обучении языку столь же непродуктивно, как и бороться с собственными Тенями по Юнгу, преодолеть которые можно лишь их выявив, осознав и приняв в себе. Когда происходит интеграция вытесненной Тени обратно в личность, эта тень превращается в мощный ресурс.


Из этого вывода и родилась идея “оседлать” инерцию когнитивных искажений, контролируемо подыграть сознанию так, чтобы искажения помогли, а не воспрепятствовали, быстрому усвоению материала.

На свет появился Метод 12 (ссылка в профиле) — эвристический способ “прогружения” системы “времен” английской грамматики. Процесс, в котором некоторые наши когнитивные искажения, обычно являющиеся препятствиями, выступают в роли наших союзников, обеспечивающих, как ни парадоксально, осознанность и комфортность процесса обучения, значительную экономию времени и финансов, — в общем, довольно простой, алгоритмизированный, и занимательный шорткат к цели.


“Кто нам мешает, тот нам поможет!”

В систему освоения двенадцати английских видовременных форм Метод 12 заложен принцип айкидо: “Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет!”