Когнитивно поведенческая психотерапия техники – —

Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники

Зародившись в шестидесятых годах прошлого века, данная техника признана в академических сообществах одной из наиболее эффективных методов психотерапевтического лечения. Когнитивно-поведенческая терапия является универсальным методом помощи людям, страдающим различными расстройствами невротического и психического уровней.

Авторитетность этой концепции добавляет главенствующий принцип методики – безусловное принятие особенностей личности, позитивное отношение к каждому человеку при одновременном сохранении здоровой критики к негативным поступкам субъекта.

Методы когнитивно-поведенческой терапии помогли тысячам людей, которые страдали от различных комплексов, депрессивных состояний, иррациональных страхов. Популярность этой техники объясняет совокупность очевидных достоинств КПТ:

  • гарантия достижения высоких результатов и полного решения существующей проблемы;
  • длительная, часто пожизненная стойкость полученного эффекта;
  • кратковременность курса терапии;
  • понятность упражнений для рядового гражданина;
  • простота заданий;
  • возможность выполнять упражнения, рекомендованные врачом, самостоятельно в комфортных домашних условиях;
  • широкий спектр применения техник, возможность использования для преодоления различных психологических проблем;
  • отсутствие побочных эффектов;
  • атравматичность и безопасность;
  • задействование скрытых ресурсов организма для решения проблемы.

Когнитивно поведенческая терапия показала высокие результаты в лечении разнообразных расстройств невротического и психотического уровня. Методы КПТ используют в лечении аффективных и тревожных расстройств, невроза навязчивых состояний, проблем в интимной сфере, аномалий пищевого поведения. Техники КПТ приносят отличные плоды в лечении алкоголизма, наркомании, игромании, психологических зависимостей.

Общая информация

Одна из особенностей когнитивно-поведенческой терапии – разделение и систематизация всех эмоций личности на две обширные группы:

  • продуктивные, также именуемые рациональные или функциональные;
  • непродуктивные, называемые иррациональные или дисфункциональные.

Группа непродуктивных эмоций включает деструктивные переживания индивидуума, которые, согласно концепции КПТ, являют собой следствие иррациональных (алогичных) убеждений и верований человека – «irrational beliefs». По мнению сторонников когнитивно-поведенческой терапии все непродуктивные эмоции и связанная с ним дисфункциональная модель поведения личности не являются отражением или результатом личного опыта субъекта. Все иррациональные компоненты мышления и сопряженное с ними неконструктивное поведение – следствие неправильной, искаженной трактовки персоной своего реального опыта. По мнению авторов методики, подлинный виновник всех психоэмоциональных расстройств – присутствующая у индивидуума искаженная и деструктивная система убеждений, которая сформировалась вследствие неверных убеждений личности.

На этих идеях базируется фундамент когнитивно-поведенческой терапии, основная концепция которой следующая: эмоции, чувства и модель поведения субъекта обусловлены не самой ситуацией, в коей он пребывает, а тем, как он воспринимает сложившееся положение. Из этих соображений исходит и главенствующая стратегия КПТ – выявить и идентифицировать дисфункциональные переживания и стереотипы, в дальнейшем их заменить рациональными, полезными, реалистическими чувствами, взяв под полный контроль свой ход мыслей.

Изменив личное отношение к какому-то фактору или явлению, заменив жесткую, ригидную, неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением, человек обретет эффективное мировоззрение.

Возникшие функциональные эмоции улучшат психоэмоциональное состояние личности и обеспечат прекрасное самочувствие при любых жизненных обстоятельствах. На этой основе была сформулирована

концептуальная модель когнитивно-поведенческой терапии, представленная в простой для понимания формуле АВС, где:

  • А (activating event) – некое происходящее в реальности событие, являющееся для субъекта стимулом;
  • В (belief) – система личностных убеждений индивидуума, когнитивная конструкция, отражающая процесс восприятия человеком события в виде возникающих мыслей, формируемых представлениях, образуемых убеждениях;
  • С (emotional consequences) – итоговые результаты, эмоциональные и поведенческие последствия.

Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на выявление и последующее преобразование искаженных компонентов мышления, что обеспечивает формирование функциональной стратегии поведения личности.

Процесс лечения

Лечебный процесс с использованием техник конгитивно-поведенческой терапии – это непродолжительный по времени курс, включающий в себя от 10 до 20 сеансов. Большинство пациентов посещают терапевта не чаще двух раз в неделю. После очной встречи клиентам дают небольшое «домашнее задание», включающее выполнение специально подобранных упражнений и дополнительное знакомство с учебной литературой.

Лечение с помощью КПТ предусматривает использование двух групп техник: поведенческих и когнитивных.

Рассмотрим более подробно когнитивные техники. Они нацелены на обнаружение и исправление дисфункциональных мыслей, убеждений, представлений. Следует отметить, что иррациональные эмоции препятствуют нормальной жизнедеятельности человека, изменяют мышление человека, вынуждают принимать и следовать нелогичным решениям. Зашкаливающие по амплитуде, аффективные непродуктивные чувства приводят к тому, что индивидуум видит действительность в искаженном свете. Дисфункциональные эмоции лишают человека контроля над собой, принуждают совершать безрассудные поступки.

Когнитивные техники условно разделяют на несколько групп.

Группа первая

Цель техник первой группы – отследить и осознать собственные мысли. Для этого чаще всего используют следующие методы.

Записи собственных мыслей

Пациент получает задание: излагать на листе бумаги мысли, возникающие перед и при выполнении какого-либо действия. При этом необходимо фиксировать мысли строго в порядке их очередности. Этот шаг укажет на значимость тех или иных мотивов человека при принятии им решения.

Ведение дневника мыслей

Клиенту рекомендуют кратко, лаконично и точно записывать все возникающие мысли в дневник на протяжении нескольких дней. Это действие позволит выяснить, о чем человек чаще всего размышляет, сколько времени он расходует на обдумывание этих мыслей, как сильно его тревожат те или иные идеи.

Отдаление от нефункциональных мыслей

Суть упражнения заключается в том, что человек должен выработать объективное отношение к собственным мыслям. Для того, чтобы стать беспристрастным «наблюдателем», ему необходимо отдалиться от возникающих идей. Отстранение от собственных мыслей подразумевает три компонента:

  • осознание и принятие факта, что неконструктивная мысль возникает автоматично, понимание того, что одолевающая сейчас идея была сформирована ранее при определенных обстоятельствах или же она не является собственным продуктом мышления, а навязана извне посторонними субъектами;
  • осознание и принятие того, что стереотипные мысли нефункциональны и мешают нормальной адаптации к существующим условиям;
  • сомнение в истинности возникающей неадаптивной идее, поскольку такой стереотипный конструкт противоречит имеющейся ситуации и не соответствует своей сутью возникающим требованиям реальности.

Группа вторая

Задача техник из второй группы – оспорить существующие нефункциональные мысли. Для этого пациенту предлагают выполнить следующие упражнения.

Изучение аргументов «за» и «против» касательно стереотипных мыслей

Человек изучает собственную неадаптивную мысль и фиксирует на бумаге аргументы «за» и «против». Затем пациенту рекомендуют перечитывать свои записи ежедневно. При регулярном выполнении упражнения в сознании человека со временем прочно закрепятся «правильные» аргументы, а «неправильные» будут устранены из мышления.

Взвешивание достоинств и недостатков

В этом упражнении идет речь не об анализе собственных неконструктивных мыслей, а об изучении существующих вариантов решения. Например, женщина проводит сравнение, что для нее важнее: сохранить собственную безопасность, не вступая в контакты с лицами противоположного пола, или допустить в свою жизнь долю риска, чтобы в итоге создать крепкую семью.

Эксперимент

Данное упражнение предусматривает, что человек экспериментальным путем на личном опыте постигает результат от демонстрации им той или иной эмоции. Например, если субъект не знает, как общество реагирует на проявление его гнева, ему позволяют проявить свою эмоцию в полную силу, направив ее на терапевта.

Возврат в прошлое

Суть данного шага – откровенный разговор с беспристрастными свидетелями произошедших в прошлом событий, которые оставили след в психике человека. Этот прием особо результативен при расстройствах психической сферы, при которых искажены воспоминания. Это упражнение актуально для тех, у кого возникшие заблуждения являются результатом неверной интерпретации мотивов, движущих другими людьми.

Использование авторитетных источников информации

Этот шаг подразумевает приведение пациенту аргументов, почерпнутых из научной литературы, официальных статистических данных, личного опыта врача. Например, если пациент испытывает страх перед авиа перелетами, терапевт указывает ему на объективные международные сводки, согласно которым число несчастных случаев при использовании самолетов значительно ниже в сравнении с катастрофами, происходящими на иных видах транспорта.

Сократический метод (сократовский диалог)

Задача врача – выявить и указать клиенту на логические ошибки и очевидные противоречия в его рассуждениях. Например, если пациент убежден, что ему суждено умереть от укуса паука, но при этом заявляет, что раньше уже был покусан этим насекомым, врач указывает на противоречие между предвкушением и реальными фактами личной истории.

Изменение мнения – переоценка фактов

Цель данного упражнения – изменить существующую у человека точку зрения на существующую ситуацию путем проверки, имели ли бы такое же воздействие альтернативные причины этого же события. Например, клиенту предлагают поразмыслить и обсудить, могла ли та или иная персона поступить с ним аналогичным образом, если бы она руководствовалась иными мотивами.

Уменьшение значимости результатов – декатастрофикация

Этот прием предполагает развитие до глобальных масштабов неадаптивной мысли пациента для последующего обесценивания ее последствий. Например, человеку, панически боящемуся покидать собственное жилище, врач задает вопросы: «На ваш взгляд, что с вами произойдет, если вы выйдете на улицу?», «Как сильно и долго вас будут одолевать негативные ощущения?», «Что произойдет потом? У вас будет приступ? Вы скончаетесь? Люди погибнут? Планета завершит свое существование?». Человек понимает, что его страхи в глобальном значении не стоят внимания. Осознание временных и пространственных рамок помогает устранить страх перед представляемыми последствиями тревожащего события.

Смягчение интенсивности эмоций

Суть этого приема – провести эмоциональную переоценку психотравмирующего события. Например, пострадавшей особе предлагают резюмировать ситуацию, сказав себе следующее: «Очень жаль, что такой факт имел место в моей жизни. Однако я не позволю

этому событию управлять моим настоящим и испортить будущее. Я оставляю травму в прошлом». То есть возникающие у человека разрушающие эмоции утрачивают силу аффекта: обида, злоба и ненависть трансформируются в более мягкие и функциональные переживания.

Смена ролей

Этот прием заключается в обмене ролей между врачом и клиентом. Пациенту ставится задача: убедить терапевта в том, что его мысли и убеждения носят дезадаптивный характер. Таким образом, происходит убеждение самого пациента в дисфункциональности его суждений.

Откладывание идей

Это упражнение подходит тем пациентам, которые не могут отказаться от своих неосуществимых мечтаний, несбыточных желаний и нереальный целей, но раздумья о них доставляют ему дискомфорт. Клиенту предлагается отложить внедрение его затей на продолжительный срок, при этом оговаривается конкретная дата их внедрения, например, наступление определенного события. Ожидание этого события устраняет психологический дискомфорт, тем самым, делая мечту человека более достижимой.

Составление плана действий на будущее

Клиент совместно с врачом разрабатывает адекватную реалистичную программу действий на будущее, в которой оговариваются конкретные условия, определяются деяния человека, устанавливаются пошаговые сроки выполнения задач. Например, терапевт и пациент оговаривают, что при наступлении какой-то критической ситуации, клиент будет соблюдать определенную последовательность действий. А до момента наступления катастрофического события он не будет вовсе изнурять себя тревожными переживаниями.

Группа третья

Третья группа техник ориентирована на активизацию сферы воображения личности. Установлено, что у тревожных людей в мышлении преобладающую позицию занимают вовсе не «автоматические» мысли, а навязчивые пугающие образы и изматывающие деструктивные представления. Исходя из этого, терапевтами были разработаны специальные техники, действующие на коррекцию области воображения.

Метод прекращения

Когда у клиента возникает навязчивый негативный образ, ему рекомендуют громким и твердым голосом произнести условную лаконичную команду, например: «Прекратить!». Такое указание прекращает действие негативного образа.

Метод повторения

Данная техника предусматривает многократное повторение пациентом установок, характерных для продуктивного образа мышления. Тем самым, со временем устраняется сформировавшийся негативный стереотип.

Использование метафор

Для активизации сферы воображения пациента врач использует уместные метафорические высказывания, поучительные притчи, цитаты из поэзии. Такой подход делает объяснение более красочным и понятным.

Модификация образов

Метод модифицирующего воображения предполагает активную работу клиента, направленную на постепенную замену деструктивных образов на идеи нейтрального окраса, а затем на позитивные конструкты.

Позитивное воображение

Данная техника предусматривает замену отрицательного образа положительными представлениями, что оказывает выраженный релаксирующий эффект.

Конструктивное воображение

Техника десензитизации заключается в том, что человек ранжирует вероятность наступления ожидаемой катастрофической ситуации, то есть устанавливает и упорядочивает по значимости предполагаемые события будущего. Данный шаг приводит к тому, что негативный прогноз лишается своего глобального значения и перестает восприниматься, как неизбежность. Например, пациенту предлагают ранжировать вероятность летального исхода при встрече с объектом страха.

Группа четвертая

Техники из этой группы нацелены на повышение эффективности лечебного процесса и минимизацию оказываемого клиентом сопротивления.

Целенаправленное повторение

Суть этой техники – упорное многократное опробование разнообразных позитивных инструкций в личной практике. Например, после проведения переоценки собственных мыслей во время психотерапевтических сеансов, пациенту дают задание: провести самостоятельно переоценку идей и переживаний, которые возникают в повседневности. Этот шаг обеспечит устойчивое закрепление позитивного навыка, полученного в процессе терапии.

Выявление скрытых мотивов деструктивного поведения

Этот прием уместен в тех ситуациях, когда человек продолжает мыслить и поступать нелогичным образом, несмотря на то, что все «правильные» аргументы изложены, он с ними согласен и их полностью принимает.

Как отмечает на classicalhypnosis.ru гипнотерапевт Геннадий Иванов, в таком случае задача терапии – разыскать скрытые мотивы его деструктивного поведения и установить альтернативные мотивы дисфункциональных действий человека.

Другие направления психотерапии именуют это упражнение поиском вторичной выгоды.

psixologiya.org

техники, методы, Аарон Бек о психотерапии

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Когнитивный подход исходит из предположения о том, что все психологические проблемы вызваны мыслями и убеждениями самого человека

Особенности и принципы когнитивно-поведенческой психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

Внутриличностный конфликт — одна из частых причин возникновения психологических проблем

КПТ  преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

Использование КПТ при тяжелых психических отклонениях неприемлемо, для этого применяются специальные препараты

Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

  1. Осознание человеком проблемы.
  2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
  3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Что происходит во время сеанса

Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

Сеанс терапии должен проводиться лицензированным специалистом

Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

Вам будет интересно почитать:

psycholekar.ru

Поведенческая психотерапия — методы, техники, обучение

Поведенческая психотерапия – это, пожалуй, один из самых юных методов психотерапии, но наряду с этим она являет собой одну из преобладающих сегодня методик в современной психотерапевтической практике. Поведенческое направление в психотерапии выделилось в отдельный метод в середине 20 столетия. Данный подход в психотерапии опирается на различные поведенческие теории, концепции классического и оперантного обуславливания и принципы научения. Ключевая задача поведенческой психотерапии состоит в ликвидации нежелательных видов поведения и формировании полезных для индивида навыков поведения. Наиболее эффективно использование поведенческих техник при лечении различных фобий, поведенческих нарушений и зависимостей. Другими словами, таких состояний, в которых можно обнаружить какое-то отдельное проявление в качестве так называемой «мишени» для дальнейшего терапевтического воздействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т. Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии, шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей. Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

— обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

— проектирование новых шаблонов;

— использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

— применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления. Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх, злость, панику. Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др. Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

В семейных отношениях влияние мыслей на индивида имеет более выраженные черты, чем в профессиональной сфере. Довольно часто большинство субъектов оказываются в ситуациях, при которых они опасаются какого-то немаловажного события, а затем после его наступления начинают понимать всю абсурдность собственных опасений. Такое случается вследствие надуманности проблемы. При столкновении с любой ситуацией впервые индивид производит ее оценивание, которое в дальнейшем в качестве шаблона отпечатывается в памяти и в дальнейшем, при воспроизведении аналогичной ситуации поведенческие реакции личности будут обусловлены существующим шаблоном. Именно поэтому индивиды, например, пережившие пожар, отдаляются на несколько метров от источника огня.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники базируются на обнаружении и последующих трансформациях внутренних «глубинных» конфликтов личности, которые оказываются доступными для ее осознания.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня считается практически единственным направлением психотерапии, которое подтвердило свою высокую результативность в клинических экспериментах и имеет фундаментальную научную базу. Сейчас даже создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии,  целью которой является выработка системы профилактики (первичной и вторичной) психоэмоциональных и психических нарушений.

Методы поведенческой психотерапии

Поведенческое направление в психотерапии концентрируется на трансформации поведения. Ключевое отличие данного метода психотерапии от других представляет собой, в первую очередь то, что терапией является любая форма научения новым шаблонам поведения, отсутствие которого несет ответственность за возникновение проблем психологического характера. Довольно часто обучение предполагает ликвидацию ошибочных способов поведения или их модификацию.

Одним из методов данного психотерапевтического подхода является аверсивная терапия, которая содержит в себе применение неприятных для индивида стимулов с целью снижения вероятности возникновения болезненного или даже опасного поведения. Чаще аверсивную психотерапию применяют в случаях, кода другие методы не показали результата и при тяжелой симптоматике, например, при опасных зависимостях, таких как алкоголизм и наркомания, неконтролируемых вспышках агрессии, аутодеструктивном поведении и др.

Сегодня аверсивная терапия рассматривается в качестве крайних нежелательных мер, прибегать к которым следует с осторожностью при этом, не забывая учитывать многочисленные противопоказания.

Данный вид терапии не применяется в качестве отдельного метода. Он используется только совместно с другими техниками, направленными на выработку замещающего поведения. Ликвидация нежелательного поведения сопровождается образованием желательного. Также аверсивную терапию не рекомендуется применять к индивидам, страдающим сильными страхами и к пациентам, которые в очевидной форме склонны к бегству от проблем или неприятных ситуаций.

Аверсивные стимулы следует применять только с согласия пациента, которому донесена суть предлагаемой терапии. Клиент должен иметь полный контроль над длительностью и интенсивностью раздражителя.

Еще одним методом поведенческой терапии является жетонная система. Смысл ее заключается в получении клиентом символических вещей, например, жетонов за любое полезное действие. Полученные жетоны индивид впоследствии может обменять на приятные и важные для него предметы или вещи. Такой метод довольно популярен в тюрьмах.

В поведенческой терапии также следует выделить такой метод, как мысленный «стоп», т.е. старания перестать думать о том, что может вызвать негативные эмоции, дискомфорт. Данный метод получил широкое распространение в современной терапии. Он заключается в произнесение пациентом про себя слова «стоп» в момент возникновения неприятных мыслей или болезненных воспоминаний. Этот метод применяется для ликвидации любых болезненных мыслей и тормозящих деятельность чувств, негативных ожиданий при различных страхах и депрессивных состояниях или позитивных при разнообразных зависимостях. Также данный прием может применяться и при потере родственников или других близких, провале карьеры и др. Он легко сочетается с другими техниками, не требует использования сложной аппаратуры и довольно не затратный по времени.

Кроме перечисленных методов также применяются и другие, например, обучение на моделях, поэтапное подкрепление и самоподкрепление, обучение приемам подкрепления, самоконтроль и самоинструкция, систематическая десенсибилизация, скрытое и целенаправленное подкрепление, тренинг самоутверждения, система штрафов, условно-рефлекторная терапия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучение основным механизмам, принципам, приемам и техникам сегодня считается одним из приоритетных направлений современной психотерапии, так как она с одинаковой успешностью применяется во всевозможных областях человеческой деятельности, например, на предприятиях при работе с персоналом, в психологическом консультировании и клинической практике, в педагогике и других сферах.

Техники поведенческой психотерапии

Одной из довольно известных методик в поведенческой терапии считается техника наводнения. Ее суть лежит в том, что продолжительная экспозиция психотравмирующей ситуации ведет к интенсивному торможению, сопровождающемуся утерей психологической восприимчивости к влиянию ситуации. Клиент совместно с психотерапевтом оказывается в травмирующей ситуации, вызывающей страх. Индивид пребывает в условиях «наводнения» страхом до того периода, пока сам страх не начнет убавляться, что занимает, как правило, от одного часа и до полутора. В процессе «наводнения» индивид не должен засыпать или думать о постороннем. Ему следует полностью окунуться в страх. Сеансы «наводнения» можно проводить от трех и до 10 раз. Иногда данную технику можно использовать и при групповой психотерапевтической практике. Таким образом, техника «наводнения» представляет собой неоднократное воспроизведение тревожащих сценариев с целью уменьшения их «вероятной тревожности».

Техника «наводнения» имеет свои вариации. Так, например, она может проводиться в форме рассказа. В этом случае терапевт компонует рассказ, отражающий доминирующие страхи пациента. Однако данную технику следует проводить с особой осторожностью, так как в случае, когда травма, описанная в рассказе, превосходит возможности клиента совладать с ней, у него могут выработаться довольно глубокие нарушения психики, требующие незамедлительных лечебных мероприятий. Поэтому техники имплозии и наводнения используются крайне редко в отечественной психотерапии.

Также в поведенческой терапии можно выделить и несколько других популярных техник. Среди них широко применяется систематическая десенсибилизация, заключающаяся в обучении глубокому расслаблению мышц в состоянии стресса, жетонная система, представляющая собой использование стимулов в качестве вознаграждения за «правильные» действия, «экспозиция», при которой терапевт стимулирует пациента войти в ситуацию, порождающую у него страх.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что основная задача психотерапевта в поведенческом подходе к психотерапевтической практике, заключается в воздействии на установки клиента, ход его мыслей и регулирование поведения для улучшения его самочувствия.

Сегодня в современной психотерапии довольно важным считается дальнейшее развитие и модифицирование когнитивно-поведенческих техник, их обогащение приемами других направлений. С этой целью была создана ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии, основными задачами которой является развитие данного метода, объединение специалистов, оказание психологической помощи, создание различных обучающих курсов и психокоррекционных программ.

psihomed.com

«Что лечит когнитивно-поведенческая психотерапия?» – Яндекс.Знатоки

Лечение может быть не совсем правильным словом. Во многом результат работы от прохождения Когнитивно-поведенческой терапии зависит от активности клиента. Если говорить о том с чем работает и на что влияет современная когнитивно поведенческая терапиия .

С чем работает:

1) Мысли — это могут быть техники позволяющие лучше следить за своими мыслями, устанавливать причинно-следственные связи и их влияние на состояние человека. Это могут быть техники направленные не на изменение самих мыслей, а на изменение влияния которое они оказывают на человека . Это больше характерно для современных когнитивно-поведенческих подходов ( например Метакогнитивная терапия, Терапия Принятия и Ответственности).

2) Эмоции. Современная когнитивно-поведенческая терапия эмоционально, или даже аффективно — центрированна. Работа с эмоциями может происходить различными способами, через техники Визуализации, через проживание эмоций ( напр. Терапия сфокусированная на сострадании, Унифицированный подход Барлоу).

3) Поведение . Современное кпт работает с поведением, стараясь как увеличивать Адаптивное полезное поведение ( Поведенческая активация), так и снижая вредное самоповреждающее поведение ( Диалектико-поведенческая терапия).

4) С травмирующими воспоминаниями, неприятными образами себя, автобиографической памятью ( Схема-терапия, различные письменные практики).

5) С неприятными ощущениями, используя различные медитационные , телесные практики, ведение дневников и т.д. ( Терапия благополучия, Когнитивная терапия основанная на осознанности и т.д.)

6) С отношениями и проблемами в отношениях, используя терапевтическое принятие, теплоту, понимание ( напр. Функционально-аналитическая терапия).

На что влияет:

1) Значимо снижает симптоматику различных состояний и заболеваний — Тревожные, Депрессивные, Смешанные, состояния.

2) Улучшает адапптацию к социуму при тяжелых расстройствах ( приналичии фармокологической поддержки) — например Шизофрении, Биполярно-аффективном расстройстве, Расстройствах личности.

3) Может уменьшать частоту госпитализаций.

4) Улучшает субъективное благополучие человека и удовлетворенность качеством жизни.

5) Некоторые современные подходы (Positive CBT) — работают с абсолютно здоровыми людьми позволяя им быть более успешными, стрессоустойчивыми и т.д.

yandex.ru

Когнитивная психотерапия — часть когнитивно-поведенческой психотерапии: особенности метода, его техники и цели

На сегодняшний день самой распространенной формой психотерапии является когнитивная психотерапия. В ее основе лежит предположение о том, что причинами психических проблем человека являются ошибочные мысли. Если их обнаружить и устранить, то можно не только избавиться от различных психических расстройств, но и предотвратить их появление в будущем.

Когнитивная психотерапия мало внимания уделяет детским воспоминаниям человека, ориентируясь на текущие проблемы, его внутренний мир, мысли, желания и фантазии. Это является основным отличием данного метода лечения психических расстройств от других популярных видов психотерапии: психоанализа и поведенческой терапии.

Основоположником когнитивной терапии является Аарон Бек. Изначально он занимался психоанализом, но постепенно разочаровался в нем и стал искать новые методы лечения депрессии и аффективных расстройств. Бек утверждал, что окружающий нас мир не плохой, это негативные взгляды на него формируют отрицательные эмоции и действия. Искажение внешних обстоятельств в сознании приводит к развитию психической патологии, например, депрессии.

Независимо от Бека работал Альберт Эллис, разработчик метода рационально-эмоциональной психиатрии, имеющего много общего с когнитивной психотерапией. На сегодняшний день когнитивная терапия является составляющей когнитивно-поведенческой (бихевиоральной) теории, используемой психотерапевтами в своей практике.

Основной задачей когнитивной психотерапии является выявление дисфункциональных мыслей у пациента и последующая их трансформация. Но, кроме этого, специалисты выделяют пять целей когнитивной терапии:

  • полное устранение симптомов расстройства или уменьшение проявлений патологии;
  • предотвращение рецидива после коррекции психического состояния;
  • улучшение восприятия пациентов других видов терапии, в том числе и медикаментозной;
  • разрешение психологических и социальных проблем человека, которые могут возникнуть на фоне расстройства или непосредственно перед его проявлением;
  • устранение предпосылок, давших толчок к развитию расстройства.

В ходе лечения психотерапевт помогает пациенту осознать степень влияния его мыслей на поведение, эмоции и физическое состояние. Человек после полного курса когнитивной терапии может самостоятельно выявлять мысли, которые негативно сказываются на его психологическом состоянии. И, что самое важное, изменять дисфункциональные убеждения на более рациональные мысли.

К основным методам когнитивной терапии относят борьбу с негативным мышлением, использование альтернативных стратегий восприятия проблемных ситуаций, повторное переживание событий из прошлого, а также воображение. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы пациент получил возможность повторно пережить и забыть негативный опыт, а также запастись новым научениями.

Когнитивная психотерапия часто является комплексной. Кроме когнитивных методов психотерапевты в своей работе используют различные поведенческие методики, которые успешно дополняют друг друга.

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Когда может помочь когнитивная психотерапия

Когнитивную психотерапию используют при коррекции большинства психических и психоэмоциональных расстройств. Но наиболее часто к данной разновидности терапии прибегают при лечении депрессии. Человек, находящийся в депрессивном состоянии, испытывает преувеличенное чувство утраты, при этом она может быть реальной или мнимой.

Для депрессии характерно наличие негативных мыслей нескольких направленностей. Прежде всего, у больного формируются негативные представление о себе, он считает себя неудачником, неполноценным человеком. В то же время им дается негативная оценка окружающему миру и проходящим событиям, а также собственному будущему. Специалисты это называют когнитивной триадой депрессии. Чтобы победить данное психоэмоциональное расстройство необходимо работать в каждом из этих направлений, заменяя дисфункциональные мысли на рациональное мышление.

Кроме лечения униполярной депрессии и повышенной тревожности эту разновидность терапии также применяют для устранения обессивно-компульсивного расстройства, различных фобий, расстройств пищевого поведения, мигреней, тревожности и приступов гнева, других расстройств личности и поведения.

Когнитивные методы могут быть частью комплексной терапии при лечении шизофрении и биполярного аффективного расстройства. Сочетание психотерапии с приемом медикаментов позволяет устранить галлюцинации у больных шизофренией и смягчить другие симптомы этой патологии. Исследователи доказали ее эффективность при коррекции многих соматических заболеваний.

В ходе терапии психотерапевт работает над решением проблемы, он не изменяет личностные характеристики пациента или его недостатки. С самого начала пациент и терапевт должны прийти к некому соглашению, обозначить круг проблем, над которыми им предстоит работать. Устранить проявления выше перечисленных расстройств удается при помощи экспериментальной проверки дезаптативных мыслей.

Специальные методики  

Для лечения некоторых тяжелых психических расстройств применяют особые методики когнитивной терапии. Их сочетают с приемом лекарственных препаратов и другими видами психиатрической помощи. Таким образом удается снизить степень выраженности симптоматики расстройства и повысить эффективность основного лечения.

Среди специальных методик когнитивной психотерапии наиболее востребованными являются методы, применяемые для лечения таких патологий:

  1. Обессивно-компульсивное расстройство. При коррекции этого заболевания используется метод «четырех шагов», разработанный американским психиатром Джеффри Шварцем. Задача данного способа лечения — изменение или упрощение навязчивых мыслей и процедуры «ритуалов», в результате они сводятся к минимуму. Пациент должен осознать свою болезнь и научиться сопротивляться ее проявлениям. Терапевт разъясняет больному, какие из его опасений являются реальными, а какие вызваны заболеванием. Они четко разграничиваются, больному демонстрируется модель поведения здорового человека. Обычно в качестве примера выбираются люди, представляющие авторитет для пациента. Работа в этом направлении ведется поэтапно, в четыре шага. Именно поэтому метод когнитивного лечения ОБР получил такое название.
  2. Шизофрения. Данный вид расстройства является неизлечимым, так как связан с изменениями в коре головного мозга. Но использование методов когнитивной и поведенческой терапии позволяет людям, страдающим шизофренией, принять свое заболевание и научиться сглаживать его проявления. Если пациент постоянно ведет беседы с потусторонними сущностями или придуманными образами, то психотерапевт помогает ему понять, что беседы ведутся не с живыми людьми. Постепенно больной шизофренией осознает, что его собеседник является плодом воображения, в результате таким разговорам придается меньше важности. С течением времени больной все реже и реже вызывает придуманный образ из памяти.
  3. Пагубные зависимости. Алкоголизм и наркомания также вызваны неправильными автоматическими мыслями человека. Особенностью когнитивного подхода к лечению данных расстройств является то, что терапевт сначала должен побеседовать с пациентом о его долгосрочных планах и жизненных приоритетах. Ведь именно от этого должны зависеть краткосрочные цели человека. Прежде всего, ему нужно разъяснить, что основной целью любого живого существа является выживание. Все животные и люди получают удовольствие от того, что способствует продлению рода и выживанию, например, еда, секс и т.д. Процессы, которые вредят жизни, вызывают негативные ощущения (голод, холод или жара). Все эти ощущения переносятся на действия или ситуации, ассоциирующиеся с ними. Но у человека, страдающего каким-либо видом патологической зависимости, появляется новый источник удовольствия, не предусмотренный природой. В результате больному становятся ненужными природные радости, он ставит перед собой цель получение наслаждения искусственным путем, что вредит его здоровью и выживанию. Терапевт должен убедить наркомана или алкоголика, что при определенном желании он сможет достичь правильных целей, что позволит избавиться от депрессий и мучительного возвращения в реальность. Поднять настроение естественным способом возможно, если улучшить качество собственной жизни, повысить самооценку и «подняться» в глазах окружающих. Психотерапевты составляют для пациентов с зависимостями «карту желаний». Это схема, где указывается взаимосвязь базовых ценностей, необходимых для выживания, с инстинктами и сложными суммарными ассоциациями. На этой карте, кроме всего прочего, указывается, каким именно образом зависимость вредит долгосрочным планам и не позволяет получать полноценное удовольствие от жизни. Используя данную методику, можно избавить пациента от большинства пагубных привычек, например, обжорства, игромании или интернет-зависимости.

Эффективность когнитивной психотерапии в лечении этих тяжелых психических расстройств достаточно высока, это подтверждают многочисленные исследования в данной области. Когнитивная и поведенческая терапия способна в несколько раз снизить вероятность развития рецидивов заболевания.

Упражнения для выработки когнитивного мышления

С детства нас учат мыслить однозначно. Большинству людей характерен такой тип мышления: «Раз у меня ничего не получается, значит, я неудачник и никчемный человек». Подобные мысли очень сильно ограничивают поведение человека, и он даже не пытается опровергнуть их. Исправить ситуацию поможет упражнение «Пятая колонка». Возьмите лист бумаги, на котором изобразите таблицу, состоящую из пяти колонок:

  • 1-я колонка – впишите проблемную, с вашей точки зрения, ситуацию;
  • 2-я колонка – опишите собственные чувства и эмоции, возникающие в данной ситуации;
  • 3-я колонка – укажите автоматические мысли, наиболее часто возникающие в этот момент;
  • 4-я колонка – запишите собственные убеждения, на основе которых возникают описанные вами автоматические мысли. Подумайте, какие установки могут стать причиной подобного мышления;
  • 5-я колонка – постарайтесь опровергнуть мысли, перечисленные вами в 4-й колонке. Запишите установки положительной направленности.

Если вы в дальнейшем окажетесь в стрессовой для себя ситуации, то вызывайте в памяти мысли, идеи и установки, перечисленные в пятой колонке.

После того как вы выявите автоматические мысли, можно выполнить различные упражнения, помогающие изменить собственные установки. Например, можно попробовать совершить в реальных условиях поступки, которые ранее не делались, а затем оценить достигнутый результат.

Когнитивная психотерапия может быть полезна не только при лечении психических расстройств. Даже у психически здорового человека могут быть личностные проблемы, справиться с которыми самостоятельно не получается. Не стоит игнорировать их, ведь именно нерешенные проблемы приводят к снижению самооценки, неудовлетворенности собой и депрессии. Если у вас есть негативные переживания, то можно попробовать самостоятельно воспользоваться методиками когнитивной психотерапии или обратиться к специалисту.

arbat25.ru

что это такое, основные цели, техники и методы терапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это метод воздействия на психическое состояние человека. Она часто подвергается смелым утверждениям, что ей под силу излечивать практически от любых заболеваний. Подобные результаты действительно случаются, но чаще когнитивно-поведенческая терапия заключается в ином. В статье мы рассмотрим эту тему подробнее.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это научное направление, основой которой является предположение, что главными провокаторами психических расстройств являются дисфункциональные убеждения и установки.

Этим термином обозначают методы лечения, подразумевающие различные приемы, корректирующие поведение, а также вмещающих процедуры коррекции неверных убеждений, противоречащих адекватному восприятию реальности. Задача терапевта помочь человеку взять под контроль эмоциональные реакции, вроде тревожности или волнения. Он помогает пациенту более успешными способами интерпретировать свои переживания и размышления о них. Считается, что индивиды, находящиеся в депрессии, оценивают любые происходящие вокруг события в негативном ключе. Первая их реакция на любое событие обычно негативная. Для них естественно ожидать неудачи, и нетипично надеяться на успех. Приступая к лечению, специалисты когнитивно-поведенческой терапии пытаются помочь клиентам найти искажения в их восприятии, адаптируя их к реалиям.

Когнитивно-поведенческая психотерапия – это одно из современнейших направлений решения психологических проблем, в основе, которого находится изучение появление комплексов индивида, его проблем психологического характера. Автором этого популярного метода стал знаменитый американский психиатр Аарон Бек. Сегодня когнитивная психотерапия Бека – один из эффективнейших способов избавления от депрессии и от склонности к суициду. Психотерапия предполагает использование принципа, с помощью которого терапевт обнаруживает мысли, вызывающие болезнь.

Цели когнитивно-поведенческой терапии

Рассмотрим главные цели когнитивно-поведенческой терапии:

  • Снижение количества рецидивов после лечения.
  • Избавление от симптомов болезни.
  • Решение проблем социального характера.
  • Повышение эффективности от использования лекарственных средств.
  • Избавление от причин, вызывающих тревожное состояние, перемены в привычном поведении индивида.

Прибегнув к терапии, пациент постепенно отказывается от негативного мышления, ищет новые пути анализа ситуации.

Итак, что дает когнитивно-поведенческая терапия:

  • Новые стереотипы мышления.
  • Разбор желательных и нежелательных мыслей и причин, которые их провоцируют.
  • Визуализация новых стереотипов поведения и их положительных результатов.
  • Применение новых стереотипов мышление в привычных жизненных ситуациях.

Основной посыл когнитивной психотерапии заключается в том, что проблемы пациента возникают из-за образа его мышления. Индивид своими мыслями отвечает за формирование собственного отношения к происходящему. Результатом становится возникновение соответствующих чувств – страха, злости, радости, переживаний. Человек, неадекватно оценивающий окружающие события и людей, бессознательно наделяет их качествами, не соответствующими действительности. Цель лечения сводится к тому, чтобы пациент приобрел новый уровень совладания. Речь идет о копинг-умениях, повышающих коммуникабельность, преодолевающих стереотипность мышления и деструктивных эмоциональных конфликтов.

Современная поведенческая терапия является коррективным способом, обеспечивающим изменения в поведенческой, аффективной и когнитивной сферах. Она не является односторонним процессом – предполагается динамическое взаимодействие пациента и терапевта. Определяющим фактором терапии становится мотивация пациента – в случае ее отсутствия, лечение оказывается неудачным.

Основные техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой терапии базируются на «теориях научения». Первым методом лечения посттравматических симптомов стало формирование иммунитета к стрессовым ситуациям. Ключевая цель метода – помочь индивиду осознать реакции страха, побороть их, снизить проявления избегающего поведения.

Терапевт определяет, в каком формате начать формировать иммунитет к стрессу – на индивидуальных или групповых встречах.

Проходит это в три этапа: обучение, выработка навыков, применение на практике.

  • Стадия обучения предполагает объяснение пациентам их симптомов. Определяются различные каналы реакции.
  • Второй этап сопровождается обретением навыка совладать с реакциями в стрессовых ситуациях. К этим навыкам можно отнести: остановка мыслей, релаксация, намеренное повторение в уме определенной информации и прочее.
  • Третий этап обучает пациента применять полученные навыки в привычных ситуациях.

Экспозиционная техника полезна для лиц переживающих посттравматические расстройства. Применяются тщательно продуманные, наполненные деталями, многократные представления о травмирующем событии в безопасной и комфортной обстановке. Терапевт помогает пациенту унять тревогу и стресс, спровоцированные неким разрушительным событием. В отдельных случаях у индивида появляются сразу все воспоминания.

Техника систематической десенсибилизации предусматривает соединение релаксации и образов разрушительного события или стимулов, напоминающих о травмирующем событии. Предпочтительней, чтобы воздействие травмирующих сигналов включало в себя возврат к месту катастрофы и поэтапное приближение к сигналам, вызывающим наиболее сильные эмоциональные реакции, относящиеся к этой ситуации. Параллельно тренируются техники релаксации, противостоящие различным сигналам. Пример: расслабляющие образы и ровное глубокое дыхание. Накануне психоаналитик и пациент занимаются формированием ступенчатой иерархии сигналов, провоцирующих тревожные ощущения. Это позволяет специалисту держать под контролем состояние пациента, анализировать, готов ли он переходить к новой ступени иерархии.

При применении техники «наводнение» пациенту приходится подвергнуться сильному влиянию сигналов, провоцирующих умеренный или значительный страх в процессе неопасных психотерапевтических отношений. Поэтапный ряд опасений повторяется столько, сколько нужно для того, чтобы сигналы или события перестали вызывать слишком тяжелые переживания.

Параллельно с техников воздействия (экспозиции) метод когнитивно-поведенческой терапии, используемый при психологической травме, предусматривает:

  • Обретение навыков уходить от тревожных мыслей с помощью правильного дыхания и т.д.;
  • Обретения навыков контроля гневом;
  • Проработка симптомов, относящихся к разрушительному событию;
  • Анализ негативных мыслей или привычек, появившихся вследствие посттравматических симптомов;
  • Формирование новых социальных связей, налаживание уже имеющихся отношений.

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии

В основе методов поведенческой терапии имеется положительное и отрицательное подкрепление, систематическая десенсибилизация, наказание, самоконтроль, градуированное представление.

Поведенческая психотерапия призвана заменить неприемлемые действия приемлемыми, используя для этого определенные методы, которые призваны уменьшить либо прекратить нежелательное поведение. Пример: при одной из техник пациент обучается диафрагмальному дыханию, помогающему побороть беспокойство. Терапию можно проводить с применением систематической десенсибилизации – поэтапному привыканию к событию, вызывающему страх. Также применяется метод нагнетания факторов, вызывающих переживание, или «наводнение» — пациент вновь оказывается в беспокоящей ситуации, и пытается ее преодолеть. Наиболее действенным считается метод нагнетания.

Еще один популярный метод – систематическая десенсибилизация. Он направлен на ситуацию, стимулирующую пациента, страдающего избегающим поведением, воссоздать в мыслях иерархию тревожных образов. Начинать следует с наименее пугающих, и заканчивать наиболее пугающими. Ему необходимо оставаться на каждом уровне до момента, пока тревога не пропадет. Если проводить процедуру в условиях реальности, а не воображения, то тогда такой метод называют градуированной экспозицией. Речь идет о технике, которая в комплексе с положительным подкреплением, оказывает воздействие на факторы, провоцирующие волнение. Метод избавляет от дезадаптивного поведения, исключает отрицательные последствия.

Нередко иерархическая конструкция применяется в комплексе с методикой релаксации – выявлено, что тревога и релаксация – взаимоисключающие аспекты, обеспечивающие взаимное торможение.

Метод нагнетания факторов, вызывающих тревогу – наиболее эффективный метод терапии. Важное условие: пациент способен справиться с тревогой, провоцируемой терапевтическим воздействием. В ситуации, когда метод базируется на противопоставлении реальной и воображаемой жизни, его называют имплозией.

Специалисты когнитивно-поведенческого направления считают, что в основе психопатологических проблем находится неправильный анализ событий. Соответственно, когда произойдут перемены в оценке случившегося, эмоциональное состояние тоже выровняется.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает пациенту иначе посмотреть на ситуацию, дать на нее новую реакцию. Приступы паники и переживания отступают, исчезают иррациональные суждения, появившиеся вследствие переживаний, и косвенным образом, подпитывающих их.

Многие исследования изучали эффективность метода когнитивно-поведенческой терапии в лечении, либо предотвращении посттравматического стрессового синдрома, либо острой фазы стресса.

Как и прочие варианты терапии, когнитивная психотерапия включает ряд методик, некоторые из которых мы рассмотрели выше.

Также предлагаем узнать и о самых популярных ныне методах:

  • Метод моделирования. Пациент предполагает возможное развитие событий как следствие его поведения. Терапевт анализирует его действия, происходит обсуждение возможных вариантов выхода из положения. Используются методики релаксации, борющиеся с тревожностью и вероятными провоцирующими факторами, обеспечивающими стрессовое состояние. Техника весьма популярна при помощи в избавлении от неуверенности в себе.
  • В основе когнитивной терапии находится принятие факта, что при расстройствах эмоционального спектра у клиента заведомо появляются негативные мысли. Он сразу приходит к выводу, что у него ничего не выйдет. Налицо проблемы с самооценкой. Любой намек на неудачу воспринимается остро негативно. Во время взаимодействия с аналитиком происходит изучение причин такого настроения. Создаются ситуации, призванные обеспечить положительный жизненный опыт. Постепенно человек привыкает к удачам, создает о себе позитивное мнение – самооценка повышается.
  • При тренировке контроля тревожности (еще один метод) аналитик учит клиента превращать тревогу в релаксант. На встрече психолог прорабатывает разные ситуации, чтобы человек подготовился к часто случающимся событиям. Методика полезна людям, теряющимся в стрессовых положениях и не способным быстро принять необходимое решение.
  • Довольно действенный метод – рационально-эмотивная терапия. Некоторые люди становятся заложниками слишком завышенной самооценки. Считая себя значительно лучше прочих, они постепенно начинают сталкиваться с тем, что их фантазии не совпадают с реальностью – это обстоятельство воспринимается, как большая личная драма. Лечение мотивирует человека к восприятию реальности. Постепенно умение принимать адекватные положительные решения помогают человеку прийти в норму.

psylogik.ru

Техники когнитивно поведенческой психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия

Техники когнитивно поведенческой психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сегодня когнитивно-поведенческое направление в психотерапии известно как одно из наиболее действенных методов оказания помощи при депрессивных состояниях и предупреждении суицидальных попыток субъектов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники представляют собой актуальную в наше время методику, которая основывается на существенной роли в происхождении комплексов и разнообразных психологических проблем познавательных процессов. Мышление индивида выполняет основную функцию познания. Американский психиатр А. Т. Бек считается создателем когнитивно-поведенческого метода психотерапии. Именно А. Бек ввел такие фундаментально-концептуальные понятия и модели когнитивной психотерапии, как описание тревоги и депрессии , шкала безнадежности и шкала, служащая для измерения суицидальных идей. Данный подход базируется на принципе трансформации поведения индивида для раскрытия существующих мыслей и выявления таких мыслей, которые представляют собой источник проблем.

Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее техники используются для ликвидации негативно окрашенных мыслей, сотворения новых шаблонов мышления и методов анализа проблем, подкрепления новых утверждений. Такие техники содержат в себе:

— обнаружение желательных и ненужных мыслей с дальнейшим определением факторов их возникновения;

— проектирование новых шаблонов;

— использование воображения с целью визуализации согласования новых шаблонов с желательными поведенческими реакциями и эмоциональным благополучием;

— применение новых убеждений в реальной жизни и ситуациях, где главной целью будет принятие их в качестве привычного образа мышления.

Поэтому сегодня приоритетным направлением современной психотерапевтической практики считается когнитивно-поведенческая психотерапия. Обучение пациента навыкам контроля над собственным мышлением, поведением и эмоциями – является ее важнейшей задачей.

Основной акцент данного подхода психотерапии делается на том, что абсолютно все психологические проблемы личности происходят от направленности ее мышления. Отсюда следует, что совершенно не обстоятельства являются главным барьером на пути индивида к счастливой и гармоничной жизни, а личность сама собственным разумом вырабатывает отношение к происходящему, образуя в себе далеко не самые хорошие качества, например, страх , злость , панику. Субъект, который не способен адекватно оценить окружающих людей, значение событий и явлений, наделяя их качествами не свойственными им, всегда будет одолеваем различными психологическими проблемами, а его поведение будет обуславливаться сформированным отношением к людям, вещам, обстоятельствам и др. Например, в профессиональной сфере, если начальник у подчиненного пользуется непоколебимым авторитетом, то любая его точка зрения тут же будет принята подчиненным как единственно правильная, даже при условии того, что разум будет понимать парадоксальность такого воззрения.

Когнитивно поведенческая терапия дневник. Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия применяется в случае различных психических расстройств, например, расстройства личности или биполярным аффективным расстройствам. Согласно теории данного подхода считается, что человек в свое время обучился неправильным способам переработки информации и болеет, потому что его мышление имеет ошибки. Оно жесткое, ригидное и не может приспособиться к изменяющимся условиям жизни.

Для чего необходима Когнитивная психотерапия

Психические состояния, при которых может применяться когнитивная психотерапия:

  • Маниакальное расстройство.
  • Неврозы.
  • Тревожные расстройства.
  • Депрессии.
  • Фобии.
  • Психосоматические расстройства.
  • Сексуальные расстройства.
  • Снижение веса.
  • Иные нервные срывы.

Цель когнитивной психотерапии

Целью лечения будет анализ когнитивных схем (как человек думает) с изучением глубинных и неосознаваемых мыслительных конструкций. Они могут быть функциональными и дисфункциональными. Например, если человека с детства обучили тому, что «чтобы быть любимым нужно быть всегда лучше всех» (комплекс отличника). Такой человек всю жизнь будет стремиться к успеху, и будет считать себя счастливым до тех пор, пока у него не будет что-то получаться. В этом случае сильные переживания по поводу неудачи будут глубоко ранить его самооценку, он может заболеть. Когнитивная психотерапия рассматривает мысли пациента гипотетично, которые можно проверить экспериментально. Психотерапевт не указывает непосредственно на неправильность этих убеждений, он задает вопросы для проверки, насколько эти убеждения рациональны. Задаются вопросы для получения данных о значении установок пациента, в дальнейшем пациент принимает решение оставлять или менять свои убеждения, поняв их значение.
Целью работы является то, чтобы показать пациенту, что у него всегда есть выбор продолжать думать старыми схемами, которые приводят к страданию или, совершая над собой каждодневную работу, использовать новые конструктивные убеждения.

Как применять когнитивную психотерапию

Таким образом, когнитивная психотерапия необходима для того, чтобы обучить пациента:

  • Понимать разницу между функциональными и дисфункциональными мыслями и уметь контролировать последние;
  • Знать, что существует прямая связь между мыслями, чувствами и поведением;
  • Изменять дисфункциональные мысли на более конструктивные, помогающие;
  • Определять те установки, которые искажают опыт и корректировать их.

Когнитивная психотерапия в заданиях

Для проверки предположений, высказанных пациентом, могут использоваться поведенческие задания. Кроме того, они будут применяться для закрепления полученных результатов в процессе обсуждения. Таким образом, неотъемлемой частью работы является выполнение домашних заданий, которые даются после каждого занятия. Дома отрабатываются также полученные знания, например, навык опровергать неконструктивные мысли.

В Клинике Брейн Клиник ведут прием врачи-психотерапевты в совершенстве владеющие навыками проведения когнитивной психотерапии.
Звоните , мы поможем преодолеть Ваш недуг.

Когнитивно поведенческая терапия для чайников. Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее применение

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована на конкретную проблему и нацелена на результат.На консультациях когнитивный терапевт помогает пациенту изменить свое отношение, сформировавшееся в результате неправильного процесса обучения, развития и познания себя как личности к происходящим событиям. Особенно высокие результаты показывает КПТ при панических атаках, фобиях и тревожных расстройствах. Основная задача КПТ – найти у пациента автоматические мысли «когниции» (которые травмируют его психику и приводят к снижению качества жизни) и направить усилия на их замещение более положительными, жизнеутверждающими и конструктивными. Задача, стоящая перед терапевтом – определить эти негативные когниции, так как сам человек относится к ним как к «обычным» и «само собой разумеющимся» мыслям и от того принимает их как «должные» и «верные».Первоначально КПТ применялась исключительно как индивидуальная форма консультации, теперь же ее используют и в семейной терапии и в групповой (проблемы отцов и детей, супружеских пар и т.п.).Консультация когнитивно-поведенческого психолога – это равноправный взаимно заинтересованный диалог между когнитивным психологом и пациентом, где оба принимают самое активное участие. Терапевт задает такие вопросы, отвечая на которые пациент сможет понять значение своих негативных убеждений и осознать дальнейшие их эмоциональные и поведенческие последствия, а после этого самостоятельно принять решение поддерживаться ли ему их дальше или модифицировать.Главное отличие КПТ – когнитивный психотерапевт «вытаскивает на свет» глубоко спрятанные убеждения человека, экспериментально выявляет искаженные убеждения или фобии и проверяет их на рационализм и адекватность. Психолог не заставляет пациента принять «правильную» точку зрения, прислушаться к «мудрым» советам, и он не находит «единственно верное» решение проблемы. Он шаг за шагом задавая необходимые вопросы извлекает полезную информацию о природе этих разрушающих когниций и позволяет пациенту самостоятельно сделать умозаключения.Главная концепция КПТ – научить человека самостоятельно исправлять свою ошибочную переработку информации и находить верный путь к разрешению собственных психологических проблем.

Примеры когнитивно поведенческой психотерапии. Что это такое

Когнитивно-поведенческая терапия — это комплексное направление в психотерапии, представляющее собой коллаборацию когнитивного и поведенческого (бихевиористского) подхода.

От первого она вобрала в себя постулаты о том, что все проблемы и расстройства психического плана вызваны неправильными (нелогичными, нецелесообразными) убеждениями, взглядами, мыслями, жизненными принципами и приоритетами. Они порождают дисфункциональные стереотипы мышления, которые приводят к неразрешимым и тяжёлым ситуациям.

От бихевиоризма КПТ заимствовала идею о том, что проблемное, нездоровое, неадекватное поведение человека — результат неправильно сформированных навыков. Но это всегда можно изменить, основываясь на теории условных рефлексов академика Павлова. Поощрение, подкрепление желаемых паттернов, отсутствие вознаграждения при ошибках и промахах — вот действенный инструмент для лечения различного рода психических расстройств.

Когнитивно-поведенческая психотерапия вобрала в себя основы обоих направлений и сумела их гармонично соединить в единое целое.

Каждую проблемную ситуацию в жизни обычного человека, а также психические расстройства и заболевания когнитивно-поведенческая терапия рассматривает как следствие неправильного паттерна поведения, в основе которого лежат негативные мысли и убеждения человека.

Рассмотрим ситуацию. Подросток состоит в экстремистской молодёжной группировке. Участвует в унижении лиц *** национальности на территории своего города. Искренне ненавидит их представителей, нетерпим к одному только их виду, не говоря уже о высказываниях и поведении. Корень зла — в нацистских убеждениях. Лидеры организации морально хорошо обработали парня, показывая ему видеоматериалы только негативного плана про эту национальность. Сначала они заякорили эти мысли в его голове, а они уже заставили его выйти на улицы и действовать таким образом.

Курс лечения в когнитивно-поведенческой терапии всегда идёт по двум направлениям: изменение образа мыслей и паттернов поведения. Подростку объясняется, что далеко не все лица *** национальности плохие и ему показывали лишь одну сторону медали. Его знакомят с культурой их страны, наиболее выдающимися личностями, хорошими делами и поступками их представителей. Далее закрепляются новые паттерны поведения (через ролевые ситуации, например), поощряя правильный выбор и оставляя без вознаграждения в случае ошибки.

Комплексность терапии проявляется не только в гармоничном сочетании двух направлений. Её несомненное преимущество в том, что она успешно решает как личностные проблемы обычных людей (развод, депрессивные состояния, неуверенность в себе, комплексы), так и тяжёлые психические расстройства (аффективные, интеллектуально-мнестические, органические, психотические, эмоциональные).

О поведенческой психотерапии, как отдельном направлении, можно прочитать в нашей предыдущей статье по ссылке .

По страницам истории. Бихевиоризм оформился в самостоятельное направление в 50-х гг. ХХ века. Десятилетие спустя ему составила конкуренцию когнитивная психотерапия. В начале 80-х гг. южноафриканский психолог А. Лазарус, канадский психолог и психотерапевт Д. Мейхенбаум интегрировали оба подхода с целью повышения эффективности каждого из них.

psihologiyaotnoshenij.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *