Карл Густав Юнг
«Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности», — говорил Карл Юнг.
Карл Густав Юнг — швейцарский психолог, психиатр и философ, основоположник аналитической психологии, учения о коллективном бессознательном, автор теории личности, теории сновидений, ассоциативного метода, структуры личности, концепции психотипов, комплексов, символов и архетипов. Член Королевского медицинского общества Лондона, почетный член Швейцарской академии наук, почетный доктор наук университетов Оксфорда, Гарварда, Калькутты, Бенареса и Аллахабада.
Родился 26 июля 1875 года в коммуне Кесвиль, на северо-востоке Швейцарии. Его отец, — Иоганн Юнг, — был пастором реформистской цервки, а дед и прадед по отцовской линии были врачами. С отцом, который больше времени посвящал изучению классических наук и Востока, у Карла были напряженные отношения. В то время как мать, — Эмили Прайсверк, — часто страдала истерическими припадками.
Нелюдимый, отстраненный и замкнутый, в 10 лет он вырезал 6-ти сантиметрового человечка из подобранного на улице деревянного бруска. Нередко, забираясь на чердак, он разговаривал с ним на тайном языке, когда припадки матери и раздражительность отца доводили его до крайней степени отчаяния.
Обучение
В 11 лет Юнга отдали в Базельскую гимназию. Стараниями отца он на тот момент уже неплохо знал латынь и, казалось бы, будучи уже впереди своих сверстников, должен был успешно учиться. Однако же, к наукам он не проявлял никакого интереса, и лишь зачитывался старинными книгами или увлечено рисовал старинные замки. Как он сам отмечал позднее в «Красной книге», это было вызвано не покидающим его чувством раздвоенности личности – он утверждал, что уже с детства у него было «два Я».К 16 годам постепенно начали сходить на нет как одиночество, так и приступы депрессии. Увлеченный философией, Юнг погрузился в чтение Пифагора, Гераклита, Платона, а в работах такого немецкого философа как Артур Шопенгауэр он даже нашел отражение своих мыслей.
В 18 лет поступил в Базельский университет, на факультет естественных наук. Из-за смерти отца в его семье было некому приносить деньги, так что в свободное от учебы время он подрабатывал репетитором, что оплачивало ему учебу и довольно скромное существование.
В это же время он увлекся трудами таких философов-мистиков, как Эммануил Сведенборг и Адольф Эшенмайер, и даже имели место быть несколько спиритических сеансов. Как ни странно, это помогло ему написать диссертацию по медицине, которая так и называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов».
Он еще возвращался к этому, все так же в исследовательских целях, – чтобы правильным образом оформить комментарии к таким текстам, как «И-цзин», «Секрет Золотого Цветка» и «Тибетская книга мертвых».
Попавшийся перед выпускными экзаменами «Учебник психиатрии», за авторством Рихарда фон Крафта-Эбинга, определил дальнейшее получение медицинской степени по психиатрии. Юнг «внезапно понял связь между психологией, или философией, и медицинской наукой».
Стоит упомянуть, что найденную в 19 лет у Эразма Роттертадмского фразу «
В 21 год он впервые встретил свою будущую жену – Эмму Раушенбах, из старинной немецко-швейцарской семьи. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву.
Деятельность
Переехав в Цюрих, в 1900 он поступил в клинику для душевнобольных, ассистентом автора такого термина как «шизофрения» — Юджина Эжена Блейлера. Поселившись на территории клинки, вскоре он уже начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи, в которых раскрывалось применение тест словесных ассоциаций, который он сам и разработал. Собранный клинический материал дополнил наблюдения, сделанные во время спиритических сеансов, что позволило выпустить одноименную его диссертации книгу.
«Расщепление личности у спиритического медиума восходит к определенным склонностям в младенчестве, а в основе галлюцинаторных систем можно проследить наличие маниакальных сексуальных влечений», — отмечал Юнг.
Неоднократно ссылаясь на такие труды Фрейда и Блейлера, как «Толкование сновидений» и «Исследования по истерии», он уже тогда четко определил направление своей будущей работы, в частности – ее отклонение от позиции Фрейда.
14 февраля 1903 Карл Юнг женился на Эмме Раушенбах. Она всегда проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала, а учитывая ее денежное состояние, Юнг мог полностью посвятить свое время исследованиям. В 1904 жена родила ему дочь Агату.
17 августа 1904 в клинику поступила 18-ти летняя Сабина Шпильрейн. Отношения доктора и пациента быстро переросли в отношения любовников, а их отношения стали общеизвестными. Юнг оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Однако же, сразу с излечением недуга Сабина покинула клинику, а отношения прекратились.
В 1906 жена родила ему вторую дочь – Грету. В том же он опубликовал книгу «Психология раннего слабоумия», в начале которой был дан один из лучших обзоров теоретической литературы того времени касательно этой темы. Свою позицию он основывал на синтезе идей различных ученых, в том числе Крэпелин, Дженет, Блейлер и Фрейд. Приверженцы последнего так отзывались о книге:
«…сделала переворот в психиатрии», — Джонс.
«…стала краеугольным камнем современной толковательной психиатрии
Также Юнг заслужил репутацию первооткрывателя психосоматической модели этого заболевания. Согласно его теории, характерные симптомы раннего слабоумия является следствием поражающего мозг токсина, который вырабатывается в результате аффекта. Позднее он отказался от этой гипотезы в пользу более современной концепции нарушения химического обмена.
«…без психологии не обойтись при объяснении причин и природы первичных эмоций, которые вызывают изменение метаболизма. Эти эмоции, по-видимому, сопровождаются химическими процессами, вызывающими специфические кратковременные или хронические изменения, или поражения органов
Своей книгой Юнг привлек широкое внимание к теориям Фрейда, «почти не признанного исследователя», а перед окончанием своей книги, в апреле 1906, он начал переписку с самим Зигмундом, которому и отправил копию своей книги.
В конце февраля 1907 Юнг отправился для встречи с Фрейдом в Вену, вместе с женой и внештатным врачом Людвигом Бинсвангером. Первая беседа, названная им позднее как «обзор горизонтов», продлилась 18 часов без перерыва. По мнению Юнга, Фрейд «производит впечатление и в то же время он «странен» для человека его квалификации». В предназначенном Абрахаму письме Зигмунд писал о Юнге: «Лишь его появление на нашей сцене спасло психоанализ от превращения в национальное еврейское предприятие
Спустя несколько месяцев Юнг основал Фрейдистское общество в Цюрихе. А доклад в защиту психоанализа «Фрейдистская теория истерии», который он читал на первом Международном конгрессе по психиатрии и неврологии в Амстердаме, по сути превратился в апологию идей Фрейда.
В 1908 жена родила ему сына Франца, а Юнг организовал первый Международный конгресс по психоанализу в Зальцбурге и основал «Ежегодник психоаналитических и патопсихологических изысканий», которого стал редактором, а Фрейд и Блейлер – содиректорами.
В 1909 Юнг и Фрейд прибыли в Соединенные Штаты, где он прочел курс лекций. В том же году к Юнгу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф, которая после выздоровления стала его официальной любовницей, а также помощницей. В сентябре 1911 она даже сопровождала семью Юнгов на Веймарский конгресс Международного психоаналитического сообщества. Тони на протяжении 40 лет сопровождала его в жизни и работе, вместе они выпустили книгу «Метаморфозы и символы либидо». Жена прекрасно была осведомлена об это романе, но безграничная любовь к мужу не позволила ей подать на развод.
В 1910 был оставлен пост директора клиники Бургельцли, после чего Юнг вернулся в родные края и погрузился в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. В течение Нюрнбергского конгресса была основана Международная психоаналитическая ассоциация, президентом которой он был избран. Он стал первым и самым молодым президентов ассоциации за всю ее историю, даже несмотря на сердитый протест венской группы. В том же году жена родила ему дочь Марианну.
Статьи, опубликованные в годы защиты теорий Фрейда, уже не блистали той оригинальностью, а сам Юнг начал ощущать растущее беспокойство. В 1907-1910 гг. его посещали такие московские психиатры, как Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий, — все в разное время. В 1911 была выпущена книга «Метаморфозы и символы либидо, часть І», в которой он попытался применить принципы психоанализа к мифам, легендам, басням, классическим сюжетам и поэтическим образам, а в 1912 — второй том книги. В своих книгах Юнг лишает «либидо» сексуальной подоплеки, в разрез с идеями Фрейда. В опубликованной в том же году «Психологии бессознательного» он опроверг многие из идей Фрейда.
Он выделил коллективное бессознательное, вразрез со мнением Фрейда, расширил и дополнил такое понятие как «комплекс». Идеи Юнга имели отношение к философии, астрологии, археологии, мифологии, теологии, литературы и психологии, а их результатом стала аналитическая психология. Также он считал, что каждый обладает «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения», а «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», что противоречило ряду положений психоанализа.
Идеи Фрейда по большей части повлияли на него в период до личной встречи, сам же он не отступал от мистицизма, где уже с первой работы зарождалась идея о коллективном бессознательном. Отношения между ними вскоре стали исключительно деловыми, а в сентябре 1913 они решили прекратить всяческое общение, в последний раз встретившись на Международном конгрессе в Мюнхене, где Юнг был вновь избран Международной психоаналитической ассоциации.
Драма расставания обернулась для Юнга возможностью для публикации таких работ как «Символы трансформации» и «Красная книга». Спустя месяц он ушел с поста редактора «Ежегодника психоаналитических и патопсихологических изысканий», а в апреле 1914 – покинул Международную психоаналитическую ассоциацию и более не применял в своей практике технику психоанализа.
В июле 1914 была опубликована «История психоаналитического движения», в которой Фрейд показал полную несовместимость его идей со взглядами Юнга и Альфреда Адлера. После этого из состава Международной ассоциации вышла вся цюрихская группа. В том же году жена родила Юнга последнюю дочь – Хелену.
В аналитической психологии Юнг, в отличие от концентрирующегося на неудовлетворенности сексуальных желаний Фрейда, копает глубже и шире, последовательно развивая и дорабатывая все созданные до него идеи, в том числе лучшее из работ Фрейда.
В 1920-х совершил ряд длительных путешествий в районы Африки и Северной Америки. В 1921 выпустил работу «Психологические типы», в которой люди были поделены на интровертов и экстревертов, а также впервые обоснована теория архетипов.
В 1922, после смерти матери, приобрел поместье на берегу озера в Боллингеме, неподалеку от своего дома в Кюснахте, где на протяжении многих лет строил «Башню». Изначально это было лишь примитивное круглое каменное жилище, но впоследствии она приняла вид небольшого замка, с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и лодочным причалом. В автобиографии он описывал процесс строительства как «воплощенное в камне исследование структуры психики». На протяжении своей жизни он нередко подолгу оставался в Башне, занимаясь исследованиями, рисованием и скульптурой.
В 1930 Юнг получил титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии и выпустил книгу «Проблемы души нашего времени». В 1932 совет Цюриха присудил ему премию по литературе с чеком на 8 000 000 франков. В 1933 стал одним из вдохновителей и активных участников Международного интеллектуального сообщества «Эранос». В том же году стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе.
С 1933 по 1939 год был издателем «Журнала по психотерапии и смежным областям», поддерживающего национальную политику по очищению расы, а в прологе к любой публикации неизменно присутствовала выдержка из «Mein Kampf». Позднее, в 1948, он упоминал во взятом у него Кароль Бауман интервью, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Сам Юнг утверждал, что это была вынужденная мера и официально не был осужден.
С целью изучить следы древних цивилизаций, он побывал в индийских поселениях Пуэбло, находящихся в штатах Аризона и Нью-Мексико; у потухшего вулкана Элгон, находящегося в Британской Восточной Африке; а также в Египте, Индии и Судане. А после – читал доклады на различных международных конгрессах.
Вернулся к преподаванию, читая еже
testometrika.com
Чем гениален Юнг. 5 основных открытий психиатра | Психология жизни | Здоровье
26 июля 1875 года родился основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. Об открытиях, которые сделали психиатра известным во всём мире, АиФ.ru рассказала психолог Анна Хныкина.
Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное
Карл Густав Юнг известен как последователь Фрейда, продолживший развитие психоаналитической теории. Правда, он не следовал фрейдовским традициям, а шёл своим путём. Потому их сотрудничество не было столь уж долгим. Концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений во взглядах между ними.
По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.
Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.
По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.
Как это применяется сегодня?
Сегодня эти знания широко используются в работе психологов и психотерапевтов всех направлений. Недооценить слово «комплекс» или «архетип» в работе психолога довольно сложно, согласитесь? При этом аналитик не вешает на вас ярлык, но знание о характере и сценарии архетипов и ваших комплексов помогает лучше понимать ваш личный «психический калейдоскоп».
Аналитическая психология
Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».
В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.
Плюс ко всему юнгианцы (так называют себя психологи-приверженцы теории доктора Юнга — аналитические психологи) активно используют спектр других психологических методов: арт-терапия, психодрама, активное воображение, все виды проективных техник (как, например, анализ рисунков) и т. д. Юнг особенно любил арт-терапию — терапию творчеством. Он считал, что посредством непрекращающейся творческой деятельности можно буквально продлевать свою жизнь. С помощью творчества (арт-терапии), любых спонтанных видов рисования, особенно мандал (схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках), высвобождаются глубокие слои психики.
Как это применяется сегодня?
Психоаналитики всего мира делятся на фрейдистов и юнгианцев. Ортодоксальный психоаналитик-фрейдист уложит вас на кушетку, сядет за изголовьем и будет слушать вас с минимальным проявлением своего присутствия 2–3 раза в неделю по 50 минут. Все визиты, включая пропущенные, оплачиваются. Время не изменяется и не передвигается, даже если вы работаете сутки через трое и не имеете возможности соблюдать договорённости по своему рабочему графику. Зато, когда вы изъявите желание выяснить, почему аналитик к вам так несправедлив и не хочет войти в ваше положение, вам будет задана пара вопросов о том, почему в вашей жизни всё так неудобно складывается? А также кто обычно в реальной жизни склонен входить в ваши обстоятельства и подстраиваться под вас?
Юнгианцы ведут приём иначе. Как правило, это 1 раз в неделю, и условия могут оговариваться и быть более гибкими. Например, пропущенные по уважительным причинам сессии можно отрабатывать в другое время. Ложиться на кушетку вовсе не обязательно, можно сидеть на креслах и беседовать, как вы привыкли в обычной жизни. Также, помимо диалога, вам могут предложить прокомментировать изображение, пофантазировать вслух, а потом нарисовать свою фантазию или чувство, представить напротив себя кого бы то ни было и с ним поговорить, пересаживаясь то на его место, то обратно на своё, могут предложить слепить что-нибудь из глины или песка…
Границы и правила общения между аналитиком и пациентом всё равно остаются довольно жёсткими, что определяет качество контакта и, соответственно, работы.
Сегодня можно смело утверждать, что все направления психотерапии и практической психологии уходят своими корнями в аналитическую и проективную практику. Таким образом, аналитическая психология — это то, что объединяет в себе базовые знания по психоаналитической практике, коллективный многовековой опыт работы людей со своим внутренним миром и его самовыражением и современные достижения в науке о душе — психологии.
Концепция психологических типов
Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует . Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).
Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).
Как это применяется сегодня?
Ведущий тип личности для практикующего психолога определить несложно, и это даёт массу информации о человеке, в частности о его способе восприятия и выдачи информации и адаптации к реальности.
Например, если у человека ведущая функция — мышление, ему будет трудно говорить о своих чувствах и ощущениях, он будет всё сводить к фактам и логике. У человека с ведущим экстравертным мышлением жизнь проходит под гнётом чувства справедливости. Чаще всего это военные, директора, учителя (математики, физики). Все они, как правило, тираны, поскольку у них сильно построены причинно-следственные связи, им сложно представить, что по какой-то причине их можно нарушать, они фокусируются всегда на объективных фактах окружающего мира, имеющих практическое значение.
А вот например, человек с ведущей интровертной интуицией будет сосредоточен на внутреннем мире и собственных представлениях о внешней реальности, он спокойно относится к окружающим его людям и предметам, предпочитая проживать свою жизнь внутри, нежели производить впечатление снаружи.
На основании типологии Юнга создана масса упрощённых подобий, самое известное из которых — соционика.
Ассоциативный метод
Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.
Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.
Как это применяется сегодня?
В дальнейшем на основании своего ассоциативного эксперимента и фрейдовского свободного ассоциирования Юнг создал метод амплификации, когда вокруг одного образа (ворон в нашем примере) собирается множество ассоциаций, образов из культурного наследия, мифологии, искусства, приводящих пациента к осознаванию комплекса, стоящего за этим.
Теория сновидений
С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.
Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.
Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.
Как это применяется сегодня?
Психоаналитики и аналитические психологи интерпретируют сновидения, и это является частью их работы точно так же, как первичное интервью, активное воображение или ассоциативный тест. Вас могут спросить на первом сеансе психоанализа о ваших самых важных снах или о том, что, возможно, приснилось вам накануне первого визита. Для аналитика это будет очень важная информация, не только диагностического, но и прогностического характера — нередко первый сон в анализе описывает будущую работу.
aif.ru
Над чем работал Карл Густав Юнг? Идеи последователя Фрейда
Идеи Карла Густава Юнга были основаны на учениях Зигмунда Фрейда, поскольку Карл являлся последователем основателя психоанализа. В сферу его деятельности входят не только психология и психоанализ, но и психотерапия, а также аналитическая психология. Его основные труды включали в себя исследование о теории личности. Он ввел в процессе своей работы такое понятие, как синхронистичность, а также разработал и внедрил теорию двойственности.
Кто такой Карл Юнг?
Карл Густав Юнг родился в Швейцарии, занимался не только психологией, но и философией. Он родился в семье пастора реформистской церкви, который увлекался историей и культурой Востока, а также был увлечен классическими науками.
Сам по себе Карл Юнг был довольно замкнутым ребенком, поэтому у него было достаточно времени на то, чтобы размышлять о жизни. Это и стало началом его исследований.
Карл Юнг ввел такое понятие, как техника свободных ассоциаций. Кроме того, он стал автором идеи о коллективном бессознательном. В ней он говорил о том, что человечество имеет генетическую память, на основании которой мы можем в бессознательной части нашего сознания помнить о том, что происходило ранее. Зачастую отсылкой к этому могут являться, например, легенды или мифология разных стран.
В основе своих исследований Карл Юнг видел именно личность, либо же стремление человека к индивидуальности. Он всецело верил, что каждый человек на земле является особенным.
Известные теории и идеи Карла Юнга
Карл Густав Юнг разработал теорию личности, согласно которой всех людей на земле можно поделить на два типа:
- интроверты;
- экстраверты.
Интровертом философ называл людей, у которых довольно слабо развиты коммуникабельность и способность быстро адаптироваться в среде новых людей. Люди, относящиеся к этому типу, зачастую замкнуты и любят проводить время в одиночестве. Экстраверты – полная их противоположность. Эти люди публичные, им нравится проводить время, заводя новые знакомства, они постоянно посещают новые места и могут найти язык практически с кем угодно.
Сам же Карл Юнг всегда говорил о том, что не существует в природе экстраверта или интроверта в «чистом» виде, то есть в каждом человеке смешано и то, и другое. Однако одна сторона всегда будет превалировать над другой.
В современной психологии, кстати, выделяется еще один «универсальный» тип, который носит название экстравертированного интроверта. Он является своеобразной золотой серединой. Такой человек одинаково комфортно себя чувствует как среди людей, так и наедине с собой. Идеальными условиями для существования такого человека является чередование общения с людьми и уединенного времяпрепровождения.
Карл Юнг является автором идеи психической энергии. Сама по себе идея психической энергии основана на утверждении, что существует определенная энергетика, которая отвечает за прогресс не только внутри личности, но и между отдельными поколениями людей. Фактически, это такой своеобразный ресурс, который человек тратит на эволюцию внутри себя, то есть периодически меняет свои взгляды, а также на то, чтобы лучше контактировать с другими людьми.
Все теории Карла Юнга
Среди прочих умозаключений Карл Юнг ввел понятие синхронистичности. Происходит этот термин от слова «синхория». Она подразумевает совпадение двух событий, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. В качестве примера Юнг приводил животных, которые могли предсказывать грядущие положительные или отрицательные события в истории человечества.
Основными теориями Карла Юнга считаются:
- архетип;
- коллективное бессознательное;
- индивидуализация;
- теория личности;
- идея психической энергии;
- теория синхронистичности.
Индивидуализация, как считал Юнг, является центральной темой для исследования в психологии. Последователь Фрейда был уверен, что самой основной целью существования любого человека является отделение себя от внешнего мира и, таким образом, нахождения внутреннего себя.
Теория коллективного бессознательного основывалась у Карла Юнга на том утверждении, что даже спустя века люди помнят на подсознательном уровне то, что происходило. Фактически, он считал это генетической памятью.
Как были приняты его идеи?
Для своей эпохи Карл Юнг славился эксцентричностью убеждений, поскольку многие его идеи полностью противоречили мировоззрению большинства людей. Однако более поздние психологи признали, что основным достижением Юнга стало то, что он углубил и развил теории Зигмунда Фрейда.
Подборка тематической литературы
Для того чтобы побольше узнать о теориях и идеях Карла Юнга, советуем прочесть следующую литературу:
- «Воспоминания, сновидения, размышления», Карл Густав Юнг.
- «Тавистокские лекции», Карл Густав Юнг.
- «Архетип и символ Карл» Густав Юнг.
- «Психологические типы», Карл Густав Юнг.
silamira.ru
Карл Юнг — Работы по психиатрии читать онлайн
Юнг Карл Густав
Работы по психиатрии
Карл Густав Юнг
Работы по психиатрии
Психогенез умственных расстройств
Данный сборник включает в себя работы, составившие третий том Собрания сочинений Карла Густава Юнга, одного из влиятельнейших мыслителей XX столетия.
Исследование Юнга о шизофренических расстройствах мышления (открывающее настоящий сборник) положило начало многолетнему сотрудничеству Юнга и Фрейда. Эта работа оказалась первой, в которой предлагалась психосоматическая теория шизофрении. В данный том включены также девять других статей Юнга по проблемам психиатрии. Они публикуются в хронологическом порядке, что позволяет следить за развитием юнговской мысли относительно шизофрении как в «психоаналитический период» — время сотрудничества с Фрейдом, — так и в последующие годы. Все эти работы оказались потенциально значимыми в последующем развитии юнговской теории психической энергии и представлений об архетипах.
Содержание
Предисловие редактора русского издания
Часть I.
Психология раннего слабоумия (dementia praecox)
Предисловие
1. Критический обзор теоретических взглядов на психологию раннего слабоумия
2. Окрашенный чувством комплекс и его общее воздействие на психическое
А. Острое действие комплекса
Б. Хроническое действие комплексов
3. Влияние окрашенного чувством комплекса на валентность ассоциаций
4. Раннее слабоумие и истерия
I. Эмоциональные расстройства
II. Аномалии характера
III. Интеллектуальные расстройства
IV. Стереотипия
Заключение
5. Анализ случая параноидной деменции в качестве парадигмы
История болезни
Простые ассоциации слов
Непрерывные ассоциации
А. Исполнение желаний
Б. Комплекс ущербности
В. Сексуальный комплекс
Г. Обобщение
Д. Дополнения
Заключение
Часть II.
Психоз и его содержание
О психологическом понимании
Часть III.
Критика теории шизофренического негативизма Блейлера
О значении бессознательного в психопатологии
О проблеме психогенеза в умственных расстройствах
Умственное расстройство и психическое
Часть IV.
О психогенезе шизофрении
Текущие размышления о шизофрении
Шизофрения
Приложение. Письмо Второму международному конгрессу по психиатрии. (Симпозиум о химическом понимании психоза), 1957
Предисловие редактора русского издания
Данный том, по содержанию совпадающий с третьим томом Собрания сочинений Карла Густава Юнга, выходит в свет на русском языке в год сто двадцать пятый со дня рождения всемирно известного врачевателя душ и мыслителя. Важность представленных здесь работ, для понимания личности Юнга в качестве ученого и психиатра достаточно очевидна, хотя для многих его имя ассоциируется, скорее, с разработанным им аналитическим методом в глубинной психологии и психотерапии.
Юнговские работы по шизофрении составляют значительную часть в общем объеме его ранних работ и занимают вполне определенное место в общем составе психиатрической литературы начала двадцатого века, посвященной душевным расстройствам.
Известно, что Юнг начал свою карьеру как психиатр в 1900 году, — сто лет назад! — когда двадцатипятилетним выпускником Базельского университета приступил к работе в должности ассистента в кантональной больнице для душевнобольных Бургхольцли (тогдашнее предместье Цюриха) и клинике Цюрихского университета. Шесть лет спустя Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (открывающее настоящую публикацию). Эрнст Джонс назвал эту работу «книгой, которая стала этапной в истории психиатрии и распространила многие фрейдовские идеи на область психозов». Публикация этой работы обозначила начало многолетнего сотрудничества Юнга и Фрейда, привела к их личной встрече и последовавшей дружбе, длившейся вплоть до 1913 года.
В «Психологии раннего слабоумия» (1907 г.) Юнг предположил, что именно «комплекс» отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс напрямую направляет свое психическое содержание в сознание. В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени искаженные проявления подавленного комплекса. Эта работа оказалась первой, в которой предлагалась психосоматическая теория шизофрении, и в дальнейших своих публикациях Юнг всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в возникновении этой болезни.
В данный том включены также девять других статей, самая ранняя из которых, «Психоз и его содержание», написана в 1908 году, другие появились уже после разрыва с Фрейдом, а две последние датируются соответственно 1956 и 1958 годами.
Хронологический порядок публикуемых работ позволяет получить ощущение развития юнговской мысли относительно шизофрении как в «психоаналитический период» — время сотрудничества с Фрейдом, — так и в последующие годы.
Следует подчеркнуть, что эти работы так или иначе оказались потенциально значимыми в последующем развитии юнговской теории психической энергии и представлений об архетипах. Юнг считал, что для адекватного описания образной специфики, процессов расщепления и искажений в ощущении реальности, наблюдаемых в расстройствах подобного рода, ни сексуальной теории либидо, ведущей к понятию нарциссизма, ни личностного или генетического подходов явно недостаточно. Это привело к дальнейшей разработке иного подхода, получившего название теории архетипов и коллективного бессознательного.
Необходимо также отметить, что Юнг был одним из первых специалистов, кто начал использовать индивидуальную психотерапию в работе с пациентами-шизофрениками.
Работая в клинике Бургхольцли под руководством Юджина Блейлера, молодой Юнг посвящал много времени исследованию и лечению заболевания, которое в то время именовалось dementia praecox или раннее слабоумие. К симптомам этой болезни еще с прошлого века относили галлюцинации, бред, мании, причудливое, эксцентричное поведение, уход из социальной жизни, путаницу в мыслях. В соответствии с указанной симптоматикой клиническая деятельность медперсонала Бургхольцли строилась на принципах инструментализации и приведения в порядок клинических формулировок, относившихся к подобному психическому расстройству, которому Блейлер несколько позже присвоил повое название шизофрения. Он рассматривал шизофрению прежде всего как группу переменчивых и, как правило, хронических психотических синдромов, которые, — что в дальнейшем он и установил, — характеризовались распадом (фрагментацией) сознания. Таким образом, «расщепленный мозг» в терминологии Блейлера означает на психоаналитическом языке множественную или расщепленную личность.
libking.ru
Карл Юнг – биография, фото, личная жизнь, книги и цитаты
Биография
Автор техники свободных ассоциаций, швейцарский психолог и философ Карл Юнг знаком многим по книгам «Человек и его символы», «Архетипы» и «Воспоминания, размышления, сновидения». В основе учения Юнга лежат разработанные им лично термины «интроверсия» и «экстраверсия». Карл утверждал, что каждый индивидуум в зависимости от доминирующей функции личности может быть обращен либо к своему внутреннему Я (интроверсия), либо к внешнему миру (экстраверсия).
Портрет Карла ЮнгаНа основе этого умозаключения исследователь разработал психологические типы людей и вывел формулу человеческой души, заключив ее в психиатрические и психологические рамки. Работы Юнга оказали значительное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение, антропологию, педагогику и литературу.
Детство и юность
Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в расположенной на северо-востоке Швейцарии коммуне Кесвиль. Отец будущего психотерапевта Иоганн Юнг был пастором в реформистской церкви, а его жена Эмили занималась воспитанием сына. В детстве Карл был замкнутым и несколько странным ребенком. Нелюдимость и отстраненность появились в результате напряженных отношений с главой семейства и частых истерических припадков матери, которые Густав неоднократно наблюдал в детстве.
Карл Юнг в детствеВ 10 лет из подобранного на улице деревянного бруска Юнг вырезал 6-сантиметрового человечка, уложил его в пенал и отнес поделку на чердак. Когда раздражительность отца или болезненность матери доводили мальчика до крайней степени отчаяния, он забирался на чердак и разговаривал на тайном языке с рукотворным другом. Эти странности были первым проявлением бессознательного поведения, которое в дальнейшем Карл подробно описал в очерках по психологии бессознательного.
Дом, где вырос Карл ЮнгРодители отдали сына в гимназию, когда ему исполнилось 11 лет. Стоит отметить, что Густав не проявлял интереса ни к наукам, ни к творчеству. Пока преподавательский состав сетовал на отсутствие у безынициативного ученика талантов, Карл по возвращении домой увлеченно рисовал старинные замки и зачитывался прозой. Карл не мог завести друзей и в полной мере проявить себя на учебе из-за не покидающего его чувства раздвоенности личности. Сам Юнг в своей «Красной книге» отмечал, что у него с детства было «два Я».
Карл Юнг в молодостиВ 16 лет туман одиночества стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора и даже нашел отражение своих мыслей в работах Шопенгауэра. В 1893 году Карл поступил на факультет естественных наук в Базельский университет. В университете, помимо чтения обязательной литературы, Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Эммануила Сведенборга и Адольфа Эшенмайера.
Карл Юнг в 1910 годуПод впечатлением от прочитанных произведений Густав даже пару раз проводил спиритические сеансы. Это не совсем обычное увлечение помогло ему написать диссертацию по медицине, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В будущем, чтобы правильно оформить комментарий к древним текстам («И-цзин», «Секрет Золотого Цветка», «Тибетская книга мертвых»), он намеренно вернется к теме изучения духовного мира.
Карл ЮнгДля Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении. После смерти отца его семья осталась без средств к существованию. Густав днем посещал лекции, а в свободное от учебы время занимался репетиторством. Так юноша поддерживал довольно скромное существование и оплачивал учебу. По окончании высшего учебного заведения дипломированному специалисту попался в руки «Учебник психиатрии» Рихарда фон Крафта-Эбинга. Эта находка предопределила дальнейшее будущее Юнга.
Психология
В 1900 году Карл переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бургхольцли (пригород Цюриха). Густав поселился на больничной территории. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций.
«Красная книга» Карла ЮнгаВ 1907 году вышла его первая крупномасштабная работа «Психология раннего слабоумия», которую Юнг для ознакомления отправил Зигмунду Фрейду. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Карла. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов.
Карл ЮнгВ 1909 году вместе с Фрейдом Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, позволили Густаву в 1910 году оставить пост в бургхольцльской клинике (к тому времени он уже занимал должность клинического директора), вернуться в родные края и погрузиться в глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии.
Иллюстрации к книге Карла ЮнгаВ этот же период появляются публикации, довольно четко обозначившие границу идеологической независимости Карла от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного. В 1913 году гении психоанализа решили прекратить всяческое общение. Драма расставания обернулась для Юнга возможностью публикации работ «Символы трансформации» и «Красная книга».
Психиатр Карл ЮнгВ 1920-е годы Юнг совершил ряд длительных увлекательных путешествий в районы Африки и Северной Америки. Своеобразное культурно-психологическое эссе составило основу одной из глав в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». В 1930-м Карл был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии, а также явил миру свое новое творение – книгу «Проблемы души нашего времени». Спустя два года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе, приложив к ней чек на 8 тыс. франков.
С 1933 по 1942 годы Юнг преподавал в Цюрихе, а с 1944 года – в Базеле. Также в 1933–1939 гг. ученый издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. Среди творений Юнга этого периода особенно выделялись статьи «Отношения между Я и бессознательным», «Психология и религия», «Психология и воспитание», «Образы бессознательного», «Символика духа» и «Об истоках сознания».
Карл Юнг в последние годыВ феврале 1944 года во время экскурсии Юнг сломал ногу и, находясь в больнице, перенес сердечный приступ, после которого несколько недель балансировал на грани жизни и смерти. Позже он подробно описал свои видения в автобиографии.
Автобиографическая книга Карла ЮнгаВ ноябре 1955 года, после пятидесяти двух лет совместной жизни умерла жена Юнга, Эмма, и эта утрата совершенно опустошила психотерапевта. Чтобы избавиться от горестных мыслей, Карл с головой погружался в работу. Автобиография, которую Юнг записывал с помощью секретаря, отнимала много времени, а количество корреспонденции выросло настолько, что иногда ему приходилось прятать связки приходящих писем за книжные полки.
Личная жизнь
С первой и единственной женой Эммой Раушенбах Юнг познакомился, будучи студентом-медиком. В момент их первой встречи ему был 21 год, а ей 15 лет. Милая, скромная девочка с аккуратно заплетенными в косу густыми волосами сразу приглянулась Густаву. Эмма и Карл узаконили отношения 14 февраля 1903 года.
Карл Юнг и жена ЭммаИзбранница философа происходила из старинной швейцарско-немецкой семьи богатых промышленников. Финансовое благосостояние жены позволило Юнгу без оглядки на необходимость ежедневного зарабатывания денег посвятить себя научным исследованиям в области психологии. Эмма проявляла искренний интерес к работе мужа и во всем его поддерживала. Раушенбах подарила супругу четырех дочерей и сына: Агату, Грет, Франца, Марианну и Элен.
Семья Карла ЮнгаНаличие законной супруги и детей не мешало Юнгу заводить отношения на стороне. 17 августа 1904 года в швейцарскую клинику, где работал Карл, поступила восемнадцатилетняя девушка Сабина Шпильрейн. Эта любовная история стала популярной из-за того, что в основе отношений Шпильрейн и Юнга лежало явление эротического переноса (увлечение пациента лечащим врачом). Юнг заметил и оценил острый ум и научный склад мышления девушки, а Шпильрейн не могла не влюбиться в тонко чувствующего мир врача. Их роман закончился сразу после того, как Сабина излечилась от своего недуга и покинула медицинское учреждение.
Карл Юнг и Сабина ШпильрейнВ 1909 году к Карлу в качестве пациентки пришла 21-летняя Тони Вольф. Эта барышня после выздоровления стала официальной помощницей и любовницей психиатра. В сентябре 1911 года девушка даже сопровождала семейство Юнгов на Веймарский конгресс международного психоаналитического сообщества. Эмма знала об увлечении мужа, но безграничная любовь к отцу ее детей не позволила ей подать на развод.
Карл Юнг и Тони ВольфТони Вольф – единственная помощница Юнга, которая на протяжении 40 лет делила с психоаналитиком не только постель, но и рабочее место. В результате их сотрудничества появилась книга «Метаморфозы и символы либидо».
Смерть
В мае 1961 года Юнг выбрался на прогулку. Там у психотерапевта случился очередной инфаркт, спровоцировавший закупорку сосудов мозга и частичную парализацию конечностей. На протяжении пары недель Карл был на грани жизни и смерти. По воспоминаниям сиделки, присматривавшей за мыслителем, за день до кончины философ увидел сон, после которого с улыбкой на лице заявил, что больше ничего не боится.
Могила Карла ЮнгаЮнг умер 6 июня 1961 года в своем доме, расположенном в деревне Кюснахт. Похоронили именитого психотерапевта на местном кладбище протестантской церкви. На прямоугольном надгробии, помимо инициалов именитого психоаналитика, выбиты имена его родителей, сестры Гертруды и жены Эммы.
Библиография
- «Архетип и символ»
- «Воспоминания, размышления, сновидения»
- «Душа и миф. Шесть архетипов»
- «Отношения между эго и бессознательным»
- «Человек и его символы»
- «Психологические аспекты архетипа матери»
- «Психология переноса»
- «Общая точка зрения на психологию и сновидения»
- «Символы и метаморфозы. Либидо»
- «Брак как психологическое отношение»
- «Проблемы души нашего времени»
- «Психологические типы»
- «Работы по психиатрии»
Цитаты
- «Не удерживай того, кто уходит от тебя. Иначе не придет тот, кто идет к тебе»
- «Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя»
- «Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма»
- «Я не то, что со мной случилось, я — то, чем я решил стать»
24smi.org
Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга. Как известно, аналитическая, точнее — глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить её содержание. Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введённые в психологию Юнгом. Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве идиосинкразии к психоанализу. И хотя ряд положений Юнга действительно строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды возникали «строительные элементы», впоследствии составившие оригинальную психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических данных. Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом. По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений», оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти шестьдесят лет творческому периоду. Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычно одарённой медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание её сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса. Важно отметить, что с самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании (1–Т. 1. С. 1–84; 2 С. 225–330) легко можно увидеть логическую основу всех его последующих работ в их развитии — от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и так далее. В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бурхгольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер был зримым воплощением работы и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в 8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.00 утра происходили встречи врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого Блейлера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами вечера. Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке истории болезни, так что порой приходилось работать до одиннадцати часов вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10.00 вечера. Младший персонал ключей не имел, так что, если Юнг хотел вернуться из города домой попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала. На территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провёл совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал пятидесятитомную «Allgemeine Zeitschrift fur Psychiatrie». Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришёл к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить («нащупать») определённые совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально «заряженных») мыслей, понятий, представлений и, тем самым, дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением испытуемого. Значительное отклонение от норм отмечало присутствие аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввёл понятие «комплекс», чтобы описать их целокупную комбинацию. (3 С. 40 и далее) В 1907 году Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу Юнг послал Зигмунду Фрейду), несомненно повлиявшее на Блейлера, который спустя четыре года предложил термин «шизофрения» для соответствующей болезни. В этой работе (4 С. 119–267; 5) Юнг предположил, что именно «комплекс» отвечает за выработку токсина (яда), задерживающего умственное развитие, и именно комплекс напрямую направляет своё психическое содержание в сознание. В таком случае маниакальные идеи, галлюцинаторные переживания и аффективные изменения при психозе представляются как в той или иной степени искажённые проявления подавленного комплекса. Книга Юнга «Психология dementia praecox» оказалась первой психосоматической теорией шизофрении, и в дальнейших своих работах Юнг всегда придерживался убеждения о первичности психогенных факторов в возникновении этой болезни, хотя постепенно и оставил «токсинную» гипотезу, объясняясь в дальнейшем больше в терминах нарушенных нейрохимических процессов. Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда — его труды он хорошо знал, — Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение как таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что наконец-то нашёл своего духовного «сына» и последователя. В этой глубоко символической связи «отец — сын» росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки. Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая полновесный том (6 P. 650 [том содержит 360 писем, охватывающих семилетний период и варьирующих по жанру и объёму от короткой поздравительной открытки до фактического эссе в полторы тысячи слов]; 7 С. 364–466). В феврале 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах (1882–1955), с которой прожил вместе пятьдесят два года, став отцом четырёх дочерей и сына. Вначале молодые поселились на территории клиники Бурхгольцли, занимая квартиру этажом выше Блейлера, а позже — в 1906 году — переехали во вновь отстроенный собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что неподалёку от Цюриха. Годом раньше Юнг начал преподавательскую деятельность в Цюрихском университете. В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком — венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединённые Штаты Америки, где прочёл курс лекций по методу словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший своё двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почётную степень доктора. Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, постепенно росли, так что в 1910 году Юнг оставляет свой пост в Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором), принимая все более многочисленных пациентов у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера. В это время Юнг становится первым президентом Международной ассоциации психоанализа и погружается в свои глубинные исследования мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. Появляются публикации, довольно чётко обозначившие область последующих жизненных и академических интересов Юнга. Здесь же более ясно обозначилась и граница идеологической независимости от Фрейда во взглядах обоих на природу бессознательного психического. Прежде всего разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента. Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную, в частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением. Поэтому Юнг стал использовать понятие либидо для обозначения всей психической энергии [Рассматривая энергетическую концепцию Юнга в характеристике психических явлений, небезынтересно отметить сходную позицию по этому вопросу, высказанную в своё время нашим соотечественником Николаем Гротом. А именно то, что понятие психической энергии так же правомерно в науке, как и понятие энергии физической, и что психическую энергию можно измерить подобно физической, не ограничиваясь её сексуальной формой. В дальнейшем расхождения во взглядах выявились и по другим вопросам. Например, Фрейд считал, что невроз зарождается непременно в раннем детстве и главными его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом. Юнг, напротив, был убеждён, что причина невроза скрыта в сегодняшнем дне и все детские фантазии — явление второго порядка. Фрейд полагал, что наши сновидения — это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. «Зримое содержание сна», говорил он, всего лишь покрывало на «скрытом содержании», которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства. Для Юнга же сны являлись каналами связи с бессознательной стороной психического. Они передаются символическим языком, весьма трудным для понимания, но совсем необязательно связаны с желаниями или скрывают неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя неполноценные проявления индивида. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути. Невроз — достаточно ценный сигнал, «полезное» сообщение, указывающее, что индивид зашёл слишком далеко. В этом смысле невротические симптомы могут рассматриваться как компенсационные; они тоже часть механизма саморегуляции, нацеленного на достижение более устойчивого равновесия внутри психического. Парадоксально, но Юнг говорил иногда о ком-нибудь: «Слава Богу, он стал невротиком!» Как физическая боль сигнализирует о неполадках в теле, так и невротические симптомы сигнализируют о необходимости привлечь внимание к психологическим проблемам, о которых человек и не подозревал. Словом, «отступничество» Юнга было неизбежно, и последовавшие события привели к тому, что в 1913 году между двумя великими людьми произошёл разрыв, и каждый пошёл своим путём, следуя своему творческому гению. Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. «Он не только слышал неведомые голоса, играл, как ребёнок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым собеседником, — замечает один из биографов в своей книге о Юнге, — но и серьёзно верил, что его дом населен привидениями». (9 P. 172) В момент расхождения с Фрейдом Юнгу исполнилось тридцать восемь лет. Жизненный полдень, притин, акмэ, оказался одновременно и поворотным пунктом в психическом развитии. Драма расставания обернулась возможностью большей свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного психического. В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в «пучину» бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913–1918) Юнг прошёл через этап, который он сам обозначил как время «внутренней неопределённости» или «творческой болезни» (Элленбергер). Значительное время Юнг проводил в попытках понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это — насколько возможно — в терминах повседневной жизни. (10 Гл. VI. С. 173 и далее [автобиографическая книга]) В результате получилась объемистая рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов сновидений и названная «Красной книгой». (По причинам личного характера она никогда не публиковалась.) Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической психотерапии и новую структуру психического. В творческой судьбе Юнга определённую роль сыграли его «русские встречи», взаимоотношения в разное время и по разным поводам с выходцами из России — студентами, пациентами, врачами, философами, издателями [Здесь мы не касаемся важной для нас темы возникновения, запрета и нынешнего возрождения психоанализа в целом в России, так или иначе связанной с аналитической концепцией Юнга. Сейчас в ещё большей степени стало ясным, что вслед за Фрейдом Юнг был (и остаётся) одной из наиболее ярких и влиятельных фигур, чьи работы и идеи, в них содержащиеся, привлекали и продолжают привлекать внимание российского культурного читателя.]. Начало «русской темы» можно отнести к концу первого десятилетия XX века, когда в числе участников психоаналитического кружка в Цюрихе стали появляться студенты-медики из России. Имена некоторых нам известны: Фаина Шалевская из Ростова-на-Дону (1907 год), Эстер Аптекман (1911 год), Татьяна Розенталь из Санкт-Петербурга (1901–1905, 1906–1911 годы), Сабина Шпильрейн из Ростова-на-Дону (1905–1911) и Макс Эйтингон. Все они впоследствии стали специалистами в области психоанализа. Татьяна Розенталь вернулась в Санкт-Петербург и в дальнейшем работала в Институте Мозга у Бехтерева в качестве психоаналитика. Является автором малоизвестной работы «Страдание и творчество Достоевского» (11–С. 88–107). В 1921 году в возрасте 36 лет покончила жизнь самоубийством. Уроженец Могилева, Макс Эйтингон в 12 лет вместе с родителями переехал в Лейпциг, где затем изучал философию, прежде чем ступить на медицинскую стезю. Он работал ассистентом Юнга в клинике Бурхгольцли и под его руководством в 1909 году получил докторскую степень в Цюрихском университете. Другая «русская девушка» Сабина Шпильрейн была пациенткой начинающего доктора Юнга (1904 год), а впоследствии сделалась его ученицей. Завершив образование в Цюрихе и получив степень доктора медицины, Шпильрейн пережила мучительный разрыв с Юнгом, переехала в Вену и примкнула к психоаналитическому кружку Фрейда. Некоторое время работала в клиниках Берлина и Женевы, у неё начинал свой курс психоанализа известный впоследствии психолог Жан Пиаже. В 1923 году вернулась в Россию. Она вошла в состав ведущих специалистов-психоаналитиков образованного в те годы в Москве Государственного Психоаналитического института. Дальнейшая её судьба сложилась весьма трагично. После закрытия Психоаналитического института Сабина Николаевна переехала в Ростов-на-Дону к родителям. Запрет на психоаналитическую деятельность, арест и гибель в застенках НКВД трёх братьев, и, наконец, смерть в Ростове, когда она вместе с двумя дочерьми разделила участь сотен евреев, расстрелянных в местной синагоге немцами в декабре 1941 года. [Более подробно о С. Шпильрейн и других (12; 13; 14)] Вена и Цюрих издавна считались центрами передовой психиатрической мысли. Начало века принесло им известность и в связи с клинической практикой соответственно Фрейда и Юнга, так что ничего удивительного не было в том, что туда устремилось внимание тех русских клиницистов и исследователей, которые искали новые средства лечения разнообразных психических расстройс |
gtmarket.ru
Как читать Юнга
Добро пожаловать в мир Карла Густава Юнга! Здесь вы найдете самую полную подборку трудов Юнга. Но прежде чем приступить к изучению, которое при серьезном подходе займет у вас не один год, позвольте наметить для вас некоторый план. Ведь если вы с первого раза решите взять «Aion», то, скорей всего, ничего не поняв, закроете эту книгу на десятой странице. И дело не в том, что «Эон» — недостойная внимания и траты времени книга, напротив, это одна из лучших книг юнгианского наследия. Просто в начале вам надо набираться той терминологической базы, которая позволяет осмыслить то, что описано в «Эоне». Потому, конечно же, начинать лучше с «Тавистокских лекций».
О последовательности в изучении Юнга существует много споров и версий. В самом деле, трудно однозначно сказать, с чего стоит начинать читать Юнга. По мнению одних, это автобиография, другие настаивают на «Тавистокских лекциях», третьи – на сознательной популяризации «Человек и его символы». Предлагаемая мной система не лучше и не хуже любой другой, важно то, что она была уже не раз проверена, и, следуя ей, читатель приходил к нужному результату.
В этой системе я разделяю ключевые работы Юнга, входящие в основной юнгианский курс, и вспомогательные, которые имеет смысл читать по прохождении основного курса. Основные работы дают ключи в мир идей Юнга, тогда как вспомогательные разбирают отдельные темы с позиции аналитической психологии.
Самым начинающим я рекомендую начинать не с самого Юнга, а с популяризаторов его идей. Работа Робина Робертсона «Введение в психологию Юнга» дает прекрасную возможность начинающему обрести необходимую базу понятий, которыми оперирует аналитическая психология, а мои 11 лекций, размещенных на Касталии в отдельном разделе, несколько уточняют акценты.
Далее советую читать Юнга в следующем порядке:
1) В первую очередь имеет смысл читать сборник статей «Человек и его символы», который был написан Юнгом совместно со своими лучшими учениками для объяснения основных идей аналитической психологии на самом простом уровне. В этих работах даны азы анализа снов, разъяснения таких базовых понятий, как тень, Анима, Анимус, архетипы, приводятся доказательства автономной жизни психики, не зависимой от воли сознания.
2) «Тавистокские лекции» — это курс лекций, прочитанных Юнгом, в которых он самыми простыми словами разъясняет суть своего учения. Психологическая типология, анализ сновидений, активное воображение, архетипы, о которых вы узнали из прошлой работы, здесь излагается немного под другим, более академическим углом, потому эта книга позволит вам значительно углубить ваши знания. Следует заметить, что читатель может без малейшего ущерба для себя поменять местами первый и второй пункт и начать с «Тавистокских лекций», позже ознакомившись со сборником «Человек и его символы».
3) Прочитав указанные две работы, читатель уже в состоянии решить, насколько ему близка аналитическая психология. Продолжать изучение Юнга имеет смысл книгой «Шесть архетипов индивидуации». Уже с этой книги от теории вы начинаете переходить к практике, поскольку здесь Юнг дает убедительные портреты людей, захваченных тем или другим архетипом. В самом деле интересно увидеть, как проявляется архетип и комплекс матери, Коры (девы), Трикстера, Духа или Анимуса, и, наконец, важнейший архетип – божественное дитя или Самость. Анализ последнего будет особенно интересен тем, кто знаком с символизмом Телемы и осознает, что новый эон есть эон побеждающего ребенка, Гора. Последним архетипом является архетип трансформации. Трансформация – ключевое слово для ищущего свободы, трансформация – это переход из одного состояния психики в другое. Реинкарнация, метемпсихозис, инициация, энантиодромия, словом, с этой статьи открывается ряд важных идей, связанных с переходом в иное.
4) Несколько более сложным в силу его специфики является сборник статей «Проблемы души нашего времени», с которым мы рекомендуем ознакомиться далее. Каждая статья – это ответ на конкретный вопрос, вынесенный в заглавие, поэтому по большому счету никаких особых дополнительных комментариев и не требуется. «Проблема души современного человека», «Проблемы современной психиатрии» «Противоречия Фрейда и Юнга», «Психологическая типология», «Душа и земля», «Архаичный человек», «Жизненный рубеж», «Аналитическая психология и мировоззрение», «Комплекс и миф», «Дух и жизнь», «Структура души», «Брак как психологическое отношение» — названия статей говорит само за себя. Эта работа важна тем, что мы потихоньку приближаемся к сердцевине юнговского учения – вопросу о мировоззрении.
5) Только изучив приведенные выше четыре работы, имеет смысл приступить к изучению автобиографии Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». Даже для подготовленного читателя её прочтение может оказаться немалым потрясением, ибо те видения, которые описывает Юнг в ней, фактически перебрасывают мост между психологией и магией, между великим деланием алхимиков и индивидуацией Юнга. «Воспоминания, сновидения размышления» являются мостом, перейдя который, вы оказываетесь во внутреннем дворце юнгианского учения и готовы воспринимать его гностические исследования. Очень важно, чтобы в вашем варианте автобиографии Юнга было его личное откровение – «Семь наставлений мертвым», в котором содержится символическая квинтэссенция учения. Некоторые юнгианцы советуют начинать с автобиографии, но мне такой подход кажется не совсем разумным, поскольку для неподготовленного читателя некоторые идеи просто останутся непонятны.
6) Но перед тем, как приступать к изучению королевских работ Юнга, связанных уже с юнгианским гнозисом, имеет смысл изучить два его труда. Первой из этих книг является работа «Символы трансформации», она же известна русскому читателю под названием «Либидо: метаморфозы и символы». Книга эта была переломом для самого Юнга, и именно она стала причинной его разрыва с Фрейдом. Хотя некоторые идеи, высказанные в ней, впоследствии были опровергнуты самим Юнгом, ценность предостережения этой книги огромна, ибо здесь Юнг предупреждает о необходимости «жертвоприношения ребенка» — то есть перед тем, как войти в мир архетипов, следует полностью разрушить инфантильные установки эго, принести себя в жертву. В противном случае для инфантильного сознания встреча с силами бессознательного могут обернуться безумием.
7) Так же имеет смысл очень внимательно изучить работу «Об отношении между эго и бессознательным». Эта работа является превосходной страховкой от возможной инфляции сознания, опьянения силой архетипического. Здесь превосходно описаны опасности, которые могут ожидать эго при встрече с бессознательным, а так же та единственная модель взаимодействия сознания и бессознательного, которая называется индивидуацией. Так же именно здесь Юнг окончательно опровергает односторонность фрейдисткой и адлерианской позиции.
7) «Синхронистичность». Эксперименты, проводимые Юнгом совместно с лауреатом нобелевской премии по физике Вольвгандом Паули, способны повергнуть в шок. В результате этих экспериментов наивный материализм оказывается низвергнут – между явлениями существует не только причинно-следственная связь взаимного отражения, как учит марксизм, но иная, более глубокая и тайная связь – связь смысла. Это открытие переворачивает все. Юнгу удалось невозможное – он научно доказал существование Дао и математически доказал правду астрологии.
8) Теперь, вооружившись знанием смыслов, вы можете рискнуть и погрузиться в сложнейшую проблематику взаимоотношения двух противоположностях. Речь, конечно, идет об одной из сложнейших работ Юнга «Aion». Здесь все: гностический символизм, единство Христа и Антихриста, парадоксальная зависимость астрологических циклов на события, происходящие в человеческой истории. «Эон» – это книга, взрывающая представление о реальности, если только у нас хватает сил её понять. Поскольку эта книга очень сложна, я рекомендую перед тем, как приступать к ней, ознакомиться с работой Эдварда Эдингера «Эго и архетип», которая написана несколько проще и готовит почву для восприятия сложнейшей системы «Эона».
Если вы достаточно хорошо знакомы с магией и оккультными традициями, то можете попытаться начать свое знакомство с Юнгом сразу с этой работы.
9) «Психология и алхимия». Название этой книги говорит само за себя, вы узнаете, как древние символы алхимии проявляют себя в сновидениях современных людей и в каком отношении находятся алхимия и религия. Чтобы найти свою Самость, современному человеку следует обратиться к богатству алхимического и гностического символизма – доказывает Юнг в этой работе.
Представления об алхимии как о дочери корысти и матери химии взрываются этой работой. Алхимия оказывается важной духовной, даже религиозной системой, компенсирующей односторонность христианского отрицания земного.
Впрочем, перед тем, как читать «алхимические» работы Юнга, я советую ознакомиться с трудом его прямой ученицы Марии Луизы Фон Франц «Алхимия». Эта работа написана предельно простым языком и на конкретных примерах рассматривает значение алхимических символов для психического, объясняя, почему именно алхимия особенно ценна для аналитической психологии.
9а) Если вас заинтересовала проблематика алхимического символизма, то вам имеет смысл прочитать несколько коротких работ Юнга, в которых он также обращается к этой теме: «Дух Меркурия», «Парацельс». Самое главное, что следует понять, читая эти работы, это то, что алхимия – не некая архаичная лженаука, давно ушедшая в прошлое, а живое и самое чистое отражение психологической динамики.
10) «Психология и религия». Очень важная работа, название которой говорит само за себя. В ней Юнг готовит почву для революционных идей, которые будут высказаны несколько дальше.
11) «Попытка психологического истолкования мифа о троице». «Вот трое, а где четвертый?» — вопрошает Гете в «Фаусте», повторяя извечный вопрос Платона. Архетип троицы, от Египта до христианства. Троица и четверица, интеграция четвертого элемента, объединения Бога и Дьявола в сосуде человеческой души – вот какие вопросы ставит Юнг. Здесь вопрос мировоззрения снова становится актуален, и мы начинаем понимать, как глубоко сходятся оккультное и юнгианское видение.
12) «Символы трансформации в мессе». Архетип причастия, от цивилизации майя до католической церкви. Читая, как Юнг разбирает символизм причастия, остается сожалеть, что он не знал о нашем, телемитском, гностическом причастии нового эона.
13) «Мистерия объединения». Самое подробное за всю историю исследование алхимического символизма. Касталия впервые публикует эту работу в Интернете.
14) «Ответ Иову». Однажды, за несколько месяцев до смерти, Юнг сказал удивительную фразу: «Если бы у меня была возможность переписать все написанное за жизнь, я бы это сделал, оставив неизменной только одну книгу – «Ответ Иову». Эта книга, является вершиной юнгианской метафизики, ставя вопрос вопросов – смысл человеческого существования. Юнг рискует дать очень дерзкий и нестандартный ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Но здесь я таинственно замолкаю, ибо и так сказано слишком много.
Подробнее идеи «Ответа Иову» развивает прямой ученик Юнга и кронпринц юнгианского анализа Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания», которую имеет смысл изучать параллельно «Ответу Иову».
К вспомогательным или специальным работам Юнга я отношу следующие труды:
1) Раннее (до разрыва с Фрейдом) исследование Юнгом шизофрении.
2) «Йога и запад». Этот сборник статей будет интересен тем, кто испытывал на себе очарование восточной философии. Хотя Юнг формально отрицал возможность прямого заимствования восточных практик западным человеком, восток всегда влек его своей тайной. Йога и запад, комментарий к тибетской книге мертвых, об индийском святом, к психологии восточной медитации, предисловие к и-цзин, комментарий к «тайне золотого цветка»…
3) Сборник «Психотерапия» содержит статьи «Цели психотерапии», «Некоторые принципиальные соображения относительно психотерапии», «Основные вопросы психотерапии»
4) Сборник «Психология и искусство» суммирует важнейшие работы Юнга, посвященные осмыслению художественного творчества. Как архетип проявляется в произведениях искусства? На какие категории можно разделить произведения искусства? Какова природа гения Пикассо, Джойса?
5) Узнать о юнговской теории сновидений и получить некоторые уточнения в теории бессознательного можно в сборнике статей «К вопросу о бессознательном». Какие есть подходы к сновидениям, как сновидения действуют на сознательный разум – это основная тема, которую освещает этот сборник. «Значение сновидений», «прошлое и будущее в подсознании», «функция сновидений», «анализ сновидений», «проблема типов», «архетип в символике сновидений», «душа человека», «значение символов», «излечение разлада», «практическое использование анализа сновидений», «психотерапия и мировоззрение», «умственное расстройство и психическое».
6) Сборник статей, известный в русском переводе как «Трансцендентная функция», расширяет понимание мировоззренческих аспектов юнгианства. «Трансцендентная функция» рассказывает об объединении противоположностей, «Нераскрытая Самость» описывает феномен индивидуации как отделения от матрицы коллективных ценностей, «Вотан» и «Борьба с тенью» описывают феномен нацизма с точки зрения динамики коллективного бессознательного.
castalia.ru