Какова роль полового воспитания и образования подростков – Половое воспитание подростков: ошибки и правила

Половое воспитание подростков: ошибки и правила

Половое воспитание подростков — горячая тема для педагогов и родителей. Девочки 9-10 классов уже приходят к школьному психологу с проблемами измен, любовных треугольников. Они начинают пробовать свою женскую силу, соблазняя то одного, то другого. Разберемся с этой темой, привлекая знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана…

2 1537 29 Июня 2019 в 11:20

Автор публикации: Татьяна Сосновская;
Екатерина Коротких

Половое воспитание подростков — горячая тема для педагогов и родителей. Девочки 9-10 классов уже приходят к школьному психологу с проблемами измен, любовных треугольников. Они начинают пробовать свою женскую силу, соблазняя то одного, то другого. Девочка-подросток ищет любовь, соглашается на секс с одним, другим, третьим, но постоянно разочаровывается и остается проигравшей. Уже в таком юном возрасте она страдает, так как ей кажется, что мальчики использовали ее.

Мы ошибочно пытаемся запретить, ограничить секс у подростков, а это невозможно — инстинкты сильнее запретов. Тогда мы пытаемся научить, «как правильно, чтобы без последствий». И это тоже не помогает. С одной стороны, хочется уберечь детей от ошибок, которые они могут совершить, от трагедий и катастрофических последствий, с другой — неправильными словами и действиями можно навредить, напугать или подтолкнуть к разрушающему поведению, убить зарождающееся чувство, обесценить саму любовь.

В деликатной теме полового воспитания мы часто больше руководствуемся своими страхами и проекциями, чем научными знаниями о психике и потребностях подростков. Мы боимся, как бы девочка не забеременела, мальчик не заразился, и забываем про то, что самой действенной прививкой от венерических болезней и ранних беременностей является нравственное воспитание и воспитание чувств. Обучение основам контрацепции и технике секса ни в коем случае не является основой полового воспитания. Мы можем и должны научить наших детей любить и чувствовать, испытывать радость от соприкосновения с душой другого. Тогда их интимные отношения будут только с тем, с кем нужно, и тогда, когда нужно.

Западные теории гендерных ролей, где сексуальное просвещение начинается с детского сада, чуждо нашему менталитету. «Родитель номер один» и «родитель номер два» вместо мамы и папы, книжки, где два принца полюбили друг друга и жили долго и счастливо, — для них рядовая ситуация. У нас другой менталитет. Поэтому следование советам западных психологов в вопросах полового воспитания детей и подростков наносит серьезный ущерб психике наших детей. Разберемся с этой темой, привлекая знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Какова роль полового воспитания и образования подростков для их будущего счастья

Чтобы ответить на этот вопрос, надо разделить понятия полового воспитания и полового образования.

Половое образование это:

  • рассказать на уроках биологии об устройстве половых органов,

  • о болезнях, передающихся половым путем,

  • о СПИДе и способах его профилактики,

  • о процессе оплодотворения и внутриутробном развитии ребенка,

  • а также о методах контрацепции.

Половое образование проводить нужно и важно. Главное — вовремя. При этом обязательно разделять аудитории юношей и девушек, чтобы они могли задать волнующие их вопросы без стыда и смущения.

Половое воспитание — это ни в коем случае не обучение механике секса, а целенаправленный и длительный процесс воспитания чувств. Когда мы, взрослые, задумываемся над этой темой, то чего хотим на самом деле? Хотим, чтобы наши дети были счастливы со своей второй половинкой, когда вырастут и найдут ее. И чтобы, как принц и принцесса из сказки, «жили долго и счастливо в любви и согласии». Мы не только хотим уберечь их от ошибок, мы желаем им счастья в отношениях. А могут ли возникнуть глубокие, сильные и прочные чувства без крепкой нравственной основы?

Ошибки полового воспитания подростков

Итак, какие ошибки, часто с лучшими намерениями, совершают взрослые в процессе полового воспитания детей и подростков и тем самым портят им судьбу, лишают их счастья парных отношений? Разберем главные из них. Это:

  1. Преждевременное пробуждение сексуальности.
  2. Пренебрежение нравственным воспитанием, обесценивание чувств.
  3. Отсутствие контроля информационного пространства.
  4. Так называемые уроки полового воспитания, рассказывающие о физиологии секса.
  5. Пропаганда гомосексуализма и теории гендерных ролей.
  6. Лояльное отношение к мату, употребление матерных слов.

Самая большая ошибка — преждевременное пробуждение сексуальности

Ребенок от 7 до 13 лет (примерное время полового созревания) находится в стадии латентной сексуальности. Задача его психики на этом этапе — нарабатывание опыта человеческих взаимоотношений, товарищеские связи, учеба, игра, спорт. На этом этапе закладываются такие важные компоненты психики, как совесть, эго-идеал, формируются самоуважение и навыки адаптации к окружающему миру. Пробуждение сексуальности до начала периода полового созревания разрушает еще несформированную детскую психику, затормаживает развитие души.

Чрезмерная сексуализация информационного пространства и так обеспечивает достаточную осведомленность наших детей относительно вопросов пола и деторождения. Новости, сериалы, ток-шоу, посты и ленты в соцсетях — это тот информационный фон, в котором живет ребенок. Он никуда не может деться от этой информации, и задача родителей на уровне семьи — не заострять внимание на сексуальных темах, а, наоборот, увлекать ребенка интересными занятиями и контролировать его информационное пространство с раннего детства, не допуская в него развращающий психику контент.

Гормональный всплеск, который переживают подростки, естественным образом пробуждает у них интерес к собственному телу, а также к теме взаимоотношений полов. И для того, чтобы подросток без вреда для себя смог справиться с подростковыми искушениями, очень важно заложить к этому времени в его душу нравственную основу, сформировать способность к глубоким чувствам в противовес желанию получить наслаждение немедленно. В эпоху гаджетов и клипового мышления задача эта чрезвычайно трудная, но подъемная.

Половое воспитание девочек подростков

Что бы ни говорили западные поборники гендерного равенства, мальчиков и девочек надо воспитывать по-разному. Свобода социальной реализации и свобода гендерной идентичности — это совершенно разные вещи. Мужчины и женщины отличаются и физиологией, и психически. Чтобы человеческий вид не вымер, природа устроила так, что мужчины и женщины в отношениях хотят не одного и того же. Мужчина хочет женщину — в прямом понимании этого слова. Его желание вдохновляет его на труд и на подвиг, ради желанной женщины он готов построить дом, вырастить сына, победить всех врагов и достать звезду с неба. Женщина хочет от мужчины прежде всего защиты и безопасности. Она готова его вдохновлять, быть для него красивой и заботливой — для того, чтобы под его крылом она могла родить и вырастить детей.

Да, бывают исключения. Да, в современном мире женщины стали более самостоятельными и уже не так нуждаются в защите, поэтому роли несколько сместились. И да, бывают разные мальчики и разные девочки. Если мальчик с нежной душой, ранимый и душевно хрупкий — это совершенно не значит, что природа ошиблась и поместила в мужское тело женскую душу. И наоборот, сильная, волевая, крепкая девочка — вовсе не мужчина в женском теле.

Нередко под видом полового воспитания девочкам подросткам транслируют совершенно противоположные смыслы. Под видом гендерного равенства вводят понятие сексуальной свободы, на самом деле называя сексуальной свободой сексуальную разнузданность.

Если уж мы говорим о сексуальной свободе, то для женщины — это свобода сказать «нет», когда не хочется, без чувства вины и последствий в виде насилия или психологического давления. Девочек-подростков надо учить говорить это женское «нет» твердо и с достоинством. Причем делать это надо так, чтобы не привить цинизм и неуважение ко всему мужскому полу, разделяя понятия любовь и влюбленность, желание к эмоциональной близости и половое влечение, чтобы, когда придет время, женщина могла сказать свое искреннее «да».

Очень важно разговаривать с девушками о таких понятиях, как девичья честь и женское достоинство. На примере героев фильмов, книг или на примере реальных ситуаций. К сожалению, массовый тренд, транслируемый в соцсетях, направлен на то, чтобы девушки подавали себя как сексуальный товар. Мужчины с удовольствием пользуются такими девушками, но женятся на других, на тех, в верности которых они будут уверены. Мужчина не может уважать и ценить женщину, которая ведет себя недостойно.

Любовь к чтению классической литературы — один из самых эффективных способов профилактики девиантного полового поведения подростков. Девушка, которая читала правильную литературу, никогда не пойдет на поводу простых инстинктов. Для ее запросов «просто секс» — это мизерное удовольствие. Поэтому она максимально защищена от ранних половых связей и нежелательной беременности — это вообще не ее проблема.

Половое воспитание мальчиков подростков

Чтобы воспитать из мальчика достойного мужчину, мало отдать его на спорт или научить чисто мужским занятиям из серии забить гвоздь или разобрать компьютер. Важно привить ему чувство ответственности, сформировать бережное и уважительное отношение к девушке, помочь осознать высокую значимость роли женщины и красоты целомудрия у девушек.

Конечно, все начинается с теплых и уважительных отношений в семье. Если мальчик не научился любить и уважать родителей, братьев и сестер, ему трудно будет полюбить другого человека. Для юношей особое значение имеет нежное отношение к матери. Обида на мать однозначно формирует плохой сценарий его будущих парных отношений. Такой юноша будет неосознанно выбирать легкомысленных девушек или подталкивать их к провокативному поведению. При этом каждый раз будет страдать от предательства, снова обжигаться и обижаться на весь женский род.

Мальчик в нашем менталитете — это желание быть героем, совершить подвиг. Показывайте, где истинный героизм, а где напускной. Родителям и учителям в школе поможет классическая литература и реальная история нашей страны, богатая настоящими подвигами и героями. Очень важно научить будущего мужчину подчинять пробуждающиеся половые чувства и переживания высшим интересам, интеллекту, воле, творчеству.

Также хорошо вовлекать подростков в социально-полезную деятельность — помощь школе в сборке мебели, посещение подшефного детского дома, участие в конкурсах социальных проектов. Помочь подросткам в их желании к самостоятельному заработку тоже важный шаг на пути к взрослой ответственности и самоорганизации.

А вот увлечение подростков современной музыкой часто носит откровенно деструктивный характер. Имеются в виду популярные в подростковой и даже детской среде рэп-исполнители, употребляющие в своих песнях нецензурную лексику, тем самым легализующие мат.

Как мат влияет на половое воспитание подростков

Впервые информацию о сексе дети получают в дошкольном возрасте, когда слышат мат от сверстника, обычно в возрасте шести лет, плюс-минус год, тогда же «узнаем» откуда берутся дети. Мат и секс — крепко связанные понятия, ведь любое матерное слово семантически — либо половые органы, либо акт соития. Узнать об этом от сверстников — нормально, природно. Когда же дети мат слышат в семье, то это подобно насильному навязыванию информации о сексе в грубой форме. Чувственно же дети воспринимают это как нарушение границ родитель-ребенок, словно он зашел в спальню к родителям и увидел соитие.  Психосексуальное развитие ребенка в таком случае притормаживается: он теряет чувство защищенности и безопасности, становится растерян, подавлен, испуган и часто вытесняет эти эмоции.

Кроме того, если подросток растет в атмосфере мата, он получает серьезные психологические травмы, что ставит под угрозу его будущую личную жизнь. Например, девочка в будущем может избегать близости, воспринимать секс как грязь и унижение, ей трудно будет довериться партнеру и почувствовать радость любви. Таким образом девушка, выросшая на мате, лишается огромной части того, что называется женским счастьем.

Публичный мат (от реперов и других «звезд») аналогично перечеркивает восприятие близости между мужчиной и женщиной как чего-то светлого и прекрасного. В еще не созревшей подростковой психике запускается процесс формирования отвратительных ассоциативных связей: «женщина — это телка», «отношения — это случка», кто груб, тот крут и т. д. Самые уязвимые перед влиянием мата оказываются дети, в силу возраста еще не получившие должного чувственного воспитания.

То есть ограждать ребенка от мата, развивать и воспитывать в нем чувства надо задолго до наступления подросткового возраста. Если подросток уже увлекается матерным рэпом, значит у него уже сформировались определенные фрустрации, которые и наполняет такого вида «творчество», запреты в этом случае уже не сработают. Можно только постараться увлечь его чем-то более интересным и перспективным для его будущего. Например, помочь поменять окружение, как вариант — записать на какие-то интересующие его онлайн-курсы или увлечь идеей овладения интернет-профессией.

Резюмируя, скажем, что половое воспитание в подростковом возрасте начинать, увы, уже слишком поздно. И чтобы сделать мальчика-подростка настоящим мужчиной, а девочку-подростка достойной женщиной, начинать надо гораздо раньше того времени, как у девочки начнет расти грудь, а у мальчика пробиваться усы.

Если вас интересуют подробности формирования сексуальности, если вы хотите помочь детям вырасти счастливыми, способным состояться в парных отношениях и в жизни в целом, приходите на вводные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Полезные статьи по теме:

Нарушения половой идентичности, или Как из мальчика не вырастить гея

Почему мальчик становится геем

Автор публикации: Татьяна Сосновская;
Екатерина Коротких

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

www.yburlan.ru

1.1 Половое воспитание молодежи. Репродуктивное поведение и его безопасность

Похожие главы из других работ:

Влияние алкоголя на организм человека

5. ОСОБЕННОСТИ АЛКОЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

Поводы первого приобщения к алкоголю разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита»…

Диагностика течки, полового возбуждения, охоты и овуляции у коров

1.1.2 Половое возбуждение

Половое возбуждение (общая реакция) — изменение в поведении самки, возникающее в связи с созреванием фолликула. Половое возбуждение проявляется более или менее ярко выраженной общей реакцией организма в виде беспокойства, отказа от корма…

Здоровье населения и методы его изучения

4.2 План мероприятий по обучению студентов «Антитабачное гигиеническое воспитание молодёжи»

А) Методом воздействия на группу лиц: 1. лекция, доклад; 2. групповая беседа; 3. групповая дискуссия; 4. групповое практическое обучение; 5. курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д…

Идеология здорового образа жизни молодого поколения

1.2 Здоровый образ жизни в глазах молодежи

Для подавляющего большинства молодежи «вести здоровый образ жизни» значит, заниматься каким-либо видом спорта и отказаться от вредных привычек. Представления молодежи о человеке…

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей

Умственное воспитание детей в игре.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи — тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности…

Проблема детского ожирения

5.2 Ожирение у детей часто нарушает половое развитие, может стать причиной бесплодия в старшем возрасте

Жировая ткань вмешивается в обмен половых гормонов. Накапливает их, превращает в менее активные формы. Известно участие жировой ткани в превращении женских половых гормонов в мужские…

Профилактика инфекционных заболеваний в детских дошкольных учреждениях

Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях

Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием…

Работа палатной медицинской сестры высшей категории

Гигиеническое воспитание населения

Гигиеническое воспитание населения — является одной из форм профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек, занятие спортом укрепляет здоровье, что позволяет избежать заболеваний органов дыхания…

Репродуктивное поведение женщины

Медико-социальные аспекты сексуального и репродуктивного поведения молодежи.

Переход от традиционной формы семьи с единством брачного, сексуального и репродуктивного поведения к современной сопровождался обособлением данных видов поведения: сексуального от репродуктивного и их обоих от брачного…

Репродуктивное поведение и его безопасность

1.3 Половое созревание девочек

Первый пубертатный период (12-14 лет) — быстрое развитие молочных желез и половых органов с одновременным ускоренным ростом тела. Этот период заканчивается началом менструации. У девочек иногда одна молочная железа растет быстрее другой…

Репродуктивное поведение и его безопасность

1.4 Половое воспитание мальчиков

У мальчиков можно выделить три периода полового созревания: Первый период соответствует возрасту 13-16 лет…

Санитарно-просветительная работа и медицинское обслуживание в дошкольном учреждении

1. Гигиеническое воспитание детей

Гигиеническое воспитание и обучение необходимо начинать с самых ранних лет. Основными задачами дошкольных учреждений являются: обеспечение оптимальных условий окружающей среды…

Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Острые инфекционные заболевания

1.2 Воспитание правильной осанки

Осанка — это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы)…

med.bobrodobro.ru

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

Репродуктивное здоровье — это состояние полного фи­зического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека.

Репродуктивная система — это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспро­изводства (деторождения).

Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и юношеском возрасте. Для того чтобы на свет появля­лись здоровые дети, каждый современный человек должен шить, как сохранить свое репродуктивное здоровье.

Пол человека закладывается уже в первые недели внутри­утробного развития плода. На восьмой неделе, когда плод ве­сит около четырех граммов, начинают формироваться поло­вые органы. Очевидные внешние отличия мальчиков и дево­чек — это результат работы половых гормонов, синтезируе­мых половыми железами. Мужские половые гормоны назы­ваются андрогены, а женские —эстрогены. Андрогены и эстрогены изначально присутствуют в организме противопо­ложных полов, однако способность к размножению достига­ется только по завершении процесса полового созревания.

Преобладание эстрогенов в женском организме обусловли­вает циклические процессы, осуществляющиеся при участии центральной нервной системы. Еще в период полового созре­вания у девочек за счет гормонов округляются контуры тела, увеличивается грудь, кости таза становятся шире — таким образом их организм постепенно готовится к выполнению бу­дущей функции воспроизводства.

Мужской организм за счет андрогенов крепче женского, хотя не всегда выносливее. Неслучайно важнейшую миссию вына­шивания ребенка природа возложила именно на женщину.

Если попытаться нарисовать психологический портрет обоих полов, то, видимо, они будут выглядеть следующим об­разом.

· Женщина: мягкость, терпимость, потребность в защи­те, эмоциональность, мечтательность, покорность. В от­личие от мужчины женщине не надо постоянно дока­зывать окружающим свою значимость, но она всегда ждет признания своей привлекательности.



· Мужчина: деловитость, рассудочность, напористость, авторитарность, стремление к самоутверждению. Он го­тов к постоянной борьбе, ищет признания своей силы, исключительности возможностей.

Половая принадлежность в значительной степени накла­дывает отпечаток на образ жизни человека. И все же в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопо­ставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете специфических особенностей в поисках гармонии социальных ролей, которые мужчины и женщи­ны играют в семье и обществе. Вряд ли в обозримом буду­щем развитие цивилизации и изменение социальных усло­вий смогут нивелировать биологические различия полов, предопределяющие индивидуальные особенности поведения, реакции и пр. Состояние репродуктивного здоровья во многом зависит от образа жизни человека, а также от ответственного отноше­ния к половой жизни. И то и другое влияет на стабильность «семейных отношений, на общее самочувствие человека.

Негативным фактором, влияющим на состояние репродуктивной функции, является нежелательная беременность. Нередко женщина стоит перед непростым выбором: родить ребенка или сделать аборт. Особенно сложно эту проблему решить в подростковом возрасте. Аборт, тем более при пер- ной беременности, может нанести серьезную психическую травму и во многих случаях даже привести к необратимым нарушениям в репродуктивной сфере. В то же время реше­ние родить часто ставит под угрозу дальнейшую учебу, дру­гие жизненные планы, поэтому каждая ситуация должна рас­сматриваться индивидуально и бережно. Для того чтобы та­кие ситуации происходили реже, подростки должны иметь зрелые представления о значении репродуктивного здоровья п о таком понятии, как планирование семьи.

Планирование семьи необходимо для реализации следую­щих задач:

Ø рождение желанных здоровых детей;

Ø сохранение здоровья женщины;

Ø достижение гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

Ø осуществление жизненных планов.

Многие годы планирование семьи сводилось к ограничению рождаемости. Однако прежде всего это обеспечение здоровья женщины, способной родить детей именно тогда, когда она сама хочет этого. Другими словами, планирование семьи — ото появление на свет детей по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи является международно признан­ным правом каждого человека.

Планирование семьи помогает супругам сознательно вы­бирать количество детей в семье, примерные сроки их рож­дения, планировать свою жизнь, избегая ненужных волнений и тревог.

Оптимальный возраст для рождения детей — 20 — 35 лет. Если беременность возникает раньше или позже, то она обыч­но протекает с осложнениями, и вероятность нарушений здо­ровья у матери и ребенка выше. Интервалы между родами должны быть не менее 2 — 2,5 лет; это позволяет женщине восстановить силы, сохранить свое здоровье и здоровье буду­щих детей. В этой связи следует еще подчеркнуть: аборт — это отнюдь не лучший метод регулирования рождаемости, его можно избежать, применяя современные методы контра­цепции (предупреждение нежелательной беременности).

Подросток не должен замыкаться в себе со своими пробле­мами. Он должен знать, что на помощь ему всегда готов прий­ти мудрый и тактичный взрослый.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятий «репродуктивная система» и «ре­продуктивное здоровье».

2. Укажите особенности психологических портретов полов.

3. От каких факторов зависит репродуктивное здоровье человека?

4. Что такое планирование семьи?

5. Какой возраст считается оптимальным для рождения детей?

6. Какова роль полового воспитания и образования подростков и мо­лодежи для сохранения репродуктивного здоровья общества?

 

megaobuchalka.ru

Половое воспитание подростков: девочек и мальчиков

Тема про половое воспитание подростков обсуждается давно и активно. Медики, педагоги, детские психологи, родители — все задаются одним и тем же вопросом: является ли насущной необходимостью обсуждение с детьми и подростками интимного вопроса? С какого возраста стоит поднимать в разговоре с ребенком тему сексуального воспитания? И кто должен в первую очередь взять на себя ответственность за половое просвещение детей — школа или семья?

Из года в год в интернете и реальной жизни ведутся жаркие дебаты за и против. Сторонники введения обязательного курса по теме сексуального просвещения юношей и девушек объясняют данную необходимость следующим образом:

— низкий уровень знаний у подростков по теме интимных взаимоотношений может стать причиной ранней беременности;
— высокий уровень ВИЧ-инфицирования, прочих венерических заболеваний у молодых людей видится проблемой, вызванной низким уровнем осведомленности по теме сексуальных взаимоотношений;
— подростков всегда интересуют запретные темы. Лучше просветить их загодя, чтобы исключить ошибки, которые дети могут получить, добывая знания «об этом» самостоятельно;
— даже встречается мнение, что нереализованное желание детей узнать все и сразу по проблеме подростковой сексуальности может стать причиной переориентации любопытства в сторону употребления наркотиков;
— сторонники обязательного полового просвещения в школах объясняют необходимость сексуального ликбеза подростков тем, что многие родители испытывают неловкость и неуверенность при обсуждении этих деликатных тем, стараются их избегать или отвечать весьма уклончиво, выдавая небылицы про аиста и капусту.

Последний пункт отозвался во мне воспоминанием об ощущении неловкости и стыдливости перед своим взрослым сыном. Мы вместе смотрели фильм, в сюжете которого содержалась эротическая сцена. По сыну было заметно, что и он ожидал скорейшей смены кадра.

Еще до знакомства с тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана я попыталась вывести его на разговор о вопросах интимных отношений между юношей и девушкой. На что мой сын дал дипломатичный, но однозначный ответ: «Мама, если ты чего-то не знаешь, спрашивай, я постараюсь тебе ответить». Это означало только одно: мой ребенок не хочет обсуждать со мной эту тему.

И как быть? Настаивать или пусть как-нибудь сам разбирается?..

Важные ответы я как родитель и педагог получила на тренинге «Системно-векторная психология».

Половое воспитание детей и подростков: не навредить, желая лучшего

Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал: «Никакие разговоры о “половом“ вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишают ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом».

Обладая знаниями, полученными на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», нельзя не согласиться с этими словами. Но будем последовательны.

Важно понимать, что сексуальность ребенка инфантильна. Это значит, что потребности и интереса к совершению соития с другим лицом в этот возрастной период у него нет. Детская мастурбация — это исследование своего тела на предмет определения его чувствительности, а не поиск возможности вступления в половой акт.
В случае если факт мастурбации обнаружился взрослыми, нельзя стыдить, а тем более запугивать ребенка угрозами, что у него все «засохнет и отвалится»! Эти слова, сказанные самым близким человеком, могут нанести ему тяжелую психологическую травму, последствием которой может стать невозможность в будущем создать парные отношения.

Ребенку не интересен смысл процесса соития как такового, даже когда он понимает различия между мужским и женским полом. Поэтому получение информации от взрослых об интимном процессе является для детской психики огромным стрессом. Он не готов воспринимать эти знания и тем более участвовать в обучении с использованием различных имитаций половых органов человека и иных атрибутов сексуальной тематики.

Трагедия «насильственного» полового просвещения в том, что оно может стать причиной задержки психо-сексуального развития ребенка.

В случае же, если родители берут на себя образовательную функцию «про это», нарушается древний запрет на инцест между близкими родственниками. Это табу надежно «вшито» в наше бессознательное, благодаря соблюдению этого запрета человеческий вид и ныне существует. Этим и объясняются моя неловкость во время совместного просмотра фильма с сыном и его однозначный ответ о нежелании обсуждать со мной темы интимных отношений.

Соприкосновение с этими темами вызывает неприятие и стыд с обеих сторон.

Дети должны узнать, откуда берутся дети, у сверстников, и это природно (естественно). От родителей узнают по запросу и в объеме вопроса:

— Мама, откуда берутся дети, я что-то не понял?
— От любви!

Родителям важно понимать, что ребенок в семье должен быть исключен из любых ситуаций, в которых он может стать свидетелем интимных сцен между матерью и отцом. Даже если он просто слышит «характерные» звуки, у него на базе природного табу сформируется устойчивое непринятие и отрицание сексуального влечения как такового, а его разбалансированное детское воображение «дорисует» и усилит негативные смыслы.

Матерное слово: что скрыто в смыслах?

Матерная речь, брань и ругань стала в нашей повседневной жизни, к сожалению, обыденностью. На мой вопрос в адрес подростков, да и взрослых людей, что есть матерное слово, чаще всего я получаю ответ: «Через матерное слово человек выражает силу своих эмоций». Еще бы! Ведь в матерном слове скрыт смысл силы животного желания.

Каждое матерное слово только на одну тему: о сексуальном. О самом интимном, скрытом от чужих глаз процессе чувственных ощущений между мужчиной и женщиной. Поэтому публичное употребление слов о том, что должно находиться в тайне между двумя людьми, вызывает внутреннее напряжение у того, кто их слышит.

Об этом не говорят прилюдно. На публичное употребление мата был наложен культурный запрет.

Употребление мата в речи взрывает этот запрет и вскрывает животные позывы. Публичный мат обесценивает чувственное переживание между мужчиной и женщиной, превращая интимную близость в животную случку. Наивысшее удовольствие, которое способен испытать человек во время соития, обесцененное матом, воспринимается как нечто отвратительное, опасное и нежеланное.

А если эти слова слышит ребенок от своих родителей? Что чувствует он?

Матерные слова, произносимые при ребенке, лишают детскую психику ощущения спокойствия и защищенности, в которых он нуждается. Когда ребенок слышит от родителя эти слова, он бессознательно воспринимает сказанное как инцест.

Этому я получила подтверждение в своей педагогической практике. В беседе девушка-старшеклассница рассказала, что испытала внутреннее ощущение тревоги, стыда и отвращения в момент, когда ее отец, находясь в сложной ситуации управления машиной, выругался матом, чего не позволял себе в обычной обстановке.

У детей и подростков, слышащих постоянную матерную брань из родительских уст, нарушается формирование правильного отношения к естественному процессу влечения между полами. Это может отразиться на качестве их взрослой жизни: от неспособности получать наслаждение в моменты близости вплоть до отвращения к акту соития.

Сексуальное воспитание через воспитание чувств

Какова роль полового воспитания и образования подростков, отведенная взрослым? Здесь может быть только один ответ: в понимании того, что такое сексуальность.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает единственно верное знание о сексуальности человека.

Сексуальность — это ограничения в мужском и женском. У мужчин это ограничение на сексуальное влечение (нельзя с детьми, подростками, чужими женщинами). У женщин — табу на сексуальное поведение, выраженное женской стыдливостью. Это значит, она привлекает одного, конкретного, а не всех подряд, чтобы мужчины в борьбе за право быть с женщиной не истребили друг друга. Эти ограничения оправданы и регулируют не только сексуальные отношения напрямую, но и отвечают за социальные коммуникации в обществе с целью сохранения и продолжения его существования.

Но сексуальность не базируется только на природных ограничениях. Сексуальность — это в первую очередь чувственность.

Половое воспитание мальчиков подростков и половое воспитание девочек подростков основывается на развитии и воспитании чувственных, душевных, доверительных проявлений в адрес других людей. В детях необходимо воспитывать желание и умение проявлять здоровые эмоции, сопереживать другим, выстраивать прочные эмоциональные связи.

Сексуальное воспитание — это воспитание чувств!

Ребенок, воспитанный в условиях развития душевных человеческих качеств, во взрослой жизни будет понимать ценность интимных отношений и уметь получать наивысшее наслаждение от близости с партнером, построенной на взаимном уважении и доверии.

Развитие и воспитание чувственной сферы формируется через чтение классической литературы. Особенную ценность имеет семейное чтение вслух детских сказок и рассказов на сострадание. Такое чтение укрепляет эмоциональные связи между родителем и ребенком и между братьями и сестрами через переживание общих эмоций.

Коротко о главном

В завершение перечислим основные моменты по теме полового воспитания детей и подростков.
Взрослым важно понимать, что:
— детская сексуальность до момента психического и физического созревания является инфантильной, то есть направленной на самого себя, и не является проявлением желания к половому акту;
— родители не должны быть инициаторами полового просвещения: тема сексуальных взаимоотношений между близкими родственниками табуирована;
— матерное слово, сказанное при ребенке, травмирует его психику;
— здоровая сексуальность — это чувственность, которая воспитывается через чтение классической литературы.

Объемное понимание вопросов, связанных с развитием и воспитанием детей, складывается на полном тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Эти знания важны и необходимы, потому что в детстве происходит развитие психики — то, какой будет будущая жизнь ребенка, зависит от того, насколько правильно мы смогли развить его природные свойства. Будущее счастье ребенка — в руках взрослых, которые его окружают.

Психологическая грамотная жизнь начинается на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Оксана Адамова
Корректор Далия Конышева

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология — все о детях

Комментариев: 0 Просмотров: 327
Теги: Всё о детях психология

svp.expert

Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков

15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.

Половое воспитание – это система мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи. Представление о том, что половым воспитанием надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания, неправильно, так как часть вопросов надо решать уже в детстве. Малыш вступает в мир не абстрактным дитятей, но будущим мужчиной или женщиной. Даже уход за ними не одинаков, а тем более – воспитание. Цель педагогических забот взрослых – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку – женщиной. Медики и психологи считают, что утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания влияет на семейную жизнь разрушающе.

Половое воспитание должно быть составной частью комплекса учебно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т.д. Необходима строгая дифференцировка полового воспитания в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей. Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подход со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, воспитателей. Неподготовленность и неосведомлённость подростков в вопросах пола нередко является причиной тяжелых жизненных ситуаций. Неосведомлённые в вопросах пола подростки часто пугаются и стыдятся физиологических изменений, происходящих в их организме. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным источникам, получая, как правило, искаженные сведения. В свое время В.Г.Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомлённости. Большую опасность несёт в себе и противоположная тенденция, характеризующаяся ростом сексуальной тематики в литературе, кино и на телевидении. В связи с этим очевидна роль полового воспитания в общей системе воспитания подрастающего поколения.

Половое просвещение заключается в ознакомлении детей с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни.

15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.

В процессе полового воспитания можно условно выделить несколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13 лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет.

Родителям необходимо знать, прежде всего, физиологические особенности развития ребёнка, то есть какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Надо знать также, что является нормальным в сексуальном (половом) развитии ребёнка (например, у мальчиков первого года жизни перед мочеиспусканием может наблюдаться эрекция (напряжение полового члена). С первых дней жизни ребёнка необходимо проводить туалет наружных половых органов. После каждого мочеиспускания ребёнка подмывают без мыла, после дефекации – с мылом. При этом девочек надо подмывать в направлении спереди назад. Необходимо прививать гигиенические навыки по уходу за телом, умению подмываться (с 5-летнего возраста), регулярному мочеиспусканию и опорожнению кишечника. Необходимо устранять раздражающие действия на эрогенные зоны (избегать ношения тесной одежды, лечить глистные инвазии). Формированию понятия половой принадлежности способствует то, что взрослые постоянно подчёркивают: это дядя, это тётя, это мальчик, девочка. В 3 года ребёнок заявляет: «Я мальчик» или «Я девочка». Он уже знает назначение многих органов тела. Дети в этом возрасте задают вопросы типа: «Откуда я взялся?» На эти вопросы следует отвечать, например, так (для матери): «Я родила тебя в роддоме» Можно привести сравнения из жизни животных. Излишняя детализация процесса рождения может пробудить в детях интерес к сексуальным подробностям. Не надо отказываться отвечать на вопросы, это лишь увеличивает интерес ребёнка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомлённых» лиц. Что касается вымысла и сказок, к которым иногда прибегают родители, то со временем наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям, стремление побольше узнать о скрываемой от них стороне жизни.

Важно добиться у ребёнка уважения ко всему, что связано с рождением, и, в первую очередь, почтительное отношение к матери. Ребёнку надо внушить, что он появился потому, что мать и отец любили друг друга и очень хотели его появления. С первых лет жизни необходим дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Мальчикам покупают одни игрушки, девочкам – другие. Игры детей разные. Мальчики чаще играют в войну, а девочки – в куклы. Воспитание сына – это, прежде всего, будущего мужа, отца. Если мальчик с раннего возраста с уважением относится к матери, бабушке, сестре, то впоследствии будет так же относиться и к девушке, жене. В семье отношение к мальчику должно быть строже, неудачи следует критиковать резче. Будущих мужчин с раннего детства необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. С раннего возраста важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогали выполнять более тяжелую физическую работу. У девочек же надо воспитывать правильное отношение к мальчикам, учить проявлять чуткость, заботливость. В дошкольном возрасте у девочек проявляется желание наряжаться, украшать себя. Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы хорошего вкуса, чувство меры. При этом половое воспитание тесно связано с эстетическим.

У детей в семье должны быть определённые обязанности. Мальчик, девочка после игры могут убрать игрушки в коробку. Чем старше ребёнок, тем сложнее обязанности.

К.Д.Ушинский указывал на то, что стремление некоторых родителей огородить своего ребёнка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей, приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями.

Родители должны внимательно следить за половым развитием ребёнка.

Одно из наиболее частых проявлений задержки полового развития у мальчиков – крипторхизм, когда одно или оба яичка находятся в паховом канале или брюшной полости. При этом очень важно начать лечение как можно раньше, так как крипторхизм приводит к перерождению ткани яичек и к бесплодию. Бить тревогу надо и в том случае, если яички будут прощупываться как очень маленькие горошины, что говорит об их недоразвитии.

У мальчиков может наблюдаться врождённое расширение вен семенного канатика (варикоцеле): в области мошонки появляется клубок выпячивающихся сосудов. Устранить это можно только хирургическим путём.

В первое время после рождения у мальчика внутренний листок крайней плоти как бы склеен с поверхностью головки полового члена. Такое состояние называется физиологическим фимозом и не должно вызывать опасений. На 2-м или 3-м году жизни ребёнка происходит самопроизвольное отделение крайней плоти от головки полового члена.

Однако у некоторых детей отверстие крайней плоти узкое и головка не обнажается. В этом случае требуется несложная операция – рассечение крайней плоти; если этого не сделать своевременно, могут развиться осложнения, например, парафимоз – ущемление головки полового члена вплоть до омертвения тканей.

При заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС), опухолях, эндокринных желез возникает преждевременное половое развитие мальчиков. Такие мальчики в первые 2-3 года жизни быстро растут, в 3-5 лет их рост может соответствовать росту 7-8-летнего ребёнка. Зоны костного роста закрываются раньше – в 8-10 лет, вместо 19-20 лет. Интенсивно развиваются мышц, фигура становится непропорциональной. Рано, с 2-3 лет начинает расти половой член, а размеры яичек могут отставать от возрастной нормы. Преждевременно появляется и огрубение голоса. При начавшихся признаках раннего полового развития родители должны обратиться к эндокринологу. При ушибе или ранении половых органов ребёнка надо показать врачу. Если у девочки при этом произошло повреждение девственной плевы родители, должны сохранить документ, выданный врачом.

На втором этапе –7-13 лет – дети, до того дружно игравшие вместе, чётко разделяются на два лагеря: мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себе половую (в социальном отношении) роль. В это же время формируется и характер. В этом возрастной период жизни ребёнка особую роль играют взаимоотношения родителей, которые воспринимаются им как образец взаимоотношений полов. В семьях, где мать требовательная, эмоционально сдержанная, а отец ласковый, уступчивый, девочки часто вырастают резкими, мужиковатыми, а мальчики – феминизированными. В играх детей этого возрастав нередко отмечаются мужское или женское социальное поведение: казаки-разбойники или дочки-матери и т.д.

Мальчик может играть в дочки-матери, но быть при этом отцом или сыном. Если же он легко соглашается на роль «мамы», «дочки», — над этим уже стоит серьезно задуматься. Но вмешиваться в детские игры не стоит, даже если они кажутся неприличными. Каждый 6-й ребёнок при игре в больницу, в доктора обнажает живот или ягодицы, каждый 8-й – половые органы. Педагогическое вмешательство может потребоваться только в тех случаях, когда в игре участвуют более старшие дети и подростки, которые могут оказать дурное влияние на детей. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками важно воспитать такие нравственные качества, как стыдливость, готовность оказать помощь. Необходимо формировать общие интересы (посещение музеев, театров и т.д.). Нередко в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникает чувство симпатии, влюблённости. В таких случаях не надо фиксировать на этом внимание ребёнка, лучше постараться переключить его интересы на книги, игры и т.д.

Третий период (с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков) – подростковый период, период полового созревания. К этому периоду подростки особенно девочки, должны приобрести все необходимые навыки ухода за собой. Мать должна подготовить девочку к появлению менструаций. Половое воспитание в этот период должно учитывать происходящие в организме подростка функциональные изменения. Этот возраст характеризуется усилением функции эндокринных желез, особенно половых, что, способствует постепенному пробуждению полового влечения.

Характер появления новых черт: стремление к самостоятельности, самоутверждению. У подростков особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому очень важно, чтобы представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей. Девочку в этот период следует подготовить к тому, что у неё появятся менструации, а мальчика – к появлению поллюций. Матери должны научить правилам туалета девочек при менструациях, ведение менструального дневника. Рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции – это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение правил элементарной гигиены.

Очень важно в период полового созревания оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности; решающую роль при этом имеют условия жизни в семье. Такие явления, как пьянство, безнравственное поведение взрослых формируют распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют эротические сцены в жизни, кино, литературе. Вредное влияние оказывает разрешение детям подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно не допустим алкоголь.

Основная цель полового воспитания подростков – воспитать в них моральную устойчивость к разным развращающим влияниям.

Четвёртый этап – половое воспитание подростков старшего школьного возраста (юношей и девушек) и окончивших школу должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов в нравственном, социальном и гигиеническом аспектах, изложения основ гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим, стремление к любви, ласке. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи, с чем нередко перенимают привычки взрослых (в том числе вредные: курение, употребление алкоголя). Молодые люди иногда чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола и в этот период важно тактично помочь им. Если жизнь молодых людей наполнена увлекательными делами, то чрезмерного интереса к вопросам пола обычно не возникает. В связи с этим важное значение в этот период имеет воспитание творческих наклонностей, занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоничному развитию организма. В юношеском возрасте между юношей и девушкой могут установиться дружеские отношения, что нередко пугает родителей и педагогов, которые иногда прибегают к всевозможным запретам, приводящим чаще всего к конфликтам. Вместе с тем, проявляя деликатность взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства. При половом воспитании юношей важно сохранить у них чувство нежного отношения к матери, что «если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев, сестёр…, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, уважение к девушке. В половом воспитании девушки необходимо большее внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», воспитанию чувства женского достоинства. Половое воспитание проводят родители, медработники, воспитатели и педагоги.

studfile.net

Половое воспитание подростков: советы психологов

Половое воспитание подростков — очень важный аспект, а порой и очень сложный для родителей. Которые порой думают, что это развратит их детей. Или считают, что ещё слишком рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Порой непереносимого.

Важность полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков включает в себя не только темы секса. Оно способствует гармоничному развитию ребёнка в личной и социальной сфере.

Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:

  • Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
  • Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
  • Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях. Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
  • Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
  • И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.

Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.

Особенности полового воспитания в разных возрастах

Ранний возраст

Психосексуальное развитие происходит сразу после появления на свет. Малыш реагирует на прикосновения, поглаживания и укачивания. В возрасте 6 месяцев его начинают интересовать части своего тела. Он только обнаруживает свою отдельность от матери и исследует себя. Поэтому трогает все, к чему достаёт. Не нужно пугаться, если половые органы исследует намного чаще. Это нормально, не стоит ругать и убирать руки.

В два года знает как все части тела называются. А в три уже отличает мальчиков от девочек не только по розовому цвету и бантикам. Может начать интересоваться, как попал маме в животик. Расскажите доступно и без подробностей, как появляются дети (от любви папы и мамы…). И ни в коем случае не выдумывайте про аистов и капусту. Иначе малыш подрастёт и потеряет доверие к вашим словам.

В 4 года происходит идентификация себя с мальчиком или девочкой. Может начать повторно трогать себя за гениталии, осознавая, что это приятно. Не стоит опять-таки его ругать, это пройдёт скоро. А вот при резкой негативной ситуации могут со временем развиться сложности сексуального характера. Ведь отложится в сознании, что это стыдно, грязно и некрасиво. Чувствуете неловкость — выйдите на минуту из комнаты.

Дошкольный и младший школьный возраст

В пять лет проявляется стеснение. С этого момента душ принимать ребёнок должен только с родителем своего пола. Если нет такой возможности — научите правильной гигиене половых органов, будет мыться сам. Или заходит в ванну трусиках, и снимает после того, как ему помогут помыть спину и голову.

В школьном возрасте активно могут с одногодками обсуждать темы секса. Это важный период, когда вы можете сформировать доверительные отношения. Объясните малышу, что в случае каких-либо вопросов на тему секса он может обращаться к вам. С девочками до 7–8 лет важно поговорить о менструации, иначе она испугается, когда это с ней впервые не случится.

Подростковый возраст

В этот период у детей происходит перестройка гормонального фона. И активно начинает проявляться половое созревание. У мальчиков сексуальное влечение выражено более ярко, они стремятся именно к совершению полового контакта. Им важно нравиться, влюбляться и получать романтические признания от парней.

О чём нужно рассказывать

В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:

  • Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой.
  • Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже.
    Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице.
  • Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз.
  • Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов.
  • Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются.
  • Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.

Как общаться об интимном

  • Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
  • По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями. Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
  • Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
    К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
  • Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
  • Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» — нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
  • Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
  • Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.

Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

marypop.ru

Половое воспитание подростков: методы, проблемы, книги

Ваш ребенок так долго оставался для вас самым маленьким и нежным созданием на всей земле. Но время идет неумолимо, и вот перед вами уже подросток, который заявляет свои права и желания, а кроме того, у него появляется множество неудобных вопросов. Менструальный цикл, первые и сексуальные фантазии, изменения тела и отношения с противоположным телом. Темы очень щекотливые, и большинство родителей предпочитает их избегать. Однако половое воспитание подростков – это крайне важный вопрос, а его игнорирование приводит зачастую к катастрофическим последствиям.

Первые изменения

Возраст, в котором они становятся особенно заметными, может быть различным. Для одних это 11 лет, для других — 14. В это время происходит активное развитие организма в целом. Существенно увеличивается масса тела и рост, возрастает работоспособность, активно развиваются все физиологические системы. Но активнее всего работают в это время железы внутренней секреции. Под их воздействием меняется даже поведение. Половое воспитание подростков нужно начинать как можно раньше, грамотно отвечая на все вопросы и не замалчивая интересующие его темы, чтобы не создать информационный вакуум.

Школа или родители

Это еще один важный вопрос. Сравнительно недавно половое воспитание подростков вообще не имело места. Информацию приходилось собирать самим детям по крупинкам, узнавая ее у старших товарищей. В результате она поступала в искаженном и не всегда полном виде. Сегодня общество наконец дошло до того, что крайне важно просвещать подростка не только в лоне семьи, но и проводить специальное обучение в рамках школьного воспитания.

Введение специальных предметов позволяет повысить уровень информационной осведомленности и дает возможность каждому подростку задать интересующие его вопросы. Таким образом, можно сказать, что половое воспитание подростков – это задача всего общества в целом. Именно поэтому сегодня создается столько информационных роликов, которые транслируются по телевидению. Они призваны в доступной и простой форме донести до вчерашнего ребенка самую важную информацию, которая ему так необходима.

На стыке физиологии и психологии

И мальчик, и девочка в свои неполные 14 лет становятся совсем другими, что часто является причиной тревог для заботливого родителя. Да и как не переживать, если ласковый и контактный ребенок вдруг начинает замыкаться в себе, отгораживаться, у него появляется собственная жизнь, о которой он ничего не хочет рассказывать. На самом деле он и сам не до конца понимает, что с ним происходит. Дело в том, что пубертатному периоду свойственен резкий гормональный всплеск. Именно благодаря этому происходит активное появление вторичных половых признаков, формирование конституционных особенностей тела, ломка голоса и все сопутствующие изменения с наружными и внутренними половыми органами.

Но это еще не все. Мальчик и девочка пока еще не знают, что именно происходит в их организме, поэтому все перемены могут пугать. Активность половых желез легко объясняет неустойчивость вегетативных функций и частые перепады настроения. Как видите, перемены в поведении вполне обоснованы. Повышенная активность половых желез в этот момент тоже играет свою роль. Гормонов выделяется столько, сколько не бывает даже у взрослого. При этом у подростка нет возможности для полноценной реализации этой энергии. Это выливается в грубость и упрямство. Не стоит обижаться, лучше всего научить ребенка адекватно реализовать на все в нужном русле. Помогут интересные занятия, спорт, активный отдых.

Задачи школы

Половое воспитание в школе у нас находится в зачаточном состоянии. Этому способствует тот момент, что большинство информации, которая связана с сексом, в нашем обществе является табуированной. Это пережиток советского прошлого, когда половое воспитание в школе сводилось к страничке в учебнике анатомии, где были нарисованы половые органы мужчины и женщины. Но и к этой информации не поступало никаких комментариев со стороны учителя.

Почему рекомендуется проводить работу именно в коллективе? Потому что есть возможность пригласить квалифицированных специалистов и экспертов, которые дадут информацию, которой каждый родитель в отдельности владеет не в полной форме. Либо если и владеет, то не умеет донести до подрастающего чада. Второй момент: эта информация сразу распространяется на весь класс, то есть у каждого из учеников формируется правильное представление о природе сексуальности. В результате им будет легче вести обсуждение за стенами класса.

Основные проблемы, которое решает половое воспитание в школе

  • В первую очередь нужно назвать заполнение информационного вакуума. Подростков всегда интересовали запретные темы. Однако искаженная или недостоверная информация чаще всего приносит больше вреда, чем пользы.
  • Профилактика проблем, которые несет в себе раннее начало половой жизни. Сегодня этот вопрос становится все более актуальным. Даже если сам факт раннего вступления во взрослую жизнь сохранится, крайне важно, чтобы соблюдалась безопасность для обоих партнеров.
  • Профилактика сексуального насилия. Половое воспитание девочек должно обязательно включать в себя информирование подростков о проблеме педофилии, чтобы сократить количество надругательств над ними со стороны взрослых мужчин.

Информационный блок

Не забывайте о том, что информация должна поступать своевременно и строго в необходимом объеме. В три года на вопрос «как я появился?» можно рассказать сказку про короля и королеву, которые очень любили друг друга и спали крепко обнявшись в одной постели. И однажды они поняли, что в животе у королевы кто-то появился. Он быстро рос, и скоро придворный врач сказал, что это девочка. Все очень обрадовались. А когда она выросла, то вышла на свет.

Обычно с поступлением в сад ребенок начинает понимать разницу между полами. И снова не стоит отмахиваться от подобных вопросов. Подтвердите, что половые органы устроены по-разному, у мальчиков похожи на краник, а у девочек — на щелочку. Пока этого будет достаточно.

Когда ребенок достигнет пятилетнего возраста, можно добавить немного информации о том, как он попал к маме в животик. Здесь уместно рассказать, что папа дал маме клеточку себя. Она соединилась с маминой клеточкой, и из нее развился ребенок. Если малыш увидел на улице собак или кошек в интимный момент, и у него вновь возникли вопросы, то можно придерживаться той же версии. Так животные передают друг другу свои клеточки, и скоро в животике у женской особи появятся малыши.

Возраст 8-9 лет считается оптимальным для первых разговоров о сексе. Это не говорит о том, что ребенка нужно посадить и выложить ему все, что вы знаете. Но, увидев рекламу прокладок, можно начать разговор с девочкой о том, что у нее скоро начнутся менструации и начнет расти грудь. Теперь она станет еще красивее и превратится в юную девушку. Мальчику муж может тактично рассказать о приближающихся поллюциях и ломке голоса. И снова нужно подчеркнуть, что это нормальное явление, и оно говорит о том, что у него с организмом все в порядке.

Примерно в 8-9 лет уже можно рассказать и о сексе. Объясните, что у половых органов есть серьезные названия – пенис и влагалище. Объятия и поцелуи очень приятны и для мужчины, и для женщины. От этого пенис увеличивается и его можно ввести во влагалище, как ключик. Из него выходят сперматозоиды, которые соединяются с женской яйцеклеткой и образуют новую жизнь. На эту основу в 13-14 лет можно будет наложить разговор о контрацепции и защите от венерических заболеваний. Главное – не сочинять сказок и небылиц, а разговаривать с ребенком серьезно и откровенно.

Что должны усвоить родители

Вопросы полового воспитания подростков кажутся нам такими щекотливыми в первую очередь потому, что с нами родители не вели подобных бесед. И до сих пор, хотя у нас у самих уже взрослые дети, заговорить про «это» кажется слишком неэтичным. Однако вы должны хорошо осознавать следующие моменты:

  • Личность и сексуальность неделимы. Это правило работает и в отношении полового воспитания, которое нельзя рассматривать в отдельности. Ребенка нужно просто правильно воспитывать, общаться с ним и отвечать на его вопросы.
  • Работа по половому воспитанию с подростками должна вестись задолго до того, как они достигли этого самого возраста. Все вопросы, которые задает ребенок, должны быть восприняты серьезно, а ответ на них построен максимально грамотно. Не нужно рассказывать трехлетнему малышу сказки про аиста. Достаточно сейчас сказать, что родители любят друг друга и поэтому в животике у мамы появился малыш. По мере его роста можно будет увеличивать количество информации.
  • На самом деле дать ребенку грамотное представление об интимной жизни не сложнее, чем научить любым другим вещам.

Основные правила для родителей

Все мы родом из советского детства, что накладывает свой отпечаток. Но на самом деле половое воспитание подростков родителями – это следствие правильно выработанных доверительных отношений. Дома его всегда выслушают, ему поверят и защитят. Если родители сумели на практике доказать, что они достойны этого доверия, то никаких проблем не возникнет и в будущем.

Второй момент – это личность самого родителя. Проблемы полового воспитания часто связаны с тем, что взрослому приходится встречаться со своими комплексами и проблемами, проводить над ними внутреннюю работу. И самое главное – это не передать их своему ребенку. Речь идет лишь об отношении к своему телу и процессу зачатия как таковому. Оно должно быть однозначно позитивным. В теле нет ничего плохого.

Ну и еще один момент: в процессе полового воспитания очень большую роль играет обстановка в семье. Нормальные, доверительные и теплые отношения мамы и папы способствуют естественному восприятию ребенком полоролевых различий между мужчинами и женщинами.

Педагогика полового воспитания

Конечно, далеко не все родители являются педагогами и психологами, поэтому этот аспект воспитания воспринимается с определенными сложностями. Более того, половое просвещение подрастающего поколения – это одна из самых слабых областей современной и, в частности, семейной педагогики. Не все родители, как и учителя, в полной мере понимают, что в него входит.

Гендерные проблемы полового воспитания подростков остро встают в неполных семьях, где родитель воспитывает ребят противоположного пола. Однако и семейная пара порой не может решить, кто будет разговаривать с дочерью или сыном на ту или иную тему. Однако главное здесь понять, что половое воспитание – это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого. Рассматривается этот вопрос с двух сторон:

  • Это составная часть нравственного воспитания. Если у ребенка четко сформированы такие понятия, как девичья честь, нравственная чистота, мужское достоинство, уважение к женщине, дружба и любовь, то считайте, что свою миссию вы выполнили.
  • Второй аспект – это социально-гигиеническая проблема, которая связана со здоровьем и самочувствием. То есть определенный минимум знаний просто необходим.

Именно полноценное раскрытие этих двух аспектов и подразумевает под собой половое воспитание. Темы должны подниматься по мере формирования интереса ребенка. Нельзя отделить половое просвещение от развития нравственных качеств.

Основные задачи, которые едины для семьи и школы

Программа полового воспитания подростков должна быть единой, поскольку она служит одним и тем же целям. Сегодня в нашем обществе наблюдается тенденция к ведению беспорядочной половой жизни, растет количество разводов. Причем сказывается на демографической ситуации это далеко не лучшим образом. Появившиеся и укрепившиеся понятия гражданский и гостевой брак вносят свою сумятицу в общую картину мира, которую и впитывают дети. Нет ничего лучше для формирования правильной модели мира и полоролевых отношений, чем модель крепкой и дружной семьи.

Исходя из этого, давайте сформулируем основные задачи, которые преследует половое воспитание подростков, и роль школы в этом вопросе:

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни и желания иметь настоящую, дружную семью.
  • Помощь в осознании своих потребностей и адекватных способов их удовлетворения.
  • Обеспечение ребят грамотной информацией, которая даст возможность понять, что с ними происходит и адаптироваться к изменениям.
  • Воспитание чувства уважения к другим людям, представителям мужского и женского пола.

Школа – это социальный институт, где мальчики и девочки учатся не только читать и писать, но и строить первые отношения с представителями противоположного пола. Поэтому педагоги не менее чем родители должны быть вовлечены в процесс. У них задачи даже глобальней, поскольку коррекция полового воспитания подростков, запущенного в семье, ложится на плечи именно школьного учителя или социального работника.

Основные направления полового воспитания

Мы уже рассмотрели основные задачи, в соответствии с которыми нужно строить работу как педагогам, так и родителям. Половое воспитание девочек в классическом понимании будет направлено на формирование понимания себя, как хранительницы семейного очага, традиций, продолжательницы рода. Мальчики учатся уважению к женщине, нежному и бережному отношению к ней, защите. Таким образом, можно сформулировать несколько направлений полового воспитания:

  • Полоролевое воспитание. Оно помогает формировать психологическую мужественность и женственность. Кроме того, именно в школе ребята учатся устанавливать эффективные коммуникации между собой, как представителями мужского и женского пола.
  • Сексуальное воспитание. Оно направлено в первую очередь на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций.
  • Подготовка к ответственному супружеству. В первую очередь здесь должны быть выработаны установки взаимно ответственного партнерства.
  • Подготовка к ответственному родительству.
  • Красной нитью здесь должна проходить идея здорового образа жизни. Она усваивается через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как алкоголизм и наркомания, от измен и сопутствующих им венерических заболеваний.

Методы полового воспитания подростков

Мы уже хорошо поняли, какие задачи стоят перед нами, чтобы будущее поколение нормально вышло во взрослую жизнь. При этом хочется заметить, что не так много требуется от родителей и педагогов, чтобы осуществить эти задачи. Основным инструментом является общение. В первую очередь нужно установить контакт с ребенком и заручится его доверием, а затем уже осуществлять процесс воспитания. Однако общение бывает разное. Сегодня мы выделим два основных, которые могут быть использованы:

  • Методы ориентирующего общения – это неспешные беседы и разъяснения в процессе общения. Самым эффективным способом такого общения является вариант вопрос-ответ. Обсуждение различных ситуаций и лекций – это еще одна форма осуществления воспитательных мероприятий.
  • Методы воспитывающего общения – это еще один большой раздел, который говорит о том, что человек в процессе воспитания не просто усваивает некоторые нормы и правила, но еще и испытывает некоторые чувства, которые и формируют психические новообразования. Половое воспитание нельзя сводить только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитания можно выделить прием положительных образцов полоролевого поведения, а также приемы одобрения и неодобрения. Однако действуют они лишь потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому правильный выбор средств воздействия и индивидуальный подход так важны.

Лучшие помощники

Большинство родителей сталкиваются с тем, что у них не хватает правильных слов и объяснений, особенно когда речь заходит про половое воспитание. Книга – это лучшее подспорье. Выбирайте хорошую энциклопедию и подарите ее подростку, когда ему исполнится 10-12 лет. Его интерес к запретным темам будет только расти, и когда он подойдет с вопросом о том, кто такой гей или трансвестит, всегда можно сослаться на книгу. Например: «В энциклопедии этот вопрос освящен лучше, давай посмотрим вместе».

Половое воспитание ребенка – это совместное путешествие в мир взрослых людей. Вы с самых первых дней его жизни учите малыша столь многим вещам, что для вас это является делом привычным. Все сложности, возникающие с половым воспитанием, связаны лишь с нашими собственными страхами и комплексами и стыдом. Не делайте акцент на этом, чтобы не передавать их ребенку. Отвечайте спокойно и точно. А чтобы ребенок не застал вас врасплох, заранее продумывайте возможные ответы на вопрос.

Не ждите, пока ребенок сам начнет задавать вопросы. В соответствии с возрастом, можно и самому начинать сложные разговоры в виде информационных сказок или неспешных бесед в самый подходящий для этого момент. А самое главное — это сформированное доверие между вами и ребенком.

Какие книги можно рекомендовать

На полках магазинов много литературы, но далеко не вся подходит для грамотного просвещения подростка. Причем есть книги, которые лучше всего читать родителям, чтобы уметь грамотно рассказать ребенку обо всем, что его интересует. Среди них можно отметить:

  • «От пеленок до первых свиданий» Д. Хаффнер.
  • «Откуда я взялся. Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет» В. Дюмон.
  • «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология». К. Верду.

Если вы хотите дополнительно дать возможность подростку самостоятельно почитать и найти ответы на вопросы, то рекомендуется купить ему книгу «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» издательства Clever. Подарив эту книгу, не забудьте сказать своему ребенку о том, что вы открыты к диалогу, и все, что он прочтет здесь, вы можете обсудить дополнительно.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *