Интроверсии: Что такое интроверсия и как с этим жить

Интроверсия | Мир Психологии

ИНТРОВЕРСИЯ

Интроверсия (англ. introversion; от лат. intro — внутрь + versae, versie — поворот; букв.: обращенность во внутрь) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов). Крайние степени И. характерны для аутизма.

К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. Интроверсия рассматривается как противоположность экстраверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Большинство людей получают средние оценки по шкале «экстраверсия-Интроверсия» (обычное название этой шкалы — «экстраверсия», «шкала Е»; от англ. extraversion). (Б. М.)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Интроверсия (лат. intro — внутрь, vertere — обращать, поворачивать)

– термин К.Юнга, обозначает созерцательное, пассивное отношение к происходящему вне себя, сочетающееся с преобладающим интересом к тому, что происходит в себе самом. Это может означать, что имеет место а) притупление восприятия внешних впечатлений либо б) обострение восприятия и усиление значимости субъективных впечатлений (фантазий, сновидений, грёз). Некоторые авторы крайней, клинически значимой степенью интроверсии считают аутизм (см.).

Термин интроверсия чаще употребляются с коннотацией расстройства, нежели термин «экстраверсия»

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Интроверсия — обращенность вовнутрь. Используется в теории личности для обозначения тенденции избегать социальных контактов и быть озабоченным своими собственными мыслями. Хотя это, возможно, «нормальная» характеристика, многие чувствуют, что крайние формы интроверсии граничат с патологией; например, аутизм. Любопытно, что в нашей культуре редко высказываются такие подозрения относительно крайних проявлений экстраверсии.

предметная область термина

ИНТРОВЕРСИЯ ПО АЙЗЕНКУ (лат. intrо — внутри). Категория. Личностная переменная в иерархической модели личности Х.Айзенка.

Специфика. Характеризуется рядом признаков. Среди них — настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться, холоден. Ориентирован на представления.

ИНТРОВЕРСИЯ ПО ЮНГУ (лат. intrо — внутри). Автор. К.Г. Юнг. Категория. Личностная ориентация. Специфика. Интроверт характеризуется как сознающий, думающий и судящий индивид.

ИНТРОВЕРСИЯ | ЭКСТРАВЕРСИЯ (introversion / extraversion) В 1921г. Карл Юнг в своей книге «Психологические типы» (Psychologische Туреп) ввел в обиход термины «интроверсия» и «экстраверсия».

Для Юнга интроверсия означала обращение либидо внутрь, а экстраверсия — направление либидо вовне. Один из самых популярных тестов личности, осн. на теории типов Юнга, — это Индикатор типов Майерс — Бриггс (MBTI). Интроверт — человек, разум и чувства к-рого обращены вовнутрь (т.е., имеют сильные связи с Я). Юнг полагал, что интроверт направляет либидо вовнутрь вследствие чувства неполноценности — идея, в чем-то схожая с воззрениями Альфреда Адлера. Интроверты достаточно замкнуты, избегают др. людей и интересуются прежде всего собой, особенно в периоды стресса.

Интроверт

самодостаточен. Осн. стимуляция интроверта идет изнутри, из внутреннего мира мыслей и рефлексий.
Интроверты часто скрытны, их трудно узнать близко, они склонны скрывать свои эмоции и не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь.
Экстраверты, напротив, ориентированы преим. на внешний мир, фокусируют свои суждения и восприятия на людях и обстановке.
Экстравертам придают энергию др. люди и внешние события, они склонны выражать свои эмоции, нуждаются в отношениях больше, чем в уединении, обычно дружелюбны, разговорчивы, легко сходятся с людьми.
Экстраверты могут казаться интровертам поверхностными, а интроверты экстравертам — замкнутыми.

Индекс экстраверсии-интроверсии (E-I) является одной из четырех дихотомических шкал теста MBTI. Др. шкалы — ощущение-интуиция (S-N), мышление-эмоции (Т-F) и суждение-восприятие (J-P). См. также Потребность в аффилиации, Индивидуальные различия, Оценка стиля жизни, Типы личности Б.М. Торн

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Связь творческого мышления и показателя экстраверсии-интроверсии у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 159.9 ББК SS

И. В. Фокина

СВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛЯ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ У ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается анализ связи творческого мышления с экстраверсией-интроверсией у подростков. В результате эмпирического исследования доказано, что чем выше показатель экстраверсии у подростков, тем выше значение переменных беглости и гибкости творческого мышления; и чем выше показатель экстраверсии у подростков, тем ниже значение оригинальности.

Ключевые слова: подросток, творческое мышление, креативность, беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, экстраверсия, интроверсия.

I. V. Fokina

RELATIONSHIP OF CREATIVE THINKING AND THE INDEX OF EXTRAVERSION-INTROVERSION IN ADOLESCENTS

The article deals with analysis of the relationship of creative thinking extraversion-introversion in adolescents. As a result of empirical research proved that the higher the extraversion in adolescents, the higher the value of the variables of fluency and flexibility, creative thinking, and the higher the extraversion in adolescents, the lower the value of originality.

Key words: teen, creative thinking, creativity, thinking fluency, flexibility of thinking, originality of thinking, extraversion, introversion.

Сегодня все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во многом зависят от количества творчески развитых личностей, от степени реализации их креативного потенциала, от их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем. От уровня развития креативности, качества и количества продуктов деятельности личности во всех сферах жизни зависит психологическое здоровье и степень реализации каждой индивидуальности. Поэтому эффективное решение проблемы развития креативности является залогом любой деятельности и лежит в основе нормального функционирования, как личности, так и общественного развития.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от

ISSN 2307-2447

29.12.2012 № 277-ФЗ, образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [3]. Из этого следует, что важность творческого развития человека определяется на государственном уровне.

Одно из современных требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ звучит как «сформированность способности к творчеству и созиданию, что предполагает формирование механизмов

развития творческих способностей детей и молодежи в контексте взаимодействия образования и культуры» [1].

В настоящее время в науке достаточно полно исследованы общие теоретические проблемы психологии творчества в работах А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова, вопросы общих и специальных способностей исследовали В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В. Лоунфельд, А. Осборн, Б.М. Теплов. Крупнейшими исследователями собственно творческого мышления в отечественной литературе являлись такие известные ученые как Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинина, Е.Е Туник, в зарубежной — этой проблеме были посвящены работы Дж. Гилфорда и П. Торренса. Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческого мышления были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, А.Н. Лука, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Л.С. Выготского.

Как правило, большинство исследований в этой области отражают взаимосвязь интеллекта и креативности, так же исследуются факторы, влияющие или способствующие творческому мышлению. Малоосвещенным остается вопрос о связи творческого мышления с личностными особенностями человека, которые определяются набором черт личности. Это и стало основанием для определения темы нашей работы (работа выполнена в соавторстве со студенткой Рыжковой И.Л.).

Цель работы — выявление связи творческого мышления и показателя экстравер-сии-интроверсии у подростков.

Объект исследования — творческое мышление подростков.

Предмет исследования — связь творческого мышления и показателя экстравер-сии-интроверсии у подростков.

Гипотеза — существует связь между творческим мышлением и показателем экстра-версии-интроверсии у подростков.

Творческое мышление входит в понятие творческих способностей. В зарубежной литературе творческие способности чаще всего соотносятся с понятием креативности. Креативность — это совокупность мыслительных и личностных качеств. Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. В основе творческого мышления лежит дивергентный способ мышления. Показатели творческого мышления определяются тремя факторами: беглость, гибкость, оригинальность.

Подростковый возраст является сенситивным периодом развития творческого мышления. В подростковом возрасте происходят резкие скачки в формировании и становлении личности. Возникновение самосознания на основе появившегося чувства взрослости; противоречия, вызванные подростковым кризисом, которые проявляются как реакции эмансипации, реакции группирования со сверстниками, реакции увлечения (хобби), изменения в когнитивной сфере — все эти личностные особенности подростков оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие творческого мышления.

По своей природе креативность так или иначе связана со спецификой контакта подростка со средой. Специфика взаимодействия со средой в психологической литературе наиболее часто определяется понятиями экстраверсии и интроверсии. Особенности экстравертов и интровертов оказывают влияние на развитие познавательной сферы, что может выражаться в различиях темпов умственной деятельности, показателей беглости, гибкости, оригинальности мышления и т.д. Таким образом, показатель экс-траверсии-интроверсии является одним из факторов направленности личности. Он обусловливает развитие потенциала личности в целом и в частности творческого мышления как одной из главных творческих способностей.

Для диагностики показателя экстравер-сии-интроверсии был использован личностный опросник Г. Айзенка «Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма», подростковый вариант.

Для диагностики творческого мышления использовались креативные тесты «Использование предметов», «Словесная ассоциация», «Выражение». Данные тесты разработаны Е.Е. Туник и являются модификацией тестов Дж. Гилфорда и П. Торренса [2]. В тестах показатели творческого мышления определяются тремя факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:

1) беглость (легкость, продуктивность)

— данный фактор показывает беглость креативного мышления, его можно определить по общему числу ответов;

2) гибкость — означает гибкость творческого мышления, то есть способность быстрого переключения. Этот фактор определяется числом классов (групп) ответов испытуемых;

3) оригинальность — или своеобразие творческого мышления, необычность взглядов на проблему. Он оценивается количеством редких ответов, необычным применением предметов или оригинальностью структуры ответа.

База исследования: МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Вологда. Эмпирическое исследование проводилось в феврале — марте 2013 года. В нем приняли участие 60 подростков, в возрасте 12-15 лет (в их числе 36 девочек и 24 мальчика), занимающихся в различных направлениях творческой дея-

тельности: изобразительной, хореографической, театральной, культурно-массовой.

Для статистической обработки данных нами был использован метод корреляционного анализа. В частности мы использовали непараметрический коэффициент корреляции М. Кендалла (т).

Таблица 1

Средние значения по тестам креативности

№ теста Общее число идей Число классов идей Число редких ответов

1 11 4 1

2 15 5 1

3 5 16 2

Как видно из Таблицы 1, в первом тесте подростки генерируют 11 идей, задействуют 4 класса идей и дают один оригинальный ответ в отведенную единицу времени — 3 минуты. Во втором тесте подростки дают в среднем 15 определений предмету, используют 5 категорий и дают один оригинальный ответ за 3 минуты. В третьем тесте за отведенное

время подростки составляют в среднем 5 предложений, 2 из которых можно считать оригинальными, при этом используют 16 различных слов.

Для расчетов коэффициента т мы использовали компьютерную программу обработки данных БРББ. Результаты корреляционного анализа представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа

№ и название теста Переменные (факторы) Значение коэффициента корреляции Кэндалла

«Использование предметов» Беглость т=0,226*

Гибкость т=0,251*

Оригинальность т=-0,304*

«Словесная ассоциация» Беглость т=0,313**

Гибкость т=0,294**

Оригинальность т=-0,248*

«Предложения» Беглость т=0,255*

Гибкость т=0,257*

Оригинальность т=-0,377**

* — р<0,05%

** — р<0,01%

Как видно из Таблицы 2, мы выявляли корреляционную связь показателя экс-траверсии-интроверсии с каждым фактором творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) во всех трех тестах. Опираясь на данные, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы.

В первом тесте «Использование предметов» была выявлена положительная связь между показателем экстраверсии-интро-версии и беглостью мышления (т = 0,226*). Это говорит о том, что чем более выражена экстраверсия у подростков, тем выше беглость творческого мышления.

Подростковый возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей и творческого мышления. На фоне формирующегося чувства взрослости у подростков появляется стремление выделиться из толпы сверстников, возникает ориентация на социальное одобрение. Беглость, как фактор творческого мышления как раз и включает в себя различающиеся идеи. Подростки, ориентированные на мир внешних вещей, предлагают большее количество разнообразных идей, ассоциаций за единицу времени. Вместе с тем подростки, ориентированные на внутренний мир, склонны проявлять меньшую беглость мыш-

ISSN 2307-2447

ления и соответственно дают меньшее количество ответов за единицу времени.

Мы полагаем, что наличие выявленной связи обусловлено различной степенью импульсивности. В подростковом возрасте импульсивность может проявляться как возрастная особенность в связи с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте.

Экстраверты более импульсивны, их характеризует способность действовать под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Они склонны легко справляться с задачами, которые требует быстрого принятия решения.

Интровертам присуща большая пассивность, как в поведенческом, так и эмоциональном плане, они склонны к выполнению монотонной работы, которая требует тщательности, детальности проработки и не имеет жестких временных ограничений, поэтому в целом у подростков с интроверсией показатели беглости мышления ниже.

Следующий фактор — гибкость мышления

— так же имеет положительную корреляционную связь с показателем экстраверсии-ин-троверсии (т = 0,251*). Можно судить о том, что экстравертированные подростки способны оперировать большим количеством категорий, легко переключаться с одного класса предметов на другой. Подростки-интроверты, напротив, характеризуются меньшей гибкостью мышления. Этот параметр творческого мышления позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблем от тех, кто проявляет ригидность в их решении.

Экстраверты ориентированы на мир внешних вещей, они активны, общительны, открыты всему новому. Соответственно подростки-экстраверты наблюдают и усваивают большее количество моделей поведения, они сталкиваются с большим количеством различных жизненных ситуаций, решают больше вопросов и поэтому у них шире категориальный аппарат, чем у подростков-ин-тровертов. Часто подростки с экстраверсией склонны браться за множество дел одновременно. В стрессовых ситуациях такие дети способны быстро мобилизовать свои силы для эффективного решения задач.

Для интровертов характерна медлительность, замкнутость, пассивность, а так же рассудительность, тщательность. В ситуациях, когда им предлагаются задания на время, такие дети могут проявлять регидность по показателю гибкости мышления, так как им нужно тщательно продумывать варианты решения задачи, в том числе и творческой. Более интровертированным подрост-

кам требуется достаточно длительное время для проработки и решения одного вопроса и глубокую погруженность в проблему, поэтому у них чаще будут возникать сложности с переключением внимания с одной категории объектов на другую. Как правило, таких подростков не стоит ограничивать жесткими временными рамками для успешного выполнения любого вида деятельности.

По следующему фактору — оригинальности мышления — так же выявлена корреляционная связь с показателем экстраверсии-интроверсии, только со знаком минус (т =

— 0,304*). Такой результат можно интерпретировать так: для подростков с экстраверсией характерен меньший показатель оригинальности, чем для интровертированных подростков.

Вероятно, это можно объяснить следующим. В подростковом возрасте возникают реакции группирования со сверстниками, образуются круги общения по интересам. Часто высокоактивные подростки примыкают к различным субкультурным течениям. Такие динамические процессы сопровождаются определенными формами поведения: подражанием своим идеалам, кумирам. Они ориентированы на социальное одобрение, немаловажное значение играет для них референтная группа. Так как экстраверты по своей природе более общительны, активны и беспечны, они могут поддаваться давлению окружающих, становиться конформными. Все это способствует шаблонности мышления. В нестандартной ситуации они используют всю ту широту моделей поведения, которые усвоили из окружающего мира. И соответственно для них не существует острой необходимости изобретать что-то новое, придумывать оригинальные варианты решения задач.

Интровертированные подростки, напротив, могут не обладать большим количеством образцов поведения, из-за низкой общительности и замкнутости такие дети могут не знать, как действовать в той или иной ситуации, и что немаловажно — они скорее даже не стремятся это узнать. При возникновении необычной, творческой задачи они создают решение как бы с нуля, исходя из собственного внутреннего мира. Такая погруженность «в себя» помогает продуцировать яркие, необычные идеи, которые отличаются от всех остальных. Таким образом, можно сказать, что погруженность в собственные идеи и замкнутость являются благоприятной средой для развития оригинальности у подростков-интровертов.

Доказательством оригинальности творческого мышления интровертированных под-

ростков может так же выступать тот факт, что оригинальность зависит от беглости мышления. Интроверты дают меньшее количество ответов в единицу времени, но эти ответы детальнее проработаны. Скорее всего, именно поэтому в нашей выборке оригинальные ответы чаще встречались у под-ростков-интровертов.

Для диагностики каких-либо признаков чаще всего оказывается не достаточно результатов одного теста. Поэтому в нашем исследовании использовались дополнительные тесты «Словесная ассоциация» и «Выражение». Результаты, полученные при обработке, так же подтверждают результаты первого теста. Была так же установлена статистическая связь между каждым их трех факторов каждого теста и показателем экстраверсии-интроверсии.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие связи демонстрирует влияние показателя экстраверсии-интроверсии на творческое мышление. Экстраверсия и интровер-сия, как свойства темперамента, являются врожденными характеристиками, поэтому их ранняя диагностика может позволить прогнозировать дальнейшее развитие творческого мышления. Так как интроверты имеют более низкие значения показателя беглости и гибкости мышления, следует своевременно выявлять таких подростков и целенаправленно развивать у них творческое мышление. С такой целью могут быть использованы специальные методы и приемы активизации мыслительной деятельности, например, такие как метод аналогий и альтернатив, метод «мозгового штурма», метод решения исследовательских задач и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савинов. Е. Образовательные стандарты и динамичность меняющихся реальностей [Электронный ресурс] / Е. Савинов. А. Кондаков // Просвещение. — 2010. — № 35. — С. 2. — Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/ bulleten/bul_35.pdf. (дата обращения: 18.10.2013).

2. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. — М.: Чистые пруды, 2006. — 30 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013).

REFERENCES

1. Savinov. E. Educational standards and dynamism of the changing realities. Prosveshchenie — Enlightenment, 2010, no.35. p.2. — Available at: http://www.prosv.ru/ebooks/bulleten/bul_35.pdf (accessed 4 December 2013).

2. Tunik E.E. Psikhodiagnostika tvorcheskogo myshleniia. Kreativnye testy [Psychodiagnostics creative thinking. Creative tests]. Moscow, Chistye prudy, 2006. 30 p.

3. Federal Law «On Education in the Russian Federation» 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 07.05.2013).

Информация об авторе Фокина Ирина Владимировна (Россия, Вологда) — Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Вологодский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Information about the author Fokina Irina Vladimirovna (Russia, Vologda) — Associate Professor, PhD in Psychology, Assistant Professor of the Department of Psychology. Vologda State Pedagogical University. E-mail: [email protected] mail.ru

Интроверсия социальная — определение, характеристика

Интроверсия – это свойство личности, характеризующее ее обращение на свой внутренний мир. Интроверсия в психологии впервые описана известным швейцарским психологом и психиатром Карлом Юнгом.

Интроверсия по Юнгу – это личностная ориентация на себя. Дословно понятие «интроверсия» означает «обращенность внутрь», что в свою очередь, значит предпочтение индивидом личного внутреннего мира доступного только ему, чем заинтересованность другими людьми. Интроверт считает свой мир богатым и созидательным относительно объективной реальности.

Интровертированная личность отличается высокой чувствительностью и впечатлительностью. Такие люди подвержены глубокому самоанализу и самокритике. Они обычно серьезные, размеренные, им чужда спонтанность действий, очень редко проявляют инициативу к общению. Они лучше предадутся личным размышлениям, нежели будут идти с кем-то на контакт. Но это не подразумевает, что они никогда совсем ни с кем не разговаривают. У них есть друзья, которые принимают их такими, какими они есть.

Характеристика интроверсии способствует тому, что такие люди практически незаметно выражают свои эмоции, их эмоциональное состояние всегда кажется стабильным, потому, что интроверты всегда погружены в себя, мысли и фантазии, все чувства и эмоции они переживают «в себе».

Карл Юнг сформировал гипотезу о явлениях экстраверсии и интроверсии и назвал их антагонистичными личностными качествами. Изучение обоих понятий продемонстрировало насколько широкими и всеобъемлющими они являются.

Экстраверсия и интроверсия – это те качества, по которым чаще всего оценивают человека. Сложилось так, что многие люди из-за недопонимания сущности понятия интроверсия, определение ему дают неправильное. Они придают интроверсии негативную окраску и отрицательную оценку. Это объясняется тем, что присущие черты интроверсии (необщительность, чувствительность, замкнутость) встречаются в некоторых психических расстройствах, поэтому у людей вызывают негативные ассоциации.

Интроверсия экстраверсия

Характеристика интроверсии и экстраверсии заключается в том, что это два крайних психологических качества, проявляющие сущность индивидуальности человека, ориентацию его психической деятельности или на внешний мир и все его составляющие объекты, или на явления и процессы своего внутреннего субъективного мира.

Типические характеристики интроверсии и экстраверсии выделяются вместе с более частными индивидуальными характеристиками и личностными особенностями, они были эмпирически описаны и выделены психиатром Карлом Гюставом Юнгом в его произведении под названием «Психологические типы».

В данной работе автор выделил два типа личности соответственно к их определяющему качеству: интроверта и экстраверта. Характеристика, с помощью которой происходит раздел на интроверсию и экстраверсию – это установка личности наружу или внутрь, что наблюдается в мироощущении человека или в реакциях на разнообразные внешние или внутренние импульсы.

Экстраверсия человека выражается в направленности его мыслей, чувств и деятельности наружу, то есть на взаимодействие с окружающими людьми и предметами внешнего мира. Экстраверт легко заводит новые знакомства, он бывает одержим общением с людьми, также он достаточно быстро и удачно приспосабливается к новым, непредвиденным ситуациям.

Экстраверты в большинстве своем импульсивные личности, темпераментные, они находятся в постоянном движении, с трудом переносят однообразность. У них есть чувство юмора, они любят смех и веселье, часто поверхностные и под влиянием настроения могут сделать то, о чем потом пожалеют. Экстравертированные личности открыты новому опыту, знакомствам с новыми объектами мира, ориентируются на приумножение связей с ними, позже могут оказаться под влиянием этих объектов или зависимости от них.

Карл Юнг определяет главный критерий, отличающий экстраверсию и интроверсию – это движение либидо (жизненной энергии) и его направление.

У людей с экстраверсией либидо направлено на окружающий мир, это выражается в том, что они предпочитают практические и общественные стороны жизни, взаимодействие с внешними объектами действительности.

Интроверсия по Юнгу, означает, что человек отдаёт предпочтение собственному внутреннему миру, своим воображениям и размышлениям. Фантазии замещают ему общение с внешним миром.

Человек, со свойствами экстраверсии склонен растрачивать свою энергию, направлять ее на внешние окружающие объекты, на взаимодействие с ними. Человек, с интроверсией, наоборот, старается накапливать собственную энергию и вводить ее во внутренний мир.

Экстравертированный человек стремится выплеснуть всю энергию в общении с окружающими, потратить её на те активности, которыми он занимается для того, чтобы быть в центре внимания у всех на виду, принимать активное участие в публичных выступлениях, эффектно появляться на многолюдных мероприятиях, вечеринках.

Свою энергию экстраверты получают от внешнего мира, от взаимодействия с его предметами, вещами, общения с людьми, от нахождения в потрясающих местах, от собственных действий в этом мире. Эти люди являются расточителями энергии. Если у них случаются долговременные периоды бездействия, когда они вынуждены быть в одиночестве и созерцать свой внутренний мир или общаться в очень узком кругу общения, у них пропадает ощущение жизни, они теряют ее смысл.

Экстраверты должны разбавлять свою головокружительную постоянную занятость периодами покоя, обычного бытия, поскольку они сами могут потеряться и забыться в пространстве и времени, что чревато проблемами с физическим и психическим здоровьем.

Личности с экстраверсией очень свободно самовыражаются, они любят общество, сконцентрированы на нем, поэтому часто становятся общественными деятелями и могут многое предложить социуму, поскольку всегда ориентируются на результат и эффективное действие.

Экстравертированные личности в состоянии одиночества или временного пребывания внутри себя, как будто угасают, им очень тяжело переносить подобное положение, это их угнетает. И для восстановления жизненной силы им нужно не так много – возобновить общение с людьми, заняться деятельностью, привлечь к себе внимание. Экстравертами часто являются люди общественных профессий – чиновники, различные управляющие, артисты, организаторы, конферансье, тамады и так далее.

В одно время Карл Юнг пересмотрел свою теорию экстраверсии-интроверсии и дополнил ее некоторыми аспектами. Он выделил некоторые самостоятельные факторы, точнее психологические функции, которые раньше вводил в состав экстраверсии и интроверсии – чувство, ощущение, интуиция и мышление.

Также Юнг перестал называть личностей экстравертами и интровертами, а начал говорить об экстраверсии и интроверсии преобладающей психической функции. То есть получается так, что психика личности может иметь одну из функций – чувство, ощущение, интуицию, экстравертированный или интровертированный способ мышления, и дополнительно к этим функциям в психике человека могут существовать и многие другие функции, которые в свою очередь, или будут вспомогательными или будут вытесняться.

Интроверсия это в психологии Юнга, характеристика, определяющая личность, как отстраненную от других, закрытую в себе. Личность с преобладанием интроверсии свою психическую энергию направляет внутрь себя самой, все ее мысли, действия и интересы ориентированные на собственное «Я». Именно поэтому человек с интроверсией имеет большую склонность к рефлексии, к беспрестанному анализу своего психического состояния, личностной критике.

Такой человек с большим трудом устанавливает контакты с окружением, в отличие от экстраверта он тяжело адаптируется в окружении, он проявляет закрытость ко всему, что находится вне его мира, у него слишком развиты защитные механизмы психики. Он с очень большим трудом подстраивается под правила и нормы, установленными внешними объектами.

Интровертированные личности почти всегда имеют серьезный или даже угрюмый вид, их редко можно увидеть с улыбкой на лице или радостными глазами, они выдержаны и педантичны, склонны к депрессии.

Позже теорию интроверсии и экстраверсии изучал психолог Г. Ю. Айзенк, он выделял факторы: экстраверсия интроверсия нейротизм (эмоциональная стабильность) и рассматривал их, как базовые характеристики личности. Для выявления качеств личности Айзенком была разработана методика «Описание личности», в которой графически изображались оси, на которых размещались черты: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, сочетание этих черт представляло основные характеристики личности.

Айзенк утверждал, что в основе проявлений интроверсии и экстраверсии имеются врожденные особенности ЦНС, которые обуславливают баланс процессов возбуждения и торможения. Так, для интроверсии характерно доминирование процессов возбуждения над торможением, а процессы торможения более свойственны экстравертам.

В актуальное время, характеристика интроверсии и экстраверсии используется достаточно широко в психологии, поскольку описание этих особенностей психики соответствует реальным и правдивым наблюдениям за поведением людей. Часто именно с помощью этих двух качеств – интроверсии и экстраверсии характеризуют личность человека, хотя на самом деле, немного неправомерно измерять личность только с помощью данных двух характеристик. К тому же, «чистые» типы экстраверсии и интроверсии встречаются очень редко, просто они могут быть более или менее выражены в структуре личности человека.

Современная психология проводит массу исследований с целью установления связей между описываемыми личностными качествами и особенностями психических, в большей степени познавательных процессов, определения соотношений значений характеристик интроверсии и экстраверсии с социальной активностью, развитостью социальных контактов и других аспектов.

Социальная интроверсия

Социально-психологическая неспособность личности развиваться и жить вне общества требует от нее актуализации базовых механизмов и движущих сил, непосредственной связи между людьми. Такая связь осуществляется посредством общения и взаимодействия в социальном существовании.

Речь идет о социально-психологических свойствах личности, определяющих ее способность к взаимодействию и сосуществованию в обществе, которые нужно учитывать и понимать.

Социальная интроверсия определение – это направление социальной активности, установление и поддерживание контактов с определенным, небольшим кругом людей, с перспективой поддерживать связи только с этими людьми на протяжении долгих лет.

Социальная характеристика интроверсии предполагает, что человек лучше будет поддерживать старые и проверенные отношения с людьми, нежели будет расширять свой круг ненужными и кратковременными знакомствами. И дело здесь совсем не в застенчивости или скромности, человек с интроверсией волне осознано предпочитает домашний уют и общество себя самого, нежели веселую вечеринку. Такой человек больше любит размышлять в одиночку, нежели делиться идеями и советами с другими.

Социальную интроверсию человека часто воспринимают за недоверчивость, застенчивость, пессимистичность, неприязнь. Но сам, интроверт на самом деле может быть очень доброжелательным, мудрым и рассудительным человеком, просто его состояние души такое, что ему лучше держаться в стороне от общества и событий, и ограничиваться кругом самых близких людей, дабы не расшатать положение вещей своего внутреннего мира.

Интроверту бывает на самом деле очень трудно приспособиться к внешнему миру, он не умеет налаживать контакты, от этого и стремится к уединению, чтобы не быть высмеянным или не показывать свою уязвимость. Иногда интроверсия человека приводит к тому, что он начинает искренне испытывать неприязнь к большому количеству людей, их сплочённости, способен обесценивать людей и предметы. Со временем такой человек вполне может стать отшельником.

У личности, имеющей свойство интроверсии, психологические механизмы проявляются через добросовестность, педантичность, недоверчивость, бережливость, осторожность, прямоту, умеренность, совестливость, честность.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Узнай себя: 4 типа интровертов

Что общего между Джессикой Честейн, Альбертом Эйнштейном, Махатма Ганди, Джоан Роулинг и Джонни Деппом? Оказывается, эти звезды – интроверты. И у вас с этими известными интровертами может быть намного больше общих черт, чем вы могли себе представить.

Если вы посмотрите на каждый аспект личности, вы заметите, что существует намного больше разных типов, чем просто интроверт или экстраверт. Тема интроверсии всегда интересовала ученых, что привело к бесчисленным исследованиям и социальным экспериментам.

Сейчас интроверсия, во многом благодаря книге Quiet («Сила интровертов. Тихие люди в мире, который не может молчать»), бестселлеру Сьюзен Кейн 2012 года, стала неким трендом в культурном аспекте. Когда-то эта, в большинстве случаев неправильно понятая, личностная черта считалась поведенческим дефектом. Теперь она – предмет дискуссии, повод для написания различных книг по поведенческому анализу, объект исследований ученых и «отмазка» многих знаменитостей-интровертов, которые не любят давать интервью. В книге Кейн прямо или косвенно обсуждаются плюсы и минусы быть интровертом.

И вот, что интересно: вскоре после выхода бестселлера, обычные люди без ученых степеней стали разглагольствовать об интроверсии. Тогда американский профессор психологии Джонатан Чик начал замечать некий парадокс: черты, которые многие интроверты определяли, как характерную для своего типа личности, отличались от его и большинства его коллег-академиков представлений об интроверсии. Все это заставило ученого копнуть чуть глубже стандартной схемы интроверт-экстраверт.

«Когда вы просите человека с улицы определить интроверсию, то он чаще всего назовет вдумчивость или спокойствие как характерную черту…», – сказал Чик.

И все же, по словам профессора, ни одна из этих черт не является частью определения интроверсии согласно научной литературе. В большинстве исследований психологии личности интроверсия определяется тем, чем она не является: экстраверсией. Если экстраверты – напористые и полные энтузиазма люди, которые процветают в высоко стимулирующей социальной среде, то интроверты – это их полная противоположность. Конец списка. Но то, что думают об этом интроверты, на самом деле не учитывалось.

По данным новых исследований в мире от 30% до 50% людей являются интровертами, и среди них замечены многие знаменитые актеры, музыканты, политики, ученые и просто влиятельные личности. Вдумайтесь в эти цифры: 30–50% — это довольно много. Не нужно быть математиком, чтобы понять, что в вашем окружении, серди подписчиков в соцсетях каждый второй или третий не просто может быть, а действительно является интровертом — человеком, который предпочитает тишину, размышления в спокойной обстановке и пребывание в одиночестве общению с большим количеством знакомых или не знакомых людей.

Какие особенности свойственны интровертам? Раньше выделяли:

  • боязнь выступать на публике;
  • застенчивость, которую часто воспринимают за недоверчивость;
  • пессимистичность;
  • неприязнь;
  • социальный аутизм;
  • желание спрятаться от человека.

Но это лишь неполная и не совсем корректная картина. Чтобы узнать, относитесь ли вы к группе экстравертов или попадаете в категорию одного из четырех типов интровертов, пройдите тест.

Пройдите тест

Тест странный и, кажется, бесполезный, но все же. Возьмите ватную палочку, ровно по центру привяжите к ней нитку и на 20 секунд прижмите один конец палочки к языку. Затем возьмите концентрированный лимонный сок, капните 5 капель на язык, проглотите слюну и снова прижмите палочку к языку, но уже другим концом. Потом поднимите ее за нитку и посмотрите, как она висит — горизонтально или кренится. Если та сторона палочки, которую приложили к «лимонному» языку, увлажнилась больше и перевешивает (то есть после лимона слюны выделилось больше, чем обычно) — поздравляем, вы интроверт.

Этот простой тест, разработанный немецко-британским психологом Гансом Айзенком еще в середине 60-х, актуален до сих пор. В его основе лежит предположение, что интроверты ярче реагируют на внешние раздражители, что проявляется и на физиологическом уровне. Конечно, в основном они способны реакцию контролировать, но в первую секунду у них зачастую возникает желание если не спрятаться, то как минимум отойти в сторону. То есть любой сильный вкус, яркий свет или громкий шум будет воздействовать на них быстрее, сильнее, чем на экстравертов. Скорость формирования возбуждения нервной системы у интровертов очень высокая, из-за чего эмоционально они могут запуститься буквально с пол-оборота, тогда как у экстравертов избыточная стимуляция тормозится быстрее и им необходим накал страстей и сильные впечатления, чтобы проявлять эмпатию.

В обоих случаях есть свои очевидные плюсы, но общество все-таки склонно отдавать предпочтение кипучим натурам, которые всегда в гуще событий. Скажите честно, с кем вам интереснее – с экстравертом, который громкий, деятельный, авантюрный и летящий, или с интровертом – тихим, закрытым, сдержанным? Скорее всего, ответ будет «с первым», и с такой же долей вероятности второго вы посчитаете нудным, заносчивым, асоциальным и даже немножко не в себе (в этом контексте – чересчур в себе). Интровертность всегда воспринималась как темная и скучная сторона экстравертности, тень, без которой не существует самого интересного, но, как и любое упрощение и делении на «хорошее» и «плохое», это определение не отражает сути. А если разобраться в теме обстоятельно, то станет понятно, что интровертность – совсем не такая безликая, тревожная и серая, как кажется.

Психологи уже давно пришли к выводу, что «чистых» типажей нигде не существует. Нет ни полностью закрытых, ни полностью открытых людей (конечно, в случае с психическими заболеваниями своя история) и вообще большинство из нас – амбиверты, то есть что-то среднее. Но даже если интроверсийные черты проявлены у вас довольно ярко, просто назвать вас интровертом недостаточно – для полноты картины лучше разобраться, к какому из подтипов вы относитесь и чем именно продиктовано желание побыть в стороне. Разделение на группы не так давно предложил Джонатан Чик: вместе со своими аспирантами он провел ряд исследований, в ходе которых опросил 500 человек, и в итоге вывел четыре типа интроверсии.

читайте также

Социальный интроверт

Этот подтип идеально ложится на стереотипное представление об интровертах. Такая личность не очень-то любит компании, старается бывать среди как можно меньшего количества людей, а то и проводить время в одиночестве. И тут дело совершенно не в том, что человек болезненно застенчив или закомплексован – ему просто хочется остаться дома и почитать книгу. И это не бегство от общества, просто ему так комфортнее.

Мыслительный интроверт

А это уже совсем другая история. Мыслительные интроверты не сторонятся компаний, легко общаются, но при этом они интроспективны и склонны к рефлексии. Иногда они настолько глубоко погружаются в воспоминания и воображаемый мир под названием «а что, если бы», что могут запросто в нем заблудиться. Профессор Чик говорит, что мыслительные интроверты ни в коем случае не невротики, они просто очень творческие ребята и большие фантазеры.

Тревожный интроверт

В отличие от социального, тревожный интроверт будет искать уединения потому, что ему среди людей действительно неуютно и неловко. Он болезненно воспринимает любое внимание к себе, ведь ему кажется, что оно обязательно связано с какой-то критикой. Казалось бы, наедине с собой тревожный интроверт должен почувствовать себя лучше, но нет – он постоянно возвращается в прошлое, снова и снова переживает неудачи (в том числе и воображаемые) и вечно корит себя.

Сдержанный интроверт

Он несколько раз подумает, перед тем как что-то сделать. Сложно сказать, быстро ли он едет, но запрягает долго, это факт. От этого интроверта не дождешься импульсивных действий или спонтанных решений, и прежде чем что-то начать, ему нужно хорошенько раскачаться.Кстати, чтобы понять, к какому типу интровертов принадлежите именно вы, можно пройти короткий тест по модели Чика, и по его результатам будет составлена понятная диаграмма, раскрывающая вашу интроверсийную сущность.

Реализоваться социально вне зависимости от типажа помогут следующие 4 совета:

1. Оставляйте время на перезагрузку

Интровертам нужно давать себе отдых. Если вы будете работать без остановки, то очень скоро энергия закончится и продуктивность сойдет на нет. Общение тоже может выматывать, поэтому не забывайте устраивать себе небольшие перерывы – от 15 минут в течение дня до длинного уикенда раз в месяц.

2. Ваш козырь – умение слушать

В то время как большинство людей намного больше говорят, чем слушают, умение спокойно выслушивать собеседника – огромный плюс, особенно в бизнесе и личных отношениях.

3. Влейтесь в коллектив

Хочется или нет, нужно научиться работать в коллективе и стать частью общего и публичного. Выступайте на конференциях, давайте интервью, участвуйте в различных мероприятиях в рамках своей профессиональной сферы, будьте среди людей. Самое сложное – начать.

4. Поручайте экстравертам часть работы

Если определенные действия вам как интроверту совершать некомфортно, поручите выполнение этой задачи тому, кому это будет в радость. Бизнес, которым управляют одни лишь интроверсивные личности, скорее всего, не сможет процветать, гораздо правильнее будет найти партнера или нанять людей, которым нравится активная деятельность, направленная вовне.

Вопреки стереотипам, интровертам совершенно необязательно идти в профессию, далекую от коммуникации и больших коллективов, и знаменитости-интроверты яркий тому пример. И если ученые (вроде Альберта Эйнштейна и Исаака Ньютона) и бизнесмены в сфере технологий (те же Илон Маск, Марк Цукерберг и Билл Гейтс) смотрятся в образе гениев-одиночек органично, то актеров и поп-звезд представить в их числе сложно. И тем не менее, Харрисон Форд, Клинт Иствуд, Кристина Агилера, Джонни Депп, Элтон Джон, Мэрил Стрип, Леди Гага и десятки других звезд называют себя самыми настоящими интровертами. И на самом деле это только подтверждает классификацию, предложенную Чиком.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и не пропускайте самые полезные материалы от Beauty HUB!

читайте также

Исследование экстраверсии — интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)

Вводные замечания. Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию – интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности – психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, – проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения – торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто  погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и  адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.

Круг «Айзенка»

Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы – А и В, которые могут применяться как одновременно – для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени – для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.

Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии – интроверсии, еще 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые  личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э – экстраверсия, Н – нейротизм, Л – ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

 Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом средненегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку.

При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12-среднее значение, >15(больше или равно) -экстраверт , >19(больше или равно) -яркий экстраверт, <9(меньше или равно) – интроверт, <5 (меньше или равно) – глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 – среднее значение нейротизма, >15 (больше или равно) – высокий уровень нейротизма, >19 (больше или равно)-  очень высокий уровень нейротизма, <7 ( меньше или равно) – низкий уровень нейротизма.

Ложь: <:4 (меньше или равно)- норма, > 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.

Ключ

Экстраверсия – вопросы: 1,3,8, 10, 13, 17,22,25,27,39,44,46,49, 53, 56 – ответы «Да»; вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41,51 – ответы «Нет».

Нейротизм – вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,

38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 – ответы «Да».

Ложь – вопросы: 6, 24, 36 – ответы «Да»; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 – ответы «Нет».

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество ……………….

Возраст………………… Образование…………………….

Ответный лист

Номер

Ответы

Номер

Ответы

Номер

Ответы

№ п/п

да

нет

№ п/п

да

нет

№ п/п

да

нет

1

20

39

2

21

40

3

22

41

4

23

42

5

24

43

6

25

44

7

26

45

8

27

46

9

28

47

10

29

48

11

30

49

12

31

50

13

32

51

14

33

52

15

34

53

16

35

54

17

36

55

18

37

56

19

38

57

∑:

Э=

Н=

Л=

Опросник Айзенка

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Тест для оценки интроверсии и экстраверсии

ТЕСТ

Ф. И. О. оцениваемого ____________________________________
Возраст (полных лет)

____________________________________

Должность

____________________________________

Подразделение

____________________________________

Дата заполнения

____________________________________

 

Инструкция

В зависимости от того, согласны ли вы с утверждениями, представленными ниже, ответьте «Да» или «Нет».

Тестовое задание

Вопрос Ответ
Да Нет
Группа А
1 Ваш день богат событиями: вы можете посмотреть два фильма, спектакль,  прочитать книгу и прийти только на одну из пяти назначенных встреч    
2 Отсутствие в доме радио, телевизора и телефона производит на вас  удручающее впечатление    
3 Количество ваших друзей и знакомых постоянно растет    
4 Вы легче запоминаете лица, случаи, биографии, чем даты, формулы и чужие  мысли    
5 Вы любите веселые компании и совершенно беспомощны перед лицом  одиночества    
6 Вы любите шутить, обсуждать свежие сплетни, рассказывать анекдоты. Как  правило, вы не конфликтны    
7 Вы любите выступать перед публикой и предпочитаете находиться в центре  всеобщего внимания    
8 Вы всегда в курсе всех последних событий    
9 Вы быстро сходитесь с незнакомыми людьми, хорошо ориентируетесь в  незнакомой ситуации    
10 Ваши решения очень часто скоропалительны    
11 Поездки в другие города доставляют вам большое удовольствие    
12 Вы не в состоянии осуществить и десятой доли всех ваших планов, намерений  и идей    
13 Вам не очень нравятся постоянно беспокоящиеся о вашем здоровье люди,  особенно если вы их об этом не просите    
14 Для вас жизненно необходимо производить хорошее впечатление на окружающих    
Группа Б
1 Важное для вас решение может быть изменено или отложено под влиянием  различных событий    
2 Вам приятно предаваться воспоминаниям. На вас производит сильное  впечатление просмотр хорошего спектакля, фильма    
3 У вас немного друзей, вас не привлекают незнакомые компании    
4 Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, подробности часто  ускользают от вас    
5 Громкий шум, смех, музыка раздражают вас    
6 Вы предпочитаете носить только те вещи, которые, на ваш взгляд, вам идут,  пусть даже их будет немного    
7 Вы любите фотографироваться, вам нравятся украшения и красивые сувениры    
8 Вы любите готовить    
9 Вы предпочтете компанию, где можно остаться незамеченным (уединиться), той,  где постоянно нужно быть у всех на виду    
10 Вам трудно быстро приспособиться к новой обстановке, ситуации, коллективу    
11 Вы достаточно принципиальный человек    
12 Вы ипохондрик. Постоянные мысли о своем здоровье и страх заболеть угнетают  вас    
13 Вы способны долго обдумывать занимающий вас вопрос, прежде чем принять  окончательное решение    
14 Иногда вас считают немного странным, но вы не обращаете на это внимания    

Спасибо!

Ключ к тесту оценки интроверсии и экстраверсии

Описание

Знаменитый психолог г. Юнг делит людей по типу характера на две большие группы: экстравертов (обращенных наружу) и интровертов (обращенных внутрь). Каждому типу присущи определенные черты характера, как положительные, так и отрицательные.

Тест оценки интроверсии и экстраверсии позволяет выявить склонность сотрудника к одному из двух основных способов познавать и анализировать окружающий мир, а также проявлять себя в отношениях, в том числе рабочих.

Ключ к тесту

Если в анкете больше положительных ответов на утверждения группы А, оцениваемый ярко выраженный экстраверт, если группы Б – интроверт.

Если количество положительных ответов в обеих группах приблизительно одинаково, оцениваемый – амбиверт и для него характерны признаки как одного, так и второго типа.

Интерпретация результата

Экстраверт любит открытую активную жизнь. Про него можно сказать, что он, проявляя инициативу, всегда в какой-то мере лезет на сцену. Но лезет не столько для того, чтобы его видели, сколько для того, чтобы он сам мог видеть и оценивать больше объектов. Он с удовольствием оценивает и выдвигает других.

Интроверт не выдвигает ни себя, ни тем более других. На каждого, кто активнее его, смотрит как на занимающегося саморекламой. Ведь в глубине души он тоже стремится к большей активности, но проявлять инициативу, пока от него этого в каждом конкретном случае не потребовали, не может. Боится быть неуместно активным.

Экстраверт действует, чтобы стать более ценным и нужным обществу. Быть более качественным объектом. Если можно – незаменимым.

Интроверт действует только в силу необходимости, выполняя долг и обязанности.

Экстраверты не любят долга и обязанностей – любят ответственность. За все, что кругом творится, они чувствуют ответственность, которая их активизирует, заставляет действовать. Принимают ответственность за работу, людей и за все, что угодно. А вот понятие долга, обязанности для них ассоциируется с насилием.

Интроверты не любят ответственности – любят обязанности. С удовольствием выполняют то, что считается их долгом и обязанностью, что позволяет быть активным, и всячески стараются уйти от того, что называется ответственностью. Само слово «ответственность» напоминает приговор, наказание.

В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их расшевелить, доволен, когда это людям нравится. Если не на кого обращать свое внимание – скучно.

Интроверт ждет, когда на него обратят внимание. Если его никто не замечает – скучно.

Экстраверт – инициатор, вдохновитель и организатор.

Интроверт прикрывает тыловые позиции – заканчивает начатые другими дела, если даже вначале и не проявлял энтузиазма. Он более скромный и спокойный, менее верит в значительность и важность того, что делает, более самокритичен. И более эгоцентричен.

Каждый экстраверт отличается определенным беспокойством чувств, определенной активностью, чем-то, что его гонит действовать в ситуациях, в которых интроверт лишь наблюдает. Наблюдает, создавая при этом впечатление погруженности в самого себя. Но сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения между субъектами и объектами внешнего мира. Если интроверт в своей погруженности о чем-то размышляет, то не о проблемах своей внутренней жизни, а о проблемах взаимоотношений с другими объектами и субъектами.

Связь признака экстраверсия–интроверсия с общительностью–коммуникабельностью

В классической психологии принято считать, что экстраверты – это общительные люди, а интроверты – замкнутые. Но на самом деле логические экстраверты и этические интроверты имеют примерно одинаковый уровень коммуникабельности. Просто этические интроверты, считая себя общительными людьми, принимают себя за экстравертов. И наоборот, логические экстраверты могут принять себя за интровертов, поскольку имеют ограниченный круг близких знакомых.

Этические интроверты, несмотря на то что они интроверты, благодаря наличию этики весьма контактны и нацелены на человеческие отношения, особенно неформальные, неофициальные. В своей компании они могут быть общительными и разговорчивыми, а иногда даже быть душой этой компании. Напротив, логические экстраверты, несмотря на то что они экстраверты, тем не менее в неформальной обстановке могут быть необщительными и неконтактными. Другое дело – производственная сфера: здесь они активны и могут иметь большое количество контактов. В этом состоит один из подводных камней при определении признака экстраверсия–интроверсия.

Для экстраверта внешний мир – объект, а сам экстраверт – субъект. Внимание экстраверта обращено на внешний мир и его объекты. Ему важно качество внешнего мира и его объектов. Экстраверт настроен на изменение качества объекта, изменение его свойств. Поэтому экстраверт изменяет внешний мир и его объекты, так как от их качества зависит отношение самого экстраверта к ним.

Для интроверта внешний мир – субъект, а сам человек – объект. Внимание интроверта обращено внутрь себя, в свой внутренний мир, в котором отражаются его взаимоотношения с другими объектами (в т. ч. людьми) с помощью возникновения мыслей, чувств, ощущений, событий. Именно через них интроверт дает оценку объектам внешнего мира в виде своего отношения к ним (правильное, хорошее, приятное, своевременное).

Для интроверта очень важны его отношения с миром, с его субъектами. Интроверт меняет себя самого, свои внутренние и внешние качества. Так как от них зависит отношение мира, его субъектов к нему самому, которое для интроверта имеет первостепенное значение.

Для экстраверта важно качество объекта. Ему важно, как мир его оценивает как объект, и не важно, как мир к нему относится, хорошо или плохо. Для экстраверта отношение к объектам зависит от их качества.

Экстраверт: если объект качественный, то к нему надо хорошо относиться. Если я качественный объект, то ко мне надо хорошо относиться.

Для интроверта важно отношение к объекту. Качество объектов зависит от своего отношения к ним.

Интроверт: если ко мне хорошо относятся, то я – качественный объект. Если я хорошо отношусь к объекту, то он – качественный для меня.

Экстраверт, изменяя другие объекты, очень болезненно относится к попыткам других изменить себя: внимательно следит за такими попытками – пресекает их сразу. Экстраверт меняет себя сам, если его объектные качества не соответствуют норме.

Интроверт не изменяет других и не придает значения попыткам изменить себя – это бессмысленно, так как он и так всегда изменяет себя сам, если его отношения с другими объектами ценны для него.

Экстраверту важно, какие поступки, эмоции, желания и идеи объекты вызывают в нем самом.

Интроверту важно, какие мысли, чувства, ощущения, образы он сам вызывает у других субъектов. Важно отношение к себе других и свое отношение к миру.

Значение

в кембриджском словаре английского языка

Например, творческие способности связаны с крайней независимостью, нонконформизмом и интроверсией , что подорвало бы адаптацию личности к социальным нормам и ожиданиям. Английская история всегда была противоположностью космополитизма и интроверсии , причем обе темы присутствовали вместе.Здесь есть все: удивление, смятение, самоуспокоенность, неудачная внешность, интроверсия , расщепление эго и нездоровая духовность. У одной группы было более беспокойное детство и относительно высокие показатели социальной интроверсии и страха 0 тревожности.Исследование формы влекло за собой опасность интроверсии и безразличия к действительным условиям жизни общества. Анкета дает 22 балла по шкале, которые измеряют различные детские атрибуты, такие как интеллект, креативность, ориентация на задачу, гиперактивность, интроверсия , экстраверсия и социальные навыки.Впоследствии историки не постеснялись проанализировать последствия этой формы интроверсии . Эта принудительная интроверсия привела к еще большему сектантскому расколу, возникающему снизу, а также кодифицирующемуся сверху.Любящее и наказывающее родительское поведение и интроверсия склонностей у сыновей. Что касается психологического типа, то комбинация восприятия и суждения вместе с интроверсией была явно перепредставлена ​​среди изучающих язык с хорошими и очень хорошими оценками по предмету.Хорошему поведению обучают и оценивают другие, в то время как плохое поведение может развиваться в перверсивной изоляции, питаясь собственной интроверсией . Если бы наши избиратели услышали эти дебаты, они были бы поражены их эгоцентризмом и замкнутостью .Это замечательный случай политической шизофрении, представляющей собой состояние ума, характеризующееся интроверсией и потерей связи между мыслями, чувствами и действиями. В отличие от интроверсии , непатологического аспекта человеческой личности, социальная ангедония представляет собой дефицит способности испытывать удовольствие.Из

Википедия