Интервью в психологии – Интервью — психология

Интервью — Психологос

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Общие сведения

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Виды интервью

По степени формализации

  • Стандартизированное, или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.
  • Нестандартизированное, или свободное, интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.
  • Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

  • Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.
  • Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.
  • Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

  • Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).
  • Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
  • Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

www.psychologos.ru

ИНТЕРВЬЮ это что такое ИНТЕРВЬЮ: определение — Психология.НЭС



ИНТЕРВЬЮ это что такое ИНТЕРВЬЮ: определение — Психология.НЭС
  • Психология.НЭС
    • Право.НЭС
    • Философия.НЭС
    • Социология.НЭС
    • Экономика.НЭС
    • Педагогика.НЭС
    • Политика.НЭС
    • История.НЭС
О проекте | Правила | Контакты Национальная психологическая энциклопедия β
  • Словари
  • Термины
  • Персоны
  • Новости
  • Каталог

vocabulary.ru

интервью — это… Что такое интервью?

— в психологии — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов. Часто вопросники для интервью строятся по типу анкет социологических, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первичной ориентировке в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез. Современный этап характерен координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью а целях использования его как особого метода получения информации на основе вербальной коммуникации. Различаются два вида интервью:

1) интервью свободные — не регламентированные темой и формой беседы;

2) интервью стандартизованные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами.

Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов. В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций:

1) респондент — (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;

2) респонденту недостает информации о причинах своего действия;

3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она такой не кажется.

Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске нужной информации. Примеры таких методов — интервью клиническое и интервью диагностическое.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru

Вопросы интервью: Psychology OnLine.Net

Вопросы интервью
Добавлено Psychology OnLine.Net
05.10.2006 (Правка 19.02.2010)

Исследовательское интервью протекает скорее как обычный разговор, но имеет специфические цели и структуру: для него характерна определенная систематизированная форма постановки вопросов. Вопросы интервьюера должны быть короткими и простыми. В рассматриваемом здесь типе интервью, направленном на описание жизненного мира, можно задать первый вопрос о конкретной ситуации, а затем уделить внимание различным аспектам явления, затронутым в ответе. Решающим фактором является способность интервьюера ощутить непосредственный смысл ответа и диапазон возможных смыслов, которые раскрываются за ним. А это требует знаний и интереса как к обсуждаемой теме, так и к самому взаимодействию в ходе интервью. Решение о том, который из множества аспектов, затронутых в ответе собеседника, нужно развивать, зависит как от цели и содержания интервью, так и от социального взаимодействия в ситуации интервью.


Ситуация интервью


Типы вопросов интервью

А. Вводный вопрос: «Не могли бы вы мне рассказать о …?»; «Не припомните ли случая, когда …?»; «Что произошло в том эпизоде, о котором вы упомянули?»; «Не могли бы вы описать, как можно более подробно, ситуацию, в которой вы чему-то научились?», — такие вводные вопросы могут породить спонтанные, подробные описания, когда сам собеседник говорит о своих переживаниях как об основном содержании исследуемого феномена. Остальная часть интервью может представлять собой развитие аспектов, которые были затронуты в истории, рассказанной в ответ на первый вопрос.

Б. Отслеживающие вопросы. Ответы собеседника могут быть расширены благодаря любознательности, настойчивости и критичности интервьюера. Это можно сделать с помощью прямых вопросов, относящихся к тому, что только что было сказано. Можно использовать с этой целью и кивки, и «м-м-м», и просто паузы, приглашающие собеседника продолжить его описание. Повторение интервьюером особенно важных слов ответа может способствовать дальнейшему развитию высказывания. Интервьюер должен тренировать в себе способность замечать «сигнальные лампочки» в ответе — такие, как необычные слова, усиленные интонации и тому подобное, которые могут сигнализировать о целом комплексе важных для собеседника тем. Ключевой проблемой в данном случае является способность интервьюера слушать собеседника, когда он говорит о том, что важно для него, и в то же время не забывать об исследовательских целях проекта.

В. Проясняющие вопросы. «Не могли бы вы еще что-нибудь рассказать об этом?»; «Нельзя ли более подробно описать то, что случилось?»; «А случалось ли еще что-нибудь подобное?», — в данном случае интервьюер следует за ответом собеседника, проясняя содержание, но не акцентируя конкретные аспекты высказывания.

Г. Конкретизирующие вопросы. Реагируя на ответы собеседника, интервьюер может задавать и более конкретные вопросы, например: «Что вы тогда подумали?»; «Что вы предприняли, когда почувствовали, что у вас растет тревога?»; «Как реагировало ваше тело?». Когда интервью содержит множество общих высказываний, интервьюер может попытаться получить более точные описания, спросив: «Вы сами это тоже испытали?».

Д. Прямые вопросы. В данном случае интервьюер прямо задает темы и аспекты их рассмотрения, например: «Вы когда-нибудь получали деньги за оценки?»; «Когда вы упомянули о соревнованиях, вы имели в виду состязания вроде спортивных или деструктивную конкуренцию?». Такие прямые вопросы желательно отложить и не задавать в первые моменты интервью. Их следует задать после того, как собеседник уже высказал свой собственный спонтанный взгляд и показал, таким образом, какие аспекты данного явления имеют для него важное значение.

Е. Косвенные вопросы. В данном случае имеются в виду проективные вопросы, типа: «Как, вам кажется, воспринимают другие ученики соревнование за получение оценок?». Ответ может содержать мнение об отношении других учеников, но может быть и косвенным выражением собственного отношения респондента, которое он прямо не высказывал. Для того, чтобы проинтерпретировать ответ, потребуется очень аккуратно расспросить его дополнительно.

Ж. Структурирующие вопросы. Интервьюер отвечает за ход интервью и должен отметить момент, когда тема исчерпана. Интервьюер может вежливо прямо пресечь многословный ответ, который не соответствует теме исследования, сказав, например: «Сейчас я бы хотел перейти к другой теме…».

3. Молчание. Вместо того, чтобы превращать интервью в перекрестный допрос, непрерывно обстреливая собеседника градом вопросов, интервьюер-исследователь должен брать пример с психотерапевтов, используя молчание, чтобы побудить собеседника продолжить интервью. Допуская паузы в разговоре, мы даем собеседнику достаточно времени, чтобы все припомнить и обдумать, и затем он сам нарушает молчание, чтобы сказать нечто важное.

И. Вопросы-интерпретации. Интерпретация в ходе интервью может использоваться в виде простого перефразирования ответа, например: «То есть вы считаете, что…?», или же попыток прояснить высказывание: «Если я правильно понял, вы почувствовали, что…?», «Можно ли то, о чем вы сейчас говорили, описать такими словами: …?». Возможна и более непосредственная интерпретация сказанного учеником: «Правильно ли я понял, что в основном ты тревожишься об оценках из-за возможной реакции твоих родителей?». Более абстрактный вопрос можно задать, например, таким образом: «Не кажется ли вам, что между ситуацией соревнования с другими учениками из-за оценок в классе и отношениями, которые у вас сложились дома, с вашими братьями и сестрами, есть какая-то связь?».

Кроме тематического и динамического аспектов вопросов, интервьюеру следует стараться помнить и о последующем анализе, верификации и написании отчета. Интервьюер, четко представляющий, о чем и зачем он расспрашивает собеседника, будет в процессе беседы добиваться недвусмысленности высказываний, проясняя значения и смыслы, соответствующие проекту, и обеспечит таким образом более прочный плацдарм для последующего анализа. Такой процесс прояснения смыслов в ходе интервью может еще показать собеседнику, что интервьюер действительно слушает его, ему интересно то, что говорит интервьюируемый. В идеале, в момент окончания интервью заканчивается и проверка гипотез и интерпретаций, так как в процессе расспрашивания интервьюер находит им подтверждение или опровергает их.

Если предполагается написание отчета или цитирование интервью, то стоит, если получится, попытаться воспроизвести социальный контекст интервью и, там, где это возможно, эмоциональную окраску взаимодействия, дабы то, что было сказано, стало понятно читателям, которые не были свидетелями живой ситуации интервью. Умению воспроизводить обстановку и настроение разговора можно поучиться у журналистов и писателей.

Пока речь шла в основном о вопросах интервьюера. Умение интервьюера активно слушать то, что говорит собеседник, может, однако, оказаться важнее, чем искушенность в специальных техниках расспрашивания. В обучении терапевтов акцент делается на мастерстве слушателя, на развитии эмпатического активного слушания, чуткого к нюансам и многослойности смысла того, что говорят им их пациенты. 3. Фрейд  рекомендовал терапевтам слушать своих пациентов с «неослабевающим вниманием», дабы постичь смысл их слов (глава 4, «Порождение психоаналитического знания»).

Важность слушания подчеркивается и в феноменологическом и в герменевтическом подходах к интервьюированию (глава 3, разделы «Герменевтическая интерпретация» и «Феноменологическое описание»). Существует феноменологический идеал непредубежденного слушания, при котором собеседнику предоставляют возможность развертывать описания своих переживаний, не прерывая его вопросами и не сбивая предубеждением, которое заключено в вопросах. Герменевтический подход предполагает слушание и интерпретирование многочисленных слоев смысла, заключенного в высказывании интервьюируемого, принимая во внимание возможность постоянных реинтерпретаций в рамках герменевтического круга интервью. Внимание обращают и на предубеждения, содержащиеся как в ответах интервьюируемого, так и в вопросах интервьюера.

www.psychology-online.net

Интервью с практикующим психологом

Здравствуйте.
В этот дождливый петербургский денёк, когда идти никуда не хочется, и накатывает умиротворение, хочу представить вашему вниманию свою новую рубрику — рубрика, где я буду публиковать свои интервью с интереснейшими людьми, представителями важных профессий, которые не мелькают в сводках новостей, но которые, на мой скромный взгляд, ничуть не менее важны, чем политики, артисты и прочие публичные люди.

И первый мой собеседник — Наталья Сироткина, практикующий психолог (если быть точнее, психолог-консультант и клинический психолог), которая любезно и очень подробно ответила на ряд моих вопросов.
Предлагаю текст вашему вниманию.
(Надеюсь, Наталья также заглянет в комментарии к этой заметке и прокомментирует самое интересное, однако не могу не упомянуть, что задать вопросы Наталье, если таковые появятся, вы можете на её личном сайте).
Часть I

Дмитрий Кудинов
Когда зрелый состоявшийся человек открывает новую для себя профессию, да ещё такую непростую, это в нашей реальности не совсем привычно.
А что тебя побудило стать профессиональным психологом?

Наталья Сироткина
Ты знаешь, у меня никогда не было предубеждения насчет психологии и психологов.
сегда был интерес, любопытство и некоторое ожидание чего-то таинственного, загадочного. Всегда хотелось больше видеть, понимать о себе, о других людях.
Хотелось гармонии в отношениях. А если ее нет, понять, почему и что я могу сделать.

А пришла я в психологию сначала как клиент. Вернее сказать, я сначала сына привела к психологу, желая помочь ему справиться с подростковыми трудностями.
Потом стала сама работать с психологом, стало интересно.
Знаешь, ощущение такое как будто я до этого спала, и теперь проснулась и из бутона превращаюсь в цветок – по-настоящему разворачиваюсь.
Обычная жизнь становится интересней и ярче, когда на привычные вещи смотришь новым осмысленным взглядом.
В какой-то момент работы с психологом стало мало, захотелось учиться и сделать психологию своей профессией. Хотелось исследовать разные направления психологии, овладеть понравившимися, поделиться своими возможностями с другими людьми.

Д. К.
Обыватели часто расценивают психологов как неких шарлатанов.
Что такое труд психолога?

Н. С.
Знаешь, я думаю, что такой взгляд на психологов связан с неоправданными ожиданиями. Обыватель, не задумывающийся о том, как устроен человек, его психика, ожидает быстрых и колоссальных изменений. По-сути ждет чуда. Примерно так же, как если пару раз сходить в качалку и приобрести формы Шварцнеггера. Работа с психологом – это долгий кропотливый процесс. В первую очередь усилия самого клиента. Каким бы замечательным не был психолог, он не сделает за Вас вашу работу. Психолог сопровождает, помогает, направляет, делится знаниями, применяет техники. Психолог – он как проводник на отрезке Вашего пути.

Еще одна причина негативных оценок психологов в том, что изменения от психотерапии нарастают мягко и отсрочено во времени.
По ходу их возникновения человек к ним привыкает и ему кажется , что он таким был всегда. Ну и еще, конечн, если что-то не получается, переложить за это ответственность на кого-то другого, как вариант — на психолога.

Д. К.
Всё же, в русском языке у психологии довольно неудачный корень, который совсем неправильно отображает сущность психологии как здоровье души. Это часто вводит в смятение.
«Что я, псих что ли» — говорят люди, отказываясь от посещения психолога.
Как преодолеть этот барьер между «психологией» и «психами»?

Н. С.
Я с тобой согласна, есть такой страх — признаться самому себе, в первую очередь, что со мной что-то не так.
Что меня не устраивает что-то в моей жизни, и что сам я не справляюсь. Но здесь кроется парадокс.
В клинической психологии есть термин — КРИТИЧНОСТЬ — к себе, своим поступкам, событиям.
Так вот, критичность — это признак психического здоровья, а у больных — выздоровления.

Мы как всегда отстаем от запада на пару десятков лет. Мы все выросли из «совка» и привыкли к отсутствию возможностей, а еще к бесплатному, хоть и некачественному, обслуживанию. И для того чтобы освоить новые возможности, а психология — это именно новые возможности, нужно время. Но сейчас уже в Москве в каждом садике, школе, группе дошкольного развития, например, есть психологи. Для детей игры и общение с психологами – это уже сейчас норма. Многие мамы консультируются в сложных ситуациях, перед поступлением в школу и т.д.
То есть, для будущих поколений общение с психологом станет нормой. Кстати и во многих корпорациях и предприятиях есть психологи.
Так что, это дело времени.

Д. К.
Немногие знают про «кухню» профессиональных психологов.
Например, очень интересны системы супервайзинга — можешь рассказать об этом?

Н. С.
Для того, чтобы консультировать или вести психотерапевтическую практику, психологи, как правило, получают дополнительное образование.
В ходе которого досконально изучают выбранное направление психологии, получают личную терапию по данному направлению (как личный клиентский опыт), работают под супервизией. Количество часов терапии и супервизии разное в зависимости от учреждения.

Учебная супервизорская практика строится следующим образом.
Два студента — один психотерапевт, другой клиент работают, с реальной психологической проблемой.
Супервизор – действующий, сертифицированный психотерапевт наблюдает за работой, а затем дает студенту-психотерапевту обратную связь. Существует так же не очная супервизия. Работающий психолог, психотерапевт, с разрешения клиента, обсуждает свою работу со своим супервизором, либо приглашает его на отдельную сессию, опять таки с разрешения клиента.

Вообще, психологи — народ неугомонный. Они все время обмениваются опытом, осваивают новые направления.
Хотя в этом возможно кроется одна из причин отдаленности от народа. Часто клиентами психологов являются сами психологи. Такой клиент «в теме», знает, что ему надо, хорошо понимает терминологию. Поэтому у психологов есть такая «тема»: «я не знаю, как работать с сырым клиентом».

Д. К.
Насколько тесный духовный контакт у психолога с пациентом?
Психолог дистанцируется или, наоборот, пытается разделить проблему?

Н. С.
Делить проблему – это, пожалуй, будет не профессионально. Тогда надо срочно к супервизору или на спецкурс по созависимости.
Да и клиенту пользы от этого никакой. Аналогию можно провести, скажем, с хирургом или травматологом, которые будут делить проблемы своих пациентов.

Психолог присутствует, сочувствует и, пожалуй, является опорой для клиента, если это необходимо. Он помогает контейнировать проблему, разобраться с переживаниями, которые она вызывает, и помочь наметить пути решения. Насчет тесного духовного контакта ответить сложно, потому что нужно прояснять смысл каждого слова. Тесный — значит близкий. Понятие близости у каждого человека свое. Одно и то же «психологическое расстояние» разными людьми будет восприниматься по-разному, в зависимости от психотипа. Кому-то будет тесно, а другому еще придвинуться нужно. В моем понимании духовный контакт это явление высокого уровня, достаточно редко встречающееся. Я бы говорила об возникающих между психологом и клиентом отношениях.
Отношения психолог – клиент должны, в первую очередь, способствовать изменениям в нужном для клиента направлении. Об отношениях психолога и клиента написаны книги. По сути, именно они являются исцеляющим средством (например в гештальт-терапии). Для того, чтобы работа была успешной должно сформироваться доверие между клиентом и психологом.

Д. К.
Много ли среди посетителей психологических консультаций людей, у которых есть действительные проблемы с разумом?

Н. С.
Ты имеешь ввиду психически больных?
В период ремиссии многим из них показана психотерапия, но вести ее имеют право только врачи-психотерапевты или психологи, имеющие клиническое образование под контролем врача-психиатра.
Консультируются у психологов и проходят психотерапию, как правило, люди психически здоровые, те, которые хотят изменить качество своей жизни, решить свои проблемы.

Д. К.
Часто ли психолог вынужден отказываться от пациента, из-за того, что не может помочь?

Н. С.
Такие случаи есть, как правило, психолог рекомендует клиенту обратиться к специалисту, который специализируется на нужном ему направлении психологии.

Часть II

После того, как мы поговорили на довольно общие темы, я задал Наталье несколько вопросов, на которые хотелось бы узнать профессиональное мнение.
Это, можно сказать, практическая часть беседы 🙂

Д. К.
В чем твоя изюминка как специалиста?

Н. С.
Как-то сложно про свой изюм говорить. Я почему-то думаю, что изюм в этой профессии не нужен.
Психолог с моей точки зрения должен людей любить, быть стабильным и устойчивым, хорошо владеть профессиональными навыками. Ну а особенности конечно есть. Они в жизненном опыте, в освоенных направлениях, да и в самой личности. О себе могу сказать, что училась у мастеров своего дела. Что методы, выбранные мною для работы не случайны, они хорошо дополняют друг друга. Мой богатый жизненный опыт и система взглядов на жизнь позволяет понимать и принимать без тени осуждения людей и их жизненные ситуации.

Д. К.
Как выбрать «своего» психолога?

Н. С.
Я думаю, можно прислушаться к своей интуиции. Можно воспользоваться рекомендациями.
Потом метод проб никто не отменял. Можно пообщаться с психологами разных направлений. В любом случае опираться придется на собственные ощущения. Если говорить о моем клиентском опыте, то в те времена, когда я работала с моим первым психологом, я чувствовала, что во мне идет интенсивный процесс изменений, и что мне это нужно. Хотя переживания того времени были не слабыми, мягко говоря.
Сейчас я периодически встречаюсь с психотерапевтом. Это продолжение работы над собой, своего личностного развития.
К сожалению люди сами для себя – кривое зеркало. Наиболее правильное зеркало – это хороший психолог, психотерапевт.

Д. К.
Какие книги стоит почитать неспециалисту, но интересующемуся?

Н. С.
Наверное, в первую очередь журнал Психолоджи. Очень часто рассуждаю про себя о какой-нибудь проблеме, нахожу на прилавке журнал и встречаю в нем статью, созвучную моим мыслям. Актуальные темы времени «висят в воздухе», и журнал их своевременно материализует. Пишут просто и грамотно, интересно.
Из книг трудно что-то советовать, психология обширна и каждый ищет в ней что-то свое.
Скорее можно было бы выделить отдельные направления психологии, которые интересуют. А в соответствии с ними уже подбирать авторов и книги.

Д. К.
Если бы каждому человеку дать один совет — каков был бы твой совет?

Н. С.
Советов давать точно не хочется. Могу пожелать. Найти в каждом дне своей жизни счастье, хотя бы маленькое, и каждый день делать шаг навстречу своей мечте.

На этом всё. Огромное спасибо Наталье за столь развёрнутые ответы, и не меньшее спасибо вам за внимание.

kdnv.ru

«Интервью — это самый психофизический жанр»

Нужно ли готовить вопросы, какую тактику выбрать и что делать, если попался неразговорчивый собеседник? Владимир Гусаров, профессиональный ведущий, журналист и преподаватель дает советы, как сделать хорошее интервью.

 

Тренд на субъективность

Раньше интервьюер был фоновым объектом: нельзя показывать свое отношение, нужно быть объективным, давать возможность раскрыться своему гостю, не выступать лично. Теперь роли поменялись, и главным героем становится не гость, а сам интервьюер. Разговор теперь зависит от его субъективности, мыслей, чувств — собеседник лишь где-то мелькает на фоне, он больше не главная фигура.

В первую очередь, субъективность дает больше свободу тем, кто не связан с журналистикой. Не нужно готовить огромное количество вопросов, проверять факты — садишься перед собеседником и стараешься говорить просто о чем-нибудь. Такой подход довольно простой, однако он не гарантирует хорошее интервью. Если вы действительно разбираетесь в теме интервью и у вас острый ум, то можете попробовать, но если нет — провал неизбежен. Поэтому самым логичным решением будет сочетание классической формы интервью с субъективностью.

 

Тактики ведения интервью

•   Доверительное — у ваших вопросов лишь одна цель — расположить к себе собеседника. Нужно создать такие условия, в которых собеседник полностью доверится вам и расскажет то, ради чего его пригласили. Здесь не должно быть подвохов, герой перестает бояться сложных и проблемных вопросов. Ваша обязанность — создать зону комфорта для гостя.

•   Наступательное — основная задача — изменить привычный для гостя ход вещей, а затем использовать его растерянность в свою пользу. Такая тактика требует динамики, остроты ума, потому что на ваши острые вопросы могут последовать острые ответы. Здесь важно помнить, что интервью — это самый психофизических жанр. Каждый раз, когда вы задаете провокативный вопрос собеседнику, нужно быть готовым к тому, что ответ может выбить вас из привычного хода вещей. Если перед вами сидит опытный оратор, то вы психофизически не выдержите такую жесткую схватку: он найдет слабые места и начнет давить со всей силой.

Эти тактики можно комбинировать. Провести одну часть интервью в доверительной манере, а потом, почувствовав, что собеседник раскрывается, доверяется вам, начать задавать более сложные вопросы.

 

Чтобы определиться с тактикой, нужно ответить на три вопроса:

•   Умею ли я слушать?

Вы можете не любить вашего героя, но интересоваться им вы обязаны. Главное правило: интервью пройдет успешно ровно в той мере, в какой вы заинтересованы в своем собеседнике. Даже если вы провокатор — вы слушающий провокатор. Поэтому на все последующие 40-50 минут гость становится центром вашего интереса. Очень часто, если вы задаете вопрос, его нужно подтверждать прямым взглядом. Для многих это очень важный коммуникативный мост. Если вы равнодушны, пассивны к своему герою, он это быстро поймет.

 

•   Умею ли я расположить к себе собеседника?

Здесь важно учитывать ваши личные кондиции и умение общаться. Взгляните на себя со стороны и посмотрите, насколько сильно к вам тянутся люди, и тянутся ли вообще. Коммуникабельный человек не боится неловких ситуаций, нужно просто найти подход к собеседнику. Однако если вы не умеете располагать к себе, это не страшно. Не существует волшебных инструментов, которые сделают вас общительным — придется каждый раз тщательно готовиться к интервью и продумывать его содержание.

 

•   Умею ли я выступать?

Все очень просто: если вы плохой оратор — тогда забудьте про это и даже не пытайтесь. Не подводите себя.

 

Какие бывают вопросы

•   Открытые: здесь все просто — вопрос предполагает развернутый многосложный ответ. Самые большие проблемы возникают с вопросом «почему». Не бойтесь задавать его, это не покажет вашу глупость или некомпетентность. Напротив, вы глубже поймете тему, если уточните детали.

•   Закрытые: ответом на вопрос будет либо да, либо нет. Нет ничего страшного в том, чтобы задать закрытый вопрос. Если он тормозит беседу, переформулируйте его в открытый, добавив вопросительное слово: «Почему вы любите вечерами сидеть в ресторане».

 

Страхи

Некомпетентность

Ваша задача как интервьюера не в том, чтобы произвести впечатление своей индивидуальностью и быть на равных, а в том, чтобы в глазах собеседника быть экипированным фактами, хорошо разбираться в теме разговора. При этом невозможно быть на сто процентов компетентным, потому что вы всего лишь журналист, вы не можете знать всего того, что знает ваш герой.

Нужно хорошо подготовиться к интервью, знать важные факты и терминологию. Если уделить мало времени подготовке, то собеседник быстро раскусит вас: он услышит, что вы не говорите на его языке, он уловит ваш дилетантизм, когда вы начнете спрашивать о самых очевидных вещах, о которых он сто раз проговаривал прежде.

 

Отрицательный ответ

Человек, который согласился на интервью, согласился еще и на выполнение некой социальной роли в рамках этой встречи. То есть, он может ответить положительно или отрицательно, но не отвечать совсем не сможет. Пока есть хоть какой-то ответ, беседа продолжается — это коммуникационный мост, который дает возможность зацепиться за собеседника.
 

Неразговорчивый собеседник

Очень часто, когда собеседник закрыт, журналисты принимают это как личное поражение. Этого не стоит делать — к этому надо относится профессионально. Нужно понимать, что вся ваша встреча — это миссия, вы обязаны выполнить свои работу. Ради этого порой приходится закрывать глаза на некоторые психологические сложности. Держите всегда профессиональный взгляд, он может вам отстыковаться от излишней психологичности. Если вам попался трудный, неразговорчивый собеседник, то знайте, что существуют люди, разговорить которых практически нельзя. Такое происходит крайне редко, нужно быть готовым к этому.

 

Обязательно нужно знать

Определение темы

Хорошие вопросы — это даже не половина интервью. Перед тем, как что—либо спрашивать, вы должны четко знать, о чем вы хотите говорить. Нужно тщательно продумать лейтмотив встречи. Если не определиться с темой, то интервью выйдет пустым и читать его будет скучно. Это та самая ситуация, когда вы говорили о многом, но в целом ни о чем.

Бывает, что вы отклоняетесь от сути или собеседник рассказывает такие вещи, что ваша тема на их фоне кажется скучной. Тогда нужно временно переключиться с основной темы на параллельную, и у вас получится интервью из двух тем.

 

Размышление в фактах

Перед интервью составьте досье на героя: изучите его жизнь, запомните главные события. Если человек публичный, просмотрите все предыдущие интервью, чтобы не только не повторять вопросы, но и узнать его психотип. Активно проверяйте все соцсети перед интервью. Может случиться так, что за несколько дней или даже часов до интервью у собеседника произойдет в жизни что-нибудь важное. На основе этих данных сделайте вывод, как нужно общаться с собеседником и на что сделать акцент.

 

Брифинг

Если есть возможность встретиться с героем до начала эфира — воспользуйтесь этим до того, как вы займете свои социальные роли. Это нужно, чтобы заранее обговорить плохие темы, спросить, о чем бы хотел рассказать сам гость. Вы можете также поделиться своими мыслями и опасениями. Таким доверительным разговором вы сбросите груз напряжения не только с собеседника, но и с себя самого.

 

Разговор с героем на его языке

Нельзя говорить с хипстером на языке депутата, так же, как и с депутатом нельзя говорить на языке хипстера. К каждому гостю надо подбирать уместный и понятный ему язык: в каких-то случаях можно использовать профессиональный жаргон, а в каких-то лучше общаться максимально просто.

 

Ошибки

Не стоит навязывать свое мировоззрение. Когда начнется спор, перепалка, это не понравится не только вашему собеседнику, но и зрителям. Нужно выслушать гостя, принять его идеи такими, какими они есть. Пусть зритель сам сделает выводы.

 

Нельзя зависеть от своих вопросов. Многие журналисты почему-то считают, что интервью должно проходить их правилам. В попытках навязать свой ход действий, вы рискуете пропустить что-нибудь интересное. Ваши заготовленные вопросы — это жесткий каркас. Не надо бояться, если вдруг собеседник решил пойти по своему сценарию, стал доминировать в разговоре. Дайте ему возможность полностью высказаться. К основным вопросам можно вернуться всегда, поэтому дайте гостю больше свободы, не упускайте возможность зацепиться за интересную тему.

 

Журналистский штамп. Как правило, первая идея, которая приходит в голову, стереотипна. Не стоит спешить с подготовкой: запишите все идеи, проверьте себя — не являются ли они заштампованными. Может быть, надо еще посидеть и придумать что-нибудь получше, найти что—то более интригующее.

jrnlst.ru

Возможности использования интервью в обучении студентов психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

УДК 372.815

К. Л. Знайкина

Курган

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРВЬЮ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое образование; педагогическое образование; интервью; диалог; респондент; интервьюер; психологическое знание; учебная мотивация студентов.

АННОТАЦИЯ. Проводится психологический анализ метода интервью: виды интервью в зависимости от цели исследователя, внешние и внутренние факторы эффективности интервью, возможные причины искажения информации в этом процессе. Интервью рассматривается как основная форма познания, что дает возможность использовать данный метод в обучении студентов психологии.

KEY WORDS: psychological education; pedagogical education; interview; dialogue; respondent; interviewer; psychological knowledge; students educational motivation.

ABSTRACT. There is a psychological analysis of the interview technique in this article. This analysis contains the interview kinds according to researching aim, the external and internal factors of interview efficiency, and the possible reasons of interview data artifact. The author considers that the interview as a basic form of cognition. This position is enable to use this technique in higher psychological education.

K. L. Znaikina

Kurgan

THE INTERVIEW USING POTENTIALITIES IN HIGHER PSYCHOLOGICAL EDUCATION

На основе анализа различных определений понятия «интервью» мы сделали вывод, что это один из видов вербально-коммуникативных методов (методов опроса), основанный на устном общении, который предполагает постановку вопросов различной степени стандартизации (в зависимости от цели) и

разования сегодня используется большое количество различных технологий обучения. Однако ни одна из представленных технологий не основывается на целенаправленном использовании интервью в целях обучения.

регистрацию ответов на них; используется в экспериментальных, диагностических и психотерапевтических целях [1; 2; 3; 4; 5; 7; 8; 9; 11; 12].

Интервью различаются по степени стандартизации, делятся на формализованные и неформализованные (свободные, нестандартизированные, глубокие, качественные) [9 и др.]. По количеству опрашиваемых и целям диагностирования интервью могут быть разделены на индивидуальные диагностические (клинические, глубинные и нарративные интервью), групповые и массовые [9 и др.].

В экспериментальных (исследовательских) целях интервью может проводиться как для сбора первичной информации [3; 8], так и для изучения личности испытуемых (диагностическое интервью) [3], в том числе для изучения «особенностей невербального поведения опрашиваемых» [12. С 36]. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных школ и направлений. Даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации со слов испытуемых [8].

Главными действующими лицами в интервью являются респондент (опрашиваемый, исследуемый — человек, участвующий в опросе в роли источника информации), и интервьюер (исследователь) — лицо, непосредственно проводящее опрос. Оба эти субъекта могут стать причиной искажения информации. Среди оснований искажений информации со стороны респондента могут быть:

— субъективность данных, так как они во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых;

— податливость реальному или воображаемому давлению интервьюера;

— склонность к выражению социаль-но-одобряемых мнений;

— влияние на ответы имеющихся поведенческих установок и стереотипов мышления;

— неотчетливое осознание собственных мнений, позиций, отношений;

— антипатия к исследователю;

— сомнения в последующем сохранении конфиденциальности сообщения;

— сознательный обман или преднамеренное умолчание;

— невольные ошибки памяти [2; 4; 6 и др.].

Интервьюер также может осознанно или неосознанно исказить собираемые данные. Поэтому обычно предъявляются «высокие требования к его научной квалификации, профессиональной компетентности, психологической проницательности, коммуникативной искушенности, добросовестности, уровню морально-этических качеств личности» [12. С. 37].

Среди факторов влияния интервьюера на качество интервью Н. С. Минаева выделяет: умение слушать, нейтральную позицию, половозрастные данные, внешние данные и задаваемые вопросы [8].

Ситуация интервью представляет собой искусственно созданное исследователем состояние, в которое вовлекается опрашиваемый. «Характер взаимоотношений интервьюера с респондентом составляют совокупность внутренних факторов ситуации интервью» [Там же. С. 129]. К внешним факторам проведения интервью относят условия непосредственной обстановки, окружения, места и времени проведения интервью, особенности регистрации ответов, а также социальную обстановку в целом.

Регистрация ответов опрашиваемых может осуществляться с помощью стенографии или технических средств. Рекомендуется объяснить респонденту, для какой цели и каким образом будут регистрироваться ответы. При записи беседы

на диктофон этап адаптации к беседе должен быть проведен более тщательно, чтобы эта процедура не вызвала возражений респондента.

Н. В. Панина называет следующие правила построения вопросов интервью:

1) сжатость — вопрос должен формулироваться максимально коротко, без лишних слов, оборотов и объяснений;

2) однозначность — вопрос должен строиться без двусмысленностей, быть простым для понимания, без скрытых подвопросов и возможностей «собственного толкования»; 3) определенность понятий — использование при формулировании вопросов лишь однозначных терминов и понятий или предварительно разъяснять их; 4) конкретность — конкретизация вопросов, их доформули-рование, разъяснение; 5) отсутствие претенциозности — формулирование вопросов без претензий на очевидность ответа или на подчеркивании превосходства исследователя [10].

Существует множество видов применяемых в интервью вопросов [1; 3], каждый из которых определенным образом влияет на последующий за ним ответ респондента.

С. Квале рассматривает исследовательское интервью как качественный метод, как беседу и выделяет три контекста понимания беседы. Во-первых, исследовательское интервью трактуется как специфическая профессиональная разговорная техника, позволяющая конструировать знание в процессе взаимодействия интервьюера и интервьюируемого.

Во-вторых, беседу можно рассматривать как основную форму познания. Р. Рорти [14] особенно подчеркивал момент порождения знания в беседе. В-третьих, человеческая реальность может быть отождествлена с людьми, ведущими между собой диалог. В контексте данного подхода беседа представляет собой не только конкретный эмпириче-

ский метод. Она также включает в себя основную форму конституирования знания; наконец, мир человека представляет собой диалогическую реальность.

На основании этих положений процесс обучения в высшей школе также можно рассмотреть как диалог, беседу между субъектами обучения. В системе педагогического общения диалог рассматривается как особый тип взаимоотношений между студентом (студентами) и преподавателем, основанный на личностном равенстве, согласии и сотрудничестве, субъект-субъектных отношениях, учете потребностей обеих сторон общения и т. д. Диалог — центральное понятие концепции проблемно-постановочного образования. Диалог сегодня также рассматривается как образовательная технология. Обучение, основанное на диалоге, способствует гуманизации первого [13].

Кроме журналистики, социологии, психологии и др., интервью также используется в учебном процессе. При этом в роли респондентов и интервьюеров могут быть и студент, и преподаватель. Интервью как разговорная техника может проявляться здесь во всем своем разнообразии: для контроля и оценки знаний студентов на семинарских занятиях, зачетах и экзаменах; для приобретения, уточнения и расширения знаний студентами и др.

В зависимости от задач обучения применяются различные виды интервью. Так, например, контроль знаний студентов в форме тестов — это стандартизированное исследовательское интервью с ограниченным вариантом ответов, позволяющее выявить уровень усвоения знаний по дисциплине. Противоположный вариант — свободное интервью с меняющимися ролями в процессе групповой дискуссии, одной из задач которого является приобретение, уточнение и расширение знаний студентов. Главными индикаторами присутствия интервью

в процессе обучения является наличие системы «вопрос-ответ» и возможность определения педагогической цели такого общения.

Обмен информацией между преподавателем и студентом в форме беседы (интервью) является способом передачи научного знания. Кроме того, аудио— или видеозаписи интервью можно использовать в качестве учебного материала. Так, например, для обучения психологическим дисциплинам мы предлагаем использовать записи интервью с участием известных ученых-психологов, сделавших вклад в развитие науки. Здесь исключается возможность студентов задавать интересующие вопросы респонденту. Но такой способ подачи материала может решать следующие задачи. Во-первых, решается задача «оживления» психологического знания путем непосредственного восприятия речи ученых-психологов без каких-либо посторонних интерпретаций. Во-вторых, решается задача повышения интереса студентов к предмету за счет новизны способа представления материала, а также за счет эмоционального «заражения» студентов от респондентов, их отношения к представленным проблемам.

Интервью, созданное в рамках нашей технологии, включает в себя проблемные вопросы современной психологии, что позволяет получить различные и даже противоположные ответы респондентов на них. Это, в свою очередь, способствует формированию у

студентов познавательной мотивации к изучаемому предмету, т. е. посредством данного интервью мы получаем новое психологическое знание, которое в дальнейшем можно передать студентам через прослушивание ими аудиозаписей ответов респондентов.

Мы считаем, что использование аудиозаписей интервью в качестве учебного материала в обучении психологии имеет ряд преимуществ. Во-первых, по законам сохранения информации получаемый в ходе прослушивания материал лучше запоминается в силу: 1) включения его в деятельность; 2) новой формы подачи материала; 3) работы с информацией, происходящего непосредственно после ее прослушивания. Во-вторых, информация, полученная в ходе интервью, несет не только знание о предмете, но и отношение к нему, что способствует повышению учебной мотивации студентов, а именно познавательного интереса.

Таким образом, мы видим, что интервью является не только социальнопсихологическим методом исследования, но и педагогическим инструментом. Интервью может использоваться в обучении как способ получения и передачи психологических знаний. На основе использования записей интервью нами создана технология обучения психологии, что позволяет расширить методическое обеспечение данного курса для повышения качества высшего психологического и педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БЕЛАНОВСКИЙ, С. А. Методика и техника фокусированного интервью : учеб.-метод. посо-

бие / С. А. Белановский. — М. : Наука, 1993.

2. ГОРБАТОВ, Д. С. Практикум по психологическому исследованию / Д. С. Горбатов. — Самара : Бахрах-М, 2003.

3. ГОРБУНОВА, В. В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах / В. В. Горбунова. —

Ростов-н / Д : «Феникс», 2005.

4. ДРУЖИНИН, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — СПб. : Питер, 2003.

5. КВАЛЕ, С. Исследовательское интервью / С. Квале. — М. : Смысл, 2003.

6. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология / Т. В. Корнилова. — М. : Аспект Пресс, 2002.

7. ЛУКИНА, М. М. Технология интервью : учеб. пособие для вузов / М. М. Лукина. — М. : Аспект Пресс, 2003.

8. МЕТОДЫ социальной психологии : учеб. пособие для вузов / Н. С. Минаева, Д. В. Пивоваров,

3. Л. Бондар [и др.] ; под общ. ред. Н. С. Минаевой. — М. : Академический проект, 2007.

9. Никандров, В. В. Вербально-коммуникативные методы психологии (беседа и опрос) / В. В. Никандров ; Ин-т биологии и психологии человека. — СПб., 2001.

10. Панина, Н. В. Технологии социологического исследования / Н. В. Панина. — К. : Институт социологии НАН Украины, 1998.

11. ПОГОСЯН, Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации / Г. А. По-госян ; отв. ред. Г. В. Осипов. — Ереван : Изд-во АН АрмССр, 1985. — 142 с.

12. РАЗОМАЗОВА, А. Л. Общий психологический практикум. Психологическое исследование. —

4. 1 : Неэкспериментальные методы психологии : учеб. пособие / А. Л. Разомазова ; ЛГТУ. — Липецк, 2004.

13. ЧЕСНОКОВА, Е. Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель-ученик» : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. Н. Чеснокова. — СПб., 2005.

14. RORTY, R. Philosophy and the mirror of nature / R. Rorty. — Princeton (NJ) : Princeton University Press, 1979.

LIST OF LITERATURE

1. BELANOVSKY, S. A. Method and technique of focusing interview / S. A. Belanovsky. — Moscow, 1993

2. GORBATOV, D. S. Psychological research training / D. S. Gorbatov. — Samara, 2003.

3. GORBUNOVA, V. V. Experimental psychology in schemes and in tables / V. V. Gorbunova. — Rostov-na-Donu, 2005.

4. DRUZHININ, V. N. Experimental psychology / V. N. Druzhinin. — SPb, 2003.

5. KVALE, S. Researching interview / S. Kvale. — Moscow, 2003.

6. KORNILOVA, T. V. Experimental psychology / T. V. Kornilova. — Moscow, 2002.

7. LUKINA, M. M. Interview technique / M. M. Lukina. — Moscow, 2003.

8. THE SOCIAL psychology methods / N. S. Minaeva, D. V. Pivovarov, E. L. Bondar and oth. — Mos-

cow, 2007.

9. NIKANDROV, V. V. Verbal-communicative methods in psychology / V. V. Nikandrov. — SPb, 2001.

10. PANINA, N. V. Sociological researching technologies / N. V. Panina. — Kiev, 1998.

11. POGOSIAN, G. A. Method interview and reliability of sociological information / G. A.Pogosian. —

Erevan, 1985.

12. RAZOMAZOVA, A. L. General psychological training. Psychological research. Part 1. Nonexperimental psychological methods / A. L. Razomazova. — Lipetsk, 2004.

13. CHESNOKOVA, E. N. Method of developmental dialogic relations constructing in «teacher — pu-pil» system / E. N. Chesnokova. — SPb, 2005.

14. RORTY, R. Philosophy and the mirror of nature / R. Rorty. — Princeton (NJ) : Princeton University Press, 1979.

Получено 02.02.10 © Знайкина К. Л., 2010

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *