Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы хотим рассказать вам, кто такие тибетские ламы, какую роль они выполняют, какими способностями обладают и где их можно встретить. А также вы узнаете, какова иерархия лам и как приходят к такому высокому сану.
Что ж, начнем!
Понятие
Слово «лама» переводится как «высший», «духовный учитель». Санскритский эквивалент ему – гуру.
Лама – уважаемый в тибетском буддизме человек. Монахи и миряне относятся к нему с благоговением, как к духовному отцу. Он действительно таковым является, ведь свою жизнь лама посвятил помощи другим людям на тропе освобождения.
Некоторые воззрения, в основном европейские, некорректно называют ламой любого тибетского монаха или монахиню в знак уважения – точно так же, как тибетский буддизм не совсем корректно называют «ламаизмом».
На деле ламой можно назвать человека, который достиг определенного духовного уровня, принял обеты и делает все для духовного совершенствования других. Причем ламой может быть не только настоятель монастыря, но и мирянин, отличающийся духовностью и добродетельной натурой.
Возраст – не помеха для становления учителем при условии, что все ступени были пройдены. Нынешние ламы традиционно соблюдают догматы буддизма, живут довольно аскетично. Однако при этом современный мир им не чужд – они любят веселиться и общаться, неплохо владеют английским языком и знают, что такое социальные сети.
Распространение
Ламы встречаются в школах тибетского буддизма: кагью, сакья, ньингма, гелуг, а также в тантрическом учении. Географически они представлены везде, где присутствует буддизм Тибета:
- Китай;
- север Индии;
- Бутан;
- Монголия;
- Россия.
На российских территориях они встречаются в буддийских республиках: в Бурятии, Тыве и Калмыкии.
Тэло Тулку Ринпоче, Калмыкия
Роль
Задача ламы – найти ученика, выявить его таланты и способности, обучить дхарме. Для него важно не просто передавать знания, а самому постоянно совершать практики, черпать все новые и новые знания, совершенствоваться, оттачивать мастерство и наполняться состраданием. Он должен в первую очередь свято чтить то, что открывает другим.
Лама – синоним помощи и милосердия. Он должен помогать не только передачей дхармы, мантрами, обучением медитативным практикам, советами, но и решительными действиями. Так, например, нередки случаи, когда вместе с военными и спасателями ламы помогали людям после стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, дождей – возводя заново дороги, разбирая завалы, развозя продовольствие.
Иерархия
Среди лам есть строгая иерархия, которая может зависеть как от духовных достижений, так от рождения:
- невоплощенные;
- ученые;
- тулку.
Невоплощенные
Это самый низкий ранг лам, которые позже могут перейти выше. К ним относятся простые буддисты, которые принимают решение отречься от мирской жизни и поселиться в монастыре.
С приходом в монастырь его называют банди или рабжунгом. Не один год ученик доказывает, что он может стать ламой, соблюдая обеты и обязанности.
Раньше стать банди могли шестилетние мальчики, а сейчас только 17-18 летние юноши, которые получили школьное образование.
Позже монахи поэтапно принимают два сана и связанные с ними обеты:
- гецул – 36 обетов;
- гелонг – 253 обета.
Ученые ламы
Чтобы стать ученым ламой, монаху потребуется 10-20 лет непрерывного обучения буддийской философии, медицине, астрологии. Этот процесс состоит из нескольких этапов, в ходе которых лама по очереди приобретает пять титулов, последний из которых называется «геше». Его можно сравнить с должностью доктора наук в миру.
Тулку
Так называются ламы, которые постоянно перевоплощаются. Ими не становятся – ими рождаются. Считается, что они имеют все духовные качества, чтобы уйти в нирвану и тем самым вырваться из круговорота сансары, но вместо этого они каждый раз перерождаются в этом мире, чтобы нести всем живым существам дхарму и приближать их к освобождению.
Когда тулку умирает в этом рождении, он оставляет какие-либо знаки, чтобы было проще найти его новое воплощение. Особые признаки ищут также приближенные к нему ученые ламы.
Спустя 1-3 года после смерти специальный отряд отправляется на поиски маленького мальчика, который укажет на личные вещи умершего ламы. Обычно это книга, амулет, очки, платок, колокольчик.
Если малыш прошел это и несколько других испытаний, то он и есть новое воплощение ламы. Тогда его забирают из родительского дома, совершают ритуал посвящения и обучают.
Тулку, в свою очередь, тоже имеют свою иерархию:
Он главный, «великий» лама в тибетском буддизме и воплощение Авалокитешвары – будды сострадания. Первый Далай-Лама Гендун Дуб появился в конце 14 столетия, и с тех пора линия преемственности не прерывалась.
Одним из самых могущественных был Далай-лама V. Он жил в 17 столетии – тогда буддизм в Тибете процветал, а благодаря Его Святейшеству главный город Тибета Лхаса преобразился и «оброс» красивейшими дворцами.
Нынешний Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцо является ключевой фигурой мировой религии, светской власти и великим миротворцем.
Далай-лама XIV
Второй по значимости лама, воплощение Амитабхи – будды безграничного света. Ветвь преемственности начинается с 1385 года. Он имеет духовное влияние без светско-политического характера.
Третий лама в иерархии, который особенно почитается в направлении карма-кагью. Он олицетворяет всех дхьяни-будд.
Кармапа имеет духовные полномочия, но никак не связывается с политической жизнью. Его считают главным тибетским йогином.
Один из высших тулку, имя которого в переводе значит «драгоценность». Тибетские и бутанские буддисты ассоциируют Ринпоче с духовным деятелем Падмасабхавой, который положил начало тантрическому учению. Больше он известен под именем Гуру Ринпоче.
Такое название носит титул монастырского настоятеля в российских регионах, где распространен буддизм, – на бурятских, алтайских, тувинских территориях. Пандито Хамбо-лама – руководитель российской традиционной сангхи буддистов.
Хамбо лама Аюшеев
Способности
Многие ламы, долгое время обучавшиеся в монастыре, имеют целительские способности. Эта традиция зародилась еще несколько веков назад, когда при монастырях стали появляться школы врачевания и монахи изучали антропологию, свойства лекарственных трав и альтернативные традиционной медицине способы лечения. Даже сегодня во многих монастырях ламы-целители принимают прихожан и оказывают им медицинскую помощь.
Стоит отметить, что сами ламы – в большинстве своем долгожители.
Другая важная способность лам – познания в сфере астрологии и умение составлять гороскопы. На основе них они рассчитывают благоприятные и неблагоприятные дни, лучшие даты для праздников и знаменательных событий.
Как достичь звания
Чтобы стать ламой, нужно пройти посвящение, принять обеты для санов гецул и гелонг, о которых мы говорили выше. Кроме того, будущие ламы обязательно должны избегать:
- убийства живых существ;
- краж;
- прелюбодеяния;
- вранья;
- одурманивающих веществ.
Ламы-миряне имеют право вступать в интимную близость только в браке.
Ламы Иволгинского дацана
Для повышения собственного ранга лама низшего звена должен:
- избрать путь бодхисаттвы и стараться приобрести его черты;
- расти духовно, учиться, заниматься саморазвитием;
- изучать буддийское учение и священные тексты;
- прислушиваться к советам своего учителя, наставника.
Заключение
На этом мы сегодня закончим. Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вам понравилась статья, и вы узнали что-то новое для себя.
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, оставляйте комментарии. Будем рады развиваться вместе!
Кто такой лама в буддизме
В списке мировых религий буддизму отведено одно из самых значимых мест. На самом деле это не столько религия, сколько философское учение: сам Будда говорил, что богов в качестве Творцов Вселенной не существует.
Он даже боролся с явлением язычества у себя на родине (в индуизме целый пантеон разных богов и их аватар). Говоря современным языком, Будда был ярым атеистом: он запрещал своим ученикам отвлекаться на раздумья о любых богах. В буддизме считается, что мир не возник сам по себе, была какая-то причина у мира возникнуть, и он возник.
Буддизм — живое учение
Оно принимает научно обоснованные факты, подход к исследованию и изучению окружающего мира, и со временем корректируется. Буддизм не стоит на месте, он постоянно развивается.
Например, в буддийских трактатах было написано, что Земля плоская. Но наука доказала, что Земля круглая. И буддисты приняли это: они сказали: «Наши мыслители прошлого ошибались на этот счет. Наука доказала, что Земля круглая», — и стали жить в мире с этим знанием. В буддизме нет места мистике, есть логика и понимание работы человеческого сознания. У этого учения на сегодняшний момент 414 767000 официально зарегистрированных последователей во всем мире.
В буддизме есть множество ответвлений и школ. Это произошло из-за того, что после смерти Будды у его учеников возникли разногласия по некоторым вопросам, а Учителя уже не было в живых, поэтому некому было их рассудить. Одно из таких ответвлений — буддизм тибетский.
Кто такой лама в буддизме
В переводе с тибетского языка лама означает «высочайший», «духовный наставник».
В слове «лама» заключен глубокий смысл: для исповедующего буддизм лама — человек, к которому он относится как к родному отцу, а также тот, кто помогает идти по Пути Просветления.
В тибетских храмах ламами называют священнослужителей, достигших определенного духовного уровня, которые решили посвятить свою жизнь тому, чтобы идти по Пути.
Иногда лама в буддизме не является священнослужителем или монахом в тибетском храме. Это может быть обыкновенный мирской человек, который достиг высокого духовного уровня и может стать учителем для тех тибетских буддистов, что не желают связывать себя обетами и жить в монастыре.
Как стать ламой в буддизме
Стать ламой может любой уставший от бесконечно крутящегося Колеса Сансары человек.
Основные требования для тех, кто желает стать ламой, одинаковы для всех:
1. Если есть непреодолимое желание стать ламой для того, чтобы быть духовным наставником и учить людей — надо избавиться от этой амбиции, потому что гордыня не есть хорошо.
2. Развивать в себе качества бодхисаттвы.
3. Без устали развиваться и учиться: лама должен быть мудрым и интересным человеком.
4. Изучать практики Тантр Ваджраяны. Эти практики будущему ламе должен преподавать его личный лама-учитель.
5. Получить инициации, обеты, посвящения, обязательства и передачи.
Иерархическая лестница тибетских лам
Существует иерархия лам в буддизме: у «новичков» низкие саны, но любой лама может продвинуться на более высокий уровень.
Самые высшие уровни обыкновенным людям недоступны, но обо всем по порядку.
Иерархия «невоплощенных» лам — низшие ранги
Невоплощенные ламы — обычные люди, которые в молодом возрасте по каким-то причинам и убеждениям решают уйти в монастырь, посвятить себя и свою жизнь служению во благо всех живых существ.
Банди (рабжунг) — послушник, который в течение нескольких лет обязан в точности выполнять обеты и обязательства, чтобы доказать, что он достоин быть ламой. Стать рабжунгом раньше можно было в возрасте 6 лет. В наше время в рабджунги принимают только с 17-18 лет, по окончании общеобразовательного учреждения.
В 14 лет банди принимает сан гецула, и теперь у него уже 36 обетов и связанных с ними обязательств. В 21 год гецул принимает сан гелонга, и вместе с саном принимает на себя 253 обета с обязательствами.
Выше стоят ученые ламы
В тибетском буддизме существует система учено-ламских степеней. Ученые буддийские ламы пользуются огромным почтением и уважением как среди других лам, так и среди мирян.
Ученые ламы занимаются трактованием догматов веры, шаманскими врачеваниями, астрологией. Именно они со степенью Геше составляют специальный гороскоп и рассчитывают примерное место, имя и время реинкарнации ламы из высшего эшелона.
Также они принимали участие в политической жизни Тибета, рассчитывали счастливые или несчастливые дни для правителей, а также выступали в роли их советников.
Ученых степеней всего 5:
1. Рабчжампа — эту степень может получить даже студент седьмого курса, если будет прилежно учиться, сдавать все экзамены и зачеты без хвостов.
2. Дорамба — специальная ученая степень.
3. Габчжу.
4. Цограмба.
5. Геше — «друг добродетели» — доктор буддистских наук, выражаясь мирским языком.
Стать ученым может лама из низшей иерархии, для этого он должен изучать высшую догматику буддизма — систему цанид.
Ламы изучают систему цанид только в одной школе, которая называется Гелунг-па. Курс обучения длится от 12 до 20 лет.
Ламы-перевоплощенцы — тулку
Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.
В буддийской философии сказано о бодхисаттвах — великих мастерах, которые достигли высшей точки духовного развития и по праву могут отправиться в Нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое.
Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.
Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.
Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.
Они заходят в дома, знакомятся с родителями и малышами и предлагают им игрушки и предметы умершего великого мастера. Обычно это четки, колокольчик, барабан, амулет и книжка. Если мальчик берет вещи умершего гуру и не желает с ними прощаться, протестует, плачет и кричит: «Отдай! Это мое!», значит, скорее всего, новое воплощение великого мастера найдено.
Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.
После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ.Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.
Подробная процедура поиска и признания тулку показана в документальном фильме «Избранный» — это подлинная история о том, как искали новое воплощение великого мастера Ламы Кончонга.
Иерархия высших лам — неземных благородных людей
Верховных лам — Сознательно Перерождающихся Великих Мастеров — несколько, но самые главные в иерархии:
- Панчен-лама;
- Далай-лама.
Каждый из этих людей может беспрепятственно прекратить земные воплощения и почивать в Нирване, но они предпочитают возвращаться на Землю, чтобы помогать и приносить пользу всем живым существам. За это они бесконечно уважаемы не только тибетскими буддистами, но и представителями других религий и даже атеистами.
Второй по рангу после Далай-ламы — Панчен-лама. Он обладает высшей духовной властью, но не имеет политического и светского влияния. Первое воплощение Панчен-ламы было в 1385 году
Самый главный на иерархической лестнице в тибетском буддизме — Далай-лама. Далай — великий, как океан Лама, — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.
Кто такой Авалокитешвара
Будучи монахом, Авалокитешвара очень сострадал всем живым существам, он поклялся будде Амитабхе, что готов пожертвовать своим личным покоем, радостью и миром, лишь бы освободить всех живых существ из уз Сансары. А если это не удастся, то пусть его разорвет на много частей.
Авалокитешваре удалось это. Но на Земле родились новые люди. Он и их освободил из пут Сансары. А потом родились новые. Бодхисаттва и их привел к Нирване. Но потом стали рождаться новые, новые и новые люди, много людей…
Тогда Авалокитешвара осознал, что он не в состоянии сдержать свой обет, и от великой скорби его голова раскололась на одиннадцать частей, а тело — на тысячи.
Будда увидел это и сказал: «Не скорби, ведь главное — твое намерение — это и есть заветное желание всех будд». И вернул его к жизни. С тех пор у Авалокитешвары было 11 голов, чтобы он мог видеть все части света и тысяча рук, которыми он способен донести сострадание и любовь до каждого живого существа.
Первое воплощение Далай-ламы
Это событие произошло в 1391 году и продлилось до 1474. Звали его Гендун Дуб. Это был очень мудрый человек. Он написал несколько трактатов по логике и 6 томов комментариев к важнейшим буддийским первоисточникам.
В 1447 году Гендун Дуб основал Ташилунпо́ — один из крупнейших монастырей в Тибете.
Звание Далай-ламы в буддизме он получил посмертно, после того, как маленький Гендун Гьяцо заявил своим родителям, что он является реинкарнацией Гендун Дуба. После этого мальчик стал вторым Далай-ламой.
Нынешнее воплощение Далай-ламы
Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо принял политическое решение больше не реинкарнироваться. Или выбрать преемника еще при своей жизни. Точное решение Его Святейшество примет, когда ему будет 90 лет. На данный момент Далай Ламе 83 года.
Надеемся, что в течение этих 7 лет власти Китая изменят свою тактику по отношению к Его Святейшеству в целом, и к Его реинкарнациям.
Кто такой лама в буддизме
Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.
Содержание:
Значение основных понятий
История ламаизма
Выбор Далай-ламы
Монахи
Духовная роль ламы
Заключение
Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего Махаяну и Ваджраяну. Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.
Значение основных понятий
В переводе с санскрита «лама» означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:
- Лама – ключевая фигура в жизни человека, считающего себя буддистом. Так называют учителя, наставника, достигшего определенных высот в познании на пути к постижению Просветления. Для верующего он сродни второму отцу, которого следует почитать и беспрекословно слушаться, постигая смысл бытия.
- В Тибете – это священнослужитель, прошедший определенные обряды, имеющий за плечами опыт духовного пути.
- В некоторых ответвлениях буддизма ламой называют священнослужителя, справляющего ритуалы в повседневной жизни простых людей.
- В буддистских тибетских монастырях так называют монаха, посвятившего свою жизнь познанию учения.
Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.
Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.
История ламаизма
Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней религии Бон-па, имеющей стройную иерархическую структуру.
Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.
Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.
Выбор Далай-ламы
Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.
После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.
Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.
Наш современник Далай-лама XIV считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.
Монахи
В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:
- послушников;
- монахов;
- иеромонахов.
Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.
Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.
Духовная роль ламы
«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.
Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.
Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.
Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.
Заключение
Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!
Институт монашества в буддизме. Монастыри и храмы
Как отмечалось ранее, основой социальной деятельности буддистов является буддийская община-сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Сангха в широком смысле слова охватывает всех буддийских монахов, существующих в мире. Вместе с тем буддийская община — вполне конкретное объединение монахов или монахинь, принадлежащих к какой-либо школе, направлению буддизма или монастырю. Монахи, как правило, не являются священнослужителями, они проходят обучение в монастыре, изучают священные тексты, занимаются медитацией. Членом общины может стать каждый, независимо от пола (хотя женских монашеских общин значительно меньше, чем мужских), национальности, цвета кожи, социального положения. Обряд посвящения в монахи несложен, во многих странах он связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе». В тибетском буддизме эта формула дополняется еще одним членом: «Я прибегаю к Ламе (Высшему)», которым является наставник — учитель послушника. Как правило, монахи должны соблюдать огромное число правил, изложенных в текстах Виная-питаки. Наиболее строго эти правила соблюдаются в общинах тхеравады. В странах распространения тхеравады монахи должны были жить исключительно милостыней, для них не допускалось участие в социальной и политической жизни. В настоящее время в связи с модернизацией буддизма многие из этих его положений претерпели значительные изменения. В некоторых школах махаяны буддийские монахи, напротив, должны были принимать самое активное участие в сельскохозяйственных работах, часто занимались торговлей и т.д. Если для значительной части монахов считается обязательным вегетарианство, то в регионах распространения тибетского буддизма, согласно существующим там традициям, монахи могут употреблять в пищу мясные продукты. Внутри монашеской общины существует как «духовная» иерархия (по степени накопления добродетелей, уровню освоения практики медитации, образованности монаха), так и различные должностные ранги (настоятель монастыря или храма, например). Отношения между монахами (старшими и младшими по возрасту, учителем и учеником, настоятелем и рядовым членом общины и т.д.) ритуализированы и регламентированы особыми правилами поведения. Подобные же ритуализация и регламентация характерны для взаимоотношений между монахами и простыми верующими — буддистами. В странах распространения буддизма тхеравады существует достаточно резкое разграничение между монахами и мирянами — буддистами. В обязанность последних входит содержание монахов. В буддизме махаяны, который постулирует возможность спасения всех людей, независимо от того, являются они монахами или нет, теоретически такого резкого различия не существует, но на практике монахи, безусловно, пользуются большим уважением и почитанием у мирян. В буддизме тибетского толка ламы подразделяются по степени посвящения на ряд категорий: низшие (банди) дают всего 5 обетов, гецул — 36 обетов (при 5-7 годах учебы), высшая категория — гелунги (253 обета). Высшее буддийское образование монахи проходят в философскхих школах при монастырях (в монастырях Брайбун, Галдан, Сэра давали высшую степень — лха-рамбы (доктор философии)). Старшие ламы — хамбо-ламы (ламы-учителя), из числа которых избирается бандидо-хамбо-лама («ученый первосвященник»). В иерархии тибетского буддизма к самой высшей категории относится Далай-лама («Океан-учитель»), который является духовным руководителем всех последователей буддизма тибетского толка (в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве).
Монастыри (первоначально — место отдыха монахов во время сезона дождей — вихара) представляют собой сложные комплексы с храмом, ступами (своеобразными пирамидами — местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания монахов, столовыми, философскими школами, иногда — со специальными залами для занятия медитацией и др. Наиболее часто среди объектов почитания и предметов культа в храмах встречаются изображения будд и бодхисатв; мандала, магическая диаграмма, используемая в практике созерцания, одновременно являющаяся философской концепцией Вселенной в буддизме; сакральные предметы — ваджра (перехваченный посередине пучок молний с загнутыми концами), один из главных символов буддизма, олицетворяющий мужское начало Вселенной, активность, сострадание; он часто выступает в паре с колокольчиком, символизирующим женское начало, мудрость, пассивность и др.
Всего число последователей буддизма в мире варьируется по разным источникам от 400 млн. до 700 млн. Монахов и монахинь насчитывается I млн. человек. Буддийские конфессиональные общины входят в состав двух международных организаций: Всемирного братства буддистов, созданного в 1950 г. (штаб квартира в столице Таиланда Бангкоке), и Азиатской буддийской конференции за мир, основанной в 1970 г. (со штаб-квартирой в столице Монголии Улан-Баторе).
Учение Будды при своем возникновении еще не было религией, ибо понятие личного божества в нем отсутствовало. Превращение буддизма из философско-нравственной концепции совершенствования личности в религиозную систему с развитым пантеоном и обрядностью происходило уже после смерти Будды.
Буддийская картина мироздания включает три сферы, объединяющие 31 уровень живых существ: кама-лока, рупа-лока и арупа-лока. Кама-лока — сфера чувственных желаний включает уровни злых духов, животных, людей, добрых богов-небожителей (всего 11 уровней). Рупа-лока составляет сферу созерцания и имеет 16 уровней существования, избавленных от чувственных желаний. Вершиной космической пирамиды является
В процессе перерождений в зависимости от кармы все живые существа постоянно перемещаются на различные уровни существования. Боги, хотя и стоят выше людей, также пребывают в сансаре и подвержены страданиям. Буддизм не отвергает богов других религий и не запрещает им молиться, но указывает, что это дает лишь временное облегчение страданий.
Уровни арупа-локи доступны только буддам — существам, достигшим просветления и тем самым избавленным от бесконечной цепи перерождений. Вот почему будды — выше богов. Буддийский космос традиционно изображается в виде мандалы — особой магической диаграммы (круг, вписанный в квадрат, который, в свою очередь, тоже вписан в круг), широко использующейся в практике медитации.
60-летних циклов, разделенных на малые 12-летние циклы.
Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует, какое бы то ни было, постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс
Эта великая Пустота, которую возможно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохваченное мыслью (ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с двоицы сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия
В начале лекции было сказано, что в буддизме трудно разграничить религию и философию. В заключение нашей лекции попробуем выделить некоторые аспекты буддийской философии:
· отличие буддизма от других мировых религий заключается в его психоаналитико-медитативном подходе к решению человеческих проблем. Медитация и монашество (среда, в которой всегда занимались медитацией) часть традиции буддизма Смысл монашеской жизни — максимально использовать то, что нам дано. Абстрактные идеи не имеют никакой ценности (истина – продукт живого опыта особенно в дзен — буддизме).
· Авторитетные буддийские мыслители, в отличие, к примеру, от ряда не менее авторитетных христианских, настаивают на том, что достижение святости, то есть «просветления» — это в первую очередь результат большой и трудной внутренней работы, которую нельзя переложить на плечи церкви или религиозной общины. «Усердно трудитесь над своим спасением», — говорил Будда Шакьямуни. Таким образом, постижение божественного в буддизме по сути дела эквивалентно постижению человеком самого себя.
· Ответом на вопрос о природе мира и человеческой личности стало буддийское учение об элементах (дхармах). Буддизм отрицает субстанциональность физического мира и человеческой психики, а также существование материи. Внешний мир и человеческая личность — не что иное, как меняющееся сочетание постоянно меняющихся дхарм. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются волевые действия, слова и мысли человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических и других качеств. Успокоенная дхарма, теряя свои качественные отличия, исчезает, как угасающее пламя свечи. Согласно буддизму не душа переходит из одного тела в другое, а создается новый комплекс дхарм, составляющих личность. Поскольку дхармы находятся в постоянном изменении сочетаний и лишены постоянства, мир превращается в подобие кинематографа. Представляя случайную игру возбужденных дхарм, он иллюзорен и неустойчив.
В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление »изменчивых» форм.
Дхармы — первоэлементы бытия— сознания. Кардинальным положением раннего буддизма является учение о дхармах (элементах бытия — сознания), которые считаются единственно реальными и составляют природу внешнего мира. Человеческая личность также представляет собой постоянно меняющиеся сочетания групп (скандх) дхарм. Ранний буддизм в отличие от других мировых религий разработал учение, в котором не было Бога (творца мира), души, а существовали лишь первоэлементы — дхармы, которые находились в постоянном волнении, становлении сочетаний, были моментальны. Сквозь призму концепции о дхармах буддисты рассматривают мир и человека как нечто иллюзорное и непостоянное. Для характеристики личности буддисты используют такое понятие, как поток (сантана), которое демонстрирует, что человеческая личность представляет собой лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний, хотя ее элементы и сохраняют временную связь между собой.
Нирвана («успокоение», «угасание») является высшей целью в буддизме и часто сравнивается с огнем светильника, погасшего от того, что выгорело все масло. В результате следования восьмеричному пути (накопления добродетелей и овладения практикой медитации) дхармы очищаются, успокаиваются, действие законов кармы и взаимозависимого возникновения прекращается; после смерти человек уже не перерождается и покидает сансару (мир страданий), вступает в нирвану.
БУДДИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО. В буддизме отсутствует единая церковная иерархия. В каждой религиозно-философской школе почитают основателей и прямых учеников, как правило «перерождающихся», по представлениям адептов, в следующих поколениях.
Наиболее почитаемыми иерархами в буддийском мире являются Далай-лама, считающийся воплощением Бодхисаттвы Авалоките-швары, и Панчен-лама — воплощение Будды Амитабхи. Титул «вачирдара далай-лама» (монгольский «держащий ваджру учитель, [мудрость которого подобна] океану») монгольский князь Алтан-хан присвоил Соднам Джамцхо (1543—88) — 3-му иерарху тибетской школы гелугпа. Впоследствии титул распространился на основателя школы — Гедундуба (1475—1542), настоятеля монастыря Ташилхунпо и его преемника — Гедун Джамцхо (1475—1542), настоятеля монастыря Дрепунг. Далай-лама III — Соднам Джамцхо — основал монастырь Гумбум. Далай-лама IV (Ендон Джамцхо, 1589—1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Далай-лам. Далай-лама V (Нгаванг Лобзанг Джамцхо, 1617—82) — объединитель Тибета. При нем окончательно сложилась теократическая система правления, возведен ансамбль дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Нгаванг Лобзанг Джамцхо был автором философских и исторических трудов, создателем новой драматургии мистерий цам (собрание его сочинений составляет 25 томов). Далай-лама VI (Цаньян Джамцхо, 1683—1706) — автор высоко чтимых в Тибете лирических стихов, допускающих как светское, так и религиозное толкование. Далай-лама VII (Калзанг Джамцхо, 1708—57), правление которого приходится на «смутное» время в истории Тибета, был найден как «перерождение» Далай-ламы VI благодаря указаниям в стихах последнего. Автор 8-томного собрания сочинений. При Далай-ламе VIII (Джамбал Джамцхо, 1758—1804) с 1793 устанавливается принцип выборности далай-лам и панчен-лам по жребию под контролем представителей китайской администрации; Тибет закрывается для посещений иностранцев. Далай-лама XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876—1933) проводил независимую политику, что вызвало осложнения в тибетско-китайских отношениях. Во время интервенции англичан в Тибет в 1904 был вынужден скрываться в Монголии, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг. Здесь встречался с востоковедом Ф.И. Щербатским и географом П.К. Козловым. Проявлял большой интерес к России и перспективам политических и экономических контактов с ней. Будучи духовным учеником Агвана Доржиева, оказывал материальное и моральное содействие строительству буддийского дацана в Санкт-Петербурге. В 1913 издал декларацию, провозгласившую независимость Тибета. Далай-лама XIV (Нгаванг Лобзанг Тенцзин-гьяцо, родился 1935) с 1959 проживает в Индии, в Дхарамсале (штат Химачал Прадеш). Лауреат Нобелевской премии мира (1989). Автор многих философских и публицистических произведений.
Панчен-лама, согласно тибетской буддийской традиции, считается духоным наставником далай-ламы, поскольку признается воплощением Будды Амитабхи, чьим духовным сыном является Бодхисаттва Авалокитешвара, который воплощается в далай-ламе. Местопребывание панчен-ламы — монастырь Ташилхунпо. Формирование института панчен-лам связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570—1663), духовного наставника далай-ламы IV и далай-ламы V. Панчен-лама IV Данбиньима (1781—1854) известен как кодификатор тибетско-монгольского пантеона.
С 1650 глава буддийского духовенства Монголии носит титул Джебцзун-дамба-хутухта. Этот титул был присвоен далай-ламой V Ундур-гэгэну (Г. Дзанабадзару, 1636—1723), объявленному «перерождением» известного тибетского буддийского деятеля Таранатхи (1575—1634). Дзанабадзар известен также как выдающийся буддийский скульптор. 8-м джебцзун-дамба-хутухтой был Богдо-гэгэн (1870—1924). После провозглашения в 1911 автономии Монголии в составе Китая стал главой теократического монгольского государства. После его смерти в 1924 эта линия перерожденцев в Монголии прекратилась. С 1949 глава монгольского буддийского духовенства стал носить титул хамбо-лама — первоначально настоятель монастыря, относящегося к школе гелугпа. В Бурятии этот титул был введен еще с XVIII в. в форме пандито хамбо-лама (от санскр. «пандит» — ученый). В 1764—77 пандидо-хамбо-ламой Забайкалья был Д.Д. Заяев, в 1778—80 — С. Хэтэрхеев, в 1780-97 -Л.Ж. Ахалдаев, в 1797-1800 -Д. Ешижамсуев, в 1809—39 — Г .Ешижамсуев, в 1839— 60 — Ч.Д. Ешижамсуев, в 1860—72 — С. Ванников, в 1872-73 — Ч. Васильев, в 1873-78 — Ч. Мархаев, в 1878-96 -Д. Гомбоев, в 1896-1911 — Ч.Д. Иролтуев, в 1911-18 -Д.Д. Итигэлов, в 1918-19 — Н. Лайдапов, в 1919—22 — Г. Цыремпилов, в 1922—25 — Ц. Баниев, в 1925—32 — Д. Мункожапов, в 1946—56 —Л.Н. Дармаев, в 1956-63 — Е.Д. Шарапов, в 1963-80 — Ж.Д. Гомбоев, в 1980-90 — Ж. Эрдынеев, в 1990-92 — М. Цыбиков, в 1992-93 — Ж. Шагдаров, в 1994-95 — Ч. Будаев, с 1995 — Д. Аюшеев.
В соответствии со сложившейся в тибетском и монгольском монастырях административно-культовой системой распределения обязанностей в бурятском буддийском духовенстве существуют следующие традиционные должностные звания: ширетуй — настоятель, лацаб — главный помощник ширетуя, далама — помощник ширетуя по хозяйственным делам, цоржи — лама, руководящий собранием монахов (хуралом) во время богослужения, 1-й гэбкуй — лама, следящий за порядком и распределяющий пожертвования прихожан во время хурала, 2-й гэбкуй, старший гэик — помощник гэбкуя, младший гэик, гл. унзад — лама, начинающий чтение канонического текста, старший помощник унзада, младший помощник унзада, гадагба — помощник унзада, следящий за текстом во время чтения на хурале, гонир — лама, следящий за подготовкой алтаря и размещением всех необходимых культовых предметов во время хурала, тахильчи — помощник гонира, нирба — лама, ведающий всеми хозяйственными и финансовыми делами, жама — помощник нирбы.
В соответствии с образованием, принятыми обетами, согласно каноническому дисциплинарному уставу монашеской жизни (санскр. Виная) и полученными духовными посвящениями монахи получают духовные звания: убаши, барма рабчжун (баньди), гэцул, гелонг. После прохождения курса обучения буддийской философии (чойра) и успешного участия в диспуте лама мог получить ученую степень габжи, лхарамбы или рабджамбы в зависимости от того, в каком монастыре устраивался диспут. Например, степень лхарамбы можно было получить только в Лхасе на общем хурале монастырей школы Гелугпа: Брайбун, Галдан и Сэра. При замещении должностей общего административного управления в буддийском духовенстве и культовой иерархии в храмовых богослужениях учитываются достигнутая степень духовного посвящения и наличие богословской степени. Помимо ученых лам и рядовых лам, занятых в основном храмовыми богослужениями, при буддийском духовенстве обычно имеются монахи, специализирующиеся в различных видах деятельности: иконописцы (зурачины), астрологи (зурхайчины), предсказатели (шочины), прорицатели (гуртэны), резчики печатных досок (барчины), скульпторы, чеканщики, литейщики, плотники, печники и т. д. Учащиеся, приступающие к изучению теории и практики буддизма в дацане в качестве студентов буддийской монастырской школы, либо индивидуально с компетентным наставником, получают статус хуварака (см. Буддийское образование). Все монахи одного монастыря, а также одной школы или одного направления в буддизме, как и ученики одного учителя, образуют общину — сангху. В более широком смысле членами сангхи могут считаться все буддийские монахи всего мира. Буддийские монахи не являются священнослужителями в строгом смысле слова, т. е. не выступают посредниками между мирянами и Буддой или богами. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддийской общине столько, сколько захочет. По традиции, однако, монахами становятся на срок не менее месяца. Членом сангхи может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, социального положения, прежних религиозных убеждений, если они не препятствуют восприятию буддийского мировоззрения. После принятия первоначальных обетов послушника (хуварака), сводящихся к соблюдению правил нравственности (не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать), отказу от употребления спиртного, косметики и парфюмерии, посещения зрелищ, участия в танцах и пении, отказу от пользования высокими сидениями, а также от золота и серебра, желающий может, завершив курс необходимого обучения, принять обеты монаха и пройти обряд посвящения. Посвящаемый в монахи трижды произносит формулу: «Я ищу прибежища в Будде, я ищу прибежища в Дхарме, я ищу прибежища в Сангхе». Он должен соблюдать 227 правил, изложенных в «Пратимокше» — правилах поведения для монахов. Все буддийские монахи дают обет безбрачия. Распорядок дня буддийской общины обусловлен правилами Винная-питаки: принимать пищу можно только в первой половине дня, в течение дня монахи должны заниматься чтением и изучением священных текстов, медитацией, необходимыми хозяйственными работами и т. д. Понятие «святости» применимо в буддизме к лицам, признанным Буддами, бодхисаттвами, архатами. В их число входят первые ученики Будды Шакьямуни: Анада, Шарипутра, Маудгальяна, Кашьяпаи другие; бодхисатвы Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани. В Тибете в качестве будды почитается Цзонхава. Святыми признавались также монархи и правители: Ашока в Индии, Сронцзангамбо в Тибете. В России буддисты считали царей воплощением божества «Белая Тара», т. е. бодхисаттвами. Святыми могут признаваться не только монахи, но и миряне.
Одним из наиболее известных лам в истории бурятского буддизма является основатель Цугольского дацана Л.Л. Дандаров. Ширетуй Цолгинского дацана, выдающийся бурятский просветитель и ученый Р. Номтоев (1820— 1907), был автором Большого толкового двуязычного (тибетский и монгольский) словаря, трудов по грамматике и этнографии. Перу ширетуя Анинского дацана Лобсан Талдан-ринпочэ принадлежит «Ясное зерцало» — адаптированное изложение «Ламрима» Цзонкхапы. Широкое распространение получили сочинения кудунского ламы И.-Х. Галыииева и ширетуя Агинского дацана Д.Ж. Донжинова, в популярной форме изложивших основы буддийского учения.
Весьма почитаемым ламой был тантрист Шагжа (1858—1909), известный своим подвижничеством на священной горе Алхана. Л.-С. Цыденов (1842—1922) стал основателем нового реформаторского направления в буддизме, делавшего акцент на внедацанских формах организации и практики.
Значительную роль в истории буддизма сыграл бурятский религиозный деятель Агван-Лубсан Доржиев (1857—1930), наставник Далай-ламы XIII Агван-Лобсан-Тубдан-Чжамцо (1876—1933). Ширетуй Кудунского дацана Л.Д. Дан-дарай впервые открыл в Бурятии философской школы чойра-цанид. Летописи отмечают ученость и подвижническую деятельность ламы Галсана Содбо и ламы-перерожденца Лубумбы, ширетуя Агинского дацана Г.Ж. Тугулдурова, также основавшего философскую школу чойра-цанид.
В настоящее время численность буддийского духовенства в Бурятии составляет около 1 тыс. лам.
С.Ю. Лепехов
Вертикальная иерархия местопребываний — Buddha World
Материал из Buddha World.
Миры, в которые попадают после смерти в результате перерождений, во время медитации, или миры, характеризующие состояния сознания, определяют вертикальную систему местопребываний.
В первую очередь выделяются три сферы, тридхату (санскр. त्रिधातु, Tridhātu?): Сфера чувственного, камадхату (санскр. कामधातु, Kāmadhātu?), в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти; Сфера форм (материальная сфера), рупадхату (санскр. रूपधातु, Rūpadhātu?), соответствующая дхьянам (йогическим сосредоточениям) полной объективности, когда чувственное отсутствует, но присутсвуют только элементы материи (формы), сознание в сфере форм находится в состоянии объективности и беспристрастности; Сфера отсутствия форм (нематериальная сфера), арупьядхату (Ārūpyadhātu?), в которой отсутствуют элементы материального мира.
Вертикально выделяют также шесть миров (иногда пять миров). Высшим сферам форм и отсутствия форм соответствуют высшие области мира богов, остальные миры, включая большое количество небес мира богов, относятся к сфере чувственного
Каждый уровень или местопребывание соответствует определённому состоянию сознания. Местопребывание зависит от предыдущих деяний (карма) и от состояния сознания существа в данный момент. Миры существуют, пока в наличии существа, их заполняющие. Миры исчезают, если не остаётся никого, кто этому миру принадлежит. И снова возникают, если возникнет хотя бы одно существо с сознанием этого мира. При этом существа могут физически находиться в одном и том же месте, но принадлежать разным мирам (например, люди и животные).
Понятие «брахма» используется по отношению к высшим существам из мира богов (дэва), находящимся в сфере форм или в сфере отсутствия форм. В более узком смысле мир брахмы — три нижних местопребывания сфере форм.
Совершенно не обязательно более высокий уровень «лучше» или ценнее более низкого. Многие местопребывания считаются бесполезными или тупиковыми, нередко наивысшие местопребывания в группе являются препятствием для достижения определённых целей. Оценка местопребываний различается в различных буддийских школах. Особо ценится человеческое местопребывание по причине возможности принимать решение и выбирать правильный путь.
Хотя «формально» местопребывания связаны с «перерождением души после смерти», речь всё-таки идёт о мгновенных состояниях сознания, которые могут меняться и в течение жизни, потому что буддизм не признаёт понятия души (см. анатман).
Описание мироздания содержит много элементов мифологии. Буддизм никогда не воспринимал эти описания буквально, уровни и местопребывания имели скорее метафорический смысл. При этом в систему буддийской космологии были вписаны индийские ведические представления и нередко — местные шаманские культы. Своё место нашёл Великий Брахма (творец мира согласно ведическому миропредставлению). Таким образом, буддизм в полемике с другими школами не отрицает их учение, а чётко указывает место их представлений в буддийской иерархии миров.
Подчёркивая метафорический смысл буддийской космологии, Далай-лама XIV говорил, что если «быть буддистом» означает верить в мировую гору Сумеру, континенты вокруг неё, небеса и подземный ад — то он — не буддист.
- Буддийское духовенство
Иерархия священнослужителей в буддийской общине восходит к тибетской традиции. Самым низким ламским достоинством обладает гэнин («банди» или «манджи» в тибетских монастырях), обязанный соблюдать от 5 до 15 лет 5 обетов, более зрелый и опытный лама может получить сан гэсула (гэцюля в тибетском варианте), связанный уже с исполнением 30 и более обетов. Вершиной иерархии лам является сан гэлуна (гелю нг в тибетском буддизме), носитель к-рого должен соблюдать уже 253 предписания и обета. Помимо трех названных уровней служителей культа в школе гелугпа существует и система ученых степеней, включающая ок. 30 наименований. В орг-ции буддистов России есть и определенная административная структура. Члены Центрального духовного управления буддистов России все настоятели буддийских храмов. Из их числа избирается хамбо лама, имеющий заместителей — дид хамбо лама. Настоятель храма назначает соржо ламу, крый имеет двух заместителей: унзад лама, отвечающий за проведение хуралов, религ. ритуалов, гэбгы човомба, отвечающий за порядок, дисциплину, ритуальные и имущественные приготовления. При обращении к буддийским священнослужителям чаще всего используются или, во всяком случае, допустимы формы, характерные для православия и католицизма, но в своей среде используются др. обращения: к далай-ламе Ваше Святейшество, к хамбо ламе Ваше Святейшество, к ламам досточтимый.
Л.А. Верховский
Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. Ред-кол.: Мчедлов М. П., (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др.. 2002.
- Буддийская этика
- Бурханизм
Смотреть что такое «Буддийское духовенство» в других словарях:
Буддийское имя — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/27 июля 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия
БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия
Мятеж в Монголии (1932) — Мятеж в Монголии 1932 года Дата 11 апреля октябрь 1932 Место МНР: Хубсугульский, Архангай, Увэр Хангайский, Дзабханский аймаки Итог … Википедия
Хубсугульское восстание — Мятеж в Монголии 1932 года Дата 11 апреля октябрь 1932 Место МНР: Хубсугульский, Архангай, Увэр Хангайский, Дзабханский аймаки Итог п … Википедия
Шри-Ланка — (до 1972 Цейлон) Республика Шри Ланка, государство на одноимённом острове в Индийском океане, к Ю. В. от полуострова Индостан. Входит в Содружество (брит.). Площадь 65,6 тыс. км2. Население 13,7 млн. чел. (1976). Столица г. Коломбо. В… … Большая советская энциклопедия
Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия
Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия
РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия
Цыбиков, Гомбожаб Цэбекович — Гомбожаб Цэбекович Цыбиков … Википедия
Цыбиков, Гомбожаб — Гомбожаб Цэбекович Цыбиков Дата рождения: 20 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Четыре Благородные Истины
Самое основное учение Будды о Дхарме известно как «Четыре Благородные Истины», четыре факта, которые высоко осознавшие существа считают истинными. Он видел, что все сталкиваются (1) с настоящими проблемами. Несмотря на то, что есть много радостей, нельзя отрицать, что жизнь трудна. Болезнь, старость и смерть в себе и своих близких, разочарования в жизни, разочарования в отношениях с другими и т. Д. Достаточно сложны.Но люди делают эти ситуации еще более болезненными из-за их отношения, основанного на путанице.
(2) Истинная причина проблем — неосведомленность или незнание реальности. Например, все люди думают, что они являются центром вселенной. Когда, будучи маленьким ребенком, они закрывают глаза, кажется, что все остальные перестают существовать. Из-за этой обманчивой внешности они чувствуют, что они единственные, кто важен, и что у них всегда должен быть свой путь. В результате такого эгоцентричного, эгоистичного отношения они создают аргументы, драки и даже войны.Но если это правда, что они были центром вселенной, то каждый должен согласиться. Никто, однако, не согласится, потому что все остальные чувствуют, что он или она является центром вселенной. Они не могут быть правы.
Однако можно достичь (3) истинного прекращения всех проблем, чтобы никогда больше не испытывать несчастья. Это произойдет, если человек примет (4) истинный путь ума, с помощью которого он понимает реальность. Другими словами, если кто-то полностью осознает тот факт, что все взаимосвязаны и взаимозависимы и что никто не является центром вселенной, тогда люди смогут найти решения своих проблем, чтобы они могли жить вместе в мире и согласии.Основной подход в буддизме, таким образом, является научным и рациональным. Чтобы устранить проблемы, нужно выявить и устранить их причины. Все следует законам причины и следствия.
Пустота и взаимозависимость
Таким образом, основные пункты учений Будды — видеть реальность, а именно взаимосвязь всего и всех и, следовательно, развивать равную любовь и сострадание ко всем существам. Высший принцип, объединяющий все, известен как «пустота», за пределами всех имен и понятий.Пустота относится к тому факту, что ничто не существует невозможными, выдуманными способами, такими как действительно независимые от всего остального, но что все существа и вещи возникают взаимозависимо друг от друга. Поскольку все живые существа и окружающая среда взаимозависимы, нужно иметь любовь, заботу и сострадание ко всем остальным и брать на себя ответственность за активную помощь. Чтобы оставаться сосредоточенным на этих двух аспектах, пустотности и сострадании, известных как мудрость и метод, необходимо совершенное сосредоточение и прочная основа этической самодисциплины.Будда учил многим методам обучения себя во всех этих областях.
Этика и Карма
Будда особо подчеркнул, что следует вести этическую жизнь, придерживаясь строгой морали. Он сказал, старайтесь помогать другим, и если это невозможно, по крайней мере, не навреди. Он объяснил основы этики в терминах научных принципов кармы или поведенческих причин и следствий. «Карма» не означает судьбу, но относится к импульсам, которые мотивируют и сопровождают физические, словесные и умственные действия.Побуждения действовать положительно или отрицательно возникают из-за предшествующей обусловленности и побуждают человека вступать в ситуации, в которых он испытывает определенный уровень счастья или страдания. Эти ситуации будут происходить либо в этой жизни, либо в будущих.
Возрождение
Как и в других индийских религиях, буддизм утверждает возрождение или реинкарнацию. Ментальный континуум индивида с его инстинктами, талантами и т. Д. Приходит из прошлых жизней и переходит в будущие.В зависимости от своих действий и созданных ими склонностей человек может возродиться на небесах или в аду, или в качестве животного, человека или любого из множества призраков или духов. Все существа испытывают неконтролируемое перерождение благодаря силе их беспокоящих установок, таких как привязанность, гнев и наивность, и их кармическим побуждениям действовать навязчиво, которые они запускают. Если человек следует за отрицательными импульсами, которые возникают в его сознании из-за прошлых поведенческих моделей, и действует разрушительно, он в результате испытывает страдание и несчастье.С другой стороны, если человек участвует в созидательных делах, он испытывает счастье. Таким образом, счастье или несчастье каждого человека не является наградой или наказанием, а создается предыдущими действиями этого человека в соответствии с законами поведенческой причины и следствия.
Основа буддийской этики — удерживать себя от десяти особенно разрушительных действий. Это физические акты убийства, кражи и ненадлежащего сексуального поведения; словесные — лгать, говорить с разногласиями, используя грубые и жестокие выражения, и говорить пустые слова; и умственные мысли о жадном мышлении, злонамеренном и искаженном, антагонистическом мышлении, при котором человек отрицает ценность чего-либо положительного.Будда не учил юридическому кодексу, подобному шариату , по которому можно было определять наказания за негативные деяния. Независимо от того, вознаграждают ли людей или наказывают тех, кто разрушает, те, кто действует негативно, все равно будут испытывать страдания от своих поступков.
Преданная практика и медитация
Будда видел, что не только все равны в своей способности преодолеть все проблемы и стать Буддой, но и что все люди — это люди с разными предпочтениями, интересами и талантами.Уважая эти различия, он учил множеству различных методов работы над собой, чтобы преодолеть свои ограничения и реализовать свои возможности. К ним относятся изучение, практика преданного служения, такая как простирание трижды перед молитвой, щедрое пожертвование нуждающимся и посвященным духовной жизни, повторное чтение имен Будды и священных слогов (мантр) в виде четок, паломничество в святые места и обход священные памятники и особенно медитация. Медитация означает формирование полезной привычки и достигается путем многократного формирования таких позитивных отношений, как любовь, терпение, внимательность, концентрация и видение реальности, а затем практика просмотра ситуаций из личной жизни с ними.
Кроме того, Будда сказал людям не верить тому, что он сказал, из-за веры в него, но испытать все на себе, как будто покупая золото. Только если люди найдут, благодаря личному опыту, что-то полезное в его учении, они смогут приспособить это к своей жизни. Будда сказал, что нет необходимости менять культуры или даже религии. Любой, кто находил что-нибудь полезное в его учениях, мог принять в них участие.
В буддизме нет определенного времени для молитвы, нет религиозного служения для мирян во главе с клерикалами и нет субботы.Люди могут молиться в любое время или в любом месте. Однако чаще всего молитва и медитация совершаются либо в буддийских храмах, либо перед святынями у себя дома. Часто встречаются статуи и картины Будд и Бодхисаттв, тех, кто полностью направлен на то, чтобы помогать другим и становиться Буддой. Люди не поклоняются и не молятся этим статуям, но используют их, чтобы помочь сосредоточить свое внимание на великих существах, которых они представляют. Поскольку Будды и Бодхисаттвы не являются всемогущими Богами, цель молитвы — просить вдохновение у этих фигур и их руководящей силы, чтобы самому выполнить свои добрые цели.Необразованные люди, однако, просто делают запросы о том, чтобы их желания были удовлетворены. В знак уважения к тому, чего достигли Будды, люди предлагают статуи и свечи перед статуями и картинами.
Диета и Избегание Алкоголя
В буддизме также нет установленных диетических законов. Буддистам рекомендуется быть вегетарианцами в максимально возможной степени, но даже если есть только растения, насекомых неизбежно убивают в любой форме сельского хозяйства.Таким образом, каждый пытается свести к минимуму вред, причиняемый животным и насекомым из-за необходимости есть пищу. Иногда может потребоваться есть мясо, например, по медицинским показаниям, чтобы не оскорблять своего хозяина или когда ничего другого нет в качестве источника пищи. В таких случаях человек благодарит за животное, которое ради него погибло, и молится за его лучшее перерождение.
Будда также велел своим последователям не пить даже капли алкоголя. Буддийское обучение направлено на развитие осознанности, дисциплины и самоконтроля.Все это теряется, когда пьешь алкоголь. Однако не все буддисты следуют советам Будды.
Монастырская Традиция
Буддизм имеет как монашескую, так и светскую традицию. Есть монахи и монахини, которые хранят сотни обетов, включая полное безбрачие. Они бреют головы, носят специальные одежды и живут в монашеских общинах. Они посвящают свою жизнь изучению, медитации, молитве и проведению церемоний на благо сообщества мирян. Миряне, в свою очередь, поддерживают монахов, предлагая еду, либо непосредственно монастырям, либо монахам, которые каждое утро приходят в свои дома, чтобы собирать милостыню.
Равенство
Хотя индийское индуистское общество во времена Будды было организовано по кастам, а некоторые группы с низким статусом даже считались неприкосновенными другими, Будда заявил, что в его монашеском обществе все были равны. Таким образом, Будда отменил кастовые различия для тех, кто покинул общество, чтобы жить в монастырях и монастырях и посвятить свою жизнь духовной практике. Иерархия в монашеских учреждениях основывалась на уважении к тем, кто был рукоположен и держал обеты дольше всех.Молодой человек, предначертанный раньше старшего, будет сидеть перед последним в молитвенных собраниях, и ему сначала будут давать еду и чай. В соответствии с азиатским обычаем, когда мужчины и женщины были вместе в религиозных собраниях, они сидели отдельно, а мужчины впереди.
,В 1215 году Чингис-хан, основатель Монгольской империи, отвоевал Афганистан у Гуридов. Как и его политика в других местах, Чингис уничтожил тех, кто выступал против его захвата, и опустошил их земли. Неясно, как пережитки остатков буддизма, оставшиеся в Афганистане в это время. Чингис был терпим ко всем религиям, пока его лидеры молились за его долгую жизнь и военный успех. Например, в 1219 году он вызвал в Афганистан известного даосского мастера из Китая, чтобы совершить церемонию своей долгой жизни и приготовить для него эликсир бессмертия.
После смерти Чингиса в 1227 году и разделения его империи на наследников его сын Чагатай унаследовал власть в Согдиане и Афганистане и основал Чагатайское каганат. В 1258 году Хулегу, внук Чингиса, завоевал Иран и сверг Аббасидский халифат в Багдаде. Он основал Ильханство и вскоре пригласил к себе в суд на северо-западе Ирана буддийских монахов из Тибета, Кашмира и Ладакха. Ильханство было более могущественным, чем Чагатайское каганат, и поначалу доминировало там среди своих кузенов.Поскольку буддийские монахи должны были пройти через Афганистан по пути в Иран, они, несомненно, получили официальную поддержку на своем пути.
По мнению некоторых ученых, тибетские монахи, пришедшие в Иран, были, скорее всего, из школы Дрикунг (Дрикунг) Кагью, и причина, по которой Хулегу пригласил их, могла быть политической. В 1260 году его двоюродный брат Хубилай (Кублай) хан, монгольский правитель северного Китая, объявил себя великим ханом всех монголов. Хубилай поддержал традицию тибетского буддизма сакья и дал своим лидерам номинальный сюзеренитет над Тибетом.До этого лидеры Дрикунг Кагью находились на политической арене в Тибете. Основным соперником Хубилай был еще один двоюродный брат, Хайду, который правил Восточным Туркестаном и поддерживал линию Дрикунг Кагью. Возможно, Хулегу хотел присоединиться к Хайду в этой борьбе за власть.
Некоторые полагают, что причиной того, что Хубилай и Хайду обратились к тибетскому буддизму, было получение сверхъестественной поддержки Махакалы, буддистского защитника, исповедуемого традициями как сакья, так и кагью.Махакала был защитником тангутов, которые правили территорией между Тибетом и Монголией. В конце концов, их дедушка, Чингис-хан, был убит в бою тангутами, которые, должно быть, получили сверхъестественную помощь. Маловероятно, что монгольские лидеры, включая Хулегу, выбрали тибетский буддизм из-за его глубоких философских учений.
После смерти Хулегу в 1266 году Чагатайский каганат стал более независимым от илханов и заключил прямой союз с Хайду в его борьбе против хубилайского хана.Между тем, линия преемников Хулегу чередовалась в их поддержке тибетского буддизма и ислама, по-видимому, также ради политической целесообразности. Сын Хулегу, Абаха, продолжал поддерживать своего отца в тибетском буддизме. Однако брат Абаги Такудар, сменивший его в 1282 году, принял ислам, чтобы помочь получить поддержку на местах, когда он вторгся в Египет и завоевал его. Сын Абаги, Аргун, победил своего дядю и стал Ильханом в 1284 году. Он сделал буддизм государственной религией Ирана и основал там несколько монастырей.Когда Аргун умер в 1291 году, его брат Гайхату стал Ильханом. Тибетские монахи дали Гайхату тибетское имя Ринчен Дордже, но он был вырожденным пьяницей и едва ли считался буддийской верой. Он ввез в Иран бумажные деньги из Китая, что вызвало экономическую катастрофу.
Гайхату умер в 1295 году, через год после смерти Хубилай-хана. Сын Аргуна, Газан, вступил на престол. Он восстановил ислам как официальную религию Ильханства и разрушил там новые буддийские монастыри.Некоторые ученые утверждают, что обращение Газан-хана к религиозной политике его отца состояло в том, чтобы дистанцироваться от реформ и верований своего дяди и отстаивать свою независимость от монгольского Китая.
Несмотря на приказ об уничтожении буддийских монастырей, кажется, что Газан-хан не хотел уничтожать все, что связано с буддизмом. Например, он поручил Рашиду ад-Дину написать «Всеобщая история » (ар. «Джами аль-Таварих» ), причем версии были бы на персидском и арабском языках.В своем разделе об истории культур людей, завоеванных монголами, Рашид ад-Дин включил Жизнь и Учения Будды . Чтобы помочь историку в его исследованиях, Газан-хан пригласил на свой двор Бакши Камалашри, буддийского монаха из Кашмира. Как и в ранней работе аль-Кермани, работа Рашида представляла буддизм в терминах, которые мусульмане могли легко понять, например, называя Будду пророком, богов дэва в качестве ангелов и Мара в качестве дьявола.
Рашид ад-Дин сообщил, что в его дни в Иране циркулировали одиннадцать буддийских текстов в арабском переводе.К ним относятся тексты махаяны, такие как Сутра на Массиве Чистой Земли Блаженства, (Сукхавативюха Сутра , касающаяся Чистой Земли Амитабхи), Сутра на Массиве, как сотканная корзина (Скит. Карандавюха-сутра , касающийся Авалокитешвары, воплощения сострадания) и Экспозиция о Майтрее (Skt. Майтрейавьякарана , касательно Майтреи, будущего Будды и воплощения любви). Эти тексты, несомненно, были в числе тех, которые были переведены под покровительством аббасидских халифов в Доме знаний в Багдаде, начиная с 8-го века.
Рашид ад-Дин закончил свою историю в 1305 году, во времена правления преемника Газана Олджайту. Похоже, что буддийские монахи все еще присутствовали в Иране, по крайней мере, до смерти Олджайту в 1316 году, поскольку монахи безуспешно пытались вернуть монгольского правителя обратно в буддизм. Таким образом, по крайней мере до тех пор, буддийские монахи все еще проходили туда-сюда через Афганистан, и, таким образом, их все равно могли приветствовать при дворе Чагатая.
В 1321 году империя Чагатай разделилась на две части.Западный Чагатайский каганат включал Согдию и Афганистан. С самого начала его ханы приняли ислам. Ильханство в Иране распалось и распалось в 1336 году. После этого нет никаких признаков продолжающегося присутствия буддизма в Афганистане. Это продолжалось там почти тысяча девятьсот лет. Тем не менее знание буддизма не угасло. Тимур (Тамерлен) покорил Западное Чагатайское каганат в 1364 году и малые государства-преемники Ильханата в 1385 году. Сын и преемник Тимура Шахрукх поручил историку Хафизу Абру написать на персидском языке «Сборник историй » ( Ar. Majma ’al-Tawarikh ). Завершенный в 1425 году в столице Шахруха, Герате, Афганистан, история содержала рассказ о буддизме по образцу работы Рашида ад-Дина столетием ранее.
,Культурный контекст
Буддизм возник в северо-восточной Индии в период между концом 6 века и началом 4 века до нашей эры, периодом больших социальных перемен и интенсивной религиозной деятельности. Ученые расходятся во мнениях относительно дат рождения и смерти Будды. Многие современные ученые считают, что исторический Будда жил с 563 по 483 гг. До н.э. Многие другие считают, что он жил около 100 лет спустя (примерно с 448 до 368 г. до н.э.).В это время в Индии было много недовольства жертвоприношением и ритуалом брахманизма (индуистской высшей касты). В северо-западной Индии были аскеты, которые пытались создать более личный и духовный религиозный опыт, чем в Ведах (индуистских священных писаниях). В литературе, которая выросла из этого движения, в Упанишадах, новый акцент делается на отречении и трансцендентном знании. Северо-Восточная Индия, которая была менее подвержена влиянию ведических традиций, стала питательной средой для многих новых сект.Общество в этой области было обеспокоено распадом племенного единства и расширением нескольких мелких королевств. Религиозно, это было время сомнений, смут и экспериментов.
В этом районе уже хорошо зарекомендовала себя группа прото-санкхья (т. Е. Основанная на санкхийской школе индуизма, основанной Капилой). Было много новых сект, включая различных скептиков (например, Санджая Белаттипутта), атомщиков (например, Пакудха Качкаяна), материалистов (например, Аджита Кешакамбали) и антиномистов (т.е.те, кто против правил или законов (например, Пурана Кассапа). Однако наиболее важными сектами, возникшими во времена Будды, были адживики (адживакасы), которые подчеркивали правило судьбы ( нияти ), и джайны, которые подчеркивали необходимость освобождения души от материи. Хотя джайнов, как и буддистов, часто считают атеистами, их убеждения на самом деле более сложны. В отличие от ранних буддистов, и адживики, и джайны верили в постоянство элементов, составляющих вселенную, а также в существование души.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняНесмотря на изумительное разнообразие религиозных общин, многие разделяют один и тот же словарь — нирвана (трансцендентная свобода), атман («я» или «душа»), йога («союз»), карма (« причинность »), татхагата (« тот, кто пришел »или« тот, кто таким образом ушел »), будда (« просветленный »), сансара (« вечное возвращение »или« становление ») и дхамма («правило» или «закон») — и большинство из них связаны с практикой йоги.Согласно традиции, сам Будда был йогом, то есть чудотворным аскетом.
Буддизм, как и многие из сект, которые развивались в то время в северо-восточной Индии, был представлен присутствием харизматического учителя, обнародованными этим лидером учениями и сообществом приверженцев, которое часто состояло из отреченных членов и сторонники мирян. В случае буддизма эта модель отражена в Триратне, то есть в «Трех Драгоценностях» Будды (учителя), дхарме (учении) и сангхе (общине).
В течение столетий после смерти основателя буддизм развивался в двух направлениях, представленных двумя различными группами. Один был назван хинаяной (санскрит, «меньший проводник»), термин, данный ему его буддийскими противниками. Эта более консервативная группа, которая включала в себя то, что сейчас называется тхеравада (Пали: «Путь Старейшин»), собрала версии учений Будды, которые были сохранены в коллекциях под названием Сутта Питака и Виная Питака и сохранил их как нормативные.Другая основная группа, которая называет себя махаяной (санскрит. «Великий проводник»), признала авторитет других учений, которые, с точки зрения группы, делали спасение доступным для большего числа людей. Эти предположительно более продвинутые учения были выражены в сутрах, которые Будда предположительно сделал доступными только для своих более продвинутых учеников.
По мере распространения буддизма он сталкивался с новыми течениями мысли и религии. Например, в некоторых общинах махаяны строгий закон кармы (вера в то, что добродетельные действия создают удовольствие в будущем, а ненасильственные действия создают боль) был изменен, чтобы учесть новые акценты на эффективности ритуальных действий и практики преданного служения.Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии развивалось третье крупное буддийское движение, ваджраяна (санскрит: «алмазный проводник»; также называемый тантрическим, или эзотерическим, буддизмом). На это движение повлияли гностические и магические потоки, распространенные в то время, и его целью было более быстрое духовное освобождение и чистота.
Несмотря на эти превратности, буддизм не отказался от своих основных принципов. Вместо этого они были переосмыслены, переосмыслены и переформулированы в процессе, который привел к созданию большого количества литературы.Эта литература включает Пали Типитака («Три корзины») — Сутта Питака («Корзина беседы»), в которой содержатся проповеди Будды; Vinaya Pitaka («Корзина дисциплины»), в которой содержится правило, регулирующее монашеский орден; и «Абхидхамма Питака » («Корзина особой [дальнейшей] доктрины»), которая содержит доктринальные систематизации и резюме. Эти палийские тексты послужили основой для давней и очень богатой традиции комментариев, написанных и сохраненных приверженцами общины тхеравады.Традиции Махаяны и Ваджраяны приняли в качестве Буддавачаны («слова Будды») множество других сутр и тантр, наряду с обширными трактатами и комментариями, основанными на этих текстах. Следовательно, от первой проповеди Будды в Сарнатхе до самых последних происхождений существует бесспорная преемственность — развитие или метаморфоза вокруг центрального ядра — благодаря которой буддизм отличается от других религий.
Джузеппе Туччи Джозеф М. Китагава Франк Э. Рейнольдс.