Гиперсоциальное поведение это – Что такое гиперсоциальное поведение — гиперсоциализация

Что такое гиперсоциальное поведение — гиперсоциализация

Авторитарная гиперсоциализация

Типы родительского отношения.

Родительское отношение – система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

  1. Принятие. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы.

  2. Отвержение. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку, не уважает его.

  3. Кооперация. Социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

  4. Симбиоз. Родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда. Родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком.

  5. Авторитарная гиперсоциализация. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. В родительском отношении четко просматривается авторитаризм.

  6. Маленький неудачник. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. У родителей имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Для выявления детско – родительского отношения в практике используется тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. ОРО состоит из 61 вопроса. При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

  • Отвержение

  • Социальная желательность

  • Симбиоз

  • Гиперсоциализация

  • Инфантилизация (инвалидизация)

Как изучить семью?

Результаты многочисленных психолого – педагогических исследований свидетельствует о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды.

Для этого учёные рекомендуют традиционные методы: наблюдения, опросы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.)

Изучению семьи способствует её посещение, беседы с родителями, наблюдение за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно – ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы.

Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки.

Особое внимание следует обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно – ролевой игре «Семья», т.к. дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение.

Содержательную информацию о психологическом климате семьи педагог может получить также из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек» и т.д.

При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, изображения состава семьи (полный, уменьшенный, увеличенный). Отметить расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования, спонтанные реакции детей и т.д.

Также можно использовать проективные методики. Например, можно предложить детям разрешить следующие ситуации:

  • У тебя два билета в цирк. Кого бы ты взял на представление?

  • Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться. Кто это? и др.

Распространёнными методами изучения семейной микросреды дошкольников являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.

На сегодняшний момент также очень важно своевременно выявлять родителей, которые нарушают права ребёнка, применяя к нему физическое или психическое насилие и проводить коррекционную работу.

Диагностика проводится в три этапа:

На первом этапе выявляются дети, имеющие те или иные психологические проблемы. Практика показывает, что ребёнок, права которого в семье нарушаются, обычно имеет определенные трудности в адаптации: в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми (неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, неуверенность в себе, воровство и т.д.). на данном этапе используются наблюдение, проективные методики, тесты типа «Диагностика межличностного отношения в группе»).

На втором этапе происходит выявление родителей, применяющих к детям физическое или психическое насилие, выявляются методы воспитательного воздействия, применяемые родителями. На данном этапе применяется анкеты на выявление типичных способов воспитательного воздействия и опросник Басса-Дарки. Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребёнку. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно для выявления тех родителей, у которых выражена физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Опросник включает восемь шкал.

Третий этап – это диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях, где нарушаются права детей. Целью данного этапа является анализ тех родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребёнка в семье. Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях предлагается использовать методику измерения родительских установок и реакций (ПАРИ). Методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Методика позволяет получить максимально подробную и детализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания.

Методика ПАРИ содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок, такие, как:

  • Предоставление ребёнку возможности высказаться.

  • Оберегание ребёнка от трудностей.

  • Подавление воли ребёнка.

  • «Жертвенность» родителей.

  • Строгость родителей.

  • Раздражительность родителей.

  • Зависимость ребёнка от матери.

Методика ПАРИ также позволяет характеризовать позитивные стороны родительского отношения, т.е. дает возможность выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей.

Гиперсоциальность

Смотреть что такое «Гиперсоциальность» в других словарях:

  • Гиперсоциальность — избыточная зависимость индивида от сложившихся у него представлений о социальных нормах, следование в своем поведении этим представлениям в ущерб личным потребностям, желаниям, привязанностям как своим, так и нередко окружающих … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Гипер- — (hyper , греч. hyper над, сверх, по ту сторону) приставка, обозначающая чрезмерную степень качества и одновременно его мнимость, болезненную преувеличенность; переступая свою меру, оно переходит в противоположность, усиливаясь, приводит к… … Проективный философский словарь

  • Депрессия — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. * * * – психическое состояние, характеризующееся подавленностью, снижением умственной и психосоматической деятельности,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Клиническая картина неврозов — Неврастения. Данный невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Согласно Е. К. Краснушкину причины возникновения неврастении объясняются утомлением. Включаются защитные… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Позитивное самопредъявление — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка». Для межличностной ситуации развития при П … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АНОРЕКСИЯ — (от греч. an отрицательная частица, аппетит) психопатологический синдром, выражающийся в навязчивом стремлении к снижению веса, которое реализуется при помощи диеты или полного отказа от еды, физических упражнений, приема лекарственных препаратов … Социология: Энциклопедия

  • Диагностика межличностных отношений — (ДМО). Л. Н. Собчик. Вербальная методика диагностика межличностных отношений (ДМО) апеллируя, на первый взгляд, к осознаваемому Я, позволяет получать достаточно объективную информацию. Автор оригинального теста Т. Лири был последователем идей Г.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители

Редакция Психологоса дистанцируется от идей, стиля и выводов данной статьи, приведенной лишь в качестве примера большой путаницы в понятиях. Негативизм и негибкость родителей — это одно, а приучение к порядку, привитие воспитанности и хороших манер — другое. Внимательные, теплые и веселые, а главное квалифицированные родители вполне могут добиться от него послушания, одновременно сохраняя с ребенком контакт​, развивая его уверенность в себе и передавая ему ощущение радости жизни. Послушный ребенок у разумных родителей, взрослея, становится взрослым, самостоятельным и творческим человеком.

Итак, читая статью, будьте внимательны!

Все мы стремимся быть хорошими родителями. Но вот реализуем это по-разному: кто-то пускает процесс воспитания на самотек, доверяет своей интуиции и жизненному опыту, а кто-то относится к своей родительской роли как к серьезной, ответственной миссии. Казалось бы, нет в этом ничего плохого, но любые крайности чреваты неприятностями, и чрезмерное усердие в деле воспитания может обернуться детскими страданиями, а иногда и трагическими последствиями.

Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется; народная молва вскоре присвоит им почетное звание «приличная семья». Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью прочитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера.

Лишь немногие, оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: «Что-то здесь не так, уж больно он «правильный», как будто не ребенок вовсе, а маленький старичок». Сделали ребенка таким родители, движимые «благими намерениями» и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен «план» его развития, в котором родители четко определили основные «вехи»: «плавать раньше, чем ходить», ясли с полутора лет, чтобы привыкал к коллективу, кружки, секции, те, что попрестижнее и в жизни пригодятся, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, университет… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей — спорт, бизнес, политика, искусство, здоровый образ жизни, но он всегда есть.

Подобным образом поступают многие родители («Ну почему бы не помечтать!»), но немногие одержимы выполнением задуманного.

Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть «правильным».

Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного, не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Наиболее трагичной по своим последствиям является манипуляция чувством любви ребенка: «Если ты любишь маму, то ты так делать больше не будешь». Любовь становится разменной монетой: скушал кашу — любим, не скушал — не любим, и так во всем.

Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Воспитатель тоже должен «соответствовать»: быть строгим, но интеллигентным, иметь образование и опыт работы. Если все сойдется, то взаимоотношения педагогов и родителей можно считать идеальными: полный контроль над ребенком и взаимопомощь в его воспитании. Та же схема повторится, когда ребенок дорастет до школы. С другими педагогами семья такого типа воспитания вряд ли уживется. Особенно не жалуют родители молоденьких, эмоциональных или демократично настроенных воспитателей.

Валерия с самого рождения была только Валерией. Никакого сокращения имени или его ласкательных форм не применялось. В ясли девочку привели очень рано и сразу предупредили воспитателей, как следует называть их дочь. Мама девочки — медик по образованию, продолжала учебу в ординатуре, папа делал стремительную карьеру юриста. Родители, несмотря на свой молодой возраст, отличались жесткими взглядами на воспитание, принципиальностью и эмоциональной сдержанностью. В яслях Валерия вела себя агрессивно, упрямилась по любому поводу, капризничала, но как только на пороге группы появлялся кто-нибудь из родителей, затихала, вся сжималась и сразу же начинала поправлять свою одежду, за которую ей частенько попадало. Проявления любви и нежности со стороны матери и отца были весьма сдержанными, девочку иногда целовали в щечку и гладили по голове. Но зато с завидным упорством прививались навыки самообслуживания. Если за отведенное взрослыми время девочка отвлекалась и не успевала одеться, то родители уходили и возвращались позже, перед самым закрытием сада.

Воспитатели очень скоро поняли, что родителям про дочку надо говорить только хорошее: малейшие проблемы воспринимались слишком серьезно и тут же применялись меры. Валерию в семье не били, на нее не кричали и не ставили в угол, воспитывали строгим взглядом, внушениями и лишением любви. Вскоре к проблемам воспитания добавилась еще одна — у девочки появились «вредные привычки», с которыми родители тут же начинали воевать. Вначале — обкусанные ногти, пальчик во рту, позже девочка стала до крови закусывать губы, появилось навязчивое шмыганье носом. Когда Валерия пошла в первый класс (с шести лет, престижная гимназия с усложненной программой), родителям пришлось обратиться за помощью к невропатологу и девочку начали лечить от невроза.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются столь трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Взрослый мужчина обратился за помощью к психологу по поводу того, что от него ушла жена. Его речь пестрела словами «надо», «должна», «необходимо», «обязана» и походила больше на перечисление лозунгов или свод правил, чем на размышления человека, у которого случилось несчастье. Жесткие установки, усвоенные с детства (папа — военный, мама — учительница), он без изменения принес в свою семью и искренне считал, что правила типа «ребенок должен в 9 часов ложиться спать» или «жена обязана мыть посуду сразу после приема пищи» не могут подвергаться сомнению. Иногда стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе «родителей» — в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтения принципиальным и авторитарным людям. При этом он может жаловаться на жизнь и даже пытаться что-то менять, но вместо одного тирана-начальника он выберет другого, ничем не лучше. Если узнать историю его воспитания, то все становится понятно.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, могут быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств как помехи, мешающей делу, зависимость от мнения окружающих.

Не обязательно, что все педагоги, врачи, юристы, военные так воспитывают своих детей, но среди гиперсоциальных родителей много людей именно этих специальностей. Тяжело приходится детям, родители которых находятся «на виду», и, следовательно, ребенок тоже должен «соответствовать». Подобное усердие в воспитании можно наблюдать у молодых родителей, которые во что бы то ни стало хотят добиться одобрения окружающих и подтвердить себе: «Мы хорошие родители». Со временем они могут успокоиться и пересмотреть свои взгляды на воспитание, и то, что в полной мере обрушилось на первенца, со вторым ребенком может не повториться.

eg-nsk.ru

Гиперсоциальность — это… Что такое Гиперсоциальность?


Гиперсоциальность
(греч. hyper лат. socialis – общественный) – гиперкомпенсаторная погружённость в общественную деятельность, мотивированная внутренними, психологическими проблемами или стремлением от них дистанцироваться, вытеснить их из своего сознания.


* * *
[греч. hyper — над, сверх лат. socialis — общественный] — 1) Форма поведения, определяемая повышенным уровнем конформности, стремлением к соблюдению всех предписанных норм и правил поведения, в первую очередь — формальных. 2) Психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и характеризующийся внешне высоко конформным поведением, призванным обеспечить подростку успех у окружающих и их внимание. Как правило, Г. складывается на основе позитивного самопредъявления. При Г. межличностная ситуация развития определяется высокой включенностью подростка в социальные структуры — молодежные движения и организации, просоциальные неформальные группы и т.п. (литературным примером может служить Тимур из повести А. Гайдара «Тимур и его команда»). Главные особенности психологического профиля — высокая потребность во внимании к себе (демонстративность) и самосознание «образцового члена общества». Вместе с тем, часто наблюдается парадоксальное вкрапление в этот образ элементов демонстративного нигилизма. Прогноз дальнейшего развития при Г. благоприятен, однако иногда она может препятствовать полноценной самореализации личности, раскрытию ее творческого потенциала. А .Л. Венгер

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Гиперсаливация
  • Гиперспособности

Смотреть что такое «Гиперсоциальность» в других словарях:

  • Гиперсоциальность — избыточная зависимость индивида от сложившихся у него представлений о социальных нормах, следование в своем поведении этим представлениям в ущерб личным потребностям, желаниям, привязанностям как своим, так и нередко окружающих …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Гипер- — (hyper , греч. hyper над, сверх, по ту сторону)    приставка, обозначающая чрезмерную степень качества и одновременно его мнимость, болезненную преувеличенность; переступая свою меру, оно переходит в противоположность, усиливаясь, приводит к… …   Проективный философский словарь

  • Депрессия — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. * * * – психическое состояние, характеризующееся подавленностью, снижением умственной и психосоматической деятельности,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Клиническая картина неврозов — Неврастения. Данный невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Согласно Е. К. Краснушкину причины возникновения неврастении объясняются утомлением. Включаются защитные… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Позитивное самопредъявление — [лат. positivus положительный] психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка». Для межличностной ситуации развития при П …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АНОРЕКСИЯ — (от греч. an отрицательная частица, аппетит) психопатологический синдром, выражающийся в навязчивом стремлении к снижению веса, которое реализуется при помощи диеты или полного отказа от еды, физических упражнений, приема лекарственных препаратов …   Социология: Энциклопедия

  • Диагностика межличностных отношений — (ДМО). Л. Н. Собчик. Вербальная методика диагностика межличностных отношений (ДМО) апеллируя, на первый взгляд, к осознаваемому Я, позволяет получать достаточно объективную информацию. Автор оригинального теста Т. Лири был последователем идей Г.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

psychology_pedagogy.academic.ru

Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители

Редакция Психологоса дистанцируется от идей, стиля и выводов данной статьи, приведенной лишь в качестве примера большой путаницы в понятиях. Негативизм и негибкость родителей — это одно, а приучение к порядку, привитие воспитанности и хороших манер — другое. Внимательные, теплые и веселые, а главное квалифицированные родители вполне могут добиться от него послушания, одновременно сохраняя с ребенком контакт​, развивая его уверенность в себе и передавая ему ощущение радости жизни. Послушный ребенок у разумных родителей, взрослея, становится взрослым, самостоятельным и творческим человеком.

Итак, читая статью, будьте внимательны!


Все мы стремимся быть хорошими родителями. Но вот реализуем это по-разному: кто-то пускает процесс воспитания на самотек, доверяет своей интуиции и жизненному опыту, а кто-то относится к своей родительской роли как к серьезной, ответственной миссии. Казалось бы, нет в этом ничего плохого, но любые крайности чреваты неприятностями, и чрезмерное усердие в деле воспитания может обернуться детскими страданиями, а иногда и трагическими последствиями.

Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется; народная молва вскоре присвоит им почетное звание «приличная семья». Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью прочитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера.

Лишь немногие, оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: «Что-то здесь не так, уж больно он «правильный», как будто не ребенок вовсе, а маленький старичок». Сделали ребенка таким родители, движимые «благими намерениями» и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен «план» его развития, в котором родители четко определили основные «вехи»: «плавать раньше, чем ходить», ясли с полутора лет, чтобы привыкал к коллективу, кружки, секции, те, что попрестижнее и в жизни пригодятся, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, университет… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей — спорт, бизнес, политика, искусство, здоровый образ жизни, но он всегда есть.

Подобным образом поступают многие родители («Ну почему бы не помечтать!»), но немногие одержимы выполнением задуманного.

Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть «правильным».

Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного, не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Наиболее трагичной по своим последствиям является манипуляция чувством любви ребенка: «Если ты любишь маму, то ты так делать больше не будешь». Любовь становится разменной монетой: скушал кашу — любим, не скушал — не любим, и так во всем.

Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Воспитатель тоже должен «соответствовать»: быть строгим, но интеллигентным, иметь образование и опыт работы. Если все сойдется, то взаимоотношения педагогов и родителей можно считать идеальными: полный контроль над ребенком и взаимопомощь в его воспитании. Та же схема повторится, когда ребенок дорастет до школы. С другими педагогами семья такого типа воспитания вряд ли уживется. Особенно не жалуют родители молоденьких, эмоциональных или демократично настроенных воспитателей.

Валерия с самого рождения была только Валерией. Никакого сокращения имени или его ласкательных форм не применялось. В ясли девочку привели очень рано и сразу предупредили воспитателей, как следует называть их дочь. Мама девочки — медик по образованию, продолжала учебу в ординатуре, папа делал стремительную карьеру юриста. Родители, несмотря на свой молодой возраст, отличались жесткими взглядами на воспитание, принципиальностью и эмоциональной сдержанностью. В яслях Валерия вела себя агрессивно, упрямилась по любому поводу, капризничала, но как только на пороге группы появлялся кто-нибудь из родителей, затихала, вся сжималась и сразу же начинала поправлять свою одежду, за которую ей частенько попадало. Проявления любви и нежности со стороны матери и отца были весьма сдержанными, девочку иногда целовали в щечку и гладили по голове. Но зато с завидным упорством прививались навыки самообслуживания. Если за отведенное взрослыми время девочка отвлекалась и не успевала одеться, то родители уходили и возвращались позже, перед самым закрытием сада.

Воспитатели очень скоро поняли, что родителям про дочку надо говорить только хорошее: малейшие проблемы воспринимались слишком серьезно и тут же применялись меры. Валерию в семье не били, на нее не кричали и не ставили в угол, воспитывали строгим взглядом, внушениями и лишением любви. Вскоре к проблемам воспитания добавилась еще одна — у девочки появились «вредные привычки», с которыми родители тут же начинали воевать. Вначале — обкусанные ногти, пальчик во рту, позже девочка стала до крови закусывать губы, появилось навязчивое шмыганье носом. Когда Валерия пошла в первый класс (с шести лет, престижная гимназия с усложненной программой), родителям пришлось обратиться за помощью к невропатологу и девочку начали лечить от невроза.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются столь трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Взрослый мужчина обратился за помощью к психологу по поводу того, что от него ушла жена. Его речь пестрела словами «надо», «должна», «необходимо», «обязана» и походила больше на перечисление лозунгов или свод правил, чем на размышления человека, у которого случилось несчастье. Жесткие установки, усвоенные с детства (папа — военный, мама — учительница), он без изменения принес в свою семью и искренне считал, что правила типа «ребенок должен в 9 часов ложиться спать» или «жена обязана мыть посуду сразу после приема пищи» не могут подвергаться сомнению. Иногда стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе «родителей» — в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтения принципиальным и авторитарным людям. При этом он может жаловаться на жизнь и даже пытаться что-то менять, но вместо одного тирана-начальника он выберет другого, ничем не лучше. Если узнать историю его воспитания, то все становится понятно.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, могут быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств как помехи, мешающей делу, зависимость от мнения окружающих.

Не обязательно, что все педагоги, врачи, юристы, военные так воспитывают своих детей, но среди гиперсоциальных родителей много людей именно этих специальностей. Тяжело приходится детям, родители которых находятся «на виду», и, следовательно, ребенок тоже должен «соответствовать». Подобное усердие в воспитании можно наблюдать у молодых родителей, которые во что бы то ни стало хотят добиться одобрения окружающих и подтвердить себе: «Мы хорошие родители». Со временем они могут успокоиться и пересмотреть свои взгляды на воспитание, и то, что в полной мере обрушилось на первенца, со вторым ребенком может не повториться.

www.psychologos.ru

Гиперсоциальность — это… Что такое Гиперсоциальность?


Гиперсоциальность
избыточная зависимость индивида от сложившихся у него представлений о социальных нормах, следование в своем поведении этим представлениям в ущерб личным потребностям, желаниям, привязанностям как своим, так и нередко окружающих.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.

  • Гиперопека
  • Государственный образовательный стандарт

Смотреть что такое «Гиперсоциальность» в других словарях:

  • Гиперсоциальность — (греч. hyper лат. socialis – общественный) – гиперкомпенсаторная погружённость в общественную деятельность, мотивированная внутренними, психологическими проблемами или стремлением от них дистанцироваться, вытеснить их из своего сознания. * * *… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Гипер- — (hyper , греч. hyper над, сверх, по ту сторону)    приставка, обозначающая чрезмерную степень качества и одновременно его мнимость, болезненную преувеличенность; переступая свою меру, оно переходит в противоположность, усиливаясь, приводит к… …   Проективный философский словарь

  • Депрессия — пониженное, мрачное настроение (тоска), сочетающееся с двигательной заторможенностью и замедлением ассоциативного процесса. * * * – психическое состояние, характеризующееся подавленностью, снижением умственной и психосоматической деятельности,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Клиническая картина неврозов — Неврастения. Данный невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Согласно Е. К. Краснушкину причины возникновения неврастении объясняются утомлением. Включаются защитные… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Позитивное самопредъявление — [лат. positivus положительный] психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в подчеркнутом соблюдении ребенком правил поведения, исполнении им роли «образцового ребенка». Для межличностной ситуации развития при П …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • АНОРЕКСИЯ — (от греч. an отрицательная частица, аппетит) психопатологический синдром, выражающийся в навязчивом стремлении к снижению веса, которое реализуется при помощи диеты или полного отказа от еды, физических упражнений, приема лекарственных препаратов …   Социология: Энциклопедия

  • Диагностика межличностных отношений — (ДМО). Л. Н. Собчик. Вербальная методика диагностика межличностных отношений (ДМО) апеллируя, на первый взгляд, к осознаваемому Я, позволяет получать достаточно объективную информацию. Автор оригинального теста Т. Лири был последователем идей Г.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

social_pedagogy.academic.ru

ГИПЕРСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Все мы стремимся быть хорошими родителями. Но вот реализуем это по-разному: кто-то пускает процесс воспитания на самотек, доверяет своей интуиции и жизненному опыту, а кто-то относится к своей родительской роли как к серьезной, ответственной миссии. Казалось бы, нет в этом ничего плохого, но любые крайности чреваты неприятностями, и чрезмерное усердие в деле воспитания может обернуться детскими страданиями, а иногда и трагическими последствиями.

Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется; народная молва вскоре присвоит им почетное звание «приличная семья». Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью прочитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера.

Лишь немногие, оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: «Что-то здесь не так, уж больно он „правильный“, как будто не ребенок вовсе, а маленький старичок». Сделали ребенка таким родители, движимые «благими намерениями» и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен «план» его развития, в котором родители четко определили основные «вехи»: «плавать раньше, чем ходить», ясли с полутора лет, чтобы привыкал к коллективу, кружки, секции, те, что попрестижнее и в жизни пригодятся, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, университет… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей — спорт, бизнес, политика, искусство, здоровый образ жизни, но он всегда есть.

Подобным образом поступают многие родители («Ну почему бы не помечтать!»), но немногие одержимы выполнением задуманного.

Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть «правильным».

Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного, не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Наиболее трагичной по своим последствиям является манипуляция чувством любви ребенка: «Если ты любишь маму, то ты так делать больше не будешь». Любовь становится разменной монетой: скушал кашу — любим, не скушал — не любим, и так во всем.

Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Воспитатель тоже должен «соответствовать»: быть строгим, но интеллигентным, иметь образование и опыт работы. Если все сойдется, то взаимоотношения педагогов и родителей можно считать идеальными: полный контроль над ребенком и взаимопомощь в его воспитании. Та же схема повторится, когда ребенок дорастет до школы. С другими педагогами семья такого типа воспитания вряд ли уживется. Особенно не жалуют родители молоденьких, эмоциональных или демократично настроенных воспитателей.

Валерия с самого рождения была только Валерией. Никакого сокращения имени или его ласкательных форм не применялось. В ясли девочку привели очень рано и сразу предупредили воспитателей, как следует называть их дочь. Мама девочки — медик по образованию, продолжала учебу в ординатуре, папа делал стремительную карьеру юриста. Родители, несмотря на свой молодой возраст, отличались жесткими взглядами на воспитание, принципиальностью и эмоциональной сдержанностью. В яслях Валерия вела себя агрессивно, упрямилась по любому поводу, капризничала, но как только на пороге группы появлялся кто-нибудь из родителей, затихала, вся сжималась и сразу же начинала поправлять свою одежду, за которую ей частенько попадало. Проявления любви и нежности со стороны матери и отца были весьма сдержанными, девочку иногда целовали в щечку и гладили по голове. Но зато с завидным упорством прививались навыки самообслуживания. Если за отведенное взрослыми время девочка отвлекалась и не успевала одеться, то родители уходили и возвращались позже, перед самым закрытием сада.

Воспитатели очень скоро поняли, что родителям про дочку надо говорить только хорошее: малейшие проблемы воспринимались слишком серьезно и тут же применялись меры. Валерию в семье не били, на нее не кричали и не ставили в угол, воспитывали строгим взглядом, внушениями и лишением любви. Вскоре к проблемам воспитания добавилась еще одна — у девочки появились «вредные привычки», с которыми родители тут же начинали воевать. Вначале — обкусанные ногти, пальчик во рту, позже девочка стала до крови закусывать губы, появилось навязчивое шмыганье носом. Когда Валерия пошла в первый класс (с шести лет, престижная гимназия с усложненной программой), родителям пришлось обратиться за помощью к невропатологу и девочку начали лечить от невроза.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются столь трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Взрослый мужчина обратился за помощью к психологу по поводу того, что от него ушла жена. Его речь пестрела словами «надо», «должна», «необходимо», «обязана» и походила больше на перечисление лозунгов или свод правил, чем на размышления человека, у которого случилось несчастье. Жесткие установки, усвоенные с детства (папа — военный, мама — учительница), он без изменения принес в свою семью и искренне считал, что правила типа «ребенок должен в 9 часов ложиться спать» или «жена обязана мыть посуду сразу после приема пищи» не могут подвергаться сомнению. Иногда стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе «родителей» — в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтения принципиальным и авторитарным людям. При этом он может жаловаться на жизнь и даже пытаться что-то менять, но вместо одного тирана-начальника он выберет другого, ничем не лучше. Если узнать историю его воспитания, то все становится понятно.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, могут быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств как помехи, мешающей делу, зависимость от мнения окружающих. Не обязательно, что все педагоги, врачи, юристы, военные так воспитывают своих детей, но среди гиперсоциальных родителей много людей именно этих специальностей. Тяжело приходится детям, родители которых находятся «на виду», и, следовательно, ребенок тоже должен «соответствовать». Подобное усердие в воспитании можно наблюдать у молодых родителей, которые во что бы то ни стало хотят добиться
одобрения окружающих и подтвердить себе: «Мы хорошие родители». Со временем они могут успокоиться и пересмотреть свои взгляды на воспитание, и то, что в полной мере обрушилось на первенца, со вторым ребенком может не повториться.

Рекомендации родителям:

1. Проанализируйте те правила, которые вы считаете незыблемыми в воспитании детей. Лучше, если вы составите список этих правил. Насколько ваш список получился длинным и категоричным? Теперь добавьте сюда правила, которые декларирует ваш супруг. Не слишком ли много для маленького ребенка? Поработайте со списком следующим образом: разделите правила на три группы — «обязательно», «было бы хорошо» и «желательно». Если вы справились с этим, значит, вы умеете быть гибким и проявлять мудрость не только в мыслях, но и в поведении. И в самом деле, почему, например, «ребенок не должен перечить родителям»? Ведь вы бываете не правы, и у вашего ребенка есть свое мнение. Получая временную пользу от его непрекословности, вы воспитываете будущего угодника или бунтаря.

2. Найдите ту сферу жизни, режимный момент, занятие, где вы проявляете настойчивость, а ребенок — сопротивление. Конечно же, вы желаете ребенку только блага, когда через силу тащите его в музыкальную школу, секцию, учите читать или заставляете убирать свои вещи на место. Зачем вам нужна эта война? Ведь существует много способов сделать неприятное, рутинное, тяжелое интересным и увлекательным. Научить читать можно шутя, без особых усилий, надо только не упустить тот момент, когда ребенок сам проявит интерес и ткнет в букву пальчиком: «А это какая буква?» Если по дороге из садика домой не размышлять о том, что приготовить на ужин, а искать с ребенком знакомые буквы и цифры на вывесках, витринах, машинах, то очень скоро вы заметите, как легко малыша можно чему-то научить. Кто и когда внушил вам, что воспитание — это борьба «кто кого», а строгий родитель — хороший родитель? Может быть, стоит составить на этот счет свое собственное мнение?

3. Вспомните знакомую семью, в которой, на ваш взгляд, ребенка воспитывают неправильно. Поговорите об этом со своим супругом или с кем-то, кому вы доверяете, но не с целью осудить и посплетничать, а разобраться, в чем вы отличаетесь друг от друга. Возможно, вы придерживаетесь противоположных взглядов, находитесь на полюсах. Но истина, как известно, посередине. Попустительство и строгий контроль, безнаказанность и зацикленность на наказаниях, игнорирование норм поведения и их «вдалбливание» — все это одинаково нехорошо для ребенка. Ваше чувство неприятия других методов воспитания может указывать на то, что вы сами в чем-то перегибаете палку. Подобное чувство также возникает тогда, когда кто-то демонстрирует нам наше собственное поведение, которое мы не замечаем.

4. Гиперсоциальность в воспитании ребенка — это лишь следствие личностных особенностей родителей, в основе которых лежит неадекватная самооценка. Как и в детстве, вы продолжаете ориентироваться на мнение окружающих и, в зависимости от их реакции, решать: «сейчас я хороший(ая)», «сейчас я плохой(ая)». Конечно же, легче сказать: «Перестаньте зависеть от мнения окружающих», чем это сделать, но уже осознание у себя этой проблемы для умного, думающего человека — наполовину решение. Вашего ребенка окружают очень многие люди, и каждый из них может что-то сказать о нем, но почему вы должны считать их мнение истиной? Ищите истину в себе.

5. Думайте и говорите о чувствах. И о своих чувствах, и о чувствах ребенка. Возможно, в вашей семье во главу угла поставлены правила-установки, рожденные умом. Но «что такое хорошо, а что такое плохо» можно только почувствовать. Если правило вызывает злость, раздражение, печаль, страх, пренебрежение, то его надо пересмотреть. Что чувствует ребенок в ответ на ваши требования? Как часто вы спрашиваете его об этом? Когда взрослые заставляют двух подравшихся малышей просить друг у друга прощение, то драчуны чаще всего еще больше начинают злиться и ненавидеть друг друга. Внешний ритуал выполнен, но чего он стоит, если порождает подобные чувства? Показателем родительской зрелости можно считать умение родителей признать перед ребенком свою ошибку, сказать о своем неверном поведении, попросить прощения, не стесняясь сказать о своей любви, проявить нежность, говорить о том, что злит, раздражает, пугает. Не обвинять ребенка — «Ты меня разозлил!», — а просто сказать о своем чувстве: «Я разозлился, мне сейчас плохо». Гиперсоциальным семьям подобное поведение дается с трудом, но только через чувства можно исправить перегибы в воспитании.

6. Оцените качество запретов для ребенка в вашей семье. Как часто мы произносим «нельзя» по привычке, не задумываясь почему. Маленький ребенок — существо любознательное. Он познает мир, впитывая информацию о нем, как губка. Еще одна особенность психически здорового малыша: он делает это через действие, игру, используя все органы чувств. Родительское «нельзя» — это ограничение познания, развития в угоду правилам и мнениям взрослых. В категорию бесприкословных запретов должно попасть все то, что может повредить здоровью и жизни ребенка: нельзя играть с огнем, лекарствами, электричеством, подходить близко к незнакомым животным, разговаривать, когда жуешь… Ребенок по мере попадания в подобные ситуации (но не раньше!) должен усвоить это. Но и родители в свою очередь должны организовать окружающую обстановку так, чтобы она была безопасной для ребенка, а не кричать постоянно: «Не трогай!» В каждом доме найдется место, недосягаемое для ребенка, куда можно поместить аптечку и те вещи, которыми вы особенно дорожите. А вот почему нельзя иногда доставать одежду из шкафа и наряжаться или играть с мисками-кастрюльками, прыгать на диване или резать старые журналы? Да, будет беспорядок, но разве детская радость вместе с тем опытом, который получит ребенок, не стоит того?

7. Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Поначалу это будет очень трудно, но со временем вы сможете почувствовать радость, удивление, творческое удовлетворение. Любая детская деятельность, будь то рисование, игра в мяч, постройки из конструктора, разыгрывание ролей, переодевание, способна открыть во взрослом человеке огромный источник энергии и скрытых потенциалов. Страх быть несовершенным (а именно это чувство руководит «правильными» родителями) можно победить лишь признав свое несовершенство. Мама, которая на дне рождения своего ребенке воодушевленно играет Бабу-ягу, не боится потерять свой авторитет, даже если на следующий день она будет читать лекции студентам или руководить предприятием. Позвольте себе радоваться от души и огорчаться до слез, научитесь делать то, что хорошо умеет ваш ребенок, и тогда вы сможете лучше понять его. Научитесь вставать на его место, и вам уже не нужны будут ничьи рекомендации, поскольку вы сможете руководствоваться своим сердцем.

www.baby.ru

Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи

Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Ерошенко А. Н. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3404/ (дата обращения: 20.11.2019).

Актуальность исследования психологических особенностей проявления виктимного поведения у современной молодежи определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации общества, необходимостью решения задач формирования социально адаптированной личности, а так же возросшей потребностью виктимологической профилактики и коррекции.

Ритм и стиль жизни, нормы и правила, которые диктует современное общество, все большая необходимость в самореализации молодежи приводит к различным проявлениям виктимности в их поведении. Молодые люди хотят реализовать себя в полной мере и захватывать все больше сфер для самоактуализации. Стремясь быть первыми во всем и всегда, они жертвуют своими потребностями, положительными эмоциями, отношениями со значимыми людьми, неосознанно порождая виктимность по отношению к себе.

В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э.А., 1991; Морозова И.Г., 1992; Кузнецов И.В., 1994; Догадина М.А., Пережогин Л. О; Кудрявцев И.А., 1988 и др.). Однако необходимость в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении (Гурьева В.А., 1991).

До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления этих паттернов поведения у молодежи. Практически нет хоть сколько-нибудь удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность человека. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятий, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала [1].

Сегодня виктимность и виктимное поведение лица становится предметом пристального внимания социальной психологии (Мудрик А.В., Хартман С., Анлауф К., Туляков В.А., Холыст Б., Эминов В.Е., Еникеев М.И), психологии личности (Васильев В.Л., Мамайчук И.И., Догадина М.А., Пережогин Л.О., Прозументов Л.М., Франк Л.В.), психопатологии (Асанова Н.К., Рыбальская В.Я.).

Виктимность рассматривается нами как психологическое отклонение, закрепленное в привычных формах человеческой активности (поведении), обуславливающих потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой [3].

Виктимность определяется совокупностью эмоционально-личностных особенностей, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально — психического здоровья [2]. При этом возможность реализации данных качеств во многом зависит от наличия конкретной ситуации. Поэтому изучение психологических аспектов виктимного поведения должно проводиться на двух основных уровнях: как следствие социального процесса и как индивидуальная девиация. Несомненно, уровень виктимности может быть в пределах нормы, а может выходить за рамки нормы, проявляться как дезадаптация личности или нарушение паттернов его взаимодействия со средой.

Многочисленные исследования показали, что дети, особенно подросткового возраста, наиболее склонны к проявлению виктимного поведения. Скорее всего, полученные результаты обусловлены особым внимание исследователей к криминальному поведению личности и рассмотрению виктимной личности как жертве преступления.

Но, если рассматривать виктимность по Л.В. Франку как повышенную способность человека в силу его социальной роли и ряда физических и духовных качеств при определенных обстоятельствах становиться потерпевшим [4], то к группе «риска» можно отнести людей с низким социально-экономическим статусом: молодежь (студентов), стариков, инвалидов. Учитывая требования современных российских работодателей к нанимаемому персоналу, к «жертвам» можно отнести женщин старше 40-45 лет и мужчин старше 45-50 лет. В связи с чем, в категорию людей, склонных к виктимному поведению, в российском обществе попадает значительная часть зрелых самостоятельных личностей, желающих работать, зарабатывать и самореализовываться в жизни.

Таким образом, у многих людей имеется потенциальный «психологический комплекс виктимности», у кого-то больше обусловленный личностными особенностями, а у кого-то социальной ситуацией развития современного общества. В любом случае он сказывается на поведение людей и провоцирует агрессивное поведение по отношению к ним.

Японский виктимолог Коити Миядзава выделял как общую виктимность, зависящую от социальных, ролевых и гендерных характеристик жертвы, так и специальную, реализующуюся в установках, свойствах и атрибуциях личности. Причем, по утверждению К. Миядзавы, при наслоении этих двух типов друг на друга виктимность увеличивается [3].

Холыст Б. вводит понятие виктимогенного потенциала, включающего в себя состояние индивидуальной и групповой виктимизации в конкретный исторический момент. Несомненно, качества личности, составляющие виктимогенный потенциал, относительны, и объективизируются лишь как элементы системы «человек – среда» в контексте адаптационной реакции [3]. К сожалению, социально-экономические условия развития современного общества представляют благоприятную среду для развития виктимогенного потенциала личности молодого человека, пытающегося максимально адаптироваться и самореализоваться.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей проявления виктимного поведения у современной молодежи. Мы предполагаем, что разновидность проявление виктимного поведения у молодежи обусловлена их адаптационным потенциалом и особенностями психоэмоционального состояния личности.

Исследование проходило на базе ЮРГУЭС г. Шахты Ростовской области. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 17-25 лет: юноши (80 человек) и девушки (70 человек). На первом этапе исследования было обследовано 150 студентов с целью выявления юношей и девушек, склонных к виктимному поведению и особенностей проявления у них виктимного поведения (разновидностей виктимности). Использовалась методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андроникова. На втором этапе были изучены психологические факторы виктимного поведения молодежи с использованием методики «САН» В.А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, методики диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Из 150 студентов было выявлено 60 человек, склонных к виктимному поведению, что составляет 40% от общего числа студентов, принявших участие в исследование. Из них (рис. 1):

— 45% студентов склонны к гиперсоциальному виктимному поведению. Гиперсоциальное поведение – жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Это люди активные, самоуверенные, нетерпимые к поведению, нарушающему общественный порядок. Именно такое положительное поведение навлекает на них действия агрессора.

— 35% студентов склонны к некритичному виктимному поведению. Студенты демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов. Некритичность может проявиться как на базе негативных личностных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.).

— 20% студентов склонны к самоповреждающему виктимному поведению. Самоповреждающее и саморазрушающее поведение — жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По существу для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которое характеризуются склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для самого человека и окружающих. Они могут не осознавать последствий своих действий или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется.

Рис. 1. Студенты, склонные к различным видам виктимного поведения

Изучение адаптационного потенциала и особенностей психоэмоционального состояния молодежи, склонной к проявлению различных видов виктимного поведения, показало:

— молодежь с гиперсоциальным видом виктимного поведения характеризуется высоким уровнем адаптации, который происходит за счет позитивного отношения к себе и к другим людям. Наблюдается уверенность в себе, оптимизм, активность, социальная нормативность, ответственность, отзывчивость, высокая коммуникабельность. Психоэмоциональное состояние характеризуется высоким уровнем активности и настроения, эмоциональным комфортом.

— молодежь с некритичным видом виктимного поведения характеризуется средним уровнем адаптации, который поддерживается в основном за счет высокого позитивного отношения к другим людям. Однако наблюдается пониженное принятие себя, что приводит к высокой отзывчивости и неспособности отказа другим людям. Психоэмоциональное состояние характеризуется снижением самочувствия и эмоционального комфорта.

— молодежь с самоповреждающим видом виктимного поведения характеризуется средним уровнем адаптации, который поддерживается за счет высокой уверенности в себе, принятия себя и других людей. Психоэмоциональное состояние характеризуется сниженным эмоциональным комфортом, самочувствием и настроением.

Таким образом, 40% современной молодежи проявляет склонность к виктимному поведению. Доминирующими видами виктимного поведения у студентов стали: гиперсоциальное, некритическое и самоповреждающее поведение. Разновидность проявление виктимного поведения у молодежи обусловлена их адаптационным потенциалом и особенностями психоэмоционального состояния личности.

Гиперсоциальный вид виктимного поведения характеризуется высоким уровнем адаптации. Снижение адаптации при некритичном виде виктимного поведения происходит по причине недостаточного принятия себя, что приводит к высокой отзывчивости и неспособности отказа другим людям, а в дальнейшем к снижению самочувствия и эмоционального комфорта. Снижение адаптации при самоповреждающем виде виктимного поведения происходит по причине самоуверенности, приводящей к снижению эмоционального комфорта, самочувствия и настроения.

Обнадеживает, что в выявленных группах студентов, склонных к виктимному поведению, не наблюдается значительного снижения адаптации. Это свидетельствует о том, что современная молодежь способна приспособиться ко многим жизненным ситуациям и реализовать себя в полной мере. Однако, в зависимости от вида виктимного поведения, проявляющегося у молодежи, студенты нуждаются в психологической помощи с использованием соответствующих техник психологического воздействия.

Социально-педагогический аспект профилактики виктимного поведения включает широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального и гармоничного развития личности, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Следует больше внимания придавать организации молодежных клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей, формирование морально-нравственных принципов об общественно приемлемых формах и безопасных стереотипах поведения в различных ситуациях. Литература:

1. Малкина-Пых И.С. Психология поведения жертвы / И.С. Малкина-Пых. — М.: Наука, 2009. – 329 с.

2. Мудрик А.В. Виктимология / А.В. Мудрик. — М.: Магистр, 2002. – 524 с.

3. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. — СПб.: Гардарика, 2000. – 320 с.

4. Франк Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк. — Душанбе, 2002. – 342 с.

moluch.ru

Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители

Гиперсоциальное воспитание, или «правильные» родители


Все мы стремимся быть хорошими родителями. Но вот реализуем это по-разному: кто-то пускает процесс воспитания на самотек, доверяет своей интуиции и жизненному опыту, а кто-то относится к своей родительской роли как к серьезной, ответственной миссии. Казалось бы, нет в этом ничего плохого, но любые крайности чреваты неприятностями, и чрезмерное усердие в деле воспитания может обернуться детскими страданиями, а иногда и трагическими последствиями.

Гиперсоциальный тип воспитания в семье не вызывает у окружающих недоумения, напротив, всячески поддерживается и одобряется; народная молва вскоре присвоит им почетное звание «приличная семья». Соседи, воспитатели, родственники будут восхищаться хорошо воспитанным ребенком: всегда поздоровается и не забудет попрощаться, подаст стул и с готовностью прочитает стишок, никогда не будет докучать криком и беготней, да и белые носочки, надетые с утра, останутся такими же до самого вечера.

Лишь немногие, оценив все опытным глазом профессионала или же прислушавшись к собственным чувствам, подумают: «Что-то здесь не так, уж больно он «правильный», как будто не ребенок вовсе, а маленький старичок». Сделали ребенка таким родители, движимые «благими намерениями» и знаниями, почерпнутыми из многочисленных книг. Еще до рождения ребенка был подготовлен «план» его развития, в котором родители четко определили основные «вехи»: «плавать раньше, чем ходить», ясли с полутора лет, чтобы привыкал к коллективу, кружки, секции, те, что попрестижнее и в жизни пригодятся, гимназия с иностранными языками и желательно экстерном, университет… План может быть разным, в зависимости от того, что попадает в зону жизненных ценностей родителей — спорт, бизнес, политика, искусство, здоровый образ жизни, но он всегда есть.

Подобным образом поступают многие родители («Ну почему бы не помечтать!»), но немногие одержимы выполнением задуманного.

Жизнь ребенка с самых первых дней подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком многообразные: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны. Чего только стоят оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния. Все это применяется не к отбившемуся от рук подростку, а к маленькому еще ребенку, который психологически не готов быть «правильным».

Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того чтобы быть любимым, надо быть послушным. В разряд запрещенных попадают чувства злости, обиды, страха. Да и радоваться можно только в рамках дозволенного, не очень шумно и придерживаясь норм поведения. Наиболее трагичной по своим последствиям является манипуляция чувством любви ребенка: «Если ты любишь маму, то ты так делать больше не будешь». Любовь становится разменной монетой: скушал кашу — любим, не скушал — не любим, и так во всем.

Детский сад привлекает гиперсоциальных родителей наличием все тех же правил и дисциплинарных норм. Учреждение выбирается тщательно, предпочтение отдается тому, где много дополнительных развивающих занятий и детям почти некогда играть. Воспитатель тоже должен «соответствовать»: быть строгим, но интеллигентным, иметь образование и опыт работы. Если все сойдется, то взаимоотношения педагогов и родителей можно считать идеальными: полный контроль над ребенком и взаимопомощь в его воспитании. Та же схема повторится, когда ребенок дорастет до школы. С другими педагогами семья такого типа воспитания вряд ли уживется. Особенно не жалуют родители молоденьких, эмоциональных или демократично настроенных воспитателей.

Валерия с самого рождения была только Валерией. Никакого сокращения имени или его ласкательных форм не применялось. В ясли девочку привели очень рано и сразу предупредили воспитателей, как следует называть их дочь. Мама девочки — медик по образованию, продолжала учебу в ординатуре, папа делал стремительную карьеру юриста. Родители, несмотря на свой молодой возраст, отличались жесткими взглядами на воспитание, принципиальностью и эмоциональной сдержанностью. В яслях Валерия вела себя агрессивно, упрямилась по любому поводу, капризничала, но как только на пороге группы появлялся кто-нибудь из родителей, затихала, вся сжималась и сразу же начинала поправлять свою одежду, за которую ей частенько попадало. Проявления любви и нежности со стороны матери и отца были весьма сдержанными, девочку иногда целовали в щечку и гладили по голове. Но зато с завидным упорством прививались навыки самообслуживания. Если за отведенное взрослыми время девочка отвлекалась и не успевала одеться, то родители уходили и возвращались позже, перед самым закрытием сада.

Воспитатели очень скоро поняли, что родителям про дочку надо говорить только хорошее: малейшие проблемы воспринимались слишком серьезно и тут же применялись меры. Валерию в семье не били, на нее не кричали и не ставили в угол, воспитывали строгим взглядом, внушениями и лишением любви. Вскоре к проблемам воспитания добавилась еще одна — у девочки появились «вредные привычки», с которыми родители тут же начинали воевать. Вначале — обкусанные ногти, пальчик во рту, позже девочка стала до крови закусывать губы, появилось навязчивое шмыганье носом. Когда Валерия пошла в первый класс (с шести лет, престижная гимназия с усложненной программой), родителям пришлось обратиться за помощью к невропатологу и девочку начали лечить от невроза.

Последствия гиперсоциального воспитания не всегда заканчиваются столь трагически. Но люди, выросшие в подобных семьях, зачастую испытывают проблемы в построении взаимоотношений, общении. Их категоричность и наличие твердых принципов, приемлемые в деловой обстановке, не позволяют построить теплые семейные отношения.

Взрослый мужчина обратился за помощью к психологу по поводу того, что от него ушла жена. Его речь пестрела словами «надо», «должна», «необходимо», «обязана» и походила больше на перечисление лозунгов или свод правил, чем на размышления человека, у которого случилось несчастье. Жесткие установки, усвоенные с детства (папа — военный, мама — учительница), он без изменения принес в свою семью и искренне считал, что правила типа «ребенок должен в 9 часов ложиться спать» или «жена обязана мыть посуду сразу после приема пищи» не могут подвергаться сомнению. Иногда стремление к послушанию и покорности приводят к тому, что взрослый человек продолжает искать себе «родителей» — в семье, на работе, среди друзей, отдавая предпочтения принципиальным и авторитарным людям. При этом он может жаловаться на жизнь и даже пытаться что-то менять, но вместо одного тирана-начальника он выберет другого, ничем не лучше. Если узнать историю его воспитания, то все становится понятно.

Причиной гиперсоциального типа воспитания, помимо прародительской семьи, могут быть индивидуальная склонность к рационализации и такие качества характера, как целеустремленность, тщеславие, настойчивость, требовательность и отвержение чувств как помехи, мешающей делу, зависимость от мнения окружающих. Не обязательно, что все педагоги, врачи, юристы, военные так воспитывают своих детей, но среди гиперсоциальных родителей много людей именно этих специальностей. Тяжело приходится детям, родители которых находятся «на виду», и, следовательно, ребенок тоже должен «соответствовать». Подобное усердие в воспитании можно наблюдать у молодых родителей, которые во что бы то ни стало хотят добиться одобрения окружающих и подтвердить себе: «Мы хорошие родители». Со временем они могут успокоиться и пересмотреть свои взгляды на воспитание, и то, что в полной мере обрушилось на первенца, со вторым ребенком может не повториться.

Рекомендации родителям:

1. Проанализируйте те правила, которые вы считаете незыблемыми в воспитании детей. Лучше, если вы составите список этих правил. Насколько ваш список получился длинным и категоричным? Теперь добавьте сюда правила, которые декларирует ваш супруг. Не слишком ли много для маленького ребенка? Поработайте со списком следующим образом: разделите правила на три группы — «обязательно», «было бы хорошо» и «желательно». Если вы справились с этим, значит, вы умеете быть гибким и проявлять мудрость не только в мыслях, но и в поведении. И в самом деле, почему, например, «ребенок не должен перечить родителям»? Ведь вы бываете не правы, и у вашего ребенка есть свое мнение. Получая временную пользу от его непрекословности, вы воспитываете будущего угодника или бунтаря.

2. Найдите ту сферу жизни, режимный момент, занятие, где вы проявляете настойчивость, а ребенок — сопротивление. Конечно же, вы желаете ребенку только блага, когда через силу тащите его в музыкальную школу, секцию, учите читать или заставляете убирать свои вещи на место. Зачем вам нужна эта война? Ведь существует много способов сделать неприятное, рутинное, тяжелое интересным и увлекательным. Научить читать можно шутя, без особых усилий, надо только не упустить тот момент, когда ребенок сам проявит интерес и ткнет в букву пальчиком: «А это какая буква?» Если по дороге из садика домой не размышлять о том, что приготовить на ужин, а искать с ребенком знакомые буквы и цифры на вывесках, витринах, машинах, то очень скоро вы заметите, как легко малыша можно чему-то научить. Кто и когда внушил вам, что воспитание — это борьба «кто кого», а строгий родитель — хороший родитель? Может быть, стоит составить на этот счет свое собственное мнение?

3. Вспомните знакомую семью, в которой, на ваш взгляд, ребенка воспитывают неправильно. Поговорите об этом со своим супругом или с кем-то, кому вы доверяете, но не с целью осудить и посплетничать, а разобраться, в чем вы отличаетесь друг от друга. Возможно, вы придерживаетесь противоположных взглядов, находитесь на полюсах. Но истина, как известно, посередине. Попустительство и строгий контроль, безнаказанность и зацикленность на наказаниях, игнорирование норм поведения и их «вдалбливание» — все это одинаково нехорошо для ребенка. Ваше чувство неприятия других методов воспитания может указывать на то, что вы сами в чем-то перегибаете палку. Подобное чувство также возникает тогда, когда кто-то демонстрирует нам наше собственное поведение, которое мы не замечаем.

4. Гиперсоциальность в воспитании ребенка — это лишь следствие личностных особенностей родителей, в основе которых лежит неадекватная самооценка. Как и в детстве, вы продолжаете ориентироваться на мнение окружающих и, в зависимости от их реакции, решать: «сейчас я хороший(ая)», «сейчас я плохой(ая)». Конечно же, легче сказать: «Перестаньте зависеть от мнения окружающих», чем это сделать, но уже осознание у себя этой проблемы для умного, думающего человека — наполовину решение. Вашего ребенка окружают очень многие люди, и каждый из них может что-то сказать о нем, но почему вы должны считать их мнение истиной? Ищите истину в себе.

5. Думайте и говорите о чувствах. И о своих чувствах, и о чувствах ребенка. Возможно, в вашей семье во главу угла поставлены правила-установки, рожденные умом. Но «что такое хорошо, а что такое плохо» можно только почувствовать. Если правило вызывает злость, раздражение, печаль, страх, пренебрежение, то его надо пересмотреть. Что чувствует ребенок в ответ на ваши требования? Как часто вы спрашиваете его об этом? Когда взрослые заставляют двух подравшихся малышей просить друг у друга прощение, то драчуны чаще всего еще больше начинают злиться и ненавидеть друг друга. Внешний ритуал выполнен, но чего он стоит, если порождает подобные чувства? Показателем родительской зрелости можно считать умение родителей признать перед ребенком свою ошибку, сказать о своем неверном поведении, попросить прощения, не стесняясь сказать о своей любви, проявить нежность, говорить о том, что злит, раздражает, пугает. Не обвинять ребенка — «Ты меня разозлил!», — а просто сказать о своем чувстве: «Я разозлился, мне сейчас плохо». Гиперсоциальным семьям подобное поведение дается с трудом, но только через чувства можно исправить перегибы в воспитании.

6. Оцените качество запретов для ребенка в вашей семье. Как часто мы произносим «нельзя» по привычке, не задумываясь почему. Маленький ребенок — существо любознательное. Он познает мир, впитывая информацию о нем, как губка. Еще одна особенность психически здорового малыша: он делает это через действие, игру, используя все органы чувств. Родительское «нельзя» — это ограничение познания, развития в угоду правилам и мнениям взрослых. В категорию бесприкословных запретов должно попасть все то, что может повредить здоровью и жизни ребенка: нельзя играть с огнем, лекарствами, электричеством, подходить близко к незнакомым животным, разговаривать, когда жуешь… Ребенок по мере попадания в подобные ситуации (но не раньше!) должен усвоить это. Но и родители в свою очередь должны организовать окружающую обстановку так, чтобы она была безопасной для ребенка, а не кричать постоянно: «Не трогай!» В каждом доме найдется место, недосягаемое для ребенка, куда можно поместить аптечку и те вещи, которыми вы особенно дорожите. А вот почему нельзя иногда доставать одежду из шкафа и наряжаться или играть с мисками-кастрюльками, прыгать на диване или резать старые журналы? Да, будет беспорядок, но разве детская радость вместе с тем опытом, который получит ребенок, не стоит того?

7. Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Поначалу это будет очень трудно, но со временем вы сможете почувствовать радость, удивление, творческое удовлетворение. Любая детская деятельность, будь то рисование, игра в мяч, постройки из конструктора, разыгрывание ролей, переодевание, способна открыть во взрослом человеке огромный источник энергии и скрытых потенциалов. Страх быть несовершенным (а именно это чувство руководит «правильными» родителями) можно победить лишь признав свое несовершенство. Мама, которая на дне рождения своего ребенке воодушевленно играет Бабу-ягу, не боится потерять свой авторитет, даже если на следующий день она будет читать лекции студентам или руководить предприятием. Позвольте себе радоваться от души и огорчаться до слез, научитесь делать то, что хорошо умеет ваш ребенок, и тогда вы сможете лучше понять его. Научитесь вставать на его место, и вам уже не нужны будут ничьи рекомендации, поскольку вы сможете руководствоваться своим сердцем.


Автор: И.В. Шевцова

 

slavclub.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *