Фобия школы: Дидаскалейнофобия — боязнь школы

Дидаскалейнофобия — боязнь школы

Современные дети испытывают колоссальные психологические и физиологические нагрузки. Свободный доступ к широкому информационному пространству, акселерация и многие другие факторы приводят к тому, что детская и подростковая психика не справляется с многочисленными стрессовыми ситуациями, потоками новой информации и т.д. На фоне этого возникают неврозы, в том числе различные фобии. Что такое дидаскалейнофобия, и почему она появляется у школьников?

Что такое дидаскалейнофобия

Слово «фобия» переводится с греческого языка, как «страх».  Дидаскалейнофобия – это фобия, присущая только школьникам. Фактически она трактуется, как «боязнь школы».

Родители не всегда распознают вовремя наличие у ребенка этой фобии. Нежелание детей школьного возраста посещать учебное заведение обычно трактуется, как банальная лень или каприз. Однако в таких случаях стоит внимательнее присмотреться к школьнику, поскольку тревожно-фобические расстройства становятся всё более актуальными именно для людей юного возраста — если так можно выразиться, психические патологии «молодеют».

Еще одна причина, по которой взрослые игнорируют дидаскалейнофобию – ошибочная уверенность в том, что если ребенок действительно страдает психическим расстройством, то это проявляется во всех сферах жизни с одинаковой интенсивностью. Но это далеко не так: фобии связаны с конкретными страхами, и если пациента изолировать от источника его психологических проблем, то в целом он ведет себя адекватно.

Напротив, если долго игнорировать наличие реальных психологических проблем у ребенка, то впоследствии это приведет к более тяжелым расстройствам, паническим атакам и глубокой депрессии.

Симптомы дидаскалейнофобии

Боязнь ходить в школу сопровождается рядом симптомов, которые свойственны проявлениям панического страха:

  • удушьем;
  • затрудненным дыханием;
  • учащенным и сильным сердцебиением;
  • интенсивным потоотделением;
  • ощущением дрожи в теле;
  • мышечной слабостью и предобморочным состоянием;
  • ощущением дискомфорта в груди и т.д.

Помимо этого, дидаскалейнофоба могут беспокоить боли в животе, тошнота, головокружения или ощущение тяжести во всем теле.

Но самый показательный симптом, как бы парадоксально это ни звучало – страх перед приступами страха: дидаскалейнофоба периодически мучает озабоченность своими приступами. Чем старше ребенок, тем больше вероятность того, что он будет бояться сойти с ума из-за своей дидаскалейнофобии. В момент приступа ребенок может проявлять как повышенную активность (например, в панике быстро ходить из стороны в сторону), так и, наоборот, впадать в оцепенение. Подобные симптомы заслуживают внимания, вряд ли их можно спутать с обычным капризом.

Почему появляется боязнь школы

Довольно редко дидаскалейнофобия появляется в результате единичной психологической травмы, нанесенной ребенку в стенах школы. Чаще всего подобные неврозы развиваются вследствие длительного, а, главное, регулярного воздействия ряда негативных факторов на психику ребенка.

Примеры подобных факторов:

  • постоянные издевательства одноклассников;
  • подтрунивание и жестокие шутки школьников;
  • частые угрозы расправы со стороны сверстников или старшеклассников;
  • непомерные умственные нагрузки;
  • психологическое давление со стороны одного учителя или ряда педагогов и т.д.

Есть еще нестандартные проявления дидаскалейнофобии. Например, когда ребенок боится, что пока он будет находиться в школе, с его родными произойдет что-то ужасное. Или же когда семейные проблемы настолько поглощают ребенка, что он начинает чувствовать себя ответственным за их решение, совершенно отрицая необходимость посещения школы.

В любом случае школа – это важный этап социализации личности, поэтому с дидаскалейнофобией необходимо бороться.

Как справиться с дидаскалейнофобией

Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.

Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.

Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.

Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.

Профилактика дидаскалейнофобии

Тревожно-фобические расстройства поддаются лечению, но подобные неврозы не проходят для человека бесследно и всё равно вызывают ряд изменений в его поведенческих привычках. Поэтому лучше предотвращать невротические расстройства на ранних стадиях.

Что касается дидаскалейнофобии, она может начать развиваться уже в начальных классах. Родители часто замечают, как дети капризничают, не могут включиться в рабочий процесс. После этого следуют заявления ребенка о том, что он отказывается ходить в школу или же малыш демонстративно перестает готовиться к урокам. Это не признак развивающейся боязни школы, но в такие моменты ребенок остро нуждается в особом внимании родителей и поддержке. Любые раздраженные фразы, повышение тона, отказ войти в положение малыша, резкие высказывания в его адрес только усиливают стресс и напряжение, создавая благоприятную почву для развития невроза.

Таким образом, самая лучшая профилактика детского невроза – это доверительные беседы с ребенком, внимание, психологическая поддержка и хороший микроклимат в семье.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

страх школы у ребенка, симптомы и лечение

портфель

Дети в условиях современного общества обременены чрезмерными физическими и психологическими нагрузками. Огромное количество информации, которую они вынуждены усваивать ежедневно, раннее развитие, высокие требования образовательной программы ведут к тому, что их психика не выдерживает постоянных стрессов и перегрузок. Что и приводит к развитию неврозов и нервно-фобических расстройств. Дидаскалейнофобия – типичное заболевание среди школьников. Что же это за фобия? Каковы причины ее развития, и как с ней бороться?

Дидаскалейнофобия – боязнь школы

Термином «дидаскалейнофобия» принято называть специфическое тревожное расстройство, присущее школьникам. Дословно с греческого он переводится как «страх школы». Подразумевают под этой фобией как боязнь школы в целом, так и конкретные страхи, так или иначе связанные со школой. Например, боязнь ходить в школу из-за плохих отношений с коллективом, из-за неуспеваемости в учебе, из-за плохого отношения педагога и другие.

Далеко не во всех случаях родители могут догадываться о том, что у их ребенка развилось тревожно-фобическое расстройство. Боязнь идти в школу, его нежелание проявлять учебную активность зачастую воспринимается ими как обычная лень. Однако далеко не всегда они правы. Если ребенок боится школы, следует внимательнее отнестись к этому, расспросить его в подробностях, каковы причины его страхов. Ведь на сегодняшний день фобические расстройства широко распространены не только среди взрослых, но и среди детей и подростков в силу изменения общественного образа жизни.

Взрослые также могут не принимать всерьез тревожность ребенка по причине того, что она проявляется только в школе. Многие уверены: если человек имеет психическую патологию, то она фигурирует во всех сферах его жизни. Это мнение ошибочно, поскольку у любой фобии есть объект. Если исключить из повседневности больного взаимодействие с предметами страха, он ведет себя совершенно нормально, тревожность не проявляется.

Следует помнить, что объяснение психологических расстройств у ребенка его ленью и капризами, длительное игнорирование его жалоб приводит к серьезным психологическим патологиям, депрессивным состояниям и соматическим заболеваниям.

Дидаскалейнофобия: симптомы

Данное фобическое расстройство ярко проявляет себя на соматическом уровне следующими симптомами:

  • нехватка воздуха, асфиксия;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • тремор;
  • слабость в мышцах;
  • потеря сознания;
  • чувство тяжести в грудной клетке;
  • расстройство пищеварительной системы;
  • тошнота;
  • головные боли.

На психологическом уровне главным симптомом является боязнь перед фобическими приступами. То есть, помимо основных панических атак дидаскалейнофоба преследует боязнь того, что все увидят его в неконтролируемом состоянии.

Также у детей может развиться страх потерять рассудок на фоне фобического расстройства.

На поведенческом уровне для дидаскалейнофобии характерны следующие симптомы:

  • Нервное хождение из стороны в сторону.
  • Оцепенение, эмоциональный ступор.
  • Синдром рассеянного внимания.
  • Неадекватное поведение (агрессия, слезы, излишняя обидчивость и мнительность).

Родителям следует обращать внимание на подобные симптомы, не стоит путать их с капризами.

Причины дидаскалейнофобии

Дидаскалейнофобия лишь в редких случаях развивается в результате какой-то одной травмирующей психику ситуации. Ее формированию преимущественно способствует совокупность негативных факторов, воздействующих на психику ребенка регулярно в течение долго периода времени.

Предпосылками могут стать следующие стрессоры:

  • Психологическое давление, издевательства со стороны других детей.
  • Их насмешки.
  • Угрозы физической расправы со стороны сверстников, или наличие таковой.
  • Излишние интеллектуальные и физические нагрузки (например, школа и несколько кружков, спортивных секций).
  • Неприятие ребенка педагогическим составом или одним педагогом.
  • Высмеивание, публичная критика педагогом ребенка перед всем классом.

Высмеивание ребенка в классе, как причина боязни идти в школуВысмеивание ребенка в классе, как причина боязни идти в школу

Причиной для развития боязни школы может стать и нетипичное событие или состояние. Известны случаи, когда ребенок переживал, что в его отсутствие с родными случится несчастье, и поэтому старался любыми способами избежать посещения школы, остаться дома. Также некоторые дети из неблагополучных детей начинают чувствовать себя ответственными за тяжелую семейную ситуацию и перестают ходить в школу, считая, что у них есть более важные дела.

Тем не менее, посещение школы, успеваемость в учебе, участие в социальной школьной жизни – важнейшие этапы для формирования личности. Разрешить ребенку не учиться нельзя. Поэтому очень важно прислушаться к нему и помочь победить фобию.

Лечение дидаскалейнофобии

Ваш ребенок боится ходить в школу: что же делать в такой ситуации? Прежде всего, необходима доверительная беседа с ним. Но часто дети, особенно младшего возраста, и сами толком не могут объяснить, что именно их пугает, так как не могут объективно посмотреть на ситуацию и выявить причину своих страхов. Поэтому наилучшим вариантом для ребенка будет обращение к квалифицированному детскому психологу.

Регулярные сеансы у психотерапевта помогут школьнику выяснить истинную причину своих страхов, понять, какие именно ситуации вызывают панику. Врач также подскажет, как правильно реагировать на издевательства одноклассников и физическое насилие с их стороны, как грамотно выходить из таких конфликтов.

С помощью психотерапевта ребенок меняет отношение к стрессорам. Например, в ситуации с боязнью остаться вне дома, при тревожности за близких ему помогают освоить специальные психотехники. Они позволяют снизить необъективную тревожность.

Помимо психотерапии может быть применено медикаментозное лечение. Чаще всего маленьким пациентам назначаются легкие антидепрессанты или седативные средства. Благотворное влияние на детскую психику оказывает физиотерапевтическое воздействие – ЛФК, массаж, физиотерапия.

Как предупредить развитие дидаскалейнофобии?

Фобии успешно лечатся, однако не обходится без последствий. Остаются поведенческие привычки, негативные реакции на некоторые раздражители. Поэтому самое лучшее лечение фобии – это ее предотвращение на ранних стадиях. Не менее важна и профилактика, поскольку практически каждый школьник так или иначе сталкивается со стрессорами в школе.

Даже у учащихся младших классов нередко наблюдается нежелание учиться, отказ делать уроки или общаться с одноклассниками. Такое поведение далеко не всегда говорит о дидаскалейнофобии. Но это – критический момент для ребенка. И в это время ему необходимо понимание, моральная поддержка родителей. Любые замечания, порицания, а уж тем более, родительские наказания он воспринимает, как дополнительный стресс.

Стоит помнить: если ребенок не хочется идти в школу, боится, то для этого есть какая-то причина. Профилактика боязни школы как раз заключается в том, чтоб выслушать свое чадо, понять и поддержать его, войти в положение и помочь.

Дидаскалейнофобия - страх школы у ребенкаДидаскалейнофобия - страх школы у ребенка

Позитивная и гармоничная атмосфера дома, понимание и поддержка родителей – лучшая мера по предупреждению детских фобий!


На сегодняшний день многие родители сталкиваются с нежеланием ребенка идти в школу. Если наши советы оказались вам полезными, поделитесь ими и с другими родителями, нажав на репост под текстом. Вместе мы поможем множеству детей избавиться от боязни школы, справиться с развивающимися тревожными расстройствами.

причины развития, симптомы и лечение

Современное школьные программы стали сложными для детей. Большое обилие материала, малые сроки для его усвоения — все это негативно влияет на ребенка. В младших классах он еще может справиться с нагрузкой, а вот в старших нередки проблемы. Со временем формируется страх перед низкими оценками и наказанием. Боязнь идти в школу называется сколинофобией.

Боязнь ходить в школу (сколинофобия): причины и пути преодоления

Причины появления

У психологов нет единого мнения о причинах развития фобий. Кто-то считает, что все дело в ранних детских травмах, кто-то указывает на стечение обстоятельств. Название болезни появилось от греческого слова «фобос», что переводится как «страх». К ней не приводит однократный стресс. Чаще всего это долгий процесс, в ходе которого ребенок постоянно подвергается негативным воздействиям.

Боязнь школы называется дидаскалейнофобией, и она присуща только детям школьного возраста. Ее появлению способствуют следующие факторы:

  • издевательство одноклассников;
  • злые шутки сверстников;
  • угрозы и обещания расправы;
  • серьезные учебные нагрузки;
  • давление со стороны учителя.

Причины появления сколинофобии

Бывают и другие причины развития боязни идти в школу. Некоторые дети одержимы страхом, что в их отсутствие с родителями случится что-то плохое. Другие поглощены семейными скандалами, стараются решить проблемы взрослых. При этом школьника посещает желание отказаться от учебы, так как на нее у него нет времени.

Основная характеристика

В основном сколинофобия свойственна детям младшего школьного возраста. В запущенном случае она проявляется в чувстве страха перед любыми учебными заведениями: художественными, музыкальными, спортивными и т. п.

Обычно фобия появляется из-за пренебрежения родителей. Они не уделяют время для подготовки ребенка к школе либо слишком строги к нему.

Основная характеристика сколинофобииНекоторые мамы стремятся отдать детей в школу в 6 лет, не учитывая особенностей индивидуального развития. Ребенок, оказавшись в классе, понимает, что его знания не дотягивают до уровня остальных детей. Учитель начинает ругать его за неусидчивость и невозможность справиться с заданием. Так появляется страх.

Без помощи специалиста такие дети не могут найти друзей, получить поддержку сверстников. Ребенок попадает в замкнутый круг, а опасения усиливаются и начинают мешать обычному образу жизни.

Симптомы состояния

На английском языке боязнь ходить в школу называется Didaskaleinophobia. Психологи акцентируют внимание на том, что страх возникает только в период уроков. Некоторые родители считают, что их дети ленятся и не желают учиться. Они прогуливают уроки, придумывают разные предлоги, чтобы не посещать занятия. Родителям важно понять причину такого поведения.

У детей в начальной школе происходит процесс адаптации к учебным нагрузкам. Без поддержки семьи они не справляются, особенно если в классе авторитарный учитель.

Некоторые родители уверены, что страх проявляет себя в разных сферах. На самом деле он появляется только в определённых ситуациях.

Симптомы фобии:

  • удушье;
  • сдавленное дыхание;
  • учащенное сердцебиение;
  • повышенное потоотделение;
  • бледность;
  • тошнота и рвота.

Симптомы сколинофобииЕсли проблему не решить вовремя, то она будет только прогрессировать со временем. Поведение подростка может быть разным от беспокойно-панического до апатично-равнодушного. Дети со сколинофобией испытывают чувство беспомощности, вины, стыда из-за того, что не справляются со своими эмоциями. Все это приводит к депрессиям и суицидальным мыслям.

Способы лечения

Для лечения сколинофобии (так называется боязнь школы) обязательно нужен психолог. Только хороший специалист поможет справиться с проблемой. Терапия направлена не только на детей, но и на их родителей. Если в основе страха лежит конфликт с учителей, то работа проводится и с ним.

Психолог определяет причины состояния маленького пациента. Для этого используют беседу и проективные методики (рисуночные тесты). Специалист объективно смотрит на проблему и помогает определить ее истоки. Если проблема лежит в буллинге (травле), то он учит правильно реагировать на издевательства со стороны сверстников.

Иногда эффективными оказываются разного рода тренинги. Они направлены на выработку определенных моделей поведения. Например, учат, как выходить из конфликтных ситуаций, как побороть стеснительность и неуверенность в себе и т. п.

Медикаментозная терапия назначается редко, так как многие препараты нельзя использовать в детском возрасте. Обычно врач рекомендует легкие седативы, ЛФК и физиотерапию. Все это позволяет наладить работу нервной системы.

Способы лечения сколинофобии

Если все дело в высоком уровне тревожности, то психолог учит специальным техникам успокоения. Они направлены на снижение уровня беспокойства. Родителям тоже необходимо работать со специалистом, особенно если корень проблем — в их постоянных ссорах. Им необходимо разрешить свои конфликты, иначе они и дальше будут сказываться на детях.

Любое нарушение в психике легче предупредить, чем лечить. Перед тем как отдавать сына или дочь в школу, нужно получить консультацию психолога.

Он оценит развитие эмоционально-волевой сферы и уровень готовности к учебе. Если показатели будут низкими, специалист рекомендует подождать с походом в школу.

что это за болезнь, почему ребенок боится ходить в школу, лечение

У каждого могут быть небольшие страхи перед чем-то или кем-то. Школьная фобия может серьезно осложнять процесс обучения. Из-за большой нагрузки дети начинают связывать образовательное учреждение с чем-то неприятным. В итоге это переходит в патологическую боязнь образовательных учреждений.

Не всегда родители всерьёз воспринимают проблемы ребенка, особенно когда он говорит о страхе перед школой

Школьная фобия

Современное общество выдвигает серьезные требования к людям. Они должны легко обучаться и обладать гибким мышлением. Поэтому детей сразу приучают воспринимать большие потоки информации. Искусственно насаждается необходимость успеха.

Важно! В подобной обстановке легко возникают стрессовые ситуации, которые провоцируют развитие неврозов и депрессии.

Взрослые не всегда знают, как называется боязнь школы по-научному. Для этого психологи используют специальный термин – сколинофобия.

Далеко не каждый страх является патологическим и требующим помощи специалистов. Боязнь школы может быть связана с разными моментами: конфликтами со сверстниками, плохими отметками, злыми учителями и т.п.

Часто подобное нарушение протекает незаметно. Ребенок отказывается ходить в образовательное учреждение, но родители принимают это за обычную лень. Со временем у него могут развиваться психосоматика и депрессия, которая приведет к серьезным последствиям.

Иногда родители ошибочно считают, что патология должна проявляться во всех сферах жизни. В случае с фобиями это не работает. Стоит человеку перестать контактировать с объектом страха, как у него сразу улучшается самочувствие, и он способен все выполнять.

Боязнь ходить в школу не всегда развивается сразу с начальных классов. Иногда такое нарушение появляется у подростков. Взрослые принимают расстройство за капризы и проявление упрямства.

На самом деле сколинофобия может иметь серьезные последствия как для психического, так и для физического здоровья.

Причины нарушения и диагностика

Ребенок может бояться многих вещей, это нормальная защитная реакция организма. В психологии выделяют несколько четких критериев патологического процесса. При его появлении у больного отмечаются симптомы со стороны физического и психологического состояния.

Причиной развития фобии могут послужить любые события

Подросток может быть, в силу возраста, очень чувствителен к замечаниям.  В таком состоянии любая критика со стороны педагога будет остро восприниматься и переживаться.  Некоторые учителя любят поступать некорректно и высмеивать ученика перед всем классом.

Еще одна причина появления страха – это реакция сверстников. Человек живет в социуме, ему важно получать его одобрение. Одноклассники могут высмеивать своего товарища по разным причинам: внешность, поведение, материальный достаток и многое другое.

Иногда корни школьной фобии могут скрываться в семье. Некоторые родители не понимают, что страдают чрезмерной опекой. В таком случае они не дают ребенку самостоятельно решать проблемы, оберегают его от любых неприятностей и принимают за него все решения.

Мама может писать за своего малыша рефераты, делать домашние задания и постоянно ругаться с учителями. В такой атмосфере школьник становится нерешительным, зависимым, у него снижается адаптация.

Иногда ученик пропускает много занятий из-за болезни. В итоге у него формируется негативная установка, и он считает себя ни на что не годным. Родители могут часто наказывать ребенка, считая, что это поможет его стимулировать к получению знаний. На деле появляется обратный эффект: школьник испытывает панический страх перед учебой, он будет стараться избегать походов в школу.

Виды школьных страхов

С учебным заведением может быть связано большое количество тревог. Дошкольники, которые уже в шесть лет идут учиться, склонны к переживанию разлуки с родителями.

Особенно ярко это проявляется у тех, кого взрослые гиперопекают. Таким детям тяжело дается переживание разлуки даже на полдня. Часто они отличаются впечатлительностью и красочно представляют себе картины, как их бросили. Школу такой ребенок будет воспринимать как помеху, поэтому будет стараться избегать ее. В психологии выделяют еще один популярный вид страха – это нежелание контактировать с одноклассниками.

Подобные проблемы могут возникать по массе причин. Например, сверстники негативно реагируют на ребенка и высмеивают его. У некоторых детей наблюдаются нарушения коммуникативной сферы. Они не понимают, как вести себя в коллективе и что нельзя делать.

Важно! Страх может быть связан с конкретным учителем. Он появляется из-за открытой неприязни педагога.

Нежелание идти в школу иногда развивается на почве боязни публичных выступлений. В классе придется отвечать у доски или читать перед всеми стихотворение. Ребенок будет бояться быть высмеянным и униженным.

Еще один популярный вид страха – неспособность оправдать родительские ожидания. Некоторые взрослые требуют слишком многого от детей: отличных оценок, олимпиад и других достижений.

Подобное поведение родителей объясняется просто – они реализуют собственные амбиции

Иногда фобия школы может обитать глубоко внутри ребенка, он не понимает, что именно его беспокоит. Проблемы могут появляться из-за необходимости соблюдать определенный порядок дня. Ученик с высокой тревожностью будет бояться не закончить задание в срок или опоздать на урок.

Симптомы невротического состояния

Если человек не один год находится в постоянном стрессе, то у него начинаются проблемы со здоровьем.  Невротические состояния проявляются нарушениями сна, раздражительностью и слабостью.

Важно! В некоторых случаях отмечаются проблемы с желудочно-кишечным трактом.

У ребенка могут бледнеть кожные покровы, повышаться потоотделение. У него начинает кружиться голова. Снижение высших психических функций (памяти, мышления, внимания) негативно сказывается на учебе.

Родители могут не знать правильное название такого состояния у ребенка. Школьник может страдать от частых простуд и других болезней, которые будут позволять ему не ходить школу.

У детей с невротическим состоянием дрожат руки, повышаются температура и артериальное давление.

Почему развивается это состояние

Проблемы с нервной системой появляются далеко не сразу. Они развиваются на фоне затяжного стресса. Ребенок, который пять-шесть дней в неделю находится в месте, которое является причиной его панического страха, страдает от перегрузок.

Нарушение развивается постепенно и незаметно

Высокая умственная нагрузка в школе тоже будет способствовать развитию невроза. В таком случае ребенок дополнительно начинает переживать из-за снижения оценок.

Обратите внимание! Нередко ученик оказывается в замкнутом круге: он испытывает паническое чувство страха, которое вызывает у него проблемы со здоровьем, но у него нет возможности самостоятельно справиться с проблемой.

Для того чтобы избавиться от сколинофобии, ребенку потребуется помощь психиатра и психолога. Врач назначит медикаментозное лечение, которое позволит снять тревожность и другие соматические проявления.

Психолог поможет определить причину нарушения. После этого специалист покажет, как справиться с проблемой. Подобная терапия занимает длительное время. С детьми младшего школьного возраста часто используют возможности арт-терапии и проективные методики.

Важно! Через творчество часто видны скрытые эмоции и подавленные проблемы.

Без грамотной коррекции и лечения фобия будет только усиливаться и ярче проявляться. В дальнейшем это приведет к серьезным проблемам со здоровьем.

Последствия патологии

Не все родители могут назвать боязнь школы чем-то серьезным. Кто-то считает это всего лишь капризами и ленью. На самом деле любое нарушение в психологической сфере приводит к соматическим проблемам.

Ребенок будет становиться все нервознее, раздражительнее и истеричнее

Со временем у школьника разовьется депрессия, которая будет проявляться неспособностью выразить эмоции и чувства. Апатия и нежелание что-то менять могут стать основой для суицидальных мыслей.

Некоторые кожные проблемы, например, псориаз, развиваются на фоне проблем с нервной системой. Такие патологии тяжело и долго лечатся.

Еще одно последствие сколинофобии – это неприязнь к процессу обучения. В современном мире людям приходится активно учиться новому и осваивать разные профессии. При паническом страхе ребенку будет тяжело это делать.

Поэтому сколинофобию нужно своевременно выявлять и лечить у специалистов. Чем раньше проблема будет обнаружена у ребенка, тем проще от нее избавиться. Школьный психолог может помочь с диагностикой и коррекцией.

Родителям нужно поддерживать доверительные отношения с детьми. Только так они могут быстро узнавать о каких-то неприятностях. Им не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребенку, так как это только ухудшит его состояние.

Видео

Дидаскалейнофобия – боязнь школы: причины и методы избавления

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта! Дидаскалейнофобия – это панический иррациональный страх посещать школу.

У человека возникает ужас при мысли о том, что необходимо не просто зайти в столь пугающее здание, но и сидеть за партой, отвечать на уроке и так далее.

И сегодня мы попробуем разобраться, что именно провоцирует развитие данной фобии, а также по каким симптомам её можно диагностировать, а в дальнейшем и вылечить.

Что собой представляет?

Боязнь школы, которую еще называют школофобия или сколинофобия, является вполне распространённой среди детей.

Какой ребёнок с радостью бежит по утрам получать знания? Очень редкий, более характерным является нежелание даже близко подходить к зданию и просто вспоминать о необходимости делать уроки.

Перегруженность информацией, ограниченное количество свободного времени, а также специфика отношений с преподавателями, которые абсолютно разные в итоге вызывают стойкую неприязнь и страх школы.

Дидаскалейнофобия является непростым видом фобий по причине того, что диагностируется обычно на последних стадиях своего развития.

Ведь около 80% детей периодически жалуются, что больше не хотят ходить в школу. И в голову взрослым на это приходит в основном идея, что их ребёнок ленится, устал или попал в неприятную ситуацию, из-за которой отказывается проявлять учебную активность.

А фобическое расстройство в это время без лечения набирает обороты. Усиливаются соматические проявления в виде различных заболеваний организма, может наблюдаться депрессия, нервное истощение и бессонница.

Особенно, если родители стараются побороть лень, применяя насилие, как эмоциональное, так и физическое.

Симптомы

Девочка сидит на лестнице и плачетДевочка сидит на лестнице и плачет

Поведенческие

  • Рассеянное внимание. Фоб не в состоянии сконцентрироваться на одной задаче, он вроде бы смотрит в книгу, читает её, но не понимает смысла слов. Не потому, что глуп, а в силу рассеянности;
  • Бесцельная ходьба из стороны в сторону. Чтобы сбросить нервное напряжение, которого в теле очень много, необходимо двигаться. Поэтому школьник может шататься, когда стоит, дёргать ногами, ходить туда-сюда, пытаясь хоть как-то справиться с тревогой;
  • Чувствительность. Под воздействием психического расстройства меняется характер человека. Он становится более эмоционально ранимым, впечатлительным. Взрослые порой путают эту особенность с капризами, ведь чадо обижается по любому поводу, плачет по причине и без, либо наоборот, агрессивно реагирует на малейший раздражитель.
  • Эмоциональный ступор. Нередко наблюдается противоположная реакция – оцепенение.
  • Навязчивые мысли. Малыш постоянно думает о необходимости посещать школу, разговаривает о своём нежелании, просит его пожалеть и разрешить остаться дома. То есть, одно из самых заветных желаний – это дистанционное обучение.

Соматические

При панической атаке происходят такие изменения в организме, как:

  • Дрожь в теле, в основном это тремор конечностей;
  • Нехватка воздуха из-за поверхностного частого дыхания, уровень кислорода в крови становится максимально высоким, вследствие чего возникает противоположный эффект – асфиксия;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом, в основном это диарея;
  • Тошнота, рвота;
  • Повышение кровяного давления, из-за чего может болеть голова;
  • Тянет и «стреляет» в области груди, что наталкивает на мысли о сердечном приступе;
  • Головокружение, потеря сознания;
  • Изменение цвета кожных покровов. Человек либо становится «мертвенно» бледным, либо наоборот, краснеет;
  • Усиленное потоотделение, причём независимо от температуры в помещении или на улице. Фоба от страха бросает в жар даже в сильный мороз.

Ребенок в школе плачетРебенок в школе плачет

Причины

  • Буллинг. То есть проявление эмоционального или физического насилия со стороны сверстников, старшеклассников. Чаще всего травля производится не одним человеком, а целой группой детей. Ощущая себя в позиции жертвы, человек обычно испытывает страх и бессилие. Состояние, естественно, при таких условиях ухудшается. Особенно учитывая тот факт, что малыш не получает поддержки со стороны родителей, учителей, которые порой могут и не догадываться о том, что происходит. Либо просто игнорируют возникшую ситуацию, считая, что он сам должен разобраться с обидчиками, показав свой характер и силу воли.
  • Сложности в общении с учителями. Случается так, что по каким-то причинам школьник становится непринятым непосредственно учителем. Да, они должны сохранять объективность по отношению к своим ученикам, но на практике не у каждого выходит. Люди бывают разные и порой не в состоянии контролировать себя. Соответственно, ощущая на себе неприязнь преподавателя, у школьника будет занижена мотивация посещать его уроки. И однажды психика не выдержит напряжения, которому ежедневно подвергалась.
  • Нагрузки. Порой взрослые, желая по максимуму развить своё чадо, занимают всё его свободное время кружками, занятиями с репетиторами, домашней работой и так далее. Испытывая давление и нагрузку, малыш поначалу начинает сопротивляться, болеть. И если родители не прислушиваются к его просьбам о личном времени. Считая, что он лентяй, и ничего не добьется с таким подходом – то вполне может возникнуть дидаскалейнофобия. Механизмы психологической защиты просто дадут сбой, желая оградить организм от истощения.
  • Авторитарный стиль воспитания. Жесткие требования родителей приносить домой только хорошие оценки. И использование только наказаний за непослушание, и неоправданность ожиданий вызывают стойкое неприятие к процессу обучения. Малыш до ужаса боится идти в школу, так как понимает, что, придя домой, папа или мама в любом случае его будут ругать, проверять дневник, тетради и так далее.

Лечение

Фобические расстройства обязательно необходимо лечить. И не запугиваниями наряду с требованиями взять себя в руки, а у специалистов, которые вполне могут даже выписать лекарственные препараты.

Например, транквилизаторы и седативные средства, чтобы снять тревожность. Ребёнок способен испытывать несколько эмоций, которые друг с другом пересекаются – это страх и ужас.

Соответственно, необходимо, прежде всего, обеспечить ему возможность расслабиться, снять напряжение.

Если у него появились проблемы со сном, то полезно будет пропить снотворное. При депрессии – антидепрессанты.

Расстроенный ребенок на лавочкеРасстроенный ребенок на лавочке

Дидаскалейнофобия – это заболевание психики, которое вполне грозит не только общему здоровью, но и жизни малыша. Который, пытаясь избавиться от постоянно преследующего напряжения, рискует решиться на радикальный метод – самоубийство.

Так что, заметив первые симптомы наличия фобии, вместо того чтобы ругать его и упрекать в лени, отправьтесь вместе к психотерапевту.

В любом случае квалифицированная помощь специалиста не окажется бесполезной, даже если диагноз не подтвердится, малыш получит поддержку в других вопросах.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хотим рекомендовать статью о расстройстве, которое заключается не просто в страхе ходить в школу, но и в целом получать знания, опыт, навыки. Эта фобия называется софофобия.

Подписывайтесь на обновления сайта, и вы ежедневно будете получать порцию интересной информации, которая поможет развить кругозор, обрести гармонию и счастье, а также с пользой провести время!

Берегите себя и своих близких!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Школьная фобия. Как ее победить? | Архив

Начался учебный год, и у родителей первоклассников появилось немало причин для волнения.

Ведь иногда ребенок отказывается ходить в школу, становится тревожным и неуверенным в себе. Беспричинный страх перед школой и (или) неуместная тревога, вызванная расставанием с домом, называется школьной фобией.

Дом как убежище от стресса

— У детей, страдающих школьной фобией, отмечаются проблемы с посещением уроков, приводящие к продолжительным периодам отсутствия, а также эмоциональное напряжение, непреодолимый страх, дурное расположение духа или жалобы на болезненное состояние при возникновении необходимости идти в школу, — говорит Марина ГОГУЕВА, психолог отделения психолого-педагогической помощи ГУСЗН «Центр социальной помощи семье и детям» (Ставрополь). — Как правило, ученик испытывает страх перед определенным аспектом школьной ситуации, поэтому стремится остаться дома во время занятий: такие дети могут жаловаться на разнообразные психосоматические симптомы, например, на боль в желудке или головную боль, они используют любые средства, только бы их не послали в школу. Это отличает боязнь посещать школу от прогулов, поскольку прогульщик намеренно избегает школы и дома для того, чтобы заняться чем-либо, что доставляет ему гораздо большее удовольствие. Боязнь получить плохую отметку к школьной фобии тоже не имеет никакого отношения. В некоторых случаях школьная фобия — результат чрезмерно зависимых отношений между ребенком и матерью. Для такого первоклассника дом является надежным убежищем от страхов внешнего мира. Часто выясняется, что в семье робкого ученика сформировалась стрессовая ситуация, и он боится, что, пока будет в школе, с родителями что-то случится. А если в семье есть младший ребенок, к которому старший испытывает ревность (поскольку он остается дома с мамой), то старший провоцирует школьную фобию, чтобы привлечь внимание родителей. Среди других причин боязни посещения школы можно отметить неготовность мозга (мозговая незрелость), которая мешает осваивать тот или иной предмет; страх какого-то предмета или боязнь определенного учителя, в связи с чем ученик не решается отвечать у доски или впадает в панику, лишь слыша слова «контрольная» или «диктант». Ситуация усугубляется, если учитель уже «записал» ребенка в отстающие по этому предмету и не ждет от него ничего выше тройки, либо если ребенок пережил неудачу при ответе у доски.

Не делайте уроки за детей!

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в знаниях, страх не оправдать ожиданий родителей, привычка надеяться на помощь по любому поводу.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Легче адаптируются и ребята, которые приобрели до школы необходимый опыт общения с ровесниками, ходили в детский сад и не привязаны к матери. Поэтому психологи рекомендуют родителям записать дошкольника в развивающую студию. Если такой возможности нет, чаще гуляйте с ребенком на детской площадке. Покажите школу, в которую в скором времени отправится малыш, расскажите, что там делают, как проходит день ученика, обязательно упомяните, что? пока он будет в школе, вы — его родители — будете вспоминать его и скучать по нему. Можете обратиться к психологу, который поможет выявить причину фобии и даст соответствующие рекомендации.

Смотрите также:

Школьная фобия, страх школы?. Ничего страшного: неуспеваемость излечима!

Школьная фобия, страх школы?

«Нашего восьмилетнего сына регулярно тошнит в школе. Педиатр ничего не нашел у него и сказал нам, что мальчик просто ломает комедию, потому что не хочет ходить в школу: дома с ним ничего такого не происходит».

У этого ребенка так проявляется нежелание ходить в школу. Но он не просто капризничает. Это сильнее его. Родители беспомощно и безнадежно спрашивают себя, что же может до такой степени расстроить ребенка — ведь его страдания искренни и сильны.

Речь идет о так называемой школьной фобии, «иррациональном нежелании ходить в школу»: это расстройство было открыто в 1941 году, его симптомы очень конкретны. Страдающие им дети — не прогульщики, они не против процесса обучения. Им просто не хочется уходить из дома. Малыш не выносит разлуки, и его горе может быть еще более сильным, если родители начинают стоять на своем. Так ведут себя большинство родителей, и их можно понять. И получаются ужасающие сцены перед дверями школы: ребенок выходит из себя, он брыкается, цепляется за мать, орет благим матом, катается по земле, выкрикивает, что сейчас умрет… В итоге ребенка заталкивают в школу — это первое испытание. Но за закрытыми дверями проблемы не кончаются. Обычно после получаса занятий неприятные ощущения возобновляются — и маленький упрямец уже у дверей кабинета школьного врача. Теперь беспомощными себя ощущают уже учителя — и зовут маму. Ребенок возвращается домой, занавес, пьеса окончена. Ребенок пришел в нормальное состояние. Больше никаких сцен.

Тоска воскресного вечера

Во время выходных и каникул все спокойно — ребенок безмятежен и доволен, ластится к родителям. Первые признаки недовольства появляются в воскресенье вечером. Он плохо себя чувствует, но точно не может сказать, что у него болит — то ли голова, то ли живот. Он непрестанно жалуется и ворчит. Ночью он плохо спит и, проснувшись, придумывает массу отговорок: в школе неприятная обстановка, уроки слишком сложные, ребята все злые… Частота и масштаб этих кризисов начинают пугать родителей и они решаются поменять школу. Напрасный труд! Ребенок-то остался тем же, и страхи его при нем.

Атмосфера накаляется. У родителей опускаются руки, ребенок все чаще и чаще заставляет «репатриировать» себя домой. Смена школы ни к чему не приводит, да к тому же ребенка и так вот-вот выгонят. Семья постепенно подчиняется абсурдной логике своего отпрыска, а ребенок потихоньку замыкается в своем «всемогуществе». Он — хозяин, он сам решает, как ему поступать! Он одержал победу над взрослыми, подчинил их себе. А ему по сути дела нужно как раз нечто противоположное.

От шести до двенадцати

Со временем это расстройство становится все более распространенным. В нашем отделении подобные случаи попадаются примерно раз в месяц. И всегда уже в стадии, когда требуется наше срочное вмешательство: родители обычно терпят до последнего, пока у них окончательно не лопнет терпение. Чаще всего такие истории происходят в возрасте 6-12 лет: перед первым классом или при переходе в среднюю школу. У некоторых детей есть свои причины бояться школы. Если это одаренный ребенок, его могут травить одноклассники. Если ребенок плохо учится, это тоже повод для страдания.

Но чаще всего школа не при чем. Причина не в отсутствии способностей, не в нападках других ребят и не в «отсталости» учителей, которые не желают приспособиться к необычному ученику. Более того, как ни странно, школьная фобия настигает вполне успешных, способных учеников. Термин «фобия», кстати, не совсем точен: речь не идет о страхе перед школой. Корень зла в другом. Раз причина страха не в школе, значит, нужно поискать ее дома.

Роль, которую он играет дома

Ребенок, у которого «настоящая» школьная фобия, подчиняется всесильной логике, которая диктует ему свои нормы поведения: он считает, что дома он играет тайную роль. Что ему дана некая миссия, которая не позволяет ему находиться вне дома. Миссия по отношению к маме, папе, дедушке… кому-то, кто занимает большое место в его сердце. Более того, ребенок убежден, что обязан охранять этого человека. И школа лишает его такой возможности. Он отказывается туда идти, а если его принуждают, делает все возможное, чтобы оттуда удрать. Его задача — поскорей вернуться и проверить, все ли в порядке. Ведь он беспокоится. Важность своей роли по отношению к человеку, которого он опекает, ребенок чувствует очень сильно, хотя и смутно. Он считает себя своего рода «антидепрессантом» для этого человека. Ребенок сидит в школе и думает: «Маме там без меня плохо, нужно вернуться».

Разрушить неверную логическую связь

Часто еще секрет кроется в самой маме. Неоспоримо доказано, что чаще всего школьная фобия случается у детей издерганных, депрессивных и замотанных матерей. У матерей, которые всего на свете боятся: микробов, машин, воров, в общем всего, связанного с внешним миром, и этот страх они подсознательно передают своим детям. «Охранительная» идеология навязывает свою тактику: вечно беречься от воображаемой опасности. Эти матери-наседки не умеют дозировать свою любовь и «путают привязанность к ребенку с желанием заполнить свою внутреннюю потребность во внимании». Так объясняет психиатр Алан Браконнье в произведении «Мать и сын», где он по-своему истолковал идеи Эдипового комплекса; при этом книга остается апологией материнской любви. Он поддерживает матерей в их всеобъемлющем и мощном чувстве, но предостерегает: нельзя слишком давить на детей своей любовью. И помнить фразу: «Моя мама как ночник: она все время со мной и когда я грустен, она загорается, чтоб согреть мое сердце».

Когда мама депрессивна или просто до такой степени зависима от сына, что невольно он начинает ее опекать, этому наверняка есть свое объяснение: она испытывает внутреннюю пустоту. Отец не участвует в жизни семьи. Да, часто дело в этом, отец не обеспечивает ощущения внутренней безопасности. Отец-приятель, добрый малый — но абсолютно не отвечающий основной отцовской роли: быть сдерживающим и организационным центром семьи. Такой отец не догадывается, что именно ему следует «раскристаллизовать» отношения матери и сына. Помочь разрушить неправильную логическую связь своими действиями. Это могут быть прогулки с сыном на природе, совместные занятия спортом, поездки к бабушке и дедушке. А отец вместо этого равнодушно смотрит, как слаженно функционирует эта «суперкоманда». Иногда, правда, случается, что у него просто нет другого выхода. Симбиоз между явившимся на свет ребенком и его матерью бывает так силен, что в нем не оказывается места для третьего. Даже если это отец. Такого называют еще «диванный папа»: ему так надоедает чувствовать себя лишним в супружеской постели, куда каждую ночь проскальзывает малыш, что он ссылает себя на диван — и в конце концов приживается там, привыкает. Таким образом, он отказывается от своей роли и поощряет законность пребывания ребенка в материнской постели. И постепенно перестает служить для ребенка примером, моделью для будущей жизни. И вот при равнодушном отце и не в меру заботливой матери ребенок постепенно убеждается, что играет самую важную роль. Он быстро понимает, что мама не может без него обойтись, он слышит, как она шепчет ему на ушко: «Какое счастье, что у меня есть ты…» Продолжение всем известно: роли меняются, сын становится главным. В истории со школьной фобией, как мы видим, именно он правит бал.

Однако ребенок, который отказывается ходить в школу, часто вполне соответствует норме. У него нет заметных неврологических или психологических проблем. Такой домосед, привязанный к своему жилищу, где у него множество мелких привычек. Он робок, противится изменениям, ему недостает уверенности в себе. Он, как правило, умен и даже может быть одаренным ребенком — так что школа вдобавок может быть для него не особенно привлекательна. Она не дает ему ничего такого, что могло бы его удержать. Его мысли в другом месте — в данном случае дома, и он не особенно вкладывается в учебу.

Когда ребенок приезжает к нам в отделение, наша главная задача — чтобы он поскорее вернулся в школу. Чем больше мы мешкаем — тем труднее будет примирение. И после двух-трех месяцев непосещения возращение уже практически немыслимо. Ведь ребенок уже полностью понял все преимущества такой ситуации. Во-первых, куча маленьких второстепенных радостей — типа поваляться в кровати по утрам, не писать контрольных, не получать плохих отметок. К тому же когда ребенок не охвачен школьным процессом, укрепляется патологическая связь между матерью и сыном, их взаимная зависимость растет и возвращение в школу — единственная возможность не допустить, чтобы эти отношения «закапсулировались».

Прежде всего мы назначаем психологическую поддержку для ребенка и для всей семьи. Можно добавить к этому еще сироп-анксиолитик, то есть подавляющий тревожность, чтобы ребенок лучше спал и просыпался не в таком подавленном настроении. Но чаще всего ничто, увы, не помогает. Ведь мы имеем дело не с простой прихотью, не с капризом. Несколько раз появившись у нас, ребенок объясняет, что он все понял, что он готов вернуться в школу и с понедельника начать новую жизнь. Но — ничего не поделаешь… «Это» сильнее его. В понедельник он опять в истерике. И он пытается оправдываться: учитель слишком строгий… голова болит… лучший друг ушел в другую школу… и сам уверен притом, что все это чистая правда!

Школьная фобия весьма любопытна с точки зрения психолога, такие дети обычно очень трогательны и милы. Они чувствительны, развиты, общительны, покладисты и сговорчивы во время консультаций. Чувствуется, что они совершенно искренни, когда клянутся, что вернутся в школу. Но что-то ускользает от их понимания: природа той таинственной и могучей силы, которая раз от разу возвращает их домой к маме и папе. И тогда мы принимаем неизбежное решение.

Разлука

Это очень болезненный момент. Своего рода шоковая терапия, которую никто из нашей команды не любит, но она — единственное средство спасти ребят из каждодневного кошмара. Итак, госпитализация. Еще ведь надо и родителей уговорить! А теперь вообразите себе сцену расставания: она ужасна. Ребенок орет, как резаный: «Не бросайте меня!.. Я пойду завтра!.. Клянусь чем угодно!..» Наш долг — проявить стойкость. Родители уходят, малыш горько рыдает. Мы можем выдержать эту трагедию лишь потому, что знаем ее наизусть. Пройдут минуты горя — и ребенок успокоится и направится в игровую знакомиться с новыми приятелями. Контраст очень заметен. И вполне объясним. Мы вынудили его, обязали оставаться здесь, у него нет выбора. Он не может винить себя: «Я злой мальчик, я бросил маму». В этом и заключается вся разница: мы сняли с него груз ответственности за разлуку. То, что не может сделать школа, позволяет совершить авторитет и власть белых халатов.

Успокоить его и обнадежить

Конечно, в течение тех дней, которые ребенок проведет у нас, с ним будут случаться приступы тоски, ему не раз остро захочется домой. Но он не сделает этого. Мы специальным образом распределяем роли в команде, чтобы его постоянно кто-то мог подбодрить и успокоить. Врач проводит с ним беседы, воспитательницы и медсестры провожают его на занятия и даже, если надо, убаюкивают его по вечерам. Главное лечение состоит в интенсивной психотерапии, задача которой — определить источник тревожности ребенка и помочь ему сформулировать свои опасения. День ото дня становится ясней, что ребенок мобилизует свои внутренние силы, «собирается» — еще и благодаря отношениям, возникшим с «новой семьей» — малышами, госпитализированными, как и он. Ему необходимо убедиться, что он способен жить без родителей. Он ведет в отделении жизнь, максимально приближенную к нормальной, которая в том числе включает школьные занятия. И с радостью замечаем: ничего ужасного не происходит, он охотно посещает два часа послеобеденных занятий. И ему даже нравится!

Параллельно мы раз в неделю встречаемся с родителями, чтобы понять, что с ними в это время происходит и попробовать помочь им пережить расставание. Надо сказать, как бы ни грустно им было в вынужденной изоляции, никто ни разу не потребовал забрать ребенка. Они доверяют нам, хотя сами страдают. И это тоже своего рода признание их бессилия перед лицом сложившейся ситуации. Они чувствуют, что им самим не справиться.

Лечение расставанием длится несколько недель. И порядок нарушать нельзя: сначала обмен письмами, потом телефонный звонок, потом встреча с родителями и наконец разрешение провести дома выходные. Только после этого возможно рассмотреть вопрос о возвращении домой; решение принимается на общем собрании всей команды. Иногда ребенок прямо из больницы отправляется в школу. Таким образом, мы помогаем ему пройти первый шаг, понять, что все возможно, что он действительно может «с завтрашнего дня начать новую жизнь». Но иногда мы терпим поражение. И тогда нам приходится посоветовать родителям школу-интернат. Там болезненные расставания будут происходить только раз в неделю, по понедельникам, ежедневные приходы домой и следующие за ними уходы не будут его будоражить. И со временем он привыкнет, научится жить для себя, поймет, что неплохо иметь друзей, какой-то свой мир. И школа — тоже часть этого мира.

Если ребенок отказывается от школы, потому что боится уйти из дома — это патология, сложная и достаточно опасная. Лечение тоже должно быть серьезным, все следует поставить на карту, чтобы избежать аффективного и социального упадка, в котором ребенок может надолго замкнуться. Нужно спасти его от подстерегающей опасности, ведь в развитии каждой личности школа играет очень важную роль. Именно школа ведет личность к автономии и учит преобразовывать опыт. Учит старательно и просто — как это сделал Поль Ле Ген, тренер, который во время Олимпийских игр в Лионе дал своим игрокам возможность проявиться и выложиться на полную мощность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Школьная фобия — что нужно знать

Этот материал нельзя использовать в коммерческих целях, в больницах или медицинских учреждениях. Несоблюдение может повлечь за собой судебный иск.

Что это?

  • Школьная фобия (fo-b-uh) — это когда ваш ребенок очень нервничает и отказывается ходить в школу. Это также называется избеганием школы (uh-voy-dunts). Фобия — это сильный страх чего-либо без очевидной причины. Фобии могут вызывать очень сильное беспокойство или панические атаки.Школьные фобии распространены, когда дети идут в школу в возрасте от 5 до 7 лет. Но подростки (подростки) также могут иметь школьную фобию. Школьная фобия иногда начинается после того, как ребенок отсутствует в школе на каникулах или по болезни.
  • Этот страх перед посещением школы может быть очень стрессовым для вашего ребенка и для вас. Но школьную фобию можно успешно лечить. Школьная фобия может вызвать тревогу или депрессию в более позднем возрасте.

Причины:

Одна из причин, по которой у вашего ребенка может быть школьная фобия, заключается в том, что он может бояться разлучения с вами.Это называется тревогой разлуки (сеп-а-ра-шун). Кроме того, если вы расстроены тем, что разлучены со своим ребенком, он может начать бояться ходить в школу. Причины также могут быть связаны с домом и школой.

  • Главная Причины:
    • Болезнь, несчастный случай или смерть члена семьи.
    • Развод.
    • Новорожденный.
    • Семейный переезд.
  • Школа Причин:
    • Боязнь подлых учителей или других учеников.
    • Страх раздеться или принять душ перед другими людьми во время урока физкультуры.

Признаки и симптомы:

  • Ваш ребенок может плакать, чтобы остаться дома, когда пришло время в школу. Возможно, вам не удастся заставить ребенка выйти из дома в школу. Он может сбежать из школы и вернуться домой, когда его заставляют ходить в школу. У вашего ребенка может быть паническая атака с потоотделением, головокружением, учащенным сердцебиением, рвотой, диареей или тряской. Школьная фобия может помешать нормальной деятельности вашего ребенка.
  • У вашего ребенка могут быть головные боли, расстройство желудка, диарея (die-uh-ree-uh) (водянистый BM) или ломота в теле, когда он думает о школе. Ваш ребенок может быть грустным и не желать находиться рядом с другими. Он может быть не в состоянии уделять внимание работе или отдыху.

Уход:

  • Лекарства: Ниже перечислены некоторые виды лекарств, которые могут понадобиться вашему ребенку.
    • Лекарство от тревожности: Это лекарство может быть дано, чтобы помочь вашему ребенку меньше нервничать.Его можно вводить внутривенно, в виде инъекции или перорально.
    • Антидепрессанты: Это лекарство используется для уменьшения или предотвращения симптомов депрессии. Многие дети со школьной фобией также страдают депрессией, поэтому вашему ребенку могут потребоваться антидепрессанты. Принимается внутрь.
    • Anti-Convulsant (kun-vull-sunt): Это лекарство обычно применяется для контроля судорог. Но его также можно использовать для уменьшения агрессивного поведения, агрессии или раздражительности. Это лекарство также может помочь контролировать перепады настроения вашего ребенка.Он вводится внутривенно, в виде инъекции или внутрь.
    • Антипсихотические средства (si-kaw-tiks): Это лекарство обычно назначают для уменьшения симптомов психоза или тяжелого (очень сильного) возбуждения. Антипсихотические препараты вводятся в виде инъекций, внутрь или в виде суппозитория в задний проход (задняя часть).
    • Anti-Parkinson’s: Это лекарство используется для контроля мышечной жесткости, подергивания и беспокойства, вызванных антипсихотическими лекарствами. Его принимают внутрь или иногда в виде укола.
    • Стабилизатор настроения (sta-buh-li-zer): В один момент ребенок может казаться очень счастливым, а в следующий — очень злым.Это лекарство используется для контроля этих перепадов настроения. Принимается внутрь.
    • Психостимулятор (си-ко-стим-у-лунт): Это лекарство назначается, чтобы помочь вашему ребенку обратить внимание и лучше сконцентрироваться. Это также может помочь улучшить его энергию. Принимается внутрь.
    • Седативные средства (seh-duh-tivs) — гипнотические (hip-nah-tiks): Это лекарство может быть назначено, чтобы помочь вашему ребенку почувствовать себя спокойнее. Его часто используют, чтобы помочь вашему ребенку лучше спать по ночам. Принимается внутрь. Его также можно вводить внутривенно, в виде укола или в задний проход.
  • Настройки ухода:
    • Интенсивная амбулаторная программа: Это когда ваш ребенок приходит в больницу или клинику на лечение от 1 до 3 часов. Эта программа обычно проводится от 2 до 5 раз в неделю на короткий период времени.
    • Амбулаторная программа: Это когда ваш ребенок встречается с терапевтом один раз в неделю или реже. Встречи длятся один час или меньше. Он может встретиться с терапевтом один на один. Или он может встретиться со своим терапевтом в группе.У него может быть несколько или много запланированных встреч с течением времени.
  • Сиделки:
    • Психиатр (si-ki-uh-trist): Это врач, работающий в области психического здоровья. Психиатр отвечает за назначение лекарств вашему ребенку. Вы можете тесно сотрудничать с этим врачом и другими опекунами.
    • Терапевт: Это лицо, осуществляющее уход, которое тесно сотрудничает с вашим ребенком во время лечения. Этот человек может быть врачом, психологом (si-kall-o-jist), медсестрой, психологом или социальным работником.
  • Виды лечебных занятий:
    • Терапия для пар: Когда вы и ваша вторая половинка встречаетесь с опекуном, чтобы поговорить о том, как справиться с болезнью вашего ребенка. Ваша вторая половинка может быть вашим супругом (мужем или женой), парнем или девушкой.
    • Семейные встречи: Воспитатели встречаются с вами, вашим ребенком и вашей семьей. Воспитатели могут помочь вашей семье понять болезнь вашего ребенка и научиться лучше реагировать на ребенка со школьной фобией.
    • Групповая терапия: Серия встреч, на которые ваш ребенок ходит с другими детьми, у которых есть школьная фобия. Во время этих встреч дети и персонал обсуждают способы справиться со школьной фобией.
    • Индивидуальная терапия: Время для вашего ребенка, чтобы встретиться наедине со своим терапевтом. Они расскажут о том, как справиться со школьной фобией и как ваш ребенок может чувствовать себя лучше.
  • Типы терапевтических подходов: модификация поведения (mah-dih-fih-k-shun)
    • связывает конкретное поведение (способы действия) с конкретными последствиями (результатами).Эта терапия поощряет хорошее поведение. Например, если ваш ребенок отказывается ходить в школу, он не получает награды, например, мороженого после обеда.
    • Когнитивная терапия помогает вашему ребенку понять, как он видит вещи. Ему может быть трудно видеть хорошее в окружающем. Он с большей вероятностью будет чувствовать себя подавленным, грустным или злым. Когнитивная терапия учит вашего ребенка узнавать, как он может смотреть на вещи более позитивно.
    • Отвлечение — это способ сосредоточить внимание ребенка на чем-то, кроме грустных чувств.Он может играть в игры, смотреть телевизор или гулять. Он также может навещать друзей, раскрашивать и записывать вещи. Использование запланированных занятий помогает управлять чувствами вашего ребенка. Это может помочь ему расслабиться и начать лучше относиться к себе и своей жизни.
    • Воздействие / десенсибилизация (d-sen-tuh-ti-za-shun) терапия. Экспозиционная терапия помогает вашему ребенку справиться со своими страхами в безопасной обстановке. Воспитатели готовы поддержать и помочь ему. После того, как он отработает способы уменьшить страх и беспокойство, он сможет лучше справляться со своими страхами, когда он один.Десенсибилизация — это когда родители помогают вашему ребенку понемногу преодолевать страх. Этому учат в благоприятной и безопасной обстановке.
    • Игровая терапия: С помощью опекуна ваш ребенок справляется со своими страхами и тревогами посредством игры.
    • Relaxation — еще один способ сосредоточить внимание вашего ребенка на чем-то, кроме его чувств. Например, хороший запах может изменить настроение вашего ребенка и помочь ему расслабиться. Хорошие запахи также могут помочь его мозгу вырабатывать специальные химические вещества, называемые эндорфинами (n-door-fins).Эндорфины — это естественное химическое вещество организма, которое может уменьшить неприятные чувства и боль. Например, он может слушать музыку или принимать ванну с ароматерапевтическими маслами (э-ро-мух-тайр-э-п). Свечи, массажные масла и ароматические пенные ванны — это способы использования запахов.

Права пациента:

  • Форма выпуска информации: Это юридический документ, позволяющий лицам, осуществляющим уход, делиться информацией с теми, кто указан в этой форме. Эту форму должен подписать родитель или законный опекун.Никакая информация не может быть передана лицам за пределами больницы, если эта форма не подписана.
  • Право на конфиденциальность: Информация, которой вы и ваш ребенок делитесь с опекунами, является конфиденциальной для опекунов. Они не будут делиться информацией с другими без вашего разрешения.

Копинг:

Трудно признать, что у вашего ребенка школьная фобия. Школьная фобия вашего ребенка может вызвать у вас гнев, грусть или страх. Эти чувства нормальные. Поговорите о своих чувствах с опекуном вашего ребенка, семьей или друзьями.Воспитатели обсудят с вами, как обстоят дела в доме. Ваш опекун может помочь вашей семье лучше понять, как реагировать на ребенка со школьной фобией. Спросите своего врача, знают ли они о книгах, которые вы можете читать. Прочтение о болезни вашего ребенка может помочь вам лучше понять это. Вы также можете позвонить или написать в одну из следующих национальных организаций для получения дополнительной информации.

  • Американская академия детской и подростковой психиатрии
    3615 Wisconsin Avenue NW
    Вашингтон, округ Колумбия 20016
    Телефон: 1-202-966-7300
    Адрес в Интернете: http: // www.aacap.org
  • Американская академия педиатрии
    141 Northwest Point Boulevard
    Elk Grove Village, IL 60007-1098
    Телефон: 1-847-434-4000
    Адрес в Интернете: http://www.aap.org
  • Американская ассоциация тревожных расстройств (ADAA)
    8730 Georgia Avenue, Suite 600
    Silver Spring, MD 20910
    Телефон: 1-240-485-1001
    Адрес в Интернете: http://www.adaa.org
  • Национальный институт психического здоровья (NIMH), отдел общественной информации и коммуникации
    6001 Executive Boulevard, Room 8184, MSC 9663
    Bethesda, MD 20892-9663
    Телефон: 1-301-443-4513
    Телефон: 1-866-615 -6464
    Интернет-адрес: http: // www.nimh.nih.gov/

Соглашение об уходе

Вы имеете право участвовать в планировании ухода за своим ребенком. Чтобы помочь с этим планом, вы должны узнать о состоянии здоровья вашего ребенка и о том, как его можно лечить. Затем вы можете обсудить варианты лечения с воспитателями вашего ребенка. Поработайте с ними, чтобы решить, какой уход можно использовать для лечения вашего ребенка.

Дополнительная информация

Всегда консультируйтесь со своим лечащим врачом, чтобы информация, отображаемая на этой странице, соответствовала вашим личным обстоятельствам.

Заявление об отказе от ответственности за медицинское обслуживание

.

Страх перед школой — Дидаскалеинофобия

Fear of School Phobia - Didaskaleinophobia Дидаскалеинофобия — это страх перед школой или боязнь ходить в школу. Известно, что от 2 до 5% школьников страдают такой фобией. Слово Didaskaleinophobia происходит от греческого Didasko , означающего , чтобы учить и фобос , что означает отвращение или страх . Другой распространенный термин для обозначения страха перед школой — схолионофобия, который происходит от латинского scius , означающего «знание».

Известно, что дети часто «прогуливают занятия» или пропускают школу. Однако дети, которые так поступают, не всегда боятся школьного гнева или скуки — более частые причины их поведения. Знаменитый персонаж Марка Твена Том Сойер тоже часто играл в школу, но он не страдал от страха перед школой. Скорее, у него просто были «дела поважнее», например, поиск приключений на природе.

В случае Дидаскалейнофобов простая мысль о походе в школу может вызвать полномасштабную паническую атаку.Большинство психологов считают, что такая фобия чаще встречается у детей дошкольного возраста 4-6 лет. Часто это происходит из-за того, что они впервые покидают безопасные дома. Часто диагностировать эту фобию сложно, поскольку маленький ребенок не может точно выразить свои страхи.

Причины дидаскалейнофобии

Как указывалось ранее, диагностика дидаскалеинофобии часто требует глубокого анализа, поскольку маленький ребенок может не бояться школы как таковой; скорее это страх перед хулиганами или езда в школьном автобусе, или страх перед собакой, встреченной по дороге в школу, или особенно строгий учитель, который может вызвать проблему.

Дети в возрасте от 4 до 6 лет, страдающие страхом перед школой, обычно испытывают тревогу разлуки. Они опасаются, что могут больше не увидеть свою мать (или любимого человека) после школы. Негативное или травмирующее событие (развод родителей, смерть и т. Д.) В это время также может усилить страх перед школой, где разум снова и снова воссоздает фобическую реакцию в качестве защитного механизма от дальнейших травмирующих новостей.

Некоторые дети средней школы (от 13 до 15 лет) также могут страдать от дидаскалейнофобии.Это время, когда школьная работа имеет тенденцию значительно увеличиваться, и ученикам часто приходится сталкиваться со сложными темами по математике, естествознанию и т. Д. В то же время их тела также претерпевают изменения, связанные с подростковым и половым возрастом, и, естественно, это может быть трудным время с их бушующими гормонами.

Общая небезопасная школьная среда (недавние сообщения о том, что дети приносят в школу оружие и другие предметы насилия), издевательства или переход в новую школу (что называется отказом в школе) — вот некоторые другие факторы, которые могут вызвать страх перед школьной фобией.

Study of phobias by age and gender

Симптомы боязни школьной фобии

Боязнь школьной фобии проявляется в виде различных физических и эмоциональных симптомов.

  1. Дети младшего возраста могут плакать, кричать или испытывать приступ паники при мысли о том, что им нужно идти в школу. Они притворяются больными, чтобы не ходить в школу. Некоторые также имеют тенденцию плакать всю ночь напролет. Это может быть очень мучительным и неприятным для родителей, поскольку они часто не могут помочь ребенку избавиться от непреодолимого беспокойства.
  2. У ребенка могут быть постоянные мысли о смерти / умирании (особенно о смерти близких), когда он находится в школе. Это может сделать его / ее излишне навязчивым, так что он / она может постоянно следить за своими родителями по дому. У ребенка также могут наблюдаться другие фобии, включая страх остаться одного, страх темноты, страх монстров / призраков и т. Д.
  3. Головокружение, учащенное сердцебиение, сухость во рту, повышенное потоотделение, одышка, тошнота и полномасштабная паническая атака — это некоторые другие симптомы дидаскалейнофобии.
  4. Подростки могут не говорить о своей фобии, однако они будут проявлять избегающее поведение, например, придумывать ложные болезни или извинения и т. Д., Чтобы не ходить в школу. Депрессия — частый симптом фобии.

Излишне говорить: фобия может затронуть всю семью, а не только страдающего человека.

Преодоление дидаскалейнофобии

Если вы родитель, чей ребенок страдает страхом перед школой, будьте уверены, что это полностью излечимое состояние.Каждый день видеть ребенка в бедственном положении может быть чрезвычайно неприятно и подавляюще, но помните, что дети младшего возраста более податливы, чем взрослые, поэтому терапия, скорее всего, будет успешной.

Лекарства действительно обеспечивают столь необходимое облегчение тревожности ребенка; однако их следует принимать только под руководством экспертов и только в очень тяжелых случаях. Более того, важно отметить, что лекарства не преодолевают фобию; скорее они только уменьшают симптомы. Жизненно важно, чтобы вы как родитель поддерживали ребенка в этот период.Важно выяснить, почему ребенок боится школы, и, если необходимо, даже поговорить с учителем или школьной медсестрой о фобии.

Известно, что позитивная визуализация, музыка, глубокое дыхание и другие средства расслабления очень полезны (особенно для подростков) при преодолении страха перед школьной фобией.

Study of phobias by age and gender .

Что такое школьная фобия? (с иллюстрациями)

Школьная фобия или didaskaleinophobia — это тип фобии, при которой люди боятся ходить в школу. Это состояние чаще всего встречается у детей, обычно в возрасте от восьми до 13 лет, и может быть очень изнурительным, особенно если ему позволяют прогрессировать. Для лечения школьной фобии можно использовать самые разные методы. Детям с этим заболеванием обычно полезно обратиться к специалисту-психотерапевту, который может помочь ребенку и оказать помощь родителям и школьным чиновникам в поддержке ребенка.

Bullying may cause school phobia. Издевательства могут вызвать школьную фобию.

Эта распространенная фобия связана с множеством причин.Его часто связывают с тревогой, связанной с разлукой, но он также может быть вызван множеством различных видов стресса. У ребенка, который недавно переехал, потерпел потерю или пережил развод, может развиться школьная фобия, а также фобии могут развиться в ответ на издевательства, недиагностированную неспособность к обучению, восприятие плохой успеваемости в школе или особый стиль преподавания. Понимание причины школьной фобии — важный шаг в лечении.

Children who have difficulty socializing may develop school phobia. У детей, испытывающих трудности с социализацией, может развиться школьная фобия.

Ребенок со школьной фобией обычно отказывается ходить в школу или чрезмерно протестует. Он или она может стать физически больным, когда его отправят в школу, или имитировать симптомы болезни, чтобы не ходить.Когда ребенок приходит в школу, он или она может сбежать, а не пойти в класс, и у ребенка могут развиться поведенческие проблемы в классе и на игровой площадке. Когда обсуждается школа, ребенок может стать угрюмым, расстроенным, злым или агрессивным.

Как только возникает подозрение на школьную фобию, родители должны принять меры для ее устранения.Как и другие фобии, школьная фобия тем серьезнее, чем дольше ее не лечить, и может помешать успеху ребенка в школе. Лечение может включать психотерапию, а также корректировку дома и в классе. Например, если причиной является издевательство, ситуация с издевательствами будет решена. Сотрудник школы также может встретить ребенка у двери и проводить его или ее в класс, а также оказывать ему поддержку в течение всего учебного дня, чтобы ребенок чувствовал себя дружелюбным взрослым, всегда доступным.

Изменения дома могут включать в себя поддержку со стороны родителей, а также поддержку, например, помощь с домашним заданием. Если ребенок чувствует себя неадекватным, родители могут побудить ребенка изучить интересующую его область и достичь профессиональных навыков, чтобы он или она могли чувствовать себя хорошо.Родители также могут поговорить со своими детьми о своих страхах перед школой и о том, как они их преодолели, а также о своем удовольствии от школы и школьных занятий. Чтение детям и участие в структурированных занятиях дома также могут помочь развеять школьную фобию.

.

Школьная фобия: Как страх перед классом сделал одного подростка физически больным

Саммер Гарсия не может вспомнить, сколько раз она угрожала убить свою маму, когда росла.

Крики, ругань и удары матери стали такой же обычной частью ее утреннего распорядка, как чистка зубов и завтрак. Однажды она даже наставила на нее нож.

И все же, как только она отразит отчаянные попытки мамы затащить ее в школу, Саммер вернется к своему обычному добродушному «я».

Так было с тех пор, как она пошла в старшую школу, в возрасте 11 лет. «В первый день в старшей школе у ​​меня случился приступ паники на уроке естествознания, и я стал невероятно тревожным», — говорит 20-летняя Саммер из Гарфорта, недалеко от Лидса. .

«Мне стало плохо, и все, что я хотел сделать, это выбраться из класса и выбраться из школы как можно быстрее. Меня отправили домой рано, и той ночью я сказал маме, что никогда не вернусь в школу.»

Саммер придерживалась своего решения, сказав маме, что от мысли о возвращении ей стало физически плохо.«Я не знаю, что спровоцировало это. Не было очевидной причины, почему я так себя чувствовала», — сказала она.

«Меня не обижали, у меня было много друзей, и я не чувствовал себя так нигде, кроме школы. Обычно я вел себя очень хорошо, но я был так обеспокоен, что стал оскорблять маму всякий раз, когда она пыталась заставить я хожу в школу.

«Это было совершенно не в характере, и я чувствовал себя ужасно, делая это, но я был так напуган.

«Это было странно, потому что я очень хотел пойти в школу.Я чувствовал себя ненормальным и что-то упускал. Мои друзья рассказывали мне, как им весело, и я хотел быть там, но просто не мог этого сделать ».

Это был кошмар для ее мамы, Анни Бартл, 41 год, которая в одиночку воспитывала Саммер.

«Она была в истерике и кричала мне, что она не пойдет в школу и что я не могу ее заставить», — сказала Анни, у которой есть еще одна семилетняя дочь Жасмин.

Когда вмешались местные власти отношения между матерью и дочерью достигли критической точки.

«Офицер по социальному обеспечению образования пришел в дом и сказал мне, что я должен отвести Саммер в школу, это моя ответственность, и что в противном случае они могут привлечь меня к ответственности», — говорит Анни. «Я плакал и плакал. Я так волновался, что попаду в тюрьму, и что случится с Саммером, если это произойдет.

» Я находился под давлением со стороны всех, как со стороны школы, так и со стороны моей семьи. Никто не понял. Думаю, я все время либо боролся с Саммер, чтобы отвести ее в школу, либо плакал, думая, что не могу этого сделать.

«Я умолял и умолял ее попробовать сделать это для меня, но это не имело значения». За три года Саммер лишь несколько раз попадала в школу, но она кричала и плакала на учителей, и ей никогда не удавалось оставаться в школе более часа.

Она говорит: «Вернувшись домой, я проводила дни в жалости к себе. Моя мама забирала у меня много вещей, таких как телевизор, DVD и проигрыватель компакт-дисков, поэтому каждый раз, когда я ходил в школу, она могла вознаграждать меня, отдавая одну вещь. Это не сработало, потому что меня это не беспокоило, потому что я был так поглощен заботами о школе на следующий день.»

Саммер полностью отстала от школьных занятий, так как у нее был домашний репетитор всего несколько месяцев. К счастью, против Анни не было принято никаких мер, поскольку после бесчисленных посещений и направлений Саммер, наконец, в возрасте 14 лет психолог диагностировал школьную фобию.

«После этого в школе стало намного больше понимания. У меня была консультация, и я приходил к ней на несколько часов, — говорит Саммер.

: «Меня сопровождал взрослый руководитель, но из-за этого люди думали, что я глупый или странный, и мне было трудно заводить друзей.

«Ходили слухи, что я не ходил в школу, потому что у меня был ребенок. За исключением одного учителя, который поддерживал меня, я чувствовал, что никто больше не понимает.

« Я потратил все время, пока я был там, отсчитывал минуты, пока не смогу вернуться домой ».

Хотя школьная фобия — это тревожное расстройство, характеризующееся сильным страхом перед посещением школы, которое психиатры признали с 1960-х годов, оно остается малоизвестным заболеванием. .Несмотря на это, считается, что от него страдают от одного до двух процентов детей в Великобритании.

Не существует единого стандартного лечения школьной фобии, поскольку это обычно зависит от возраста ребенка и от того, насколько школа готова принять участие и помочь.

«Это очень сильная эмоциональная реакция, которая подавляет молодых людей, и она не исчезает, если они находятся рядом с поддерживающим человеком, таким как их родители», — говорит дипломированный психолог доктор Эми Додд.

«Если бы было лучшее понимание школьной фобии в целом, тогда ребенок, вероятно, чувствовал бы меньше остракизма, меньше критики за наличие этой эмоции, и он не был бы склонен к крайнему поведению избегания.»

После окончания школы с тремя экзаменами на аттестат зрелости, Саммер считает, что все могло бы быть иначе, если бы ее состояние было лучше понято.

Хотя с тех пор она выполняет оплачиваемую работу, в настоящее время она изучает возможности волонтерства и надеется поехать в Кению, чтобы работать там.

Тем временем она работает с Fixers, национальной благотворительной организацией, которая поддерживает детей в возрасте от 16 до 25 лет в решении важных для них проблем, как бы они ни выбрали, чтобы повысить осведомленность об этом заболевании.

«Многие люди скептически относятся к существованию школьной фобии», — говорит Саммер. «Я хочу, чтобы люди перестали считать это нелепым и поняли, что это вполне реально.

« Было бы здорово, если бы я мог изменить ситуацию только для одного человека ».

Для получения дополнительной информации о ремонтниках посетите мастера по ремонту .org.uk

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *