Физическое развитие личности – , , —

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа

формирования личности

Выполнила

Зеленко Нина Яковлевна

Инструктор по физической культуре, МБОУ лицея «Технический»

г.о. Самара

Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Именно от взрослых, воспитателей, родителей, всех работников детских дошкольных учреждений зависит, как будет чувствовать себя ребенок в детском саду, вырастет ли он здоровым, будет ли интересоваться искусством, литературой, заниматься спортом и т.д. детский сад может стать для ребенка вторым домом, «домом радости» только в том случае, если там работают увлеченные люди, любящие детей, творчески относящиеся к делу, которому они посвятили свою жизнь.

Так что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно исследованием специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: 30-40 % детей младшего и 20-30 % старшего дошкольного возраста – неврологические проявления; 30-40 % — отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; 20-25 % — со стороны носоглотки; 10-23 % — аллергические реакции, 10-25 % — со стороны сердечно-сосудистой системы и т.д. И только 10 % приходят в школу абсолютно здоровыми.

Как было уже сказано, здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться семья, включая всех ее членов и условия проживания, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» — социальной структуры, которая в основном определяет уровень здоровья детей. Необходим поиск новых подходов к оздоровлению.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия.

Для физкультурных занятий в ДОУ имеется спортивный зал, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом использования различных здоровьесберегающих технологий.

Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2-2,5 часов, из них особое внимание – 30-40 минут – коррекционной работе.

Утренняя гимнастика – одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

— ритмическая гимнастика;

— гимнастика, состоящая из хороводов;

— сюжетные танцы;

— обыгрывание сюжетного стихотворения;

— подвижные игры;

— оздоровительный бег;

— гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;

— оздоровительная аэробика и упражнения йоги;

— гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 минут, в средней – 7 минут, в старшей – 8-9 минут, в подготовительной – 10 минут.

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздухе. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Младший возраст – 15 минут, средний возраст – 20 минут, старший возраст – 25-30 минут. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:

— традиционные;

— игровые;

— сюжетно-игровые;

— тренировочного типа;

— тематические;

— интегрированные — оздоровительные;

— занятия ритмической гимнастикой;

— занятия по интересам;

— занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов;

— занятия – соревнования.

Физкультурные занятия включают в себя следующие элементы:

Стретчинг – комплекс упражнений, основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребенка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушения осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше, чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц, и дает возможность перевоплощаться. Проводится не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста.

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы мы используем ортопедическую гимнастику.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста; проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Для проведения точечного самомассажа используется наглядный материал.

Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику, с младшей группы индивидуально или с подгруппой ежедневно.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно для всех возрастных групп как часть физкультурного занятия, а также на прогулке; в групповой комнате проводятся игры малой и средней степени подвижности.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используются лишь элементы спортивных игр.

При организации подвижных игр в течение дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Музыкальное воздействие используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы либо как отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей, а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий – для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и т.д.

Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, что помогает детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Проводятся 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 минут.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на защиту и приспособление организма к колебаниям внешней среды (периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления и т.д.). Это хождение босиком, обливание стоп, душ, полоскание горла, воздушные ванны, купание и т.д.

Полноценное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Литература.

1. Гребенников И. В., Змановский Ю. Ф. Наши дети. М.: Молодая гвардия, 1988.

2. Исаев А. А. Если хочешь быть здоров. М.: Молодая гвардия, 1988.

3. Лифиц Е. А., Лифиц И. В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. М.: Айрис-Пресс, 2010.

4. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». 2000. № 3.

5. Освальд К., Баско С. Стретчинг для всех. М.: Эксмо-пресс, 2002.

infourok.ru

Консультация по теме: Физическое развитие и здоровье ребенка — основа формирования личности

                     КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

         «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – 

               ОСНОВА         ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

                                                                 Все взрослые сначала были детьми,

                                                                 только мало кто из них об этом помнит.

                                                                                  Антуан де  — Сент Экзюпери

      Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями  в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, «…трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы вечны».

    Значимость и уникальность детского возраста признаются многими деятелями науки: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,  А. П. Усова, Л. С. Рубинштейн, К. К. Платонов, Ю. В. Змановский, Н.Н. Ефименко.

    Так в чем же  больше всего нуждается ребенок? – Прежде всего, в достаточной двигательной активности.

    Ребенку в дошкольном возрасте жизненно необходима  физическая активность. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как средство роста и развития организма, сохранения и укрепления здоровья, способ взаимодействия с миром, развития способностей и черт характера, как форма освоения социального опыта и  организации жизни и деятельности ребенка.

    Двигательная активность, являясь жизненной необходимостью ребенка —  дошкольника,  становится непременным условием формирования и развития его личности, его Я.

     Если учесть, что двигательная активность является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства и позволяет  ему реализовать свои желания, ресурсы и возможности, самовыразиться, применить и переработать личный и личностный опыт, то следует считать, что физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, становления Я — ребенка.

   Очень большое влияние на формирование личности ребенка – дошкольника оказывают подвижные игры, особенно те, где ребенок исполняет определенную роль или является ведущим. Благодаря идентификации себя с той, или иной ролью, ребенок может осознанно использовать метаумения.

 Метаумения – это умения – способности, умения высшего порядка — умения над умениями, которые позволяют производить преобразования личного опыта, а это содействует тому, что ребенок учится рефлексировать в игре, находить свои ошибки и недостатки, обнаруживать у себя дефицит умений и навыков, находить пути преодоления, улучшения.

     С точки зрения И. С. Якиманской развитие ребенка как личности, идет через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развитии. Поэтому педагогу необходимо постоянно уделять внимание формированию у детей важнейших умений, обеспечивающих развитие «Я». К ним относятся умения, связанные с преобразованием собственного опыта. Это умение рефлексировать, оценивать свой опыт, свои поступки, находить ошибки и их причины, оценивать собственную двигательную деятельность.

    Важно подчеркнуть, что позитивные качества ребенок проявляет не только в игре, они присущи ему и в жизни. Умение рефлексировать, над которым целенаправленно работает педагог, позволяет дошкольнику осознавать имеющийся двигательный опыт, приобретать новый и встраивать его в смысловое поле своей деятельности т.е. формировать, развивать и укреплять «Я» ребенка.

    Педагогу необходимо помнить, что подвижные игры развивают у дошколят ловкость и силу, быстроту и выносливость. Учат детей действовать смело и активно, проявлять самостоятельность и инициативу. Навыки, приобретенные сегодня в детских играх, завтра пригодятся человеку в самых разных жизненных ситуациях.

   Игра, являясь уникальным средством формирования «Я» ребенка, позволяет повышать детскую самооценку, осознавать имеющийся опыт, преобразовывать его. В игре ребенок учится сопоставлять и оценивать себя, свои достижения, особенности своего социального взаимодействия.

        Ефим Аронович Аркин считал, что «специально подобранные игры могут развивать личностные качества, при этом ребенок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Это повышает его самооценку, укрепляет веру в свои силы, дает мощный заряд положительных эмоций». Утверждение

 Е. А. Аркина о том, что «подвижная игра – первая школа социального опыта, дружбы, являются актуальными и в настоящее время». В своей работе «Дошкольный возраст» он пишет: «Положительные эмоции – эмоции жизнерадостности, мужества, веры в свои силы – мобилизует силы организма, формируют личностные качества».

    Большую роль в формировании личности ребенка в  детском саду играет национально-региональный компонент. Воспитывая детей патриотами, мы знакомим их с культурой, традициями, бытом народов России. Особое значение придаем традиционным  движениям – это имитационно-игровые движения, связанные  с повадками птиц, зверей, рыб; с образом жизни местных народов (рыбная ловля, охота, сельскохозяйственные работы, промышленное производство).     Игры помогают сформировать у детей правильные понятия о нормах поведения в обществе, в природной среде: «Мальчики, девочки»,  «Рыбак и рыбки», «Охотник», «Прилет птиц», «Ястреб и цыплята» и мн. др..  В играх  «Перетягивание каната», «Соколиный бой»  дети учатся ловкости, силе, быстроте, взаимовыручке, сопереживанию товарищу.

      Воспитателю необходимо помнить о большом воспитательном  потенциале народных игр. Народные игры позволяют расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность, способствуют формированию любви  к Родине.

       Физическая культура через игры  позволяет развивать важнейшее качество личности – справедливость. На уровне межличностных отношений справедливость выступает как нравственное качество,  сутью которого является признание за другим равных с собой прав и обязанностей. Справедливость важна для становления и развития таких качеств, как гражданская позиция, правовая культура, толерантное отношение к представителям разных рас и национальностей, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии, умение взаимодействовать.

       В своей работе «Справедливость как социально-философская категория» Бербешкина З.А. пишет: «Справедливость – это интегративное качество, базирующееся на доброжелательности, бескорыстии, правдивости, беспристрастности, самокритичности, объективности».  

    Через игру каждый ребенок должен осознать свои права и обязанности и признавать за другими такие же права и обязанности (гуманная сторона справедливости).Следует объяснять детям, что такое правило справедливости действует при условии равных стартовых потребностей и возможностей. Если имеет место ограниченность возможностей, тогда справедливость рассматривается в нравственном союзе с толерантностью и эмпатией.

Эмпатия – процесс эмоционального проникновения в состояние другого. Наличие подобных качеств говорит об эмоциональном интеллекте, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы.

     Согласно новейшим исследованиям российских и зарубежных ученых — успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%.                                                       Так вот физическая культура с её огромными двигательно-эмоциональными возможностями, активной индивидуальной и коллективной деятельностью дошкольников, дает большие возможности для развития их эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества (способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, умение регулировать собственные эмоции при принятии решений) способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим и социально-личностным успехам.                              Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на нее – все это проявления эмоционального интеллекта.

       Не менее важной является идея воспитания социальной компетенции, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми на основе инициативы и независимости ребенка, уверенности в себе, способности делать собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей, иметь активную жизненную позицию.

       В настоящее время в детской среде все чаще встречается детская нетерпимость. Педагогу следует четко различать понятия «толерантность» и «терпимость».

«Толерантность» — это такое отношение  к миру в целом, отдельным объектам, другим людям и их взглядам, к самому себе, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляется в пониженной сензитивности к объекту за счет терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля.           «Терпимость» – такое отношение личности к миру в целом, отдельным объектам, другим людям, их взглядам и к самому себе, которое также актуализируется в ситуациях несовпадения, но проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет приятия, понимания, эмпатии, терпения.                                Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации, является важной составляющей личностного развития детей, особенно в процессе физического воспитания.

       В. А. Аркин – один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной и воспитательной функциях физической культуры, рассматривая её как основное средство оздоровления, развития и воспитания, становления ребенка как личности. Важнейшими условиями правильно организованного физического воспитания он считал:

— обязательный учет психофизических и индивид. особенностей ребенка;

—  особая значимость режима дня и  его соблюдения для здоровья и личностного развития дошкольника;

—  учет психического, эмоционального фактора, создание здоровой жизнерадостной атмосферы;

— закаливание, бережное отношение к здоровью детей, чтобы не нанести вреда ребенку;

— формирование культурно-гигиенических навыков.

           Е. А. Аркин писал, что в дошкольном воспитании вопросам гигиены и здорового телесного развития должно отводиться особое место и уделяться наибольшее внимание. Он считал недопустимым противопоставление духа и тела. Отмечал справедливость изречения «В здоровом теле здоровый дух», но утверждал и обратное: только при здоровом духе возможно здоровое тело.

      Удивительно современно звучат слова Е. А. Аркина «Воспитать здоровое, крепкое, закаленное поколение… способное выносить перемены и невзгоды … укрепить и усилить мощь государства – такова огромная и ответственейшая задача, которую правильно поставленное физическое воспитание призвано и в состоянии разрешить имеющимися в его распоряжении научно обоснованными средствами и методами».

     В современной ситуации это утверждение звучит как: «целенаправленное формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Посредством физической культуры необходимо формировать личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющим в физическом воспитании – «Помоги себе и тому, кто рядом». Личностные показатели: эмоционально положительное отношение к физической культуре, интерес, потребность, позитивные эмоции, активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ, реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций, поступков; социализация ребенка, ориентация на успех; наличие качеств, способных обеспечить его успешность во взрослой жизни – активность, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, нравственность, умение видеть и решать проблемы автономно и сообща, развитие начал жизненного самоопределения, эмоциональная стабильность, положительная самооценка».

   Воспитатели, помните, ребенок, пусть даже самый маленький – это вполне полноправная личность, имеющая свои права и потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения.

      Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека. Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

      Осознание своих личных способностей и возможностей, своего «Я», которое приходит к ребенку – дошкольнику к моменту перехода в школу необходимо для дальнейшего полноценного развития личности.

nsportal.ru

«Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности» консультация

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

Подготовила зам.зав. по ВМР Герасимова И.В.

17.02.2016г.

Все взрослые сначала были детьми,

 только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де  — Сент Экзюпери

Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями именно в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы вечны.

Значимость и уникальность детства признаются многими деятелями науки: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Л. С. Рубинштейн, К. К. Платонов, Ю. В. Змановский, Н.Н. Ефименко. В чем больше всего нуждается ребенок? – Прежде всего, в достаточной двигательной активности.

Ребенку дошкольного возраста жизненно необходимо активное физическое движение. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как средство роста и развития организма, сохранения и укрепления здоровья, способ взаимодействия с миром, развития способностей и черт характера, как форма освоения социального опыта и  организации жизни и деятельности ребенка.

Являясь жизненной необходимостью, двигательная активность становится непременным условием формирования и развития личности ребенка – дошкольника, его Я.

Учитывая, что двигательная активность является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства, позволяющей реализовать свои желания, ресурсы и возможности, самовыразиться, применить и переработать личный и личностный опыт, следует считать, что физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности, становления Я ребенка.

Большое влияние на формирование личности ребенка – дошкольника оказывают подвижные игры, особенно те, где ребенок исполняет определенную роль или является ведущим. Благодаря идентификации себя с той, или иной ролью ребенок может осознанно использовать метаумения, т.е. – умения – способности, умения высшего порядка — умения над умениями, которые позволяют производить преобразования личного опыта, а это содействует тому, что ребенок учится рефлексировать в игре, находить свои ошибки и недостатки, обнаруживать у себя дефицит умений и навыков, находить пути преодоления, улучшения.

Развитие ребенка как личности с точки зрения И. С. Якиманской, идет через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развитии. Педагогу необходимо уделять внимание формированию у детей важнейших умений, обеспечивающих развитие Я. К ним относятся умения, связанные с преобразованием собственного опыта. Это умение рефлексировать, оценивать свой опыт, свои поступки, находить ошибки и их причины, оценивать собственную двигательную деятельность. Важно подчеркнуть, что позитивные качества ребенок проявляет не только в игре, они присущи ему и в жизни. Умение рефлексировать, над которым целенаправленно работает педагог, позволяет дошкольнику осознавать имеющийся двигательный опыт, приобретать новый и встраивать его в смысловое поле своей деятельности т.е. формировать, развивать и укреплять Я ребенка. Подвижные игры развивают ловкость и силу, быстроту и выносливость. Учат детей действовать смело и активно, проявлять самостоятельность и инициативу. Навыки, приобретенные сегодня в детских играх, завтра пригодятся человеку в самых разных жизненных ситуациях.

Игра, являясь уникальным средством формирования Я ребенка, позволяет повышать самооценку, осознавать имеющийся опыт, преобразовывать его. В игре ребенок учится сопоставлять и оценивать себя играющего, свои достижения, особенности своего социального взаимодействия.

Ефим Аронович Аркин считал, что специально подобранные игры могут развивать личностные качества, при этом ребенок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Это повышает самооценку, укрепляет веру в свои силы, дает мощный заряд положительных эмоций. Положения Е. А. Аркина о том, что подвижная игра – первая школа социального опыта, дружбы, являются актуальными и в настоящее время. «Положительные эмоции – эмоции жизнерадостности, мужества, веры в свои силы – мобилизует силы организма», … формируют личностные качества, пишет он в работе «Дошкольный возраст».

Большую роль в формировании личности ребенка в нашем детском саду играет национально-региональный компонент. Воспитывая детей патриотами, мы знакомим их с культурой, традициями, бытом народов Якутии. Особое значение придаем традиционным якутским движениям – это имитационно-игровые движения, связанные с природой Якутии, с повадками птиц, зверей, рыб, с образом жизни местных народов (рыбная ловля, охота, сельскохозяйственные работы, промышленное производство). Много используем народных игр, сюжеты которых разработаны на основе местных промыслов, народных легенд и сказок. Игры помогают сформировать у детей правильные понятия о нормах поведения в природной среде: «Рыбак и рыбки», «Белый шаман»,»Охотник»,»Прилет птиц», «Береги дерево», «Ястреб и утки», «Олени», «Сенокос», «Якутские лошадки». В играх «Перетягивание на палках», «Перетягивание каната», «Соколиный бой» дети учатся ловкости, силе, быстроте, взаимовыручке, сопереживанию товарищу.

Воспитательный потенциал народных игр велик: он позволяет расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность, способствуют формированию любви к родному краю, к Родине. Физическая культура позволяет развивать важнейшее качество личности – справедливость. На уровне межличностных отношений справедливость выступает как нравственное качество,  сутью которого является признание за другим равных с собой прав и обязанностей. Справедливость важна для становления и развития таких качеств, как гражданская позиция, правовая культура, толерантное отношение к представителям разных рас и национальностей, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии, умение взаимодействовать. Справедливость – это интегративное качество, базирующееся на доброжелательности, бескорыстии, правдивости, беспристрастности, самокритичности, объективности (Бербешкина З. А. «Справедливость как социально-философская категория» М. Мысль.1983г.) Каждый ребенок должен осознать свои права и обязанности и признавать за другими такие же права и обязанности (гуманная сторона справедливости). Следует объяснять детям, что такое правило справедливости действует при условии равных стартовых потребностей и возможностей. Если имеет место ограниченность возможностей, тогда справедливость рассматривается в нравственном союзе с толерантностью и эмпатией (эмпатия – процесс эмоционального проникновения в состояние другого). Наличие подобных качеств говорит об эмоциональном интеллекте, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы (Мейер и П. Соловей)

Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%. Физическая культура с её огромными двигательно-эмоциональными возможностями, активной индивидуальной и коллективной деятельностью детей, дает большие возможности для развития их эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества (способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, умение регулировать собственные эмоции при принятии решений) способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим и социально-личностным успехам. Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на нее – все это проявления эмоционального интеллекта.

Не менее важной является идея воспитания социальной компетенции, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми на основе инициативы и независимости ребенка, уверенности в себе, способности делать собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей, иметь активную жизненную позицию.

В настоящее время в детской среде все чаще встречается детская нетерпимость. Следует различать понятия «толерантность» и «терпимость». Под толерантностью понимается такое отношение  к миру в целом, отдельным объектам, другим людям и их взглядам, к самому себе, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляется в пониженной сензитивности к объекту за счет терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля. Терпимость – такое отношение личности к миру в целом, отдельным объектам, другим людям, их взглядам и к самому себе, которое также актуализируется в ситуациях несовпадения, но проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет приятия, понимания, эмпатии, терпения. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации, является важной составляющей личностного развития детей, особенно в процессе физического воспитания.

В. А. Аркин – один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной и воспитательной функциях физической культуры, рассматривая её как основное средство оздоровления, развития и воспитания, становления ребенка как личности. Важнейшими условиями правильно организованного физического воспитания он считал: обязательный учет психофизических и индивидуальных особенностей ребенка; режим дня, обосновав особую значимость его соблюдения для здоровья и личностного развития; учет психического, эмоционального фактора, создание здоровой жизнерадостной атмосферы, закаливание, бережное отношение к здоровью детей, чтобы не нанести вреда ребенку; формирование культурно-гигиенических навыков. Е. А. Аркин писал, что в дошкольном воспитании вопросам гигиены и здорового телесного развития должно отводиться особое место и уделяться наибольшее внимание. Он считал недопустимым противопоставление духа и тела. Отмечал справедливость изречения «В здоровом теле здоровый дух», но утверждал и обратное: только при здоровом духе возможно здоровое тело.

Удивительно современно звучат слова Е. А. Аркина «Воспитать здоровое, крепкое, закаленное поколение… способное выносить перемены и невзгоды … укрепить и усилить мощь государства – такова огромная и ответственейшая задача, которую правильно поставленное физическое воспитание призвано и в состоянии разрешить имеющимися в его распоряжении научно обоснованными средствами и методами.

В современной интеграции это утверждение звучит как целенаправленное формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Посредством физической культуры необходимо формировать личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющим в физическом воспитании – «Помоги себе и тому, кто рядом». Личностные показатели: эмоционально положительное отношение к физической культуре, интерес, потребность, позитивные эмоции, активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ, реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций, поступков; социализация ребенка, ориентация на успех; наличие качеств, способных обеспечить его успешность во взрослой жизни – активность, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, нравственность, умение видеть и решать проблемы автономно и сообща, развитие начал жизненного самоопределения, эмоциональная стабильность, положительная самооценка.

Ребенок, пусть даже самый маленький – это вполне полноправная личность, имеющая свои права и потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека. Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

Осознание своих личных способностей и возможностей, своего Я, которое приходит к ребенку – дошкольнику к моменту перехода в школу необходимо для дальнейшего полноценного развития личности.

infourok.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Трудно представить, какую большую роль физическая культура оказывает на процесс формирования личности. Однако, научно доказано, что именно во время выполнения физических упражнений увеличивается эмоциональный фон человека, выявляется склонность к взаимопомощи, к ответственности за совершенные действия, и, конечно же, к проявлению лидерских качеств.

Человек – это существо био-социальное, а следовательно физическая культура влияет как на биологическую сущность человека, так и на социальную. К первому относится: укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее развитие физических качеств. Ко второму можно адресовать следующие функции: всестороннее развитие психических качеств, обеспечение высокого уровня трудоспособности, творческой деятельности.

Физкультура – это область культуры, основными задачами которой является укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни. Физическая культура представляет собой совокупность ценностей, знаний, норм, которые используются обществом для гармоничного развития физических, психических и нравственных качеств человека.

Физическая культура затрагивает множество сфер жизни общества, таких как политика, экономика, экология, медицина ,а также и другие не менее важные сферы общественной жизни. Она предоставляет людям информацию, которая не может предложить ни одна другая наука. Например, результаты  влияния спорта на формирование психологических и физических качеств личности; способы выживания в экстремальных ситуациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура выполняет большое множество задач, связанных не только с физическим состоянием человека, но и с его психо-эмоциональным состоянием,  а также другие социальные заказы общества в области экономики, политики, воспитания.

Физическая культура состоит из:

-комплекса специальных научных дисциплин;

-органов управления;

-системы организации;

-физкультурного образования;

-материальной базы.

Именно физическая культура является отправной точкой для всестороннего развития индивида, а также является средством удовлетворения духовных, материальных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом.

Таким образом, физическая культура – эта часть общей культуры всего общества.

Сущность физической культуры личности пытались объяснить еще в начале 20-х гг. прошлого века и объяснялось как «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию всего своего организма»

Такие научные деятели как: Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков под физической культурой личности понимали воплощенные в человеке результаты материальной и духовной ценностей, так или иначе относящихся к физической культуре в широком смысле. Это знания, умения, навыки, показатели развития. Совокупность данных элементов предполагает взаимосвязь интеллектуальной и физической деятельности составляющих основу всестороннего развития личности.

В.К. Бальсевич создал целую иерархию физической культуры личности. На первой ступени расположил глубину, полноту и основательность знаний о физической культуре, назвав это уровнем физкультурной образованности. Вторая ступень- это личные физические достижения. И, наконец, третья ступень — структура и направленность мотивации физической активности человека.

Таким образом, теория о физической культуры личности на определенном этапе ее развития преобразовалась в стратегию ее формирования, что повлекло за собой переоценку системы физического воспитания личности.

Физическая культура личности является воплощением в человеке результатов физической деятельности, т.е. усвоение человеком умений, знаний, навыков.

Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в области физического развития. Они выступают в качестве способов реализации социальных потребностей общества.

Важным элементом развития личности в процессе занятия физкультурой является усвоение знаний в данной области.

Физическая культура личности – это часть культуры, усвоенная человеком, единство физических  или спортивных занятий, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

В процессе реализации образовательно-воспитательного процесса возникает группа культурных задач, которые обеспечивают формирование физической культуры личности.

Итак, первые задачи – естественно-культурные задачи. Эти задачи направлены на завершение биологического развития систем организма, стабилизацию жизненно необходимых сил.

Вторые задачи — социально-культурные задачи. Данные задачи охватывают все возможные морально-нравственные, познавательные, которые представляются личности в вербальной форме, а также существуют в общественной практике в качестве ценностей и норм.

Третьи задачи – социально-психологические задачи. Решение этих задач развивает самосознание, самоутверждение личности; обретение чувств индивидуальности; проявление коммуникации.

Можно сделать вывод, что все задачи в целом создают полноценную сформированность физической культуры личности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что целью физической культуры является формирование физической культуры личности. Результатами данной деятельности являются: формирование ориентации на здоровый образ жизни, формирование отличительных черт характера.

Физическая культура личности – это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

 

Список литературы:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед. институтов [текст] / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М., 1990.
  2. Виленский М.Я. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культ [текст] / М.Я. Виленский, В.А. Беляева — М., 1988.
  3. Гужаловский А.А.. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ [текст]/ Под ред. А.А. Гужаловского. — М., 1986.
  4. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры [текст] / Под ред. Л.Б. Кофмана. — М., 1998.
  5. Матвеев Л.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура»

sibac.info

Методическая разработка по физкультуре по теме: «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

«Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

Все взрослые сначала были детьми,

 только мало кто из них об этом помнит.

Антуан де  — Сент Экзюпери

Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями именно в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы вечны.

Значимость и уникальность детства признаются многими деятелями науки: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Л. С. Рубинштейн, К. К. Платонов, Ю. В. Змановский, Н.Н. Ефименко. В чем больше всего нуждается ребенок? – Прежде всего, в достаточной двигательной активности.

Ребенку дошкольного возраста жизненно необходимо активное физическое движение. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как средство роста и развития организма, сохранения и укрепления здоровья, способ взаимодействия с миром, развития способностей и черт характера, как форма освоения социального опыта и  организации жизни и деятельности ребенка.

Являясь жизненной необходимостью, двигательная активность становится непременным условием формирования и развития личности ребенка – дошкольника, его Я.

Учитывая, что двигательная активность является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства, позволяющей реализовать свои желания, ресурсы и возможности, самовыразиться, применить и переработать личный и личностный опыт, следует считать, что физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности, становления Я ребенка.

Большое влияние на формирование личности ребенка – дошкольника оказывают подвижные игры, особенно те, где ребенок исполняет определенную роль или является ведущим. Благодаря идентификации себя с той, или иной ролью ребенок может осознанно использовать метаумения, т.е. – умения – способности, умения высшего порядка — умения над умениями, которые позволяют производить преобразования личного опыта, а это содействует тому, что ребенок учится рефлексировать в игре, находить свои ошибки и недостатки, обнаруживать у себя дефицит умений и навыков, находить пути преодоления, улучшения.

Развитие ребенка как личности с точки зрения И. С. Якиманской, идет через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развитии. Педагогу необходимо уделять внимание формированию у детей важнейших умений, обеспечивающих развитие Я. К ним относятся умения, связанные с преобразованием собственного опыта. Это умение рефлексировать, оценивать свой опыт, свои поступки, находить ошибки и их причины, оценивать собственную двигательную деятельность. Важно подчеркнуть, что позитивные качества ребенок проявляет не только в игре, они присущи ему и в жизни. Умение рефлексировать, над которым целенаправленно работает педагог, позволяет дошкольнику осознавать имеющийся двигательный опыт, приобретать новый и встраивать его в смысловое поле своей деятельности т.е. формировать, развивать и укреплять Я ребенка. Подвижные игры развивают ловкость и силу, быстроту и выносливость. Учат детей действовать смело и активно, проявлять самостоятельность и инициативу. Навыки, приобретенные сегодня в детских играх, завтра пригодятся человеку в самых разных жизненных ситуациях.

Игра, являясь уникальным средством формирования Я ребенка, позволяет повышать самооценку, осознавать имеющийся опыт, преобразовывать его. В игре ребенок учится сопоставлять и оценивать себя играющего, свои достижения, особенности своего социального взаимодействия.

Ефим Аронович Аркин считал, что специально подобранные игры могут развивать личностные качества, при этом ребенок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Это повышает самооценку, укрепляет веру в свои силы, дает мощный заряд положительных эмоций. Положения Е. А. Аркина о том, что подвижная игра – первая школа социального опыта, дружбы, являются актуальными и в настоящее время. «Положительные эмоции – эмоции жизнерадостности, мужества, веры в свои силы – мобилизует силы организма», … формируют личностные качества, пишет он в работе «Дошкольный возраст».

Большую роль в формировании личности ребенка в нашем детском саду играет национально-региональный компонент. Воспитывая детей патриотами, мы знакомим их с культурой, традициями, бытом народов Якутии. Особое значение придаем традиционным якутским движениям – это имитационно-игровые движения, связанные с природой Якутии, с повадками птиц, зверей, рыб, с образом жизни местных народов (рыбная ловля, охота, сельскохозяйственные работы, промышленное производство). Много используем народных игр, сюжеты которых разработаны на основе местных промыслов, народных легенд и сказок. Игры помогают сформировать у детей правильные понятия о нормах поведения в природной среде: «Рыбак и рыбки», «Белый шаман»,»Охотник»,»Прилет птиц», «Береги дерево», «Ястреб и утки», «Олени», «Сенокос», «Якутские лошадки». В играх «Перетягивание на палках», «Перетягивание каната», «Соколиный бой» дети учатся ловкости, силе, быстроте, взаимовыручке, сопереживанию товарищу.

Воспитательный потенциал народных игр велик: он позволяет расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность, способствуют формированию любви к родному краю, к Родине. Физическая культура позволяет развивать важнейшее качество личности – справедливость. На уровне межличностных отношений справедливость выступает как нравственное качество,  сутью которого является признание за другим равных с собой прав и обязанностей. Справедливость важна для становления и развития таких качеств, как гражданская позиция, правовая культура, толерантное отношение к представителям разных рас и национальностей, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии, умение взаимодействовать. Справедливость – это интегративное качество, базирующееся на доброжелательности, бескорыстии, правдивости, беспристрастности, самокритичности, объективности (Бербешкина З. А. «Справедливость как социально-философская категория» М. Мысль.1983г.) Каждый ребенок должен осознать свои права и обязанности и признавать за другими такие же права и обязанности (гуманная сторона справедливости). Следует объяснять детям, что такое правило справедливости действует при условии равных стартовых потребностей и возможностей. Если имеет место ограниченность возможностей, тогда справедливость рассматривается в нравственном союзе с толерантностью и эмпатией (эмпатия – процесс эмоционального проникновения в состояние другого). Наличие подобных качеств говорит об эмоциональном интеллекте, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы (Мейер и П. Соловей)

Согласно новейшим исследованиям успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%. Физическая культура с её огромными двигательно-эмоциональными возможностями, активной индивидуальной и коллективной деятельностью детей, дает большие возможности для развития их эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества (способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, умение регулировать собственные эмоции при принятии решений) способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим и социально-личностным успехам. Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на нее – все это проявления эмоционального интеллекта.

Не менее важной является идея воспитания социальной компетенции, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми на основе инициативы и независимости ребенка, уверенности в себе, способности делать собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей, иметь активную жизненную позицию.

В настоящее время в детской среде все чаще встречается детская нетерпимость. Следует различать понятия «толерантность» и «терпимость». Под толерантностью понимается такое отношение  к миру в целом, отдельным объектам, другим людям и их взглядам, к самому себе, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляется в пониженной сензитивности к объекту за счет терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля. Терпимость – такое отношение личности к миру в целом, отдельным объектам, другим людям, их взглядам и к самому себе, которое также актуализируется в ситуациях несовпадения, но проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет приятия, понимания, эмпатии, терпения. Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации, является важной составляющей личностного развития детей, особенно в процессе физического воспитания.

В. А. Аркин – один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной и воспитательной функциях физической культуры, рассматривая её как основное средство оздоровления, развития и воспитания, становления ребенка как личности. Важнейшими условиями правильно организованного физического воспитания он считал: обязательный учет психофизических и индивидуальных особенностей ребенка; режим дня, обосновав особую значимость его соблюдения для здоровья и личностного развития; учет психического, эмоционального фактора, создание здоровой жизнерадостной атмосферы, закаливание, бережное отношение к здоровью детей, чтобы не нанести вреда ребенку; формирование культурно-гигиенических навыков. Е. А. Аркин писал, что в дошкольном воспитании вопросам гигиены и здорового телесного развития должно отводиться особое место и уделяться наибольшее внимание. Он считал недопустимым противопоставление духа и тела. Отмечал справедливость изречения «В здоровом теле здоровый дух», но утверждал и обратное: только при здоровом духе возможно здоровое тело.

Удивительно современно звучат слова Е. А. Аркина «Воспитать здоровое, крепкое, закаленное поколение… способное выносить перемены и невзгоды … укрепить и усилить мощь государства – такова огромная и ответственейшая задача, которую правильно поставленное физическое воспитание призвано и в состоянии разрешить имеющимися в его распоряжении научно обоснованными средствами и методами.

В современной интеграции это утверждение звучит как целенаправленное формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Посредством физической культуры необходимо формировать личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющим в физическом воспитании – «Помоги себе и тому, кто рядом». Личностные показатели: эмоционально положительное отношение к физической культуре, интерес, потребность, позитивные эмоции, активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ, реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций, поступков; социализация ребенка, ориентация на успех; наличие качеств, способных обеспечить его успешность во взрослой жизни – активность, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, нравственность, умение видеть и решать проблемы автономно и сообща, развитие начал жизненного самоопределения, эмоциональная стабильность, положительная самооценка.

Ребенок, пусть даже самый маленький – это вполне полноправная личность, имеющая свои права и потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека. Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

Осознание своих личных способностей и возможностей, своего Я, которое приходит к ребенку – дошкольнику к моменту перехода в школу необходимо для дальнейшего полноценного развития личности.

nsportal.ru

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация:

В статье рассмотрено положительное влияние  физической культуры и спорта на всестороннее развитие личности. Физическая культура и спорт являются не только отличным средством физического развития человека, его здоровья, хорошим досугом, но и с его помощью происходит становление высоконравственной личности.

Ключевые слова: спорт, личность, самосовершенствование, личностные качества, здоровье, физические упражнения, целеустремленность.

 

Физическая культура и спорт предоставляют любому человеку массу способов для развития личности и выражения собственного «я». В спорте мы выражаем всю гамму своих эмоций: огорчаемся поражениям и безудержно радуемся  своей победе.

В процессе занятия спортом мы обучаемся самоконтролю и саморегуляции двигательных движений. Все свои действия мы регулируем в следствии зрительных, вестибулярных, мышечно- двигательных и осязательных ощущений и восприятий. У человека формируется мышечная память, мышление, воля и способность к контролю психических состояний. Это связано, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком массу вопросов, следовательно, побуждает его искать решения и приобретать опыт в этом деле [3, с. 92].

Многие ученые свидетельствуют, что постоянные физические нагрузки повышают стрессоустойчивость, лучше происходит социальная адаптация, нежели у тех, кто избегает их, считая неприятными.  

Научные исследования экспансивного состояния показали, что чувства отрады, азарта и удовлетворения приходят от подвижных игр. От занятий хореографией, человек испытывает расслабление, пропадает агрессия, злость, в то время, как после занятий боевыми искусствами проявляется жесткость, ярость и гордость.

Влияние спорта на жизнь изучают не только медики и преподаватели, но и философы, социологи, экономисты.

В последние годы в большом количестве в России открываются новые спортивные площадки, бассейны, фитнес клубы. Проводятся  чемпионаты по различным видам спорта, начиная от районных, заканчивая международными. Собственно, спорт ощутимо сказывается не только на расположение духа в течении дня, но и на их жизнь в целом.

Спорт, развивающийся с позиции гуманности, помогает нам не только с точки зрения воспитания, но и способствует развитию и укреплению отношения людей, как в малых и средних группах, так и в больших [4, c. 39].

Ведь чаще всего мы не смотрим, сколько у человека наград. Люди оценивают спортсмена как личность, как он ведет себя в обществе, его характер, манеры и заслуги перед обществом.

Говоря простым языком: Стремление к наградам и постоянные изматывающие тренировки, это не все. Самое главное, это моральная гражданская позиция человека в спорте.  Без нее спорт теряет свою заманчивость и привлекательность для человека [1, c. 96].

Нельзя забывать, что человек- это не столько тело, сколько личность, которая сознательно заботиться о своем теле, развивает свои возможности и совершенствуется. Вот именно по этой причине, занятия спортом воспитывают человека с гармоничным развитием [5, c. 20].

В жизни каждого человека период, когда он может активно заниматься спортом, непродолжителен. Именно в эти временные рамки происходит становление индивида как личности. Но не стоит отказываться от физических нагрузок и в пожилом возрасте. Даже наоборот, спорт держит в тонусе не только мышцы, но и умственное состояние человека.

Спортсмен есть одновременно субъект и объект собственной сознательной и целенаправленной деятельности. Человек должен знать о себе полную информацию, пробовать всегда что-то новое, усложнять упражнения и так далее. Да, это бывает иногда страшно, но когда он добивается определенных результатов, то осознает, что и в обычной жизни можно всего добиться.

Можно сделать вывод: совершенствуясь в спорте, мы совершенствуемся всесторонне.

Так же, это направленно на развитие и совершенствовании воли. Спорт не только развивает наши тело, но и закаливает наш дух.

Мать победителя Сиднейской Олимпиады с гордостью говорит о неузнаваемости сына после того, как он стал заниматься спортом: «Не стало проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему. На его примере я убеждалась: полезен человеку спорт. Научившись рационально тратить время, мой сын стал требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а каким примером он стал для других ребят!…» [2, c. 159].

Психологи спорта выделяют множество волевых качеств, которые присущи спортсменам. Одно из них- целеустремленность.

Целеустремленный человек умеет направлять свою деятельность. Такие люди задают себе цель, ради которой придется «попотеть». И ведь это самое важное в людях. Ведь большинство из окружающих нас, просто не знают, что делать после окончания школы, университета, чего они хотят добиться в этой жизни.

С каждым годом спорт становится всё интереснее, сложнее, умнее,  однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. А это означает, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается.

 

Список литературы:

  1. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика. Учебник. М.Академия, 2014 – 115 с.
  2. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. – М.: ЭКСМО, 2011. – 342 с
  3. Пискайкина М.Н. Социально-политический, психологический и педагогический аспекты формирования здорового образа жизни. В сборнике: НАУЧНО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 91-94.
  4. Пискайкина М.Н., Смирнова У.В. Роль спорта в развитии общества и социализации личности // Известия Института систем управления СГЭУ. 2015. № 2 (12). С. 36-40.
  5. Пискайкина М.Н., Смирнова У.В. Спорт и физическая культура как социальные феномены // Известия Института систем управления СГЭУ. 2016. № 1 (13). С. 19-24.

sibac.info

Значение физической культуры для гармоничного развития человека

Значение физической культуры для гармоничного развития человека.

Физическая культура и спорт – важнейшая социальная сфера, деятельность которой ориентирована на удовлетворение жизненно важных потребностей населения: в двигательной активности, хорошем самочувствии, здоровье, сохранении и повышении работоспособности. Основной целью ее функционирования является всесторонне и гармонично развитая личность, способная приносить пользу обществу благодаря долголетней эффективной профессиональной и личной жизнедеятельности, а конечным результатом – физическое, духовное, интеллектуальное здоровье и благополучие не только личности, но и общества в целом

В первую очередь, физическая культура и спорт является эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга. Но, кроме этого, она влияет на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций личности. В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Поэтому развитие и рост социального влияния данной сферы относится к приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации. Одним из факторов повышения значения, усиления действенности физической культуры и спорта в жизни общества является полноценное использование содержательно-методического, духовного, технологического потенциала для воспитания и развития подрастающего поколения.

Для успешности жизни и деятельности человеку необходимы такие морально-волевые качества, как дисциплинированность и ответственность, настойчивость и целеустремленность. Они позволяют личности легко адаптироваться к моральным и правовым нормам общества, без принуждения следовать им; качественно выполнять свои обязанности, стремиться к успеху и добиваться его, и т.д. Современная молодежь характеризуется, за редким исключением, недостаточной дисциплинированностью и значительной безответственностью, стремлением получить «все и сразу» и нежеланием прикладывать собственные усилия для достижения цели. Поскольку данные качества относятся к сложным психическим образованиям, их воспитание должно начинаться с детства, а особое внимание этому следует уделять в общеобразовательной школе.

Физическая культура обладает огромным потенциалом не только в физическом, но и в нравственном развитии личности. Особая роль в воспитании морально-волевых качеств школьников принадлежит учителю физической культуры, поскольку само содержание педагогической работы на уроках физической культуры, особенности их организации и проведения позволяют эффективно использовать педагогический инструментарий нравственного воспитания.

В современном образовательном процессе необходимо создать такое учебно-воспитательное пространство, которое целенаправленно ориентирует личность на самоопределение, саморегуляцию, саморазвитие. Это позволит учащимся полноценно проявить себя в дальнейшей жизнедеятельности, а также даст возможность подростку избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и др. Эти задачи частично решает физическая культура.

На воспитание характера влияет личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель — формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера – самовоспитание. Однако и у младших школьников педагог должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные социальные навыки. Данную часть образовательного процесса невозможно осуществлять без опоры на индивидуальный подход к воспитанию личности.

К воспитательным задачам относится: формирование нравственных, эстетических, волевых и иных свойств и качеств, отражающих социально- психологические особенности личности и обусловливающих её физкультурно-спортивную активность; формирование мировоззрения, убеждений и установок, целостных ориентаций, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, в том числе, физкультурно-спортивной. При формировании физической культуры личности необходимо учитывать, что духовное и этическое начала в развитии человека представляют неразделимое целое, что позволяет в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

По мнению практически всех ученых, физические упражнения являются средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. Следовательно, занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение – способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

Таким образом, «говоря о значении физической культуры для гармоничного развития человека, следует иметь в виду не столько специфическое значение – культура физическая, телесная, сколько роль таковой в формировании личности в плане общей культуры. Это значит, что физическая культура должна формироваться таким образом, чтобы она стала органичным элементом и нравственности, и эстетичности, и других сфер духовной жизни, и, как результат, проявлялась целостно в облике человека».

1. Ананьев, Б.Г. Генетические структурные взаимосвязи развития личности: хрестоматия по возрастной психологии / Б.Г. Ананьев; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1994.

2. Андронов, О.П. Физическая культура как средство влияния на формирование личности / О.П.Андронов. – М.: Мир, 2001.

3. Ашмарин, Б.А. Теория и методы физического воспитания: учеб. пособие для студентов факультетов физ. воспитания педагогических ин-тов / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1989.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *