Этапы возрастного развития детей: Ошибка: 404 Не удалось найти представление [name, type, prefix]: category, pdf, contentView

Возрастная периодизация в педагогике — Все для дошкольников и их родителей

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

45

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

 

Педагогическая характеристика возрастных периодов

 

Период новорожденности

 

Новорожденный ребенок – от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

46

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

47

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

 

Раннее детство

 

Раннее детство – от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

48

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

 

Дошкольный возраст

 

Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

49

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.

Младший школьный возраст (6-10 лет)

Это наиболее сложный и противоречивый период развития личности. Переступая порог школы, ребенок б-ти лет по своим физическим и психическим качествам по существу является старшим дошкольником, а к 10-ти годам у него появляются черты младшего подро­стка со свойственными этому возрасту противоречия­ми и сложностями. Будет ли подросток хорошо учить­ся, будут ли конфликтные ситуации в его воспитании, зависит не от физиологических особенностей возрас­та, а от его жизненного пути, который он пройдет в на­чальных классах, от тех качеств личности, которые будут у него сформированы.

Учитель, воздействуя на младшего школьника, руководствуется специальной системой обучения и воспитания, выдержанной в содержании программ­ных знаний, умений и навыков, в планах и меропри­ятиях по воспитательной работе. Эти воздействия носят объективный характер, здесь ребенок выступа­ет в роли объекта воспитания. Программы обучения и воспитания предусматривают определенный уро­вень интеллектуального, нравственного, эстетическо­го, трудового, физического развития младшего школь­ника.

50

Однако известно, что младшие школьники, не­смотря на одинаковые программы и условия обуче­ния и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным заняти­ям, т. е. фактически получают неодинаковый уровень развития.

Младший школьник действует не только по ука­заниям и требованиям учителя, но и в соответствии со своим складом формирующейся личности. У каждого ребенка есть черты, соотношение которых определя­ет его индивидуальность. В этом отношении ребенок проявляет себя как субъект воспитания.

Особенно интересен мир в представлении шести­летнего ребенка. Именно понимание этого мира позво­лило Ш.А. Амонашвили создать оригинальный опыт обучения и воспитания шестилеток.

Приступая к обучению и воспитанию шестилеток в школе, учитель добьется успеха, если ребенок будет для него не только объектом воздействия, но и индиви­дуально развивающейся личностью, тонко реагирую­щей на все ситуации жизни.

При поступлении в школу все дети хотят учиться, все смотрят на школу, как на школу радости. Однако многих ждет разочарование, трудности, которые ребе­нок не всегда может самостоятельно преодолеть. Ока­зывается некоторым неинтересно писать палочки, произносить звуки, слоги, сидеть смирно в течение урока. Если вовремя не заметить этого субъективного отношения ребенка к учению, то может сформировать­ся труднопреодолимая негативная реакция.

Шестилетний ребенок, переступая порог школы, несет с собой представления о ярком мире. Этот понят­ный, интересный, доступный для ребенка мир в про­цессе формирования абстракций исчезает. Переход от чувственного этапа познания мира к абстрактному сло­жен и труден для младшего школьника, особенно пер­воклассника. Знание особенностей возрастного разви­тия шестилетних детей помогает учителю разрешить возникающие противоречия.

У шестилетнего ребенка интенсивно развиваются такие свойства нервной деятельности, как сила, подвиж­ность, уравновешенность процессов.

51

Ребенку трудно сдерживать себя. Поэтому опытный учитель внимате­лен и терпелив по отношению к ребенку, он знает, что непослушание может быть следствием большой реак­тивности и подвижности ребенка. У детей шестилетне­го возраста малая устойчивость внимания, неумение управлять своим поведением наступает часто в силу истощаемости нервных клеток больших полушарий. При больших учебных нагрузках наступает «охранительное торможение». Оно проявляется в двигательном беспо­койстве, отвлечении внимания.

У детей в этом возрасте сформированы рефлексы подражания, копирования. Поэтому в учебной деятель­ности с шестилетними детьми важны форма, стиль, манера общения с детьми. Ребенок становится дисцип­линированным, отражая в своей деятельности систему предъявляемых к нему требований, в этом случае у него формируется опыт управления своим поведением. Но первоклассники не выдерживают длительного напря­жения, поэтому необходима смена видов деятельнос­ти, способов учения, использование игры при изуче­нии учебного материала.

Очень важно отношение детей к школе, к учению. Если ребенок желает учиться, с радостью идет в школу, тогда ему легче сосредоточиться, легче преодолеть труд­ности, учебная книга становится доступнее и понятнее.

Если учебная деятельность шестилетних детей про­водится без учета возрастных особенностей детей этого возраста, то уже ко второму и особенно к третьему клас­су – наблюдается падение интереса к учению. Опыт­ный учитель видит нарастающие противоречия и пыта­ется их разрешить занимательностью, творчеством, связью обучения с местной природой, прогулками, эк­скурсиями, вовлечением детей в активную работу.

С первых дней пребывания ребенка в школе учи­тель выявляет межличностные отношения детей, лиде­ров и зависимых в классе, что позволяет ему управ­лять отношениями детей, их общением в классе.

Благодаря различным видам деятельности и уме­лому распределению между детьми обязанностей и поручений, можно сформировать коллектив, принося­щий радость общения детям, способствующий преодо­лению недостатков в поведении детей и развитию положительных качеств личности.

52

В младшем школьном возрасте ребенок формирует­ся всесторонне. Нельзя считать, что главное для него – учебная деятельность, показатели успеваемости, а все остальное прилагается. Главное в формировании лич­ности ученика начальных классов – взаимосвязь ум­ственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Участие детей в доступных видах трудовой деятель­ности, знакомство с профессиями оказывают существен­ное влияние на формирование трудолюбия, интереса к труду взрослых, особенно родителей, приобщение их к культурным и духовным ценностям, формируют само­стоятельную творческую деятельность, доставляют ра­дость труда и отдыха.

Недостатки в усвоении знаний младшим школьни­ком преодолеть можно, если у него воспитаны нрав­ственные и волевые качества личности: трудолюбие, старание, упорство, усидчивость, настойчивость, жела­ние учиться, ответственность. Если же ребенок не обла­дает такими качествами, если в начальной школе они не сформированы, то повысить качество знаний, достичь высоких показателей в обучении чрезвычайно сложно, особенно в более старших классах. Одна из причин конфликтных ситуаций в подростковом возрасте в том, что в начальной школе у ребенка сформированы каче­ства, личности, которые необходимо перевоспитывать.

В возрастной периодизации выделяются – подро­стковый возраст и юношеский возраст. Воспитателю дошкольного образовательного учреждения важно знать о детях младшего дошкольного возраста, так как он в условиях детского сада готовит детей к систематичес­кому школьному обучению, воспитывает готовность ребенка к школе. Воспитатель уже в своих выпускниках видит будущего первоклассника, сформированность качеств личности необходимых для адаптации к новым условиям в школе.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите педагогические критерии возрастного развития ребенка.

2. Расскажите о возрастных периодах развития чело­века.

53

3. Покажите, что в дошкольном возрасте закладыва­ются основы всестороннего развития личности.

4. Почему игру называют ведущим видом деятельно­сти дошкольников?

5. Достаточно ли игровой деятельности для полного формирования личности дошкольника?

6. Дайте характеристику особенностей развития ше­стилетнего ребенка.

7. На основе наблюдений составьте индивидуальную характеристику ребенка дошкольного возраста.

8. Почему воспитателю необходимо знать возрастные , особенности учащихся начальных классов?

ТЕМА №9. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Возрастная периодизация.

А. Возрастная психология и педагогика.

Младенчество /первый год жизни/. Преддошкльный возраст /1 – 3 года/. Дошкольный возраст /3 – 6 лет/. Младший школьный возраст /6 – 10 лет/. Средний школьный (подростковый) возраст /10 – 15 лет/. Старший школьный возраст (юность) /15 – 17 лет/. + юность: второй период /17-21 год/.

Б. Возрастные периоды в развитии ребенка. Период непосредственно-эмоционального общения. /0 –1 год/. Период предметно-манипулятивной деятельности /1 – 3 года/. Период игровой деятельности /3 — 6 лет/. Период учебной деятельности /6 – 10 лет/. Период общественно-полезной деятельности. /10 – 15 лет/. Период учебно-профессиональной деятельности /15 – 17-18 лет/.

Психолого-педагогические особенности и специфика воспитания детей младшего школьного возраста.

Изменяется уклад жизни. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение. Большое значение здесь имеют широкие социальные мотивы – долга, ответственности и т.д. Познавательный интерес (к содержанию и процессу обучения) у большинства детей находится на низком или средненизком уровне /Фридман, Кулагина/. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника /остается единственным мотивом учения у 20% учащихся/.



Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга.

Восприятие младших школьников отличаетсянеустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью.

Внимание младших школьниковнепроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ученика начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания /И.П.Подласый/.

Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – развить интеллект до понимания уровня причинно-следственных связей. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью — учить детей говорить!

Память имеет по преимуществу наглядно-образный характер.

Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь).

Межличностные отношения младших школьников носят аморфный характер. Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Вместе с тем, альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена /Фридман, Кулагина/.

Класс не является рефрентным для ребенка. Огромный авторитет, которым пользуется учитель. Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя.

Большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производственный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, носит характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой: /развиваются трудолюбие, культура движений, навыки коллективных действий, разносторонняя активность/.

Становление личности мл. шк-ка происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного).

Психолого-педагогические особенности и специфика воспитания детей среднего школьного возраста.

Переход от детства к юности. Бурный рост и развитие всего организма. Н.К.Крупская: подросток – полуребенок-полувзрослый, уже не ребенок, но еще не взрослый. Половое созревание организма нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания/. Продолжается развитие нервной системы. Неравномерность физического развития – порывистость движений, их плохая координация. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно /чем у мл. шк./

Специфическая избирательность внимания: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков… Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. В речи заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям.

Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

Развернутая общественно-полезная деятельность, где разные ее виды объединены единым стержнем – мотивом пользы для людей, приобретает ведущее значение в психологическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом.

Дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения подростка по отношению к взрослым. Подростковый возраст – период кризиса. /другие кризисы – в 1 год, в 3 года и в 7 лет/.

В 12 – 14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Проявления: упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева, грубость и нарочитость поведения, стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, игнорирование замечаний…

Причина кризисапоявление у ребенка новых потребностей, удовлетворение которых серьезно затруднено /в силу его недостаточной социальной зрелости/.

Внешние факторы, способствующие кризису: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению. Подростков не устраивают отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения.

Бывают случаи бескризисного развития ребенка – в случае, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние смогли удовлетворить свои новые потребности.

Иногда кризис может проходить в сглаженной форме или быть сдвинутым по времени. Подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности он, как правило, не может. Отсюда – стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.д.

Подросток больше ориентируется на сверстников, чем на взрослых, поэтому ему очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.

Учитель должен развивать в подростках «социальную взрослость» путем включения их в самоуправление, в активную общественно-полезную деятельность.

Важно учитывать не только итог труда ребенка, но и усилия, которые он предпринял.

Одна из самых серьезных проблем подростка – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с поступками, действиями, поведением – с другой.

Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и потому очень разнообразны. /Проблема негативных, антисоциальных ценностей, кумиров/. Прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость.

Внешние формы коммуникативного поведения противоречивы: с одной стороны – стремление во что бы то ни стало быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны – стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга и лихорадочная смена приятелей.

Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но при этом отмечается и отсутствие норм.

Раннее физическое развитие (акселерация), давая преимущества в росте, физической силе, способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимным доверием. Существует и тяга подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость

Главная ценность отметки состоит в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств – значимость отметки падает.

Подростки воспринимают учителей через призму общественного мнения класса.

Основная форма самопознания подростка – сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.

 

Развитие детей дошкольного возраста: особенности и этапы

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это играФото: Иван ПРОХОРОВ

Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.

Особенности развития с 3 до 7 лет

В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Память и мышление

У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.

Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.

Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.

Психика и эмоции

В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.

Рост и развитие

Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.

Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.

Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.

Возрастные особенности детей 6-7 лет — развитие старших дошкольников

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников.

Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.

Развитие личности старшего дошкольника

До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.

Ребёнок этого возраста умеет выбрать игру на длительное время и играть в неё от пары дней до нескольких недель. Малыш этими занятиями не только заполняет свободное время, но и получает первые трудовые навыки, развивает воображение и мышление.

Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть.

У ребёнка активно формируется концепция самосознания, развивается гендерная идентичность, он учится понимать, к какому полу относится. У девочек формируется мягкий уступчивый стиль поведения, у мальчиков, наоборот, активный, что даёт им возможность познавать внешний мир. Игра у детей в этом возрасте подчиняется гендерному принципу. Девочки выбирают  «дочки-матери», «школу», «магазин», мальчики вместо кукол берут машинки, солдатиков.

Развитие эмоциональной и волевой среды  

В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо.

В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.

Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей.

Ребятам в этом возрасте важно общение со сверстниками. Оно также строится по определённым принципам, которые обеспечивают ребёнку безопасность и благополучие. Когда правила нарушаются, ребёнок не чувствует себя защищённым и реагирует на нарушение негативно. И что важно, в 6–7 лет в эмоциональной сфере происходит утрата непосредственности и наивности в поведении. Поведение ребёнка начинает строиться цепочкой «захотел – осознал – сделал», это соответствует возрастным изменениям организма.

В жизнь ребёнка вносится интеллектуальный компонент, который говорит о том, что появляется волевая регуляция. И после того, как происходит осознание того, «что я хочу» и «как я этого добьюсь», появляется следующий этап – «я это делаю».

Развитие психических процессов

У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.

У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Логическое мышление

Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности.

Речевое и социальное развитие

Дети умеют составлять рассказ по картинке или заданной теме. Речь практически сформирована, близка ко взрослой, словарный запас более 3000 слов. Ребёнок общается на разные темы, способен вести монолог и диалог.

К первому классу дошкольник в норме должен знать своё окружение, близких друзей и родственников, понимать, кем они ему доводятся, знать имена, запоминать истории, связанные с ними. Взаимодействие со сверстниками занимает значительную часть дня.

Физиологическое развитие

Для детей старшего дошкольного возраста характерны физиологические изменения, которые обусловлены взрослением. Рост увеличивается, в среднем он достигает 120–125 см, вес, согласно данным ВОЗ, 21–25 кг. Малыш становится старше, но нервные процессы ещё не до конца созрели, из-за этого пока нередки капризы и излишняя обидчивость.

Развиваются дыхательная и сердечная системы. В этом возрасте для гармоничного развития ребёнка нужны занятия спортом, подвижные игры. Заметили, что малыш замкнут, отказывается от общения с друзьями, жалуется на плохой сон и аппетит? Не оставляйте это без внимания. Конечно, эти симптомы не всегда является показателем заболевания, однако профилактический визит к врачу, психологу, логопеду поможет не упустить серьёзных проблем со здоровьем.

Навыки обихода

Шести-семилетние дети уже способны самостоятельно одеться, обуться, умеют застёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Старшие дошкольники соблюдают ежедневные ритуалы, например последовательность действий во время сборов в детский сад, на прогулку, подготовки ко сну. Будущему первокласснику уже можно доверить простую работу по дому: полить цветы, убрать на письменном столе, собрать игрушки.

Поскольку малыш в это время активно растёт, необходимо обратить внимание на его режим дня, питание и сон.  

Советы родителям:

  • Составьте для ребёнка оптимальный режим, который удобно будет соблюдать в школьное время. Так у вас будет время заранее к нему привыкнуть.
  • Определите психологическую готовность ребёнка к обучению.
  • Подберите школу для будущего первоклассника. При выборе школы обязательно уточните, по какой учебной программе предстоит обучение в начальной школе. Выберите программу, которая учитывает индивидуальность каждого ученика. Сегодня родители, которые бережно относятся к своим детям, выбирают «Начальную школу ХХI века». В методике системы предусмотрен более продолжительный адаптационный период в 1 классе, что помогает ребёнку постепенно привыкнуть к обучению и избежать стресса и детям, и родителям. Первоклассник получает необходимые знания в комфортном ему темпе, все задания подробно разъясняются, поэтому у школьника не возникнет проблем с их выполнением.
  • Научитесь разговаривать с ребёнком на равных. Если ему становится грустно или страшно, поддержите его.
  • Больше хвалите и меньше критикуйте. Учитесь объяснять и договариваться с дошкольником, не повышая голоса. Это поможет сформировать правильную самооценку, которая очень способствует хорошей обучаемости и успеху в жизни в целом.  

Ольга Фатеева

ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА И ПОСЛЕ

Дети развиваются с разной скоростью, поэтому один ребенок может ходить в девять месяцев, а другой может не ходить, пока ему не исполнится два года. Однако в каком бы возрасте ребенок, наконец, не освоился, бесспорно, дети растут очень быстро. Их мозг похож на губку, и в первые несколько лет жизни они растут экспоненциально. Физические и психические изменения происходят от рождения до позднего детства и подросткового возраста, хотя на более поздних стадиях они происходят менее быстро.

Нажмите здесь, чтобы получить версию этой инфографики для печати


Поделитесь этим изображением на своем сайте

Пожалуйста, укажите ссылку на WPSpublish.com вместе с этим изображением.

Этапы развития в раннем детстве и далее

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА И ПОСЛЕДУЮЩИЕ

Дети развиваются с разной скоростью, поэтому один ребенок может ходить в девять месяцев, а другой может не ходить, пока ему не исполнится два года.Однако в каком бы возрасте ребенок, наконец, не освоился, бесспорно, дети растут очень быстро. Их мозг похож на губку, и в первые несколько лет жизни они растут экспоненциально. Физические и психические изменения происходят от рождения до позднего детства и подросткового возраста, хотя на более поздних стадиях они происходят менее быстро.

 

Традиционные типичные этапы развития

 

4-5 месяцев

  • Смотрит на говорящего взрослого
  • Успокоенный человеческим контактом
  • Следит глазами за объектом

 

6-7 месяцев

  • Удерживает головку
  • Смотрит в сторону говорящего
  • Смеется

 

8-9 месяцев

  • Тянется для вещей
  • Использует мимику
  • перекатывания с живота на спину и обратно на живот

 

10-11 месяцев

  • Ползает или ползает
  • Подбирает упавший предмет
  • По-разному реагирует на разных людей

 

1 год-1 год, 1 месяц

  • Переход из положения сидя в положение стоя
  • Показывает, что нравится/не нравится
  • Имитирует жесты

 

1 год, 2 месяца-1 год, 3 месяца

  • Смотрит, куда указывает кто-то
  • Ответы простыми жестами
  • Имитирует звуки

 

1 год, 4 месяца-1 год, 5 месяцев

  • Выражает желание большего
  • Смотрит на что-то при упоминании
  • Проходит не менее четырех шагов

 

1 год, 6 месяцев-1 год, 7 месяцев

  • Складывает три блока
  • Протягивает руки для одевания

 

1 год, 8 месяцев-1 год, 9 месяцев

  • Выражает любовь к родственникам
  • Корректно машет «до свидания»
  • Указывает на части тела

 

2 года-2 года 3 месяца

  • Прогулки по лестнице с опорой
  • Использует невербальные сигналы
  • Выполняет простые инструкции

 

2 года 8 месяцев-2 года 11 месяцев

  • Использует голосовые звуки или знаки для слов
  • Понимает «еще один»
  • Использует карандаши или мелки

 

3 года-3 года 5 месяцев

  • Снимает обувь и носки
  • Использует вилку
  • Баллы за правильные картинки

 

4 года-4 года 5 месяцев

  • Понимает невербальные жесты
  • Повторяет знакомые песни
  • Знает куклы, изображающие живых существ

 

4 года 6 месяцев-4 года 11 месяцев

  • Предпочитает играть с другими
  • Отвечает знакомым взрослым
  • Желает поиграть со сверстниками

 

5 лет-5 лет 5 месяцев

  • Куртка снимается
  • Играет в телефонную или компьютерную игру
  • Сортирует вещи по цвету, форме или размеру

 

5 лет 6 месяцев-5 лет 11 месяцев

  • Салфетки для рук и лица
  • Мочится в унитаз без посторонней помощи
  • Знает разницу между живыми и неживыми предметами

 

6 лет-6 лет 5 месяцев

  • Бросает мяч
  • Копирует круг

 

6 лет, 6 месяцев-6 лет, 11 месяцев

  • Несет открытый контейнер
  • Ходит вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги
  • Осознает чувства других

 

7 лет — 7 лет 11 месяцев

  • Понимает, что герои мультфильмов не настоящие
  • Равновесие на одной ноге в течение 10 секунд
  • Говорит «Извини»

 

8 лет-8 лет 11 месяцев

  • Перепрыгивает через предметы
  • Продолжает разговор
  • Продолжает работать в течение 30 минут

 

9 лет — 9 лет 11 месяцев

  • Читает вслух
  • Делает вычитание однозначных чисел
  • Заказы из меню

 

10 лет – 10 лет, 11 месяцев

  • Справляется с ума
  • Смущается
  • Понимает разницу между хорошими и плохими друзьями

 

11 лет — 12 лет, 11 месяцев

  • Рассказывает сюжет
  • Придумывает историю
  • Ведет двусторонний разговор

 

13 лет — 16 лет, 11 месяцев

  • Ловит брошенный теннисный мяч одной рукой
  • Ездит на велосипеде
  • Проводит презентацию

 

17 лет — 21 год, 11 месяцев

  • Собирает/распространяет информацию в Интернете
  • Хочет стать частью группы сверстников
  • Приоритизирует задания

 

 

…………………………………………..

ТАБЛИЦА РАЗРАБОТКИ DP-4

 

Физические: Способность ребенка выполнять задачи, требующие координации крупных и мелких мышц, силы, выносливости, гибкости и последовательной моторики.

  • Физическое развитие включает навыки крупной или мелкой моторики.

 

Адаптивное поведение: Компетентность ребенка в повседневной жизни

  • Это включает способность ребенка выполнять такие задачи, как прием пищи, одевание, уход за собой, самостоятельное функционирование и использование современных технологий.

 

Социально-эмоциональный: Навыки межличностных отношений ребенка, социальное и эмоциональное понимание и функциональные способности в социальных ситуациях.

  • В частности, это то, как ребенок относится к друзьям, родственникам и взрослым, не состоящим в родстве.

 

Когнитивные : Навыки, необходимые для успешного академического и интеллектуального функционирования.

  • В более раннем возрасте это включает в себя навыки, которые являются необходимым условием для школьной деятельности в академических областях, таких как чтение, письмо, арифметика, использование компьютера и логика. На дошкольном и старшем уровнях навыки более тесно связаны с фактической школьной программой.

 

Коммуникация: Выразительные и восприимчивые коммуникативные навыки ребенка, проявляющиеся как в вербальной, так и в невербальной речи.

  • Использование и понимание устной, письменной речи и языка жестов являются частью общения, равно как и способность использовать средства связи (например,г., телефон, компьютер) эффективно. Навыки включают в себя либо рецептивную коммуникацию, либо экспрессивную коммуникацию.

……………………………………….

 

 

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Наиболее эффективная оценка развития детей начинается с оценки, которая измеряет области физического, социально-эмоционального, адаптивного поведения, когнитивного развития и общения.Оценка должна включать широкий возрастной диапазон, обновленные нормы , показатели роста для отслеживания прогресса с течением времени и обновленные элементы, отражающие изменения в обществе, технологиях и культуре.

 

ПРОФИЛЬ РАЗВИТИЯ 4 ОЦЕНКА

  • может определить области, в которых ребенок или подросток отстает в любом из этих этапов развития.
  • предназначен для оценки, диагностики и лечения лиц с признаками нарушений развития.
  • измеряет области развития

o   физический

o   социально-эмоциональный

o   адаптивное поведение

o   когнитивное развитие

o   и связь

  • предназначен для клиницистов и других специалистов, помогающих оценивать и оценивать детей и молодых людей, находящихся на их попечении.
  • определяет сильные и слабые стороны развития от рождения до 21 года 11 месяцев

Каковы этапы развития речи у детей?

Из всех вех в жизни вашего ребенка слышать, как он говорит свое первое слово, — одно из самых важных. Вот у вас есть этот ребенок, который находится на вашем попечении уже около года, и, узнав и поняв его за это время, у вас наконец есть возможность начать общаться с ним с помощью слов.Это также сногсшибательно, когда вы думаете о том, как эти когда-то крошечные, мягкие младенцы в конечном итоге превращаются в ходячих, говорящих мини-взрослых (хотя это довольно стандартно на данном этапе человеческого развития). Конечно, они не переходят от воркования в своей кроватке к самовыражению в виде полных предложений за одну ночь — существуют этапы языкового развития.

СВЯЗАННЫЕ: Начните общаться со своим ребенком, используя эти простые советы по языку жестов для малышей

Но как новый родитель вы можете быть не знакомы с этими этапами.Это вообще понятно! Однако, поскольку вы здесь, ясно, что вы готовы узнать, что происходит после первого воркования вашего ребенка. Итак, вот что нужно знать о четырех стадиях развития речи в раннем детстве.

Что такое развитие речи у детей?

В целом, маленькие дети, как правило, проходят аналогичную последовательность четырех ступеней языкового развития. Прежде чем мы пойдем дальше, давайте проясним: для этого нет установленных сроков. Конечно, есть примерный возраст, когда ребенок обычно достигает определенной стадии.Но все дети разные, и эти рекомендации не должны вызывать у вас панику. Если позже вы дойдете до того, что будете беспокоиться о развитии речи вашего ребенка, во что бы то ни стало, обсудите это с педиатром. Сказав это, если ваш ребенок не бормочет повторяющиеся шаблоны к тому времени, когда ему исполнится восемь месяцев, вероятно, вам не о чем беспокоиться.

Также важно помнить, что существует несколько различных теорий развития языка. Эти теории различаются тем, как они принимают во внимание как природу, так и воспитание, и отдают предпочтение одним подходам по сравнению с другими.Итак, еще раз, если ваш ребенок не следует графику, это не значит, что с его языковым развитием что-то не так.

Каковы четыре этапа развития языка?

Хотя может быть много вариаций, языковое развитие у детей имеет тенденцию следовать этой схеме, состоящей из четырех широких категорий или стадий. (Напоминаем, что возраст, указанный здесь, является приблизительным!)

Стадия 1: лепет

Обычно происходит, когда ребенку от шести до восьми месяцев, и включает в себя повторяющиеся комбинации согласных, за которыми следуют гласные (т.е. ма/ма, да/да, га/га и т. д.).

Стадия 2: Стадия одного слова

Также известная как голофрастическая стадия, она обычно возникает, когда ребенку от 9 до 18 месяцев, и включает в себя общение с помощью отдельных слов или основы одного слова. (например, собачка, нет, стоп и т. д.).

Этап 3: этап двух слов

Это именно то, на что это похоже: когда ваш малыш говорит простыми предложениями из двух слов. Обычно это происходит у малышей в возрасте от 18 до 24 месяцев (т.е. собачий лай, маминая шляпа и т. д.).

Стадия 4: Ранняя стадия многословия

Также известная как телеграфная стадия, когда детей просят повторять предложения, а когда они это делают, пропускают несколько слов (например, «Я вижу корову», повторяемую как «Смотрите корова»). Малыши обычно достигают этой стадии между 24 и 30 месяцами.

Какие годы самые критические в развитии ребенка?

Помощь вашему ребенку в развитии — это непрерывный процесс, но решающие годы развития начинаются с момента его рождения до пятилетнего возраста.Отношения, которые они формируют, и опыт, который они получают в течение первых пяти лет жизни, оказывают огромное влияние на рост их мозга. Этот период наполнен чувствительными вехами, которые являются ключевыми для их когнитивного развития.

У девочек язык развивается раньше, чем у мальчиков?

Начнем с напоминания о том, что пол — это социальный конструкт. Это вопрос, который довольно хорошо изучен. В начале 2000-х было опубликовано несколько исследований, которые, казалось, подтверждали идею о том, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики.Более поздние исследования поставили под сомнение эти выводы, изучив, является ли это еще одним примером противостояния природы и воспитания и/или, возможно, какого-то типа гена. А вообще, просто помни, что все детки развиваются в своем темпе — и у тебя все хорошо, мама.

Проводятся ли занятия по развитию речи и языка?

Все дети разные и говорят в своем темпе. Так что нет ничего плохого в необходимости дополнительного толчка. Вот несколько упражнений, которые вы можете практиковать со своей второй половинкой дома.

  • Во-первых, ваш телевизор не должен быть учителем вашего ребенка. Общение с людьми помогает вашему ребенку подобрать слова, а не телевизор.
  • Говорите ребенку простые слова, такие как «да», «ма», «ба», «аа» или «ох». Эти звуки находятся в диапазоне речи вашего ребенка и являются отличным началом для того, чтобы заставить вашего ребенка говорить. В конце концов, они скопируют вас и начнут формировать свою собственную цепочку звуков.
  • Расскажите своему ребенку, что вы делаете. Если вы готовите или убираете, расскажите о своих действиях.Это поможет вашему ребенку узнать, какие слова означают какие действия.
  • Читайте своему ребенку при любой возможности. Это не только привьет любовь к обучению и разовьет их воображение, но и сопоставление слов с красочными страницами поможет укрепить их понимание.
  • Используйте жесты рук, когда разговариваете со своим самородком. Если вы экспрессивный человек и уже разговариваете руками, это должно быть очень просто. Когда вы учите ребенка песенке, хлопайте в ладоши или машите ему рукой на прощание, уходя. Вы хотите, чтобы ваш ребенок связал определенные жесты с определенными словами.Это поможет им понять слова и их значение.
  • Пойте своему малышу. Когда есть ритм и слова рифмуются, малышу намного легче учить слова. Это может даже побудить их подпевать. Есть причина, по которой так много детских стишков. Выберите один и получайте удовольствие!

Первоначально эта статья была опубликована

12 основных стадий развития детей от 1 до 6 лет

Если вы мать, вы можете время от времени проверять, как растет ваш ребенок.Однако этапы развития детей могут различаться, и не у всех детей может развиться тот или иной навык примерно в одно и то же время. Если ваш ребенок немного поздно учится ходить или ворковать, не паникуйте, так как некоторые дети достигают своих целей немного позже, чем другие. В целом, знание различных фаз развития ребенка может помочь вам обеспечить правильное развитие вашего малыша. Углубитесь в этот пост, пока мы представляем вам список этапов развития ребенка.

12 основных этапов развития детей

Мы перечислили основные этапы развития детей.Хотите узнать о них больше? Читать дальше!

1. От одного до двух месяцев:

С момента рождения ребенка до достижения им двухмесячного возраста у него могут развиться следующие навыки (1) (2):

Двигательные навыки: Ваш младенец может удерживать свои голова прямо и устойчиво, когда вы держите их вертикально.

Языковые навыки: Они могут ворковать, издавать булькающие звуки и поворачивать голову в направлении звука.

Социальные навыки:  Настало время «незнакомой» любви! Ваш ребенок будет любить смотреть на новые лица.На этом этапе она может даже начать намекать на улыбку!

2. Три месяца:

К тому времени, когда вашему ребенку исполнится три месяца, он может (3):

Двигательные навыки: Поднимать голову и грудь, лежа на животе. Они также могут переворачиваться с боку на спину и подносить руку ко рту.

Языковые навыки: Настало время, когда ваш манчкин начнет практиковать свои языковые навыки и начнет лепетать и имитировать некоторые звуки.

Социальные навыки: Ваш трехмесячный ребенок уже может стать социальным человеком! Они любят смотреть на новые лица и улыбки тоже.Они также могут подражать некоторым движениям и выражениям лица, например, хмуриться и хмуриться.

3. От трех до пяти месяцев:

Период от трех до пяти месяцев довольно интенсивен для развития!

Двигательные навыки: Будьте готовы к рок-н-роллу! В этом возрасте ваш ребенок, скорее всего, будет переворачиваться с живота на бок! Она также может научиться опираться на локти, поднимать и даже некоторое время держать голову.

Языковые навыки: Она может издавать такие звуки, как «а-а-а», пускать мыльные пузыри и очаровательно смеяться животом!

Социальные навыки: На этом этапе ваш ребенок может проявлять наиболее активное социальное поведение.Они могут играть с людьми и могут начать плакать, когда игра останавливается.

4. Шесть месяцев:

Первая половина первого года жизни вашего малыша прошла гладко! Вы можете вздохнуть с облегчением и следить за следующими действиями, которые теперь может делать ваш ребенок:

Двигательные навыки: Теперь ребенок может переворачиваться вперед-назад и вперед-назад. Они могут перекладывать предметы из одной руки в другую, подтягиваться в сидячее положение и сидеть без поддержки.

Знание языков: Приготовьтесь к шуму! Теперь ваш ребенок может соединять гласные вместе во время лепета.Кроме того, они начинают произносить согласные звуки типа «а», «а», «о» и откликаются на свои имена.

Социальные навыки: Индикатор будущего! Ваш ребенок уже сейчас может проявлять первые признаки беспокойства по поводу незнакомцев. Теперь они могут узнавать знакомые лица и знать, является ли кто-то незнакомцем. Им нравится смотреться в зеркало, и они начинают реагировать на эмоции других людей.

5. От девяти до десяти месяцев:

Пришло время защитить дом от детей (4)!

Двигательные навыки: Большинство детей начинают ползать в возрасте от восьми до десяти месяцев.Таким образом, между девятью и десятью месяцами ваш ребенок может начать ползать, может тянуться, чтобы встать, и стоять, держась за опору. Ваш ребенок может также научиться брать предметы большим и указательным пальцами (пинцетный захват).

Языковые навыки: К настоящему времени вы, вероятно, овладеете искусством лепета и начнете понимать значение слова «нет». Они также начнут издавать разные звуки, такие как «мама-мама» и «бабабабаба».

Социальные навыки: Когда страх перед незнакомцами в самом разгаре, ваш ребенок может стать очень прилипчивым на этом этапе.

6. Один год:

У вашего малыша первый день рождения! Ваш ребенок должен пройти следующие этапы развития:

Двигательные навыки: Он может подтягиваться, чтобы стоять и ходить, держась за мебель. Некоторые малыши могут даже сделать шаг или два без поддержки и могут стоять в одиночестве.

Языковые навыки: Ваш малыш быстро развивает языковые навыки! Они могут все время бормотать два-три слова (и нет, слова не обязательно должны иметь смысл!).Они могут пытаться повторять сказанное вами слово и издавать звуки с изменяющимся тоном.

Социальные навыки: В этом возрасте одеваться должно быть весело! Ваш малыш, наконец, начнет сотрудничать, пока вы его одеваете. Они также могут махать рукой на прощание и понимать простые команды. У них также могут быть любимые игрушки и люди, и они могут играть в такие игры, как «ку-ку» и «пирожок».

7. Восемнадцать месяцев:

Двигательные навыки: К 18 месяцам большинство малышей учатся ходить без поддержки.Они также могут брать игрушки, не садясь, ходить вверх и вниз по лестнице и даже бегать! Они также могут бросить мяч и сложить три или четыре кубика, чтобы построить башню! Кроме того, они могут есть ложкой и пить чашкой.

Языковые навыки: Ваш малыш уже может говорить много отдельных слов. Некоторые из них могут быть даже понятными. Они могут указать на объект и сказать кому-то, что они хотят, и сказать и покачать головой в знак «нет».

Социальные навыки: Ваш малыш постоянно нуждается в вас! Теперь они могут устраивать истерики и вести себя навязчиво в новой ситуации.Они могут проявлять привязанность к знакомым людям и исследовать наедине с родителями или опекуном поблизости.

8. Два года:

Ужасные двое уже здесь! Что ожидать? Проверить!

Двигательные навыки: Теперь ваш малыш бегает! Они хорошо владеют ногами и теперь могут стоять на цыпочках и бить по мячу. Кроме того, они могут без посторонней помощи взбираться на мебель и спускаться с нее. Кроме того, они могут создавать или копировать круги и прямые линии.

Языковые навыки: Наконец-то вы можете поговорить со своим ребенком! Они могут быть в состоянии соединить два-три слова вместе, чтобы сформировать предложение и повторить слова, которые они подслушали в разговоре.Они также могут знать имена знакомых людей, предметов и даже частей тела.

Социальные навыки: Время экономить на подгузниках! Многие малыши учатся быть сухими днем ​​в этом возрасте. Кроме того, они могут проявлять признаки растущей самостоятельности, такие как вызывающее поведение. Теперь они также могут начать играть в игры с другими детьми.

9. Три года:

Три года — веселый возраст, а также время быстрого роста!

Двигательные навыки: К трем годам ваш малыш должен уметь имитировать движения рук и рисовать человека! Они также могут сложить девять кубиков, чтобы сделать башню.Кроме того, они могут подниматься и спускаться по лестнице, ставя одну ногу на каждую ступеньку, и крутить педали трехколесного велосипеда.

Языковые навыки: Устали от вопросов вашего трехлетнего ребенка? Это только начало! Теперь ваш дошкольник может говорить полными предложениями. Они могут называть самые знакомые вещи и понимать буквальное значение таких слов, как «в», «на» и «под».

Социальные навыки: Возможно, вашему малышу все еще нужна ваша помощь, но он справляется, когда дело доходит до одевания и раздевания без посторонней помощи.Они могут по очереди играть в игры, проявлять заботу о плачущем друге и понимать понятия «мое», «его» или «ее».

10. Четыре года:

Вашему ребенку четыре года! Что она должна делать сейчас?

Двигательные навыки: Большинство четырехлетних детей могут прыгать на одной ноге и большую часть времени ловить отскочивший мяч. Они могут наливать и разминать еду, а также резать ее под присмотром.

Языковые навыки: Ваш милый ребенок теперь банк вопросов! В этом возрасте они любознательны во всем.Они могут рассказывать истории и знают некоторые основные правила грамматики, например, правильно используют «он» и «она».

Социальные навыки: К этому возрасту они могут научиться одеваться. Но большинство детей могут одеваться и раздеваться с посторонней помощью, и в основном их приучают к горшку к четырем годам. Кроме того, они говорят о том, что им нравится, и все более и более творчески подходят к игре-выдумке.

11. Пять лет:

Раннее детство почти закончилось. Большая часть умственного и физического развития вашего ребенка сейчас находится на пике своего развития.

Двигательные навыки: В пять лет ваш ребенок может научиться подпрыгивать на обеих ногах. Они могут кувыркаться, качаться и карабкаться. Они тоже могут что-то внятное нарисовать! Несколько детей в этом возрасте также могут пользоваться туалетом самостоятельно.

Языковые навыки: Теперь ваш ребенок учит новые слова каждый день! К пяти годам их речь становится беглой, и они достаточно подготовлены, чтобы использовать прошедшее время во время разговора.

Социальные навыки: В этом возрасте они могут одеваться и раздеваться без посторонней помощи.Они любят играть с друзьями и, скорее всего, согласятся с правилами. Они действуют очень независимо и иногда могут действовать требовательно, а иногда сотрудничать.

12. Шесть лет:

Шесть лет! Куда пролетело время?

Двигательные навыки: Теперь ваш ребенок может управлять основными мышцами, балансировать и получать удовольствие от таких занятий, как прыжки и бег (5).

Языковые навыки: Теперь они могут бегло говорить и в большинстве случаев правильно произносить грамматику. Они могут написать свое имя по буквам и написать несколько букв и цифр.

Социальные навыки: На этом этапе ваш ребенок в основном независим и находится на пути к тому, чтобы стать маленьким взрослым! У них развивается чувство юмора, и они могут начать понимать чувства другого.

Стадии развития раннего детства может показаться огромным промежутком времени прямо сейчас, но он пройдет, прежде чем вы это заметите! Помните, что вехи или этапы развития детей младшего возраста могут быть гибкими. Если ваш ребенок не слишком поздно что-то делает, не тратьте эти драгоценные годы на беспокойство!

Скорее работайте над развитием когнитивных и физических навыков вашего ребенка в эти замечательные годы!

Ссылки:
Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений.Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о подлинности информации, которую мы представляем, в нашей редакционной политике. Следующие две вкладки меняют содержимое ниже.

Садия — писатель и редактор, страстно любящий писать о детях и материнстве. Направления ее деятельности – здоровье, хорошее самочувствие и красота. Для MomJunction она пишет о здоровье и питании детей. Садия верит в необходимость проведения углубленных исследований и предоставления точной информации, чтобы помочь родителям, обеспокоенным ростом и развитием своих детей.

Развитие речи и речи от рождения до 8 лет

Развитие языка и речи: от рождения до 8 лет

Языковое развитие детей проходит через ряд определенных стадий, как указано в приведенных ниже таблицах языкового развития.

Не все дети будут следовать приведенной ниже последовательности. Это представлено для того, чтобы вы знали, чего ожидать от вашего ребенка, поскольку дети различаются по скорости, с которой они достигают этих вех.

Вам следует обратиться за советом к языковому и логопеду вашего ребенка, если вам кажется, что он значительно отстает в развитии речи.

Доязыковая стадия: от 0 до 12 месяцев

Первой стадией развития в процессе обучения детей языку является доязыковая стадия . Младенцы используют эту стадию, чтобы научиться общаться с другими.

На первом этапе жизни младенцы быстро учатся общаться со своими опекунами, так что к 12 месяцам большинство детей понимают, что им говорят, и начинают сообщать о своих потребностях, указывая на опекуна или показывая его. объекты.

Таблица развития языка и речи: от 0 до 12 месяцев

0-3 месяца
    • Распознает разные оттенки голоса
  • воркует и булькает, когда доволен
  • Плачет, чтобы показать голод, усталость и страдания
  • Улыбки в ответ на лица других
  • Распознает голос опекуна.
6 месяцев
  • Лепет состоит из коротких звуков e.грамм. ‘да да, мама ма’
  • Смеется, хихикает и визжит
  • Плачет, чтобы показать бедствие
  • Начните понимать эмоции по голосу родителя или опекуна
  • Начните получать удовольствие от музыки и стихов, сопровождаемых действиями.
9 месяцев
  • Начать узнавать собственное имя
  • Имитировать простые слова
  • Начало наведения. Это часто сопровождается звуком или началом слова.Это свидетельствует о растущем осознании того, что слова связаны с людьми и объектами 90 045.
  • Лепесток начинает отражать интонацию речи
  • Может понимать простые отдельные слова, например. пока-пока.
12 месяцев
    • Лепестки становятся более мелодичными и изобретательными
  • Соединяет гласные и согласные вместе, чтобы получились повторяющиеся звуки
  • Используйте жесты, чтобы попросить вещи
  • Наслаждайтесь играми e.г прятки
  • Понимают больше, чем могут сказать
  • Начните реагировать на простые инструкции, например, «иди сюда», «хлопай в ладоши» .

Языковой этап: от 15 месяцев до 8 лет

Дети начинают использовать слова примерно в двенадцать месяцев, а к пятнадцати месяцам у них вырабатывается собственное слово для обозначения предмета или человека, и они постоянно его используют. Затем они продолжают использовать голофраз — используя одно слово для выражения нескольких значений, изменяя звук и используя жесты.По мере взросления дети постепенно объединяют два слова в мини-предложение.

Таблица развития языка и речи: от 15 месяцев до 8 лет

15 месяцев
    • Иметь около десяти слов, понятных опекунам
  • Слова используются для обозначения нескольких вещей в зависимости от интонации, которую использует ребенок
  • Указание сопровождается одним словом.
18 месяцев
    • Два слова составлены вместе e.грамм. «Прощай, собака»
  • Появляется телеграфная речь, дети используют ключевые слова грамматически, например, ‘Дада, приди’
  • Словарный запас увеличивается, когда дети изучают 10-30 слов в месяц
  • Повтор слов и предложений
  • Используйте язык, чтобы называть вещи и указывать на именованные объекты.
2 года
  • Используйте множественное число e.грамм. «собаки»
  • Делает ошибки, например. «рисованные», «овцы»
  • Начинает использовать отрицательные падежи, например. «Кошек нет»
  • Активный и пассивный словари продолжают увеличиваться
  • Предложения становятся длиннее, хотя они, как правило, в телеграфной речи
  • Часто задают вопросы Что? И почему?
3 года
    • Речь понимается незнакомцами
  • Предложения содержат четыре или более слов
  • Точно имитирует взрослую речь
  • Знает и понимает детские стишки
  • Любит задавать вопросы
  • Разговаривайте сами с собой во время игры
  • Местоимения обычно используются правильно
  • Рифмы и мелодия привлекательны.
4 года
    • Словарь теперь обширен
  • Используются более длинные и сложные предложения
  • Может рассказывать длинные истории, включая последовательность событий
  • Игра включает в себя запуск комментариев
  • Может использовать язык, чтобы делиться, по очереди, спорить, сотрудничать и т. д.
  • Начните описывать, что чувствуют другие люди
  • Допросы в самом разгаре
  • Речь полностью разборчива с небольшим количеством неправильных употреблений.
5 лет
    • Предложения обычно имеют правильную структуру, хотя неправильная грамматика все еще может быть использована
  • Произношение все еще может быть детским
  • Иметь большой словарный запас и уметь правильно его использовать
  • Словарь может включать формы, цвета, числа и т. д.
  • Вопросы становятся более точными
  • Предложите свое мнение в обсуждении.
6 лет
  • Понимает противоположности
  • Классифицируется по форме, цвету и использованию
  • Правильно использует все местоимения.
7 лет
    • Понимать 20 000–26 000 слов
  • Понимает интервалы времени и времена года
  • Замечает ошибки в речи других людей.
8 лет
    • Гораздо легче составлять сложные и составные предложения и делать меньше ошибок в грамматике
  • Ведите осмысленные разговоры со взрослыми и выполняйте довольно сложные инструкции практически без повторений
  • Способность легко читать соответствующие возрасту тексты и начать демонстрировать умение писать простые сочинения
  • Приобрели различные социальные блага общего пользования, такие как «пожалуйста» и «спасибо» , и будут знать, когда и где их использовать.
Как способствовать развитию языка и речи вашего ребенка
    • Пойте детские стишки с такими действиями, как Инси-Винси-паук, играйте в такие игры, как прятки и прятки. Они связывают язык с действиями и помогают вашему ребенку понимать и запоминать.
  • Играйте в игры с участием «еще» или «снова» , которые также могут помочь развить внимание и поддерживать речь.
  • Шумящие игрушки, предметы и книги можно использовать для поощрения внимания и навыков слушания вашего ребенка.
  • Говорить о повседневных делах, т.е. отложить покупки. Это поможет вашему ребенку связать язык с окружающим миром.
  • Используйте предметы и жесты, чтобы помочь вашему ребенку понять инструкции и вопросы, например. Укажите на их пальто, говоря «Наденьте пальто, пожалуйста» .
  • Предложите ребенку выбор, показав ему два предмета и назвав их e.грамм. «тедди или машинку?», «молоко или сок?»
  • Книги — хороший способ способствовать развитию речи — вместе рассматривайте картинки и описывайте то, что они видят. Не бойтесь рассказывать историю более одного раза, повторение помогает вашему ребенку понять и запомнить язык, который он слышит. Книги «Поднимите клапан» также способствуют концентрации внимания.
  • Дети усваивают звуки речи постепенно. Возвращая ребенку все слова целиком, вы лучше всего поощряете языковое и речевое развитие, а не исправляете их.Для вашего ребенка также полезно, если он может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете — это помогает вашему ребенку наблюдать и копировать движения ваших губ, когда вы произносите звуки и слова.
  • Часто дети могут расстраиваться, когда взрослые их не понимают — это может привести к истерикам. Поощрение вашего ребенка использовать жесты для объектов или действий также может быть полезным. Будьте терпеливы, подождите, пока они закончат то, что говорят или пытаются вам показать.
  • Иногда кажется, что дети заикаются, пытаясь поделиться всеми своими идеями, прежде чем их языковые навыки будут готовы! Это совершенно нормально — просто покажите, что вы слушаете, и дайте ребенку достаточно времени.

 

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.