Наблюдение: метод исследования в психологии
Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
- непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
- пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
- сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения
Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
- Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
- Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
- Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
- Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
- Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
- Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
- Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Наблюдение как метод педагогического исследования
Понятие и виды наблюдения
Определение 1
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие процесса, объекта, явления и др., результаты которого фиксируются исследователем и в последующем подлежат обработке.
Сущность наблюдения заключается в полной и точной фиксации фактом, посредством всех органов, чувств, знаний, умений и жизненного опыта исследователя.
Функция наблюдения – прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого.
Замечание 1
Объектами педагогических наблюдений могут выступать только те стороны воспитательно-образовательного процесса, которые наблюдатель может зафиксировать, не изменяя и не нарушая ход педагогического исследования.
Например, в качестве объекта исследования могут выступать средства и методы воспитания, обучения и развития; деятельность педагога; параметры выполнения различного рода деятельности и т.п.
Выбор и определение объекта педагогического исследования обусловлены поставленной целью и задачами исследования.
Наблюдение как метод педагогического исследования принято классифицировать по следующим признакам:
По форме организации:
- Структурированные наблюдения – осуществляется по заранее составленному плану.
- Неструктурированные наблюдения – для проведения исследователь опирается на общие принципы плана, полученные данные фиксируются в свободной форме.
По степени включенности:
- Включенные наблюдения – исследователь является членом группы, в котором проводится наблюдение.
- Невключенные наблюдения – исследователь не является участником группы и не оказывает влияние на происходящие события.
По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых:
- Открытые наблюдения – испытуемые знают о том, что ведется наблюдение.
- Скрытые наблюдения – проводится тайно, испытуемые не знают о наблюдении.
По месту проведения наблюдения:
- Полевые наблюдения – осуществляется в естественных условиях, привычных для испытуемых.
- Лабораторные наблюдения – проводится в специально организованном и подготовленном месте (помещении).
По регулярности проведения наблюдения:
- Систематические наблюдения – осуществляется регулярно, заранее составляется план проведения каждого из наблюдений.
- Несистематические наблюдения – проводится периодически, без заранее установленного времени (случайные или эпизодические), то есть по мере необходимости.
По длительности проведения наблюдения:
- Кратковременные наблюдения – организуются на первых этапах исследования, необходимы для сбора первичной информации.
- Долговременные наблюдения – проводится на протяжении длительного времени (чаще всего на протяжении нескольких лет).
По охвату аудитории:
- Сплошные наблюдения – фиксируются все особенности доступные для восприятия исследователя.
- Выборочные наблюдения – фиксируются какие-то определенные параметры и особенности объекта исследования.
По используемым средствам:
- Непосредственные наблюдения – исследователь не использует специальных и дополнительных средств, полагаясь только на свои чувства восприятия.
- Опосредованные наблюдения – в процессе наблюдения исследователь использует технические средства (аудио-, видео-, фотоаппаратура и т.д.).
Готовые работы на аналогичную тему
Этапы процедуры наблюдения
Эффективность результатов, полученных в ходе наблюдения, во многом зависит от соблюдения последовательности этапов:
- Определение основной цели наблюдения, на основании которой исследователь формулирует задачи.
- Выбор и определение объекта, предмета и ситуации, которые будут исследованы в процессе наблюдения.
- Выбор способа наблюдения, исходя из установленного объекта исследования.
- Определение способов регистрации данных, которые будут получены в ходе проведения наблюдения.
- Осуществление детальной фиксации информации, с использованием специальных средств регистрации.
- Осуществление и обработка полученной в ходе наблюдения информации, формулирование выводов по итогам проведенного наблюдения.
Требования, предъявляемые к процессу организации наблюдения
Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.
- Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели.
- Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая необходима для проведения исследования.
- Наличие плана наблюдения. В плане должна быть отражена методология наблюдения (цель, задачи, предмет, объект и т.д.).
- Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов и формулирования промежуточных выводов.
- Учет возможных ошибок. Прежде, чем приступить к проведению наблюдения исследователь должен предположить, какие могут быть сложности и трудности в работе, а также какие из них могут привести к возникновению ошибок. Выработать стратегию по их предотвращению и устранению.
- Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений.
- Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. В процессе наблюдения исследователь должен зафиксировать максимальное количество информации, для всестороннего и полноценного проведения исследования и получения достоверных результатов.
- Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект.
Подготовка научно-исследовательской работыПодготовка тезисов Подготовка презентации научно-исследовательской работыСжатие изображений |
Что такое научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа – это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и обоснований. Научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельное, а зачастую, совместное с научным руководителем, исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения и грамотно пользоваться терминологией. Конечно, эта работа гораздо проще, чем работы настоящих ученых. Но по структуре, применяемым методам, системе планирования – это настоящее исследование. Исследовательская работа – это не реферат и не статья одного из специалистов, скачанная из интернета. Это возможность провести самостоятельное исследование и применить научный подход для получения результата, применить практические навыки или приобрести новые для решения поставленных задач, проявить навыки планирования своей работы и анализа полученных результатов. Знания, полученные в ходе исследования, полученные своим трудом, запоминаются гораздо лучше. Метод, когда ученик и учитель ставят перед собой вопросы, которые ставили первооткрыватели законов в различных науках, и совместно ищут ответы – больше увлекает учеников и формирует желание в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Задачи научно-исследовательской работыСогласно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) исследовательская работа является обязательной частью подготовки выпускника. В результате этой работы обучающийся должен показать умение планировать свою деятельность, проявлять инициативу, придерживаться поставленного исследовательского вопроса, анализировать ход своей работы и оценивать полученные результаты, применять специализированную терминологию, отражать результаты своего (индивидуального) исследования. Этапы научно-исследовательской работы Этапы исследовательской деятельности: 1. Выбор направления исследования 2. Выбор темы исследования 3. Формулирование гипотезы 4. Планирование этапов работы 5. Сбор данных о предмете исследования 6. Проведение исследования 7. Оценка полученных результатов 8. Оформление работы Выбор направления исследования и выбор темы исследованияРабота над исследованием начинается с желания заниматься этим вопросом. Необходимо понять, о чем будет исследование, осознать свои сильные стороны как исследователя в выбранном направлении, принесет ли это пользу в будущей деятельности. Хорошая тема для научно-исследовательской работы – это та тема, которая интересна именно вам и вашему научному руководителю. Сформулируйте тему правильно. Тема должна быть корректной, узкой, ясной. Для обучающихся в образовательных организациях общего образования успешным учебным исследованием может считаться повторение чьего-либо эксперимента, анализ определенной методики, применение метода в новых условиях, сравнение методик различных специалистов и пр. совместно с глубоким анализом литературы по выбранной теме. Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования важным фактором является новизна исследования, его актуальность. Формулирование гипотезыСформулируйте научное предположение, требующее проверки и теоретического обоснования или подтверждения. Ключевая исследовательская гипотеза должна вытекать из формулировки темы исследования. Планирование этапов работыСоставьте развернутый и структурированный план своей работы для последовательного движения к цели исследования. Это поможет организовать свою работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, это дисциплинирует и заставляет работать в определенном ритме. Сбор данных о предмете исследованияОпределите, как вы будете получать данные. Существует два метода – эмпирический и исследование по вторичным источникам. Эмпирический – получение данных через наблюдения и эксперименты. Исследование по вторичным источникам – умозрительное заключение, обзор и глубокий анализ литературы. Проведение исследованияПриступайте к проведению исследования в соответствии с выбранным методом исследования. На этом этапе работы собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы. Оценка полученных результатовОкончание работы над исследованием. Вы получили знания о том, как устроен объект исследования, что из себя представляет, чем отличается от чего-то другого, что не доисследовано, какое может быть продолжение. Основным критерием результативности проделанной работы для обучающихся в образовательных организациях общего образования является уровень освоения навыков исследовательской деятельности. Для обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования таким критерием таким критерием является научная новизна и практическая значимость. Написание текста работыДля написания текста можно воспользоваться законами художественного творчества из статьи Марка Твена «Литературные грехи Фенимора Купера»: «Автор обязан: Структура работы может быть представлена следующим образом: 1. Титульный лист 2. Аннотация (что сделано, что нового получено) 3. Содержание (название глав и параграфов с указанием страниц) 4. Введение (обозначение проблемы, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы) 5. Главы основной части, в том числе и исследовательская часть (анализ научной литературы; выбор определенных методов и конкретных методик исследования; процедура исследования и ее этапы) 6. Выводы (интерпретация полученных результатов) 7. Заключение (краткий обзор выполненного исследования) 8. Список литературы 9. Приложения (таблицы, графики, справочники и др.) Защита работы и текст выступления Защита исследовательских работ осуществляется на тематических конференциях. Обычно на выступление отводится 10 минут, поэтому необходимо проговорить свое выступление с часами в руках. Но проговаривать рекомендуется в слух, а не про себя. Это помогает структурировать текст и понять, что в речи не досказано. Текст выступления не должен затрагивать подробности. За 10 минут вы никогда никаких подробностей рассказать не сможете. Надо изложить основные результаты. Все, что вы говорите, должно быть пояснено, но не надо касаться вещей, которые и так все знают. Будьте готовы ответить на вопросы экспертного жюри и других участников конференции. |
Метод сбора информации
При проведении социологических исследований в библиотеке в зависимости от поставленных целей и задач сбор информации осуществляется различными социологическими методами. Принято выделять три основных метода, каждый из которых имеет разновидности:
1. Опрос (анкетный, почтовый, прессовый, социологическое интервью).
Метод опроса признан сегодня многими учеными в качестве универсального метода получения социальной информации, а результаты исследований с использованием метода опроса – убедительными и информативными (в содержательном плане), выразительными и доказательными. Следует отметить, что опрос как метод (очный или заочный анкетный опрос, интервью) наряду со своим прямым назначением – получением информации по проблеме – служит популяризации библиотеки, сообщает населению о предоставляемых ею услугах, проводимых мероприятиях и т.п., ведь вопросы всегда несут определенную смысловую и информационную нагрузку.
Однако несмотря на все достоинства опроса, информации, полученной в результате его проведения, не всегда достаточно для решения проблемы.
2. Контент-анализ документов.
Контент-анализ документов – метод сбора количественных данных, содержащихся в документах, об изучаемом явлении или процессе.
Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Полное представление об их содержании во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. При проведении социологических исследований в библиотеках контент-анализу могут подвергать читательские формуляры или требования. При помощи этого метода можно выявить, какого рода информация пользуется наибольшим спросом, на каких носителях и т.д.
3. Наблюдение (включенное и невключенное, стандартизированное и нестандартизированное).
Наблюдение – общенаучный метод, широко используемый в естествознании. Его применение в социологии ограничено, потому что далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда исследователь имеет дело с объектами, за которыми можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он может использовать этот метод. В библиотеке, например, наблюдение может применяться при изучении эффективности использования справочно-библиографического аппарата.
Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них – непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Эти достоинства, однако, не исключают ряда недостатков: наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, а оперативность оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к наблюдателям предъявляются особые требования.
Каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и недостатки, которые позволяют или не позволяют получить необходимую информацию в полной мере. Поэтому очень часто социологические исследования, проводимые в библиотеке, носят комплексный характер. В них, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдений. Например, в исследовании “Читатель Национальной библиотеки Беларуси: поиск путей оптимизации обслуживания” для сбора первичной социологической информации были применены методы анкетного опроса, интервью, наблюдения и анализа документов. В исследовании “Изучение эффективности использования карточных каталогов и картотек” – методы наблюдения и анкетного опроса, в исследовании “Фонд иностранной периодики Национальной библиотеки Беларуси: рационализация и актуализация комплектования“ – контент-анализ документов (читательских требований), анкетный опрос.
Метод наблюдения в социологических исследованиях
Метод наблюдения в социологических исследованиях
Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.
Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.
Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность. Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.
Кроме того, отмечают еще ряд специфических особенностей наблюдения. По мнению авторов «Рабочей книги социолога», таких особенностей три. Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Эта специфика заключается в том, что познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией.
Вторая особенность наблюдения в социологии выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения.
Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.
В процессе применения метода наблюдения социолог сталкивается с рядом трудностей. В первую очередь, это трудности субъективного характера. Дело в том, что наблюдатель может истолковывать наблюдаемые явления и процессы через призму своих взглядов. Среди объективных трудностей необходимо выделить, во-первых, то, что не все социальные факты поддаются научному наблюдению, и, во-вторых, ограниченность всех наблюдаемых фактов во времени.
Практика социологических исследований показывает, что чаще всего наблюдение выступает как вспомогательный метод сбора социологической информации. Это обусловлено тем, что наблюдение применяется тогда, когда необходимо углубить знания о проблеме исследования, когда другими методами собрать информацию достаточно полно невозможно.
Как уже отмечалось выше, характерными чертами научного наблюдения является его целенаправленность и планомерность, что предопределяет необходимость наличия программы наблюдения. Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:
1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.
2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.
3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.
4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.
5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.
Виды наблюдения
Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.
По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.
По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. Включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности, например, занимается физическими упражнениями в наблюдаемой физкультурно-оздоровительной группе. Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны, например, за индивидуальными занятиями с трибуны стадиона.
По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.
В сфере физической культуры в первом случае примером могут быть занятия по месту жительства на дворовой площадке. В другом – занятия в специально оборудованном спортивном зале.
По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений – регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени (на период тренировочного цикла определяется эффективность атакующих действий команды, например, в футболе). При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.
Наблюдение – один из интереснейших методов сбора первичной социологической информации. Его важнейшее преимущество – непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимых на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы.
Виды и этапы наблюдения.
Наблюдение — одна из наиболее гибких стратегий научного метода, в котором оно предназначено для описания, кодирования, количественной оценки и анализа поведения, которое необходимо оценить. Чтобы этот процесс был действительным, он должен быть структурирован и проходить в несколько этапов.
Виды наблюдений.
Пассивное наблюдение | активное наблюдение.
Пассивное наблюдение — это исследовательский момент, когда гипотеза не выдвигается, а внешний контроль минимален.Между тем, активное наблюдение представляет собой самый большой сбор данных с высокой степенью внешнего контроля и подходом к возможной гипотезе.
Наблюдение в зависимости от степени участия наблюдателя.
Наблюдатель не обязательно должен быть исследователем, поскольку ограничивается только сбором данных. Соответственно мы можем выделить:
Наблюдение без участия: нет никаких отношений между наблюдателем и наблюдаемым, даже не знаю, что физически.
Участниковое наблюдение: наблюдается инициатива наблюдателя по наблюдаемому, как при интервью, но попытка избежать столкновения с отсутствием реактивности.
Участие / наблюдение: наблюдатель и наблюдаемый принадлежат к одной естественной группе. Это когда выполняется членом семьи или учителем со студентами. Expectaviva имеет некоторую предвзятость, но снижает реактивность и обеспечивает большую доступность объекта для наблюдения.
Самонаблюдение: наблюдаемый и наблюдающий — одно и то же лицо.
Наблюдение по уровням реакции.
Невербальное поведение: мимика, жесты, осанка…
Пространственная проксемика или поведение: путешествия, местоположение, расстояние.
вокальное или экстралингвистическое поведение: звуки, которые также содержат наблюдаемую информацию.
вербальное или лингвистическое поведение: сообщение, воспроизводящее наблюдаемое, и это то, что является наиболее разнообразным исследованием.
Прямое наблюдение | Косвенное наблюдение.
Эта дифференциация основана на наблюдаемости изучаемого поведения.В случае прямого наблюдения должно быть поведение, которое наши органы чувств могут воспринимать. В случае косвенного наблюдения используются разные типы информации. Это делается для того, чтобы различать манифест и не поведение.
При прямом наблюдении позволяет записывать в реальном времени воспринимаемое, преобладающее поведение при интерпретации. При косвенном наблюдении интрепретативная нагрузка больше для выявления скрытого поведения.
Порядок наблюдения.
Необходимо разработать систему сбора соответствующих данных для достижения целей, чтобы она была как можно более точной и сопоставимой.
Разработка плана мониторинга.
1-е определение целевого поведения.
Это поведение должно быть как можно более обоснованным, ясным, объективным и полным. Определение поведения может быть выполнено в двух разных формах:
топографическое определение поведения, физических характеристик, движений, связанных с реакцией, и того, как ее выполнять.
функциональное определение поведения: определяется воздействием, которое оно оказывает на наблюдение за окружающей средой.
2nd Выбор метода измерения.
Очень важно знать, какие параметры будут наблюдать и записывать целевое поведение. В них могут использоваться такие методы измерения, как частота, продолжительность и интервалы. То же поведение можно измерить различными методами, хотя это подразумевает более высокие затраты.
Наблюдение за методами измерений:
Непостоянные продукты: это измерение физических доказательств продукта, таких как количество решенных проблем или количество сломанных частей.Именно присутствие наблюдателя во время выполнения поведения, поэтому вмешательство минимально.
Частотный метод: регистрируется количество раз, когда поведение происходит за определенный интервал времени. Идеально подходит для дискретного поведения.
Продолжительность метода: продолжительность наблюдаемого поведения, например, количество часов сна.
Метод биннинга: делит общие периоды времени наблюдения на равное время. В каждом интервале наблюдатель. В каждом интервале указывается наличие или отсутствие поведения независимо от времени, которое имело место.Полезно для недискретного поведения, которое сложно определить, когда оно начало или конец, или когда оно испускается много раз.
3-й идентификатор предшествующего и последующего стимулов.
Выполняет запись последовательности предъявленных стимулов. Ранее исследователь кодировал антецеденты и последствия, но без предубеждения добавлять новые варианты поведения, которые могут появиться. Запишите предшествующее и последующее поведение, которое его сопровождает.
4-я Подготовка вкладок.
Вы должны создать листы записей в зависимости от целевого поведения и выбранных параметров измерения.Поскольку наблюдатель знает, что его действия, определения поведения должны казаться наблюдаемыми и кодируемыми.
5-й Регистрационные периоды.
Рекомендуется делать записи за различные периоды времени в течение дня (каждый по 10-15 минут) вместо того, чтобы делать записи за более длительные периоды, чтобы получить более значимую выборку. Общее время будет зависеть от стабильности наблюдаемого поведения.
Наблюдатели за шестыми выборами.
Рекомендуется, чтобы, если это возможно, измерения проводились более чем одним независимым наблюдателем.Логично сказать, что наблюдателей нужно обучать. Если их несколько, они не должны контактировать друг с другом, когда смотрят или взаимодействуют с наблюдаемым объектом. Человек, близкий к человеку, должен быть подходящим для наблюдения, получив для этого соответствующую подготовку.
КАК ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ — The Visual Communication Guy
Наблюдения — важный метод исследования для менеджеров, предприятий и исследователей, позволяющий определить, как люди взаимодействуют и ведут себя в различных средах.Наблюдения могут помочь исследователям лучше определить, что люди делают, учитывая различные сценарии и факторы окружающей среды.
Нажмите на диаграмму ниже, чтобы узнать о пяти шагах для проведения эффективных наблюдений в исследовательских целях.
Как проводить наблюдения для исследований
- Определите цель
Определите, что вы хотите наблюдать и почему. Хотите узнать, как студенты реагируют на новую среду? Как клиенты взаимодействуют с сотрудниками? Как начальство взаимодействует с подчиненными? При проведении наблюдений вы пытаетесь изучить привычки, модели, поведение, реакции и общую информацию о людях в конкретной среде, чтобы лучше понять, что они делают, и, надеюсь, в конечном итоге, почему они это делают (хотя сами по себе наблюдения часто не говорят вы «почему»). - Установить метод записи
Чтобы наблюдения были наиболее эффективными, важно минимизировать или исключить любые мешающие или незнакомые устройства в среде, за которой вы хотите наблюдать. Например, часто наименее эффективно записывать наблюдения в ситуациях, когда наблюдаемые люди знают, что их снимают (но обычно неэтично снимать, не сообщая им об этом. делать фотографии, аудиозаписи и другими способами. - Разработка вопросов и приемов
Определите, проводите ли вы неформальное или формальное наблюдение (см. Пояснения справа). Зная свою цель, определите, есть ли у вас конкретные вопросы или вы собираетесь полностью непредвзято . То, что вы надеетесь узнать, поможет вам понять, что именно нужно искать. Будьте готовы, входя в место для наблюдения, хорошо понимая, какую информацию вы пытаетесь усвоить.
- Наблюдайте и делайте заметки
Посетите место, откуда вы надеетесь получить информацию.Будьте максимально ненавязчивы, делая заметки, фотографии, аудио и видео, только там, где это разрешено, у вас есть разрешение, и это имеет смысл для исследования без нарушения окружающей среды. Если вы проводите формальные наблюдения, нужно ли закодировать определенное поведение, действия, слова, визуальные эффекты и другие наблюдаемые данные.
- Анализируйте поведение и выводы
Разделите разницу между тем, что вы наблюдали (которое является фактическим поведением), и тем, почему то, что вы наблюдали, произошло.Как правило, чтобы разобраться в ваших наблюдаемых данных, вам нужно будет опросить людей в окружающей среде, которую вы наблюдаете, либо во время самого наблюдения, либо после него. Установите связи между взаимодействиями, реакциями, поведением и другими явлениями.
Что такое наблюдательные исследования? — Delve
Какие бывают виды наблюдательных исследований?
Натуралистическое наблюдение
При натуралистическом наблюдении наблюдение происходит непосредственно в окружающей среде, где происходит явление.Наблюдения проводятся максимально ненавязчиво, исследователь никак не взаимодействует напрямую с участниками.
Включающее наблюдение
При включенном наблюдении исследователи активно участвуют в самом исследовании. Помимо наблюдения за поведением, исследователь может проводить интервью, делать заметки, просматривать документы и фотографировать.
Структурированное наблюдение
При структурированном наблюдении исследователи проводят наблюдения не в естественной обстановке, а в лаборатории или в смоделированной среде.Структурированное наблюдение предназначено для наблюдения за конкретным ограниченным набором поведения. Этот метод менее естественен, но позволяет задействовать меньше переменных.
Когда мне следует проводить обсервационное исследование
Вы должны проводить наблюдение, когда хотите:
Каковы преимущества и недостатки наблюдательных исследований?
Преимущества
Когда вы проводите наблюдательные исследования, вы можете наблюдать, что происходит в естественных условиях. Это позволяет вам находить идеи, которые вы обычно не могли почерпнуть из других методов исследования, таких как фокус-группы или опросы.Наблюдаемое вами поведение может быть более естественным и точным, чем если бы вы наблюдали его в контролируемой обстановке.
Недостатки
Когда вы проводите наблюдательные исследования, может быть трудно контролировать переменные, поскольку вы не контролируете окружающую среду. Кроме того, проведение наблюдательных исследований также может быть трудоемким и дорогостоящим.
Что нужно учитывать при проведении наблюдательных исследований?
Получите разрешение
Убедитесь, что у вас есть необходимые разрешения для проведения исследования.Это может варьироваться в зависимости от среды, в которой вы собираетесь, и типа людей, за которыми вы наблюдаете. Обязательно сделайте домашнее задание и получите все необходимые разрешения.
Будьте готовы и имейте резервные планы
Многое может случиться во время наблюдательного исследования. Убедитесь, что у вас есть запасные планы. Принесите запасные батарейки для фотоаппаратов, дополнительную бумагу для заметок и многое другое. Обязательно составьте план, где и когда пользоваться ванной и когда вы будете есть.Хорошее планирование заранее принесет дивиденды.
Каковы этапы наблюдения?
-
Определите цель вашего исследования.
-
Понять цель и задачи вашего исследования. Выясните, на какие вопросы вы пытаетесь ответить, и определите, за кем вы пытаетесь наблюдать и почему. См. Нашу статью о том, как поставить перед собой цель исследования.
-
-
Определите вопросы и создайте руководство для исследования
-
Установите свой метод сбора данных
-
Определите, будете ли вы использовать естественное наблюдение или подход активного участия.Решите, будете ли вы записывать аудио или видео, делать фотографии и / или делать заметки.
-
-
Соблюдайте
-
Подготовьте свои данные
-
После наблюдения подготовьте данные для анализа. Сделайте расшифровку ваших аудио- и видеозаписей и начните систематизировать свои заметки и документы. Смотрите нашу статью о том, как расшифровать аудио.
-
-
Анализируйте поведение в ваших данных
Наблюдательное обучение: примеры, этапы, история
Наблюдательное обучение описывает процесс обучения, наблюдая за другими, сохраняя информацию, а затем воспроизводя наблюдаемое поведение.Существует ряд теорий обучения, таких как классическая обусловленность и оперантная обусловленность, которые подчеркивают, как прямой опыт, подкрепление или наказание могут привести к обучению. Однако большая часть обучения происходит косвенно.
Например, подумайте о том, как ребенок может наблюдать, как взрослые машут друг другу, а затем имитировать эти действия позже. Благодаря этому процессу происходит огромное количество знаний. В психологии это называется наблюдательным обучением.
Наблюдательное обучение иногда называют формированием, моделированием и косвенным подкреплением.Хотя это может произойти в любой момент жизни, чаще всего оно встречается в детстве.
Он также играет важную роль в процессе социализации. Дети учатся вести себя и реагировать на других, наблюдая за тем, как их родители и / или опекуны взаимодействуют с другими людьми.
Verywell / Брианна Гилмартин
История
Психолог Альберт Бандура — исследователь, который чаще всего ассоциируется с обучением через наблюдение. Он и другие продемонстрировали, что мы от природы склонны к обучению с наблюдением.
Исследования показывают, что имитация с социальным пониманием обычно начинается примерно в 2 года, но будет варьироваться в зависимости от конкретного ребенка. В прошлом исследования утверждали, что новорожденные способны имитировать, но это, вероятно, неверно, поскольку новорожденные часто реагируют на стимулы так, что может показаться имитацией, но на самом деле это не так.
Основные принципы теории социального обучения
Если вы когда-нибудь корчили рожи малышу и наблюдали, как он пытается имитировать ваши движения, то, возможно, вы были свидетелями того, как обучение с наблюдением может быть такой влиятельной силой.Теория социального обучения Бандуры подчеркивает силу обучения через наблюдение.
Кукла Бобо Эксперимент
В эксперименте с куклой Бобо Бандура продемонстрировал, что маленькие дети могут имитировать агрессивные действия взрослой модели. Дети смотрели фильм, в котором взрослый неоднократно ударял по большой надувной кукле, а позже имел возможность поиграть с той же куклой.
Дети с большей вероятностью подражали насильственным действиям взрослых, когда взрослый либо не получал никаких последствий, либо когда взрослый был вознагражден.Дети, которые видели, как взрослого наказывают за такое агрессивное поведение, реже имитировали.
Примеры обучения с наблюдением
Следующие примеры демонстрируют, что наблюдательное обучение имело место.
- Ребенок смотрит, как его родители складывают белье. Позже они подбирают одежду и имитируют складывание одежды.
- Молодая пара идет на свидание в азиатский ресторан. Они наблюдают, как другие посетители ресторана едят палочками для еды, и копируют их действия, чтобы научиться пользоваться этой посудой.
- Ребенок наблюдает, как одноклассник попадает в беду из-за того, что ударил другого ребенка. Наблюдая за этим взаимодействием, они учатся тому, что не должны бить других.
- Группа детей играет в прятки. Один ребенок присоединяется к группе и не знает, что делать. Наблюдая за игрой других детей, они быстро усваивают основные правила и присоединяются к ним.
Этапы наблюдательного обучения
Есть четыре стадии обучения с наблюдением, которые необходимо пройти для того, чтобы обучение прошло осмысленно.Имейте в виду, что это отличается от простого копирования чужого поведения. Вместо этого обучение с наблюдением может включать в себя социальный и / или мотивационный компонент, который влияет на то, будет ли наблюдатель выбирать, участвовать в определенном поведении или избегать его.
Внимание
Чтобы наблюдатель мог учиться, он должен иметь правильный настрой на это. Это означает наличие энергии, чтобы учиться, оставаться сосредоточенным на том, чем занимается модель, и иметь возможность наблюдать за моделью достаточно времени, чтобы понять, что они делают.
Восприятие модели может повлиять на уровень внимания наблюдателя. Модели, которых видят, вознаграждаемые за их поведение, модели, которые привлекательны, и модели, которые рассматриваются как похожие на наблюдателя, как правило, требуют большего внимания со стороны наблюдателя.
Удержание
Если наблюдатель смог сосредоточиться на поведении модели, следующим шагом будет возможность вспомнить, что было просмотрено. Если наблюдатель не может вспомнить поведение модели, ему может потребоваться вернуться к первому этапу снова.
Репродукция
Если наблюдатель может сосредоточить внимание и удерживает информацию, следующим этапом обучения методом наблюдения будет попытка воспроизвести ее. Важно отметить, что у каждого человека будут свои уникальные способности, когда дело доходит до имитации определенного поведения, а это означает, что даже при идеальной фокусировке и запоминании некоторые виды поведения могут быть нелегко скопированы.
Мотивация
Для того, чтобы наблюдатель смог проявить это новое поведение, ему потребуется какая-то мотивация.Даже если наблюдатель может подражать модели, если у него нет побуждения к этому, он, скорее всего, не будет следовать этому новому усвоенному поведению.
Мотивация может возрасти, если наблюдатель наблюдал, как модель получает вознаграждение за участие в определенном поведении, и наблюдатель полагает, что он также получит некоторую награду, если имитирует это поведение. Мотивация может снизиться, если наблюдатель знал или был свидетелем наказания модели за определенное поведение.
Влияние на обучение с помощью наблюдений
Согласно исследованию Бандуры, существует ряд факторов, увеличивающих вероятность имитации поведения.Мы с большей вероятностью подражаем:
- Люди, которых мы считаем теплыми и заботливыми
- Люди, получающие вознаграждение за свое поведение
- Люди, занимающие авторитетное положение в нашей жизни
- Люди, похожие на нас по возрасту, полу и интересам
- Люди, которыми мы восхищаемся или которые имеют более высокий социальный статус
- Когда мы были вознаграждены за имитацию поведения в прошлом
- Когда нам не хватает уверенности в собственных знаниях или способностях
- Когда ситуация запутанная, неоднозначная или незнакомая
Положительные и отрицательные результаты
Наблюдательное обучение может обучать и укреплять или уменьшать определенные формы поведения в зависимости от множества факторов.Наблюдательное обучение, особенно распространенное в детстве, может быть ключевой частью того, как мы осваиваем новые навыки и учимся избегать последствий. Однако также высказывались опасения по поводу того, как этот тип обучения может привести к отрицательным результатам и поведению. Некоторые исследования, вдохновленные исследованиями Бандуры, были посвящены влиянию обучения с наблюдением на детей и подростков.
Например, предыдущее исследование показало прямую связь между игрой в некоторые жестокие видеоигры и увеличением агрессии в краткосрочной перспективе.Однако более поздние исследования, посвященные краткосрочному и долгосрочному влиянию видеоигр на игроков, не показали прямой связи между игрой в видеоигры и агрессивным поведением.
Точно так же исследование сексуального воздействия в СМИ и сексуального поведения подростков показало, что в целом не было связи между просмотром откровенного контента и сексом в течение следующего года.
Другое исследование показало, что если подростки в возрасте 14-15 лет одного пола вместе потребляли материалы сексуального характера и / или если родители ограничивали количество просматриваемого сексуального контента, вероятность секса была ниже.Вероятность полового акта повышается, когда сверстники противоположного пола вместе употребляют материалы сексуального характера.
Исследования показывают, что когда дело доходит до обучения с наблюдением, люди не просто имитируют то, что видят, и этот контекст имеет значение. Это может включать в себя модель, наблюдателя и участие родителей.
Слово от Verywell
Наблюдательное обучение может быть мощным инструментом обучения. Когда мы думаем о концепции обучения, мы часто говорим о прямых инструкциях или методах, основанных на подкреплении и наказании.Но большая часть обучения происходит гораздо более тонко и основывается на наблюдении за людьми вокруг нас и моделировании их действий. Этот метод обучения может применяться в самых разных условиях, включая профессиональную подготовку, образование, консультирование и психотерапию.
Процедура наблюдения — обзор
Прямое наблюдение за поведением
Прямое наблюдение включает формальное или неформальное наблюдение за явным поведением ребенка в различных естественных условиях, в том числе дома (например, дома).g., во время домашней работы, ужина, перед сном и т. д.), в школе (например, во время перемены, обеда, групповых дискуссий, самостоятельной работы и т. д.) и в других сферах (малый союз, дома друзей и т. д.). Такие наблюдения не только дают представление об интересующем поведении из первых рук, но и дают возможность наблюдать ситуационные факторы, которые вносят вклад в вариации в поведении ребенка. Джонсон и Болстад (1973) охарактеризовали развитие натуралистических процедур наблюдения как основной вклад поведенческого подхода в оценку и лечение детей.Хотя этот момент спорен, ясно, что прямое наблюдение включает наименьшее количество выводов из методов оценки, которые мы будем описывать, и, с нашей точки зрения, остается незаменимым компонентом поведенческой оценки ребенка. К сожалению, философская необходимость не всегда реализуется на практике, и это может быть особенно верно в отношении натуралистических процедур наблюдения, популярность которых, похоже, уменьшается (Hops, Davis, & Longoria, 1995). Прямые наблюдения, как правило, более трудоемки и неудобны по сравнению с другими методами оценки, и нет никакой гарантии, что целевое поведение действительно произойдет в течение назначенных периодов наблюдения.Таким образом, в некоторых случаях может потребоваться, чтобы другие значимые люди в окружении ребенка (например, родители, учителя) официально наблюдали и записывали поведение ребенка, чтобы дети наблюдали и записывали свое собственное поведение, или использовать аналогичные процедуры, в которых Цель состоит в том, чтобы понаблюдать за ребенком в смоделированной лабораторной обстановке, которая очень похожа на реальную интересующую обстановку.
Во многих случаях может быть желательно формализовать процесс прямого наблюдения, особенно если наблюдатель желает количественно оценить поведение с целью нормативных сравнений.В таких случаях может быть полезна такая мера, как форма прямого наблюдения из контрольного списка поведения детей (CBC-DOF; Achenbach, 1986). Эта мера состоит из 96 пунктов, охватывающих широкий спектр поведения детей. Форма заполняется после наблюдения за ребенком в данной обстановке в течение 10 минут после рекомендуемых трех-шести отдельных случаев. Оценки могут быть получены по шести шкалам, полученным аналитическим путем, включая замкнутость — невнимательность, гиперактивность, нервно-обсессивность, депрессию, требовательность к вниманию и агрессивность.Преимуществом CBC-DOF является его чувствительность к проблемам развития (доступна нормативная информация, основанная на возрасте и поле ребенка) и хорошие психометрические свойства (McConaughy, Achenbach, & Gent, 1988).
В других случаях наблюдатели могут пожелать количественно оценить набор очень специфических форм поведения. Примером системы, разработанной для таких целей, является Кодекс наблюдения в классе, разработанный Abikoff, Gittelman-Klein и Klein (1977) и модифицированный Abikoff и Gittelman (1985), который используется для регистрации поведения, связанного с плохой саморегуляцией в школьные настройки.Система включает систематическую регистрацию различных категорий поведения, отражающих плохую саморегуляцию, включая (но не ограничиваясь) вмешательство (словесное или физическое поведение, которое беспокоит других), вне задачи (внимание к другим стимулам. чем назначенная работа), несоблюдение (невыполнение инструкций учителя), незначительное двигательное движение (например, беспокойство и ерзание), грубое двигательное поведение (например, покидание места и / или участие в активной двигательной активности), физическая агрессия (физическая агрессия, направленная против другого человека или уничтожение чужой собственности) и подстрекательство учителя (эл.г., подняв руку, зовет учителя).
В других случаях оценщики могут захотеть одновременно записать поведение детей и взрослых, с которыми они взаимодействуют, с целью фиксации взаимного характера взаимодействий взрослый / ребенок. Поскольку такие системы записи обычно трудозатратны, их использование часто ограничивается исследованиями. Тем не менее, нельзя переоценить концептуальную привлекательность проведения наблюдений, которые одновременно уделяют внимание поведению детей и взрослых, чтобы получить информацию о том, каким образом поведение каждого из них может привести к вариациям в поведении другого, даже если такие наблюдения происходят. неформально и в неструктурированном контексте.Примерами формальных систем кодирования для одновременной записи поведения взрослых и детей являются Кодекс структуры обучения и академической реакции учащихся (CISSAR; Stanley & Greenwood, 1981; Greenwood, Delquadri, Stanley, Terry, & Hall, 1985), который используется для записи взаимодействия ученика и учителя; и матрицу классов отклика (Barkley, 1981; Mash & Barkley, 1987), систему кодирования диадического взаимодействия родителей и детей II (DPICS; Eyberg, Bessmer, Newcomb, Edward & Robinson, 1994) и систему жизни в семейной среде. (ЖИЗНЬ; Хмель, Биглан, Толман, Шерман, Артур и др., 1990), которые используются для записи взаимодействий между родителями и детьми.
Как отмечалось выше, прямое наблюдение также может осуществляться с помощью лабораторных или аналоговых настроек, которые похожи на естественную среду, но удалены от нее. Моделируемые наблюдения особенно полезны, когда целевое поведение имеет низкую частоту, когда целевое поведение не наблюдается в естественной обстановке из-за эффектов реактивности (т. Е. Ребенок не проявляет целевого поведения, потому что он или она осознает, что за ним наблюдают) , или когда целевое поведение трудно наблюдать в естественной среде из-за практических ограничений.Примером такой смоделированной системы наблюдения является ограниченная академическая ситуация (РАН), описанная Баркли (1990), которая использовалась в аналоговой оценке детей с плохой саморегуляцией. Вкратце, RAS включает помещение ребенка в игровую комнату с игрушками и небольшим рабочим столом; ребенку предлагается выполнить пакет задач по математике, а затем в течение 15–20 минут за ним наблюдают из-за двустороннего зеркала. Кодирование поведения происходит в этот период с использованием четко определенных категорий, таких как незадействованность, ерзание, вокализация, игра с объектами и отсутствие места.Главный недостаток этой системы — отсутствие нормативных данных. Степень поведения, наблюдаемого во время этой и других аналогичных процедур, распространяется на естественные условия, остается важной проблемой.
Методы наблюдений — натуралистические, участвующие и контролируемые
- Методы исследования
- Методы наблюдения
Д-р Саул МакЛеод, опубликовано в 2015 г.
Наблюдение (наблюдение за тем, что делают люди) кажется очевидным методом наблюдения. проведение исследований в области психологии.Однако существуют разные типы методов наблюдений, и необходимо проводить различия между:
1. Контролируемые наблюдения
2. Натуралистические наблюдения
3. Наблюдения участников
В дополнение к вышеперечисленным категориям наблюдения также могут быть либо открыто / разглашается (участники знают, что их изучают) или скрыто / не разглашается (исследование хранит их настоящую личность в секрете от субъектов исследования, действующих как подлинный член группы).
В целом наблюдения относительно дешевы в проведении, и исследователю требуется мало ресурсов. Однако они часто могут быть очень трудоемкими и долгими.
Контролируемое наблюдение
Контролируемое наблюдение (обычно структурированное наблюдение), скорее всего, будет проводиться в психологической лаборатории.
Исследователь решает, где будет происходить наблюдение, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и использует стандартизированную процедуру.Участники случайным образом распределяются по каждой группе независимых переменных.
Вместо того, чтобы писать подробное описание всего наблюдаемого поведения, часто легче закодировать поведение в соответствии с заранее согласованной шкалой, используя график поведения (то есть проведение структурированного наблюдения).
Исследователь систематически классифицирует наблюдаемое поведение на отдельные категории. Кодирование может включать цифры или буквы для описания характеристики или использование шкалы для измерения интенсивности поведения.
Категории в расписании закодированы, поэтому собранные данные можно легко подсчитать и превратить в статистику.
Например, Мэри Эйнсворт использовала график поведения, чтобы изучить, как младенцы реагируют на короткие периоды разлуки с матерями. Во время процедуры «Странная ситуация» измерялось интерактивное поведение младенца, направленное на мать, например
- Близость и поиск контакта
- Поддержание контакта
- Избегание близости и контакта
- Сопротивление контакту и утешение
Наблюдатель записал поведение, отображаемое в течение 15-секундных интервалов, и оценил поведение по интенсивности по шкале С 1 по 7.
Иногда за поведением участников наблюдают через двустороннее зеркало или их тайно снимают на видео. Этот метод использовал Альберт Бандура для изучения агрессии у детей (исследования куклы Бобо).
Много исследований было проведено и в лабораториях сна. Здесь к коже головы участников прикрепляются электроды, и наблюдаются изменения электрической активности мозга во время сна (аппарат называется электроэнцефалограммой — ЭЭГ).
Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет группе цель исследования, чтобы участники знали, что за ними наблюдают.
Контролируемые наблюдения также обычно не участвуют, поскольку исследователь избегает любого прямого контакта с группой, сохраняя дистанцию (например, наблюдение за двусторонним зеркалом).
Сильные стороны
1 . Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другими исследователями, используя тот же график наблюдений.Это означает, что его легко проверить на надежность.
2 . Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, легче и быстрее анализировать, поскольку они являются количественными (то есть численными), что делает этот метод менее трудоемким по сравнению с натуралистическими наблюдениями.
3 . Контролируемые наблюдения проводятся довольно быстро, что означает, что многие наблюдения могут быть проведены в течение короткого промежутка времени. Это означает, что можно получить большую выборку, в результате чего результаты будут репрезентативными и могут быть обобщены на большую популяцию.
Ограничения
1 . Контролируемым наблюдениям может не хватать достоверности из-за характеристик спроса / эффекта Хоторна. Когда участники знают, что за ними наблюдают, они могут действовать иначе.
Натуралистическое наблюдение
Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, обычно используемый психологами и другими социологами.
Этот метод предполагает наблюдение предполагает изучение спонтанного поведения участников в естественной среде.Исследователь просто записывает то, что он видит, любым способом.
В неструктурированных наблюдениях исследователь записывает все релевантное поведение без системы. Может быть слишком много записывать, и записанное поведение не обязательно может быть самым важным, поэтому этот подход обычно используется в качестве пилотного исследования, чтобы увидеть, какой тип поведения будет записан.
По сравнению с контролируемыми наблюдениями это похоже на разницу между изучением диких животных в зоопарке и изучением их в естественной среде обитания.
Что касается людей, Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образа жизни различных племен, живущих на островах в южной части Тихого океана. Кэти Сильва использовала его, чтобы изучать играющих детей, наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшире.
Сильные стороны
1 Благодаря возможности наблюдать поток поведения в собственном окружении, исследования имеют большую экологическую значимость.
2 . Подобно тематическим исследованиям, натуралистическое наблюдение часто используется для генерации новых идей.Поскольку это дает исследователю возможность изучить ситуацию в целом, он часто предлагает способы исследования, о которых раньше не задумывались.
Ограничения
1 . Эти наблюдения часто проводятся в микро (малых) масштабах и могут не иметь репрезентативной выборки (предвзятой по возрасту, полу, социальному классу или этнической принадлежности). Это может привести к тому, что результаты не смогут быть распространены на широкую общественность.
2 .Естественные наблюдения менее надежны, поскольку другие переменные невозможно контролировать. Это мешает другому исследователю повторить исследование таким же образом.
3 . Еще одним недостатком является то, что исследователь должен быть обучен распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми и заслуживают дальнейшего внимания.
4 . При наблюдениях у нас нет манипуляций с переменными (или контроля над посторонними переменными), что означает, что причинно-следственные связи не могут быть установлены.
Наблюдение с участием участников
Наблюдение с участием участников — это вариант вышеупомянутого (естественные наблюдения), но здесь исследователь присоединяется и становится частью группы, которую они изучают, чтобы получить более глубокое представление о своей жизни.
Если бы это были исследования на животных, мы бы теперь не только изучали их в их естественной среде обитания, но и жили бы вместе с ними!
Этот подход был использован Леоном Фестингером в известном исследовании религиозного культа, который считал, что конец света вот-вот наступит.Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировали, когда пророчество не сбылось.
Наблюдения участников могут быть скрытыми или открытыми. Скрытый — это то место, где исследование проводится «под прикрытием». Настоящая личность и цель исследователя скрываются от изучаемой группы.Исследователь берет на себя ложную личность и роль, обычно выдавая себя за настоящего члена группы.
С другой стороны, открыто, когда исследователь раскрывает свою истинную личность и цель группе и просит разрешения на наблюдение.
Ограничения
1 . Может быть трудно найти время / уединение для записи. Например, при скрытых наблюдениях исследователи не могут делать заметки открыто, так как это может стать их прикрытием. Это означает, что им приходится ждать, пока они останутся одни, и полагаться на свою память. Это проблема, поскольку они могут забыть детали и вряд ли запомнят прямые цитаты.
2 . Если исследователь становится слишком вовлеченным, он может потерять объективность и стать предвзятым.Всегда существует опасность, что мы «увидим» то, что ожидаем (или хотим) увидеть. Это проблема, поскольку они могут выборочно сообщать информацию, вместо того, чтобы отмечать все, что они наблюдают. Таким образом снижается достоверность их данных.
Запись данных
При контролируемых / структурированных исследованиях наблюдения важное решение, которое должен принять исследователь, состоит в том, как классифицировать и регистрировать данные. Обычно для этого используется метод отбора проб. Три основных метода выборки:
- Выборка событий .Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (событий) ему интересны, и фиксирует все происшествия. Все остальные типы поведения игнорируются.
- Выборка времени . Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет происходить только в определенные периоды времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день), и регистрирует возникновение указанного поведения только в течение этого периода.
- Мгновенный (заданное время) отбор проб . Наблюдатель заранее определяет заранее выбранные моменты, когда будет происходить наблюдение, и записывает, что происходит в этот момент.Все, что происходит до или после, игнорируется.
Как ссылаться на эту статью:
Как ссылаться на эту статью:
McLeod, S. A. (2015, 06 июня). Методы наблюдений . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/observation.html
сообщить об этом объявленииМЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Мы так много наблюдаем в природе.Мы также наблюдаем за действиями и поведением других и формируем собственные представления об этих людях. Мы смотрим на других людей, слушаем их разговоры и пытаемся понять, что они имеют в виду. Мы пытаемся вывести характеристики, мотивацию, чувства и намерения других на основе этих наблюдений.
Итак, давайте подробнее рассмотрим метод наблюдения, применяемый психологами.
С развитием психологии как объективной науки о поведении при обучении метод интроспекции был заменен тщательным наблюдением за поведением людей и животных для сбора данных исследовательскими работниками.
При интроспекции мы можем наблюдать мыслительные процессы только самих себя, но при наблюдении мы наблюдаем умственные процессы других. Следовательно, наблюдение — это наиболее часто используемый метод изучения человеческого поведения.
Значение наблюдения
Наблюдение буквально означает взгляд вовне. Факты собраны путем наблюдения
.открытое поведение человека с целью выявления основной проблемы и изучения тенденций развития различных типов.
Открытое поведение — это проявление скрытых условий внутри человека. Изучение явного поведения дает косвенные ключи к разгадке психического состояния человека. Наблюдение означает «восприятие поведения таким, какое оно есть»
По словам Гуда, «наблюдение имеет дело с явным поведением людей в соответствующих ситуациях».
Наблюдение было определено как «Измерение без инструментов».
Например, учеников в классе называют хорошими, удовлетворительными или плохими в успеваемости, ленивыми или прилежными в учебе и т. Д.на основании наблюдения. Наблюдение — это косвенный подход к изучению психических процессов других людей через наблюдение за их внешним поведением. Например, если кто-то хмурится, воет, скрипит зубами, сжимает кулаки, вы можете сказать, что человек злится, наблюдая только за этими внешними признаками своего поведения.
В процессе наблюдения обычно требуются следующие четыре этапа:
1. Наблюдение за поведением:
Первым этапом метода наблюдения является непосредственное восприятие или наблюдение за поведением исследуемых людей.Например, если мы хотим наблюдать за социальным поведением детей, мы можем наблюдать его, когда они собираются и играют.
2. Запись наблюдаемого поведения:
Наблюдение должно быть тщательно и немедленно отмечено и записано. Между воспроизведением и записью должно быть минимальное время. Это сделает наблюдение более объективным.
3. Анализ и интерпретация поведения:
Когда записи наблюдаемого поведения завершены, они анализируются объективно и с научной точки зрения, чтобы интерпретировать модели поведения.
4. Обобщение:
На основе анализа и интерпретации данных, собранных с помощью метода наблюдений, можно сделать определенные обобщения. Социальное развитие и поведение детей описаны детскими психологами на основе обобщения, основанного на анализе и интерпретации данных, собранных с помощью метода наблюдения.
Типы наблюдений:
1. Природный заповедник:
При естественном наблюдении мы наблюдаем специфические поведенческие характеристики детей в естественных условиях. Субъект не осознает, что за его поведением кто-то наблюдает.
2. Участник — Наблюдение:
Здесь наблюдатель становится частью группы, которую он хочет наблюдать. Он раскрывает мелкие и скрытые факты.
3. Наблюдение за неучастием:
Здесь наблюдатель наблюдает в таком положении, которое меньше всего беспокоит изучаемого субъекта, конкретное поведение наблюдается в естественной обстановке, при этом субъекты не осознают, что за ними кто-то наблюдает. Наблюдение без участия разрешает использование записывающих устройств.
4. Наблюдение за структурой:
Здесь наблюдатель устанавливает форму и категории, в рамках которых он желает проанализировать проблему.Наблюдатель всегда в поле зрения
a] Система отсчета b] Единицы времени.
в] Пределы акта
5. Неструктурированное наблюдение :
Это также называется неконтролируемым или свободным наблюдением. В основном это связано с включенным наблюдением, в котором наблюдатель принимает на себя роль члена наблюдаемой группы. Здесь за человеком наблюдают, когда он находится в своем классе, на игровой площадке или когда он перемещается со своими друзьями, а класс следует за ним, не зная, что за ним наблюдают.
Наблюдение — очень полезный метод изучения ребенка и его поведения. Метод наблюдения, широко используемый в психологии, имеет следующие достоинства:
Достоинства метода наблюдения
1. Будучи записью фактического поведения ребенка, он более надежен и объективен, чем самоанализ.
2. Это отличный источник информации о том, что на самом деле происходит в классе.
3. Это исследование человека в естественной ситуации, поэтому оно более полезно, чем ограниченное исследование в тестовой ситуации.
4. Метод можно использовать с детьми любого возраста. Чем младше ребенок, тем легче за ним наблюдать. Этот метод оказался очень полезным для застенчивых детей.
5. Его можно использовать в любой ситуации — при физической активности, на семинарах и в классе.
6. Подходит как для индивидуального, так и для группового использования.
Хотя наблюдение считается эффективным методом психологических исследований, оно имеет следующие недостатки: ограничения:
Ограничения метода наблюдения :
1.Существует большой простор для личных предубеждений и предвзятости наблюдателя. Наблюдателей интересуют, ценности могут исказить наблюдение.
2. Записи не могут быть записаны со стопроцентной точностью, так как наблюдения записываются после наблюдения за действиями. Есть временная задержка.
3. Наблюдатель может получить только небольшую выборку для изучения поведения. Очень сложно наблюдать за всем, что делает или говорит студент. По возможности наблюдение следует вести по нескольким событиям.
4. Он выявляет только явное поведение — поведение, которое выражается, а не то, что находится внутри.
5. Ему не хватает воспроизводимости, поскольку каждая естественная ситуация может возникнуть только один раз.
Рассматривая недостатки метода наблюдения, психологи предложили различные рекомендации, которым необходимо следовать, чтобы сделать хорошее наблюдение. Некоторые из них являются важными руководящими принципами для правильного наблюдения.
Основные принципы проведения точных наблюдений
1.Наблюдайте за одним человеком за раз. Желательно сосредоточить внимание только на одном человеке за раз, чтобы собрать исчерпывающие данные.
2. Имейте определенные критерии для проведения наблюдений. Цель наблюдения должна быть ясна наблюдателю до того, как он или она начнет наблюдение, чтобы можно было отметить основные характеристики или поведение человека, выполняющего цель.
3. Наблюдения следует проводить в течение определенного периода времени. Чтобы реально оценить истинное поведение человека, его нужно наблюдать как можно чаще.Одного наблюдения недостаточно, чтобы сказать нам, что это характеристика человека.
4. Наблюдения должны проводиться в различных и естественных ситуациях в естественных условиях, чтобы повысить их достоверность. Например, поведение ученика в классе может быть для него нетипичным; поэтому за ним следует наблюдать в различных условиях, чтобы узнать, какое поведение наиболее типично для этого человека.
5. Наблюдайте за учеником в контексте общей ситуации.
6. Наблюдаемые факты должны быть зафиксированы немедленно, то есть как раз в момент их появления. В противном случае наблюдатель может забыть некоторые факты, и запись может быть неточной.
7. Лучше иметь двух или более наблюдателей.
8. Наблюдения должны производиться в благоприятных условиях. Наблюдатель должен иметь возможность четко наблюдать за тем, что он или она наблюдает. Не должно быть чрезмерного отвлечения или беспокойства. Следует также иметь отношение, свободное от каких-либо предубеждений или предубеждений в отношении наблюдаемого человека.
9. Данные наблюдений следует объединять с другими данными. Придя к окончательному выводу о человеке, нужно собрать воедино все, что мы знаем об этом человеке из других источников, тогда мы сможем дать целостную и всеобъемлющую картину человека.
Эти меры предосторожности необходимо учитывать для получения надежных наблюдений.
.