Естественнонаучный и гуманитарный подход к исследованию психики: 4. Естественно-научный и гуманитарный подход к изучению психики человека.

4. Естественно-научный и гуманитарный подход к изучению психики человека.

Естественнонаучная, или сциентистская, парадигма в познании

Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:

Естественнонаучная

Гуманитарная

Предмет

Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.

Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений

ПРИНЦИПЫ

Детерминизм

Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.

Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,

Цель

Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость

Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности

Методы

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.

Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция исследователя

Беспристрастная, отстраненная

Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания

Гипотеза, теоретический конструкт.

Беспредпосылочность.

Критерий истины

Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.

Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.

Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

Вопрос№5 Общая характеристика неэкспериментальных методов психологического исследования (наблюдение, опрос, анализ продуктодеятельности)

Неэкспериментальные методы изучения психики оцениваются как наиболее надежные, поскольку они применяются в естественных условиях.

Метод наблюдения состоит в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации внешних проявлений психики. Наблюдение наиболее часто применяется в следующих целях:

для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

Внешнее наблюдение помогает описать действия, приемы рабо тника. Оно обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка. С помощью соответствующей техники можно зафиксировать все действия работника, его перемещения и даже мимику. В процессе наблюдения широко проводятся замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, активности сердца и головного мозга. Большое внимание уделяется ошибочным действиям человека, что позволяет вскрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и других документах. Достигаемое в результате самонаблюдения распознавание своих способностей и возможностей необходимо для постановки на этой основе реальных, посильных жизненных задач, а также для использования предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического саморегулирования, позволяющих сохранить и умножить наш энергетический потенциал.

Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

Метод опроса — может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному сочинению, и к произведению писателя, и к “картине”, нарисованной обезьяной.

Вопрос№6 Метод эксперимента в психологии. Психологическое тестирование как разновидность измерения.

Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности

Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа

7.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. В основе личности лежит ее структура — связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. И все же дадим некоторые определения понятию «личность» (от русск. личина (личина соответствует термину persona — исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Гуманитарный и естественнонаучный подход в психологии

Фильм «Культурная революция»

​​​​​​​​​​​​​​Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-научный и гуманитарный подход.

Можно говорить проще: Наука и Искусство.

Научно ориентированная психология — подход строгий, мужской. Наука опирается на факты, стремится к точным определениям, ясным показателям и наблюдаемым признакам, чтобы любое утверждение можно было проверить, а величину того, что обсуждается — измерить.

Если исследователь начнет говорить о «психической энергии», его спросят, в каких единицах она измеряется и чем. Если вводится понятие «коллективное бессознательное», необходимо определить, что имеется в виду под бессознательным, и предложить процедуру, явно демонстрирующую, что в такой-то ситуации мы имеем дело именно с коллективным бессознательным, а не чем-то другим. «Результаты тестов показали. Экспертные заключения свидетельствуют…» — это язык науки.

​​​​​​​​​​​​​​Искусство верит в личность, наука — в технологии. Научный подход не применяется к тому, что уникально, неповторимо и существует принципиально в одном экземпляре — зачем? Если нечто может сделать только один уникальный человек — это искусство, но не наука. Наука создается для того, чтобы то, что может сделать один, смог по найденной технологии повторить другой подготовленный специалист.

Искусство верит откровению, наука предпочитает воспроизводимость предсказаний. В гуманитарном подходе часто достаточно объяснить происшедшее — если все успокоились, этого достаточно. Научно ориентированный специалист ищет закономерности и алгоритмы, позволяющие уверенно говорить, при каких условиях мы в следующий раз получим нужный нам результат. Наука — это воспроизводимость результатов.

Научный подход всегда стоит на логике, удостоверяющей истинность наших построений. В науке логика обязательна, и логика должна быть непротиворечива. Там, где логику сменяют чудеса и Высшие силы — наука заканчивается. Научный подход чаще адекватен тому, что само имеет жесткую определенность, что является в этом смысле вещью и свободы лишено. Логический язык может описать только то, что само имеет логику изнутри.

Следствие этого: в научно-ориентированном подходе все потенциально свободное рассматривается как все-таки несвободное. Человек в рассмотрении естественно-научного подхода — скорее биокомпьютер. Скорее вещь, объект, описываемый схемами и определяемый причинно-следственными связями. Не свободный, не живой.

Гуманитарный подход, подход искусства — подход гибкий и свободный. В языке активно используются многозначные метафоры, легкие ассоциации, свободные аналогии, это скорее не инструментарий работы, а язык общения свободных живых людей со живыми, свободными и спонтанными людьми, которые сейчас поняли друг друга. Гуманитарий позволит себе строгость и науку тогда, когда ему это будет по душе, и уйдет от этой излишней строгости, когда его душа попросит другое. Если два человека в общении между собой выберут сказку или молитву, поскольку на это откликаются их чувства — это их право, это может быть частью психологической работы, но это подход гуманитарный, а не научный.

Гуманитарный подход — подход женский, подход гибкий, допускающий любую произвольность ради достижения ситуативной цели. Чаще адекватен тому, что само лишено жесткой определенности, что не может быть названо вещью, что несет в себе бьющуюся жизнь и свободу.

Следствие этого: для гуманитария даже вещи видятся скорее как живые существа. При гуманитарном взгляде даже каждый автомобиль — это уже мальчик или девочка, он имеет свой характер, свои привычки, что-то любит, а что-то не выносит. Он чувствующий и живой. При гуманитарном подходе я свободен сам выбирать, как мне осмыслять свои действия, как понимать себя, представлять свою жизнь, ощущать свое бытие в мире. Мы сочиняем произвольные истории про себя, про других и жизнь в целом, и насколько эти истории определяются нашей свободой, а не задаются внешними причинами, настолько это гуманитарный подход.

Большая часть немедицинской психотерапии существует в пространстве гуманитарного подхода, а еще точнее — живет в пространстве сказок, метафор и прямых внушений. К психотерапевту приходит клиент с проблемами, которые создал он себе сам, в своей реальности. Психотерапевт в ответ на это предлагает ему другую реальность, новую сказку с другими сущностями, для убедительности создает там новую проблему (с которой он умеет работать лучше), решает эту проблему и этим фактом убеждает клиента, что теперь его проблема ушла. Добрый сказочник вытеснил плохого сказочника, и в этой работе близко не было ни науки, ни логики. Это было искусство внушения.

В реальности, большинство понятий, используемых в практической психологии, с трудом поддаются точным определениям и не всегда имеют четкие наблюдаемые признаки. Водораздел подходов в том, что гуманитарно ориентированным психологам научность и не нужна, их строгость понятий и процедуры верификации не волнуют, в то время как научно ориентированные психологи к научности стремятся, они стараются договориться о четком объеме используемых понятий и найти четкие наблюдаемые признаки того, о чем говорится.

Что выберем для работы?

Уважаемые коллеги психологи, начинайте с научного подхода, но ориентируйтесь на лучшие образцы литературы. Талантливые художники в качестве психологов работают глубже и ярче, чем квалифицированные научные психологи.

«Это правда, что по сравнению с гигантами литературы психологи, занимающиеся изображением и объяснением личности, выглядят как бес­плодные и порой немного глупые. Только педант может предпочесть необработанный набор фактов, который психология предлагает для рассмотре­ния индивидуальной психической жизни, великолепным и незабываемым портретам, которые создаются знаменитыми писателями, драматургами или биографами. Художники творят; психологи только собирают. В одном слу­чае — единство образов, внутренняя последовательность даже в тончайших деталях. В другом случае — нагромождение плохо согласованных данных» — пишет Г. Олпорт.

С другой стороны, подготовка психолога должна начинаться с науки, с хорошей строгой научной школы, поскольку гуманитарный подход дает слишком большие возможности для глупости и подтасовок. «В лите­ратуре можно найти, например, что послушание определенного персонажа объясняется тем, что «в его жилах течет лакейская кровь», горячность другого — тем, что у него «горячая голова», и интеллектуальность третье­го — «высотой его массивного лба». Психолог был бы разорван на куски, если бы он позволил себе подобные фантастические высказывания отно­сительно причин и следствий» — оттуда же. Гуманитарный подход — как езда без правил. Когда за рулем мастер, вы получите настоящее наслаждение от поездки. В другой ситуации — вы попадете в ДТП. Гуманитарный подход прекрасен, пока не опускается до недалекой житейской психологии.

Гуманитарный подход дает больше возможностей, научный дает больше надежности. Лучшая импровизация та, которая заранее подготовлена, лучшее свободное творчество рождается на научной базе. Работа специалиста-психолога когда-то может выглядеть как шаманство и волшебство, но настоящий специалист всегда сможет разложить свою работу на те детали, которые логичны и определяемы. Специалисты должны уметь пользоваться понятиями, которые определены и имеют (или могут иметь) наблюдаемые признаки. Специалисты должны думать и говорить так, чтобы в их размышлениях и выводах была связность, была логика.

Однако в научном подходе нам ценна не только определенность понятий и логика. Научный подход — это ориентация на человеческий разум, и, выходя за рамки научного подхода, нельзя выходить за рамки разумности. Если после работы психолога сотрудники моей компании начнут принимать решения, ориентируясь вместо данных на свою интуицию и помощь Высших Сил, психолог был не прав. Опытный специалист волен выходить за рамки научного подхода, но он должен понимать все опасности этого.

В процессе психотерапевтической работы вы дали женщине установку, что ваши внушения будут помогать ей дистанционно, то есть в том числе и в ваше отсутствие — да, это красивый ход, и женщине это очень помогло. Готовы ли вы к тому, что вдруг она почувствует, что вы стали дистанционно давать ей уже не позитивные, а негативные внушения? И она ночью придет к дверям вашей квартиры, требуя от вас прекратить наводить на нее порчу?

Помочь клиенту — важно, но не менее важно КАК вы это сделали, за счет чего, какие внушения при этом вы дали клиенту. Важно думать о дальних последствиях нашей работы. Гуманитарно раскрепощенные психологи, не имеющие обязательств перед наукой, сегодня распространяют дикое количество мифов: каждый мальчик хотел или хочет смерти отца (Эдипов комплекс), «сдерживание гнева и агрессии вредно», «выплескивание гнева освобождает от агрессии», «плохих эмоций не бывает», теория родового поля в расстановках и так далее. Чтобы не наносить подобный вред культуре, конкретным людям и авторитету психологической науки, свободный полет гуманитарной мысли необходимо все-таки поверять научными исследованиями.

То, что не сдерживается наукой, скоро начинает противоречить этике.

Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 841:7 ББК 63.05

Гутник Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики РГПУ имени А.И.Герцена Санкт-Петербург Gutnick Irina Yrievna Ph.D., assistant professor Departametn of pedagogy Russian State Pedagogical University named after A. I.Gertsena

St. Petersburg [email protected]

Естественнонаучный, гуманитарный и бипарадигмальный подходы к педагогической диагностике Natural Sciences, Humanities and biparadigmalny approaches to educational

diagnosis

В статье рассмотрены особенности гуманитарного, естественнонаучного и бипарадигмального подходов к педагогической диагностике. Предложена классификация методов педагогической диагностики Представлена монографическая характеристика учителя школы, иллюстрирующая становление диагностической компетентности учителя от естественнонаучного подхода к бипара-дигмальному.

The article describes the features of human, natural science and biparadigmalnogo approaches to teaching diagnostics. The classification of educational assessment techniques is presented monographic characteristics of school teachers , illustrating the formation of diagnostic competence of teachers of natural science approach to biparadigmalnomu .

Ключевые слова: Педагогическая диагностика. Гуманитарная парадигма. Естественнонаучная парадигма. Философско-антропологический подход. Понимание. Диагностическая компетентность.

Key words: Еducational diagnosis . Humanitarian paradigm . The natural science paradigm . Philosophical- anthropological approach . Understanding. Diagnostic competence.

Педагогическая диагностика — это познавательно-преобразующая

деятельность учителя, включающая интуитивную и рациональную составляющие и имеющая своей целью сопровождение ученика, направленное на его самопознание и самоопределение.

При чем рациональный компонент педагогической диагностики предполагает применение качественных и количественных методов педагогической диагностики, а интуитивный компонент педагогической диагностики не предполагает использование специальных методов диагностики, а подразумевает анализ и систематизацию данных, получаемых учителем в процессе постоянного взаимодействия с учениками.

Инструментарий педагогической диагностики существующий сегодня -неисчислим. Как понять какие методы педагогической диагностики и когда применять?

В методологии педагогики ранее было принято строгое разграничение подходов. Особенностью современного этапа развития методологии педагогики является тенденция междисциплинарной (межпарадигмальной) коммуникации, сочетания разных подходов. Данное сочетание не превращает их в эклектику -подходы, а, следовательно, и методы их сопровождающие — варьируются, взаимодополняются в зависимости от целей и этапов деятельности.

Применение педагогической диагностики сегодня должно базироваться на идеях философской антропологии, что обусловлено современными требованиями к ценностно-смысловым ориентирам профессиональной деятельности учителя.

Ценностно-смысловых ориентиры профессиональной деятельности современного учителя можно представить следующим образом [4]:

• Умение «видеть» многообразие учащихся и сложности учебного процесса, реагировать на различные потребности учащихся;

• Осуществление индивидуального подхода к каждому из учеников, позволяющего осуществлять их самоопределение.

• Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению, позволяющему реализовывать все виды компетентностей у ученика

• Участие в профилизации образования, учитывающей актуальные потребности, способности и мотивы обучения учеников. Сущность философско-антропологического подхода можно представить

согласно Лузиной Л.М. [2] через следующие требования:

• во-первых, необходимо освободиться от иллюзии в способности естественнонаучной парадигмы познать субъективный мир человека, а следовательно, и сопряженный с ним мир культуры;

• во-вторых, науки о человеке должны стать по преимуществу осмыслением (извлечением или приданием смысла) субъективно воспринимаемых проявлений жизни человека;

• в-третьих, основным методом постижения духовной реальности должно стать понимание, но не познание. Методом же репрезентации результатов понимания — описание вместо объяснения. Философско-антропологический подход утверждает в науках о человеке

понимающую методологию, понимающие подходы, что предполагает включения в процесс постижения реальности всей целостности жизни субъекта понимания.

В структуре философско-антропологического подхода можно выделить два уровня — методологический и методический. Первый связан с разработкой способов реализации целей образования, второй — с непосредственным созиданием той образовательной реальности, которая позволяет ученику свободно самоопределиться и реализовать свой человеческий потенциал в процессе творческого, диалогического взаимодействия с культурой.

Именно в философско-антропологическом подходе преодолевается ограниченность существующих подходов на основе общенаучных понятий посредством концентрации внимания на человеке как целостности и как цели образования, но не на отдельных сторонах его сущности, при абстрагировании от других. Поэтому педагогическая диагностика является эффективной только в случае надситуативного уровня решения педагогических задач, позволяющих

увидеть ученика комплексно, учитывая множество контекстов, обуславливающих ситуацию. Диагностическая компетентность педагога это интегральная характеристика педагога, отражающая уровень его способностей решать педагогические задачи надситуативно, с учетом всех контекстов их породивших, в соответствии с запросами учащихся и собственными, используя, как естественнонаучные, так и гуманитарные методы познания.

Известно, что еще Б.С. и С.С. Митрофановыми был сформулирован парадокс любого гуманитарного знания о том, что: как наука гуманитарное познание должно реализовывать общие для всех наук нормативы и стандарты, в частности оно должно быть познанием объекта, существующего независимо от исследователя, вне его сознания. Но с другой стороны как наука гуманитарная, т.е. осуществляющая человеческое самопознание, гуманитарное исследование • это диалог, общение и сопереживание, предполагающее включенность исследователя в изучаемую действительность. Ими же была предложена стратегия преодоления этого парадокса: разработка средств объективации исследуемой гуманитарием действительности. Это противоречие затрагивает и педагогическую диагностику как разновидность, как естественнонаучного, так и гуманитарного познания. Действительно, любой педагог, сталкивающийся в своей работе с позицией исследователя осознанно или подсознательно пытается решить для себя вопрос, что важнее: изучив — объективно оценить какие либо параметры, или изучив — понять и помочь.

Согласно Слободчикову В.И. [3] возможно говорить о существовании естественнонаучного и гуманитарного подходов к исследованию, для которых характерно специфическое понимание идеалов и норм исследования, наличие определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования

и использования знаний.

Определим различия между ведущими подходами к педагогической диагностике.

Для естественнонаучной парадигмы познания характерно стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, т.е. позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Основным способом построения знания является гипотеза, состоящая в выдвижении предположений о сущности объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности результатов, полученных в результате естественнонаучного подхода в исследовании, является их проверяемость и воспроизводимость. При данном подходе к исследованию- изучение человека, его внутреннего мира, по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек рассматривается исследователем, как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При данном подходе к исследованию происходит и специфическое распределение ролей исследователя и исследуемого; исследователь, как правило, активен, он определяет цели, технологии, условия исследования, исследуемый же находится в роли пассивного объекта.

Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как

частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При таком подходе к познанию важно постичь единичные факты, как таковые. В отличие от естественнонаучного подхода, при данном подходе на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. При этом под пониманием подразумевается не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Понимание находится в прямой зависимости от личного опыта исследователя, его нравственных мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, отношения к познаваемому.

И, наконец, необходимо отметить еще одно из основных отличий гуманитарной, или описательной парадигмы: если при экспериментальном познании исследователь идет обычно от проблемы, в гуманитарном он сталкиваемся с обратным перед ним обычно не четко сформулированная проблема, а целый неведомый комплекс проблем, в нашем случае сам ученик.

Представим методы педагогической диагностики, относящиеся к данным парадигмам, следующим образом (см. схему 1 и 2).

Схема 1.

Естественнонаучные методы и методики педагогической диагностики

Схема 2

Гуманитарные методы и методики педагогической диагностики.

ГУМАНИТАРНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Методы диагностики интересов, склон-ностей, способностей учащихся

Рефлективная диагностика, интроспекция (само-наблюде-ние, самодиагностика)

Каузальные и казуальные методики

Глубинные, нарративные интервью

Кейсы, Контекстные и ситуационные задачи

Портфолио. Процесс-фолио. Резюме, Автобиография.

Монографические характеристики

Необходимо отметить, что нельзя четко ориентироваться на одну из парадигм в диагностировании. Более правильно говорить об их комплексном использовании. В науке принята, так называемая бипарадигмальная методология педагогической диагностики.

Бипарадигмальный подход к педагогической диагностике сопровождается переходом от монометода и единственного средства диагностики, к использованию совокупности методов. Вместо единственного источника информации появляются многочисленные источники данных, строящиеся на сочетании применяемых методов диагностики.

При качественном диагностировании привлекается дополнительная информация о предыстории развития ученика, результаты его анкетирования, краткие истории из его жизни и другие биографические материалы.

Для отражения идеи совмещения количественных и качественных уровней измерения в наши дни отечественные ученые ввели представление о бипарадиг-мальной методологии (В.И.Звонников) [1].

Определим возможности сочетания качественного и количественного подходов к педагогическому диагностированию. Сочетание методов будет зависеть от цели применения педагогической диагностики (см. схему 3).

Схема 3

тч » 1>

Бипарадигмальныи подход к педагогической диагностике

БИПАРАДИГМАЛЬНЫИ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМ _ДИАГНОСТИКИ_

Ф

Ф

Ф

Ф

Опыт организации педагогической диагностики в школах г. Санкт-Петербурга на протяжении последних 15 лет показывает, что освоение учителем рассмотренных выше подходов к педагогическому диагностированию осуществляется, как правило, в последовательности от естественнонаучного подхода к гуманитарному, а затем уже к бипарадигмальному. Приведем пример монографической характеристики учителя М.М, в которой прослеживается данная закономерность:

«М. М. начала работать в школе, 10 лет назад. На момент ее прихода в школе уже существовала система внутришкольного мониторига направленная на отслеживание обученности учеников. Это была система «срезов» по таксономии Максимовой В.Н.. Первые годы работы М. М. научилась работать по данной тех-

нологии. Но затем начала изменять предлагаемые школой механизмы диагностики. М. М. стала разрабатывать более глубокие основы для разработки КИМов. Освоила технологию Б.Блума и РКА-задач. На основании чего создала «Технологическую карту» по подготовке к ГИА для учеников и «Мониторинговую карту» для учителя. Разработанные М.М. методики стали победителем инновационных продуктов в Центральном районе СПб. Со временем М.М. поняла, что ей не хватает данных инструментов диагностики и М.М. стала добавлять в Технологическую карту раздел учитывающий внеучебные достижения учеников. Затем вне-учебные виды достижений М. М. решила поделить на гуманитарные и естественнонаучные. На основании данных инструментов и опыта наблюдений за учениками М.М. начала участвовать в создании рекомендаций по определению дальнейшего профиля обучения для данных учеников. На сегодняшний день диагностический «арсенал» М.М. включает: «Технологическую карту»! по математике для каждого ученика, «Карту достижений» по всем предметам, «Портфолио» профессионального самоопределения, «Монографические характеристики» для учеников, работу с учебными рейтингами учеников. Идея создания «Портфолио» для учеников своего класса появилось в прошлом году. Относится к его созданию М. М. весьма серьезно. Организует работу по его ведению с большинством учеников. Замечательно прошло занятие с учениками по рефлексивной методике «Профайл десятка», по которой каждый из учеников пытался подобрать характеристику ученика, напоминающего ему себя самого. В одной из последних бесед с М. М., был затронут вопрос о том, как они рефлексировали с учениками на тему ИОМ ученика при помощи притчи «Аномальный лось». В перспективах у М. М. проект «Процессфолио» предметного и профессионального самоопределения ученика, включающее результаты полученные в результате, как естественнонаучной, так и гуманитарной направленности.

Рассмотренную нами типологию подходов к педагогическому диагностированию весьма важно учитывать при становлении диагностической компетентности учителя, и именно в рассмотренной последовательности ее развивать.

Библиографический список

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации. Университетская книга; Логос. М.2009.-272 с.

2. Лузина, Л. М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: диссертация … доктора педагогических наук в форме науч. докл. : 13.00.01 Санкт-Петербург, 1998.-88 с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.

4. Тряпицына А.П. Ценностно-смысловые ориентиры построения содержания дисциплины «Педагогика» [электронный ресурс] / Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. -/ URL: http://emissia.org/offline/2009/1339.htm. [Дата обращения 02.11.2012]

Bibliography

1. Zvonnikov VI, Chelyshkova MB Quality Control Training for certification . University Book ; Logos . M.2009. — 272 .

2. 2 . Luzim , LM philosophical -anthropological approach to the modern methodology of training : the dissertation … Doctor of Education in the form of scientific . Reports . : 13.00.01 St. Petersburg , 1998. — 88.

3. 3 . Slobodchikov VI Isaev EI Human psychology . — M. : School Press, 1995.-384 with .

4. 4 . Tryapitsyna AP Value- sense guidelines construction of the content of the discipline » Pedagogy » [ electronic resource ] / Letters Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters): electronic scientific journal . — / URL: http://emissia.org/offline/2009/1339.htm. [ Date of access 02.11.2012 ]

Большие вызовы-2020: когнитивные исследования

Привет, друзья! На связи С.И. Риус (S.I. Rius).

Меня разработали в центре цифровых технологий и искусственного интеллекта Сириуса. Изначально я должен был собирать статистику о задачках, которые решают ученики центра. Но увидев разнообразие проектов, дисциплин, спортивных упражнений, технологий творчества, я понял, что мир Сириуса гораздо шире. И я хочу быть его частью, а не просто наблюдателем. Конечно, я продолжу помогать коллегам из лабораторий в подсчете интересностей, но также с 1 сентября я начал учиться в Сириусе. Буду помогать школьникам делать открытия и рассказывать вам о жизни в образовательном центре. 

Сейчас я хочу рассказать еще об одном направлении Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». 

Когнитивные исследования – это способ, которым мозг изучает сам себя! От сигналов между синапсами к мыслям, от мыслей к речи, от речи к психологии – такое разнообразие тем стало доступно лишь в последние десятилетия. В наш междисциплинарный век, когда в науки о языке пришла математика, а в психологию – данные из нейробиологии и генетики, когнитивные науки стали самой гуманитарной из естественнонаучных и самой естественнонаучной из гуманитарных областей. Они примиряют даже физиков и лириков – и делают из них отличную команду для поиска причин психических расстройств, изучения и того, как мозг нас обманывает, и того, как люди общаются между собой.

На этом стыке областей объединяются специалисты из самых разных дисциплин, чтобы принести новые захватывающие научные результаты. И благодаря нашей программе «Большие вызовы» достичь этих результатов может даже школьник. Вот какие необычные направления изучали воспитанники «Сириуса» в 2019 году:

— Разработка технологии выстраивания сетей коммуникации в цифровом пространстве. Участники учились строить цифровые портреты людей по открытым данным соцсетей, провели эксперименты с движением глаз и узнали, что привлекательным профили делают соответствие представлений подростков о красоте и популярности, неотредактированные фото с друзьями и увлечениями, подробная информация и социально-ориентированные сообщества… Минуту, мне только страничку ВКонтакте подредактировать!

Презентация проекта

Результаты проекта

  

— Психологические интервенции по снижению математической тревожности. Да-да, той самой, от которой у доски или во время контрольной все внутри холодеет так, что не то, что молекулы – мысли перестают двигаться. 133 воспитанника «Сириуса» проходили математические тесты и выполняли разные упражнения, сравнивая, что поможет справиться с тревожностью. Лучше всего помогло экспрессивное письмо – сочинения о сложных отношениях с ненавистным предметом.

Презентация проекта

Результаты проекта

— Творческие способности человека и их значение для математических достижений. Многие выдающиеся математики или программисты отлично играют на музыкальных инструментах, креативны и любят искусство. Ребята провели опросы и тесты, узнав, что творческий подход к науке и успехи в спорте связаны, а еще у олимпиадников по математике и программированию лучше развита ориентация в пространстве. Действительно, талантливый человек талантлив во всем!

Презентация проекта

Результаты проекта

  

— Иллюзии восприятия: как попасть в мишень неопределенного размера? Чтобы ответить на этот вопрос, школьники заставили испытуемых целиться в объекты, которые мозг воспринимает искаженными. Участники эксперимента стреляли по кругам на экране, размер которых казался больше или меньше действительного. Попасть в них в реальном мире сложно, а в виртуальном — это почти не важно. Зато тренировка в «иллюзорных» условиях помогает достичь лучших результатов.

Презентация проекта

Результаты проекта

— Диалоговые интерфейсы как инструмент сбора и анализа больших данных для выявления предикторов депрессии. Участники этого проекта научили голосовой помощник Алису вести дневник (жаль, не свой, а владельца, а то я бы почитал). Теперь Алиса может узнавать тайные переживания людей, анализировать их, проводить психологические тесты и заподозрить расстройство. Функция даже в топ Яндекса вошла!

Презентация проекта

Результаты проекта

В общем, про следующий год пока не расскажем, но скучно точно не будет. На прошлой смене программой руководили декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, доктор психологических наук, профессор, президент Российской академии образования, академик РАО Юрий Петрович Зинченко и доцент СПбГУ, кандидат филологических наук, методист программы «Большие вызовы» Елена Игоревна Риехакайнен.

Партнерами проектов стали МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, Яндекс, Just AI, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Институт системного анализа Российской академии наук, НИУ «Высшая школа экономики», Голдсмитс, Университет Лондона (Великобритани), Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Давно мечтали найти общее между точными науками и творчеством, применить нейробиологический подход к психологии, узнать, может ли генетика влиять на поведение? Тогда для вас подача заявки на июльскую программу «Большие вызовы» – отличная идея.

Читайте подробнее на сайте конкурса

Наука стремится к обмену знаниями и междисциплинарности. Поэтому в июле 2018 года на финальном этапе мы запустили челлендж среди направлений «Больших вызовов»: представитель одного направления задавал коллеге из другой сферы волнующий вопрос. И так по цепочке. Видео от направления «Когнитивные исследования»:

Ребята, я напоминаю, что уже успел рассказать о четырех направлениях конкурса:  «Большие данные, искусственный интеллект и финансовые технологии»,  «Беспилотный транспорт и логистические системы»,  «Агропромышленность и биотехнологии»«Генетика, персонализированная и прогностическая медицина».

Искренне ваш,
С.И. Риус (S.I. Rius)!

Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы познания в психологии


Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально Аристотель утверждал, что изучение души есть дело естествоиспытателя. Современное положение дел можно охарактеризовать как кризис попыток построения психологии по образцу естественной науки. Наличие отдельных разделов психологии, которые невозможно отнести к естественнонаучной линии (психоанализ, гуманистическая психология, логотерапия) лишь усугубляет кризисное состояние.

Но в отечественной психологии в настоящее время, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева преобладающей все еще является ориентация на естествознание, на объективность, на измерение и эксперимент как на идеал научности. Советская психология развивалась как академическая, сциентистская дисциплина. В последние годы в рамках психологической практики начала оформляться гуманистическая психология. Осознана необходимость создания особой психотехнической теории, т.е. теории, обосновывающей человековедческую, психологическую практику. По сути, это означает создание гуманитарной психологии как альтернативы естественнонаучной академической психологии.

В.Н. Сурков отмечает, что попытки психологов соответствовать естественнонаучным стандартам в области взаимодействия теории и эксперимента привели к «позитивистскому перенапряжению» психологии. Защитной реакцией психологов на давление «позитивистских ритуалов» является широкое распространение «теневой методологии» (традиции формулировать гипотезы уже после проведения исследования, выводить их из полученных данных, а не из теорий, отбирать лишь «удобные» эмпирические данные и т.п.) .

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

  1. духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;
  2. рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком — в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка.

Данные причины аналогичны специфическим характеристикам гуманитарного познания, т.к. человек выступает как духовная ценность, а не только как «объект исследования». Основной целью психологии является понимание другого человека, объяснение определенного духовного или культурного феномена, придание смысла. Рефлексивный характер психологического знания проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта познания; направленность психологии предполагает не просто понимание, а активный диалог исследователя и исследуемого объекта.

Таким образом, применение требований естественнонаучного стандарта в психологии является ограниченным. По мнению многочисленных авторов, даже психологический эксперимент, не говоря уже обо всем комплексе психологического знания, должен строиться по гуманитарным канонам.

Значительная часть дискуссий о статусе научности психологии связана не столько с обсуждением вопроса о том, является ли психология наукой, сколько с вопросом о том, на какой эталон (естественнонаучный или гуманитарный) ей следует ориентироваться (и каким критериям научности соответствовать).

Зарубежные психологи более склонны воспринимать психологию в рамках гуманитарной психологии, отечественные же психологи до сих пор придают меньшее значение гуманитарному знанию в психологии по сравнению с естественнонаучным. Но тенденцией последних лет является все же гуманизация знания психической реальности. Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследований психической реальности необходимы.

Но, по мнению большинства психологов, с точки зрения перспектив исследовательской деятельности именно в рамках гуманитаризации познания определяются по-настоящему сложные задачи, являющиеся достойным вызовом для научного сообщества.

Рассматривая отличия естественнонаучной парадигмы, авторы выделяют ее основные принципы:

  1. Принцип опоры на эмпирические факты
  2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.
  3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестное посредством сведения к хорошо изученному.
  4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.
  5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»
  6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания.

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

  • Интерсубъективность
  • Прогрессизм
  • Обоснованность
  • Критичность

Объекты гуманитарного знания — общество, человек — постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Гуманитарное познание объекта в его историческом развитии никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

Перейти к основному содержанию Поиск