Добродетелем – Добродетели: что это? Список добродетелей

добродетель — Викисловарь

добродетель I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. доброде́тель доброде́тели
Р. доброде́тели доброде́телей
Д. доброде́тели доброде́телям
В. доброде́тель доброде́тели
Тв. доброде́телью доброде́телями
Пр. доброде́тели доброде́телях

до-бро-де́-тель

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -добродетель- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [dəbrɐˈdʲetʲɪlʲ]  мн. ч. [dəbrɐˈdʲetʲɪlʲɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. книжн. положительное нравственное качество человека, свойство характера, одобряемое с моральной точки зрения ◆ Я едва ли верю во что-нибудь на свете; я не верю в порок, а потому не верю и в добродетель. И. С. Тургенев, «Неосторожность», 1843 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Конечно, прощение и забвение обид есть первейшая добродетель, но все ж оно плохо! Ф. М. Достоевский, «Двойник», 1846 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    ◆ Можно смело сказать, что три четверти всего германского народонаселения обладали тогда этими добродетелями, были набожны, трудолюбивы в высшей степени, бережливы, воздержанны и скромны. Ф. В. Булгарин, «Воспоминания», 1846–1849 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ А в пансионах, как известно, три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, для составления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. воплощение добродетели [1] ◆ По правую же сторону Печорина сидела дама лет 30-ти, чрезвычайно свежая и моложавая, в малиновом токе, с перьями, и с гордым видом, потому что она слыла неприступною добродетелью. М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская», 1838 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. устар. доброе дело, благодеяние ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. частичн.: нравственность, праведность
  2. благодеяние
Антонимы
  1. порок
  2.  ?
  3. злодеяние
Гиперонимы
  1. качество
  2. человек
  3. деяние, дело
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от ст.-слав. добраꙗ «добрый» + дѣтѣль «дело, поступок» — калька с др.-греч. εὐεργεσία «доброе дело». Использованы данные этимологического словаря Г. А. Крылова; см. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

добродетель II

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. доброде́тель доброде́тели
Р.
доброде́теля доброде́телей
Д. доброде́телю доброде́телям
В. доброде́теля доброде́телей
Тв. доброде́телем доброде́телями
Пр. доброде́теле доброде́телях

доброде́тель

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение

  • МФА: ед. ч. [dəbrɐˈdʲetʲɪlʲ]  мн. ч. [dəbrɐˈdʲetʲɪlʲɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. добродетельный, высоконравственный человек ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
  1.  ?
Гиперонимы
  1. человек
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ст.-слав. добраꙗ «добрый» + дѣтѣль «дело, поступок» — калька с др.-греч. εὐεργεσία «доброе дело». Использованы данные этимологического словаря Г. А. Крылова; см. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

ru.wiktionary.org

ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ — это… Что такое ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ?


ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОДЕ́ТЕЛЬНЫЙ, добродетельная, добродетельное; добродетелен, добродетельна, добродетельно (книжн.). Одаренный, наделенный добродетелями, высоконравственный (устар.). «Была бы верная супруга и добродетельная мать.» Пушкин
.

|| Основанный на добродетели. Добродетельный поступок.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

.

Синонимы:

Антонимы:

  • ДОБРОДЕТЕЛЬ
  • ДОБРОДИТЬ

Смотреть что такое «ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ» в других словарях:

  • добродетельный — См …   Словарь синонимов

  • ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ — ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (книжн.). Высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Д. поступок. | сущ. добродетельность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Добродетельный — I прил. 1. соотн. с сущ. добродетель I, связанный с ним 2. Преисполненный добродетели [добродетель I]. II прил. 1. соотн. с сущ. добродетель II, связанный с ним 2. Свойственный добродетелю [добродетель II]. Толковый словарь Ефремовой …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • добродетельный — добродетельный, добродетельная, добродетельное, добродетельные, добродетельного, добродетельной, добродетельного, добродетельных, добродетельному, добродетельной, добродетельному, добродетельным, добродетельный, добродетельную, добродетельное,… …   Формы слов

  • добродетельный — порочный …   Словарь антонимов

  • добродетельный — доброд етельный; кратк. форма лен, льна …   Русский орфографический словарь

  • добродетельный — кр.ф. доброде/телен, доброде/тельна, льно, льны; доброде/тельнее …   Орфографический словарь русского языка

  • добродетельный — ая, ое; лен, льна, льно. Руководствующийся стремлением к добру, добродетели; высоконравственный. Д. человек. Д ая жизнь. ◁ Добродетельно, нареч. Жить д. Добродетельность, и; ж …   Энциклопедический словарь

  • добродетельный — ая, ое; лен, льна, льно. см. тж. добродетельно, добродетельность Руководствующийся стремлением к добру, добродетели; высоконравственный. Доброде/тельный человек. Д ая жизнь …   Словарь многих выражений

  • добродетельный — добродетель/н/ый …   Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Гейне. Избранные произведения, Генрих Гейне. Вашему вниманию предлагается сборник избранных произведений Генриха Гейне… Подробнее  Купить за 400 руб
  • Обман. Философско-психологический анализ, Д. И. Дубровский. Это — первая и, к сожалению, пока единственная книга в нашей философской литературе, специально посвященная анализу обмана, — столь повсеместного явления, пронизывающего все поры нашей личной… Подробнее  Купить за 369 руб
  • Обман. Философско-психологический анализ, Д. И. Дубровский. Перед вами первая в нашей отечественной литературе книга, специально посвященная философско-психологическому анализу обмана — столь повсеместного явления, пронизывающего все поры нашей личной… Подробнее  Купить за 180 руб
Другие книги по запросу «ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ» >>

dic.academic.ru

Добродетельность Добродетель Добродетельный | Что такое Добродетельность Добродетель Добродетельный

— Что полезнее всего? — спросили Фалеса. — Добродетель, ибо при хорошем

употреблении её, она и всё прочее делает полезным.

Греческая притча

       

Добродетельность как качество личности –  способность проявлять постоянный высоконравственный образ мыслей, слов и действий.

     Однажды некто пришёл к Соломону, когда тот украдкой наблюдал за игрой детей, и спросил: — Царь, помоги мне! Я живу в достатке, у нас большой дом и много рабов, но я вижу, что помыслы мои устремлены к мелкому и преходящему, а не к вечному и добродетельному. Спросил тогда царь: — А что такое добродетель? Отвечал муж без раздумий: — Добродетель — способ прийти к высокому, минуя низкое, постичь главное, презрев ничтожное. Нахмурился царь: — И снова спрашиваю тебя, что такое добродетель? Отвечал проситель: — Добродетель есть путь, которым можно достичь неба. Ещё больше нахмурился царь: — В третий раз ответь мне, что есть добродетель? Снова отвечал проситель: — Добродетель — то, что делает душу чище и светлее.

    Заговорил Соломон: — Три раза спросил я тебя, и всякий раз ты, который целыми днями думает о добродетели, не смог дать мне чёткого ответа. Ты хочешь постичь высокое, минуя низкое, но как можно взобраться на верхнюю ступень лестницы, не пройдя по нижним? Ты хочешь достичь неба, но достойно ли идти куда-то, не зная, что тебя там ждёт? Ты хочешь стать светлее, но что такое свет без тьмы? И сказал ещё Соломон: — Ночь сменяется днём, и не вечны ни тьма, ни свет. Знали бы мы, что такое день, не ведая ночи? Так же самые чистые помыслы идут об руку с неправедными. На самое ужасное способен лишь мнящий себя добродетельным. И ещё добавил царь: — Так пристало ли благородному мужу размышлять о добродетели ради лишь неё самой? Люби жён своих, рабов своих и соседей своих, будь примером для каждого и всякий вечер, отходя ко сну, задавай себе два вопроса: что я сегодня сделал для того, чтобы стать счастливее, и не взял ли я слишком много счастья в ущерб другим? Лишь так твоя жизнь пройдёт не в пустую, и лишь тогда после смерти твоей тебя назовут добродетельным. Проситель поклонился и вышел, сожалея, что не прибег раньше к совету мудрого царя.

       Человек, стремящийся к добродетели, может считаться добродетельным, ибо вопрос времени, когда он таковым станет. Так говорит многовековая мудрость. Существует четыре категории добродетельных людей:

       К первой категории относятся люди, очищающие своё сердце при прохождении жизненных уроков. Дела человека кричат громче всяких слов о его добродетельности или порочности. Если человек, сдавая жизненные экзамены, становится лучше, к нему нужно относиться, как к добродетельной личности. Может, до этого он был далеко не образцом поведения, но в процессе преодоления трудностей такой человек очищается, становится личностно красивее. И наоборот. Если человек пасует перед трудностями, если постыдно бежит от уроков судьбы, значит, он деградирует, падает в болото пороков.  Такого человека следует опасаться, ибо, как писал Владимир Высоцкий, «рядом с тобой чужой, ты  его не брани — гони, вверх таких не берут и тут, про таких не поют!»

     Ко второй категории относятся люди, сильно нуждающиеся в деньгах и стремящиеся из-за этого к совершенству, вершинам мастерства, раскрытию своего личностного потенциала. Например, из четверки друзей один желает стать летчиком, другой  — поваром, третий – доктором, а четвертый жуликом. Допустим, что изначально они руководствовались меркантильными интересами, как в песне:

Мама, я лётчика люблю, мама я за лётчика пойду.

Он летает выше крыши, получает больше тыщи,

Вот за это я его люблю.

 Мама, я повара люблю, мама я за повара пойду,

Повар делает котлеты и другие винегреты,

Вот за это я его люблю.

 Мама, я доктора люблю, мама я за доктора пойду,

Доктор делает аборты, посылает на курорты,

Вот за это я его люблю.

 Мама, я жулика люблю, мама я за жулика пойду,

Жулик будет воровать, а я буду продавать,

Вот за это я его люблю.

    Проходит время, и доктор по-настоящему влюбляется в свою профессию, деньги для него уже не главный мотиватор, он продолжает профессионально расти и забывает про деньги. Доктор становится хорошим, добродетельным человеком, хотя старт его личностному росту дало желание заработать много денег. То же самое может произойти и с летчиком,  и с поваром и даже с жуликом, который смог найти в себе силы встать на честную дорогу жизни. Хитрость состоит в том, что одни люди, нуждаясь в деньгах, становятся спутниками порока – кто в подлости, кто в злобности и жадности, а другие, тоже испытывая денежную нужду, превращаются в добродетельных людей.

       К третьей категории относятся люди, ставшие добродетельными из-за любознательности. Например,  человек пришел на лекцию и думает, дай-ка послушаю, что там говорит лектор. Послушал и увлекся. Стало жутко интересно.  Продолжил ходить на лекции и параллельно стал самостоятельно заниматься. А это уже очищение и саморазвитие. Это уже путь к добродетельности, ибо человеку, обладающему чистотой сознания,  всегда приятно слышать истину.

        К четвертой  категории относятся люди, достигшие глубоких знаний и вставших на путь добродетельности.  К примеру, академик Сахаров был одним из создателей первой советской водородной бомбы, а затем стал настоящим правозащитником. С конца 1950-х годов он активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. Своё отношение к вопросу об оправданности возможных жертв ядерных испытаний и — шире — вообще человеческих жертв во имя более оптимального будущего А. Д. Сахаров выразил так: «Павлов [генерал госбезопасности] как-то сказал мне: — Сейчас в мире идёт борьба не на жизнь, а на смерть между силами империализма и коммунизма. От исхода этой борьбы зависит будущее человечества, судьба, счастье десятков миллиардов людей на протяжении столетий. Чтобы победить в этой борьбе, мы должны быть сильными. Если наша работа, наши испытания прибавляют силы в этой борьбе, а это в высшей степени так, то никакие жертвы испытаний, никакие жертвы вообще не могут иметь тут значения.

    Была ли это безумная демагогия или Павлов был искренен? Мне кажется, что был элемент и демагогии, и искренности. Важней другое. Я убеждён, что такая арифметика неправомерна принципиально. Мы слишком мало знаем о законах истории, будущее непредсказуемо, а мы — не боги. Мы, каждый из нас, в каждом деле, и в „малом“, и в „большом“, должны исходить из конкретных нравственных критериев, а не абстрактной арифметики истории. Нравственные же критерии категорически диктуют нам — не убий».

       Добродетельность может проявиться во всех сферах жизнедеятельности. Брат спросил старца: — Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним? Старец отвечал: — Бог знает, что — добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивал авву Нестероя: «Какое бы доброе дело сделать мне?» Авва отвечал ему: «Не все ли дела равны?» Писание говорит: «Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним». Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце Твоё».

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Определение добродетель общее значение и понятие. Что это такое добродетель

От латинского виртуса понятие добродетели относится к положительному качеству, которое позволяет производить определенные эффекты. Существуют различные варианты использования термина, связанного с силой, ценностью, способностью действовать, эффективностью вещи или целостностью ума.

Добродетель — это стабильное качество человека, естественное или приобретенное. Существуют интеллектуальные добродетели (связанные с интеллектом) и моральные добродетели (связанные с добром).

Интеллектуальная добродетель формируется способностью к обучению, диалогу и рефлексии в поиске истинных знаний; в его пределах можно провести различие между теоретическим разумом и практическим разумом.

Моральная добродетель, с другой стороны, является действием или моральным поведением. Это привычка, которая считается хорошей и соответствует этике . Справедливость (предоставление другим того, что нужно), сила (способность противостоять искушениям), благоразумие (действуя согласно правильному суждению) и сдержанность (сдерживающая притяжение удовольствий) являются основными добродетелями.

В повседневном языке добродетель используется для обозначения качеств любого человека : «Терпение — это одна из моих добродетелей», «у Франко Фаджиоли как певца много достоинств, среди которых его ловкость и навыки интерпретации» .

Богословские, сверхъестественные или вселенные добродетели — это те, которые, согласно христианской доктрине, Бог дает человеку действовать как его Сын.

Семь христианских добродетелей

После классификации семи смертных грехов Церковь определила семь добродетелей, которые помогут верующим держаться подальше от зла. Ответственный за Папу Григория Великого, эта инициатива имела своей главной целью побудить людей выполнять мандаты Библии посредством различных проповедей, которые описывали второй визит Иисуса Христа на Землю, а также адскими наказаниями, которые ожидали его. неверные. Основываясь на глубоких знаниях священных писаний, он сотрудничал с написанием и организацией семи добродетелей, которые подробно описаны ниже:

* Вера : фокусируется на вере в вопросы, связанные с Богом, которые нельзя увидеть. Он противостоит греху гордости, заключающемуся в том, чтобы доверять своим собственным способностям, а не божественным. Это символизир

ru.tax-definition.org

Добродетельно — это… Что такое Добродетельно?


Добродетельно
доброде́тельно
I качеств.
II качеств. Так, как характерно для добродетелей [добродетель II] — добродетельных, высоконравственных людей.
III предик.

Оценочная характеристика чьего-либо поведения, чьих-либо действий, поступков как характерных для добродетельных, высоконравственных людей.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

.

Синонимы:
  • Добродетель
  • Добродетельный

Смотреть что такое «Добродетельно» в других словарях:

  • добродетельно — нареч, кол во синонимов: 2 • нравственно (7) • целомудренно (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • добродетельно — см. добродетельный; нареч. Жить доброде/тельно …   Словарь многих выражений

  • Гордин, Яков — [Jakow Gordin, 1853 1909] известный еврейский драматург. Род. в Миргороде, Полтавской губ. В 17 лет начал писать на русском яз. в разных провинциальных газетах, позже в петербургском журнале «Неделя», где поместил целый ряд рассказов из …   Большая биографическая энциклопедия

  • Наталья Алексеевна, супруга цесаревича Павла Петровича — (до принятия православия Вильгельмина, принцесса Гессен Дармштадтская) первая супруга цесаревича Павла Петровича, род. 15 го июня 1755, ум. 15 го апреля 1776. Родители ее были: ландграф Гессен Дармштадтский Людвиг, человек весьма ограниченный,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Природа — (φύσις, natura) понимается в трех главных смыслах: 1)как существенное определение чего бы то ни было, например П. человека, души, общества, государства, искусства, нравственности, наконец, П. Божества; в этом общем смысле П. = естеству, или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Филарет Милостивый — святой, род. в 702 г.; сын богатого византийского земледельца, жил среди довольства в малоазийской провинции Пафлагонии, в мст. Амнии. Отличался необыкновенной добротой и щедро делился своим имуществом с нуждающимися. Богатства его от этого стали …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Хлысты — мистическая секта. По преданиям X., хлыстовство образовалось в половине XVII столетия, одновременно с появлением старообрядческого раскола. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон в легендах сектантов являются первыми преследователями их. Из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НИКОМАХОВА ЭТИКА — ’НИКОМАХОВА ЭТИКА’ сочинение Аристотеля (время написания не установлено). Название ‘Н.Э.’ восходит к имени человека, которому данный труд посвятил автор. Перу Аристотеля приписывают три книги, исполненные в форме трактатов о нравственности:… …   История Философии: Энциклопедия

  • МАНДЕВИЛЬ Бернард — (Mandeville, Bernard) (1670 1733), английский сатирик. Родился в 1670 в Дордрехте (Нидерланды). В 1691 получил ученую степень доктора медицины в Лейденском университете. Большую часть жизни провел в Англии, где имел медицинскую практику. В 1705… …   Энциклопедия Кольера


dic.academic.ru

Что такое: Добродетель | Добродетель это | Значение слова: Добродетель | Понятие: Добродетель

Добродетель это усилие, которое мы прикладываем, чтобы хорошо себя вести, и то благо, которое приносит это усилие. Добродетель — не исполнение какого- то заранее заданного правила, тем более не уважение трансцендентного запрета. Добродетель — это одновременно нормируемая и нормативная самореализация индивидуума, который сам себе задает правила и сам себе устанавливает запреты, исходя из своих понятий о том, что достойно и что недостойно того, кем он является, и того, каким он хочет быть. Греческое слово ancte, которое римляне переводили словом virtus (добродетель, доблесть), поначалу означало способность или совершенство. Так, «добродетель» ножа — резать, «добродетель» лекарства — исцелять, добродетель человеческого существа — жить и действовать достойно человека. Мы понимаем, что здесь речь идет о нравственной добродетели. Это способность, но нормативная способность. Совершенство, но в действии. Это приобретенное свойство (добродетельным нельзя родиться, им можно стать) выступает как склонность творить добро или, как говорил Аристотель, делать то, что ты должен делать, тогда, когда ты должен это делать, и так, как ты должен это делать. Но в качестве руководства к добродетельным поступкам и почти всегда в качестве правил поведения добродетельных людей выступает только сама добродетель. Добродетельное поведение подразумевает участие не только разума, но и воли. Добродетель требует усилий, но она же приносит удовольствие и радость. Тот, кто делится с другими, не испытывая при этом радости, не может называться щедрым. Это пересиливающий себя скупец. Тот, кто удерживается от разврата не потому, что ему противен разврат, а потому, что так надо, не может называться целомудренным. Это неудовлетворенный сластолюбец.

Известно, что Аристотель определял добродетель как золотую середину между двумя противоположными, но равно порочными крайностями («равно» здесь не означает «в равной мере»). Одна крайность «происходит от излишества, вторая — от недостатка» («Никомахова этика», книга II, 5—6, 11066 — 1107). Так, храбрость располагается посередине между безрассудством и трусостью: безрассудный смельчак слишком рискует (допускает излишество), а трус совсем не рискует (демонстрирует недостаток). Храбрый же человек рискует в той мере, в какой это необходимо, тогда, когда это необходимо, и таким образом, каким это необходимо. Разумеется, ошибкой было бы видеть в этой модели апологию серости, посредственности и безликости. Золотая середина — это тоже крайность, но направленная вверх; это вершина, совершенство (там же), своего рода горная гряда между двух пропастей или двух болот.

«Под добродетелью и способностью, — пишет Спиноза, — я разумею одно и то же; то есть добродетель, поскольку она относится к человеку, есть самая сущность или природа его, поскольку она имеет способность производить что-либо такое, что может быть понято из одних только законов его природы» («Этика», часть IV, определение 8; см. также доказательство теоремы). Это одно из проявлений conatus’а, его специфически человеческая форма. Добродетель — это способность жить и действовать, как подобает человеку (в нормативном смысле выражения), то есть «под водительством разума» (IV, теорема 37, схолия) и в соответствии с «образцом человеческой природы» (часть IV, Предисловие), который мы сами для себя установили. Одного разума здесь недостаточно, ведь действовать побуждает не разум, а желание. Но и одного желания недостаточно, ведь надо желать того, что разумно и свободно (что одно и то же), и быть способным это совершить. Поэтому желание добродетели (как способность, а не как нехватка добродетели) и есть сама добродетель, но только в том случае, если она проявляется в действии. Conatus (здесь — «стремление к самосохранению») есть «первичное и единственное основание добродетели» (часть IV, теорема 22, королларий). Это стремление к своему собственному благу (часть IV, теорема 18, схолия), которое одновременно является и благом всего человечества (часть IV, теоремы 36—37), и осуществление этого стремления (часть IV, теорема 73, схолия). Добродетель — это усилие, увенчавшееся успехом; это потенциальная способность, реализуемая в акте, сопровождаемая осознанием истинности своих действий и радостью.

Похожие слова:

www.phildic.ru

Универсальные добродетели: Проверено веками | XAPAKTEP.NET

Добродетели

  • Мудрость и знания — Не просто копи знания, но учись мыслить.
  • Смелость — Не поддавайся страху. Даже отступая, сохраняй ясность разума и силу духа.
  • Человечность — Будь гуманным, не осуждай ближнего, разве сам ты не совершаешь ошибок?
  • Справедливость — Не обижай никого, нанеся оскорбление или не воздав по справедливости, как велит долг.
  • Умеренность — Избегай крайностей во всем; согласуй желания с возможностями.
  • Одухотворенность — Не избегай сильных духовных ощущений и потрясений – они дают душе крылья.

Мнение

…со второй половины XX в. исследование добродетелей переживает бум. Сегодня уже можно говорить об «аретическом повороте», затронувшем не только этику, но и другие области философии, а также образование, политическую философию и право. Знаком этого поворота в моральной философии стало развитие теоретических подходов, которые переключают внимание с последствий поступков, а также с принципов, норм и правил на целостный характер человека, его совершенство и добродетели. В моральной философии аретический подход связан с именами А. Макинтайра, Ф. Фут, Б. Уильямса, П. Гича, Р. Херстхаус, М. Слоута, К. Свонтон и мн. др. В своих теориях современные авторы обращаются к историко-философскому наследию и развивают главным образом идеи Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского, Д. Юма, Ф. Ницше в новом теоретическом контексте.

…этика добродетели сосредоточена не на принципах и правилах поступков, а на человеческом характере и тех качествах – добродетелях, которые определяют способность человека вести достойную жизнь, то есть последовательно и неизменно совершать морально обоснованные поступки в любых обстоятельствах на протяжении всей его жизни.

Характер – сфера добродетелей – в контексте аретической этики рассматривается как совокупность определенных внутренних состояний, чувств, устойчивых качеств и склонностей, которые с необходимостью проявляются в поступках. Мораль не скрыта в мотивации человека, в его духовном настрое, она очевидна и явлена не только в отдельных поступках, но и в образе его жизни в целом. Обладающий добродетельным характером человек в своих поступках, отношениях к другим людям, в своей жизни в целом определенным образом мотивирован, он последователен и постоянен. Кроме того, добродетельным по определению является тот, кто обладает способностью к суждению, то есть способностью принимать корректные (уместные, своевременные, взвешенные) решения в самых разнообразных, в том числе – в неопределенных ситуациях и способностью ответственно действовать в соответствии с ними.

О.В.Артемьева | «Теоретические основания этики добродетели»

Что почитать

Мартин Селигман / Новая позитивная психология
Желание автора — основоположника позитивной психологии — освободить психологию от негативности нашло отклик в сердцах многочисленных последователей. Мартин показывает, как определять свои «фирменные сильные качества» и использовать их при взаимодействии с другими людьми для достижения истинного счастья.
Александр Свияш, Юлия Свияш / Улыбнись, пока не поздно! Позитивная психология для повседневной жизни
Прочитав эту книгу Вы узнаете, как избавиться от негативных установок и исправить свою самооценку. Вы достойным любви и счастья!

www.xapaktep.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *