Дмитрий николаевич узнадзе теория игры – Д н Узнадзе теория установки. Часть II теория установки в школе д.Н.Узнадзе Неиспользованные возможности теории установки д.Н.Узнадзе

Узнадзе психология установки краткое содержание. Краткая биография

Узнадзе психология установки краткое содержание. Краткая биография

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 — 1950) — грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ „Основные положения теории установки“ (1961) и „Экспериментальные основы психологии установки“ (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как „границы“ между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять „постулат непосредственности“. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

Общее учение об установке

Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки», которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности — интеллект, моральные и эстетические — соответствуют Я-концепции человека. Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации. Поведение личности может протекать на двух уровнях — как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

Эксперименты Узнадзе. . Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе д. Н. Узнадзе

Выше говорилось о сознании человека как качественно иной форме психического отражения мира, отличающей человека от животных. Между тем с самого начала мы были далеки от отождествления сознания человека с человеческой психикой вообще, хотя тенденция к называнию психики человека «сознанием» существовала и в деятельностном подходе. Однако это было, скорее, данью философской традиции, чем принципиальная позиция. Напротив, для интроспективной психологии, которая сошла со сцены как отдельное направление еще до возникновения собственно деятельностного подхода, бессознательного в человеческой психике не существовало. Против отождествления сознания с психикой когда-то выступал в XVII в. Г. В.Лейбниц, однако решающим вкладом в разработку проблем бессознательного стал

1Таковы, например, обучение в различных сектах, сугубо прагматическое «репетиторство», профессионально не обеспеченные психотренинги и т.д.

238

Д.Н.Узнадзе

психоанализ З.Фрейда (см. главу 4). Обращаясь теперь к рассмотрению бессознательных явлений в психике человека, мы должны учесть достижения не только психоанализа, но и других школ и направлений в психологии, которые в той или иной форме касались этой проблемы1. Одной из них была Грузинская школа, созданная крупнейшим психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950). Центральным понятием психологической концепции этой школы было понятие установки, имеющее самое непосредственное отношение к изучению бессознательных процессов в психике человека.

Мы не будем останавливаться подробно на тех теоретических основаниях, которые обусловили введение понятия «установка» в психологию (это предмет рассмотрения в иных учебных курсах). Скажем лишь, что Д. Н.Узнадзе, как и А.Н.Леонтьев, был озабочен критикой постулата непосредственности, ограничивающего психологическую науку. Рассмотрим конкретные эксперименты этой школы, доказавшие наличие установки определенного типа (так называемой фиксированной установки), которая является опосредствующим звеном в схеме «стимул — сознательное переживание» .

Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот больший по объему шар дается, например, в левую руку. Через определенное число подобных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15), человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция) с заданием сравнить их между собой. Объективно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуемого возникает иллюзия неравенства шаров, причем чаше кажется большим шар в той руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзия контраста). Незначительному числу испытуемых большим кажется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). Как объяснить возникновение подобных иллюзий? Д.Н.Узнадзе предположил, что в процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших экспозиций. Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

Установка Узнадзе кратко. Понятие “установка” в теории Д. Узнадзе

Не существует почти ни одной более или менее значительной сферы отношения субъекта к действительности, в которой участие установки было бы вовсе исключено. Установка, касаясь материала, получаемого объектом при помощи всех его реципирующих органов, должна быть понимаема не как их специальная функция, а как общее состояние индивида… Она должна представлять собой скорее некоторое общее состояние, которое касается не отдельных каких-нибудь органов субъекта, а деятельности его как целого — так определяет понятие установки Д.Н. Узнадзе Узнадзе Д.Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001..

Установка, полагает Узнадзе, лежит вне сферы сознания. “Помимо сознательных психических процессов, существуют и в известном смысле “внесознательные”, что, однако, не мешает им играть очень существенную роль. В нашем случае эту роль играет установка, которую мы предварительно, в состоянии гипнотического сна, фиксировали у наших испытуемых. Она, эта установка, в наших опытах ни разу не являлась содержанием сознания. Тем не менее, она оказывалась, несомненно, в силах действовать на него: объективно равные шары переживались как определенно неравные. Таким образом, мы можем утверждать, что наши сознательные переживания могут находиться под определенным влиянием наших установок, которые со своей стороны вовсе не являются содержаниями нашего сознания” Узнадзе Д.Н. Психология установки. — СПб.: Питер, 2001..

Узнадзе не говорит о том, что установка бессознательна, хотя такое заключение напрашивается само собой. Толкование бессознательного Фрейдом Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. — М.: Современные проблемы, 1925. Узнадзе в корне не устраивает, по той причине, что, как полагает Узнадзе, у Фрейда разница между сознательным и бессознательными процессами в основном сводится к тому, что эти процессы, будучи по существу одинаковыми, различаются лишь тем, что первый из них сопровождается сознанием, в то время как второй такого сопровождения не имеет.

Что же касается их самих, то внутренняя природа и структура их остаются в обоих случаях одинаковыми. В таком освещении становится понятным, что бессознательные процессы, которые играют столь существенную роль, напр., при психических заболеваниях, могут стать сознательными сначала для психоаналитика, а потом, в определенных условиях, и для самого больного. Но учению психоаналитиков, с переживаниями больного не происходит по содержанию, ничего нового, ничего существенного: какое-то содержание не освещалось у него лучами сознания, теперь оно освещается этими лучами и этого в основном достаточно для того, чтобы больной стал вполне здоровым человеком” Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Труды. — Тбилиси, Мецниереба, 1977, Т.6, С. 263-326..

У Узнадзе же сознание фрагментарно, а установка охватывает всю личность целиком. Установка является самым важным моментом в деятельности человека, самым основным, на котором она — эта деятельность — вырастает Узнадзе Д.Н. Теория установки. — Москва-Воронеж, 1997.. Установка находится в существенной зависимости от условий, в которых она возникает, определяется и фиксируется в них, то в таком случае придется признать, что она ни в какой степени не относится к разряду раз навсегда данных, неизменных категорий. Если судить об установке по характеру условий, необходимых для ее возникновения, то не подлежит сомнению, что она не может относиться к категории врожденных, раз и навсегда данных сущностей, потому что как понятие потребности, так и среды относятся к группе явлений, зависимых от постоянно меняющихся условий существования организма. Следовательно, уже одного анализа условий возникновения установки достаточно для того, чтобы видеть, что раз навсегда разграниченных, фаталистически предопределенных установок не существует Узнадзе Д.Н. Теория установки. — Москва-Воронеж, 1997.. Расширение области человеческих установок в принципе не имеет предела.

Узнадзе д.н. Экспериментальные основы психологии установки. — москва, 1949. Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Экспериментальные основы психологии установки [Текст]

Карточка

Узнадзе, Дмитрий Николаевич.

Экспериментальные основы психологии установки / Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси : Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 210 с.; 26 см.
Установка (психол.)
FB Б 61-20/202
FB Б 61-20/203
FB Б 61-48/98
OMF Ф 1-71/15947
FB Б 61-20/309

Marc21
LDR
001 006490220
003 ELAR
005
008 121029s1961####ru#|||||#||||||||#||rus#d
017 ##
$a 61-38142
$a 14998-61
035 ##
$a (RuMoELAR)1946-68-906470
040 ##
$a RuMoRGB
$b rus
$c ELAR
$e rcr
041 0#
$a rus
044 ##
$a ru
100 1#
$a Узнадзе, Дмитрий Николаевич
245 00
$a Экспериментальные основы психологии установки
$h
$c Акад. наук Груз. ССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе
260 ##
$a Тбилиси
$b Изд-во Акад. наук Груз. ССР
$c 1961
300 ##
$a 210 с.
$c 26 см
504 ##
$a Библиогр.: с. 158-162 (123 назв.)
546 ##
$a Парал. тит. л. на груз. яз.

Теория установки Узнадзе кратко. Теория установки.

Выдающийся грузинский философ и психолог Д.Н. Узнадзе подтвердил старинный принцип: гениальная мысль основывается на простом наблюдении и на элементарном эксперименте. В основу его теории установки лег следующий психологический эксперимент. Испытуемому предлагают два предмета, отличающиеся по объему, например, меньший шар в правую руку, а больший — в левую. После 10-15 воздействий подопытный получает равные по объему шары и должен сравнить их между собой. Оказывается, что он не замечает их равенства: большим ему кажется шар в той руке, в которую в предыдущих опытах он получал меньший шар.

Дмитрий Николаевич Узнадзе получил образование в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В. Вундта, И. Фолькельта, П. Барта. В 1913 году экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Он учился именно в то время, когда там царила лингвистическая школа А.А. Потебни. Впоследствии это произвело серьезное влияние на лингвистические исследования Узнадзе с позиции теории установки. В частности, он написал специальную работу, посвященную внутренней форме слова.

Узнадзе изначально отвергает традиционную точку зрения на психологию как науку о сознании. Если считать, что познание, чувство и воля являются сознательными актами, тогда переход от телесных процессов к субъективно психическим будет совсем непонятным, а вопрос об отношении телесного и субъективного окажется неправильно поставленным.

Психолог вынужден будет признать параллелизм тела и души, потому что никакого перехода от телесного до психического в плане традиционной психологии представить нельзя. Отвергая идею параллелизма, Узнадзе отрицает возможность отождествления психического и сознания. Идя дальше, он признает необходимость предположить наличие какой-то формы психического, которая не совпадает с сознательной формой его существования и даже предшествует ей.

Он отвергает также фрейдистскую «психологию бессознательного», которая не понимает того важного факта, что бессознательная и сознательная психическая жизнь — это лишь две последовательные формы развития единой психики. Психоанализ не дает положительной характеристики бессознательного. Проблема развития психики по сути выпадает.

Узнадзе делает упрек той психологии, которая не интересовалась проблемой возникновения психического как бессознательного процесса, не исследовала, как возникает этот процесс и как происходит его переход в активное состояние. Вопрос о связи сознательного и бессознательного, считает ученый, ставится впервые в научной школе, связанной с его именем. «Уровню сознательных психических процессов с необходимостью предшествует активность психики, протекающая без какого-либо участия сознания; существует… досознательный уровень развития психики… Уровнем развития психики, предшествующего сознанию, является установка».

Установка по Узнадзе:

— означает неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении;

— возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии субъекта со средой.

В работе «Экспериментальные основы психологии установки» Узнадзе определяет установку следующим образом: «В результате предыдущих исследований у подопытного создается определенное специфическое состояние, которое не может быть охарактеризовано как явление сознания. Особенностью этого состояния является то, что оно предшествует появлению определенных фактов сознания… Это состояние, не будучи сознательным, все же составляет своеобразную тенденцию к определенному содержанию сознания. Правильнее всего следовало бы назвать это состояние установкой субъекта. Почему? Во-первых, это не отдельное содержание сознания, которое противопоставляется другим смыслам сознания и вступает с ним в взаимоотношения, а определенное целостное состояние субъекта. Во-вторых, это не просто какой-нибудь смысл его психической жизни, а момент его динамической определенности. И, наконец, это не какой-либо определенное, отдельное содержание состояния субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность. Словом, это, скорее, установка субъекта как целого, чем какое-либо из его отдельных переживаний — его основная, его первичная реакция на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи».

Теории установки Узнадзе основные положения. Часть II теория установки в школе д.Н.Узнадзе Неиспользованные возможности теории установки д.Н.Узнадзе

Исследования социальной установки в зарубежной психологии велись в направлении изучения способов формирования, структуры аттитюда. При этом почти вековые поиски так и не дали ответа, что есть такое социальная установка как феномен психической жизни, в чем суть ее взаимодействия с окружающим миром и индивидом. До сих пор не ясно, как формируется аттитюд, какова его структура и функции компонентов. Различия в понимании перечисленных проблем столь велики, что порою взаимоисключают друг друга. Нам представляется, что общим недостатком почти всех концепций аттитюда в зарубежной психологии является их методологическая несостоятельность, что проявляется в пренебрежении к философским основам той или иной концепции. Предлагаемые позиции чаще всего расположены в русле традиционных направлений психологии – бихевиоризм, когнитивное направление, гештальтпсихология, психоанализ и другие.

Хорошо известно, что ни одно из современных направлений психологии не способно адекватно решать проблему человека, не может корректно ставить вопросы философского обоснования проблем психики и человека. Упорно низвергаемый ныне марксизм, с нашей точки зрения, не позволил отечественной психологии захлебнуться в потоке известных идей о психике человека, столь настойчиво насаждаемых научной общественностью. Проблема современной психологии Запада – это не столько следствие недостатков того или иного психологического направления, сколько результат неправильного видения собственно проблемы человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Неустанно декларируемая позиция заботы об окружающем мире и поиск пути адекватного существования человека на самом деле скрывают за собой еще более жесткие философские основы понимания природы человека, его психики. Декартовский «человек-машина», фаустовский гомункулус не идут ни в какое сравнение с компьютерной метафорой человека либо гуманистической парадигмой понимания сути человека. Если в первых вариантах окружающий мир противопоставлен человеку, то во втором случае «дурной антропоцентризм» (П.Т. Шарден) заслоняет от человека истоки своей жизни, толкает его на противоборство со своими основами.

psihologiyaotnoshenij.com

Дмитрий Узнадзе — Психология установки читать онлайн

Экспериментальные основы психологии установки

Все многообразие явлений нашей психической жиз­ни в основном распадается на три отличающиеся друг от дру­га группы: познание, чувство и воля, представляющие три ос­новные, наиболее традиционные единицы обычной класси­фикации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душев­ные явления и на иных основах, но традиционная классифи­кация до настоящего времени доминирует.

И вот естественно возникает вопрос: что же является спе­цификой всех этих групп, спецификой, делающей их основ­ными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются со­знательными психическими переживаниями. Познание, на­пример, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания. Субъект, переживающий ка­кой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоцио­нальное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенны­ми актами, делающими их вполне сознательными психиче­скими содержаниями. С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все пси­хическое сознательно, и то, что сознательно, является по не­обходимости и психическим.

Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выгля­дит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.

Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы пси­хического для понятия развития не остается места. В самом деле! Если считать, что психическая действительность име­ется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных про­цессов, то мы должны принять, что психика резко отграни­чивается от всего того, что лишено сознания, от всего ма­териального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности. В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами дей­ствительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния. Получается, будто психическое и физическое фак­тически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких основа­ний. Поэтому вопрос об отношении психического к физиче­скому или вообще к материальному может быть решен с точ­ки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелиз­ма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.

Но допустить правомерность идеи параллелизма — зна­чит допустить идею немощности нашей мысли перед вскры­ваемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной. Она должна быть за­менена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отка­заться от мысли отождествления психики с сознанием. Сле­довательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознатель­ной формой ее существования и, нужно полагать, предшест­вует ей.

В психологической литературе известно и другое направ­ление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему — проблему взаимоотношения психиче­ского и сознательного — совершенно по-иному. Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается созна­тельными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область наше­го сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга. Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности. Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явле­ний — компонент сознательных и компонент бессознатель­ных психических переживаний. Такова точка зрения так на­зываемой психологии бессознательного.

Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступе­ни развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей — ступень сознательного. Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь — это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходи­мо следуют одна за другой. Правда, у нас есть случаи, в кото­рых бессознательное состояние психики переходит в созна­тельное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательно­го состояния. Наоборот, нередко встречаются случаи, в кото­рых имеет место как раз обратный порядок последовательно­сти явлений — переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бес­сознательное представляет собою ступень развития, за кото­рой следует далее ступень сознательной психической жизни.

Что это действительно так, с точки зрения «психологии бессознательного», видно и из анализа самого бессознатель­ного психического содержания. В самом деле, что же мы должны разуметь под названием «бессознательное»? Как нам характеризовать как определенное качество это бессо­знательное? Допустим, у субъекта появляется какое-то же­лание, которое он считает неподходящим, может быть, по той или иной причине даже постыдным для себя. Что же проис­ходит в таком случае? Психология бессознательного прибе­гает здесь к помощи понятия вытеснения. Она полагает, что субъект «вытесняет» это желание из пределов своего со­знания, что он не окончательно и всецело уничтожает, а лишь укрывает его в недрах бессознательного. Это вытесненное, отныне бессознательное, состояние не осознается, не пережи­вается субъектом как сознательное желание. Это, однако, не означает, что оно потеряно для него раз и навсегда. Оно все же остается в субъекте в какой-то степени и продолжает дей­ствовать в нем, но так, что он об этом ничего не знает. Так со­здается, согласно этой теории, одна значительная часть бес­сознательного психического содержания.


libking.ru

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.. 100 великих психологов

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигско-го университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике.

После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики.

В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовато. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий.

В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.

Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является де-терминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания.

Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике.

В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.

В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.

Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.

Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.

В 1941 :. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»).

В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные.

Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе.

В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

ТЕОРИИ ИГРЫ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Оглавление раздела деятельность:

Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьёзной деятельности; в игре ребёнок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых.

Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не её источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее лишь из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. Поскольку же Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Трактуя о значении игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична.

Теория игры, сформулированная Г. Спенсером, который развил мысль, брошенную Ф. Шиллером, усматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет иногда и утомлённый человек, переходя к игре как к отдыху. Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил является формалистической, поскольку она берёт динамический аспект игры в отрыве от её содержания. Именно поэтому эта теория и не в состоянии объяснить игры.

Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого функционирования, независимо от результата) как основного мотива игры. Опять-таки не подлежит сомнению, что здесь верно подмечены некоторые факты, характерные для игры: в игре важен не практический результат действия в смысле воздействия на предмет, а сама деятельность; игра не обязанность, а удовольствие. И опять-таки не подлежит сомнению, что это в целом неудовлетворительная теория игры. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонической теории деятельности, т. е. теории, которая считает, что деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения, и страдает тем же общим недостатком, что и эта последняя. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной подлинной реальной мотивации. Так же как динамическая теория Шиллера-Спенсера, и эта гедоническая теория теряет из виду реальное содержание действия, в котором заключён его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально-аффективной окраске. Признавая определяющим для игры фактором специально функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма. Такое понимание игры, будучи принципиально неправильным, фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо во всяком случае лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие её формы.

Наконец, фрейдистские теории игры видят в игре реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удаётся реализовать в жизни. Адлерианские тенденции в теории игры находят себе выражение в том взгляде, что игра является выражением неполноценности субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалочное место того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от неё.

В нашей литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе и Л. С. Выготский.

Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребёнок, играя, создаёт себе «мнимую» ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем «переносным» значениям, которые он при этом придаёт окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание «мнимой» ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры.

Основные недостатки этой трактовки игры таковы: 1) Она сосредоточивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к «мнимой», как источник игры, могла бы быть понята лишь как отклик психоаналитической теории игры. 2) Интерпретация игровой ситуации, как возникающей в результате «переноса» значения, и тем более попытка вывести игру из потребности «играть значениями» является сугубо интеллектуалистической. 3) Превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но производный факт действования «в мнимой», т. е. воображаемой, ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры, эта теория, неправомерно суживая понятие игры, произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребёнок, не создавая никакой мнимой ситуации, разыгрывает какое-нибудь действие, непосредственно извлечённое из реальной ситуации (открывание и закрывание двери, укладывание спать и т. п.). Исключая эти ранние формы игры, эта теория лишает себя возможности понять игру в её развитии.

Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших ещё применения в реальной жизни функций к действованию. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьёзный дефект этой теории в том, что она рассматривает игру, как действие изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, по существу своему в формальную активность, не связанную с тем конкретным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в её конкретных проявлениях.

wiki.1vc0.ru

Теория установки Д. М. Узнадзе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) — выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки, позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.

Автор, которого мы рассмотрим в данной статье, стал одним из самых выдающихся представителей психологии, создав теорию установки. Дмитрия Николаевича Узнадзе прежде всего интересовала роль неосознанного в жизнедеятельности индивида. Все же он критиковал других авторов, предлагающих понятие бессознательного в том числе и Фрейда, за теоретическую и, что еще чаще, эмпирическую необоснованность их идей. Но он не остановился на критике, взамен предложив свое понимание бессознательного. Определяющие качество, которого, он обозначил, как установка.

Установка — целостное недифференцированным состояние, которое не только предвосхищает сознательную деятельность, но также и предопределяет ее. Как писал, сам Д.М. Узнадзе, психическая деятельность вторична по отношению к установке.

Установка возникает в момент контакта организма и среды. В этом случае происходит взаимодействие потребности и ситуации ее удовлетворения.

Из сказанного ясно, что установка возникает при двух условиях:

  1. Присутствие актуальной потребности.
  2. Присутствие ситуации реализации потребности.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Гипноз — магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Установка и ее экспериментальное обоснование

Чтобы проиллюстрировать суть рассматриваемого понятия, мы рассмотрим с вами эксперименты, в которых было обнаружено явление установки. Большинство экспериментов были довольно типичны для психологии того времени и сводились к созданию иллюзий при сравнении различных предметов в разных модальностях.

Так, например, испытуемому предлагалось взвесить два шара и определить какой из них легче. Испытуемый делал это без проблем. Однако, если до контрольного взвешивания предложить испытуемому оценить определенное количество пар шаров, различающихся по весу, то при контрольном взвешивании практически всегда проявлялись два типа иллюзий. Один из них – это иллюзия контраста, когда легкий шар на фоне тяжелого кажется еще легче. Другой — ассимилятивный эффект, наоборот, проявляется, когда легкий шар кажется тяжелее.

Точно также можно предложить взвесить шары одинаковые по объему, но разные по весу. И тогда испытуемый может заявить, что более легкий шар меньше и объемом. Даже ребенка можно обмануть подобной загадкой, спросив, что легче килограмм пуха или килограмм железа.

Было проведено огромное количество модификаций данных опытов. Сравнивались иллюзии в разных модальностях, например, испытуемые определяли разницу не только по весу, но и визуально, иногда на слух. Д. М. Узнадзе с учениками, также смотрел, распространиться ли иллюзия с одного органа чувств на другой. И это действительно происходило.

Вывод из экспериментов

Экспериментатор заключил, что главное значение в создании иллюзий имели измерения, предваряющие контрольные. Таким образом, если не было предварительных измерений, то и иллюзии нельзя было наблюдать.

Отсюда вывод: в процессе контрольного замера у индивида формируется определенное внутреннее состояние, которое и изменяет его восприятие при дальнейших замерах в заданном направлении.  Данное состояние, которое, хотя его и нельзя назвать сознательным, выступает определяющим фактором поведения и содержания сознания.

Виды установки

Экспериментаторами были обнаружены различные разновидности установки. Можно было отметить, что установка в начале опыта носит иной характер нежели при контрольном измерении. Отсюда появилось описание двух типов установок.

  1. Диффузная установка. Возникает при первом контакте с ситуацией. Она характеризуется расплывчатостью и не способна направлять активность индивида.
  2. Фиксированная (дифференцированная) установка. При неоднократной встрече со сходными ситуациями, установка начинает дифференцироваться и принимать более конкретные формы. Такая установка уже способна напрямую определять деятельность.

Процесс затухания установки

Д. М. Узнадзе в своих опытах пытался не только сформировать установку, но и устранить ее. В этом плане он обнаружил ряд закономерностей и описал стадии затухания установки

  1. Фаза контрастных иллюзий. На ней можно наблюдать наличия установки и проявление соответствующих иллюзий.
  2. Фаза ассимилятивных иллюзий. На этой фазе начинается процесс затухания установки. Это можно видеть в том факте, что наряду с контрастными начинают появляться и ассимилятивные иллюзии.
  3. Фаза констатации реальности. Наконец, мы наблюдаем фазу констатации реальности, когда испытуемый констатирует реальное соотношение объектов при контрольном замере.

Хотя схема довольна проста, она позволила выделить определенные разновидности установок характерных для разных типов людей.

Установка в зависимости от разнообразных личностных особенностей

В зависимости от особенностей процесса угасания установки, был выделен ряд возможных явлений и типов установки.

  1. Статичная установка (грубая и пластичная). Статичность подразумевает, что раз сформированная установка индивида больше не меняется. В грубом варианте, она не меняется в принципе. В пластичном, индивид все-таки подгоняет установку под реальность, но не достигает ее значений.
  2. Динамичная установка характеризует возможность индивида все же перестроить свое мировоззрение в соответствии с реальностью. В пластичном варианте перестройка происходит постепенно, проходя все этапы. В грубом происходит сразу.
  3. Нефиксируемая установка. В ходе экспериментов также выяснилось, что есть ряд индивидов, которые не способны к формированию какой-либо установки.

Характеристики индивидуальной установки

Мы уже отметили, что в ходе экспериментов с установкой, обнаружился факт индивидуальных различий. Представители рассматриваемой теории решили изучить и классифицировать возможные отличия установок и их параметры у разных личностей. Данная работа помогла поставить новые вопросы в рамках дифференциальной психологии. Итак, установка может обладать нижеперечисленными свойствами.

  1. Дифференцированность. Дифференцированность складывается из опыта индивида и означает точность, определенность, с которой установка переопределяет будущее поведение.
  2. Возбудимость. Это свойство предполагает, что разным людям может понадобиться разное количество повторений ситуации опыта до момента формирования установки.
  3. Прочность. Это, обратная предыдущей, характеристика. Она определяет сколько опытов необходимо для ликвидации установки.
  4. Динамичность, определяет принципиальную возможность изменить установку.
  5. Инертность и пластичность, определяет степень, с которой реальная ситуация и внешние факторы могут повлиять на текущее состояние установки.
  6. Иррадиированность и генерализованность. Иррадиированность предполагает распространение установки на другие области психической деятельности, помимо, той, в которой она была изначально сформирована.
  7. Константность и вариабельность фиксированной установки. Параметр обозначает характерность для данного индивида одного определенного типа установки. Например, вариабельная установка предполагает, что в одной ситуации индивид может демонстрировать динамическую установку, а в другой, статическую.
  8. Стабильность и лабильность фиксированной установки. Данный параметр характеризует способность установки сохраняться с течением времени (в отличии от прочности, которая определяется количеством контрольных измерений).
  9. Интермодальность установки. Это сохранение параметров формирования установки с использованием разных органов чувств.

Значение установки в психология индивида

Особое значение для Д. М. Узнадзе имело свойство генерализации установки. Исходя из него, ученый стал рассматривать установку, как общепсихологическое явление. Любое поведение – это реализация заранее сформированной готовности. Установка же выступает, как подготовленность индивида к соответствующему восприятию событий и реализации заранее определенных действий.

Рассматриваемый феномен, также представляется как опосредствующее звено между средовым воздействием и психикой, которое объясняет поведение индивида, его эмоциональные и волевые проявления, таким образом, составляя определяющий фактор любой активности.

Два типа поведения организма

Хотя Д. М. Узнадзе отводил серьезное значение в поведении индивида именно установке, он не утверждал, что она полностью определяет его. Отсюда, он вывел два типа поведения.

  1. Импульсивное, свойственное как животным, так и человеческим существам. Здесь направление поведения полностью предопределено установкой.
  2. Волевое, регулируемое сознанием поведение свойственно только человеку. Оно реализуется за счет, так называемой объективации. Данный механизм проявляется, когда индивид входит в конфронтацию с внешней средой, когда он начинает видеть реальность такой, какая она есть на самом деле, и, соответственно, объективировать свое поведение.

Объективация как механизм волевого поведения

Мышление, также, как и прочие функции, отделяющие человеческий род от животных, возникает в случае, когда существуют препятствия для поведения, детерминированного установкой. Когда индивид попадает в положение, где установка не позволяет ему реализовать адаптивный, по отношению к внешнему воздействию, ответ, тогда и возникает человеческое сознание, что приводит, однако, к повторной выработке готовности к действию (установке).

Акт активации сознания был назван ученым объективацией.

Объективации — акт отделения действия от организма, переживание действительности вне зависимости от организма.

Характерная особенность человеческой личности – это осуществление отложенной мотивации, т.е. реализация таких действий, которые принесут выгоду лишь в будущем. Установка показывает себя только в текущем моменте, хотя сама и является своеобразной формой предвосхищения.

Изучив способности разных людей к объективации, ученый, также выделил ряд возможных вариантов типов личности.

  1. Динамическая. Личность, имеющая хорошую способность к объективации и обладающая способностью к легкому переключению в отношении объективированных целей.
  2. Статичная. Личность, проявляющая чрезмерную объективацию, что выражается в постоянном торможении своих установок и отборе способов деятельности лишь основываясь на волевых усилиях.
  3. Вариабельная. Личность, имеющая легкость объективации, но не обладающая необходимым волевым потенциалом для ее реализации.

Установка в гипнозе

Понимание теории установки имеет большое значение и в процессе гипнотерапии. Установкой на внушаемость определяется эффективность процесса гипнотерапии. Пока положительная установка на процесс гипнотерапии не выключит мотивы поведения пациента, выступающие против акта внушения, не будет наблюдаться и результатов терапии.

Положительная установка исключает мотив контроля своего поведения, приводя к гипнотическому состоянию, подразумевающему некритическое восприятие речи гипнотизера.

Интересно, что установка на процесс гипноза является, как бы высшим иерархическим уровнем установки, т.е. она реорганизует другие установки индивида.

Рассмотрим с вами составляющие установки на принятие внушения. Как мы с вами поняли установка формируется на основе прошлого опыта (также как в опытах Д.М. Узнадзе, на основе ряда измерений). Таким образом, у человека, для эффективности терапевтической сессии, либо уже должны иметься представления о взаимодействии с гипнотизером и его фигуре, либо их создает непосредственно сам гипнотизер. Именно для этого, например, в гипнотерапии проводится предварительная беседа. Она позволяет сформировать установку у индивида, которая и поможет в процессе сеанса.

Заключение

Таким образом, стоит сказать, что в независимости от лавины критики, которая в свое время хлынула в сторону Д.М. Узнадзе, он совершил прорыв психологии. Он ввел в учение о бессознательным экспериментальную и эмпирическую основу, и продемонстрировал наличие неосознаваемых процессов в реальных опытах, в отличии от того же Фрейда и других представителей теории бессознательного, чьи заявления так и остались необоснованными. Теория установки поражает и своим масштабам. Введя рассматриваемое понятие, Д.М. Узнадзе, по сути предвосхитил понятие схем из когнитивной психологии.

Кратко суммируя написанное, установка — это весь наш опыт, которым мы не оперируем целенаправленно, а используем автоматически. Если вы увидели своего друга где-то на улице, это уже запускает в вас тот или иной стереотип поведения и восприятия просто потому что у вас есть предыдущий опыт общения с этим человеком. Если врач говорит вам принять те или иные лекарства вы принимаете их, потому что доверяете ему, поскольку, в соответствии с вашими убеждениями, врач – это человек знающий и умеющий вылечить. А у кого-то таким человеком выступает цыганская гадалка, что и определяет его дальнейшее поведение.

© Материал подготовил Павел Авдеев (психолог-консультант и автор YouTube канала SimplePsyhology.

❂ Группа ВК «Лечение страхов и фобий. Обучение гипнозу»
❂ Группа FB «Психосоматика. Лечение страхов и фобий гипнозом»

 

Оценка статьи:

Загрузка…

Поделиться с друзьями:

classicalhypnosis.ru

Психологические разработки Узнадзе Дмитрия Николаевича

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего профессионального Образования

«Сибирская Академия Государственной Службы»

Юридический факультет

кафедра психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: “Введение в профессию психология”

На тему: «Узнадзе Дмитрий Николаевич»

Новосибирск

Содержание

Детство

Юность

Книги

Понятие установки

Эксперименты

Принцип иерархии

Постановка проблемы установки

Теория «обманутого ожидания»

Список литературы

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950) — советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии.

Детство

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г., в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но, несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.

Юность

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейгщигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике. После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени.

В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики. В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом.

Книги

Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография Анри Бергсон, в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона.

Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека.

Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.

Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как биосфера, ситуация и подпсихическое. Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай.

Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания. Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия, как субъекта, так и объекта.

Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике. В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как Имперсоналия и Психологические основы наименования. Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит, не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы. В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — Мотивы интереса к учебным предметам, посвященная проблемам педагогики. В 1940 г. вышла Общая психология Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. В 1949 г. вышла в свет книга Экспериментальные основы психологии установки, в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности :

динамический , к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

статичный , к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

вариабельный , к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Понятие установки

В 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки . Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению.

Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий.

Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий. Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени.

Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения.

Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой. В 1941 г. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем фузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков.Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.

Эксперименты

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики. Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме (К проблеме сущности внимания, Внутренняя форма языка, Проблемы объективации).

В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше.

mirznanii.com

Узнадзе Дмитрий Николаевич — это… Что такое Узнадзе Дмитрий Николаевич?


Узнадзе Дмитрий Николаевич
(1886–1950) — грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. установки теория) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Предпосылкой его теории был философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница. Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер (см. бессознательное, установка). Экспериментально изучал закономерности смены установок, разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. Особое внимание он уделял исследованиям языка, образования понятий, наименования, постижения значений («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Узнадзе Дмитрий Николаевич

(20.12.1886, Сакара — 12.10.1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки.

Биография.

За участие в революционном движении был исключен из последнего класса гимназии. Образование по философии получил в Лейпцигском университете (1909), где занимался у В.Вундта, И.Фолькельта, П.Барта. Здесь в 1907 г. за труд, посвященный философии Лейбница, получил пермию, в 1909 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В.Соловьева». В 1913 г. экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1917 г. активно участвовал в создании Тбилисского университета, где сформировал в 1918 г. отделение психологии. В 1927 г. по его инициативе было создано Общество психологов Грузии. Директор Института психологии АН Грузии (1941-50). С 1941 — действительный член АН Грузинской ССР.

Исследования.

Дал методологического плана трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Проводил исследования в области детской психологии: предложил типологию детской деятельности, разработал основы готовности детей к школе.

Сочинения.

Untersuchungen zur Psychologie der Einstellung // Acta Psychologica. 1939, V. 4, N 3;

Общая психология. Т. XIV, 1940; Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961; Психологические исследования. М., 1966; Труды. Т. 1-6, Тб., 1966-67 (на груз. яз.)

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1886-1950) — сов. психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).

У. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т. е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на сознание. Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения — с др. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок, их свойства, условия возникновения (см. Иллюзии восприятия).

Идеи У. в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т. п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна). У. также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы У. на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). (Е. Е. Соколова.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • убеждения
  • умственного развития уровень

Смотреть что такое «Узнадзе Дмитрий Николаевич» в других словарях:

  • Узнадзе, Дмитрий Николаевич — Дмитрий Николаевич Узнадзе Дата рождения: 20 декабря 1886 (1 января 1887)(1887 01 01) Место рождения: село Сакара, Российская империя (ныне Зестафонский район) Дата смерти: 12 о …   Википедия

  • УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич — (1886/87 1950) психолог и философ, академик АН Грузии (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН …   Психологический словарь

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — [20.12.1886(1.1.1887), село Сакар, ныне Зестафонского района Грузинской ССР, ‒ 12.10.1950, Тбилиси], советский психолог и философ, академик АН Грузинской ССР (1941). Окончил философский факультет Лейпцигского университета (1909), историко… …   Большая советская энциклопедия

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — (1886/1887  1950), психолог и философ, академик АН Грузинской ССР (1941). Труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная Узнадзе концепция установки и экспериментальные исследования в этой области положили начало школе в советской …   Энциклопедический словарь

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич — Дмитрий Николаевич Узнадзе (стар. стиль 20 декабря 1886, нов. стиль 1 января 1887, с. Сакара, ныне Зестафонский р н, Грузия  12 октября 1950, Тбилиси)  грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из… …   Википедия

  • Узнадзе, Дмитрий Николаевич — (1887 1950)     психолог и философ, действительный член АН Грузинской ССР (1941). Педагогическую деятельность начал в 1910. В 1915 создал первую в Грузии женскую среднюю школу с преподаванием на грузинском языке. Один из основателей Тбилисского… …   Педагогический терминологический словарь

  • УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич — [20 12 1886 (1 1 1887), с Сакар, ныне Зестафонского р на Грузии, 12 10 1950, Тбилиси], психолог и философ, д ч АН Груз ССР. (1941). Окончил Лейпцигский (1909). и Харьковский (1913). ун ты Пед. деятельность начал в 1910 В 1915 создал первую в… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Узнадзе Дмитрий Николаевич / Uznadze, Dmitrii Nikolayevich — (1886 1950). Узнадзе получил известность благодаря его теории «установки» как объективного подхода к бессознательному …   Психологическая энциклопедия

  • Дмитрий Николаевич Узнадзе — (стар. стиль 20 декабря 1886, нов. стиль 1 января 1887, с. Сакара, ныне Зестафонский р н, Грузия  12 октября 1950, Тбилиси)  грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей и профессор… …   Википедия

psychology.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *