Дискуссия о – Дискуссия — Википедия

Дискуссия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2017; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2017; проверки требуют 18 правок.

Дискуссия (от лат. discussio «рассмотрение, исследование») — обсуждение вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.[1]

Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы[2].

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, который сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя

[3].

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают следующие разновидности дискуссии[4]:

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины, соблюдая логические правила вывода.
  • Эристическая дискуссия
     — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путём. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.

ru.wikipedia.org

Дискуссия — это… Что такое Дискуссия?

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии:[1]

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.
  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

Примечания

  1. А. Ивин. «Логика».

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dic.academic.ru

Дискуссия о профсоюзах — Википедия

Дискуссия о профсоюзах (или Профсоюзная дискуссия) — исторически сложившееся наименование событий конца 1920 — весны 1921 года, в ходе которых занимавшие высокие посты члены РКП(б) высказывали программные заявления о текущей и перспективной роли и задачах профсоюзов в экономической и политической жизни страны. Дискуссия и полемика велись как на различных Съездах в этот период, так и на страницах ряда центральных газет. В ходе дискуссии внутри РКП(б) сформировался ряд «групп», придерживающихся того или иного подхода, высказанного лидером данной группы. Число и состав сторонников той или иной концепции был нестойким и менялся в ходе дискуссии. К началу 1921 выделяли такие группы — «производственная оппозиция» (производственники, платформа Троцкого) — сторонники милитаризации и подчиненности профсоюзов во главе с идеологом этой позиции Л. Д. Троцким, их крайние противники — «Рабочая оппозиция» (А. Г. Шляпников, С. П. Медведев, А. М. Коллонтай и др.), рассматривавшие профсоюзы как высшую форму организации пролетариата, требовали передачи профсоюзам права руководства народным хозяйством. Группа «демократического централизма» («децисты») (Т. В. Сапронов, В. В. Осинский и др.) выступала против руководящей роли РКП(б) в Советах и профсоюзах, а внутри партии требовала свободы фракций и группировок. Наиболее многочисленной была группа В. И. Ленина и его сторонников, которая в разный период времени поддерживала в части те или иные позиции различных лагерей, но к концу 1920 составила свою платформу («платформу 10-ти»), определившую профсоюзы как «школу управления, школу хозяйничанья»(«Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина»).

В ходе дискуссии также обсуждались различные проистекавшие из неё или связанные с ней вопросы — об отношении рабочего класса к крестьянству, о подходе партии к массам вообще в условиях после окончания Гражданской войны.

Итоги дискуссии о профсоюзах были подведены на X съезде РКП(б) (8-16 марта 1921 г.). В. И. Ленин высказал тезис, что вопрос о роли профсоюзов не является главным вопросом политики партии в данный момент, и охарактеризовал профсоюзную дискуссию как «навязанную», «непозволительную роскошь». В докладе и в заключительном слове по отчету ЦК В. И. Ленин призвал к сплочению партии и указал на недопустимость оппозиции в партии. На съезде большинством голосов была принята ленинская платформа о роли и задачах профсоюзов.

Несмотря на этот призыв, до конца 1920-х в РКП(б) указывалось на существование сторонников «правой» и «левой» оппозиции в партии, высказывавших отличные от «большинства» точки зрения или варианты управленческих решений на те или иные политические или экономические вопросы в стране.

В конце 1921 г. решения мартовского съезда нашли своё отражение в утверждённых ЦК РКП(б) 12 января 1922 г. тезисах «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики», которые по сути явились программным документом, определившим основные задачи профсоюзов в сложившихся условиях. С этого времени начинается радикальная перестройка, затронувшая цели, задачи, организационное строение, формы и методы деятельности профсоюзов.

Первые разногласия[править | править код]

Профессор Йошимаса Цудзи полагал, что начало дискуссии о профсоюзах было связано с разногласиями между В. И. Лениным и Л. Д. Троцким по поводу политики в отношении профсоюзов: дискуссия началась с выступления М. П. Томского против позиции Л. Д. Троцкого на заседании коммунистической фракции, 4 ноября 1920 года, во время Всероссийской профсоюзной конференции. Данное выступление стало первым случаем, когда Ленин явно отделил свои взгляды от идей Троцкого — и примкнул к позиции Томского. Однако, к тому моменту сами разногласия между Томским и Троцким продолжались уже как минимум год, в течение которого Ленин был скорее замечен в поддержке наркомвоенмора

[1].

В связи со снижением интенсивности боевых действий на фронтах Гражданской войны, с декабря 1919 года «милитарист» Троцкий был привлечён к решению экономических проблем Советской Республики. Ему была поручена реализация программы по милитаризации экономики страны. В частности, милитаризация труда в РСФСР подразумевала переход от коллегиальности (системы управления комитетом завода или фабрики) к единоначалию и переходу от выборности руководства к его назначению «сверху». По мнению Цудзи, это означало и подчинение профессиональных союзов рабочих экономическим организациям центра, которые — в свою очередь — стали бы подчинены военным структурам[2].

Два года, проведенные на высшей военной должности, превратили Троцкого в ярого защитника той самой административно-командной системы в партии и государстве…[3]

К тому моменту профсоюзы РСФСР массово направляли своих членов на фронт — в ответ на призывы Ленина и Троцкого к «милитаризации» всех сфер жизни. Юлий Мартов, тогда ещё находившийся на территории страны, и Карл Каутский, проживавший за границей, остро критиковали подход большевистских лидеров: см. Терроризм и коммунизм. Существенно против подобной политики были и союзники большевиков по Октябрьской революции — анархисты и левые эсеры. При этом и некоторые из коммунистов были весьма близки к подобным оценкам «милитаризации»: Рязанов, А. Лозовский, Н. Осинский, Т. В. Сапронов и другие. (Осинский и Сапронов критиковали генеральную линию партии и во времена заключения Брест-Литовского мирного договора)[4].

«Тревожным» был и инцидент, произошедший 12 января 1920 года на заседании коммунистической фракции ВЦСПС: на заседании большинство оказалось в оппозиции к милитаризации труда и промышленности. Но на IX съезде партии Томский заявил о своем согласии с партийным руководством. В результате профсоюзные лидеры продолжили сотрудничать с большевиками до конца лета[5].

Позиции сторон конец 1919 — середина 1920[править | править код]

Позиция «платформы Троцкого» — «индустриалисты»[править | править код]

27 декабря 1919 г. Л. Д. Троцкий — глава Комиссии по выработке плана введения всеобщей трудовой повинности и ближайших практических мероприятий по мобилизации рабочей силы — публикует тезисы «О мобилизации индустриального пролетариата, трудовой повинности, милитаризации хозяйства и применении воинских частей для хозяйственных нужд», в которых в разделе «Милитаризация хозяйства» указывается:

Орудием государственного принуждения является его военная сила. Следовательно, элемент милитаризации труда в тех или других пределах, в той или другой форме, неизбежно присущ переходному хозяйству, основанному на всеобщей трудовой повинности. …

Руководящая роль в этой работе должна, наряду с партией, лечь на профессиональные союзы, в состав которых должны быть возвращены лучшие рабочие, прошедшие военную школу.

На IX Съезде РКП(б) (29 марта — 5 апреля 1920 г.) Троцкий в полемике с «профессионалистом» очерчивает его видение роли и задач профсоюзов:

Здесь я делал доклад, который уже напечатан в «Экономической Жизни» и в котором я сказал, что профессиональные союзы не заменяются милитаризацией, а проводят её, являются её проводниками. Если в деревне мобилизацию крестьян проводит военное ведомство, ибо другого аппарата там ещё нет, то по отношению к рабочей силе города таким аппаратом являются прежде всего профсоюзы, и тут без милитаризации самих профсоюзов, как таковых, не обойтись. Профсоюзы обязаны создать новый режим. Это и есть милитаризация рабочего класса. Я прямо сказал, что милитаризация рабочего класса есть новый режим профсоюзов.

Позиция Троцкого зимой 1920 поддерживалась большинством ЦК РКП(б), но к IX Съезду РКП(б) практическое воплощение теоретических наработок Троцкого показало низкую эффективность, а начавшаяся дискуссия о роли профсоюзов продемонстрировала наметившиеся разногласия в ЦК по данному вопросу.

Позиция «профессионалистов» — «рабочей оппозиции»[править | править код]

С момента появления тезисов Троцкого в январе 1920 года рядом профсоюзных руководителей выдвигаются тезисы — по представленной Бухариным в докладе на IX Съезде версии — о том, что «профсоюзы и их объединение — ВЦСПС — должны заменить, в конце концов, Совнарком» (Ларин) и «в области производства, в области экономических отношений все права и все функции должны быть переданы профсоюзам целиком» (Шляпников).

Конец 1920 — начало 1921[править | править код]

К осени 1920 позиция Троцкого уже не находила поддержки большинства в ЦК РКП(б).

Пленум ЦК РКП(б) (8—9 ноября 1920) отклонил тезисы, направленные Троцким, и, по предложению Ленина, создал комиссию для разработки мер, направленных на развёртывание профсоюзной демократии, во главе с Зиновьевым.

Сторонниками Троцкого к этому времени были Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский, Л. П. Серебряков и др.

«Рабочая оппозиция» приобрела более четкие формы, позицию и лидеров — А. Г. Шляпникова и А. М. Коллонтай, — предлагавших устранить бюрократические образования — наркоматы, главки и т. п. — и передать профсоюзам управление всем народным хозяйством.

В дополнении к «рабочей оппозиции» оформилась Группа демократического централизма во главе с А. С. Бубновым, Н. Осинским, Т. В. Сапроновым и др. которая поддерживала позиции широкой коллегиальности в органах управления и высказывала неприятия «назначенчества и единоначалия», продвигаемого в профсоюзное движение платформой Троцкого.

Менее радикальной версией тезисов Троцкого была появившаяся в то же время «буферная группа» (Н. И. Бухарин, Е. А. Преображенский и др.)

К концу декабря 1920 в РКП(б) оформилась группа ЦК во главе с Лениным, Зиновьевым, Каменевым, Сталиным и Я. Э. Рудзутаком, которые предложили т. н. «платформу 10-ти».

Зима-весна 1921[править | править код]

Основной накал «дискуссии о профсоюзах» пришёлся на Х Съезд РКП(б).(8-16 марта 1921 г.). На нём же были «подведены» и «итоги» дискуссии о профсоюзах — В. И. Ленин высказал тезис, что вопрос о роли профсоюзов не является главным вопросом политики партии в данный момент, и охарактеризовал профсоюзную дискуссию как «навязанную», «непозволительную роскошь». В докладе и в заключительном слове по отчету ЦК В. И. Ленин призвал к сплочению партии и указал на недопустимость оппозиции в партии. На съезде большинством голосов была принята ленинская платформа о роли и задачах профсоюзов. Также была принята резолюция «О единстве партии», где поручалось распустить все фракции, образовавшиеся в ходе дискуссии, и не допускать более каких-либо фракционных группировок в РКП(б).

Несмотря на этот призыв, до конца 1920-х в РКП(б) указывалось на существование сторонников «правой» и «левой» оппозиции в партии, высказывавших отличные от «большинства» точки зрения или варианты управленческих решений на те или иные политические или экономические вопросы в стране.

В конце 1921 г. решения мартовского съезда нашли своё отражение в утверждённых ЦК РКП(б) 12 января 1922 г. тезисах «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» которые по сути явились программным документом, определившим основные задачи профсоюзов в сложившихся условиях. С этого времени начинается радикальная перестройка, затронувшая цели, задачи, организационное строение, формы и методы деятельности профсоюзов.

  1. ↑ Tsuji, 1989, pp. 31—32.
  2. ↑ Tsuji, 1989, pp. 32—33.
  3. ↑ Фельштинский, Чернявский, 2012, с. [154].
  4. ↑ Tsuji, 1989, p. 33.
  5. ↑ Tsuji, 1989, pp. 33—34.
Книги
Статьи
  • Девятый съезд РКП(б). Март—апрель 1920 г. — М.: Партиздат, 1934 [1]
  • Троцкий Л. Д. О проекте десяти: Материалы к дискуссии о профсоюзах. — М., 1921
  • Троцкий Л. Д. Роль и задачи профессиональных союзов (К 10-му съезду партии).-М., 1920.
  • Кружинов В. М. Политические конфликты в первое десятилетие советской власти (на материалах Урала). Тюмень, 2000.
  • Санду Т. А. «Рабочая оппозиция» в РКП(б) 1920—1921 гг. / Санду Т. А. // Вестник Тюмен. гос. ун-та. — 2003. — № 3.
  • Санду Т. А. К истории возникновения «рабочей оппозиции» в РКП(б) / Санду Т. А. // Тюменский исторический сборник. — Тюмень, 2004.
  • Daniels, Robert Vincent (1960) The Conscienceof the Revolution: Communist Opposition in Soviet Russia, New York: Simon and Schuster, pp. 129-36.
  • Day, Richard (1973) Leon Trotsky and the Politics of Economic Isolation, London: Cambridge University Press, pp. 37-43.
  • Deutscher, Isaac (1950) Soviet Trade Unions: Their Place in Soviet Labour Policy, London: Royal Institute of International Affairs, pp. 42-58.
  • Harding, Neil (1983) Lenin’s Political Thought: Theory and Practice in the Democratic and Socialist Revolutions, in two volumes, Highlands, New Jersey: Humanities Press, vol. 2, pp. 256—274.
  • Schapiro, Leonard (1977) The Origin of the Communist Autocracy: Political Opposition in the Soviet State-First Phase, 1917—1922, Cambridge, MA: Harvard University Press, pp. 273—295.
  • Service (1995) Lenin: A Political Life, in three volumes, vol. 3, The Iron Ring, London: Macmillan, pp. 152—156.
  • Ленин В. И., О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого, Полн. собр. соч., 5 изд., т.42;
  • Ленин В. И., Кризис партии, там же;
  • Ленин В. И., Доклад о роли и задачах профессиональных союзов на заседании коммунистической фракции съезда 23 января. Заключительное слово по докладу о роли и задачах профессиональных союзов на заседании коммунистической фракции съезда 24 января. [II Всероссийский съезд горнорабочих 25 января — 2 февраля 1921], там же;
  • Ленин В. И., Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же;[2]
  • Ленин В. И., Речь при открытии съезда 8 марта. Отчёт о политической деятельности ЦК РКП(б) 8 марта. Заключительное слово по отчёту ЦК РКП(б) 9 марта. Речь о профессиональных союзах 14 марта. Доклад об единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне 16 марта. Речь при закрытии съезда 16 марта. [X съезд РКП(б) 8-16 марта 1921], там же, т. 43.
  • Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчёт. М., 1963
  • Резолюции Х съезда РКП(б): О единстве партии, О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, О роли и задачах профсоюзов, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970.

ru.wikipedia.org

ДИСКУССИЯ О ПРОФСОЮЗАХ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Р. Г. Иоаннисянц

ДИСКУ́ССИЯ О ПРОФСОЮ́ЗАХ, вто­рой по­сле дис­кус­сии о Бре­ст­ском ми­ре 1918 круп­ный кри­зис в РКП(б), вы­зван­ный раз­но­гла­сия­ми сре­ди ру­ко­во­дства пар­тии от­но­си­тель­но прин­ци­пов взаи­мо­от­но­ше­ний проф­сою­зов (в кон. 1920 св. 6,8 млн. чле­нов), РКП(б) и сов. го­су­дар­ст­ва. Про­шла в кон. 1920 – нач. 1921 в ус­ло­ви­ях глу­бо­ко­го со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. кри­зи­са в РСФСР, вы­зван­но­го Гражд. вой­ной 1917–22 и по­ли­ти­кой «во­ен­но­го ком­му­низ­ма». На­ча­ло дис­кус­сии по­ло­жил Л. Д. Троц­кий, ко­то­рый яв­лял­ся пред. ЦК Объ­е­ди­нён­но­го проф­сою­за ра­бот­ни­ков ж.-д. и вод­но­го транс­пор­та. На за­се­да­нии ком­му­ни­стич. фрак­ции 5-й Все­рос. кон­фе­рен­ции проф­сою­зов 3.11.1920 он по­тре­бо­вал за­кре­пить фак­ти­че­ски скла­ды­вав­шие­ся во­ен­но-ком­му­ни­стич. (ди­рек­тив­ные) ме­то­ды ру­ко­во­дства проф­сою­за­ми со сто­ро­ны пар­тии, а так­же «пе­ре­трях­нуть», по его сло­вам, проф­сою­зы с це­лью под­бо­ра лю­дей, спо­соб­ных «за­вин­тить гай­ки во­ен­но­го ком­му­низ­ма» на про­из-ве. На Пле­ну­ме ЦК РКП(б) (8–9.11.1920) пред­ло­же­ния Троц­ко­го бы­ли от­верг­ну­ты, на ос­но­ве те­зи­сов В. И. Ле­ни­на при­ня­та (8 го­ло­са­ми про­тив 4) ре­зо­лю­ция, ко­то­рая осу­ж­да­ла не­мед­лен­ное ого­су­дар­ст­вле­ние проф­сою­зов, под­чёр­ки­ва­ла не­об­хо­ди­мость их не­за­ви­си­мо­сти от го­су­дар­ст­ва при со­хра­не­нии ру­ко­во­дя­щей ро­ли РКП(б) в них. В проф­сою­зах Ле­нин ви­дел «шко­лу ор­га­ни­за­ци­он­ных на­вы­ков и по­ли­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния» тру­дя­щих­ся, а так­же ин­сти­тут их со­ци­аль­ной за­щи­ты. Спо­ры про­дол­жи­лись в хо­де на­ча­той ре­ше­ни­ем Пле­ну­ма ЦК РКП(б) от 24.12.1920 об­ще­пар­тий­ной дис­кус­сии по про­бле­мам, ко­то­рые пред­по­ла­га­лось вы­не­сти на об­су­ж­де­ние 10-го съез­да РКП(б). Точ­ку зре­ния Ле­ни­на под­дер­жа­ли Г. Е. Зи­новь­ев, М. И. Ка­ли­нин, Л. Б. Ка­ме­нев, С. А. Ло­зов­ский, В. П. Ми­лю­тин, Г. И. Пет­ров­ский, Я. Э. Руд­зу­так, Ар­тём (Ф. А. Сер­ге­ев), И. В. Ста­лин, М. П. Том­ский (опуб­ли­ко­ва­ли т. н. Плат­фор­му де­ся­ти). По­зи­ций Троц­ко­го при­дер­жи­ва­лись Ф. Э. Дзер­жин­ский, Н. Н. Кре­стин­ский, а так­же Н. И. Бу­ха­рин, Е. А. Пре­об­ра­жен­ский, Л. П. Се­реб­ря­ков, Г. Я. Со­коль­ни­ков (по­след­ние пер­во­на­чаль­но пы­та­лись сгла­дить про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду Троц­ким и Ле­ни­ным, вы­дви­нув собств. «бу­фер­ную» про­грам­му ре­ше­ния во­про­са о проф­сою­зах). «Ра­бо­чая оп­по­зи­ция» внут­ри РКП(б) (А. М. Кол­лон­тай, А. Г. Шляп­ни­ков и др.) вы­сту­пи­ла с собств. про­грам­мой – за не­за­ви­си­мость проф­сою­зов от РКП(б) и го­су­дар­ст­ва и за пе­ре­да­чу управ­ле­ния всем нар. хо­зяй­ст­вом стра­ны вы­би­рае­мо­му ими ор­га­ну. На за­се­да­нии 10-го съез­да РКП(б) 14.3.1921 по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во де­ле­га­тов (336 из 406 го­ло­со­вав­ших) под­дер­жа­ло про­ект ре­зо­лю­ции «Плат­фор­мы де­ся­ти», 50 де­ле­га­тов – про­ект Троц­ко­го, 18 – «Ра­бо­чей оп­по­зи­ции». В ре­зо­лю­ци­ях съез­да «О син­ди­ка­ли­ст­ском и анар­хи­ст­ском ук­ло­не в на­шей пар­тии», «О ро­ли и за­да­чах проф­сою­зов» про­па­ган­да идей «Ра­бо­чей оп­по­зи­ции» объ­яв­ля­лась не­со­вмес­ти­мой с при­над­леж­но­стью к РКП(б), под­чёр­ки­ва­лось, что проф­сою­зы долж­ны быть по­строе­ны по прин­ци­пу «де­мо­кра­ти­че­ско­го цен­тра­лиз­ма» и их гл. функ­ци­ей по-преж­не­му яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ци­он­но-хо­зяйств. и вос­пи­тат. дея­тель­ность. Съезд так­же при­нял ре­зо­лю­цию «О един­ст­ве пар­тии», ко­то­рая пред­пи­сы­ва­ла всем парт. ор­га­ни­за­ци­ям не­мед­лен­но рас­пус­тить все фрак­ци­он­ные груп­пы (и в даль­ней­шем не до­пус­кать их воз­ник­но­ве­ния), а на­ру­ши­те­лей ре­ше­ний съез­да ис­клю­чить из пар­тии. Впо­след­ст­вии, по ме­ре ук­ре­п­ле­ния вла­сти Ком­му­ни­стич. пар­тии, проф­сою­зы прак­ти­че­ски пе­ре­ста­ли пред­став­лять ин­те­ре­сы тру­дя­щих­ся и ста­ли од­ним из про­вод­ни­ков парт.-гос. по­ли­ти­ки.

bigenc.ru

дискуссия — это… Что такое дискуссия?

(от лат. discussio — рассмотрение, исследование)

обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала.

Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. — достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.

Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», в полемике — «противником».

У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. — не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми-ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора — Д. или полемика — определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным.

Д. — одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.

Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. 1997.

dic.academic.ru

Что такое дискуссия

Содержание статьи:

Дискуссия – что это такое простыми словами

Дискуссия – процесс выяснения истины посредством аргументированного спора.

Дискуссия подразумевает обсуждение определенной темы с разных сторон и приведение доводов, которые логически обосновывают позиции участников спора.

Данное понятие используется не только в быту, но и на сложных научных собраниях, где ученые мирового уровня могут дискутировать на темы, важные для мирового сообщества.

Групповая дискуссия

В рамках групповой психотерапии используется такой вид обсуждения проблем, как групповая дискуссия. В ходе нее происходит общение «пациентов» между собой, что помогает решать их внутренние проблемы за счет появления взгляда со стороны.

Кроме того, данный термин используется в социологии – для сбора информации об отношении людей о проблемах разного рода.

Такой подход позволяет более точно выявить характеристики проблем, важных для группы людей, нежели обычный опрос.

Аргументированность дискуссии

С точки зрения логики дискуссия рассматривается как нечто, требующее точного логичного обоснования и корректной аргументации. По аргументации дискуссии можно разделить на 4 группы:

  • Аподиктическая. Производится для выявления истины, все аргументы логически согласованы.
  • Эристическая. Происходит, когда хотя бы у одного из оппонентов есть цель убедить другого в своей правоте.
  • Софистическая. Сам смысл слова «софистика» подразумевает, что данный вид дискуссии строится на заведомо ложных аргументах и манипуляции. В данном виде дискуссии основная цель – победить в споре.
  • Диалектическая дискуссия. Претендует только на достижение правдоподобия высказываемых тезисов.

Этапы ведения дискуссии

  • Первичный контакт между оппонентами.
  • Выявление темы разговора.
  • Обсуждение мнений и деталей отношения к поставленной проблеме со стороны каждого из участников.
  • Поиск вариантов решения проблемы.
  • Анализ прошедшего разговора и выделение выводов, главных мыслей.
  • Нахождение устраивающего оппонентов решения проблемы.

Далеко не всегда дискуссия происходит по этим этапам, однако в таком случае ее продуктивность значительно снижается и к консенсусу спорящие не приходят.

Правила ведения дискуссии

Не существует обязательных правил того, как нужно спорить с другими людьми. Однако есть ряд закономерностей, которые позволят не только выразить эмоции и высказать свою позицию, но и продуктивно завершить разговор, который, кстати, может длиться и много часов.

Основополагающий фактор, влияющий на продуктивность – это взаимоуважение. Только при соблюдении этого условии разговор пройдет цивилизованно и будет полезен.

Внимание – ключ к пониманию проблемы другого человека. Наиболее частая ошибка при ведении дискуссии – игнорирование большой части сказанного собеседником.

Краткость – сестра таланта. Не стоит растягивать каждую мысль на 20 минут.

Последовательность и логика. Все приводимые доводы должны быть структурированы и по своей сути составлять цельную позицию с минимумом противоречий.

Все аргументы и высказывания должны быть честны. Часто бывает так, что мы врем даже сами себе и не понимаем, что приводя аргументы, которые грешат против истины, мы только запутываем собеседника, что проблему не решает.

Нельзя перебивать человека. Если не следовать этому правилу, дискуссия будет длиться бесконечно и, скорее всего, совсем не продуктивно.

Тематика дискуссий

Темы дискуссий могут быть различны. Как в бытовом, так и профессиональном плане существует бесконечное множество вопросов, которые необходимо обсуждать в разные периоды жизни.

Очевидно одно: нужно не просто обсуждать проблему, но и осознанно искать пути ее решения.

Дискуссия в учебе

Сегодня в педагогике используется такая форма подачи информации, как учебная дискуссия. Этот метод подразумевает обсуждение вопросов, связанных с новой областью знаний.

Учитель предлагает ученикам обсудить ту или иную проблему, найти способ достижения определенной цели.

Это очень важная составляющая учебного процесса, потому что в ходе нее ученики имеют возможность получить опыт коммуникации в ходе спора, а кроме того, они учатся видеть любую проблему с разных сторон и решать ее разными, в том числе нестандартными, способами.

Данная форма коммуникации развивает мышление ребенка. Кроме того, обсуждение различных вопросов способствует лучшему усвоению материала и поэтому используется как в начальном и среднем, так и в высшем образовании.

Дискуссия – отличный способ найти решение проблемы, затрагивающей множество людей. Она задействует зоны мозга, отвечающие за логику, что позволяет развивать мышление и способствует улучшению способности к коммуникации.

А кроме того, аргументированная дискуссия способствует улучшению понимания жизненной ситуации собеседника.

finhelps.ru

Дискуссия о профсоюзах — это… Что такое Дискуссия о профсоюзах?

Дискуссия о профсоюзах или Профсоюзная дискуссия — исторически сложившееся наименование событий конца 1920 — весны 1921 года в ходе которых занимавшие высокие посты члены РКП(б) высказывали программные заявления о текущей и перспективной роли и задачах профсоюзов в экономической и политической жизни страны. Дискуссия и полемика велись как на различных Съездах в этот период, так и на страницах ряда центральных газет. В ходе дискуссии внутри РКП(б) сформировался ряд «групп», придерживающихся того или иного подхода, высказанного лидером данной группы. Число и состав сторонников той или иной концепции был нестойким и менялся в ходе дискуссии. К началу 1921 выделяли такие группы — «производственная оппозиция» (производственники, платформа Троцкого) — сторонники милитаризации и подчиненности профсоюзов во главе с идеологом этой позиции Л.Д. Троцким, их крайние противники — «Рабочая оппозиция» (А.Г. Шляпников, С.П. Медведев, А.М. Коллонтай и др.), рассматривавшие профсоюзы как высшую форму организации пролетариата, требовали передачи профсоюзам права руководства народным хозяйством. Группа «демократического централизма» («децисты») (Т.В. Сапронов, В.В. Осинский и др.) выступала против руководящей роли РКП(б) в Советах и профсоюзах, а внутри партии требовала свободы фракций и группировок. Наиболее многочисленной была группа В.И. Ленина и его сторонников, которая в разный период времени поддерживала в части те или иные позиции различных лагерей, но к концу 1920 составила свою платформу («платформу 10-ти»), определившую профсоюзы как «школу управления, школу хозяйничанья».

В ходе дискуссии так же обсуждались различные проистекавшие из неё или связанные с ней вопросы — об отношении рабочего класса к крестьянству, о подходе партии к массам вообще в условиях после окончания Гражданской войны.

Итоги дискуссии о профсоюзах были подведены на X съезде РКП(б) (8-16 марта 1921 г.). В.И. Ленин высказал тезис что вопрос о роли профсоюзов не является главным вопросом политики партии в данный момент, и охарактеризовал профсоюзную дискуссию как «навязанную», «непозволительную роскошь». В докладе и в заключительном слове по отчету ЦК В.И. Ленин призвал к сплочению партии и указал на недопустимость оппозиции в партии. На съезде большинством голосов была принята ленинская платформа о роли и задачах профсоюзов.

Несмотря на этот призыв до конца 1920-х в РКП(б) указывалось на существование сторонников «правой» и «левой» оппозиции в партии высказывавших отличные от «большинства» точки зрения или варианты управленческих решений на те или иные политические или экономические вопросы в стране.

В конце 1921 г. решения мартовского съезда нашли свое отражение в утвержденных ЦК РКП(б) 12 января 1922 г. тезисах «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» которые по сути явились программным документом, определившим основные задачи профсоюзов в сложившихся условиях. С этого времени начинается радикальная перестройка , затронувшая цели, задачи, организационное строение, формы и методы деятельности профсоюзов.

Позиции сторон конец 1919 – середина 1920

Позиция «платформы Троцкого» — «индустриалисты»

27 декабря 1919 г Л.Д. Троцкий – глава Комиссии по выработке плана введения всеобщей трудовой повинности и ближайших практических мероприятий по мобилизации рабочей силы» — публикует тезисы «О мобилизации индустриального пролетариата, трудовой повинности, милитаризации хозяйства и применении воинских частей для хозяйственных нужд» в которых в разделе «Милитаризация хозяйства» указывается

Орудием государственного принуждения является его военная сила. Следовательно, элемент милитаризации труда в тех или других пределах, в той или другой форме, неизбежно присущ переходному хозяйству, основанному на всеобщей трудовой повинности. … Руководящая роль в этой работе должна, наряду с партией, лечь на профессиональные союзы, в состав которых должны быть возвращены лучшие рабочие, прошедшие военную школу.»

На IХ Съезде РКП(б) (29 марта — 5 апреля 1920 г.) Троцкий в полемике с «профессионалистом» очерчивает его видения роли и задач профсоюзов:

Здесь я делал доклад, который уже напечатан в «Экономической Жизни» и в котором я сказал, что профессиональные союзы не заменяются милитаризацией, а проводят ее, являются ее проводниками. Если в деревне мобилизацию крестьян проводит военное ведомство, ибо другого аппарата там еще нет, то по отношению к рабочей силе города таким аппаратом являются прежде всего профсоюзы, и тут без милитаризации самих профсоюзов, как таковых, не обойтись. Профсоюзы обязаны создать новый режим. Это и есть милитаризация рабочего класса. Я прямо сказал, что милитаризация рабочего класса есть новый режим профсоюзов.

Позиция Троцкого зимой 1920 поддерживалась большинством ЦК РКП(б) , но к IX Съезду РКП(б) практическое воплощение теоретических наработок Троцкого показало низкую эффективность на практике, а начавшаяся дискуссия о роли профсоюзов показала о наметившихся разногласиях в ЦК по данному вопросу.

Позиция «профессионалистов» — «рабочей оппозиции»

С момента появления тезисов Троцкого в январе 1920 года рядом профсоюзных руководителей выдвигаются тезисы — по представленной Бухариным в докладе IX Съезде версии — о том, что «профсоюзы и их объединение—ВЦСПС—должны заменить, в конце концов, Совнарком» (Ларин) и «в области производства, в области экономических отношений все права и все функции должны быть переданы профсоюзам целиком» (Шляпников).

Конец 1920 начало 1921

К осени 1920 позиция Троцкого уже не находила поддержки большинства в ЦК РКП(б).

Пленум ЦК РКП(б) (8—9 ноября 1920) отклонил тезисы направленные Троцким и по предложению Ленина создал комиссию для разработки мер, направленных на развёртывание профсоюзной демократии, во главе с Зиновьевым.

Сторонниками Троцкого к этому времени были Н. Н. Крестинский, Х. Г. Раковский, Л. П. Серебряков и др.

«Рабочая оппозиция» приобрела более четкие формы, позицию и лидеров — А. Г. Шляпниковым и А. М. Коллонтай предлагавшие для устранения бюрократических образований — наркоматов, главков и т.п. — и передачи профсоюзам управления всем народным хозяйством.

В дополнении к «рабочей оппозиции» оформилась, Группа демократического централизма во главе с А. С. Бубновым, Н.Осинским, Т. В. Сапроновым и др. которая поддерживала позиции широкой коллегиальности в органах управления и высказывала неприятия «назначенчества и единоначалия» продвигаемого в профсоюзное движение платформой Троцкого.

Менее радикальной версией тезисов Троцкого была появившаяся в то же время «буферная группа» (Н. И. Бухарин, Е. А. Преображенский и др.)

К концу декабря 1920 в РКП(б) оформилась группа ЦК во главе с Лениным, Зиновьевым, Каменевым, Сталиным и Я. Э. Рудзутаком, которые предложили т. н. «платформу 10-ти».

Зима-весна 1921

Основной накал «дискуссии о профсоюзах» пришелся на Х Съезд РКП(б).(8-16 марта 1921 г.). На нем же были «подведены» и «итоги» «дискуссии о профсоюзах — В.И. Ленин высказал тезис что вопрос о роли профсоюзов не является главным вопросом политики партии в данный момент, и охарактеризовал профсоюзную дискуссию как «навязанную», «непозволительную роскошь». В докладе и в заключительном слове по отчету ЦК В.И. Ленин призвал к сплочению партии и указал на недопустимость оппозиции в партии. На съезде большинством голосов была принята ленинская платформа о роли и задачах профсоюзов. Так же была принята резолюция «О единстве партии», где поручалось распустить все фракции, образорвавшиеся в ходе дискуссии и не допускать более каких-либо фракционных группировок в РКП(б).

Несмотря на это до конца 1920-х в в РКП(б) указывалось на существование сторонников «правой» и «левой» оппозиции в партии высказывавших отличные от «большинства» точки зрения или варианты управленческих решений на те или иные политические или экономические вопросы в стране.

В конце 1921 г. решения мартовского съезда нашли свое отражение в утвержденных ЦК РКП(б) 12 января 1922 г. тезисах «О роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» которые по сути явились программным документом, определившим основные задачи профсоюзов в сложившихся условиях. С этого времени начинается радикальная перестройка , затронувшая цели, задачи, организационное строение, формы и методы деятельности профсоюзов

Примечания

Источники

  • Девятый съезд РКП(б). Март—апрель 1920 г. — М.: Партиздат, 1934 [1]
  • Троцкий Л.Д. О проекте десяти: Материалы к дискуссии о профсоюзах. – М., 1921
  • Троцкий Л.Д. Роль и задачи профессиональных союзов (К 10-му съезду партии).-М., 1920.
  • Санду Т.А. «Рабочая оппозиция» в РКП (б) 1920-1921 гг. / Санду Т.А. // Вестник Тюмен. гос. ун-та. — 2003. — № 3.
  • Санду Т.А. К истории возникновения «рабочей оппозиции» в РКП (б) / Санду Т.А. // Тюменский исторический сборник. — Тюмень, 2004.

Библиография

  • Ленин В. И., О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого, Полн. собр. соч., 5 изд., т.42;
  • Ленин В. И., Кризис партии, там же;
  • Ленин В. И., Доклад о роли и задачах профессиональных союзов на заседании коммунистической фракции съезда 23 января. Заключительное слово по докладу о роли и задачах профессиональных союзов на заседании коммунистической фракции съезда 24 января. [II Всероссийский съезд горнорабочих 25 января — 2 февраля 1921], там же;
  • Ленин В. И., Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же;[2]
  • Ленин В. И., Речь при открытии съезда 8 марта. Отчёт о политической деятельности ЦК РКП(б) 8 марта. Заключительное слово по отчёту ЦК РКП(б) 9 марта. Речь о профессиональных союзах 14 марта. Доклад об единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне 16 марта. Речь при закрытии съезда 16 марта. [X съезд РКП(б) 8-16 марта 1921], там же, т. 43.
  • Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчёт. М., 1963
  • Резолюции Х съезда РКП(б): О единстве партии, О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, О роли и задачах профсоюзов, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *