Девиантное и делинквентное поведение
Характеристики девиантного поведения
В некоторых современных исследованиях нередко понятие «девиантное поведение» соотносят с еще одним типом поведения – делинквентным. Но в действительности эти понятия, несмотря на свою созвучность и некоторую идентичность, все же не совпадают.
Замечание 1
Девиантное поведение человека – это понятие многогранное. С одной стороны, его определяют в качестве поступка человека, его действия, которое не соответствует общепринятым и формальным нормам и стандартам в обществе. С другой стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое выражается в массовых формах человеческого поведения и деятельности. При этом, данные формы также не соответствуют официально установленным нормам и стандартам, которые сложились в конкретном обществе.
Важно осознавать, что девиация – это отклонение, но она не всегда может носить отрицательный характер. поэтому, выделяют сразу два вида отклонений от социальных норм:
- Позитивные отклонения от социальных норм, которые направлены на то, чтобы избавиться от устаревших и неактуальных стандартов и норм. Это способствует качественному изменению социальной системы, без которого общество не может дальше развиваться и выйти на совершенно новый уровень своего развития;
- Негативные отклонения от социальных норм – иными словами их называют дисфункциональными, поскольку они могут дезорганизовать социальную систему, привести ее к неминуемому разрушению. Это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения членов общества, которые недовольны сложившимися обстоятельствами, и стремятся всеми силами и действиями продемонстрировать свое неудовлетворение.
Девиантное поведение может быть нескольких типов:
- Во-первых, это инновация, которая предполагает согласие с общими целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов, которые могли бы помочь достичь поставленных целей.
- Во-вторых, ритуализм – связан с отрицанием целей конкретного общества и абсурдным преувеличением способов их достижения.
- В-третьих, ретретизм – отказ человека или группы лиц от социально одобренных целей и, соответственно, отказ от традиционных и привычных способов их достижения.
Замечание 2
Последний тип девиантного поведения – бунт. Он отрицает и цели, и способы достижения целей, но при этом стремится к их замене на совершенно новые. К бунтарям следует относить революционеров, которые стремятся к коренной ломке всех общественных отношений. При этом, они могут предлагать новые способы достижения целей, а могут просто разрушать старые без возможностей альтернатив.
Сущность делинквентного поведения
Делинкветное поведение – это также асоциальное поведение человека, которое проявляется в его поступках. Это может быть и какое-либо действие, и бездействие в отношении сложившейся ситуации. Данные поступки могут наносить вред отдельному человеку или всему обществу в целом.
Замечание 3
В отличие от девиантного поведения, делинквентное – это скорее проступок, чем осознанное преступление. Он также может преследоваться по закону, но не в большой степени тяжести.
Очень большой интерес представляет подростковая делинквентность. В этом возрасте человек чаще всего совершает различные проступки, как умышленные, так и несознательные. Рост таких проступков и отсутствие их профилактики может привести к тому, что такое поведение будет восприниматься человеком как норма. Как следствие, во взрослом возрасте это приведет к увеличению удельного веса тяжких насильственных преступлений, которые будут совершаться теми же людьми, не прошедшими профилактические занятия или воспитательные беседы.
Чаще делинкветное поведение представлено в виде причинения вреда. Это связано с посягательством дилинквента на человека, его права и свободы. Сюда же относится и собственность, которую он может испортить, следуя каким-либо собственным мотивам. Различные виды делинкветного поведения, несмотря на их относительную невинность в сравнении с девиантным поведением, все же осуждаются обществом. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений. За данные правонарушения в рамках законодательства устанавливаются самые разные виды социальной или уголовной ответственности (которая редко выходит за рамки административной ответственности и общественных работ).
Существует несколько видов делинквентного поведения.
Во-первых, это административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство. В качестве административных правонарушений рассматривают также курение или распитие спиртных напитков в общественных местах.
Во-вторых, это дисциплинарный проступок – противоправное, виновное и намеренное неисполнение своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая предусматривается в трудовом законодательстве. К таким проступкам следует отнести:
- прогул по неуважительной причине,
- появление на работе в ненадлежащем состоянии,
- наркотическом или токсическом опьянении,
- нарушение правил охраны труда.
Если делинквентное поведение вовремя не откорректировать, то получится довольно негативная картина: человек, воспринимающий свое поведение как норму, будет и дальше совершать преступления, только уже более тяжелые. В его сознании отложится нормальность таких действий. Нередко говорят о том, что из делинквентов вырастают самые настоящие преступники и девианты, и что они нуждаются в своевременных работах над их поведением, в коррекции психического состояния, мировоззрения и ценностных установок. Если наказания начинаются с административного штрафа, а также с условных наказаний, то в дальнейшем они могут достичь более серьезного уровня: наказания в виде лишения свободы, пожизненное заключение. Поэтому контроль за поведением необходимо вести с самого первого правонарушения человека.
Делинквентное поведение — Википедия
Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.
Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.
Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.
Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.
Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).
Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся (девиантным) поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960, утратило характер делинквентного поведения с ноября 1991 и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
- Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2004. — 288 с. — ISBN 5-7695-1782-4.
- Криминология: Учебник / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. — 304 с. — ISBN 978-5-91768-209-9.
ru.wikipedia.org
Делинквентное поведение подростков, формы делинквентного поведения
Делинквентное поведение – это асоциальное, противоправное поведение, которое проявляется в таких действиях, которые приносят вред обществу, угрожают жизни других людей и общему социальному порядку, являются уголовно наказуемым. Походит от латинского «delictum», которое переводится, как «проступок». Это понятие и определяет смысл этого поведения, то есть делинквентное поведение это поведение, обозначающее проступок против общества, против социальных норм и правил. Изучением этого поведения занимаются разные науки, в основном социальные, потому что, в первую очередь, оно выражается в проступках, которые воздействуют на окружение человека, и, в общем, отбивается негативным образом на общественном порядке, а государство строится из каждого человека, поэтому очень важно чтобы был соблюден порядок, для этого применяются способы профилактики правонарушений.
Между собой имеют связь делинквентное и криминальное поведение, точнее, криминальное есть формой делинквентного, и в большинстве случаев на такого правонарушителя открывается уголовное дело.
Делинквентное поведение прямонаправленное на нарушение государственных норм и законов. В большинстве случаев делинквентом считается подросток-преступник, и когда он достигает совершеннолетия, то называется асоциальной личностью. Поведение делинквента может быть в форме незначительных нарушений, тогда оно называется антисоциальным. Когда нарушения достигают уровня уголовного преступления, оно считается криминальным. Не всякое отклоняющееся поведение делинквентное, зато все проявления делинквентного поведения есть отклоняющимися. Старшее поколение считает, что в современном мире все подростки и молодые люди являются уголовниками, и часто приписывают им разного рода проступки. Но они не понимают, что есть большая разница между молодежью, которая просто долго гуляет, громко слушает музыку, экстравагантно одевается, имеет кричащий макияж, прическу и теми, кто проводит совместный досуг за алкоголем, хулиганским поступками, правонарушениями, неразборчивыми половыми связями и общаются с помощью нецензурной лексики.
Делинквентное поведение это поведение, имеющее ряд особенностей. Оно особенное тем, что нет четкой границы, где начинается правонарушение. Например, взрослый человек, который уклоняется от уплаты налогов, врет государственным работникам, тоже поступает противозаконно, но его никто не называет делинквентом. Вторая особенность делинкветного поведения – это строжайшая регулируемость законами, правовыми нормами, дисциплинарными правилами. Третья особенность заключается в том, что из всех видов девиаций именно противоправное считается наиболее серьезным, поскольку становит угрозу для общественного порядка. И еще одна особенность делинквентного поведения, что оно всегда означает конфликт между одной личностью или группой правонарушителей и остальным обществом, если конкретнее, то между индивидуальными интересами и стремлениями, и направленностью общества.
Делинквентное и девиантное поведение
Делинквентное и девиантное поведения описывают поведение, противоречащее правилам социума, и между ними имеются различия. Девиантное является относительным, относится к культурным нормам исключительно одной группы, а делинквентное поведение есть абсолютным по отношению к государственным нормам.
Например, ограбление на улице, считается видом заработка и согласно закону, такое действие считается преступлением, даже если в нем был благородный смысл, и это говорит не об отклонении. Девиантное поведение есть отклоняющимся, оно характеризует поступки, противоречащие ожиданиям, официально установленным правилам, и сложившимся в социальной группе, в которой находится личность.
Делинквентное поведение это поведение, которое считается социально отклоняющимся, под ним понимаются противоправные поступки, которые угрожают жизнедеятельности и социальному благополучию индивидов. Такие противоправные проступки называются деликтами, а самого правонарушителя – делинквентом. Его поведение, возможно, регулировать, посредством законов, дисциплинарных правил и социальных норм. Зачастую такой контроль провоцирует еще больший супротив. Поэтому сколько бы общество ни стремилось наказать делинквента, он всегда до последнего будет делать то, что ему хочется. Его поступки объясняются наличием внутреннего конфликта между личностными желаниями и стремлениями и требованиями общества.
В делинквентном поведении мерой допустимого является закон, в девиантном – стандарты и нормы социума, и чтобы достигнуть желанного они могут пользоваться всевозможными средствами. Из таких личностей в будущем вырастают преступники, или правонарушители, имеющие постоянно проблемы с криминалом.
Делинквентное поведение подростков
Делинквентное поведение несовершеннолетних возникает под влиянием одного опытного друга или группы подростков, которые не являются даже антисоциальными, но имеют вредные привычки. Компания, в которой подростки не заняты каким-либо серьезным делом, спортом, искусством или усердным учением уроков, заняты только тем, что сморят фильмы, обсуждают их, ходят по магазинах, в торговых центрах и случается, что им надоедает, и они ищут более интересное занятие, которое объединяло их компанию, но они не могут предположить, что это может быть, например, спорт. От скуки и безделья они начинают видеть выход в алкоголе, наркотиках, что, в общем, порождает делинквентное поведение. Но, естественно, не все подряд подростки являются делинквентами. Есть такие, что совершенно не интересуются и не увлекаются подобными занятиями. Многое зависит от темперамента, акцентуации, отдельных черт характера, которые могут быть предпосылкой для возникновения делинквентности. Основном, авантюризм и агрессивность, холерический темперамент, специфичность морального сознания, способствуют становлению делинквентности. Такие подростки имеют особые механизмы функционирования психики и за этим их можно разделить на три группы. Одни из них, которых можно назвать раскаивающимися, имеют примитивные антисоциальные потребности и некие моральные правила. Эти потребности очень сильны, и под их нажимом, внутренний конфликт положительно разрешается в их сторону, и нравственный уровень понижается. Но после содеянного, их будет мучить совесть.
Другая группа подростков, это те, которые не имеют внутреннего конфликта, не раскаиваются в содеянном и их не мучает совесть. У них нет внутренней нравственной сдержанности, поэтому при любой возможности они воплощают свои желания и асоциальные потребности в жизнь, и часто поступки, сделанные ими, переходят черту социально приемлемых норм, из-за чего они уже становятся отвергнутыми от общества. Зачастую такие подростки действуют в группе и у них есть главарь, который часто сам не делает злодеяние, а только руководит тем, что должны делать другие.
Делинквентное поведение несовершеннолетних с третей группы самое опасное. Они противостоят моральным нормам общества абсолютно сознательно. Их взгляды циничны, а потребности очень сильны. Они запросто переходят границы позволенного, они их просто не видят, и совершают преступление.
Считается, что социально-экономические причины делинквентного поведения подростков очень сильно значимые. Разрушение общественной культуры и вытеснение духовых ценностей, этических и эстетических норм на второй план, проблемы экономики и финансов в стране, развитие теневой экономики, нелегального бизнеса, миграции населения, распространение средствами массовой информации материалов с содержанием насилия, жестокости, порнографии, роскоши. Подростки очень сильно поддаются влиянию, каких бы то ни было факторов и информации, но если им еще эту информацию подадут в таком свете, будоражащем их сознание и психику, они вникают во все, и с большим интересом всасывают в себя эти раздражители. Они также видят некую иллюзорную идеологию общества, и считают ее верной, и заимствуют ее в свою жизнедеятельность. Такая специфическая идеология поощряет и даже оправдывает преступный способ жизни. Поэтому совершив преступление, подросток чувствует себя защищенным, он думает, что имеет оправдание и отрицает свою ответственность за содеянное, поскольку у него совсем не осталось барьеров психологических или нравственных, он почувствовал свободу действий, когда увидел в каком-то фильме или передаче, что преступность оправдывается.
Причины делинквентного поведения подростков кроются также в семейных отношениях. Подобное поведение может вызываться отношениями с родителями, а, вернее неадекватными, плохими отношениями. Подросток из-за ссоры в доме может убежать из него, прогулять школу, подраться, сделать хулиганский поступок. И именно все самые тяжкие поступки вызваны не бандой, в которую входит индивид и их ценностями, а именно из-за непонимания его дома. Иногда не настолько открытый конфликт предшествует побегу, как, наоборот, безразличное и безучастное поведение родителей в жизни подростка.
Подростки очень любят внимание, они зависимы от него, и проявление равнодушия в их адрес от самих близких становится для них очень болезненным и невыносимым. Если под одной крышей дома находятся два поколения, и они делают вид, что не замечают друг друга, а лишь вместе сосуществуют, ни поддерживая и ни помогая друг другу, ни давая эмоционального тепла и любви, то рано или поздно стоит ожидать на конфликт в этом доме. Это, как бомба замедленного действия, так или иначе, кто-то должен сорваться, и если в этой семье есть ребенок, то скорей всего ответственность за это будет на нем, как на самом чувствительном и впечатлительном из всех вместе живущих. Тогда ребенок начинает искать себе убежище там, где его примут, часто попадая в те группировки, которые следовало бы обойти мимо, но именно они предлагают такое, отчего он просто не способен отказаться и это именно то, что позволяет ему забыть обо всем плохом, обо всем том, что было дома и это оказывается, как раз то, что нужно. Конечно, здесь имеется в виду наркотики или алкоголь. И подросток с того момента рвет все семейные отношения, духовные узы и считает своей семьей новых друзей, с какими ему так весело, и с какими он может делать такие смелые поступки, на которые никогда не решался и чувствует от этого удовлетворение (вандализм, хулиганство). По мнению некоторых социологов, именно в обеспеченных семьях наблюдаются подобные проблемы. В семьях, где люди концентрируются на зарабатывании денег, а ребенка произвели на свет, чтобы, когда они уже не смогут, он продолжал зарабатывать. В таких семьях нет отношений, они не общаются и воспринимают это так, что так и должно быть, что так было и будет. Такая современная тенденция, и она наблюдается больше в странах Запада. Если же семейные условия неблагоприятны, и подростки отрицают общепринятые нормы общения и поведения, они подвергаются преступному воздействию.
Одна из самых важных причин делинквентности – это недостаточно развитое, или искаженное моральное сознание. Почувствовав один раз потребность в алкоголе или интиме, и удовлетворив свое желание, они начинают желать этого очень часто и в неумеренных количествах. И убогость этих потребностей, и неразборчивость в способах их удовлетворения также стают причиной того, что круг знакомых и друзей, с которыми ранее общались, очень сужается, даже те, кто были близкими и соседями не хотят больше иметь связей с ними. Зато появляются новые друзья, с которыми объединяет общее времяпровождение в тусовке. Они не имеют социально одобряемых интересов, занятий, не посещают кружки и секции по спорту. С каждым из такой компании не общаются даже их одноклассники, и они должны формироваться в банды из отбросов общества.
Часто склонность к правонарушению зарождается, когда ни дома, ни в школе подростка не принимают. Хоть подростки и не показывают никогда, но на самом деле, им очень важно мнение учителей, они воспринимают их, как значимых близких, особенно тех, кто очень нравится и когда не получают обратной связи и поддержки, им становится сначала грустно, но затем следует реакция гнева и этот гнев приводит к агрессивным действиям.
Причиной делинквентности может быть большое количество свободного времени. Поскольку большинство потенциальных делинквентов не любят учебу, не занимаются хобби, их досуг примитивен и однообразный. Их может занять новая информация, легкая, которую нет надобности интеллектуально перерабатывать, и передача этой информации сверстникам. Пустой разговор ни о чем, хождение по торговых центрах без цели, просмотр телевизора – это первые шаги к деградации личности, далее – спиртные напитки, азартные игры, наркотики, токсические вещества и другие, которые дают возможность испытать новое впечатление.
Существует мнение, что делинквентами становятся только экстраверты, ориентированы на внешнюю среду и людей, потому что им легче включаться в группировки. Но также встречаются интроверты, они действуют сами по себе, разрешая, таким образом, свои внутренние конфликты.
Подростковое развитие происходит очень интенсивно и быстро, и вовремя должна проводиться профилактика делинквентного поведения, чтобы предупредить образование асоциальных наклонностей личности. В проведении профилактических работ, важно, приучить подростков к психогигиеническим требованиям поведения, умению сделать правильный выбор, для достижения состояния социально-компетентного человека. Неконтролируемое отклоняющееся поведение делинквентное, имеется в личности не способной к саморегуляции. Очень важно начинать формирование личностной и социальной зрелости у подростков с развития положительной самооценки, принятия себя в позитивном свете, вырабатывания способности к критическому мышлению, умению ставить перед собой социально важные цели и быть ответственным за свои слова и действия. Чтобы подросток научился принимать адекватные решения и делать правильный выбор, он должен обучиться самоконтролю над эмоциями, стрессами, агрессией, собственным состоянием, тревожностью. Научиться решать конфликты культурными способами, без оскорбления противника и нанесения ему вреда. Выучить, как вести себя, при негативной критике, знать адекватные способы самозащиты. Уметь сказать себе «нет», противостоять вредным привычкам и научиться уважать свое тело и вести здоровый способ жизни.
Если говорить в общем, то профилактика – это система общественных, государственных, социальных, медицинских, психологических и воспитательных мероприятий, сконцентрированных на предупреждение, нейтрализацию главных оснований и обстоятельств, которые действуют вызывающе на проявление социальных отклонений у подростка.
Профилактика делинквентного поведения будет действительно действенной, если она применяется на основе: хорошей успеваемости в школе, эмоционально позитивной и удовлетворяющей учеников системы взаимоотношений с окружающими, главным образом самыми близкими и родными и важный компонент также психологической защиты. Соблюдения всех необходимых условий обеспечит гармоничное развитие личности и минимизирует возникновение делинквентных наклонностей.
Профилактика делинквентного поведения имеет также три подхода. Согласно первому, предупреждается формирование отклонений в психофизическом развитии. За вторым, предупреждается переход отклонений развития в более хронические формы. Третий подход – это социально-трудовая адаптация отклоняющихся личностей.
Социальная педагогика профилактику видит, как научно обоснованные и вовремя предприняты действия, которые имеют направленность на: предупреждение всех возможных (биологических, психологических, социальных) обстоятельств и условий несовершеннолетних, которые находятся в группе риска; защиту, поддержание и сохранение приемлемого уровня жизни и хорошего здоровья подростка; помощь подростку в его собственных достижениях социально существенных целей и раскрытие его потенциала, способностей, талантов. Существует также перечень профилактических мероприятий: устраняющие, возмещающие, контролирующие профилактические работы и предупреждение обстоятельств, способных вызвать социальные отклонения. Эффективность таких мероприятий будет высоко, если вместе с ними будут включенными несколько компонентов: направленность на искоренение причин внутренних конфликтов в подростке и в общественной и природной среде, вместе с тем создание условий, благодаря которым подросток будет приобретать опыт, необходимый ему для решения индивидуальных проблем; обучение навыкам, которые способствовали достижению целей; предупреждение появления проблем и решение уже возникших, учение стратегий решений конфликтов.
В общем, в профилактике делинквентного поведения можно выделить два главных подхода, которые лучшим образом и своевременно могут воспитать из подростка благородного человека – это воспитание и обучение.
Формы делинквентного поведения
Делинквентное поведение существует во многих формах, но наиболее распространенными и тяжелыми есть – преступность, наркомания и проституция.
При изучении преступности, исследователями рассматривается множество факторов, имеющих влияние на ее динамику. Среди них: род занятий, социальный статус, уровень образования, степень включенности человека в общественную жизнь. Преступность имеет в себе фактор деклассирования, он обозначает ослабление или полное разрушение отношений личности и социальной группы. Также изучается вопрос о соотношении социального и биологического факторов, которые имеют влияние на формирование у человека предусловий к преступному поведению. Преступность всегда есть и, возможно, к сожалению, будет в обществе, ее невозможно искоренить, по крайней мере, сейчас. Человек или рождается с генами, в которых у него заложена предрасположенность к совершению преступлений, и она может развиться и проявить себя под воздействием определенных факторов, или условия общества и обстоятельства жизни человека, подталкивают его на совершение преступлений. Поэтому преступность – это своего рода отражение человеческих пороков. Возможно, обществу необходимо забыть об утопических представлениях, об искоренении преступности, как социальной патологии и удержанием ее на социально терпимом приемлемом уровне.
Наркомания является очень страшным явлением, потому как эта беда погубила огромное количество человеческих жизней и каждый день косит новых жертв. Наркомания приносит великие жертвы обществу, и наиболее вся тяжесть ее последствий отображается на самой личности, качестве ее жизни и ее близких. И все время люди надеяться на то, что они найдут эффективный способ борьбы с ней и тем более профилактики.
Социологические исследования демонстрируют результаты, в которых отображаются главные мотивы применения наркотиков – это желание испытать особенные ощущения и жажда эйфории. Как показывает статистика, что среди начинающих наркоманов большинство – это молодые люди, даже подростки, и в связи с особенностями их взросления, перестройки гормональной системы, у них возникают неопределенные ощущения, и чтобы унять бушующие чувства, они начинают искать разные способы расслабления, среди самых популярных – курение, алкоголь и наркомания. Незрелость, легкомыслие, влияние компании и беспечность стали решающими факторами в возникновении зависимости. В основном употребление наркотиков среди молодежи происходит в кругу группы, иногда единственное, что объединяет этих людей и есть наркотики, а не другие общие интересы, которые социально приемлемые. Многие наркоманы употребляют наркотики в местах скопления людей, например, на улицах, в кинотеатре, на пляже, во дворе, иногда им настолько хочется принять дозу, что им становится все равно, где они находятся. Против наркомании могут применяться социальные, экономические и культурные меры, но наибольшее влияние имеют медицинские, психологические и правовые меры.
Проституция тоже является формой делинквентного поведения, но в некоторых странах мира, о ней так не говорят, ее приравнивают к обычной работе. Проституция понимается, как процесс половых отношений с человеком, с которым не состоят в браке и не имеют любовных чувств или симпатий, и получают за них оплату. Важно различать, что проституция – это ни внебрачные половые связи, ни корыстные супружеские отношения, если личности симпатизируют друг другу. Возникновение проституции связано с распределением труда, развитием мегаполисов и моногамии. В нашем обществе очень долго затаивался факт присутствия проституции, и такое длительное скрывание, а потом разоблачение привело многих людей в состояние ужаса. Но всегда то, что является запретным, вызывает нездоровый интерес. С истории известно, что существовали три формы политики к проституции. Прогибиционизм – запрет, аболиционизм – разъяснительно-воспитательная работа в профилактических целях, с отсутствием запретов и регистрации и регламентация, то есть регистрация и медицинское наблюдение. Потом оценили все три способы, и пришли к выводу, что запреты не имели никакого влияния, а репрессии были малоэффективными, и ни правовая, ни медицинская регламентация не смогли повлиять на искоренение проблемы проституции.
Делинквентное поведение примеры
Примеры делинквентного поведения лучше всего описывать, в соответствии с его видами.
Виды делинквентного поведения: административные нарушения, дисциплинарный проступок, преступление.
Административные преступления проявляются в мелком хулиганстве – нецензурной лексике в местах скопления людей, оскорбительное отношение к окружающим, также сюда входит нарушение дорожного движения и другие действия, которые служат нарушению общественного порядка и спокойности людей.
Примером делинквентного поведения есть употребление алкоголя в общественных местах, транспорте и действия совершенные в опьяненном состоянии, которые оскорбляют честь граждан и уничтожает общественную нравственность. Проституция, распространение порнографии, эксгибиционизм, как злодеяние тянет за собой административное наказание и ответственность относительно закона об административных правонарушениях.
Дисциплинарный поступок есть видом делинквентного поведения, и выражается в противоправном неисполнении или же ненадлежащим исполнением рабочим своих трудовых обязанностей, прогулом без значительных причин, употреблением спиртных напитков, наркотических веществ в рабочее время, приход на работу под воздействием алкоголя, нарушение правил охраны, и влечет за собой ответственность, относительно трудового законодательства.
Преступление, как наиболее опасный вид делинквентного преступления, выражается в поступках, несущих опасность обществу. Запрещены под угрозой наказания Уголовным кодексом. К таким деяниям относятся: убийства, воровства, похищения, угоны автомобилей, терроризм, вандализм, изнасилования, мошенничество, торговля наркотиками и психотропными веществами. Данные преступления, хотя здесь перечислены не все, наиболее строго наказуемы в согласии с Уголовным кодексом. В зависимости от тяжести совершенного поступка применяются разные меры наказания в размере от общественных работ и незначительных штрафов, вплоть до лишения свободы. И касаются они особей, достигнувших шестнадцатилетнего возраста, иногда четырнадцатилетнего. Если личность, совершившая злодеяние, не достигла необходимого для уголовного наказания возраста, ее привлекают к ответственности воспитательного характера (строгий выговор, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, общественные работы).
Делинквентное и криминальное поведение самые опасные, поскольку делинквентный подросток, совершающий криминальные поступки, очень опасный. Он очень негативно и недоверчиво настроен по отношению к обществу и его не останавливает закон, пока он не будет этим законом наказан.
Деликты могут быть гражданско-правовыми: нанесение морального ущерба, вреда имуществу человека или организации, дискредитация репутации юридического лица или отдельной личности. Такие действия наказуемы гражданским законодательством.
Разные виды делинквентного поведения подвергаются социальному осуждению и также формализуются государством в правовых нормах, посредством описания характеризующих и определяющих в качестве нарушений признаков, за которыми в законодательстве вводятся разные виды ответственности.
psihomed.com
Девиантное и делинквентное поведение -Социология
Во всякой культуре есть нормативное и девиантное поведение. Нормы вытекают из ценностей.
Поведение девиантное
— совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы — моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э.Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм.
Бывают случайные девиации и регулярные девиации (намеренно осуществленное поведение)
Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы — преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры «(субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Делинквентное поведение
— не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.
Делинквентное поведение — преступное поведение. антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания. Существует виды делинквентных поведений. Подростковая делинквентность — явление.
Делинквентное поведение— антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Подростковая делинквентность
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности.
Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.
29.08.2016, 5091 просмотр.
myfilology.ru
Девиантное и делинквентное поведение
Находясь в обществе, человек должен соблюдать общепринятые нормы. То, насколько качественно он это проявляет, характеризует его культурный уровень развития. В случае отклонения от принятых норм его поведение будет называться девиантным или отклоняющимся, а формальных – преступным и, как еще именуют, делинквентным.
Девиантное и делинквентное поведение личности
Данные два вида поведения отличаются тем, что:
- первое – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы;
- второе является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.
Для более ясного понимания этих двух понятий, приведем пример. Люди, совершившие уличное ограбление, считают это своей, скажем так, работой, видом зарабатывания денег или, словно Робин Гуд нашего времени, борются, таким образом, за справедливость в обществе. Но существует юридический закон, согласно которому, данное действие следует рассматривать как преступление, а это уже не есть отклонением (девиантным поведением).
Иными словами, девиантное (отклоняющееся) – все те поступки, что противоречат ожиданиям, нормам, официально установленными, или годами сложившимися в определенной социальной группе и делинквентное – поведение, что считается социально отклоняющимся.
Если говорить об этом более детально, то:
Под понятием «делинквентное поведение» понимаются поступки личности, являющиеся противоправными, то есть такими, что отклоняются от законов, установленных в конкретном обществе, но и угрожающие жизнедеятельности, благополучию, социальному порядку других индивидов. В психологии поступки такого человека личность – делинквент. называют деликтами, саму Поведение данного вида регулируется, в первую очередь, посредством дисциплинарных правил, законов, социальных норм. Общество активно осуждает и стремится наказать поступки делинквента. Стоит отметить, что в основе мотивов поступков нарушителя закона есть внутренний конфликт между личностными стремлениями и интересами общества.
Если мерой допустимого в понятии делинквентного поведения является закон, то в девиантном — социальные нормы, стандарты и в этом случае индивиды, дабы добиться желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.
womanadvice.ru
Девиантное и делинквентное поведение.
Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Когда человек ведет себя в соответствии с ожиданиями общества и социальными нормами, такое поведение называют конформным (не то же самое, что «конформизм» – подчинение мнению общества или простого большинства).Однако поступки некоторых индивидов не редко выходят за рамки того, что общество считает допустимым.
Девиантным поведением называется поведенческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.
Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и открытое лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.
Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.
Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок – результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений от нормы.
Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как ему свойствен но отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, – от того, насколько общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.
По мнению О.С. Осиповой, необходимо проводить различие между двумя видами девиантного поведения: созидательным и разрушительным.
Девиантное поведение деструктивной направленности – это совершение индивидом или группой социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм.
Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) – это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный вектор эволюционного развития общества.
Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.
Социологические подходы к проблеме девиации:
Теория аномии. Э. Дюркгейм утверждал, что девиантное поведение играет функциональную роль в обществе, поскольку наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняет роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит понятие «аномии» – общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Когда общество находится в состоянии аномии, люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиантного поведения.
Теория культурного переноса. Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел Габриэль Тард, еще в конце XIX века сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Тард утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди, подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они подражают поведению преступников. Иначе говоря, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели по ведения уже укоренились.
Эдвин Г. Сазерленд: индивиды становятся правонарушителями, потому что попадают в окружение, следующее девиантным моделям, мотивировкам и методам. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее будут эти контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.
Теория конфликта. Сторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к разным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением.
Хотя в последние десятилетия появилось множество новых направлений конфликтологического подхода к проблеме девиации, его происхождение восходит к марксистской традиции. Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряется избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать по ступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция – являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясняются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жизни, т.е. от самого базиса своего существования.
Ричард Квинни: «Закон – это инструмент правящего класса. Криминальное право, в частности, представляет собой средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка.
В теории конфликта многое справедливо. Совершенно очевидно, что составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейтральными, но служат интересам определенной социальной группы и выражают основные ее ценности.
Теория стигматизации. Сторонники теории стигматизации (от греч. – клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов и начинают рассматривать свое поведение как девиантное.
Сам по себе термин «девиантность» охватывает самый широкий спектр поступков и способов поведения. Его применение просто означает констатацию того факта, что данное индивидуальное поведение отклоняется от принятого обществом. Причем такое отклонение может быть как негативным, так и позитивным. Поведение гения, например, тоже представляет собой девиацию.
Для обозначения специфически деструктивных форм поведения, опасных для общества, применяются понятия «делинквентное поведение» и «криминальное (преступное) поведение». Для того чтобы четко обо значить границы употребления каждого термина, всю совокупность проявлений отклоняющегося (девиантного) поведения нужно разделить на три группы: девиантное в собственном смысле этого слова, делинквентное и криминальное поведение.
Собственно девиантное поведение – это такое по ведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами.
Термином «делинквентное поведение» обозначается совокупность противоправных поступков, не подпадающих под уголовное наказание, но уже являющихся незначительным правонарушением.
Грань между делинквентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков. Например, если подросток стоит на учете в детской комнате милиции, не посещает школу, появляется в пьяной компании в общественных местах, его поведение является делинквентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое законом как уголовное преступление, и будет осужден по закону как преступник.
Среди возрастных групп наиболее склонны к делинквентному поведению подростки. Это объясняется их социальной незрелостью и повышенной подверженностью влияниям извне.
students-library.com
Понятие девиантного и делинквентного поведения. Формы асоциального поведения
Анализ подходов к определению понятия «девиантное поведение» в отечественной и зарубежной психологии, а также в представлениях других наук (социологии, медицины, криминологии и др.) был предпринят С. В. Богдановой в её диссертационном исследовании [14]. «Независимо от науки, все авторы, говоря об отклоняющемся (девиантном) поведении, выделяют отклонения от социальных и правовых норм общества», – пишет она [14. С. 21]. При этом указываются и отличия: «В социологии – это поступок, действие; в медицине – система поступков; в психологии – устойчивое поведение личности; в педагогике – специфический способ изменения социальных норм и ожиданий; в криминологии – преступность как социальное явление» [14. С. 21].
Со ссылкой на Ю. Клейберга С. В. Богданова указывает, что «одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи – различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т. П.), четвёртые – социальное творчество» [14. С. 28].
Первым на позитивный характер девиаций обратил внимание Я. И. Гилинский: «Девиации… являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы» [Цит. по: 48. С. 109]. О. С. Осипова отмечает, что границы между позитивной и негативной формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве [48. С. 109].
По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении ротивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
В английском языке преступление, преступность обозначается словом «crime», а термин «делинквентность» — «delinquency» имеет широкое значение. Это правонарушение, акт делинквентного поведения, проступок.
Делинквентом называется «правонарушитель», «преступник». Это молодые рецидивисты, «первичные делинквенты», осужденные впервые за юношескую делинквентность, подростки с полицейскими контактами, но отпущенные с официальным предупреждением, и подростки с «дурным поведением». Делинквентное поведение (от лат. Delictum — проступок, англ. — delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное ротиивоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом
Здесь следует отметить близость делинквентности такому понятию как девиантность. Девиация (от лат. Deviatio) – отклонение в поведение человека от общепринятых норм, а девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Таким образом, ведущим признаком девиантного поведения в самом широком смысле является отклонение от принятых в обществе норм, правил, традиций.
Но по сравнению с делинквентностью это понятие не включает в себя серьезное нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание. Характерной чертой девиантного поведения является культурный релятивизм. Для одних курение, употребление алкоголя – норма, для других – отклонение.
Итак, девиантность и делинквентность – две формы отклонения поведения от существующих в обществе норм. Первая форма – относительная, а вторая – более значительная. Следовательно, они взаимосвязаны. Корни делинквентности следует во многих случаях искать в девиантности, которая ей предшествует.
Криминология рассматривает явление делинквентности как бы обособленно от других явлений в обществе. Социология же изучает делинквентов в рамках происходящих социальных процессов. Это может быть, например, такой процесс, как определенное психологическое давление на индивида к достижению материального успеха со стороны общества. Или процесс социальной изоляции делинквента может привести к повторному совершению преступлений.
К основным видам (формам) девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, бродяжничество, попрошайничество, самоубийства, проституция.
cyberpedia.su