Дембо рубинштейн: Методика ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

Методика ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО — РУБИНШТЕЙН В МОДИФИКАЦИИ A.M.ПРИХОЖАН

Инструкция. Любой человек оценивает свои способ­ности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изо­бразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивыс­шее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете раз­витие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировоч­ная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают ко­личественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «-»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и само­оценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отри­цательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характе­ристики уровней притязаний и самооценки, полученные для уча­щихся 7—10 классов.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

норма

очень

высокий

низкий

средний

высокий

Уровень притязаний

менее 60

60-74

75—89

90—100

Уровень самооценки

менее 45

45—59

60—74

75-100

Уровень притязаний:

  • Норму, реалистический уровень притяза­ний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее опти­мальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возмож­ностях, что является важным фактором личностного развития.

  • Очень высокий уровень притязаний. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным воз­можностям.

    Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста – это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

  • Результат менее 60 баллов свидетельствует о зани­женном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Высота самооценки:

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (аде­кватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о за­вышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может под­тверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувстви­тельности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на занижен­ную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явле­ния: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декла­рирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют о завышенной самооценке; в средней части (46-75 б.) – отношение школьника к себе не носит конструктивного характера; в нижней части (0-45 б.) – они могут являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже не надеется исправить положение. Если таким образом заполняются 1 или 2 шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла

и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями.

Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой.

При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие. Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

Редкие ответы.

К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки

. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях. Переживания, связанные с таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для себя самого, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся 7 классов, старших подростков.

4

Модификация методики Дембо-Рубинштейн

Цель: исследование самооценки младшего школьника.

Порядок работы.

Ребенку предъявляется бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами:
— «рост»,
— «доброта»,
— «ум»,
— «справедливость»,
— «смелость»,
— «честность»,
— «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

 

Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по… (название качества). В верхней точке находится самый… (максимум качества), в нижней — самый… (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой».


После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки. Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.
Уровень самооценки представлен от +1 до -1.

Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 — низкий; 0,3-0,6 — средний; 0,6-1,0 — высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.
Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки по Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) данного ученика.

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Исследование самооценки по методике Дембо — Рубинштейн

Когда мы рассуждаем о самооценке личности, возникает вопрос об ее оценке. Действительно имеет ли смысл говорить о повышении самооценки, если ее уровень у человека уже является нереалистично высоким.

Думаю, каких либо стопроцентных методик определения уровня нашей самооценка не существует, но попытки их создания предпринимались.

Человеку нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует его текущему уровню чертой (-). То, каким уровнем развития качества он был бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.

 

образ теста Дембо-Рубинштейн

Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства, например, удовлетворенность собой и оптимизм.

Для удобства на листке бумаге нужно начертить столько линий, сколько качеств вы тестируете (например, 6), при этом высота каждой линии должна быть 100 мм для удобства последующих измерений. Каждый миллиметр шкалы будем считать за 1 балл.

На каждой линии должны быть обозначения верхней и нижней точек (заметными горизонтальными линиями), а также середины шкалы (небольшой точкой). Образец можно увидеть на рисунке.

Тест необходимо выполнить до чтения интерпретации результатов. В противном случае понимание интерпретации повлияет на выполнение теста.

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов приведена в ее классическом виде.

Основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность.

После простановки отметок мы получаем: уровень притязаний — от нижней точки шкалы до знака «х»; высоту самооценки — от «о» до знака «-»; и значения расхождений между уровнем притязаний и самооценкой.

Высота самооценки (-)

  1. Количество баллов примерно от 50 до 75 («средняя» и «высокая» самооценка) соответствуют реалистичной или адекватной самооценке.
  2.  Количество баллов от 75 до 100, как правило, свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на какие-то отклонения в формировании личности. Такая самооценка может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.
  3.  Количество баллов ниже 50 указывает на заниженную самооценку.

В принципе поставленная человеком оценка должна служить предметом дальнейшего анализа.  Почему он сделал отметку именно в этом месте шкалы?

Уровень притязаний (х)

Реалистический уровень притязаний характеризует количество баллов от 60 до 90. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, свидетельствующий о неблагоприятном развитии личности.

В соответствии с классической моделью нормальная актуальная самооценка (-) должна находиться чуть выше середины; идеальная самооценка (о) чуть ниже верхнего полюса, а оценка своих возможностей (х) — между этими отметками.

Самооценка считается пониженной, если большинство отметок актуальной самооценки стоят ниже средней отметки. В этом случае можно говорить о чрезмерной критичности, или чрезмерной требовательности к себе.

Соотношение между параметрами самооценки

Теперь посмотрим соотношения между всеми значками. Символы «х» должны находиться между символами «о» и «-». Расстояние между х и о — это интервал недостижимого. Желаемого, но недостижимого. «Х» — это то, что «человек сможет», а то, что выше нее, — «недоступно». Ниже «х» вплоть до актуальной самооценки — то, что достижимо. Соотношение между этими двумя интервалами (выше и ниже х) определяет уровень оптимизма испытуемого. Чем больше интервал возможного и меньше — невозможного, тем выше уровень оптимизма.

Высота «кружков» должны стоять немного ниже верхнего полюса. Если «кружок» находится на полюсе, можно предполагать незрелое отношение к ценностям. Зрелый человек не мечтает быть идеальным. Чрезмерно высокая актуальная самооценки служит признаком нереалистичности.

Неравномерная самооценка, когда показатели разных шкал серьезно отличаются друг от друга, может говорить об эмоциональной неустойчивости.

«О» — идеальная самооценка, символизирует уровень мечты человека. Обычно все люди испытывают потребность мечтать. Если мечта сбывается, то возникает новая мечта. Мечта, для того чтобы сбыться, должна превратиться в цель. То есть символом «х» мы обозначаем уровень цели или реальных перспектив. По мере достижения цели, место мечты, превратившейся в цель, занимает другая мечта, а «о» по-прежнему стоит выше «х». Если этого не происходит, мы говорим об «инфляции мечты».

 

 

Методика Дембо — Рубинштейн: исследование самооценки. | Идеи Саморазвития

Представление о самом себе. Фото из открытых источников.

Представление о самом себе. Фото из открытых источников.

Соответствующее норме отношение к себе весьма важно, иначе у человека возникнут трудности в деятельности, при общении с окружающими и родственниками. Исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна заключается в нанесении меток на шкалы. Для испытаний предоставляется бланк с заданием — лист самооценки.

Важно! Сейчас применяется не классический способ, а модификация психолога А. М. Прихожан. В ее версии исследование самооценки по методике Дембо и Рубинштейна проводится с увеличением числа шкал от 4 до 7. А также с некоторым изменением категорий «уверенность в себе», «счастье».

Каждый может проверить себя, для чего применяется шкала самооценки. На одном ее конце низкие баллы, а на другом — наивысший (10). Требуется отметить чертой уровень того или иного своего качества . А крестом обозначают то число баллов, при котором наступает гордость или довольствие.

Категории тестирования по Демб и Рубинштейн

Для тестирования предоставляется 7 следующих категорий:

  • здоровье ;
  • ум и способности;
  • характер;
  • авторитетность среди сверстников;
  • умение что-то делать;
  • уверенность в себе;
  • внешние данные.

Обновленная методология самооценки Дембо и Рубинштейна применяется для тестирования, при котором шкала самооценки «здоровье» имеет тренировочное назначение. При выводе результата она не берется в расчет. Ведь этот параметр не является личностным. Тест выполняют за 10 или 12 минут. Далее методика самооценки личности переходит к анализу полученных результатов.

Все шкалы изготавливаются по 100 мм, в результате чего баллы легко исчисляются в миллиметрах. По сути это методика самооценки и уровня притязаний, в которой первый показатель замеряют от 0 до «-«, а второй — от 0 до «х». После этого вычисляют расстояние между чертой и крестом. Если притязания ниже самооценки, результат отмечают отрицательным числом.

Результаты тестирования по Дембо и Рубинштейн

Подсчитав баллы, определяют искомую характеристику.

  • Сумма очков по притязаниям должна быть от 75 до 89, если человека можно считать адекватным, реалистично относящимся к своим возможностям.
  • Отсутствие самокритичности наблюдается при 90 или 100 баллах.
  • При результате ниже 60 личность не может развиваться, у нее нет стремлений.

Аналогично трактуется самооценка, которая адекватна (реалистична) при значении от 45 до 74, более 75 указывает на завышенную характеристику относительно самого себя. Такой человек не прислушивается к советам. Тот, у кого набралось меньше 45, имеет проблемы при создании своего благополучия, не уверен в себе.

Желаем всем здоровья и добра!

Оригинал статьи находится здесь.

Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал.

Книга «Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие» Яньшин П В

Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие

В книге представлены полные описания клинических диагностических методов: «Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн», «Исследование уровня притязаний по Ф.Хоппе», «Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга», «Метод незавершенных предложений», «Тематический апперцепционный тест», «Рисунок несуществующего животного». Данные методики широко используются при решении психолого-коррекционных задач и в практике психологического консультирования. В пособии максимально полно отражены все этапы психодиагностического процесса, и в первую очередь процесс интерпретации и написания психологического заключения. Практические разделы снабжены примерами обработки результатов и заключений. Наряду с описанием методик книга содержит материал по их валидизации. Пособие рассчитано на студентов факультетов психологии и специалистов, работающих в данной области.

Поделись с друзьями:
Издательство:
Речь
Год издания:
2007
Место издания:
Спб
Язык текста:
русский
Тип обложки:
Твердый переплет
Формат:
70х100 1/16
Размеры в мм (ДхШхВ):
240×170
Вес:
430 гр.
Страниц:
320
Тираж:
2000 экз.
Код товара:
388275
Артикул:
1435
ISBN:
5-9268-0650-Х
В продаже с:
26.11.2007
Аннотация к книге «Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие» Яньшин П. В.:
В книге представлены полные описания клинических диагностических методов: «Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн», «Исследование уровня притязаний по Ф.Хоппе», «Тест рисуночной фрустрации С.Розенцвейга», «Метод незавершенных предложений», «Тематический апперцепционный тест», «Рисунок несуществующего животного». Данные методики широко используются при решении психолого-коррекционных задач и в практике психологического консультирования.
В пособии максимально полно отражены все этапы психодиагностического процесса, и в первую очередь процесс интерпретации и написания психологического заключения. Практические разделы снабжены примерами обработки результатов и заключений. Наряду с описанием методик книга содержит материал по их валидизации.
Пособие рассчитано на студентов факультетов психологии и специалистов, работающих в данной области. Читать дальше…

Методика Дембо-Рубинштейн: исследование самооценки личности

Методика Дембо-Рубинштейн применяется в психологии для исследования таких характеристик индивида, как адекватность самооценки, уверенность в себе, уровень притязаний. Суть методики сводится к самостоятельной оценке определенных качеств своей личности при помощи визуальной шкалы. Оценка индивидом своей личности меняется под влиянием событий, нового опыта и других факторов. Уровень оценки колеблется в зависимости от текущих достижений и неудач. Методика, разработанная Т. Дембо и С. Рубинштейн, считается одной из самых достоверных и надежных при определении самооценки.

Понятие самооценки

Самооценка – мнение личности о себе, о своих способностях, возможностях, перспективах, рассматривается в рамках самосознания, определяется при помощи различных методик, основанных на исследовании отношения индивида к разным психологическим категориям. Оценка своей личности отражает представление индивида об уровне своей значимости в пределах социальной группы.

Самооценка рассматривается как достояние индивида. Люди стремятся к высокой оценке своих способностей и личностных качеств наравне с реализацией потребностей быть здоровыми, обладать благосостоянием, свободно выражать мысли. В рамках понятия самооценка затрагиваются психологические понятия:

  1. Осознание своей сущности.
  2. Доверие, уважение к себе.
  3. Чувство достоинства.
  4. Удовлетворенность собой.

Оценка собственной значимости сводится к эмоциональному переживанию, которое возникает по поводу своих достоинств и недостатков. Аффективная реакция проявляется в приятии или отвержении себя. Исследование самооценки проводится в контексте Я-концепции, которая отражает совокупную характеристику индивида, составленную им самостоятельно. Компоненты Я-концепции:

  • Образ Я (восприятие личностью себя, представление о себе).
  • Самооценка (эмоциональная оценка себя, обусловленная восприятием своей личности, аффективные проявления разной степени выраженности в зависимости от реакции на конкретные черты характера).
  • Предполагаемая поведенческая реакция (действия, которые спровоцированы оценкой своей личности).

Представления о своей личности кажутся достоверными независимо от того, насколько они объективны. Описывая себя, человек словами выражает восприятие своей личности, выделяя отдельные свойства характера и особенности поведения в разных (например, в ролевых или статусных) ситуациях. Оценка своей личности способна детерминировать внутренний комфорт или дискомфорт индивида, сопряженный со степенью удовлетворенности своей личностью.

Описание методики

Методика Дембо-Рубинштейн создана американским психологом Т. Дембо. Опросник разработан для выявления мнения индивида о своем счастье. После модификации опросника он стал применяться для определения самооценки личности. Методика используется в практике врачей-психотерапевтов и научных исследованиях.

В варианте, доработанном психологом С. Рубинштейн, представлены 4 основные оценочные категории, отражающие состояние здоровья, уровень интеллекта, особенности характера и представление о счастье. Количество шкал-категорий варьируется в зависимости от задач тестирования. В рамках исследования самооценки рассматриваются такие характеристики, как ее уровень, адекватность, устойчивость.

Расширение круга оценочных категорий происходит при помощи добавления таких, как «профессиональная пригодность», «авторитет», «будущее», «социальные взаимосвязи», «внешность», «успех в жизни», «воля» и других. Респондент может предлагать категорию теста самостоятельно, если считает определенное свойство, качество характера важным в контексте личной мотивации, целеполагания и достижения целей.

Набор шкал в рамках диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн расширяют за счет применения техники «Выбор ценностей». Испытуемому предлагается написать 10 ценностей, которые представляются приоритетными. Затем тестируемый ранжирует написанные категории в порядке значимости для себя. При определении оценки своей личности младшими школьниками по методике Дембо Рубинштейн целесообразно добавление таких шкал-категорий, как «почерк», «количество друзей», «общение со сверстниками».

Тестируемый определяет свое состояние, ориентируясь на выбранные шкалы в системе самооценки Дембо-Рубинштейн. При определении состояния учитывается степень выраженности свойства. Методика тестирования отличается простотой. На листе бумаги проводят черту вертикального расположения постоянной длиной 12 см, которой присваивается определенное свойство, например, «счастье».

Верхняя точка олицетворяет состояние, которое присуще счастливому человеку. Нижняя точка соответствует состоянию, которое наблюдается у несчастного человека. Индивид стремится к позитивным ценностям, расположенным наверху, стараясь избегать отрицательных ценностей, находящихся внизу. Тестируемый ставит метку на отрезке, определяя свое текущее состояние в соответствии с личными ощущениями.

Опуская отметку ниже, он акцентирует внимание на неудовлетворенности своим состоянием, поднимая выше демонстрирует ощущение довольства. Оценка, поставленная себе, субъективна. Выполнение теста и подсчет результатов – предварительный этап, который предшествует собеседованию. В ходе общения с психотерапевтом и обсуждения результатов нередко выявляется необходимость добавления дополнительной шкалы для получения развернутой картины представления о себе.

Современные психологи предлагают различные модификации методики Дембо-Рубинштейн. Например, в модификации, разработанной Л. Бороздиной, испытуемый проставляет на шкале 3 отметки в отличие от единственной отметки в стандартном варианте тестирования. Единственная отметка в тесте Дембо-Рубинштейн отражает реальную оценку своей личности.

В варианте Л. Бороздиной 3 отметки отражают реальную, эталонную (желаемую), достижимую (которую объективно можно достичь) оценку своей личности. Для выявления внутренних конфликтов после диагностики самооценки по системе Дембо-Рубинштейн применяют методику Хоппе для определения уровня притязаний. Сопоставление результатов обоих тестов помогает определить наличие или отсутствие внутренних конфликтов.

Пример проведения тестирования

Например, оценка состояния здоровья в рамках теста самооценки личности по системе Дембо-Рубинштейн в модификации Бороздиной осуществляется поэтапно по инструкции:

  1. Испытуемому показывают линию и объясняют, что в верхней точке располагаются люди, которые абсолютно здоровы, в нижней точке находятся больные.
  2. Испытуемому предлагают определить свое текущее положение на линии.
  3. Испытуемому предлагают определить желаемое положение, на основе представлений о том, какое состояние здоровья он бы хотел иметь.
  4. Испытуемому предлагают отметить положение, которое он мог бы достичь, приложив старания.
  5. Метки должны отличаться (крестик, горизонтальная черта, точка) во избежание путаницы при интерпретации результатов.

После проставления отметок проводится беседа с участником теста. В ходе общения выясняется аргументация испытуемого, который объясняет почему он поставил метки на определенной позиции. После интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн выявляется отношение респондента к себе и окружающим людям. Психолог выявляет характеристики респондента:

  • Критерии оценки своей личности, качеств характера.
  • Порядок обоснования выбора определенного положения на линии.
  • Мотивация при выборе дополнительных категорий.
  • Доводы и аргументы, объясняющие разницу или отсутствие дифференциации между самооценкой в парах – реальная и эталонная, реальная и достижимая, эталонная и достижимая.

В ходе общения выясняются особенности личности респондента, его образ мыслей. Например, психотерапевт может задать вопрос, почему испытуемый относит себя к группе наиболее здоровых людей, каких людей он считает наиболее больными, почему он не причисляет себя к группе вполне здоровых людей, если отметка находится между средним и высоким уровнем на линии шкалы.

Интерпретация результатов

В процессе интерпретации результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн учитываются реальные, эталонные и достижимые оценки, выбранные испытуемым. Например, длина промежутка, который составляет разницу между эталонной и реальной оценкой, а также положение достижимой оценки относительно эталонной и реальной свидетельствуют об уровне оптимизма респондента. Итоги тестирования подводятся на основании расположения отметки реальной самооценки и зависят от степени ее удаленности от нижней крайней точки шкалы:

  1. Промежуток 0-40 мм. Низкая самооценка.
  2. Промежуток 40-80 мм. Заурядная самооценка.
  3. Промежуток 80-120 мм. Высокая самооценка.

Уровень общей самооценки выявляется при попадании около 60% отметок в один из указанных диапазонов. Если при сопоставлении совокупных результатов тестирования на разных шкалах невозможно отнести большинство отметок к определенному диапазону, речь идет о лабильной (переменчивой, подвижной, неустойчивой) самооценке.

Степень удовлетворенности определяется посредством сравнения профилей, отражающих реальную и эталонную самооценку. Чем больше расхождение, чем меньше удовлетворенность собой. И наоборот, при малом расхождении результатов уместно говорить о высокой степени удовлетворенности.

Устойчивость результатов проверяется методом повторного тестирования спустя 14 дней. О неустойчивости мнения о себе свидетельствует расхождение результатов больше чем в половине шкал-категорий. При этом степень отклонения расположения отметки при повторном тестировании должна быть не меньше, чем полсектора.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн позволяет получить представление об оценке индивидом своей личности, о степени удовлетворенности собой, уровне притязаний и наличии внутренних конфликтов.

Самооценка по Дембо-Рубенштейну — Блог Викиум

Здоровая самокритика — это всегда хорошо. Но люди далеко не всегда способны оценить себя объективно: кто-то преувеличивает свои заслуги, кто-то, наоборот, умаляет их. Это может быть как вариантом нормы, так и маркером некоторых психологических проблем.


В своей практике психологи часто используют специальные тесты для определения самооценки. Один из них — методика Дембо-Рубинштейна.

О методе

Тест был создан в 1962 году Тамарой Дембо, американским психологом из университета Кларка. Позднее, в 1970 году, психолог Сюзанна Рубинштейн модернизировала его, изменив назначение и добавив в методику расшифровку результатов.

Тест предназначен не только для того, чтобы определить самооценку, но и для оценки уровня психологической зрелости, удовлетворённости своей жизнью и требовательности. Интересно то, что первичным заданием теста было измерение степени счастья человека.

Изначально в классическом тесте использовалось всего четыре критерия оценки. Последователи также неоднократно изменяли его. Тесты нередко используются практикующими специалистами, могут проводиться в школах. В подростковые опросники часто добавляют дополнительную шкалу с оценкой авторитета среди сверстников, а вот для тестирования взрослых людей её используют редко.

Как проводится тест?

Для оценки уровня самоуверенности и притязаний к себе используют четыре критерия:

  1. здоровье;
  2. характер;
  3. интеллектуальные способности;
  4. счастье (может заменяться на другие показатели).

В тесте каждый из них выглядит, как линия, на которой 100 делений. Для того чтобы провести тест самостоятельно, просто начертите четыре линии длиной по 10 сантиметров. Это можно сделать и на компьютере. Задача проходящего тест — определить актуальный, желаемый и объективный уровень.

Используйте разные обозначения для желаемого и действительного на ваш взгляд уровней: крестики, чёрточки, галочки, кружочки — это не имеет принципиального значения. Например, уровень желаемого отмечен ноликом, а уровень действительного — квадратиком. Черта — объективный уровень. С помощью линейки необходимо измерять два расстояния: от низа шкалы до кружочка, то есть уровня желаемого, и от низа шкалы до нынешнего уровня.

Расстояние от низа шкалы до желаемого уровня характеризует вашу требовательность по отношению к себе, а расстояние от низа до квадратика — самооценку. Рассчитайте расхождение между уровнем ожиданий и оценкой себя. Вы получите три цифры по каждой шкале. По желанию можно добавить дополнительную шкалу — например, внешность.

Оценка результатов

Результаты оцениваются по шкале от 1 до 100. Традиционная интерпретация показателей самооценки:

  1. Завышенная самооценка — от 75 до 100 баллов. Скорее всего, человек склонен к преувеличению своих заслуг, не умеет воспринимать критику и редко стремится к большему.
  2. Высокая самооценка — от 50 до 75 баллов. Это идеальный результат человека, реально оценивающего свои возможности.
  3. Низкая самооценка — до 50 баллов. Прошедший тест не умеет адекватно оценивать себя и ставить реалистичные цели.

Для оценки притязаний, требований к себе используется похожая классификация:

  1. От 90 до 100 — завышенные требования к себе, нереалистичная оценка.
  2. От 60 до 90 — реальный, адекватный уровень требований и ожиданий.
  3. До 60 — неумение или нежелание ставить себе требования.

Впрочем, считать баллы необязательно. Визуально на шкале у человека с адекватной самооценкой отметка текущего состояния находится примерно посередине шкалы с небольшими отклонениями в сторону верхней границы. Всё, что размещено ниже средней линии, считается низкой самооценкой.

Также желаемый уровень должен находиться ниже верхней границы шкалы. Если он приближается к этой отметке, есть основания предположить незрелость и отсутствие осознания того, что человек не может быть идеальным.

В конце тестирования нужно сравнить показатели по четырём параметрам. Чем больше расхождений между ними, тем менее стабильна ваша личность и эмоциональное состояние. Результаты также могут зависеть от вашего текущего настроения.

Заключение

Описанная методика даёт вполне исчерпывающее представление о наших мыслях и ожиданиях касательно себя. На прохождении теста работа не заканчивается. Психологи могут по-разному интерпретировать результаты и использовать их для дальнейшей работы: искать проблемные зоны и подбирать методики их проработки. Самостоятельно повысить мнение о себе и улучшить отношение к себе поможет саморазвитие и самоанализ. Для начала следует пройти курс Викиум «Детоксикация мозга», чтобы избавиться от негатива и токсичных мыслей.

Читайте нас в Telegram — wikium

Метод Дембо-Рубинштейна

Вопрос завышенной и заниженной самооценки всегда интересовал психологов, и периодически предпринимались попытки создания эффективных методик. Нельзя сказать, что все они были безуспешными, но точного метода диагностики пока нет. Одним из наиболее известных методов самооценки является метод диагностики Дембо-Рубинштейна. Он был назван в честь создателей — Тамара Дембо разработала методику, а Сусанна Рубинштейн модифицировала ее для исследования самооценки.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна

Внешне эта методика довольно проста — испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Форма методики самооценки Дембо-Рубинштейна выглядит следующим образом: на листе бумаги нанесено семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способность), умение что-то делать своими руками, внешность, характер, сверстник авторитет, уверенность в себе.Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена едва заметной чертой. Верхняя граница обозначает более высокое развитие качества (самый счастливый человек), нижняя — полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой строке чертой (-) степень развития каждого качества в данный момент. Кружком (О) следует отметить тот уровень развития качеств, который заставлял бы чувствовать гордость за себя.Далее следует объективно оценить свои способности и отметить уровень (x), которого можно достичь крестиком (x).

Для простоты расчетов высоту каждой шкалы следует принять равной 100 мм, а один миллиметр шкалы считать равным одному пункту (образец показан на рисунке). Тест дается на 10-12 минут. Если вы собираетесь оценивать собственную самооценку, то сначала пройдите тест, а потом читайте толкование. В противном случае ее понимание повлияет на результаты теста.

Интерпретация методики Дембо-Рубинштейна

Для определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейна необходимо определить три ее параметра — высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровья» не участвует в оценке, называемой тестовой, остальные шкалы подлежат обязательной оценке.

Верх самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 — средний уровень самооценки, высокий соответствует 75-100 баллам.Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своего труда, сравнивать себя с другими. Также слишком завышенная самооценка может свидетельствовать о перекосах в формировании личности – закрытости для опыта, неспособности осознать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует либо о подлинной неуверенности в себе, либо о защитной реакции, когда за признанием неспособности скрывается нежелание что-либо делать.

Реалистичная самооценка. Нормальный уровень характеризуется оценкой от 60 до 89 баллов, при оптимальной оценке 75-89 баллов, что отражает наиболее реальное представление о своих возможностях.Результат более 90 баллов свидетельствует о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат менее 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является показателем неблагоприятного развития личности.

Устойчивость самооценки. На этот факт указывает соотношение между значками, размещенными на весах. Кресты следует ставить между знаками «-» и «О». Расстояние между нулем и крестом представляет собой недостижимый интервал, чем он меньше, а расстояние до креста больше, чем выше уровень оптимизма.Кружки должны быть чуть ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельствует об эмоциональной неустойчивости.

Применение этой методики к изучению самооценки может дать довольно точные результаты. Но стоит учесть, что максимально точный анализ может сделать только специалист, так как любитель просто не обратит внимания на очень важные мелочи.

Методология Дембо Рубинштейна: lava suesuega

O nisi tele le alofa i le atunuu lautele, ao isi e matamuli e fesili e uiga i le tau o oloa i totonu o le faleoloa. O nisi tagata mafatia faalumaina ina ia mafai ona taliaina i totonu o le lio o uo, ao isi e tuuina atu le Palaalii o le tupu e lē o vaaia ma soo se tasi e latalata e le o faatagaina ia te ia. O le a le mafuaaga o amioga faapena? O loo i ai se uiga patino lea e tuufaatasia ai le faataitaiga iluga uma o amioga o tagata — e le tagata o ia лава.

O le a le tagata o ia лава o le tagata?

E masani ona tatou faalogo i se mea faapena или se «tagata o ia lava». O loo faaaogaina e le gata i психологи tomai faapitoa, faiaoga ma fomai, e uiga i le tagata lava ia uiga e mafai ona tatou faalogo i ai i fesootaiga i aso uma. О ле ай? Tagata o ia лава ua taʻua o lagona o se tagata o lo latou lava taua ma le taua i le isi, e pei foi o se iloiloga o lona atoatoa ma uiga lelei, lagona, lagona, le tagata o ia лава.

Pe a amata o ia i ona foliga?

e le mafai ona faia lava iloiloga e aunoa ma le i ai o se isi meatotino tau le tagata — faasinomaga.E tupu i totonu o tamaiti i luga e uiga i le 3 tausaga, ina ua le tamaitiiti iloa o lona tutoatasi mai le faailoa mai e le tina ma se fola faapitoa ma amata ona faaali atu o ia lava o se tagata (т.е. Valaauina. «O le fetu e fitu o le faafitauli» Лена Таусага). A o faatupulaia le tamaitiiti, ia ua i ai le avanoa i le tulaga maualalo e iloilo ai i latou lava ma iloilo le uiga faaalia o isi ia i latou лава. I le tausaga lenei, e mafai ona tatou talanoa e uiga i le amataga o le tagata o ia lava, ona avea o se taimi umi ma o loo i le dynamic o le olaga.

ituaiga o tagata o ia лава

Tomai faapitoa o loo i ai le tele o ituaiga o tagata o ia lava, lea e mafai ona suesueina le faaaogaina o meafaigaluega mafaufau (mo se faataitaiga, o le auala e suesue manat po Budassi lavao се метотия Дембо-Рубинштейн). e aofia ай лава iloiloga о ле тагата лава faamatalaga о ле moni ma le lelei.

E eseese sootaga i le va o le lua fausaga o tagata («Оу-мони», «оу-лелей»). E faalagolago я ле tulaga aupito manaomia о lenei sootaga е suia ле тагата лава тауа.

  • Недооценка o le tagata lava ia — o se eseesega tele i le va o manatu o ai au, o le mea moni, ma le auala e tatau ona ou i ai, o le naunauga лава. Le loto masalosalo, atiina ae i lenei tulaga, oo mai e ala i soo se gaoioiga o le tagata.
  • Lava tagata o ia lava — ose sootaga masani i le va o le «Out te-moni» ma le «ou-lelei.» Tagata amio lelei i le tulaga.
  • Puta — e toetoe лава leai se eseesega i le va o le fausaga o loo taʻua i luga-lua o le tagata.E taumafai ле тагата е mafaufau я latou лава пе афаи е ле lelei, е matua latalata ату я ай.

Методология Дембо-Рубинштейна — suesuega lava faamatalaga

I le tagata e taua tele le i ai o le faatauaina o ia lava, ona e ese o loo i ai faafitauli i le fesootaiga, gaoioiga tomai iaaga e faapitoa, soot , ма иси. E le o le taimi tatau e vaai i le tagata o ia lava o le tagata, ina ia mafai ona aloese mai mea sese i lona fetuutuunai lautele.

Методология Дембо-Рубинштейн и iloa ай ле mea lava taua i se tagata.e faia lenei mea e faaaoga le suega faailoga я се tulaga patino. A ua tuuina mai я tagata ле auala pepa faatumu, lea o le faatonuga tusia ma le galuega autu. E iloa ai ле tulaga о ле тагата о ia лава e ле о faaaogaina ле auala масани Дембо-Рубинштейн.

Прихожане fesuiaiga o lenei auala o loo faaaogaina i tausaga talu ai nei i totonu o faalapotopotoga tau aoaoga eseese ma le fale faigaluega. О ле фэсуйай ауала о А. М. Прихожан лоо 7 фуа (е эсэсе май ле улуай х-4). ua faaopoopo le tusitala suiga fua e pei o le «o le tomai e faia se mea io latou lava lima», «foliga», «tupulaga aloaia», ma suia ai le fua o le «fiafia» i le «lagona mautinoa.»

Faatonuga mo le suesueina

mafai ona malamalama i se tasi e faapea e talafeagai ona faia le suega, faitau le faatonuga. E taua ai e faapea ua i ai le e tagata uma le avanoa e iloilo ai lo latou tomai, uiga, foliga ma isi. e mafai ona faamatalaina lona faatatau i se vaega, o se tasi faaiuga o lea e amata ai togi maualalo i le isi iuga — le tapulaa maualuga o le 10 manatu. E tatau ona matauina i taitasi fua se vase «-» le tulaga lea o loo i ai se atinae o lenei uiga po o meatotino ua i ai nei.Ona, e tatau ona tusia i luga o nei fua sopoia «x» o le tulaga lea e mafai ona lagona e tagata o le suega a le faamalieina po o le faamaualuga.

tofotofoga fua

Faiga Dembo Rubinstein-o fesuiaiga e aofia ai le fua lenei:

  • соифуа малолоина;
  • le tomai ma le mafaufau o le tagata;
  • на уиге;
  • pe afai e fiafia mamalu i latou tupulaga;
  • le tomai e faia se mea mo i latou lava, ma o latou lava lima;
  • лагона маутиноа;
  • foliga o se tagata.

O le auala e talafeagai mo le suesuega a tagata taitoatasi ma frontal. Pe a galulue i se vaega e siaki ai tagata uma e pei ona sa ia faatumuina fua muamua o aoaoga — «le soifua maloloina». Fesuiaiga metotia e aofia ай Дембо-Рубинштейн ле tupe faaalu о ле taimi мол ле faatinoina о ле galuega suega mai ле 10 я ле 12 минут.

auiliiliga o taunuuga

Pe ona iloilo ma le iloiloina o taunuuga o le fua muamua e le o iloiloina, talu ai e le o se uiga faaletagata lava ia.Le umi o le tasi i le fua e tatau ona matua tutusa i le 100 mm, ae taitasi faailogaina i se satauro ma o le pa faamasino o le a se uiga Aofaiga o (ftt, 48 мм — 48 манату).

faaalia Методология Дембо-Рубинштейн le gata i le tulaga o le tagata o ia lava, ae o le tulaga foi o le talosaga patino. ua fuafuaina lenei faasino ala i le fuaina o le aofaiga o manatu mai «0» i le «x». E tusa ai, e mafai ona fuaina le tulaga o le tagata o ia lava i se tulaga faapitoa mai le «0» i le «-«.

Sosoo ai, e tatau ona e fuafua le mamao mai le «x» i le «-«.Afai ei ai se tulaga o le tulaga o le talosaga e itiiti ifo nai lo le tele faaletagata lava ia tagata o ia лава ua faaalia e avea o se lelei. Она забила tupu ma le loto naunautai. faigofie Methodology Дембо-Рубинштейн и faagaoioia, или lea e masani ona faaaoga. Ae atamamai toetoe lava e faaaogaina ai i fesuiaiga Прихожан.

faatinoga Расшифровка

Ina ia iloa le tulaga o suesuega e lua uiga uiga fuafuaina togi atoa fua tapulaa talafeagai uma (vagana ai le muamua). Методология Дембо-Рубинштейн pei saʻo e mafai ai e fesoasoani ia malamalama ai i se tagata le ala na ia iloilo.

faailoilo Уровень талосага

  1. Лава — 75-89 манату. iloilo faapea mai lea tagata o latou gafatia.
  2. Мауалуга — 90-100 манат. uiga le talafeagai io latou tomai, leai o le tagata lava ia-faitioga.
  3. Низкий — около 60 манат. Tuutuu ifo talosaga tulaga. O se tagata e le mafai ona atiina ae e masani. Ia e leai se faanaunauga ina ia ausia se mea, ona sa ia talitonu o ia o se filifiliga faiaina.

О ле тулага о ле тагата о я лава

  1. Лава — 45-74 манату. A faatatau moni lava o loo taʻua i le taualumaga, ma isi tapulaa.
  2. Пута — 75-100 манат. E i ai nisi o faafitauli i le faavaeina o le uiga faaletagata lava ia. Atonu o se tagata matua po o se tamaitiiti e le mafai ona lelei le iloiloina o lana galuega (le taunuuga), fesootaiga. O loo i ai se mea faapena o se «tapunia mo le aafiaga», o lona uiga o se tagata ua gase i le faamatalaga, fautuaga ma tala faatatau o tupe o tagata.
  3. Заниженный — itiiti ifo i le 45 manatu. O le tagata ei ai se faafitauli tele i le faavaega o le tagata lava manuia, e faaalia ai le auala Дембо-Рубинштейн. Tagata o ia лава o le maualalo теле atonu o le taunuuga o le faaaliga e lua o le faafitauli o le mafaufau: moni lava le le mautonu i latou lava tomai ma le «puipuia» o le le mautonu. O le aafiaga matautia lona lua ua matauina i le tulaga, pe afai o le tagata lava ia ua faaee atu lava lenei «недооценка» ina ia mafai e le faavaivaia i le faaiuga ma aloese ai mai tiutetauave.

Метод Дембо-Рубинштейн

La questione della sopravvalutata e bassa autostima è semper stata di interesse per gli psicologi, e sono stati Periodamente Fatti Tentativi per creare metodi efficaci. Non si può dire che tutti loro non hanno avuto Successo, ma non esiste ancora un metodo esatto di diagnosi. Uno dei metodi di autovalutazione più noti è il methododi di diagnosi Дембо-Рубинштейн. Стато chiamato в onore dei Creatori: Тамара Дембо разработала технику и Сюзанна Рубинштейн l’ha modificata для студии dell’autostima.

Методология исследования автостимула Дембо-Рубинштейна

Esternamente, questa technica и abbastanza semplice: ai soggetti viene chiesto di fare un test, i cui risultati vengono Successivamenteterpretati dallo psicologo. Форма методологии автооценки Дембо-Рубинштейна è la seguente: ci sono sette linee verticali (scale) sul folklio di carta che indicano salute, mente (abilità), la capacità di fare qualcosa con le proprie mani, aspetto, carattere, autorità di pari, fiducia in se stessi.Ogni linea ha confini chiari all’inizio e alla fine, e il centro è segnato da un tratto appena percettibile. Il limite Superiore Indica lo sviluppo Superiore della qualità (la persona più felice), quella inferiore indica la total mancanza di qualità (ла persona più sfortunata). Dal soggetto è necessario marcare su ogni linea una caratteristica (-) il grado di sviluppo di ogni qualità al momento. Cerchia (O) dovrebbe essere notato quel livello di sviluppo delle qualità che farebbero sentire l’orgoglio di se stessi.Successivamente, dovresti valutare obiettivamente ле TUE Abilità e segnare il livello (x) che può essere raggiunto dalla croce (x).

Per semplicità dei calcoli, l’altezza di ciascuna scala deve essere di 100 мм и una scala di un mmetro deve essere uguale a un punto (il campione è Mostrato nella figura). Il test è dato за 10-12 минут. Se Hai intenzione ди valutare ла tua autostima, prima passa il test e poi leggi l’interpretazione. Altrimenti, la sua comprensione influenzerà i risultati del test.

Interpretazione della procedura Dembo-Rubinstein

Для определения автооценки, используемой методом Дембо-Рубинштейна, необходимо определить три деи суои параметра: альтернатива, стабильность и реализм. La prima scala «салют» без участия в оценке, тест chiamata, ле шкала rimanenti devono essere valutate.

L’altezza dell’autostima. Il numero di punteggi a 45 indica una bassa autostima, da 45 and 74 indica un livello medio di autostima e un massimo соответствует 75-100 точкам.Autostima sovrastimata può parlare di immaturità personale, incapacità di valutare correttamente i risultati del proprio lavoro, counterarsi con gli altri. Inoltre, l’eccessiva autostima può indicare distorsioni nella formazione di una persona — una chiusura per esperienza, l’incapacità di realizzare i propri errori. La bassa autostima indica un’autentica insicurezza или una reazione protettiva, quando il riconoscimento di incapacità nasconde la riluttanza a fare qualsiasi cosa.

Реалистичная автостима.Il livello normale è caratterizzato Da Un Punteggio compreso tra 60 e 89 punti, con un punteggio ottimale di 75-89 punti, cheriftte l’idea più realica delle loro capacità. Il risultato di oltre 90 punti indica una visione non realita delle proprie capacità. Il risultato è inferiore a 60 caratterizza il livello sottovalutato delle affermazioni umane, che è un Indicatore sviluppo sfavorevole dell’individuo.

Сопротивление аутостимуляции. Questo fatto è indicato dalla relazione tra le icone poste sulla bilancia.Le croci devono essere positionate tra i segni «-» e «O». La distanza tra lo zero e la croce rappresenta un intervallo inaccessibile rispetto a meno, e la distanza dalla croce è maggiore, maggiore è il livello di ottimismo. Le tazze dovrebbero essere leggermente аль-ди-сотто-дель-segno più в альте, уна персона dovrebbe capire че нон га bisogno ди ип идеале. Se l’autostima è нерегулируемый, гли индикаторы ди разнообразной шкалы «salta», allora questa una prova di instabilità emotiva.

L’applicazione ди квеста tecnica allo studio dell’autostima può осмеливается risultati abbastanza accurati.Ма Вале ла пена рассмотреть че l’analisi più accurata può essere fatta соло да уно специалист, poiché l’amatore semplimente нон presterà attenzione алле piccole cose che sono molto Importanti.

Инфантилизация подростков в цифровой среде

E3S Web of Conferences 258 , 07033 (2021)

Инфантилизация подростков в цифровой среде

Панферов Владимир Николаевич, Безгодова Светлана Александровна и Микляева Анастасия Викторовна *

Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Институт психологии, 191186, Санкт-Петербург, Россия

* Автор, ответственный за переписку: а[email protected]

Аннотация

В статье представлены результаты изучения личностной зрелости подростков 13-17 лет (n=1078), инфантилизированных в межпоколенческих отношениях (на модели отношений с родителями и педагогами). Эмпирические данные были собраны с использованием Шкалы самооценки личностной зрелости, а также модифицированного диагностического метода самооценки Дембо-Рубинштейна, который измерял актуальную самооценку взрослости подростков, а также отражал оценки их собственной взрослости с позиций родителей и учителей.Инфантилизацию в межпоколенческих отношениях оценивали путем сопоставления самооценки взрослости и отраженных оценок родителей и педагогов. Результаты показывают, что отношения между подростками, с одной стороны, и родителями и педагогами, с другой, характеризуются тенденцией к инфантилизации. Явная инфантилизация встречается примерно в 10 % случаев. Инфантилизация в межпоколенческих отношениях влияет, прежде всего, на регуляторную зрелость подростков, и ее влияние различается в зависимости от того, кто является субъектом инфантилизации: в случае инфантилизации родителями регуляторная зрелость подростков снижается по мере взросления, в то время как в случай инфантилизации учителями увеличивается.В целом инфантилизация в отношениях с родителями оказывает более интенсивное негативное влияние на формирование личностной зрелости в подростковом возрасте по сравнению с инфантилизацией со стороны педагогов.

Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.

Образ здоровья подростков с умственной отсталостью и олигофренией – Международный журнал психосоциальной реабилитации

Том 24 — Выпуск 8

Образ здоровья подростков с умственной отсталостью и олигофренией