Д эльконин – Эльконин-биография

Эльконин-биография

Доклад по психологии на тему: Эльконин Данил Борисович – педагог…

Выполнила студентка

ВлГУ, ТмДк-312

Яковлева Ирина.

Биография Д. Б. Эльконина :

Даниил Борисович Эльконин (1904-1984) — доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Д. Б. Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.

В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

Педагогическая деятельность:

С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т.д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика.

После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери. Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938-1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.).

2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии. Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии, которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено.

В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы. Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г.

В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию.

Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.

Основные публикации:

Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.

Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.

Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.

Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.

Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.

Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.

Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.

Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.

Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

Детская психология. М., 1960.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.

Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.

Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

Как учить детей читать. М., 1976.

Психология игры. М., 1978.

Рабочая тетрадь

  1. Годы жизни Д.Б.Эльконина?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Где родился?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Кем был?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Куда был направлен в 1924 году?

______________________________________________________________________________________________________

  1. В каком году окончил педагогический факультет?

______________________________________________________________________________________________________

  1. В каком году стал заместителем директора Ленинградского института?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Куда записался Эльконин 2 июля 1941 г.?

______________________________________________________________________________________________________

  1. В каком году защитил докторскую диссертацию?

______________________________________________________________________________________________________

  1. С кем работал с 1931 г.?

______________________________________________________________________________________________________

  1. Когда умер Эльконин?

______________________________________________________________________________________________________

Ответы:

  1. 1904-1984г.

  2. В Полтавской губернии.

  3. Доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

  4. Направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания.

  5. 1927г.

  6. 1932г.

  7. В народное ополчение.

  8. 1962г.

  9. Л.С. Выготским.

  10. 4 октября 1984 г.

studfile.net

Эльконин, Даниил Борисович — это… Что такое Эльконин, Даниил Борисович?

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако в 1952 г. началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвященное «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 г., но умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 г. Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца своей жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.

Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности.

Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным

Основные публикации

  • Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
  • Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
  • Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
  • Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
  • Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
  • Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
  • Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
  • Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
  • Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
  • Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  • Детская психология. М., 1960.
  • Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  • Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
  • Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  • Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
  • Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  • Как учить детей читать. М., 1976.
  • Психология игры. М., 1978.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Эльконин Д. — это… Что такое Эльконин Д.?

  • Эльконин — Эльконин, Даниил Борисович Даниил Борисович Эльконин (1904 1984)  советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском… …   Википедия

  • Эльконин Д. Б. — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… …   Википедия

  • ЭЛЬКОНИН — Даниил Борисович [16(29).11.1904, дер. М. Перещепина, ныне в Полтавской обл., Украина, 4.10.1984, Москва], психолог, ч. к. АПН СССР (1968), дер пед. наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. отделение ЛГПИ… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Эльконин Даниил Борисович — (1904–1984) российский психолог. Развивая положение культурно исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии (см. возрастная психология), выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эльконин Даниил Борисович — (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе , основанной на понятии ведущая деятельность . Разрабатывал психологические проблемы игры , формирования личности ребенка …   Психологический словарь

  • Эльконин, Даниил Борисович — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984)  советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им.… …   Википедия

  • Эльконин, Даниил — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… …   Википедия

  • Эльконин Даниил Борисович — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… …   Википедия

  • Эльконин Виктор Борисович — (1910, село Малая Перещепина Полтавской губернии, Украина, — 1994, Москва), живописец, график, монументалист. Муж . С 1923 в Москве. Учился во  — у , Л.А. Бруни, (1927 — 1930). Состоял членом Общества художников (с 1930),… …   Москва (энциклопедия)

  • Эльконин, Даниил Борисович — (1904 1984)     психолог, член корреспондент АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская… …   Педагогический терминологический словарь

  • dic.academic.ru

    Эльконин Даниил Борисович | Биография

    метки: Ребенок, Детская, Школа, Работа, Общество, Работать, Психология, Окружающее

    Эльконин Даниил БорисовичГоды жизни:1904 -1984

    Родина: Полтавская губерния (Российская Империя)

    Даниил Борисович Эльконин родился 16 февраля 1904 г. в Полтавской губернии. В 1914 г. он поступил в полтавскую гимназию, из которой был вынужден уйти через 6 лет в связи с недостатком денег в семье. Несколько следующих лет он работал делопроизводителем Военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей.

    В 1924 г. Эльконин был направлен на учебу в Ленинградский институт социального воспитания. Вскоре этот институт был присоединен к ЛГПИ им. Герцена. В 1927 г. он окончил педагогический факультет этого института, а затем 2 года проработал педагогом-педологом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. В 1929 г. начал преподавать на кафедре педологии ЛГПИ им. Герцена.

    С 1931 г. он работал с Л.С. Выготским, разрабатывая проблемы детской игры. По его мнению, особенно в традиционных обществах игра является важным элементом в жизни ребенка. С помощью игрушек, представляющих уменьшенные орудия труда, он приобретает различные навыки. Также игрушки могут давать наглядную информацию об окружающем мире (модели реально существующих объектов и куклы в костюмах), способствовать физическому развитию ребенка.

    В 1932 г. Д.Б. Эльконин стал заместителем директора Ленинградского научно-практического института. В последующие несколько лет вышло множество его статей, посвященных изучению различных видов детской активности: игр, учебы, общения и т. д. Эльконин считал, что через деятельность в обществе ребенок познает основы человеческой культуры, таким образом постепенно развивается его психика. После выхода в 1936 г. известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» он был снят со всех постов. С большим трудом ему удалось устроиться учителем начальных классов в ту школу, где учились его дочери. Работа в школе была для Д.Б. Эльконина очень важной. Не имея шансов работать в другом месте, он всю свою энергию отдал школе и в 1938—1940 гг. написал букварь и учебник по русскому языку, предназначенный для школ народов Крайнего Севера. В то же время он во второй раз получил звание кандидата наук (первого звания он был лишен в 1936 г.).

    26 стр., 12909 слов

    Основные и профессиональные компетенции специалистов работающих с детьми, подростками и молодёжью

    … по организации повышения квалификации деятельности специалистов, работающих с детьми, подростками и молодёжью. Гипотеза исследования: … высш. уч. завед Текст. / Б.Д. Эльконин. М.: Изд.центр «Академия», 2001. 67.Эмоциональное … первых? 17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак? 18. Смеетесь … пониманием того, что решающим фактором обновления школы и учреждений дополнительного образования является не …

    2 июля 1941 г. Д.Б. Эльконин записался в народное ополчение. Он участвовал в обороне и освобождении Ленинграда, окончил войну майором. Ему пришлось пережить тяжелый удар: на Кавказе погибли его жена и дочери, эвакуированные туда из Ленинграда. Он не был демобилизован, вместо этого его назначили на преподавательскую работу в Московский военно-педагогический институт Советской армии. Там Эльконин преподавал психологию, а также занимался научной работой: разрабатывал принципы построения курса советской военной психологии.

    Работа ученого не устраивала его руководство. 5 марта 1953 г. должно было состояться заседание комиссии «по разбору и осуждению допускаемых полковником Элькониным ошибок космополитического характера», которое, однако, было перенесено, а затем, когда Д.Б. Эльконин уволился в запас, и вовсе отменено. Помимо разработок в области военной психологии, Д.Б. Эльконин продолжал развивать свои взгляды на детскую психологию. От конкретных проблем он перешел к построению стройной теории психического развития ребенка. По его мнению, ребенок с самого момента рождения является социальным существом, все виды его деятельности по своему происхождению общественны.

    В своем познании человеческой культуры ребенок активен, он не просто воспринимает все окружающее, а активно воспроизводит способности других людей. Эльконин считал, что формирование детской психики происходит не во взаимодействии ребенка с окружающими предметами, а во взаимодействии его с элементами общества: предметами и взрослыми как членами общества. Источником процесса формирования психики выступает, по Эльконину, окружающая среда. Она содержит идеалы (потребности, принципы, эмоции), служащие целью действий ребенка. В качестве движущей силы этого развития выступает противоречие, существующее между общественно-мотивационной и предметно-операционной сторонами действия. В сентябре 1953 г. он стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР. Работая в институте, он организовал различные лаборатории: психологии младшего школьника, психологии подростка, диагностики психического развития школьников. Налаживая регулярную работу каждой лаборатории, он передавал руководство своим ученикам, а сам начинал заниматься другим делом. Параллельно с исследовательской работой Д.Б.

    5 стр., 2014 слов

    Психология Этапы развития психологии

    … и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного … IV этап. Экспериментальная психология, середина XIX …

    Эльконин читал лекции по детской психологии в Московском университете. Продолжая развивать свои взгляды, Д.Б. Эльконин создал теорию периодизации психического развития детей. Он исходил из того, что возраст и возрастные особенности — это относительные понятия, и можно выделять только наиболее общие возрастные особенности. Возрастное развитие ребенка ученый рассматривал как общее изменение личности, сопровождаемое изменением жизненной позиции и принципа взаимоотношений с окружающими, формирование на каждом этапе новых ценностей и мотивов поведения. Психическое развитие ребенка происходит неравномерно: существуют эволюционные, «плавные» периоды и «скачки», или критические периоды. Во время эволюционного периода изменения психики накапливаются постепенно, затем происходит скачок, во время которого ребенок переходит на новый этап возрастного развития. Во время критического периода происходят ярко выраженные психологические изменения, ребенок становится трудновоспитуем.

    В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом. Он также отмечал, что в последнее время психологические особенности детей одинакового возраста изменяются в течение уже нескольких десятилетий. Современный ребенок получает и усваивает значительно больше информации, чем его сверстник 50 лет назад. Поэтому он в своей теории периодизации учитывал не особенности психики каждого в отдельности ребенка, но закономерности ее развития. Обосновывая невозможность изучения детства с какой-либо одной точки зрения, Д.Б. Эльконин представлял каждый возрастной период как своеобразный период жизни ребенка, определяемый типом ведущей деятельности и возникающими в связи с ним психологическими особенностями. На основании этого он понимал психическую жизнь ребенка как процесс смены характерных видов деятельности во времени. В построении своей концепции Д.Б. Эльконин опирался на исследования многих других психологов и на собственный эмпирический материал. Особенное влияние на его теорию оказало творчество Ж Пиаже, А. Валлона и Л.С. Выготского. В итоге Д Б Эльконин выделил три основные «эпохи» психического развития ребенка, раннее детство, детство и подростковый возраст. Каждая эпоха состоит из двух периодов: первый отличается преимущественным усвоением мотивов и задач деятельности, то есть формируется общественно-мотивационная сфера, а на втором идет развитие предметно-операционной стороны действия.

    2 стр., 695 слов

    Диагностика музыкальных способностей детей

    Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество певческого голоса Личностные особенности Светлова Виктория 6 В … В классе учится 27 человек. Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом …

    В 1984 г. Д.Б. Эльконин подготовил записку в ЦК КПСС, посвященную проблемам школьного образования, где предложил некоторые варианты изменения действующей системы Он считал, что в будущем должна сложиться система воспитания, затрагивающая все периоды жизни ребенка, основанная на особенностях каждого возраста Необходимо изменить систему школьного образования, применяя методы, основанные на деятельностном подходе. Неотъемлемой частью образования должна быть совместная трудовая активность детей и взрослых, а также внешкольная жизнь детей, затрагивающая развлечения и клубы «по интересам». Даниил Борисович Эльконин умер 4 октября 1984 г. По свидетельству друзей, он был ярким, активным, эмоциональным человеком. Пережив в жизни немало тяжелых ударов, он тем не менее всегда находил в себе силы для научной работы, для общения со студентами и детьми. В своей теории периодизации психического развития он обобщает выводы многих известных детских психологов, строя на их основе свою концепцию. Д.Б. Эльконин приложил немало сил по улучшению образовательной системы в нашей стране. Его знают во всем мире как талантливого психолога и педагога.

    6 стр., 2685 слов

    Особенности профессионального образования психолога

    … сообщества. профессиональный образование психолог ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, особенно реформы в системе образования, так или … в области психологии, расширяется система подготовки психологических кадров, и наконец, психологическая наука внедряется в различные сферы жизни человека и социума. Наряду …

    _______________________

    В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г.

    forpsy.ru

    Даниил Эльконин биография — Медицинский справочник

    Даниил Эльконин биография

    Биография Даниил Борисович Эльконин

    Карьера: Психолог
    Дата рождения: —
    Место рождения: Россия. Российская Федерация
    Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
    Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советских времен психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
    Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую равитию речи школьников.
    После заверщения Великой отечественной войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. В 1953 Эльконин демобилизовался из армии в звании подполковника и совсем перешёл в Институт психологии АПН РСФСР, где и раньше работал по совместительству. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.
    Работы Д.Б. Элькониным доктрина стали одним из краеугольных камней теории деятельности.
    Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным
    Основные публикации
    Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
    Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
    Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
    Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
    Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
    Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
    Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
    Психическое формирование ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
    Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
    Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
    Детская психология. М., 1960.
    Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
    Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
    Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
    Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
    Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
    Как обучать детей уяснять текст. М., 1976.
    Психология игры. М., 1978.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Pinterest

    LiveJournal

    LinkedIn

    Одноклассники

    Мой мир

    E-mail

    mukpomup.ru

    Эльконин Д. Б. — это… Что такое Эльконин Д. Б.?

  • Эльконин — Эльконин, Даниил Борисович Даниил Борисович Эльконин (1904 1984)  советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском… …   Википедия

  • Эльконин Д. — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… …   Википедия

  • ЭЛЬКОНИН — Даниил Борисович [16(29).11.1904, дер. М. Перещепина, ныне в Полтавской обл., Украина, 4.10.1984, Москва], психолог, ч. к. АПН СССР (1968), дер пед. наук (1962), проф. (1965). Ученик Л. С. Выготского. Окончил психоневрологич. отделение ЛГПИ… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Эльконин Даниил Борисович — (1904–1984) российский психолог. Развивая положение культурно исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии (см. возрастная психология), выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эльконин Даниил Борисович — (1904 1984) советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе , основанной на понятии ведущая деятельность . Разрабатывал психологические проблемы игры , формирования личности ребенка …   Психологический словарь

  • Эльконин, Даниил Борисович — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984)  советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им.… …   Википедия

  • Эльконин, Даниил — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… …   Википедия

  • Эльконин Даниил Борисович — Даниил Борисович Эльконин (1904 1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И.… …   Википедия

  • Эльконин Виктор Борисович — (1910, село Малая Перещепина Полтавской губернии, Украина, — 1994, Москва), живописец, график, монументалист. Муж . С 1923 в Москве. Учился во  — у , Л.А. Бруни, (1927 — 1930). Состоял членом Общества художников (с 1930),… …   Москва (энциклопедия)

  • Эльконин, Даниил Борисович — (1904 1984)     психолог, член корреспондент АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1962), профессор (1965). Ученик Л.С. Выготского. Педагогическую деятельность начал в 1922 в Дергачёвской колонии для малолетних правонарушителей (Полтавская… …   Педагогический терминологический словарь

  • dic.academic.ru

    Эльконин Даниил Борисович, советский психолог

    Эльконин Даниил Борисович

    Определение 1

    Даниил Борисович Эльконин — это знаменитый русский психолог, специализировавшийся на изучении детской психологии.

    Эльконин гордился тем, что был учеником Льва Семеновича. Даниил Борисович был не только очень талантливым ученым, но и хорошим исследователем. Он довольно быстро и качественно разрешал различные психологические проблемы, которые играли важную роль в педагогической практике. Эльконин сформулировал и закрепил важные знания о периодах развития детей и играх, которыми они увлекаются. К тому же, он создал эффективные методы, которые способны помочь ребенку научиться читать. Даниил Борисович был очень добрым, отзывчивым, позитивным, жизнелюбивым человеком и талантливым ученым.

    Родился этот замечательный психолог в Полтавской губернии. Там же он учился в гимназии. Затем он поступил в педагогический институт в Ленинграде. Через некоторое время стал преподавателем младших классов в Ленинградской школе. Он даже создал собственные учебники, которые были предназначены для изучения русского языка людьми Крайнего Севера. Довольно долгое время Эльконин преподавал в Московском университете.

    Замечание 1

    Стоит отметить, что Эльконин проводил исследования детской психологии, сотрудничая с такими учеными как А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин.

    Также советский психолог поддерживал эффективные связи с детскими и педагогическими психологами, живущими в других странах. Эльконин написал несколько монографий и очень много научных статей. Его труды были направлены на проблемы теории детства. Он изучал периоды, которые каждый человек проходит в детстве. Психолог интересовался психическим развитием людей разных возрастов. Также он исследовал игровую психологию, учебный процесс и многое другое.

    Научная деятельность

    Д. Б. Эльконин написал работу «Учение об условных рефлексах», в которой он подробно разъяснил, что является условным рефлексом. Также в данной работе говорилось о строении нервной системы и всех вопросах, связанных с ней. Работы этого советского психолога стали опорой для объяснения теории деятельности.

    Главным вкладом Даниила Борисовича в науку стало формирование и введение новой системы познавательного процесса.

    Некоторые работы Даниил Борисович посвятил анализу представлений и предположений Л.С. Выготского. Советский психолог создавал свои труды на основе сведений о развитии человека в культурной и исторической среде.

    Эльконин утверждал, что детская пора находится в постоянном развитии, а также носит исторический характер. Ведь эта пора в различные исторические моменты имеет отличные друг от друга свойства и содержание. Психолог пришел к выводу, что детство не может быть абсолютно одинаковым или очень похожим. Поэтому, действительно важно понимать сущность теоретических сведений и знать факты о развитии детства, имеющем исторический характер. При этом можно обращаться к психологии, истории образовательной деятельности.

    Психолог предполагал, что каждый вид детской деятельности носит общественный характер. Именно по этой причине ребенок, который только родился или недавно начал свою реализацию, является общественным существом. Д. Б. Эльконин не принимал во внимание формулировку «общество и ребенок». Он считал, что не нужно разделять эти понятия. Это объясняет тот факт, что психолог рассматривал только положение ребенка в обществе.

    Советский психолог полагал, что каждый ребенок является активным субъектом. Ведь дети проявляют свою активность тогда, когда они пытаются изменить или присвоить себе какие-либо культурные достижения. Такие достижения носят деятельностный характер. Именно с помощью изменений ребенок может создать и реализовать внутри себя человеческие способности.

    Д.Б. Эльконин считал, что ребенок в процессе преобразования собственных действий реализует определенную практическую и познавательную деятельность. Эта деятельность носит адекватный характер. Но данная деятельность не похожа на ту деятельность, которая была у людей предыдущего поколения.

    Психолог, рассматривая соотношение обучения и развития детей, считал, что между этими двумя процессами стоит деятельность самого ребенка. При изучении данной проблемы психолог частично опирался на труды Л.С. Выготского. Опорой стали те работы, в которых было сказано об обучении. Д.Б. сделал вывод, что перед развитием обязательно должно быть обучение.

    Всю свою жизнь психолог исследовал проблему психологического развития детской личности. Д. Б. Эльконин предполагал, что его представление о развитии детей поможет решить множество вопросов. Он считал, что его работы помогут правильно обучать ребенка и подталкивать его к новым достижениям.

    Советский психолог смог сформулировать следующие принципы:

    • Условием развития является рост и созревание организма
    • Источником является окружающая среда, идеальные представления
    • Формой развития можно считать усвоение информации и сведений
    • Двигает развитием обычно такое противоречие, которое возникает между усвоением предметной и общественной сторонами деятельности

    Множество работ Эльконина, которые направлены на изучение психологии и периодов игры, заслуживают внимания. Они содержательны по своей натуре.

    В этих работах Д.Б. Эльконин выделил основные составляющие игры:

    • Сюжет. Важно, во что играет ребенок, какой смысл игры
    • Содержание. Здесь важно учитывать, как играет ребенок, что он для этого использует
    • Роль
    • Представляемая ситуация
    • Правила игры
    • Сами игровые действия
    • Отношения, складывающиеся в процессе игры

    Самые известные работы психолога

    К самым известным работам Д. Б. Эльконина можно отнести:

    • Работа, посвященная изучению условных рефлексов
    • Работа, направленная на изучение развития конструктивных действий школьников, оформленная в рукописном виде
    • Труды психолога, связанные с устной и письменной речью, оформленные в рукописном виде
    • Мышление младшего школьника / Очерки психологии детей

    spravochnick.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *