Чувственное в философии это – ЧУВСТВЕННОСТЬ — это… Что такое ЧУВСТВЕННОСТЬ?

Чувственное познание мира — плюсы и минусы

С рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающей действительностью и другими людьми. Он пытается осмыслить увиденное и услышанное. Это содействует возможности жить в гармонии с природой и самим собой. Наука гносеология определяет восприятие как явление и выделяет две главных его формы: рациональное и чувственное познание.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание – это комплекс методов для постижения окружающего мира. Традиционно его противопоставляют мышлению, которое вторично. Вид освоения действительности с помощью чувств не опирается на мыслительный анализ свойств каких-либо объектов. Сформировать конкретные образы и получить первичные знания о внешней стороне предметов позволяет анатомо-физиологическая система. Отвечают за это пять главных чувств:

  • зрение;
  • слух;
  • вкус;
  • обоняние;
  • осязание.

Психология чувственного познания

С точки зрения психологии, познавание – это процесс, который осуществляется в несколько стадий. На первом этапе внешний мир и все предметы в нем буквально «впечатываются» в психику человека. На втором приходит осмысление, то есть формирование понятий и суждений. Заключительный этап «выход» из психики, когда приходит идея, образуется знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства.

Чувственное познание присуще только человеку. В животных оно наблюдается в меньшей мере, с его помощью они набирают необходимый опыт. Мышление и чувственное познание людей отличаются от звериных тем, что они биосоциальны. Можно сказать, что познавательные способности эволюционировали и очеловечились. Без рациональности невозможно проникнуть в суть вещей и понять причину явлений. Это стороны единого процесса.

Чувственное познание в философии

Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:

  • эмоции;
  • рассудок;
  • ум.

Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.

Чувственное познание — плюсы и минусы

Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:

  • есть пределы данного процесса;
  • имеются погрешности;
  • оно субъективно;
  • отражает лишь признаки различных объектов;
  • сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
  • нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.

Виды чувственного познания

Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:

  • с помощью слуха;
  • зрения;
  • тактильного контакта;
  • обоняния;
  • вкусовых рецепторов;
  • вестибулярного аппарата.

Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». Интуиция не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.

Роль чувственного познания

Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.

Признаки чувственного познания

Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.

Методы чувственного познания

Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:

  1. Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
  2. Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
  3. Сравнение – выявление сходств и различий.
  4. Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.

Формы чувственного познания

Чувственное познание является поэтапным процессом и имеет три ступени, которые подготавливают к переходу на другой уровень – абстрагированию, являющимся более высоким. Основные формы чувственного познания:

  1. Ощущение. Стартовая ступень, на которой на органы человека воздействуют предметы. Дает одностороннее представление о вещах, например, красивый цветок может ужасно пахнуть, а приятное на вид яблоко быть отвратительным по вкусу.
  2. Восприятие, позволяющее накопить знания на основе одного или нескольких ощущений и сформировать целостный образ.
  3. Представление. Воспроизведение и создание образов, возникающих в памяти. Без данной ступени не получится осмыслить действительность, так как формируется наглядный образ.

Всякое чувственное познание имеет границы, потому как неспособно углубляться в суть явлений. Чтобы выйти за них, используется мышление, возникающее также на основе ранее образованных образов. Для понимания внутренней сущности явлений используется логика и анализ: это следующий шаг. Живое созерцание и абстрактное мышление неотделимы и одинаково участвуют в пути постижения действительности.

 

womanadvice.ru

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — это… Что такое ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ?


ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНА́НИЕ

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
    ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению. В отечественной философской литературе советского периода чувственное познание выделялось в самостоятельную ступень, которая считалась низшей по отношению к абстрактному мышлению (подобное выделение опиралось на соответствующие высказывания В. И. Ленина из его работы “Философские тетради”). Как показывают современные философские и психологические исследования, такое понимание не может быть принято. Во-первых, вряд ли есть основания для выделения ощущений в качестве самостоятельных образований. Во-вторых, восприятие и представление должны быть поняты как своеобразные формы мыслительной деятельности. Они отличаются от того мышления, которое не осуществляется в чувственной форме, однако не могут считаться “низшими” по отношению к нему. В действительности различные формы мыслительной деятельности имеют свои преимущества и ограничения. каждая из них выполняет свою незаменимую роль в познании. К тому же чувственно переживаемые компоненты могут иметь место и в тех формах мышления, которые не осуществляются в виде восприятия и представления, что выражается, в частности, в виде визуализации абстрактных теоретических моделей.

    5. А. Лекторский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
  • ЧУДИНОВ

Смотреть что такое «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» в других словарях:

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и …   Философская энциклопедия

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Чувственное познание — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Чувственное познание — низшая ступень осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений …   Социология: словарь

  • Познание —     творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • Познание (философия) — Познание  совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Содержание 1 Виды(методы) познания 1.1 …   Википедия

  • познание

    —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ. Процесс отражения человеком действительности. П., направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму П. – самопознание. Начальным моментом П. является ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явлений),… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 931 грн (только Украина)
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла «Введение в науку философии» обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 720 руб
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философию` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 538 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» >>

dic.academic.ru

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — это… Что такое ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ?


ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
– начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются «продуктами всемирной истории», а не только (и не столько) результатом биологической эволюции человека. Если эмоция – это субъективная, неосознанная реакция человека на воздействие внутренних  и  внешних  раздражителей, то  чувства  –  осознанное  переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Органы чувств в процессе познания выполняют  особую роль: 1) они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; 2) они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта в наглядной форме; 3) без них человек не способен ни познавать, ни мыслить (их потеря затрудняет и осложняет познание, но не прекращает  его возможностей;4) они дают минимум информации, необходимой для познания объектов. Чувственное познание осуществляется в  трёх  взаимосвязанных формах: ощущении,восприятии, представлении. Ощущение – отражение в сознании человека отдельных  сторон,  свойств  предметов,  непосредственно  воздействующих  на  органы чувств.  Ощущения  подразделяются на  зрительные,  слуховые,  осязательные, вкусовые, обонятельные. Восприятие – формирование на основе ощущений целостного образа предмета не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного познания. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего  субъекта, от его прошлого  опыта.  Представление  –  обобщенный  чувственный  образ  предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.

  • ЧИММЕР ЭБЕРХАРД
  • ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ (

Смотреть что такое «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» в других словарях:

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — см. Теория познания. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ …   Философская энциклопедия

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – — вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и …   Философская энциклопедия

  • Чувственное познание — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Чувственное познание — низшая ступень осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений …   Социология: словарь

  • Познание —     творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • Познание (философия) — Познание  совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Содержание 1 Виды(методы) познания 1.1 …   Википедия

  • познание —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ. Процесс отражения человеком действительности. П., направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму П. – самопознание. Начальным моментом П. является ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явлений),… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 931 грн (только Украина)
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла «Введение в науку философии» обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 720 руб
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философию` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 538 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ» >>

science_philosophy.academic.ru

4.2. Чувственное познание. Философия в схемах и комментариях

4.2. Чувственное познание

Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. Каждый орган чувств биологически приспособлен для реагирования на определенные внешние воздействия.

Исходная форма чувственного познания – ощущение. Ощущение – это отражение отдельного свойства объекта, результат воздействия объекта на тот или иной орган чувств. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения. Биологическая природа человеческих органов чувств, их число и соответственно число различных опущений сформировалась в ходе эволюции наших предков. В результате этой эволюции не все объекты с их свойствами находятся в сфере возможностей наших органов чувств (например, мы не ощущаем магнитное поле Земли). Но отсюда не следует, что существуют в принципе непознаваемые объекты. Если тот или иной объект по своей природе таков, то наши органы чувств не приспособлены к его чувственному познанию, то и принципе имеется возможность найти другой объект, действие на которого первого объекта проявляется ощутимым образом. С помощью таких объектов («приборов») неограниченно расширяются возможности чувственного познания явлений.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Восприятие – это целостный образ объекта. Этот образ формируется на основе синтеза отдельных ощущений. Психологи выделяют ряд признаков восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), избирательность (объект выделяется из ряда других), константность (относительная устойчивость образа), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния человека), осмысленность (воздействие на восприятие предыдущих знаний).

Третья, высшая форма чувственного познания – представление. Под представлением понимается наглядный образ объекта, возникающий без непосредственного контакта организма с объектом. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Представление, с одной стороны, являясь синтезом чувственных предыдущих образов, богаче их по содержанию. Но с другой стороны, в представлении происходит отвлечение, абстрагирование от некоторых конкретных аспектов отображаемых объектов.

Чувственные образы являются результатом воздействия материальных объектов на наши органы чувств. Энергия внешнего раздражителя порождает в нервной системе физиологический процесс, результатом чего является чувственный, наглядный образ. Как происходит процесс превращения энергии и структуры внешнего раздражителя в факт сознания – еще не изучено во всех деталях. Этого мало. Здесь нужно отметить, что чувственные образы – не просто результат воздействия объекта на органы чувств. В процессе отражения органы чувств активны. Это выражается в ощупывающем движении рук, в движении глаз, прослеживающих видимый контур предмета, в процессе вслушивания и т. д. Чувственный образ не возникнет без активности органов чувств: неподвижный глаз слеп, неподвижная рука не осязает.

Чувственное познание является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Что касается мышления, логических образов, понятий, то они относятся к весеннему миру опосредованно. Для своего формирования они нуждаются в общем случае в чувственных обрядах.

Чувственные образы, отображающие материальные объекты, являются не знаками, сигналами, символами объектов, а их копиями.

Воздействие объекта на орган чувств порождает образ этого объект. Именно потому, что чувственные образы являются не знаками, а отображениями, копиями объектов, человек приспосабливается к окружающей среде.

Чувственные образы имеют и объективную и субъективную стороны. Как копии объектов они объективны по своему содержанию. Субъективность их заключается в том, что они существуют в сознании субъекта, зависят от состояния органов чувств и всей физической организации человека, от условия восприятия.

Чувственное познание имеет свои границы. Выход за них осуществляется с помощью мышления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – — это… Что такое ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ –?


ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ –
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ –
вид познания, к которому обычно относят ощущение>, восприятие> и представление> и которое противопоставляют мышлению. В отечественной философской литературе советского периода чувственное познание выделялось в самостоятельную ступень, которая считалась низшей по отношению к абстрактному мышлению (подобное выделение опиралось на соответствующие высказывания В.И.Ленина из его работы «Философские тетради»). Как показывают современные философские и психологические исследования, такое понимание не может быть принято. Во-первых, вряд ли есть основания для выделения ощущений в качестве самостоятельных образований. Во-вторых, восприятие и представление должны быть поняты как своеобразные формы мыслительной деятельности. Они отличаются от того мышления, которое не осуществляется в чувственной форме, однако не могут считаться «низшими» по отношению к нему. В действительности различные формы мыслительной деятельности имеют свои преимущества и ограничения, каждая из них выполняет свою незаменимую роль в познании. К тому же чувственно переживаемые компоненты могут иметь место и в тех формах мышления, которые не осуществляются в виде восприятия и представления, что выражается, в частности, в виде визуализации абстрактных теоретических моделей.
    В.А.Лекторский
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • ЧЭH И

Смотреть что такое «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ –» в других словарях:

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — см. Теория познания. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ …   Философская энциклопедия

  • ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Чувственное познание — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Чувственное познание — низшая ступень осуществляется в форме ощущений, восприятии и представлений …   Социология: словарь

  • Познание —     творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… …   Философская энциклопедия

  • Познание (философия) — Познание  совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Содержание 1 Виды(методы) познания 1.1 …   Википедия

  • познание —         ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и …   Новейший философский словарь

  • ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ. Процесс отражения человеком действительности. П., направленное на самого познающего субъекта, составляет специфическую форму П. – самопознание. Начальным моментом П. является ощущение (отражение отдельных свойств предметов и явлений),… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 931 грн (только Украина)
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла «Введение в науку философии» обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 720 руб
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания. Книга 1, Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философию` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего… Подробнее  Купить за 538 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ –» >>

dic.academic.ru

Философский словарь — значение слова Чувственность

(Sinnlichkeit — нем.) В кантовской философии — обозначение одной из важнейших человеческих познавательных способностей. По Канту, чувственность есть способность созерцания вследствие внешних воздействий (этим она отличается от интеллектуального созерцания). Пассивность чувственности обусловливает отнесение ее Кантом к низшим способностям души. Кант не разделяет общего в XVIII в. мнения, согласно которому чувственность и рассудок имеют единое происхождение, но отличаются степенью отчетливости своих познаний. Кант полагает, что чувственные представления (в том числе чистые) происходят из совершенно обособленного от рассудочных представлений источника. При этом чувственные познания могут быть столь же отчетливыми, как и рассудочные (что доказывает математика). Смешение чувственности и рассудка может принести немало вреда метафизике. В отличие от рассудочных, чувственные представления всегда показывают единичные объекты и дают непосредственное знание о предмете. В чувственном восприятии необходимо различать форму и материю (ощущение). Форма чувственности заложена в душе априори, тогда как содержание имеет внешний источник (однако при этом ощущения в некотором смысле более субъективны, чем формы рецептивности — Кант в известном смысле сохраняет верность старому различению «первичных» и «вторичных» качеств). Кант признает наличие двух априорных форм чувственности — пространства и времени. Фундаментальными свойствами пространства являются континуальность и трехмерность, времени — непрерывность и одномерность. Кант выделяет три модуса времени — постоянство, последовательность и одновременность. Время рассматривается им как форма внутреннего чувства, пространство — внешнего. Время шире пространства, так как охватывает все возможные перцепции. Кант пытался доказать, что восприятие изменений во времени («поток сознания») предполагает пространственные восприятия (демонстрируя тем самым глубинную связь между пространством и временем и отвергая возможность «одинокой» душевной жизни) Трактовка пространства и времени в качестве априорных форм чувственности позволяет Канту, в частности, обосновать возможность априорных синтетических познаний в геометрии как науке о пространстве, ибо при таком понимании мы в должны быть в состоянии еще до конкретных пространственных и временных ощущений антиципировать их сущностные характеристики. Отделяя чувственность от рассудка, Кант в то же время подчеркивает, что реальный процесс восприятия включает целый ряд синтезов (т.е. актов спонтанности) и никоим образом не может обойтись без участия высших познавательных способностей.

Смотреть значение Чувственность в других словарях

Чувственность — сладострастность
сладострастие
сластолюбие
похотливость
Словарь синонимов

Чувственность — чувственности, мн. нет, ж. 1. Отвлеч. сущ. к чувственный (книжн.). предмета. влечения. взгляда. 2. Способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения……..
Толковый словарь Ушакова

Чувственность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: чувственный (2,3). 2. Способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения. 3. Наличие чувственных влечений в ком-л., чем-л.
Толковый словарь Ефремовой

Чувственность — -и; ж.
1. к Чувственный. Ч. восприятия. Ч. взгляда.
2. Способность воспринимать органами чувств, иметь ощущения, восприятия. Ч. человека.
3. Склонность к чувственным……..
Толковый словарь Кузнецова

Чувственность — сильно выраженное плотское начало, половая страсть.
Сексологическая энциклопедия

ЧУВСТВЕННОСТЬ — ЧУВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. 1. см. чувственный. 2. То же, что сладострастие,
Толковый словарь Ожегова

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

ЧУВСТВЕННОСТЬ — это… Что такое ЧУВСТВЕННОСТЬ?


ЧУВСТВЕННОСТЬ
ЧУВСТВЕННОСТЬ
ЧУ́ВСТВЕННОСТЬ, -и, жен.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

.

Синонимы:
  • ЧУВАШСКИЙ
  • ЧУВСТВЕННЫЙ

Смотреть что такое «ЧУВСТВЕННОСТЬ» в других словарях:

  • ЧУВСТВЕННОСТЬ —     ЧУВСТВЕННОСТЬ 1) способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия, реализуемая с помощью органов чувств, актуализируется в формах ощущения, восприятия, представления; содержание… …   Философская энциклопедия

  • ЧУВСТВЕННОСТЬ — ЧУВСТВЕННОСТЬ, чувственности, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к чувственный (книжн.). Чувственность предмета. Чувственность влечения. Чувственность взгляда. 2. Способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения (филос.)… …   Толковый словарь Ушакова

  • чувственность — сладострастность, сладострастие, сластолюбие, похотливость; эпикурейство, любострастность, эротомания, масленость, возбудимость, любострастие, телесность, физиология, эротичность, эротизм, сексуальность, эротика Словарь русских синонимов.… …   Словарь синонимов

  • чувственность —     ЧУВСТВЕННОСТЬ, возбудимость, эротизм, эротичность, эротомания, физиология     ЧУВСТВЕННЫЙ, возбудимый, эротический, эротичный     ЧУВСТВЕННЫЙ, плотский, телесный, половой, физиологический, сексуальный     ЧУВСТВЕННЫЙ, похотливый,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Чувственность — способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения. Также означает наличие чувственных влечений в ком либо или чем либо. Смотри также Сенсуализм …   Википедия

  • Чувственность — – чрезмерная склонность к получению сексуального удовольствия. Чувственность женщин можно скорее повысить не через удальство и ловкость, а более непосредственно воздействуя на душу – делать комплименты, воздействуя этим на нарциссизм,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЧУВСТВЕННОСТЬ — способность испытывать чувства, иметь впечатления. Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения; 2) предрасположенность к испытанию чувств, эмоций. В первом случае чувственность – это… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ЧУВСТВЕННОСТЬ — способность испытывать чувства, иметь впечатления. Термин используется в двух различных смыслах: 1) пассивность, или способность испытывать ощущения (в этом смысле «Трансцендентальная эстетика» Канта I часть «Критики чистого разума» будет теорией …   Философский словарь

  • чувственность — ЧУВСТВЕННОСТЬ, и, ж Качество характера, проявляющееся в склонности к чувственным (половым) влечениям, к наслаждениям; Син.: сладострастность, похотливость. Старец Маркуша до конца жизни излучал чувственность …   Толковый словарь русских существительных

  • чувственность — сильно выраженное плотское начало, половая страсть. (Источник: Словарь сексуальных терминов) …   Сексологическая энциклопедия


dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *