Что значит потребность: Потребность — это… Что такое Потребность?

Потребность — это… Что такое Потребность?

Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),

[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

[3]

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1]

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].

Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние[5].

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет

жизнеобеспечение[1]

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6].

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение[7]

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8]

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека

[9].

Особенности потребностей человека

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

Подход
(потребность как …)
Суть подхода Автор
нужда Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. С.Л. Рубинштейн
отношение Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания Д.А. Леонтьев
отклонение от уровня адаптации Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности Д.К. Мак-Клелланд
состояние Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. Курт Левин
программа поведения Потребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. Ф.Н. Ильясов
психопатия Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. В.В. Монастырский

Опредмечивание

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1]:

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

По сферам

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

  • биологические,
  • трудовые,
  • познания,
  • общения,
  • отдыха;

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Инстинкт Его проявление
1 Пищевой инстинкт Голод
2 Инстинкт самосохранения (страх) Бегство
3 Стадный инстинкт Стремление к общению
4 Инстинкт приобретательства Жадность
5 Инстинкт продолжения рода Половое влечение
6 Родительский инстинкт Нежность
7 Инстинкт созидания Стремление к активности
8 Отвращение Неприятие, отторжение
9 Удивление Любознательность
10 Гнев Агрессивность
11 Смущение Самоуничижение
12 Воодушевление Самоутверждение

Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.[10]

Список мотивационных факторов Гилфорда:[11]

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. сексуальное побуждение,
    3. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды:
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.

Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:[11]

  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

  1. доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
  2. агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
  3. поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
  4. отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
  5. автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
  6. пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
  7. потребность в уважении и поддержке;
  8. потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
  9. потребность быть в центре внимания;
  10. потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
  11. эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
  12. социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
  13. потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
  14. потребность оказания помощи;
  15. потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
  16. потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
  17. потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
  18. потребность избегания опасности;
  19. потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
  20. потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

По объекту

Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.

  • физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;

По функциональной роли

  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

По происхождению

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на

  • врожденные,
  • простые приобретенные и
  • сложные приобретенные.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

По субъекту потребностей

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Иерархия потребностей

Пирамида потребностей по Маслоу

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

  • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
  • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
  • Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

  • Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
  • Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
  • Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
  • Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
  • Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

По видам поведения

Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.

Философия

Диалектический материализм

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.

Примечания

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177.
  • Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494.
  • Ильясов Ф.Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.

См. также

Что такое потребность человека: определение и классификация

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Мы продолжаем посвящать вас в азы психологической науки на страницах нашего блога. Сегодня я расскажу, что такое потребность человека. Разберем, какие виды бывают, как они взаимодействуют друг с другом и влияют на здоровье и благополучие человека.

Краткое определение

Потребность – это нужда в чем-либо, которая побуждает человека совершать действия для ее удовлетворения.

Субъективно она ощущается как дискомфорт, напряжение, “внутренний зуд”. В момент удовлетворения эти неприятные ощущения сменяются чувством удовольствия и расслабления, которые служат наградой человеку за его старания.

Человек постоянно испытывает на себе действие нескольких потребностей. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности нам необходимы еда, вода, свежий воздух, комфортные условия проживания и т. п. Эти нужды являются базовыми, первичными. Невозможность удовлетворить их ведет к серьезным проблемам со здоровьем и даже к смерти.

Есть и другая группа – вторичные. Они возникают, только когда у человека “закрыты” все базовые нужды. Сюда относятся духовные, социальные и экзистенциальные потребности. Подробнее о них мы поговорим, когда будем рассматривать пирамиду А. Маслоу.

Потребности могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Осознаваемые превращаются в мотивы и определяют деятельность человека. Неосознаваемые скрыты в подсознании и иногда прорываются наружу в виде сильных эмоций.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Какие бывают потребности

Существует несколько подходов к классификации. Почти все именитые психологи, занимающиеся исследованием этого вопроса, разделяли их на высшие и низшие. Мы уже рассмотрели данную дифференциацию чуть выше.

Более сложная классификация разделяет нужды на три вида:

  1. Биологические (телесные). Все нужды, связанные с физиологией.
  2. Социальные. Нужды, которые обусловлены социальной природой человека.
  3. Экзистенциальные. Приобщают человека к вечному. Творчество, самосовершенствование, познание.

Биологические

Биологические потребности буквально встроены в человека. Обойти их нет никакой возможности. К ним относятся:

  • подходящая пища;
  • комфортные параметры окружающей среды;
  • пригодная для питья вода;
  • нормальная экология;
  • безопасное жилье;
  • избавление от продуктов жизнедеятельности;
  • сексуальная удовлетворенность.

Этот базовый перечень практически не изменился со времен сотворения человека. Зато серьезно изменилось качество нужд. Сегодня человек уже не может довольствоваться сырым мясом, одеждой из шкур и шалашом из веток. Уровень комфорта рос на протяжении тысячелетий и будет продолжать расти.

Соотношение базовых потребностей меняется в течение жизни. Например, в первые годы жизни сон имеет более важное значение, чем во взрослом возрасте. Секс, являясь приоритетом в подростковом возрасте, после 40 лет отходит на второй план.

Социальные

Они отражают социальную природу человека. Сюда отнесем:

  • чувство принадлежности к обществу;
  • социальное взаимодействие;
  • чувство привязанности;
  • самоутверждение;
  • признание заслуг.

Без удовлетворения этих потребностей человек может прожить, но жизнь его будет неполноценной.

Экзистенциальные (духовные)

Эта группа нужд исходит из системы общечеловеческих духовных ценностей, из представлений о прекрасном, о добре и зле, о гармонии, о приобщении к вечному. Такие нужды есть далеко не у всех людей, так как находятся на самой вершине иерархии.

К экзистенциальным потребностям относятся:

  • жажда знаний;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • тяга к творчеству;
  • поиск смысла жизни;
  • приобщение к прекрасному.

Человек в течение жизни должен стремиться достичь этого уровня и прочно обосноваться на нем.

Жизненный цикл

Давайте рассмотрим, как потребность возникает, развивается и реализуется. На начальном этапе она ощущается как смутно осознаваемая и неоформленная нужда в чем-то. Она выступает в виде внутреннего скрытого условия для деятельности, в виде некого идеала.

Далее нужда опредмечивается и конкретизируется, обрастает подробностями и становится движущей силой деятельности человека. Например, индивид открывает в себе тягу к любви и начинает искать партнера для отношений.

Из потребностей рождаются мотивы, которые впоследствии трансформируются в цели. Совокупность всех мотивов формирует направленность личности.

Чем дольше нужда остается нереализованной, тем сильнее внутреннее напряжение и дискомфорт. Он заставляет внимание течь в сторону объекта и побуждает человека совершать активные действия.

Если вы сильно голодны, то внимание будет выхватывать из окружающей реальности образы, связанные с едой.

В момент реализации человек испытывает эмоциональную разрядку и чувство удовлетворения от достигнутой цели. Происходит выброс гормонов радости – серотонина и эндорфина. Это своего рода вознаграждение за проделанную работу и поощрение к новым достижениям.

Естественно, не каждая нужда оказывается реализованной. Нереализованная может привести к следующим последствиям:

  1. Гибели человека. Если дело касается базовых биологических нужд.
  2. Фрустрации. Это сильное переживание вследствие неудовлетворения важнейшей для человека нужды, граничащее с нервным расстройством.
  3. Сублимации. Это преобразование чувства неудовлетворенности в созидательную энергию.

Все вышесказанное означает, что человеку стоит быть внимательным к своим внутренним побуждениям: осознавать, принимать и не пытаться подавлять их. Это необходимое условие для психологического здоровья личности.

Теории потребностей в психологии

Давайте рассмотрим несколько теорий известных психологов, занимавшихся изучением данного феномена.

Теория Абрахама Маслоу

Самая знаменитая теория формирования и развития потребностей принадлежит американскому психологу, основателю гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно ей нужды человека формируют четкую иерархическую структуру, состоящую из 5 элементов. Сам автор изобразил эту структуру в виде пирамиды, разделенной на горизонтальные сектора.

В основании пирамиды находятся нужды, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Чем выше уровень, тем они менее значимы и критичны. Давайте подробно рассмотрим структуру, начиная с нижнего уровня:

  1. Физиологические потребности. Сюда относится нужда в еде, воде, отправлении естественных нужд, сне, удовлетворении сексуальных желаний. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида на биологическом уровне.
  2. Безопасность. Это потребность в стабильности, уверенности в будущем, в сохранении здоровья и т. д.
  3. Социализация и любовь. Человеку важно чувствовать свою принадлежность к обществу и устанавливать социальные связи. Сюда относится потребность во внимании, привязанности, общении.
  4. Признание. Стремление добиться уважения в обществе и удовлетворить тщеславные амбиции.
  5. Самоактуализация. Стремление реализовать заложенный в человеке потенциал на 100 %.

На первых двух уровнях находятся низшие нужды. Они являются врожденными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Три верхних уровня содержат так называемые высшие нужды, формирующиеся под воздействием социальной среды.

Неудовлетворенные низшие уровни блокируют возникновение высших. Человек должен двигаться снизу вверх по пирамиде и стремиться достичь высшего уровня.

Именно иерархичность теории Маслоу чаще всего подвергается критике. Существует множество примеров, которые ей противоречат. Например, как объяснить подвиги солдат, которые сражались во имя Родины, будучи голодными или лишенными элементарных удобств. Но тем не менее на данный момент это самая совершенная и продвинутая теория.

Теория Клейтона Альдерфера

Американский психолог Клейтон Альдерфер немного видоизменил теорию А. Маслоу, выделив 3 группы:

  1. Потребности существования. Сюда объединены первые две ступени пирамиды Маслоу. Альдерфер считал их нуждами одного порядка.
  2. Потребности связи. То, что в теории Маслоу называется потребностью в социализации и любви.
  3. Потребности роста. Обучение и стремление к внутреннему прогрессу.

В отличие от Маслоу Альдерфер не считал, что человек движется строго от низших нужд к высшим. Динамика движения может быть разной в зависимости от обстоятельств.

Загляните в нашу статью о том, что такое самореализация.

Теория Дэвида Макклелланда

Американский психолог Дэвид Макклелланд сосредоточил свое внимание на высших потребностях. Он изучал мотивы, которые заставляют человека развиваться в различных видах деятельности и стремиться доминировать над другими людьми.

Макклелланд выделил три основные потребности, которые формируются у человека в течение жизни:

  1. В достижении или свершении.
  2. Во взаимодействии.
  3. Во власти.

При этом между ними не существует четкой иерархии. У разных людей разные потребности могут быть главенствующими. Это определяется индивидуальными особенностями и стилем воспитания в детстве.

Теория Эриха Фромма

Представитель неофрейдизма Эрих Фромм изучал роль бессознательного в процессе формирования потребностей.

Согласно его концепции в бессознательном запечатлен весь опыт человечества, а также заложен скрытый потенциал личности, отведенный человеку изначально. Однако при столкновении с жесткими рамками и стереотипами реального мира возникает внутренний конфликт. Так многие нужды остаются нереализованными.

Фромм выделял следующие потребности:

  • общение и установление социальных связей;
  • творчество;
  • принадлежность к роду, ощущение глубоких корней;
  • идентификация с кем-то или с чем-то;
  • познание.

Заключение

Мы рассмотрели, что такое потребности, разобрались в классификации и особенностях. Теперь вы знаете, какие импульсы движут вашим поведением и определяют направленность деятельности.

Делитесь своими впечатлениями от статьи в комментариях.

До новых встреч!

Что такое потребность и нужда простыми словами с примерами

Есть множество определений потребности. Эта категория, как и все иные, является инструментом, адаптируемым под конкретные цели. Многие определения никак не вписываются в логику данного исследования. Например, Ф. Котлер (1996: 9) определяет потребность как «нужду, принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида». Такое оиределение настолько широко, что покрывает собой много иных категорий, в т.ч. «интерес», что затрудняет детальное изучение поведения. Это определение широко тиражируется в изданиях, посвященных маркетингу (см. напр.: Козырев 2003: 18).

В данной работе в фокусе внимания потребление как дискурс, что предполагает соответствующее уточнение этой категории.

В самом общем виде потребности можно определить как объективно необходимые условия существования или развития ее носителя.

Объективная потребность существует внутри своего рода черного ящика. Это сущность, являющаяся только в процессе ломки упаковки. Пока потребности удовлетворяются, об их существовании не задумываются. Потребность организма в воздухе существует объективно, но глубоко, вдали от глаз. Она обнаруживается, когда воздуха начинает не хватать. И только в таком состоянии объективная потребность выступает как движущая сила человеческого поведения. Таким образом, этот объективный фактор вплетается в деятельность людей нс автоматически, а в результате проблематизации ситуации. Иначе говоря, потребность как движущая сила осознанных действий имеет дискурсивный характер: она дает о себе знать, став предметом определения.

Социобиологичсская природа человека предопределяет и двоякий характер его потребностей. С одной стороны, это объективно необходимые условия его воспроизводства как живого существа (животного), а с другой — как члена общества и различных его групп.

Природная потребность может быть удовлетворена, но только временно. Это лишь момент в борьбе за равновесие между «надо» и «есть». Нет потребности как состояния, есть потребность как бесконечный процесс создания условий для другого процесса: физического и социального существования. Поев, человек сыт, но только в данный момент. Через некоторое время равновесие снова нарушается, чувство голода снова напоминает о неудовлетворенной потребности. И пока человек жив, его природные потребности удовлетворяются лишь временно, порою только сиюминутно. Аналогичным образом существуют потребности в балансе с внешней средой, т.е. в защите от чрезмерного воздействия холода, жары или сырости. Объективно необходимые условия существуют как постоянно меняющиеся процессы, поэтому удовлетворение потребностей — это постоянное регулирование взаимодействия субъекта с исчезающими и появляющимися в качестве шансов условиями.

Сама по себе объективная потребность не является мотивом действия. Если не считать рефлексы, человек реагирует на неудовлетворенную потребность, обработав симптомы этого сбоя в своей голове, иначе говоря — осознав их, декодировав эти нередко очень неясные и невнятные сигналы. Даже удовлетворению простейших потребностей предшествует в большинстве случаев процесс определения сути дисбаланса. Человек чувствует дискомфорт в животе. Это сигнал: равновесие нарушено. И индивид, приняв этот сигнал, подаваемый организмом, ставит вопрос: что это — болезнь, голод? Нередко голова-компьютер дает сбои, предлагая неверное декодирование, например определяя болезненно неумеренный аппетит как сигнал обычного голода.

Большинство природных потребностей глубоко скрыто от глаз. Нередко они декодируются в абстрактных терминах, содержание которых не раскрывается через непосредственные ощущения. Например, человеческому организму нужны витамины, микроэлементы. Эта истина открылась науке нс так давно. Без удовлетворения этой объективной потребности в организме начинаются более или менее серьезные сбои. Человек об этом может и не догадываться. Но если он читает современную литературу о здоровом питании, то он ставит диагноз: «Мне не хватает витаминов». И это при том, что ничто в организме еще не сигнализирует об этом. Иначе говоря, объективная потребность распознается в терминах культуры, принимаемой данным индивидом.

Осознанная потребность — это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития’. Именно она выступает как толчок к действию. Удовлетворенная потребность перестает осознаваться. Сытый человек забывает о потребности в еде. Если же он переел, то упоминание о пище может вызывать даже неприятные ассоциации. Но проходит некоторое время, и эта же потребность вновь актуализируется, т.е. осознается как значимая.

Нужда — это мучительное или неприятное переживание неудовлетворенной потребности как лишения. Она возникает в тех случаях, когда неудовлетворенная потребность вызывает очевидные негативные чувства. 11ужда проявляется при задержках в процессе удовлетворения потребности. Если нужда возникает, она лежит на поверхности.

Но не всякая неудовлетворенная потребность порождает состояние нужды. Человек может быть не в состоянии удовлетворять свои потребности в чистой воде, чистом воздухе, микроэлементах, витаминах и т.д., не испытывая при этом никакого дискомфорта. Многие потребности обнаруживаются в процессе научных исследований и только потом проникают в массовую культуру. И в таких ситуациях возникает часто встречающийся парадокс: эксперты говорят о бедственном положении людей, которые еще не догадываются об этом.

https://www.litres.ru/vladimir-ivanovich-ilin/sociologiya-potrebleniya-2-e-izd-ispr-i-dop-uchebnik-dlya-akademicheskogo-bakalavriata-23587502/

Классификация потребностей потребителя | Z&G

Чтобы сделать своим клиентам предложение, от которого невозможно отказаться, необходимо четко и ясно представлять, что же именно необходимо вашему потребителю.  Зная потребности вашей целевой аудитории можно взаимодействовать более эффективно, решая проблему клиента, а, не рассказывая о том, насколько хорош ваш продукт сам по себе.

Разберем, что же такое потребность. Это понятие означает несоответствие между текущим и желаемым состоянием человека. Чем больше это несоответствие, тем сильнее человек желает исправить его.

Многие социологи и маркетологи пытались создать собственную  систему классификации потребностей человека. Пожалуй, самой знаменитой из них является пирамида потребностей Маслоу .  Она очень широко известна, поэтому в этой статье мы не будем рассматривать ее подробно, просто перечислим группы потребностей по нарастающей: физиологические,  в безопасности, потребности социальные, потребности связанные с уважением,  потребности  в самоактуализации.

Другим подходом является разделение потребностей на функциональные и  эмоциональные. Последние в свою очередь делятся на психологические и социальные.

Функциональные потребности являются наиболее очевидными. Так лекарство должно излечивать болезнь, шапка – согревать голову, а духовому шкафу полагается запекать еду. Эти потребности являются первоочередными, так как именно они подталкивают потребителя к совершению покупки. К сожалению, удовлетворения  функциональных потребностей на современном высококонкурентном рынке недостаточно.  Взгляд на продукт с точки зрения функциональных потребностей не дает возможностей для качественной отстройки от конкурентов (джинсы разных марок функционально не слишком отличаются друг от друга).

В исключительных случаях может работать отделение по функциональному признаку. Для этого необходимо быть первым (и желательно единственным) продуктом, удовлетворяющим данную потребность, либо иметь какое-то преимущество. Позволяющее удовлетворять потребность гораздо лучше других (такое преимущество необходимо запатентовать, чтобы защитить от копирования). Удовлетворение только функциональной потребности не позволяет выстраивать качественные долговременные коммуникации с потребителями.

Чтобы построить с потребителями более долговечные и крепкие отношения, вы должны удовлетворять и его эмоциональные потребности. Они более разнообразны и не столь очевидны как функциональные. Так например товар, являющийся символом принадлежности к какой-либо социальной группе удовлетворяет именно социальную потребность. Это же относится к товарам, подчеркивающим статус обладателя.

Основными эмоциональными потребностями являются:

 — Потребности в защите и безопасности

 — Потребности в уменьшении затрат (финансовых, временных и других)

— Потребности в увеличении своих ресурсов

— Потребности подчеркнуть свою принадлежность к какой-либо группе людей

— Потребности выразить свое «внутреннее я», подчеркнуть индивидуальность.

И эти потребности можно разделить на две большие группы:

Психологические (внутренние) – потребности относящиеся к внутреннему миру человека. Сюда, например, относятся товары, уменьшающие или полностью устраняющие страхи потребителя (Тойота – самый безопасный автомобиль).

Социальные (внешние) – эти потребности произрастают из взаимоотношений личности и общества. Человек – существо социальное, и одна из его основных потребностей — принятие обществом. Создание и поддержание определенного имиджа также относится к этому типу потребностей. Примерами, товаров и услуг, решающих такие потребности могут быть:

— одежда от кутюр (подчеркивает высокий статус в обществе)

— вещи, подчеркивающие женственность/мужественность (способствуют укреплению гендерной роли)

— эко-продукты (указывают на принадлежность к социальной группе, подчеркивают значимость социальной ответственности для потребителя).

А например Альфред Маршалл разделил потребности сразу по нескольким группам:

  • Первичные (в воде и пище) и Вторичные (просмотр кино)
  • Абсолютные (необходимость общения) и Относительные (иметь страничку в социальных сетях)
  • Высшие (эстетические, духовные, когнитивные) и Низшие (связанные с физиологией)
  • Положительные (потребность в познании) и Отрицательные (зависимости)
  • Неотложные и те, что можно  отложить
  • Общие (есть у всех представителей человечества) и Особенные (сложившиеся в определенных социальных группах)
  • Индивидуальные (потребности индивида) и коллективные (потребности группы людей)
  • Обычные и обусловленные чрезвычайными обстоятельствами
  • Частные (потребности индивида, семьи или фирмы) и Государственные (например, потребность в охране границ)

Выявить потребности вашей целевой аудитории можно при проведении маркетинговых исследований. Продукт, не удовлетворяющий потребность потребителей не может существовать на рынке – на него просто не будет спроса. Конечно, потребность у потребителей можно сформировать, однако это потребует больших затрат.

Часто ключом к успеху является выявление скрытых потребностей клиентов. Такие потребности могут показать незанятую нишу для вашего товара. Приготовьтесь к тому, что у вашего продукта могут быть аналоги, удовлетворяющие те же самые потребности, поэтому изучение потребностей не заменяет исследование рынка в целом.

Потребность

В настоящее время наиболее разработанной признается теория иерархии потребностей А.Маслоу, характеризующаяся следующими основными подходами:

– Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
– Люди испытывают определенный набор ярко выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.
– Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
– Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности уже не мотивируют людей.
– Если потребность удовлетворяется, то её место заменяется другой неудовлетворенной потребностью. Как правило, человек ощущает одновременно целый ряд разнообразных потребностей, которые находятся между собой в комплексном взаимодействии.
– Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют удовлетворения в первую очередь.
– Потребности более высокого уровня активнее действуют на человека поле того, как, в общем, удовлетворены потребности более низкого уровня.
– Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

Согласно этой теории потребности группируются по следующим уровням:

1-й уровень: физиологические потребности, связанные с необходимостью поддержания жизни: в пище в воде и т.д.;
2-й уровень: потребности в безопасности, проявляющиеся в стремлении оградить себя от опасностей, не исключая и социальных, в стремлении к стабильности положения и уверенности в завтрашнем дне; 
3-й уровень: потребности в личных привязанностях: в общении, в дружбе и любви, потребность принадлежать определенной группе лиц;
4-й уровень: потребности в уважении и признании самоуважения. К этому уровню потребностей относятся также и потребности в продвижении, в карьере;
5-й уровень: потребности в самореализации, проявлении своих возможностей, в творчестве, реализация потенциала своей личности.

Социологические опросы показывают, что построение иерархии потребностей идет по такой же схеме. У рядовых работников потребности достигают второго, третьего, четвертого уровней (безопасность, принадлежность к группе, уважение со стороны). У руководящего состава потребности поднимаются до пятого уровня – потребности в самоактуализации, причем эта потребность ярко обнаруживает себя у лиц в возрасте 43-45 лет.

Потребность выступает движущей силой поведения и реализуется через деятельность. Но сама по себе потребность еще не является побуждением к деятельности. Для того чтобы потребность «заработала» и выполнила роль движущей силы поведения, необходимо наличие особого «пускового механизма» в виде специального психологического явления, называемого мотивом.

Удовлетворение потребностей в области первичного медико-санитарного обслуживания, особенно в сельских районах — Глава 6. Охрана и укрепление здоровья человека — Повестка дня на XXI век — Конвенции и соглашения

Повестка дня на XXI век

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Раздел I. Социальные и экономические аспекты

Глава 6. Охрана и укрепление здоровья человека
Программные области
А. Удовлетворение потребностей в области первичного медико-санитарного обслуживания, особенно в сельских районах

Основа для деятельности

6.3. Здоровье в конечном итоге зависит от способности успешно регулировать взаимосвязь между физической, биологической и экономической/социальной средой. Устойчивое развитие возможно только в том случае, если люди здоровы, однако большинство мероприятий в области развития оказывают определенное негативное влияние на состояние окружающей среды, что в свою очередь приводит к возникновению или усилению многих проблем, связанных с охраной здоровья. И наоборот, именно отсутствие достаточного развития негативно сказывается на состоянии здоровья многих людей, и эти проблемы могут быть решены только в рамках развития. Сектор здравоохранения не может сам выполнить все основные задачи и удовлетворить основные потребности; его возможности зависят от процесса социально-экономического и духовного развития, которому он в то же время непосредственно способствует. Его возможности зависят также от здоровой окружающей среды, включая обеспечение питьевой водой и санитарией, качественным продовольствием и достаточным питанием. Особое внимание необходимо уделять качеству пищевых продуктов с упором на предотвращение заражения продуктов питания; разработке всеобъемлющей политики в области водоснабжения для обеспечения питьевой водой и санитарией во избежание бактериального и химического заражения; и поощрение санитарного просвещения, иммунизации и предоставления основных медикаментов. Осуществлению вышеуказанных межсекторальных мероприятий способствует также деятельность в области просвещения и предоставление надлежащих услуг в плане ответственного планирования размеров семьи с учетом культурных, религиозных и социальных аспектов в условиях уважения свободы, достоинства и личных ценностей и с учетом этических и культурных соображений.

Цели

6.4. Цели общей стратегии по обеспечению к 2000 году здоровья для всех заключаются в удовлетворении основных потребностей в области охраны здоровья населения, проживающего в сельских, пригородных и городских районах; обеспечении необходимых специализированных услуг по улучшению санитарного состояния окружающей среды и координации участия населения, сектора здравоохранения, связанных с ним секторов и соответствующих секторов, не связанных со здравоохранением (деловые, общественные, образовательные и религиозные учреждения) в деятельности по решению проблем в области охраны здоровья. В качестве приоритетной цели услугами в области здравоохранения должны быть охвачены группы населения, которые в наибольшей степени нуждаются в таких услугах, особенно проживающие в сельских районах.

Деятельность

6.5. Национальным правительствам и местным властям при поддержке соответствующих неправительственных и международных организаций и с учетом конкретных условий и потребностей своих стран следует укреплять свои программы в области здравоохранения, уделяя особое внимание потребностям в сельских районах, с целью:

a) создания инфраструктур, систем мониторинга и планирования в области первичного медико-санитарного обслуживания:

i) разработать и укрепить системы общинного первичного медико-санитарного обслуживания, которые являлись бы практичными, научно-обоснованными, приемлемыми с социальной точки зрения и отвечали бы основным потребностям населения, и удовлетворять связанные с охраной здоровья основные потребности в питьевой воде, качественном продовольствии и санитарии;

ii) содействовать использованию и укреплению механизмов, которые обеспечивают улучшение координации деятельности сектора здравоохранения и связанных с ним секторов на соответствующих уровнях управления, а также в общинах и соответствующих организациях;

iii) разработать и осуществлять рациональные и приемлемые с точки зрения затрат подходы к строительству и обслуживанию медицинских объектов;

iv) обеспечить и там, где это возможно, увеличить объем социальных услуг;

v) разработать стратегии, включая надежные показатели, характеризующие положение в области здравоохранения с целью наблюдения за ходом осуществления программ в области здравоохранения и оценки их эффективности;

vi) изучить пути финансирования системы здравоохранения на основе оценки необходимых ресурсов и выявить различные варианты финансирования;

vii) содействовать санитарному просвещению в школах, обмену информацией и оказанию технической помощи и подготовке кадров;

viii) поддерживать инициативы по развитию самоуправления среди уязвимых групп населения в плане предоставления услуг;

ix) там, где это целесообразно, учитывать традиционные знания и опыт в деятельности национальных систем здравоохранения;

x) содействовать принятию положений, касающихся необходимого материально-технического обеспечения мероприятий по расширению охвата деятельностью, особенно в сельских районах;

xi) поощрение и укрепление мероприятий на уровне общины по восстановлению трудоспособности инвалидов;

b) содействия проведению исследований и разработке методологии:

i) создать механизмы для обеспечения постоянного участия общин в мероприятиях по улучшению санитарного состояния окружающей среды, включая меры по оптимизации надлежащего использования имеющихся у них финансовых и людских ресурсов;

ii) провести исследования в области санитарного состояния окружающей среды, включая анализ поведенческих моделей и изучение способов расширения охвата и обеспечения более широкого использования услуг населением, проживающим в отдаленных районах, группами населения, уровень медицинского обслуживания которых является весьма низким, а также уязвимыми группами населения в соответствии с приемлемыми стандартами в области профилактического обслуживания и медицинского ухода;

iii) провести исследования, направленные на изучение традиционных методов профилактики и лечения заболеваний.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

6.6. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 40 млрд. долл. США, в том числе около 5 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.7. Следует опробовать новые подходы к планированию и управлению системами здравоохранения и медицинскими объектами, а также содействовать изучению способов интеграции соответствующих технологий в инфраструктуру здравоохранения. В рамках разработки научно-обоснованной медицинской технологии необходимо обеспечивать, чтобы она отвечала местным потребностям и могла обслуживаться общинами на основе собственных ресурсов, включая обслуживание и ремонт оборудования, используемого для оказания медицинской помощи. Следует разработать программы, способствующие передаче информации и опыта, а также их совместному использованию, включая методы передачи информации и учебные материалы.

с) Развитие людских ресурсов

6.8. Следует укреплять межсекторальные подходы к реформе системы подготовки работников сферы здравоохранения с целью обеспечения ее увязки со стратегиями программы «Здоровье для всех». Следует содействовать осуществлению мер по повышению уровня подготовки руководящих работников районного уровня с целью обеспечения постоянного развития и эффективного функционирования базовой системы здравоохранения. Следует разработать интенсивные, краткосрочные и практические программы подготовки, в рамках которых основное внимание уделялось бы приобретению навыков и вопросам поддержания эффективных контактов, организации общин и стимулированию изменений в поведении с целью подготовки местных специалистов всех секторов, занимающихся вопросами специального развития, к осуществлению ими своих соответствующих функций. В сотрудничестве с сектором образования следует разработать специальные программы санитарного просвещения, в рамках которых особое внимание уделялось бы роли женщин в системе здравоохранения.

d) Создание потенциала

6.9. Наряду с оказанием непосредственной помощи в области предоставления медицинских услуг правительствам следует осуществлять стратегии, стимулирующие и обеспечивающие участие общин в деятельности по удовлетворению своих собственных потребностей. Основное внимание следует уделять подготовке медицинских работников и специалистов смежных секторов на уровне общин, с тем чтобы они могли играть активную роль в проведении просветительской деятельности по вопросам здравоохранения среди членов общин, уделяя при этом особое внимание работе в составе различных групп, социальной мобилизации и оказанию помощи другим специалистам по вопросам развития. Национальные программы должны охватывать районные системы здравоохранения в городских, пригородных и сельских зонах; обеспечивать осуществление программ в области здравоохранения на районном уровне и способствовать развитию служб специализированной медицинской помощи.

Фрустрация: что это, почему возникает и стоит ли с ней бороться

Фрустрация может стать драйвером для новых достижений, а может довести до депрессии. Разбираемся, что это за состояние, из-за чего оно возникает и как на него реагировать

Что такое фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Термин был введен психологами во второй половине XX века для изучения стресса, вызванного фрустрирующими условиями — условиями, в которых человек не может удовлетворить свои потребности, поставленные перед ним задачи.

«Должны были вечером отправить отчет по работе, а во всем доме отключили интернет — вы находитесь в состоянии фрустрации. Планировали получить повышение на работе, а вам его не дали — это тоже фрустрация», — приводит примеры психотерапевт сервиса онлайн психотерапии Zigmund.Online Мирослав Ясин. По его словам, человек в течение жизни неизбежно время от времени пребывает в состоянии фрустрации; а впервые это случается в детском возрасте — например, когда ребенок не получает ожидаемую похвалу от родителей или рассчитывает на покупку чего-то, а ему это не дают.

Трудностей и преград в получении желаемого не избежать, а вот реакцию на фрустрационные условия человек может контролировать. То, как мы реагируем на неудачи, определяет последствия фрустрации — кого-то они закаляют и приводят к новым открытиям, а кто-то всю жизнь страдает, чувствуя себя неполноценным. Рассмотрим подробнее, что влияет на нашу реакцию и к чему она может привести.

Типы фрустрации

Фрустрация может проявляется во множестве разных вариантов. Некоторые из них описывает психолог Дэн Бреннан:

  • потеря самообладания;
  • нервные движения тела, такие как постоянное постукивание пальцами и т.д.;
  • отказ продолжать начатое дело;
  • чувство грусти или беспокойства;
  • неуверенность в себе;
  • проблемы со сном;
  • переход к наркотикам или алкоголю;
  • телесное насилие, например, голодание или неправильное питание.

Фрустрирующие ситуации могут вызвать разные эмоции, отмечает директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова: «Мы можем чувствовать все вариации злости, от легкого раздражения до ярости и ненависти, это могут быть чувства бессилия, подавленности, разочарованности, обиды и сильного расстройства». По ее словам, ситуации ограничений, неудач и препятствий могут вызвать сильный стресс, апатию и ощущение бессмысленности, но одновременно с этим они могут стать мощными мотиваторами поиска выхода, преобразования.

Впрочем, человеку бывает довольно сложно осознать это состояние, говорит завкафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимир Шляпников: «Фрустрация часто переживается как смутный и неясный дискомфорт: со мной что-то не так, мне чего-то не хватает, но чего именно, я не понимаю. Не понимаю, как с этим справиться. В результате это состояние негативно влияет на жизнь человека, мешает жить, эффективно работать, получать удовольствие от общения с близкими».

Причины возникновения фрустрации

Внешние и внутренние источники

Фрустрация может исходить как изнутри, так и снаружи.

Под внутренней фрустрацией мы понимаем состояние, когда человек сам является фрустратором (тем, кто провоцирует такое состояние). То есть он становится несчастным, потому что сам отреагировал на ситуацию негативными эмоциями.

Внешняя фрустрация предполагает, что есть другой человек или предмет, которые мешают вам удовлетворить свои потребности. Например, в ситуации, когда человек опаздывает на важную встречу из-за того, что стоит в пробке.

Причины фрустрации индивидуальны для каждого человека. Среди наиболее частых фрустраторов психолог Дэн Бреннан называет:

  • стресс на работе;
  • постановку недостижимой цели;
  • трудности в поиске решения проблемы.

Социальные фрустраторы

В наши дни значимым источником фрустрации является наше социальное окружение, которое порождает, как называют это в психологии, социальную фрустрацию. Владимир Шляпников поясняет: для человека важно быть не хуже, чем другие люди. Но так как понятия «хуже — лучше» — относительные, это сравнение часто вызывает чувство фрустрации. «Порой мы испытываем чувство неудовлетворенности даже тогда, когда объективно потребность удовлетворена. Например, я выбираю в ресторане популярное дорогое блюдо, но, когда его приносят, мне кажется, за соседним столом заказали что-то более вкусное и интересное. Такова природа человека», — приводит пример психолог.

Последствия фрустрации

Какие бывают реакции

Ученые за последний век провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как человек может реагировать на фрустрирующие условия. Один из них, рассказывает Мирослав Ясин, — эксперимент Дембо, в котором перед людьми ставились заведомо невыполнимые задачи. Например, исследователи устанавливали стул в 2–3 м от человека, затем проводили перед ним белую линию, за которую нельзя заступать, и просили его руками достать со стула предметы. Сделать это были физически невозможно.

В ходе таких экспериментов выяснилось, что человек по-разному справляется с фрустрацией. «Выявлено несколько типов реакции на фрустрирующие условия. Кто-то, сталкиваясь с препятствием, сразу же расстраивается и не может его преодолеть; кто-то ищет выход и его находит; а кто-то может обесценить свое поражение: не получилось решить задачу — ну и ладно, займусь чем-нибудь другим», — говорит Ясин.

От чего зависят реакции

Реакция человека на фрустирующие условия определяет то, как фрустрация в целом сказывается на качестве его жизни. То, насколько сильны будут наши переживания, как долго мы будем их чувствовать и насколько быстро сможем с этим справиться, зависит от многих факторов: от силы желания и значимости цели, от ожидаемости и предсказуемости результата, говорит Ирина Макарова. Но самое большое влияние имеет то, как человек справлялся с ситуациями неудовлетворения и отказов в раннем детстве. «Мы говорим о самых ранних годах жизни ребенка, когда происходят первые соприкосновения с окружающим миром, именно тогда формируются то, что будет нам помогать в дальнейшей жизни справляться с тем, что мы называем фрустрацией», — считает эксперт.

Фрустрация и агрессия

В нормальной ситуации фрустрация придает нашей жизни «драйв», необходимый для достижения желаемой цели. Но если время идет, а цель все так же далека, фрустрация может вызвать негативные состояния: истощение, депрессию, повышенную агрессивность. По словам Владимира Шляпникова, в таких ситуациях человек направляет свою агрессию на людей, которые не являются причиной фрустрации, а просто «попались под руку». «Часто родители, неудовлетворенные жизнью, срываются на своих детей. Потом эти дети в ситуации, когда надо решить сложную задачу, используют такую же неконструктивную модель поведения — начинают обижать более слабых одноклассников или грубо обращаться с животными», — отмечает эксперт. По его словам, иногда фрустрация приводит к тому, что человек направляет агрессию на себя. В состоянии аутоагрессии он рискует жизнью, не думает о здоровье и последствиях, а его поведение становится саморазрушительным. Иногда это может привести к употреблению алкоголя в больших количествах и наркомании.

Положительный эффект

Как мы упоминали, состояние фрустрации может иметь положительный эффект. Психологи отмечают, что чувство неудовлетворенности побуждает нас двигаться дальше, что-то делать и создавать. Оно может служить не только мощным источником развития — как отдельной личности, так и общества. Опрошенные РБК Трендами эксперты утверждают: человечество достигает прогресса в том числе благодаря ситуациям, когда в моменте было невозможно решить стоявшую перед человеком задачу, для чего были придуманы новые способы ее решения. Поэтому неизбежные состояния фрустрации при конструктивном поведении не мешают, но даже помогают строить карьеру. «Например, человек много работал ради повышения, но начальник ему объяснил, что повышения не будет. Конечно, сотрудник расстроится, но это чувство может быстро перерасти в желание открыть свой бизнес и организовать себе новое рабочее место. Вокруг нас много людей с позитивным опытом в адаптации фрустрирующих обстоятельств», — говорит Мирослав Ясин.

Как себе помочь

Тем не менее, затянувшееся состояние фрустрации в конечном итоге приводит к истощению. Как отмечает доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Дмитрий Ковпак, если в удовлетворении физиологических потребностей есть четкие сроки, сколько человек не может прожить без еды, воды, сна; то в удовлетворении социальных потребностей сроки зависят от многих факторов и, в первую очередь, от субъективной значимости для самого человека неудовлетворенной потребности. По его словам, когда фрустрация причиняет физический или моральный дискомфорт, человек должен взяться за разрешение этой проблемы.

Схема для выхода из состояния фрустрации на первый взгляд выглядит понятно: нужно разобраться, какая потребность была не реализована, и понять, каким образом ее можно реализовать. «Другой вопрос, умеет ли человек осознанно, последовательно и качественно проделывать эту работу. Шаблона к решению возникшей проблемы не существует, маршрут к удовлетворению потребности строится персонализировано. Плюс в том, что каждый человек — эксперт по самому себе, и у каждого есть ресурс заглянуть в себя, в свой опыт, в свое прошлое. Они могут подсказать, каким образом раньше решались подобные проблемы», — говорит Ковпак. При этом он напоминает: если человек не может сам решить жизненную задачу — это тоже нормальная ситуация; в таком случае ему необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

В Сети есть различные тесты и методики, которые помогают определить, к какой реакции на фрустрирующие условия склонен человек. Один из распространенных — тест рисуночной фрустрации Саула Розенцвейга. Он определяет, каким образом испытуемый отвечает на фрустрацию и фрустрирующие ситуации, и к какому типу агрессии относится его реакция.

Значение

— Что означает «необходимость часа»? Значение

— Что означает «необходимость часа»? — Обмен английским языком и использованием стека
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Подписаться

English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 174k раз

Я встретил эту идиому в названии, связанном с существительным:

[существительное категории продукта] — Потребность часа

Что это значит?

RegDwigнt ♦

94.1k3636 золотых знаков302302 серебряных знака

Создан 29 дек.

Luc125Luc125

227 золотой знак33 серебряных знака77 бронзовых знаков

1

«Часа» — это выражение, используемое для обозначения «настоящего (короткого) периода»:

  • Человек часа
  • Потребность часа
  • и т. Д. (?)

Буквально не означает час, но подразумевает короткий период времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *