Что такое страдание: Недопустимое название — Викисловарь

Страдание — Психологос

Страдание — болезненное состояние организма в результате холода, голода, травм и других неприятностей.

Страдание часто отождествляется с чувством страдания, но это неточно.

Страдание как чувство

Страдание как чувство — (душевная боль) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий. Характерны для людей с негативным мышлением. Типичные проявления страдания — обида, плач, причитания, печаль, расстройство, горе.

Страдание как переживание, как чувство страдания часто отождествляется со страданием как событием и фактом, но это неточно. Чувство страдания (чувство голода, холода, душевной боли) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий.

Страдание может быть способом требовать с другого человека: ты видишь, как мне плохо, поэтому ты, сволочь, обязан… Своеобразный способ привязывать и тянуть с другого человека.

Люди переживательного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют временем и глубиной страдания при ее потери.

Вдова плачет — значит, любит. «Всякое истинное желание должно быть выстрадано…»

Понятно, что это не самый разумный подход. Люди деятельного типа (и аналогичные общества) величину ценности измеряют готовностью добыть и бережностью в использовании.

Жена заботится — значит, любит.

Какова природа чувства страдания? Чаще всего это выученное поведение, иногда имеющее целью (условной выгодой) привлечение внимания, когда-то оправдание или самооправдание — через убеждение себя или других в том, что потеря была ценима, и нередко является игрой на жалость. Если ребенок расстроился и расплакался, когда разбил чашку — его не накажут. А если не расстроился…

Страдать даже в трудных ситуациях не обязательно, есть более удачные способы поведения.

Господь дал мне три замечательных качества:
Мужество бороться там, где есть шанс победить,

Терпение — принять то, что победить не в силах и
Ум — способность отличать одно от другого.

И еще раз: посмотрите далее статью Душевная боль.


О феномене страдания (судебный психолого-психиатрический аспект)

Что такое страдание? Казалось бы, общеизвестное понятие, синонимичное понятиям «мучение», «боль», «переживание». Между тем, поиски научного исследования этого феномена дают разочаровывающие результаты. Складывается впечатление, что феномен страдания в большей степени представляет интерес для религии, искусства и индустрии развлечений, чем для науки.

Религиозная и философская интерпретация страдания вращается вокруг вопросов смысла страданий и их значения в духовном развитии человека. Например, буддизм исходит из тезиса, что сама жизнь, в сущности, есть бесконечная цепь страданий, избежать которых возможно только путем отказа от обыденной жизни и погружения в особое состояние нирваны. Христианство рассматривает страдания, как кару за грехи и уникальную возможность для очищения и духовного роста (приближения к Богу). В исламе страдание понимается, как назначенное судьбой испытание, которое следует безропотно вынести и смысл которого может проясниться только в Судный день.

Философов интересовали такие аспекты страданий, как страх смерти и его преодоление, чувство вины, обуздание социального зла, разработка стратегий защиты от страданий, вечность и неизбежность зла в «подлунном» мире.

В целом, и религия и философия приходили к выводу, что страдание – это норма жизни, естественное состояние души, неотъемлемая грань человеческой жизни[1]. При этом и философия, и религия были склонны усматривать положительный смысл в страданиях через обогащение внутреннего мира.

Медицина, в отличие от религии и философии, не рассматривает страдания в позитивном смысле. Для медицины страдание представляет собой исключительно негативный феномен, обычно сопровождающий любое расстройство здоровья и проявляющийся в неприятных болезненных ощущениях и переживаниях.

Примерно такой же точки зрения придерживается и психология, которая определяет страдание как субъективный феномен, выражающийся в негативных эмоциональных переживаниях, вызванных психотравмирующими событиями.

В юриспруденции понятие страдание является ключевым элементом морального вреда (ст. 16 ГК КР) и пыток (ст. 305-1 УК КР), где моральный вред определяется, как причинение «физических и нравственных страданий», а пытки, как «умышленное причинение страданий».

В постановлении Пленума Верховного Суда Кыргызской Республики от 4 ноября 2004 года № 11 «О некоторых вопросах судебной практики применения законодательства о возмещении морального вреда» указано, что «под физическими страданиями можно понимать болезненные симптомы, негативные ощущения…», а «под нравственными страданиями можно понимать негативные эмоциональные переживания, указывающие на нарушение психического благополучия и душевного равновесия…».

Из изложенного ясно, что для решения вопросов, связанных с доказательством страданий, требуется обязательное проведение судебной психолого-психиатрической экспертизы, которая назначается для решения вопросов: а) наличия страданий; б) глубины и степени тяжести страданий; в) связи страданий с противоправными или незаконными действиями.

Однако, на практике выясняется, что когда дело доходит до доказательств и количественной оценки страданий (степени тяжести страданий) эксперты психологи и психиатры избегают решения этих вопросов ссылаясь на отсутствие общепринятой методологии оценки тяжести страданий и даже заявляя, что вопросы определения страданий не входят в их компетенцию!

Конечно, подобные заявления звучат нонсенсом, т.к. именно психологи и психиатры являются основными специалистами в области душевных феноменов, к которым, безусловно, относится и феномен страдания. Подобная ситуация позволяет констатировать дефицит знаний у экспертов в этой области и необходимость их восполнения, на что отчасти нацелена настоящая публикация.

Итак, судебно-экспертное значение страдания заключается в констатации факта страдания, определении степени его тяжести («количества») и выявлении причинно-следственной связи между страданиями и юридически значимыми психотравмирующими обстоятельствами.

В части констатации страданий медицина и экспертная дисциплина обычно не испытывают никаких проблем, т.к. для констатации факта страданий (их объективизации для следствия и суда) от экспертов требуется лишь выявление характерных признаков страданий, что, в принципе, не представляет сложностей ни для психиатров, ни для психологов.

К таким признакам, в частности, относятся жалобы и сообщения подэкспертных лиц, отражающие испытываемые ими негативные физические ощущения и эмоциональные переживания. К ним относятся также и результаты лабораторных и инструментальных исследований, отражающие нарушения анатомической целостности или функций органов и систем. Результаты психодиагностических исследований также являются доказательствами страданий, если исследуемые эмоциональные реакции заметно отклоняются от показателей «нормы». К объективным признакам страданий можно отнести и визуально наблюдаемые изменения в поведении подэкспертных, как во время экспертизы, так и во время травматического события (зафиксированные сторонними наблюдателями – свидетелями).

В принципе любые негативные реакции живого организма на внешнее или внутреннее воздействие могут и должны рассматриваться в медико-биологическом смысле как страдания неболезненного (функционального) или болезненного (дисфункционального) характера, так как во всех случаях подобного воздействия речь идет о неизбежном отклонении функционирования и состояния организма от равновесия (гомеостаза) и напряжении (стрессе) в той или иной степени.

Вторая, и, по существу, основная проблема экспертизы страданий состоит определении степени тяжести страданий, т.е. измерении «количества» страданий.

Исследователями предлагаются различные классификации тяжести страданий. Одни авторы предлагают разграничение тяжести страданий на легкую, умеренную, тяжкую и особо тяжкую[2], другие используют термины «слабая боль», «терпимая боль», «сильная боль», «нетерпимая боль», третьи выделяют пять степеней страданий, наступивших в результате неправомерных действий причинителя морального вреда: а) эмоции низкой интенсивности; б) эмоции умеренной интенсивности; в) эмоции высокой интенсивности, ограничивающиеся по времени, приводящие к временным нарушениям в психическом или физическом функционировании человека; г) эмоции высокой интенсивности, превосходящие по временным показателям уровень нормы, снижающие эффективность деятельности, временно нарушающие психофизиологическую или социально-психологическую адаптацию; д) сильное эмоциональное потрясение, приведшее к психической или психосоматической патологии[3].

С нашей точки зрения, страдания в рамках морального вреда, могут иметь два полюса – от «существенного страдания» до «невыносимого страдания». Предлагаемая градация отражает идею континуума от нормы к патологии, границы между которыми имеют крайне подвижный и изменчивый характер. Между указанными полюсами располагаются уровни, названные нами «значительными» и «чрезмерными» страданиями.

К существенным страданиям могут быть отнесены разнообразные комплексы негативных эмоциональных переживаний и физических ощущений, неизбежно сопровождающих состояния стресса или фрустрации и причиняющих, как минимум, психологический дискомфорт и нарушение душевного равновесия. В качестве примера можно привести случай, когда весь спектр негативных переживаний потерпевшего укладывался в рамки эмоций «возмущения, обиды, недовольства, разочарования», в сочетании с жалобами на постоянные мысли о фрустрировавшем событии и заявлениями об усилении недоверия к средствам массовой информации, допустившим распространение недостоверных и порочащих сведений. Уровень существенных страданий является сферой компетенции экспертов-психологов, т.к. речь идет о страданиях неболезненного характера и уровня.

При «значительных» страданиях речь идет о такой интенсивности негативных ощущений-переживаний, которые количественно и качественно выходят за рамки психического здоровья и достигают уровня диагностируемых психических расстройств. В частности, речь идет о расстройствах невротического уровня, имеющих транзиторный характер, непродолжительное течение, возможно, приводящих к обращению к врачам, но, в целом, не сопровождающихся нарушениями адаптации к повседневной профессиональной и бытовой рутине жизни. Под значительную степень страданий может подпадать также обострение имеющегося хронического психического расстройства, вызванное стрессовым воздействием.

При «чрезмерных» страданиях интенсивность аффективных переживаний, личностных деформаций и поведенческих девиаций такова, что сопровождается серьезными нарушениями личностного и социального функционирования дезадаптирующего характера. Страдания личности носят настолько глубокий характер, что можно говорить об «истощающем моральном вреде», который может быть преодолен только посредством продолжительной медико-психо-социальной реабилитации личности.

Крайнюю степень психических страданий можно условно назвать «невыносимыми», исходя из посылки, что любое живое существо имеет свой предел выносливости и адаптационных ресурсов, выход за границы которых означает полную дезорганизацию психической деятельности, выражаемой на языке обывателя в виде формулировки «сошел с ума». В данном случае речь идет о страданиях, сопряженных с патологическими психотическими переживаниями (аффективными, галлюцинаторными, бредовыми и пр.), которые лишают человека возможности адекватно осознавать (отражать) самого себя и окружающую реальность, а также и руководить своими действиями.

В целом, определение степени тяжести страданий не является невыполнимой задачей и эксперты не должны уклоняться от решения этого вопроса под предлогом отсутствия общепринятой или утвержденной госорганом методологии.

Третьей важной задачей экспертизы является выявление причинно-следственной связи между страданием и психотравмирующими обстоятельствами. Применительно к такому чрезмерно тяжелому стрессовому событию, как пытки имеется рекомендация Стамбульского протокола об установлении соответствия между результатами обследования, т.е. свидетельствами страданий и сообщениями о пытках. Степень соответствия может быть различной: а) не соответствует; б) соответствует; в) высокая степень соответствия; г) типично; д) позволяет поставить диагноз.

Для установления причинно-следственной связи и соответствия между юридически значимыми обстоятельствами и страданиями (клинико-психологическими фактами) требуется совпадение указанных событий по следующим параметрам: а) совпадение по времени; б) совпадение по ожидаемым (типичным) психологическим реакциям; в) отражение испытанных переживаний (страданий) в клинической картине состояния или расстройства. Установление указанных совпадений не представляет больших затруднений для экспертизы, за исключением особо сложных и казуистических случаев.

Резюмируя изложенное можно утверждать, что феномен страданий представляет собой не только философско-религиозную, но и медико-психологическую проблему. Интенсивность страданий имеет свою градацию в континууме «психическое здоровье – психическое расстройство». Определение степени тяжести страданий является сферой компетенции специалистов по психологии и психиатрии, а также существует множество классификаций тяжести страданий и методологий их определения. Одним из вариантов градации тяжести страданий является классификация, предложенная автором настоящей статьи и его коллегами[4].

 

 

[1] Карпов А.Н. Проблема страдания в философии Н.А. Бердяева. Автореф. дисс. канд. филос. наук, Москва, 2009

[2] Калинина А.Н. Теоретические и методические основы судебно-психологической экспертизы по делам о компенсации морального вреда. автореф. дисс. канд. психол. наук., Москва, 2006// http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovy-sudebnoi-psikhologicheskoi-ekspertizy-po-delam-o-kompe

[3] Енгалычев В.Ф., Южанинова А.Л.  О судебно-психологической экспертизе морального вреда//Российский психологический журнал, 2007, том 4, №1

[4] Асанов Т.К., Осколкова С.Н., Парпиева А.Р. «К вопросу о моральном вреде (страдании)» // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына, Бишкек, 2016/2 (86), с.199-206. http://elibrary.ru/item.asp?id=26383074

СТРАДАНИЕ — Что такое СТРАДАНИЕ?

Слово состоит из 9 букв: первая с, вторая т, третья р, четвёртая а, пятая д, шестая а, седьмая н, восьмая и, последняя е,

Слово страдание английскими буквами(транслитом) — stradanie

Значения слова страдание. Что такое страдание?

Страдание

СТРАДАНИЕ — состояние болезни, горечи, печали, страха, тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к…

Философская энциклопедия

СТРАДАНИЕ — претерпевание, противоположность деятельности; состояние боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги. Идея страдания живых существ, включенных в бесконечную цепь перерождений (сансара)…

Новая философская энциклопедия. — 2003

СТРАДАНИЕ — претерпевание, противоположность деятельности; состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски, тревоги. Вопрос о смысле (цели, оправданности) С. невозможен с т. зр. антич. мировоззрения.

Советский философский словарь. — 1974

Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.

ru.wikipedia.org

Страдание сильное эмоциональное переживание, болезненное восприятие каких-либо событий. Страдания – это длительная боль, скорбь, тоска, мучения. Вся жизнь человека наполнена такими страданиями, физическими или духовными.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

СТРАДАНИЕ — «есть глубочайшая сущность бытия, основной закон всякой жизни» (Н.Бердяев). Грех и зло — причины страданий. Различают страдание тяжкое, непросветленное, гнетущее душу и не ведущее ни к какому спасению…

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Страдание – мука, мучение, душевная боль. Я не видел вас целую неделю…а если бы вы знали, какое это страдание! Сядемте. Выслушайте меня (А. Чехов, Ионыч). Никто не знает, сколько горя я испытал, / Никто, кроме Христа (негритянский спиричуэл).

Летягова Т.В. Тысяча состояний души: краткий психолого-филологический словарь. — 2011

СТРАДАНИЕ — состояние болезни, горечи, печали, страха, тревоги. С. в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к…

Философская энциклопедия

Страдания

Страдания (термин употребляется только во множеств. числе) — муз.-поэтич. жанр рус. фольклора, разновидность частушки любовно-лирич. или лирико-комедийного содержания.

Музыкальная энциклопедия. — 1973-1982

Страдание (каббала)

Страдания в каббале Лайтмана — это сила, толкающая человека на более высокую ступень развития. Кого Творец любит, тому он не даёт удовлетвориться малым — спокойной животной и культурной жизнью — и ведёт его вперёд.

ru.wikipedia.org

Страдание, страдать

Страдание, страдать I. О ПРИРОДЕ СТРАДАНИЯ В мире, к-рый Бог изначально создал «хорошим» (Быт 1:31), С. не было. Но вследствие греха человеч. жизнь подверглась Божьему суду и оказалась во власти смерти (Быт 2:17; 3:19)…

Библейская энциклопедия Брокгауза

Страдание (православие)

Страдание (скорбь, болезненность, страсть). Понятие страдания является весьма важным в православном учении о спасении. Еще апостол Павел поучал, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22).

ru.wikipedia.org

Страдания Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Русский язык

Страда́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

Страда́/ни/е [й/э].

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова страдание

За блестками шоу Содербергу удалось разглядеть неподдельное человеческое страдание.

Бразилец с удивлением смотрит на страдание от боли габонца.

Его нужно поднять, чтобы облегчить страдание.

Ну за что такое страдание болельщикам Локо.

Вчерашние бунтари вернулись в свой обычный мир, и не все из них успели заметить, что совсем рядом с ними было подлинное страдание и боль.


  1. страдальцем
  2. страдальческий
  3. страдальчество
  4. страдание
  5. страданий
  6. страданиями
  7. страданиям

Значение, Синонимы, Определение, Предложения , Антонимы. Что такое страдание

А если мы можем испытывать радость и страдание, то как насчёт других животных?
Не из-за злости на рак, а потому, что мы научились: жить полной жизнью — значит принимать страдание.
Если вы понимаете, в чём заключается страдание, это даст вам ключ к пониманию того, что такое реальность.
Но я свято была уверена, что должна была страдать, потому что именно страдание служило доказательством истинности моих чувств к нему.
Это — настоящее безумие, потому что нет такого закона во Вселенной, по которому за великое страдание полагается достойная награда, но о любви мы судим так, будто такой закон есть.
Эта ошибка кажется крошечной, но потом она вырастает в настоящего монстра и разрушает всё, превращает любовь в ненависть, заботу — в подозрительность и жизнь — в страдание.
Я наконец понял одну вещь что может уменьшить это ужасное страдание.
Если существо страдает не может быть никаких моральных оправданий отказу принимать во внимание его страдание.
Она ушла, погрузилась в свое страдание, скорбь, утрату.
Белль Морт выманила бы это страдание на свет и использовала бы, чтобы пытать меня.
Я не смог спасти Жемчужину, которая теперь заколдована и обрекает нас на вечное страдание.
Нищета, грязь и ужасное, ужасное страдание от всего этого.
Делим одну и ту же боль, проклятие, страдание.
Она слышала каждое безумное слово Дзирта и чувствовала его страдание невероятно остро.
Бесконечно бьющий страх и страдание ведут к неминуемой смерти.
Я слышала мучения Сэта, видела страдание на лице Эдварда.
Единственное утешение для меня — это страдание Белоснежки.
Кода научный метод предоставил новый тип мышления и биология показала, что микроорганизмы приводят к болезням, страдание было облегчено.
Мать видит страдание сынка, терпит после того как она сложена.
Может быть, сейчас ты чувствуешь себя превосходно, но не принимай это, как должное, будь готова к тому, что тебя ждёт боль и страдание.
Страдание и бессмысленное разрушение человеческих жизней, отчаяние и отсутствие человеческого достоинства в этом регионе продолжались слишком долго.
Например, человек, который культивирует сострадание, находясь перед лицом страдания, ощущает это страдание гораздо больше, чем многие другие.
Немое страдание хорошо подходит для морального принципа, но только Ганди мог использовать его, чтобы произвести значимые перемены.
Зло же ненавистно, потому что оно приносит беспокойство, опасность, страдание.
Они — заблудшие люди; страдание ослепило их, и они перестали видеть разницу между добром и злом.
Можешь осудить их на страдание, можешь вынудить к греху — все равно, день их союза предопределен на небесах.
Угасла улыбка в глазах, но теплота осталась, и проглянуло за ней страдание — трудная, видно, выпала этому человеку доля.
Джузеппе… — снова тихонько сказала мать, и в ее надтреснутом голосе послышалось невыразимое страдание.
В ее голосе звучало подлинное страдание, и он испугался.
Дженни посмотрела в его глаза и прочла в них одиночество и страдание.
У нас нет слов, нет даже обозначений, чтобы передать эти животные, нечленораздельные звуки, которыми выражают страдание и страх.
Не понимаешь, что продлевать его страдание — очень эгоистично?
Каждое отмеченное проклятием племя отложило свой пласт, каждое страдание бросило туда свой камень, каждое сердце положило свой булыжник.
Та которая делает тебя сильным, и бессмысленная, та, в которой только страдание
Наш мозг приспособлен испытывать краткосрочные всплески тревожности, а не то длительное страдание, которым ваш мозг, похоже, наслаждается.
И вот приходит страдание, а я ему противлюсь, не способный на совершенную любовь.
Глубоко понимая высказывание Будды, что жизнь есть страдание.
Страдание всегда сопутствует наслаждению, как спондей чередуется с дактилем. Учитель! Я должен рассказать вам историю особняка Барбо.
И теперь вместо мира пришли страдание и смерть, а все из-за моей грешной слабости
Ты освободишься от страдания, ибо страдание порождается желанием.
Из всех виденных мной подозреваемых, у вас наиболее виноватый вид… показное страдание, принуждаете себя жить среди соседей, которые вас ненавидят.
Земля дает нам тепло, две реки утешают нашу боль, прошлое страдание наполняет нас стоном.
Твой второй вариант — страдание.
Погружаем его в страдание снова.
Казалось, в этих больших глазах под черными бровями схватились не на жизнь, а на смерть страдание, стыд, гнев, нетерпение, презрение, ненависть.
Эта мысль утешала его, пока он не осознал, что это бессмертие принесет тебе страдание — безысходное, вечное.
Поэтому они вызывают боль и страдание многих усыновленных.
Ленайна не пошевелилась, сидела, спрятав лицо в ладони, погрузившись в свое страдание.
Такова юность: она быстро осушает слезы, она считает страдание ненужным и не приемлет его.
Налоксон выключил рецепторы, вызывая страдание вам.
Что есть страдание?.. Не уверен, что его природу мы понимаем правильно.
Они не знают, что мы были вместе, я и ты, несмотря на всю усталость, боль и страдание.
Каждый час боевых действий увеличивает страдание мирных граждан и наших раненых.
Она с неохотой признавала страдание как неотъемлимую часть сильной страсти и всегда была готова поставить чувства на карту.
Так он причинил ей наибольшее страдание.
Я знаю, что заслужила позор и страдание в этой жизни и буду гореть в аду.
Если бы люди предпочитали страдание наслаждению, род человеческий давно бы вымер.
Сначала вам необходимо смягчить боль и страдание.
Я поступил так во имя знамения Израилева — и вот заточен в плену египетском, и через благодать познал страдание. Но Господь направит меня в назначенный час.
Разве пытка слишком сильное слово, чтобы передать страдание чувствительной женщины, сделавшейся жертвой подобного обращения?
Но это страдание и разочарование тоже.
Страдание не заглушает жажду власти.
Ваша честь, определение страдание включает в себя соблазнение моего клиента 4 дня назад?
Почему нашей жизнью управляют недовольство, страдание, страх войны, и конфликт с самим собой?
Хотя некоторые обсудят страдание из животных не может возможно сравниться с тем из прежних евреев или рабов, есть, фактически, параллель.
Только через страдание я смогу возвыситься над собой, лучше постичь тебя.
Вся эта ничтожность, страдание, жестокость?
Я чувствую страдание, отчаянье…
Это было нашим долгом, их исправить, очистить и улучшить Только подлинное страдание… это единственный путь прикоснуться к Божественному
Вооруженная полицейская команда, помогающая загруженным работой докторам уменьшить страдание людей из третьей категории.
Другие результаты

Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Страдания — это крайне неприятные, мучительные, тягостные ощущения — как телесные, так и душевные, — которым подвержены все живые существа. Мудрецы говорят, что страданиями в этом мире мы заслуживаем Мир Грядущий. Другие два дара Вс-вышнего еврейскому народу: Тору и Землю Израиля — мы тоже можем получить лишь ценой страданий. Бывает, что праведники страдают, а злодеи благоденствуют.

Оглавление

Мир этот и мир грядущий

[↑]

В чем причина наших страданий? Об этом так или иначе задумывается каждый человек. Этот вопрос во многом проясняется, когда мы понимаем суть соотношения этого мира и грядущего. Сказали наши мудрецы: «Этот мир похож на прихожую, а грядущий мир — на дворцовый зал». Всё, что делает человек, он делает ради достижения цели, к которой стремится.

Если эта цель очень важна для него, он трудится с большим желанием, даже если эта работа тяжела. Как сказано в Торе о Яакове: «…и работал… и были (эти годы) в глазах его как несколько дней из-за любви его». Однако цель всего творения и цель этого мира — грядущий мир.

Весь смысл этого мира в том, что он — лишь передняя, прихожая перед грядущим миром, а не самостоятельный мир, имеющий собственную ценность. Весь этот мир и всё, с чем мы сталкиваемся в нём, что происходит с нами, понадобится нам, лишь когда мы войдём в грядущий мир. Всё, что мы восприняли, что оставило след в нашей душе, и всё, что нам удалось постичь, — всё это измерено и взвешено с абсолютной точностью и имеет ровно столько ценности, чтобы удостоиться жизни в грядущем мире.

Поэтому страдания этого мира — это не что иное, как «помощь Небес»: страданиями Вс-вышний помогает нам приблизиться к Нему. Вс-вышний дает нам возможность ощутить, что жизнь грядущего мира даётся нам по справедливости, он является наградой за добрые дела, за нашу борьбу с собственным дурным началом. В таком случае дар будет много более приятным, ведь мы его заслужили, он по праву наш.

«Дерех А-Шем» учит, что нам нельзя есть «хлеб позора». Бесплатное удовольствие в этом мире должно восприниматься как унижение. Наша обязанность — строить себя и радоваться своим достижениям, результатам своего труда. Наш труд и страдания здесь, на земле, образуют те кирпичики, из которых будет складываться наше счастье в Мире Грядущем. Таков единственный путь к счастью в нашем мире: надо только помнить, что все происходящее здесь, это подготовка к тому, что мы будем испытывать там, после земной жизни.

Если человек достойно выдерживает страдания, выпавшие на его долю, его душа очищается и обогащается. Муки заставляют человека заглянуть в самого себя, отказаться от бренных забот и сконцентрироваться на вечных ценностях.

Страдания за Тору и за Землю Израиля

[↑]

Рабби Шимон бар Йохай учит, что Б-г дал Израилю три бесценных дара, но получить их можно только путем жертв и лишений. Дары эти — Тора, Эрец Исраэль и мир грядущий. О том, что полагается страдать за Эрец Исраэль, говорится в стихе: «…как наставляет человек сына своего, так Б-г твой наставляет тебя… (когда) ведет (Он) тебя в землю хорошую» (Дварим 8:5).

Когда еврейский народ платит страданиями за право владеть Святой Землей, он, как утверждает Маарша, вкладывает в нее свои силы. Иначе материальное и духовное изобилие земли избаловало бы людей и толкнуло бы на бунт против Вс-вышнего. Дальше Тора говорит: «Берегись, чтобы ты не забыл Б-га твоего, … когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь… то надменным станет сердце твое, и забудешь Б-га твоего» (Дварим 8:11-14).

Кроме того, Б-г заставляет нас страдать, чтобы испытать нашу искренность и преданность Ему. Какова степень нашей любви к Вс-вышнему? Какую цену мы готовы заплатить? Сколько трудностей и лишений готовы мы вынести ради возможности жить в Эрец Исраэль? Так Б-г как бы отделяет тех, кто ценит, в первую очередь, святость и духовность, от тех, кто предпочитает материальные удобства и изобилие.

История еврейского народа в стране Израиля — это история самопожертвования во имя Б-га и Торы. Если евреи процветали, то только благодаря своей безоглядной преданности Вс-вышнему; если же страдали, то из-за своей непокорности Ему. Спросил Авраам Вс-вышнего: «Откуда узнаю я, что унаследую ее (Эрец Исраэль)?» (Берешит 15:8). Тем самым он просил Вс-вышнего показать, какая заслуга дает его потомкам право вступить во владение землей. Б-г ответил, что этими заслугами будут жертвы: либо жертвоприношения в Храме, либо готовность евреев к самопожертвованию.

В войне за Эрец Исраэль Йеошуа вместе со всем народом проявил высший патриотизм и самопожертвование. Каждый еврей был готов умереть за землю, данную им Всемогущим. То же самое произошло во время второй волны заселения Израиля, когда Эзра собрал вавилонских изгнанников и повел их на родину, вопреки опасностям и невзгодам. Именно готовность вернуться в Эрец Исраэль и одолеть все препятствия пробудили в людях глубокую и прочную любовь к родной земле.

Всякий, кто стремится жить в Эрец Исраэль, должен быть готов к страданиям. Несмотря ни на что, надо оставаться верным и преданным слугой Творца. Что бы ни случилось с человеком, Б-г не лишит его Своей милости и доброты. Жить в Израиле — большая честь, и тяготы лишь укрепляют любовь к этой земле.

«Пребывание в Израиле — настолько высокая честь, — пишет автор книги Сэфер Харедим, — что даже в тяжелые времена мы обязаны радоваться возможности и праву страдать в Святой Земле. Вот почему Тора соединяет рассказ об Амалеке, главном враге еврейского народа на протяжение всей его истории, с отрывком, говорящем о вступлении в Эрец Исраэль (Дварим, конец 25-ой главы). Источник страданий как раз и заключается в извечной войне с Амалеком, которую должен вести каждый еврей в каждом поколении. Еще на заре нашей истории Амалек пытался не пустить нас в Святую Землю; он и сегодня не отказался от своих замыслов».

Рамбан — о страданиях

[↑]

Рамбан посвятил несколько глав своего труда «Врата Воздаяния» объяснению причин страданий в этом мире. Приводя слова мудрецов Талмуда (Брахот 5а), Рамбан говорит, что причину страданий человек должен искать в своих грешных поступках или в недостаточном изучении Торы. «Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, — пусть знает, что это страдания, вызванные любовью (к нему Творца), как сказано: “Ибо кого Ашем любит, того наставляет” (Мишлей 3:12)».

Страданиями, вызванными любовью, наделяет Вс-вышний только праведников, и эти страдания приходят к нему, чтобы даровать ему полную награду в будущем мире. Они приходят в качестве наказания за немногие грехи, совершенные праведником нечаянно или по забывчивости.

Когда существовал Храм, можно было очиститься от нечаянного греха путем жертвоприношения. В наши дни, когда Храма нет, Вс-вышний посылает праведникам страдания, чтобы ими смыть невольные прегрешения и, искупив себя страданиями, обрести чистоту для будущего мира.

Рамбам упоминает еще один вид страданий. Сказано (Арахин 16б): «В доме учения раби Ишмаэля говорили: “Тот, кто прожил сорок дней без страданий, получил (в этом мире) всю свою награду”». «Страданиями» здесь называются обычные неприятности, которые случаются с каждым человеком: трудности в делах, головная боль, утомление. В ту же категорию входят совсем незначительные ситуации: сшили одежду, а она не подходит; надел платье задом наперед; сунул руку в карман, чтобы достать три монетки, а сумел ухватить только две. От таких страданий избавлены бывают только окончательные грешники, которые в обречены на Геином, а в этом мире получают награду за все их заслуги.

Известно, что существуют страдания для испытания, например, когда Б-г испытал Авраама и велел ему принесли в жертву его любимого сына Ицхака. Рамбан объясняет, что Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников, как сказано: «Ашем испытывает праведника» (Теилим 11:5). И такое испытание — благо для человека, а не возмездие и не несчастье. Ибо Он испытывает того, о ком известно, что он выйдет с миром из этого испытания, чтобы увеличить его награду.

Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

[↑]

Читаем в «Пиркей Авот» (4:19): «Раби Янай говорит: “Нет в наших руках ни благоденствия злодеев, ни страданий праведников”. Выражение “Нет в наших руках” означает, что мы не в состоянии постичь этого. Почему бывает так, что злодей удостаивается счастливой жизни, полной наслаждений, а хороший человек страдает от горестей и бед?

У человека совершенной веры такие вопросы не возникают: он знает, что не нам расследовать суды Творца. И так как Он — Судья, а мы всего лишь люди, то осмелимся ли помыслить, что малым нашим разумом сможем понять глубины судов Благословенного.

Рамбан пишет: Как для праведников существует много путей искупления, так есть несколько путей, возможных для нечестивцев. Есть нечестивцы, истребление которых откладывается, чтобы даровать им награду за немногие добрые дела.

Есть и такие, которым даруется жизнь и покой за добро, содеянное их отцами, как сказано по поводу царя Йеу: “За то, что ты сделал добро, совершив праведное в Моих глазах, …твои сыновья до четвертого поколения будут восседать на троне Израиля” (II Мелахим 10:30).

И есть такие, которым продлевается жизнь до полного их раскаяния, как это было с царем Менаше (II Диврей аямим 33:12-16).

Бывает, что покой одних нечестивцев дается как испытание для других нечестивцев: посмотрят они на страдания праведников и благоденствие злодеев — и еще больше утвердятся в своих пороках, “убедившись”, что “Б-г несправедлив”.

Рамхаль пишет в Дерех а-Шем, что Б-г смотрит на весь еврейский народ как на одного человека, и бывает, что праведники страдают из-за действий плохих людей. Страдания немногих праведников засчитываются как страдания многих людей более низкого уровня. Бывает, что страдания посылаются праведникам ради спасения всего поколения. А сам праведник поднимается на такой высокий уровень, которого без этого страдания не достиг бы.

Сказано в трактате Брахот (), что Моше задавал Вс-вышнему вопрос о праведниках и злодеях, и Вс-вышний ему ответил: “Праведник, которому хорошо, — совершенный праведник. Праведник, которому плохо, — это праведник, не достигший совершенства. Грешник, которому хорошо, — обычный грешник. Грешник, которому плохо, — законченный грешник”».

Рамбан разъясняет: в этом мире с праведника взыскивают за его немногие грехи, чтобы совершенно очистить его, а грешника награждают за его немногие добрые дела, чтобы он лишился доли в будущем мире. Но в Гемаре приводится и другое объяснение (там же): «Праведник, которому хорошо, — праведник, сын праведника; праведник, которому плохо, — праведник, сын нечестивца и т.д.»

И, казалось бы, все становится понятно, но тут Гемара приводит берайту от имени раби Меира, согласно которой тайна высшего правосудия не была открыта Моше, и пути Провидения недоступны пониманию человека. Подлинные пружины событий скрыты от нас. И тем не менее, добавляет Рамбан, несмотря на это сокрытие, существует сокровенное понимание, врученное знатокам Торы и кабалы, которое передается из уст в уста достойным ученикам.

Можно ли избежать страданий?

[↑]

Рабейну Йона пишет в своей книге Шаарэй Тшува, что добром и правдой искупится грех. Здесь речь идёт о ситуации, когда человек изменил своё поведение и сделал настоящую тшуву, но когда-то в прошлом сознательно совершал нарушения, за которые полагается смертная казнь или карет. Например, за сознательное нарушение субботы полагается и карет, и смертная казнь, за нарушение запрета нидакарет. Сказано, что тшува (раскаяние) и Йом-Кипур частично искупают такой грех, но полное прощение возможно только после страданий, которые Б-г посылает человеку.

В этом случае хесед — добро, которое этот человек делает, может «сэкономить» страдания. И сказано: цдака тациль ми-маветцдака спасает от смерти — тем более, от страданий. Если у человека есть материальные возможности, то он может давать цдаку деньгами, а если с деньгами плохо, он может лично делать хесед: навещать больного, ободрять человека в беде, ухаживать за престарелым и т.д.

Можно избежать страдания, усердно изучая Тору. Мидраш говорит: если человек изучал до нарушения одну главу — пусть теперь учит две, изучал один раздел — пусть учит два, изучал один лист Гемары — пусть учит два.

Тора спасает от страданий по двум «направлениям». С одной стороны, труд, напряжение и преодоление трудностей при изучении Торы (человек приезжает издалека, напрягается, чтобы понять, преодолевает усталость) «экономят» другие страдания. Но самое главное: Тора сама по себе — очень сильное лекарство «широкого профиля». Могучая сила Торы спасает от страданий.

Артур Шопенгауэр. Теория познания Шопенгауэра

Поговорим об эпистемологии Артура Шопенгауэра, которая опирается не на разум.

На что же может опираться учение о познании, если не на разум? Теория познания Шопенгауэра иррационалистическая и даже несколько мистическая. На нее оказали идеи восточной философии и буддизма, которыми Шопенгауэр был увлечен.

«Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги» — эта индийская мудрость, восходящая к представлению о том, что мир, в котором мы живем — неподлинная реальность, была очень близка немецкому философу.

В ведах мы находим учение о трех уровнях реальности 👇

1️⃣ Бодрствование — низшая ступень реальности, нечто похожее на болезнь. Когда человек пребывает в состоянии бодрствования, это похоже на навязчивый, яркий, детальный сон, во время которого человек даже не понимает, что это сон.

2️⃣ Сон со сновидениями — в сознании проносятся менее детальные образы, человек начинает понимать, что это всего лишь сон. На этом уровне человек ближе к реальности.

3️⃣ Сон без сновидений — самый подлинный уровень, полная пустота сознания. Она означает, что человек слился с абсолютом и прекратил существование своего иллюзорного «Я».

🌏 Шопенгауэр убежден, что мир, каким мы его представляем, пока бодрствуем — это иллюзия, познавать его не надо. Познавая мир, мы только усугубляем глубину кошмарного сна, которым мир и является. Подлинное познание должно привести человека к настоящей реальности. У Шопенгауэра настоящая реальность — это Космическая воля.

Немецкому философу были также близки 4 благородных истины буддизма 👇

1️⃣ Жизнь — есть страдание. Шопенгауэр утверждает, что важно понять эту истину с самого начала: мы рождены для страдания, жизнь так устроена, что мы обязаны страдать, и мы страдаем. Это естественно. Противоестественно ожидать, что в жизни мы обретем счастье и сбудутся все мечты.

2️⃣ У страданий есть причина. Страдания неслучайны, они чем-то обусловлены.

3️⃣ Причина страданий — желания и привязанности. Мы страдаем, не потому что кто-то желает принести нам страдания, а потому что такова сама структура желаний. Когда человек чего-то желает, но еще этого не достиг, он страдает оттого, что желаемое не достигнуто. Когда человек получает желаемое, наступает краткий миг счастья, а после этого человек опять страдает оттого, что это счастье уже позади.

4️⃣ Путь избавления от страданий — избавиться от причины. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний и привязанностей.

Шопенгауэр делает из четырех благородных истин буддизма следующий вывод 👇

🗣 «В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа».

💥 Этот импульс нерациональный. Получается, что когда мы хотим познать подлинную реальность, мы должны приостановить работу рассудка и логики и прислушаться к некоторому внутреннему голосу. Шопенгауэр утверждает, что всякое настоящее знание интуитивно, оно не дискурсивно, то есть его нельзя представить в виде цепочки рассуждений или системы понятий.

Значение слова СТРАДАНИЕ. Что такое СТРАДАНИЕ?