Что такое самооценка в психологии: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

что это значит, виды, определение, условия ее формирования

Многим известно состояние, когда человек перестает верить в свои силы. Чаще всего такие ощущения возникают при ответственном решении, в общении с начальником, проявляются в виде боязни перед публичными выступлениями. В этот момент главными для личности становятся вопросы: «Получится или нет?», «Смогу я или провалюсь?». По мнению психологов, основная причина такого состояния – низкая самооценка.

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Низкая самооценка негативно влияет на психологическое состояние человека

Самооценка личности в психологии

Самооценка – это в психологии представление человека о своей значимости среди окружающих, субъективное впечатление о самом себе, личных достоинствах и недостатках. В дополнение к общему понятию рассматривается такой вопрос, какие бывают виды самооценки с точки зрения адекватности/неадекватности. При адекватном (соответствующем) принятии себя индивид находится в стабильном эмоциональном состоянии, уверен в достижении поставленных целей.

Противоположной считается неадекватная (несоответствующая) оценка. При условии завышенного уровня у индивида отмечается чрезмерная самоуверенность, негативно влияющая на его положение в обществе. При низком уровне на первый план выходят внутренние переживания индивида, неверие в свои силы, что приводит к появлению таких черт, как неуверенность и замкнутость.

Важно! Специалисты утверждают, что заниженная самооценка чаще всего родом из детства. Сами родители, порой не замечая этого, вселяют в ребенка неуверенность в своих силах, боязнь в принятии решений, неспособность найти свое место в коллективе сверстников. Наверняка, многие слышали в детстве или сами во взрослом состоянии говорили ребенку: «Тебя никто не полюбит, потому что ты не умеешь».

Считается, что взрослому человеку повысить самооценку не так просто, поэтому психологи обращают внимание на важность формирования правильного отношения к себе как можно раньше.

Определение и особенности личностной оценки

Определение термина «самооценка», помимо представления о себе, означает еще и уверенность/неуверенность в своей способности принимать важные решения. Чаще всего человек оценивает эту способность на основании произошедших событий. На первый взгляд они кажутся достоверными, но на самом деле это заблуждение. Такая оценка означает всего лишь самомнение, которое сложилось из каких-либо конкретных ситуаций. Пример – если человеку не удается выполнить большую часть задуманного, самомнение меняется в сторону снижения: «Какой я невезучий, ничего не получается».

Если план вообще не удалось осуществить, отношение к себе еще больше ухудшается. Таким образом, негативная личностная оценка складывается из-за того, что люди слишком въедливо сосредотачиваются на своих слабостях и неудачах, обесценивая положительные стороны. Наоборот, при достижении хороших результатов в своей деятельности самооценка у человека резко повышается: «Я могу, когда захочу».

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Личности с адекватной самооценкой более успешны в жизни и профессиональной деятельности, чем люди с необъективным отношением к себе

Еще одной важной характеристикой самооценки является ее связь со всеми сторонами человеческого бытия, включая профессиональную деятельность и отношения с людьми. Замечено, что люди с нормальной самооценкой счастливы и жизнерадостны, быстро делают карьеру, активно решают жизненные задачи, довольны своим положением в обществе.

Важно! Исходя из того, что функция самооценки заключается в составлении мнения о себе, признание своих сильных и слабых сторон поможет индивиду не только принять себя таким, какой он есть, но при необходимости скорректировать нежелательные черты.

Главное во всем этом – понимать закон жизни: отношение окружающих к человеку и его вера в свои силы зависят от его собственного мировоззрения. Чем более личность внутренне уверена в себе, тем больше людей готово доверять такому человеку, сотрудничать и взаимодействовать с ним.

Виды и уровни самооценки личности

Изучая вопрос, что такое самооценка, надо говорить о ее структуре.

С целью правильного определения позиции личности выделены следующие виды и уровни самооценки:

  • Адекватная, соответствующая двум позициям: средний уровень и выше среднего;
  • Неадекватная, с позициями завышенного или заниженного уровня.

В психологической характеристике наличие того или иного вида оценки является важным и определяющим, так как именно от ее уровня зависит, насколько личность будет здраво оценивать собственные силы, поступки, качества, действия.

К сведению. Что значит уровень самооценки, полезно знать каждому человеку, чтобы составить качественную характеристику самому себе и правильно воспользоваться своими способностями, искоренить недостатки. Практической психологией разработано много разных рекомендаций, как повысить самооценку и вывести ее на нормальный уровень.

По мнению психологов, объективно уровень определяется соотношением психических процессов: познавательного и защитного. Первый влияет на адекватность, второй в ситуациях пониженной самооценки направляется на защиту внутреннего психологического комфорта.

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

И завышенная, и заниженная самооценка может навредить человеку в межличностных отношениях

Важно! Многие полагают, что завышенный уровень – это хорошо, якобы он помогает полюбить себя. Однако такое мнение является ошибочным, так как отклонения самооценки в ту или иную сторону вводят человека в заблуждение относительно себя и снижают качество жизни.

Так, личности с завышенным уровнем способны переоценить собственный потенциал и считать, что окружающие незаслуженно их недооценивают. Вследствие этого они проявляют к людям высокомерие, недружелюбие, иногда агрессию. Кроме того, завышенный уровень притязаний превышает их реальные возможности и ведет к неудачам.  Плохо, что у таких индивидов культивируются стремление к превосходству, неуживчивость, из-за чего многие стремятся избегать общения с ними. В подобном состоянии у индивида наблюдаются истерическое поведение и невротические реакции, в конечном итоге приводящие к неврозам.

К сведению. Специалисты отмечают, что личность с завышенной самооценкой имеет характерный внешний вид: голова высоко поднята, прямая осанка, продолжительный и прямой взгляд, командный голос.

Низкий уровень самооценки проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек становится неуверенным, никому не доверяет и, как никто другой, нуждается в постоянной поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой часто попадает под влияние коллег или близких, идет у них на поводу. Такие личности, как правило, преувеличивают свои неприятности, становятся чрезмерно самокритичными, завистливыми, подозрительными. Нередко рассуждения о своих недостатках приводят их к мнению о себе, как неудачнике, из-за чего неправильно оцениваются лучшие качества. Заниженная самооценка начинает формироваться в детском возрасте, но нередко и во взрослом состоянии может трансформироваться из адекватной, как следствие постоянного сравнения себя и своих достижений с окружающими.

К сведению. Для внешнего вида человека с заниженной самооценкой характерны: втянутость головы в плечи, нерешительная походка, нежелание смотреть в глаза собеседнику, слабый голос или затянувшееся молчание.

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

По внешнему виду человека можно составить впечатление, каков уровень его самооценки

Формирование и развитие самооценки

Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:

  • собственное отношение к окружающей действительности,
  • отношение окружения к личности,
  • успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.

Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.

Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность. Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники.

К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных

Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам. К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя.

Изучение самооценки личности

Мнение относительно себя можно рассматривать со всех сторон, так как разработано много различных способов, позволяющих досконально изучить, что означает та или иная самооценка. Если говорить кратко, наиболее значимыми критериями оценки являются:

  • Уровень притязаний сопоставляется с объективными результатами;
  • Идет сравнение своей личности с другими людьми.

Важно! Следует учитывать следующие условия: чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить; успех или неудача в какой-либо деятельности влияет на оценку способностей: провал снижает притязания, а успех повышает их.

Не менее важен и момент сравнения: при оценке индивид сопоставляет себя с другими людьми, примеривает к ним собственные достижения. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Психология предлагает ряд методик измерения самооценки индивида, составления ее количественной и качественной характеристик:

  1. Популярное исследование Дембо-Рубинштейн рассчитано на изучение самооценки подростков, которая складывается из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения, внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для получения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность восприятия самого себя.
  2. Доступной для людей разных возрастов является методика «Три оценки», предложенная А.И. Липкиной. Аргументы самооценки, представленные в методике, помогают оценить себя и определить уровень устойчивости/неустойчивости личности.
  3. Не менее популярный тест «Оцени себя сам» помогает узнать, каким уровнем самооценки обладает человек: нормальной адекватной, неадекватной завышенной или заниженной.
Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Для самостоятельного изучения самооценки можно воспользоваться популярными методиками

Методика самооценки личности С.А. Будасси

Среди самых распространенных исследований самооценки личности наиболее известна методика С.А. Будасси. Она помогает количественно измерить личностную самооценку. Описание данной методики следующее:

  1. Респонденту предлагается список из 48 понятий, которые обозначают личностные качества. Из них по ранжиру выбирается 20 качеств, с наибольшей степенью характеризующих представление респондента об идеальной личности, то есть эталон.
  2. Во второй серии опроса из выбранных двадцати слов отмечаются наиболее важные качества личности, сначала предпочтительные для респондента, затем менее привлекательные.
  3. Третья серия посвящена тому, чтобы из этих же понятий проранжировать качества, которые характерны для респондента, вначале наиболее ярко выраженные, затем менее.

Метод Будасси основан на том, что статистической нормой является закономерное несовпадение Я-реального и Я-идеального. Понятие «реальное Я» – это представление личности о себе. Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Рассогласованность между реальным и идеальным может стать как источником внутриличностных конфликтов, так и толчком к саморазвитию личности.

Полезно уяснить, что уровень и качество жизни человека зависят от того, какая самооценка сформировалась в процессе его становления как личности. Адекватно осознавая и принимая себя, человек может строить планы, определять свое место в обществе, тем самым регулировать уровень удовлетворенности своей жизнью.

Видео

Что такое самооценка и как ее повысить

По статистике, 80% людей в той или иной степени имеют низкую самооценку. А ведь она является движущей силой уверенности, от которой зависит успех любой из сфер нашей жизни. Самооценка формирует твои цели, ценности, отношение к вещам и людям. Поэтому высокая самооценка — это не признак нарциссизма или высокомерия, а строгие требования к самому себе, опирающиеся на большие амбиции. Соответственно, для лучшего качества жизни ее необходимо повышать, особенно если она находится ниже твоей щиколотки.

Что такое самооценка

Википедия описывает термин самооценка как «представление человека о важности своей личности, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков». Если коротко, то самооценка — это отношение к себе, своим качествам и потенциалу. Исходя из этого, самооценка отличается от понятия самоуверенность. Последняя непостоянна и, в отличие от первой, может меняться в зависимости от ситуации. Например, обладая высокой самооценкой, ты можешь уверенно чувствовать себя во многих аспектах, но быть растерянным во время публичного выступления. Или, наоборот, твои навыки позволяют чувствовать себя уверенным в определенной области, например в спорте, но в других ситуациях ты проявляешь нерешительность.

9 советов для абсолютной уверенности в себе

Откуда берется низкая самооценка

Этот вопрос довольно сложный, поскольку затрагивает внешние факторы воздействия на человека, каждый из которых прямо или косвенно может влиять на самооценку. Одной из причин низкой самооценки психологи называют трудное детство. Когда человек растет в атмосфере гнета, критики и пренебрежения, с возрастом он может столкнуться с соответствующей проблемой. Ровно как и наоборот: если ребенок часто слышит похвалу и одобрение, то самооценка у взрослого человека будет выше.

Еще одной причиной могут служить какие-либо события, связанные с сильными травматическими переживаниями. Кто-то однажды сказал неприятную вещь, и это в дальнейшем повлияло на отношение к себе. Сюда же можно отнести опыт неудачи при достижении каких-либо целей. Серьезный провал может сильно ударить по самооценке и желанию повторить попытку снова. Немаловажную роль в построении самооценки играет культурный контекст, выраженный через рекламу, СМИ или искусство. Он задает условные стандарты красоты и успеха, не попадая под которые, человек может чувствовать себя лишенным необходимых качеств для достижения целей.

Как повысить самооценку

Как достичь высокой самооценки

Самооценку человека, по сути, можно определить по разрыву между тем, что он имеет, и тем, чего хочет достичь. Парадокс заключается в том, что в большей степени на самооценку влияют окружающая среда и люди, но изменить ее можно только самому за счет внутренних психологических процессов. Это не самая простая задача в жизни, но одна из главных, поскольку способна принести результат, к которому ты стремишься. Вот несколько базовых советов, которые помогут повысить самооценку.

1. Определи первопричину

Выше мы перечислили, что может являться причиной низкой самооценки. Как правило, это внешние факторы, исходящие из прошлого. Определив, какой именно жизненный эпизод повлиял на дальнейшее восприятие себя, ты должен признать его бессмысленность сегодня. Оценка ситуации формируется на основе психологического восприятия, которое меняется с возрастом. Поэтому твоя оценка себя могла сложиться на основе не достоверных данных, а эмоционального восприятия проблемы, которая на нее повлияла. С возрастом следует пересмотреть отношение к данной ситуации и признать ее маловажность. Для этого можно прибегнуть к помощи психолога, который поможет обнаружить и устранить источник низкой самооценки.

2. Посмотри, что видят в тебе другие

Этот метод прост и требует немного фантазии. Наверняка в твоей жизни есть человек, который любит тебя сильно и безоговорочно. И наверняка у него есть на это веские причины. Так вот, постарайся ненадолго побыть на его месте и посмотреть на себя со стороны. Так ты увидишь только положительные качества своей натуры. Убедившись, что в тебе гораздо больше добродетелей, чем ты представлял, сможешь работать дальше в сторону повышения самооценки.

3. Больше старайся

Высокая самооценка не может не иметь твердых оснований. За ней стоят какие-либо достижения или действия, приводящие к саморазвитию или улучшению качества жизни. Не стой на месте — будь подвижен и делай все возможное, чтобы стать лучше. Работа над собой, увеличение своих навыков и достижение целей — вот что является основой для высокой самооценки. И даже если не всегда происходит все гладко, понимание того, что ты сделал все возможное, не позволит испытывать сожалений и чувствовать себя виноватым.

4. Делай то, что удовлетворяет тебя

Часто люди занимаются деятельностью, которая им не интересна, а значит, не приносит желаемого удовлетворения и результата. Это заставляет человека испытывать подавленность и чувство пустоты. Это положение дел стоит менять и посвятить себя тому, что вызывает интерес и придает стимул. Занявшись тем, что удовлетворяет твой ум и эмоции, а также приносит положительный результат, ты сможешь почувствовать себя цельным и довольным собой.

5. Будь верен себе

В некоторых случаях отсутствие чувства собственного достоинства проистекает из недостатка понимания своей значимости и ценности, которую ты можешь принести. Люди так много времени тратят на то, чтобы вписаться в существующие тренды, что не обращают внимание на собственные способности. Определи свои сильные стороны, раскрой свою страсть и стремление, пойми, чего хочешь и чего можешь достичь. Тогда у тебя не будет оснований считать себя отстающим звеном и ты будешь готов в полной мере использовать свой потенциал.

6. Прими себя

Таким, каков ты есть, в полном стремлении стать лучше. Всем нравиться невозможно, а не проигрывают только те, кто ничего не делает. Сосредоточься на своих целях, работай над их достижением, и у тебя не будет неудовлетворения от самого себя, поскольку ты делаешь все возможное. В конечном счете это принесет плоды, которые заставят поверить в свои силы и изменить отношение к себе.

5 путей познания самого себя

что это, определение в психологии, виды, характеристика, методики диагностики

Расстройство личности

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться «наружу» в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

1

Самооценка: что это?

Самооценка — это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности — регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ. Создается путем сравнения своего внутреннего «Я» с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина. Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация. Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность. Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Равнение на идеал. В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного «Я» с их возможностями и достижениями.
Психология маргинального поведения и его характеристики

Психология маргинального поведения и его характеристики

1.1

Возрастные особенности

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.

В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.

Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках «Я-концепции».

Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?

Что такое пассивная агрессия и как с ней бороться?

2

Виды

В психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:

  • Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая.
  • Устойчивость: стабильная, плавающая.
  • Степень охвата: частная, общая, ситуативная.

Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

2.1

Характеристика видов

Адекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.

Проявлениями заниженной самооценки являются:

  • неуверенность в своих силах;
  • застенчивость, робость, нерешительность.

У завышенной противоположные проявления:

  • переоценка сил;
  • собственная идеализация;
  • высокомерие;
  • нежелание признавать поражения;
  • уверенность в своей правоте и отрицание критики.

Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.

Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.

Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.

Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.

Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.

Общая или глобальная — является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.

Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.

3

Методы определения

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.

Иллюстрация 2

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием»Лесенка». Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой — противоположные им.

Картинка 3

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

Самооценка личности: 10 методов развития

Рады вас приветствовать на страницах этого блога. Сегодня хочу поделиться с вами информацией о том, что такое самооценка личности и что делать, чтобы ее поднять. Я искренне верю, что эта статья будет интересной и полезной для вас.

Понятие «самооценка»

Понятие «самооценка» касается каждого из нас. Уже из самого слова понятно, что человек сам себя оценивает, то есть, дает оценку своим личностным качествам.

Интересен тот факт, что на формирование самооценки в разной степени влияют всевозможные внешние факторы. В случае заниженной самооценки человек сталкивается с проблемами как бытового, так и эмоционального, психологического характера. Чтобы избежать всевозможных неприятностей, связанных с самооценкой, важно достичь гармонии с собственным Я и стать счастливым.

Преграды для роста самооценки

Для начала следует понять, что же мешает людям быть уверенными в себе. Нужно сказать, что на формирование самооценки личности в первую очередь влияет отношение родителей к детям, а также особенности в процессе воспитания. Чувство, что с тобой что-то не так, может возникнуть как реакция на определенные жизненные ситуации.

В случае, когда человек не справляется с давлением окружающего мира, его состояние постепенно становится все хуже и хуже. В результате может возникнуть комплекс неполноценности.

Самые распространенные причины, которые являются барьерами для повышения самооценки:

Барьеры мешающие поднятию самооценкиБарьеры мешающие поднятию самооценки

  • окружение постоянно вас критикует;
  • вы сконцентрированы на постоянных поражениях;
  • бесконечное сравнение себя с людьми вокруг;
  • вы устанавливаете для себя завышенные планки;
  • ваше окружение имеет негативный настрой.

Действительно, большинство людей только угнетают, они не способны подбадривать, вселять надежду и уверенность. По этой причине в психологии очень тесно связаны вопросы изменения самооценки человека и людей, которые его окружают.

Представьте себе, что вам постоянно твердят: «это плохо», «это неправильно», «все не так». Естественно, со временем вы поверите в эти слова.

Но следует также помнить, что независимо от того, как вы поступите и что сделаете, вас всегда будут критиковать. Это неизбежно. Старайтесь избегать той критики и замечаний, которые не имеют объективных оснований.

Методы повышения самооценки

Девушка на приеме психологаДевушка на приеме психолога

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

  1. Перестаньте постоянно себя критиковать и сравнивать с другими людьми. В вашей жизни всегда будут люди, личные качества которых превосходят ваши. При постоянном сравнении вокруг вас будут только непреодолимые соперники.
  2. Отпустите прошлое. Что сделано, того не вернуть и не исправить. Простите себе содеянные ошибки. Избавьтесь от чувства вины. Никогда не порицайте себя и не высказывайтесь о себе в негативных формулировках.
  3. Ежедневно повторяйте аффирмации. Только положительные высказывания в свой адрес ведут к росту самооценки. Вы достойны похвалы и комплиментов. Принимайте их словами благодарности. Сказав «ничего особенного» и т. п., вы подсознательно снижаете свою значимость и отвергаете сказанное вам.
  4. Занимайтесь саморазвитием. Развитие личности можно начать с анализа свершенного. Извлекайте опыт из каждого прожитого дня, даже из ошибок. Все это ваша жизнь, ваш выбор, ваш опыт. Читайте, смотрите познавательные видео, изучайте новое.
  5. Проанализируйте свое окружение. Старайтесь контактировать с теми, кто настроен на личностный и профессиональный рост. Пессимисты имеют свойство подавлять порывы других. Оградите себя от контактов с подобными людьми, чтобы ваша психика не страдала от общения с ними.
  6. Составьте список позитивных вещей. Вспомните свои достижения и победы, запишите их и обязательно время от времени перечитывайте этот список. Также напишите список своих позитивных качеств. Минимум 20 штук. Как показывают исследования, регулярное прочитывание этих записей является путем к росту самооценки через чувства радости и гордости за себя.
  7. Научитесь бескорыстно делать добро по отношению к другим. Не нужно требовать что-то взамен. Помогайте окружающим, поощряйте и подбадривайте их. Отсутствие притязаний на награду — еще один шаг к росту личности в собственных глазах. Получайте удовольствие от совершенных вами добрых дел.
  8. Наличие хобби или другого любимого дела. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Если ваша работа приносит вам удовольствие, то вы ее делаете хорошо, а значит и самооценка от этого только возрастает. Будь это хобби или основная работа, главное, чтобы лично вам нравилось.
  9. Возьмите на себя ответственность за все, что с вами происходит и не происходит. Ваша жизнь в ваших руках. Только вы сами имеете право ее планировать. Не озирайтесь на других людей. Самостоятельно принимайте решения. Не ждите реакции от других, даже самых близких. Делайте свой выбор, воплощайте задуманное и не бойтесь ошибок.
  10. Начните работать над собой уже сейчас, в эту минуту, не медлите! Ваша самооценка сама по себе не вырастет, если вы так и будете сидеть на месте. Принимайте каждый вызов, брошенный судьбой. Ведь в действии у вас появится позитивный настрой, возрастет самоуважение, а в результате и самооценка.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Подведем итоги

Девушка преодолевает барьерДевушка преодолевает барьер

Как вы уже поняли, чтобы повысить самооценку, необходимо преодолеть барьеры и действовать. Самое главное — это позитивный настрой и вера в себя. Ведите записи, составляйте планы и фиксируйте уже сделанное. Работайте над собой и все у вас получится.

Кстати, проверить уровень вашей самооценки можно пройдя вот этот тест.

Благодарю тебя, дорогой читатель, за внимание к этой важной теме. Искренне надеюсь, что изложенная информация была полезной.

Также я рекомендую ознакомиться со статьёй о самокритике и её здоровому уровню.

Подписывайся на блог, а также делись информацией с друзьями. Всего доброго!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

самооценка — это… Что такое самооценка?

(англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.) Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Самооценка в психологии — это что? Виды и понятие самооценки в психологии

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка в психологии это

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии – это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии – это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

понятие самооценки в психологии

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

виды самооценки в психологии

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При низкой самооценке люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

Завышенная самооценка в психологии – это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

как повысить самооценку женщине психология

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

психология самооценка человека

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

психология повышение самооценки

Заниженная самооценка в психологии – это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как неуверенность в себе, замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

низкая самооценка психология

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки – такова их психология. Повышение самооценки является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен аналитическими способностями. Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

что это такое, ее виды и как формируется?

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка?

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общение с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема низкой самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Пройти тест на самооценку

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки.

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная. Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Уровни самооценки.

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

1. Низкая.

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

2. Нормальная.

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

3. Высокая.

Третий уровень  присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу — самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Пройти тест на уверенность в себе

Что такое самооценка?

Люди с высокой самооценкой, кажется, дружат сами с собой. Они принимают себя такими, какие они есть, и заботятся о себе и о себе. Возможно, вы знаете кого-то, кто не заботится о собственном благополучии и может даже заявить, что ненавидит то, что видит в зеркале. Это люди, которым не хватает чувства собственного достоинства.

Психологи предложили несколько определений самооценки:

«Самоуважение — это реалистичное, позитивное мнение о себе.«Реалистичный» означает точный и честный. Признательность подразумевает положительные чувства и симпатию ». (Гленн Ширальди, стр. 20, Рабочая тетрадь по самооценке)

«Верования и оценки, которых люди придерживаются в отношении самих себя, определяют, кем они являются, что они могут делать и кем они могут стать». (Дэвид Бернс)

«Личное суждение о достоинстве, которое выражается в нашем отношении к себе». (Стэнли Куперсмит)

  • Что вы заметили в этих определениях?

  • Отличаются ли они от ваших предыдущих представлений о самооценке?

  • Что, по-вашему, означает для вас чувство собственного достоинства?

  • Ваша самооценка стабильна или колеблется в зависимости от вашего настроения или того, что происходит в вашей жизни?

Что такое здоровая самооценка?

Здоровая самооценка — это когда человек ценит себя.Это идея, что мы по своей сути достойны, понимание того, что люди подвержены ошибкам. Человек со здоровой самооценкой понимает, что время от времени совершает ошибки, но это не делает его плохим или бесполезным человеком.

Человек со здоровой самооценкой — лучший друг для себя. Они относятся к себе с уважением и положительно относятся. Когда они разговаривают сами с собой, они не унижают себя.

Самоуважение важно, потому что оно влияет на все сферы нашей жизни.Это фильтр, через который мы переживаем и реагируем на все, что с нами происходит.

Почему важна самооценка?

Доказано, что люди с низкой самооценкой имеют повышенный риск психических заболеваний, таких как депрессия или тревога. На самом деле существует множество проблем, которые могут возникнуть, когда человек не ценит себя. К ним относятся: жестокое обращение, плохой образ тела, беспорядочные пищевые привычки, нездоровые отношения, нарушение коммуникативных навыков, негативное мышление и низкая успеваемость на работе или в школе.

Считайте самооценку корнями дерева. Когда жизнь бросает нам вызов, здоровое самосознание позволяет нам оставаться твердыми и стойкими. Если у нас низкая самооценка, мы можем нервничать и нервничать.

В чем разница между уверенностью в себе и самооценкой?

Уверенность в себе относится к нашей оценке наших способностей. В одних сферах жизни можно быть уверенным, а в других — нет. Например, вы думаете, что хорошо разбираетесь в математике, но плохо разбираетесь в орфографии.В целом у вас все еще может быть низкая самооценка, даже если вы уверены в некоторых способностях.

Вполне естественно испытать времена, когда наша уверенность колеблется. Самооценка, как правило, более постоянна, потому что это то, как мы видим себя в целом, а не только одну или две способности. В некоторых отношениях уверенность в себе сформировать легче, чем самооценку, потому что мы можем практиковаться и тренироваться в этой области.

Часто существует взаимосвязь между уверенностью в себе и самооценкой.Часто у человека с низкой самооценкой действительно низкая самооценка, но можно иметь хорошую уверенность в себе и с низкой самооценкой.

Ключевые моменты

  • Есть несколько определений самооценки. По своей сути, самооценка — это постоянное позитивное отношение к себе.

  • Низкая самооценка связана с рядом негативных чувств и может предрасполагать кого-то к определенным психическим заболеваниям, таким как депрессия и тревога.

  • Уверенность в себе — это то, как мы ценим свои способности, а самооценка — это то, как мы ценим себя.

.

Психология — Самоуважение у спортсмена

Патрик Кон объясняет, почему спортсмены должны научиться отделять самооценку от своего уровня. спортивные достижения

Многие спортсмены и исполнители, с которыми я работаю, часто ошибочно определяют их самооценку, исходя из того, насколько успешны они в своем спорте. Когда спортсмен хорошо работает или чувствует себя успешным, он или она может чувствовать себя хорошо или сама. Однако верно и обратное: отчаяние и заниженная самооценка. результат, когда этот человек не работает хорошо или считает себя отказ.

Спортсмены особенно уязвимы перед этой проблемой крепления самоуважение к своим выступлениям, потому что вас судят по тому, насколько хорошо вы выполнять. Однако общество посылает тонкие сигналы, которых вы должны достичь в своем спорт, чтобы чувствовать себя достойным человеком, и это ловушка, в которую попадают многие спортсмены в. Кроме того, если вы перфекционист, это не поможет вашей самооценке. потому что у вас такие большие ожидания, и вы всегда очень критичны и строги сами.Если вы попадете в эту ловушку, ваши эмоции и то, как вы относитесь к на вас сильно влияет восприятие вашей работы, которое может естественно меняться изо дня в день. Таким образом, однажды у вас появится чувство собственного достоинства и на следующий день он разрушается из-за того, что вы считаете плохой работой или практикой. Один спортсмен на моем семинаре заявил: «Даже если я чувствовал, что выступил безупречно, если Я не получил хорошей реакции или той реакции, которую искал, я чувствую себя отказ.»Это заявление подчеркивает, насколько неконтролируемым может быть его или ее успех или неудача, и, таким образом, делать отрицательные суждения о своих производительность.

Что такое чувство собственного достоинства?

Самоуважение — это уважение, которое вы испытываете к себе. У всех вас есть представление о вашей личности (самооценка). Если тебе нравится твоя самооценка (кто ты думаю, что вы есть), значит, у вас есть чувство собственного достоинства. Уверенность в себе бывает разной. Уверенность в себе — это вера в свою способность выполнять задачу, а не суждение.У вас может быть уверенность в себе, но не чувство собственного достоинства, и наоборот. В идеале вам нужна как высокая уверенность в своих силах, так и самооценка.

Самоуважение должно основываться на том, кем вы являетесь как личность, а не на насколько хорошо вы можете выступить в своем виде спорта или как высоко вы продвинулись в спортивной карьере. Подумайте вот о чем: если вы уберете из себя атлет, как ты описываешь себя? Какие ваши личные характеристики описывают ты? Вот на чем должна основываться самооценка.Если вы чувствуете, что боретесь с чувством собственного достоинства, имейте надежду. Вот еще несколько идей о получении самооценка.

Принять на себя роль

Когда вы выступаете, вы играете в роли спортсмена. Вы хотите полностью выполнять эту роль, когда тренируетесь и выступаете, но когда вы покинуть спортивную арену, пора поменяться ролями на другие части вашей жизнь и отпустить суждения. Не перекрывайте роль спортсмена (или как хорошо, вы можете выполнять) в других сферах своей жизни.

Настоящие друзья

Люди, которые ваши настоящие друзья и члены семьи, любят вас за кто вы как личность в первую очередь. Они не судят вас на основании ваших результатов или изменить свое мнение о вас из-за того, насколько вы хороши как спортсмен. Если они да, они не твои настоящие друзья. Вы им нравитесь за то, что вы приносите отношения как личность, а не как спортсмен.

Остановить сравнения

Вы причиняете себе вред, сравнивая с другими спортсменами, которые вы думаете, что вы лучше или более талантливы, чем вы есть на самом деле.Это только навредит ваша самооценка и уверенность, потому что вы ставите других на пьедестал и критикуйте свои ошибки. Каждый уникален. Подумай, как хорошо ты справился по сравнению с вашим последним выступлением вместо сравнения с другими.

Примите образ своего тела

Я знаю, что многие спортсмены беспокоятся о том, что их тело не идеально типа для своего вида спорта. Никто не может быть идеальным или иметь идеальное тело для своего спорт. Некоторые люди рождаются с большей зрительно-моторной координацией, выносливостью или баланс, но это то, что делает нас уникальными.Принятие образа вашего тела — это первый шаг к повышению самооценки. Сделайте лучшее из того, что у вас есть, сосредоточив внимание о ваших силах и возможностях как спортсмена!

Равновесие в жизни

Если ваша жизнь — это спорт, вы подвержены большему риску повышения самооценки проблемы, потому что у вас «все яйца в одной корзине», и вы не можете разделить разные роли в вашей жизни. Стремитесь найти баланс в своей жизни со своими семья, школа, друзья и другие карьерные устремления.Это поможет принять снизить нагрузку на спорт и позволить вашей самооценке расти.

Будьте вашим лучшим тренером

Вы — ваш худший критик и лучший друг, завернутый в один. Мы часто относимся к себе строже, чем к своим лучшим друзьям. какой Вы бы сказали лучшему другу, который в депрессии? Будь хотя бы этим поддерживающий себя. Всегда говорите себе слова ободрения и поощрения после выступления или тренировки.Представьте, что у вас самый позитивный тренер. ваше плечо произносит слова поддержки.

Определите свою самооценку вне спорта

Хорошее упражнение — определить, кем вы являетесь вне своего вида спорта. использование только описания, относящиеся к вашим личным характеристикам, которые вы привносите каждый аспект вашей жизни. Составьте список этих положительных характеристик и просматривайте их каждый день. Вам нравится то, что вы видите. Если да, то у вас есть чувство собственного достоинства.Вам что-то не нравится? Если да, постарайтесь изменить эту часть себя.


Артикул

Эта статья впервые появилась в:

  • COHN, P. (2006) Самооценка спортсмена. Успешный коучинг Брайана Маккензи, (ISSN 1745-7513 / 38 / декабрь), стр. 9-10

Ссылка на страницу

Если вы цитируете информацию с этой страницы в своей работе, то ссылка на эту страницу:

  • COHN, P.(2006) Самоуважение у спортсмена [WWW] Доступно по адресу: https://www.brianmac.co.uk/articles/scni38a6.htm [доступ

Об авторе

Д-р Патрик Кон работает со спортсменами и командами по всему миру, занимающимися различными видами спорта. Как президент и основатель Peak Performance Sports (Орландо, Флорида), доктор Кон посвящает себя воспитанию уверенности и хладнокровия, а также обучению эффективным умственным игровым навыкам, чтобы помочь спортсменам, командам и корпоративным профессионалам работать на максимальном уровне.

Связанные страницы

Следующие страницы Sports Coach предоставляют дополнительную информацию по этой теме:

,

советов и мероприятий, которые необходимо прочитать для повышения самооценки у подростков

Самоуважение — главный ключ к успеху в жизни. Развитие позитивной самооценки или здоровой самооценки чрезвычайно важно для счастья и успеха детей и подростков. На этой странице рассказывается, как помочь детям и подросткам повысить их самооценку. Он также направит вас на другие страницы CDI и продукты CDI, которые могут помочь вам повысить самооценку вашего ребенка или подростка.

Самоуважение — это то, как мы относимся к себе, и наше поведение явно отражает эти чувства. Например, ребенок или подросток с высокой самооценкой сможет:

  • действовать независимо
  • брать на себя ответственность
  • гордиться своими достижениями
  • терпеть разочарование
  • пытаться выполнять новые задачи и задачи
  • справляться с положительными и отрицательными эмоции
  • предлагают помощь другим

С другой стороны, ребенок с низкой самооценкой будет:

  • избегать пробовать что-то новое
  • чувствовать себя нелюбимым и нежеланным
  • обвинять других в своих недостатках
  • чувствовать или притворяться, что чувствует, эмоционально безразличен
  • не может терпеть нормальный уровень разочарования
  • подавляет свои таланты и способности
  • легко поддается влиянию

Родители, больше, чем кто-либо другой, могут повысить самооценку своего ребенка.Это не особенно сложно. Фактически, большинство родителей делают это, даже не осознавая, что их слова и действия имеют большое влияние на то, как их ребенок или подросток думает о себе. Вот несколько советов, о которых следует помнить.

Когда вы чувствуете себя хорошо о своем ребенке, скажите ему об этом. Родители часто быстро выражают детям негативные чувства, но почему-то не успевают описать позитивные чувства. Ребенок не знает, когда вы к нему хорошо относитесь, и ему или ей нужно услышать, как вы говорите ему или ей, что вам нравится, когда он или она находится в семье.Дети запоминают положительные утверждения, которые мы им говорим. Они накапливают их и «проигрывают» эти утверждения себе. Практикуйте каждый день говорить ребенку ободряющие слова.

Будьте щедры на похвалу. Используйте так называемую описательную похвалу, чтобы сообщить ребенку, что он что-то делает хорошо. Вы, конечно, должны иметь привычку искать ситуации, в которых ваш ребенок хорошо выполняет свою работу или проявляет талант. Когда ваш ребенок выполняет задание или выполняет работу по дому, вы можете сказать: «Мне очень нравится, как вы привели в порядок свою комнату.Вы нашли место для каждой вещи и поместили каждую вещь на свое место ». Когда вы наблюдаете, как они проявляют талант, вы можете сказать: «Последнее произведение, которое вы сыграли, было великолепным. У тебя действительно большой музыкальный талант ». Не бойтесь часто хвалить вас даже в кругу семьи или друзей. Также используйте похвалу, чтобы выделить положительные черты характера. Например, «Вы очень добрый человек». Или: «Мне нравится, как ты делаешь то, что делаешь, даже когда это кажется трудным». Вы даже можете похвалить ребенка за то, чего он не делал, например: «Мне очень понравилось, как вы приняли мой ответ« нет »и не вышли из себя.”

Научите ребенка практиковать позитивные самооценки. Разговор с самим собой очень важен во всем, что мы делаем. Психологи обнаружили, что за депрессией и тревогой стоит негативный внутренний диалог. То, что мы думаем, определяет, как мы себя чувствуем, и то, как мы чувствуем, определяет то, как мы себя ведем. Поэтому важно научить детей позитивно относиться к тому, как они «разговаривают сами с собой». Вот несколько примеров полезного разговора с самим собой: «Я могу решить эту проблему, если буду продолжать пытаться». «Ничего страшного, если наша команда сегодня проиграла.Мы все старались изо всех сил, и всех не выиграть ». «Мне приятно помогать другим, даже если этот человек не замечает или не благодарит меня». Ваш ребенок может стать экспертом в этом вопросе, послушав «Я для детей». Он сочетает в себе техники релаксации, позитивные самооценки и мысленные образы, чтобы помочь детям развить чувство собственного достоинства.

Избегайте критики, которая принимает форму насмешек или стыда. Иногда необходимо покритиковать действия ребенка, и это уместно.Однако, когда критика адресована ребенку как личности, она легко может перерасти в насмешку или стыд. При критике важно научиться использовать «Я-утверждения», а не «Я-утверждения». Например, скажите: «Я бы хотел, чтобы вы хранили свою одежду в надлежащем месте в шкафу или в ящиках, а не валялись по всей комнате»; вместо того, чтобы говорить: «Почему ты такой ленивый неряха? Ты не можешь ни о чем позаботиться? » Дополнительные предложения см. На нашей странице «Рекомендации по хорошему общению с детьми».Для получения подробных советов о том, как заставить детей действовать ответственно при достижении хороших отношений между родителями и детьми, ознакомьтесь с информацией о сотрудничестве между детьми.

Научите ребенка принимать решения и распознавать, когда он / она принял правильное решение. Дети все время принимают решения, но часто не подозревают об этом. Родители могут помочь детям улучшить их способность осознанно принимать мудрые решения разными способами. Дети все время принимают решения, но часто не подозревают об этом.Родители могут помочь детям улучшить их способность осознанно принимать мудрые решения разными способами.

  • Помогите ребенку прояснить проблему, которая вызывает потребность в решении. Задайте ему вопросы, которые точно определяют, как он видит, слышит и чувствует ситуацию и что, возможно, необходимо изменить.
  • Проведите мозговой штурм по возможным решениям. Обычно существует более одного решения или выбора для данной дилеммы, и родитель может внести важный вклад, указав на этот факт и предложив альтернативы, если у ребенка их нет.
  • Позвольте ребенку выбрать одно из решений только после того, как полностью обдумали последствия. Лучшее решение будет таким, которое решит проблему и одновременно заставит ребенка чувствовать себя хорошо.
  • Позже присоединитесь к ребенку, чтобы оценить результаты этого конкретного решения. Хорошо ли получилось? Или не получилось? если да, то почему? Пересмотр тактики научит ребенка принять лучшее решение в следующий раз.

Развивайте позитивный подход к созданию структуры для вашего ребенка.Все дети и подростки должны брать на себя ответственность за свое поведение. Им следует научиться самодисциплине. Чтобы помочь детям научиться самодисциплине, родитель должен взять на себя роль наставника / учителя, а не наставника и карающего. Изучите «три F» позитивного воспитания. (Дисциплина должна быть справедливой, твердой и дружелюбной). Вы можете изучить основы позитивного воспитания, щелкнув «Воспитание 101».

Десять дополнительных шагов, которые вы можете предпринять, чтобы помочь своему ребенку развить позитивное представление о себе:

    1. Научите детей менять свои требования на предпочтения.Укажите детям, что нет причин, по которым они должны получать все, что они хотят, и что им также не нужно злиться. Поощряйте их работать против гнева, подавая хороший пример и подкрепляя их, когда они проявляют соответствующее раздражение, а не гнев.

    1. Поощряйте своих детей настойчиво просить о том, чего они хотят, указывая на то, что нет никакой гарантии, что они это получат. Подкрепляйте их просьбами и избегайте предвосхищения их желаний.

    1. Пусть дети знают, что они создают и несут ответственность за любые чувства, которые они испытывают. Точно так же они не несут ответственности за чувства других. Не обвиняйте детей в своих чувствах.

    1. Поощряйте своих детей развивать хобби и интересы, которые доставляют им удовольствие и которыми они могут заниматься самостоятельно.

    1. Позвольте детям самостоятельно решать споры между братьями и сестрами и друзьями.

    1. Помогите своим детям развить «терпимость к поддразниванию», указав, что некоторые поддразнивания не повредят. Помогите детям научиться справляться с поддразниванием, игнорируя его, используя при этом позитивный разговор с самим собой, например, «имена никогда не причинят мне вреда», «дразнить меня не имеют власти» и «если я смогу противостоять этому поддразниванию, то я создаю эмоциональный мышцы «. (Если у вашего ребенка серьезные проблемы в отношениях с другими детьми, ознакомьтесь с не с кем играть).

    1. Помогите детям научиться сосредотачиваться на своих сильных сторонах, указывая им на все, что они могут делать.

    1. Поощряйте своих детей вести себя по отношению к себе так, как они хотели бы, чтобы их друзья вели себя по отношению к ним.

    1. Помогите своим детям думать об альтернативных вариантах и ​​возможностях, а не полагаться на один вариант удовлетворения. Ребенок, у которого есть только один друг, и который теряет этого друга, остается без друзей. Однако ребенок, у которого много друзей, но потерявший одного, остается много. Этот же принцип верен во многих различных областях.Когда вы думаете, что есть только одна вещь, которая может вас удовлетворить, вы ограничиваете свой потенциал для удовлетворения! Чем больше вы помогаете своим детям осознать, что в каждой ситуации есть множество вариантов, тем больше вы увеличиваете их потенциал для удовлетворения.

    1. Смейтесь вместе со своими детьми и поощряйте их смеяться над собой. Люди, которые относятся к себе очень серьезно, несомненно, уменьшают удовольствие от жизни. Хорошее чувство юмора и способность относиться к жизни непринужденно — важные составляющие для увеличения общего удовольствия.

.

Психология самооценки Натаниэля Брандена

Мне всегда было интересно, что после эпизодов психической нестабильности, когда я был ребенком, я вырос и стал человеком, комфортно живущим в собственной шкуре. Конечно, я, , временами лицемер , но я понимаю эти прерывания и стараюсь быть максимально искренним по отношению к себе.

Только сегодня я узнал, почему мой разум был стабильным, несмотря на то, что я избегал большинства людей: мои родители практиковали то, что они проповедовали, и оставили меня со стабильным родительским эгоистическим состоянием, а я был прирожденным мыслителем и накопителем знаний.

Мне всегда было интересно, что после эпизодов психической нестабильности, когда я был ребенком, я вырос и стал человеком, комфортно живущим в собственной шкуре. Конечно, я, , временами лицемер , но я понимаю эти прерывания и стараюсь быть максимально искренним по отношению к себе.

Только сегодня я узнал, почему мой разум был стабильным, несмотря на то, что я избегал большинства людей: мои родители практиковали то, что они проповедовали, и оставили меня со стабильным родительским эгоистическим состоянием, а я был прирожденным мыслителем и накопителем знаний.После того, как родители стабилизировали мою личность и дали мне возможность комфортно взрослеть, я накопил знания о других — и я . Наконец, я обычно никогда не действовал на основе эмоций, потому что наблюдал, как других людей доводили до разорения из-за того, что они потакали своим импульсам.

‘О нравственности человека нельзя судить по содержанию его эмоций; о нем следует судить по степени его рациональности: только последний находится непосредственно под его волевым контролем.(стр. 86)

Если честно, я немного анальный. Вот почему я коплю знания. Но это также побудило меня быть осторожным при принятии решений: в конце концов, я должен быть рациональным. Бранден продолжает: «Одна из самых сильных защит от подавления — это убежденность человека в том, что он не будет воздействовать на эмоцию только потому, что он ее чувствует; это позволяет ему спокойно определять свои эмоции и определять их оправдание без страха или вины ». (стр. 87)

В большинстве случаев мне очень помог тот факт, что мне потребовалось и уходит время на оценку всех переменных перед принятием решения.Я позволил своей склонности мыслить принципами к самоанализу — и Бранден писал, что «зрелость подтверждается способностью мыслить принципами о себе ».

Но я не знал, что у меня хорошая самооценка, пока не прочитал: «Если мужчина должен достичь и поддерживать самооценку, первое и фундаментальное требование — это сохранение неукротимой воли к пониманию. Стремление к ясности, понятности, пониманию того, что находится в пределах его осознания, является хранителем психического здоровья человека и двигателем его интеллектуального роста.(стр.115) ‘

Я очень благодарен за то, что я INTP. В конце концов, это наш raison d’etre .

Однако у меня все еще были промахи, когда я чувствовал, что я не на высоте. Однако чтение работ Берна, Харриса и Фромма помогло мне понять, что идея перфекционизма , которую я привил, в целом была неправильной . Человеку невозможно быть всеведущим, потому что человек — не Бог. «Я должен был быть умнее, но это не так». Простив себя с помощью семьи и друзей, я научился жить более полноценной жизнью.Бранден определяет рациональное совершенство не как всеведение: «[] рациональный стандарт морального совершенства требует, чтобы человек использовал свой разум в максимальной степени своих способностей, чтобы он практиковал непоколебимую рациональность; он не требует всеведения, всемогущества или непогрешимости. (стр. 127) «

Адаптивный перфекционизм — это не стремление набрать 100 баллов и затем ругать себя за то, что не достигли его: он стремится набрать 90 баллов и соглашаться с тем, что баллы немного ниже, — это нормально.Когда я наконец понял, что я не Супермен, я полюбил себя больше.

Эта книга была чрезвычайно поучительной и интересной для чтения. Моя единственная проблема заключалась в том, что в последних главах Бранден излагает производный объективизм Рэнда. Сайты и люди более способные, чем я, разобрали ее аргументы и ее философию, поэтому я оставляю это вам, чтобы вы посмотрели вверх, но это хорошее начало. Тем не менее, это отличная книга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.