Что такое педология: педология — это… Что такое педология?

педология — это… Что такое педология?

   ПЕДОЛОГИЯ (с. 435)

   4 июля 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», которое не только исковеркало судьбу многих советских ученых, но и на долгие годы уложило отечественную психологическую науку в прокрустово ложе официальных дозволений и запретов.

   Справедливости ради следует признать, что партийное постановление 1936 г. возникло не на пустом месте и не было продиктовано одним лишь произволом далеких от науки чинуш. На такую реакцию педология долго «напрашивалась». Реакция вышла запредельная, по принципу «лучшее лекарство от перхоти — гильотина». Правда, нельзя отрицать, что «перхоти» было предостаточно и лечения этот недуг объективно требовал, хотя, безусловно, не хирургического.

   Основная претензия, высказанная в постановлении (и, кстати, вовсе не безосновательная), сводилась к тому, что педологи в своей практике злоупотребляют тестированием, а это приводит к недопустимым социальным последствиям. Вывод: тестирование — метод никуда не годный, поэтому подлежит запрету. Более того — все рассуждения педологов ненаучны, и сама педология — лженаука. Входившие в моду ярлыки вредителей и врагов народа в постановлении еще не прозвучали, но недвусмысленно подразумевались. В середине 30-х такое решение партийного руководства даже самых хладнокровных заставило содрогнуться. (По одной из версий, официальный лидер советской педологии А.Б.Залкинд после оглашения на партсобрании данного постановления умер прямо на улице от инфаркта.)

   Заслужили ли педология и педологи столь суровый приговор? В отношении педологии как науки большевики явно погорячились. До их постановления педология благополучно существовала не одно десятилетие, ни от кого не заслуживая подозрений во вредительстве. Одним из основоположников этого научного направления считают американца Г.С.Холла, в чьих трудах, в частности в знаменитой «Юности», были предприняты первые попытки комплексного (междисциплинарного, как сказали бы сегодня) подхода к проблемам возрастного развития. Сам термин «педология» был предложен еще в 1893 г. его учеником О.Хризманом для обозначения науки, призванной объединить разнообразные знания о ребенке. На рубеже веков термин получил популярность, под этим названием создавались научные учреждения и объединения, выходили печатные издания; так, в России в 1907 г. В.М.Бехтеревым был основан Педологический институт в Петербурге, а также основан журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Однако единого содержания в понятие «педология» не вкладывалось, и наряду с ним употреблялись равнозначные термины «психология детства», «педагогическая психология», «экспериментальная педагогика», «гигиена воспитания» и др. Наиболее весомый статус педология приобрела именно в нашей стране, где в 20-х — начале 30-х гг. было открыто несколько педологических вузов и соответствующих факультетов и отделений в педвузах для массовой подготовки педологов и широкомасштабного внедрения педологических процедур в образовательную практику. В других странах, где педологию никто и не думал законодательно отменять, само это понятие постепенно вышло из употребления. Однако педология на Западе, растворившись в других науках, дала мощный толчок развитию детской и педагогической психологии, генетической психологии, педагогической социологии, социальной педагогике, этнографии детства. В этих науках оказались фактически ассимилированы достижения педологии, и сегодня на основе их успехов все более четко вырисовывается возможность новых попыток комплексного подхода к детскому развитию.

   В самой идее всестороннего изучения ребенка ни с какой точки зрения невозможно было усмотреть ничего дурного. Однако для Советского Союза 30-х годов объективное изучение ребенка представляло собой реальную социальную угрозу. Разве можно согласовать идею гегемонии пролетариата с установленным педологами фактом, что дети гегемона хуже справляются с интеллектуальными задачами, чем дети непролетарского происхождения? По одной из версий (достоверность которой сегодня уже трудно проверить), особое негодование Отца Народов и Лучшего Друга Всех Советских Детей вызвал крайне низкий тестовый балл, выставленный его сыну Василию.

   В результате главный удар пришелся именно на тестирование. И это в самом деле было уязвимым местом советской педологии. В качестве диагностических методик педологи-практики в широком масштабе использовали скороспелые поделки, торопливо скопированные с западных образцов, а то и сами западные тесты без их серьезной адаптации. К этой работе были во множестве привлечены недостаточно подготовленные энтузиасты, чьих навыков хватало на проведение тестовых процедур, но было явно недостаточно для глубокой интерпретации результатов. По результатам тестирования выводы зачастую делались поверхностные и чересчур категоричные.

   Решение проблемы было найдено по-большевистски радикальное: если неумелые повара регулярно пересаливают пищу — поваров наказать, а соль и вовсе из рациона изъять. Отечественные науки о ребенке оказались на пресном пайке на несколько десятилетий.

   Интересно: в 90-е гг., когда большевистский радикализм подвергся столь же радикальному осуждению, оказалась громогласно заклеймлена лишь избыточность репрессий, но не их обоснованность (в данной сфере, разумеется). Педологические извращения в самом деле имели место, и требовались конструктивные меры для преодоления этой ситуации. Беда в том, что меры были избраны деструктивные. В своих ошибках, если угодно — извращениях, педологи рано или поздно разобрались бы и сами и, вероятно, сумели бы их исправить. Определенные тенденции к этому в начале 30-х наметились. Самое обидное, что и эти тенденции оказались безжалостно пресечены драконовским постановлением ЦК.

   Запрещенная де-юре, педология так и не была официально реабилитирована, однако через много лет возродилась де-факто. Например, сегодня в Москве выходит журнал «Педология. Новый век», продолжающий лучшие, конструктивные традиции репрессированной науки.

   Труды педологов переиздаются, причем не как архивные памятники, а как источник вдохновения для новых поколений исследователей детства.

   Правда, настораживает и то, что нередки сегодня и рецидивы настоящих педологических извращений. Не стану развивать эту тему, дабы не обидеть кого-то из коллег. Скажу лишь: хочется надеяться, что с этими издержками мы разберемся сами, в рамках своего профессионального сообщества. Официальный декрет тут совсем не нужен.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

ПЕДОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 510-511

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Т. Д. Марцинковская

ПЕДОЛО́ГИЯ (от греч. παῖς, род. п. παι­δός  – ре­бё­нок, ди­тя, маль­чик и …ло­гия), ком­плекс­ная меж­дис­ци­п­ли­нар­ная нау­ка о ре­бён­ке, объ­е­ди­няю­щая ис­сле­до­ва­ния дет­ско­го раз­ви­тия, по­лу­чен­ные пред­ста­ви­те­ля­ми разл. от­рас­лей зна­ния – пси­хо­ло­га­ми, пе­да­го­га­ми, био­ло­га­ми, пе­ди­ат­ра­ми, ан­тро­по­ло­га­ми, со­цио­ло­га­ми и др.

П. поя­ви­лась на ру­бе­же 19–20 вв. Её ос­но­ва­тель – Г. С. Холл, рас­про­стра­няя дей­ст­вие био­ге­не­ти­че­ско­го за­ко­на на че­ло­ве­ка, об­ра­тил вни­ма­ние на важ­ность изу­че­ния про­цес­са ста­нов­ле­ния пси­хи­ки кон­крет­но­го ре­бён­ка для раз­ра­бот­ки ге­не­тич. ме­то­да в об­щей пси­хо­ло­гии. Им бы­ли раз­ра­бо­та­ны спец. во­прос­ни­ки в це­лях изу­че­ния разл. сто­рон пси­хи­ки де­тей и со­став­ле­ния ком­плекс­ной ха­рак­те­ри­сти­ки их раз­ви­тия. П. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­ст­ра­не­ние как в США, так и в ев­роп. стра­нах. Пио­не­ра­ми её бы­ли вра­чи и био­ло­ги, рас­по­ла­гав­шие, в от­ли­чие от пси­хо­ло­гов, боль­шим ко­ли­че­ст­вом раз­ра­бо­тан­ных ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния де­тей. Од­на­ко на­чи­ная с 1920-х гг. на пер­вый план по­сте­пен­но вы­хо­дят имен­но пси­хо­ло­гич. ас­пек­ты ис­сле­до­ва­ний, а назв. «П.», пред­ло­жен­ное в 1893 уче­ни­ком Хол­ла – О. Крис­ма­ном, бы­ло за­ме­не­но на child study (ис­сле­до­ва­ние ре­бён­ка).

Ини­циа­то­ра­ми П. в Ев­ро­пе бы­ли Дж. Сал­ли в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Э. Мёй­ман и В. Штерн в Гер­ма­нии, Э. Кла­па­ред в Швей­ца­рии, А. П. Не­ча­ев, Н. П. Ру­мян­цев и В. М. Бех­те­рев в Рос­сии. Ра­бо­ты Сал­ли «Очер­ки по пси­хо­ло­гии дет­ст­ва» (1884) и «Пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия» (1886) спо­соб­ст­во­ва­ли про­ник­но­ве­нию идей П. в учеб­ные за­ве­де­ния, час­тич­но­му из­ме­не­нию про­грамм обу­че­ния и сти­ля об­ще­ния пе­да­го­гов с деть­ми. На ос­но­ве идей Сал­ли М. Мон­тес­со­ри раз­ра­бо­та­ла сис­те­му уп­раж­не­ний, спо­соб­ст­вую­щих ин­тел­лек­ту­аль­но­му раз­ви­тию де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та. Свое­об­раз­ной эн­цик­ло­пе­ди­ей П. ста­ли «Лек­ции по экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ке» (т. 1–3, 1907–08) Мёй­ма­на, счи­тав­ше­го гл. за­да­чей П. раз­ра­бот­ку ме­то­до­ло­гич. ос­нов обу­че­ния де­тей. Штерн, сме­нив­ший Мёй­ма­на на по­сту зав. пси­хо­ло­гич. ла­бо­ра­то­ри­ей в Гам­бург­ском ун-те и ре­дак­то­ра «Жур­на­ла по пе­да­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии», по­ста­вил в центр сво­их ис­сле­до­ва­ний ана­лиз це­ло­ст­но­го раз­ви­тия лич­но­сти ре­бён­ка, а не толь­ко его мыш­ле­ния и ре­чи. Кла­па­ред пред­ло­жил раз­де­лить П. на при­клад­ную и тео­ре­ти­че­скую, ос­но­ван­ный им Пе­да­го­гич. ин-т им. Ж. Ж. Рус­со в Же­не­ве стал ме­ж­ду­нар. цен­тром экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти П. и воз­рас­тной пси­хо­ло­гии.

В 1904 в С.-Пе­тер­бур­ге под рук. А. П. Не­чае­ва бы­ли от­кры­ты пер­вые в Рос­сии пе­до­ло­гич. кур­сы, Не­ча­ев и Н. П. Ру­мян­цев вы­пус­ти­ли се­рию книг и жур­на­лов по пе­да­го­гич. пси­хо­ло­гии и П., по их ини­циа­ти­ве в 1906–16 бы­ло со­зва­но 5 Все­рос. съез­дов по П. В. М. Бех­те­рев, по­ло­жив­ший на­ча­ло н.-и. раз­ра­бот­ке П., соз­дал це­лую сеть пе­до­ло­гич. уч­ре­ж­де­ний (он раз­де­лил их на на­уч­но-ла­бо­ра­тор­ные и на­уч­но-кли­ни­че­ские), в т. ч. в 1907 – пе­до­ло­гич. от­де­ле­ние в с.-пе­терб. Пси­хо­нев­ро­ло­гич. ин-те, став­шее ве­ду­щим цен­тром пе­до­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний.

Гл. за­да­чи П. – обу­че­ние кад­ров и по­иск объ­ек­тив­ных ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния пси­хи­ки, ка­ко­вы­ми яв­ля­лись на­блю­де­ние, ес­те­ст­вен­ный и реф­лек­со­ло­гич. экс­пе­ри­мен­ты, раз­ра­бо­тан­ные А. Ф. Ла­зур­ским, А. П. Не­чае­вым и В. М. Бех­те­ре­вым, а так­же тес­ты, ан­ке­ты, био­гра­фич., ста­ти­стич. и ан­тро­по­мет­рич. ме­то­ды, раз­ра­бо­тан­ные М. М. Ру­бин­штей­ном, Не­чае­вым, Ру­мян­це­вым, позд­нее П. П. Блон­ским, М. Я. Ба­со­вым, А. С. За­луж­ным, А. Б. Зал­кин­дом, Л. С. Вы­гот­ским.

Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие П. по­сле 1917 бы­ло свя­за­но с по­став­лен­ной пе­ред ней за­да­чей вос­пи­та­ния но­во­го че­ло­ве­ка, что за­став­ля­ло вгля­ды­вать­ся в зна­че­ние со­ци­аль­ной сре­ды в этом про­цес­се. В то же вре­мя по­ис­ки объ­ек­тив­но­го ме­то­да ис­сле­до­ва­ния при­ве­ли к ув­ле­че­нию био­ге­не­тич. тео­рия­ми (тео­рия ре­ка­пи­ту­ля­ции, пси­хо­ана­лиз). Гл. дис­кус­сии 1920-х гг. про­хо­ди­ли в борь­бе этих двух на­прав­ле­ний – со­цио­ге­не­ти­че­ско­го и био­ге­не­ти­че­ско­го, ко­то­рые по-раз­но­му ис­тол­ко­вы­ва­ли взаи­мо­дей­ст­вие био­ло­гич. и со­ци­аль­ных фак­то­ров, на­след­ст­вен­но­сти и сре­ды в раз­ви­тии пси­хи­ки. Ли­дер био­ге­не­тич. на­прав­ле­ния – П. П. Блон­ский, а со­цио­ге­не­ти­че­ско­го – А. Б. Зал­кинд. Цен­траль­ным при этом был во­прос о том, на­сколь­ко био­ло­гич. ме­ха­низ­мы, ле­жа­щие в ос­но­ве пси­хич. раз­ви­тия, пла­стич­ны и гиб­ки, т. е. на­сколь­ко сре­да мо­жет воз­дей­ст­во­вать на них. Наи­боль­шие рас­хо­ж­де­ния за­клю­ча­лись в оцен­ке ме­то­дов обу­че­ния и вос­пи­та­ния.

В ре­зуль­та­те дис­кус­сий и об­су­ж­де­ний к 1928 вы­ра­бо­та­на бо­лее или ме­нее еди­ная по­зи­ция, за­фик­си­ро­ван­ная в ре­зо­лю­ции 1-го Пе­до­ло­гич. съез­да (кон. 1928 – нач. 1929). Од­на­ко на­чи­ная с 1930 уси­ли­ва­ют­ся на­пад­ки на П., свя­зан­ные как с её дей­ст­ви­тель­ны­ми (от­сут­ст­вие дос­та­точ­но­го чис­ла ква­ли­фи­ци­ров. прак­ти­ков, раз­рыв ме­ж­ду тео­ри­ей и прак­ти­кой), так и с мни­мы­ми ошиб­ка­ми. Цель, по­став­лен­ная П., – фор­ми­ро­ва­ние ак­тив­ной, твор­че­ской лич­но­сти и ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход к ка­ж­до­му ре­бён­ку, уже не бы­ла ак­ту­аль­ной в ус­ло­ви­ях из­ме­нив­шей­ся дей­ст­ви­тель­но­сти. Сво­бо­да, ухо­дя­щая из жиз­ни об­ще­ст­ва, ухо­ди­ла и из жиз­ни шко­лы, ко­то­рая вме­сто от­но­ше­ний со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду учи­те­ля­ми и уче­ни­ка­ми вво­ди­ла ие­рар­хич. от­но­ше­ния под­чи­не­ния и по­слу­ша­ния. По­ста­нов­ле­ние ЦК ВКП(б) «О пе­до­логи­че­ских из­вра­ще­ни­ях в сис­те­ме НАРКОМПРОСов» (1936) при­ве­ло к ди­рек­тив­но­му за­кры­тию П. как нау­ки.

ПЕДОЛОГИЯ — это… Что такое ПЕДОЛОГИЯ?

(от греч. παῖς – дитя и λóγος – наука) (в англ. лит-ре child study, в нем. – Kinderforschung) – течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже 19–20 вв., обусловленное проникновением эволюц. идей и развитием прикладных отраслей психологии и эксперимент. педагогики. Основатели П. – С. Холл, Болдуин, Киркпатрик, Мёйман, Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологич., анатомо-физиологич., биологич. и социологич. подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в дооктябрьский период (Бехтерев, Россолимо, Нечаев, Румянцев и др.), а после Октябрьской революции, к концу 20-х гг., она даже пыталась монополизировать право на изучение ребенка, оттеснить и поглотить психолого-педагогич. дисциплины. Предмет П., несмотря на многочисл. дискуссии и теоретич. разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, Блонский, М. Я. Басов, С. С. Моложавый и др.), определен не был и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели. Теоретич. содержание П. составляли различные концепции развития ребенка. Биогенетич. концепция (Блонский, Аркин) опиралась на биогенетич. закон, трактуемый как теория «рекапитуляции», наследственно обусловленной автоматич. смены стадий развития ребенка, повторяющих осн. линию филогенеза. Социогенетич. концепция (Залкинд, Моложавый, Залужный) осн. фактором развития считала приспособление ребенка к социальной среде. Ошибочные методологич. и практич. установки П. в 30-х гг. были подвергнуты критике. Однако эта критика, хотя и содержала много справедливого, отличалась в условиях культа личности тенденциозностью и нередко сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано сов. учеными (Блонским, Выготским и др.), так или иначе связанными с П. Лит.: «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936, в сб.: Постановления партии и правительства о школе, М., 1939; Чемберлен А. Ф., Дитя. Очерки эволюции человека, пер. с англ., [М., 1911]; Болдуин Д. М., Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода, [пер. с англ.], т. [1]–2, [М., 1911–12]; Холл С., Собр. статей по П. и педагогике, [М., 1912]; Блонский П. П., Педология, М., 1925; его же, Педология, М., 1934; Киркпатрик Э., Основы П., 4 изд., М., 1926; Залкинд А. Б., Осн. вопросы П., [М.], 1930; Басов М. Я., Общие основы П., 2 изд., М.–Л., 1931; Петровский А. В., На подступах к марксистской психологии, в сб.: Вопросы теории и истории психологии, М., 1964; его же, История сов. психологии, М., 1967.

А. Петровский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Педология — это… Что такое Педология?

(от греч. pais, paidos — дитя и logos — учение, наука; буквально — наука о детях)

   — направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребёнка. Термин предложен в 1893 американским психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. На принципе знания психологических и физиологических закономерностей детского развития основывались педагогические системы Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дж. Локка.

   В русской педагогике этот принцип получил обоснование в трудах К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова. Однако планомерное научное изучение детства началось лишь во 2-й половине 19 в.

   Изучение ребёнка шло в разных направлениях. Врачи и физиологи гл. внимание обращали на психофизиологические закономерности. Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие всех функций организма, и разработка средств, препятствующих отклонению ребёнка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психических функций. Социологи и юристы изучали причины отклонений в общественном поведении детей, специфику детских правонарушений. Предметом специального изучения стали дети с нарушениями в психофизическом развитии. В педагогике разрабатывались как теоретические основы учебно-воспитательного процесса, так и способы практического использования данных о ребёнке для целей воспитания и обучения.

   В конце 19 — начале 20 вв. был накоплен богатый фактический материал о детском развитии, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизической организации ребёнка, о качественном, а не только количественном отличии ребёнка от взрослого; о скачкообразном характере детского развития, определяющем своеобразие отдельных возрастных периодов; о тесной зависимости психического и физического развития. Теоретическое осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребёнке на различных стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления стало изобретение термина «П.» для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребёнке. Однако наряду с ним употреблялись как равнозначные термины «психология детства», «педагогическая психология», «экспериментальная педагогика» и др.

   В России проблемами детского развития занимались И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, Г.И. Россолимо и др. В С.-Петербурге (1907) В.М. Бехтеревым был создан Педологический институт, осн. журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Организаторами исследований по изучению детского развития стали А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и др. П. была широко представлена на съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).

   После Октябрьской революции развилась сеть педологических учреждений, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928-32).

   Характеристику особенностей детей различных возрастных периодов дали Е.А. Аркин, И.А. Арямов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.М. Рубинштейн и др. Важные данные были получены при исследовании высшей нервной деятельности детей (Н.И. Красно- горский), при изучении познавательных интересов у ребёнка и т.д. Предпринимались попытки теоретического осмысления полученных данных в целях разработки общей теории детского развития (М.Я. Басов, Блонский, Выготский, А.Б. Залкинд и др.).

   Распространение П. в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о её предмете, задачах и методах. В 20-х гг. в полемике о факторах и движущих силах детского развития заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Широкое распространение приобрёл метод тестов. Результаты тестирования считались основанием для психологического диагноза и прогноза.

   Характеризуя положение с всесторонним изучением ребёнка, Блонский в 1934 отмечал, что «педолог предлагает заменить своей наукой педагогику и психологию, педагог топит педологию, а психолог претендует заменить своей педагогической психологией и педологию и педагогику» («Педагогическое образование», 1934, № 6, с. 42).

   Мн. работы, выполненные в русле П., содержали ценный материал по проблемам детства. Несмотря на то, что П. была готова к решению осн. теоретических проблем и переходу к широкому практическому внедрению своих результатов, партийные и советские органы запретили П. как науку и практику и потребовали от неё «саморазоблачения». 4 июля 1936 ЦК ВКП (б) принял постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Понятие «П.» получило одиозный смысл. Были прекращены все исследования, носившие название педологических, труды педологов были изъяты из употребления. Исследователи стали, как правило, руководствоваться ограниченной задачей изучения той или иной стороны жизни ребёнка. Педагогика стала на долгие десятилетия «бездетной». Возрастная психология, возрастная физиология, педагогическая психология превратились в значительной мере обособленные друг от друга отрасли знания. Интерес к проблемам П. вновь возник в 90-е гг.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 194)

   Ч30в2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Педология — это… Что такое Педология?

        буквально — наука о детях, фактически — совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин «П.» не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и педагогической психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологического характера относятся к началу 20 в. (в зарубежных странах — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России — В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).

         В дореволюционной России П. была представлена на съездах по педагогической. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистической революции 1917 развилась сеть педологических учреждений, была издана обширная литература, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал «Педология» (1928—32). К концу 20-х гг. П. начала претендовать на роль «марксистской науки о детях», монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.

         Идеалистические и механистические установки П., её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными Тестами, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Резкие и по большей части справедливые критические выступления советских педагогов против П. со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.

         Лит.: Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.

         А. В. Петровский.

Педология — это… Что такое Педология?

Педология (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.

Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста.

История

В мире

Возникновение Педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу ХХ в. — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др. Термин «педология» был предложен в 1893 году американским исследователем Оскаром Крисменом (Oscar Chrisman).

Педология в России и СССР

Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.

В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы XX века. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).

Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения после сталинского Великого перелома конца 1920-х не согласовывались с новой линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям:

  • недостаточный учёт «политического момента»: в состав, как тогда говорили, дефективных учащихся по итогам испытаний чаще попадали представители «социально-близких» рабочих, крестьян и пролетариата, а в составе одарённых оказывались дети «гнилой интеллигенции», священников, белогвардейцев и др. «социально-чуждых».
  • переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при истолковании испытаний и выработке предложений по их итогам при недооценке культурно-исторической среды при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения[1].

Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги.

С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей педологии в педагогику и психологию, что было связано со столь же постепенным восстановлением прав сначала кибернетики, особенно её технических приложений для обороны, а затем и генетики. В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.

Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский.

Литература

  • Балашов Е.М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В.М. Ковальчука / ред. кол. А.Н. Чистиков (отв. ред.) и др. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 291-313.
  • Баранов В.С. Педологическая служба в советской школе 20-30-х. // Вопросы психологии. — 1991. — №4. — С. 109.
  • Басов М. Я. Общие основы педологии. — М.—Л.: ГИЗ, 1931. — 802 с.
  • Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Педология и воспитание. — М., 1928.
  • Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967.
  • Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. — Л., 1991.
  • Родин А.М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. — 1998. — №4. — С. 94-95.
  • Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. — М., 1991.
  • Эткинд А.М. Эрос невозможного: история психоанализа в России. — СПб., 1993.
  • Chrisman, Oscar. Paidology; the science of the child. The historical child. — Boston: R.G. Badger, 1920.

См. также

Примечания

  1. Подробнее см. класс. работу: Адольф Дистервег. О природоособразности и культуросообразности в обучении

Педология — Википедия. Что такое Педология

Комплексная наука
Педология
англ. Pedology (paidology, paedology)
Тема Педагогика
Предмет изучения развитие, воспитание и психология детей

Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.

Термин устарел и в настоящее время имеет лишь историческое значение. Большая часть продуктивных научных результатов педологических исследований была ассимилирована психологией детского возраста.

История

Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Первые работы педологического характера относятся к концу XIX — началу XX в. — Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др. Термин «педология» был предложен в 1893 году американским исследователем Оскаром Крисменом (Oscar Chrisman).

В СССР

Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др., в то время как И. Павлов и его школа были настроены весьма критически. Тем не менее, истинный подъём педология как дисциплина и массовое движение в стране пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года.

В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах шло активное внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране был создан ряд педологических институтов, под эгидой Российского психаналитического общества был организован «Дом ребёнка» в Москве (в его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др.).

Однако сильный перекос деятельности педологических лабораторий в сторону сортировки учащихся на основе их интеллектуальных качеств и в целом реформаторская идеология этого движения после сталинского Великого перелома конца 1920-х не согласовывались с новой линией партии на сворачивание революционных экспериментов и возврат к более традиционным формам[1]. Основной удар по педологическому движению в СССР фактически нанесла чрезмерно формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость некритического применения тестирования учащихся в образовательной практике по двум показателям[источник не указан 33 дня]:

  • недостаточный учёт «политического момента»: в состав, как тогда говорили, дефективных учащихся по итогам испытаний чаще попадали представители «социально-близких» рабочих, крестьян и пролетариата, а в составе одарённых оказывались дети «гнилой интеллигенции», священников, белогвардейцев и др. «социально-чуждых»[источник не указан 33 дня].
  • недооценка культурно-исторической среды и переоценка учёта биологических факторов (природных способностей учащихся) при том, что обе эти составляющие, как известно, являются совершенно необходимыми для успешного воспитания и обучения, и при истолковании испытаний, которые подобно тесту IQ, выявляли не только интеллектуальные способности, но и обученность, и при выработке предложений по их итогам.[2].

Итогом разочарования в педологической практике в народном образовании стало постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), фактически ликвидировавшее педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. Согласно постановлению, метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагоги. С этого времени педология фактически продолжает свое существование в СССР под другим дисциплинарным названием и в рамках психологии, в частности, детской (возрастной) психологии и психологии детского развития[3].

С 1950-х годов начался постепенный возврат некоторых идей и методов педологии в педагогику и психологию, что было связано в целом с некоторым смягчением политического климата в стране, а также с развитием кибернетики, генетики и прикладных направлений психологии, в частности, в области инженерной, космической и индустриальной психологии и связанных с ними методов программированного обучения и т. п. в народном образовании и педагогике[источник не указан 33 дня]. В 1970-е годы была начата активная работа по использованию тестов в педагогике и системе образования.

Основные представители советской педологии: А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, А. С. Грибоедов.

Библиография

Значимые публикации по педологии:

[Сборник статей, указаны следующие авторы: Л. В. Занков, Г. В. Мурашев, проф. А. А. Крогиус, М. Ф. Брунс, д-р Рейнгардт, Педаг. коллектив Киевской Еврейской школы, Е. П. Тарханова, А. И. Гурев, С. И. Гинцбург].
[Серия учебников для заочного обучения, написанных или составленных по заказу издательства Бюро заочного обучения при Педфаке 2-го МГУ].
[Сборник материалов съезда].

См. также

Примечания

Литература

  • Балашов Е. М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В. М. Ковальчука / ред. кол. А. Н. Чистиков (отв. ред.) и др. — СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 291—313.
  • Баранов В. С. Педологическая служба в советской школе 20-30-х // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 109.
  • Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967.
  • Петровский А. В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. / Под общ. ред. проф. М. Г. Ярошевского. — Л.: «Наука», 1991. — С. 126—136. — 560 с.
  • Родин А. М. Из истории запрета педологии в СССР // Педагогика. — 1998. — № 4. — С. 94-95.
  • Фрадкин Ф. А. Педология: мифы и действительность. — М., 1991.
  • Эткинд А. М. Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20-х годов // Вопросы психологии, — 1990. — № 5, С. 13-22.
  • Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева. — М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
  • Chrisman, Oscar. Paidology; the science of the child. The historical child. — Boston: R.G. Badger, 1920.

Ссылки

  • Педология — психологический словарь.
  • Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб.: Наука, 1994. C. 121—139.

Что такое педология? — WorldAtlas.com

WorldAtlas.com Политика конфиденциальности

Мы уважаем вашу конфиденциальность и стремимся защищать вашу конфиденциальность, находясь в режиме онлайн на нашем сайте. Ниже описывается практика сбора и распространения информации для этого веб-сайта.

Данная Политика конфиденциальности была в последний раз обновлена ​​10 мая 2018 года.

Правовая собственность

WorldAtlas.com («Веб-сайт») принадлежит и управляется Reunion Technology Inc («мы» или «мы»), корпорация, зарегистрированная в соответствии с законодательством Канады, с головным офисом по адресу 7405 Transcanada Highway, Suite 100, Saint Laurent. Квебек h5T 1Z2.

Личные данные собраны

Когда вы посещаете наш Веб-сайт, мы собираем определенную информацию, связанную с вашим устройством, такую ​​как ваш IP-адрес, какие страницы вы посещаете на нашем Веб-сайте, были ли на вас ссылки с другого веб-сайта, и в какое время вы обращались к нашему Веб-сайту. Мы не собираем другие личные данные. Если вы заходите на наш веб-сайт через учетную запись социальной сети, пожалуйста, обратитесь к политике конфиденциальности поставщика социальных сетей для получения информации относительно их сбора данных.

Лог-файлы

Как и большинство стандартных серверов веб-сайтов, мы используем файлы журналов. Это включает в себя адреса интернет-протокола (IP), тип браузера, интернет-провайдера (ISP), страницы перехода / выхода, тип платформы, дату / время и количество кликов для анализа тенденций, администрирования сайта, отслеживания движения пользователя в совокупности, и собирать широкую демографическую информацию для совокупного использования.

Печенье

Файл cookie — это фрагмент данных, хранящихся на компьютере пользователя, связанный с информацией о пользователе.Мы используем куки только для отслеживания прогресса в тестах, которые размещены на нашем сайте. Это только функциональный файл cookie, и никакие личные данные не собираются. Однако некоторые из наших деловых партнеров используют файлы cookie на нашем сайте (например, рекламодатели). Тем не менее, мы не имеем доступа к этим cookie-файлам и не контролируем их, поскольку мы дали им разрешение устанавливать cookie-файлы для рекламы. Если вы хотите отключить файлы cookie, вы можете сделать это с помощью настроек вашего браузера.

связи

Этот сайт содержит ссылки на другие сайты.Помните, что мы не несем ответственности за политику конфиденциальности таких сайтов. Мы призываем наших пользователей знать, когда они покидают наш сайт, и читать заявления о конфиденциальности каждого веб-сайта, который собирает личную информацию. Это заявление о конфиденциальности относится исключительно к информации, собранной на этом сайте.

рекламодателей

Мы используем сторонние рекламные компании для показа рекламы на нашем сайте. Эти объявления могут содержать файлы cookie и / или веб-маяки для сбора данных об использовании и демографических данных в процессе показа рекламы, и они собираются нашими рекламными компаниями, у нас нет доступа к этой информации.Мы работаем с рекламными компаниями, такими как Google Adsense. Google, как сторонний поставщик, использует куки для показа объявлений на нашем сайте. Использование Google файла cookie DART позволяет показывать объявления нашим пользователям на основании их посещения наших сайтов и других сайтов в Интернете. Пользователи могут отказаться от использования файла cookie DART, посетив политику конфиденциальности в отношении рекламы и контентной сети Google.

Мы рассмотрели все политики наших рекламных партнеров, чтобы убедиться, что они соответствуют всем применимым законам о конфиденциальности данных и рекомендованным методам защиты данных.

Цель сбора данных

Мы используем информацию, которую мы собираем, чтобы:

  • Администрирование нашего веб-сайта, включая поиск и устранение неисправностей, а также статистический анализ или анализ данных;
  • Для улучшения нашего веб-сайта и повышения качества обслуживания пользователей, обеспечивая вам доступ к персонализированному контенту в соответствии с вашими интересами;
  • Анализ использования пользователями и оптимизация наших услуг.
  • Чтобы наш Веб-сайт оставался безопасным и не подвергался каким-либо взломам или мошенничеству.
Данные передаются третьим лицам

Мы не продаем и не сдаем ваши данные третьим лицам. Тем не менее, наши партнеры, в том числе рекламные партнеры, могут собирать данные в отношении вашего веб-сайта, как указано ниже. Пожалуйста, смотрите наш раздел «рекламодатели» выше для деталей.

Как хранятся ваши данные

Все данные, собранные через наш веб-сайт, хранятся на серверах, расположенных в Соединенных Штатах. Наши серверы сертифицированы в соответствии со стандартом конфиденциальности ЕС-США. IP-адрес и данные строки агента пользователя от всех посетителей хранятся во вращающихся файлах журналов на серверах Amazon до 7 дней.Все наши сотрудники, агенты и партнеры обязуются сохранять конфиденциальность ваших данных.

Мы проверили политику конфиденциальности наших партнеров, чтобы убедиться, что они соответствуют аналогичным политикам для обеспечения безопасности ваших данных.

Согласие в соответствии с действующим законодательством

Если вы находитесь в Европейском экономическом пространстве («ЕЭЗ»), при доступе к этому веб-сайту появится окно согласия. Если вы нажали «да», ваше согласие будет храниться на наших серверах в течение шести (6) месяцев, а ваши данные будут обрабатываться в соответствии с настоящей политикой конфиденциальности.Через шесть месяцев вас снова попросят дать согласие. Вы можете отозвать согласие в любое время. Отказ от согласия может помешать вам получить доступ к определенным услугам и не позволит нам предоставлять персонализированный веб-сайт.

Безопасность данных

Наши серверы соответствуют ISO 27018, кодексу практики, который сосредоточен на защите персональных данных в облаке. Мы соблюдаем все разумные меры предосторожности для обеспечения безопасности ваших данных.

В случае, если нам станет известно о любых нарушениях безопасности данных, их изменении, несанкционированном доступе или разглашении каких-либо личных данных, мы предпримем все разумные меры предосторожности для защиты ваших данных и уведомим вас в соответствии с требованиями всех применимых законов.

Доступ, изменение и удаление ваших данных

Вы имеете право запросить информацию о данных, которые у нас есть для вас, запросить исправление и / или удаление вашей личной информации. Пожалуйста, свяжитесь с нами по [email protected] или по почтовому адресу, указанному выше.

Возраст

Данный сайт не предназначен для людей младше 13 лет. Посетив этот сайт. Настоящим вы гарантируете, что вам исполнилось 13 лет или вы посещаете Веб-сайт под надзором родителей.

Правовая оговорка

Несмотря на то, что мы прилагаем все усилия для сохранения конфиденциальности пользователей, нам может потребоваться раскрыть личную информацию, когда этого требует закон, в котором у нас есть добросовестное убеждение в том, что такие действия необходимы для соблюдения текущего судебного разбирательства, постановления суда или обслуживаемого судебного процесса. на любом из наших сайтов.

Уведомление об изменениях

Всякий раз, когда мы меняем нашу политику конфиденциальности, мы публикуем эти изменения на этой странице Политики конфиденциальности и в других местах, которые мы считаем целесообразными, чтобы наши пользователи всегда знали, какую информацию мы собираем, как мы ее используем и при каких обстоятельствах, если таковые имеются Мы раскрываем это.

Контактная информация

Если у пользователей есть какие-либо вопросы или предложения относительно нашей политики конфиденциальности, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

принимать Уклоняться

,

Что такое педология? (с картинками)

Педология — это научное исследование почвы, сфокусированное в первую очередь на естественном образовании и устройстве почвы. Педологи изучают и классифицируют почву, а также проводят исследования, чтобы определить факторы окружающей среды, которые влияют на нее. Поскольку состояние почвы может сильно повлиять на сельское хозяйство и жизнь растений, почвоведение обычно занимается поиском способов поддержания оптимального состояния почвы.

Micromorphology, which is a section of pedology, involves examining soil samples under lab microscopes. Микроморфология, которая является разделом педологии, включает исследование образцов почвы под лабораторными микроскопами.

Педогенез является одним из основных направлений науки.Педологи, которые специализируются на педогенезе, изучают процесс создания почвы, изучая влияние различных экологических факторов на почву. Педогенез часто сосредотачивается на изучении того, как различные климат и организмы изменяют почвенные условия.

Pedologists study soil. Педологи изучают почву.

Морфология почвы является еще одним разделом почвоведения и включает изучение особенностей почвы, таких как цвет, текстура, корни и консистенция, для определения различий почвы в разных областях.Он включает две подкатегории: микроморфология и морфология поля. Микроморфология — это исследование образцов почвы под лабораторными микроскопами.

Педологи, работающие в области морфологии, изучают почву на открытом воздухе в естественной среде.Морфология поля использует вертикальные образцы почвы, чтобы обнажить различные слои почвы. Педологи могут вырыть яму, чтобы полностью раскрыть различные горизонтальные слои, а затем искать различия в слоях.

Педология также включает в себя классификацию почв.Каждая страна или регион обычно имеет свои собственные системы классификации почв. Например, Соединенные Штаты используют Систему классификации почв Службы охраны природных ресурсов (NRCS), а Франция использует Французскую справочную систему почв. Существует также одна международная система классификации почв: Всемирная классификация почв, созданная Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Всемирная классификация почв ФАО делит почву на категории в зависимости от фаз, текстур и уклонов местности.

Истоки педологии, как правило, приписываются ученым девятнадцатого века Евгению Хильгарду и Василию Докучаеву. Хильгард был американским ученым, который начал изучать почвенные условия, когда в 1860 году он исследовал и написал отчет о почве в Миссисипи. В 1883 году русский ученый Докучаев разработал пять категорий для классификации почвообразования: климат, организмы, геологический материал, геоморфология. , и время.Многие современные почвоведы основывают свою почвенную категоризацию на идеях Докучаева.

В 1960-х годах акцент в педологических исследованиях был сосредоточен на влиянии действий человека на развитие почвы и ее состояние. Эта область исследований была впервые названа метапедогенеза , но более типично известна как антропедогенеза .Например, педологи, которые занимаются антропедогенезом, могут наблюдать за появлением и состоянием почвы в промышленных зонах, чтобы определить, как загрязнение воздуха влияет на почву.

,

Статья о педологии от Free Dictionary

сумма психологических, анатомических, физиологических, биологических и социологических концепций развития ребенка, область исследования, не представляющая всеобъемлющей теории. Термин не используется за границей, где предмет включен в область детской и педагогической психологии.

Педология возникла в результате влияния эволюционных концепций на психологию и педагогику, а также на развитие прикладных направлений психологии и экспериментальной педагогики.Первые педологические исследования были опубликованы в начале XX века такими нерусскими, как Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман и В. Прейер, а в России В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др. ,

В дореволюционной России педология была представлена ​​на конгрессах по педагогической психологии в 1906 и 1909 годах и по экспериментальной педагогике в 1910, 1913 и 1916 годах. После Октябрьской социалистической революции 1917 года была создана сеть педологических учреждений, издана обширная литература. были проведены конференция (1927) и конгресс (1928) педологов, а с 928 по 1932 год был издан журнал Pedologiia .К концу 1920-х годов педология стала претендовать на роль «марксистской науки о детях», монополизирующей право на изучение детей, вытесняющей педагогику и стремящейся поглотить психологию, анатомию и физиологию детей.

Педология была идеалистической и механистической. Он был против психологии, рассматривая эту дисциплину как просто изучение того, что было субъективным, и был чрезмерно увлечен научно необоснованными тестами, которые определяли коэффициент интеллекта учеников и студентов.Все это негативно сказалось на психологии и педагогике и, в частности, нанесло большой вред школам. В результате к началу 30-х годов многие принципы педологии, такие как проблемы предмета педологии, биогенеза, социогенеза и тестов, были подвергнуты жесткой критике.

Критика характерной для педологии пренебрежения деятельностью школьников и решающей роли воспитания и обучения в развитии ребенка достигла апогея с постановлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологических искажениях» в системе народных комиссариатов образования.Резкие и в основном справедливые нападки советских педагогов на педологию со ссылками на этот же указ часто стремились свести на нет всю положительную работу, проделанную советскими учеными, такими как П.П. Блонский и Л.С. Выготский, которые так или иначе были связано с педологией. Эти педагоги на самом деле допустили серьезные ошибки, но, тем не менее, творчески способствовали развитию педагогики и психологии.

СПРАВОЧНИК

Петровский А. В. История советской психологии .Москва, 1967.

.

Какая разница между педологией и эдафологией?

Найджел Амайя 16 марта 2018 года в окружающей среде

Edaphology mainly focuses on how soil influences living things like plants. Эдафология в основном фокусируется на том, как почва влияет на живые существа, такие как растения.

Эдафология является одним из двух значимых разделений почвоведения. Другое разделение почвоведения — педология.

Что такое эдафология?

Эдафология в основном фокусируется на влиянии почвы на живые существа, особенно на растения.Эдафология включает изучение того, как почва влияет на то, как человеческая природа использует землю для выращивания растений. Эдафология также включает в себя общее использование земли человечеством. В эдафологии существует несколько подполей, в том числе почвоведение окружающей среды и почвоведение сельского хозяйства. В некоторых регионах мира сельскохозяйственная почвоведение называется агрологией.

Что такое педология?

Педология, с другой стороны, включает изучение классификации почв, почвообразования и морфологии почв.В некоторых странах, таких как Россия, педология и эдафология считаются одним и тем же, но другие страны различают их в отношении агрохимии и агрофизики.

История эдафологии

Эдафологи — это люди, которые изучают эдафологию. Самыми ранними эдафологами были Катон (234–149 до н.э.) и Ксенофонт (431–355 до н.э.). Катон был первым, кто разработал классификацию почвенной способности для определенных культур.У Катона также есть кое-что, что рекомендует использовать бобовые культуры, севооборот и обработку почвы для повышения содержания азота в почве. С другой стороны, Ян Ван Хельмот (1577-1644) провел различные эксперименты, которые оживили интерес к эдафологии. Несмотря на то, что тесты были частично правильными, дело все равно было возобновлено.

Области изучения в эдафологии и педологии

Физическая эдафология в основном связана с осушением и орошением сельскохозяйственных культур.Почвообработка является частью эдафологии, которая включает в себя изучение способов предотвращения деградации и эрозии почвы на пахотных землях. Исследование состоит в поиске путей обеспечения устойчивости почвенных ресурсов, таких как использование покровных культур и почвенных кондиционеров.

Педология, с другой стороны, фокусируется на педосфере, среде, с которой педолог взаимодействует, в окружающей среде. Педосфера смотрит не только на производство сельскохозяйственных культур, но и на другие области, такие как восстановление водно-болотных угодий, очистка сточных вод и управление питательными веществами в окружающей среде.Педология оценивает другие факторы, такие как кислотные дожди и глобальное потепление

Эдафология фокусируется на формировании почвы, которая является выветрившимся слоем из земной коры. Изучение эдафологии фокусируется на таких процессах, как химическое и физическое выветривание, разложение материалов и текстура почвы.Структура почвы и состав воды в почве — две другие ветви, которые подпадают под эдафологию.

Педология, с другой стороны, фокусируется в основном на окружающей среде, в которой находится почва. Эта среда, педосфера, влечет за собой взаимодействие почвы и климата. Педосфера также смотрит на зависимость профиля почвы от характерных слоев. Пять основных внешних понятий в почвоведении о почвенных структурах — это время, организмы, климат, исходный материал и рельеф.Педологи в настоящее время перенесли большую часть своей энергии на процессы педогенеза. Процессы педогенеза — это то, как происходит функционирование и эволюция почвы. Устойчивое использование почвы в основном понимается, когда есть обширные знания истории почвы, которые позволили бы создать баланс с окружающей средой.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *