Что такое менталитет и ментальность: Менталитет и ментальность — отличия, виды менталитета

Что такое менталитет? Особенности русского менталитета и его формирование

Менталитет и ментальность: определения

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей и ценностных ориентиров, которые присущи той или иной общественной или этнической (национальной) группе. В словаре Ожегова менталитет трактуется как мировосприятие, умонастроение.

Менталитет предполагает наличие установок сознания, которые включают представления человека о себе самом, своем месте в природе и обществе, понимание окружающего мира. При этом все они не подвергаются логическому осмыслению. Природа менталитета в большей степени связана с подсознанием, определяющим поведение человека.

Сам термин изначально существовал в исторической науке, но сейчас он чаще используется в психологии и социологии.

Менталитет — это часть индивидуальной психики человека, которая формируется в процессе его приобщения к культуре. То есть люди усваивают менталитет своего народа еще в детском возрасте, когда овладевают национальным языком, слушают сказки и колыбельные, адаптируются к бытовым условиям жизни.

Поэтому менталитет можно определить как стереотипы и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие социально-культурной общности или сословию.

«Менталитет» следует отличать от «ментальности», которая представляет собой совокупность осознанных и неосознанных психологических установок действовать, мыслить и воспринимать мир. Культуролог Андрей Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов».

Формирование менталитета

Обычно выделяют четыре фактора, которые влияют на само возникновение менталитета:

  • природно-географические причины

  • социально-исторические аспекты

  • вероисповедание

  • образование

Особое мировоззрение нации формируется на протяжении всей ее истории. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности.

Что касается формирования определенного типа менталитета у конкретной личности, принято обозначать такие факторы:

  • индивидуальная эволюция

  • мировоззрение родителей

  • биологические причины

  • влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей

  • социальные учреждения

  • литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства

  • СМИ

  • политика государства

Национальный менталитет

Окончательно и вопрос о соотношении менталитета и национального характера до сих пор не решен. Истори Леонид Милов фактически отождествлял поведенческие стереотипы и менталитет, ментальность и национальный характер.

Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов основные общечеловеческие ценности в культуре разных народов приобретают разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, языке, придавая ей национальное своеобразие.

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

  • принятия православного христианства от Византии

  • татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

  • расположение России между цивилизациями Запада и Востока — это стало глубинной основой ее двойственности

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» –

лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

Татьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954

Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских — важнейшее значение в ней имеет компонент страдания. Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века.

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «…соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на

борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Менталитет других национальностей

Американцы

Среди особенностей американского менталитета обычно выделяют их особенность ведения беседы: идеальный разговор для американца — это обмен мыслями, а не монолог. Они ценят в собеседнике искренность, заинтересованность в теме и умение просто и ясно излагать свои мысли и эмоции.

Американскому менталитету свойственно стремление к личному успеху, который является результатом целенаправленных усилий человека. Уверенность в необходимости действовать основана на идее, что человек должен рассчитывать только на себя.

Еще одна нацио­нальная особенность — готовность действовать. Когда перед американцем появляются различные трудности, он старается безотлагательно предпринять усилия для их разрешения. Зачастую это наносит ущерб анализу самой проблемы, потому что, в отличие от решительности, созерцательность не свойственна американскому менталитету.

Говоря об американцах, чаще всего вспоминают об их стремлении к победе. Американская журналистка Стефани Фол пи­сала об этом: «Победа — основа американской психологии… Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, ор­ганизовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обскакать всех остальных».

Кроме того, американской культуре, как и европейской, свойственно линейное восприятие времени: американцы больше сконцентрированы на будущем, а не на прошлом. Один из представителей американского романтизма писатель Герман Мелвилл отмечал, что «прошлое мертво, и ему не суждено вос­креснуть; но будущее наделено такой жизнью, что оно живо для нас далее в его предвкушении».

Испанцы

Иностранцы в первую очередь отмечают, что испанцы превыше всего ценят собственное удовольствие, поэтому для них любое действие, которое не приносит радости, становится почти бессмысленным. Свою энергию и силы они предпочитают тратить на отдых и веселье, а на работе они, наоборот, никто никуда не торопятся. К тому же в испанской культуре есть такое явление как сиеста — послеобеденный двухчасовой перерыв на сон. Для испанцев этот закон незыблемый.

Определяющей чертой испанского менталитета называют особенность ставить свои интересы выше других. Вместе с тем среди испанцев редко встречается зависть, а люди не склонны к рефлексии и «самокопанию».

Немцы

Немецкому менталитету свойственно четкое разграничение частного и общественного. Немцы ощущают себя в первую очередь индивидуумами и только после этого — членами какой-либо группы.

Им также свойственно стремление все упорядочить. Поэтому не вызывают сомнений такие черты немецкого менталитета, как дисциплинированность и работоспособность.

К тому же немецкой нации свойственна законопослушность. Философ Иммануил Кант в числе прочих достоинств его народа отмечал способность легче других подчиняться правительству, под властью которого он живет. По его словам, немец не размышляет над уже установленным порядком и не пытается придумать новый.

Немцы легко переселяются, им не свойственна страстная привязанность к родине. В то же время за пределами страны они объединяются в группы, которые отличаются чистоплотностью и бережливостью.

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ) | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи

МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ)

(от лат. mens, mentis – ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) – совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно.

Социальный психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, «самопонимание групп» (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного.

Социальный историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи.

Социолингвист считает ментальностью семантическую матрицу, предопределяющую смысловые реакции культурных субъектов. С точки зрения лингвистики, в изучении ментальностей важно подчеркивать роль языка, моделирующую сознание.

Общей характерной чертой ментальностей – в отличие от доктрин и идеологических конструкций, представляющих собой законченные и продуманные системы, – является их открытость, незавершенность, континуальность, диффузная природа, «разлитость» в культуре и обыденном сознании. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки каждого из людей, сколько внеличную сторону общественного сознания. Субъектом ментальностей является не индивид, а социум. Они проявляются в словесном языке (вербальной культуре общества) и языке жестов, в поведении, обычаях, традициях и верованиях.

Понятие ментального позволяет соединить аналитическое мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. Ментальное связывает многочисленные оппозиции – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Особенно продуктивно понятие ментальностей используется для анализа архаических структур и давно ушедшего времени с характерными для него формами мифологического мировосприятия.

В современном гуманитарном знании понятие ментальностей приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей.

Большинство представителей отечественной гуманитарной науки склонны употреблять дефиниции «ментальностей» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось. Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие. С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые из ученых, не склонных ставить знак равенства между понятиями «ментальностей» и «менталитета», считают, что последний имеет более общее, в известном смысле – общечеловеческое значение («менталитет средневековья»), а термин «ментальности» соотносим с понятиями «мышление» или «чувство» (напр., французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н.Пушкарев). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М.Громыко).

История появления термина.

Термин «ментальности» использовался еще в XIX в. американским философом и поэтом Р.Эмерсоном (1803–1882), пытавшимся связать воедино метафизические и психологические проблемы общественных настроений. Понятие «коллективных ментальностей» использовалось также французским политиком и историком А. де Токвилем, автором книги Демократия в Америке (1835), стремившемся отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий, распространенных в описываемом им американском обществе.

В научный оборот термин «ментальности» был введен французским этнологом и социо-антропологом Л.Леви-Брюлем (1857–1939), изучавшим дологическое мышление и «коллективные представления» (или «ментальности») так наз. «примитивных народов». Характерной чертой ментальностей Л.Леви-Брюль считал необъяснимость с помощью обычной логики и здравого смысла, «мистичность» (подчеркиваемую также «отцом социологии» Э.Дюркгеймом), сопричастность всех ко всеобщим верованиям или заблуждениям (т. наз. «закон сопричастия», loi de participation). Он первым подчеркнул сложность попыток постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из современных понятий.

Философское понимание понятия «ментельностей» связывают с именем немецкого мыслителя-неокантианца Э.Кассирера (1874–1945). Он вкладывал в понятие «менталитета» примерно то же содержание, что и Л.Леви-Брюль, подчеркивая, что виды менталитетов можно систематизировать по способам восприятия окружающего мира, в особенности, как он полагал, природы.

Психоаналитическая и социопсихологическая исследовательская традиция, в рамках которой родилась психоистория, склонна была представлять ментальности аналогом и синонимом «социального характера». Социолог-неофрейдист Э.Фромм (1900–1980) в работе Бегство от свободы (1941) употреблял понятие «социального характера», считая его синонимичным понятию коллективных представлений или ментальностей. Французский психолог Г.Бутуль полагал, что ментальности – как совокупность идей и интеллектуальных установок – находится между человеком и воспринимаемым им миром «как призма» (Ментальности, 1952).

В середине и второй половине 20 в. понятие ментальностей активно использовалось в философских системах феноменологов и структуралистов, введших в языковую норму термин «эпистема» (система познания и умственная картина мира), близкого по содержанию к понятию «ментальностей».

Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры.

Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира (раз и навсегда ушедшего!), сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М.Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически», не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.

Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).

История ментальностей (менталитета)

История ментальностей (менталитета) – область изучения прошлого, неотъемлемая часть «новой социальной истории» как истории социально-культурной. Оформилась в самостоятельное направление в 1960-е вначале в западном, а затем во всем европейском гуманитарном знании в рамках так. наз. «историко-антропологического поворота» – интереса к человеку, его представлениям и образу жизни. Упрочение позиций истории ментальностей именно в десятилетие «ниспровержения основ» и вызревания студенческой революции 1968 (движения «новых левых») связано с попытками переориентировать науки о прошлом с «истории героев» (правителей, мыслителей, пролководцев, дипломатов) на «историю рядовых людей». В центр научных трудов были поставлены воззрения народа, эмоции и мысли обычных, в том числе – «простых людей», анализ движущих механизмов их социального поведения (Э.Леруа Лядюри во Франции, Х.Медик, А.Людтке в Германии).

Вслед за Л.Февром и М.Блоком, их продолжатели, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Анналы», заставили потесниться «историю высказываний» философов и политиков, правителей и военоначальников, выдвинув на первый план «историю потаенных мыслительных структур», присущих всем или большинству членов общества, анализ идей, не контролируемых их носителями и действующих помимо их воли и намерений.

Помимо социальной психологии, сильный импульс рождению истории ментальностей дала структурная антропология, позволившая представить общество как всеобъемлющую систему отношений «от подвала до чердака» (М.Вовель). Увидев в реконструкции «ментального» элемент воссоздания истории в ее целостности, младший современник Л.Февра и М.Блока Ф.Бродель, предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф.Бродель, формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) – значит понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий, от первейших материальных интересов до аналитической работы человеческого ума.

Одновременно с появлением первых исследований по «истории ментальностей» во Франции, в России шло развитие т.наз. «школы семиотики» – науки о знаковых системах или тартусской школы (Ю.М.Лотман, Вяч.Вс.Иванов, Б.А.Успенский, В.Н.Топоров). Выросшая из лингвистики и начавшая экспансию в иные гуманитарные науки, в том числе и истории, эта школа позволила сформироваться новым подходам к исследованию прошлого, всех сфер человеческой деятельности, которые последователи этой школы предложили рассматривать как тексты и знаки, подлежащие расшифровке. Еще одно российское направление в исследовании ментальных процессов было намечено вышедшими в то же время (1960-е) работами М.М.Бахтина, показавшего перспективность изучения потаенных пластов общественного сознания, тесно связанных с повседневной жизнью людей (напр., «карнавальной смеховой культуры», характерной для сердневековья) и игнорировавшихся предшествующей наукой.

Идейное объединение Школы семиотики, направления М.М.Бахтина в литературоведении и наработок историков ментальностей (во Франции и, десятилетием позже, в Германии) могли бы стать прорывом в новом понимании исторической реальности. Однако «железный занавес» между СССР и Западом, жесткие идеологические и политические барьеры, отделившие российских гуманитариев от новых тенденций развития мировой науки, помешали объединению и обрекли историков в СССР на отставание, которое они пытаются преодолеть лишь в последнее десятилетие.

Предмет истории

ментальностей – реконструкция способов поведения, выражения и умолчания, которые передают общественное миропонимание и мирочувствование; способы и содержание мышления; представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом в целом. В отличие от истории повседневности, которую интересует, помимо «времени стабильности», еще и «краткое», «нервное» время конкретных событий, а также в отличие от психологии, также сосредотачивающией свое внимание на легко изменчивых состояниях психики, – история ментальностей ставит в центр исследовательского внимания изучение всего постоянного (социально-психологических констант), медленных, подспудных изменений, растянутых во времени очень большой протяженности (la longue durée). Историков ментальностей интересуют в общем спектре социальных времен «времена большой длительности» как консервирующие самое типичное в психологии и поведении, то, что заложено в сознание людей их воспитанием, культурой, языком, религией и делает заметными изменения лишь при рассмотрении больших хронологических отрезков истории.

Круг тем и проблем «историка ментальностей» – это восприятие географической среды, отношения к природе, пространства и времени в самом широком смысле, позволяющее понять восприятие людьми того времени самой истории – ее поступательного развития или ее «круговой» повторяемости, регресса, статики, движения. Он включает также весь спектр проблем, связаных с системой верований, отношениями мира земного и мира потустороннего, восприятием и переживанием смерти, разграничением естественного и сверхествественного, духовного и материального. В некоторых аспектах историки ментальностей близки специалистам по истории повседневности – когда изучают установки людей, касающиеся восприятия труда в доме и вне дома, брака, сексуальной культуры, воспитания детей и отношения к ним, гендерных стереотипов, болезней, уродств, инвалидности, старости, семьи, когда исследуют ориентацию на новое или на традиционное. Через историю ментальностей в «новую социальную историю» вернулось изучение права, которое Ж.Ле Гофф называл «пугалом историка» – но это не традиционное описание норм и предписаний, а реконструкция их восприятия рядовыми людьми в праве писаном и обычном, воссоздание правосознания определенной эпохи. В центре внимания историка ментальностей всегда присутствуют и социально-политические аспекты духовной жизни и коллективных умонастроений людей – их оценка общества и его составляющих, понимание соотношения целого и отдельного, индивидуального и общественного, степени самостоятельности личности в социуме или включенности, зависимости от него, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, власти, господству и подчинению, понимание свободы, воли, доступ к хранению и распространению информации.

Цель

историка повседневности – изучение картины мира людей с точки зрения их собственного восприятия. Однако современному историку приходится использовать для этого сложившийся к настоящему времени понятийный аппарат, теоретические схемы и модели и постоянно сопоставлять различия в содержании устоявшихся и лишь кажущихся неизменными понятий. Постоянное сопоставление «внешней» точки зрения, обусловленной современной системой знаний, – с «внутренней», присущей людям изучаемой эпохи, создает ситуацию нового видения истории, т. наз. «стереоскопического видения» (А.Я.Гуревич). Это позволяет сохранять принцип историзма и избегать переноса в изучаемую эпоху современных представлений.

К источникам, отразившим потаенные мыслительные структуры и комплексы коллективных представлений (неосознанных, неотрефлексированных) – можно отнести «все, созданное человеком и сохранившее в себе духовную сущность своего творца» (П.Динцельбахер). Поэтому практически все виды и типы источников, как письменных, так и фольклорных, этнографических, археологических, нумизматических и т.п. могут быть привлечены к исследованию. Однако большее значение имеют материалы личного происхождения – завещания, дневники, письма, мемуары, автобиографии, художественные произведения, отобразившие миросозерцание своих авторов. Для исследователей ментальностей недавнего прошлого огромное значение имеет «устная история» (оформившаяся в отдельное направление также в 1960-е) – интервью всех видов (нарративных, полуструктурированных, биографических, лейтмотивных, фокусированных и проч.). «Устные истории», собранные историком ментальностей, из обычной в традиционном исследовании коллекции фактов, превращаются в новый вид эмпирического материала, структурированный по темам и хронологии т. наз. «вторичный источник».

Методы изучения

ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.

Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».

Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.

Уровни изучения

ментальностей зависят от постановки исследовательских задач и анализируемого поля взаимодействия социальных объектов. Широко, цивилизационно мыслящие культурологи склонны ставить задачи изучения общего ментального «фона» каждой эпохи (Й.Хейзинга, Ф.Арьес, Ж.Ле Гофф, в России – М.М.Бахтин, А.Я.Гуревич). С другой стороны, последователи Ф.Броделя во Франции и Г.Телленбаха в Германии показали возможности анализа ментальностей и отдельных социальных страт (например, Ж.Дюби, описывавший характерные черты поведения французской элиты, от рыцарей до священников, Э.Леруа Лядюри, сосредоточивший свое внимание на умонастроениях крестьян в деревне XIII в. или Ю.Митке, изучавший менталитет средневековых нищенствующих орденов). Свои подходы и уровни в изучении ментальностей предлагают также современные этнологи и этнопсихологи, реконструирующие историю складывания национальных характеров и национальных культур (Э.Стефаненко). Особое место в изучении истории ментальностей занимают специалисты в области гендерных исследований и близкая к ним феминистская историография, настаивающая на различиях мужского и женского менталитета, мужской и женской системы ценностей, способов восприятия мира, фиксации запечатлевшегося в памяти (О.Хафтон, Э.Г.Дэвис, Т.де Лауретис, Д.Рейли, в России – Н.Л.Пушкарева, С.Г.Айвазова, Е.А.Здравомыслова, А.А.Темкина).

Значение «истории ментальностей» в науке определяется стремлением сломать невидимый барьер, разделяющий социально-экономическую или политическую историю и историю духовной жизни, объединить развивающиеся автономно исторические дисциплины, проникнув в глубины духовной жизни людей прошлого. Возникшая как «испытательный полигон» новых исследовательских практик медиевистов и специалистов по западноевропейской истории раннего Нового времени, история ментальностей быстро нашла себе место и в исследованиях более поздних эпох и способствовала написанию и их истории как наразрывного единства материальной и духовной жизни, общества и культуры. Длительность сохранения интереса к исследовательскому направлению «истории ментальностей» объясняется широкими возможностями научного синтеза, объединения результатов исследовательского анализа и приемов работы разных гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, психологии и этологии, лингвистики, культурологии, семиотики, литературоведения, географии, экологии.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

«Почему менталитет считается псевдонаучным понятием?» – Яндекс.Кью

Слово «менталитет» ввел в оборот антрополог Леви-Брюль в 1910 году, предполагая, что дикари мыслят настолько отлично от европейцев, что их мышление нужно называть особым образом: «Первобытный менталитет». Менталитетов по Леви-Брюлю всего два — «наш» и «первобытный».

Уже через пять лет Эмиль Дюркгейм показывает, что противопоставление это слишком грубое и критикует Леви-Брюля за то, что он представляет мышление как нечто статичное и неизменное.

В 1920-х годах во Франции возникает историческая школа «Анналов», которая вводит термин «менталитет» в научный оборот. Слово то же, но принцип, из которого исходит школа, совершенно иной — человек изменчив. В разное время люди мыслят по-разному. Историки школы «Анналов» стараются обнаружить общие закономерности мышления, но отталкиваются всегда от мышления конкретных людей в конкретных обстоятельствах.

Поэтому, например, Люсьен Февр ставит такие вопросы как «Существовали ли для Франсуа Рабле категории абстрактного и конкретного?», а Карло Гинзбург реконструирует картину мира одного мельника, жившего в XVI столетии.

Историческая наука со времен школы «Анналов» ставит философские вопросы и занимается в том числе и изучением трансформаций мышления.

Под термином «менталитет» или «ментальность» подразумеваются те общие закономерности мышления, которые историку удалось выявить. К «ментальности» в этом смысле претензий ни у кого нет, дело скорее в том, прижился или не прижился термин в конкретной науке. Вне школы «Анналов» он почти не используется.

Что критикует Екатерина Шульман, когда называет менталитет псевдонаучным понятием? Она критикует обыденное представление о менталитете как о неизменном образе мышления, то есть игнорирование методологии школы «Анналов» и возврат к термину Леви-Брюля.

Моя мысль состоит не в том, что все люди одинаковые, хотя у них много общего. Понятие менталитета плохо тем, что он воспринимается как нечто неизменное, данное богом или сформированное предыдущей историей, что нельзя изменить.

Гуманитарные науки прослеживают трансформации, изменения. Когда обыватель говорит «менталитет англичан» и «менталитет русских» — он подразумевает, что изменений нет. Такой «менталитет» — это судьба, поглядите здесь вопросы вроде «можно ли изменить менталитет нации?». Есть «мы», есть «они». Мы всегда мыслим так, они всегда мыслят иначе.

Судьба и противопоставление абстрактных «их» абстрактным «нам» к науке отношения не имеют.

Что такое менталитет и каким он бывает :: SYL.ru

Что такое менталитет

Это столь распространенное нынче слово широко употребляется как в повседневной жизни, так и в СМИ. Что же оно означает и какова история его происхождения? Менталитет — это комплекс культурных, религиозных, психических и эмоциональных особенностей, присущих определенной социальной группе или этносу.

что такое менталитетРеже это слово употребляют для характеристики внутреннего мира конкретного индивида. Первым данный термин ввел в оборот Л. Леви-Брюль, французский этнолог, он охарактеризовал им модели поведения в первобытных обществах (в переводе с латыни mentis – ум, alis – другие). Что такое менталитет в обыденном понимании? Как правило, это определенные стереотипы и шаблоны поведения, характерные для людей, объединенных проживанием в одном культурном пространстве. Менталитет формируется в процессе социализации индивида и является результатом приспособления к нормам и ценностям, господствующим в обществе, и принятия оных. Различие в поведении разных народностей объясняется разными климатическими, историческими, психологическими, религиозными и т.д. факторами.

Менталитет и ментальность — есть ли разница

Некоторые исследователи и публицисты склонны ставить знак «равно» между этими двумя понятиями. И если более-менее понятно, что такое менталитет, то ментальность — настолько абстрактная субстанция, что в русском языке нет конкретных определений для ее категоризации.

менталитет и ментальностьВ большинстве случаев употребление двух этих терминов как синонимов не приведет к искажению смысла. Есть лишь одна ремарка: «ментальность» — понятие более широкое, характеризующее способ мышления как таковой, а «менталитет» — определение более конкретное, общая характеристика специфических качеств и явлений.

Каков он, менталитет россиян

Славяне, как и другие народы, имеют ряд психологических и поведенческих черт, свойственных лишь им. Итак, что такое менталитет русского человека? Перечислим основные черты многогранной и загадочной «русской души», которые иногда иностранцам так тяжело понять:

1. Преобладание коллективного над индивидуальным.Русскому человеку намного легче выговориться, нежели переживать все в себе. Как пример: такие прижившиеся у нас понятия как «коллектив», «общественное мнение», «народное порицание» никогда не пользовались популярностью на Западе.

2. Пренебрежительное отношение к государству и законам.»Жить по правде» — вот девиз русского народа.

менталитет россиян

3. Искренность. Искреннее проявление чувств ценится превыше всего, именно поэтому у русских не принято «искусственно» улыбаться на улицах.

4. Относительная пассивность в общественной и политической жизни. Большинство наших соотечественников не привыкли принимать активного участия в различных мероприятиях и митингах. Намного предпочтительнее коллективно осудить творящуюся несправедливость.

5. Негативизм по отношению к незнакомым людям. Чтобы в этом убедиться, нужно случайно толкнуть незнакомого человека на улице.

6. Богатая внутренняя эмоциональность, где есть место и добродушию, и пониманию, и милосердию.

ПОНЯТИЕ «МЕНТАЛИТЕТ»

ПОНЯТИЕ «МЕНТАЛИТЕТ»

Менталитет (фр. Mentalite) – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет – мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, – интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Менталитет (франц. Mentalite, от позднелат. mentalis – умственный), образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие М. утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского М. – духовность, коллективизм (соборность), широта души. М. культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

С.Б. Переслегин, определяя понятие менталитета, считает, что «менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор целей (стратегических и тактических, жизнесодержащих и жизнеобеспечивающих)».

Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания (включая и бессознательное), как устойчивая система жизненных установок. При этом установка – это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности. В силу того, что менталитет — это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.

Менталитет, с точки зрения философии и культурологи, – феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.

Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир. Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями. Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».

Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет – своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного в природе человека.

При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов – от культурных трафаретов, традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей.

Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) – представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.

Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений. В политологии и социологии получил распространение термин «ментальное пространство», обозначающий сферу деятельности личности, социальной группы в условиях которой находят свое своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям.

Менталитет в политике – совокупность устойчивых, общераспространенных в той или иной группе представлений, выражающих особое видение принадлежащими к ней людьми политической и социальной реальности. Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает характер, образ, способ группового политического мышления, характеризует состояния умонастроений и устойчивых ориентаций соответствующих субъектов политики. В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.

Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.

Срез социальной жизни, связанный с профессией образом и смыслом жизни, дает такие определения группового менталитета, как коллективистский, альтруистический, эгоистический, торгашеский, паразитический, криминальный (воровской), сельский, деревенский, городской, таежный, кочевой, деляческий, питерский и др.

В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.

Ментальность есть способ выражения интеллектуальных способностей как человека, так и социальной системы в целом. История мировых культур образуется в процессе реализации интеллектуальной способности человека и общества создавать необходимые действия и получать желаемые результаты, используя способности коллективного интеллектуального порядка, тем самым образуются социоментальные миры мышления.

Как видим, для характеристики уровня развития способностей и возможностей социальных образований (и человека) к познавательной деятельности, отражения объективной реальности в различных формах, проявляющихся, в конечном счете, в мировоззренческих стандартах, используется понятие «менталитет». Близкое этому понятию, но выражающее процесс формирования менталитета общества, обсуждается в литературе понятие «общественное сознание».

 

Что такое ментальность 🚩 Ментальность это 🚩 Культура и общество 🚩 Другое
Слово «ментальность» произошло от греческого — мышление, ум, рассудительность. Оно обозначает совокупность психологических факторов, видение окружающего мира и людей, которые принадлежат к разным социальным группам.

Ментальность со временем изменяется, но это происходит на протяжении долгого времени. К данному образу мышления можно отнести психологические реакции, которые формировались на протяжении десятилетий. Также ментальностью можно назвать и восприятие окружающего мира. Это зависит от того, с точки зрения кого рассматривать это определение: психолога или социального историка.

Ментальность это такой способ мироощущения, в котором мысль непосредственно не отделена от эмоций (переживания и радости). Тем самым реакция поведения человека на изменение внешнего и внутреннего мира в каждой культурной среде носит свои особенности.

Видов ментальности много. В основном, она зависит от общества, в котором живет человек, от воспитания и других факторов. Как пример можно привести тот факт, что в России дети помогают друг другу списывать на уроках и контрольных, а в Европе и Америке ребята, которые увидели, что их одноклассники списывают, немедленно говорят об этом учителю. Поэтому менталитет даже на детском уровне совершенно отличается у населений разных стран.

Ментальность начинает формироваться при воспитании, когда человек получает первый жизненный опыт. Поэтому люди, приобретшие примеры поведения в разных культурах, могут иметь совершенно противоположный образ мышления. Также под понятием «ментальность» подразумевается не только интеллектуальные и эмоциональные особенности человека, но и его отношение к прошлому и настоящему.

В качестве примера можно привести ряд исследований поведения японцев после второй мировой войны. Отмечалось глобальное противоречие — одновременно им было присуще чувство прекрасного и, в тоже время, была фанатическая преданность властям. Еще один пример, это ментальность шведов. Они очень компетентные люди, во всех смыслах этого слова. Шведы застенчивы, понимают как плюсы, так и минусы своего характера, честные и независимые.

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

Фото: Svetlana Alyuk / Depositphotos

Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.

Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.

2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.

За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!

6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.

Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.

При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.

8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.

12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».

Читайте также: 10 неожиданных вопросов о русских с сайта Quora

Определение ментальности от Merriam-Webster

Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.

мужчин · тал · я · ты | \ men-ˈta-lə-tē \ 2 : способ или способ мышления : взгляд на империалистический менталитет девятнадцатого века — Джон Дэвис

Примеры менталитета в предложении

Большинство подростков не имеют менталитета , чтобы предвидеть последствия такого рискованного поведения.

Последние примеры в Интернете Менталитет «не боритесь с ФРС» — это тот, который поддерживает рынки, даже когда экономика быстро ухудшается.- Энн Срэйдерс, Fortune , «5 теорий о том, почему с марта фондовый рынок вырос на 42% — ранжированные по вероятности» 8 июля 2020 г. Может быть, этот неспешный и понимающий менталитет будет тем, чем руководствуются люди, живущие в настоящее время дома когда, через 20 или 30 лет, их собственные дети делают то же самое. — Джо Пинскер, The Atlantic , «Поколение пандемийского бумеранга», 3 июля 2020 г. Менталитет «все-победитель», который пронизывает многие отрасли, вытесняет из системы все недостатки.- Quartz Staff, Quartz , «Брюс Шнайер говорит, что нам нужно принять неэффективность, чтобы спасти нашу экономику», 30 июня 2020 г. Этот менталитет может лежать где-то между кровавым мыслями и эксцентричностью, но по своей сути является очень британским, упрямо бессловесным индивидуализм. — Джонатан Майерсон, Нью-Йоркский обзор книг , «От Brexit до Covid: очень британский разгром», 4 мая 2020 г. Несмотря на то, что их последствия произошли до Twitter или Facebook, у цыплят есть уникальная точка зрения на рост культуры отмены, когда видные люди подвергаются атакам в сети в менталитете почти мобов .- Washington Post , «С новым названием и альбомом голоса The Chicks снова звучат громко», 10 июля 2020 г. Весь спор об аренде и финансах часто продиктован вашим менталитетом . — Эрик Стаффорд, «Автомобиль и водитель» , «Лизинг или покупка легкового или грузового автомобиля: что лучше для вас?», 5 июля 2020 г. Его время вышло из-под контроля, его колебание было слишком долгим, и спад вредит его менталитету , — Грег Лука, ExpressNews.ru , «Продукт Reagan, Портер Браун, наслаждающийся возможностью с Flying Chanclas de San Antonio», 4 июля 2020 г. Могут ли Лейкерс по-прежнему поддерживать свой менталитет «, следующий за »? — Марк Медина, США СЕГОДНЯ , «Перезагрузка НБА: Лейкерс или Клипперс лучше подготовлены к возобновлению сезона?», 2 июля 2020 года

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных источников новостей в Интернете, чтобы отразить текущее использование слова «менталитет».«Взгляды, выраженные в примерах, не отражают мнение Merriam-Webster или его редакторов. Отправьте нам отзыв.

См. Больше

Первое известное использование менталитета

1691, в значении, определенном в смысле 1

Подробнее о ментальности

Цитировать эту запись

«Менталитет». Merriam-Webster.com Dictionary , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/mentality.Доступ 3 августа 2020 года.

MLA Chicago APA Merriam-Webster

Больше определений для менталитета

мужчин · тал · я · ты | \ men-ˈta-lə-tē \

Дети Определение менталитета

2 : особый способ мышления : мировоззрение мужчины · тал · я · ты | \ men-ˈtal-ət-ē \

Медицинское определение менталитета

2 : способ или способ мышления

Комментарии к менталитет

Что заставило вас искать менталитет ? Пожалуйста, сообщите нам, где вы читали или слышали это (включая цитату, если это возможно).

Как определить, понять и избежать менталитета стада

Стадный менталитет можно найти как в обществе, так и среди животных. Этот эволюционный инструмент помог млекопитающим пережить опасные ситуации, убегая и прячась от одной и той же угрозы, оставаться в социальных сетях и ладить в группах.

Однако это явление не всегда положительное, и, понимая его и зная, как его распознать, вы можете смягчить его последствия.Вы можете не только избегать стадного менталитета, но и нарушать его закономерности среди групп в повседневных ситуациях.

Что такое стадное мышление?

Стадный менталитет — это склонность индивидов внутри группы следовать тому, что думает или делает группа в целом. Он также известен как групповое поведение, групповой разум, групповое мышление, психология толпы и другие подобные термины.

Каждый ребенок знаком с идеей стадного мышления благодаря вековому вопросу их родителей: «Если бы Джонни спрыгнул со скалы, вы бы тоже прыгнули?»

Как правило, ее менталитет относится к эмоциональному уровню влияния, а не к рациональному, который часто приводит к плохим решениям по сравнению с тем, что человек сделал бы без внешнего влияния.

Эта концепция, следовательно, используется для объяснения того, почему группа людей (или фактически животные) обычно ведет себя по-разному по отношению к человеку.

Типичные примеры стадного менталитета

Например, стадный менталитет часто наблюдается на фондовом рынке.

Одной из последних горячих тем на рынке стала бурно развивающаяся индустрия каннабиса, и в конце 2018 года лишь немногие компании увидели такой рост, как американская фармацевтическая группа TILRAY.После открытия в июле 2018 года по 17 долларов за акцию в сентябре акции выросли до 300 долларов за акцию, а затем быстро упали до 150 долларов за акцию в течение нескольких недель.

В таких случаях, как пример TILRAY, группа инвесторов толкает цены вверх, одновременно вскакивая на борт, но эти цены могут так же легко «взорваться» или рухнуть, когда поток начинает меняться среди группы, и каждый снова продает свои инвестиции.

Также легко найти примеры стадного менталитета в школьных группах, учитывая сложные социальные сети, которые существуют в средних и старших школах, и то, как легко на молодых людей часто влияют их сверстники.Взять, к примеру, тренд спиннеров. Простая (и, откровенно говоря, довольно скучная) игрушка, изначально предназначенная для того, чтобы помочь ученикам изо всех сил стараться сосредоточиться, стала общенациональной навязчивой идеей. Это было не потому, что прядильщики были лучшей игрушкой, когда-либо изобретенной, — потому что когда-то у них было несколько детей, все хотели одну.

Вообще говоря, групповые решения, подобные этим, не обладают творческим подходом и точностью, которые в противном случае могли бы быть найдены при принятии решений человеком. Вместо того, чтобы ребенок был креативным и выбирал свою собственную игрушку, или инвестор был точным и исследовал рынок, прежде чем делать инвестиции, люди, скорее всего, просто идут с толпой — даже если это не является объективно лучшим или мудрым решением.

Многие психологи и исследователи проявили интерес к этой теме, что привело к множеству интересных исследований и статей.

В одном из широко упоминаемых исследований профессора Йенса Краузе в Университете Лидса исследователи сказали, чтобы 200 человек висели вокруг зала. Им было сказано не разговаривать друг с другом или даже делать жесты, обеспечивая минимальное общение между людьми. Затем исследователи дали всего 10 человек из группы указаний, куда идти, и обнаружили, что остальные быстро последовали их примеру.В результате в исследовании утверждается, что для воздействия на остальных требуется всего 5 процентов толпы.

Очевидный вопрос: почему люди и животные в основном следуют за толпой, а не идут своим путем?

Почему Пакет Менталитет Происходит?

Чтобы по-настоящему понять стадный менталитет, мы должны вернуться — назад — в историю человечества. Люди развивались миллионы лет, и в течение всего этого времени стадное мышление было в значительной степени силой добра.

Если бы все в овраге начали бегать в одном направлении, возможно, было бы лучше предположить опасность, скрывающуюся на противоположном конце, и присоединение к пакету привело бы к безопасности. Если все избегают употребления определенного растения, то в интересах человека избегать этой конкретной травы и, следовательно, избегать отравления. Если все в группе согласны и ладят друг с другом, они могут быть более склонны доверять друг другу, сотрудничать, учиться друг у друга и делиться ресурсами.

Поэтому некоторые исследования показывают, что люди просто запрограммированы на стадный менталитет. Однако со временем стадный менталитет стал менее необходимым для базового выживания человека. Не считая редких ситуаций в первом мире, людям больше не нужно бежать от опасности или делиться своими знаниями и ресурсами, чтобы обеспечить выживание своих социальных групп.

Тем не менее, инстинкт все еще существует, и у стадного менталитета могут быть свои причины и причины.

  • Люди естественно склонны хотеть чувствовать себя социально включенными и принятыми, и самый простой способ сделать это — следовать вместе с другими.
  • Стать частью пакета может быть более распространенным для тех, у кого слабые или несуществующие дружеские или семейные связи. Без сильных существующих связей индивид может быть еще более склонным к социальному принятию группы и, следовательно, сильнее стремиться к групповому мышлению.
  • Для индивидуума также просто принять участие в качестве автоматического ответа. Вместо того, чтобы тщательно обдумывать решение, они могут выбрать легкий путь и следовать за другими. Обычно это чаще случается, когда человек устал, испытывает стресс или иным образом отвлекается и не хочет тратить дополнительную умственную энергию на решение, которое уже приняли другие.
  • Человек может подвергать сомнению свои собственные мысли и терять доверие к своим инстинктам, когда бесчисленное множество других людей делают обратное.Например, если вы находитесь в автомобильной поездке, и все остальные в автомобиле считают, что правильное направление — это следующий левый поворот, даже если вы считаете, что правильное направление верное, вы можете поставить под сомнение собственное мнение, поскольку все вокруг вас не согласны.
  • Менталитет мобов также может произойти, когда человек не чувствует себя сильным в любом случае. Представьте себе человека, который заинтересован в просмотре фильма и должен выбрать между последним фильмом «Человек-паук» или новым биографическим фильмом «Ракетмен». Если группа, с которой идет человек, заинтересована только в просмотре Человека-паука, это становится легким выбором для человека, поскольку они были бы довольны любым фильмом.

Ли человек

.
определение менталитета с помощью бесплатного словаря

Даже его менталитет был всего лишь жалким издевательством над тем, что было когда-то.

Я не позволю вам убить его », — заключил он, когда его полуразрушенный менталитет заново изобразил удовольствие, которое можно купить в Лондоне, — деньги, которые он не мог надеяться получить без такой неожиданной выгоды, как у обезьяны.

SHEA только что избил меня в шахматах, как обычно, и, также, как обычно, я обнаружил, какое сомнительное удовлетворение я мог бы, подшучивая над ним с указанием на провал менталитета, обращая его внимание в девятый раз к этой теории, предложенной некоторыми ученые, основанные на утверждении, что феноменальные шахматисты всегда принадлежат к числу детей младше двенадцати лет, взрослых старше семидесяти двух лет или умственно отсталых — теория, которая слегка игнорируется в тех редких случаях, когда я выигрываю.Вообще чертой менталитета Сперанского, которая поразила принца Андрея больше всего, была его абсолютная и непоколебимая вера в силу и авторитет разума.

Они говорят, что никто из нас не существует, кроме как в воображении его собратьев, кроме как нематериального, невидимого менталитета.

Я сосредоточил весь свой могучий интеллект на лучниках моего собственного творения — каждый из нас производит и направляет столько лучников, сколько способен его менталитет и воображение.

Здесь они обменялись несколькими словами, и, когда они разговаривали, девушка заметила, что тот, кто их остановил, а также те, кого она видела из его спутников, казались, по возможности, более низким менталитетом, чем ее первоначальные похитители.С помощью силы воли я снова обрел контроль над своим шатким менталитетом, и я был настолько успешен, что в следующий раз, когда пришел свет, я сидел совершенно неподвижно и равнодушно смотрел на свежую и соблазнительную еду почти в пределах моей досягаемости. долгое путешествие, где отдых и тишина могут восстановить его ослабевший менталитет. Приходите, Вирджиния! ФАБИАН DELPH стремится создать тот же «менталитет победителей», в котором он участвовал в «Манчестер Сити» в «Эвертоне». Несмотря на пропасть в качестве между «Эвертоном» и «Мэн Сити», Дельф не видит причин, почему менталитет между двумя клубами не будет точно таким же.«Мы показали, что у нас есть такой менталитет. Конечно, это было плохо после результата Лиги чемпионов. ,

Менталитет прав — Conservapedia

Менталитет прав — это состояние ума, при котором человек приходит к убеждению, что привилегии — это, скорее, права, и их следует ожидать как само собой разумеющееся. Менталитет прав часто характеризуется следующими точками зрения или убеждениями:

  • Отсутствие признательности за жертвы других. Те, у кого правый менталитет, часто критикуют военных, не признавая, что это одни и те же военные, и жертвы бесчисленных военнослужащих, погибших на службе у своей страны, что гарантирует им свободу высказывать такую ​​критику.
  • Отсутствие личной ответственности. Подобно тому, как люди с ментальным правом обычно ожидают, что другие решат свои проблемы, они также отказываются признать, что проблемы созданы самими собой. Таким образом, люди с менталитетом прав часто не могут или не хотят признавать вину или ошибку; это обычно приводит к отрицанию.
  • Высокомерно полагая, что привилегия отражается на достоинствах данного лица. Например, тот, кому посчастливилось родиться чрезвычайно умным, мог бы нагло предположить, что этот интеллект — это достижение с его стороны.
  • Рост зависимости от вмешательства правительства Нэнни и большого правительства, а также ожидание того, что правительство вмешается для решения личных проблем. Например, после потери работы человек с менталитетом прав, скорее всего, обратится к правительству за пособиями по безработице, а не сразу же ищет другую работу.
  • Незнание Билля о правах. Люди с ментальным правом часто представляют себе так называемые «права», которые никоим образом не гарантированы, например, «право на работу» или «право не быть обиженным» или «право на здравоохранение».Более того, они неверно истолковывают Декларацию независимости, подтверждающую их право на преследования счастья как конституционной гарантии счастья.
  • Поддержка оптового расширения социальных программ государства всеобщего благосостояния как панацея от «несправедливости».

Эти либеральные убеждения больше поддерживаются Поколением Чашек, чем более ранним поколением Бэби-бумеров.

См. Также

Список литературы

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *