Что означает ментальный – Ментальность — что это такое, признаки ментального расстройства здоровья

ментальный — Викисловарь

ментальный I

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.мента́льныймента́льноемента́льнаямента́льные
Рд.мента́льногомента́льногомента́льноймента́льных
Дт.мента́льномумента́льномумента́льноймента́льным
Вн.    одуш.мента́льногомента́льноемента́льнуюмента́льных
неод. мента́льный мента́льные
Тв.мента́льныммента́льныммента́льной мента́льноюмента́льными
Пр.мента́льноммента́льноммента́льноймента́льных
Кратк. формамента́ленмента́льномента́льнамента́льны

мен-та́ль-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -менталь-; суффикс: ; окончание: -ый.

Произношение

  • МФА: [mʲɪnˈtalʲnɨɪ̯] 

Семантические свойства

Значение
  1. книжн. связанный с разумом, с умственными способностями, умственной деятельностью ◆ Хотя я не знаю ни одного последовательного и убедительного доказательства в пользу того, что ментальные акты неотрывны от тела, несомненно, что все известные нам ментальные акты действительно присущи существам, имеющим тело, точнее, органическое тело. Хёсле В., «Кризис индивидуальной и коллективной идентичности», 1994 г. // «Вопросы философии»
Синонимы
  1. частичн.: умственный, мыслительный, интеллектуальный, психический
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от поздн. лат. mentalis «умственный, рассудочный», от mēns (gen. mentis) «ум, мышление, рассудок», далее из праиндоевр. *men- «думать»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

ментальный II

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.мента́льныймента́льноемента́льнаямента́льные
Рд.
мента́льногомента́льногомента́льноймента́льных
Дт.мента́льномумента́льномумента́льноймента́льным
Вн.    одуш.мента́льногомента́льноемента́льнуюмента́льных
неод. мента́льный мента́льные
Тв.мента́льныммента́льным
мента́льной мента́льною
мента́льными
Пр.мента́льноммента́льноммента́льноймента́льных
Кратк. формамента́ленмента́льномента́льнамента́льны

мен-та́ль-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -менталь-; суффикс: ; окончание: -ый.

Произношение

  • МФА: [mʲɪnˈtalʲnɨɪ̯] 

Семантические свойства

Значение
  1. анат., мед. связанный с подбородком, относящийся к области подбородка и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. частичн.: подбородочный
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от лат. mentum «подбородок», далее из праиндоевр. *mnto- «рот, челюсть».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

ru.wiktionary.org

МЕНТАЛЬНОСТЬ — это… Что такое МЕНТАЛЬНОСТЬ?

    МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens—ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. “Зазор” между практически независимым от истории “коллективным бессознательным” с его “архетипами” (К. Юнг) и исторически изменчивыми “формами общественного сознания” (марксизм) локализует тот уровень, на котором располагаются структуры ментальности. Гуманитарная наука 20 в. скорректировала идущее от Просвещения и типичное для классического рационализма 19 в. отождествление сознания с знанием и сферой разума, подкрепленное ценностным предпочтением когнитивно-письменной формы культуры перед всеми остальными, выдвинув и развив лишенное однозначности представление о ментальности. Духовная атмосфера, в которой развивались представления о ментальности, характеризуется отказом от европоцентризма и монолинейного прогрессистского видения истории. Фиксируя устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивающую его в социальные группы и исторические общности, ментальность служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании, особенно в той мере, в какой его предмету присуще динамическое историческое измерение. Поэтому представление о ментальности разрабатывалось гл. о. в исторических науках, особенно в исторической антропологии и в “новой исторической науке”, основы которой были заложены в 1930-х гг. французскими учеными, группировавшимися вокруг журнала “Анналы”. Конкретные социолого-исторические исследования были посвящены анализу детской, национальной, тоталитарной, европейской, африканской, бюрократической, средневековой и др. видов ментальности. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальности, осознаваясь и рационализируясь только выборочно, “пятнами”, связывает высокорационализированные формы сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и др.) с миром бессознательных структур, с неосознанными культурными кодами, определяя тем самым образ целостной жизни человека. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, индивидуальное и общественное — все эти оппозиции “перекрываются” на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Термин “ментальность” встречается уже у Р. Эмерсона (1856), однако свое продуктивное и многоплановое развитие понятие ментальности получило гл. о. во франкоязычной гуманитарной науке. М. Пруст, отмечая новизну термина “ментальность”, с симпатией к новшеству вводит его как достойный внимания неологизм в свой словарь, заодно проникая в дотоле неизвестные пространства душевно-духовной жизни человека. В 1922 Л. Леви-Брюль в исследовании “Первобытное мышление” (“La mentalité primitive”) различает два типа ментальности — дологический и логический, подчеркивая несоизмеримость мышления австралийских и африканских племен с характерным для него “законом партиципации” и основанного на логическом законе противоречия и представленного в европейской традиции рационального мышления. Важной вехой в истории концепций ментальности стали работы французского историка Ж. Лефевра, введшего в качестве объяснительного средства представление о “коллективной ментальности”. Исследуя феномен массовой паники, охватившей летом 1789 множество французских деревень и спровоцированной убеждением в грозящей крестьянам опасности со стороны банд разбойников, грабящих и разоряющих все на своем пути, историк пришел к необходимости углубленного подхода к анализу психологии масс, поведение которых, особенно в кризисную эпоху, нельзя объяснить без учета структуры коллективной ментальности. Историк обнаружил, что коллективная эмоция (в данном случае “великий страх”) легко направляется на новый объект, если первоначальный объект страха разоблачается в качестве иллюзорного. Исследуя поведение “революционных толп”, Лефевр показал, что за привычной идеолого-политической “событийной” историей скрывается ее глубинный источник, в котором переплетаются психологические и социальные моменты — подчиненная особым закономерностям динамика коллективной ментальности. Коллективная и индивидуальная ментальность представляют для Лефевра своего рода биологически обусловленные константы. У другого историка, основателя (наряду с ментальностью Блока) школы “Анналов”, Л. Февра понятие ментальности, напротив, лишено биологицистского истолкования. Отталкиваясь от работ А. Баллона и Ш. Блонделя, Февр разрабатывает контуры исторической или социоисторической психологии, развитой впоследствии И. Мейерсоном, 3. Барбу и др. В манифесте школы “Новых Анналов” (1946) Февр подчеркивает, что мыслительные привычки и установки, навыки восприятия и эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания их, хотя он и называет “сознанием” весь этот блок, генерирующий импульсы, формирующие историю и самого человека. Ментальность мыслится Февром не как биологически укорененная константа поведения, а как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, поведение людей, их ценности и “жесты”. В исторических реконструкциях ментальности обнаруживается прежде всего как причина “отставания” или “сопротивления” переменам в социополитической и идеологической сферах (инерционность ментальности). Т. о., ментальные структуры служат одновременно и продуцирующим основанием и препятствием для исторического движения, благодаря чему оно и приобретает свой неповторимый уникальный характер, на воссоздание которого и должна прежде всего ориентироваться история. Образцами раскрытия и воссоздания ментальности различных эпох и социальных слоев служат работы историков нового поколения школы “Анналов” (Ж. Ле Гоффа, Р. Мандру, Ж. Дюби и др.), а также исследования историков культуры, науки, искусства (И. Хейзинга, Ж.-П. Вернан, П. Франкастель, Э. Панофскиидр.). Концепция коллективной ментальности, сложившаяся в истории и социоисторической психологии, имеет свои аналоги в таких конструкциях, как, напр., понятие “социальный характер”, предложенное Э. Фроммом в работе “Бегство от свободы” (1941). Как и в исторических исследованиях коллективной ментальности, в работе Фромма разрабатывается модель взаимодействия социальных, экономических и психологических факторов, предполагающая наличие действующих между ними системы двойственных связей. Согласно такой модели, все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их “резонанса” с социопсихологической аурой, в которой они действуют. Рациональное начало как жизнеспособное образование структурировано на матрице социально значимой эмоциональной структуры, причем их локальное взаимопереплетение может расширяться по своего рода автокаталитическому механизму Создавая такую и подобную ей модели, концепции ментальности способствовали формированию новой методологической атмосферы в гуманитарном знании, противостоя редукционизму в его самых разных вариантах — как со стороны, напр., “экономизма” марксистской окраски, так и со стороны позивитизма, намечая тем самым продуктивные междисциплинарные синтезы психологии, лингвистики, этнологии, исторических дисциплин и других наук о человеке, включая и философию. Структурализм, отвергая концепцию Леви-Брюля “дологической” первобытной ментальности, способствовал дальнейшему развитию и углублению этих концепций и исследований, вводя семиотический подход и распространяя на всю культуру лингвистические модели. Однако в той мере, в какой структурализм переходит в постструктурализм, отношение к понятию ментальности меняется. Это ясно прослеживается, напр., у М. Фуко, выдвинувшего понятие “эпистема”, которое можно истолковать как интеллектуальную проекцию структуры ментальности соответствующей эпохи и ее культуры. Но уже в его “Археологии знания” (1969) еще встречающееся здесь и позитивно употребляемое понятие ментальность сменяется негативным к нему отношением. Высоко ценя Ф. Броделя и школу “Анналов” (эта оценка была взаимной), Фуко, однако, перенес акцент с “психологии” на “дискурс” как практику, истолковав последнюю в предельно десубъективизированной тональности. “Суверенность коллективного сознания”, как объясняющий принцип, содержащийся в некоторых концепциях ментальности, отвергается Фуко на том основании, что он, как считает философ, априорно и догматически унифицирует само по себе дисперсное “поле” истории. Фуко призывает историка вынести за скобки все подобные синтезаторы, такие, как, напр., представления о “влиянии”, “развитии”, “предшественнике” и т. п. представления, вносящие презумцию автономного “антропологического субъекта” и “исторического сознания”, на которые историком послушно нанизываются исторические “факты”. Однако нельзя и преувеличивать подобный разрыв Фуко с традицией “новой истории”, потому что и Февр, и Бродель, призывая к всеобъемлющему синтезу наук о человеке в рамках преображенной истории, развивая глобальный историзм, стремились как раз внести аналитически обнаруживаемое разнообразие и дискретность (столь дорогие Фуко) в тотализирующие и континуализирующие историю концепты “духа”, “индивида”, “сознания” и т. п.

    В. П. Визгин

dic.academic.ru

значение слова и его составные

Тут вы найдете информацию о том, что такое ментальность в широком понимании. Значение слова, различные составные термина и многое другое — в данной статье.

Значение термина

Сейчас мы поговорим про то, что означает термин «ментальный». Значение слова довольно размыто. Это способ восприятия индивидом мира вокруг него. Ментальность – это форма мышления, его образ и воплощение в сформулированную точку зрения, определенный духовный настрой субъекта или группы.

Несмотря на то что это понятие имеет довольно широкое значение, вместе с тем оно является более «туманным», ясным в меньшей степени. Четкой характеристикой является разве что способность человека к действиям умственного типа, соответствующим определенной предрасположенности.

Каким образом науки формулируют такую характеристику человека, как ментальный? Значение слова в фиолосфии можно трактовать как отношение к уму индивида во всех формах функциональных аспектов, это способы восприятия мира, характеристика памяти, востребованные желания, широта воображения, различные чувства и т. д. Но помимо этих аспектов, ментальность затрагивает пункты содержания сознания, интеллекта.

Ментальность затрагивает также множество аспектов жизненных позиций субъекта и может носить различное определение. Ментальный человек — это характеристика индивида, включающая в себя как сознательное, так и бессознательное. Это понятие можно определить как состав ума, интеллекта, а можно определить как набор установок психологического и социального характера, путей анализа и восприятия информации, полученной в процессе размышлений или ощущений.

Анализ понятия «ментальный»

Значение слова в широком смысле нужно воспринимать как комплексное понятие, затрагивающее множество аспектов духовной жизни человека, сам термин носит довольно сложно определяемый характер. Это связано с тем, что термин не только относится к историческим и антропологическим наукам, но и неразрывно связан с философией. Что значит «ментально» — можно разбирать невероятно долго. Зависит многое от того, к каким источникам информации вы обращаетесь, но куда бы вы ни обратились, существуют общие для всех положения, характеризующие данный термин.

Представления о ментальности активно развивались в духовной сфере, и именно по этой причине ее характерной чертой является отказ и уход от централизации исторического развития на европейской культуре в целом. Вместо этого фиксируется внимание на устойчивости внутреннего «я» человека, которое приводит индивида к желанию сплотиться в исторические и социальные общности. Исходя из этого можно иначе толкавать понятие «ментальный». Значение слова теперь можно воспринимать как средство, предназначенное для анализа и толкования знаний гуманитарного характера.

Оппозиции ментальности

Что значит «ментально» с точки зрения различных оппозиционных способов мировосприятия и какими они вообще бывают? Отвечая на этот вопрос, в первую очередь нужно понимать, что способы отстаивания собственных интересов ментального характера, а именно противопоставляющиеся культурный и природный, эмоционально окрашенный и рационализированный, свойственный группе и носящий индивидуальный характер, исчезают, когда речь идет о ментальном. Сама структура этого термина просто растворяет все внутренние и наружные противоречия между данными способами осознания мира в себе. Обсуждая данное понятие, важно знать о том, что в этом случае неважно, через какую из вышеупомянутых оппозиций воспринимаются данные об окружающем мире.

Логическое, дологическое и ментальность коллективного типа

Что означает ментальный логически и дологически? Эти две составные части термина были введены Леви-Брюлем в его работе «Первобытное мышление». Само логическое и дологическое – это виды способов подчеркнуть различие в образах мышления племен Африки и Австралии, базирующиеся на законах партиципационного характера, включающие в себя законы логического противоречия и образа рационального мышления Европы, наряду с ее традициями.

Еще одним составным элементом является понятие коллективной ментальности, введенное Ж. Лефевром. Добавление в значение ментальности данного термина было основано на потребности объяснить действия определенного характера, свойственные целым группам людей. Сформулировано определение было на основе изучения феномена паники в большой массе людей.

Ментальное пространство

Анализируя термин, важно помнить об еще одной его составной – ментальном пространстве. Оно представляет собой ресурс, который гарантирует процесс «очеловечивания» субъекта в процессе самосозидания. Введено это понятие в ментальность было М. Б. Туровским.

Главной причиной появления ментального пространства была возможность создать людскую человечность, исходя из деятельности предметного характера, что формировалась в условиях, ограниченных различными традициями, например марксистской. В ходе становления человека как части истории он создает себя на основе содержания индивидуальности. По Туровскому, ментальное пространство пронизано интегральными директивами надиндивидуального характера, которые диктуют человечеству его отношение ко всему, что окружает субъекта.

fb.ru

ментально — это… Что такое ментально?

  • ментально — нареч. качеств. обстоят. С точки зрения личного мироощущение, мировоззрение и мировосприятия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Ментальный план — (Мир мысли)  в герметизме, теософии и Нью эйдже  универсальная реальность, составленная исключительно из ментальной энергии (ментальной материи), идей и мыслей. В отличие от современных секулярных представлений, в эзотеризме и… …   Википедия

  • Путилова, Лидия Максимовна — (р. 22.03.1940) спец. по теории познания, онтологии и истории филос., филос. антропологии; д р филос. наук, проф. Род. в Г.Балашов (ранее областной, ныне Саратовской обл.). В 1962 окончила Вольское пед. училище. В 1972 окончила филос. ф т ЛГУ. До …   Большая биографическая энциклопедия

  • СОРОКИН —         Питирим Александрович (1889 1968) социолог и культуролог. С детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологод. севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав… …   Энциклопедия культурологии

  • Ангел (Евангелион) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ангел (значения). Основная статья: Евангелион Ангелы (яп. 使徒 сито?, апостол)[1]  существа, периодически появляющиеся в различных сериях аниме и манги Евангелион. Изначально их название должно …   Википедия

  • Основные персонажи Tsukaima — Содержание 1 Шики Тоно 2 Арквейд Брюнстад 3 Тоно Акиха 4 Хисуи …   Википедия

  • Список персонажей Tsukihime — Список персонажей аниме Tsukihime Содержание 1 Шики Тоно 2 Арквейд Брюнстад 3 Тоно Акиха 4 …   Википедия

  • умственно — интеллектуально, ментально Словарь русских синонимов. умственно неизм. • интеллектуально Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • Концепт — – один из наиболее популярных и наименее однозначно дефинируемых терминов совр. лингвистики. Он связан прежде всего с антропоцентрической парадигмой языкознания и когнитивно прагматической методологией и используется наряду с такими ключевыми… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • ЛОВИТЬ СЕБЯ — кто на чём Внезапно замечать в себе (что л.) и сосредоточивать своё внимание (на этом). Подразумевается временное отсутствие контроля со стороны человека за своей деятельностью, автоматизм выполнения каких л. действий. Имеется в виду, что лицо… …   Фразеологический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    МЕНТАЛЬНЫЙ — Большой современный толковый словарь русского языка — Русский язык


    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНТАЛЬНЫЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • МЕНТАЛЬНЫЙ в Толковом словаре психиатрических терминов:
      1. ( лат. mens – ум, разум). Относящийся к психике, интеллекту (например, ментальный возраст). 2. ( лат. mentum – подбородок). …
    • МЕНТАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словарике:
      ая, мед., психол. Относящийся к мышлению, умственным способностям человека. Ментальные возможности ребенка. Ментальные процессы. Ментальность — то же, что менталитет.||Ср. …
    • МЕНТАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
      , -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Относящийся к уму, к умственной деятельности. Ментальные …
    • МЕНТАЛЬНЫЙ в словаре Синонимов русского языка.
    • МЕНТАЛЬНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина:
      мент`альный; кр. ф. -лен, …
    • МЕНТАЛЬНЫЙ в Орфографическом словаре:
      мент`альный; кр. ф. -лен, …
    • МЕНТАЛ (МЕНТАЛЬНЫЙ МИР) в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
      мир высших энергий, мир Идей, Разума, мысли. По мнению эзотериков, контакты сущностей Ментала с людьми — исключительная редкость и происходят …
    • РЕФЛЕКС МЕНТО-МЕНТАЛЬНЫЙ в Медицинских терминах:
      (лат. mentum подбородок) см. Рефлекс подбородочный …
    • МЕНТАЛЬНЫЙ; КР. Ф. -ЛЕН в Полном орфографическом словаре русского языка:
      ментальный; кр. ф. -лен, …
    • САМСКАРА в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
      согласно древнеиндийским представлениям, ментальный отпечаток прошлого, «печать прошлого». …
    • ИНСТИНКТ в Словаре Аналитической психологии:
      (Instinct; Instinkt) — непроизвольное влечение к определенной деятельности; побуждение к фиксированной активности (см. также архетипы).«Когда я говорю об инстинкте (Trieb), …
    • ЖАН БУРИДАН в Новейшем философском словаре:
      (Buridan) (ок. 1300-ок. 1358) — французский философ и логик, представитель номинализма (в варианте терминизма). С 1328 — преподаватель факультета искусств …
    • ТОТАЛЬНОСТЬ И БЕСКОНЕЧНОЕ. ЭССЕ НА ТЕМУ ЭКСТЕРИОРНОСТИ в Словаре постмодернизма:
      («Totalitй et Infini. Essai sur l’Extйrioritй», 1961) — монография докторской диссертации Левинаса, изданная в Гааге. Выход в свет данной книги …
    • ИНТЕЛЛЕКТУАЛ в Словаре постмодернизма:
      (в постмодернизме) — субъект критического дискурса (см. Kritik, Дискурс), интенционального ориентированного на поиск истины, процессуальность которого не результируется в истине …
    • ШИЗОАНАЛИЗ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова.
    • МЕТЦ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
      (Metz) Кристиан (1931-1993) Лидер французской неклассической киноэстетики; киносемиотик, разрабатывающий структурно-психоаналитическую теорию кино. Творчески применяя ряд идей Ж. Лакана к анализу …
    • ЧИТТАКАША в словаре Yoga Vedanta Dictionary:
      ментальный эфир; ум, задуманный как эфир …
    • МАНАСИКА в словаре Yoga Vedanta Dictionary:
      ментальный; относящийся к …
    • ВРИТТИ в словаре Yoga Vedanta Dictionary:
      мысле-волна; умственная модификация; ментальный …
    • ОМ в Словаре йоги:
      ( Om ) Величайшая мантра (см.), или слово власти. Верно произносенное достаточно развитым человеком, это слово, являющееся выражением божественной силы, …
    • МАЙЯ в Словаре йоги:
      ( Maya ) Часто переводится как «Иллюзия». Это подразумевает доктрину о том, что все, что ощущается в проявленном мире, иллюзорно. …
    • ДВЕ ФОРМЫ САМАДХИ в Словаре йоги:
      ( The Two Samadhis ) Они называются сампраджнята и асампраджнята. Первая предполагает познание в смысле присутствия объекта, или предмета умственного …
    • ЧИТТАКАША в Словаре терминов Йоги и веданты:
      — ментальный эфир; ум, задуманный как эфир …
    • МАНАСИКА в Словаре терминов Йоги и веданты:
      — ментальный; относящийся к …
    • ВРИТТИ в Словаре терминов Йоги и веданты:
      — мысле-волна; умственная модификация; ментальный …
    • HOPS — ХМЕЛЬ в Энциклопедии психоактивных средств, не запрещённых законом:
      Humulus lupulus. Семейство Cannabinaceae. Пряно-горьковатые хлопьеобразные плодовые части многолетней лозы, используемые в пивоварении в качестве ароматизатора. Применение: Хмель курят как …
    • РЕФЛЕКС ПОДБОРОДОЧНЫЙ в Медицинских терминах:
      (r. mentalis; син.; де кастро рефлекс, р. менто-ментальный) Р. орального автоматизма; сокращение подбородочных мышц при ударе молоточком по …
    • КОГНИТИВНЫЙ в Энциклопедическом словарике:
      ая, ое, психол. Связанный с сознанием, с мышлением. Когнитивные процессы. Когнитивная психология (направле-ние в психологии, исходящее из признания первичности умственной …
    • ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ в Словаре Кольера:
      область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда …
    • АЛЕКСАНДЕР, СЭМЮЭЛ в Словаре Кольера:
      (Alexander, Samuel) (1859-1938), британский философ, родился в Сиднее (Австралия) 6 января 1859. Получил образование в Уэсли-колледже в Мельбурне, а затем …
    • УМСТВЕННЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
      башковитый, головастый, духовный, интеллектуальный, ментальный, мозговитый, мудрый, мысленный, неглупый, разумный, толковый, …

    slovar.cc

    Ментальность — это… Что такое Ментальность?

    Мента́льность (от лат. mens, mentis, «разум, ум, интеллект») — обозначение понятия (напр. англ. mind), не имеющего точного аналога в русском языке. Ментальность противопоставляется «материи» или, в более современных контекстах, «мозгу», при этом отношение между «мозгом» и «ментальностью» образно сравнивается с отношением между аппаратным и программным обеспечением, то есть мозг понимается как нейрофизиологический (материальный) субстрат «ментальности», тогда как «ментальность» — в качестве присущей этому субстрату функциональности.

    Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом ментальность — это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах.

    В русском словоупотреблении «материи» противополагается (в историко-философских контекстах) «дух», тогда как «мозгу» (в актуальных психологических контекстах) — «сознание». Это, однако, приводит к конфликту значений, поскольку сознание — только часть ментальности, наряду с бессознательным. Таким образом, «сознание» может подразумевать как собственно «осознание», так и (в расширенном смысле) «ментальность», при этом во втором случае возникает нелепое понятие «бессознательного сознания». Вместе с тем, употребление слова «дух» в значении «ментальность» еще менее приемлемо. С точки зрения русскоговорящего, «дух» подразумевает наиболее «возвышенную» часть ментальности, понимаемую, к тому же, в русле мистико-метафизических (или, по меньшей мере, поэтических) коннотаций, несовместимых с научным дискурсом.

    В традиционном значении «ментальность» синонимична «менталитету» (нем. Mentalität) и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).

    Ментальность — способ видения мира, в котором мысль не отделена от эмоций.

    Литература

    См. также

    dic.academic.ru

    ментально — это… Что такое ментально?

  • ментально — умственно Словарь русских синонимов. ментально нареч, кол во синонимов: 1 • умственно (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Ментальный план — (Мир мысли)  в герметизме, теософии и Нью эйдже  универсальная реальность, составленная исключительно из ментальной энергии (ментальной материи), идей и мыслей. В отличие от современных секулярных представлений, в эзотеризме и… …   Википедия

  • Путилова, Лидия Максимовна — (р. 22.03.1940) спец. по теории познания, онтологии и истории филос., филос. антропологии; д р филос. наук, проф. Род. в Г.Балашов (ранее областной, ныне Саратовской обл.). В 1962 окончила Вольское пед. училище. В 1972 окончила филос. ф т ЛГУ. До …   Большая биографическая энциклопедия

  • СОРОКИН —         Питирим Александрович (1889 1968) социолог и культуролог. С детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологод. севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав… …   Энциклопедия культурологии

  • Ангел (Евангелион) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ангел (значения). Основная статья: Евангелион Ангелы (яп. 使徒 сито?, апостол)[1]  существа, периодически появляющиеся в различных сериях аниме и манги Евангелион. Изначально их название должно …   Википедия

  • Основные персонажи Tsukaima — Содержание 1 Шики Тоно 2 Арквейд Брюнстад 3 Тоно Акиха 4 Хисуи …   Википедия

  • Список персонажей Tsukihime — Список персонажей аниме Tsukihime Содержание 1 Шики Тоно 2 Арквейд Брюнстад 3 Тоно Акиха 4 …   Википедия

  • умственно — интеллектуально, ментально Словарь русских синонимов. умственно неизм. • интеллектуально Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • Концепт — – один из наиболее популярных и наименее однозначно дефинируемых терминов совр. лингвистики. Он связан прежде всего с антропоцентрической парадигмой языкознания и когнитивно прагматической методологией и используется наряду с такими ключевыми… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • ЛОВИТЬ СЕБЯ — кто на чём Внезапно замечать в себе (что л.) и сосредоточивать своё внимание (на этом). Подразумевается временное отсутствие контроля со стороны человека за своей деятельностью, автоматизм выполнения каких л. действий. Имеется в виду, что лицо… …   Фразеологический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *