Что главное в патриотизме: В чем должен проявляться патриотизм?

В чем должен проявляться патриотизм?

На встрече с активом Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса президент Владимир Путин заявил, что объединяющей идеей страны является патриотизм. И реализацией этой национальной идеи каждый должен заниматься на своем месте. «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии или стратой в обществе. Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной. Так что и госаппарата, и бизнеса это тоже касается. Страна – это люди, другой идеи не придумали и придумывать не надо. Но для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент об этом один раз объявил. Об этом нужно говорить на всех уровнях, постоянно», – отметил глава государства. На ваш взгляд, в чем должен проявляться патриотизм?

Дмитрий Федин, военный комиссар Республики Коми:

– На мой взгляд как человека, который посвятил большую часть своей жизни службе в армии, патриотизм – это прежде всего любовь к своей Родине и готовность в любой момент встать на ее защиту. Для меня патриотизм – это любовь и уважение к людям, соблюдение норм и правил жизни, готовность подать руку помощи. Одним словом, это хорошие дела на благо страны и людей.

Андрей Пятков, председатель Коми регионального отделения партии «Патриоты России»:

– Наш президент абсолютно прав. Патриотизм – это любовь к Родине, и если она есть, то к этому все приложится: и достаток, и экономический эффект, все, чего мы хотим достичь.

Главное – любить свою Родину такой, какая она есть, и делать ее лучше. А в чем это может проявляться, можно посмотреть на примере нашей партии. Мы, считаем, что нужно ценить мнение наших граждан, работаем в плане патриотического воспитания подрастающего поколения, устраиваем для ребят представления интерактивного театра, проводим в школах и детских садах уроки мужества, обучаем, как себя вести на дорогах, правилам пожарной безопасности, основам безопасности жизни и так далее. Наш опыт высоко оценили в центральном комитете партии «Патриоты России» и предложили распространить его в других регионах страны. Кроме того, мы занимаемся меценатством – недавно отправляли двух школьниц на конкурс молодых ученых. Их работа по выращиванию георгинов заняла третье место по России.

Владимир Пыстин, председатель сыктывкарского совета ветеранов:

– Патриотизм – это не лозунги и не марширование с флагом, а добросовестное отношение к своему делу на каждом этапе жизни. В нашей стране за тысячелетие накопились богатые традиции патриотизма. Легких времен никогда не было, и каждый раз народ сплачивался, чтобы отстоять свою независимость, дать отпор врагу, решить проблемы. Наши предки сделали многое, чтобы мы могли гордиться великой Россией. И сейчас самое важное – сохранить эту память. Особенно нынешнее старшее поколение переживает по поводу ревизии итогов Второй мировой войны. Сейчас пытаются опровергнуть вклад советского народа в победу над фашизмом. Американцы заявляют, что 60 процентов в разгром фашизма – вклад США, 15 процентов – Англии и Франции и 12 процентов – России. И молодежь, не интересующаяся историей, этому верит. Даже японцы, чьи родные и близкие заживо сгорели во время атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, поддерживают подобные заявления. И объясняют следующим образом: если бы американцы не сбросили эти бомбы, то Советский Союз захватил бы Японию. Или запущенная в прошлом году кампания против георгиевской ленточки. Сегодня есть интернет, и на каждый вопрос можно найти ответ, посмотреть и проанализировать.

Орден святого Георгия утвердила Екатерина Вторая, и георгиевская ленточка – атрибут воинской славы. В самом величавом – Большом Георгиевском зале в Кремлевском дворце занесено 10 тысяч имен генералов и офицеров, удостоенных этого ордена. В их числе Суворов, Кутузов.

Поэтому патриотизм невозможен без памяти. Наша сегодняшняя задача – социально защитить ветеранов и воспитывать молодежь. Есть такая формула: руководитель, который думает о будущем своего предприятия, заботится о своих ветеранах. Ведь молодежь, которая здесь трудится, проявляя заботу о ветеранах, понимает, что завтра также будут заботиться и о них.

Сергей Таскаев, командир поискового отряда «Наследие» имени Николая Лошакова:

– Патриотизм – личное дело каждого человека, и каждый его понимает по-своему – через свое воспитание, через профессию, свою семью и так далее. Для меня патриотизм – это служение Отечеству. Каждый врач, учитель, бизнесмен, государственный деятель должен прежде всего служить Оте-честву. И если гражданин настроен служить Отечеству, все остальное прикладывается. Как раньше говорили: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Это такая традиционная формула, и лично я ее придерживаюсь.

Андрей Кичигин, член Общественной палаты Коми, председатель правления центра оборонно-спортивной подготовки и патриотического воспитания «Звезда» села Визинга:

– Воспитание патриотизма – процесс долгий и сложный, тут всем работы хватит. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Начинается воспитание патриотизма в семье – с родителей, с бабушек и дедушек. Ребенок должен знать историю своего рода, гордиться своими предками, которые защищали Родину на фронте, работали в тылу, превозмогая неимоверные трудности, выпавшие на их долю. Патриотизм нужно воспитывать в школе, в первую очередь на уроках истории. И тут, конечно, много вопросов вызывает работа министерства образования.

Вы посмотрите, что сейчас происходит. Молодые люди не знают о Великой Отечественной войне или повторяют какие-то мифы, очерняющие историю страны. Не надо переписывать нашу историю, не надо судить те времена, в которые вы не жили. Сами живите и работайте так, чтобы вас не осуждали люди, а потомки могли гордиться – это и есть патриотизм.

Затрону щекотливую проблему – финансирование. Конечно, есть люди, которые «тянут» патриотическое воспитание молодежи на голом энтузиазме, а то и свои деньги в работу вкладывают. Но таких энтузиастов, к сожалению, не очень много. На продвижение любого товара, любой идеи нужны деньги. Вот надо, например, «раскрутить» какую-нибудь шоколадку, так производитель на рекламу огромные деньги тратит. Сами знаете, патриотизм в России очень долго был непопулярен. Сейчас ему нужна, условно говоря, реклама, и в это тоже надо вкладывать деньги.

Дмитрий Жидков, начальник отдела молодежной политики администрации Воркуты:

– На мой взгляд, о патриотизме не нужно громко кричать. Он должен проявляться в неравнодушии к тому, что происходит в твоей семье, городе, в стране. Можно считать человека патриотом, если он думает не только о себе, но и о других, не может пройти мимо людей, нуждающихся в помощи, не просто заявляет, как сильно он любит свою Родину, а регулярно доказывает это поступками. Неравнодушие – это основа, на которой строится патриотизм.

Николай Лудников, главный редактор газеты «Колокол Севера»:

– К сожалению, сейчас само слово «патриотизм» теряет свое первоначальное значение. Его часто употребляют политики, общественные деятели, но все ли они действительно любят свое Отчество – это большой вопрос. Патриот – это гражданин в самом высоком понимании этого слова, готовый отдать жизнь свою за Родину. И это не фанатик, слепо идущий за очередным политическим лидером, а человек, который своими реальными делами помогает своей стране – работает на совесть, заботится о ближних, воспитывает детей в традициях и культуре своего народа. В настоящее время, когда идет массированная идеологическая атака на историю и традиции русского народа, особенно важно противостоять этим нападкам.

Ярким примером истинного патриота для меня является наш земляк Сергей Сотников из Ижмы, который сохранил взлетно-посадочную полосу заброшенного аэропорта и тем спас от гибели десятки своих соотечественников. Вот такие незаметные труженики на самом деле любят Родину, а не просто говорят об этом.

Любовь Ануфриева, поэт:

– Без национальной идеи, без смысла, к чему мы идем, невозможно существование государства. Владимир Путин это прекрасно понимает, он сознательно это говорит. Изначально была же идея, что мы убиваем коммунизм, принимаем капитализм, потом входим в Европу, принимая ее ценности, становимся во главе Европы. Но случилось следующее: нас не приняли и не принимают, точнее, предложили распасться на части и только по частям прийти в Европу, а там уже, может, и соберемся. До сих пор наша элита в это верит и строит свою жизнь. А те, кто понял, что этого не будет, уже смирился с этим, и России для него нет, нет этого народа. Патриотизм заключается в любви к Родине, готовности умереть за нее без чувства стыда. Но некоторые либералы утверждают, что им стыдно жить в этой стране. Они ее не ассоциируют со своей. И нам пытаются навязать этот стыд. Стыд за свое прошлое. Это неправильно. Наше прошлое – наша сила.

Эдуард Пименов, главный редактор корткеросской газеты  «Звезда»:

– Патриотизм прежде всего – это любовь к Родине, к малой родине, к культуре народа, к истории России. Но патриотизм должен проявляться в делах, а не только на словах. И сегодня истинными патриотами считаю наших ветеранов, которые на фронтах и в тылу защищали в то время большую многонациональную страну СССР. Для меня, например, дед – Афанасий Алексеевич Нечаев – всегда останется идеалом мужчины и человека. В 17 лет он ушел на фронт и пришел весь раненый, без левой руки. Но не сдался инвалидности. Вырастил двух дочерей, построил дом, помогал детям и внукам, одной рукой клал печи, делал всю сельскую работу. Делай все, что ты можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть. Родина – это мы сами.

Евгений Назимов, председатель местного отделения ДОСААФ России в Воркуте:

– Считаю, что все жители нашей страны должны быть патриотами. Это чувство необходимо воспитывать с детства, и в этом заключается задача взрослого поколения. Мы должны прививать детям любовь, уважение к своему Отечеству, преданность и готовность служить Родине. При этом даже если молодой человек в силу плохого здоровья не идет в армию, то он может проявлять любовь к своей стране просто у себя в городе – помогая престарелым людям, заботясь о ветеранах. Нужно больше показывать и рассказывать о патриотах в средствах массовой информации, чтобы их опыт становился положительным примером для других.

Ирина Михеева, руководитель прилузского отделения Союза женщин Республики Коми:

– Я считаю, что патриотизм – это любовь к своим близким, к сотрудникам на работе, к своим землякам, к своей малой родине, к своей республике и своей стране. Проявляется патриотизм в том, как хорошо ты учишься, честно трудишься, как воспитываешь подрастающее поколение, как относишься к старикам, окружающим тебя людям.

Сергей Ханько, генеральный директор ООО «КомиНефтеСпецСтрой», Усинск:

– Патриотизм – это соблюдение законов страны и уплата положенных налогов в казну, а все остальное пустой разговор.

Юрий Вавилов, председатель интинского общества инвалидов:

– Патриотизм не может быть национальной идеей, по моему мнению. Патриотизм буквально – любовь к Родине. Ни в коем случае не к государству. Государство и его концепции меняются, вместе с ними меняются и национальные идеи. Родина остается. Как бы она ни называлась – СССР, РФ или Россия.

Валентина Ревунец, заместитель директора гимназии искусств при главе Коми:

– Я согласна с идеей патриотизма. Однако он должен быть подкреплен не лозунгами, а делами. Самыми простыми, начиная с неравнодушного отношения ко всему, что происходит рядом с нами. Чтобы каждый добросовестно относился к своим обязанностям и берег то, что есть вокруг нас, – свои подъезды, дворы, не проходил мимо безобразного поведения отдельных несознательных людей, уважал и помогал пожилым и т.д. Когда народ научиться уважать себя, он будет уважать и свою страну. Это и есть патриотизм.

Надежда Шкляева, индивидуальный предприниматель из Корткеросского района:

– Патриотизм – значит быть нужным на земле родной. Свои знания, умения, опыт реализовывать для улучшения жизни других людей, любить свою землю, Родину свою так, как любишь самого дорогого тебе человека – переживаешь за его неудачи, счастлив его успехами; стремиться к цели, думая о благополучии других, о будущем родной земли своей – это и значит быть патриотом.

Антон Громиш, корреспондент интинской газеты «Искра – твоя городская газета»:

– Если отталкиваться от классического определения, что патриотизм – это любовь к Родине, то сначала нужно определиться, что такое Родина. Многие обозначают Родину только как территорию на политической карте мира. Для меня Родина – это абсолютно все, что связано с прошлым и настоящим нашей страны: люди, события, родные просторы, близкие, друзья, улица, по которой ходил в школу, а теперь – на работу. Отношение к этому всему не должно проходить через призму политического строя. И патриотизм заключается в том, чтобы, извлекая уроки истории, вкладывать душу в каждого окружающего тебя человека и в каждый возводимый тобой объект. Патриотизм – это в некоем роде забота о маме, которая подарила тебе жизнь.

Артем Зайнапов, учитель истории сыктывкарской школы №16:

– О наличии у человека патриотизма свидетельствуют прежде всего его поступки. Ничего не стоят громкие слова о любви к Родине, если человек элементарно не умеет заботиться о том месте, где ему выпало жить, если ему безразлично, что находится за порогом его квартиры или дома. Взгляните на наши улицы: страшно смотреть. Если бы каждый хотел создавать красоту и радость вокруг себя, мир стал бы добрее и лучше. Не критиковать свою страну, власть, а начать что-то делать самому, как-то менять жизнь к лучшему – это и есть патриотизм.

Начни с себя, только тогда преобразуется все вокруг тебя.

Сергей Колесов, учащийся воркутинского лицея №1:

– Патриотизм, как и любой род любви, обязывает нести ответственность за предмет своего обожания. Поэтому настоящий патриотизм – это не столько умение радоваться во время общих побед, сколько умение всей душой переносить и разделять моменты поражений. Его сущность заключается в постоянном недовольстве тем, что есть и было, и в надежде на то, что будет в будущем.

Может ли патриотизм объединить россиян?

Проголосуйте на www.respublika11.ru

kremlin.ru

Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу Родину

Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства — и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети — самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» — «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций — «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны — как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».

Греческое начало

«Патриотизм» — слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление — штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, — к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.

что это такое, зачем он нужен? Разница между патриотизмом и национализмом

Патриотизм - почему так важно прививать чувство патриотизма?

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот — личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм — что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.
что такое патриотизм

Национализм и патриотизм — разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный. Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен. В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный. Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный. Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.
кто такой патриот

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм — книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия». Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве». Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир». Важные исторические эпизоды 19 века — Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

 

Зачем в России патриотизм и каким он должен быть на самом деле&nbsp

Поправки в закон «Об образовании», внесенные на днях в Госдуму президентом Владимиром Путиным, находятся сейчас на рассмотрении в профильном комитете. Если их примут, то школы должны будут не только учить детей истории страны, но и прививать им чувство патриотизма.

Ранее президент заявлял о том, что нам нужен патриотизм, но он не должен быть квасным. Тему обсуждают эксперты и читатели «Вечерней Москвы».

Пока есть границы, будет и любовь к Родине

Виталий Третьяков, политолог:

— Патриотизм — есть любовь к Отчизне, Родине, стране. Пока никакого другого более точного определения быть не может. Во всяком случае, до тех пор, пока существуют отдельно взятые страны. Если представить, что основная масса населения не испытывает патриотических чувство к стране, значит, этой страны попросту нет. Коль скоро Россия не исчезла, и даже прирастила свои территории за счет Крыма — и путь расширения, очевидно, еще не завершен, — то патриотизм у нас присутствует. И мощный.

Действительно, сейчас страны живут не так, как в прошлом. Они не так изолированы друг от друга, границы открыты для людей, идей, настроений и информации. Это обостряет желание, свойственное людям вообще, — сравнивать свою жизнь и жизнь других людей. Сравнивая, люди сталкиваются с большим количеством предрассудков, мифологией, неточной информацией, навязанной пропагандой других стран. В принципе, они естественным образом потенциально готовы любить свою страну, но в сравнении своей жизни с аналогичной, как им представляется, жизнью людей в другой стране начинают недолюбливать и критиковать свою. Так убивается естественный патриотизм. Но патриотизм не устарел. Иначе все люди мира жили бы в единой большой стра не. Но что-то держит нас, привязывает к месту, где мы родились, к родной природе, образу и стилю жизни, к недостаткам своей страны, которые являются продолжением наших собственных недостатков. Те, кто отрицает патриотизм, не только считают, что другая страна лучше, они и себя считают лучше остальных.

И отказываться от того, что тебе кажется плохо в других и даже в себе, во-первых, не всегда удается, а во-вторых, не обязательно сделает человека идеальным. На место одних недостатков придут другие.

Есть что-то до сих пор в человеческой натуре, что связывает его как носителя генного и культурного кода с этой природой, землей, березками. И пусть кто-то говорит про квасной патриотизм. Квасной патриот — тоже патриот. Может быть, он глупый человек, слишком много лозунгов выкрикивает, но отказать ему в патриотизме нельзя.

Политики работают с этим естественным для человека качеством, эксплуатируют его и спекулируют на нем: когда стоит цель покорить другую страну, нужно убить чувство естественного патриотизма у ее жителей. Это все политические игры, иногда очень опасные. Но желание уничтожить патриотизм доказывает его существование. Причем фундаментальное. Иначе бы с ним так не боролись.

КОММЕНТАРИИ

Кирилл Сидоров:

— Многие традиционно связывают патриотизм с Великой Отечественной войной. Но патриотизм — это не только война, это и современный взгляд на нашу страну, чего мы добились сейчас, чем мы можем похорошему похвастаться, сказать: мы первые, мы лучшие! Игорь Растяпин Тошно наблюдать, как кое-кто пытается развалить нашу страну.

То не так, се не так. Все смотрят на Запад с благоговением, перенимают чужие привычки и образ жизни, поливая Россию грязью. Недостойно это.

Алексей Кудряшов:

— «Естественный патриотизм» — мне очень нравится это определение. Приятно думать, что каждому из нас присуще чувство любви к Родине на генетическом уровне. Согласен с автором. В естественном патриотизме наша сила. Так и должно быть, чтобы человек рождался с чувством любви к родному дому.

Сегодня на каждом лежит ответственность за страну

Дарья Лучкина, волонтер:

— Почти во всех странах мира сегодня люди испытывают неудобства и нуждаются в помощи, поддержке. Если бы была возможность, я помогла бы им всем. Волонтеры помогают людям, а не всей стране. Значит, я не патриотка? Для каждого «патриотизм» означает что-то свое. Для кого-то он связан со всей Россией, для кого-то с местом, где он родился.

Для меня — с моей семьей, близкими людьми. И с этой точки зрения да, я считаю себя патриотом. Но все же мне ближе идеи космополитизма, ставящие интересы всего человечества выше интересов конкретных стран.

Я слышу, как люди критикуют свою страну. Но в наше время все имеют право на свою точку зрения. Мы можем с ней соглашаться или нет, но каким-либо образом препятствовать ее высказыванию или отрицать не следует. Поэтому критика со стороны того, что происходит в России, — это вполне нормальное явление. Она меня никак не задевает, так как утопии не существует, ошибки совершают все.

Главное — не закрывать глаза на них и стараться исправить все недочеты, если таковые имеются. Разве это значит, что я не люблю свою страну? В сегодняшней непростой ситуации абсолютно на каждом человеке точно лежит ответственность за всю Россию.

И понимать это, по-моему, и значит любить Родину. Остаться дома, надеть маску и перчатки, выходя в магазин, воспользоваться лишний раз антисептиком для рук или соблюсти режим самоизоляции — все это шаги, которые мы можем сделать, чтобы предотвратить чью-то смерть. Безусловно, на волонтерах лежит дополнительная ответственность, так как мы много работаем с пожилыми людьми и нам надо быть особенно осторожными, уверенными, что мы не подвергаем опасности тех, кому хотим помочь.

Я давно интересуюсь и занимаюсь волонтерской деятельностью. Творить добро и помогать людям — это важно. Никто не знает, что нас ждет в будущем.

Однажды нам или нашим близким может понадобиться помощь, и мне бы хотелось, чтобы нашелся человек, так же готовый прийти на выручку. Должен ли он быть патриотом? Скорее просто отзывчивым человеком.

КОММЕНТАРИИ

Ирина Зарядова:

— Не вижу ничего общего между волонтерством и патриотизмом. Волонтер может любить и жалеть людей, но неистово стремиться уехать на запад и видеть в собственной стране одни недостатки.

Петр Шумов:

— Не хочу показаться экстремистом, но свободное выражение мыслей, особенно если они касаются основополагающих вещей, не всегда хорошо. Мало ли кому что в голову взбредет. Так можно и до подрыва авторитета государства договориться. Так что я поостерегся бы принимать на веру все, что говорят «говорилки».

Фундаментальные чувства не меняются

Василий Лановой, актер:

— Вы посмотрите, во что вылилась с годами акция «Бессмертный полк»! Рассуждать о патриотизме, о том, есть он или нет, теоретизировать можно сколько угодно, но одно это отношение к дедам и прадедам, проливавшем на войне кровь, как раз и говорит о самой настоящей любви к родине, о преклонении перед страной, мужеством и героизмом ее граждан. Тут все очень просто, очевидно, и не нужно ничего придумывать.

Более того, я искренне убежден, что современной молодежи настолько же свойственно чувство патриотизма, насколько оно было свойственно молодежи советской эпохи, которая вроде бы была воспитана на иных идеях, фильмах и книгах. Сегодня люди действительно любят свою страну. И пожилые, и молодые. И даже маленькие дети. Во всяком случае, подавляющее большинство наших граждан, я абсолютно уверен, — патриоты.

Я это вижу и чувствую. И вообще считаю особое отношение к родине — самой главной заслугой русского человека.

Ошибаются те, кто считает, что любовь к родине изменилась с годами. Дескать, вот советские люди понастоящему любили свою страну, а нынешние — нет. Это совершенно не так. Фундаментальные чувства не меняются. Просто в советский период людям приходилось сталкиваться с вызовами времени — они ехали на целину, строили железные дороги.

Сейчас такие вызовы не нужны. Любовь к стране просто есть, и все. Хотя сегодняшняя ситуация с эпидемией коронавируса тоже может быть расценена как вызов, требующий поступков. И волонтеров, которые помогают пожилым людям, находящимся в самоизоляции, можно назвать самыми ярыми патриотами.

Я не вижу поводов даже думать о том, что русский патриотизм может вдруг куда-то испариться. Молодежь сегодня понимает, что есть страны, в которых совсем по-другому относятся к ценностям, которые мы пропагандируем, к тому, что мы любим, и может сравнивать. А Россия — это такая могучая ширь, невероятная! Она не может не вызывать любовь.

Мы видим, как сегодня проявляют себя патриоты: в спорте, культуре, в своем бескорыстии. Даже в том, как молодежные поисковые отряды занимаются поисками останков солдат, погибших во время войны.

КОММЕНТАРИИ

Наталья Тоболова:

— Правильно Василий Семенович говорит, хорошая у нас молодежь. Зря зануды тычут, что она плохая, что все бездельники и на запад смотрят. Так говорит тот, кто не знает о современной молодежи ничего.

Илья_85:

— Меня впечатляет военная мощь нашей страны. И это действительно то, чем можно гордиться. Думаю, у советского человека все-таки было больше поводов для любви и уважения к своим соотечественникам и своему государству.

Олег Шергунов:

— К сожалению, механизмы патриотического воспитания СССР в сегодняшней реальности не работают. Многие, даже самые важные события, например присоединение Крыма, раскололи народ. «Бессмертный полк» — это, по-моему, не про любовь к родине, а про гордость за родных.

Где много информации, там много мнений

Филипп Смирнов, историк:

— Любовь к отечественным гробам с годами претерпевает изменения. Патриотизм — это социальное чувство, основу которого составляет любовь к Родине. Из-за размытия понятия «Родина» размывается и патриотизм. Территориальная общность уже давно перестала быть хоть сколько-нибудь значимой. А кроме того, люди стали гораздо более абстрагированными. Где много информации, там много мнений.

Кто-то с тоской вспоминает Советский Союз — общественные стаканы в автоматах с газировкой, гигантские стройки, но это какой-то криво-косой патриотизм к тому, чего больше нет. Гордость достижениями Союза более чем странна в современном мире. Можно восхищаться полетом Гагарина в космос, а можно прислушаться к скептикам, которые скажут: «Ну сидел он в капсуле и ничего не делал, его просто пульнули. Подвиг-то в чем?» И выходит, что множество информационных пластов, рассказывающих о том о сем по-разному, приводит к противодействию, а оно в свою очередь — к той проблеме, которую мы сейчас видим в сфере патриотизма. А проблема в том, что патриотизм превратился в плакат. Плюс к этому в нашем раздерганном обществе все чаще можно наблюдать, как патриотизм переходит в ксенофобию и шовинизм — это его вечные спутники. Ведь когда ты чему-то отдаешь преференцию, то заявляешь о превосходстве. Тому, кто кричит, что у него под окном растет самая березистая береза на всей планете, не важно, что в Канаде она такая же.

Но в то же время я уже очень давно наблюдаю за так называемыми краеведческими настроениями, краеведческим бурлением. В нем есть определенного рода тренд, который касается любви к малой или частной истории. И вот это, на мой взгляд, и есть один из способов выйти из кризиса термина.

Когда человек начинает копаться в истории своих дедов-ветеранов, ищет корни, находит в себе любовь к малой родине. Не к народу, а к личности, не к стране, а к району. И через это малое он постепенно приходит к тому, на чем патриотизм зиждется. Чем дольше маленькие истории будут жить, тем на самом деле дольше будет существовать понятие «патриотизм» в его широком значении.

Увы и ах, в современном мире люди назначают свои собственные определения разного рода понятиям и могут до крови ссориться, что означает «родину любить». Единого знаменателя у патриотизма на данный момент нет, к сожалению. Но через соединение малых историй в большую он может появиться.

КОММЕНТАРИИ

Михаил Дремов:

— Просто нужно менять понятие патриотизма, актуализировать его. Как только это произойдет, станет ясно, в каком направлении двигаться.

Юлия Бигалова:

— Согласна, множество информационных пластов создают кашу в голове и подвергают сомнению абсолютно все.

Саша_Сашенька:

— У всех явлений есть крайности, государство должно направлять.

Молодежь продолжает искать смысл

Ксения Данцигер, психолог:

— Многие говорят, что современное поколение менее патриотично, чем предыдущие. Это действительно так или нам кажется? Думаю, во многом это ощущение связано прежде всего с тем, что «новые люди» в принципе воспринимаются совсем другими.

Не похожими на нас, с другой системой ценностей и взглядами на жизнь. Сейчас не только люди изменились, но и весь мир. Он словно стал меньше: мы имеем возможность больше ездить и оставаться на связи с людьми, находящимися за много километров, поэтому возможности для выбора места жительства и круга общения сейчас совсем другие. Это данность, в которой выросла современная молодежь.

Она не привыкла принимать какие-то идеи на веру, ей необходимо понять суть и разобраться в причинах. Для нынешних молодых людей быть патриотом только из-за того, что они родились в каком-то месте, недостаточно. Им необходимо понимать, почему они должны быть патриотами.

Раньше патриотизм был основан на идеологии. Сейчас ее нет, и некому объяснить, за что и как любить Родину и есть ли в этом смысл. Сегодня людям приходится искать ответы на вопросы самим.

И вот здесь у меня уже вопрос к нашему поколению. Как же получилось, что молодежь не знает определяющих вещей? А мы сами знаем, почему необходимо быть патриотом или не быть им? Патриотизм сам по себе штука совершенно не конкретная. Без понимания, что это такое в совершенно очевидных и объективных вещах, без любимых мест, историй, с ними связанных, близких людей, невозможно и даже немного абсурдно быть патриотом. Все равно что любить дружбу, к примеру. За этим словом для нас скрываются совершенно конкретные люди и целая система отношений с ними. Но саму по себе дружбу любить невозможно.

При этом в своей практике я вижу достаточно много людей, для которых патриотизм — не пустой звук. Это люди с крепкими семейными связями, знанием истории и литературы, с уважением к другим и себе.

Это прозвучит банально, но патриотизм не вырастает сам, как трава. А начинается с нас самих и наших семей. Мне нравятся современные люди, во многом они умнее и интереснее нас. И так должно быть. Просто наше поколение оказалось не в курсе, что патриотизм формируют не государство и идеология, а мы сами. Тогда он как раз не квасной, а самый настоящий.

КОММЕНТАРИИ

Сергей Трегулов:

— Забавная штука, США — страна эмигрантов, то есть людей со всего мира, а патриотизм там расцветает на глазах. Так что дело, видимо, все-таки не в границах.

София Воронина:

— А патриотизм — это и есть дружба, только в более широком понимании, когда ты горд за своих соотечественников и за свою страну.

Читайте также: Московские суворовцы провели последний звонок в онлайн-режиме

Какой патриотизм нам необходим

Какой патриотизм нам необходим
Постоянный обозреватель ресурса nstarikov.ru Евгений Чернышев вновь поднимает важнейшую тему патриотизма.

«Все большее число людей на Руси называет себя патриотами. И это здорово, что идея патриотизма уверенно завоевывает сердца и умы наших соотечественников. Однако мы должны смотреть правде в глаза. Пока этот патриотизм не только стихийный, но и достаточно вольготный. Что я имею в виду, постараюсь изложить ниже.

Русский народ имеет глубокую потребность в величии нашего Отечества, не присущую с такой силой никакому другому народу. Это чувство проявляется в неприятии тех насмешек над нашим величием, которое мы наблюдаем в повседневной жизни. И, наблюдая, закономерно негодуем. Мы хотим возродить наше величие! Вдохновить этой идеей наше общество. На мой взгляд, цель эта, безусловно, благая и правильная. Но как мы это понимаем? Вот тут и начинаются сложности.

Оказывается, что общество для многих из нас не очень-то сильно касается меня лично. Ничего не поделаешь, 20 лет внедрения потребительских установок дают о себе знать. И чтобы это потребительское сознание не укоренилось в нас еще сильнее, мы должны глубоко вдуматься и ответить для себя на один важнейший вопрос.

Вот он: ответственен ли я лично за возрождение Руси и, если да, то какие обязательства на меня это накладывает?

Казалось бы, ответ очевиден. Подавляющее большинство тех, кто считает себя патриотом, ответит утвердительно: да, я несу ответственность за наше возрождение и прикладываю для этого определенные усилия. Однако все не так уж очевидно.

Все зависит от того, как понимать патриотизм. Тут возможны два принципиальных ответа: 1) патриотизм – это действия; 2) патриотизм – это состояние. В первом случае патриотизм означает делать что-то на благо Отечества. Во втором случае патриотизм означает быть кем-то на благо Отечества. Казалось бы, эти ответы сопутствуют друг другу. Но это не всегда так. Наша проблема состоит в том, что мы верим, что достаточно просто вести патриотическую деятельность – и это уже значит быть патриотом. Это глубочайшее заблуждение. Вести какую-либо патриотическую деятельность еще не значит быть патриотом.

Это вовсе не значит, что делать ничего не нужно. Это значит, что делать обязательно нужно, но — будучи патриотом в сердце. Всегда, везде и во всем! Если каждый из нас будет таким, то наша общая деятельность не заставит себя ждать, она естественным образом будет вытекать из нашего патриотического состояния. Мы не сможем не вести ее, как не сможем жить без воздуха. Она будет неизбежным следствием нашего патриотизма. Независимо от того, как ведут себя окружающие нас люди.

Примерно то же самое характерно и для глубоко верующих людей, вера которых так сильна, что они преображают себя и окружающий мир, сами того не замечая. Они не ставят себе эту задачу, поскольку для верующего она является «автоматически» подразумевающейся. Они «всего лишь» глубоко веруют. Но веруют ТАК, что эта вера становится источником духовного преображения. Ведь верующий не является верующим только в храме. Вот и мы должны быть патриотами не только в определенные дни.

Патриот, т.е. тот, кто любит Отечество, — это тот, кто всегда несет Отечество в себе, кто всегда является его образом, кто всегда осознает свою великую миссию возрождения Родины в своем лице. Да, именно в своем лице. Каждый из нас – лицо нашей Родины, уникальное и неповторимое. Когда мы становимся на путь духовного возрождения, в нашем лице на этот же путь становится вся Русь. Не стоит оправдываться, что «от меня одного все равно…». Любящий Отечество сказать так не может. Если ты считаешь, что от тебя ничего не зависит, значит, ты еще не готов взвалить на свои плечи ответственность за судьбу страны. Не в том смысле, что от тебя лично зависит сейчас судьба всей страны, а в том смысле, что я лично, как образ Отечества, не имею права на поблажки самому себе. Если же имею, то какое у меня право требовать иного от Отечества? Это лукавство.

Итак, патриотом нужно быть. Всегда и везде. А для этого нужно своим личным примером утверждать патриотизм. Это тяжело. Но разве есть у нас другой выход? Мы не можем возрождать высокие духовные требования, не предъявляя их к себе. Но, к сожалению, это встречается сплошь и рядом. Примеров – масса.

Многие ругают нынешнее телевидение, как ни в чем не бывало смотря его дома. Обвиняют молодежь в разврате, с удовольствием наблюдая его по телеканалам. Сетуют на засилье иностранщины, покупая сплошь иностранное. Возмущаются незнанием русского языка, слушая англоязычные песни. Или его загрязнением иноземными словечками, спокойно употребляя их в своей речи. Наконец, сокрушаются развращением нравов, отнюдь не брезгуя блудным сожительством (т.н. «гражданский брак») или вовсе случайными связями. Я уж не говорю про взятки, дать которые – все равно, что раз плюнуть, но настойчиво оправдываясь после этого тем, что без них «ничего не решить». А «сидеть» на современной музыке, осуждая «попсу», — разве это не лицемерие? Значит, если я занимаюсь дуракавалянием, слушая непотребство, то это «из прикола», а если то же самое делают другие, то это «тупая попса» и зомбирование. Не поиск ли это соринки в чужом глазу?

Те, кто занимались разработкой математических моделей, знают, что каждая модель пригодна для определенного круга задач. При изменении условий модель должна быть разработана заново – для этих новых условий. Но есть легкий – и обманный! — путь. Если новые условия в чем-то похожи на старые, то мы просто берем старую модель и вносим в нее какие-то поправки под новые условия. Но это совершенно ошибочный путь! Ибо поправки вносятся в старую модель, лишь косметически «причесывая» ее для новых условий.

В случае патриотического вопроса возможна та же ошибка. Я живу так, как мне хочется, не изменяю стиля жизни, считаю возможным для себя многое из того, что считаю неприемлемым для Отечества, — но при этом вношу в старую модель своего поведения поправку – «патриотическую деятельность». То есть веду жизнь по-прежнему, но под обновленным «патриотическим фасадом». Вот тут-то и проявляется недостаточность патриотической деятельности без личного патриотического состояния.

Либо мы любим Отечество, всегда и везде возрождая его в своем лице, либо мы «любим» его на митингах, собраниях, в сети и т.д., — и тогда грош цена такому «патриотизму». Да, мы должны участвовать и в собраниях, и в митингах, и работать в сети. Но все это должно быть лишь следствием нашего патриотического состояния, а не целью. Кто патриот в душе, тот и так будет все делать на благо Отечества. А кто просто «работает патриотом» в определенное время, а в остальное не слишком обременяет себя высокими требованиями, тот принесет мало пользы.

«Любить» Отечество на митингах, не неся личных обязательств всегда, везде и во всем быть его достойным образом, — это все равно что «любить» свою семью, не неся никаких личных обязательств ее духовного роста и материального обеспечения. Или вести распутную жизнь, но по ночам «убеждать» свою жену в любви к ней… А ведь такое частенько случается. И разве такие опасности не подстерегают нас на нашем пути возрождения Отечества?

Подстерегают! И мы должны быть готовы. А это значит, что мы можем быть патриотами нашего Отечества, только стремясь быть его достойным представителем, образом, лицом. Никаких самооправданий, никаких поблажек самому себе! Ведь кто поверит единожды солгавшему? И может ли вдохновить патриотизм без личного примера?

Патриотизм

 

Патриоти́зм — 1) любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению её духовных богатств. Кроме того патриотизм проявляется в умении радоваться отечественным достижениям, в стремлении преодолевать общие беды и трудности; 2) принципиальная политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.

Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.

Есть ли что-нибудь общее между здравым патриотизмом и уранополитизмом?

По большому счёту учение об уранополитезме строится на положении о необходимости предпочтения верующими Небесного Отечества земному.

В наиболее крайних формах уранополитизм сводится к тому, что поскольку христианин стремится в Царство Небесное, постольку не должен и даже не вправе предпочитать прочим народам и государствам свой народ, свою родную страну. При этом, подразумевается, что данное требование носит безусловный характер, покрывает все обстоятельства, распространяется на все времена.

Как умеренный, так и крайне выраженный уранополитизм опирается на слова Иисуса Христа, запрещавшего служить двум Господам (Мф.6:24), и Его же призыв собирать сокровища на небесах (Мф.6:19-21). Кроме сильным доводом в пользу уранополитизма считается предупреждение апостола Иакова, что «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» (Иак.1:8), а также прямое указание апостола Павла о том, что верующие суть странники и пришельцы на земле (Евр.11:13). (см.: Царство Божие (Небесное)).

Что можно на это возразить? Христианин и действительно должен думать о Царствии Божьем, и предпочитать его всем царствам мира сего. Он не должен служить «двум богам» (см.:Идолопоклонство). Однако это не означает, что живя на земле, человек не вправе испытывать особое чувство к своему народу, родному Отечеству. Речь, главным образом, здесь идёт о другом: об опасности и губительности стремления человека к земным благам в ущерб Небесным. Ведь блага мира сего часто служат для человека препятствием на пути восхождения к Богу, носят временный характер, а стремление к Небу есть стремление к вечной жизни в союзе с Богом и Его святыми, к непрестанной радости и блаженству.

Примеры заботы о близких, о родственниках, наконец, о своём народе встречаются в Священном Писании и Предании Церкви неоднократно.

Со времен Ветхого Завета Бог учил представителей израильского народа относиться друг к другу как к братьям. И это было связано не только с тем, что всех их объединяла общая вера. Ведь по закону особые отношения связывали людей даже и внутри каждого из двенадцати колен, хотя все они были призваны исповедовать одну и ту же веру.

Господь Иисус Христос показал в притче о блудном сыне, насколько трудно жить человеку, оторванному от корней, от родного дома. Здравый патриотизм как раз и подразумевает любовь к Родине как к своему дому, разве что понимаемому шире.

Любовь к своему народу, конечно же, не должна трактоваться как нелюбовь или, что хуже, ненависть к другим нациям. Кроме того патриотизм не должен сопровождаться горделивым превозношением какой-либо нации над другой. Такое превозношение способно привести к национализму или даже нацизму. В этом отношении апостол Павел дал совершенно ясную установку, сказав, что для облекшихся во Христа: «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол.3:11).

Православная Церковь канонизировала множество воинов, защищавших Отечество с оружием в руках (разумеется не за факт участия в боевых действиях как таковой). Кроме того, у народов есть и свои покровители на Небесах, например, ангелы. Если Бог не только не запрещает, но и благоволит, чтобы тот или иной ангел покровительствовал тому или иному народу, то почему служить той или иной Отчизне (стране, государству, народу) не может человек, христианин?

Как любовь к своей семье, к своим близким родственникам не исключает любви к Богу и к прочим людям, так, по-видимому, и здравый патриотизм не исключает любви к Богу и представителям неродных народов. Вопрос — в мере понимания патриотизма и мере понимания любви.

***

Святитель Филарет Московский: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

***

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:

II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ.

П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.

Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.

***

«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны».
Патриарх Алексий II

Для меня патриотизм — это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ — но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.
Патриарх Кирилл

«Человек, который любит свою страну за её мощь, всегда подобен ненадёжному поклоннику, мужчине, который любит женщину за её деньги».
Гилберт Кийт Честертон

О патриотизме ~ Проза (Статья) ~ Beesona.Ru

И так, все мы знаем что патриотизм – это великое чувство, моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах, готовность защищать его от врагов. Все мы прекрасно понимаем что патриотизм — это важный компонент самостоятельности и силы государства, и та страна где патриотизм развит, непобедима. Ибо как сказал Наполеон Бонапарт: «Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима».
К сожалению, сейчас многие поддаются мысли о том, что нельзя делить людей на народы, а землю на страны , и что мы все, «один народ, одной планеты». Но на самом деле, даже если мы когда то были единым народом, то многовековое разделение на племена, а затем на страны, уже не сгладить. Невозможно изменить то, что складывалось веками. Но мы можем сделать так что бы патриотизм в России был всегда. Но патриотизм есть не только любовь к отечеству, ибо отечество может изменить политический курс, что повлечёт за собой расширение или уменьшение территории. Патриотизм – это любовь, и что важно, признание сформировавшихся ценностей и культуры страны, уважение и память подвигов предков, умение ценить произведения авторов своей страны, а самое главное вера в народ и таких же патриотов. А самое главное — не ставить целью завоевать чужое, а сохранить имеющиеся или вернуть утраченное. И что ещё важно, так это то, что патриотизм и национализм – это совершенно разные понятия, но не смотря на это, если переусердствовать с патриотизмом, то это может перерасти в национализм или расизм.
В недалёком прошлом, во времена правления Николая II патриотизм очень слабо проявлялся в России. В 90 –х., годах XX века он практически полностью исчез из жизни людей, а если остался, то только в качестве орудия в партиях. Но теперь нужно возродить патриотизм в нашем народе, в душах подрастающего поколения, если это не сделать сейчас, то нарастающая проблема поглотит и погубит страну. Но я не стану приводить примеры на вышесказанное, вы и сами можете их найти, возможно даже среди своих знакомых.
Но как же решить проблему патриотизма? Ответ достаточно прост. Необходимо развивать Российское кино и литературу, делая для авторов в издательствах определённые льготы, если они пишут в своих произведениях о России в патриотическом направление. Льготы должны заключаться:
1.Издательства которые берут деньги с авторов за издание должны, делать для авторов пишущих о России с патриотичным настроем 20 % скидку.
2.Книги авторов пишущих в патриотичном направление должны быть максимально доступны для читателей, как печатный, так и электронный вариант.
3.Для авторов пишущих о России в патриотичном направление должны быть менее узкие рамки, если такой автор пожелает открыть издательство, то необходимо финансирование со стороны государства.
Сие вовсе не значит что писатели должны пропагандировать что в стране всё хорошо и прекрасно или надевать «розовые очки» и сквозь них смотреть на всю страну. Нет, как я уже говорил патриотизм – есть любовь к культуре своей страны, уважение подвигов предков и вера в народ своей страны. Значит писатель не должен восхвалять действующую власть или лидирующие политическое направление, ибо не сие смысл патриотизма, писатель – патриот должен не дать читателю в своих произведениях забыть о подвигах предков, о Великой Отечественной войны, о Отечественной войне 1812 года и т., д., и т., п.. Автор патриотических произведений должен сделать так что бы граждане страны то же стали патриотами.
Следует так же строить дома искусств где детей будут обучать игре на музыкальных инструментах, ораторскому искусству, созданию мультипликационных фильмов, танцам (балет, вальс, танго) и многое другое, на выбор. Знакомя детей с культурой страны и народа, с историей жизни и творчеством великих народных мастеров, в области, вышеперечисленных сфер. Сии дома искусств должны принадлежать государству им же спонсироваться, открыты быть для всех и каждого, а так же не допущены к продажи и открытию подобного со стороны частного предпринимательства, разрешая им оказывать лишь спонсорскую поддержку.
Такими незамысловатыми способами, можно развить и закрепить в народе патриотизм. Но такие способы эффективны для детских умов. А что может заставить взрослого человека, который пропагандируемый западными СМИ и их влиянием, разлюбил свою страну, культуру и перестал верить в свой народ? Здесь нужно средство посильнее.
Следует запретить к показу на Российском телевидение все Американские и Европейские фильмы, которые угрожают развитию в народе патриотизма, именно патриотизма, а не национализма. Урезать доступ Западным компаниям по производству игрушек , на Российские рынки сбыта. А лучше все игрушки, мультфильмы и детские книги, которые по мнению родителей опасны для их детей (для выявления сего следует провести социологический опрос, или референдум о запрете к продажи западных игрушек). Если большинство будет – за, запретить к продажи все западные игрушки, мультфильмы и детские книги, заменяя их Советскими или новыми Российскими, если против максимально урезать доступ Западным компаниям по производству игрушек , на Российские рынки сбыта.
Я уверяю вас, дорогие читатели, что такими простыми способами можно вырастить поколение патриотов, а не националистов, патриотов которые будут любить, защищать и оборонять свою родную страну. И Россия, станет самой великой, могучей и сильной державой во всём мире.

Мне нравится:

2

Количество просмотров: 154
Количество комментариев: 2
Метки: Россия, патриотизм, национализм, писатели, пропаганда, культура,
Рубрика: Литература ~ Проза ~ Статья
Опубликовано: 25.05.2016
00 Юрий Сосновский

Россия страна бесконечныхразмеров, возможностей и парадоксов, а люди редкостно одаренны, но бездеятельныи ленивы, будто сонные мухи, – куда, ни глянь, всюду фланируют по колено вгрязи и по бездорожью то «черепановы» в лаптях, то «церетели» в смокингах. И, тем не мене, я абсолютно согласен с автором статьи, что в России с её Великим прошлым, с её богатейшим культурным наследием, необходимо продолжать развивать накопленный потенциал, и начинать это значимое ДЕЛО надо именно с молодого поколения. Иного не дано! 
Юрий Сосновский. 27.05.2016 года; Тихвин, Ленинградская область.

27 мая 2016

Владимир

Спасибо, за комментарий. Я приложу все усилия что бы перенести слова из статьи в жизненные дела.

9 июня 2016

Что такое патриотизм? (с иллюстрациями)

Патриотизм обычно определяется как любовь и преданность своей стране и ее идеалам. Сильная вера в национализм, то есть приверженность национальным интересам страны, часто включается в определение патриотизма. Патриотизм также означает чувство единства среди жителей страны, особенно коренных жителей страны, и твердое желание быть и оставаться суверенным правительством.Патриоты также обычно считают национальную независимость необходимой для защиты граждан и их образа жизни. Человек может быть патриотом по отношению к стране, гражданином или постоянным жителем которой он или она, или человек может быть патриотом по отношению к своей родине, даже если он не является гражданином и не живет там.

Patriots show a strong devotion to their country and its ideals. Патриоты проявляют сильную преданность своей стране и ее идеалам.

В некоторых случаях любовь к своей стране и преданность ей не означают любви и преданности своему правительству. Человек может верить в принципы, на которых основана страна, но может полагать, что его нынешнее правительство отклонилось от этих идеалов.Этот тип людей может полагать, что было бы патриотично выступать против нынешнего правительства и призывать его вернуться к своим основополагающим принципам.

Those who serve their country in war are usually considered patriots. Те, кто служат своей стране на войне, обычно считаются патриотами.

Хотя патриоты обычно соглашаются с основным определением того, что такое патриотизм, они не всегда соглашаются с тем, как патриот должен реагировать, когда сталкивается с решением поддержать или сопротивляться решениям и политике страны. Личное и политическое мнение, статус в обществе, религиозные убеждения и жизненный опыт могут повлиять на его или ее убеждения относительно того, что значит быть патриотом.Например, преданность человека своей стране может не доходить до поддержки решения страны вступить в войну. Он или она могут реагировать по-разному, например, участвовать в публичных демонстрациях против войны, поддерживая страну в других решениях или отказываясь стать солдатом, сражающимся за нацию. Другие полагают, что проявлением истинного патриотизма в такой ситуации было бы принятие решения нации начать войну, отказавшись от публичных демонстраций; в некоторых случаях став солдатом; или поддерживая вооруженные силы страны и ее персонал.

Религия человека также может повлиять на его или ее личное определение патриота. Например, члены религии, являющиеся гражданами стран, управляемых другой религией, часто демонстрируют патриотизм только до определенной степени, потому что их убеждения таковы, что они должны следовать своей религии, а не своему правительству.Если их убеждения противоречат правительству, они часто предпочитают следовать своим религиозным убеждениям.

Люди, с которыми обращаются как с гражданами второго сорта, также могут по-разному интерпретировать определение патриота.Например, представители угнетенного класса людей могут не относиться к своей стране так же патриотично, как представители других классов людей. Для них патриотизм может быть выражен скорее как надежда на перемены в их стране.

Patriotism is often cultivated in many schools in the U.S. Патриотизм часто культивируется во многих школах США.С. ,

Истинное значение патриотизма — Mackinac Center

(Это эссе адаптировано из более ранней версии, опубликованной в сентябре 2002 года в первую годовщину терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне)

Патриотизм в наши дни подобен Рождеству: многие люди погружены в атмосферу праздника, наполненного огнями и очками. Мы слышим напоминания об «истинном значении» события — и мы можем даже пробормотать несколько слов вины на этот счет — но, как и большинство людей, каждый из нас проводит больше времени и размышляет на вечеринках, раздача подарков и другие атрибуты секуляризованного праздника, чем мы, углубление нашей преданности «истинному смыслу».«Внимание, которое мы уделяем вымышленным соперникам Санта-Клауса, мы уделяем Тому, чье имя этот праздник должен чтить.

Так и с патриотизмом. Пройдите по главной улице Америки и спрашивайте одного гражданина за другим, что это означает, и, за редким исключением, вы получите ряд самых самоуверенных, но поверхностных и часто абсолютно неправильных ответов. Основатели Америки, мужчины и женщины, которые в первую очередь дали нам повод для патриотизма, подумали бы, что мы заблудились, если бы увидели нас сейчас.

Американцы чувствуют себя «патриотами», особенно после терактов 11 сентября. Для большинства одного этого чувства достаточно, чтобы стать твердым патриотом. Но если я прав, американцам пора пройти курс повышения квалификации, чтобы понять, что на самом деле должно означать быть патриотом.

Патриотизм — это , а не любовь к стране, если под «деревней» вы имеете в виду пейзажи — янтарные волны зерна, величие пурпурных гор и тому подобное. Почти в каждой стране есть прекрасные коллекции камней, воды и прочего, что люди выращивают и едят.Если в этом суть патриотизма, то у американцев очень мало, к чему мы можем претендовать на особую или уникальную любовь. И конечно, патриотизм не может означать отдавать жизнь за реку или горный хребет.

Эмма Гольдман в эссе 1911 года справедливо осудила эту ограниченную концепцию, основанную на местоположении. Такой патриотизм, по ее словам, «предполагает, что наш земной шар разделен на маленькие точки, каждое из которых окружено железными воротами. Те, кому посчастливилось родиться в каком-то определенном месте, считают себя лучше, благороднее, величественнее, умнее, чем живые существа, населяющие любое другое место.Следовательно, долг каждого живущего в выбранном месте — сражаться, убивать и умирать, пытаясь навязать свое превосходство всем остальным ». Как и Эмма Гольдман, мне хотелось бы думать, что в том, чтобы быть американцем-патриотом, есть что-то такое, что далеки от молодого нацистского солдата, который отправился в бой за «Отечество». В конце концов, он тоже считал себя патриотом.

Патриотизм — это не слепое доверие к чему-либо, что наши лидеры говорят нам или делают. Это просто глупость, и она заменяет некоторые очень высокие представления об истинном значении слова бездумным гусиным шагом трусливых подхалимов.

Патриотизм — это не пикники, салюты или выходной день. В лучшем случае это внешнее проявление чего-то, что может быть патриотизмом, но для некоторых это может быть не более чем желание немного повеселиться.

Патриотизм — это не просто участие в голосовании. Вам нужно знать гораздо больше о том, что движет избирателем, прежде чем судить о его патриотизме. Он может голосовать, потому что он просто хочет чего-то за чужой счет. Может быть, ему все равно, откуда нанятый им политик.Вспомните мудрость доктора Джонсона: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». Другие мудро советовали, что плохо информированный народ может легко проголосовать за банкротство и забвение демократической республики.

Размахивание флагом может быть внешним признаком патриотизма, но давайте не будем обесценивать этот термин, когда-либо предполагая, что это нечто большее, чем знак. И хотя всегда уместно оплакивать тех, кто отдал свои жизни, защищая его, это тоже не полностью определяет патриотизм.

Люди в каждой стране и во все времена выражали чувства к чему-то, что мы легкомысленно называем «патриотизмом», но это просто напрашивается вопрос.Что это вообще за штука? Неужели это так дешево и бессмысленно, что несколько жестов сделают вас патриотом?

Нет в моей книге.

Я присоединяюсь к патриотизму, основанному на идеях, которые, в свою очередь, породили страну, но именно эти идеи я думаю, когда чувствую себя патриотом. Я думаю, что американец-патриот — это тот, кто уважает идеи, которые мотивировали Основателей и во многих случаях заставляли их рисковать своей жизнью, состоянием и священной честью.

Какие идеи? Прочтите Декларацию независимости еще раз.Или, если вы в наши дни похожи на большинство американцев, прочтите это в первый раз. Это все есть. Все люди созданы равными. Не правительство, а их Создатель наделил их определенными неотъемлемыми правами. Основными из этих прав являются жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительство должно быть ограничено защитой мира и сохранением наших свобод, и делать это с согласия управляемых. Свободный народ имеет право избавиться от правительства, которое становится разрушительным для этих целей, как это сделали наши Основатели в высочайшем акте мужества и неповиновения более 200 лет назад.

Назовите это свободой. Назовите это свободой. Называйте это как хотите, но это основа, на которой была основана эта нация, и от которой мы отклоняемся на свой страх и риск. Это то, что определяет нас как американцев. Это то, к чему стремились почти все, кто когда-либо жил на этой планете, хотя лишь немногие когда-либо поднимались над эгоизмом, невежеством или варварством, чтобы достичь этого. Благодаря ему жизнь стоит того, чтобы жить, а это значит, что за нее стоит бороться и умереть.

Я знаю, что это понятие патриотизма придает этому термину «американский» оттенок.Но я не знаю, как быть патриотом Уганды или Парагвая. Я надеюсь, что у угандийцев и парагвайцев есть высокие идеалы, которые они воспевают, когда чувствуют себя патриотами, но, верят ли они их — это вопрос, который вы должны им задать. Я могу только сказать вам, что патриотизм значит для меня как американца.

Я понимаю, что Америка часто не соответствовала превосходным идеям, выраженным в Декларации. Это не уменьшило моего уважения к ним и не ослабило мою надежду на то, что будущие поколения американцев будут вдохновлены ими.Какими бы ни были наши недостатки, факт остается фактом: наши Основатели завещали нам чудесный механизм, с помощью которого мы можем исправить эти недостатки и, возможно, когда-нибудь довести нашу форму правления до совершенства, насколько это возможно в человеческих силах. Этот вид патриотизма, по сути, помогает мне пережить самые тяжелые и циничные времена.

Мой патриотизм не исчез, когда один президент унизил Овальный кабинет молодым стажером или когда другой скрыл незаконное проникновение. На мой патриотизм никогда не влияют неудачи какого-либо политика, или какой-либо недостаток какой-либо государственной политики, или какой-либо спад в экономике или фондовом рынке.Я никогда не чувствовал, что мой патриотизм продается или выставляется на голосование. Я никогда не перестаю испытывать то возбуждение, которое возникает, когда я наблюдаю, как Старая Слава развевается на ветру, независимо от того, как далеко нынешние поколения отошли от первоначального значения этих звезд и полос. Ни один исход выборов, каким бы неблагоприятным он ни был, не заставляет меня чувствовать себя менее преданным идеалам, которые наши Основатели изложили в 1776 году.

В самом деле, по мере того как жизненный опыт накапливается, мне становится все более очевидной мудрость того, что даровали нам такие гиганты, как Джефферсон и Мэдисон.Я более чем когда-либо загорелся, чтобы помочь другим научиться ценить то же самое.

Во время недавнего посещения земли моих предков, Шотландии, я наткнулся на несколько очень старых слов, которые заставили меня задуматься. Хотя они предшествовали нашей Декларации независимости на 456 лет и пришли с расстояния 3000 миль, я не могу вспомнить что-либо из написанного здесь, что сильнее пробуждает во мне патриотизм, который я определил выше.

В 1320 году, пытаясь объяснить, почему они провели предыдущие 30 лет в кровопролитной битве за изгнание вторгшихся англичан, шотландские лидеры закончили свою Арбротскую декларацию такой фразой: «Мы не ради чести, славы или богатства. сражайтесь, но только за свободу, от которой ни один хороший человек не отказывается, кроме как своей жизнью.”

Свобода — понимать ее, жить ею и обучать ей потомков. Вот что, мои сограждане-американцы, должен значить сегодня для каждого из нас патриотизм.

#####

(Лоуренс У. Рид — почетный президент Макинакского центра государственной политики, научно-исследовательского и образовательного института со штаб-квартирой в Мидленде, штат Мичиган.)

,Определение

в кембриджском словаре английского языка

Тем не менее степень этого княжеского патриотизма была разной. У человека есть редкая возможность понять, что за «официальным умом» патриотизма , и оценить общественную реакцию через сообщения в прессе и периодические статьи.

Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Еще примеры Меньше примеров

В этом отношении гражданский патриотизм серьезно относится к существующему смешению политики и культуры и призывает к значительному «прореживанию» национальных культур. Патриотизм выступил посредником между этими двумя крайностями. Обладая сильным утилитарным мировоззрением, они утверждают, что личное зарабатывание денег легко совместимо с социальной ответственностью и патриотизмом .Я утверждаю, что демократический этос гражданского патриотизма делает его более восприимчивым к вопросам культурного исключения, чем нейтралистский конституционный патриотизм .Улама уже были знакомы со словарем современной политики — наций, патриотизма и конституциями. Изоляционистский патриотизм 1935-1945 гг. Долгое время сохранялся в исторической литературе 1950-х и 1960-х годов.Я утверждал, что конституционный патриотизм недооценивает (а иногда и неправильно понимает) роль партикуляристских политических культур в обосновании универсалистских принципов демократии и справедливости.Конституционный патриотизм , по их мнению, должен избегать всех форм «идентификации» и, вместо этого, информировать о «практиках, препятствующих идентификации». ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *