Челпанов г и: Челпанов Георгий Иванович

Челпанов Георгий Иванович

​ (1862 — 1936)

Русский философ, логик и психолог, профессор.


Георгий Иванович Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 года в г. Мариуполе в мещанской семье. Среднее образование он получил в Мариупольской гимназии. В 1882-1887 г.г. учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе.

В 1890 году Г.И. Челпанов переехал в Москву, начал работать на кафедре философии Московского университета (1890-1892 гг.).

В 1892 году Г.И. Челпанов перешел работать в Киевский университет, где стал в 1897 году профессором и заведующим кафедрой философии (1897-1906 гг.). В этот период он защищает магистерскую (1894 г.) и докторскую (1906 г.) диссертации. Киевский период занимает важное место в жизни и работе Георгия Ивановича: в это время он сформировался как ученый, преподаватель и организатор.

В 1907 году Г.И. Челпанов перешел работать в Московский университет заведующим кафедрой философии.

С первых же дней работы в Московском университете Г.И. Челпанов активно разворачивает работу психологического семинария. Значительное расширение масштабов семинария вплотную подвело Г.И. Челпанова к осознанию необходимости новых организационных форм работы психологов. Это завершилось тем, что по справедливости можно считать главным итогом его жизни — созданием Психологического института Московского университета. В 1910-1911 годах посетил Германию и США для ознакомления с работой психологических институтов.

В московский период жизни Г.И. Челпанова еще более развернулся его организаторский и педагогический талант. За этот период он опубликовал не менее 50 статей, рецензий, заметок по вопросам психологии, философии, педагогики. Работы Г.И. Челпанова пользовались широкой известностью.

Активность Г.И. Челпанова в период 1907-1917 гг. не ограничивалась кафедрой философии и институтом психологии. Он читал лекции в Московском Коммерческом институте. В 1917 году он организовал и выпускал в течение двух лет журнал «Психологическое обозрение».

В судьбе Георгия Ивановича Челпанова соединилось и светлое и трагическое. Это и благодарное отношения со стороны учеников и коллег, признание учеными Европы и Америки его заслуг перед наукой… Это и горечь, которую он испытал в последние годы жизни…  Научно-теоретические идеи Георгия Ивановича, связанные с его отрицательным отношением к требованию перестроить психологию на основе марксизма, стали причиной отставки с поста директора созданного им Психологического института и увольнения из Московского университета в ноябре 1923 года, в котором он еще в 1917 году был удостоен почетного звания заслуженного профессора. Последняя брошюра Г. И. Челпанова, которой он сам дал подзаголовок «К итогам полемики о марксизме в психологии», была опубликована в 1927 году.
Георгий Иванович Челпанов скончался 13 февраля 1936 года в Москве.



 

Челпанов Г. И. Введение в философию : с прилож. вопросника / Г. И. Челпанов. – 4-е изд. – М. : Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1910. – 543 с.

 

Изложены задачи философии, теория познания, основные типы философских построений, задачи этики, понятия о Боге, знании и вере. К изданию прилагается вопросник.

Для студентов высших учебных заведений.

 


 

  

 

Челпанов Г. Введение в философию / Г. Челпанов. — 5-е изд. — М. : Тип. «Кушнерев и К*», 1912. — 556с.

 

 В настоящем издании предложен конспективный обзор главнейших моментов истории философии. Прилагается указатель имен, терминов и вопросник.


 

Челпанов Георгий Иванович | Философский факультет

Родился и провел детство в г. Мариуполь, учился там в приходском училище, а затем в Александровской гимназии, окончив которую в 1883 г. поступил в Новороссийский ун-т. После окончания историко-филологического ф-та в 1887 г. он приехал в Москву и как выпускник ун-та был прикомандирован к кафедре философии Московского ун-та для подготовки к профессорскому званию. В 1890 г. Челпанов сдал магистерские экзамены, получил должность приват-доцента и стал читать лекции по психологии и вести занятия по общей педагогике. Проработав два года в Москве, Челпанов переводится в Киев в Университет Св. Владимира, где очень быстро завоевывает популярность как прекрасный педагог и лектор. В 1896 г. он защищает магистерскую диссертацию, получает должность экстраординарного профессора и следующий, 1897-98, учебный год проводит в заграничной командировке, а возвратившись, с осени 1898 г. организует в Киеве психологический семинар, ставший важным инструментом в подготовке высококвалифицированных специалистов по философии и психологии.

В 1906 г. Ч. получает приглашение возглавить кафедру философии в Московском ун-те и организовать преподавание философских дисциплин но новому учебному плану историко-филологического ф-та, предусматривающему введение специальности «философия». С осени 1907 г. Ч. стал читать в Московском ун-те курсы «Введение в философию» и «Психология» и вести семинары но психологии (теоретической и экспериментальной) и по новой истории. Со следующего года он стал читать и курс логики. Изданные им учебники по этим дисциплинам были столь популярны, что выдержали многочисленные переиздания («Психология» в 1919 г. вышла в свет 15-м изданием, «Логика» в том же году 10-м, «Введение в философию» в 1918 г. — 7-м). Имевший в Киеве большой успех психологический семинар Ч. решил продолжать и в Москве. Постепенно все больший вес в этих семинарах стали приобретать практические экспериментальные работы, требовавшие соответствующего лабораторного оборудования, которое не на что было приобретать и негде было устанавливать. К счастью среди учеников Ч. оказался сын владельца художественной галереи С.И. Щукина, который пожертвовал средства на строительство и оборудование Психологического ин-та с единственным условием, чтобы ин-т носил имя его жены — Л.Г. Щукиной. В 1910-1911 гг. Ч. предпринимает поездки в Германию и в США для ознакомления с организацией экспериментальных исследований в психологических лабораториях этих стран. Уже 1912 г. занятия психологического семинара Челпанов стал проводить в здании только что построенного института, а в марте 1914 г. состоялось торжественное открытие Психологического института имени Л.Г. Щукиной. Ч. стал директором ин-та, оставаясь одновременно и зав. каф. философии. Он был смещен с поста директора и изгнан из ун-та в 1923 г. как не способный вести преподавание и исследования с марксистских позиций.

Философские взгляды Ч. были действительно очень далеки от марксизма, хотя он и старался доказывать в эти годы, что психология — это наука о сознании, что она не должна касаться философских проблем и не должна вообще зависеть от каких-либо философских ориентаций. До революции, однако, Ч. всегда подчеркивал тесную связь психологии и философии и говорил о зависимости решения психологических проблем от философских взглядов исследователя. В частности, его наиболее известная работа «Мозг и душа», вышедшая в свет в 1900 г. и выдержавшая потом еще 6 изданий, имела подзаголовок «Критика материализма и очерк современных учений о душе». Уже в этой работе Ч. подчеркивает, что психические явления можно исследовать чисто эмпирическими методами, однако решение вопроса о душе, о духовной субстанции относится к области метафизики и без определенных философских взглядов решать его невозможно. В.В.Зеньковский справедливо писал после смерти Ч. в 1936г., что «Г.И. Челпанов был, конечно, прежде всего философ, а потом уже психолог» (Зеньковский В.В. Памяти проф. Г.И.Челпанова // Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1994. С. 8). Для Ч. характерно стремление подчеркивать одинаковую реальность как материального мира, так и психических переживаний. Более того, реальность психических переживаний, с его точки зрения, более очевидна, чем реальность материального мира, который мы воспринимаем только через психическое переживание. Поэтому материальное можно рассматривать как абстракцию, выводимую из психических переживаний.

Ч. часто причисляют к кантианцам, поскольку он говорил об априорности форм познания. Однако пространство, время, причинность числа он рассматривает как априорные, но в том смысле, что они являются врожденными, а в том, что они формируются сознанием в процессе познания, но при этом совершенно не зависят от внешних воздействий, поскольку в наших опущениях нет представлений о безграничности и однородности пространства, между вещами и явлениями мы не ощущаем времени, нет в чувственных данных и понятия числа, не может вытекать из обобщения эмпирического опыта и представление об истинности законов логики. Все эти представления и понятия формируются, по Ч., из наблюдения самого механизма мышления, из рефлексии на ощущения, а не из самих ощущений, потому и называет их Ч. априорными.

Ч. скорее можно отнести к сторонникам лейбницианства, ибо он пишет, что «в основе действительности лежит нечто духовное, монады, которые своим соединением дают все то, что существует: и материальное и духовное (…) Существуют различные виды или степени монад, одни более совершенные, другие менее совершенные. Соответственно с этим психический мир одних монад отличается от психического мира других. С точки зрения метафизической, и материя представляет собою нечто составленное из нематериальных элементов, которые мы можем признать в известном смысле духовными» (Челпанов Г.И. Введение в философию. Киев. 1907. С. 199-200).

Лишенный возможности после 1928 г. вести педагогическую работу, Ч. до 1930 г. работал в Государственное академии художественных наук, а после её ликвидации нигде не работал и умер в одиночестве (одна дочь жила во Франции, другая умерла в Москве в 1934 г., сын был расстрелян в 1935 г. и вскоре умерла внучка). Он скончался 13 февраля 1936 г. на 73 году жизни.

Сочинения:

  • Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1, 2. Киев, 1896, 1904. (Ч. 1 — магистерская диссертация, ч. 2 – докторская).
  • Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. СПб., 1900. (изд. 7-е М., 1994).
  • Введение в философию. Киев, 1905.
  • Учебник логики. Киев; Одесса, 1906.
  • Элементарный курс философии. Киев; Одесса, 1906.
  • Введение в экспериментальную психологию, М., 1915.
  • Спинозизм и материализм. (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927.
  • Психология. Философия. Образование, М., Воронеж, 1999.

Литература:

  • Богданчиков С.А. Неизвестный Челпанов // Вопросы психологии. 1994. №1.
  • Верховцева Е.В. Г.И. Челпанов как философ и его курс «Введение в философию». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2000.
  • Ждан А.Н. Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. №2.
  • Марцинковская Т.Д., Ярошенко М.Г. Неизвестные страницы творчества Г.И. Челпанова // Вопросы философии. 1999, №6.
  • Оников З.И. Г.И. Челпанов о предмете философии, ее задачах и соотношении с естественными науками // Известия АН МССР. 1983, №3.
  • Психологический институт им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете // Психологические исследования. Труды Психологического ин-та. М., 1914. Т. 1. Вып. 1-2. С. 273-298.
  • Умрихин В.В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1994. №1.
  • Экземплярский В.М. Г.И. Челпанов // Энциклопедический словарь Гранат. Т. 45. Ч. З. М., 1925.

Челпанов Георгий Иванович — Психологическая газета

В 1887 г. окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе со степенью кандидата и золотой медалью за сочинение «Об отношении опыта и мышления в познавательных системах Платона и Аристотеля». В 1893-1894 и 1897-1898 гг. слушал лекции по физиологии у Э. Дюбуа-Реймона, Э. Геринга и Э. Кёнига, психологии – у К .Штумпфа и В. Вундта, занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

В 1896 г. защитил в Московском университете магистерскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Часть 1. Представление пространства с точки зрения психологии», в 1904 г. в Киевском университете защитил вторую часть магистерской дисссертации в качестве докторской: «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Часть 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии».

С 1891 г. начал преподавать на кафедре философии Московского университета в должности приват-доцента.

В 1892 г. перешёл в Киевский университет Святого Владимира, с 1897 г. — экстраординарный профессор университета по кафедре философии, с 1904 г. — ординарный профессор.

С 1897 г. руководил психологической семинарией при Киевском университете.

С 1907 г. — ординарный профессор кафедры философии Московского университета, в 1919 г. исполнял обязанности декана историко-филологического факультета, в 1921-1923 гг. — профессор кафедры философии факультета общественных наук МГУ. Читал лекции по философским проблемам психологии.

Преподавал на Высших женских курсах, в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина и Московском Коммерческом институте.

Бвл товарищем председателя Московского психологического общества.

В 1912 г. создал при Московском университете Психологический институт (официально открыт в 1914 г.), первый институт экспериментальной психологии, и возглавлял его до 1923 г. 

В 1917 г. создал журнал «Психологическое обозрение».

В 1921 г. был приглашён на работу в Академию художественных наук, где работал до 1930 г.

На основе вундтовского принципа «эмпирического параллелизма» критиковал монизм в психологии и философии, был приверженцем дуализма. Психическое и физическое, по Челпанову, принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. При этом самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции.

Писал об особом предмете исследования психологии: «психическое объясняется только из психического».

Выделял различные типы и уровни психологического знания: экспериментальную психологию, изучающую простейшие психофизиологические функции; эмпирическую психологию, предмет которой – психические явления; теоретическую психологию, изучающую общие законы духа. В времена диктата марксизма подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки, делая уступку идеям марксизма только в сфере социальной психологии. В 1920-е годы в ходе дискуссии о предмете социальной психологии предложил разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию.

Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований.

Задачи психологического исследования Челпанов видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на результатах самонаблюдения (при этом метод самонаблюдения был главным, так как, по мнению Челпанова, многие факты душевной жизни трансцендентны, а потому не поддаются объективному объяснению и исследованию).

Основные сочинения:

  • Проблема восприятия пространства. Ч. 1, 1896. Ч. 2, 1904
  • Учебник логики (для гимназий и самообразования) / Элементарный курс философии. Ч. 2-я. Логика. 1897; 6-е изд. 1911
  • Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. СПб, 1900; 6-е изд. 1918
  • О памяти и мнемонике. СПб, 1900
  • О современных философских направлениях. Киев, 1902
  • Введение в философию. Киев, 1905; 7-е изд. 1918
  • Учебник психологии (для гимназий и самообразования) / Элементарный курс философии. Ч. 1-я. Психология. 1905; 15-е изд. 1919
  • Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908-1909 акад. гг. М., 1909
  • Дополнительный курс логики, читанный в Московском университете в 1908-1909 акад. гг.. М., 1909
  • Элементарный курс философии. 1910
  • Сборник статей (Психология и Школа). 1912
  • Психологический институт им. Л.Г.Щукиной при имп. Московском университете. История, описание, устройство и организация занятий. 1914
  • Введение в экспериментальную психологию. 1915
  • Демократизация школы. По поводу проекта Государственного комитета по народному образованию. 1918
  • Объективная психология в России и Америке. 1925
  • Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). 1927
  • Социальная психология или условные рефлексы. 1928
  • статьи в журнале «Вопросы философии и психологии»

Награды:

  • Макариевская премия за «Учебник психологии»

Челпанов Георгий Иванович

Георгий Иванович Челпанов

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936), российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии.

+ + +

Челпанов Георгий Иванович (1862–1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 – приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 – профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов – основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала «Психологическое обозрение». Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова – Мозг и душа (1900) – В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал как «лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма».

Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я. Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый им «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Другие биографические материалы:

Зеньковский В.В. Философ, психолог, логик (Большая энциклопедия русского народа).

Абрамов А.И. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).

Пухир В. М. Философ и психолог (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Фролов И.Т. Философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Психология. Лекции. М., 1892; О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир Божий. 1896. № 11; Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1—2. Киев, 1896—1904; Учебник логики. 1897; Изд. 10-е. 1946; Мозг и душа. 1900; Изд. 5-е. М., 1912; О современных философских направлениях. Киев, 1902; Введение в философию. Киев, 1905; Психология. Ч. 1—2. М., 1909; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. Вып. 99 (3). 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Изд. 3-е. М., 1924; Демократизация школы. М., 1918; Учебник психологии. Изд. 15-е. М.—Пг., 1919; Психология и марксизм. Изд. 2-е. М., 1925; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.—Л., 1926; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926; Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927; Социальная психология или условные рефлексы. М.—Л., 1928.

 

 

 

 

Челпанов, Георгий Иванович — Психологос

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) — русский философ, логик и психолог. Создатель 1-го в России ин-та экспериментальной психологии при Московском ун-те (1912, официальное открытие — 1914).

В теоретическом плане придерживался позиций эмпирической интроспективной психологии сознания, близкой к структурализму Э. Титченера. В решении психофизической проблемы защищал концепцию психофизического параллелизма, критикуя материалистическую т. зр. на природу психического. Известен также как популяризатор психологической науки и автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии. (Е.Е. Соколова)

Критикуя материализм («Мозг и душа», 1900), Ч. пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящей к психофизическому параллелизму В. Вундта.

Он считал, что марксизм может быть распространен только на область социальной психологии, но не на общую психологию, к-рая, по его мнению, должна быть свободна от всякой философии. Челпанову принадлежат работы по восприятию пространства и времени, а также труды по экспериментальной психологии. Челпанов явился создателем крупнейшего не только в России, но и за ее пределами Психологического института (1911), ставшего историческим центром развития российской психологии.

С нач. 1920-х гг. Челпанов подвергался жестокой идеологической критике прежде всего за скептическое отношение к большевистской реформе образования: реформа предназначена как будто не для родного народа, а для колонии. Особенно преуспел в критике ученик Ч. К.Н. Корнилов, открывший своим письмом в ЦК ВКП(б) с обвинениями в адрес Ч., эпоху доносительства в психологии.

Письмо возымело действие и Корнилов, вместо учителя, стал директором Психологического ин-та. Ч., защищаясь от критики, опубликовал брошюру «Психология и марксизм» (1924), придав ей форму хрестоматии, в которой он сопоставлял подлинные взгляды на проблемы материи и сознания Л. Фейербаха, И. Дицгена, К. Маркса, Ф. Энгельса (многое в переводе Ч.), В.И. Ленина, Н.И. Бухарина со взглядами первых примитивных интерпретаторов марксизма П.П. Блонского и Корнилова. Впоследствии собранный Ч. набор цитат, естественно, без ссылок на первого их собирателя, многие годы блуждал по страницам марксистов от психологии. На смерть Ч. откликнулась лишь рус. эмигрантская пресса (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский). (В.П. Зинченко)

Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог

Биография Г. И. Челпанова

Челпанов Георгий Иванович появился на свет 16 (28) апреля 1862 года в г. Мариуполе в мещанской семье. В Мариупольской гимназии им было получено среднее образование. В 1882-1887г.г. обучался в Одессе на историко-филологическом факультете Новороссийского университета.

В 1890 году Г.И. Челпанов перебрался в Москву, и начал там работать на кафедре философии Московского университета (1890-1892 гг.).

В 1892 году Г.И. Челпанов перешел на работу в университет Киева, где в 1897 году получил должность профессора, а позже заведующим кафедрой философии (1897-1906 гг.). В данное время он защитил магистерскую (1894 г.) и докторскую (1906 г.) диссертации. Киевский этап занимает принципиальное место в жизни и деятельности Георгия Ивановича: в это время он сложился как ученый, педагог и организатор.

В 1907 году Г.И. Челпанов перешел на работу в Московский университет став, заведующим философской кафедрой.

С первых же дней деятельности в Московском университете Г. И. Челпановым была развернута активная работа психологического семинария. Существенное расширение масштабов семинария, вплотную подвело Г. И. Челпанова к пониманию потребности в новейших формах организации деятельности психологов. Данное понимание привело к организации Психологического института Московского университета. В 1910-1911 годах посетил Германию и США для знакомства с деятельностью институтов психологии.

На московском этапе жизни Г.И. Челпанова еще шире развернулся его талант организатора и педагога. В это время он издал не меньше 50 статей, заметок, рецензий по проблемам психологии, педагогики, философии. Труды Г.И. Челпанова стали широко известны.

Активность ученого в период с 1907 по 1917 гг. не была ограничена институтом психологии и философской кафедрой. В Московском Коммерческом институте Г.И. Челпанов читал лекции. В 1917 году он образовал и издавал на протяжении 2 лет журнал «Психологическое обозрение». В судьбе Г.И. Челпанова объединилось и светлое, и трагическое. Это и признательное отношения со стороны коллег и его учеников, признание учеными Америки и Европы его заслуг перед наукой… Это и горечь, испытываемая им в последние годы жизни…

Готовые работы на аналогичную тему

Те научно-теоретические положения Г.И. Челпанова, которые были связаны с его негативным отношением к требованию реформировать психологию на основании марксизма, стали фактором отставки с поста директора, организованного им Психологического института и в ноябре 1923 года увольнения из Московского университета, в котором он еще в 1917 году был награжден почетным званием заслуженного профессора. Последняя брошюра Г. И. Челпанова, которой он дал название «К итогам полемики о марксизме в психологии», была издана в 1927 году.

Научная деятельность Г. И. Челпанова

Замечание 1

Г. И. Челпанов (1862‒1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в нее большой вклад. Достаточно много внимания он уделял вопросу предмета психологии и сути психического.

В 1900 г. Челпанов читал курс лекций «Мозг и душа», в котором делал акцент на данном вопросе, в 1915 г. вышли его книги «Введение в философию» и «Введение в экспериментальную психологию».

В своих работах Челпанов выдвигал следующие идеи психологии:

  • установление психологии как науки о законах душевной жизни и душевных явлениях;
  • душевные явления ‒ это чувства, представления, желания и мысли;
  • отсюда следует и задача психологии эмпирической, которая складывается в нахождении законов душевных явлений, состояний психики и в целом психической жизни;
  • источником и методом психологии представляется самонаблюдение как способ постижения через органы чувств, потому что всякое психическое явление рассматривается личностью исключительно тогда, когда сводится к языку его личных переживаний, а их можно проявить лишь с поддержкой самонаблюдения. Все же в качестве метода нужно применять и объектное наблюдение, которое делается очевидным человеку при переводе его в плоскость самонаблюдения;
  • средствами вспомогательными для исследования психологических законов могут выступать: описание, систематизация, анализ явлений и др.;
  • предмет психологии ‒ состояния сознания;
  • психология должна разграничиваться на чистую, в которой психика и закономерности ее формирования анализируется независимо от практики; и прикладную, которая сопряжена с разрешением задач практического характера;
  • различие психических явлений от физических ‒ в том, что они не могут быть познаваемы и воспринимаемы через внешние органы чувств, а исключительно посредством внутреннего опыта или самонаблюдения, притом они могут быть доступны лишь тому, кто их переживает, в то время как явления физические могут быть одновременно приемлемы для прямого наблюдения значительному количеству людей.

На мировоззрение Г. И. Челпанова существенно повлияли теории Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» был положен в основание критики Г. И. Челпановым монизма в психологии и философии. Физическое и психическое принципиально не детерминируют друг с другом и не могут быть отождествлены.

«Дуализм, признающий материальный и особый принцип духовности, во всяком случае, наилучшим образом истолковывает явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) психических и физических процессов обозначал для Г.И. Челпанова и признание особенного предмета изучения: «психическое объясняется исключительно из психического».

Утверждаемый им «дуализм» располагал собственными границами: самостоятельность физических и психических явлений не исключает их единства на онтологическом уровне, так как они могут быть демонстрацией единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»).

Гносеологические суждения Г. И. Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом отвечали основам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основных положений науки психологии.

Г. И. Челпанову всегда была близка мысль объединения философии и психологии (идея «философской» психологии), но в 1920-е годы, когда такой «союз» обернулся диктатом идеологии марксизма, Г.И. Челпанов делал акцент на прежде всего эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — это… Что такое ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович?

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

(1862-1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 — приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 — профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов — основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала «Психологическое обозрение». Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова — Мозг и душа (1900) — В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал как «лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма». Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый им «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки. Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.
ЛИТЕРАТУРА
Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Киев, 1896-1904 Челпанов Г.И. Введение в философию. Киев, 1905 Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1915 Челпанов Г.И. Социальная психология или условные рефлексы? М. — Л., 1928

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • БУГАЕВ Николай Васильевич
  • БУХАРЕВ Александр Матвеевич

Полезное


Смотреть что такое «ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович» в других словарях:

  • Челпанов, Георгий Иванович — Георгий Иванович Челпанов Дата рождения: 16 (28) апреля 1862(1862 04 …   Википедия

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862–1936) русский психолог и философ. Критикуя материализм («Мозг и душа», 1900), Ч. пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящей к психофизическому параллелизму В. Вундта. Он считал, что …   Большая психологическая энциклопедия

  • Челпанов Георгий Иванович — Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание… …   Биографический словарь

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (род. 1862 – ум. 1936) рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от… …   Философская энциклопедия

  • ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович — (1862 1936) российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих… …   Психологический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — [16(28).4.1862, Мариуполь, ‒ 13.2.1936, Москва], русский психолог и философ, логик, Профессор Киевского (1892‒1907) и Московского (1907‒23) университетов. Основатель (1912) и директор (до ноября 1923) Московского психологического института ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • Челпанов, Георгий Иванович — (род. в 1862 г. в Мариуполе) современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историко филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в московском… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Челпанов Георгий Иванович — (1862 1936), психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии. * * * ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16… …   Энциклопедический словарь

  • Челпанов Георгий Иванович — Георгий Иванович Челпанов (16 (28) апреля 1862(18620428), Мариуполь  13 февраля 1936, Москва)  русский философ и психолог. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. После окончания гимназии, в 1862 г. поступил на историко… …   Википедия

Книги

  • Психология и школа, Челпанов Георгий Иванович. Книга рекомендуется психологам, педагогам, философам, социологам, историкам науки, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией, педагогикой и проблемами школьного… Подробнее  Купить за 489 грн (только Украина)
  • Психология и школа, Челпанов Георгий Иванович. Книга рекомендуется психологам, педагогам, философам, социологам, историкам науки, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией, педагогикой и проблемами школьного… Подробнее  Купить за 378 руб
  • Дополнительный курс логики, Георгий Иванович Челпанов. … Подробнее  Купить за руб электронная книга
Другие книги по запросу «ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович» >>

Б. И. Горев; проф. Г. Челпанов, Материализм — философия пролетариата; Учебник психологии Материализм — философия пролетариата; Учебник психологии, 1918, Москва, Харьков, Б. И. Горев; проф. Г. Челпанов: Хороший переплет (1918) 1-е издание.

Издательство Москва, Харьков, 1918 г.

Состояние: хорошее Твердая обложка


Об этом товаре

Пожалуйста, не стесняйтесь запросить подробное описание.Краткое описание: Б.И. Горев, Материализм — философия пролетариата / Материализм — философия пролетариата, Москва, Госиздат Язык: русский. SKUMS000867-A кн_нат Язык: Русский. Инвентарный номер продавца № MS000867

Задайте вопрос продавцу

Библиографические данные

Заглавие: Горев Б.И. проф. Г. Челпанов, Материализм …

Издательство: Москва, Харьков

Дата публикации: 1918

Переплет: Твердая обложка

Состояние книги: Хорошее

Издание: 1-е издание.

Описание магазина

Посетить витрину продавца

Условия продажи:

Мы гарантируем состояние каждой книги, как это описано на веб-сайтах
Abebooks. Если вы недовольны своей покупкой (неправильная книга / не так, как
описана / повреждена) или если заказ не прибыл, вы имеете право на возмещение
в течение 30 дней с предполагаемой даты доставки.Если вы передумали по поводу
или
книги, которую вы заказали, воспользуйтесь ссылкой «Задать вопрос продавцу книг» по номеру
, свяжитесь с нами по
, и мы ответим в течение 2 рабочих дней.


Условия доставки:

Стоимость доставки указана для книг весом 2,2 фунта или 1 кг. Если ваш заказ на книгу тяжелый или негабаритный, мы можем связаться с вами, чтобы сообщить, что требуется дополнительная доставка.

Список книг продавца

Способы оплаты
принимает продавец

г.П. Гильбо, И. Б. Челпанов, Г. Л. Шевляков, “Аппроксимация робастных функций в условиях неопределенности”, Автомат. и телемех., 1979, № 2, с. 4, 51–60












Автомат. и телемех., 1979, вып. 4, стр. 51–60 (Mi at9420)

Адаптивные системы

Аппроксимация робастной функции в условиях неопределенности

г.Гильбо П. , Челпанов И. Б. , Шевляков Г. Л.

Ленинград

Аннотация: В статье исследуются свойства робастности (устойчивости, нечувствительности к шумам) оптимального приближения функции алгебраическими многочленами с модульным критерием. Найдены условия устойчивости для случая шумов дискретных данных.

Полный текст: PDF-файл (1910 kB)
УДК: 517.5: 621.3.016.35

Поступила: 06.04.1978

Образец цитирования: Ю. П. Гильбо, И. Б. Челпанов, Г. Л. Шевляков, “Приближение робастных функций в условиях неопределенности”, Автомат. и телемех., 1979, № 2, с. 4, 51–60

Цитирование в формате AMSBIB

\ RBibitem {GilCheShe79}
\ by Ю. ~ П. ~ Гильбо, И. ~ Б. ~ Челпанов, Г. ~ Л. ~ Шевляков
\ paper Аппроксимация робастных функций в условиях неопределенности
\ jour Автомат.и Телемех.
\ год 1979
\ выпуск 4
\ страницы 51--60
\ mathnet {http://mi.mathnet.ru/at9420}

Варианты соединения:

  • http://mi.mathnet.ru/rus/at9420
  • http://mi.mathnet.ru/rus/at/y1979/i4/p51

    Цитирующие статьи в Google Scholar: Русские цитаты, Цитаты на английском языке
    Статьи по теме в Google Scholar: Русские статьи, Английские статьи

  • Количество просмотров:
    Эта страница: 72
    Полный текст: 38

    Около


    Основанный в 1912 году и открытый в 1914 году профессором МГУ Георгием Челпановым, Психологический институт стал первым научно-педагогическим психологическим институтом в России (а к тому времени третьим в мире).Средства на создание института пожертвовал известный российский меценат Сергей Щукин. По желанию благотворителя Психологический институт был назван в честь его покойной жены — Лидии Щукиной.

    По тем временам институт был оборудован первоклассным оборудованием для проведения психологических экспериментов. В просторном 3-х этажном корпусе располагались комфортабельные экспериментальные комнаты, мастерские, несколько аудиторий, актовый зал и библиотека.

    За свою долгую историю учреждение сменило несколько названий: Московский государственный институт экспериментальной психологии Ассоциации научно-исследовательских институтов России (1924-1930), Национальный институт психологии, педагогики и психотехники Российской ассоциации марксистской педагогики (1930-1934), Психологический Научно-исследовательский институт Академии педагогических наук РСФСР (1945-1970), Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (1970-1992).В системе Российской академии образования в 1992 году институту было возвращено его первоначальное название — «Психологический институт им. Л.Г. Щукиной».

    С институтом теперь связывают имена выдающихся представителей российской культуры и науки — психологов, историков, филологов. Среди них были Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Зенковский, К. Замок, Л. Лопатин, А. Лосев, Б. Пастернак, П. Попов, Л. Шестов, Г. Шпет.

    Самое главное, что в институте работало большинство основоположников отечественной психологии: Г.Челпанов, П. Блонский, Л. Выготский, А. Лурия, С. Кравков, К. Корнилов, С. Рубинштейн, Н. Жинкин, Н. Рыбников, А. Леонтьев, А. Смирнов, Н. Бернштейн, Б. Теплов, В. Небылицын, Ф. Горбов, М. Лисина, Л. Божович, Э. Бойко, Н. Меньчинская, П. Шеварев, П. Якобсон, А. Запорожец, Д. Ошанин, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.

    В настоящее время Психологический институт РАЭ является крупнейшим исследовательским институтом в России, и его академические подразделения проводят масштабные психологические исследования — от изучения фундаментальных проблем психологической теории и истории, законов, регулирующих развитие и регуляцию психики, до разработки Практико-ориентированные проблемы развития человека в отдельных видах его деятельности (общение, ролевые игры, учебно-профессиональная деятельность и др.)). Приоритетные направления института определяются социальной потребностью в психологической поддержке образования, развитии и обучении детей и взрослых в сложных условиях меняющегося общества, в создании и поддержке эффективных образовательных систем, ориентированных на учащихся, для отдельных контингентов учащихся. Эти направления также определяются потребностями развития и управления социальной сферой.

    Важно отметить роль Психологического института в создании крупнейших психологических школ России.Прежде всего, это две выдающиеся философские школы: первая — Г. Челпанова, вторая — Выготского — Лурия — Леонтьева.

    Философскую школу первого института основал его основатель Г. Челпанов, который в то время вместе с философским пониманием психологии внес экспериментальный подход к изучению разума и сознания в русскую классическую психологию. Первые ученики Челпанова были хорошо известны будущим сотрудникам института, таким как А.Смирнов, Б.Теплов, П. Шеварев, С. Кравков, А. Леонтьев, Н. Жинкин, Н. Рыбников, П. Якобсон и другие. В дальнейшем ученики Челпанова разошлись, и их достижения украсили отечественную и мировую науку.

    Методологические основы другой школы мысли, возникшей в стенах Психологического института РАЭ и получившей широкое признание как «культурно-исторический подход к психологии», были разработаны Л. Выготским при участии А.Леонтьев и А. Лурия, каждый из которых впоследствии стал лидером своей точки зрения.

    Эти две школы мысли, одна из которых сосредоточила свое внимание на экспериментальной парадигме исследования сознания и других психических феноменов, а другая — на культурно-исторической (социально-экологической, в том числе деятельностной) зависимости психического развития человека. Фактически, это положило начало дальнейшим исследованиям, возникающим и развивающимся в Психологическом институте РАЭ.

    Развивая идеи этих двух фундаментальных психологических школ мысли, был сформирован ряд основных исследовательских направлений:

    1. Теория онтогенеза познавательной деятельности (А. Запорожец).
    2. Теория общения как коммуникативной деятельности (М. Лисина).
    3. Понятие дифференциальной психофизиологии («общие и особые свойства» нервной системы). Основываясь на концепциях Павлова, он был создан Б. Тепловым и В. Небылицыным и направлен на изучение индивидуальных типологических различий психических функций и способностей.
    4. Концепция произвольной и непроизвольной памяти (А. Смирнов)
    5. Концепция развития психических функций в процессе обучения (Н.А. Менчинская).
    6. Теория развивающего обучения. Его разработали такие авторитетные исследователи, как Д. Эльконин и В. Давыдов. В основе этой теории лежат следующие концепции — периодизация умственного развития, ведущая деятельность, игра, учебная деятельность, содержательные обобщения.
    7. Теория деятельностного опосредования развития личности и межличностных отношений (А.Петровский).
    8. Концепция одаренности (Н. Лейтес, А. Матюшкин).
    9. Концепция социально-нормативной периодизации формирования идентичности (Д. Фельдштейн).
    10. Теория психологии социально-развития (В. Рубцов).
    11. Основы детской прикладной психологии (И. Дубровина)

    На сегодняшний день институт развивает следующие исследовательские приоритеты:

    • проблемы истории и теории психологии;
    • методологические проблемы и основные закономерности психического развития человека в современных условиях;
    • психологические основы развивающего обучения;
    • психологические основы духовно-нравственного воспитания;
    • психология возрастного развития детей в семье, в школе и вне школы;
    • психологическая диагностика;
    • психологическая подготовка учителей и менеджеров образования;
    • психологические основы профессионального развития;
    • психологические услуги в образовании;
    • психология одаренности;
    • психология индивидуальных различий, генетика поведения;
    • психотерапия и психологическая реабилитация;
    • этика и психология семейной жизни.

    г. Челпанов Философские исследования обозрения и проч. Том 1 (Книга в мягкой обложке) [русское издание] (2019)


    Философские исследования содержат: учение Канта о вещи в себе; учение о реальности по Шуберту-Золотому; Авернаус и его школа. Эта книга Г. Челпанова «Философские исследования обозрения и прочее. Том 1» является копией книги, изданной до 1904 года. форма максимально приближена к оригиналу.

    СМИ Книги Книжка в мягкой обложке (Книга в мягкой обложке и приклеенной корешке)
    Издание Русское издание
    Выпущено 19 января 2019 г.,
    ISBN13 9785458543262
    Издательства Book on Demand Ltd.
    Страницы 198
    Размеры 146 11207 мм
    Масса 263 г
    Язык русский

    Комбинаторика авторов / названий Март 2021 г.

    Авторы и названия по математике.CO в марте 2021 г.

    [всего 425 записей: 1-25 | 26-50 | 51-75 | 76-100 | … | 401-425]
    [отображение 25 записей на странице: меньше | больше | все]
    [1] arXiv: 2103.00066 [pdf, ps, другой]
    [2] arXiv: 2103.00215 [pdf, ps, другое]
    [3] arXiv: 2103.00228 [pdf, ps, другое]
    [4] arXiv: 2103.00246 [pdf, ps, другое]
    [5] arXiv: 2103.00306 [pdf, другой]
    [6] arXiv: 2103.00310 [pdf, ps, другое]
    [7] arXiv: 2103.00341 [pdf, ps, другое]
    [8] arXiv: 2103.00403 [pdf, другой]
    [9] arXiv: 2103.00607 [pdf, ps, другое]
    [10] arXiv: 2103.00618 [pdf, ps, другое]
    [11] arXiv: 2103.00646 [pdf, ps, другое]
    [12] arXiv: 2103.00647 [pdf, другой]
    [13] arXiv: 2103.00724 [pdf, ps, другое]
    [14] arXiv: 2103.00827 [pdf, ps, другое]
    [15] arXiv: 2103.00855 [pdf, ps, другое]
    [16] arXiv: 2103.00875 [pdf, ps, другое]
    [17] arXiv: 2103.00882 [pdf, другой]
    [18] arXiv: 2103.00890 [pdf, другой]
    [19] arXiv: 2103.00922 [pdf, другой]
    [20] arXiv: 2103.01017 [pdf, ps, другое]
    [21] arXiv: 2103.01040 [pdf, другое]
    [22] arXiv: 2103.01137 [pdf, ps, другое]
    [23] arXiv: 2103.01264 [pdf, другой]
    [24] arXiv: 2103.01402 [pdf, другой]
    [25] arXiv: 2103.01406 [pdf, ps, другое]
    [всего 425 записей: 1-25 | 26-50 | 51-75 | 76-100 | … | 401-425]
    [отображение 25 записей на странице: меньше | больше | все]

    Отключить MathJax (Что такое MathJax?)

    Ссылки на: arXiv, интерфейс формы, найти, математика, 2110, контакт, помощь (ключ доступа к информации)


    Gueorgui Chelpanov en el Diccionario soviético de filosofía

    без рисунка

    Diccionario filosófico marxista · 1946

    no figura

    Diccionario filosófico abreviado · 1959

    Георгий Иванович Челпанов (1862-1936)

    Psicólogo, filósofo idealista y lógico ruso; profesor de psicología y de filosofía en la Universidad de Kiev (1892–1906) и en la de Moscú (1907-1923).Fundador del Instituto de Psicología de Moscú (1912). Su posición filosófica se aproximaba al neokantismo y al positivismo. «Cerebro y alma» и otros trabajos suyos contienen una crítica al materialismo. En psicología, Chelpánov desarrolló la teoría del «paralelismo empírico» de alma y cuerpo, inspirada en el paralelismo psicofísico de Wundt. Dedicado sobre todo a la psicología экспериментальный, la cultivó partiendo de Principios metodológicos profundamente erróneos (reconocimiento de la autoobservación como única fuente del conocimiento de los fenómenos psíquicos, asignaciónénación.). Después de la Revolución de Octubre, Chelpánov se manifestó contra la Introduction del marxismo en la psicología soviética. En los años de 1923-25, la crítica marxista puso al descubierto el fondo reaccionario de las Concepciones de Chelpánov. Éste es autor de manuales de lógica y de psicolopía. Obras: «Проблема восприятия особого положения в отношениях с теорией априористико-и-де-ло иннато» (2 части, 1896–1904), «Введение в экспериментальную психологию» (1915) и др.

    Diccionario filosófico · 1965: 101

    Георгий Иванович Челпанов (1862-1936)

    Psicólogo, filósofo idealista y lógico ruso.Fundador del Instituto Psicológico de Moscú (1912). En filosofía install próximo al neokantismo y al positivismo . En el libro Cerebro y alma (1900) и другие критические материалы. Выполните принцип экспериментальной психологии, Chelpanov reconocía como única fuente del conocimiento de los fenómenos psicológicos la auto observación y concedía un papel auxiliar al экспериментально. Después de la Revolución de Octubre de 1917, Chelpanov se pronunció contra la Introduction del marxismo en la ciencia psicológica soviética.Es autor de manuales de lógica y de psicología. Obras: Problema de la percepción del espacio en relación con la doctrina de la aprioridad y el innatismo (2 tt., 1896–1904), Введение в экспериментальную психологию (1915) и другие.

    Diccionario de filosofía · 1984: 100-101


    Filosofía en español
    © 2001 filosofia.org Comentarios críticos энциклопедии
    & diccionarios

    Челпанов Г — Учебник Логики Для Гимназий И Са

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 10 по 18 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 27 по 31 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 39 по 50 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 56 по 70 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 78 по 79 не показаны при предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 83 по 88 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 92 по 97 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 107 по 120 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 126 по 133 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Вы читаете бесплатный превью
    Страницы с 139 по 172 не показаны в этом предварительном просмотре.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *