Человек средних лет это сколько – Средний возраст — Википедия

Средний возраст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Средний возраст — возрастной период человека, предшествующий пожилому возрасту. Западные учёные определяют его границы по-разному: начало — от конца третьего десятилетия до 40 лет, конец — от конца четвёртого десятилетия до 60 лет[1].

В возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР в 1965 году, под средним возрастом понимался весь период жизни человека от юношеского возраста до пожилого возраста, однако в нём выделялись два периода: для мужчин — от 22 до 35 лет и от 36 до 60 лет; для женщин — от 21 до 35 лет и от 36 до 55 лет[2]

В периодизации Эрика Эриксона средний возраст отсутствует, однако соответствует начальному периоду восьмой фазы — старший взрослый возраст и старость. Эриксон характеризует эту фазу в целом как период целостности личности либо её раздвоенности, отчаяния[3].

Физиологически средний возраст характеризуется явным проявлением признаков старения: кожа теряет эластичность, волосы седеют, уменьшается рост, возможны значительные изменения веса и соотношения мышц и жировых отложений. С возрастом также падает фертильность. Однако среди людей, ведущих разный образ жизни, может наблюдаться значительное отличие физиологического состояния

[4].

На начало среднего возраста приходится так называемый «кризис среднего возраста» (или «кризис середины жизни»), обусловленный потерей смысла жизни как личных достижений, осознанием конечности жизни и невозможности начать её заново. Способом преодоления кризиса может служить переключение с личных нужд на общественные и обретение нового смысла в служении обществу и будущим поколениям[5].

На средний возраст приходится второй оптимум интеллектуальной деятельности для учёных, философов, политиков; при этом начало периода характеризуется спадом творческой активности этих профессий. В целом наблюдается стабильность интеллекта, при этом вербальная составляющая испытывает значительный подъём. Процесс интеллектуального старения напрямую связан с интеллектуальной активностью: постоянные умственные упражнения позволяют предотвратить снижение интеллектуальных способностей вплоть до 60-летнего возраста

[2].

  1. ↑ Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — 2. — СПб.: Питер, 2006. — 1096 с.
  2. 1 2 Аллахвердов В. М., Безносов С. П. и др. Психология. — 2-е. — Проспект, 2005. — С. 211. — ISBN 5-482-00235-7.
  3. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект-пресс, 2001. — 460 с.
  4. Shephard R. J. Aging and Exercise // Encyclopedia of Sports Medicine and Science / T.D.Fahey (Editor). — 1998.
  5. Аллахвердов В. М., Безносов С. П. и др. Психология. — 2-е. — Проспект, 2005. — С. 211. — ISBN 5-482-00235-7. Цитата: «Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл – в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям»

ru.wikipedia.org

Средний возраст (middle age) — это… Что такое Средний возраст (middle age)?

Хотя некоторые специалисты, изучающие развитие чел., определяют средний возраст как отдельный период жизненного цикла, начинающийся примерно в конце третьего десятилетия жизни и заканчивающийся где-то в конце четвертого десятилетия, другие ученые относят к среднему возрасту период от 40 до 60 лет. Чтобы составить себе более или менее полное представление о чел. среднего возраста, лучше всего охарактеризовать этот период жизни в нескольких аспектах: возрастного развития, физиолог., интеллектуальном, сексуальном, социально-политическом и психол.

Средний возраст как стадия развития. Эрик Эриксон теоретически допускал, что С. в., как и др. периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в С. в. заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исслед. в Австрии, пришла в выводу, что в С. в. люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В С. в. они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.

Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что С. в. — это период, в к-ром повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди С.

в. испытывают убывание физ. силы, физ. выносливости и физ. привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.

Интеллект. Хотя более поздние исслед. Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исслед. возрастных изменений умственной способности (mental ability), к-рый провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исслед. обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей (abilities) вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению (learning ability). Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше — в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность».

Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исслед. женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние (psyche) женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.

Социально-политическая характеристика. Несмотря на то что мы живем в об-ве, к-рое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у к-рых есть деньги, соц. положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физ. активы. С. в. — это период, когда женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практ. умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с мужчинами среднего возраста, с к-рыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исслед. старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены об-ва, вносящие важный вклад в качество жизни и в промышленных, и в аграрных культурах.

Психологическая характеристика. Так называемый кризис середины жизни, переживаемый некоторыми людьми среднего возраста, может быть следствием того, что они рассчитывали на дивиденды с долгой и преуспевающей жизни, имели благоприятные возможности реализовать мечты, а в итоге обнаруживали, что получили слишком мало. Конечность жизни начинает все более ясно осознаваться в С в., и сознание того, что уже поздно начинать все сначала, менять работу, семейную жизнь и свои привычки, причиняет многим страдания.

См. также Развитие взрослых, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни

Н. Р. Хаймовиц

.

dic.academic.ru

Кризис среднего возраста — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кризис среднего возраста — долговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»).

Экстремализация постоянно вялотекущего синдрома существования, происходит в возрастном интервале 30 – 50 лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности и жизненного пути. Активная фаза синдрома существования в кризисе среднего возраста называется тотальная смысловая девальвация. [1]

Симптомы усугубляются ухудшением физического состояния: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, морщины, провисание кожи, выпадение волос, снижение востребованности у противоположного пола

[2][3][4][5][6].

Обессиливание, угнетённые состояния, депрессия в большой или малой интенсивности становится периодическим явлением в зависимости от жизненной ситуации. Наряду с депрессивным состоянием у человека могут наблюдаться витальные подъёмы.[1]

Обострение кризиса синдрома существования может сопровождаться какими-то резкими и внезапными жизненными решениями, поворотами, а также может характеризоваться учащением периодичности угнетения, его углублением, утерей непосредственно-ситуативных причин угнетения.

Человек в период кризиса среднего возраста может чувствовать внутренние опустошение. [1]

  • Отказ от достигнутого, несмотря на положительную оценку достижений окружающими
  • Потеря интереса ко многим, ранее значимым, сторонам жизни
  • Смена круга референтных лиц: более значимым может стать мнение случайных людей
  • Изменение ценностных ориентиров
  • Более свободное, эксцентричное поведение[7]
  1. 1 2 3 В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 – 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.
  2. ↑ MedlinePlus. Minaker, K. L., Dugdale, D. C., III MD, & Zieve, D., MD. (2011)
  3. ↑ Erik H. Erikson, Joan M. Erikson, The Life Cycle Completed: Extended Version (W. W. Norton, 1998)
  4. ↑ Obstetrics and Gynecology Recall (неопр.). Lippincott Williams & Wilkins (1 January 2005).
  5. ↑ Products — Data Briefs — Number 193 — March 2015 (неопр.). Cdc.gov. Дата обращения 15 июня 2016.
  6. ↑ PsycNET — Option to Buy
     (неопр.)
    .
  7. Марина Мелия. Бизнес — это психология: Психологические координаты жизни современного делового человека. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 301 с. — (Серия 15.MUST.READ). — ISBN 978-5-9614-4673-9.
  • Стайн М. (исп.)русск.. В середине жизни. Юнгианский подход = In Midlife: A Jungian perspective. — М.: Когито-Центр, 2009. — 160 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-270-8.
  • Холлис Дж. Перевал в середине пути: Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни. — М.: Когито-Центр, 2013. — 206 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-350-7.
  • Холлис Дж. Обретение смысла во второй половине жизни: Как наконец стать по-настоящему взрослым = Finding meaning in the second half of life. — М.: Когито-Центр, 2012. — 334 с. — (Юнгианская психология). — ISBN 978-5-89353-358-3.
  • В. И. Красиков. Синдром существования : Монография. — М . – Берлин : Директ — Медиа, 2014. — С. 40 — 41. — 260 с. — ISBN 978 – 5 – 4475 – 3803 – 3.

ru.wikipedia.org

Когда начинается средний возраст? | Наука | ИноСМИ

Средний возраст — понятие, о котором много говорят, но определить наступление которого трудно. В соответствии с данными о средней продолжительности жизни финнов, середина жизни приходится примерно на 40 лет. Исходя из этого, средний возраст ассоциируется именно с этим периодом жизни.


Однако один только возраст не дает полной картины. Средний возраст можно рассматривать как понятие, связанное с жизненной ситуацией или периодом жизни, во время которого происходят физические изменения.


Нахожусь ли я в среднем возрасте, если внешний вид стал меня беспокоить, хотя мои дети пока еще ходят в детский сад? Как влияет на понятие среднего возраста то, что период молодости становится более продолжительным, и финны живут все дольше? Когда начинается средний возраст? Когда он заканчивается и переходит в старость?


Средний возраст — лучшее время человека


Почетный профессор психологии Университета Ювяскюля Леа Пулккинен (Lea Pulkkinen) отмечает, что определение возрастных границ среднего возраста не является принципиальным. Понятия, определяющие этапы жизни, имеют значение только тогда, когда они связаны с переходом от одного жизненного этапа к другому — например, от юности к зрелости. При этих переходах что-то теряется, но и что-то новое приходит на смену.


В психологии существует понятие задач развития в среднем возрасте, которые свидетельствуют о переходе на новый жизненный этап. Такими задачами является, например, забота о детях и их поддержка, гражданская ответственность, наличие работы и достижение благосостояния, налаживание человеческих отношений.


Нет причин бояться наступления среднего возраста. Наоборот, средний возраст во многих отношениях является лучшем временем жизни человека, так называемым «prime time». Это показывают международные исследования, доказательства представлены и в исследовании Пулккинен «От детства до зрелости», в ходе которого она вела наблюдение за группой 8-летних детей, родившихся в 1959 году вплоть до достижения ими возраста 50 лет.


«В среднем возрасте люди обычно довольны своей жизнью. В жизни людей, приближающихся к 50-летию, не наблюдается спадов. Наоборот, социальное благополучие и у женщин, и у мужчин только возрастает», — говорит Пулккинен.


Понятие кризиса среднего возраста истолковывают неверно


Пулккинен критикует широко используемый термин «кризис среднего возраста». В теории психоаналитика Эрика Эриксона (Erik Erikson) об этапах жизни человека понятие кризис используется для того, чтобы отразить размышления людей среднего возраста о развитии нового поколения.


«Кризис среднего возраста является противоречивым мифом в том виде, как о нем повсеместно говорят. Он имеет негативный оттенок, его легко отождествляют с вопросами климактерического возраста, и таким образом упрекают, в частности, женщин в том, что они больше не могут иметь детей. Это неправильно, потому что в этом возрасте женщины обычно расцветают и проявляют активность и свои таланты в разных сферах жизни», — делает вывод Пулккинен.


Delfi.lt
Hufvudstadsbladet
Atlantico
По мнению Пулккинен, возрастная дискриминация и идеализация юности вызывают много проблем: молодые женщины и матери маленьких детей должны разрываться между домом, работой и общественной жизнью, а женщины среднего возраста больше не считаются пригодными ни для чего.


Возраст не всегда говорит о жизненной ситуации. Все больше 40-летних и даже 50-летних становятся родителями маленьких детей и живут жизнью молодых родителей. Многие этапы, ассоциируемые со средним возрастом, приходят позже или постепенно.


Пулккинен приводит в пример себя: в 77 лет она работает полный рабочий день и ощущает себя женщиной среднего возраста, а не старухой.


Возраст человека редко имеет существенное значение


Профессор геронтологии Марья Юлхя (Marja Jylhä) из Университета города Тампере говорит, что она, как никто другой, может точно определить, когда наступает средний возраст и когда он заканчивается.


«Эти возрастные этапы созданы самим обществом, они отражают привычный образ мысли. Они не определены никакими естественными науками и биологией или законами и постановлениями».


Юлхя говорит, что есть только один межевой столб, который четко связан с возрастом человека — это пенсионный возраст, который начинается в 65 лет. С этого возраста финны даже начинают говорить о старости.


«Но геронтологи считают, что в этом возрасте старость вовсе не начинается!» — настаивает Юлхя.


Юлхя считает, что в наше время 30-летнего вряд ли можно причислить к людям среднего возраста, но 40-летний начинает приближаться к этому периоду жизни.


«Но каким понятием можно охарактеризовать возраст 30-40 лет? Я предвижу, что, так же как и понятие подростков, которое появилось когда-то в 1950-е годы, у нас появится новое понятие, связанное с новой возрастной группой. Например, финны пенсионного возраста представлены людьми от 65 до 100 лет. Но это разные вещи — быть 65-летним и 95-летним», — размышляет Юлхя.


С другой стороны, исследователи, изучающие вопросы старения, вообще с сомнением относятся к классификации людей по возрастному принципу.


«Ситуации в обществе, когда возраст человека является действительно определяющим, очень редки», — напоминает Юлхя.


С точки зрения биологии, среднего возраста не существует


Все становится гораздо проще, если смотреть с позиции эволюционной биологии. Доцент эволюционной биологии Маркус Рантала (Markus Rantala) из Университета города Турку рассказывает, что с точки зрения биологии жизненные пути мужчины и женщины содержат разные этапы, поэтому идея среднего возраста здесь неуместна.


«С точки зрения биологии, у женщины вообще нет среднего возраста. Есть детство, юность, детородный возраст и возраст после наступления менопаузы. В этот последний период женщина переходит от способности к размножению к заботе о своих детях, чтобы обеспечить им возможность продолжать род».


Рантала говорит, что исследования показали, что помощь бабушек в воспитании внуков имеет большое значение для рождения потомства и его выживания. Однако нет доказательств того, что такое же значение имеет наличие дедушек.


Рантала считает, что с точки зрения эволюционной биологии средним возрастом мужчины можно считать примерно 30 лет, когда гормональный уровень, который находится на высоком уровне, начинает постепенно падать.


«Таким образом, можно сказать, что средний возраст мужчины начинается примерно с 30 лет и продолжается до тех пор, пока он сохраняет способность к продолжению рода. Затем наступает старость, поскольку он не может оказывать влияния «на рынок размножения».


Но у исследователя есть свой личный взгляд на то, что такое средний возраст.


«Когда мне было 25 лет, я думал, что средний возраст наступает с 30. Когда мне было 35, я думал, что он начинается с 40. Сейчас, когда мне исполнилось 40, я думаю, что он начинается в 45. Но область моих исследований по этому поводу ничего сказать не может. Поэтому средний возраст — скорее ощущение, чем биологический возраст», — усмехается Рантала.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Средний возраст — лучшее время человека

Новости

Московская скорая помощь вошла в тройку самых эффективных в мире
Московская служба скорой помощи заняла второе место по эффективности среди коллег в мегаполисах мира, сообщили представители международной консалтинговой компании PwC на презентации международного исследования «Анализ эффективности организации оказания скорой медицинской помощи в мегаполисах мира».

 

 

Мнения

Сергей Васильев, facebook.com
Каких денег нам не хватает?

Нужны ли сейчас инвестиции в малый бизнес и что действительно требует вложений

За последние десятилетия наш рынок насытился множеством современных площадей для торговли, развлечений и сферы услуг. Если посмотреть наши цифры насыщенности торговых площадей для продуктового, одёжного, мебельного, строительного ритейла, то мы увидим, что давно уже обогнали ведущие страны мира. Причём среди наших городов по этому показателю лидирует совсем не Москва, как могло бы показаться, а Самара, Екатеринбург, Казань. Москва лишь на 3-4-ом месте.

Иван Засурский
Пост-Трамп, или Калифорния в эпоху ранней Ноосферы

Длинная и запутанная история одной поездки со слов путешественника

Сидя в моём кабинете на журфаке, Лоуренс Лессиг долго и с интересом слушал рассказ про попытки реформы авторского права — от красивой попытки Дмитрия Медведева зайти через G20, погубленной кризисом Еврозоны из-за Греции, до уже не такой красивой второй попытки Медведева зайти через G7 (даже говорить отказались). Теперь, убеждал я его, мы точно сможем — через БРИКС — главное сделать правильные предложения! Лоуренс, как ни странно, согласился. «Приезжай на Grand Re-Opening of Public Domain, — сказал он, — там все будут, вот и обсудим».

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне «ыыы». Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа — госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз — совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми — на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Психология среднего возраста — Психологос

На протяжении десятилетий отечественная психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. Развитие личности в период зрелости является одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем. Неоднозначность терминологии, размытость временных границ и описаний этапов взрослости и конкретно периода середины жизни указывают на сложность, неразработанность данной проблемы. В зарубежной психологии в основном представлены описания случаев из психотерапевтической практики (Холлис Дж., 2002; Шихи Г., 1999; Юнг К.Г., 1996; Ялом И., 2004 и др.). В отечественной психологии средний возраст (зрелость) в основном изучался с точки зрения профессионально-личностного развития в русле акмеологии (Бодалев А.А., 1999; Деркач А.А., Зазыкин В.Г., 2003 и др.). Однако наблюдается явный дефицит эмпирических исследований, посвященных изучению личностных характеристик проживания периода середины жизни (35-45 лет).

Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

​​​​​​​Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста. Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин. Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.

Эрик Эриксон теоретически допускал, что средний возраст, как и другие периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в среднем возрасте заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе — на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исследовний в Австрии, пришла в выводу, что в среднем возрасте люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В среднем возрасте они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии.

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния. Например, молодой человек после службы в армии чувствует себя намного взрослее сверстников, которые в армии не служили. Существуют и так называемые профессиональные границы у летчиков, операторов определенных производств и т.п. По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста. Поэтому очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить этапы максимального расцвета личности – акме. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже 80 лет. У некоторых людей таких «взрывов—подъемов» может быть даже несколько.

Для более глубокого понимания особенностей психологии лиц среднего возраста рассмотрим некоторые другие наиболее важные характеристики.

Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что средний возраст — это период, в котором повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди среднего возраста испытывают убывание физической силы, физической выносливости и физической привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений.

Интеллект. Хотя исследования Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исследований возрастных изменений умственной способности, который провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исследования обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению. Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как «цифровые символы» и «складывание объекта», и гораздо меньше — в показателях субтестов «словарь» и «общая осведомленность».

Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исследованиях женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система.

Что касается психологического развития, то исследования обнаруживают существенные позитивные изменения личности взрослых, продвигающихся с возрастом к более высоким уровням компетентности, наличие которых доказали Б.Инельдер и Ж.Пиаже в «Развитии логического мышления», более высоким стадиям морального развития по Л.Колбергу, мотивационным побуждениям высшего порядка в том виде, как их описал К.Кулен, и, как предполагает Р.Вейлант, даже к иным видам защитных механизмов, используемых в трудных ситуациях. В условиях стресса люди зрелого возраста не теряют бодрого расположения духа, оказывают помощь другим, думают о будущем и не спешат реагировать на текущие неизбежные конфликты. Для взрослого возраста характерно и социальное развитие.

Самоотношение и его место в структуре личности. Разработке данного вопроса посвятили свои работы В.В. Столин, И.С. Кон, Р. Бернс и др. В отечественной и зарубежной психологии самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. При позитивном самоотношении наблюдаются принятие человеком собственной личности в целом, переживание чувства уверенности в себе, ощущение ценности своего «Я». Негативное самоотношение сопровождается стремлением человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, выраженной внутренней конфликтностью, неадекватной самооценкой, интенсивным использованием защитных механизмов.

Ценностно-смысловая сфера. Осмысленность жизни рассматривается как энергетическая характеристика смысловой сферы, мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл. Смысловая сфера личности характеризуется отношением человека к себе, окружающему миру, собственному прошлому и будущему, осмыслением жизни и смерти в целом; обеспечивает субъектную активность личности, развивается и усложняется при включении личности в различные сферы общественной деятельности. Смысл жизни рассматривается как интегрирующее образование в психическом развитии человека, которое позволяет ему преобразовать представления о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни личности. Этот аспект жизни рассматривали в своих работах А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, А.Н.Леонтьев, В.Франкл и др.

Социально-политическая характеристика. Несмотря на то, что мы живем в обществе, которое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у которых есть деньги, социальное положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физические активы. Средний возраст — это период, когда зачастую женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практических умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с некоторыми мужчинами среднего возраста, с которыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исследования старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены общества, вносящие важный вклад в качество жизни.

Исследования психологических особенностей лиц среднего возраста в разных странах дают различные результаты. Наиболее известные работы в этой области представил Рональд Кесслер, социолог и стипендиат Исследовательского фонда Дж. Д. и К.Т. Мак-Артуров, занимающийся вопросами гармоничного развития человека в среднем возрасте (MIDMAC, Foundation Research Network on Successful Midlife Development), а также главный менеджер научных проектов Центра социальных исследований (Institute for Social Research) при Мичиганском университете. Р.Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Изучая статистические данные по населению США, приходишь к выводу о том, что лучший возраст для человека — 50 лет. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе? Уровень общего дистресса низкий: число депрессивных и тревожных состояний достигает минимума примерно в 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы деятельны… Ваши семейные отношения устоялись, и вероятность развода очень невелика. Середина жизни — это «то самое», к чему вы стремились. Вы можете посвящать свое время бытию, а не становлению» [32, 17].

Исследователи, которые разделяют точку зрения Р.Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно, по мере того как на смену юношеским мечтам о славе, богатстве, личных свершениях и красоте приходят более реалистичные ожидания.

В чем заключается суть этого процесса у людей среднего возраста? Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Причем, как говорит К.Рифф, «чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными». Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая какие-то трудности, чаще сравнивает себя с людьми, находящимися в худшем положении.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем, это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере. У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако, это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Поэтому, вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

www.psychologos.ru

Средний возраст человеческой жизни. Границы среднего возраста.

Психическое развитие человека проходит очень сложным путем, даже если не учитывать индивидуальных особенностей развития. Однако, на­чиная от пренатального периода вплоть до поздней старости, можно на­блюдать некоторые фазы развития, имеющие свои специфические черты. Предполагают, что каждая последующая фаза подготавливается предыдущей фазой. Но в каждой фазе отмечается как процесс дифференциации, так и процесс интеграции; (например, восприятие ново­рожденного вначале бывает ограничено лишь основными ощущениями света, тепла, холода, аппетита и т. д., которые вначале бывают хаотиче­скими, недифференцированными. Как только они начинают дифферен­цироваться – наступает и интеграция – восприятие предмета как цело­го). Но эти процессы происходят у совершенно определенного индиви­да, который в ходе своего развития создается, формируется и преобразуется – имеет место процесс индивидуализации.

Научные работники до сих пор не пришли к единой периодичной схеме развития человека. Это невозможно сделать уже и потому, что и точки зрения, решающие вопрос об этих периодах, не являются одно­родными. (Сравни, например, исследование Э. Бергиуса “Entwicklung und Stufenfolge”, «Учебник психологии» 3 ч.).

Приведем в качестве иллюстрации сравнение двух известных экспе­риментов – один чешский – проф. Б. Пржигоды, а второй представляет собой периодизационную схему Э. В. Харлок.

Проф. В. Пржигода:

1. Антенатальное развитие:

а)  зародышевый и эмбриональный период от 0-3 лунных месяцев;

б) фетальный период от 4 до 7 месяцев;

в) пренатальный в узком смысле слова от 8 до 10 месяцев.

II. Первое детство.

1. Период раннего детского возраста:

а) натальный период от 0 до 10 дней;

б) период новорожденности от 10 до 60 дней;

в) период грудного возраста от 2 до 12 мес.

2. Младший ранний детский возраст от 1 до 2 лет и старший ранний детский возраст от 2 до 3 лет.

III. Второе детство.

1. Дошкольный период, длящийся до появления постоянных зубов от 3 до 6 лет.

2. Препубертатный период от 6 до 11 лет.

IV.Пубертатный период от 11 до 15 лет.

V. Гебетический период.

1. Постпубертатный от 15 до 20 лет.

2. Зрелость от 20 до 30 лет.

VI. Жизненная стабилизация и кульминация от 30 до 45 лет.

VII. Средний возраст (начинающаяся инволюция) от 45 до 60 лет.

VIII. Сенильный период.

1. Старение от 60 до 75 лет.

2. Старческий возраст от 75 до 100 лет.

Э. Б. Харлок:

1. Пренатальный период от зачатия до рождения.

2. Период новорожденности – от момента рождения до конца 2-й не­дели.

3.  Начальное детство от конца 2-й недели до конца 2-го года.

4. Раннее детство от 2 до 6 лет.

5. Позднее детство от 6 до 10-12 лет.

6. Пубертатный или преадолесцентный период от 10-12 до 13-14 лет.

7. Период ранней адолесцентности (юности) от 13-14 до 17 лет.

8. Период поздней адолесцентности (юности) от 17 до 21 года.

9. Ранная зрелость от 21 до 40 лет.

10. Средний возраст от 40 до 60 лет.

11. Старость или старение от 60 до смерти.

Средний возраст человеческой жизни значительно увеличился. По­этому Всемирная Организация Здравоохранения решила установить другую периодизацию взрослого возраста и последующих жизненных этапов, которая соответствует этому удлинению человеческой жизни и новым, как научным, так и статистическим фактам: средний возраст – 45-60 лет, старение – 60-75 лет, старость – 75-90 лет, старчество – 90-

VIII. Короткий обзор главных периодов развития человека

Не принимая во внимание того, какой из этих периодизационных экспе­риментов является более правильным, мы приводим весьма упрощенное описание основных этапов жизни человека.

Период раннего детства до 3 лет

Тотчас же после рождения реагируют рецепторы вестибулярного аппа­рата (удерживание равновесия тела), отмечаются живые реакции на теп­ло, холод; функционируют вкусовые рецепторы; в возрасте 10-12 дней появляются сосательные движения, если ребенку придать положение, обычное при кормлении (первый условный рефлекс). Естественный зри­тельный и пищевой рефлекс создаются около третьего или в начале чет­вертого месяца. С пятого месяца функционируют уже все анализаторы.

В 3 мес. ребенок уже узнает мать, протягивает руки, смеется, «дела­ет ладушки», в 4 мес. держит головку. В 6 мес. поворачивается на спину, держится за протянутые пальцы и подтягивается, стараясь сесть.

 

vprosvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *